«волчьи стаи» против сша и нато? военно-морской флот россии в оценках западных специалистов. «черная дыра»: три месяца весь флот нато за одной русской подлодкой гонялся


Эта третья из шести ДЭПЛ проекта 06363 "Палтус", которые заказаны для Черноморского флота РФ. Они считаются одними из самых малошумных субмарин в мире и несут мощное вооружение, включая крылатые ракеты комплекса "Калибр-ПЛ", способные поражать не только надводные, но и береговые цели на больших дистанциях.

СТРАШНЫЕ "ПАЛТУСЫ"

Переход "Старого Оскола" сопровождался аккомпанементом западных средств массовой информации, стращавших мир растущей российской подводной угрозой. Впрочем, так было и во время плаваний первых двух "палтусов". Только акценты несколько сместись. При переходе ДЭПЛ "Новороссийск" - головной в серии - ажиотаж в зарубежных СМИ вызвал заход лодки для пополнения запасов и отдыха экипажа в испанский порт Сеута на африканском берегу (подробнее см. журнал "Национальная оборона" №10/2015). Особенно усердствовали британские издания. Они усмотрели в действиях Мадрида провокацию, направленную против Гибралтара - анклава Великобритании на Пиренейском полуострове. Мол, возмутительно, что страна НАТО предоставляет свои услуги военному кораблю России, которая обложена санкциями Запада, как стая волков красными флажками. А тут такой непозволительный либерализм!

Поход "Ростова-на-Дону" (подробнее см. журнал "Национальная оборона" №1/2016) вызвал оторопь и шок на Западе после того, как эта лодка 8 декабря прошлого года нанесла крылатыми ракетами 3М-14 комплекса "Калибр-ПЛ" мощный удар из-под воды по целям запрещенной в России террористической организации Исламское государство. В США и других странах НАТО не без оснований сочли, что это была не только атака объектов преступной банды, но и предупреждение Североатлантическому блоку о том, что с Россией шутки плохи, поскольку ракеты 3М-14 могут оснащаться не только обычными, но и ядерными боевыми частями.

Незадолго до начала перехода на Черное море и "Старый Оскол" выполнил ракетные стрельбы. 6 мая лодка успешно поразила объект на полигоне Чижа в Архангельской области. А днем ранее Б-262 ракетами 3М-54 с высокой точностью нанесла удар по морской цели.

Тут надо заметить, что для экономии моторесурса, российские ДЭПЛ проекта 06363 после глубоководных и стрельбовых испытаний совершают переходы с Баренцева моря на Черное на экономической скорости. Большая часть пути преодолевается в надводном положении, а нередко вообще на буксире. Вот и в этот раз "Старый Оскол" сопровождал буксир "Алтай".

И вдруг поднялась буря. Но не на море, а в западных СМИ, прежде всего британских. "Фрегат Королевского флота перехватил русскую субмарину неподалеку от Английского канала" под таким заголовком появилась публикация в лондонской The Telegraph 8 июня. Эту тему дружно подхватили другие издания Соединенного Королевства, а также некоторые европейские и американские СМИ. Популярный на Британских островах таблоид The Sun даже назвал экипаж фрегата Kent "английскими героями". Командир этого корабля Ее Величества коммандер Даниэль Томас скромно заметил, что "российская подлодка была обнаружена благодаря предпринятым совместными с союзниками по НАТО усилиями". Действительно, как только Б-262 вошла в Северное море ее "взял на сопровождение" голландский фрегат Tromp. А "перехватчику" Kent уже досталась вторая партия. Между тем министр обороны Великобритании Майкл Фэллон заявил: "Это означает, что Королевские ВМС сохраняют бдительность в международных и территориальных водах, чтобы обеспечить безопасность Великобритании и защитить нас от потенциальной угрозы". Вообще-то "Старому Осколу" для создания угрозы безопасности Соединенного Королевства вовсе не требовалось пробираться к Английскому каналу. Лодка могла нанести удар "калибрами" по берегам Туманного Альбиона, находясь еще в Баренцевом море. И "английские герои", понятное дело, не спасли бы страну. То есть "перехватывать" российскую подлодку на подходе к Ла-Маншу в случае военных действий - занятие бесполезное и даже, не побоимся этого слова, архаичное, откуда-то из 60-80-х годов прошлого века.

У этой истории был и другой аспект. "Перехват" происходил незадолго до Brexit - референдума по поводу выхода или невыхода Британии из Европейского Союза. Как дал понять министр иностранных дел Соединенного Королевства Филипп Хэмонд (в кабинете Терезы Мэй он пересел в кресло министра финансов): "Честно говоря, единственная страна, которая хотела бы, чтобы мы вышли из ЕС, - это Россия. И это о многом говорит". То есть субмарину коварная Москва послала для того, чтобы оказать давление на островных жителей. И успех был достигнут! Подданные Елизаветы II большинством голосов сказали "Good bye!" Европейскому Союзу.

ЧЕТВЕРТАЯ БИТВА ЗА АТЛАНТИКУ

Но если отбросить шутки в сторону, то картина, по мнению ряда западных военно-морских экспертов, вырисовывается нерадостная. В июньском номере за этот год журнал Proceedings, который выпускает Военно-морской институт США, опубликовал статью командующего 6-м американским флотом, одновременно командующего ударными ВМС НАТО и морскими силами поддержки в Европе вице-адмирала Джеймса Фогго и ведущего специалиста американского Центра военно-морского анализа доктора Элерика Фрица. Их публикация, вызвавшая заметный резонанс не только в специальных, но и в популярных средствах массовой информации, называется весьма красноречиво - "Четвертая битва за Атлантику".

Что под этим имеют в виду авторы, понятно. Под первой битвой подразумевается жесткое противостояние германских подводных лодок с ВМС Антанты и США, которая закончилась победой последних. Под второй, естественно, - труднейшая борьба противолодочных сил Великобритании и Соединенных Штатов против фашистских субмарин. И в том и в другом случае битвы за Атлантику сопровождались огромными потерями торгового тоннажа союзников. Дважды Англия чуть не была поставлена на колени. Противолодочная война потребовала сосредоточения больших финансовых и материальных ресурсов по обе стороны Атлантики. И только "подключение" США позволило Лондону выжить и одержать победу.

Под третьей битвой, как нетрудно догадаться, подразумеваются годы холодной войны. Мощнейшим флотам США и НАТО Советский Союз противопоставил сотни атомных и дизель-электрических подводных лодок. И хотя это сражение не вылилось в настоящую войну, США и их союзники по НАТО, по мнению авторов Proceedings, одержали верх за счет своего высококлассного противолодочного потенциала. Тезис в высшей степени спорный, поскольку такие АПЛ третьего поколения, как советские атомоходы проектов 941, 667БДРМ, 949, 945, 671РТМ и 971, а также ДЭПЛ проекта 877 не уступали, а по ряду характеристик превосходили зарубежные аналоги. Да и противолодочное вооружение Североатлантического альянса нельзя назвать потрясающим воображение. Советский Союз проиграл третью битву за Атлантику не из-за технического несовершенства советских подлодок, а в связи с крушением самой страны, которая их строила. Здесь, мы считаем, не место останавливаться на причинах распада СССР, но скажем только, что в ряду этих причин были и чрезмерные военные расходы, приведшие к банкротству великой державы.

