Боль в душе что делать. Что делать, если болит душа

Слово «уныние» в итальянском языке происходит от греческого akedìa, что обозначает «не заботиться»: уныние, в сущности, это отказ от ответственности, отказ отвечать на тот зов жизни, который христианская традиция именует призванием. Уныние – это форма пренебрежения, безразличия, отсутствия заботы к самой жизни; ей свойственны разочарование, отчаяние, усталость, скука и депрессия перед лицом жизни. Унывающий живет в таком настроении, которое влияет на все и может полностью дезориентировать. Уныние может перерасти в патологию, то есть в депрессию.

Тем не менее было бы ошибкой просто поставить знак равенства между унынием и грустью или депрессией. Уныние может переживаться в приподнятом настроении, в состоянии активности, но, тем не менее, вызывать невероятный паралич духовной жизни. Унывающий кажется заблокированным, потому что он сосредоточен на самом себе и на своих проблемах, не может из них выбраться, не может посмотреть за пределы самого себя. Этот паралич – и причина и одновременно следствие его страданий. У феномена уныния – сложный, запутанный характер, в нем действуют разные силы. Страдающий от него чувствует растерянность, теряет логику: он ненавидит все, что есть, и страстно желает все, чего нет.

Чувствуется, что все его существо теряет энергию, погружается в пустоту, скуку, вялость, неспособно сосредоточиться ни на каком деле, становится усталым и тревожным. Теряется точка притяжения, полюс, который стимулировал бы все стороны его личности; кажется, что эта потеря цели ведет всё в бесконечную пустоту. Из-за тревоги и из-за беспокойства кажется, что в жизни нет больше определенности, уверенности, что она опирается теперь только на колеблющуюся поверхность.

Слово «acedia» (уныние) появляется в латинском тексте Ветхого Завета всего три раза. Тем не менее, Библия, кажется, прекрасно знает это настроение – есть страницы, описывающие ленивое и инертное поведение. В сути своей унывающий – это атеист: он удалил Бога из своего мира, оставив там только себя самого и разочарование в своей собственной ограниченности. Точно такой же эффект производит и гордыня. Если исключить Бога из своего мира, то ничто уже не поможет преодолеть барьеры между собой и реальностью. Изоляция – начало этого удушья, начало уныния.

Далее обычно появляются два следствия: чувство нестабильности и пренебрежение к собственным обязательствам. Человек больше не управляет своей жизнью; его опутывают события, а он уже не способен видеть эти события ясно. Он больше не знает, как вести себя в некоторых ситуациях; возложенные на него задачи кажутся неразрешимыми.

Феноменология уныния заключается в паре «лень — печаль». Уныние-печаль выражается в общем отсутствии интереса, в небрежении; тело вяло, дух словно порезали на части. Уныние наполняет душу грустью. Сердце кажется уставшим от всего. Дни тянутся по пятьдесят часов. Время тянется скучно и все никак не проходит; оно, кажется, служит только для того, чтобы отбирать у нас молодость и жизнь.

При этом унывающий привязывается к лени, хотя его душа и страдает от нее. Уныние может походить на мир и спокойствие, но на самом деле является полной им противоположностью. Страдающий терзается отвращением к жизни и не может найти мира. Отсутствие интереса к жизни делает его поверхностным и злым, отнимает у интеллекта его способность intus legere, читать между строк, различать нюансы.

Среди всех пороков уныние выглядит наиболее глубоким и коварным — и наравне с гордыней блокирует религиозную, духовную перспективу, проявляется в ощущении отсутствия смысла жизни. Другие пороки узнаваемы, их можно осудить даже вне религиозной перспективы, но уныние описано только в монашеской традиции и было незнакомо дохристианским философским учениям. Уныние со своей основой в виде грусти от жизни, следовательно, сродни депрессии, она проявляется в отсутствующем – или потерянном – смысле собственной жизни.

Уныние – это своего рода крик боли пораженного нарциссизма, который должен считаться со своей ограниченностью, со слабостью, со смертью, своей собственной и других, и прежде всего с признанием того факта, что он не является мерой всех вещей. В основе уныния и его печали – оценка себя и своей жизни в негативных терминах. Это часто вызвано идеалистическим отношением, особенно у тех, кто хочет видеть себя центром всего. Поведение того, кто в депрессии, и унывающего, схоже тем, что они не принимают собственные ограничения как базовый элемент жизни.

Если поработать с критериями оценки, это поможет осознать, что чувства, а лучше сказать – эмоции, это не всё в жизни, и что их в любом случае можно контролировать. Помощь должна состоять в том, чтобы развивать в себе бдительность и замечать добро. В этом помогает и практика испытания совести: человек учится читать страницы собственной истории, беря эту книгу в свои руки, и учится читать ее не как рекламный листок, а в свете милости Господней. Узнавание щедрой и верной милости Господа помогает добавить новых красок в собственную жизнь.

