Что делать если с детства интроверт. Ребенок — интроверт, так ли это плохо, как же его правильно воспитывать? Интроверты – творческие личности

Родители всеми силами пытаются его «исправить», сделать общительным, веселым, напористым. Это большая ошибка, утверждает психотерапевт Марти Лэйни, ведущий специалист по интроверсии в США. Марти Лэйни – сама интроверт, мама и бабушка интровертов. Она знает, как нелегко приходится таким людям в мире экстравертов. Но надо ли ломать ребенка, пытаясь его переделать?

Марти Лэйни убеждена, что ничего, кроме страданий и чувства неполноценности, это детям не принесет. В своей книге «Мой ребенок – интроверт. Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе» (Манн, Иванов и Фербер, 2014) она предлагает родителям подумать о сильных сторонах ребенка-интроверта и опираться на них в его воспитании.

1. У интровертов богатая внутренняя жизнь

Дети-интроверты отлично знают, что у них есть собственный внутренний мир. Он отличается необычайной живостью. Вместо того чтобы оглядываться на других, они опираются на внутренние ресурсы и руководствуются собственными представлениями. Поэтому они устойчивы к давлению со стороны и редко поддаются стадному чувству. Они всегда хотят проникнуть в суть вещей.

Погруженность в себя – источник их силы, но она же может привести к чувству одиночества. Они стремятся познать не только себя, но и других людей, понять, что ими движет.

Что делать: родителям нужно помочь маленьким интровертам научиться выражать мысли, овладевать искусством общения. Без контакта с единомышленниками – детьми или взрослыми – дети-интроверты начинают думать, что другим совершенно чужды и незнакомы их переживания, что от окружающих их отделяет непреодолимая стена. Надо оберегать внутренний мир маленького интроверта. Делитесь с ним мыслями и чувствами, спрашивайте, что он о них думает, но не торопите с ответом, дайте ему время на размышление.

2. Интроверт умеет «нюхать розы»

Другими словами, дети-интроверты умеют жить и наслаждаться настоящим, ценить мелочи, детали, мимо которых экстраверты проходят, не повернув головы. Часто таким детям даже не нужно выходить из дома, чтобы найти интересное занятие. Они получают удовольствие от неторопливого ритма жизни и придают большое значение простым радостям.

Что делать: не смейтесь над способностью вашего маленького интроверта получать удовольствие от неспешной прогулки, от строительства палатки из одеяла, от сидения дома за раскрашиванием картинок. Найдите время, отвлекитесь от суеты и разделите минуту спокойствия с ребенком. Наши маленькие интроверты напоминают нам, что жизнь состоит как раз из таких моментов.

3. Дети-интроверты любят учиться

У них неподдельная жажда познания, но им нередко трудно показать это в школе, в окружении шумных, активных одноклассников. В вузе им будет легче: там система обучения больше соответствует характеру интроверта. Многие интроверты хорошо пишут, нередко ведут дневник втайне от окружающих.

Обычно они получают большое удовольствие от чтения. Им нравится читать вслух самим или слушать, как читают им. Они ведут непрекращающийся внутренний диалог и постоянно сравнивают усвоенную информацию со своим мнением и своими реакциями.

Что делать: поощряйте и развивайте его интерес к учебе. Без постоянного притока информации, дающей толчок мышлению, ребенок может заскучать и даже впасть в депрессию. Запишите его в библиотеку, водите его туда регулярно и не торопите при выборе книг.

Обсуждайте с ним книги и фильмы. Пусть он поймет, что это не просто развлечение, а средство познания окружающего мира и связи с ним. Помогайте ему найти книги и фильмы по его интересам.

4. Интроверты способны нестандартно мыслить

Дети-интроверты умеют творчески подходить к решению проблем. Они обычно выслушивают и впитывают всю информацию, некоторое время ее обдумывают и наконец выдают неожиданный, но, как правило, разумный ответ. Дети анализируют обстоятельства в контексте своего индивидуального мышления, нередко высказывая при этом свежие и оригинальные идеи.

Что делать: всячески поощряйте творческое мышление малыша. Спрашивайте его мнение по разным вопросам. Советуйтесь с ним относительно проблем, с которыми сталкиваетесь сами. Если у него неприятности, ищите творческий путь к нестандартному решению. Например, попросите ребенка нарисовать картину, сочинить рассказ, стихотворение, пьесу или песенку о том, что его тревожит. Пусть он увидит, что сам процесс творчества может привести к интересным результатам.

5. Интроверты – творческие личности

Творчество – близкий родственник нестандартного мышления. Недаром среди интровертов много писателей, художников, танцовщиков, актеров, музыкантов. Творческий человек воспринимает мир как огромную мозаику. Складывая ее элементы по-своему, он создает нечто новое и необычное.

Что делать: поощряйте творческие способности вашего маленького интроверта. Покупайте ему краски, карандаши, пластилин и не бойтесь грязи. Пусть у вашего ребенка будут музыкальные инструменты – не бойтесь шума. Пусть ребенок фантазирует – не критикуйте его. Предложите ему описать его самые сильные творческие переживания. Пробуйте увлечь его танцами, пением, игрой на музыкальном инструменте или в любительском театре. Водите в музеи, на концерты, спектакли, на блошиные рынки – пусть он наблюдает как можно больше способов творческого самовыражения.

6. Интроверты обладают высоким эмоциональным интеллектом

Они хорошо разбираются в своих чувствах. Но родители не всегда это понимают, так как эмоциональные реакции у таких детей запаздывают. Когда происходит какое-то событие, ребенок-интроверт внешне кажется спокойным, холодным и даже нерешительным. На самом деле он берет паузу, чтобы разобраться с мыслями и чувствами, понять суть события, обдумать и выработать нужную реакцию с учетом возможных последствий.

У интровертов рано вырабатывается способность формулировать нравственные суждения, они могут быть не по годам мудрыми. Понимая свои чувства, они обычно способны и к сопереживанию.

Что делать: по достоинству оценивайте их развитые чувства. Помните, что участки мозга, ответственные за эмоции, формируются в последнюю очередь, – навыки общения оттачиваются и шлифуются годами. Если он спрашивает о ваших чувствах, отвечайте честно, чтобы не исказить его восприятие. Если он добр и щедр к другим, похвалите его, пусть он поймет, что сочувствие и сострадание – хорошая черта.

7. Интроверты – прирожденные собеседники

Да, неразговорчивый в школе и на детских праздниках ребенок может оказаться мастером содержательной беседы. Интроверты – прирожденные слушатели. Они надежны и прямодушны, им можно полностью довериться. Они задают важные вопросы, не перебивают собеседника, делают проницательные замечания, помнят сказанное другим и с полуслова понимают намеки.

Что делать: хвалите их способность слушать, задавать вопросы и поддерживать разговор. Подчеркивайте разницу между пустой болтовней и честным, откровенным разговором – основой настоящей дружбы. Помогите маленькому интроверту найти друзей, способных обсуждать вместе с ним важные темы.

