Арктическая армия. Арктическая мощь россии

Россия сделала ещё один важнейший шаг на пути к возобновлению своего военного присутствия в Арктике и созданию арктической группировки войск. На острове Котельный архипелага Анжу начинается воссоздание аэродрома «Темп» и подготовка к появлению других объектов военного назначения.

Как это делается

3 сентября отряд боевых кораблей и судов обеспечения Северного флота вышел из Североморска для второго масштабного похода в Арктику. Так же как и в предыдущем походе, отряд возглавляет флагман Северного флота атомный . В прошлом году крейсер прошёл по Северному морскому пути (СМП), дойдя до Восточно-Сибирского моря, отрабатывая различные боевые задачи, в том числе и обеспечение высадки десанта на остров Котельный. За поход крейсер был удостоен ордена Нахимова - такие дальние арктические походы боевых кораблей до этого почти не совершались.

В этом году в Арктике задействован весь атомный надводный флот России - тяжёлый и четыре атомных ледокола: «Ямал», «Вайгач», «50 лет Победы» и «Таймыр». Ледоколы и большие десантные корабли (БДК) «Кондопога» и «Оленегорский горняк» доставили на остров Котельный строительную и инженерную технику, личный состав, жилые и технические блоки новой арктической базы, 46 тонн горюче-смазочных материалов и 43 тонны продовольствия. Расчистку и разметку фарватера, а так же другие гидротехнические работы осуществляют килекторные суда «КИЛ-164» и «Александр Пушкин».

Немного истории. Аэродром «Темп» на острове Котельном начал работать в 1949 году. Сначала он был удобной промежуточной базой высокоширотных воздушных экспедиций «Север». А с 60-х годов работал для обеспечения военных объектов, расположенных на архипелаге. В начале 90-х аэродром был законсервирован, а все поселения опустели. В 2011 году, в ходе экспедиции «Новосибирские острова-2011», было проведено рекогносцировочное обследование островов Ляховских и Котельного с целью размещения на архипелаге базового полевого лагеря. Тогда было определено, что взлётно-посадочная полоса (ВПП) за 20 лет почти не разрушена и вполне подлежит восстановлению.

Теперь в короткий срок аэродром будет подготовлен для приёма транспортных самолётов Ан-72, Ан-74 и Ан-26. Работы будут вестись с высоким темпом. Очистку взлётно-посадочной полосы, установку радио- и светотехническое оборудования необходимо завершить в кратчайшие сроки, пока в Арктику не пришла непогода. Первые самолёты аэродром сможет принять уже в октябре.

В дальнейшем ВПП будет расширена и удлинена, чтобы «Темп» смог принимать тяжёлые самолёты Ан-22 и Ил-76, а в перспективе использовать его для действий стратегической авиации. Заместитель министра обороны Аркадий Бахин сказал, что «авиасообщение будет регулярным, круглогодичным и всепогодным. Мы должны восстановить полностью полярную авиацию и её инфраструктуру. И мы это сделаем ».

Следует сказать, что географическое положение архипелага Анжу является стратегически важным для обеспечения безопасности России на северном направлении . Он расположен восточнее полуострова Таймыр, разделяя море Лаптевых и Восточно-Сибирское море. Архипелаг «прикрывает» собой восточную часть Северного морского пути и позволяет действующей с него авиации контролировать обширную прилегающую зону, расположенную восточнее Таймыра и западнее Чукотки. На архипелаге в ближайшее время будут размещены пункты береговой и противовоздушной обороны, технической разведки, материального обеспечения, метеорологических исследований, экстренного спасения, обеспечения судоходства, а так же контингент охраны объектов.

Кроме архипелага Анжу, подобные военные базы будут в ближайшее время созданы в районе Земли Франца-Иосифа и Новой Земли. Сейчас там работает экспедиционный отряд в составе гидрографического судна Северного флота «Горизонт» и морского буксира «МБ-56».

Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что в задачи отряда входит оценка навигационно-гидрографической обстановки, уточнение карт и морских лоций, гидрометеорологические наблюдения, обследование геодезических пунктов, изучение возможностей плавания не ледокольных судов. Иными словами - полный спектр подготовительной работы. Отряд моряков работает на острове Рудольфа (самый северный остров Земли Франца-Иосифа). Кроме островных баз, вдоль СМП создаются и новые материковые: в Мурманске, Архангельске, Нарьян-Маре, Воркуте, Надыме, Дудинке, Тикси, Певеке, бухте Провидения и Анадыре.

Зачем всё это делается

Теперь несколько слов о том, для чего всё это. Необходимость постоянного военного присутствия в Арктике вызвана двумя причинами .

Во-первых , по соображениям стратегической безопасности . На северном направлении Россия довольно слабо защищена от различных средств нападения, как воздушного, так и морского базирования. И это положение необходимо исправлять. Особенно учитывая усиление присутствия в Арктике иностранной военной силы. США расширяют и модернизируют приарктические военные базы, американские ВМС учатся действовать в арктических условиях не только подводными, но и надводными силами. Это становится возможным благодаря значительному освобождению Арктики ото льдов и увеличению периода навигации. В планах имеется даже размещение элементов ПРО корабельного базирования в Баренцевом море.

В Военно-морском колледже США (NWC, Ньюпорт, штат Род-Айленд), с 26 июля начала работу Группа арктических региональных исследований, задачей которой является помощь ВМС в подготовке к оперативным и стратегическим действиям в Арктике. Первый директор Группы, профессор Уолтер Бербрик так обозначил свои задачи:

«В ряде прогнозов утверждается, что Арктика будет полностью открыта для судоходства в летний период уже с 2023 года. Это предъявляет новые требования к военно-морским силам США, которые должные поддерживать присутствие и необходимый уровень боеготовности в суровых условиях Арктики ».

Во-вторых , необходимость российского военного присутствия нужна для отстаивания национальных интересов в этом важнейшем районе . Северный морской путь начинает эксплуатироваться всё активней, что сделает его в обозримой перспективе одним из важнейших мировых транспортных коридоров. Для России СМП станет более важен ещё и потому, что он позволит активно разрабатывать арктические материковые и шельфовые месторождения полезных ископаемых. Сегодня их добыча во многом осложнена трудностью освоения месторождений и трудностью транспортировки добытых природных ресурсов.

Однако без поддержки военной силы реализовать свои экономические интересы невозможно нигде. Мы уже рассматривали причины усиления военного присутствия американцев в Арктике и необходимость ответных мер с нашей стороны. Достаточно вспомнить, что США считают вызовом своим национальным интересам сам факт усиления хозяйственной деятельности других стран (прежде всего России) в этом регионе . А одной из главных задач своих ВМС считают обеспечение международного (читай, своего) управления Арктикой, её транспортной функцией и природными ресурсами.

США открыто заявляют о готовности противодействовать попыткам использовать Арктику в сугубо национальных интересах какого-либо государства, подразумевая, естественно, освоение Арктики Россией . Ставку американцы делают на Арктический совет - международную организацию, которую стараются сделать управляющей региональной силой. А в качестве обоснования превосходства международного права в Арктике над национальным используют заботу о «защите общих интересов благосостояния всех приарктических государств», а также необходимость «охраны окружающей среды» (смотри текст Национальной стратегии США по Арктическому региону, принятой в мае этого года).

Заботу американцев о доступе к нашей Арктике можно понять. Иллюстрация из уже ведомственной арктической стратегии Береговой охраны США (USCG) наглядно демонстрирует две вещи:
— во-первых, американская береговая охрана изучает наши северные ресурсы;
— во-вторых, изменение климата, произошедшее за последние 20 лет, открыло мало новых экономических возможностей для США и очень много для России.

В исследовании отражено изменение ледового покрова, транспортного потенциала, рыбных ресурсов и разведанных нефтяных месторождений региона. И оно показывает, что эти изменения американцев обделили, а нас - наградили.

О специфическом поведении американцев в мире можно рассказывать долго и эмоционально. Однако наступивший век, который многие называют веком нового масштабного освоения Севера, - будет веком не американской, а Русской Арктики. У нас есть все возможности для того, чтобы отстоять свои интересы и использовать ресурсы Русского Севера для своего развития.

