Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Во глубине сибирских руд

А.С. Пушкин пытался донести до своей многочисленной читательской публики все свои волнения за будущее народа и своей страны. Ничего не проходило мимо его души и его пера бесследно. Вот и в Петербурге на в 1825 году до боли в сердце потрясло его. Он воспринял их поражение как личную трагедию. Поэт в то время был в немилости у царя и не смог тогда поддержать своих друзей-декабристов, так как уже был в ссылке в родовом имении Михайловском. Но когда чуть позже царь спросил Пушкина о том, где бы он был, если бы оказался 14 декабря в Петербурге, Пушкин ответил, что на Сенатской площади, ведь там были его друзья, которые состояли в тайном обществе, но не посвятили в свои дела и без того опального поэта.

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд»

И вот она - первая реакция на это потрясение (его известное стихотворение) - как раз обращается к теме тех трагических событий. Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» показывает, что оно было посвящено именно годовщине событий и было как раз написано в конце 1826 года. При жизни поэта оно так и не было опубликовано. Создав его, Пушкин сильно рисковал, он уговаривал Муравьева доставить это произведение к его ссыльным друзьям. Ведь они, униженные и обесчещенные, как никогда, ждали поддержки и понимания. А он своим творчеством поднимал их боевой дух и дарил надежду на скорое освобождение. И это было не единственное его стихотворение, которое он передавал своим друзьям-декабристам.

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд». Краткое содержание

Обращаясь к товарищам в первом четверостишье, Пушкин пишет слова, в которых уверяет своих друзей в том, что их подвиг не напрасен и его будут помнить потомки хоть через сто лет. Что, находясь в мрачном подземелье, они еще смогут увидеть «желанную пору» без самодержавия и крепостничества. Рано или поздно судьба их, наконец-то, будет к ним благосклонна, и они обязательно освободятся от оков, благодаря своим таким же братьям-вольнодумцам.

Если детально проводить анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд», становится понятным, что ничего этого не произойдет, и пушкинские предсказания не сбудутся. Только спустя четверть века лишь немногие декабристы получат амнистию и выживут. Многие из них не выдержат этих тяжелых испытаний, а те, кто вернется, уже к тому моменту будут немощными стариками, лишенными всех высоких званий и титулов.

Тема, жанр и построение

Вот еще что важно сказать, опираясь на глубокий анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд». Пушкин делает свой главный акцент на человеке с внутренним стойким стержнем, который, несмотря на трудности, будет непобедим и способен идти к своей цели до конца.

Это произведение написано Для яркой художественной выразительности поэт использует разные средства: эпитеты, сравнение, аллитерацию и ассонанс. Оно как по своей выразительности, так и по восприятию очень сильное и стоит в контексте с вольнолюбивой лирикой А. С. Пушкина, куда входят ода «Вольность», стихи «Анчар», «К Чаадаеву», «Деревня», «Арион» и много-много других известных произведений.

На это свое послание Пушкин получил ответ от ссыльного друга поэта Одоевского и тоже в стихах - «Струн вещих пламенные звуки…». Хоть Пушкин и был против всяких бунтов и восстаний, но он не смог не поддержать в такую тяжелую минут своих друзей, от которых отвернулись даже их родственники. Пушкин не был причастен к этим событиям, но в бумагах у каждого арестованного декабриста находились его стихи.

Заключение

Заканчивая анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд», хочется отметить тот факт, что его вспомнили юные потомки, сражавшиеся в годы Великой Отечественной с немецкими захватчиками. Молодогвардейцы читали его, как спасительную молитву, чтобы выжить в фашистских застенках, и это помогло не сломить их волю и дух. Поэтому не напрасен был этот труд поэта.

Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд»
1. Вступление (тематическое)
Стихотворение можно отнести к вольнолюбивой лирике Пушкина, и к стихам о дружбе. Теме дружбы Пушкин посвятил много стихотворений. В основном, это связано с воспоминаниями о лицейском братстве. Данное стихотворение посвящено декабристам, сосланным в Сибирь на каторгу. Среди декабристов были знакомые Пушкину люди (всего 579 человек, пятеро – повешены) и лицейские друзья (Ив. Ив. Пущин, Вильгельм Кюхельбекер).
2. Основная часть
Восприятие. Стихотворение воспринимается как дружеская поддержка близких по духу и судьбе людей. Оптимистическое настроение стихотворения создается положительно заряженной лексикой «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свобода».
Ассоциации, возникающие при чтении: гладиаторы, сражающиеся за свою свободу, для которых меч (гладий) был символом чести, но они мечтали о другом мече, деревянном рудии, символе их свободы. Ведь только свободный человек более не проливает кровь. Он уже отвоевал свою свободу.
Истолкование
1) Дата, сведения из истории создания стихотворения.
Написано в 1826 г. Друзьям – декабристам как послание. Пушкин передал его через Александру Муравьеву, которая отправилась в Сибирь к мужу – декабристу. Это было время после подавления Декабрьского восстания, когда в документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен «горстью извергов». Аристократы отвернулись от арестованных декабристов, даже их родные и друзья не смели показать сочувствие узникам. В такое время Пушкин пересылает декабристам это стихотворение, которое звучит, как голос друга, солидарного с ними по духу и стремлениям.
2) Жанр. Род литературы, литературное направление, творческий метод.
Род литературы – лирика
Жанр по форме – послание
Жанр по содержанию – гражданская лирика
Литературное направление и Творческий метод (это одно и то же) – реализм.
3) Какое настроение становится для стихотворения определяющим в целом? Меняются ли чувства автора на протяжении стихотворения, если – да, то благодаря каким словам мы об этом догадываемся?
Настроение: поддержка, надежда, вера в будущую победу идеи свободы – оптимистическое настроение.
Чувства автора меняются по нарастанию: сначала утешение («храните гордое терпенье», «не пропадет ваш скорбный труд…») Потом – твердая уверенность в победе («придет желанная пора»), затем – чувство солидарности («любовь и дружество до вас дойдут», «братья меч вам отдадут», «как мой свободный глас»). И, наконец, - чувство будущего триумфа победителей («и свобода вас примет радостно у входа»)
4) Конфликт в стихотворении есть между теми, кто заточил друзей в «каторжные норы» сибирских рудников, и теми, кто боролся за свободу и гордо терпит наказание.
Положительно окрашенные слова: «высокое стремленье», «надежда», «бодрость и веселье», «желанная пора», «любовь и дружество», «свободный глас», «свобода», «радостно», «братья».
Отрицательно окрашенные слова: «сибирских руд», «терпенье», «скорбный труд», «несчастью», «в мрачном подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «оковы тяжкие».
5) Идейно-тематическое содержание.
Тематика и ведущая тема
Тематика – это, когда несколько тем в одном произведении.

Тема – это жизненный материал, который отражается в произведении.

Тематика: 1. Борьба против самодержавия. 2. Жестокая судьба борцов. 3. Взгляд в «радостное» будущее.
Ведущая тема: взгляд в радостное будущее, свободное от оков.

Основная мысль, ее развитие – жертвы борцов не напрасны, их дело не пропадет, оно имеет смысл и продолжение в умах свободолюбивых последователей и непременно победит.

Эмоциональная окраска и способы ее передачи, развитие чувства. (см. выше – настроение)
Общественное или личностное звучание преобладает в стихотворении?

Считаю, что в стихотворении звучит личностное отношение к проблеме. Поэт верит в справедливое будущее, как утопист, и как верили в него сами декабристы. Они смотрели на общество через призму собственной души, полной благородных стремлений к добру и справедливости для всех, не осознавая, что общество недостойно того будущего, которого они так жаждали (вспомним революцию 1917 г и чем она обернулась для народа)
Проблематика и главная проблема.

(Проблема – это вопрос, поставленный для разрешения. Проблематика – это несколько вопросов для разрешения)
1)Во имя чего лучшие люди идут на закланье?
2)Какое продолжение имеет их подвиг?
Главная проблема: Во имя чего лучшие люди идут на закланье?

