Зимняя и а педагогическая психология м 1999. Зимняя И.А

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Зимняя Ирина Алексеевна (родилась 17.03.1931 г.), доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО с 17 марта 1993 г., действительный член РАО с 6 апреля 1995 г.

Состоит в Отделении психологии и возрастной физиологии, заслуженный деятель науки РФ.
Начала исследования в области психоакустики в 1950-х годах в тесном сотрудничестве с такими учеными, как Жинкин, Артёмов, Чистович, Соколов, Срама-Козалу, Фалог и др. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин "смысловое восприятие" речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.
Известна психологической науке ее монография "Психология слушания и говорения" (1973).

Разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций. В психологии обучения иностранным языкам по-новому сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований 3имней представлены в многочисленных публикациях (более 150), среди которых четыре монографии: "Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке" (два издания); "Психология обучения иностранным языкам в школе"; "Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности" (в соавторстве). Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения.

С середины 70-х годов И.А. Зимняя возглавляет кафедру психологию МГПИИЯ им. Мориса Тореза, сменив на этом посту ее основателя Артемова Начинает развиваться еще одно направление исследования речевых процессов, речевого общения.

Зимняя, И.А. Психологические особенности восприятия лекций в аудитории. - М.: Изд-во Знание, 1970. – 31 с.
Зимняя, И.А. Психология обучения неродному языку: Слушание лекций как единство речевой и учебной деятельности студентов. - М., 1989. – 219 с.
Зимняя, И.А. Предметный анализ текста как продукта говорения // Смысловое восприятие речевого сообщения / Отв. ред. Т.М. Дридзе и А.А. Леонтьев. - М., 1976. - с. 57 - 64.
Зимняя, И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения // Оптимизация речевого поведения. - М.: Наука, 1990. - с. 161 - 169.
С одной стороны, это направление как бы продолжало линию Б. В. Беляева, а с другой, оно позволяло трактовать эти процессы в общем контексте теории деятельности А. Н. Леонтьева.

В докторской диссертационной работе И. А. Зимней «Психология слушания и говорения» (1973), в труде «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке» (1978, 1985) отражены основные положения этого направления.
Оно позволило наиболее полно объединить развивающиеся в это время психолингвистические, а также имеющиеся психофизические, общепсихологические и психолого-педагогические подходы.
Это прежде всего соотносилось со схемами речепорождения, речевосприятия, психоакустическими характеристиками речевого сигнала.
Тем самым была заложена основа междисциплинарного, и, в частности, лингвопсихологического подхода к рассмотрению речевой деятельности.

С середины 80-х годов научно-исследовательская и научно-методическая работа кафедры все более фокусируется на личности студента, ориентируясь на повышение эффективности практики обучения иностранному языку.

Этому способствовал приход на кафедру таких исследователей, как С. А. Будасси, Г. В. Гусев, И. А. Петухова, Е. И. Савонько, А. А. Тюков, Т. Д. Шевеленкова, В. В. Юртайкин.

Наряду с продолжением системных – исследований аудирования (В. И. Ильина), чтения (З. И. Клычникова), говорения и слушания (И. А. Зимняя) начинает формироваться новое направление – изучение психологических особенностей студента как субъекта учебной деятельности – его способностей (М. Г. Каспарова), эмоциональных состояний (Н. В. Витт), его мотивации (Е. И. Савонько), особенностей интеллекта (И. А. Петухова) и др.

В силу этого традиционные для кафедры проблемы начинают изучаться в плане определения влияния возраста, пола, установок, смысловой категоризации на понимание и порождение текста, действие механизмов памяти, вероятностного прогнозирования, обобщения и переноса (Э. Г. Волчков, И. И. Китросская, Ю. Ф. Малинина, Л. Р. Мошинская, И. В. Скуридина, Т. А. Стежко, С. Н. Степанова, Н. С. Харламова – научное руководство И. А. Зимней).

