Врач биофизик где может работать. Медицинская биофизика — специалитет (30.05.02)

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Физика - профильный предмет, по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза

Новые достижения человечества демонстрируют удивительную интеграцию наук и явлений, которые кажутся совершенно несовместимыми. Примером тому специальность 30.05.02 «Медицинская биофизика», объединяющая три важнейшие дисциплины. Это медицина, физика и биология. Как оказалось, на стыке всех этих наук рождается важнейший специалист, которые может применять точные знания и ценные умения для решения глобальных и конкретных практических задач.

Поскольку упор сделан на медицинскую составляющую, то миссией направления можно считать врачебную деятельность. Но подразумевается, что выпускник курса будет иметь широкие полномочия. Он будет компетентен и для оказания первой медицинской помощи, и для осуществления грамотной диагностики. Выпускники курса занимают серьезные должности в медицинских учреждениях, стоят во главе исследований, нацеленных на усовершенствование лечебной, восстановительной и врачебной помощи в целом.

Условия поступления

Основная задача направления - обучить студента важнейшим дисциплинам из трех сфер, которые сложно назвать смежными. Но они взаимосвязаны друг с другом, так что здесь приходится обладать незаурядным умом, чтобы уметь интегрировать полученные знания в своей работе.

Какие же предметы сдают будущие специалисты при поступлении в вузы Москвы:

  • физика (профильный экзамен);
  • русский язык;
  • биология/химия.

Будущая профессия

Круг задач, который будет стоять перед молодым специалистом, достаточно широк, чтобы можно было выбрать самое интересное направление в профессиональной самореализации. Выпускник курса сможет работать с новейшей медицинской и лабораторной техникой. Он будет углубляться в насущные проблемы медицины и искать пути к их решению. Также можно выбирать должность практикующего врача, преподавать или выпускать медицинскую аппаратуру.

Куда поступать

В настоящее время программу специалитета по этому направлению готовы предложить следующие учебные заведения:

  • Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Пирогова;
  • Первый Московский государственный университет имени Сеченова;
  • Казанский федеральный университет;
  • Казанский государственный медицинский университет;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.

Срок обучения

Чтобы освоить все дисциплины, которые входят в программу обучения, предстоит отучиться на курсе в течение шести лет после окончания одиннадцатого класса.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Студенты на пути к получению диплома специалиста осваивают следующие важные предметы:

  • кибернетика в физиологии;
  • педиатрия;
  • радиобиология - общая и медицинская;
  • лабораторная диагностика;
  • генетика: общая и медицинская;
  • биотехнологии в медицине;
  • внутренние болезни;
  • лучевая диагностика;
  • биофизика в медицине;
  • лучевая терапия;
  • эволюционная патология;
  • квантовая биофизика;
  • высшая математика.

​ Приобретаемые навыки

Успешное освоение программы специалитета означает, что выпускник может выполнять следующие задачи в процессе трудовой деятельности:

  • прием больных - терапия, хирургия, невралгия;
  • оказание неотложной помощи;
  • составление плана обследования;
  • использование разных видов исследования: медицинского и генетического, биофизического и иммунологического;
  • подбор методов лечения;
  • составление родословной;
  • анализ результатов исследований;
  • разработка и внедрение новых методик диагностики;
  • внедрение новых способов восстановления больного, с точки зрения медицины;
  • изучение патологий, с точки зрения механизмов их возникновения;
  • работа с применением новейшей аппаратуры;
  • проверка работоспособности новой медицинской техники, поиск неисправностей и их устранение;
  • соблюдение врачебной этики;
  • проведение мероприятий, которые связаны со здоровьем, экологией, профилактическими мерами;
  • преподавательская деятельность;
  • составление учебных и методических пособий;
  • организация работы медперсонала;
  • свободное владение иностранным языком.

Перспективы трудоустройства по профессии

С полученной специальностью у выпускника не возникнет вопросов, кем и где ему работать. Такая профессия является сравнительно молодой, а потому очень востребованной. Она позволяет заниматься педагогической либо научной деятельностью. Также бывший студент может выбирать путь практикующего врача. Его примут на работу в лаборатории, где занимаются биофизическими исследованиями.

