Третье охранное отделение и российское общество. Из истории Охранных отделений Департамента полиции Российской империи

Охранное отделение появилось в России в 1860-х годах, когда страну захлестнула волна политического террора. Постепенно царская охранка превратилась в тайную организацию, сотрудники которой, помимо борьбы с революционерами, решали свои частные задачи.

Специальная агентура

Одну из важнейших ролей в царской охранке играла так называемая специальная агентура, незаметная работа которой позволяла полиции создать эффективную систему слежки и профилактики оппозиционных движений. В их число входили филеры – «агенты наружного наблюдения» и стукачи – «вспомогательные агенты».

Накануне Первой мировой войны насчитывалось 70 500 стукачей и около 1000 филеров. Известно, что ежедневно в обеих столицах на службу выходило от 50 до 100 агентов наружного наблюдения.

На место филера был довольно строгий отбор. Кандидат должен был быть «честным, трезвым, смелым, ловким, развитым, сообразительным, выносливым, терпеливым, настойчивым, осторожным». Брали обычно молодых людей не старше 30 лет с неприметной внешностью.

Стукачей нанимали большей частью из среды швейцаров, дворников, конторщиков, паспортистов. Вспомогательные агенты обязаны были доносить о всех подозрительных личностях работавшему с ними участковому надзирателю.
В отличие от филеров стукачи не были штатными сотрудниками, а поэтому постоянного жалования не получали. Обычно за сведения, которые при проверке оказывались «основательными и полезными», им выдавалось вознаграждение от 1 до 15 рублей.

Иногда с ними расплачивались вещами. Так, генерал-майор Александр Спиридович вспоминал, как купил одному из осведомителей новые калоши. «И проваливал же он потом своих сотоварищей, проваливал с каким-то остервенением. Вот что наделали калоши», – писал офицер.

Перлюстраторы

Были в сыскной полиции люди, выполнявшие довольно неблаговидную работу – чтение личной переписки, называемую перлюстрацией. Эту традицию еще до создания охранного отделения ввел барон Александр Бенкендорф, называя ее «делом весьма полезным». Особенно активным чтение личной переписки стало после убийства Александра II.

«Черные кабинеты», созданные еще при Екатерине II, работали во многих городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе. Конспирация была такова, что сотрудники этих кабинетов не знали о существовании контор в других городах.
Некоторые из «черных кабинетов» имели свою специфику. Согласно газете «Русское слово» за апрель 1917 года, если в Санкт-Петербурге специализировались на перлюстрации писем сановников, то в Киеве изучали корреспонденцию видных эмигрантов – Горького, Плеханова, Савинкова.

По данным за 1913 год было вскрыто 372 тыс. писем и сделано 35 тыс. выписок. Такая производительность труда поражает, учитывая, что штат перлюстраторов составлял всего 50 человек, к которым присоединялись 30 почтовых работников.
Это была довольно продолжительная и трудоемкая работа. Иногда письма приходилось расшифровывать, копировать, подвергать действию кислот или щелочей, чтобы выявить скрытый текст. И только затем подозрительные письма переправлялись розыскным органам.

Свои среди чужих

Для более эффективной работы охранного отделения Департамент полиции создал разветвленную сеть «внутренней агентуры», внедряющейся в различные партии и организации и осуществляющей контроль над их деятельностью. Согласно инструкции по вербовке секретных агентов предпочтение отдавалось «подозревавшимся или уже привлекавшимся к политическим делам, слабохарактерным революционерам, разочаровавшимся или обиженным партией».
Оплата секретных агентов варьировалась от 5 до 500 рублей в месяц в зависимости от статуса и приносимой пользы. Охранка поощряла продвижение своих агентов по партийной лестнице и даже помогала им в этом деле арестом членов партии, стоящих рангом выше.

С большой осторожностью в полиции относились к тем, кто добровольно изъявлял желание послужить охране государственного порядка, так как в их среде оказывалось много случайных людей. Как показывает циркуляр Департамента полиции, в течение 1912 года охранка отказалась от услуг 70 человек «как не заслуживающих доверия». К примеру, завербованный охранкой ссыльный поселенец Фельдман на вопрос о причине дачи недостоверной информации ответил, что находился без всяких средств к существованию и пошел на лжесвидетельство ради вознаграждения.

Провокаторы

Деятельность завербованных агентов не ограничивалась шпионажем и передачей сведений полиции, они нередко провоцировали действия, за которые можно было бы арестовать членов нелегальной организации. Агенты сообщали о месте и времени акции, и подготовленной полиции уже не составляло труда задержать подозреваемых. По мнению создателя ЦРУ Аллена Даллеса, именно русские подняли провокацию до уровня искусства. По его словам, «это было главное средство, с помощью которого царская охранка нападала на след революционеров и инакомыслящих». Изощренность русских агентов-провокаторов Даллес сравнивал с персонажами Достоевского.

Главным российским провокатором называют Евно Азефа – одновременно агента полиции и руководителя партии эсеров. Его не без оснований считают организатором убийств Великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве. Азеф был самым высокооплачиваемым секретным агентом в империи, получая 1000 руб. в месяц.

Весьма успешным провокатором стал «соратник» Ленина Роман Малиновский. Агент охранки регулярно помогал полиции выявлять местонахождение подпольных типографий, сообщал о тайных собраниях и конспиративных встречах, но Ленин все не желал верить в предательство товарища. В конце концов, при содействии полиции Малиновский добился своего избрания в Государственную Думу, причем как член большевистской фракции.

Странное бездействие

С деятельностью тайной полиции были связаны события, которые оставили о себе двусмысленное суждение. Одним из них стало убийство премьер-министра Петра Столыпина. 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре анархист и секретный осведомитель охранки Дмитрий Богров без всяких помех двумя выстрелами в упор смертельно ранил Столыпина. Причем в этот момент рядом не было ни Николая II, ни членов царской семьи, которые по плану мероприятий должны были находиться с министром
.

