Терпимость и терпение. Есть ли разница

Люди с диагнозом избегающего расстройства личности , поставленным на основе критериев DSM-III-R ,имеют следующий основной конфликт: они хотели бы быть ближе к другим и соответствовать их интеллектуальному и профессиональному потенциалу, но боятся быть обиженными, отвергнутыми и потерпеть неудачу. Их стратегия (в отличие от зависимых людей) состоит в том, чтобы избегать общения или активного участия в чем-либо.

Представление о себе. Они воспринимают себя как социально неприспособленных и некомпетентных в работе или учебе.

Представление о других. Они воспринимают других как потенциально критически настроенных, незаинтересованных и унижающих.

Убеждения. Нередко люди с этим расстройством имеют такие глубинные убеждения: «Я плохой, никчемный, непривлекательный. Я не могу терпеть неприятные чувства». Эти убеждения питают следующий (более высокий) уровень условных убеждений: «Если люди приблизятся ко мне, они обнаружат "настоящего меня" и отвергнут меня, — что будет невыносимо». Или: «Если я предприму что-либо новое и у меня это не получится, это будет катастрофой».

Следующий уровень, который определяет их поведение, состоит из инструментальных убеждений, или инструкций самому себе, таких как «Лучше не участвовать в рискованных делах», «Я должен любой ценой избегать неприятных ситуаций», «Если я чувствую что-то неприятное или думаю об этом, я должен попытаться забыть об этом, отвлекшись или приняв дозу (спиртного, наркотика и т.

д.)».

Угроза. Главной угрозой представляется то, что люди будут считать их обманщиками, осудят, унизят или отвергнут.

Стратегия. Их основная стратегия состоит в том, чтобы избегать ситуаций, в которых их могут оценивать. Так, они склонны держаться особняком в социальных группах и не привлекать к себе внимания. На работе они избегают новых обязанностей и продвижения по службе из-за опасения неудачи и последующих репрессий со стороны других.

Эмоции. Основная эмоция — дисфория, то есть сочетание постоянной тревоги с печалью. Тревогу вызывает возможность подвергнуться критике, а печаль — отсутствие близких отношений и успехов.

Их низкая устойчивость к дисфории препятствует развитию методов преодоления застенчивости и более эффективного самоутверждения. Так как они склонны к интроспекции и постоянно следят за своими чувствами, они очень чувствительны к печали и тревоге. Как ни странно, несмотря на их чрезмерно развитое осознание болезненных чувств, они уклоняются от осознания неприятных мыслей — тенденция, которая соответствует их главной стратегии и называется «когнитивным избеганием».

Их низкая терпимость к неприятным чувствам и чувствительность к неудаче и отвержению влияет на все их действия. В отличие от зависимых людей, которые справляются со страхом неудачи, стремясь найти поддержку у окружающих, избегающие личности просто снижают свои ожидания и избегают любой активности, которая связана с риском неудачи или отвержения.

Из love journal: Устала я от этого слова толерантность, однако хочу проявить терпение, быть терпимой к нему и даже проявить терпеливость к подруге, которая двадцать раз повторила мне это слово 16 ноября в Международный день толерантности.

Сценка в троллейбусе: На передних местах сидят две молодые женщины (не европейского облика), входит пожилой человек в костылем, свободных мест нет. Одна женщина указывает двум молодухам на объявление о принадлежности передних мест пожилым и инвалидам и требует освободить место. Те не соглашаются и при этом грубят. На следующей остановке вся троица покидает троллейбус. Оставшиеся счастливо вздыхают и удовлетворенно молчат. В головах проносится (потом признались): «Как хорошо, что нам удалось сохранить терпение и промолчать. Легко мог создаться конфликт, даже национальный».

Кто же ответственен за нашу терпимость друг к другу, за способность, сдержав себя, выслушать другого.

Ответ, лежащий на поверхности, - семья, традиции, переданные бабушкой. Никто с этим не спорит, однако вне стен дома, а иногда и в доме, неспокойно, неблагополучно, нетолерантно.

Большой город – сгусток проблем

Урбанизация несет в себе и положительное, и отрицательное. Города вбирают и сельское население, и множество мигрантов из разных стран. Соединяются для «общежития» люди разных культур, обычаев, верований. Этот общемировой процесс делает города местами напряженности.

Многие считают, что проблема лежит в глубине сознания каждого из нас. Но, возможно, большинство людей по-прежнему кивают на государство. Свое решение этой проблемы берет на себя и власть. В Петербурге принята программа «Толерантность». Среди множества направлений программа выделяет первое место общих встреч «разных» людей – школу, откуда и начинается долгий путь к взаимопониманию.