Еще одно место трудоустройства - научно-исследовательский институт. Можно рассчитывать на вакансии в фармацевтических компаниях, в медицинских учреждениях. Специалисты широкого профиля необходимы на предприятиях сельскохозяйственной отрасли и на заводах, где выпускается новейшее медицинское оборудование.

Какие должности занимают специалисты:

  • врач;
  • врач-лаборант;
  • исследователь;
  • научный сотрудник;
  • биофизик;
  • преподаватель;
  • старший лаборант;
  • иммунолог;
  • медицинский технолог;
  • биолог;
  • генетик.

Такая профессия считается высокооплачиваемой. Средний уровень дохода на стартовом этапе - 35-40 тысяч в отечественной валюте. Так как новые технологии лечения и диагностики зарождаются быстрыми темпами, то специалист, который оперативно их осваивает, ценится очень высоко, соответственно, растет и его зарплата.

Преимущества обучения в аспирантуре

Молодые специалисты, которые выбирают путь погружения в науку, поступая в аспирантуру, открывают для себя новые перспективы. В программе обучения весомую роль играет практика, участие в реальных лабораторных исследованиях, серьезное изучение иностранного языка.

Программа подготовки предполагает знакомство со всеми новинками из области медицины, физики и биологии. В том числе, обязательно происходит ознакомление с мировыми достижениями. Поэтому выпускник курса становится компетентным профессионалом, способным претендовать на ведущие позиции в корпорациях международного уровня. Он может выбирать также путь научного ученого или же занимать преподавательские должности в учебных заведениях.

В чем суть профессии Биофизик

Биофизики исследуют функцию и эволюцию биологических систем посредством принципов и подходов физики и применяют свои исследования в различных секторах экономики.

Биофизики в науке и образовании

Биофизики изучают и преподают в университетах и институтах. Они используют физику (особенно лазерную физику и современную оптику), материаловедение и науку о поверхности и другие технологии. Биофизики следуют, например, сложным метаболическим процессам, чтобы получить представление об образовании и деградации веществ в организме или понять систему общения или локации живых существ. Одним из наиболее важных направлений является медицинское исследование. Вместе с клиническими врачами, биофизики отслеживают механизмы респираторных и легочных заболеваний у курильщиков. Они изучают новые способы наблюдения за действиями лекарств или имеют дело с взаимодействием физических сил с живыми системами.

Биофизики-преподаватели формируют лекции и готовят семинары, упражнения и практические задания. Для этого они разрабатывают учебные материалы, инструкции по обучению и экспериментальные установки. Им также приходится разрабатывать, проводить и корректировать учебные и экзаменационные мероприятия. Биофизики изыскивают средства для исследовательских проектов в государственных учреждениях и промышленных предприятиях, реализуют исследовательские проекты и публикуют результаты проведенных исследований. На конференциях и конгрессах они рассказывают о своих результатах и выводах.

Для самостоятельной научной деятельности требуется степень магистра и докторская степень.

Биофизики в НИОКР (исследованиях и разработках)

На промышленных предприятиях биофизики развивают, например, продукты и процедуры. В случае необходимости, они также работают над разработкой новых биоматериалов или биосенсоров, которые могут использоваться в фундаментальных исследованиях клеточной биологии, в терапии опухолей или в экологическом анализе. Как отвечающие за развитие компании, биофизики также могут отвечать за организацию исследований и управление проектами. В клиниках и диагностических центрах биофизики разрабатывают, например, новые методы исследований для биологии и медицины.

Поскольку биофизика представляет собой междисциплинарную науку, биофизики работают вместе с другими учеными и специалистами. Это могут быть физики, молекулярные биологи, генетики или эмбриологи.

Руководящие должности в биофизике часто требуют степени магистра.

45.0

Для друзей!

Справка

Как ясно из названия, биофизика объединяет две науки: биологию и физику, поэтому и занимается изучением физических процессов в живых организмах. Полномасштабное развитие этой науки началось в XX веке. Среди исследователей можно отметить Эрвина Шрёдингера, Луиджи Гальвани, Герда Биннига, Бернарда Каца. В настоящее время современной областью исследования биофизики выступают математическое моделирование, нанобиология, фотобиологические процессы, а также физика белковых и мембранных структур. Все эти сложные направления осваивает биофизик.