ОСК «Север» было создано на основе Северного флота, который вывели из состава Западного военного округа. В подчинении этой командной структуры находятся корабли, подводные лодки, морская авиация, береговые войска и подразделения противовоздушной обороны, несущие дежурство от Мурманска до Анадыря.

Ударную мощь Северного флота, который вооружён широким спектром баллистических и крылатых ракет (в том числе с ядерными боеголовками), подкрепляет растущее количество средств ПВО и авиационной техники. На сегодняшний день за Полярным кругом дислоцированы несколько полков, оснащённых зенитно-ракетными комплексами С-400 «Триумф». Их прикрывают артиллерийские комплексы «Панцирь» и береговые противокорабельные комплексы «Бастион» и «Рубеж».

  • Зенитно-ракетный комплекс С-400 «Триумф»
  • РИА Новости

Предполагается, что по мере запланированного восстановления 13 арктических аэродромов ОСК «Север» будет пополняться бомбардировщиками Су-24, Су-34, штурмовиками Су-25, истребителями-перехватчиками МиГ-31 и вертолётами Ми-8АМТШ-ВА «Терминатор». Также на аэродромах в случае необходимости будут приземляться стратегические бомбардировщики Ту-22М3, Ту-95МС и Ту-160.

Возвращение утраченного

По словам заместителя главнокомандующего ВКС РФ Виктора Гуменного, цель России — закрыть Арктику сплошным радиолокационным полем для защиты от возможных пусков крылатых ракет. Ещё одна задача — патрулирование воздушного пространства и обеспечение готовности войск к отражению потенциальной агрессии любого характера. К 2018 году у России должны появиться самодостаточные мобильные группировки войск.

Согласно последней информации, в регионе завершено строительство шести военных баз. Пять из них расположены на островах: Котельный (Новосибирские острова), Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), Средний (Северная Земля), в посёлке Рогачёво (Новая Земля) и на острове Врангеля. Ещё одна военная база дислоцирована на мысе Шмидта (Чукотский автономный округ). В Арктике были восстановлены практически все городки замкнутого цикла и боевые позиции, оставленные после распада СССР.

На Западе с большим вниманием следят за развёртыванием арктической группировки войск. Об этом свидетельствуют регулярные заявления генсека НАТО норвежца Йенса Столтенберга. Так, 21 ноября 2016 года он решительно призвал страны — участницы альянса сохранить военное присутствие за Полярным кругом. О претензиях на Арктику и необходимости противостоять России в разное время говорили власти США, Канады, Норвегии и Дании.

Создание ОСК «Север» свидетельствует об увеличении численности военных и наращивании боевого потенциала России в регионе. К тому же у Москвы имеется мощнейший в мире ледокольный флот и самая крупная военно-морская группировка за Полярным кругом.

Однако укрепление ОСК «Север» происходит за счёт модернизации техники и переброски воинских частей из Западного, Центрального и Южного военных округов. Это означает, что численность российской армии остаётся на прежнем уровне (около 760 тыс. человек), и потому неразумно говорить о дополнительной милитаризации. Арктические сухопутные силы пополнились двумя компактными бригадами (от 1-2 тыс. человек), а не дивизиями (от 10 тыс.). Минобороны РФ формирует небольшую по численности группировку, рассчитывая на возможности современных средств контроля и поражения.

На страже ресурсов

В беседе с RT эксперты заявили, что восстановление военного присутствия за Полярным кругом необходимо России для надёжной защиты природных богатств, расположенных в пределах 350-мильной зоны, право на освоение которой она добивается у ООН с 2001 года. На данный момент доподлинно неизвестно, какими запасами нефти и газа обладает Арктика, которую называют «кладовой Земли». По предварительным оценкам учёных, подо льдами находится примерно четверть разведанных запасов углеводородов в мире.