В четвертый раз в Петербурге по программе «Толерантность» проводится школьный фестиваль «Культурной столице – культуру мира». Его организаторы поставили цель – «активизировать гражданскую позицию подрастающего поколения: дать знания и пробудить желание создать свои проекты».

В первом фестивале было 5 тысяч участников, в нынешнем – 90. Организаторы его говорят, что «это не просто фестиваль, а долгая кропотливая работа». Действительно, уже почти 200 дней ребята из всех районов города знакомятся с разными культурами, соревнуются, готовят программы для итогового конкурса под названием «Время действия». Ребята из 18 команд – победителей считают: «Пора действовать, хватит говорить». Каков же результат? Опытные участники прошлого фестиваля говорят: «Фестиваль – это действие, обучение, праздник. Отношения, заложенные в ходе общих дел, остаются!»

Например, плакаты, посвященные толерантности, созданные школьниками в прошлом году, станут появляться в общественных местах. В 2009 году победил плакат школы № 129 «Не рвите мир на части!»

Карине Хачатурова, координатор проекта от школы говорит: «Толерантность – это терпеливость, выросшая из взаимопонимания. Учителя предоставили свободу творчества ребятам, сделать самим, и они победили».

На вопрос – Что дало вам участие в конкурсе, от группы победителей ответили Кристина и Жанна. Кристина: «Ценность в том, что это всегда работа в команде. Выявляется каждый. Мы научились ценить достоинства и недостатки друг друга не по национальности, а по личным качествам. Толерантность – путь познания другого человека». Жанна: «Открывая другого – обогащаешься сам. Стараюсь меняться, замечать, не за другими, а за собой. Впервые по-настоящему задумались, как важна толерантность обществу».

Пенталог (в отличие от диалога, разговор пяти собеседников) за диалог. В Петербурге существует не менее 30 конфессий и много приверженцев новых духовных учений. Поэтому важно узнать мнение религиозных служителей, призванных поддерживать в человеке терпимость. В агентстве "Интерфакс Северо-Запад" на круглый стол: «Роль религиозных конфессий Петербурга в воспитании толерантности» собрались представители ведущих конфессий.

В Петербурге с его основания проживают представители разных национальностей, культур и религий.

Профессор Духовной академии, протоиерей Георгий Митрофанов напомнил, что «богоборческий интернационализм подверг гонениям представителей всех религий. И теперь, когда есть свобода вероисповедания, нужно сделать так, чтобы конфликты между конфессиями не имели места».

Председатель Петербургской еврейской религиозной общины Марк Грубарг полагает, что если «у людей естественные расхождения, но необходимо сосуществовать. Для этого раскрыть сердце, душу, ворота». Он сказал: «Бог поручил человеку особую миссию – диалог с ним. Этот диалог следует продолжить».

Ректор Теологической семинарии Антон Тихомиров отметил: «В обществе до сих пор присутствуют почти первобытные страхи и сомнения. Выход – диалог. Толерантность – это взаимоуважение и Любовь».

Представители всех религиозных учений сошлись во мнении, что главное оружие в борьбе с религиозной нетерпимостью – это знание друг о друге, которое ведет к взаимопониманию. «Нужно создавать больше программ, рассказывающих о культуре народов, населяющих наш город, страну, - считает настоятель дацана «Гунгзэчоймэй Гуда Бадмаев. - Разделяет неосведомленность. Противоядие ему – просвещение».

Декан римско-католической епархии Иакинф Дестивель настаивает: «Толерантность – светский термин. Нужен диалог. Диалог разных культур, верований, мировоззрений. Петербург – лаборатория для диалога».На вопрос о роли нетрадиционных верований, Г. Митрофанов отвечает, что нетрадиционные верования не страшны. Знание основ любой традиции несет уважение к людям. Подавление же иных, иноверцев – безнравственно. Особенно, он подчеркнул роль семьи, воспитывающей в добрых семейных традициях.

Терпимость в древнем Китае

Взаимная терпимость обеспечивает гармоничные отношения между людьми. Понятие толерантности пришло из далеких времен. Один из источников ведет нас к древней китайской культуре. Умение терпеть и соизмерять свои действия с другими людьми рассматривались с древних времен китайской культурой как традиционные добродетели. Это основы таких восточных учений как конфуцианство, даосизм и буддизм.

