Суриков писатель краткая биография. Краткая биография сурикова василия ивановича самое главное

Суриков - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Даргомыжский, П.Чайковский.


Иван Захарович Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.

В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И.Дмитриева, Н.Цыганова, А.Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.

Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.

В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А.Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.

Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».

Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А.Кольцова, Т.Шевченко, Н.Некрасова, И.Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы…

Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).

В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).

После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).

Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.

Иван Захарович был женат на М.Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.

Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как , А. Даргомыжский, .
Иван Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.
В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И. Дмитриева, Н. Цыганова, А. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.
Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.
В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А. Плещеевым , который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.
Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.
Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».
Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А. Кольцова, Т. Шевченко, Н. Некрасова , И. Никитина , ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы.
Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).
В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).
После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).
Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.
Иван Захарович был женат на М. Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.
Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Иван Захарович Суриков - одаренный поэт-самоучка, выдающийся представитель самобытной плеяды поэтов-самородков (таких как Тарусин, Дерунов, Раззоренов), вышедших из народных масс и развивавшихся на русской земле в пореформенную эпоху, а точнее говоря, в ее первое десятилетие.

Тяжелые жизненные условия поспособствовали преждевременной смерти поэта. Он не успел в полной мере проявить свой талант.

Биография Сурикова берет свое начало с 1841 года. В небольшой деревне Новоселово, Юхтинская волость, Углицкий уезд, Ярославской губернии 25 марта родился будущий поэт. Его отцом был оброчный крестьянин - он проживал в Москве, куда еще в молодости подался на заработки, и где пребывал на побегушках. Он был назначен приказчиком «по овощной части», а спустя некоторое время открыл собственную лавочку. Отец Сурикова редко навещал жену с детьми.


Иван СуриковБудущий поэт рос тихим, слабым и болезненным мальчиком. До 9 лет Иван жил в маленькой деревушке, которая оставила на всю жизнь в нем неизгладимый отпечаток своим мирным и простым укладом, красотами, - в будущем, в стихотворениях поэта часто будут встречаться деревенские мотивы.

1849 год - Иван с матерью переезжает в Москву к отцу. Шумная городская жизнь, характеризующаяся отсутствием простора, отравленным и удушливым воздухом, произвела негативное впечатление на Ивана. Он еще больше «закрылся» в себе, стал тихим и запуганным.

В 10 лет его отдали для обучения грамоте двум пожилым дамам давнего купеческого рода, который разорился. Одна из сестер Финогеновых выучила Сурикова чтению, письму, церковной и гражданской азбуке, а другая, более религиозная женщина, поведала о бытии святых, подвижников. Сказания оказали на ребенка настолько сильное влияние, что мальчик иногда грезил о спасении души и предавался мечтам об иночестве.

Иван, как и любая даровитая личность, едва обучившись грамоте, с жадностью принялся читать разнообразные книги - сказки, романы, путешествия. Он прочитал басни Дмитриева, романы Мерзлякова и даже песни Цыганкова. При знакомстве со стихотворениями будущий поэт (по собственному признанию) ощутил необъяснимую тягу к поэзии. Суриков привык изучать грамоту «на старинный лад» (нараспев). Он не читал стихи, а распевал. На долгие годы осталась данная привычка у Ивана Захаровича, пригодившаяся стихотворцу на начальном этапе пути: Суриков долгое время проверял размер стихов с помощью пения. Только после знакомства с теорией стихосложения поэт оставил подобный «натуральный» метод проверки правильного написания стихотворений.

В одном доме с Иваном Захаровичем проживал мелкий чиновник Ксенофонт Добротворский - «отставной семинарист». С виду хмурый пессимист и неудачник, но по натуре добрейшей души человек, он обладал недурным собранием книжонок. Он то и пристрастил еще более Сурикова к чтению.

Когда мальчик подрос, отец поспешил засадить его за овощной прилавок, чтобы он был полезен в торговле. Суриков старший хотел искоренить склонность сына к чтению и предотвратить дальнейшие знакомства с интеллигентными лицами у Добротворского.



Гнет строгого отца тяжелым образом сказывался на Сурикове, но он не спешил бросать свое любимое дело и украдкой читал урывками все, что попадалось под руку. Вскоре его смутное влечение к поэзии выразилось в виде стихотворения, сочиненного под сильным впечатлением от пожара, произошедшего в их жилище. Добротворский прочитав первое творение Сурикова, сказал: «Дерзай юноша!». Окрыленный похвалой из уст непогрешимого, по мнению начинающего поэта человека, Иван написал следом ряд пьес.