По факту убийства к следствию были привлечены глава Дворцовой охраны Александр Спиридович и начальник киевского охранного отделения Николай Кулябко. Однако, по поручению Николая II следствие было неожиданно прекращено.
Некоторые исследователи, в частности Владимир Жухрай, считают, что Спиридович и Кулябко были напрямую причастны к убийству Столыпина. На это указывает немало фактов. Прежде всего, подозрительно легко опытные сотрудники охранки поверили в легенду Богрова о неком эсере, собирающемся убить Столыпина, и более того, позволили ему с оружием попасть в здание театра для мнимого разоблачения предполагаемого убийцы.

Жухрай утверждает, что Спиридович и Кулябко не только знали о том, что Богров собирается стрелять в Столыпина, но и всячески этому содействовали. Столыпин, видимо, догадывался, что против него зреет заговор. Незадолго до убийства он обронил такую фразу: «меня убьют и убьют члены охраны».

Охранка за рубежом

В 1883 году в Париже была создана зарубежная охранка для наблюдения за русскими революционерами-эмигрантами. А следить было за кем: это и вожди «Народной воли» Лев Тихомиров и Марина Полонская, и публицист Петр Лавров, и анархист Петр Кропоткин. Интересно, что в агентуру входили не только приезжие из России, но и вольнонаемные французы.

С 1884 по 1902 годы зарубежную охранку возглавлял Петр Рачковский – это годы расцвета ее деятельности. В частности, при Рачковском агенты разгромили крупную народовольческую типографию в Швейцарии. Но Рачковский оказался замешан и в подозрительных связях – его обвиняли в сотрудничестве с правительством Франции.

Когда директор Департамента полиции Плеве получил донесение о сомнительных контактах Рачковского, он немедля направил в Париж генерала Сильвестрова для проверки деятельности начальника зарубежной охранки. Сильвестров был убит, а вскоре нашли мертвым и агента донесшего на Рачковского.

Более того, Рачковский подозревался в причастности к убийству самого Плеве. Несмотря на компрометирующие материалы, высокие покровители из окружения Николая II смогли обеспечить неприкосновенность тайного агента.

14 декабря 1906 г. Столыпин утверждает специальное Положение о Районных охранных отделениях ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1-8.. Создавались они в «целях успешной борьбы с революционным движением, выражающимся в целом ряде непрерывно продолжающихся террористических актов, аграрных беспорядков, усиленной пропаганды среди крестьян, в войсках и во флоте» ГА РФ. Ф. 102, 00, 1907. Д. 114, Л. 18.. Положением о РОО на них возлагалась задача объединения всех функционирующих в пределах района (охватывающего несколько губерний) органов политического розыска. Введение РОО, с одной стороны, децентрализовало систему политического розыска, с другой стороны, по мысли их создателей, должно было централизовать и направить эту деятельность в определенном регионе. Большое внимание придавалось знанию обстановки на местах, принятию быстрых решений, дружной совместной работе охранных отделений и жандармских управлений, «чтобы деятельность носила более живой и планомерный характер». В одной из записок в 1913 г. директор Департамента полиции назвал РОО «филиальным отделением» Департамента полиции.

Примечательно, что Районные отделения организовывались так, чтобы сфера их деятельности совпадала (или почти совпадала) с районами действия окружных партийных комитетов РСДРП и других революционных партий. Иначе говоря, это была попытка согласовать географические границы деятельности политической полиции с соответствующей территорией революционных организаций -- областных и окружных партийных комитетов.

В циркуляре № 207 от 8 января 1907 г. за подписью Столыпина о создании Районных охранных отделений говорилось: «В видах усиления деятельности органов власти, ведающих розыском по делам о государственных преступлениях, мною признано необходимым существенно изменить постановку политического расследования и создать в Империи несколько центральных розыскных учреждений, предоставив им сосредоточение в своих руках данных агентурного и наружного наблюдения по крупным административным районам, и руководство работой местных учреждений, причем объединяющим и направляющим центром явится, по-прежнему, Департамент полиции» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 17. Л. 108..

Первоначально было создано 8 РОО:

  • 1. Северное -- Петербург (губернии -- Петербургская, Лифляндская, Псковская, Эстляндская, Новгородская, Олонецкая).
  • 2. Центральное -- Москва (губернии -- Московская, Тверская, Ярославская, Вологодская, Архангельская, Костромская, Калужская, Тульская, Орловская, Владимирская, Рязанская, Нижний Новгород, в 1909 г. присоединилась Смоленская губ.).
  • 3. Поволжское -- Самара (губернии -- Самарская, Пермская, Вятская, Казанская, Сибирская, Уфимская, Саратовская, Оренбургская, Астраханская, Пензенская, Уральская обл.).
  • 4. Юго-Восточное -- Харьков (губернии -- Харьковская, Курская, Воронежская, Тамбовская, Донская обл., Черноморская обл., Екатеринославская губ.).
  • 5. Юго-Западное -- Киев (губернии -- Киевская, Черниговская, Полтавская, Подольская, Волынская).
  • 6. Южное -- Одесса (губернии -- Херсонская, Таврическая, Бессарабская и все побережье Черного моря).
  • 7. Северо-Западное -- Вильно (губернии -- Вильненская, Ковенская, родненская, Могилевская, Минская, Витебская, Смоленская).
  • 8. Прибалтийское -- (Рига, Лифляндия, Курляндия) ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1; Оп. 260. Д. 15. Л. 49.. -Позднее были учреждены Туркестанское, Кавказское, Примисленское, Пермское, Севастопольское, Сибирское (из которого впоследствии было создано Восточно-Сибирское с центром в Иркутске и Западно-Сибирское с центром в Томске) ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 88. Л. 10..

Во главе Районных охранных отделений стояли начальники. В некоторых губерниях должность начальника местного охранного отделения совмещалась с должностью начальника РОО. Так было в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Одессе, Вильно, Риге, Самаре ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 208. Л. 16. Д. 24. Л. 91; Оп. 260. Д. 15. Л. 49.. Начальники местных охранных отделений непосредственно подчинялись начальнику РОО. Губернские, уездные ЖУ и ЖПУ ж.д. в вопросах розыска должны были руководствоваться указаниями начальника РОО.