Военный эксперт, кандидат исторических наук Вадим Соловьёв уверен, что с учётом растущей международной конкуренции за ресурсы Арктики создание ОСК «Север» было полностью оправдано. «Район непростой, вести там военные действия довольно сложно. Нужно его осваивать, готовить соответствующую инфраструктуру, необходимо накапливать определённый военный потенциал с точки зрения складирования вооружения, военных припасов, обучать личный состав в плане работы в очень непростых условиях», — отметил собеседник RT.

  • Береговой ракетный комплекс «Бастион»
  • РИА Новости

Выведение Северного флота из состава Западного военного округа было оправданным шагом, считает руководитель Центра изучения общественных прикладных проблем национальной безопасности Александр Жилин. «В короткие сроки без колоссальных затрат удалось создать эффективный механизм управления, который полностью отвечает современным вызовам», — сказал RT эксперт.

«В стратегическом плане мы закрываем очень важное направление, где действуют подводные лодки НАТО. К этому стоит добавить, что время подлёта ракеты, запущенной из арктического региона, — самое короткое для того, чтобы ударить по нашей стране. Поэтому России необходимо контролировать бескрайние заснеженные пространства», — пояснил RT начальник сектора военной политики и экономики Российского института стратегических исследований Иван Коновалов.

«Уборка» Арктики

Решение о восстановлении военного присутствия России в Арктике принял президент Владимир Путин, утвердив в феврале 2013 года Стратегию развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года.

По словам Коновалова, функционал ОСК «Север» не ограничивается решением исключительно военных задач: «Экологические проблемы Арктики не являются секретом. С советских времён осталось немало ржавых пустых бочек, железа и безумное количество другого мусора. Наша армия, которая сейчас возвращает свою инфраструктуру, начала вывозить мусор. «Уборка» Арктики — это долгая работа, но она уже даёт положительный экологический эффект».

Председатель полярной комиссии Русского географического общества Виктор Боярский в беседе с RT напомнил, что программа очистки арктических архипелагов стартовала в 2012 году. «Военное присутствие является естественным стимулом развития региона. Я имею в виду не только улучшение экологии, но и развитие всей инфраструктуры Северного морского пути. То, что сейчас происходит, — это не наращивание некой мощи, это просто возврат к нормальному положению дел», — резюмировал Боярский.

Алексей Заквасин, Анастасия Шляхтина


РОССИЯ И АРКТИКА. НОВОСТИ 2015

RUSSIA AND THE ARCTIC. NEW 2015

В 2015 году Северный флот (СФ) продолжит активную деятельность по решению задач в Арктической зоне ответственности.
Командующий Северным флотом адмирал Владимир Королёв при постановке задач подчиненным силам подчеркнул, что «приоритетным направлением деятельности объединенного стратегического командования Северный флот в 2015 году станет защита государственных интересов России в Арктике».
Владимир Королёв также отметил, что «у Северного флота накоплен громадный опыт деятельности в Арктике - это и применение подводных сил в арктическом бассейне, и деятельность надводных сил по обеспечению безопасности в районах главной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути, а также в области проведения спасательных операций и обеспечения экологической безопасности в арктической зоне».
В связи с этим Объединенное стратегическое командование планирует походы отрядов кораблей по северным морям, проведение комплекса мероприятий по слаживанию подразделений, размещенных на арктических островах.
В Арктической зоне спланировано проведение учений по обеспечению безопасности прибрежных и островных территорий России, а также мероприятий учебно-боевой подготовки спасательной направленности.
В 2014 году Северный флот уверенно закрепил свои позиции в данном стратегически важном районе Мирового океана и разместил ряд подразделений на арктических островах, которые начали выполнять задачи в Арктике на постоянной основе.
Наряду с освоением Арктики Северный флот продолжит выполнять задачи по защите экономических и политических интересов Российской Федерации в других районах Мирового океана, в том числе в Атлантике и Средиземном море.
Пресс-служба Северного флота

В НАТО считают необходимым увеличение военно-морских сил стран – членов альянса в Арктике. Разумеется, это оправдывается «наращиванием Россией своего присутствия на Крайнем Севере». Однако в реальности ситуация прямо противоположна – Россия в последние годы предпринимает все возможное ради противодействия смертельному удару, который Запад способен нанести с севера.

