Все местоимения 2 лица. Местоимения третьего лица в русском языке: правила, примеры


I. Местоимение 1-го лица единственного числа я указывает на то, что говорящий сообщает о себе: "Я нарочно иду нечесаным, С головой, как керосиновая лампа, на плечах. Ваших душ безлиственную осень Мне нравится в потемках освещать" (Ес.). Употребление этого местоимения придает речи подчеркнуто личностный характер. Поэтому, широко используясь в речи устной, в письменной речи местоимение я имеет ограничения в своем употреблении: оно наиболее уместно в тех текстах, которые предполагают и допускают возможность повествования от 1-го лица. Это, конечно, в первую очередь художественная литература, в публицистике – такие жанры, как очерк, репортаж, полемические заметки, интервью и т.п. Вот, например, отрывки из интервью с художником-карикатуристом Михаилом Злотковским: "Я очень ценю в карикатуре оперативность. Сделать ее можно практически на любом кусочке бумажки: несколько штрихов – и тут же создается образ или передается информация... Я, конечно, не думаю, что карикатурист может что-то кардинально изменить. Но в ряду всей духовной жизни карикатура, как всякий другой вид интеллектуальной деятельности, выполняет свою функцию. И я верю в свою работу, верю, что надо что-то делать, невзирая ни на что..." (Моск. комс. 1989. 28 окт.).
Вместе с тем в некоторых жанрах письменной речи местоимение я традиционно не употребляется (газетная информация, обзор печати, учебная литература, научные статьи и т.д.), а соответствующее высказывание "строится при помощи безличных оборотов: "представляется важным", "очевидно, что", "необходимо подчеркнуть" и т.п.
II. Местоимение 1-го лица множественного числа мы указывает на объединенность говорящего с группой других лиц: "Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, о людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы" (Н. Майоров). Причем в каждом конкретном случае контекст (или ситуация говорения) дает возможность установить, с какими именно лицами объединяет себя автор. Соответственно выделяется несколько закрепившихся за местоимением мы регулярно воспроизводимых в речи оттенков значения, связанных с выражением объединенности.
1. Совместно-ограничительное мы. Оно употребляется в монологической речи и имеет значение "автор + читатель". Например, рассказывая о решении администрации Москвы закрыть знаменитые Сандуновские бани, журналист пишет: "Мы-то и не догадываемся с вами, что для того, чтобы быть чище, надо позакрывать бани и вообще по Москве отключить всю горячую воду. Но это у москвичей еще впереди. А вот в банях ее действительно отключили вместе с отоплением" (Моск. комс. 1991. 31 окт.). Употребляя местоимение мы в этом значении, автор как бы приглашает читателя, слушателя к совместному размышлению. Такое мы активизирует процесс восприятия; поэтому оно чаще употребляется в устных монологических жанрах, таких как урок-объяснение, лекция, выступление радио и телекомментатора, но встречается и в письменной речи: в авторских комментариях, рассуждениях, отступлениях.
2. Обобщающе-ограничительное мы указывает на совокупность представителей одной социальной, социально-исторической группы, к которой принадлежит и автор*. Именно это значение реализуется в знаменитом стихотворения А. Блока "Скифы"; "Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Попробуйте, сразитесь с нами! Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы! С раскосыми и жадными очами". Употребление местоимения мы очень распространено в публицистике для обозначения всех людей, живущих в нашей стране. Например: "Мир и Мы"– название одной из полос газеты "Московские новости"; или: "Что же такое фотомодель и фотомодельный бизнес? Прежде всего надо сказать, что, как и в любом другом, новом для нас деле, руку к этой области приложили и мерзавцы и деляги" (Моск. комс. 1991. 31 окт.).
* Мы в этом значении не следует смешивать с так называемым "авторским мы" (см. ниже).
3. Обобщающее мы (принимает участие в оформлении высказываний обобщающего характера). Вместе с глагольной формой оно указывает на то, что сформулированное суждение в равной мере относится как к говорящему, так и к любому другому человеку: "Тьмы низких истин нам дороже Нас возвышающий обман" (П.); "Каждый пред Богом наг. Жалок, наг и убог. В каждой музыке Бах, В каждом из нас Бог" (И.Бр.).
4. Близко к значению объединенности употребление мы по отношению к собеседнику (заменяющее Ты, Вы): "Какие мы хорошие! какие мы нарядные" (обращение к ребенку); "Как мы себя чувствуем?" (обращение врача к больному). В этих случаях говорящий как бы ставит себя на место того, к кому обращается, отождествляя себя с ним. Благодаря этому возникает особая, доверительная интонация и общение приобретает непринужденный характер. В этом значении местоимение мы употребляется исключительно в разговорном стиле речи, при неофициальных, дружеских отношениях между общающимися или для установления таковых.
Кроме того, местоимение мы может использоваться как синоним к местоимению я. Это:
1. Так называемое "авторское мы"". Оно широко употреблялось в художественной и публицистической литературе XIX века. Так, например, рассказывая о департаменте, в котором служил Акакий Акакиевич, герой повести "Шинель", Н.В. Гоголь пишет: "Итак, во избежание всяких неприятностей, лучше департамент, о котором идет дело, мы назовем одним департаментом". И там же, сообщив читателю о том, почему родители героя дали своему ребенку такое необычное имя, писатель замечает: "Мы привели потому это, чтобы читатель мог сам видеть, что это случилось совершенно по необходимости и другого имени быть было никак невозможно".