8. Интровертам не скучно наедине с собой

Они любят и ценят уединение. Им не нужны активные действия для того, чтобы чувствовать себя занятыми. Дети-интроверты обладают удивительной способностью к концентрации внимания и иногда просто отключаются от внешнего мира, погружаясь с головой в какое-то дело.

Что делать: пусть ваш маленький интроверт узнает, что умение не скучать наедине с собой – неоценимый дар. Такой человек по-настоящему свободен, он не зависит от других. Это фундамент многих профессий, в которых могут быть успешны интроверты. Научите ребенка оценивать и распределять свободное время. Если он хочет побыть в одиночестве, когда вокруг царит веселье, успокойте его и скажите, что с друзьями он сможет увидеться в другой раз.

9. Интроверты отличаются скромностью

Многие дети сегодня вовлекаются в «вульгарную конкуренцию» – в спорте, во всевозможных телешоу, конкурсах красоты. Виной тому родительское тщеславие, влияние телевидения и шоу-бизнеса. Дети-интроверты не участвуют в борьбе амбиций. Их не привлекает мирская слава и свет софитов. Они предпочитают роли зрителей, а не актеров. От чрезмерного интереса к их персоне они могут испытывать даже физическое недомогание. Хотя в подходящей обстановке и при соответствующем настроении они рады чужому вниманию.

Что делать: уважайте нежелание маленького интроверта быть в центре внимания. Можно напоминать ему, что нет ничего зазорного в нежелании выставлять себя напоказ. Но следует помнить, что и такие дети любят, когда воздают должное их достижениям, особенно когда они сами считают успех заслуженным. Но, как это ни парадоксально, скромность положительно влияет на их уверенность в себе.

10. Интроверты склонны к здоровым привычкам

Экстраверты часто оказываются неспособными сбавить бешеный темп жизни и восстановить силы. Интроверты так быстро не сгорают, потому что предпочитают не спешить. Это одна из причин их долголетия. Такие черты характера интровертов, как надежность, последовательность, упорство, гибкость, честность, отсутствие тщеславия, следование принципу «сначала подумай, потом сделай», помогают им сохранять здоровье.

Что делать: поддерживайте стремление маленького интроверта следовать здоровым привычкам. Дети-интроверты часто рано ложатся спать, и такой сон способствует восстановлению сил. Они охотно следуют правилам здорового питания, если понимают, в чем их смысл. Возможно, им хочется есть чаще, но понемногу, – в этом случае проявите гибкость и пойдите им навстречу.

11. Интроверты умеют дружить

Они верные, заботливые, сострадательные, понимающие. Превосходные слушатели. Это делает их поистине бесценными друзьями. Интроверту не так просто сойтись с другим человеком, но если это происходит, отношения будут прочными и долгими. Они не склонны к конфликтам и соперничеству, разрушающим детскую дружбу. Друзей у них мало, но тем больше они ими дорожат.

Вы уже не раз замечали, что семейные праздники, походы в гости или на новогодние утренники часто заканчиваются для вашего ребенка невесело: маленький он устраивал истерики, когда уставал от шума и общения, а теперь может вдруг нагрубить, замкнуться и удалиться от гостей - или запроситься домой. Именно так ведут себя дети-интроверты, когда им не удается вовремя побыть одним. Поймите с помощью теста, экстраверт или интроверт ваш ребенок, узнайте правила обращения с интровертом - и наступающие праздники не будут испорчены.

Школьный автобус остановился на углу, выпустив детей. Я открыла дверь и стала ждать, когда в нее влетят двое моих отпрысков. Джош - старший и более быстрый - появился на пороге первым. Оставив за собой распахнутую дверь, он бросил школьный рюкзак на пол, крикнул мне: "А я сегодня узнал, что такое генетика!" - и исчез в гостиной, где по телевизору началось его любимое шоу.

Вслед за ним появилась Кристина. Она долго копалась в своей школьной сумке, наконец вытащила оттуда какие-то бумаги и радостно помахала мне ими. "А я сегодня залезала на крышу!" - торжественно объявила она, следуя за мной на кухню.

"Сегодня у нас в школе был день открытий, - продолжала тараторить Кристина. - Я сначала записалась в театральную мастерскую, но потом передумала, и мы с подружками, втроем, пошли на занятия к Дагу, нашему технику. Мы поднялись на крышу и увидели в котельной огромный котел, который Даг должен проверять каждый день. И по субботам, и по воскресеньям тоже, и даже если он болен, иначе вся школа может взорваться - б-у-у-ум!"

Не переводя дыхание, она сунула мне под нос свои бумаги. "Вот, нам тут задали кучу задач по математике, и еще мне нужно почитать тебе вслух мою книжку. Слушай, мам, я хочу почитать тебе книжку прямо сейчас. И еще я хочу пойти поиграть с Келлен. Я скажу Келлен, что вечером приду к ней в гости, хорошо? Мам, а чем можно перекусить?"

Уже через 15 минут я знала обо всем, что произошло у нее в школе за день, в том числе о том, какое настроение сегодня было у их учительницы, о чем они говорили с подружками и каковы были ее планы на завтра.

Я на минутку оставила Кристину, чтобы узнать, как дела у Джоша.

И что же ты узнал о генетике?

Пока немного, - пробормотал он, не отрываясь от экрана.

Ты мне расскажешь об этом сейчас или потом?

Потом, мам, - ответил он, позволив поцеловать себя в щеку, и вновь сосредоточился на телешоу. И все. Больше ни слова о том, что произошло за день. Такие вот у меня непохожие дети. С разными характерами и способами восстановления энергии в конце напряженного дня.

Кристина - экстраверт. Она не просто болтает. Она впитывает в себя мою энергию. Дочь предпочитает взаимодействовать с миром вокруг себя, разговаривая с людьми, делясь с ними своими впечатлениями, мыслями и эмоциями. Если у меня нет времени поговорить с ней, она становится капризной и требовательной, потому что у нее садится батарейка. Если я позволяю девочке подзарядиться от меня, она снова становится активной и довольной.

Джошуа - интроверт. Он вовсе не замкнутый и не стеснительный. Просто он предпочитает взаимодействовать с миром внутри себя, тщательно обдумывать свои мысли и переживания, прежде чем делиться ими с людьми во "внешнем" мире. Он восстанавливает силы, проводя время в одиночестве. Если у него есть возможность побыть наедине с самим собой, он нормально играет с другими детьми и мил со мной. Если же он не получает такого тайм-аута, он становится мрачным и раздражительным.

Концепции интроверсии и экстраверсии впервые были описаны более 70 лет назад знаменитым швейцарским психиатром Карлом Юнгом. Юнг предположил, что человеческое поведение можно классифицировать в соответствии с двумя доминирующими психологическими функциями.

Сегодня в дополнение к психологической теории у нас имеется такой научный инструмент, как магнитно-резонансная томография, который позволяет увидеть различия между интровертами и экстравертами на физиологическом уровне. Как показывают долгосрочные исследования, интроверсия или экстраверсия - наиболее стабильные психологические характеристики человека на протяжении всей его жизни.