В Североатлантическом альянсе вновь обеспокоились проблемой своего военно-морского потенциала в Арктике. «НАТО нужно реагировать на это и просить наших союзников, когда мы видим наращивание Россией своего присутствия в Северной Атлантике и на Крайнем Севере, чтобы они увеличивали число своих подводных лодок и военных кораблей», – заявил генсекретарь альянса Йенс Столтенберг.

Еще до Столтенберга арктической проблемой озаботились США, которые в последнее время вновь задумались о необходимости наращивания военного потенциала в этом регионе в противовес Москве. А в январе об угрозе со стороны России в Арктике даже депутат Европарламента от Эстонии.

В Арктике серьезную военную активность проявляют четыре страны НАТО. Хотя основная часть вооруженных сил Канады дислоцирована в южной части страны, на севере находится военная база, а также специальная арктическая тренировочная база в бухте Резолют. Кроме того, канадцы осуществляют патрулирование Арктического региона с помощью противолодочных самолетов СР-140, а также 15 боевых кораблей и четырех подводных лодок. У них также есть несколько ледокольных судов на вооружении береговой охраны.

Дания наблюдает пространство над Гренландией с помощью патрульных самолетов и истребителей F-16. Кроме того, для патрулирования арктических вод она задействует четыре фрегата и три корвета с противоледной защитой «Кнуд Расмуссен».

Норвегия осуществляет арктическое патрулирование с помощью нескольких десятков истребителей F-16, которые начинают заменять на F-35. Наиболее серьезными боевыми единицами норвежских ВМС можно назвать пять фрегатов типа «Нансен» и шесть подлодок типа «Ула». Есть у них и единственный в мире боевой ледокол – патрульный корабль «Свальбард», правда, он невелик и вооружение его не слишком значительно – 57-мм пушка.

Наибольшим же потенциалом в Арктике обладают, конечно же, США.

У них есть две военно-воздушных базы и две бригады сухопутных войск на Аляске, РЛС по обнаружению пусков МБР в Гренландии на базе Тхуле. Кроме того, у США несколько десятков атомных подлодок, которые могут проходить под арктическими льдами и всплывать из-под них. Есть также несколько фрегатов типа «Легенда», приспособленных к холодным климатическим условиям. А вот с ледокольным флотом у американцев проблемы – есть лишь три ледокола (у береговой охраны), из которых на ходу два. При этом ни один из них не является атомным.

Так что натовцам действительно есть куда укреплять свою военную мощь в Арктике. «У НАТО нет надводных кораблей арктического и ледокольного класса, которые могли бы свободно перемещаться во льдах Арктики. Единственное, чем они могут оперировать, это подводные лодки», – подтвердил газете ВЗГЛЯД редактор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков.

Первый вице-президент Академии геополитических проблем доктор военных наук Константин Сивков считает, что в мирное время в Арктике в Гренландском море «болтается» одна–две норвежских подлодки, а в Баренцевом – до трех американских. Еще до двух подлодок США может находиться под ледовой арктической шапкой или в Карском море. Увеличение присутствия в Арктике натовского флота возможно разве что за счет перевода подлодок из других регионов, заявил он газете ВЗГЛЯД.

А вот член-корреспондент Академии военных наук Александр Бартош уверен, что альянс вполне способен нарастить силы в Арктическом регионе. Альянс уже разворачивает силы на побережье Норвегии, туда переводятся некоторые части американских морских пехотинцев, создаются склады тяжелого оружия и военной техники, а также условия для базирования военно-морских сил блока, рассказал он газете ВЗГЛЯД.

К какого же рода действиям натовцев в арктической зоне следует быть готовыми российским ВС в случае возникновения конфликта? Наиболее очевидным – но не самым вероятным – видится сценарий столкновения флота НАТО и российского ВМФ. Константин Сивков считает, что если какой-то конфликт и произойдет, то альянс «пригонит туда второй флот США в составе четырех–пяти авианосцев и трех десятков кораблей охранения». «Кроме того, они могут направить туда до 20 подлодок», – предположил Сивков. Алексей Леонков уверен, что ВМФ России в таком случае есть что противопоставить натовцам. По качеству и эффективности наши подводные лодки опережают американские. Кроме того, у России есть полноценный ледокольный флот, способный перемещаться в арктических льдах.