Нормативным является в настоящее время использование мы в значении я в научной речи. В современной художественной литературе и публицистике оно играет экспрессивно-стилистическую роль: придает повествованию книжный, иногда даже архаичный характер и в конечном итоге делает образ рассказчика условным, несколько "размытым".
2. Устаревшее в настоящее время употребление мы для обозначения царствующей персоны: "Мы, Николай II".
III. Местоимения 2-го лица единственного и множественного числа ты и вы служат для указания на собеседника/собеседников и широко употребляются в диалогической речи. В речи письменной, монологической по своей природе, их употребление становится одним из стилеобразующих средств, которые придают письменному сообщению адресованный характер, подчеркивают направленность речи от автора к адресату. Местоимения ты и вы регулярно используются в газетных заголовках, рубриках: "Адидас не про вас" (Пр. 1991. 21 сент.); "Вас приглашает клуб" (Моск. пр. 1989. 2 февр.); "Вы просили выяснить" (рубрика газеты Моск. пр.); "Вы хотите иметь машину?" (Сов. культ. 1989. 18 февр.); "Говорите, Вас слушают..." (рубрика газеты Моск. комс.). Очень часто местоимения 2-го лица употребляются в текстах рекламного характера. Например: "Уникальная возможность для вас! Лицей объявляет прием выпускников 8-х и 10-х классов средних школ Москвы и Московской области..." (Моск. комс. 1989. 9 июня).
Такие тексты обращают на себя внимание читателя; они более действенны, чем те, которые строятся как бы безотносительно к адресату.
Местоимения ты и вы могут также в сочетании с глаголами принимать участие в оформлении обобщающих высказываний: "Да и вообще ничего не забывается, не проходит бесследно. Какие-то клетки умирают в тебе, их уже не восстановить, ты носишь в себе эти мертвые клетки" (Ю.Наг.). Однако главную роль здесь, как правило, играет глагол, а грамматическое значение местоимений настолько ослаблено, что чаще всего такие предложения строятся как односоставные: без местоимения-подлежащего, с одним только глаголом-сказуемым (об этом см. ниже, раздел "Употребление личных форм глагола").
Местоимение вы может употребляться как синоним к ты при обращении к одному собеседнику. В этом случае выбор местоимения стилистически значим и зависит от отношений между говорящими: ты – при непринужденных, близких отношениях, вы – при официальных. Несоответствие употребленного местоимения ситуации общения может также служить экспрессивно-стилистическим средством. Вот, например, как описывает герой рассказа А. П. Чехова одного из своих соседей: "Он был мрачен, желчен, молчалив и никого не боялся и не признавал над собой ничьей власти. Матушке он грубил, мне говорил "ты", а к учености Победимского относился с презрением". Выбор местоимения единственного числа ты (когда уместнее вы) свидетельствует о несколько пренебрежительном отношении к герою.
С помощью местоимения вы говорящий, наоборот, может подчеркнуть холодность, официальность, отчужденность, возникшую в отношениях с собеседником. Только на вы обращается Сергей Есенин (а его любовный лирике вообще-то свойственно обращение на ты) к некогда близкой и любимой женщине, которой он стал чужим: "Простите мне... Я знаю: вы не та – Живете вы с серьезным, умным мужем, Что не нужна вам наша маята, И сам я вам Ни капельки не нужен. Живите так, как вас ведет звезда, Под кущей обновленной сени. С приветствием, Вас помнящий Знакомый ваш Сергей Есенин".
IV. Местоимения 3-го лица он, она, оно, они, указывающие на лицо или предмет, о котором идет речь, выступают как в устных, так и в письменных сообщениях в двух функциях. Во-первых, они являются средством замещения: помогают избегать повторения в каждом предложении одних и тех же слов. Во-вторых, они обеспечивают связанность речи, грамматически соединяя последующее предложение с предыдущим: "Молодежная мода – это великолепно. Она не ограничивает никого: носи то, что тебе нравится" (Моск. пр. 1989. 10 февр.); "Методика передачи жилья в личную собственность еще будет уточняться, но похоже, что она станет гораздо проще той, что существует сейчас" (Незав. газ. 1991. 5 нояб.).
В каждом случае определить, на какой предмет, на какое явление, лицо указывает местоимение, можно только в его связи с предшествующим повествованием. А вне этой связи предложения с местоимениями 3-го лица являются недостаточными в смысловом отношении*. С этим свойством местоимений он, она, оно, они связана возможность их использования как экспрессивно-стилистического средства. Некоторые художественные и публицистические произведения начинаются предложениями, в которых нет называющих лицо, предмет, явление существительных, а сразу употреблено местоимение, их заменяющее. Вот как, например, начинается очерк С. Смирнова "Найди себя, мама!", посвященный исправительно-трудовым учреждениям (ИТУ) для женщин (Комс. пр. 1988. 27 марта):
"Ключ оказался на старом месте, так что сейф удалось открыть без особых осложнений. Она перевела дух: вот они, деньги!
Перед Зимфирой лежало несколько тысяч – значительно больше, чем требовалось вернуть. Теперь можно рассчитаться за недостачу. Стоит только протянуть руку и..."
* В устной речи, при непосредственном общении, эта смысловая недостаточность может восполняться жестом, ситуацией и т.п.
С одной стороны, такое начало текста интригует читателя. С другой стороны, читатель сразу оказывается как бы включенным в ту ситуацию, которая описана, воспринимает ее не "извне", а "изнутри".
Ту же роль играют местоимения 3-го лица, вынесенные в заголовок газетного материала: "Он был непредсказуем" (информация о фильме, посвященном С.П. Дягилеву – Сов. культ. 1989. 23 февр.); "их не видят на аренах" (о тренерах, готовящих Олимпийские сборные – Пр. 1990. 24 сент.); "Она ведет в мир добра" (сообщение о награждении Н.И. Сац орденом Октябрьской Революции – Моск. пр. 1989. 24 февр.).