И вот теперь Джеймс Фогго и Элерик Фриц, а вместе с ними десятки других американских и западноевропейских военно-морских авторитетов провозглашают пришествие четвертой битвы за Атлантику. В интервью изданию The National Interest, специализирующемуся на вопросах национальной безопасности Соединенных Штатов, дуэт авторов Proceedings развил свои идеи. Они утверждают, что "самую серьезную угрозу военно-морским силам США и НАТО в Европе создают мощный подводный флот России и ее новые бастионы системы воспрещения доступа (A2/AD) в Калининградской области и в других регионах".

Здесь адмирал и военно-морской эксперт прибегают к американской несколько мудреной терминологии, ставшей популярной за океаном за последние три-четыре года. Anti-access/area-denial (A2/AD) - дословно переводится как "воспрещение доступа/блокирование зоны". По-простому это означает, что вооруженные силы США и НАТО не могут беспрепятственно развертывать свои корабли, авиацию и воинские части в тех или иных районах мира без угрозы быть уничтоженными. Впервые его употребили в отношении Китая, поставившего на вооружение противокорабельные баллистические ракеты

DF-21D, которые сделали бессмысленным присутствие американских авианосцев у берегов КНР, поскольку они способны поразить плавающие аэродромы на дальности до 2000 км. А вот теперь, по словам зарубежных военных экспертов, такие же зоны воспрещения доступа создала и Россия вокруг Калининградской области, у берегов Крыма, в районе Камчатки, вокруг сирийских городов Тартус и Латакия. По нашему мнению, в этих районах до полноценных зон воспрещения доступа еще далеко, но основы для их создания, безусловно, имеются.

Обратим внимание на саму постановку вопроса. Если какая-то страна заботится о своей безопасности и выстраивает рубежи обороны, то она тем самым создает угрозу США и их союзников по НАТО. То есть военное строительство во всем мире должно быть подчинено исключительно интересам Вашингтона и его партнеров. И никак иначе. Это даже не парадокс, а паранойя.

Как утверждает Фогго, "русские строят серию малозаметных дизель-электрических подводных лодок, которые являются элементом российской стратегии воспрещения доступа". И в самом деле, ДЭПЛ проекта 06363 - отличные субмарины, способные выполнять широкий круг задач: осуществлять патрулирование, вести разведку, наносить удары по береговым и морским целям, ставить мины, транспортировать боевых пловцов и т.д. Очевидно, им по силам "воспрещать доступ" враждебным России силам в те или иные акватории, примыкающие к берегам страны. Но, наш взгляд, в данном конкретном случае "палтусы" притянуты к "российской стратегии воспрещения доступа" явно за уши, поскольку та не имеет никакого отношения к четвертой битве за Атлантику.

Не были забыты американскими экспертами и российские многоцелевые атомоходы проекта 885 "Ясень". "АПЛ "Северодвинск" производит сильное впечатление", - с явным сожалением констатирует командующий 6-м флотом. "Имеющиеся у русских подводные лодки вызывают у нас серьезную обеспокоенность, - подпевает адмиралу Элерик Фриц, - так как они очень боеспособны и являются чрезвычайно маневренным инструментом российских Вооруженных Сил".

Аналогичного взгляда придерживается и британский вице-адмирал Клайв Джонстон, возглавляющий Военно-морское командование НАТО. Ряд его высказываний на этот счет привел широко известный международный военно-технический и военно-политический журнал Jane"s Defence Weekly. Этот адмирал говорит, что Североатлантический альянс обеспокоен рекордно высоким уровнем активности российских подводных лодок в Северной Атлантике: "Деятельность русских подводных лодок в Северной Атлантике в настоящее время равняется или даже превосходит уровни холодной войны. Русские подводные лодки не только возвращаются к уровню холодной войны в оперативной деятельности, но они также совершили большой скачок в своих технологических характеристиках и демонстрируют уровень русского потенциала, который мы не видели прежде".

БЛЕДНАЯ ТЕНЬ

Однако далеко не все западные военно-морские специалисты демонстрируют столь откровенные алармистские настроения. Имеется довольно значительная группа экспертов, которая не разделяет взглядов своих коллег.

"Российский подводный флот, двадцать лет пребывавший в спячке без морских походов и денег на боевую службу, снова начинает подавать признаки жизни, - отмечает сотрудник Института Кеннана при Центре Вудро Вильсона Майкл Кофман в статье, размещенной на сайте телекомпании CNN. - Россия долгое время отсутствовала в подводном мире, из-за чего большинство стран НАТО либо сократили свой подводный флот, либо полностью отказались от сил и средств ведения подводной войны. Отношения с Россией были в политическом плане раздражительными, но в военной сфере стабильными, а российский подводный флот стоял у стенки и во многих случаях ржавел и тихо умирал у пирсов".

Трудно не согласиться с оценкой американского эксперта. Подобная картина наблюдалась не только в подводном флоте, но в ВМФ РФ в целом. Швейцарский сайт Offiziere.ch опубликовал 16 декабря прошлого года сравнительную таблицу, составленную Луисом Мартином-Визианом, о корабельном составе ВМФ СССР в 1990 г. и Российского ВМФ в 2015 году. В ней есть незначительные неточности, но они не влияют на общую картину. Из таблицы явствует, что за четверть века количество боевых кораблей в составе флота уменьшилось с 657 единиц до 172, в том числе количество РПКСН сократилось с 59 единиц до 13, включая опытовый "Дмитрий Донской" проекта 941У, АПЛ с крылатыми ракетами с 58 единиц до 6, многоцелевых атомоходов с 64 единиц до 17, ДЭПЛ с 59 единиц до 20, крейсеров (автор таблицы по принятой в НАТО практике включает в их число также большие противолодочные корабли проектов 1134А и 1134Б) с 30 единиц до 3, эсминцев с учетом БПК проектов 1155 и 11551 с 45 единиц до 14, фрегатов и корветов (сторожевых кораблей) со 122 единиц до 10, больших десантных кораблей с 42 единиц до 19. Общее количество малых ракетных кораблей, ракетных катеров и малых противолодочных кораблей, которые плотно и надежно держали оборону берегов страны, упало со 168 единиц до 68. В таблице не представлены минно-тральные корабли, десантные и артиллерийские катера, но известно, что и их количество катастрофически "обвалилось". Если учесть, что эти силы практически не обновлялись и "растянуты" на пять морских и океанских театров (см. карту-схему разведки ВМС США), говорить о возвращении ВМФ РФ к уровню времен холодной войны просто смешно.