Родителям важно знать, к какому типу относится их ребенок, поскольку интроверты и экстраверты по-разному восстанавливают свою энергию.

Интроверты же возвращают себе энергию тогда, когда могут побыть в одиночестве и тишине. Прежде чем делиться проблемой с другими людьми, они предпочитают тщательно ее обдумать.

Знание того, к какому типу личности относится ваш ребенок, позволит вам понять, каким образом у него происходит подзарядка, и научить сына или дочь восстанавливать энергию, прежде чем их батарейка иссякнет.

Маленькие интроверты быстро утомляются на семейных праздниках. Когда в гости приходят бабушка и дедушка, они готовы поиграть с ними какое-то время, после чего стараются выставить их за дверь. В собственный день рождения они могут "исчезнуть" в своей комнате, оставив школьных друзей праздновать без виновника торжества.

После целого дня в школе с его высокими уровнями активности и стимуляции они могут чувствовать себя выжатыми как лимон. Им нужен перерыв, возможность побыть в уединении и покое, чтобы восстановить энергию. Дети-интроверты прекрасно чувствуют себя в собственной компании и могут играть в одиночку, игнорируя своих братьев и сестер.

Интроверты могут быть довольно коммуникабельными, но взаимодействие с людьми, особенно с малознакомыми, серьезно истощает их запасы энергии. После интенсивного общения они хотят только одного - прийти домой и остаться наедине с собой. Окружающие люди должны понимать эту потребность и оставлять их в покое.

Вам повезло, если ваше чадо готово рассказать вам о важных событиях дня уже к вечеру или назавтра. Некоторым, чтобы "созреть", требуются дни и даже недели. Вам придется задавать вопросы, чтобы разговорить ребенка и вытянуть из него информацию. Он будет сдержанно делиться своими заботами и проблемами - да и то не всеми. Вы должны внимательно слушать - или же ничего не узнаете.

Экстраверт - это человек, который...

Все младенчество маленькие экстраверты проводят на руках у родителей, потому что они хотят все видеть и со всеми "общаться". Они постоянно что-то лепечут. Вернувшись из школы, такие дети за 15 минут выложат вам все, что произошло у них за день, а также свои планы на завтра и послезавтра. Им нужно немедленно делиться с вами своими идеями и переживаниями, хотя сами еще едва успели их "переварить". Они ходят за вами по дому, требуют вашего внимания и подзаряжаются от вас энергией. Кажется, они могут болтать бесконечно. К счастью для вас, у них много друзей, с которыми они всегда готовы пообщаться и поиграть.

Как только маленькие экстраверты с непростым характером просыпаются, они готовы к активным действиям и разговорам и с легкостью превращают мать и отца в "выжатые лимоны". И поскольку они забирают у родителей все время и силы, их братья и сестры могут чувствовать себя нелюбимыми и покинутыми.

Ваш ребенок экстраверт или интроверт? Тест

Чтобы узнать это, достаточно внимательно понаблюдать за своим ребенком и послушать его. Изучите приведенные ниже утверждения и отметьте те из них, с которыми вы согласны. Каких больше?

Ваш ребенок может обладать отдельными чертами экстраверта и интроверта, но вам следует определить, к какому полюсу он склоняется.

Если ваш ребенок экстраверт, то он:

  • Любит находиться среди людей. Общение заряжает его энергией, а не истощает, поэтому он любит шумные, многолюдные компании.
  • Стремится как можно быстрее рассказать вам обо всем, что случилось с ним за день.
  • Любит думать вслух. Например, в поисках своего портфеля может ходить по дому и говорить: "Интересно, где мой портфель? Надо вспомнить, куда я положил свой портфель".
  • Больше говорит, чем слушает.
  • Часто прерывает собеседника.
  • Ненавидит, когда его отправляют в свою комнату "посидеть и подумать".
  • Не понимает, почему вы бы хотели побыть в одиночестве, и всегда присоединяется к вам, чтобы вы "не скучали".
  • Открыто рассказывает вам о том, что он думает и чувствует.
  • Очень нуждается в одобрении. Все время спрашивает у вас, правильно ли он сделал то или это, что иногда может восприниматься как отсутствие уверенности в себе.


Если ваш ребенок интроверт, то он:

  • Предпочитает смотреть или слушать, прежде чем действовать самому.
  • Любит заниматься чем-то в одиночку или же с одним-двумя близкими друзьями или членами семьи.
  • Когда долго находится в компании малознакомых людей или в шумной многолюдной обстановке, становится вялым и раздражительным.
  • Никогда не рассказывает о событиях дня немедленно. Чтобы "созреть", ему нужно несколько часов, а то и дней.
  • Трепетно относится к личному пространству. Не любит, когда люди садятся к нему слишком близко или заходят в его комнату. Часто стоит чуть в стороне от группы.
  • Чувствует себя комфортно, когда находится один в своей комнате.
  • Не сразу отвечает на заданные вопросы.
  • Недоволен, когда приходят гости.
  • Разговорчив с членами семьи и близкими друзьями, но в незнакомой компании обычно молчалив.

Если вы не уверены в своих ответах, отложите это задание и в течение следующих нескольких недель внимательно понаблюдайте за своим ребенком. Вспомните, как он вел себя в прошлом: можно ли выделить какие-то типичные модели поведения?

Оценивая сына или дочь с точки зрения приведенных выше утверждений, вы можете обнаружить, что ваш ребенок является ярко выраженным экстравертом или интровертом или же демонстрирует лишь небольшую склонность к тому или иному типу. Это нормально. Каждый из нас способен вести себя как экстраверт или интроверт, просто мы сознательно или бессознательно предпочитаем одно поведение другому.

Очень часто интровертами ошибочно называют стеснительных и замкнутых людей, испытывающих проблемы с общением. Однако термины "экстраверсия" и "интроверсия" описывают психологические типы личности и не имеют никакого отношения к социальным навыкам. Они объясняют, как мы получаем энергию для подзарядки.

И интроверты, и экстраверты могут обладать превосходными коммуникативными навыками и с удовольствием общаться с людьми. Разница между ними состоит лишь в том, что интроверт периодически устает от общения и с таким же удовольствием предается спокойным, уединенным занятиям, тогда как экстраверт только заряжается энергией и стремится к еще более активным действиям.

Мэри Шиди Курчинка

Купить эту книгу

Комментировать статью "Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт"

Почему ребенок устает в школе, в гостях? Просто он интроверт. Экстраверт и интроверт по Юнгу. С тех пор как Юнг лихо разделил людей на два типа, исследователи и теоретики настаивали, что существует больше чем два типа личности.

Детские сады. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и Бегать не хочет, играть не хочет, говорить не хочет, в гости тоже не хочет. Он у вас интроверт просто, устает от непрерывного общения.

