Заброшенный бункер в поселке вороново. В англии найден заброшенный бункер со всеми припасами для спасения от ядерной войны

Спрятанный посреди полей Саффолка, этот заброшенный бетонный объект с ржавым металлическим люком вместо двери не очень привлекает внимание. Если спуститься по лестнице на четыре метра под землю, можно попасть в настоящий бункер времен холодной войны. Обстановка в бункере едва ли изменилась с 1991 года, когда его забросили, и на стене все еще висят инструкции о том, что делать в случае ядерной атаки.

Спонсор поста: Swisstime.by : Швейцарские часы Tissot, Calvin Klein, Swatch с доставкой. Собственный авторизированный сервисный центр.Источник: Daily Mail

Во времена холодной войны в Великобритании построили 1563 бункера на расстоянии около 25 км один от другого. Это было сделано на случай обострения взаимоотношений СССР и США, которое могло вылиться в ядерную войну. Бункеры обслуживали волонтеры из Службы наземных наблюдателей. В их задачи входило узнавать, сколько сбрасывается ядерных бомб, где они могут быть сброшены, а также следить за уровнем радиации по мере ее распространения по территории страны.

Под землей был установлен индикатор мощности бомб, чтобы измерять взрывные волны на каждый метр, а также датчик уровня радиации - они соединялись с внешним миром через трубы. В случае ядерной атаки волонтеры должны были продолжать работу в течение трех недель, пока на улице падают и взрываются снаряды. При помощи сирен они также могли информировать население о надвигающейся воздушной или ракетной атаке.

Бункер построили в 1958 году и забросили в 1991 году. На стене до сих пор висит листок бумаги, где написано, что делать волонтерам в случае перехода на военное положение по части подготовки наблюдательных приборов. Во время атак волонтеры должны были сообщать о взрывах и ежедневно поддерживать бункер в рабочем состоянии.

По всему бункеру вдоль стен стоят матрасы, а в углу пылится стул с тканевым сиденьем. Карты, записки, инструменты и содержимое набора для оказания первой помощи разбросаны по полу.


Один из недавних посетителей рассказал об ощущении клаустрофобии, которое настигает, когда спускаешься в этот бункер. «Чтобы попасть в бункер, нужна смелость, так как не знаешь, чего ожидать, как только окажешься там. Было по-настоящему не по себе, когда я спускался по лестнице, чтобы войти. Я могу представить, как тяжело было волонтерам с их набором. Я был потрясен всей атрибутикой холодной войны, которая все еще там. Как будто время остановилось, пока весь остальной мир жил дальше».

Исследователь бункера также похвалил волонтеров за их храбрость. «Я провел внизу в комнате всего полчаса и уже почувствовал довольно сильный приступ клаустрофобии.

Нужно отдать должное волонтерам, которые проводили часы и даже дни под землей в этих штуках во времена, когда люди действительно верили в возможность ядерной войны. Удивительно думать, что этот бункер спрятан здесь, в сельской местности в Саффолке. Большинство наверняка не знает о его существовании.

Почти половину бункеров времен холодной войны закрыли в 1968 году, а оставшиеся - в 1991 году, после развала коммунистического блока.

С развалом CCCР оказались заброшенными многие недостроенные стратегические объекты ПВО, которые в последствии были разграблены и осквернены. Цель нашего путешествия - посещение заброшенного бункера из третьего кольца ПВО С-50 в Московской области.
Наш бункер связи, находится рядом с населенным пунктом Вороново на Калужском шоссе. Это популярнейшее место среди любителей полазать под землей, дестроеров, геошейкеров и просто туристов.

Сейчас доподлинно установить назначение этого объекта практически невозможно, если, конечно, у вас нет доступа к архивам "совершенно секретно". А потому существует целый ряд гипотез, каждая из которых имеет право на существование. По одной из версий, объект является ложной позицией. ЗА эту версию - очень длительный срок строительства - более 10 лет. Еще есть мнение, что это стартовая позиция ПРО, но все известные стартовые позиции имеют не менее восьми шахт. А в нашем случае объект имеет лишь 4 шахты, хотя и подходящие по габаритам для противоракет. Ну и самая реалистичная версия относительно предназначения этого объекта: автоматизированный защищенный узел связи с выдвижными антеннами для связи со спутниковой группировкой.