В сохраненных произведениях талантливого автора уже тогда прослеживался талант, светились неподдельные чувства, излучалась теплота, несмотря на, казалось бы, незрелость творений. Юный возраст давал о себе знать - сочинительства Сурикова обладали некоторыми недостатками - неточность образов, отсутствие пластичности и простоты, подражание, в редких случаях манерность. Чрезвычайно сложно было работать над недостатками и усовершенствовать стиль, живя в условиях постоянного гнета отца. Малообразованный юнец врожденным поэтическим инстинктом чувствовал недочеты своих творений, но, к сожалению, не имел ясных представлений в данном вопросе.

1857 - Сурикову исполнилось 16 лет. Из сочиненных им произведений образовалась довольно-таки объемистая тетрадка. По совету друзей Иван отнес свои сочинения с рекомендательным письмом профессора Рулье К.Ф. к одному русскому поэту. И тот принял теплое участие в судьбе будущего поэта, указав на имеющиеся недостатки, и дав советы как избежать ошибок в будущем. Но другой поэт нелицеприятно отозвался о творениях Сурикова. Это был резкий, безжалостный отзыв, который не мог не отразиться на несформировавшемся молодом таланте. Однако такая реакция на его произведения не сломила юного поэта, он не забросил занятий, а наоборот стал относиться намного строже и серьезнее к своему творчеству. Суриков начал трудиться над обрабатыванием формы стиха, над звучностью, краткостью и плавностью стихотворений.


Упорный труд со временем привел поэта к художеству образов и простоте. Данный жизненный период Ивана совпал с расцветом торговли у отца, открывшего дополнительную лавку значительно крупнее первой. Суриков хоть и просиживал много времени за прилавком, но все же находил свободные часы для занятия любимым делом. Вскоре его отец, возбужденный успехом, и мечтавший незамедлительно разбогатеть, начал играть на скачках; дела при этом приняли нехороший оборот. Чтобы забыться, Суриков старший стал пить, и это его разорило окончательно и бесповоротно. Сначала закрыли большую лавку, затем малую. Отец уехал обратно в деревушку, а Суриков вынужден был стать подручным у своего дяди, капризного и придирчивого старика, имевшего также овощную лавку. У брата отца жизнь протекала гораздо хуже, чем прежде - Сурикову приходилось ежедневно заметать лавку, обслуживать покупателей, осуществлять развозку товаров на тачке.

В сложные времена Иван забросил любимое чтение и был вынужден прекратить совершенствовать собственное дарование. Жизнь у дяди становилась все невыносимее, поэтому Суриков принял решение продать небольшие пожитки и, собрав небольшую сумму, снять маленькое помещение за 10 рублей на Тверской. Вместе с матерью они скупали и продавали лом, медь, железо и тряпье. Торговля шла довольно бойко в особенности при продаже древесного угля, а затем и каменного.

1860 год - знаменательная дата. Иван Захарович Суриков женился на сиротке Ермаковой. Супруги прожили счастливо до конца своих дней.

Самостоятельность Ивана позволила ему вернуться к своему любимому занятию. В этот период он знакомится с поэтом Плещеевым, который признал в опытах молодого поэта зачатки истинного таланта, отнесся к Сурикову сочувственно и предложил ему дальнейшее сотрудничество и посоветовал далее самообразовываться.

Плещеев передал самые удачные произведения Ф.Б. Миллеру - редактору «Развлечения». Первое стихотворение опубликовали в 1863 в этом журнале. Воодушевленный успехом, Иван Захарович намного строже стал относиться к собственным творениям. При участии Плещеева он усердно работал над преображением стиха и формы.



Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова - ТОНКАЯ РЯБИНА...
"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"
- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.
Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.
Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.
Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.
Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".
1864

Со временем сложная жизнь Ивана Захаровича Сурикова стала налаживаться. Но поэта ожидал удар судьбы - смерть матери. Вскоре отец приехал из деревни и поселился у сына, ведя нетрезвую жизнь. Суриков старший женился на раскольнице, оказавшейся сварливой женщиной с тяжелым характером. Ивану пришлось уйти от отца вместе с женой. С этого момента началась тяжелая жизнь, полная лишений, страданий и скитаний в сопровождении с постоянными поисками работы. Поэт испробовал множество профессий - переписчик, ученик в типографии. Он возвращался в качестве подручного к своему дяде. Проработав несколько дней в типографии, Иван заболел и слег.