Обсуждение

Забирайте после обеда. Ребенок просто оказался не готов к саду. Начните водить на другие развивательные занятия. Вы дома, так что вполне справитесь с ситуацией. У нас ребенок так и ходит до обеда и редко остается до вечера. Как итог получаем жуткие истерики и психозы. Ждем когда перерастет, не педалируем. Ходим на развивашки. Но вот важно ребенку идти потом домой, а не в коллектив, где много народу. Устает от общения.

Почему Вы считаете, что у ребенка подавленное состояние? По описанию больше похоже на усталость. Попробуйте НЕ тормошить ребенка после садика. Встретили, обняли и спокойно повезли домой БЕЗ разговоров, БЕЗ долгих прогулок.
Я так же присоединюсь к совету забирать ДО сон.часа. Гуляете с младшим, забирайте старшего и домой, укладывать обоих спать минимум на 1,5-2 часа. После тихого часа только спокойные игры, прогулка перед сном, ванная.
Резко забирать из садика прямо сейчас не советую. Потом будет проблема снова начать ходить.

14.08.2018 09:34:42, Epsona

Раздел: -- посиделки (Черты личности человека, общение с интровертами). Мода на интровертов. Сегодня с утра по радио Как раньше было принято сообщать, что человек сова, поэтому он не может рано вставать, так теперь, что человек интроверт, поэтому подходить к...

Обсуждение

У мея двоякое наблюдение. Модно, чтобы каждые выходные гости, дети на 5 кружков и мамы этих детей дружат,все прямо лидеры, постоянные посты в инстаграмм. Вот этот инстаграмм по 10-20 постов в день вообще интровертам не свойственен. Да я врожден интроверт, я даже в детском саду предпочитала играть сама с собой. Люди вокруг считают нас странными, нелюдимыми. А еще смешнее, когда явный экстроверт пытается выдавать себя за интроверта и вот вступает то, о чем говорите вы.

23.02.2018 19:36:24, Дездемона с телефона

Нет друзей.. Друзья, одноклассники. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми короче, есть тип людей кто от общения с живыми людьми устает (почему то интернет этого Есть один приятель, но общаются в основном в школе. Все каникулы, выходные сидит дома.

Обсуждение

Сыну скоро 16 и я так же волнуюсь. У нас не только школа,но еще и спорт,где полно ребят. Со всеми в ровных отношениях. Были какие-то друзья,но при переходе из одной команды в другую,потихоньку "отвалились". Каникулы, выходные проводит дома с нами. Так иногда с племянником (12 лет) сходят вместе в кино, то у нас потусят,то к нему пойдут и все. Никого больше нет.

Спасибо что пояснили мне, что это нормально, но я все же волнуюсь. Мне-то уже за 30, без своих друзей долго не могу, они у меня со школы. А у него их нет. Хоть он и проводит много времени в интернете и за книгами, особо умней не становится: как был хорошистом, так и остался. В сети он тоже не общается, я знаю, т.к. комп у нас один и мы друг от друга нечего не прячем. Меня беспокоет ещё кое-что: для меня друзья, - это люди которым я доверяю, с которыми я могу отдохнуть и снять стресс, они те, кто поддержит меня в нужную минуту, но у него-то их нет... Щас он может и обходится без них, но как будет в будущем, никто не знает...

19.01.2018 19:11:51, Ира-правитель своего мира.

а попроще можно - человек, избегающий людей,зацикленный на себе ищет... боже, кого он может искать вообще и зачем? 27.10.2017 10:43:22, Moon. А мне понравилось как ниже написали, " интроверт с аутичными чертами", это не человек который "избегает людей ", это человек...

Обсуждение

Вы видать плохо понимаете, что такое "аутичные черты". Вам нравится, что это звучит загадочно что ли? Так аутизм это болезнь. Часто в тяжелых формах. Вы хотите диагноз себе приписать?

Я писала разные объявления и было очень неприятно, что мужчины их не читают просто. То есть мы переписываемся, общаемся на разные темы, я потом спрашиваю: "а почему ты ответил на такое странное объявление?", а он: "ой, я не читал", и всё, до свиданья.
Им лишь бы сиськи большие, какой внутренний мир или характер.))

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе В школе с одноклассниками отношения ровные, приятельские, НО: дружбы нет ни с кем, ни с девочками, ни с мальчиками.

Обсуждение

Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

14.10.2017 20:16:05, китти70

маме давно пора.

Просто ребенок выставляется дома, в гостях, на олимпиадах и прочих выходах в свет. и зачем орать? просто ребенок видит свое место. Если здесь на конфах все мы такие озабоченные, то почему родители в классе не являются движущей силой своих детей?

Обсуждение

"И вот что я вдруг узнаю в новой школе-" это Вы были на собрании и узнали, да?

По моим наблюдениям, сейчас собрания используются учителями для приведения в тонус родителей. Если Вас специальными средствами приводить в тонус не нужно, Вы и так постоянно в тонусе, то не слишком-то генерите.

Плохое поведение на уроках, болтовня, отвлекаемость и т.д. - норма для 12-летнего мальчишки.

"Как избежать, чтобы такая пассивность и изворотливость не стала чертой характера?" мне кажется, не передавливать.

Т.е. набор требований должен быть как-то и чем-то ограничен. А если, ага, вот ты уже все сделал, на тебе еще (вариант пахоты не по сделанному объему, а от "забора и до обеда"), то и ангел начнет быть пассивным и изворотливым.

Усилия мам и репетиторов. Школа это выставка детей, а не место, где они учатся. Так и у вас было, пока ходил в старую школу. Учился всему дома, а в школу ходил баловаться и красоваться. И все ходят в школу баловаться и красоваться, а учатся дома. Кто сам по учебникам, кто с мамой, кто с репетитором.
Ваша задача подготовить его к "выставке" так, чтобы он снова имел возможность красоваться, но не стал при этом баловаться. Или стал, последнее не так важно.
Пусть он будет красоваться сначала только на одном предмете, но красоваться обязательно должен. То есть решаете вместе, добиваетесь того, чтобы решение от зубов отскакивало и запускаете "на выставку детей". Получает розетку, приходит веселый и довольный.
У моей подруги кот и ребенок. И оба выставочные. Никак не может понять, почему я своего кота не выставляю, а сына учу сама и ни в какую топшколу не определила. Как можно отказать себе в удовольствии прийти на родительское собрание и быть там самой крутой.
И вы хотите, чтобы можно было быть крутой, не прикладывая усилий? Кто же подготовит к выставке кота, если не его хозяйка? Так и с ребенком.
Всех к выставке подготовили, задачи у них решены, нарядно одеты, проведены воспитательные мероприятия. А ваш? Сидит в уголке и вздыхает. Нельзя отправлять ребенка в школу не будучи уверенной, что он будет там лучшим. Самооценка лучших всегда повышается за счет средних, а у средних снижается. Значит хоть в чем-то, но лучшим быть должен. А иначе это не выставочный ребенок.
Я сразу для себя решила, что могу водить на выставки (олимпиады) несколько раз в год, но чтобы каждый день на выставку это уже слишком.