При этом большое внимание уделялось изучению внутренней структуры текста, условий экспликации его предметно-смыслового содержания, способов его осмысления (А. П. Бобырева, О. В. Торбан, Н. Н. Харьковская – научное руководство В. В. Юртайкин), а также исследованиям, проводимым И. А. Зимней и ее аспирантами по изучению предметно-смысловой структуры текста (Л. И. Апатова, С. В. Куликов), его строению (С. А. Гурьева, И. Р. Батищева), передаче текста (С. Д. Толкачева), стратегиям процесса понимания (И. Р. Рубо, Т. А. Дроздова), влиянию личной значимости темы высказывания на его характеристики (Н. В. Анпилова), особенностям его перевода (В. И. Ермолович), проявлению индивидуально-психологических особенностей человека в тексте (М. М. Смирнова, Т. Л. Калентьева), роли обратной связи (К. А. Мичурина), слухового образа в построении артикуляторной программы (М. М. Фомин), а также исследование оперативных единиц восприятия (Д. Д. Дуйсенбеков) и особенностей чтения и читательского интереса студентов (И. И. Усов). В это же время в исследованиях Е. И. Савонько и ее аспирантов М. Ю. Авдониной, И. Н. Именитовой, Н. М. Симоновой, З. М. Хизроевой, Н. Е. Шафажинской впервые была исследована структура учебной мотивации студентов, изучающих иностранный язык, определена ее динамика, связь с самооценкой и адаптацией.

Систематическому и всестороннему исследованию были подвергнуты обучаемость иностранному языку (Ю. А. Веденяпин) и иноязычные способности (их структура, компенсация, развитие, связь с личностными особенностями студента) в исследовательской группе М. Г. Каспаровой (А. Т. Алыбина, И. Ю. Бруслова, Т. Н. Мазурик, Н. С. Назаренко, О. П. Кричевер, Е. М. Кугель, Т. К. Решетникова), где специальный интерес представляет определение психологической структуры слова в контексте овладения иноязычной лексикой (Н. В. Коптева) и критической (82% слов от национального словаря) величины тезауруса (Э. Я. Жукова), определяющей понимание текста.

На кафедре в течение более 25 лет продолжалось исследование эмоциональной регуляции и эмоциональных особенностей речи, проводимое Н. В. Витт и ее аспирантами (О. М. Миллер, О. В. Самарова, Л. И. Софронова, Н. П. Спасскова), результаты которого были представлены в докторской диссертации «Эмоциональная регуляция речи» (1988).

Большое значение имеет и проводимое в этом плане изучение процесса решения вербальных задач (В. И. Бердов) как показателя интеллектуальной активности и особенностей построения текста (Р. Т. Фульга), а также влияния состояния утомляемости на работоспособность, усвоение учебного материала (Г. Н. Ермоленко).

Особое направление в работе кафедры было представлено изучением особенностей общения (Г. В. Гусев); педагогического общения и решения коммуникативных задач, проводимое И. А. Зимней и ее аспирантами (В. А. Малахова, Т. С. Путиловская, Л. А. Хараева, Т. К. Цветкова, А. Ц. Эрдынеев), особенностей выражения в тексте индивидуальных особенностей человека (Т. А. Кривченко, Т. Л. Калентьева), рефлексивной деятельности студентов (В. Ю. Шишкина – научное руководство И. А. Петухова), учебной деятельности студентов, ее организации (Т. А. Барановская, Л. В. Бондарева, Ф. А. Ветлугина – научное руководство А. Ф. Карповой), психологии урока (И. А. Зимняя, Е. С. Ильинская).

Примечательно, что в работе кафедры с начала 80-х годов отчетливо зазвучали проблемы историко-методологического плана благодаря исследованиям А. А. Тюкова, Т. Д. Шевеленковой и И. А. Петуховой.

Кафедра психологии I МГПИИЯ в рассматриваемый период представляла собой творческий научный коллектив, разносторонние научные интересы членов которого в значительной мере объединялись центральной проблемой – проблемой речевой, коммуникативной деятельности человека, в частности, студента, овладевающего иноязычной культурой.

После такого значимого для отечественной психологии периода активной деятельности, завершившегося получением звания АКАДЕМИКА РАО, Зимняя И.А. вынужденно меняет место работы вместе со всеми членами кафедры.

Среди последний публикаций назовем:
Становление ключевых социальных компетентностей на разных уровнях образовательной системы [Текст]: (дескриптор. характеристика как база оценивания)/ [И. А. Зимняя и др.]; под науч. ред. И. А. Зимней; Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов... [ и др.]. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2006. -81 с.: табл. Библиогр.: с. 77-81. -ISBN 5-7563-0297-2.
Зимняя И. А. Учебная деятельность - специфический вид деятельности [Текст]: [психол. аспект содерж. и структуры учеб. деятельности в общ. теории учения]/ И. А. Зимняя // ЭКСПЕРИМЕНТ И ИННОВАЦИИ В ШКОЛЕ. -М., 2010. -№ 1. - C.40-51
Лаптева М. Д. Воспитание у школьников ответственности и самостоятельности / М. Д. Лаптева, И. А. Зимняя // Воспитание школьников. – М.: Школ. Пресса, 2012 . - № 1. - С. 26-35. - ISSN 0130-0776.