Скажите-ка – доводилось ли вам в последнее время слышать, чтобы кто-то беспокоился: а все ли у него в порядке с душой? Зато, наверное, вам не придется напрягать память, чтобы вспомнить, как вы выслушивали жалобы друга на трудности психологического или эмоционального плана.

Разница есть, согласитесь. Мы стали «обездушенным», зацикленным на своих психологических проблемах обществом. Обычная раньше, традиционная забота о «душевном здоровье» у нас сейчас подменена всепоглощающим интересом к своему психологическому и эмоциональному благополучию.

Мы превратились в «хорошо отлаженное» – как некий механизм – общество.

А душа… она всегда была чем-то таинственным, не поддающимся анализу. По-гречески слово «душа» (psyche – от psykhein – «дуть, дышать») означало самую жизнь человека. Значение этого слова близко к значению слова «pneuma» («дух», spirit), означающее «дыхание», «дуновение».

Тело, которое больше не дышит, – мертво. В Книге Бытия Господь именно вдунул жизнь в Адама:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие, 2:7).

Психологический термин «self», «самость» или, для простоты, «Я» – очень модный нынче концепт. Классические труды Фрейда были написаны в конце 19 – начале 20 веков. Его идеи были моментально подхвачены поп-культурой, «популярной психологией» после Первой мировой войны. В «ревущие двадцатые», в эпоху возвращения к мирной жизни после ужасов войны, люди повально увлекались учением Фрейда. Его рассуждения о том, что нравственные и сексуальные запреты «опасны и вредны», стали особенно популярны. Это было десятилетие, ставшее свидетелем первых всполохов приближающейся сексуальной революции.

Современные, с головы до ног исследованные психологами, зацикленные на своих психологических проблемах люди просто зачарованы собой. Мы анализируем, квалифицируем, классифицируем, со всех сторон рассматриваем мельчайшие составляющие нашего «Я».

«Работа над своим «Я», «психологическая самопомощь», «стань психологом самому себе» – такие типичные выражения из арсенала «кухонной психологии». Однако цель этого насквозь «психологизированного» подхода к человеку имеет мало отношения к тому, что называется «душевным здоровьем».

Современное христианство подхватило это мировосприятие и приспособило Писание к современным требованиям. Всевозможные варианты «Евангелия благосостояния» (идеология, главный посыл которой – Бог заинтересован в том, чтобы люди были финансово обеспечены, имели крепкое здоровье, счастливые браки и в целом жили хорошо.

Сторонники этой идеологии утверждают, что люди, по Библии, должны быть богатыми и обеспеченными. Согласно этому учению, к материальному процветанию ведет подлинная вера, и оно является признаком Божьего благословения – прим. ред.) – все они основаны на «психологизированной» картине мира. Даже в популярных евангелических церквях считается, что «рожденная свыше» жизнь, жизнь воцерковленного человека должна быть счастливее прежней. Христос стал средством для достижения более успешного в социуме, более довольного собой, более благополучного психологически «Я».

«Психологизированное Я» включает в себя и то, как мы зациклены на «успешности». Но говорить о том, что, вот, мол, дела у меня стали получше – совершенно некстати на исповеди. «Все ли хорошо у меня с душой?» – вот гораздо более уместный вопрос. И душа должна быть очень сильна, чтобы мы могли справиться с гневом, разочарованиями, соблазнами, неудачами.

«Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется. Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 16:18)

Святые вовсе не были «хорошо сбалансированными», «уравновешенными» людьми.

«Психологизированное Я» отлично сочетается с нашей потребительской культурой – уместнее было бы назвать его «потребительское Я». Когда мы покупаем что-то ради удовольствия, ради комфорта – мы покупаем это для нашего «Я», для того чтобы оно стало, как сейчас считается, «более здоровым». Никто не спорит, душевные страдания должны быть облегчены, но не ценой же наших душ. Современное понятие «Я» – это блеклое подмена понятия «душа».

А что же такое «душа»?

Душа – это то, чем мы живы. Она нематериальна, она как бы растворена в нас.

Святой Григорий Нисский предложил такое определение: «Душа есть сущность рожденная, сущность живая, умственная, сама собою сообщающая органическому и чувственному телу силу жизненную и способность воспринимать чувственное, доколе соприсутствует природа, способная к принятию того».

Многое из того, что мы описываем как «личность», «индивидуальность», чем мы так страстно интересуемся и о чем так усиленно заботимся – по большей части всего лишь работа тела. Тело можно лечить, изменять, оно может даже исчезнуть при определенных обстоятельствах. Наша память, желания, страсти, наш «стиль общения» – это не наша личность, не то, что нас определяет.

Скажем, мой мозг может быть подвержен синдрому дефицита внимания с гиперактивностью, но к моей душе это никакого отношения не имеет. Мозг – это инструмент, с помощью которого душа выражает себя (говоря словами современного афонского старца), но мозг и его деятельность – это не душа.