Остановимся на этой версии: известно об этом бункере немного. Ясно лишь, что в конце 80-х - начале 90-х годов планировалось построить вокруг Москвы целый комплекс сооружений «на случай ядерной войны». Об истинных масштабах этого строительства и назначениях того или иного объекта мы теперь можем только догадываться. Бункер является одним из немногих недостроенных бункеров связи. В нем планировалось автономное несение службы - есть места под установку дизель-генераторов, фильтровентиляционные установки, есть емкости под запасы воды и топлива. Боевое дежурство несет в автоматическом режиме, с минимальной дежурной сменой. То, что многие принимают за «ракетные шахты» на крыше сооружения, в действительности является контейнерами для размещения антенн.

Но то ли «ядерную войну», то ли СССР «отменили», но бункер так и не был достроен, его даже не успели замаскировать под холм. Сам бункер выглядит суровым и неприступным. Трехэтажная махина из железа и бетона находится в огромном котловане. С нижних этажей наверх выходят воздушные каналы.

Попасть внутрь можно несколькими способами. К главному входу в бункер проложен хрупкий деревянный мостик. Подниматься по нему страшно. Высота - метров 5. Можно пройти сквозь гермодверь - огромную тяжелую металлическую дверь выгнутой формы. Еще один вход через небольшое круглое отверстие диаметром сантиметров 80 в задней части бункера.
Про это место широкой интернет-общественности стало известно около трех лет назад, и с тех пор к нему началось настоящее паломничество, особенно летом.
Вокруг Москвы находится не менее 60 объектов похожего назначения. Таких же брошенных, разграбленных и никому не нужных. Туда однозначно стоит ехать, чтобы почувствовать дух холодной войны, противостояния мировых держав и некое опустошение.
Внимание! Не рекомендуется посещать в одиночку, спускаться в вентиляционные колодцы без страховки опасно, помещения темные, в них полно арматуры, шахты затоплены.

Как проехать.
На машине: пос. Вороново, 40-й км от МКАД по Калужскому шоссе А101. В Вороново поворот на деревню Троица
Дорога к бункеру доступна для проезда на практически любой полноприводной технике, а основную сложность
составляют последние 800 метров - это глубокие колеи, но при желании можно пройти этот участок пешком.

Как думаете, что водится в тамбовских лесах? Конечно же, наш верный товарищ Тамбовский Волк. Но кроме тамбовских волков есть и ещё кое-что интересное и нигде на карте не отмеченное. Отправляемся на поиски.

Внезапно..... трубы с какой-то жижей, которая вытекает в реку. Ну и теперь самое интересное - вдали поле и вообще ничего не видать! Никакого завода в этой глухой деревне в ближайших окрестностях НЕТ.


Фото 3.

Видимо за счёт того, что жижа эта имеет более высокую температуру, река не замерзает.


Фото 4.


Фото 5.

Кстати сказать, здесь есть охот-хозяйство и разводится или разводился пушной зверь.


Фото 6.

После моисейства мы наконец-то нашли проход. Судя по всему, когда-то периметр был электрифицирован.


Фото 7.

Итак, вот он - заброшенный военный бункер, бывшее хранилище СБЧ.


Фото 8.


Фото 9.

Перед нами корридор, состоящий из нескольких огромных массивных гермозатворов.


Фото 10.

Размеры гермоворот поражают. Они просто огромны. Нужны были, чтобы выдержать ядерный удар. Частично их попилили на чермет, а кое-какие, которые не смогли вытащить, остались до сих пор. Толщина их метр, а то и больше.


Фото 11.

Раньше это было хранилище специальных боевых частей ядерных ракет.
Размер в осях приблизительно 100×40 метров. Ну а теперь, краны и всё остальное попилили. Под песком угадываются следы рельсов, на которых располагалось какое-то оборудование.
Само место сейчас напоминает локацию из фильма Андрея Тарковского Сталкер.


Фото 12.


Фото 13.


Фото 14.

С обратной стороны.


Фото 15.

А вот перед нами изогнутая герма, рассчитанная, чтобы выдержать взрыв.


Фото 16.

Остатки механизма закрывания.


Фото 17.


Фото 18.

Вот такой вот двойной гермозатвор.


Фото 19.


Фото 20.


Фото 21.

Большая часть объекта - пустые помещения. Не буду тратить на них кадры. Трудно сказать, что здесь было расположено. Всё оборудование успешно попилено на лом.


Фото 22.

Узкий коридор с техническими помещениями


Фото 23.