Конфуцианство проповедует внутреннюю чистоту, даосизм настаивает на поддержании добрых чувств, а буддизм говорит о сострадании. Внутреннее содержание всех трех учений содержит понятие толерантности.

«Отойдя на два шага, открываешь обширность океана и бесконечность неба. Проявляя толерантность, добьешься полного совершенства».

В «Беседах и суждениях» (Лунь Юй) Конфуций сказал одному из своих учеников: «Легко сломать зубы, потому что они твердые. Язык хорошо защищен, так как он гибок. Мягкость, безусловно, победит жесткость, а слабость также может победить силу. Важнейшее свойство, которое требуется проявлять во всем, - это терпеливость, оно самое лучшее».

В буддийских писаниях рассказывается. Один человек славил Будду Сиддхарту, называя его человеком счастливым и очень добродетельным. Некто, услышав это, впал в сильный гнев и сказал: «Он потерял мать, когда ему исполнилось всего семь дней. Как можно говорить, что он человек, которому везет и, почему это он так добродетелен?» Хваливший Будду ответил: «Когда его били, он не впадал в гнев, когда его ругали, он не отвечал грубостью. Как же можно говорить, что нельзя его считать человеком счастливым и очень добродетельным?» Этот гневливый человек был покорен.

Лао-цзы, основатель даосизма, говорил: «Тот, кто живет в согласии с принципами Небес, не борется с другими, а побеждает естественно. Без лишних слов он прекрасно справляется с любым делом».

Император Шен Ван наставлял чиновников: «Только став поистине терпеливым, можно приступить к выполнению своих дел, а прощая, можно достичь всепобеждающей добродетели».

Китайский иероглиф «толерантность» означает также терпение, выносливость, выдержка, так как, чтобы быть толерантным, надо быть терпеливым и в спокойствии души выносить испытания.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Терпимость как качество личности – склонность проявлять уважительное и доброжелательное отношение к иному мировоззрению, образу жизни, убеждениям, верованиям, мнениям, традициям, привычкам, поведению и недостаткам других людей.

Жил-был мальчик с ужасным характером. Отец дал ему мешочек с гвоздями и велел забивать по гвоздю в садовую ограду каждый раз, когда он будет терять терпение и с кем-то ссориться. В первый день мальчик забил 37 гвоздей. В течение следующих недель он старался сдерживаться, и количество забитых гвоздей уменьшалось день ото дня. Оказалось, что сдерживаться легче, чем забивать гвозди… Наконец наступил день, когда мальчик не забил в ограду ни одного гвоздя. Тогда он пошел к отцу и сказал об этом. И отец велел ему вытаскивать по одному гвоздю из ограды каждый день, в который он не потеряет терпение. Дни шли за днями, и, наконец, мальчик смог сказать отцу, что он вытащил из ограды все гвозди. Отец привел сына к ограде и сказал: “Сын мой, ты хорошо вел себя, но посмотри на эти дыры в ограде. Она больше никогда не будет такой, как раньше. Когда ты с кем-то ссоришься и говоришь вещи, которые могут сделать больно, ты наносишь собеседнику рану вроде этой. Ты можешь вонзить в человека нож, а потом его вытащить, но рана все равно останется…

Способность к терпимости служит основой любого продвижения вперед, будь то прогресс человечества, улучшение взаимоотношений между людьми во всех сферах и сторонах жизни или личностный рост. Терпимость — это механизм сдерживания агрессии к раздражителям жизни, позволяющий людям быть такими, какие они есть. Почему справедлив данный тезис? На Земле рядом с нами проживает уже семь миллиардов человек, и каждый из них имеет свой вкус счастья и свободу выбора, как действовать. Кто-то испытывает счастье, занимаясь наукой или искусством, кто-то наслаждается неповторимым вкусом счастья от процесса воспитания детей, а кого-то «колбасит» от алкоголя, наркотиков и разврата. Каждый имеет право на свой вкус счастья и на определенную свободу выбора. Родителям следует поклеить обои в детской комнате с надписью: «Ты можешь быть другим».

Мы имеем право быть самими собой, а другие другими. На этом принципе и основана терпимость. Если мы спокойно, без выплеска эмоций воспринимаем мнения, которые не соответствуют нашим убеждениям, значит, в нас хорошо проявлена терпимость как качество личности. А если мы еще с интересом и желанием понять воспринимаем чуждые нам взгляды, значит, мы явно дружим с терпимостью.