Основной задачей РОО являлись организация внутренней агентуры для «разработки» всех местных партийных организаций и руководство деятельностью агентуры и розыска в границах района. С этой целью начальники РОО имели право созывать совещания офицеров, непосредственно ведущих политический розыск. Они также должны были информировать высшие розыскные учреждения о положении дел в революционном движении в районе, помогать в деле политического розыска соответствующим учреждениям других районов. Требования начальника РОО о производстве обысков и арестов были обязательными для железнодорожных управлений, охранных отделений и органов общей полиции. Офицеры РОО могли пользоваться всеми следственными и агентурными материалами жандармских управлений и охранных отделений. В случае необходимости им должны были быть известны и секретные сотрудники -- агенты, находящиеся в ведении того или иного офицера жандармского управления и охранного отделения.

Охранные отделения и ГЖУ должны были представлять в РОО все агентурные сведения, по которым в РОО составлялись общие обзоры и сведения для Департамента полиции.

Если агентурные сведения касались не только района, но и других областей России, охранные отделения и жандармские управления должны были их сообщать одновременно и району, и в Департамент полиции ГА РФ. Ф. 102. Оп. 262. Д. 16. Л. 1-4об.. РОО призваны были не заменить местные органы, а направлять их деятельность. В то же время они не должны были подменять Департамент полиции, обеспечивая лишь более оперативное ведение розыскного дела.В основном начальниками РОО назначались молодые офицеры, прошедшие подготовку в деле политического розыска. Было очевидно, что эти назначения не вызовут энтузиазма у старых кадров -- начальников ГЖУ и ЖПУ ж.д. И почти каждому начальнику ГЖУ из Департамента полиции шло письмо с личным обращением за подписью Трусевича. Как бы оправдывая свои действия, директор писал: «В силу особых условий последнего времени и постепенного усовершенствования розыскного дела события выдвинули из подведомственных Департаменту учреждений целый ряд лиц, которые специализировавшись в своих обязанностях, сделались ныне в силу обстоятельств, а отчасти и личных своих качеств, несомненно наиболее сведущими и опытными в сфере розыска и потому призваны теперь к занятию должностей начальников районных охранных отделений, не взирая на некоторое, быть может, несоответствие их чинов этому служебному положению. Однако же серьезность переживаемого государством исторического момента, когда наряду с заботами высшего правительства об упорядочении государственного и общественного строя, республиканские и оппозиционные элементы непрерывно ведут отчаянную по замыслу и приемам борьбу в видах разрушения существующих порядков, не допуская возможности ставить успех дела в зависимость от одного соответствия служебного положения отдельных представителей власти с существом возлагаемых на них прав и обязанностей, поэтому каждое преданное престолу и отечеству правительственное лицо должно забыть свои вытекающие из табели о рангах преимущества в тех случаях, когда существеннейшие интересы России вызывают необходимость принимать к руководству указания служебного опыта лиц, хотя и ниже стоящих в чинах, но специально подготовленных в данном деле. Рутина и споры из-за формальных условий дела ныне неуместны и должны уступить место живой работе и простору для способностей и энергии» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 256. Л. 2об-3..

Извещая местные власти о создании РОО, Департамент предупреждал, что эти сведения должны быть использованы «исключительно для личного соображения» и должны «сохраняться в безусловной тайне» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 17. Л. 1а.. В феврале 1907 г. в РОО были направлены Положения об охранных отделениях, Районных охранных отделениях, инструкции по организации наружного наблюдения, инструкции филерам, материалы о фотографировании лиц, инструкции по организации и ведению внутреннего секретного наблюдения и предписывалось «немедленно с получением настоящего приложения» приступить к работе ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 256. Л. 1..

В период 1908--1910 гг. рядом циркуляров проводилось перераспределение уездов и отдельных местностей, входивших и РОО. В циркуляре за 1910 г. указывалось: «При введении районных охранных отделений распределение губерний между ними были приноровлено» к тогдашнему делению областей, принятому революционными организациями, в настоящее же время это не отвечает создавшемуся положению ГА РФ. Ф. 280. 1910. Д. 5001. Л. 32.. Соответственно шло и перераспределение областей. В циркуляре от 5 мая 1909 г. сообщалось, что в интересах розыска Поволжское (Самарское) районное охранное отделение перенесено из Самары в Саратов, причем Саратовское (городское) охранное отделение упраздняется, а должность начальника этого отделения переименовывается в помощника начальника Поволжского (Саратовского) районного охранного отделения ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 208. Л. 16.. Однако, Самара не осталась без надзора и через два месяца в июле 1909 г. был издан циркуляр «Об учреждении Самарского розыскного пункта» в интересах политического сыска ГА РФ. Ф. 102. 00. 1909. Д. 263. Л. 1, 7..

Деятельности районных охранных отделений придавал большое значение товарищ министра внутренних дел Курлов. Часто по его личному распоряжению происходило перераспределение местностей, входящих в состав РОО.

В циркуляре от 30 июля 1909 г. за № 134116, подписанном только что назначенным на должность директора Департамента Н.П. Зуевым, говорилось: «Ввиду необходимости наибольшего объединения политического розыска на Крымском полуострове товарищ министра внутренних дел генерал-майор Курлов приказал Таврическую губернию изъять из ведения Одесского Районного охранного отделения и передать в Севастопольское охранное отделение. Вследствие настоящего распоряжения Таврическое ГЖУ, Мелитопольское, Севастопольское, Феодосийское охранные отделения, Харьковское ЖПУ ж.д., Бердянское охранное отделение, Екатерининское ЖПУ ж.д. в розыскном отношении по делам политического характера подчиняются начальнику Севастопольского охранного отделения» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 24. Л. 91. См. также: ЦДП от 3 марта 909 г., № 125256..

На первом этапе своей деятельности РОО сыграли немалую роль в разгроме партийных организаций, партийных комитетов, координации деятельности сыскных служб на местах. Их успехи подняли престиж розыскной деятельности среди властей, создали иллюзию возможного разгрома революционных организаций. Их создание, особенно на первых порах, облегчало деятельность Департамента полиции, так как появились учреждения, способные к более быстрым и оперативным действиям.