Про интровертов. Ситуация.... Ребенок от 7 до 10. И "молчит" он просто потому, что у него нет потребности беспрерывно все проговаривать, как того хотелось бы маме-холерику. мой интроверт раскрывается только когда вынужденно остается со мной один на один в Для моего сына всегда пыткой было, когда в школе задавали сочинить или рассказать, что либо о себе...

Обсуждение

сократите сто слов до 20ти
зачем ему говорить если вы уже все сами высказали и за себя и за него))
больше наблюдайте, меньше говорите
ну да, телепатия, а кому с детьми легко)))

может поэтому и молчун, что "клещами вытягиваете.. и срываетесь"...

а в целом - он же с вами говорит. кратко, что считает нужным.. это норм.

ну и если совсем по теме - вам надо просто чуть отпустить ситуацию.. ну и найти еще других собеседников:))

Прежде всего - кто такие интроверты. Это люди, которые быстро устают от общения и нуждаются в нем нечасто. Если интроверт - не дурак, то в школе его обычно называют ботаником. Он склонен избегать конфликтов и неприятностей, имеет тягу к уединению.

Обсуждение

у вас весьма своеобразное мнение об интравертах.

Я - выраженный интраверт, при этом всю жизнь работаю в продажах и руководителем (то есть работа с людьми и сама такую выбираю) + семья мне необходима и это не обсуждается (не зря же у меня трое детей + муж).

Никаких разногласий и разочарований нет и в помине, живу в полной гармонии с собой.

Муж у меня тоже интраверт, что не мешает ему общаться с людьми ни разу.

Ну я интроверт, судя по описанию, мне семья не нужна была, мне нужен был конкретный мужчина, а чтобы его получить то нужен был штамп. А вот уже после штампа стало понятно, что вместе можно больше получить от жизни, чем пыжится добиваясь самой.мужчины интроверты видимо отличаются от женщин интровертов как небо и земля. Или не отличаются, но все же условия существования у женщин ограничены рамками, детьми.

"Непопулярный" ребенок. Друзья, одноклассники. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст Есть множество детей, которые станут популярными и без помощи родителей-активистов, а есть такие, которые в школе, может быть...

Обсуждение

Возможно, ему что-то мешает общаться с другими детьми, какие-то страхи или недопонимание с ними. Я бы не закрывалась от существующей проблемы рассуждениями об интровертах, мне кажется, это не про то, что Вы описываете. Подумайте, какие у него отношения с Вами, с отцом, с другими членами семьи. Я так понимаю, что он и в семье замкнутый, неуверенный, не может ни с кем общаться доверительно, открыто и с удовольствием. Начинала бы что-то менять в этой части жизни.

Я только в восьмом классе понял, что мои интересы не очень интересны другим, и перестал их задалбывать своими нудными компьютерными вещами, прочитанными книжками, и так далее. Так что ваш вариант куда лучше.

31.03.2014 21:52:51, какой-то крокодил

Возможно, он просто интроверт, ему с лихвой хватает того общения что есть, и в свободное время хочется побыть одному либо в кругу семьи. Так у автора ребенок нормально общается, и в школе, и ездит куда-то. Но есть люди, которым от общения надо отдыхать, какое бы оно ни...

Обсуждение

Не переживайте)) я все это уж прошла,а дочь 16 лет, все как Вы описываете. Я места себе не находила,потом наткнулась на статью об интровертах, просто я с ними никогда не сталкивалась)), мои родные все, в том числе и я и сын старший-экстраверты. А тут такая девочка.У них оказывается совершенно другое устройство внутреннего мира)),они просто ну не такие как мы,при этом, мы энергию черпаем в общении, а они внутри себя аккумулируют и потом ее расходуют,когда общаются, поэтому и берегут ее.

29.05.2017 15:45:03, Savs

Вам радоваться надо, а не беспокоится. Ни к чему хорошему излишнее общение не приведет. Ну не хочет он общаться со своими одноклассниками больше, чем это необходимо, значит у него на то есть свои соображения. Он уже достаточно взрослый чтобы решать с кем общаться, а с кем нет. Ребенок просто так не будет отказываться от общения с одноклассниками вне школы, раз он с ними никуда ходить не хочет, значит интерес к нему со стороны одноклассников нельзя назвать здоровым. Вот они ему, вы говорите сами звонят, а вы уверены, что звонки эти без умысла. Есть такая порода людей, которым неймется, лишь бы прилипнуть к кому нибудь и тянуть за собой, в поисках приключений на одно место, а достанется в итоге, таким вот тихоням, которые ничего не замышляли, а отгребли за всех по полной.

мне знакомы люди, которые в порыве непрекращающейся по жизни самопрезентации, утверждают, что они интроверты;) Это не к Вам, а просто к слову. И я им тоже не верю:) 12.05.2010 17:00:43, Фламинго.

Сьюзан Кейн

Как бы мне ни хотелось, чтобы школы и учителя пересмотрели свой подход к оценке внутриклассных дискуссий, я все же считаю, что ты получишь немало плюсов, если постараешься стать активнее и научишься озвучивать собственные мысли, а не хранить их в себе. Твои идеи заслуживают того, чтобы о них узнали и оценили их!

Исследователи выяснили, что в типичной групповой среде вклад интровертов со временем начинают ценить все больше. Окружающие понимают, что хотя интроверты и редко тянут руку, они всегда озвучивают что-то продуманное, если уж решаются заговорить.

А раз ты не любишь принимать участие в дискуссиях, постарайся разобраться, почему тебе это так неприятно. Если ты поймешь причину страха, тебе будет проще выработать стратегию его преодоления. Постепенно ты научишься излагать свои мысли так, как нравится и удобно тебе.

Почему нам иногда кажется противоестественным «подавать голос»? Вот несколько распространенных причин:

Кое-что из перечисленного связано с боязнью неловких ситуаций: ты боишься сделать что-то не то и опозориться при всех. Этого страха стыдиться не нужно. Большинство людей время от времени переживают его, просто у некоторых он особенно силен.

Когда страх завладевает тобой, имей в виду: ты не один такой. Старайся преодолевать страх постепенно, маленькими шажками, например поднимай руку, если точно знаешь ответ на вопрос.

Чем чаще ты будешь так поступать, тем больше у тебя появится маленьких побед над собой. И со временем тебе станет намного легче в школе (даже если сейчас ты считаешь, что это невозможно). Если ты ежедневно испытываешь страх в присутствии большого количества людей и он мешает тебе делать то, что нравится, советую обратиться к психологу или консультанту.

Однако, чем чаще ты будешь высказываться вслух, тем отчетливее начнешь понимать, что всегда давать правильный или «идеальный» ответ и оправдывать ожидания окружающих совсем не обязательно. Некоторые причины, перечисленные выше, связаны именно со стремлением к совершенству, от которого страдают многие интроверты. Это палка о двух концах: с одной стороны, оно обеспечивает высокое качество твоей работы, а с другой - может помешать тебе высказываться публично, потому что далеко не всё, что мы говорим или делаем, идеально.