В связи с неимоверной нуждой семья Суриковых вынуждена была распродать и заложить все. Жизненные обстоятельства настолько были тяжелыми, что Суриков, оправившись немного от болезни, подумывал даже о самоубийстве. Мачеха Ивана, обобравши его отца, ушла, и тогда поэт вновь поселился у отца, и принялся за торговлю и сочинительство.

Произведения одаренного автора стали появляться в журналах: «Воскресный досуг», «Развлечения», «Иллюстрированная Газета». За пройденный жизненный этап талант Сурикова покрепчал, принял определенное направление. Известность даровитого поэта значительно возросла, но печатали автора не всегда охотно. По этому поводу Суриков писал И.Г. Воронину в 1872:

«Если бы я поведал тебе все мои литературные неудачи, ты бы, наверное, сказал: как тебя угораздило не пасть до сих пор духом и вынести все тяжбы и горести?.. Да вот как-то устоял же... Только робкий человек остается сидеть дома».

В 1870 одно из стихотворений Ивана Захаровича напечатали в «Деле». С этих самых пор Сурикова, поощряемого издателем Благосветловым, стали часто печатать.

1871 знаменуется выходом в свет первого собрания стихотворений Сурикова.

Иван Захарович Суриков, являясь поэтом-самоучкой, искренне и сочувственно относился к самородкам, вышедшим из народа и гибнущим под тяжестью невыносимых житейских условий. Для поднятия их духа и веры в себя поэт, посредством публикации, призывал поэтов-страдальцев сгруппироваться и выпустить свой сборник. Множество авторов ответили на призыв Сурикова. И главный поэт-самоучка организовал кружок членами, которого стали Дерунов, Кондратьев, Тарусин, Григорьев, Раззоренов, Козырев, Радиенов и другие.

В 1872 полный энергии, оживления и обмена мыслей - кружок издал свой первый альманах под названием «Рассвет». Это были лучшие годы Сурикова. Он написал за этот период целый ряд былин, поэм и сказаний: «Богатырская жена», «Садко» (1872), «Василько», «Казнь Стеньки Разина», «Канут Великий», «Удалой» и «Правеж». Бесценное наследие для будущих поколений было пополнено стихотворениями для детей, характеризующимися простыми образами, теплом и свежестью. Его творения печатались в «Семье и Школе», «Детском Чтении», «Сборниках А.Н. Якоби, «Воспитании и Обучении».



Небольшие картины природы прекрасно поддаются Ивану Захаровичу, описанные в стихах: «На берегу», «В воздухе смолкает», «На дороге», «На одре», «Весной», «На чужбине». Также стихотворения «От деревьев тени», «Ночью», «Помнишь: были годы», «Сон и пробужденье» и «У могилы матери».

«...Грустны песни мои, как осенние дни: звуки их - шум дождя, за окном ветра вой. То рыданья души, то стоны в груди больной».

В 1875 увидело свет 2 издание «Сборника стихотворений» Сурикова, которое довольно быстро разошлось. О поэте заговорили критики, не всегда сочувственно, но вполне серьезно. Они признали в Сурикове несомненный талант. «Общество любителей русской словесности» в Москве выбрало Ивана Захаровича в свои члены.

С 1879 у Ивана Захаровича начала развиваться чахотка.

В 1877 вышло третье издание произведений у Солдатенкова. За вырученные средства весной 1878 по совету врачей Иван Захарович отправился лечиться в кумысолечебное учреждение в Самарских степях.

1879 - поэт проживает в Крыму с целью излечения. Но как, оказалось, было слишком поздно - болезнь начала прогрессировать, и дни талантливого автора были сочтены.

24 апреля 1880 года Иван Захарович Суриков умер. На этом заканчивается биография талантливейшего стихотворца. Похоронен поэт в Москве на Пятницком кладбище.

В 1910 году, в Москве и других регионах, литературными обществами отмечалась дата 30-летия со дня смерти Сурикова. На могиле поэта был воздвигнут памятник.