Однако возникли и сложности. По мере роста вмешательства РОО в деятельность местных полицейских властей, их взаимоотношения с работниками ГЖУ стали осложняться. Не помогали и периодически издаваемые Департаментом циркуляры с напоминанием о необходимости совместных усилий в борьбе с силами революции и обязательной взаимной информации ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 24. Л. 91. См. также: ЦДП от 3 марта 909 г., № 125256.. Чиновники РОО порой не проявляли тактичности в отношении своих губернских коллег. Жалобы и недовольство часто приводили к конфликтам и кляузам, которыми приходилось заниматься Департаменту полиции. Циркуляром от 13 июня 1909 г. Департамент предписывал: «... вновь настоятельно напоминаем командируемым на места офицерам и чиновникам районных охранных отделений, что они не являются инспекторами местных органов, а лишь инструкторами, обязанными всеми мерами способствовать правильной постановке политического розыска в слабых местах районов, почему и обязуются не только констатировать замеченные упущения, но и исправлять их по мере возможности немедленно, во всяком случае указывая совершенно точно и определенно, что нужно сделать, и показывая, как именно выполнить предъявляемое требование...» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 37. Л. 256. ЦДП от 13 июня 1909, № 131413.

Периодически чиновники Департамента полиции проводили инспекции и ревизии новых учреждений. Иногда это были высокопоставленные чиновники в чине вице-директора (Виссарионов) или заведующие Особым отделом. Материалы ревизий сохранились в Особом отделе. Как правило, проверяющий знакомился с личным составом, с каждым секретным сотрудником в отдельности. Он также интересовался взаимоотношениями в коллективе. Одновременно он проверял ведение делопроизводства, денежную отчетность.

В отчетах подобного рода содержалась как общая оценка работы подразделения, так и его руководителя.

С 1909 г. деятельность РОО ослабевает, что было связано в значительной мере с затишьем в деятельности революционных организаций. Циркуляры Департамента полиции, направляемые в РОО, становятся все более суровыми. Департамент явно недоволен. Однако, несмотря на указания Департамента, начальники РОО по-прежнему сплошь и рядом превышают свои полномочия, чем вызывают еще большие нарекания. Департамент полиции настаивает на том, чтобы офицеры РОО больше работали с кадрами, обучали их «азам практической работы». Заведующим РОО ставилось в вину, что они не знакомят лиц, занимающихся политическим розыском, с «основами ведения внутренней. агентуры», в связи с чем наблюдается единообразие в приемах розыска. Указывалось, что те циркуляры, которые посылает Департамент полиции начальникам РОО, предназначаются «исключительно для личного руководства и для того, чтобы служить конспектом при разъяснении оснований ведения внутренней агентуры лицам, стоящим во а главе розыска» ГА РФ. Ф. 102. Оп. 260. Д. 37. Л. 132. ЦДП от 19 января 1911, № 117102., а не для издания их на основе циркуляров РОО. Издание «циркуляров есть прерогатива Департамента».Так, в Москве, функции РОО возложены были на отделение по охранению общественной безопасности и порядка в г. Москве, т.е. на Охранное отделение г. Москвы. В состав района входил ряд губерний, примыкавших к Московской. Все начальники ГЖУ этих губерний, по делам розыска подчинялись, таким образом, начальнику Охранного отделения в Москве, получая от него все приказания и распоряжения. Между тем начальником этим при мне был подполковник Мартынов (совсем молодой офицер), начальниками же управлений были уже не молодые полковники, генерал-майоры, а в самой Москве почтенный генерал-лейтенант Черкасов, все это были люди, может быть, и не всегда безупречные, но с известным стажем. ...Самолюбие их было задето. ...В бытность мною в Нижнем, я окончательно в этом убедился, и не мог не обратить внимания на ненормальность существования самостоятельного Охранного отделения рядом с ГЖУ, ведавшим, по закону, розыском... Это отделение не вызывалось никакой необходимостью, тем более, что находившееся там Жандармское управление было прекрасно поставлено... Все эти районные и самостоятельные Охранные отделения были только рассадниками провокации; та небольшая польза, которую они, быть может, смогли бы принести, совершенно затушевывалась тем колоссальным вредом, который они сеяли в течение этих нескольких лет» Джунковский В.М. Воспоминания. Т. 1. М., 1997. С. 217-218..

15 мая 1913 г. за подписью Джунковского был издан циркуляр, которым «совершенно секретно», «срочно», начальники Бакинского, Екатеринославского, Киевского, Нижегородского, Петроковского, Тифлисского, Херсонского и Ярославского ГЖУ, Донского и Севастопольского областных жандармских управлений извещались о ликвидации охранных отделений в их губерниях. В циркуляре указывалось: «Обсудив положение постановки розыска в текущий момент, в связи с проявлениями революционного движения в Империи и принимая во внимание, что охранные отделения, кроме учрежденных в законодательном порядке (имеются в виду Петербургское, Московское, Варшавское. -- З.П.) рассматривались, как учреждения временные, я признал целесообразным, в видах достижения единообразия организации розыскного дела и руководительства им, влить и оставшиеся самостоятельные охранные отделения в составы местных Губернских жандармских управлений». Все начальники ликвидированных охранных отделений становились руководителями вновь созданных розыскных частей ГЖУ.

Во второй части циркуляра Джунковский обращался к начальникам ГЖУ, в ведение которых поступают бывшие руководители и сотрудники охранных отделений: «... на Вас, кроме обязанностей, вытекавших из деятельности Вашей по должности начальника Управления до сего времени, возложены еще более серьезные обязанности руководить, под личной Вашей ответственностью, при помощи заведующего розыском при Управлении офицера, делом розыска по всей территории, обслуживаемой Управлением. Но такое увеличение Ваших обязанностей компенсируется тем облегчением, которое Вы получите в своей работе при своевременном получении сведений, сосредоточение разработки которых в одном учреждении несомненно упростит и ускорит это дело, успех которого зависит главным образом от быстрой интенсивной разработки... При этом считаю необходимым указать, что объединение в Вашем лице деятельности обоих учреждений не должно рассматриваться как унижение служебного достоинства начальника упраздняемого охранного отделения, ибо установление такого порядка... вызывается не другими какими-либо соображениями, как только интересами важнейших для чинов Отдельного корпуса жандармов обязанностей, путем улучшения условий ведения розыскного дела» ГА РФ. Ф. 102, 00, 1913. Д. 366. Л. 30-34..