Любой человек колеблется между терпимостью и нетерпимостью. Терпимость – это нетерпимость с противоположным знаком. Проявляя терпимость, мы занимаем место в зрительном зале и наблюдаем за спектаклем под названием «Жизнь». Мы не придаем избыточной важности кому-то или чему-то в этом спектакле и поэтому не создаем избыточный энергетический потенциал, вызывающий равновесные силы для воспитательных уроков. Избыточный потенциал появляется, когда мы пытаемся реализовать свое внутреннее намерение – поднять свою важность. Расталкивая локтями соперников, интригуя и конфликтуя, мы пытаемся пробиться к месту под солнцем. Чужие убеждения и верования – растоптать и сжечь. Никакого нейтралитета и снисходительности к недостаткам других. На дыбу их! Только мы правы, а остальные люди – это ходячие энциклопедии заблуждений и предрассудков.

Если мы терпимы, нам чуждо такое поведение. Мы понимаем, что у нас нет монопольного права на обладание истиной. Человек – это винегрет их стереотипов, убеждений, верований, предрассудков, заблуждений и внушенных психологических установок. Повариха – жизнь сдобрила блюдо предубеждениями и приметами, и получилось то, что кричит: «Это мои убеждения! Они истинны». Пройдет какое-то время, и большинство из нас поймет, что сегодняшние убеждения – это всего лишь – вовремя необнаруженные заблуждения. Открытый и пытливый ум допускает, что его убеждения и установки в силу своей субъективности не могут быть истинными. Наша картинка мира – это всего лишь одна из нескольких миллиардов моделей мироустройства. Нам она нравится. С ней мы себя уютно чувствуем. Но вот по улице идет бабушка. Ей не менее восьмидесяти лет. У нее свое видение мира. С ним она дожила до таких преклонных лет. Значит, ее модель мира жизнеспособна, а вот нашему миропониманию еще нужно подтвердить способность к выживанию.

Терпимость к людям – это следствие нашей покладистости, миролюбия и понимания жизни. Терпимость – это интеграция в человечество. Как можно интегрироваться в человечество, если мы все такие разные? У нас разные интересы, убеждения и верования. Где найти то чудодейственное средство, которое способно устранить все эти преграды? Искать его нужно не извне, а внутри нас. Терпимость – это средство единения помимо убеждений. В терпимости отсутствует идеология. В ней преобладает человечное отношение людей друг к другу, невзирая на контрасты в убеждениях.

Камень преткновения для терпимости, ее антипод – невежество. То, что мы не знаем, для нас не существует. Если мы не знаем оперу, она для нас пустой звук. Увлеченный рассказ о прослушанной опере вызовет у нас зевоту. Если нам не свойственно проявлять терпимость к чужим увлечениям, мы поспешим удрать от непонятной темы разговора.

Проявлять терпимость – это не синоним подражания, бездумной поддержки чужого мнения и не призыв вседозволенности. Терпимость не терпит нетерпимости. В противном случае это говорило бы о неуверенности в себе, лицемерии и слабохарактерности. Мы просто принимаем другого человека таким, каков он есть и не пытаемся его менять. Если мы любим себя, значит, принимаем со всеми достоинствами и недостатками. В той мере, в какой мы принимаем себя, в такой же мере мы терпимо относимся к другим людям. «Непрерывно упражняясь в искусстве выносить всякого рода ближних, — писал Ф. Ницше, — мы бессознательно упражняемся выносить самих себя, — что, по сути, является самым непонятным достижением человека». Терпимость – это не синоним безразличия. Проявив терпимость, мы невольно обнажаем для окружающих свою широту взглядов, высокий уровень культуры, сердечность, чуткость и внимательность. В терпимости много великодушия. Иными словами, подлинное лицо терпимости – человечность, чуткость, максимум неравнодушия и доброты. Терпимость – это вексель другому человеку на право заблуждаться.

Понятие терпимости чем-то с родни тактичности. Если в тактичности определяющее значение имеет не обидеть другого человека, то качественная суть терпимости – это готовность принять другого человека таким, каков он есть без попыток его перевоспитания. Высший пилотаж терпимости – это не просто принятие другого, но и еще стремление обнаружить в нем достоинства. К таким людям относился русский писатель Максим Горький. Он в каждом человеке искал человека. Если не обнаруживал, поражался и снова упорно искал. Обнаружить залежи человека было для него истинным удовольствием. Человеческая руда для него была дороже золотой руды. Всю свою жизнь Горький был человекоискателем. Обнаружив в человеке достоинства, он акцентировал на них взгляд самого человека, пока тот с полным правом мог сказать словами Сатина: «Человек – это звучит гордо!»