Идейное содержание и главная идея.
(Идейное содержание – это много идей, их полный набор в произведении. Главная идея – это поиск ответа или ответ на главную проблему)
Главная идея: свобода, справедливость для народа – это высокое стремленье, оно стоит того, чтобы отдать за это мечты и жизнь.
Вечные темы в стихотворении: дружба, солидарность, честь, благородство.
Историческая тема: судьба декабристов
Вечная проблема: человеческий подвиг в истории страны.
Вечная идея: свобода и справедливость.

6) Элементы сюжета

1.Экспозиция – условия, которые создали конфликт: «Во глубине сибирских руд – храните гордое терпенье, не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье». «Скорбный труд» - подготовка к участию в Декабрьском восстании, «дум высокое стремленье» - Это благородные цели, которые ставили перед собой декабристы. Все это предпосылки конфликта.

2.Завязка – начало конфликта, его зарождение.
Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье
Придет желанная пора
(Несчастье, которым сопровождается надежда на освобождение и веселье)

3.Развитие действия – ход событий по возрастающей:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас
Любовь жен, которые едут за ними в Сибирь, дружество – это солидарность единомышленников и близких по духу и судьбе людей, которые не боятся озвучивать свои настроения и убеждения. Все это противостоит «мрачным затворам» и «тюремным норам», то есть, системе самодержавия.

4.Кульминация – высшая точка напряжения конфликта: «Оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Мечта о свободе осуществится!

5.Развязка – разрешение конфликта.
…и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут»
Свобода, радость встречи с «братьями», которые вернут им «меч», символ чести, достоинства, благородства, символ борьбы.

7)Особенности композиции

Внешняя композиция – это главы, части, разделы произведения

Стихотворение состоит из четырех четверостиший.
- Внутренняя композиция – это построение событий, обстановки, образов – персонажей. Приемы внутренней композиции в этом стихотворении: 1. Монолог – обращение. 2. Пейзажи («во глубине сибирских руд» (зима, холод, Сибирь, рудники, глушь, Тайга – ассоциации). 3. Интерьеры – «мрачное подземелье», «мрачные затворы», «каторжные норы», «темницы».
8) Особенности стихотворной формы
Метрика – раздел стиховедения о сочетании сильных и слабых мест в стихе, о стихотворных метрах и размерах.
Метр – упорядоченное чередование ударных и безударных слогов в стихе. Силлабо-тонический.
Размер – ямб (двухсложная стопа с ударением на втором слоге)
(((--- (--- (---
Во глу би не си бир ских руд
(--- (---- (((--- (
Хра ни те гор до е тер пень е
Особенности ритмики
Рифма: 1 строка четверостишия рифмуется с 3-ей – мужская рифма (заканчивается ударный слогом) 2-я строка рифмуется с 4-ой – женская рифма (заканчивается безударным слогом)
Способ рифмовки – перекрестная рифма 1-я с 3-ей, 2-я с 4-ой (абаб)
Специфика строфики – четверостишие (катрен) Повторяемость рифмы, способа рифмовки, размера.
Стилистические и художественные приемы
- лексика работает на контрастность, на конфликт, на противостояние:

Гордое терпенье – скорбный труд
Высокое стремленье – мрачное подземелье
Любовь и дружество – мрачные затворы
Свободный глас – каторжные норы
- тропы – слова и обороты в переносном значении: метафоры, метонимии, синекдоха, гипербола (преувеличение), литота (преуменьшение) и др.