"Реальность такова, - указывает Майкл Кофман, - что российские подводные силы сегодня - это лишь бледная тень грозного советского подводного флота, который насчитывал сотни субмарин. Несмотря на все разговоры о боеготовности, выйти в море в любой момент времени в настоящее время способна лишь половина российских субмарин… И, хотя активность российского подводного флота существенно выросла, по крайней мере, если судить по заявлениям командования ВМФ страны, эти цифры могут произвести впечатление только в сравнении с началом 2000-х годов, когда подводные лодки почти не выходили в море. Заявления о том, что российские подводные силы действуют "на уровне холодной войны", - это в лучшем случае преувеличение. Такое просто невозможно. Эти силы выходят из комы, бросают традиционный вызов НАТО в Средиземноморье и в Северной Атлантике, но у них карликовые размеры по сравнению с советским подводным флотом времен холодной войны".

Майкл Кофман обращает внимание на то, что строительство российских ПЛАРБ и ПЛАРК идет с отставанием от графика, "да и вся программа военного кораблестроения находится под вопросом из-за российских экономических невзгод". В интервью тому же изданию The National Interest Кофман уделил больше внимания АПЛ проекта 885 "Ясень", обратив внимание на то, что головная субмарина этого типа не только слишком долго строилась, но и очень долго испытывалась: "Первая лодка типа "Ясень" проходила морские испытания несколько лет и лишь в этом году вошла в строй".

Тут нельзя не вспомнить, что АПЛ "Северодвинск" была передана в опытную эксплуатацию 30 декабря 2013 г., а 17 июня следующего года ее официально включили в состав ВМФ РФ. Однако в марте текущего года заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Александр Федотенков сообщил, что эта субмарина "завершила опытную эксплуатацию". Так когда же это случилось: в июне 2014 г. или в марте 2016-го? Тут надо заметить, что в официальном заявлении пресс-службы Северного флота от 19 марта сего года говорилось не об "опытной эксплуатации", а о "завершении освоения головного корабля проекта "Ясень". Можно предположить, что в июне 2014 г. лодку ввели в строй авансом, поскольку ожидался приезд на Северный флот президента Владимира Путина, а демонстрировать главе государства и Верховному главнокомандующему неготовый боевой корабль, о выдающихся характеристиках которого столь много говорилось и писалось, флотским начальникам было как-то неловко.

Обращая внимание на низкие темпы строительства АПЛ типа "Ясень", Майкл Кофман говорит: "Каждая последующая лодка, по сути дела, строится кустарным способом. Кто знает, какими характеристиками будет обладать следующая лодка "Казань" или та, что будет построена после нее? На их строительство уходит так много времени, что о серийном производстве не может быть и речи". Нельзя не согласиться с этим доводом. При закладке "Казани" в 2009 г. говорилось, что лодка войдет в строй в 2014 году. Потом график сдвинули вправо - до 2017 год. Теперь официально заявлено, что флот получит субмарину в 2018 году.

И все-таки и Майкл Кофман видит угрозу со стороны российских субмарин. "Конечно, - заключает он, - если учитывать сокращение американских ВМС, особенно на европейском театре, а также пробелы союзников по НАТО в строительстве современных сил и средств, даже такой маленький подводный флот может создавать проблемы, поскольку его сложно отследить и сдержать. Так что военные руководители правы, выражая обеспокоенность в обстановке сегодняшней конфронтации и нестабильных отношений с Россией".

НЕ ПРЕУМЕНЬШАЯ И НЕ ПРЕУВЕЛИЧИВАЯ

Такого же подхода, то есть не преуменьшая, но и не преувеличивая возможности современного российского флота, прежде всего подводного, придерживается и кэптен в отставке ВМС США Томас Федышин. Он профессиональный военный моряк - служил на разных кораблях американского флота, в том числе командовал ракетным эсминцем William V. Pratt (DDG 44) и ракетным крейсером Normandy (CG 60), был военно-морским атташе в России, - а теперь военно-морской эксперт, директор исследовательской группы "Европа-Россия" Военно-морского колледжа США, где готовят высшие офицерские кадры Военно-морских сил Соединенных Штатов. В статье под красноречивым заголовком "Путинский ВМФ - больше, чем потемкинские деревни", опубликованной журналом Proceedings в мае этого года Федышин пишет: "Западные эксперты склонны делать поспешные выводы о слабости Военно-морского флота России, когда утверждают, что русские лишь блефуют и пускают пыль в глаза. Хотя многое и делается напоказ, российский флот по-прежнему опасен". В подтверждение этого тезиса он приводит несколько примеров. Так, с 2009 г. заметно увеличилась наплаванность российских моряков. По его словам, хотя информагентство ТАСС наверняка преувеличивает, когда сообщает, что 70 военных кораблей ВМФ постоянно присутствуют на боевом дежурстве в Мировом океане, нельзя не отметить кардинальное увеличение времени, проводимого российскими моряками в походах. "Об этом мало говорят, но на новых российских кораблях и тех, что выполняют наиболее важные задачи, больше нет военнослужащих срочной службы, - подчеркивает автор публикации. - Таким образом, растет уровень подготовки моряков, что, безусловно, положительно сказывается на состоянии ВМФ". Увеличилось количество маневров, в том числе совместных с ВМС других государств. В прошлом году ВМФ РФ и ВМС Китая провели самые большие в своей истории совместные учения в Японском море, а также в Средиземном море.

Особое внимание Томас Федышин обращает на роль ВМФ РФ в сирийском кризисе: "В октябре последовали неожиданные пуски крылатых ракет морского базирования с Каспийского моря и в октябре со Средиземного моря. Российские ракеты пролетели более 1500 км и поразили силы террористов".

И вот какой вывод делает автор: "В конце концов, российский ВМФ стал достаточно большим и сильным, чтобы Россия могла оказывать влияние на международные дела в близлежащих регионах. И это ружье способно выстрелить в цель… Проанализировав ВМФ РФ с точки зрения морской стратегии, проводимых операций и состояния кораблестроения в стране, мы приходим к выводу, что российский флот вернул статус одного из ведущих в мире. Его нынешнее состояние лучше, чем когда-либо со времен окончания холодной войны. Если судить по классическим принципам потенциала и намерений, ВМФ РФ можно считать угрозой интересам Запада - по крайней мере, в прибрежных водах России. Тем не менее, поскольку российский флот заметно уступает силам НАТО в отрытых морях и океанах, маловероятно, что он будет проводить серьезные демонстрации силы или какие-либо наступательные операции вдали от родных берегов".

ВЫБОР ОРУЖИЯ

Подведем некоторые итоги дискуссии о современном состоянии российского флота. Да, сейчас и в обозримом будущем ВМФ РФ не сможет соревноваться с военно-морскими силами США, других стран НАТО, а также их партнеров в Азиатско-Тихоокеанском регионе ни по количеству кораблей, ни по типоряду ряда классов надводных кораблей. Для выполнения поставленных перед Военно-морским флотом задач по недопущению агрессии против России с морских и океанских направлений следует максимально точно определиться с составом сил и средств, способных надежно защитить страну, особенно в нынешних весьма стесненных финансовых обстоятельствах. Сейчас же здесь наблюдаются разброд и шатания. Например, в средствах массовой информации нередко можно встретить высказывания высокопоставленных военных и деятелей судостроительной промышленности о подготовке к строительству атомных эсминцев крейсерского водоизмещения и атомных авианосцев. Кроме огромных затрат и немереных сроков это ни во что не выльется.