Вслед за ликвидацией охранных отделений Джунковский приступает к подготовке мер по упразднению Районных охранных отделений. По его заданию директор Департамента Белецкий собирает сведения о деятельности РОО и составляет большую записку, в которой указывает, что за 6 лет существования РОО, на их работу тратится ежегодно огромная сумма денег, а центральной агентуры как не было, так и нет Записка от 15 ноября 1913. ГА РФ. Ф. 102. 00, 1914. Д. 366 Л. 4-5.. 22 февраля 1914 г. все РОО были упразднены, остались лишь: Туркестанское, Кавказское, Восточносибирское. 19 июля 1914 г. были ликвидированы Кавказское и Восточно-Сибирское РОО Записка от 15 ноября 1913. ГА РФ. Ф. 102, 00. 1914. Д. 40. Ч. 1 (Циркуляр от 22 февраля 1914 г. № 167309) 00, 1914. Д. 321. Л. 29. Циркуляр от 19 июля 1914.. Остальные действовали до 1917 г. Все дела ликвидированных учреждений были переданы «по принадлежности» в местные губернские жандармские управления, а для ведения розыска встал вопрос о составлении новых правил и инструкций.

С ликвидацией охранных и районных отделений центральным звеном политического сыска на местах в большинстве губерний вновь становятся, как и ранее (до 1902 г.), ГЖУ.

Охранное отделение появилось в России в 1860-х годах, когда страну захлестнула волна политического террора. Постепенно царская охранка превратилась в тайную организацию, сотрудники которой, помимо борьбы с революционерами, решали свои частные задачи.

Специальная агентура

Одну из важнейших ролей в царской охранке играла так называемая специальная агентура, незаметная работа которой позволяла полиции создать эффективную систему слежки и профилактики оппозиционных движений. В их число входили филеры – «агенты наружного наблюдения» и стукачи – «вспомогательные агенты».

Накануне Первой мировой войны насчитывалось 70 500 стукачей и около 1000 филеров. Известно, что ежедневно в обеих столицах на службу выходило от 50 до 100 агентов наружного наблюдения.

На место филера был довольно строгий отбор. Кандидат должен был быть «честным, трезвым, смелым, ловким, развитым, сообразительным, выносливым, терпеливым, настойчивым, осторожным». Брали обычно молодых людей не старше 30 лет с неприметной внешностью.

Стукачей нанимали большей частью из среды швейцаров, дворников, конторщиков, паспортистов. Вспомогательные агенты обязаны были доносить о всех подозрительных личностях работавшему с ними участковому надзирателю.
В отличие от филеров стукачи не были штатными сотрудниками, а поэтому постоянного жалования не получали. Обычно за сведения, которые при проверке оказывались «основательными и полезными», им выдавалось вознаграждение от 1 до 15 рублей.

Иногда с ними расплачивались вещами. Так, генерал-майор Александр Спиридович вспоминал, как купил одному из осведомителей новые калоши. «И проваливал же он потом своих сотоварищей, проваливал с каким-то остервенением. Вот что наделали калоши», – писал офицер.

Перлюстраторы

Были в сыскной полиции люди, выполнявшие довольно неблаговидную работу – чтение личной переписки, называемую перлюстрацией. Эту традицию еще до создания охранного отделения ввел барон Александр Бенкендорф, называя ее «делом весьма полезным». Особенно активным чтение личной переписки стало после убийства Александра II.

«Черные кабинеты», созданные еще при Екатерине II, работали во многих городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Киеве, Одессе, Харькове, Тифлисе. Конспирация была такова, что сотрудники этих кабинетов не знали о существовании контор в других городах.
Некоторые из «черных кабинетов» имели свою специфику. Согласно газете «Русское слово» за апрель 1917 года, если в Санкт-Петербурге специализировались на перлюстрации писем сановников, то в Киеве изучали корреспонденцию видных эмигрантов – Горького, Плеханова, Савинкова.

По данным за 1913 год было вскрыто 372 тыс. писем и сделано 35 тыс. выписок. Такая производительность труда поражает, учитывая, что штат перлюстраторов составлял всего 50 человек, к которым присоединялись 30 почтовых работников.
Это была довольно продолжительная и трудоемкая работа. Иногда письма приходилось расшифровывать, копировать, подвергать действию кислот или щелочей, чтобы выявить скрытый текст. И только затем подозрительные письма переправлялись розыскным органам.

Свои среди чужих

Для более эффективной работы охранного отделения Департамент полиции создал разветвленную сеть «внутренней агентуры», внедряющейся в различные партии и организации и осуществляющей контроль над их деятельностью. Согласно инструкции по вербовке секретных агентов предпочтение отдавалось «подозревавшимся или уже привлекавшимся к политическим делам, слабохарактерным революционерам, разочаровавшимся или обиженным партией».
Оплата секретных агентов варьировалась от 5 до 500 рублей в месяц в зависимости от статуса и приносимой пользы. Охранка поощряла продвижение своих агентов по партийной лестнице и даже помогала им в этом деле арестом членов партии, стоящих рангом выше.

С большой осторожностью в полиции относились к тем, кто добровольно изъявлял желание послужить охране государственного порядка, так как в их среде оказывалось много случайных людей. Как показывает циркуляр Департамента полиции, в течение 1912 года охранка отказалась от услуг 70 человек «как не заслуживающих доверия». К примеру, завербованный охранкой ссыльный поселенец Фельдман на вопрос о причине дачи недостоверной информации ответил, что находился без всяких средств к существованию и пошел на лжесвидетельство ради вознаграждения.