Однако куда более вероятен все же другой сценарий. В случае перехода российско-американских отношений в горячую стадию основная ставка американцев будет сделана на крылатые ракеты, считает Леонков. У них есть подводные лодки типа «Огайо», которые были переоборудованы под несение порядка 134 крылатых ракет морского базирования, рассказал эксперт. И применять эти АПЛ и ракеты США (а значит, и НАТО) против России будут в первую очередь с арктических направлений. С ним согласен и Александр Бартош: «Если в Арктику будут переброшены корабли-ракетоносцы, то они смогут наносить удары крылатыми ракетами и осуществлять перехват ракет, запущенных с территории России».

Наличие в Северном Ледовитом океане американских подводных лодок или кораблей с «Томагавками» «обеспечивает нанесение ударов по кратчайшему расстоянию на всю глубину территории России», заявил собеседник.

Более того – военные аналитики вот уже много лет предупреждают, что именно подобный сценарий рассматривают в Пентагоне в качестве варианта первого обезоруживающего удара по России. Предполагается, что тысячи крылатых ракет будут выпущены из расположенных на севере морских носителей (подводных лодок и эсминцев) по ключевым российским центрам управления, военным базам, пусковым установкам баллистических ракет – с тем, чтобы в течение нескольких часов Россия оказалась полностью обезоружена. Однако сделать это можно будет только в случае, если у России будут отсутствовать как системы военного распознавания в Арктике, так и средства противодействия подобному внезапному удару.

Именно поэтому в течение многих лет мы наращиваем свой потенциал в регионе, и он уже весьма существенный, там создано несколько стационарных баз, осуществляется патрулирование авиацией, кораблями, указал Бартош. Кроме того, создаются возможности для Воздушно-космических сил – там размещены самолеты МиГ-31 и будут размещаться другие самолеты с высоким потенциалом по уничтожению крылатых ракет и морских целей, усиливаются средства разведки и контроля за обстановкой, создана сплошная радиолокационная зона по контролю воздушной обстановки.

Существует и третий, весьма оригинальный, сценарий: некоторые эксперты выдвигали версию, что НАТО может попытаться с помощью сил США на Аляске вторгнуться на Чукотку и Камчатку. Такая попытка скорее приведет к обратному – контрнаступлению России на Аляску, так что это исключено, с иронией заявил газете ВЗГЛЯД доцент РЭУ им. Плеханова, военный политолог Александр Перенджиев.

Россия уже значительно укрепила северное направление. В частности, в 2014 году были созданы так называемые арктические войска – Объединенное стратегическое командование «Северный флот». Однако все еще есть над чем работать, уверен Перенджиев: «Нам необходимо в прибрежной зоне Арктики создавать полноценную систему противоракетной обороны, продолжать развивать береговую инфраструктуру, создавать комплексы береговой обороны с соответствующим вооружением, которое способно уничтожать подлодки и корабли, если те «отважатся заплыть в северные широты».

Три года назад было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север» со штабом в Североморске. Главной задачей формирования является защита экономических интересов России в Арктическом регионе - от Мурманска до Анадыря. Минобороны РФ сосредоточило усилия на обновлении корабельной группировки, восстановлении сети военных аэродромов и усилении войск ПВО. Результаты и перспективы развития ОСК «Север» - в материале RT.

Бойцы 80-й отдельной мотострелковой бригады Пресс-служба Минобороны РФ

Три года назад, 1 декабря 2014 года, было создано Объединённое стратегическое командование (ОСК) «Север».

Президент России Владимир Путин в апреле 2014 года поручил Минобороны создать в Арктике единую систему базирования надводных кораблей и подлодок нового поколения, укрепить границу, а также образовать новый государственный орган для реализации политики РФ в этом стратегически важном регионе.