За двадцать лет фактического простоя судостроительной отрасли утрачены кадры, многие ключевые навыки и технологии. Между тем, флот срочно нуждается в обновлении. Достаточно сказать, что самый крупный и мощный российский Северный флот из надводных кораблей получил за четверть века только тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий" и БПК "Адмирал Чабаненко", заложенные в советские времена и вошедшие в строй в 90-е годы прошлого века. Правда, в этом году ожидается поступление противодиверсионного катера "Грачонок" проекта 21980 водоизмещением 140 т.

Российская промышленность уже сейчас способна вести серийное строительство тральщиков и малых ракетных кораблей. Последние доказали свою высокую эффективность в сирийской операции. Они не только наносят ракетные удары по террористам, но и несут охрану с моря российских объектов на территории САР. Удачными и сбалансированными получились и фрегаты проекта 11356Р/М. Их строительство, как известно, сдерживают санкции на поставки газотурбинных двигателей. Но рано или поздно эта проблема будет решена. Требуется довести до ума и еще более совершенные фрегаты проекта 22350, а также корветы проекта 20380/20385. Именно фрегаты должны стать верхней планкой в надводном военном кораблестроении России. Эти многоцелевые корабли способны решать все задачи, стоящие перед ВМФ РФ в ближней и дальней зонах.

Ставка на суперкорабли - бесперспективна. И потому, что мы разучились их строить, и потому, что они безумно дороги, и потому, что, несмотря на всю свою сверхвооруженность, ВМС США и НАТО смогут справиться с ними. Далеко за примерами ходить не надо. Официально объявлено, что сроки передачи ВМФ после модернизации тяжелого атомного крейсера "Адмирал Нахимов" сдвинуты с 2018 г. на два года вправо. Напомним, что работы на нем стартовали весной 2014 г., но до сих пор не завершена расчистка старых конструкций. Очевидно уложиться с переоснащением корабля не удастся и к 2020 году. Придется снова "рулить" вправо. Тем временем за те же деньги можно построить несколько так необходимых фрегатов и еще больше корветов, не говоря уже об МРК - их счет пошел бы на десятки.

Как сообщила недавно Lenta.ru, оборонная промышленность и ВМФ России рассматривают возможность оснащения ядерными энергетическими установками всех боевых кораблей 1-2 ранга нового поколения. Такой тренд, дескать, связан с тем, что разработка и производство ядерных энергетических установок налажены в России и не зависят от поставок из-за рубежа. Как поведал источник агентства, "речь идет о создании линейки унифицированных установок для надводных кораблей водоизмещением от 4000 т (фрегат) до 80 и более тысяч тонн (авианосец), мощностью, условно, от 40 до 200 мегаватт. С учетом того, что потребности ВМФ в ближайшие двадцать лет в кораблях 1-2 ранга можно оценить примерно в 40 единиц, производство такого количества установок не составит особых сложностей".

Складывается парадоксальная ситуация: мол, потому что у нас нет надежных дизелей и в настоящее время вообще нет газовых турбин, давайте оснащать большие надводные корабли АЭУ. А кто-нибудь подсчитывал стоимость этой задумки? У России до сих пор существуют проблемы с утилизацией выведенных из эксплуатации атомных силовых установок, и мы вынуждены обращаться за иностранной помощью, пугая соседей, что без их содействия мы можем отравить радиоактивными отходами полпланеты. Наконец, подумали ли о том, что военный корабль с АЭУ будет бороздить моря и океаны в веселой компании катеров и судов "Гринпис" и его не пустят в большинство портов мира? Поэтому и флаг демонстрировать некому. С помощью ядерных монстров можно лишь пугать зарубежных обывателей и вытрясать из них деньги на военные расходы США, НАТО и иже с ними. А в итоге это приведет к тому, что ВМФ РФ вообще не получит кораблей - ни больших, ни малых.

Опыт эпохи холодной войны и нынешних времен убедительно доказывает, что "достать" враждебные нам страны мы можем только подводными лодками. Поэтому строительство многоцелевых атомных субмарин не должно растягиваться на десятилетия, а стать строго ритмичным. "Ясени" действительно отличные лодки (о них подробнее см. журнал "Национальная оборона" №3/2015). Они не должны устаревать на стапелях.

В марте этого года стало известно о работах по многоцелевой атомной подводной лодке пятого поколения, получившей шифр "Хаски". Ее облик пока еще формируется, но известно, что она станет дальнейшим развитием АПЛ проекта 885 и будет вооружаться гиперзвуковыми ракетами "Циркон", испытания которых уже начались. По компьютерным рисункам этой субмарины, появившимся в Интернете, конечно, трудно судить о будущем корабле, тем паче, что сам этот "образ" может не соответствовать действительности или будет со временем изменяться. И все-таки и по нему можно составить определенное представление о будущей АПЛ. Идеально обтекаемый веретенообразный корпус "Хаски" сильно напоминает опытовую подводную лодку-лабораторию СС-530 проекта 1710, которая в свое время создавалась для исследований в области гидродинамики и акустики перспективных субмарин. Фирменная малахитовская лимузинная форма ограждения выдвижных устройств тоже способствует исключительно "чистому" бесшумному обтеканию. Всю носовую оконечность занимает обтекатель конформной крупногабаритной антенны ГАС. За ним крышки двадцати двух вертикальных пусковых установок для стрельбы ракетами и торпедами. При этом в каждой ПУ могут размещаться по несколько единиц торпедного или ракетного оружия. Они также могут использоваться для размещения необитаемых подводных аппаратов и транспортировщиков боевых пловцов. Движитель лодки опять же для снижения шумности - в кольцевой насадке типа Pump Jet. Хвостовые рули - крестообразные. О ядерной энергетической установке "Хаски" и электронном оснащении можно только гадать. Но, несомненно, эта АПЛ будет высокоавтоматизированным кораблем - дальнейшим развитием высокоскоростных субмарин проекта 705, имевших на Западе обозначение "Alfa".

В конце этого месяца ожидается закладка АПЛ "Пермь" - шестой лодки семейства "Ясень", а через год еще одной, завершающей серию. Затем начнется строительство лодок типа "Хаски".

Подводные лодки с ядерными установками у нас в стране и за рубежом обходятся дорого, даже очень дорого. Часть выполняемых ими задач могут взять на себя ДЭПЛ или НАПЛ. К первым относятся субмарины проекта 06363, шесть из которых предназначены для Черноморского флота и три из которых уже прибыли к месту приписки - Новороссийск. Еще шесть таких лодок будут построены по несколько измененному проекту для Тихоокеанского флота для "охлаждения" антироссийских страстей в Японии.

А в 2018 г. на Адмиралтейских верфях предполагается закладка уже НАПЛ типа "Калина" - неатомной лодки пятого поколения со вспомогательной воздухонезависмой (анаэробной) энергетической установкой (ВНЭУ), которая позволит субмарине несколько недель не всплывать на поверхность. Это станет качественным скачком в развитии подводных сил России.