Стихи Сурикова пережили 4 издания. Последняя публикация была самой лучшей (1885), в нее помещен расширенный биографический очерк жизни Ивана Захаровича, написанный

Суриков Иван Захарович

С уриков (Иван Захарович) - даровитый поэт-самоучка (1841 - 1880). Родился в деревне Новосёлово, Углицкого уезда, Ярославской губернии; сын оброчного крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего собственную овощную лавку. Сын его был отдан на десятом году для обучения грамоте к двум пожилым девушкам из разоренного купеческого рода - Финогеновым. Они ввели своего ученика в область житий святых "подвижников", так что он порой мечтал об иночестве, о спасении души в лесных дебрях или в тихой матери-пустыне. Он выучил также несколько романсов , песен Цыганкова, басен . Привыкнув учиться грамоте на распев, мальчик распевал и эти стихи и смутно почувствовал влечение к поэзии. Манера читать стихи на распев осталась у него на всю жизнь, и когда он сам начал творить, то долго проверял размер стихов пением, пока не усвоил окончательно теорию стихосложения. К чтению еще более приохотил Сурикова живший в одном доме с ним мелкий чиновник, бывший семинарист, имевший много книг. Как только отец заметил, что сын может быть полезен ему в торговле, он поспешил поставить его за прилавок и вместе с тем вооружился против излишней, по его мнению, склонности сына к книжной мудрости. Несмотря на строгости отца, Суриков не только продолжал усиленно читать всевозможные книги, но, под сильным впечатлением пожара, случившегося в их доме, написал свое первое стихотворение, одобренное Добротворским. За этим опытом последовал целый ряд пьес, которые Суриков писал преимущественно в форме песен. Под строгим надзором отца Сурикову жилось плохо, особенно, когда дела отца пошатнулись, и он стал выпивать. В 1860 г. Сурикову сосватали невесту по сердцу, с которой он обвенчался и жил счастливо до конца жизни. Вместе с тем ему удалось познакомиться с , который, признав в опытах Сурикова следы таланта, поощрил его к дальнейшему творчеству и передал несколько его стихотворений , редактору "Развлечения". Первая пьеса Сурикова появилась в печати в 1863 г. Успех окрылил поэта, строже, с тех пор, относившегося к своим произведениям и, при теплом участии Плещеева, все более совершенствовавшегося в форме. Между тем дела отца приняли окончательно дурной оборот, к тому же он вступил во второй брак с раскольницей; Сурикову пришлось уйти от отца, служить в лавочке дяди, быть наборщиком, торговать углем и железом. Это довольно скоро подорвало его здоровье и силы и ярко отразилось на его творчестве. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, то оплакивая невеселую крестьянскую долю, то скорбя о погибших в жизненной борьбе силах, об узниках, об униженных и оскорбленных, то мучаясь людским бессильем вообще и своим в частности. Настоящий, непосредственный лирик, Суриков проявляет много искренности и задушевности там, где дело касается той среды, из которой он вышел, впечатлений детства и юности, любви к матери, которую он обожал. Вне этого Суриков впадает в риторику, перестает быть самим собой, подражает , Михайлову-Шеллеру. У Сурикова есть прекрасные картины природы ("В воздухе смолкает", "На одре", "На чужбине", "От деревьев тени", "Сон и пробуждение", "Помнишь: были годы", "У могилы матери", и др.). Характер своей поэзии Суриков определяет в следующем восьмистишии: "Мне доставались нелегко моей души больные звуки, страдал я сердцем глубоко, когда слагалась песня муки. Я в песне жил не головой, а жил скорбящей душой, - и оттого мой стон больной звучит тяжелою тоской". В другом стихотворении он говорит, что его песни грустны, "как осенние дни. Звуки их - шум дождя, за окном ветра вой: то рыданья души, стоны груди больной". С начала семидесятых годов стихотворения Сурикова стали появляться в "Деле" и "Вестнике Европы". В 1871 г. вышел первый небольшой сборник его стихотворений. Московское общество любителей российской словесности избрало его в свои члены. Но дни поэта были сочтены; он медленно таял, ему не помогло пребывание на востоке России в кумысо-лечебном заведении, и он скончался от чахотки. Стихотворения Сурикова выдержали 4 издания. Лучшее из них последнее, где помещен и подробный биографический очерк поэта, написанный другом его, Н.А. Соловьевым-Несмеловым (Москва, 1885). П. Быков.

Другие интересные биографии.

Суриков Иван Захарович (1841-1880) – русский одарённый поэт-самоучка, вышедший из народных масс, яркий представитель литературного «крестьянского» направления. Ко многим его стихам были сложены песни, которые стали народными: «Сиротой я росла…», «В степи», «Рябина». Музыку на его стихи писали такие великие композиторы, как П. И. Чайковский, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, Н. А. Римский-Корсаков.

