Внеурочная деятельность "Занимательный русский язык". Мищенкова

Занимательный русский язык. 1 класс. Методическое пособие. Мищенкова Л.В.

М.: 2012 - 207 с.

В данном пособии представлены материалы к занятиям с первоклассниками курса «Занимательный русский язык». Занятия курса способствуют закреплению учащимися изученного на уроках русского языка материала, более полному его усвоению, а также знакомству с такими понятиями, которые, как правило, остаются за рамками школьной программы. Кроме того, курс «Занимательный русский язык» направлен на формирование общеинтеллектуальных умений, обогащение словарного запаса учащихся, расширение кругозора, развитие познавательных способностей, привитие чувства любви и уважения к великому русскому языку. В занимательной форме школьникам предлагается поближе познакомиться с пословицами, поговорками, фразеологизмами, активно включая их в свой лексикон, а также получить удовольствие от разгадывания кроссвордов, ребусов, шифровок, загадок, анаграмм, метаграмм, знакомства с грамматическими сказками. Рубрика «Занимательный привал» позволит поупражняться в инсценировке юморесок, проявить свою эрудицию в ответах на шуточные вопросы, поработать с головоломкой «танграм», потренироваться в рисовании фигур по клеточкам и так далее. Учащихся ждут каверзные вопросы Мишутки в рубрике «Мишуткина академия», которые способствуют подготовке детей к участию в международном конкурсе «Русский медвежонок». Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы учителям начальных классов, воспитателям групп продлённого дня, педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.

Формат: pdf

Размер: 22,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google ; Rghost

Факультативный курс «Занимательный русский язык» разработан как дополнение к курсу «Русский язык» для начальной школы.
Основная цель курса: расширение лингвистического кругозора учащихся через систему развивающих занятий.
Задачи курса:
1. Развитие лингвистических компетенций учащихся.
2. Формирование любви и уважения к русскому языку.
3. Развитие познавательных способностей младших школьников.
4. Развитие творческих способностей младших школьников.
б. Расширение кругозора учащихся.
Курс «Занимательный русский язык» представляет собой комплекс специально разработанных развивающих занятий, нацеленных на закрепление, расширение и углубление знаний, полученных учащимися на уроках русского языка, привитие любви к родному языку и стремление к его изучению, а также создание условий для развития познавательных способностей школьников, а также их психических качеств: памяти, внимания, мышления, воображения, речи, пространственного восприятия, сенсомоторной координации, коммуникабельности.



Особую ценность материалы рабочих тетрадей в сочетании с методическим пособием к ним имеют для педагогов и психологов коррекционных и вспомогательных школ, работающих с детьми, которые испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой...

Читать полностью

В данном пособии представлены материалы к тематическим коррекционно-развивающим занятиям с первоклассниками курса "РПС" ("Развитие познавательных способностей"). Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).
Каждое занятие представляет собой сочетание коррекционно-развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом. Занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств школьников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.
Особую ценность материалы рабочих тетрадей в сочетании с методическим пособием к ним имеют для педагогов и психологов коррекционных и вспомогательных школ, работающих с детьми, которые испытывают трудности в обучении, связанные с недостаточно сформированной эмоционально-волевой сферой.
Рабочие тетради адресованы учащимся первого класса (детям 6-7 лет) массовых школ. Рабочие тетради и методическое пособие к ним рекомендованы воспитателям групп продлённого дня, педагогам и психологам детских домов и интернатов; будут полезны педагогам дополнительного образования, а также родителям и гувернёрам.

Скрыть

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 5 класса создана на основе следующих нормативных документов:

    Федерального государственного стандарта общего образования второго поколения (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644)

    Учебного плана МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год;

    Положения о рабочей программе МБОУ ВСОШ № 2 на 2016 – 2017 учебный год, протокол № от 26. 03. 2015 г.;

    программа по курсу «Занимательный русский язык» для 5 класса положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова. Методическое пособие, 6 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г.

В основу рабочей программы по курсу «Занимательный русский язык» для 5 класса положена авторская программа, разработанная Л.В. Мищенковой и обеспеченная методическим пособием «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова. Методическое пособие, 5 класс.- М.: Издательство РОСТ, 2013г.

Настоящая программа составлена на 35 часов (из расчета 1 час в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Общая характеристика предмета

Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание школьников узнать новое о русском языке. Строгие рамки урока и насыщенность программы по русскому языку не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. В этом случае приходит на помощь занятие факультатива.

Организация занимательных уроков основывается на следующих принципах: добровольности участия, научности, сознательности и активности, наглядности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода. Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должны снижать обучающей и развивающей роли внеурочной работы по русскому языку.

Данная программа по русскому языку позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов. Эта программа обращает внимание учителя на все стороны языка, рассматривает слово в грамматическом и лексическом плане.