Как мы знаем, "палтусы" проекта 06363 могут наносить ракетные удары по противнику. Но находиться под водой они способны всего несколько суток. То есть эти субмарины вынуждены всплывать для подзарядки аккумуляторных батарей и тем самым демаскировать себя. Даже использование устройства работы двигателя под водой (шнорхеля) не позволяет гарантировать незаметность. И только ВНЭУ и литий-ионные аккумуляторы большой емкости, а еще лучше комбинация этих источников энергии, дают возможность неатомным ПЛ быть действительно подводными.

Если все сложится, а мы в это верим, то НАПЛ типа "Калина" и их модификации должны стать самыми массовыми кораблями российского флота, может быть не столь многочисленными, как ДЭПЛ 613 проекта (215 единиц) в советские времена, но о 50-60 единицах говорить можно. И тогда "волчьи стаи" ВМФ РФ, состоящих из "калин", "палтусов", "ясеней" и "хаски", смогут оказать плотный прессинг берегам Америки, европейских государств НАТО и их партнеров в других регионах мира. Это необходимо для того, чтобы отогнать из морей, омывающих Россию, эсминцы типа Arleigh Burke с противоракетами SM-3 и крылатыми ракетами Tomahawk. Они вынуждены будут уйти для обеспечения противолодочной обороны Соединенных Штатов

Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей . Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет , при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.
Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира . Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
Смысл существования , в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН .

Стратегический ядерный компонент

Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот , в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях , присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа , как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова выразила беспокойство по поводу планов НАТО создать на Черном море военную флотилию. По ее словам, разговоры на эту тему, не говоря уже о практических решениях - если они, разумеется, состоятся - отнюдь не будут способствовать сохранению Черного моря в качестве региона мира и добрососедства, за что в официальных речах так ратуют в Бухаресте.

Наряду с размещением элементов системы ПРО в Девеселу и других объектов военной инфраструктуры США и НАТО на территории Румынии и других стран, они свидетельствуют о стремлении к наращиванию военной активности в регионе в непосредственной близости от границ России.

Черное море играет ключевую роль для контроля региона Восточной Европы - Балканских стран и Турции, а где Турция, там Босфор и Дарданеллы - вековой камень преткновения европейской политики. В силу своего уникального географического положения остров Крым является естественным "авианосцем", который обеспечивает контроль всей акватории и части сопредельных стран. Раскрытие глаз американских военных на значение Крыма нужно поставить в заслугу бывшим штабистам разгромленного Третьего рейха, многие из которых нашли в США после войны приют и ставку консультантов-советологов. "Самый большой авианосец" - это термин немецкий. Поэтому Крым удерживали до последнего как Красная армия, так и вермахт.

Во времена СССР военно-морской флот США не оставлял своим вниманием и Черное море. Действия военных кораблей приводили к опасным инцидентам. Так, 12 февраля 1988 г. в территориальные воды СССР вошли американский крейсер "Йорктаун" и корабль сопровождения - эсминец "Кэрон". Отправленный на перехват сторожевой корабль Черноморского флота "Беззаветный" сигналами указал супостатам, что они слишком далеко зашли, однако американские корабли игнорировали эти сигналы.

Американцам казалось, что причин для беспокойства нет - "Йорктаун" значительно превосходил советский корабль по размерам и вооружению, все-таки крейсер - не сторожевик. Тем не менее командир "Беззаветного" принял решение идти на таран и в результате умелых действий совершил навал на корму американского крейсера, причинив ему повреждения. На попытку поднять вертолеты наш СКР (сторожевой корабль) дал понять, что они будут сбиты как нарушившие воздушное пространство СССР. Оба американских корабля не стали испытывать судьбу и спешно отошли в Босфор.

Меньше месяца назад российский бомбардировщик Су-24 совершил облет американского эсминца США "Дональд Кук", который тоже находился в акватории Черного моря с целью наблюдения за Черноморским флотом. Было бы странно, если Россия не реагировала бы на вторжение кораблей США и НАТО в море, где находится одна из главных и прославленных баз ВМФ - Севастополь.

Если до сего дня американский флот не имел постоянного присутствия в Черном море, а заходил туда на плановые дежурства, то теперь, похоже, в НАТО решили создать постоянный источник головной боли для России.

Речь пока идет о флотилии - боевой единице слабее, чем отдельный флот. Заявлено, что основу такой "флотилии" должны составлять корабли ВМС региональных государств - членов Альянса: Болгарии, Румынии и Турции. Помимо этого, группу предполагается усиливать кораблями других стран НАТО, прежде всего США, Великобритании, Германии, Италии, Франции на ротационной основе. Авторы идеи пригласили в состав будущей группировки причерноморских "партнеров" блока - Украину и Грузию.

Каковы же силы сторон? Что могут противопоставить Черноморскому флоту РФ Болгария, Румыния и Турция?

Наиболее современными флотами располагают Турция и Болгария. Обе страны могут выставить свыше 30 кораблей управляемого ракетного оружия (УРО). На вооружении болгарского ВМФ частично стоят корабли еще советских проектов, однако наиболее современные корабли, такие как серия фрегатов типа "Вилинген", построены в Германии. Это достаточно современные фрегаты, основы вооружения которых составляют противокорабельные ракеты (ПКР) "Экзосет". Именно этим типом ракет был потоплен британский эсминец "Шеффилд" во время англо-аргентинского конфликта на Фолклендских островах. В составе турецкого флота находится 13 дизель-электрических подводных лодок немецкой постройки. ВМФ Румынии, за исключением нескольких британских фрегатов, тоже наполовину состоит из ракетных катеров советской постройки.

Что касается желания ВМФ Украины присоединиться к флотилии, то это скорее политическая демонстрация, нежели реальное участие, поскольку сегодня флот страны способен выполнять только функцию охраны побережья и собственных баз.

Черноморский флот РФ, флагманом которого является гвардейский ракетный крейсер "Москва", качественно и количественно превосходит объединенный флот Турции, Румынии и Болгарии. Помимо надводных кораблей и подводных лодок, в составе ЧФ действуют десантные корабли и морская пехота, что в оперативном плане дополнительно увеличивает и без того немалые возможности флота. Наконец, самое главное преимущество - стройная система всех боевых элементов, выстроенная довольно прочно. Немаловажным является и то факт, что Черноморский флот готовился не только к действиям на внутреннем море. Корабли ЧФ ходили в Средиземное море, Атлантический и другие океаны, т.е. выучка и морская практика экипажей кораблей превосходит аналогичные показатели у сопредельных стран НАТО. Тем более что едва ли Румыния и Болгария горят желанием своими руками пощекотать нервы российскому флоту. Вот предоставить базы для кораблей США - пожалуйста. Создание боевой флотилии может потенциально превратить эти страны в еще одну вероятную мишень, по которой будут "отрабатываться" во время учений корабли и подводные лодки Черноморского флота.