Мне представляется интересным поразмышлять над опытом тех, кто претерпел великие мучения за веру – и над их наблюдениями над природой души. Один их таких достойных внимания примеров – воспоминания отца Романа Брага, румынского монаха, 10 лет проведшего в заключении в тюрьмах при коммунистическом режиме. Он подвергался там пыткам, сильнейшему психологическому давлению.

Он писал: «Никуда нельзя пойти, нельзя даже выглянуть в окно – в камере-одиночке окон нет. Но все равно нужно куда-то двигаться. И ты идешь вглубь себя, вглубь своего сердца и разума. Спрашиваешь себя – кто я? зачем Господь привел тебя в этот мир? Даже сомневаешься – есть ли Господь и какие у меня с Ним отношения?

Когда мы свободны, у нас нет времени задаваться такими вопросами, и вера наша поверхностна. Можно ведь очень много знать, и ум твой может быть подобен энциклопедии, но если ты самого себя не знаешь, в себе самом не разберешься – даже если ты все на свете знаешь – ты скользишь по поверхности, если не спрашиваешь себя: «Зачем я живу?», «В чем смысл моей жизни?», «Зачем Господь создал меня?», «Если я верю в Бога, чего Он хочет от меня?».

Такие вопросы, особенно задаваемые человеком самому себе в ситуации, которая кажется безвыходной, в окружении врагов, могут свести с ума. Или, как в случае с отцом Романом, дать истинное знание о душе и пролить свет подлинного знания о чуде дарованной нам жизни.

На вопрос «Зачем я живу?» нельзя ответить, используя ресурсы только лишь своей личности. Велики ли возможности личности в камере-одиночке?

Эти вопросы направляют наше внимание напрямую к душе. Когда св. Григорий писал о душе, он начал с апофатического подхода, признавая с самого начала, что душа принадлежит, как и сам Господь, к области непознаваемого с помощью одного только разума. Вопрос «Зачем я живу?» требует тишины и молчания.

И эта тишина – лучший звук для души. Шум же разума – болтовня, пустая болтовня.

Когда Святые Отцы говорили о разуме по отношению к душе, они называли его «nous» (термин, введенный Платоном для обозначения Высшего Разума. «Nous» – это проявление божественного сознания в человеке – прим. ред.). То, что это слово считается синонимом к слову «интеллект» – часть печальной истории утраты понимания нами значения этого понятия. Nous, конечно, тоже разумеет и воспринимает, но совсем не так, как интеллект.

И это разочаровывает современный ум, – ведь нам надо все увидеть, взвесить, измерить и сравнить. Мы даже сомневаемся, что душа на самом деле есть, – мол, может, так просто принято называть что-то другое, например, некую функцию мозга? И все, чего мы хотим от души – это чувство самоощущения, самосознания. Нам подавай некое селфи души – неоспоримое и самое убедительное подтверждение существования чего-либо в современном мире.

Наша жизнь – это нечто большее, чем просто описание метаболических процессов в клетках наших тел. Душа, в которой заключается наша жизнь, воплощает, несет в себе смысл, цель нашего бытия. Душа была создана, чтобы познать Бога, и все ее внимание направлено именно на Него. Нам становится яснее, что такое nous, божественное сознание, когда мы искренне молимся, когда мы ощущаем присутствие Господа. Самосознание в nous – оно в раскаянии, покаянии, когда мы «возвращаемся к себе».

Искреннее раскаяние – это не когда ты чувствуешь себя плохо из-за того, что сделал что-то не так, некая грусть, которая может быть просто нашими эмоциями. На самом деле это осознание, глубокое осознание того, что без Бога, отдаленные от Него – мы ничто. В монашеской традиции это называется «память смертная». Это знание души о ее истинном состоянии. И именно в этом состоянии душа жаждет вернуться к Господу.

Вспомните слова из Великого покаянного канона Андрея Критского, которые поют в самом начале Великого Поста, обращающие наше внимание на это: «Душе моя, душе моя, восстани, что спиши? Конец приближается, и имаши смутитися: воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, везде сый и вся исполняяй».

Душа – это наша жизнь, это в буквальном смысле якорь нашего бытия.

«Потребительское Я» плохо приспособлено для истинного бытия. Стоит такому «Я» столкнуться с невозможностью выбора, как присущий ему нарциссизм повергает «потребительское Я» в отчаяние. Люди в современном мире часто делают покупки, чтобы хоть немного «приглушить» депрессию.

Но наше истинное бытие – это душа. Только в душе неизбежные в нашем мире боль, страдания, недуги обретают смысл. «Потребительское Я» не выносит страданий и цепляется за всякую ложную надежду, обещающую избавление от страданий.