Детские годы

Иван появился на свет 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово, которая находилась в Юхтинской области Угличского уезда Ярославской губернии.

Его родители – оброчные крепостные крестьяне у графа Шереметьева, то есть они платили помещику определённую величину оброка с каждой души, но не были привязаны к работам в его владениях. Поэтому отец, Захар Андреевич Суриков, подался в Москву на заработки. Там он пребывал на побегушках, а позднее получил назначение на должность приказчика по «овощной части». Проработав на этом месте некоторое время, Захар Суриков смог открыть свою собственную овощную лавочку на Ордынке. Вот только жену с сыном, которые остались в деревне, он навещал редко.

Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве.

В 1849 году будущий поэт с матерью переехали в Москву. Жизнь в большом городе показалась Ивану слишком шумной, отравляла своим удушливым воздухом, поэтому произвела на ребёнка негативное впечатление. Здесь совсем не чувствовалось простора для души, мальчик замкнулся в себе, стал ещё тише и запуганнее.

Обучение

Ваня стал помогать отцу в лавке, а когда ему было 10 лет, его послали учиться грамоте к двум пожилых дамам из древнего рода купцов – сёстрам Финогеновым.

Обе они были богомолками, но старшая отличалась большей религиозностью, поэтому учила мальчика житию святых по церковно-учительным сборникам «Прологам» и по книге Димитрия Ростовского «Четьи Минеи». Иван послушно изучил поучение отцов Православной церкви, духовные повести, рассказы и лирику, в которых прославлялась жизнь родоначальников монашества. Книги настолько повлияли на психику юного Сурикова, что у него стали появляться мысли про иноческий подвиг и «тихую матерь-пустыню».

Младшая сестра Финогенова учила мальчика лирике русских поэтов-песенников:

  • И. И. Дмитриев «Стонет сизый голубочек»;
  • А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя», «Чернобровый, черноглазый»;
  • Н. Г. Цыганов «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору», «Что ты рано травушка».

Мальчик обучился письму и чтению, гражданской и церковной азбуке. В его восприятии мира народное устное творчество переплелось с церковными мотивами, что вылилось в итоге в неудержимую страсть к поэтическому творчеству. Иван учился по старинке («нараспев»), получалось, что стихи он не читает, а поёт. Такая привычка сохранилась у него надолго и пригодилась в начале творческого пути, когда свои написанные стихи он проверял с помощью пения.

Страсть к поэзии

Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения.

В одном доме с Суриковыми проживал невысокого ранга чиновник Ксенофонт Добротворский. Этот отставной семинарист на первый взгляд казался неудачником и хмурым пессимистом, но на самом деле был добрейшей души человек. У него имелось много книг, и Иван Суриков потихоньку перечитал всю библиотеку Добротворского.

Однажды в доме, где проживал Иван, случился пожар. Впечатлённый этим событием, он написал стихотворение и дал прочитать его Добротворскому. Тот сказал молодому поэту: «Дерзайте, юноша!» Эти слова невероятно окрылили Сурикова, и он написал несколько пьес.

Нелёгкий творческий путь

В 1857 году у Ивана собралась уже целая тетрадка собственных сочинений. Друзья посоветовали ему показать стихи кому-то из известных поэтов. Сурикову удалось получить рекомендательное письмо от профессора К. Ф. Рулье, с которым он отправился к двум русским поэтам. Один из них отозвался о творчестве Ивана положительно, обратил внимание на недостатки, дал дельные советы, как не ошибаться в будущем. Но второй лирик отнёсся к стихам Ивана жёстко и недоброжелательно, дал безжалостную характеристику. На формировании молодого таланта это конечно отразилось, но не сломило. Иван продолжил заниматься поэзией, но теперь уже с учётом ошибок, обрабатывал формы стиха, работал над звучностью, старался придать своей лирике плавность и краткость.

В конце 1850-х годов отец уже имел две лавки – большую и малую, дела его шли весьма успешно. Однако поплывшие в руки деньги он стал проигрывать на скачках, что привело к разорению. Отец стал пить, закрыли одну лавку, потом вторую. Чтобы забыться, Захар Суриков принял решение на время уехать в деревню, а жена и сын остались с его старшим братом.