США увеличивает свое присутствие в Черном море. В частности, 17 февраля в эту акваторию вошел американский авианосец Carney. По словам представителей американского военного ведомства, на которые ссылается CNN , наращивание количества военных судов в черноморских водах США проводят для того, чтобы «уменьшить чувствительность Москвы к активности американских военных сил в регионе».

Это, конечно очень странный метод «понижения чувствительности», и, скорее, данный ход принесет прямо противоположный результат, тем более, что «замглавы комитета Госдумы по обороне и безопасности Юрий Швыткин уже заявил, что прибытие второго эсминца ВМС США в Черное море является провокацией».

Тем не менее, в морском министерстве и в Вашингтоне в целом, считают, что подобное увеличение военного контингента впредь будет восприниматься Россией как некая «норма». И более того, столь близкое присутствие военных флотов двух держав позволит «выработать более четкую стратегию взаимного поведения».

Все эти разговоры о «снижении чувствительности» и «выработке привычки» к американскому военному присутствию ведутся уже довольно давно. Еще в начале сентября 2016 года разведка Минобороны США , что Россия должна привыкнуть к самолетам-разведчикам у своих границ. Мы, правда, тогда «привыкать» не стали, и в итоге российский истребитель Су-27 перехватил самолеты-разведчики ВМС США Р-8.

Применительно к нынешним морским маневрам США, что чуть ранее Carney в черноморской акватории показался ракетный эсминец USS Ross. Он уже как-то пытался совершать маневры недалеко от российских морских границ в Черном море. Тогда, в 2015 году ему навстречу были подняты Су-24, и после уже российских воздушных маневров, американское судно спешно отошло в глубину нейтральных вод.

Совершенно очевидно, что такое наращивание военных сил в регионе со стороны США никоим образом Россию не успокоит Тем более что некоторые из этих кораблей, принимали участие в том числе и в «ошибочных» обстрелах Сирии. С другой стороны, вот именно поэтому такие бюджеты и идут на российскую оборону. На сегодняшний день, в акватории Крыма необходим максимально надежный оборонный морской щит и Россия его там установила. И, судя по активности США, наша страна в ответ будет только наращивать там свое военное присутствие. Ну, тоже, для «успокоения и умиротворения» западных «партнеров». И для всестороннего и уникального взаимодействия тоже, конечно же

Странно, кстати, что, когда наша авиация «отпугивает» или перехватывает корабли и беспилотники США из Пентагона раздаётся возмущенный хор по поводу того, что это «неспортивно», и вообще американцы «ничего такого не имели в виду».

В принципе, у нашей страны есть и богатый исторический опыт «плотного взаимодействия» с американскими кораблями на Черном море. К примеру, в восьмидесятых годах прошлого века, а точнее в 1988 году 6 американских военных кораблей нарушили морские границы СССР все в том же Черном море и были незамедлительно окружены и вытеснены с территории. В ходе этого противостояния одно из американских судов вообще было протаранено . К счастью, тогда обошлось без жертв со стороны экипажей, но один из крейсеров США получил весьма существенные повреждения.

В общем, у Черноморского флот богатые традиции общения с американскими коллегами из флота 6-го. Потому, в общем, понятно, что никакого теплого приема суда ВИС США у берегов Крыма и у границ российской акватории не ждёт.

С другой стороны, важен тут и политический аспект всего происходящего. А точнее, очень просто вопрос и очевидный на него ответ: а что было бы, если бы Крым был «не наш»? Вот это всё американское «великолепие» плавало бы уже совсем впритык к российским границам, и, есть мнение, что как раз с черноморских морских баз.

Кстати, за такую ясность позиции и намерений Пентагону большое спасибо. Теперь даже самые скептически настроенные по отношению к «потенциальной американской агрессии» россияне видят всё просто замечательно, и делают вполне очевидные выводы.

Что же до вещей более приземленных, то, как и говорилось выше наращивание мощи и обеспечение новейшими кораблями с новейшим вооружением Черноморского флота РФ идет в дежурном, потоковом режиме. И нынешних сил ЧФ РФ для обороны этого участка границы страны достаточно. Даже при наращивании «успокоительной мощи» американцами.

Военно-политическое руководство Североатлантического блока в своих милитаристских планах особое место отводит военным приготовлениям в Южной Европе. Этот стратегически важный район оно рассматривает в качестве одного из основных плацдармов для проведения агрессивной политики против СССР и других стран социалистического содружества, а также для осуществления своих экспансионистских целей на Ближнем Востоке и в Восточном Средиземноморье.

Рис. 1. Схема организации командования ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД

Ударные ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД формируются на базе 6-го флота , имеющего в своём составе авианосные ударные, противолодочные и амфибийно-десантные силы, а также силы обслуживания. Кроме того, в состав ударных ВМС предусматривается включить отдельные ракетные корабли и Великобритании.

Передача 6-го флота США, итальянских и английских кораблей в оперативное подчинение главнокомандующего объединёнными вооружёнными силами (ОВС) НАТО на Южно-Европейском ТВД осуществляется, как об этом сообщалось в иностранной печати, при резком обострении международной обстановки на театре и с началом войны, а также на период проведения учений объединённых вооружённых сил блока в этом районе.

Командующим ударными ВМС НАТО становится командующий 6-м флотом США, который выходит из подчинения командующего ВМС США в Европейской зоне и переподчиняется главнокомандующему ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД - также американскому адмиралу. Походный штаб командующего 6-м флотом размещён на одном из ракетных крейсеров ВМС США, а в целях координации действий в системе НАТО в Неаполе имеется особый (береговой) штаб, возглавляемый заместителем командующего. Численность его около 70 человек, из них 33 офицера. Помимо американских офицеров, в штабе имеются представители ВМС Великобритании, Италии и Турции, а также офицеры связи от взаимодействующих командований.

В мирное время береговой штаб планирует и организует учения ударных ВМС в рамках общенатовских учений, уточняет и разрабатывает планы их участия в операциях начального периода ограниченной и всеобщей ядерной войны. Большое внимание при этом обращается на вопросы переподчинения 6-го флота, в процессе которого происходит его перевод с американской организации на натовскую (изменяется также и нумерация его оперативных соединении), а также взаимодействия с другими командованиями ОВС НАТО на театре, в первую очередь с командованием объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД.

По оценке зарубежных военных специалистов, 6-и флот США обычно имеет в своём составе около 50 кораблей и вспомогательных судов, в том числе два авианосца (на борту 160-180 самолётов, из которых половина - носители ядерного оружия), два-три ракетных крейсера, до 20 эскадренных миноносцев и фрегатов (в том числе корабли УРО), несколько атомных подводных лодок, десантные корабли и вспомогательные суда, а также самолёты базовой патрульной авиации. Личный состав флота уже в мирные дин комплектуется по штатам военного времени и насчитывает примерно 25 000 человек, в том числе 1800-2000 морских пехотинцев. Корабли флота большую часть времени находятся в море. При обострении международной обстановки 6-й флот обычно усиливается за счёт переброски кораблей, авиации и подразделений морской пехоты из состава американского Атлантического флота.