Описание деятельности

Деятельность биофизика может сильно зависеть от его специализации, а специализаций в этой отрасли существует немало: биоакустика, биомеханика, биооптика, биофизик метаболизма и другие. Но как бы то ни было, биофизик проводит эксперименты и исследования, результаты которых в дальнейшем применяют в своей работе , и другие специалисты.
Биофизик использует в своей деятельности специальные приборы, технические средства, сложную электронную и экспериментальную аппаратуру. Он применяет в работе знания не только из области биологии и физики, но из области химии, математики и некоторых других естественных наук.
Биофизики могут работать как в образовательных учреждениях, так и на предприятиях по разработке и внедрению новых технологий.

Какую специальность нужно получить

Трудовые обязанности

Основной работой биофизика является исследование биологических проблем во взаимосвязи с физическими и химическими процессами. Интересна работа этого специалиста ещё и тем, что он занимается изучением влияния на организм факторов вибрации, ускорения и невесомости. Полученные знания в ходе исследований специалист применяет в сфере медицины, сельского хозяйства, биотехнологии и экологии.

Особенности карьерного роста

Хорошие специалисты нужны всюду. Особенно, если это работа в сфере новых технологий и открытий. Карьерный рост биофизика зависит от престижа и известности предприятия, на котором занят специалист. Ну, а размер заработной платы будут определять его креативный подход к работе и качество труда. Сегодня специалисты со знаниями в области биофизики требуются в основном в медицине.

– Чем занимается Центр теоретических проблем физико-химической фармакологии?
– В Центре есть множество лабораторий. Та, в которой работаю я, специализируется на проблемах клеточного деления, в частности митоза (основного способа деления эукариотических клеток, при котором сначала происходит удвоение, а затем равномерное распределение между дочерними клетками наследственного материала - прим. сайта). Мы стараемся понять, как именно делятся клетки различных организмов, в том числе и наши.
Да, не так давно ученым удалось расшифровать геном человека, однако это не означает, что мы узнали, как все работает. Мы выяснили структуру ДНК, а также из каких последовательностей нуклеотидов состоят наши гены, какие белки клетка может построить. Но, например, мы не до конца понимаем, как именно эти белки регулируют клеточное деление.
Одна из проблем, которые мы пристально изучаем, - ошибки, возникающие при воспроизведении клеток. Ведь все клетки нашего организма обновляются, для чего каждый день происходят миллиарды делений.
В начале деления внутри клетки образуется копия уже имеющейся там хромосомы. В дальнейшем эти две хромосомы должны разойтись к разным полюсам, чтобы после окончательного разделения каждая дочерняя клетка имела по копии. Чрезвычайно важно, чтобы при этом клетки не изменялись, и у них сохранялся исходный геном (набор инструкций, кодирующих белки). Однако порой этот механизм дает сбой, и, к примеру, обе хромосомы могут направиться в одну сторону. В результате одна клетка получит две хромосомы, а вторая - ноль. Конечно, у клетки есть собственные защитные процессы, которые призваны исправить промах. Однако бывает, что и они не справляются. Возникновение подобных ошибок может приводить к развитию различных заболеваний, например, злокачественных опухолей.

– Как можно применять информацию, которую вы получаете, на практике?
– Чем больше мы понимаем в устройстве клетки, тем шире мы раздвигаем текущие границы общечеловеческого познания в этой области.
После того как нам удастся установить некий факт или дать объяснение какому-либо процессу, колоссальное количество других исследователей - биологов, врачей - сможет использовать эти сведения в своей работе, например, для разработки новых методов диагностики или лечения онкологических заболеваний. Ведь многие лекарства, применяемые в онкологии, воздействуют не только на раковые клетки (хотя на них - сильнее всего), но и на здоровые. Допустим, препарат может блокировать производство некоего белка, благодаря чему опухолевые клетки будут умирать. Однако природа очень экономна, поэтому этот же самый белок в нормальных клетках может выполнять и другие необходимые функции, многие из которых не до конца изучены. Возможно, такое лечение принесет больше вреда, чем пользы.
Изучать устройство клетки на фундаментальном уровне - не роскошь. Мы все еще не описали все механизмы, которые могут сделать из здоровой клетки раковую, как и механизмы спасения, которые могут помешать этому случиться.