Продолжает некоторые из направлений исследований, пользуется огромным авторитетом во всех странах бывшего СССР.

Учебник по педагогической психологии. 2000. —384 с.Для студентов педагогических и психологических специальностей.
Педагогическая психология: становление, современное состояние часть.
Образование - глобальный объект педагогической психологии часть.
Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса часть.
Учебная деятельность часть.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах часть.
Учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.Содержание:
Обращение к студенту - будущему педагогу (вместо предисловия).
Педагогическая психология: Становление, Современное состояние.
педагогическая психология - междисциплинарная отрасль научного знания.
Общенаучная характеристика педагогической психологии.
История становления педагогической психологии.
Педагогическая психология: основные характеристики.
Предмет, задачи, структура педагогической психологии.
Методы исследования в педагогической психологии.
Образование - Глобальный объект педагогической психологии.
образование в современном мире.
Образование как многоаспектный феномен.
Основные направления обучения в современном образовании.
Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса.
Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе.
Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе.
Обучение и развитие.
Развивающее обучение в отечественной образовательной системе.
Педагог и ученики - Субъекты образовательного процесса.
субъекты образовательного процесса.
Категория субъекта.
Специфические особенности субъектов образовательного процесса.
Педагог как субъект педагогической деятельности.
Педагог в мире профессиональной деятельности.
Субъектные свойства педагога.
Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога.
Способности в структуре субъекта педагогической деятельности.
Личностные качества в структуре субъекта педагогической.
деятельности.
Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности.
Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности.
Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности.
Студент как субъект учебной деятельности.
Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учебной деятельности.
Учебная деятельность.
общая характеристика учебной деятельности.
Учебная деятельность - специфический вид деятельности.
Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности.
Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности.
Учебная мотивация.
Мотивация как психологическая категория.
Основные подходы к исследованию мотивации.
Учебная мотивация.
Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося.
Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения.
Навык в процессе усвоения.
Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности.
Общая характеристика самостоятельной работы.
Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе.
Педагогическая деятельность в разных образовательных системах.
общая характеристика педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность: формы, характеристики, содержание.
Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации.
Педагогические функции и умения.
Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения).
Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений.
Стиль педагогической деятельности.
Общая характеристика стиля деятельности.
Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности.
Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога.
Психологический анализ урока в деятельности педагога.
Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ.
Схема психологического анализа урока.
Учебно-Педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе.
общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие.
Учебно-педагогическое сотрудничество.
Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция.
Влияние сотрудничества на учебную деятельность.
Общение в образовательном процессе.
Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия.
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса.
"Барьеры" в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности.
Определение и общая характеристика затрудненного общения.
Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии.
Приложение.
Литература.

Зимняя Ирина Алексеевна (17.03.1931) - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ.

Пришла в психологию в середине 50-х годов. Она начала исследования в области психоакустики в тесном сотрудничестве с такими учеными, как Жинкин, Артемов, Чистович, Соколов, Срама-Козалу, Фалог и др. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук. Известна психологической науке ее монография «Психология слушания и говорения» (1973). Она разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций. В психологии обучения иностранным языкам по-новому сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке.

Результаты теоретических и экспериментальных исследований представлены в многочисленных публикациях (более 150), среди которых четыре монографии: «Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке»; «Психология обучения иностранным языкам в школе»; «Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности» (в соавторстве).

Книги (5)

Ключевые компетентности

Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования.

В настоящее время делается много попыток включить компетентностную модель в существующую (например, подходы В.А. Болотова, В.В. Серикова), рассмотреть стандарты высшего профессионального образования в компетентностной модели специалиста (Ю.Г. Татур).

Эта ситуация требует все более широкого и заинтересованного обсуждения проблемы, что является задачей данной брошюры.

Лингвопсихология речевой деятельности

В работе представлена целостная концепция речевой деятельности в лингвопсихологической трактовке, включающей рассмотрение предмета, средств, способов и механизмов осуществления этой деятельности.