Но вот послушайте снова отца Романа: «Страдания полезны не только для христианина, но и вообще для всякого человека. Если ты не знаешь страданий – ты ничего не знаешь». Это говорит человек, который был заключен в тюрьму режимом, который Солженицын описывал как «страшнейшее варварство современного мира».

Господь Сам прямо говорил, что спасение души подразумевает страдания. Он говорил – те, кто последуют за Ним, должны будут «принять свой крест». И говорил Он не о широкой дороге, по которой нужно идти к самореализации, но об узенькой тропинке, где уничижается собственная воля, это пресловутое «Я» и достигается всецелое послушание совершенной воле Господа.

Современный мир душу свою потерял. К счастью, мир в любой момент готов предоставить нам сколько угодно боли и страданий и тем самым дать нам шанс вновь обрести ее.

Проснись, восстани, душа моя.

Перевод Анны Барабаш

«Когда кажется, что в жизни все рушится, начинайте думать о том, что построите на освободившемся месте».

«Никто ничего не может сказать про вас. Что бы люди ни говорили, они говорят про самих себя». Раджниш

Жизнь - это дар. И она становиться благословением, когда есть цель мотивация стремление приоритеты. Когда есть мечты и возможность их реализовать. Когда есть умиротворение в данное мгновение жизни «здесь и сейчас», и гармония с самим собой. Когда есть любовь и благодарность за саму жизнь, за возможность жить и творить. Благодарность за то что есть в твоей жизни - благодарность за возможность равно вставать, и созерцать восход солнца, а в конце дня закат. Наблюдать как празднуют жизнь птицы, слышать их голоса, чувствовать аромат цветов, радоваться дождю и ветрам.

Гармония с самим собой, это когда делаешь то что любишь, то к чему лежит душа, то к чему есть предрасположенность/способности.

«Важно делать то, что ты любишь, и делать это хорошо. Я никогда не встречал успешных людей, которые занимались бы тем, что им не нравится. Жизнь таких людей выглядит жалкой». Уоррен Баффет

Когда человек ничего не делает, стены становятся уже, краски сгущаются, приходят негативные/отрицательные мысли, страх, скованность, нерешительность.

«Вы ограничены только теми стенами, которые сами построили вокруг себя».

Иногда человеку приходят продолжительные сны. Таким образом человек бессознательно убегает/устремляется к своим снам, ищет в них, отраду, утешение, всё то чего ему не хватает в реальной жизни. Так приходит депрессия.

Любой человек может преобразить свою жизнь, может стать успешным, сильным, счастливым. Это не нечто доступное для избранных, это выбор того какого качества будет жизнь человека, и он доступен каждому.

Достаточно изменить мысли, настрой, отношение к самим вещам/неурядицам. Изменить распорядок дня, привычки, приоритеты, соблюдать режим и дисциплину в расставленных приоритетов. Привнесите в свою жизнь - творчество, танцы, спорт, бег, здоровый образ жизни и т.п. И тогда результаты не заставят себя ждать. Это просто аксиома, и проверенные временем методы и подходы.

«Если Вы хотите прожить свою жизнь более целостно, гармонично, счастливо - очень важно признать себя здоровым, поверить в себя здорового и принять ответственность за жизнь.»
«Анатомия духа» Кэролайн Мисс.

Когда человек безразличен к вещам, к жизни, со временем приходит чувство что он что-то упускает словно песок сквозь пальцев, упускает время «здесь и сейчас», годы своей жизни, мгновения, и возможности. Именно по этой причине большинство людей испытывают, ненависть, зависть, агрессию, апатию, раздражение, уныние, безразличие и прочее.

На востоке говорят; «Наша жизнь это то - из чего состоят наши мысли».

«Падать - часть жизни, подниматься на ноги - ее проживание. Быть живым - это подарок, а быть счастливым - это ваш выбор». Раджниш

Измените свою жизнь, своими руками. Немного воли, не много дисциплины, немного желания изменить свою жизнь к лучшему, и преображение начнётся. Самый трудный шаг - лишь первый.

Как видите «всё что с нами происходит - к лучшему». Воспринимайте каждое мгновение жизни, каждую ситуацию, как вызов начать что-то с нуля, изменить что-то в себе в лучшую сторону. Воспринимайте всё как начало новой главы в своей жизни - но не как конец.

«Не спрашивай „за что“? - скажи себе „для чего“!?» Сказать жизни - «Да». Виктор Франкл

Мир - Вам!

~ Не забывайте отмечать оценкой те ответы, которые Вам понравились. Весьма признателен за то, что цените работу психологов.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Доброго времени суток. www.kulturologia.ru/files/u18955/folosof-06.jpg «Когда кажется, что в..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

В самых сильных болезнях нужны и средства самые сильные, точно применяемые. (Гиппократ)

Боль - это то, что знакомо всем. Боль бывает разной: физической и внутренней или душевной (в психологии такую боль называют психалгией). Любая боль - это тяжесть, мучение, страдание. Мы воспринимаем боль как жестокое наказание, несправедливость, зло… Это то, что мы хотим прекратить.