Знание русского языка создает условие для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому на занятиях факультатива следует обращать внимание на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Занятие факультатива должны убедить школьников в том, что родной язык надо изучать постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.

В 5»А» классе обучающиеся с разной степенью учебной мотивации, поэтому планирование составлено с учётом их особенностей.

Цели и задачи обучения

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой целью, стоящей перед учителем.

Курс по русскому языку ставит следующие задачи:

    Воспитание любви к русскому языку;

    Развитие интереса к языку как учебному предмету;

    Расширение и углубление программного материала;

    Пробуждение у учащихся потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

    Совершенствование общего языкового развития школьников.

Место предмета в учебном плане

Программа адресована обучающимся 5-х классов общеобразовательной школы со средним уровнем обученности.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Формы организации учебного процесса

Организационные формы образовательной деятельности:

классно-урочная система, групповые и индивидуальные формы работы.

Викторина и др.

Технологии

Для решения познавательных и коммуникативных задач используются разные технологии. Приоритет отдается РКМЧП, ИКТ, здоровьесберегающим и проектно-исследовательской технологиям.

Формы контроля

    монологический ответ;

    диктант (с заданием, словарный, подготовленный, цифровой, объяснительный, предупредительный, терминологический);

    комплексный анализ текста;

    осложненное списывание;

    составление сложного и простого плана к тексту;

    изложение текста (подробное, сжатое, выборочное);

    составление диалога на заданную тему;

    составление текста определенного стиля и типа речи;

    сочинение;

    составление рассказа по сюжетным картинкам с включением части готового текста;

    редактирование текста (исправление орфографических, грамматических, пунктуационных и речевых ошибок);

    работа с деформированным текстом;

    задания в форме тестов (закрытого и открытого типа).

Контроль предполагает разноуровневый подход.

Учебно-тематический план

Кол-во часов на изучение материала

Развитие речи

Введение.

Ох уж эти небылицы!..

Игротека.

Правописание –тся и –ться у глаголов.

Поиграем со словами.

Удвоенные согласные.

Игротека.

Афоризмы о труде.

Пословицы.

Анаграммы и метаграммы.

Игротека.

Фразеологизмы.

Приставки.

Игротека.

О логогрифах и палиндромах.

Игротека.

Что мы пишем после Ц.

Е-И в корнях с чередованием.

Разделительные Ъ и Ь.

Игротека.

Словарные слова.

Чередование И-Е в корнях слов.

Игротека.

Библейские фразеологизмы.

Берегите книгу.

Игротека.

Повторение.

Итого: 35

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    С Днем знаний!/ Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".

    Русский язык – наше богатство./Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

    Ох уж эти небылицы!../Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.

    Игротека./ Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

    Про –тся и –ться у глаголов./ Правило написания-тся и -ться у глаголов.

    Поиграем со словами./ Различные формы игр со словами.

    Они такие классные, удвоенные согласные…/Правописание слов с удвоенными согласными.

    Игротека./ Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.

    Афоризмы о труде./ Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

    Пословица не даром молвится./ Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.

    Про анаграммы и метаграммы./ Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

    Игротека./ Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.

    По страницам детской энциклопедии./Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.

    Фразеологизмы./ Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"

    Что за ПРЕлесть эти ПРИставки./ Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

    Игротека./ Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.

    Буквы З и С на конце приставок./ Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

    Их следует запомнить./Слова из словаря для запоминания.

    О логогрифах и палиндромах./ Понятия "логогрифы"и "палиндромы".

    Игротека./ Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

    Что мы пишем после Ц./ Правописание Ы,И после Ц.

    Коварные Е-И в корнях с чередованием./ Правописание Е,И в корнях с чередованием.

    Игротека./ Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

    О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике./ Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.

    И вновь словарные слова./ Игры со словарными словами.

    И снова о чередовании И-Е в корнях слов./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.

    Игротека./ Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

    Библейские фразеологизмы./ Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

    Поговорим, дружок, о басне./ Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".

    Берегите книгу./ Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.

    Игротека./ Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.

    Повторяем./ Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

    Повторяем, повторяем…/ Правописание З и С в приставках, Ы и И после Ц. Шарады. Арифмогрифы. Афоризмы о труде.

    Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»./Решение головоломок.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу учебного года учащиеся 5 класса должны знать:

Из раздела «Орфография»:

Тся и -ться в глаголах;

Удвоенные согласные в словах;

Приставки пре- и при-;

З и с на конце приставок;

И и ы после ц;

Е и и в корнях с чередованием;

Разделительный ъ и ь знак;

Словарные слова.

Из раздела «Фразеология»:

Фразеологизмы.

Из курса литература: небылицы, пословицы, басни, афоризмы.

Понятия «афоризмы», «палиндромы», «метаграммы» и другие.

Учащиеся должны уметь:

В результате изучения дисциплины обучаемый должен овладеть такими понятиями: «Грамматика», «Орфография», «Фразеология», «Культура речи».