§ 1 Что такое личные местоимения

В этом уроке продолжим знакомство с местоимениями и подробно поговорим о личных местоимениях.

В русском языке существует несколько групп местоимений. Одна из них - это личные местоимения.

Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, относятся к личным местоимениям.

Например: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

§ 2 Личные местоимения 1 лица

Различают личные местоимения 1, 2, 3 лица (в зависимости от того, кто о ком рассказывает) единственного и множественного числа.

Личные местоимения 1 и 2 лица указывают на участников диалога.

Местоимение 1 лица единственного числа - я - указывает на самого говорящего, во множественном числе местоимение 1 лица - мы - указывает на говорящего вместе с другими лицами.

Например: Я сегодня вернулся из школы рано, и мы с мамой пошли в зоопарк.

§ 3 Личные местоимения 2 лица

Местоимения 2 лица единственного числа - ты - указывает на человека, к которому обращаешься, а местоимение множественного числа - вы - обычно называет несколько человек, твоих собеседников.

Например:

Ты прекрасна, спору нет…

А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь.

Но личное местоимение вы может обозначать как группу людей, так и одного человека. Когда необходимо обратиться к человеку, который старше вас, следует использовать в своей речи местоимение Вы.

Например: Надежда Николаевна, Вы не могли бы объяснить мне домашнее задание?