Так как же нам ее прекратить?

Как относиться к боли?

Для начала давайте признаем, что боль - это не зло. Боль - это заложенное в нас крайнее средство заставить нас позаботиться о себе. Мы не дожили бы до сегодняшнего дня, если бы не было боли.

Если бы не было боли, то мы бы не чувствовали разрушения зуба, и потом потеряли бы и все зубы.

Если бы не было боли, то никому не пришло бы в голову лечить ушибы, переломы, внутренние заболевания. А это значит, что мы бы доживали только до первой серьезной болезни. Мы бы, не чувствуя боли, не поняли, что с нашим организмом что-то не в порядке, не шли бы за помощью к специалистам.

Боль - наш вернейший помощник, который бережет нашу жизнь, наше благополучие. Боль предупреждает худшие последствия, обращая наше внимание на то, что что-то у нас не в порядке и требует, чтобы мы их исправили.

Как реагировать на боль?

Что бы вы сказали, если бы увидели такую картину… Человек, купивший новую дорогую машину, оборудованную хорошей сигнализацией, просыпается ночью оттого, что сигнализация орет на весь двор. Не выясняя причины, он начинает ругать сигнализацию. По его мнению, виновата именно сигнализация, которая не дает ему спать. Не воры, которые лезут в машину, не он сам, от лени не желающий выйти посмотреть или вызвать милицию, а сигнализация! Конечно, мы сочтем такого человека не особенно умным (если не сказать больше).

Либо другая ситуация… Человек терпит боль, несмотря на то, что все окружающие ему рекомендуют срочно обратиться к врачу. Сам же он считает, что ему мешает только боль. Он ее сначала терпит, потом пытается заглушить обезболивающими препаратами. Боль продолжает усиливаться, а в итоге оказывается, что если бы он сразу обратился, то врач помог бы ему обойтись без серьезных для организма последствий. Теперь же неприятные последствия налицо. Умный ли этот человек?

Ох, как же мы сами похожи на этих персонажей, когда страдаем от душевной боли! К сожалению, причины своей душевной боли мы часто не хотим увидеть. Мы почему-то тупо терпим, страдаем, мучаемся, доходим до отчаяния (вплоть до суицида), пытаемся разными способами заглушить боль, пытаемся бороться с ней, забыться, но… не слышим ее сигнала, не исправляем ее причину.

Люди, у которых душевная боль настолько велика, что они хотят освободить себя от этой боли, совершив самоубийство, напоминают тех, кто борется с сигнализацией и предохранителями, а не с настоящей причиной. Они считают, что от душевной боли можно освободиться, если уничтожить тело. Так ведь не тело болит! Это все равно как если у человека язва желудка, и он попытается вылечить ее ампутацией ноги!..

Так что же не в порядке, когда болит душа?

Нормальному человеку понятно, что не сама по себе боль мешает нам жить, а та причина, которая вызывает эту боль. Поэтому, когда у нас что-то болит в организме, мы стараемся понять локализацию боли и найти ее причину. Если есть надежда, что причина может исправиться сама - ждем, терпим, принимая обезболивающие средства, а если понимаем, что причина остается, и боль не проходит, то идем к врачу, проходим диагностическое исследование, и с помощью соответствующего специалиста исправляем эту причину. Если болит почка - идем к урологу, если болит горло - к отоларингологу, если болит желудок - к гастроэнтерологу, если болит сердце - к кардиологу. А к кому же обратиться, если болит душа?

Когда болит тело, мы понимаем, что от нервных окончаний в точке локализации болезни приходит сигнал о неблагополучии в соответствующий участок мозга.

Откуда и куда приходит сигнал в случае душевной боли? Думали ли Вы когда-нибудь об этом?

Нет? А почему? Об этом стоит хорошенько задуматься…

Может быть, сигнал неведомым образом приходит в мозг? Может быть, он приходит в сердце, ведь порой и оно болит от волнений? Может быть, солнечное сплетение является средоточием духовной боли?

Увы. Наука решительно и однозначно утверждает, что сознание человека не локализовано в теле. То есть никакой сгусток нервных клеток, даже головной мозг, не может исполнять и не исполняет функцию того, что мы называет человеческим сознанием. В ближайшее время на сайте будет размещена наша статья на эту тему со ссылками на множество авторитетных источников высокой и беспристрастной науки.

Поэтому если вы сугубый материалист и начисто отрицаете существование души, невидимого мира и всего, что с этим связано, можем обрадовать вас: значит, у вас ничего не болит. Потому что согласно науке, в материальном теле нет сознания, а значит и не может быть душевной боли. Поэтому вы можете сейчас же начать радоваться - так же материально как и страдаете - и закончить чтение этой статьи.