Основными пунктами базирования кораблей 6-го флота являются военно-морские базы и порты Италии, Греции, Турции и Испании. Флагманский корабль с походным штабом (примерно 40 человек) на борту приписан к итальянской военно-морской базе Гаэта (около Неаполя).

По сообщениям зарубежной печати, в ударных ВМС НАТО предусматривается иметь авианосное ударное (одну-две авианосные ударные группы) и амфибийно-десантное соединения, а также силы обслуживания.

В авианосное ударное соединение могут быть включены два американских авианосца и более 20 кораблей охранения из состава ВМС США, Великобритании и Италии. Итальянские и английские корабли планируется выделять в период обострения международной обстановки, а с прибытием в Средиземное море сил усиления из состава ВМС США на Атлантике они переходят в оперативное подчинение командования объединённых ВМС НАТО на театре или действуют по национальным планам.

Амфибийно-десантное соединение ударных ВМС может включать в свой состав до 10 десантных кораблей и транспортов с усиленным батальоном морской пехоты США на борту. Кроме того, в зависимости от конкретной обстановки это соединение усиливается за счёт десантных кораблей и подразделений морской пехоты средиземноморских стран - участниц блока, Великобритании и Атлантического флота США. Только в ВМС средиземноморских стран НАТО насчитывается более 80 десантных кораблей и судов, на которых может быть размещено несколько батальонов морской пехоты.

Силы обслуживания по натовской организации в отдельное соединение не формируются. Транспорты снабжения, танкеры и другие вспомогательные суда, условно образующие эти силы, временно (на период пополнения предметами снабжения и продовольствием) включаются в состав оперативных соединении ударных ВМС НАТО. После передачи запасов вспомогательные суда выходят из подчинения командования НАТО, а их охранение организуется с помощью национальных сил.

Ударные ВМС НАТО, как подчёркивается в иностранной печати, рассматриваются командованием блока как важнейшее средство ведения боевых действий в ограниченной войне с использованием как обычного, так и ядерного оружия. Особая роль им отводится в период обострения международной напряжённости и возникновения чрезвычайной обстановки в отдельных районах Средиземного моря. Так, в период обострения внутриполитической обстановки в Ливане в мае 1976 года и отношений между странами Ближнего Востока корабли 6-го флота США и других натовских стран под видом проведения учения ОВС НАТО «Дон пэтрол-76» были преданы в оперативное подчинение руководства Североатлантического союза, приведены в повышенную боевую готовность и сосредоточены в Восточном Средиземноморье с целью демонстрации военного присутствия и оказания давления на прогрессивные и демократические силы арабских стран.

Планы использования ударных ВМС в воинах систематически отрабатываются на крупных оперативно-стратегических учениях ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а также на специальных учениях 6-го флота США, проводимых совместно с кораблями ВМС Италии, Великобритании, Франции и других стран блока. В 1976 году в наиболее полном объёме большая часть задач, возлагаемых на ударные ВМС, была отработана на учениях «Дон пэтрол-76» и «Дисплей детерминэйшн» (рис. 2).


Рис. 2. Выход десантно-высадочных катеров из американского транспорта-дока в ходе учения «Дисплей детермииэйшн»

Создано в 1967 году после упразднения главного командования НАТО на Средиземноморском ТВД, существовавшего здесь с марта 1953 года. В его задачу, по замыслу руководства блока, входят обеспечение и поддержка боевых действий ударных ВМС, борьба с подводными лодками и надводными кораблями противника, блокада Черноморских и Гибралтарского проливов, поддержка сухопутных войск на приморских направлениях, обеспечение высадки морских десантов, защита морских коммуникаций.

Возглавляет объединённые ВМС по совместительству командующий Нижне-Тирренским военно-морским округом Италии, который непосредственно подчинён главнокомандующему ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД. В мирное время командующий через свой штаб контролирует боевую подготовку военно-морских сил средиземноморских стран - членов блока НАТО, организует совместные учения национальных флотов и разрабатывает оперативные планы использования объединённых ВМС на театре В военное время он призван руководить операциями этих сил, организовывать их взаимодействие с другими силами, в первую очередь с ударными ВМС, координировать боевые действия соединений в отдельных районах Средиземного моря.

Штаб командующего размещён в Низида (район Неаполя). Он состоит из шести отделов - планирования, оперативного, боевой подготовки, разведки, тыла и связи и насчитывает более 120 представителей стран, выделяющих в это командование силы.

Командование объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД организационно включает восемь самостоятельных командований, в том числе шесть морских в отдельных районах Средиземного моря (Гибралтарском, Западном, Центральном, Юго-Восточном, Восточном и Северо-Восточном), командование объединённой базовой авиации НАТО на Средиземном море и командование объединённых подводных сил НАТО на Средиземном море. Кроме того, Командующему объединёнными ВМС на театре подчинён командир соединения ВМС НАТО для действии «по вызову» на Средиземном море.

Объединённые военно-морские силы в районах возглавляются адмиралом той страны - члена блока, чьи берега прилегают к данной морской акватории, а в Гибралтарском и Юго-Восточном районах - представителями Великобритании.

Командующие объединёнными ВМС НАТО в районах Средиземного моря осуществляют руководство в основным своими национальными флотами, выделяемыми в ОВС блока, а также силами флотов других стран-участниц НАТО в «зонах ответственности» соответствующих районов.

При командующих объединёнными ВМС в районах имеются штабы, представленные соответственно национальными штабами ВМС, в состав которых входят офицеры связи от соседних районов Средиземного моря, а также представители военно морских сил США.

Боевой состав создаваемых оперативных соединений непосредственно в районах Средиземного моря непостоянен и зависит от конкретной задачи, поставленной командующим объединёнными ВМС НАТО, или складывающейся обстановки.

Для решения задач, возлагаемых на командование объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, выделяется основная часть сил флотов и авиации из состава ВМС Италии, Греции и Турции, а также часть кораблей Великобритании и США на Средиземном море. В национальном подчинении планируется оставить некоторое количество противолодочных и минно-тральных кораблей, необходимых для обеспечения благоприятного оперативного режима в территориальных водах этих стран или решения задач по национальным планам Всего, по данным зарубежной печати, в военно-морских силах указанных стран на январь 1977 года насчитывалось около 500 боевых кораблей основных классов и катеров, а также более 100 самолётов и вертолётов берегового базирования.

Командование объединённой базовой авиации НАТО на Средиземном море создано по решению комитета военного планирования НАТО в ноябре 1968 года с целью координации разведывательной деятельности базовой патрульной авиации средиземноморских стран- участниц блока, а также США и Великобритании на всей акватории Средиземного моря.

Это командование возглавляется по совместительству американским адмиралом, который одновременно является командующим авиацией ВМС США в данном районе.

В мирное время командующий через свой штаб управляет авиацией, контролирует боевую подготовку, организует учения и разрабатывает оперативные планы её использования в операциях на театре. В военное время он призван руководить боевой деятельностью и организовывать взаимодействие с другими видами объединённых вооружённых сил блока.