– Каким образом изучают процессы, происходящие в клетках?
– Главным образом в ходе экспериментов. Они бывают двух типов: in vivo - то есть эксперименты с живыми клетками, и in vitro - опыты, для которых некоторые компоненты клетки изолируют и изучают отдельно. К примеру, интересующие нас белки мы можем вырастить в бактериях, а затем смоделировать клеточные условия и с помощью микроскопа проследить за процессами, в которых участвуют эти молекулы. Это позволяет протестировать различные гипотезы о том, как белки взаимодействуют друг с другом в рамках отдельных этапов и задач клеточного деления.
Кроме того, существуют методы теоретического моделирования. На компьютере создают специальную программу, которая воспроизводит ключевые части процесса деления и показывает, что происходит.

– Чем занимаетесь именно вы?
– Моя работа состоит из двух частей. Я провожу эксперименты in vitro, в основном реконструируя отдельные клеточные системы. Мы используем самые современные микроскопы, которые позволяют анализировать поведение даже отдельных молекул. Для этого мы снабжаем интересующие нас белковые молекулы флуоресцентными метками, после чего изучаемые белки, когда мы светим на них, посылают нам ответный световой сигнал. Благодаря этому мы можем понять и численно описать, как молекула движется, с кем и как она взаимодействует, какую именно функцию выполняет.
Если приводить понятную аналогию, можно представить, что мы сидим на другой планете с огромным телескопом и пытаемся изучить землян. Но, как бы мы не всматривались, мы не можем из толпы вычленить отдельных людей, чтобы понять, чем они занимаются. Зато если мы дадим в руки интересующим нас людям фонарики и попросим светить, когда мы на них смотрим, мы будем видеть их, сможем понять, куда они ходят.
Но я изучаю клетки не только экспериментально. Я также занимаюсь численным и теоретическим моделированием отдельных систем, вовлеченных в клеточное деление, используя для этого наши собственные специальные программы и механические модели, которые описывают механизмы происходящего в клетке.

– Какое высшее образование лучше получить, чтобы стать биофизиком?
– Я закончил кафедру биофизики на физическом факультете и всячески рекомендую свою альма-матер. Однако можно пойти учиться и на кафедру биофизики биологического факультета. Сильные факультеты и кафедры, где преподают биофизику, есть в . Помимо биофизики, можно выбрать направления биоинформатики, биоинженерии или химии.
На мой взгляд, главное - получить хорошую базовую подготовку. А некоторые специфические вещи можно будет потом доучить самостоятельно или с помощью старших коллег. Поэтому я рекомендовал бы студентам как можно раньше начинать работать в лаборатории. В США, например, даже школьники, серьезно интересующиеся наукой, зачастую приходят на лето стажироваться в настоящие лаборатории при вузах, и это действительно полезно, чтобы разобраться в том, как работают ученые. В России большое число лабораторий функционирует в специальных институтах Российской академии наук.

– Как выбрать хорошую лабораторию? На что нужно обращать внимание?
– Если есть возможность, лучше походить по разным лабораториям, посмотреть, чем там занимаются, а затем выбрать активную научную группу, у которой есть современные публикации в иностранных журналах. Чтобы оценить уровень изданий, где работы были опубликованы, следует изучить рейтинги различных журналов, связанных с конкретной тематикой. Кроме того, всегда ценятся статьи, вышедшие в таких известных изданиях, как Science , Nature , PNAS , периодически появляются новые электронные журналы, чей рейтинг также растет, такие как eLife или bioRxiv . Вы можете также изучать сайты лабораторий, которые публикуют там работы, пытаться разобраться в картинках, проходить по ссылкам использованной литературы, ну и наконец скачивать их программы, руководства к ним и экспериментировать. Если вас заинтересует то, что вы найдете, возраст и недостаток образования никогда не помешает начать разбираться и погружаться в незнакомый предмет глубже.