1.Эпитеты: «гордое», «скорбный», «высокое», «мрачные», «свободный», «тяжкие» и др.
2.Метафора: «каторжные норы»
3.Олицетворение: «свобода… вас примет радостно у входа», «придет… пора», «надежда … разбудит».
4.Перифраза – замена слова описательным выражением:
«братья меч вам отдадут»
«оковы тяжкие падут» (имеются в виду не только кандалы, но и неволя, стеснение, рабство)
- Фигуры

1.Антитеза – сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов
Несчастье – надежда
Каторжные – свободный
Темницы – свобода
2.Перенос – несовпадение синтаксического чтения речи и чтения на стихи:
«темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа»
«Несчастью верная сестра
Надежда…»
10) Основные образы стихотворения: образы узников, их друзей, любимых, «братьев» (единомышленников)
Художественное значение: узники не одиноки, они могут верить не только в правоту своего дела, но и в своих близких, которые рядом – жены физически рядом, друзья и «братья» - душой и мыслями.
11) Образ лирического героя (автора)
Гражданин, патриот, друг, единомышленник, он – тоже борец за свободу, но его дело «глаголом жечь сердца людей» (фраза из стихотворения Пушкина «Пророк»), то есть, его стихи, его слова направлены на идею свободы и справедливости, как и у декабристов.
12) Место стихотворения в творчестве автора
Принадлежит к, так называе6мой, свободолюбивой лирике Пушкина. К этой лирике можно отнести и другие его стихи: «Узник», «К морю», «Анчар» и др.
13) Впечатления
- толчком для создания стихотворения становится 1-я строка «Во глубине сибирских руд» В душе поэта звучит суровая музыка «тяжких оков», непосильного труда, холода сибирских зим.
Последняя строка – «И братья меч вам отдадут» - это слова поддержки, веры, солидарности. А если 2меч» рассматривать как символ чести, достоинства гражданина страны, то все будет восстановлено, возвращено.

Говорят, что Пушкин однажды сказал о том, что если бы от него не скрыли друзья о подготовке восстания (он был в это время в Михайловской ссылке), он был бы на Сенатской площади среди восставших.

Роль звуков в стихотворении: много сонарных согласных звуков и звукосочетаний, которые создают впечатление суровых условий, мрака: «сибирских», «храните», мрачном», «каторжные», «рухнут».

В звуках, изображенных в стихотворении: клацанье затворов, лязг цепей, грохот падающих темниц.
- Цвет стихотворения – серый, черный, темный. И в конце – свет свободы. А подтверждют это слова, говорящие о цвете «мрачные затворы», «мрачное подземелье».
- Категория времени в стихотворении.

Значение прошлого: «не пропадет ваш скорбный труд и дум высокое стремленье»
Значение настоящего: «гордое терпенье», «надежда», «доходит мой свободный глас».
Значение будущего: «придет желанная пора», «оковы… падут», «меч отдадут» и др.

Заключение – личностная оценка и свое личное восприятие
- В творчестве поэта и в русской поэзии вообще, стихотворение занимает заметное место, благодаря свободолюбивой идее.

Общечеловеческое значение – проблема свободы и борьбы за нее – одна из вечных в истории человечества

Философское звучание – 1) Человек – это тот, кто имеет «дум высокое стремленье» «) Человеческое несчастье сопровождает надежда всегда: «несчастью верная сестра надежда».

Шедевр – это исключительное, образцовое произведение. «В сибирь» - шедевр, потому что оно создано мастером на века, оно актуально и по сей день.
- Открытия в душе.
После прочтения глубже задумываешься о судьбе лучших людей в мировой истории (они всегда были гонимы), и о Пушкине, который всегда был под надзором, но посмел не побояться протянуть дружескую руку «государственным преступникам», восставшим против самодержавия.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Анализ стихотворения «Во глубине сибирских руд» Пушкина

Знаменитое событие 1825 г. прямым или косвенным образом нашло отражение во многих произведениях Пушкина. Большое количество ссыльных декабристов было близкими друзьями поэта. Ссылка в Сибирь в начале XIX века представлялась в сознании как отправка на край света, откуда уже практически невозможно вернуться. Пушкин очень сильно переживал за своих друзей и пытался насколько возможно их ободрить. С этой целью в 1827 г. он написал стихотворение «Во глубине сибирских руд…» и смог отправить его в далекую Сибирь через жену одного из декабристов – А. Муравьеву. Послание было благополучно доставлено. При жизни Пушкина стихотворение из-за своего очень резкого содержания так и не было издано, но получило большое распространение в списках, — почитатели переписывали его себе от руки.