Нежелание подавать голос не всегда связано со страхом, беспокойством или перфекционизмом. Нередко интроверты попросту не хотят болтать попусту (и многие, с кем я говорила, хотели бы, чтобы все люди следовали этому правилу!). В отличие от «думающих вслух» экстравертов мы, интроверты, предпочитаем сначала подумать, а потом уже что-то говорить. Наше умение глубоко сосредоточиться на той или иной теме - настоящий дар. Но когда учитель неожиданно вызывает нас, мы буквально застываем, ведь нам некогда было подготовиться! Часто мы, интроверты, уделяем так много внимания содержанию и ясности наших ответов, что предпочитаем помалкивать, а не брякать что ни попадя. Иногда к тому времени, когда мы мысленно сформулируем нужный ответ, дискуссия уже заканчивается.

Подростки, которых я опрашивала, работая над книгой, придумывали самые разные стратегии, позволяющие им быть услышанными. Многие признавались, что чем чаще они участвуют в дискуссиях, тем проще им становится учиться.

Самое главное - создать комфортные условия для участия в обсуждении. Порой достаточно просто занять правильное место. Один из учеников, с которым мы говорили, всегда старался сесть в первом ряду. Таким образом, отвечая, он не видел лиц одноклассников и не испытывал сильного напряжения, обычно возникавшего под их взглядами.

Еще один мальчик признался, что ему нравится сидеть с друзьями, - они помогают ему поддерживать положительный настрой. Другие ребята научились во время ответа сосредотачиваться на ком-то из дружелюбно настроенных одноклассников и обращаться к ним (а не к тем, кто кажется равнодушным и высокомерным).

А кому-то помогают мысли о том, что другие люди тоже нервничают! Например, шестнадцатилетняя Лола из Квинса, штат Нью-Йорк, заметила, что ее одноклассники настолько поглощены тем, какое впечатление производят на окружающих, что им нет дела до ее волнений.

Правда в том, что любой человек чувствует себя уязвимым, когда делится с кем-либо своими мыслями. Даже люди, которые кажутся уверенными в себе, переживают, правильно ли они ответили. Так что проблемы у всех одинаковые.

Некоторым отвечать в классе проще, чем общаться со сверстниками на повседневные темы. Генри из Торонто учится в шестом классе. На уроке у него есть возможность высказаться, не участвуя в диалоге. Он отвечает, а потом учитель вызывает следующего, и мальчику не приходится стараться поддерживать разговор, как обычно бывает в дружеском общении.

Грейс, с которой мы познакомились в начале главы, научилась отвечать не сразу, а через некоторое время, когда «созреет». Такая стратегия оказалась эффективной. Но можно поступить и наоборот - подготовиться заранее и ответить первым. Когда я училась в Гарвардской школе права, мне помогало именно это.

В январе 2013 года я выступала с лекцией о книге «Интроверты» на одном мероприятии в Вашингтоне. Когда пришло время отвечать на вопросы, на сцену поднялась моя подруга Энджи. Мы с ней познакомились во время учебы в школе права и недавно снова начали общаться. Энджи заявила, что в колледже даже не подозревала, что я интроверт.

Все удивились, включая меня. Но Энджи заметила, что на занятиях я всегда первой тянула руку. Разве интроверты так поступают?

Я понимала ее растерянность. В Гарвардской школе права занятия проходят в больших аудиториях, спроектированных по типу амфитеатра, а педагоги придерживаются сократического метода в преподавании. Профессор вызывает студентов в случайном порядке, и когда тебя вызовут, ты не можешь уклониться от ответа. Это очень страшно, но, раз ты записался на курс, значит, должен отвечать.

Правила я знала, но очень не хотела, чтобы меня вызывали неожиданно. Поэтому накануне каждого занятия я готовилась по нескольким темам - в зависимости от того, что мы изучали в тот или иной момент. Потом, набравшись смелости, тянула руку первой и отвечала как можно раньше, не дожидаясь, пока дискуссия перейдет в незнакомую мне область. В результате вероятность того, что профессор вызовет меня ближе к концу занятия, а я не буду готова, становилась гораздо меньше. Я знала, что последними спрашивают тех, кто еще не отвечал.

У этой стратегии оказалось еще одно неплохое преимущество, подтвержденное социальными психологами: оказывается, мысли людей, высказывающихся первыми в группе, как правило, наиболее весомы. И действительно, в ходе обсуждения профессора не раз возвращались к моим ответам, отчего я (совершенно неожиданно) начинала ощущать себя увереннее.

Естественно, не мне одной пришла в голову эта уловка. Когда Дэвис учился в средней школе, он и помыслить не мог о том, чтобы выступить перед всем классом. И однажды получил первую в жизни четверку. Учитель английского объяснил, что участие в классных обсуждениях тоже влияет на оценку, и, поскольку Дэвис никогда не поднимает руку, он не может поставить ему пять, как бы хорошо тот ни сдал письменный экзамен.

«Выбор был не из легких, - вспоминает Дэвис. - Получай четверку или тяни руку». Дэвис гордился отличными оценками и не хотел соглашаться на более низкий балл, поэтому заставлял себя поднимать руку и читать вслух. «Поначалу было очень страшно. Я боялся запнуться, боялся, что язык начнет заплетаться. Лоб покрывался испариной. Но я все равно тянул руку», - говорит он. Решившись на такой смелый шаг, Дэвис преодолел страх и оставил его далеко позади, о чем я подробнее расскажу дальше.

Среди читающих мою книгу наверняка есть те, кому кажется, что страх перед выступлениями в классе преодолеть невозможно. Но все далеко не так! Ты сможешь победить его и поймешь, что это гораздо легче, чем кажется. Генри говорит, что со временем ему стало настолько просто отвечать в классе, что он даже полюбил, когда его вызывают к доске!

Поверь, ты сможешь сделать то же самое.

Если каждый раз, когда ты тянешь руку в классе, сердце готово выпрыгнуть из груди, знай: ты не одинок! Многие люди испытывают то же самое, но это не значит, что нужно постоянно молчать. Если у тебя не было времени прочесть предыдущую главу, вот несколько советов, которые тебе помогут.

Отвечай первым. Если тема обсуждения известна заранее, спланируй, что будешь говорить. Продумай ответ, составь собственное мнение и выскажись прежде, чем дискуссия примет неожиданный оборот.

Определи, когда и с чего лучше начать . Когда тебе комфортнее всего вступать в дискуссию? Разработай стратегию и присоединяйся к обсуждению, когда тебе легче сделать это. Не нравится отвечать первым? Ничего страшного: ты можешь дополнить или развить мысль другого ученика. А может, ты любишь задавать провокационные вопросы или играть в «адвоката дьявола» (то есть защищать точку зрения, отличную от мнения большинства)? Выбери роль, которая тебе подходит.