Провокаторы

Деятельность завербованных агентов не ограничивалась шпионажем и передачей сведений полиции, они нередко провоцировали действия, за которые можно было бы арестовать членов нелегальной организации. Агенты сообщали о месте и времени акции, и подготовленной полиции уже не составляло труда задержать подозреваемых. По мнению создателя ЦРУ Аллена Даллеса, именно русские подняли провокацию до уровня искусства. По его словам, «это было главное средство, с помощью которого царская охранка нападала на след революционеров и инакомыслящих». Изощренность русских агентов-провокаторов Даллес сравнивал с персонажами Достоевского.

Главным российским провокатором называют Евно Азефа – одновременно агента полиции и руководителя партии эсеров. Его не без оснований считают организатором убийств Великого князя Сергея Александровича и министра внутренних дел Плеве. Азеф был самым высокооплачиваемым секретным агентом в империи, получая 1000 руб. в месяц.

Весьма успешным провокатором стал «соратник» Ленина Роман Малиновский. Агент охранки регулярно помогал полиции выявлять местонахождение подпольных типографий, сообщал о тайных собраниях и конспиративных встречах, но Ленин все не желал верить в предательство товарища. В конце концов, при содействии полиции Малиновский добился своего избрания в Государственную Думу, причем как член большевистской фракции.

Странное бездействие

С деятельностью тайной полиции были связаны события, которые оставили о себе двусмысленное суждение. Одним из них стало убийство премьер-министра Петра Столыпина. 1 сентября 1911 года в Киевском оперном театре анархист и секретный осведомитель охранки Дмитрий Богров без всяких помех двумя выстрелами в упор смертельно ранил Столыпина. Причем в этот момент рядом не было ни Николая II, ни членов царской семьи, которые по плану мероприятий должны были находиться с министром
.

По факту убийства к следствию были привлечены глава Дворцовой охраны Александр Спиридович и начальник киевского охранного отделения Николай Кулябко. Однако, по поручению Николая II следствие было неожиданно прекращено.
Некоторые исследователи, в частности Владимир Жухрай, считают, что Спиридович и Кулябко были напрямую причастны к убийству Столыпина. На это указывает немало фактов. Прежде всего, подозрительно легко опытные сотрудники охранки поверили в легенду Богрова о неком эсере, собирающемся убить Столыпина, и более того, позволили ему с оружием попасть в здание театра для мнимого разоблачения предполагаемого убийцы.

Жухрай утверждает, что Спиридович и Кулябко не только знали о том, что Богров собирается стрелять в Столыпина, но и всячески этому содействовали. Столыпин, видимо, догадывался, что против него зреет заговор. Незадолго до убийства он обронил такую фразу: «меня убьют и убьют члены охраны».

Охранка за рубежом

В 1883 году в Париже была создана зарубежная охранка для наблюдения за русскими революционерами-эмигрантами. А следить было за кем: это и вожди «Народной воли» Лев Тихомиров и Марина Полонская, и публицист Петр Лавров, и анархист Петр Кропоткин. Интересно, что в агентуру входили не только приезжие из России, но и вольнонаемные французы.

С 1884 по 1902 годы зарубежную охранку возглавлял Петр Рачковский – это годы расцвета ее деятельности. В частности, при Рачковском агенты разгромили крупную народовольческую типографию в Швейцарии. Но Рачковский оказался замешан и в подозрительных связях – его обвиняли в сотрудничестве с правительством Франции.

Когда директор Департамента полиции Плеве получил донесение о сомнительных контактах Рачковского, он немедля направил в Париж генерала Сильвестрова для проверки деятельности начальника зарубежной охранки. Сильвестров был убит, а вскоре нашли мертвым и агента донесшего на Рачковского.

Более того, Рачковский подозревался в причастности к убийству самого Плеве. Несмотря на компрометирующие материалы, высокие покровители из окружения Николая II смогли обеспечить неприкосновенность тайного агента.

Первое охранное отделение, которое занималось охраной порядка и спокойствия в городе на Неве, было открыто в 1866 году в связи с участившимися покушениями на государя Александра Второго. У этого учреждения пока не было самостоятельности, поскольку созданием его занимался петербургский градоначальник, при его канцелярии оно и открылось. Второе охранное отделение понадобилось не так скоро, оно появилось в Москве в 1880 году под эгидой московского полицмейстера. Но идея эта принадлежала министру внутренних дел М. Т. Лорис-Меликову. Третье охранное отделение было открыто в Варшаве в 1900-м (в то время Польша была частью Российской империи).

Деятельность

В России разрасталось революционное движение, потому поле деятельности было широким, и работа самых первых охранных отделений была более чем успешной. Терроризм набирал обороты, учащались покушения на видных деятелей страны, и время от времени они были тоже успешными. По губерниям жандармские управления работали слабо, и власти все более задумывались о том, чтобы политический сыск усовершенствовать, сделать его гибким и организованным. Во всех крупных городах постоянно происходили нежелательные выступления учащейся молодежи, рабочих, достаточно часто случались и крестьянские бунты.

Поэтому число так называемых розыскных пунктов увеличивалось, в каждом большом городе было открыто свое охранное отделение. Российской империи их понадобилось много. Уже в 1902 году начали работу сыскные учреждения в Екатеринославе, Вильно, Киеве, Казани, Саратове, Одессе, Харькове, Тифлисе, Нижнем Новгороде. Именно они осуществляли политический сыск, вели наружное наблюдение, руководили секретной агентурой и вербовали новых агентов. Министром внутренних дел В. К. Плеве было создано Положение о начальниках таких отделений, где вышеописанные обязанности были конкретно прописаны.

"Свод правил"

В том же 1902-м была циркулярно разослана и специальная "методичка" - "Свод правил", откуда начальники отделений почерпнули сведения о главных задачах, которые должно выполнять каждое охранное отделение Российской империи, и довели эту информацию до каждого подчиненного. Быстрыми темпами строились сети секретной агентуры, занимающейся политическими делами, налаживалось и филерское наблюдение, вербовалась агентура внутренняя. Охранное отделение в подбирало сотрудников по многим критериям.