Поэт призывает декабристов сохранять «гордое терпенье». «Сибирские руды» означают их невероятную заброшенность. Сибирь в то время оставалась, по сути, просто колонией России, источником сырья. Для образованного человека это был край, которого еще не коснулась цивилизация. Поэтому декабристам там было особенно тяжело. Пушкин напоминает ссыльным, что их великое дело не было напрасным. Сейчас они подвергаются всеобщему осуждению, но будущие поколения по достоинству оценят их подвиг. Восстание было практически не подготовлено, его участники не смогли скоординировать свои действия. Но они руководствовались «высоким стремлением» и, по крайней мере, подали пример.

Пушкин пытается вдохнуть в ссыльных оптимизм и веру в лучшее будущее. Он надеется на то, что «придет желанная пора». В этом образе поэт подразумевает свержение тиранической власти, которое будет означать торжество справедливости.

Пушкин отправляет свое стихотворное послание, несмотря на цензуру и жесткий контроль. Этим он подвергает серьезной опасности не только себя, но и А. Муравьеву. Его поступок был довольно-таки смелым шагом. В произведении он выражает надежду, что его письмо дойдет до адресатов и станет символом свободы, которую невозможно оковать цепями. Поэт сравнивает свое послание с «любовью и дружеством», которые нельзя закрыть на «мрачные затворы».

В финальных строках Пушкин предвещает скорое падение самодержавия и долгожданное освобождение пленников своими «братьями». Неизвестно, верил ли сам поэт в свое пророчество или просто пытался придать силы своим друзьям. После подавления восстания в России наступил крайне реакционный период. Мечты о близком свержении царизма были надолго забыты. В любом случае радостная весточка из России действительно обрадовала отчаявшихся декабристов и помогла им сохранять веру и надежду.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

5 Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас
10 Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
15 Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Комментарий

При жизни Пушкина напечатано не было.

Автографа не сохранилось.