Психология - наука, в самом названии которой содержится признание существования души (психе - душа, логос - знать) - много потеряла, когда отказалась от самого понятия души. То есть она ставит своей задачей лечить душу, которую перестала признавать, но никакого другого обоснованного понимания души не ввела. Ситуация просто абсурдна. Как можно лечить орган, если ты его не признаешь и ничего о нем не знаешь? Поэтому традиционная психология в случае душевной боли практически всегда разводит руками. С помощью современных фармакологических препаратов можно ослабить интенсивность боли души, с помощью психотерапевтических техник отвлечь от боли, научиться с ней жить, на определенное время даже эту боль заглушать, но несмотря на огромный опыт накопленный за полтора столетия, современная психология не имеет возможности влиять на искоренение причины, приводящей к этой сильнейшей боли.

Отчего же болит душа? (Скажем сразу, мы не рассматриваем случаи тяжелых психических заболеваний - шизофрении и.т.п., - которые встречаются у суицидентов примерно в 20% случаев.)

Как тело болит от того, что мы чем-то его повреждаем или не даем необходимого ему, точно так же и душа. Что же нужно душе?

Один из современных священников пишет:

«Общеизвестно, что игнорирование глубинных стремлений человеческого духа порождает то самое искажение человеческой природы, которое традиционно называется грехом - источником болезней. Поэтому самым важным для больного человека является примирение с Богом, восстановление растоптанных или утраченных проявлений человеческого духа. Примирение с Богом - это покаяние, это осознание своего греха, осознание ответственности за свою жизнь, за то состояние, в которое человек вогнал себя и стремление, жажда начать новую жизнь, примирившись с Богом и испросив у Него прощение.

Церковь всегда с древних времен связывала болезнь с внутренним состоянием человека, с человеческим грехом. Поэтому в основу церковного Таинства елеосвящения для исцеления болящих лежит молитва о прощении грехов. И независимо от того, прибегаем ли мы к Таинству елеосвящения, или мы собираемся лечиться, первое, с чего мы должны начать, - с осознания своей ответственности, осознания своего греха и воли Божией относительно того, чтобы ты был здоров».

Грех - слово не модное. Возможно, потому, что люди, далекие от Церкви, понимают под ним нарушение каких-то правил, соблюдение которых нужно от нас Богу, а вовсе не нам самим. Ведь девиз современности - «возьми от жизни всё». А тут от нас зачем-то чего-то требуют. Это нам, конечно, не может понравиться…

На самом же деле, грех - это преступление против собственной души. Если сравнивать с телом, это как не кормить свое тело, как резать его ножом, забивать в него гвозди, поливать кислотой. Бог в данном случае похож на доброго доктора, который стоит рядом, с медицинскими инструментами и препаратами наготове, и просит нас поскорее прекратить самоистязание и придти к нему, чтобы он вылечил нас.

Если понаблюдать за собой, каждый человек может заметить, как ему становится неприятно на душе, когда он сделает что-то плохое. Например, разозлится на кого-то, струсит, огорчит кого-то, возьмет взятку, не даст кому-то просимого или изменит жене. По мере накопления таких поступков душе все тяжелее и тяжелее. И мы забываем, что такое настоящая, чистая, детская радость. Пытаемся заменить радость примитивными удовольствиями. Но они не радуют, а только отупляют. А душа высыхает и болит все сильнее и сильнее…

И когда происходит какое-то важное событие в нашей жизни - например, какая-то большая потеря, нам даже и в голову не приходит, что огромная боль, навалившаяся на нас, как-то связана с нашими ошибками. Но это именно так. Боль при различных кризисах человеческих отношений вызвана нашей мстительностью, либо ненавистью, либо тщеславием. Боль при разрыве любовных отношений была бы во много раз меньше, если бы сами отношения не были омрачены обидой и эгоизмом. Боль при смерти близкого человека усугубляется ропотом на Бога. И так далее.

Вывод следующий: душевная боль сигнализирует нам, что с душой что-то не в порядке, возможно, мы где-то ранили свою душу и должны исправиться.

Где лечат боль души?

Если мы никогда не занимались своей душой, полагая, что духовная жизнь заключается в посещении театров и чтении романов, то нам нужна помощь в лечении душевной боли, нам самим не справиться.

Куда же бежать, когда болит душа? Куда обращаться за помощью?

Конечно, лучше обратиться туда, где точно вылечат. Это должно быть место, которое имеет проверенные традиции лечения, инструменты и условия для лечения, а самое важное - миллионы вылеченных больных.

На самом деле, главного и единственного Врача душевной боли мы уже назвали выше. Я видел сотни людей, вылеченных от душевной боли. И все они были полностью вылечены только в одном месте и только у единственного Врача. Это лечебница - Церковь, и Главный Врач в ней - Господь Бог!