Были непростые. Их обязали великолепно знать все об истории революционного движения, назубок выучить фамилии лидеров каждой оппозиционной по отношению к правительству партии, следить за нелегальной литературой, которую революционеры налаживали, несмотря ни на что. Начальник охранного отделения отвечал за все вышеперечисленное. А жандармам вменялось воспитание в этом плане и своих агентов, чтобы у всех секретных сотрудников развивалось сознательное отношение к делу. Начальники подчинялись Департаменту полиции непосредственно, где и получали все общие направления деятельности, и даже личным составом охранного отделения жандармов распоряжался именно департамент.

Организация агентурной сети

Сеть новых отделений открылась по инициативе, которую проявил большой энтузиаст своего дела, начальник Московского охранного отделения с 1896 года С. В. Зубатов. Однако он в 1903-м вышел в отставку, и в полном объеме его планы так и не реализовались. Карьеризм, господствовавший в этой структуре, усилил соперничество среди губернских жандармских управленцев.

Несмотря на то что департамент постоянно призывал охранные отделения к обмену сведениями и взаимопомощью, дело это почти не двигалось. Каждый начальник в своем городе был "царь и бог". Именно поэтому и возникали конфликтные ситуации, которые не шли впрок общему делу. И все-таки ежегодно открывалось далеко не одно охранное отделение, создание жандармских органов все ширилось, и к концу 1907 года в стране их функционировало уже двадцать семь.

Новые правила

В том же 1907-м действующее Положение относительно царского охранного отделения значительно дополнил и утвердил Столыпин. В документ вошли новые пункты, касающиеся взаимоотношений и обмена информацией внутри структуры.

Политические и жандармские органы при получении сведений, которые относятся к сфере деятельности охранных отделений, должны были передавать их для разработки дел, арестов, обысков, выемок и прочего, что не могло быть произведено без начальника охранного отделения.

Охранные пункты

Но и из "охранки" должны были поступать сведения в жандармское управление, чтобы там могли сопоставлять обстоятельства, полученные в процессе дознаний. Однако двадцати семи отделений явно не хватало, чтобы контролировать буквально закипающую общественность, а потому уже в 1907-м начали открываться повсеместно малые охранные пункты.

Создавались они не в центрах, а в тех местностях, где подрастали боевые настроения среди населения. Практически во всех городах в течение следующих двух лет такие пункты были учреждены. Первыми открылись они в Пензе, Хабаровске, Владикавказе, Гомеле, Житомире, Екатеринодаре, Полтаве, Костроме, Курске, а потом еще в десятках городов.

Задачи

Перед районными охранными отделениями стояли многочисленные и порой трудновыполнимые задачи. Помимо организации внутренней агентуры, которая должна была "разрабатывать" местные партийные организации, помимо розыска на территории района проводились бесчисленные офицерские совещания, отрывавшие людей от основного дела - непосредственно розыска и слежки. Количество написанных ими бумаг было огромным, поскольку информация рассылалась повсюду.

В высшие учреждения розыска периодически досконально докладывалось о каждом движении местных революционеров, а также полагалось (теперь уже согласно служебным циркулярам) всемерно помогать таким же учреждениям соседних районов. Плюс был в том, что агентурных материалов стало во много раз больше, и это помогало ведению следствия, поскольку каждый следователь мог ими пользоваться. В необходимых случаях даже секретные агенты становились известными более широкому кругу людей.

Успехи и сложности

Первоначально с открытием охранных пунктов дела пошли лучше: один за другим разгонялись или бывали разгромленными партийные организации, комитеты, аресты следовали тоже один за другим. Коммунисты, социалисты и либералы потянулись за границы страны, откуда продолжали руководить движением, будучи уже недосягаемыми. Такие успехи розыскной работы высоко подняли престиж жандармерии, поэтому и создалась иллюзия полного разгрома всех революционных организаций.

Районные охранные отделения постоянно и все чаще вмешивались в действия полицейских властей, то есть политический сыск испортил отношения с работниками жандармских управлений. Департамент высылал свои циркуляры о совместных усилиях периодически, но это не помогало. Постепенно ручеек взаимного информирования иссякал. Более того, районные охранные пункты не жаловали своих вышестоящих губернских коллег.

Ликвидация

После 1909 года в районных отделениях работа ослабла. Возможно, это случилось еще и потому, что и в деятельности нелегальных организаций наступило некоторое затишье. Ведающий полицией товарищ министра В. Ф. Джунковский решил, что существование охранных отделений перестало быть целесообразным. Часть их была объединена с губернскими управлениями, часть просто упразднена. Обоснованием этому считал государственную пользу.

В 1913 году вышел совершенно секретный и срочный циркуляр, согласно которому ликвидировались Бакинское, Екатеринославское, Киевское, Нижегородское, Петроковское, Тифлисское, Херсонское, Ярославское, Донское, Севастопольское охранные отделения. Таким образом, все, кроме трех столичных, открывшихся самыми первыми, были закрыты. Как исключение вплоть до 1917 года действовало Восточно-Сибирское и Туркестанское отделение. Но при отсутствии соединительной сети таких же структурных звеньев толку от них было мало.

Петербургское охранное отделение

Затрагивая работу петербургской "охранки", нельзя не коснуться биографии главного действующего лица этого заведения (на снимке). Сохранилась переписка Департамента полиции, и уже в записях 1902 года можно найти строки, где исключительно высоко оценивается усердие и старание ротмистра А. В. Герасимова. К тому времени он уже три года отслужил в жандармском управлении, был и проверяющим работу других отделений, где тоже всемерно помогал коллегам и советами, и делом.

Сначала Герасимова поощрили назначением в Харьковское охранное отделение в 1902-м. Руководил он настолько хорошо, что вне всяких правил уже в 1903-м был произведен в подполковники, а в 1905-м занял должность начальника Петербургского охранного отделения. За дело взялся, как всегда, активно, прежде всего наведя порядок в собственном учреждении. Смутьянов в Петербурге сильно поубавилось, когда лично Герасимов нашел подпольные мастерские, где изготавливались разрывные снаряды.