Фильтро-вентеляционные установки.


Фото 24.

Перед нами кондиционер КД-20000, изготовленный на Домодедовском механическом заводе в 1960 году, обеспечивал постоянную температуру в камере хранения боеголовки.


Фото 25.


Фото 26.


Фото 27.


Фото 28.

Щиток подстанции.


Фото 29.

А вот с помощью этого блочного щита управления осуществлялось управление всеми системами бункера.


Фото 30.


Фото 31.

Вот такая вот схема управления. Когда-то видимо здесь лампочки горели, кое-где они сохранились.


Фото 32.


Фото 33.

Щиток подстанции. Реостаты ещё не все сдали на лом.


Фото 34.


Фото 35.


Фото 36.

А вот это помещение я вообще не знаю зачем и для чего. Непонятные окна наверху, а там над комнатой ровным счётом ничего нет. Как мы предположили, возможно через эти стёкла падал равномерный свет. Но для чего? Понятия не имею. Если знаете, напишите.


Фото 37.


Фото 38.

Плафоны от ламп.


Фото 39.

Разбитые лампочки накаливания


Фото 40.

Любопытный артефакт - образование изо льда. Монолит.


Фото 41.

А в этой комнате, судя по грязи на полу, располагалась дизельная. На остатках оборудования надпись ДМБ-90. Очевидно, этот бункер был уже тогда не функционировал. Хотя бывший солдат мог вернуться в место службы и через несколько лет после армии.


Фото 42.


Фото 43.

Ну и под конец - небольшие извращения с валяющимся в песке плафоном. Уж больно он мне понравился.


Фото 44.

Спасибо камрадам Саньку Пассажиру, Мишке и Игорьку за хорошую компанию, а кто проспал, такой поход про...л.
На сегодня это всё, всем пока.


Фото 45.

Оформлено с помощью «


Всего в 60 км от МКАД на юг по Калужскому шоссе, в дремучих лесах находится очень секретный военный объект. Настолько секретный, что до сих пор неизвестно для чего он предназначался. А редкие упоминания говорят о том, что именно в некий бункер недалеко от Вороново когда-то должны были продлить секретную ветку Метро-2. Да, раньше это было Подмосковье, но сейчас это уже Москва!

На самом деле я всему интернету о существовании этого объекта аж 10 лет назад, заложив там свой первый и последний геокешерский тайник. Это было в те далекие времена, когда в тренде был геокешинг и заброшенности, а ЖЖ был теплым и ламповым. Помню очень забавный случай на кавесах (caves.ru - форум диггеров и сталкеров). Там начали обсуждать, что я «запалил» очередной военный объект, но тут в комменты ворвался анонимус с весьма серьезным заявлением: «Тсс, не шумите, до этого поста никто из наших про этот объект и не знал».

А начался этот год с того, что я получил на длительный тест новый Subaru Outback, о котором уже весной прошлого года. А раз так - чего сидеть дома на каникулах, пора отправляться путешествовать! Начать решили с небольшой двухдневной вылазки вместе с russos и pavel_kosenko . Вообще изначально хотели поехать в наше любимое место - Ишутинское городище, но потом прикинув, что с коротким световым днём ехать за 400 километров на два дня совершенно не вариант, я предложил покататься по окрестностям моего загородного дома, на юге Московской области.


2. От МКАД до бункера менее часа езды на автомобиле по спокойному Калужскому шоссе. Но самое интересное это последние 600 метров пути. Уже не сосчитать сколько автомобилей здесь застряло за последние 10 лет. Теперь основную дорогу перегородили глубоким рвом и бетонными блоками. Самый разумный вариант - оставить автомобиль и пойти дальше пешком.

3. Хотя особо упорные проложили альтернативную дорогу в лесу. Её ширины может оказаться мало для больших автомобилей, но на старую просеку выезжать категорически не рекомендуется даже если вы едете на «котлете» категории ТР-3.

4. Остатки КПП на въезде.

5. Из временной подстанции можно сделать превосходный лофт. Всё, как положено - плоская кровля, панорамное остекление. Очень круто!

6. Подземные галереи непонятного назначения. Если только под кабели, то их размеры избыточны.

7. Основание под тоннели верхнего уровня сделано в прямом смысле из говна и палок.

8. Вот здесь это лучше видно.

9. Лезем на верхний этаж по приставной деревянной лестнице.