Этот Врач, который не лечит за деньги, Он это делает бескорыстно и с большой любовью. Этот Врач ждет того, кому плохо, потому что Он всегда готов протянуть свою руку помощи. У него не бывает выходных и перерывов на обед. Он всегда готов приступить к лечению вашей души.

Этот Врач лечит не поддельными, а вечно живыми, проверенными и очень эффективными лекарствами. Он никогда никому не отказал в помощи, но Он не станет вам навязывать себя, Он не будет вас уговаривать лечиться у Него, потому что этот Врач уважает вашу свободу и выбор, и ему не нужна реклама. Этот Врач просто искренне хочет вам помочь, потому что любит вас. Он рассчитывает на ваше доверие к Нему, и исполнение вами Его предписаний.

Если у вас пока маловато доверия и поэтому вы пока боитесь обращаться к Нему, вспомните, что вы ничем не рискуете. Покончить с собой вы сможете всего даже через год духовной жизни. Ведь терять вам все равно нечего.

Как Бог лечит душевную боль?

Мы с вами уже выяснили, что боль вызвана нарушениями потребностей души. Значит, лечить эту боль нужно удовлетворением этих потребностей.

Не верьте, что многократно распространенный, практически канонизированный психологами-популистами списки человеческих потребностей (наиболее известная из них - пирамида Маслоу), в числе которых самореализация, признание, социальный статус, общение, привязанность - есть действительно то, что нужно человеку. Даже если согласно этому списку у вас будет 100 из 100, вы не будете счастливы. Потому что счастлив тот, кто удовлетворил потребности души. А они отличаются от упомянутого списка.

Главная и единственная потребность души на самом деле - любовь. А Бог - это и есть любовь. Приближение к Богу увеличивает любовь. Удаление от Бога через грехи - уменьшает любовь, увеличивает душевную боль.

Значит, душе нужны не какие-то мелочи. Ей нужен Сам Бог. Только Он может удовлетворить ее запросы.

И Он готов дать нам Себя. Он хочет дать нам себя и через это избавить нас от боли и просветить наши души любовью.

Молитву сравнивают с дыханием души или с пищей для души. Кто молился, тот испытал верность этих сравнений на себе. Наука не смогла пощупать, измерить ту субстанцию, которая поступает в душу при молитве. Церковь называет эту субстанцию благодатью. Молитва - самый быстрый целитель душевной боли.

Не менее необходимый источник благодати для человека - причастие тела и Крови Христа. Данная статья - не богословская. Мы хотим лишь указать вам единственно верный путь излечения души от ее боли. Поэтому относительно великого чуда причащения скажем лишь то, что плоды этого чуда несомненны и ощутимы. Множество известных мне людей избавилось после причастия от тяжелейших психологических расстройств, заболеваний тела, отчаяния, депрессий, а один раз практически на моих глазах женщина выздоровела от меланомы (очень агрессивная злокачественная опухоль). Причастию предшествует целительное таинство покаяния - исповеди. Во время исповеди человеку прощаются все исповеданные им грехи. Из его души как бы вынимаются все те гвозди, которые он вонзил в нее, исцеляются все нанесенные себе раны. Совесть человека становится чистой. Помните ли вы еще, как хорошо на душе, когда совесть чиста?

Можно удовлетвориться краткосрочным эффектом, благополучным переживанием определенного кризиса. Но тогда вскоре придет новый кризис. Возможно, тяжелее прежнего. Если вы не хотите испытывать боль, хотите жить в любви и радости, о душе нужно заботиться постоянно.

Нужно приучить себя давать душе то, что ей нужно и не делать того, что ранит ее. Для этого необходимо изменить свои привычки.

Это долгий процесс, требующий постоянного внимания и усилий. Но по мере того как вы с помощью Врача будете находить свои ошибки и исправлять их в глубинах своей души, тяжесть будет оставлять вас, чувство истинной радости наполнит вашу душу.

Основную работу будете делать не вы, а этот неоцененный нами всеведущий, любящий Врач. От вас требуется лишь принять этот чудесный дар исцеления.

Если Вы хотите быть телесно здоровыми, то должны соблюдать правила гигиены. Если хотите быть здоровыми душевно, то тут тоже надо соблюдать свои гигиенические нормы). Как сказал по этому поводу профессор Зураб Кекелидзе, заместитель директора Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского: «Есть же такое понятие как психогигиена. Не делай того, что нарушает психическое здоровье! Прочитай десять заповедей - там всё написано! Не знаем законов, делаем массу глупостей».

Об этом говорит опыт поколений, живших до нас. Они это хорошо понимали, видели, ощущали результаты, передавали детям.

И не ругайте боль, не жалуйтесь на нее, не страдайте, а идите её лечить.