Пользуйся конспектами. Если ты боишься, что, открыв рот, не сможешь вымолвить ни слова, запиши свои идеи на листке бумаги и сверяйся с ним, если нужно.

Общайся с учителем. Тебе было что сказать на уроке, но ты просто не набрался смелости поднять руку? Если ты переживаешь из-за этого, после урока подойди к учителю и объясни ситуацию. На самом деле тема интересная и слушаешь ты внимательно, но тебе трудно быстро влиться в обсуждение, поэтому ты нервничаешь и молчишь.

Наблюдай за одноклассниками. Отмечай, когда другие несут бессмыслицу или неправильно отвечают, никто не обращает на это внимания. Все люди ошибаются, и их ошибки можно понять и простить! Поняв это, ты станешь спокойнее относиться и к собственным промахам. Поймешь, что, если ответишь неправильно или твой голос немного задрожит, ничего страшного не случится. «Если ты ответишь неправильно, учитель просто спросит кого-то еще», - замечает одна весьма проницательная девушка по имени Энни.

Найди мотивацию. Лучший способ выжить в школе - увлечься чем-то. Это не значит, что все застенчивые и тихие ребята должны стать лидерами среди сверстников и баллотироваться в президенты класса - ничего подобного! Подумай о том, что важно именно для тебя. Если тема обсуждения тебе небезразлична, ты сможешь высказываться по ней свободно.

В садике малыш отказывается водить хороводы и читать стихи на утреннике, в школе не может быстро ответить на вопрос учительницы, хотя прекрасно знает ответ и дома отвечает без запинки, молчит и замыкается в присутствии незнакомых людей, часами в одиночестве возится со «скучным» конструктором или сидит, уткнувшись в планшет, и при любом удобном случае норовит скрыться с глаз долой. Такое поведение в свете более распространенного и «социально одобряемого», экстравертивного, кажется, по меньшей мере, странным, а у иных мам и пап и вовсе вызывает панику: «Все ли нормально с нашим сыном или дочкой?»

Психолог Мария Барабанова отмечает: «В современном обществе принято быть экстравертом — открытым, общительным, дружелюбным и энергичным. Это считается «правильным» типом поведения. Поэтому нет ничего удивительного в том, что экстравертивное поведение мы, взрослые, волей-неволей привыкаем считать единственно возможной нормой и радуемся, когда обнаруживаем, что ребенок ей полностью соответствует. Или, наоборот, огорчаемся, понимая, что с детства наш ребенок «какой-то не такой».

Отличительные черты ребенка-интроверта:

  • С раннего возраста малыш не нуждается в том, чтобы его развлекали: он прекрасно справляется своими силами, причем довольно продолжительное время способен обходиться без родительского внимания.
  • Ребенок не испытывает потребности в многочисленном детском обществе, устает от шумных компаний, но у него, тем не менее, есть один-два близких друга.
  • Он ревностно относится к личному пространству и беспокоится, если кто-то бесцеремонно вторгается на его территорию.
  • Ребенок не любит посещать общественные мероприятия и шумные праздники. Всякий раз после выхода в свет он выглядит обессиленным или, напротив, перевозбужденным, ему необходимо время, чтобы прийти в себя.
  • Вернувшись из школы, он не спешит рассказывать родителям, как прошел его день, иногда информацию приходится буквально вытягивать из него.
  • Ребенок-интроверт долго размышляет, прежде чем заговорить. Вместе с тем, если собеседник ему нравится, а тема интересна, он может говорить довольно долго и с большим удовольствием.
  • Ему достаточно тяжело даются коллективные обсуждения, он не любит отвечать перед всем классом. Очевидно, что публичные выступления — не его конек.
  • Ребенок предпочитает занятия, требующие сосредоточенности и внимания: складывание пазлов, рисование, конструирование, компьютерные игры.

Узнали своего ребенка? Можем только поздравить, ведь интроверты обладают множеством прекрасных качеств характера! Например, они усидчивы, спокойны, глубоко интеллектуальны, вдумчивы и нередко наделены творческими способностями. Из малышей-интровертов вырастают прекрасные поэты и писатели, художники и архитекторы, математики и психологи, инженеры и программисты, дизайнеры и преподаватели. Но, для того чтобы это произошло, родителям нужно, во‑первых, принять природу своего ребенка и особенности его темперамента (и это серьезная самостоятельная работа), а во-вторых, научиться правильно взаимодействовать с ним.

Как общаться с интровертом


Одиночка или застенчивый?

Очень часто детей-интровертов считают просто стеснительными. Это не так! Хотя они и правда часто бывают тихими и робкими, застенчивость — совсем не обязательная черта их характера. Главное отличие в том, что интроверт вполне комфортно чувствует себя в одиночестве. Основной рецепт общения со стеснительным ребенком — повышение его самооценки. Откажитесь от завышенных требований, не акцентируйте внимание на неудачах, вместо этого помогите ему раскрыть свои сильные стороны характера, найти интересное занятие — и к подростковому возрасту школьник наверняка сможет преодолеть свою застенчивость.