– На какие предметы следует обращать внимание школьнику, который хочет стать биофизиком?
– Чтобы стать биофизиком, упор надо делать на математику и физику, уделяя также существенное внимание биологии, химии, английскому, и если к этому лежит душа, то и программированию. Мой опыт также показывает, что очень полезно иметь какое-нибудь инженерное хобби, будь то авиамоделизм или робототехника.

– Какие компетенции нужны биофизику?
– От самых строгих преподавателей, после чьих экзаменов были отчислены многие студенты, я слышал фразу: если вас школа не научила работать, то и мы уже не сможем научить. Действительно, в школе нужно научиться быть дисциплинированным, приобрести умение сосредотачиваться на работе. Эти навыки помогут освоить университетскую программу и впоследствии стать хорошим специалистом. Важно также найти подход к себе самому и понять, как вы можете заинтересовать самого себя и удержать возникший интерес, чтобы продуктивно его использовать.

– Какой карьерный рост может быть у биофизика, занимающегося научной деятельностью?
– Этот человек может отучиться в аспирантуре - это не формальность, а наиболее простой способ научиться на реальных задачах и дойти до открытых проблем с самого переднего края науки - тех, о которых не пишут в книгах и не рассказывают на учебных лекциях. Далее молодой биофизик пройдет путь сотрудника лаборатории, где сможет сам совершить научные открытия, затем, если хватит достижений и смелости, станет руководителем собственной лаборатории. Правда, для этого ему нужно будет четко определить, чем именно будет заниматься его команда, чтобы это было интересно и ему, и сотрудникам, и тем, кто будет его команду финансировать.
Доминирующий фактор, влияющий на карьеру, - это выбор научного руководителя. В определенный момент этот фактор будет влиять на возможности и результаты сильнее, чем то, какой именно вуз человек заканчивал. Мне очень повезло попасть в лабораторию Фазли Атауллаханова, добиться такой возможности было весьма непросто.
Важная и неочевидная мысль, о которой не пишут в книгах, состоит в том, что наука - это характерный вид традиционного ремесла. Умение заниматься наукой передается из рук в руки, когда в ходе ежедневной работы руководитель и коллеги прививают человеку правильные приемы и навыки. Именно эта обратная связь формирует профессионала.

– С какими трудностями сталкивается биофизик?
– Порой может не получиться эксперимент, и его придется переделывать. И не один раз, не два, и не три - возможно, все двадцать. Конечно, это вызывает недовольство, приходится менять подход, оборудование, делать опыт как-то по-другому, привлекать коллег. Вообще спектр задач, которые требуется решать ученому, колоссален, и, в отличие от других специальностей, никто никогда не гарантирует вам, что в итоге у вас что-то конкретное получится. Но в этом есть огромный азарт и особый интерес, ради которого люди идут в науку.
Кроме того, несмотря на то, что задача ученого - получать новые и достоверные данные, информацию еще нужно правильно представлять, аккуратно анализировать и интерпретировать. Поэтому приходится готовить многочисленные таблицы, графики, презентации, возиться с их оформлением. На это уходит много времени, но и тут можно пытаться подходить творчески, придумывать способы оптимизировать свои действия, искать новые способы представления информации. Многие наиболее привычные сейчас формы представления информации, даже на популярных ресурсах, когда-то вышли из научных лабораторий, где с их помощью иллюстрировали какие-то новые и непривычные данные.

– Где может работать научный сотрудник, специализирующийся на биофизике, решивший попробовать себя в чем-то новом?
– Чтобы попробовать себя в чем-то новом, не обязательно уходить из науки, даже наоборот - в науке больше выбора. Можно сменить теорию на эксперименты или эксперименты на теорию, поменять проект и предмет исследования. Кроме того, можно попробовать коммерциализировать свои разработки, найти заказчиков, обратиться в фонды, которые поддерживают такие проекты. Правда, если человек потом передумает, вернуться в науку будет непросто. Все-таки бизнес предполагает довольно однообразные задачи, а интеллектуальных вызовов, к которым привыкаешь в науке, становится катастрофически мало.
Если же человек не хочет развивать свое дело, но заработок для него особенно важен, то он может устроиться сотрудником в наукоемкий бизнес, например, в области аналитики, IT, биотехнологий, пойти работать в небольшие компании, обслуживающие медицину и фармакологию, или непосредственно в фармацевтическую компанию.