 ( Победишь.ру 69 голосов : 4.1 из 5 )

Предыдущая беседа

У Вас «сердце не на месте», Вы не ощущаете физической боли, этот симптом говорит боль в душе, моральное расстройство. Что же делать в такой ситуации и как пережить этот период?

Душевная боль бывает разных видов, порой может быть надуманной, без особых на это причин.

А бывает так болит душа, что хочется плакать или бежать за три девять земель. Возможно, Вас ожидает очередной удар судьбы, что же предпринять, дабы избежать плачевных последствий?

Понятие «душа» весьма абстрактное, душевная боль является весьма сложной штукой, ведь справиться с ней в краткие сроки при помощи таблеток и других медикаментозных средств нельзя.

Если своевременно не начать оздоровительную терапию, можно поплатиться своей жизнью. Дабы этого избежать, необходимо изменить свое отношение к жизни и действительности в целом.

Визуальная форма общения

Когда душа болит за родным человеком, возможно за тем, кого уже нет рядом, нужно не опускать руки и не становиться жертвой обстоятельств, а применить форму визуализации.

Представить этого человека перед собой, нарисовать в своем воображении радостные картинки, испытать положительные эмоции, суметь их прочувствовать.

Отвлечься от плохого

Возможно, У Вас неустроенная личная жизнь, и поэтому такое плохое настроение.

В жизни чего-то не хватает, тут и до депрессии недалеко, нужно срочно взбодриться, найти себе интересное хобби, которое поможет заполнить возникшее пространство.

Если нет средств на дорогостоящие поездки, можно устроить обыкновенные посиделки с друзьями, посмотреть интересный фильм, желательно комедийного характера, пусть этот вечер будет посвящен только позитивным моментам.

Бывает, у человека болит душа, если он испытывает одиночество, нет друзей, родные и близкие далеко. В своих проблемах можно разобраться, необходимо начать медитировать, принять мысль, что Вы не одиноки, вокруг столько людей, которые готовы принять Вас и полюбить, как родного человека.

Если медитировать правильно и регулярно, то внутренняя пустота в скором времени заполниться счастьем, благодаря медитации можно посмотреть на мир другими глазами и достичь желаемых высот.

Иногда мы можем больше, чем сами ожидаем от себя. Возможно, Вам достаточно перестать общаться с людьми, которые вызывают неприятные эмоции, либо не смотреть новости, что постоянно расстраивают и вызывают негативные эмоции.

Если прошлое ушло, значит не нужно хранить его в душе, укорять себя за плохие поступки, за них придет расплата, а зачем еще раз напоминать себе, что все так плохо. Такие эмоции отравляют жизнь и делают ее нетерпимой.

Наведите порядок в душе, верните себе покой и умиротворение, станьте счастливыми и уверенными в себе и своих действиях. Простите всех за нанесенные обиды, горечь, разочарование.

Основные постулаты на пути к очищению души

В народе бытует высказывание, что время все вылечит, и даже душевные раны. Человеку нужно некоторое время насытиться своими переживаниями, отпустить проблему, постепенно проститься с нею.

Пройдет время и от переживания не останется следа, об этом нужно помнить. Смотреть уверенно в будущее, а не в прошлое. Пытаясь разобраться в своих переживаниях, нельзя слишком увязать в проблеме, дабы она не затянула Вас на долгое время.

Когда болит душа, можно поискать поддержки со стороны. Один из верных способов – психолог, только специалист сможет найти выход в сложившейся ситуации. Но если Вы по каким либо причинам не хотите идти к нему, то можно воспользоваться помощью родителей или других родных людей.

Если говорить про медикаментозное лечение, то здесь нужно быть острожными, да, антидепрессанты могут унять боль на некоторое время, но душевные раны от такого воздействия не исчезают.

Такие лекарства должен назначать только доктор, на основе полученных результатов Вашего обследования. А лучше постараться избегать химикатов и научиться справляться со всем эмоциями и переживаниями самостоятельно.

Поговорить по душам

Это прекрасное средство для лечения душевной боли, главное, правильно выбирайте собеседника, дабы завтра про Вашу неурядицу не знали полмира. Если какие-то вещи или фотографии вызывают у Вас негативные эмоции – уберите их, удалите из своей жизни.

Заключение!

Нужно помнить всегда, что безвыходных ситуаций не существует. Если успокоиться и посмотреть на мир здраво, то Вы обязательно найдете выход. Судьба благодарит тех, кто не опускает руки, идет дальше, стучится в каждую дверь.

Пусть негативное прошлое останется позади, а светлое будущее придет в Вашу жизнь. Придумайте себе картинку прекрасного светлого дня и живите этими радостными эмоциями.

Чтобы больше получать – отдавайте! Это приносит огромное моральное удовлетворение, благодарность и поощрение со стороны отлично повышает настроение, дарит положительные эмоции.

Старайтесь всегда мыслить позитивно и тогда все плохое будет обходить Вас стороной!