В таком обращении проявляется уважительное отношение к собеседнику и культура человека. При этом местоимение Вы пишется в предложении с заглавной буквы.

А при обращении к друзьям, родным и близким нам людям чаще всего употребляется местоимение ты, что свидетельствует об особом доверительном отношении.

§ 4 Личные местоимения 3 лица

Личные местоимения 3 лица указывают на людей, животных или предметы, которые не участвуют в диалоге.

Только местоимения 3 лица единственного числа имеют род. В предложениях местоимение ОН используется вместо существительных мужского рода, ОНА - женского, ОНО - среднего.

На человека мужского пола можно указать с помощью местоимения 3 лица единственного числа - он, на женщину, девочку - с помощью местоимения она.

Например:

После уроков ко мне подошел мой одноклассник Коля. Он объяснил мне решение трудной арифметической задачи.

Она выбежала в сад и через несколько минут принесла крошечного котёнка. Он жалобно мяукал.

В последнем предложении личное местоимение 3-го лица он используется вместо существительного котёнок (м.р., ед. число).

Если необходимо указать на какой-либо предмет среднего рода, то следует использовать личное местоимение единственного числа - оно.

Например: На яблоне осталось только одно яблоко. Оно было такое спелое, наливное.

Местоимение 3 лица множественного числа - они - указывает на группу людей, не участвующих в разговоре, либо на группу предметов и т.д.

Например: Ребята подошли к школе. Они громко разговаривали, обсуждая вчерашний футбольный матч.

§ 5 Роль личных местоимений в предложении и их правильное использование

Личные местоимения играют важную роль в русском языке, они позволяют нам избегать в речи повторов.

Но эти местоимения необходимо правильно употреблять, иначе может получиться так:

Она взяла эту книгу у своей подруги. Она была на подоконнике.

В данном случае непонятно, на подоконнике была книга или подруга?

Местоимения в предложениях необходимо употреблять так, чтобы было понятно, вместо какого слова они используются. Говоря о чём-то или о ком-то в первый раз, не стоит употреблять личные местоимения, вашему собеседнику будет непонятно о ком или о чем идет речь в предложении.

§ 6 Краткие итоги урока

Местоимения, которые указывают на лица или предметы, но не называют их, называются личными местоимениями. Они бывают 1, 2, 3 лица единственного и множественного числа. Только личные местоимения 3 лица единственного числа изменяются по родам.

Список использованной литературы:

  1. Поурочные разработки по русскому языку 4 класс. Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. Москва, «Вако», 2014.
  2. Поурочные разработки по русскому языку. О.Н. Крылова, Л.Ю. Самсонова. Экзамен, Москва, 2008.
  3. Занимательная грамматика. Н.Ф. Александрович. «Народная планета», Минск, 1965.
  4. Учимся играя. В. Волина. «Новая школа», Москва, 1994.

Конспект урока + презентация

Тема: " Местоимения 1-го,2-го и 3-го лица."

Цель: усвоение темы урока.

Задачи:

I . Обучающая:

Знакомство детей с:

Местоимениями

Местоимениями 1-го лица

Местоимениями 2-го лица

Местоимениями 3-го лица

С родом местоимениями 3-го лица единственного числа

II . Развивающая:

1) Развитие умений и навыков:

Определение местоимения как части речи

Определение лица местоимения

Определение рода местоимения в 3-м лице единственном числе.

2) Развитие психических процессов:

Восприятие

Внимание

Воображение

Мышление

· сравнение

· обобщение

3) Развитие речи:

Произносительный уровень

Лексический уровень

Грамматический уровень

Уровень связного высказывания.

III . Воспитательная:

Воспитание нравственной личности:

Активность

Ответственность

Самостоятельность

Чувство собственного достоинства

Уважение к достоинству других.

Оборудование: доска, наглядность.

Ход урока.

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! (Здравствуйте!)

Меня зовут Валерия Михайловна. Сегодня я проведу у вас урок русского языка.

II . Словарная работа.

Замените одним словом и запишите.(Выполняет один ученик одно слово на доске)

1. Почтовый служащий,разносящий письма и газеты (Почтальон) .

2. Снежная буря (Вьюга) .

3. Вход в здание (Подъезд).

4. Растолковать, сделать понятным (Объяснить) .

5. Верхняя легкая одежда женщин (Платье) .