Николай Стариков в книге «Сталин. Вспоминаем вместе» пишет о терпимости вождя: «Происходит вопиющее – маршал Голованов… опаздывает на совещание к Сталину. Прилетел в Москву с опозданием. Что случилось? Оказывается, летчик личного самолета Голованова по фамилии Вагапов отправился накануне на свадьбу к своему товарищу. Что произошло дальше, понятно – напился. Разыскали летчика Вагапова только утром. Другой самолет посылать не решились – экипаж ведь не знал аэродрома, где нужно было производить посадку.

Представьте себя на месте Голованова – опоздать на доклад к Сталину! Впервые за всю войну. При моем появлении Сталин, как обычно, посмотрел на часы, стоявшие в углу, вынул свои и, показав их мне, задал один-единственный вопрос: – Что случилось? Видимо, зная мою точность и пунктуальность во всех делах, он и сам был удивлен моим опозданием, считая, что произошло что-то необычное. Коротко доложил я ему о происшедшем, еще не зная, как он на это будет реагировать… Немного походив, Верховный спросил: – Что же вы думаете делать со своим шеф-пилотом? Такого вопроса, прямо сказать, я не ожидал. Доложил о принятом мной решении и уже отданных на сей счет указаниях. – А вы давно с ним летаете? – С Халхин-Гола, товарищ Сталин, – ответил я. – И часто он у вас проделывает подобные вещи? – В том-то и дело, товарищ Сталин, что за все годы совместной работы это – первый случай. Я никогда и мысли не допускал, что с ним может быть что-либо подобное. – Вы с ним уже говорили? – Нет, товарищ Сталин, не говорил. Какой же тут может быть разговор?! – А вы не поторопились со своим решением? Как-никак, не первую войну вместе… Высказанное Сталиным озадачило меня. Подумав немного, я ответил: – Это верно, товарищ Сталин, однако порядок есть порядок и никому не позволено его нарушать, да тем более, как это сделал Вагапов. Да и наказание-то ему невелико, учитывая его проступок. – Ну что же, вам виднее, – заключил Верховный и перешел к вопросам, по которым я был вызван.

Однако этим дело не кончилось, время от времени Сталин спрашивал, где находится сейчас Вагапов, который через несколько месяцев был возвращен все же на свою старую должность… Вот скажите, ну какое дело было Верховному главнокомандующему Сталину до летчика Вагапова? А ведь спрашивал, а ведь мягко так, ненавязчиво помог Голованову принять правильное решение. И ведь свои мемуары маршал Голованов издал уже при Брежневе, когда ему хвалить Сталина и сочинять небылицы не было никакого резона. Кстати, книга маршала при его жизни так и не вышла – было лишь опубликовано несколько глав в журнале. Почему? Потому что ему «где надо» стали указывать, что не мог Сталин так говорить. И говорили это человеку, который все слышал своими ушами! Тому, кто всю войну подчинялся лично Сталину и работал с ним рука об руку…»

Специфика русского речевого этикета

Речевой этикет - это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

Неукоснительное соблюдение речевого этикета в деловом общении оставляет у клиентов и партнеров благоприятное впечатление об организации, поддерживает ее положительную репутацию.

Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.

Тактичность - это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.

Предупредительность заключается в умении предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.

Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения. С таким качеством характера, как терпимость, тесно связана выдержанность - умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.

Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

Техника реализации этикетных форм

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому. Этикет предлагает несколько возможных формул:

Разрешите с вами познакомиться.

Я хотел бы с вами познакомиться.

Давайте познакомимся.

Будем знакомы.

При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:

Позвольте (разрешите) представиться.

Моя фамилия Сергеев.

Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

Официальные формулы приветствия:

Здравствуйте!

Добрый день!


Неофициальные формулы приветствия:

Привет!

Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.

В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

Приглашение:

Позвольте (разрешите) пригласить вас…

Приходите на праздник (юбилей, встречу).

Будем рады видеть вас.

Поздравление:

Разрешите поздравить вас с…

Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…

Горячо поздравляю…

Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:

Сделайте одолжение…

Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…

Будьте любезны…

Не могу ли попросить вас…

Очень вас прошу…

Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:

Позвольте обратить ваше внимание на…

Я бы предложил вам…

Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:

(Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).

В настоящее время это (сделать) невозможно.

Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.

Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.

Я вынужден отказать (запретить, не разрешить