Помимо корабельной группировки в новую структуру были включены части морской авиации, сухопутных сил, ВКС и ПВО. В СМИ ОСК «Север» принято называть арктической группировкой. С апреля 2016 года командует ОСК «Север» и Северным флотом вице-адмирал Николай Евменов.

Президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков пояснил RT, что ОСК было сформировано на базе Северного флота и сил нескольких военных округов. Территория, за которую несёт ответственность «Север», простирается от Мурманска до Анадыря. Штаб ОСК находится в Североморске — там же, где и штаб Северного флота.

  • Командующий Северным флотом и ОСК «Север» Николай Евменов
  • РИА Новости

По словам Сивкова, специфика «Севера» заключается в том, что он де-факто осуществляет государственную политику по освоению Заполярья. Цель арктической группировки — надёжная защита природных богатств этого региона и обеспечение безопасности Северного морского пути (СМП).

Военное присутствие

До конца 2018 года вблизи Мурманска должно завершиться строительство радиолокационной станции «Воронеж», которая заменит советскую РЛС «Днепр». Новая станция станет северным форпостом национальной системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Одним из вызовов для «Севера» является грядущее усиление в регионе боевой авиации стран— членов НАТО. До 2024 года норвежские ВВС полностью завершат перевооружение на истребители пятого поколения F-35. В общей сложности Осло получит 52 самолёта, которые по ударным возможностям будут превосходить F-16.

Канада способна развернуть в Арктике более 70 истребителей F-18 и планирует пополнить эскадрильи беспилотными аппаратами. США намерены после 2020 года обновить авиапарк 11-й воздушной армии, дислоцированной на Аляске. Все F-16 на базе Эйельсон будут заменены на F-35.

В планах России — восстановить к 2020 году 13 военных аэродромов, которые использовались в советский период. В ближайшее время должны завершиться работы по реконструкции и последующей модернизации 10 объектов. Все аэродромы расположены за полярным кругом.

На аэродромах разместятся бомбардировщики Су-24, истребители-бомбардировщики Су-34, штурмовики Су-25, истребители-перехватчики МиГ-31, вертолёты различного типа. Ожидается, что восстановленными взлётно-посадочными полосами будут пользоваться для дозаправки стратегические бомбардировщики Ту-22, Ту-95 и Ту-160.

Прикрытием авиации и защитой неба над просторами Арктики займётся новая дивизия ПВО, которая будет развёрнута в 2018 году на архипелаге Новая Земля, в посёлках Тикси и Диксон. К 2019 году Минобороны РФ рассчитывает завершить формирование щита противовоздушной обороны от Новой Земли до Чукотки.

Активное освоение Заполярья начали с уборки мусора, накопившегося ещё в советское время. Основную часть отходов в Арктике составляют 200-литровые бочки из-под нефтепродуктов. Экологические взводы Северного флота прессуют цистерны, погружают их в транспортные контейнеры и отправляют на материк для утилизации. За три года из Арктики вывезли свыше 10 тыс. тонн металлолома.

В течение 2017 года запланировано вывезти с бывших советских баз и передать на утилизацию около 600 тонн металлолома. На данный момент уборка мусора осуществляется на островах Кильдин и Котельный, где в скором времени должна разместиться 99-я тактическая бригада Северного флота.

Титаны флота

«Север» располагает самой многочисленной и мощной корабельной группировкой. Северный флот насчитывает 41 подводную лодку и 38 надводных кораблей, включая тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». В состав СФ входят 8 субмарин с баллистическими ракетами.

Северный флот обладает самой большой подлодкой в мире — крейсером «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула». Длина атомохода — 172 м, ширина — 23,3 м, осадка в надводном положении — около 11 м, подводное водоизмещение — 49,8 тыс. тонн.

  • Подводная лодка «Дмитрий Донской»
  • РИА Новости

«Дмитрий Донской» был спроектирован и построен в 1980 году для вооружения 20 баллистическими ракетами Р-39, но с 2002 года субмарина участвует в испытаниях баллистических ракет «Булава». Подлодку планируется сохранить в составе Северного флота как минимум до 2020 года.