– Будут ли биофизики востребованы в ближайшем будущем?
– Хорошие биофизики всегда востребованы. Правда, в отличие, например, от плохих программистов, плохие биофизики востребованы мало, поскольку наш рынок гораздо меньше, чем рынок IT. Прогресс идет так быстро сейчас, что вчерашние сугубо фундаментальные исследовательские задачи приобретают самое прикладное значение, и возникает огромная потребность в соответствующих специалистах.
Мы видим сегодня, как вся биология дрейфует в сторону математики и физики. Биофизики, которые будут нужны завтра, возможно, будут отличаться от сегодняшних - от них потребуется еще более глубокое знание математики. Не механическое владение математическим аппаратом, софтом и пробирками, а натренированная математическая интуиция и ясное понимание, как добраться до сути изучаемого явления. При этом железным останется одно - если начинающий специалист будет стараться, то у него есть все шансы стать реализовавшимся и хорошо оплачиваемым профессионалом.

– Существуют ли кружки, где школьники смогут приобрести практические навыки в биофизике?
– Очень хороша Школа молекулярной и теоретической биологии . Там есть несколько лабораторий, связанных с биофизикой, ими руководят мои коллеги, очень успешные ученые.

– Что вы могли бы посоветовать почитать школьникам, которые хотят больше узнать о биофизике?
– Из книг я бы посоветовал читать Ричарда Фейнмана: «Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!», «Фейнмановские лекции по физике»; «Химию» нобелевского лауреата Лайнуса Полинга, написанную в соавторстве с сыном; Владимира Арнольда: «Математическое понимание природы», «Что такое математика?»; Вернера Гейзенберга: «Часть и целое»; Дьёрдя Пойа: «Математика и правдоподобные рассуждения»; Владимира Успенского: «Предисловие к математике»; а также серию книг «Де Агостини» - «Наука. Величайшие теории». Отдельно советую интерактивное пособие по моделированию простых систем через программирование .
Из журналов же по-прежнему наиболее выдающимся для серьезного школьника с прицелом на физику является «Квант».

Описание

Специальность «Медицинская биофизика» находится на стыке трех наук: дисциплины, биологии и физики. С учетом этого учебная программа включает в себя естественнонаучные и математические дисциплины: высшую математику, медицинскую информатику, общую патологию, эволюционную патологию и др.; а также блок биофизических и медицинских предметов: педиатрию, физиологическую кибернетику, биофизику клеток и органов, внутренние болезни, медицинские биотехнологии, квантовую биофизику и другие. Помимо лекционных занятий, студентов ожидают практикумы и научно-исследовательская работа в рамках специальности.В медицине сегодня, как и в других отраслях, активно используются современные технологии, поэтому будущих специалистов по профилю «Медицинская биофизика» готовят к тому, что они должны быть компетентны в вопросах инновационных разработок и уметь эффективно применять сложную технику. Биофизики занимаются изучением биологических проблем, которые связаны с физико-химическими и физическими механизмами процессов жизнедеятельности; наблюдают за сложными биологическими системами; исследуют, как трансформируется энергия в биологических системах.

Кем работать

Выпускнику специалитета по специальности «Медицинская биофизика» присваивается квалификация «врача-биофизика», и дополнительно - квалификация врача. Этот специалист с медико-биологическим образованием может осуществлять педагогическую или научно-исследовательскую деятельность, внедрять новые разработки медико-биологических наук в медицинскую практику и работать на самом современном медицинском оборудовании. Первым рабочим местом для молодых специалистов по этому профилю могут стать: биофизические лаборатории, научно-исследовательские институты, фармацевтические компании, предприятия сельскохозяйственной отрасли, заводы по изготовлению медицинского оборудования, клинико-диагностические и лечебно-профилактические медицинские учреждения, ВУЗы и ССУЗы.Выпускники специалиста смогут претендовать на должность врача-биофизика, преподавателя, научного сотрудника, старшего лаборанта, врача клинической лабораторной диагностики, врача-лаборанта, исследователя.