10. В центральном зале есть огромная шахта, которая вероятно предназначалась для загрузки оборудования на нижние этажи. Верхний этаж предназначен под аппаратуру приемников и передатчиков, а также административные помещения.

11. Пишут, что «Система «С» была предназначена для связи ГШ СССР с отдельными, особо важными точками, через спутниковую группировку. Каждый узел связи имеет отдельные аппаратные решения предназначенные к функционированию как в мирное так и в военное время. Система также предназначена для осуществления передачи местных команд боевого управления через радиорелейную связь. Система имеет два независимых канала приемник-передатчик для спутниковой связи, но антенные системы выполнены выдвижными и размещаются в шахтных сооружениях, отдаленно напоминающих шахты РВСН.

12. Когда-то в центральной шахте была металлическая лестница, по которой можно было спуститься как на два нижних этажа, так и подняться на крышу. Но весь ценный металл с объекта срезали.

13. И чтобы попасть на нижние этажи нужно выйти на улицу и спуститься по одной из наклонных галерей.

14. «Эгегей, кто здесь?». Саша изучает странные люки под потолком.

15. Компоновочно известно два вида узлов «С». Тип «А» выполнен в трехэтажном объеме, и не имеет отдельной шахты для радиорелейной связи. Для связи с близко расположенными командными элементами использует только кабельные каналы. На фото как раз он.

16. А теперь поднимаемся с самого нижнего этажа на промежуточный второй.

17. Самый нижний этаж - системы жизнеобеспечения (подготовка воздуха, дизеля, компрессоры, трансформаторы и пр.) и холодильные машины. Еще на нижнем этаже обычно получается превосходный каток с прозрачной водой, но этой зимой воды здесь относительно немного.

18. Ну и самое интересное - крыша. На неё можно попасть как раз со второго этажа через шахту вот по такой импровизированной лестнице из арматуры.

19. Система так и не была введена в эксплуатацию.

20. Типа художественная фотография в стиле Паши, который теперь снимает только на пленку и не признает цифру. Впрочем, под его влиянием видимо что-то произошло со всеми фотографиями из этого поста.

21. А вот и сам Паша на фоне бункера.

22. Бетонный блок на крыше, который все фотографируют.

23. Продолжаем наше небольшое путешествие. Совсем недалеко, на границе уже Москвы и Калужской области, на берегу реки Нара находится водопад Радужный. Теплые родниковые ключи не дают Наре замерзнуть. А летом в них наоборот очень холодная вода.

24. Брод на Наре, рядом с запрудой для купания. Совсем недавно мы снимали здесь про новый Chevrolet Tahoe, а сейчас большая часть реки замерзла.

25. А вот и сам водопад. Самый большой водопад рядом с Москвой, между прочим.

26. Это превосходный холм рядом с моим загородным домом. Саша планирует кататься здесь на байдарках, когда выпадет побольше снега. А мы отправляемся спать, чтобы завтра продолжить изучение заброшенных военных объектов.

Продолжение следует.

На территории Подмосковья сотни заброшенных мест и объектов. Наряду с местами, оставленными людьми вынужденно, есть масса объектов, которые условно можно разделить на прекратившие существование при смене политических режимов; в результате военных действий; пострадавшие от техногенных и технических катастроф; исчезнувшие по прочим причинам. На сегодняшний день такие объекты представляют огромный интерес у туристов экстремалов, людей, интересующихся историей, а также из простого человеческого любопытства. Для простоты их нахождения указаны координаты местности.

Классифицировать заброшенные объекты по типам можно таким образом:

Военные объекты, объекты связи

военный бункер (не достроен, на объекте находятся 4 ракетные шахты) д. Вороново, N 55° 19.894E 37° 02.829

вычислительный центр РЛС (первые РЛС раннего предупреждения ракетного нападения 1960-1970-х гг. фиксировали ракеты с помощью отражения радиоволн от ионосферы. Кодовое название – «Шалаш», в НАТО – «Конура») возле д. Кубинка, 55°29’33 N 36°40’54 E

РК С-125 «Печора» (невысокий зенитно-ракетный комплекс, признан одним из лучших образцов систем вооружения ПВО в мире) N 55° 27.656 E 36° 21.872

Архитектурные: усадьбы, храмы, церкви и другие интересные места

Уcадьба Гребнево (архитектурный памятник федерального значения) Щелковское шоссе в 30 км от Москвы, N 55° 56.938 E 38° 5.211