10 шагов навстречу: как общаться с интровертом

  1. Личное пространство. Маленький интроверт нуждается в собственном уголке, чтобы уединиться там и подзарядить свои «батарейки». Отдельная комната — идеальный вариант, но, если жилищные условия не предполагают такой роскоши, выделите ребенку хотя бы персональный рабочий уголок и место для отдыха (можно отгородить его ширмой, стеллажом или еще каким-либо способом зонировать пространство).
  2. Не беспокоить! Заведите железное правило: когда ребенок «в домике», на его территорию ни ногой, ну разве что с высочайшего разрешения маленького хозяина. Можно придумать вместе специальный «стоп-сигнал» вроде гостиничной таблички «Не беспокоить!» или дорожного знака «кирпич» — с его помощью ребенку будет просто без лишних слов объяснить окружающим, что он нуждается во временном уединении.
  3. Под зашитой. Конечно, сложно обеспечить ребенку неприкосновенность личного пространства на детской площадке, в классе или в компании детей. Тем не менее, маленькому интроверту и там необходима целостность границ. Безобидная возня или неловкое прикосновение могут вызвать его недовольство или даже более яркую реакцию — ребенок может расплакаться или пнуть «обидчика». В такой ситуации вы просто обязаны взять на себя роль адвоката собственного чада и объяснить родителям безвинно пострадавшего или учителю, чем вызвано агрессивное поведение вашего ребенка.
  4. Время на размышление. Поговорите с учителями об особенностях нервной системы их ученика. Объясните, что ребенку нелегко быстро отвечать на вопросы, особенно если на него смотрят другие дети. Педагог, скорее всего, сможет найти оптимальную форму проверки знаний ребенка — например, даст ему время для обдумывания ответа или придумает письменное задание.
  5. Встаньте в круг! Не настаивайте на том, чтобы ребенок моментально включался в шумные игры ровесников. Позвольте ему некоторое время понаблюдать за происходящим. Когда он разберется, что происходит, и уяснит правила игры, он сам примкнет к компании.
  6. Праздник! Праздник! Конечно, всякому родителю хочется, чтобы его ребенок получил главную роль в школьной постановке или сыграл на пианино во время домашнего застолья. В случае с ребенком-интровертом не исключены конфузы: артист может вдруг застыть столбиком на сцене или стремительно скрыться в своей комнате, оставив бабушек и дедушек без внимания. Предложите педагогу использовать сильные стороны ребенка — например, он мог бы принять участие в оформлении спектакля или доработке сценария, быть младшим режиссером. А родственники прослушают подготовленное выступление потом — один на один с музыкантом.
  7. Требуется передышка. Если вы заметили, что ребенку стало не комфортно во время шумного торжества, тихонько уведите его в другую комнату или предложите посидеть в тишине, побродить туда-сюда или выйти на свежий воздух — это поможет ему прийти в себя. Скорее всего, потом он будет не против вернуться на праздник.
  8. Хорошенького понемножку. Перебор впечатлений, даже позитивных, — настоящее испытание для интроверта. Старайтесь не планировать слишком много развлечений, особенно массовых, в один день. Программу «кино — аттракционы — кафе — поход к бабушке» маленькому интроверту просто не осилить, сократите список минимум вдвое.
  9. В собственном темпе. ПНе торопите интроверта, не требуйте от него немедленного отчета «о пережитом» на выставке, в театре или на прогулке, не задавайте вопрос «как дела в школе?» в первые минуты после появления его дома. Он расскажет обо всем сам, когда проведет внутреннюю работу над собственными впечатлениями и мысленно составит план сообщения. Если видите, что ребенок увлечен каким-то делом, отложите расспросы.
  10. Слово не воробей. Дети-интроверты больше сверстников склонны к застенчивости, и подколки или осуждение окружающих могут всерьез их ранить. Будьте внимательны, старайтесь не задевать чувств ребенка — например, не стоит постоянно сравнивать его с шустрым и бойким одноклассником или награждать обидными прозвищами вроде «копуша» и повторять: «Ну сколько тебя ждать?»

«Тихий, стеснительный, необщительный» - как часто вы говорите или думаете так о своем ребенке? Эти черты считаются в обществе скорее недостатками, кто-то пытается с ними «бороться». Родители опасаются, что дети-интроверты не заведут друзей и всегда будут на вторых ролях. Зря.

На самом деле быть застенчивым - это нормально. В каждом интроверте скрыта могучая сила, хотя ее непросто обнаружить. Сьюзан Кейн - сама интроверт. Несколько лет назад она написала книгу для взрослых «Интроверты: как использовать особенности своего характера» . Книга стала бестселлером, ее перевели на 40 языков. Вдруг оказалось, что вокруг много талантливых и успешных интровертов! Просто они не так громко о себе заявляют.

Главное, чему учит книга, - любви к себе и принятию себя таким, какой ты есть. В жизни это помогает.

Невидимки в школе

Подростки еще пока не знают, что важно быть собой. И поэтому, пытаясь прикрыть свой «недостаток», притворяются более общительными, веселыми - им не хочется быть невидимками. «Все люди должны быть разговорчивыми, шумными, - думают они. - Это круто». Книга покажет, что круто ценить себя.

Интроверт может оставаться таким, какой он есть от природы.


Интроверт в школе

Наблюдательность, умение слышать других и чувствовать их потребности - качества, которые часто встречаются у интровертов, - мощный инструмент при общении с людьми и залог успеха.

Как интроверты меняют мир

Даже тихий школьник может проявить себя, если будет тратить время не на вымученное хождение по вечеринкам в надежде «выйти из своей раковины», а на то, что ему действительно интересно. Посмотрите хотя бы на Стива Джобса и Apple!

Интроверту важно найти дело, которое ему интересно. Когда он приступает к новому занятию, стоит начинать с того, что у него лучше всего получается: заучить роль, погрузиться в проблему, провести анализ. В книге есть советы и упражнения, которые помогут найти любимое дело и определиться с профессией, исходя из ребенка.


Сьюзан Кейн на конференции TED. Ролик с ее участием стал одним из самых популярных в истории. Более 19 миллионов просмотров!

Яркий пример - сама Сьюзан Кейн. Она написала книгу (занятие как раз для интроверта), а теперь уверенно выступает перед огромными аудиториями.

Эта книга написана специально для подростков, но ее полезно прочесть и родителям. Кто, как не вы, способен помочь ребенку использовать сильные стороны? Вот стратегии, которые можно применить прямо сейчас.

  • Поощряйте ребенка на поиск хобби

Жизнь интроверта естественным образом организуется вокруг любимых дел. Сосредоточенность помогает росту мастерства, а с ним приходит - никак не наоборот. Ребята интровертного склада часто находят друзей через общие увлечения.

  • Разберитесь с собой

Многое зависит от вашего типа личности. Родители-интроверты могут чрезмерно драматизировать ситуацию: они боятся, что их болезненный опыт повторится в жизни ребенка.

Поговорите с психотерапевтом, помедитируйте - взрослым интровертам тоже важно справиться со страхами.

Родители-экстраверты могут стать хорошим примером для подражания и научить ребенка легкости в общении. Но им могут быть совершенно непонятны его переживания и опыт. Не навязывайте свои взгляды ребенку, найдите золотую середину.


Иллюстрация из книги

  • Следите за уровнем тревожности ребенка

Детям нужно помогать выходить из зоны комфорта, но избегайте сильного стресса. В сложные моменты просите ребенка оценить уровень тревожности по шкале от 1 до 10. В норме должно быть 4–6 баллов; 7–10 - уже почти приступ паники.

  • Давайте ребенку время на восстановление

Родители не всегда легко принимают стремление детей к одиночеству. Не бойтесь, что ребенок проведет лучшие годы жизни, запершись в комнате. Только уединившись он получает столь необходимую ему передышку.

Время «для себя» наполнит его энергией, нужной для раскрытия потенциала и жизни в удовольствие.

Что еще в книге

Книга начинается с Манифеста, цель которого - принять себя настоящим. В интроверте спрятана суперсила, и книга поможет раскрыть этот талант. А еще расскажет, как стеснительным действовать в разных ситуациях.


Из книги ребенок узнает:

  • как «выжить» в школе и перестать бояться отвечать на уроке;
  • как почувствовать себя комфортно на вечеринках, где много людей;
  • где искать друзей;
  • как побудить других прислушаться к себе;
  • что делать, если нет сил на общение;
  • как добиться успеха в любимом деле;

… десятки стратегий и историй, которые вдохновят и поддержат на пути к самому себе.

Книга «Тайная сила» не поможет подростку стать кем-то другим. Она научит применять те замечательные качества и навыки, которыми он уже обладает. Только так он сможет раскрыться и стать по-настоящему счастливым.

P.S. Хотите узнавать о самых интересных детских книгах и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку . В первом письме - подарок.