Источники текста: Копии в сборниках: 1. Долгорукова (Дл). 2. Пущина, его руки (Пщ1). 3. Тихонравова (Т). 4. Бартенева (Б1). Здесь запись Соболевского без третьей строфы, которая приписана Бартеневым сбоку. Соболевским позднее над текстом приписано заглавие, зачеркнута в ст. 6 после слова «Надежда» запятая, в последнем стихе начальное «И» исправлено в «А», в этом же стихе выскоблено слово «меч», вместо него поставлен знак сноски (крест), а под стихотворением приписано: «(*) в списке здесь поставлено меч, но я твердо помню, что когда Пушкин мне эти стихи читал (а они сочинены им у меня в доме), то это было иначе. П<ушкин> тогда слишком был благодарен государю за оказанные ему милости, чтобы мысль такая могла ему придти в голову». Это сообщение Соболевского (кроме утверждения, что стихи сочинены у него в доме) не заслуживает доверия. Напечатано Цявловским в публикации «Из Пушкинианы П. И. Бартенева. I. Тетрадь 1850-х годов» - «Летописи Литературного музея»,кн. I, 1936, стр. 539-540. 5. Лонгинова-Полторацкого (Л). Здесь к стихотворению имеется примечание такого же содержания, что и приписка Соболевского в Б1. 6. Семевского (Смв). 7. Александрова (Ал). 8. О. Киреевой (Кир). К заглавию примечание: «Эти стихи были посланы через А. Г. Муравьеву, ехавшую в Сибирь». 9. Якушкина (Я1). Под текстом имеется позднейшая приписка карандашом: «Сооб. Иван Ив. Пущиным. Стих. это привез Пуш. А. Г. Муравьевой, ехавшей в 1827 г. к мужу в Сибирь». Кроме заглавия, имеется подзаголовок «(Послание в Петровский Завод; во 2 т. П<олярной> З<везды> озаглавлено в Сибирь)». К словам «Петровский Завод» стоит знак сноски, в которой сообщаются сведения о Петровском Заводе, Читинском остроге и коменданте Лепарском. 10. Майкова (М). 11. Забелина (Зб). 12. Марина (Мр). 13. Ефремова (Е.) Здесь такое примечание, как в Я1. Отдельные копии. 14. Пущина (руки неизвестного) на двух листах вместе с «Ответом» кн. А. И. Одоевского (Пщ2). 15. H. И. Лорера в его «Прибавлении к моим запискам: копии с писем и литературных произведений в прозе и стихах,- товарищей моего изгнания в Сибири» (Лр).-Здесь перед текстом пояснение: «Стихи эти были присланы Александром Сергеевичем Пушкиным в 1827 г. Александре Григорьевне Муравьевой, урожденной графине Чернышевой, в Сибирь (тайно) чрез неизвестного купца». Опубликовано (с отступлениями от подлинника) Бартеневым в «Прибавлении к моим запискам» Лорера-"Русский Архив", 1874, № 9, стб. 703, и точнее Цявловским в собрании сочинений Пушкина, изд. «Красной Нивы», т. II, 1930, стр. 32. «Описание» копии Лорера и факсимиле ст. 13-16 даны M. В. Нечкиной в статье «О Пушкине, декабристах и их общих друзьях. III. „Во глубине сибирских руд“».-"Каторга и ссылка", кн. 4 (65), 1930, стр. 24-28. 16. Путяты на отдельном листе (Пт6). 17. Путяты в записной книжке № 3 (Пт2). 18. Путяты в записной книжке № 5 (Пт3). Все три копии Путяты - в Мурановском Музее Тютчева. 19. В архиве Ю. Ф. Самарина на листе вместе с «Ответом» кн. А. И. Одоевского (Смр) - ЛБ. Сам. IV, № 132 5/17. В правом верхнем углу: «Писано Пушкиным к ссыльным декабристам и отправлено им в Сибирь». 20. В архиве В. Е. Якушкина. Из материалов Гаевского (ГвЯ3)-ПД. Ф. 244, оп. 4, № 101. Публикации: 22. Герцена в сборнике «Полярная Звезда на 1856, издаваемая Искандером», кн. 2, Лондон, 1856, стр. 13 (ПЗ). 23. H. H. Гусева «Послание в Сибирь. Неизвестные варианты стихотворения А. С. Пушкина» в «Литературной Газете», 1939, № 32 (811) от 10 июня (Ю). Публикация сделана на основании сообщения Н. Н. Гусеву архивиста Е. И. Владимирова, обнаружившего копию стихотворения «в Красноярском краевом архиве, среди бумаг библиофила Г. В. Юдина». В этой копии ст. 11 и 15 читаются:

11 Как в эти каторжные норы
15 Вас встретит радостно у входа

Кроме этого, в последней строфе не четыре, а пять стихов; перед ст. 13 имеется стих:

Мужайтесь! Русского народа

Так как этого стиха нет в копиях самих декабристов И. И. Пущина и Н. И. Лорера и ни в одном из источников кроме этой копии, стих этот мы не вводим ни в основной текст, ни в «Другие редакции и варианты».

Доходит мой призывный глас.

Затем над словом «призывный» написано: «свободный», причем слово «призывный» осталось незачеркнутым. С текстом Пщ1 (со словом «свободный») совпадают тексты: ГвЯ1, ГвЯ3, Дл, Зб, Мр и ПЗ. Из отличий от Пщ1 в отдел «Другие редакции и варианты» не вводятся отличия, дающие явно искаженный текст.

Стихотворение при переписке называлось весьма разнообразно. Приводим здесь все эти заглавия, являющиеся вместе с тем и комментарием к стихотворению:

К страдальцам 1826-го года. Ал
При посылке Цыган и 2-ой песни Онегина ссыльным. Б1
В Сибирь сосланным после 14 декабря. Дл
В Сибирь. Е, Зб, Мр, ПЗ
При посылке «Цыган» и 2-ой главы «Онегина» сосланным в Сибирь декабристам. Л
Послание к друзьям (1827). М1 .
1826 г. Пт2 Пт3 Пт6
Послание А. С. Пушкина. РА
Декабристам. Кир Т
При посылке Цыган и 2 главы Онегина в Азию. Я1
Послание в Петровский Завод (в Сибирь). Смв

В ГвЯ1 ГвЯ3 Пщ1 Пщ2 и Смр заглавие отсутствует.