6. Животное, близкое по строению к человеку (Обезьяна) .

Проверим (Слайд 2)

III . Актуализация ранее полученных знаний .

Запишите предложение со словосочетанием " съёмка фильма " (В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.). (Слайд 3)

Указать части речи.

Указать зависимые слова.

Указать падеж у имен существительных и прилагательных.

Ребята, что такое местоимение? (Это часть речи, которая не называет предмет,а указывает на него). (Слайд 4).

Для чего употребляем местоимения?

IV . Этап усвоения новых знаний.

На доске вы видите местоимения и таблицу. Давайте разберемся как её заполнить.(Слайд 5)

Когда говорит кто-то от первого лица? (Я) .

А если я и еще кто-то? (Мы) .

А во втором лице? (Ты и вы) .

А если говорим о ком-то? (он /она/оно, они) .

С каждым ответом вывешиваю правильные ответ в таблицу. (Слайд 6)

Ед.ч. Мн.ч.

1 лицо я мы

2 лицо ты вы

3 лицо он/она/оно они

Ребята, а в каком лице можно в единственном числе еще и по родам изменять?

Прочитаем правило на стр. 52 (Дети читают).

V . Этап развития умения и навыка.

С подсказкой

Давайте выполним упражнение 377 (Дети читают). (Слайд 7)

Нужно определить лицо, число в выделенных местоимениях. (она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. , ты - ед.ч. , 2 л. , он - ед.ч. , 3 л. , м.р.) .

Без подсказки

На доске записан текст, где нужно заменить имена существительные местоимениями:

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к

обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать.

(По Н. Носову. 24 слова) . (Ребята - они - дети. Они - мн.ч. , 3 л. . Горка - она. Она -ед.ч. , 3 л. , ж.р.).

VI . Обобщение.

Итак, ребята, что такое местоимение? (- это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него) .

Назовите местоимение

1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы)

2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы)

3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)

VII. Задание на дом.

Стр. 53 Упр. 378, правило на стр. 52.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: «Местоимения 1-го, 2-го и 3-го лица.» Учитель 4 класса «Б» Гаврилова В.М.

Словарь: Почтальон, вьюга, подъезд, объяснить, платье, обезьяна.

съёмка фильма В съёмке нового фильма участвуют известные актеры.

Местоимение Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо 2 лицо 3 лицо

Местоимения Ед. ч. Мн. ч. 1 лицо я мы 2 лицо ты вы 3 лицо он / она / оно они

Упражнение 377 Она - ед.ч. , 3 л. ,ж.р. Ты - ед.ч. , 2 л. Он - ед.ч. , 3 л. , м.р.

Целый день ребята трудились. Ребята строили снежную горку во дворе. Только к обеду горка была готова. Ребята полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.)

Целый день ребята трудились. Они строили снежную горку во дворе. Только к обеду она была готова. Дети полили горку водой и побежали домой обедать. (По Н. Носову.) Они - мн.ч. , 3 л. Она - ед.ч. , 3 л. , ж.р.

Что такое местоимение? Это часть речи, которая не называет предмет, а указывает на него.

Назовите местоимение 1-го лица ед.ч. ? (я) мн.ч. ? (мы) 2-го лица ед.ч. ? (ты) мн.ч. ?(вы) 3-го лица ед.ч. ? (она, он, оно) мн.ч. ? (они)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык. 4 класс. Тема: Местоимение. закрепление.

Обобщение и систематизация знаний о местоимении.Развитие умения правильно употреблять местоимения в речи, в тексте.Развивать умения правильно писать местоимения с пердлогами.Воспитывать интерес к русс...

открытый урок по русскому языку 4 класс, тема:"Местоимение"

Данный урок завершает изучение "Местоимения", обобщает и приводит в систему знания, полученные при изучении этой темы....

Русский язык. 4 класс Тема: Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

Обобщающий урок по русскому языку в 4 классе. На уроке устанавливали сходства и различия между именем прилагательным и существительным....

Безыменская ОШІ - III ст.

Новоазовский р-он

Донецкая обл..

Учитель Глинянская Н.С.

2016г.

Цель: Ознакомление с личными местоимениями 1,2.3 лица единственного и множественного чисел.
- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;
- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;

Развивать внимание, память, мышление, речь обучающихся;
- воспитывать вежливость и уважение к окружающим ; воспитывать любовь к ; чувство коллективизма.