Иван в дядиной овощной лавке трудился младшим приказчиком. Но жить с ним оказалось ещё хуже, чем с отцом. Дядька был капризным и придирчивым, постоянно попрекал куском хлеба, унижал, оскорблял, держал в нужде. На поэзию у молодого Сурикова совсем не оставалось времени, было слишком много работы в лавке: он и порядок наводил, и обслуживал покупателей, и развозил на тачке товар. Когда совсем стало невыносимо, Иван распродал нехитрые пожитки и, накопив немного денег, купил на Тверской небольшое помещение. С мамой они занялись скупкой и продажей всякой всячины – железо, каменный и древесный уголь, тряпьё, лом, медь. Торговля у них получалась бойкой.

Иван стал самостоятельным, в 1860 году женился не девушке-сироте Ермаковой, она оказалась верной помощницей в торговых делах, что позволило Сурикову вернуться к любимому поэтическому занятию. Тем более, что к этому времени приехал из деревни отец и принялся помогать жене, сыну и невестке в привычной для себя торговле.

В начале 1860-х годов он познакомился с поэтом Н. А. Плющеевым, которому показал свои стихи. Опытный лирик отнёсся к молодому дарованию с проникновением, увидел в нём задатки настоящего таланта, предложил помощь и сотрудничество. Плющеев отобрал понравившиеся стихи Сурикова и отдал их редактору литературного издания «Развлечения» Ф. Б. Миллеру. В 1863 году опубликовали первый стих Ивана.

Творческая и материальная жизнь поэта стала налаживаться, но счастье было недолгим. Случилось горе: умерла мама Ивана. Отец снова стал пить, а вскоре женился на раскольнице. У новой отцовой супруги оказался такой невыносимо тяжёлый характер, что Иван с женой ушли на казённую квартиру. Для поэта началась пора нужды, скитаний, страданий, лишений, которые сопровождались постоянными поисками хоть какой-нибудь работы.

Иван перебивался случайными заработками: работал в типографии учеником и наборщиком, переписывал бумаги. Вскоре он очень сильно заболел и слёг, а, когда поправился от болезни, в типографии его место уже было занято. Не оставалось ничего, кроме как попроситься в лавку к дяде. Положение Сурикова было настолько ужасным, что порой у него возникали мысли о самоубийстве.

В скором времени вторая жена отца, оказавшаяся не только сварливой, но и чересчур ушлой, обобрала старшего Сурикова до нитки и ушла. Иван со своей женой вернулись к отцу и снова потихоньку начали возрождать торговое дело. Постепенно дела стали налаживаться, и поэт вновь принялся за сочинительство.

Признание

В конце 1860-х годов Иван Захарович познакомился с писателями Ф. Д. Нефёдовым и А. И. Левитовым. Они способствовали продвижению его стихов в периодику. Так он стал печататься в изданиях:

  • «Дело»;
  • «Семья и школа»;
  • «Воспитание и обучение»;
  • «Иллюстрированная газета»;
  • «Воскресный досуг»;
  • «Отечественные записки».

И, наконец, в 1871 году вышел первый поэтический сборник Сурикова, в который вошли 54 его пьесы.

Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем самородкам, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием. Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок. А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».

Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):

  • «Богатырская жена»;
  • «Казнь Стеньки Разина»;
  • «Правеж»;
  • «Канут Великий»;
  • «Садко»;
  • «Василько»;
  • «Удалой».

В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.

Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:

  • «На берегу»;
  • «На могиле матери»;
  • «На чужбине»;
  • «Помнишь, были годы»;
  • «На дороге»;
  • «От деревьев тени»;
  • «На одре»;
  • «Сон и пробужденье»;
  • «В воздухе смолкает»;
  • «Ночью»;
  • «Весной».

В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».

Болезнь и смерть

В 1876 году поэт тяжело заболел, быстро стала развиваться у него чахотка. В следующем 1877 году на деньги, вырученные от третьего изданного сборника, по совету врачей, он уехал в Самарские степи лечиться кумысом.

В 1879 году поэт переехал на лечение в Крым, однако было уже слишком поздно, болезнь прогрессировала, и ничего не смогло её остановить. 6 мая 1880 года он скончался в Москве, похоронен на Пятницком кладбище.

А спустя век его стихотворение было включено в хрестоматию по литературе, и каждый советский (а теперь российский) школьник в третьем классе обязательно учил наизусть строки: «Вот моя деревня, вот мой дом родной…»