В 1980-е годы конструкторское бюро «Рубин» начало разрабатывать атомные подводные лодки проекта 955 «Борей», которые должны прийти на смену «Акулам». Первый крейсер — «Юрий Долгорукий» — СФ получил в 2013 году. Вторым атомоходом проекта 955 стал «Князь Владимир», который был спущен на воду 17 ноября 2017 года.

До 2020 года Северный флот должен пополниться двумя крейсерами «Князь Олег» и «Князь Пожарский». «Бореи» отличаются улучшенной бесшумностью и манёвренностью хода по сравнению с проектами третьего поколения. Субмарина вооружена 16 баллистическими ракетами «Булава», а также торпедами и крылатыми ракетами «Калибр» и «Оникс».

В декабре 2017 года Северному флоту планируется передать большой десантный корабль (БДК) «Иван Грен» проекта 11711. Корабль предназначен для перевозки и десантирования усиленного батальона морской пехоты. Он может совершать 30-дневные рейды дальностью до 3500 миль, перевозить до 200 морских пехотинцев, 36 бронетранспортёров или 13 танков.

  • Большой десантный корабль «Иван Грен»
  • РИА Новости

Водоизмещение «Ивана Грена» — 5 тыс. тонн, экипаж — 100 человек. БДК способен обеспечивать неконтактную выгрузку десанта и техники на необорудованное побережье с помощью понтонов.

Корабль будет вооружён двумя системами залпового огня «Град-М», 76-мм артиллерийской установкой и АК-176М, а также двумя 30-мм шестиствольными автоматическими орудиями АК-630. На борту может базироваться два транспортно-десантных вертолёта Ка-29.

До конца 2017 года Северному флоту планируется передать ракетный фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков». Это будет головной корабль проекта 22350. 29 сентября 2017 года Северный флот начал финальный этап испытаний.

Длина фрегата — 135 м, ширина — 16 м, осадка — 4,5 м, водоизмещение — 4,5 тыс. тонн. Фрегат может совершать автономное плавание длительностью до 30 суток и дальностью до 4,5 тыс. миль. Экипаж корабля — от 180 до 210 человек.

На вооружении фрегата будут стоять 130-мм орудие А-192 «Армат», два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш», а также комплекс «Полимент-Редут». «Адмирал Горшков» может нести до 16 противокорабельных ракет «Оникс» или крылатых ракет «Калибр-НК». На палубе «Адмирала Горшкова» располагается площадка противолодочного вертолёта Ка-27ПЛ. В 2018 году Северному флоту планируется передать второй корабль проекта 22350 — «Адмирал Касатонов».

Стратегически важный регион

В Государственной программе вооружений на 2018—2027 годы основной упор сделан на сухопутные войска и ядерные силы. Доля флота в финансировании Вооружённых сил будет урезана. Однако основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев не считает, что это кардинальным образом повлияет на программу военного освоения Арктического региона.

«У России уже есть материально-технический задел для освоения Арктики и укрепления своих северных рубежей. В дальнейшем будет постепенное наращивание количественных показателей техники и вооружений всех родов войск — не только флота, но и ПВО и сухопутной составляющей ОСК», — сказал в беседе с RT Корнев.

Эксперт полагает, что ключевой задачей ОСК «Север» является охрана природных ресурсов Заполярья. По разным оценкам, в регионе сконцентрировано до 25% мировых запасов углеводородов. Первая партия арктической нефти сорта ARCO (Arctic oil) была отгружена в апреле 2014 года, а в сентябре 2014 года на нефтяной платформе «Приразломная» был добыт миллионный баррель нефти.

«В интересах Главного управления глубоководных исследований Минобороны идёт строительство атомных глубоководных станций и системы автономных эхолотов и гидролокаторов. Разумеется, экономически важный регион должен быть под надёжной охраной, поэтому и подчёркивается особая роль ОСК в защите Арктики, тем более что некоторые территории региона являются спорными и на них претендуют скандинавские страны, США и Канада», — отметил Корнев.

Подпишитесь на нас