Тип урока комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент
Создание эмоционального настроения
- Доброе утро, ребята! Пусть оно действительно будет для нас сегодня добрым.
- Какое у вас настроение? Ваше настроение я предлагаю вам выразить при помощи кружочков, которые лежат у вас на парте. Поднимите красным цветом кружок если настроение у вас отличное, синим так себе.
- Ребята, я вижу, не у всех настроение в начале урока отличное, но давайте проведём наш урок так, чтобы в конце урока у всех ребят нашего класса настроение было прекрасное.
- Повернитесь лицом к соседу, улыбнитесь и скажите ему:
Я желаю тебе добра;
Если тебе будет трудно, я помогу.
II. Актуализация знаний.

1. Проверка домашнего задания.

2. Минутка чистописания
Я тетрадь свою открою
И как надо положу
Я, друзья от вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я примусь.
- Запишите число, классная работа
Отгадав загадку вы узнаете какую букву мы сегодня будем писать.

Я, ребята, виновата,

Признаю вину свою

Я согласна встать, ребята,

Даже сзади буквы Ю. (Буква Я)

Напишем заглавную и строчную букву Яя с нижним соединением.

Яя яя яяя ям яр ня оя вя

Родители привезли нам с ярмарки ягоды и яблоки.

3. Словарная работа (на доске слова с пропущенными буквами).

Я прочитаю вам стихотворение.

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг прогрызли мышки.

От слов начала откусили

Из книжки в норку утащили.

(на доске словарные слова)

Вставить пропущенные буквы:

Са поги, бо тинки, ко стюм, пла ток, бо гатство, се йчас, са лют, ра кета, ка стрюля, та релка, се ме на, ва гон, космо с, ки ломе тр.

Вставить пропущенные буквы.

4. Повторение изученного материала

Послушайте отрывок из знаменитой песни Роберта Рождественского (Слайд 2)

Я, ты, он, она,

Вместе - целая страна.

Вместе - дружная семья,

В слове "мы" - сто тысяч "я"....

Найдите местоимения.

Каких личных местоимений не хватает? (Вы, оно, они)

Я и мы, ты и вы,

Он, она, оно, они-
Все слова отличные,
Важные и личные. слайд 3
Это, без сомнения,
Все ________________.
Ответ: местоимения.

3) Найдите в словах местоимения и выпишите их.(слайд 4 и 5 проверка)

. семья, телефон, ворона, тыква, выбор, любимый, кони, агроном

Как называются эти местоимения? (личные)
- Что же значит слово личные? (Личное - значит принадлежащее лично кому-то).

Значит о чем мы сегодня будем говорить? (О местоимениях.)
- Что такое местоимение? Что вы знаете о них? (Местоимения- это , которая отвечает на вопросы Кто? Что? Они не называют предмет, а указывают на него.
- Для чего существуют местоимения в речи? (Они создают нам речевое удобство, так как экономят время, разнообразят речь. Мы употребляем местоимения, чтобы не было повторений в предложении одного и того же имени существительного.)

Хлопните в ладоши, если услышите личное местоимение.

Цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвёшь цветок,

Если он, и я, и ты -

Если мы сорвём цветы,

То окажутся пусты

И деревья, и кусты.

И не будет красоты,

и не будет доброты,

Если только я и ты -

Если мы сорвём цветы. (Т.Собакин)(иллюстрацию с цветами). Слайд 6

Посмотрите, какая красота! Разве можно уничтожить её? Необходимо бережно относиться к природе.

IV. Изучение нового материала.

Итак, мы сегодня продолжим изучать местоимения и познакомимся с определённой группой местоимений.

Тема урока Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Слайд 7

Краткие сведения о местоимении: Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему? Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.

Посмотрите на слайд 8 и скажите какого числа бывают личные местоимения?

Назовите местоимения единственного числа? Множественного?

Личные местоимения бывают 1, 2, 3-го лица.

Давайте определим как местоимение определяется по лицам.

Кто может сказать о себе я ? (Тот кто начинает этот разговор, он первый, поэтому местоимение я первого лица)

Я беседую с мальчиком. Как я к нему обращусь? (Ты ! Он второй участник беседы, значит, местоимение ты второго лица)

А тот человек который не участвует в разговоре, он третье лицо. Это местоимение он она оно.