Штаб командующего расположен в Неаполе. В него входят представители стран, авиация которых выделяется в состав командования. Кроме того, при штабе имеются офицеры связи видов ОВС НАТО, а также .

В отличие от других командований в распоряжение командования объединённой базовой авиации уже в мирное время поступают самолёты и подразделения патрульной авиации ВМС США и Италии, а также ВВС Великобритании на Ближнем Востоке. Количество самолётов и вертолётов, передаваемых в распоряжение командования, зависит от потребностей в них на данный момент.

Патрулирование осуществляется главным образом авиацией США (до 13 самолётов) с военно-воздушных баз Сигонелла (о. Сицилия) и Рота (Испания). Кроме того, в распоряжении командующего авиацией ВМС США на Средиземном море имеется отряд самолётов на авиабазе Суда (о. Крит), которые могут быть переданы в состав объединённого командования.

В патрулировании также принимают участие английские базовые патрульные самолёты с аэродромов на о-вах Кипр и Мальта и ВМБ Гибралтар, а также базовые патрульные самолёты и противолодочные вертолёты Италии.

В период проведения учений количество выделяемых самолётов и вертолётов увеличивается. В зарубежной печати отмечалось, что в ходе проводимых учений основное внимание уделяется совершенствованию тактики поиска и обнаружения подводных лодок и надводных кораблей «противника». В повседневной деятельности и практически на всех учениях в Средиземном море постоянно отрабатываются вопросы использования самолётных и вертолётных поисковых систем во взаимодействии с противолодочными средствами надводных кораблей.

В случае резкого обострения обстановки на Средиземном море в это командование планируется включить все базовые патрульные самолёты и противолодочные вертолёты указанных стран, а также патрульную авиацию ВМС Греции и Турции.

Объединённые подводные силы НАТО на Средиземном море формируются в случае возникновения чрезвычайной обстановки на Южно-Европейском ТВД или с началом войны, а также на время проведения учений объединённых вооружённых сил блока.

Командование объединённых подводных сил создано в 1967 году и возглавляется по совместительству командующим подводными силами ВМС США на Средиземном море. Штаб командующего расположен в Неаполе. В мирное время штаб под руководством командующего разрабатывает планы использования подводных лодок стран блока в ограниченной и всеобщей ядерной войне, согласовывает их с командованиями ударных и объединённых ВМС и готовит предложения по их применению для главнокомандующего ОВС НАТО на театре. Выделенные в командование подводные лодки, судя по сообщениям западной прессы, предполагается использовать главным образом на создаваемых противолодочных рубежах и в отдельных районах для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, а также для обеспечения ПЛО авианосных и десантных соединений, проводки конвоев, ведения разведки и нарушения морских перевозок противника в Средиземном и Чёрном морях.

В состав командования объединённым подводных сил НАТО планируется включить до 60 атомных и дизельных торпедных подводных лодок ВМС США, Великобритании, Италии, Греции и Турции.

Американские атомные ракетные подводные лодки, базирующиеся на военно-морскую базу Рота, в состав ОВС НАТО на Южно-Европейском ТВД не выделяются, а постоянно находятся в непосредственном подчинении комитета начальников штабов США.

Соединение ВМС НАТО для действий «по вызову» на Средиземном море является многонациональным формированием военно-морских сил блока на Южно-Европейском ТВД. Его задачи в мирное время заключаются в проведении совместной боевой подготовки кораблей различной национальной принадлежности и участии в учениях объединённых ВМС НАТО. С 1970 года оно формируется, как правило, два-три раза в год для проведения учений (на время до одного месяца) и включает по одному противолодочному кораблю из состава ВМС США, Великобритании и средиземноморских стран - членов НАТО (см. ). Однако , объявив о выходе из военной организации блока, с июля 1974 года отказалась выделять свой корабль в состав соединения. Для обеспечения учений и отработки отдельных задач боевой подготовки из состава ВМС участвующих стран выделяются подводные лодки, самолёты авианосной, тактической и базовой патрульной авиации, торпедные катера и вспомогательные суда.

Командиром соединения поочерёдно назначается офицер каждой из участвующих стран. В оперативном отношении он подчинён командующему объединёнными ВМС НАТО на Южно-Европейском ТЯД. Общее руководство соединением для действий «по вызову» осуществляется главнокомандующим ОВС НАТО на ТВД.

По данным зарубежной печати, в состав соединения выделяются наиболее боеготовые корабли (эскадренные миноносцы и фрегаты, в том числе УРО), личный состав которых имеет достаточно высокий уровень морской выучки и хорошо владеет оружием и техникой. В ходе боевой подготовки и учений отрабатывается единая тактика противолодочных действий, организация всех видов обороны на переходе морем, вырабатываются общие взгляды (в рамках НАТО) на ведение боевых действий на морс и использование различных видов оружия.

В 1976 году соединение участвовало в учении объединённых вооружённых сил НАТО на ТВД под условным наименованием «Дон пэтрол-76» и провело два самостоятельных учения - «Династи форм-76» и «Дейлайт форти-76».

В иностранной прессе отмечалось, что создание такого соединения определялось прежде всего военно-политическими целями: продемонстрировать готовность и решимость средиземноморских стран - членов блока при поддержке США и Великобритании «защищать свои коллективные интересы» на море силой оружия. Фактически это одна из «пожарных команд» НАТО, которая по решению руководства блока может быть направлена в район напряжённой международной обстановки для оказания политического давления на отдельные государства, включая и страны - участницы Североатлантического блока.

Судя по сообщениям западной печати, в периоды усиления международной напряжённости данное соединение может быть усилено или на его основе сформировано более крупное многонациональное оперативное объединение ВМС блока.

В ходе многочисленных учений по формированию и использованию соединения для действий «по вызову» командование НАТО изучает возможность преобразования его в постоянно действующее подобно существующему постоянному соединению ВМС НАТО на Атлантике. Однако из-за наличия разногласий между странами блока, в том числе между Грецией и Турцией, этот вопрос остался пока не разрешённым.

Приведённые далеко не полные данные о структуре, предназначении и составе ударных и объединённых ВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, взятые из зарубежной печати, свидетельствуют о том, что руководство блока отводит им главенствующую роль в своих военных приготовлениях на театре. Созданное в мирное время организационное строение позволяет, по мнению иностранных военных специалистов, формировать из них оперативные объединения (соединения) у тарных и объединённых ВМС и использовать их в различных видах вооружённых конфликтов с применением обычного и ядерного оружия.

Несмотря на наличие серьёзных политических и экономических противоречий между странами блока в Средиземноморье, командование НАТО стремится продемонстрировать их единство и готовность силой оружия защищать свои «интересы» на море Штабы ударных и объединённых ВМС продолжают разработку новых планов использования военно-морских сил в районах Средиземного моря, активизируют оперативную и боевую подготовку. Это ещё раз подтверждает тот факт, что военно-политическое руководство Североатлантического блока продолжает усиленно готовить свои военно-морские силы к новой войне против Советского Союза и других стран социалистического содружества.