Впервые в этом контексте детально раскрывается речевой акустический сигнал в совокупности определяющих его параметров, текст как продукт речевой деятельности и особенности его восприятия и понимания.

Педагогическая психология

Освещены история, предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии. Рассмотрены основополагающие проблемы образования, педагога и учащегося как его субъектов, учебной и педагогической деятельности, учебно-педагогического сотрудничества и общения.

С использованием широкого круга отечественных и зарубежных источников представлены исторически сложившиеся современные воззрения и исследовательские позиции в области педагогической психологии, показаны творческие возможности личностно-деятельностного подхода к обучению.

Зимняя Ирина Алексеевна, Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный работник высшей школы РФ. Почетный профессор-исследователь ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи».

Член редсовета журнала «Вопросы психологии».

В 1954 г. окончила факультет английского языка 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза.

В 1961 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «К вопросу о восприятии речи», в 1974 г. - докторскую диссертацию на тему «Психология слушания и говорения».

С 1954 г. работала на кафедре психологии 1-го Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза: ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, с 1973 по 1990 г. – заведующая кафедрой.

В 1990 – 2011 гг. - главный научный сотрудник, заведующая сектором «Гуманизация образования» Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов (позднее – Институт качества высшего образования) Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов».

В 1993 г. избрана членом-корреспондентом РАО, в 1995 г. - действительным членом РАО.

Область научных интересов:

  • психолингвистика
  • психология общения
  • психология обучения иностранному языку
  • психология речевой деятельности
  • психология общения
  • педагогическая психология
  • методологические проблемы современного образования
  • проблемы гуманизации образования, воспитания, исследовательской деятельности в образовании

Научная деятельность посвящена исследованиям в области психоакустики, психолингвистики, психологии речи, речевой деятельности, вербального общения, обучения родному и иностранному языкам, разработке личностно-деятельностного подхода в школьном и вузовском образовании, теории и практике организации исследовательской деятельности в образовании. Разрабатывает основные положения психологической теории речевой деятельности в парадигме субъект-субъективных отношений, в изменении субъектных позиций.

Особенно значимой в ее научной деятельности является разработка оригинальной функционально-психологической схемы смыслопорождения и смыслового восприятия речевого сообщения. Введенный ею в психологию речи и психолингвистику термин «смысловое восприятие» речевого сообщения в настоящее время является одним из важных элементов теории этих наук.

В психологии обучения иностранным языкам по-новому И.А. Зимней сформулированы практические задачи обучения развития речевой деятельности (во взаимодействии ее видов) на изучаемом языке. Она обосновала эффективность учебного сотрудничества и педагогического общения учителя и учащихся, психологические условия, обеспечивающие более высокую учебную мотивацию, прочность усвоения учебного материала и коммуникативно-деятельностную направленность процесса обучения.

Особое внимание в иследованиях И.А. Зимней уделялось повышению качества образования, получившее название «компетентностного подхода».

Под научным руководством И.А. Зимней в 1997-2005 гг. разработана общая стратегия воспитания в образовательной системе России.

Руководила разработкой Программы воспитательной деятельности на период обучения в НИТУ «МИСиС».

И.А. Зимняя является одним из основателей новой для Российской Федерации специальности – социальная работа, организатором курсов подготовки и переподготовки социальных работников, автором учебно-методического обеспечения обучения по этой специальности.

Основные публикации: более 350 работ, в том числе

  • Психология слушания и говорения. 1973.
  • Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978; 1985.
  • Взаимосвязанное обучение видам речевой деятельности (в соавт.)
  • Педагогическая психология: учебник для вузов. М., 1997, 1999, 2001, 2010.
  • Психология обучения неродному языку. М., 1989.
  • Психологические основы обучения иностранным языкам в школе. М., 1991.
  • Лингвопсихология речевой деятельности. М., 2001.
  • Стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. М., 2005.
  • Осваиваем социальные компетентности / Под ред. И. А. Зимней. М., 2011.

Награды:

  • медаль «За доблестный труд» (1980),
  • медаль «За трудовую доблесть» (1981),
  • звание Заслуженный деятель науки РСФСР (1989),
  • медаль имени К. Д. Ушинского (1991),
  • золотая медаль РАО «За достижения в науке» (2007),
  • Орден почета (2007).