Попробуйте распределить местоимение во множественном числе по лицам. Если я иду с другом, то как скажем во множественном числе? (Мы )

При беседе с двумя и более людьми мы употребляем местоимение вы .

Когда пришли он и она, тогда мы скажем что пришли они.

Работа с таблицей.

Вывод: местоимение бывает 1, 2, 3-го лиц.

я, мы местоимение 1 лица

ты, вы - 2 лица

он, она, оно, они 3 лицо.

Запомните и соблюдайте правила вежливости.

1. Обращаясь к старшим по возрасту и по положению, а также к незнакомым людям, принято употреблять местоимение вы. (слайд 9)

2. Слова ты и вы не нужно использовать в качестве обращения. Обращаясь к знакомым называйте по имени или имени отчеству. Саша ты пойдешь сегодня в кино? Тамара Ивановна вы не ответили на мой вопрос. Невежливо говорить: «Ты дай, мне книгу.» Следует говорить: «Саша, дай мне пожалуйста книгу». (слайд 10)

3. Свою речь к незнакомым людям начинайте так: (слайд 11)

«Будьте добры…»

«Будьте любезны…»

«Скажите, пожалуйста..»

IV. Физминутка

VI. Закрепление нового материала.

1. Прочитайте текст . (слайд 12)

Сова - хищная птица. Из всех видов хищников сова считается лучшим охотником. Усовы мощные когти и чуткие уши. - О ком этот текст? (О сове)

Определите, какой в нем имеется недостаток. (В каждом предложении имеется слово «сова».)

-Как можно исправить этот недостаток? (Заменить данное слово другим.)

-Какими словами вы заменили слово «сова»? (Слово «сова» во втором предложении мы заменили словом - «она», а в третьем предложении заменили словом - «у нее».)

Вместо какой части речи вы употребили слова: «она», «у нее?» (Эти слова мы употребили вместо имени существительного.)

2. Работа с книгой.

Выпишите местоимения, укажите лицо и число. (на доске и в тетрадях). Упр. 113

2. Самостоятельная работа. Работа по учебнику упр. 114.

Прочитайте текст вставьте, пропущенные местоимения. Спишите, выполнив задание.

Взаимопроверка.

3. Работа в группах.

1. Прочитайте и вместо точек поставьте подходящее местоимение. Определите лицо, и число личных местоимений

Знаете ли......., что люди издавна употребляют в пищу цветы. В Болгарии варят варенье из лепестков роз. …… очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. ……. придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. ……полезный и приятный на вкус.

3. Загадки. (слайд 13)

Отгадайте загадку. Рядом с отгадкой запишите местоимение, которым замещено существительное в загадке.

Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе орешки я грызу. Белка – я

И в море не купаются,

И нет на них щетинки,

Но все же называются

Они - морские…………… Свинки – они

Вырыл нору, сделал дыру,

Солнце сияет, а он и не знает. Крот – он

Заплелись густые травы,
Закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый,
Даже завитком рога. Баран - я

4. Игра «Четвертое лишнее». Работа в парах. (слайд 14)

Я, он,на,ты. (предлог)

Мы, они, вы,но. (союз)

Нас, нами,нос, нам. (существительное)

Тебя, тебе, тобой,табун.(существительное)

Определите лишнее слово в каждой строке и объясните, почему оно лишнее.

Как называются оставшиеся слова? (Местоимения)

5. Шарада. (Резерв)

1. Какие два местоимения мешают движению на дорогам?

2. Первый слог – личное местоимение. Второй – звук, который издаёт лягушка. Вместе овощ.

3. Первый слог – личное местоимение, второй и третий – то же, что ненастье. Вместе означают – мелкая клевета или клеветник.

Ответы: 1- ямы, 2-тыква, 5-ябеда.

Отгадайте "что могут местоимения"

1, Какие три местоимения самые чистые?
2. Какое местоимение можно считать и самым хвастливым, и самым скромным?

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево? (тот, оно) 2. Какое местоимение превращается в союз, если прочитать его наоборот?

Я благодарю вас за работу на уроке.


10. Оценивание.

11.Домашнее задание. Упр 116