Дальнейший путь

Революционеры тоже оценили нового "держиморду" по достоинству - на него готовилось несколько покушений. Но Герасимов был опытен и умен - не вышло. В 1905-м он снова "вне всяких правил" получил звание полковника, в 1906-м - орден Св. Владимира, а в 1907-м стал генерал-майором. Еще через год его благодарит лично государь, в 1909-м Герасимов получает еще один орден. Карьера не шла, а летела по лестнице, пропуская ступени десятками.

За это время Герасимов сделал охранное отделение самым крупным и самым результативным в стране. Амбиций ему было не занимать. До его прихода никогда начальник охранного отделения не докладывал министру самостоятельно. Первым (и последним) был Герасимов. За четыре года учреждение под его руководством изменилось в корне и только в лучшую сторону. Поэтому в 1909-м Герасимов был переведен с повышением - в Министерство внутренних дел. Генерал для особых поручений - так стала звучать его новая должность. Закончил службу он в 1914-м в чине генерал-лейтенанта.

Петроградское охранное отделение

Когда началась война с Германией, все немецкое перестало звучать для русского человека красиво. Город потому и переименовали - был Петербург, стал Петроград. В 1915 году начальником охранного отделения в столице был назначен генерал-майор К. И. Глобачев, написавший впоследствии интереснейшие мемуары.

Самый крупный орган политического сыска в стране на тот момент насчитывал более шести сотен служащих. В структуре были регистрационный и центральный отделы, охранная команда и собственно отделение. Последнее было организовано следующим образом: агентурная и следственная части, наружное наблюдение, архив и канцелярия. Стараниями Герасимова здесь все еще царил необыкновенный порядок.

Обязанности

В агентурной части, которая являлась базой всего учреждения, были сосредоточены все материалы из агентурных источников. Работали здесь опытные жандармские офицеры и чиновники, и у каждого была собственная, порученная только ему часть агентурного освещения. Например, несколько человек занимались деятельностью большевиков, еще несколько - меньшевиков, другие - социалистами-революционерами и народными социалистами, кто-то - общественными движениями, кто-то - анархистами.

Был специальный офицер, который наблюдал общее рабочее движение. И каждый из них имел собственных секретных сотрудников и собственные источники сведений. Только он мог видеться с агентами на конспиративных квартирах и только он оберегал их от провала. Полученные сведения всегда тщательно проверялись перекрестной агентурой и наружным наблюдением, а затем разрабатывались: выяснялись лица, адреса, явки, связи и тому подобное. Как только организация была обследована достаточно, она ликвидировалась. Затем материал обысков доставлялся в агентурную часть охранного отделения, упорядочивался и передавался следователям.

охранка» - местный орган Департамента полиции в России. Ведало политическим надзором и сыском, имело агентов для наружного наблюдения - филеров и секретных агентов, засылаемых в политические партии и организации. Впервые появилась в Петербурге в 1866 г., Москве и Варшаве в 1880 г. Упразднены после Февральской революции 1917 г.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОХРАННОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

охранка, - местный орган политич. сыска царской России. Впервые О. о. созданы в Петербурге в 1866, в Москве и Варшаве в 1880. Существовали до февр. 1917. Первоначальное назв. - "отделение охранения обществ. безопасности и порядка", с 1903 - О. о. В 1914 существовало 26 О. о. Формально входили в состав канцелярии полицмейстеров и градоначальников, сохраняя все права самостоят. учреждения, органа Департамента полиции. Осн. задачей О. о. являлся политич. сыск революц. орг-ций и отд. революционеров. Арест и дознание по мат-лам, собранным О. о., осуществляло губ. жандармское управление. Действовали с помощью обширной спец. агентуры как "наружного наблюдения" - филеров, так и секретных агентов "в обследуемой среде" (пассивных осведомителей и активных участников деятельности революц. орг-ций - провокаторов). Осн. частью каждого О. о. являлась общая канцелярия, подразделявшаяся на неск. столов по функциям О. о. Своеобразными филиалами 7 крупных О. о. (Петербург, Москва, Варшава, Киев, Одесса, Харьков, Тифлис) являлись с кон. 19 в. "отделения секретной цензуры" или "черные кабинеты" при почтамтах, осуществлявшие по заданиям О. о. перлюстрацию корреспонденции. Моск. О. о. пыталось претендовать на роль организатора политич. сыска во всей России и его "методического" центра (см. Зубатовщина). О. о. столиц имели особые "отряды филеров" ("летучий" в Москве с 1897 и "центральный" в Петербурге с 1906), осуществлявшие свою деятельность фактически на терр. всей России, а также спец. "регистрационные бюро" для проверки благонадежности всех приезжающих в столицу лиц. Кроме О. о., деятельность к-рых распространялась на терр. губ. или обл., в 1906-14 существовало 10 районных О. о.; каждое из них объединяло деятельность О. о. и губ. жандармских управлений в "районе" неск. губерний, от 3 (Одесское) до 12 (Московское), что давало им известную самостоятельность и большую оперативность в борьбе с революц. движением. О. о. к 1914: Петербургское, Московское, Бакинское, Белостокское, Варшавское, Виленское, Владивостокское, Донское, Екатеринославское, Иркутское, Киевское, Лодзинское, Нижегородское, Николаевское, Одесское, Пермское, Рижское, Самарское, Саратовское, Севастопольское, Ташкентское, Тифлисское, Томское, Харьковское, Читинское, Ярославское. Районные О. о.: Петербургское, Московское, Варшавское, Виленское, Киевское, Одесское, Рижское, Самарское, Ташкентское, Харьковское. Лит.: Падение царского режима. Стенографич. отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвыч. следств. комиссии Временного пр-ва, т. 1-7, Л., 1924-27; Козьмин Б. П., С. В. Зубатов и его корреспонденты, М.-Л., 1928; Спиридович А. И., При царском режиме. Записки начальника охранного отделения, М., 1926; Волков A., Петрогр. охранное отделение, П., 1917; Членов С. Б., Моск. охранка и ее секретные сотрудники, М., 1919; Жилинский В., Организация и жизнь охранного отделения во времена царской власти, "ГМ", 1917, No 9-10; Ерошкин Н. П., Очерки истории гос. учреждений дореволюц. России, М., 1960. Л. П. Ерошкин. Москва.