Произносить слова в соответствии с орфоэпическими нормами;

Работать со словарями и детской энциклопедией;

Составлять рассуждения на тему о богатстве русского языка, как беречь книгу и др.

Использовать в речи пословицы, поговорки, фразеологизмы;

Разгадывать кроссворды, ребусы, загадки.

Перечень учебно – методического обеспечения:

    Компьютер;

    мультимедийный проектор;

    рабочие тетради.

Список обязательной литературы

    Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку;

    Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения.;

    Концепция модернизации Российского образования;

    Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования;

    Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

    Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11классы. 3-е издание, стреотипное. Москва,2009

    «Занимательный русский язык: Задания по развитию познавательных способностей» (10-11 лет)/ Л.В.Мищенкова, Методическое пособие, 5 класс.- М.Издательство РОСТ, 2013г.

    УМК по русскому языку под ред.М.Разумовской (5 кл.) изд. Мнемозина,2008

    Дополнительная

    Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;

    Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.

    Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003

    Васильевых И.П.Уроки русского языка в 5 классе./ Под ред.С.И.Львовой

    Львова С.И. Работа с морфемными моделями слов на уроках русского языка в 5 -9 классах.

Тематическое планирование по курсу

«Занимательный русский язык»/

«Развитие познавательных способностей»

Тема

Направление работы

С Днем знаний!

Происхождение слов: "глобус", "шпаргалка", "каникулы".

Русский язык – наше богатство.

Пословицы, фразеологизмы, синонимы, антонимы.

Ох уж эти небылицы!..

Что такое небылицы. Небылицы-перевертыши.

Игротека.

Сочинение небылиц. Устранение речевых ошибок.

Про –тся и –ться у глаголов.

Правило написания-тся и -ться у глаголов.

Поиграем со словами.

Различные формы игр со словами.

Они такие классные, удвоенные согласные…

Правописание слов с удвоенными согласными.

Игротека.

Правописание глаголов с -тся и -ться, слов с удвоенными согласными. Упражнение в составлении игр со словами.

Афоризмы о труде.

Что такое афоризмы. Ценность афоризмов.

Пословица не даром молвится.

Отличия пословицы от поговорки. скрытый смысл пословицы.

Про анаграммы и метаграммы.

Что такое анаграммы. Что такое метаграммы. Игры с анаграммами и метаграммами.

Игротека.

Афоризмы. Пословицы. Анаграммы.Метаграммы.

По страницам детской энциклопедии.

Знакомство со статьями детской энциклопедии "Что такое. Кто такой", вариантами использования материалов энциклопедии.

Фразеологизмы.

Три группы фразеологизмов сточки зрения их происхождения и традиции использования. Фразеологизмы: "гамбургский счет", "живая вода", "игра не стоит свеч", "камень преткновения", "лить колокола", "мели, Емеля!"

Что за ПРЕлесть эти ПРИставки.

Лексические значения приставки пре- и при-, зависимости их написания от лексического значения.

Игротека.

Приставки пре- и при- в словах. Фразеологизм и его значение. Этимологический словарь.

Буквы З и С на конце приставок.

Зависимость написания букв З и С на конце приставок от идущего дальше согласного звука.

Их следует запомнить.

Слова из словаря для запоминания.

О логогрифах и палиндромах.

Понятия "логогрифы"и "палиндромы".

Игротека.

Приставки, оканчивающиеся на З и С в словах. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Что мы пишем после Ц.

Правописание Ы,И после Ц.

Коварные Е-И в корнях с чередованием.

Правописание Е,И в корнях с чередованием.

Разделительные Ъ и Ь.

Разделительные Ъ и Ь./ Употребление Ъ и Ь в словах.

Игротека.

Правописание Ы,И после Ц. Правописание Е,И в корнях с чередованием. Употребление Ъ и Ь в словах

О шарадах, арифмогрифах и словесной арифметике.

Что такое шарады, арифмогрифы, словесная арифметика.

И вновь словарные слова.

Игры со словарными словами.

И снова о чередовании И-Е в корнях слов.

Правописание Е,И при чередовании в корнях слов.

Игротека.

Правописание Е,И при чередовании в корнях слов. Словарные слова. Шарады. Арифмогрифы. "Словесная арифметика".

Библейские фразеологизмы.

Фразеологизмы, пришедшие из Библии. Их значение.

Поговорим, дружок, о басне.

Определение басни. Понятия: "эзоповский язык","Эзоповы басни".

Берегите книгу.

Роль книги в жизни человека. Процесс создания книги. Правила обращения с книгой.

Игротека.

Библейские фразеологизмы: "семь смертных грехов", "святая простота". Особенности басни. Почему нужно читать книги.

Повторяем.

Слова с приставками пре-, при-. Слова с удвоенными согласными. Словарные слова. Логогрифы. Палиндромы.

Готовимся к конкурсу «Русский медвежонок»

Решение головоломок.