(упоминается в 1358 г. в завещании Ивана Красного) +55° 43′ 21.36, +37° 0′ 16.92

Церковь Воскресения Словущего 16 в. (сохранились кирпичная колокольня 18 в., древнее кладбище с резными надгробиями) д. Битягово, 55°23’10 N 37°44’26

Никольская (Введенская) церковь 16в. (построена около 1562 г., перестроена в 19 в. Исторические корни этой церкви уходят во времена Ивана Грозного) д. Черленково, N 55° 56.831 E 35° 28.733

Церковь Рождества Христова 18 в. (красивый полуразрушенный храм) Подболотский погост N 56° 26.788 E 37° 41.985

Тематические: исторические/памятные, религиозные, аномальные

загадочный шар (диэлектрический колпак, предназначенный для параболической антенны, чтобы отслеживать космические сигналы, построен в к. 1970-х гг..) находится в 116 км по Дмитровскому шоссе, ехать до Дубны, через р. Волга по главной дороге 10 км, затем свернуть на Федоровку, дальше до Игнатово

Геологические: шахты, раскопки, каменоломни

сьяны (система искусственных каменоломен возникла в результате неудачного строительства водохранилища, сохранился высокий бетонный каркас плотины) 55°29’6″N 37°47’14″E

Никитские катакомбы (крупные подмосковные катакомбы, есть возможность обвала) +55° 24′ 16.20, +37° 44′ 9.60

секретный тоннель физиков (гигантский 21 км. тоннель, в котором собирались создать ускоритель элементарных частиц – адронный коллайдер) 97 км Симферопольского шоссе, свернуть на Серпухов до Протвино

А Вы знаете о , находящемся в городе Кировске Мурманской области? А известно ли Вам такое удивительное место, как Рускеала в Карелии? Ответы на эти вопросы, а также советы как добраться, где остановиться и что посмотреть в городе читайте на нашем сайте!

Малые заброшенные объекты

пионерлагерь «Ясная горка» когда-то принадлежал заводу «Станкоконструкция» и институту машиностроения. Минское шоссе, если ехать из Москвы, то после Пушкино (брошен в 2002 году, хорошо сохранился) N 55° 22.352 E 36° 9.886

Наиболее посещаемые объекты:

Церковь Казанской Иконы Богоматери — уникальная памятка архитектуры. Представлена оригинальной каменной постройкой в духе классицизма 17 в., строившейся графом З. Г. Чернышевым 50 лет. Строение состоит из соединенных притвором зданий церкви и мавзолея с подземным склепом с идентичными симметричными куполами. Трапезная интересна приделами святых Захария и Анны. Закрыта в 1962 г., передана 1990-х гг. в пользование верующим, ремонт не ведется. Охраняется. Примечательны: колокольня 1869-1871 гг. (переделана в водонапорную башню), усыпальница, скульптура надгробия графа Чернышева 18 в., брошенная стелла (пройти через липовую аллею за плотиной).

Расположение: Волоколамский р-н, д. Ярополец, N 56° 8.228 E 35° 50.159

Добраться:

  • автобусом: от автостанции Тушинская (рядом с м. Тушинская) до с. Ярополец (2 ч.);
  • автомобилем: в аналогичном направлении (1,5 ч.);
  • электричкой: до Волоколамска (2,5 часа), затем – на маршрутке до д. Ярополец (30 мин.).

Полузаброшенные позиции ПРО представлены зданиями системы противоракетной обороны ПРО А-135 «Амур» для отражения ядерного нападения на Москву. 6 радиолокаторов и 8 шахт противоракет находятся в плачевном состоянии. Объект спален, охраняется несущественно (присутствует сигнализация, посещение возможно с черного хода).

Расположение: N 55° 21.017 E 36° 28.976

Добраться: ехать в сторону военного городка «Наро-Фоминск-10», по пути в лагерь «Ясная горка».

Город-призрак на Ленинградском шоссе — представляет собой декорации к киноленте «Записки экспедитора Тайной канцелярии», 2010 г. Имитирует Выборг 18 в. Примечательны: крепостная стена вокруг города, корабль, здание портовой гостиницы, городская темница, эшафот, городская ратуша, таверна, городской фонтан, средневековый замок, церквушка.