Печатается по Пщ1

Датируется концом декабря 1826 г.- первыми числами января (не позднее 4-го) 1827 г.

Опубликовано за границей в 1856 г. (см. выше). В России в статье Е. И. Якушкина «По поводу последнего издания сочинений А. С. Пушкина» - «Библиографические Записки», 1858, № 11, стб. 345, напечатано «К 1827 году относится послание Пушкина, начинающееся стихами:

…Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд…»

Полностью в России стихотворение напечатано в 1874 г. (см. выше).

В собрания сочинений Пушкина входит, начиная с первого издания под ред. Ефремова, 1880.

Разночтения

4 И душ высокое стремленье
9-12 следуют за ст. 1-4
- отсутствуют
10 Дойдут сквозь грозные затворы
12 Доходит мой призывный глас
13 Оковы тяжкие спадут
16 И братья меч ваш отдадут
– И братья меч вам подадут
– А братья меч вам подадут

Выполняя анализ стихотворения Пушкина , нужно учитывать, что история создания этого произведения неразрывно связана с произошедшими в России событиями: декабрьским восстанием на Сенатской площади и казнью участников этого восстания. Это произведение — послание единомышленникам, друзьям, оказавшимся в сибирской каторге после неудавшейся попытки государственного переворота. Стихотворение, как и большинство других вольнолюбивых произведений Пушкина, распространялось в списках.

Два события подтолкнули Пушкина на написание этого произведения. Первое – годовщина восстания, и второе: он узнал об отъезде А.Г. Муравьевой. Велико было желание поэта поддержать людей, с которыми его связывала духовная близость, а с некоторыми из декабристов – дружба.

Произведение написано в жанре лирического стихотворения, но в нем присутствует идея гражданского долга. Тема стихотворения — дружба и свобода.

Послание написано эмоционально. Состоит из 4-х строф. Несмотря на эпитеты — скорбный, мрачный, тяжкие, каторжные, оно дышит верой в светлое будущее. В нем присутствует возвышенная лексика: оковы, свобода, глас.

В первой строфе поэт призывает осужденных на каторгу к терпению и вере в то, что все может измениться. В последующих строфах он показывает, какие могут произойти перемены: придет желанная пора; Любовь и дружество… дойдут сквозь мрачные затворы, и наконец,

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут - и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Когда Пушкин писал это стихотворение, он прекрасно понимал, что при существующей власти оно не может быть опубликованным в открытой печати. Своим посланием поэт стремился быть услышанным узниками царского режима. Он переживал от того, что в столь важный для страны день он не мог быть там, где была вся передовая молодежь Санкт-Петербурга.

Все стихотворение построено на антитезах, то есть, на противопоставлениях: скорбный труд – высокое стремленье, несчастье – веселье, каторжные норы – свободный глас, темницы – свобода.

Ритмика стихотворения изложенного четырех степным ямбом, придает произведению энергичность, бодрость. Стопы двухсложные с ударением на втором слоге. В стихотворении применена комбинированная рифмовка: в 1-й строфе – перекрестная, во 2 и 4-й – охватная, в 3-й строфе использована смежная рифмовка.

Возвышенной энергетике стихотворения способствует также ассонанс и аллитерация – особая звуковая организация текста, при которой повторяются гласные (при ассонансе) и согласные (при аллитерации) звуки.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Аллитерация на звук «р» придает произведению твердости и решительности.

Основная идея стихотворения направлена на будущее. Будущее общества, страны, каждого из декабристов в отдельности.

Была ли нужна эта жертва стране? В какие социальные катаклизмы вылилось развитие освободительного движения, растянувшееся на сто лет, ни Пушкин, ни декабристы, ни Герцен, которого декабристы разбудили, никогда не узнали. Они просто верили в то, что действовали во благо страны и порабощенного народа.