Расположение: Солнечногорский р-н, возле с. Середниково, N 55° 55.552 E 37° 14.043

Добраться:

24 км автомобилем от МКАД по Ленинградскому шоссе, свернуть налево на Фирсановское шоссе, ехать по главной дороге прямо (7 км), перед стоящим в поле парусником свернуть налево, ехать вдоль забора до входа. Ориентиры: усадьба Середниково, сан. «Мцыри», территория «КиноГород».

Открыт для посетителей с 10.00 до 19.30 (кроме понедельника).

Рядом с городом находится Усадьба Середниково, где проводил отроческие годы М. Ю. Лермонтов. Стоит посмотреть: парк, пруд, музей поэта.

Усадьба Пущино-на-Наре – дворянский дом в стиле классицизма 18 в. князей Вяземских, построенный архитектором Н.А. Львовым на берегу р. Нара. Примечательны: усадьба с колоннами и античными масками на фасаде, парадный двор с фонтаном, мозаика, липовая аллея.

Усадьба уходит под воду, территория не охраняется, проход свободный.

Расположение: Серпуховский р-н, д. Пущино, 54°56’22 N 37°21’46 E

Добраться:

От Москвы или Тулы электричкой Курского направления до Серпухова; далее автобус №29, который идет на Гавшино. Остановка «Отделение совхоза Большевик»

Лопатинские (воскресенские) рудники – единственная в Подмосковье антропогенная пустыня, где добывались фосфориты. Представлена затопленными карьерами (с застывшими в камнях водными ящерами), которые частично рекультивированы. В карьерах находятся многоковшовые экскаваторы (абзетцеры). По сохранившейся ж/д колее иногда курсирует тепловоз «кукушка». Расположение: 80 км. Новорязанское шоссе, 55°19’30 N 38°55’2 E. Подъезд возможен с Воскресенска и Егорьевска, двигаться от д. Ёлкино через д. Новочеркасское в западном направлении.

Церковь в дремучем лесу – таинственное и сложно доступное место в Подмосковье. Интригует, что церковь удается обнаружить не всем, даже следуя точным указаниям. Раньше здесь была деревня Курилово. В 1956 г. разместился ракетный полигон. Сохранилась полуразрушенная каменная церкви интересной архитектуры с многочисленными фресками. Объект плотно окружен лесом, водится много змей.

Расположение: ур. Курилово (ур. Пустольский погост), 55°46’25 N 39°36’59 E

Добраться: 155 км по Егорьевскому шоссе до Бетонки-2, свернуть налево, затем на Р106 направо до п. Северная Грива. Оттуда пешком на север 7 км.

– является архитектурным ансамблем, ведущим историю с 16 в. Переходила из рук в руки дворян и князей, теряя с каждым зигзагом судьбы исторический облик. Сохранились: дворец, флигели, Никольский храм 18 в. и церковь Гребневской богоматери 17 в., хозпостройки, парадные арочные ворота. С 19 в. в усадьбе размещались тубдиспансер, Щелковский техникум электровакуумных приборов, завод «Платан». В 1960 г. Гребнево объявляется памятником архитектуры республиканского значения. Попытки реставрации и консервации объекта не удачны.

Расположение: Щелковский р-н, д. Гребнево, 55°56’56 N 38°5’11 E

Добраться:

  • автомобилем: 40 км по Щелковскому шоссе, поворот в Новом городке перед Щелково на Фрязино. Проехав Фрязино, сразу за мостом через р. Любасеевку повернуть направо, ехать через село.
  • автобусом: от м. Щелковская № 361 до остановок «Светофор/Старая автостанция» 45 мин., далее пешком по проспекту Мира
  • поездом: от Ярославского вокзала (м. Комсомольская) на электричке до Фрязино через Ивантеевку (не Фрязево!) ехать до Фрязино-Пассажирской.

Негласные правила для любителей экстремального туризма:

Некоторые брошенные объекты представляют историческую ценность и охраняются государством. Отдельного внимания заслуживают опустевшие населенные пункты, где прежде жили люди. Поражают некогда роскошные полуразваленные усадьбы, разрушенные храмы и церкви. Оживленный интерес вызывают забытая военная техника, не нужные никому сказочные терема и избы, действующие прежде тюрьмы и фабрики.

Все призрачные опустевшие места впечатляюще живописны или удручающе мрачны, но неизменно притягательны. В них есть нечто мистическое, что не стареет и не устаревает, от века и на века. Находясь там, понимаешь, что возраст и дряхлость есть лишь обманчивая видимость времени.