Дисциплинированный человек — это тот, который поРАБощает себя. Мастерская о ценностях дисциплины и дисциплинированности

ТЕМА:ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ И ПОФЕССИОНАЛИЗМ - ВАЖНЕЙШИЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ ВОИНА.

Экономическая и социально политическая обстановка в современном мире сложна и противоречива. Наряду с развитием интеграционных процессов обостряется борьба за сырьевые ресурсы и рынки сбыта между государств ами и их союзниками. Не прекращаются локальные военные конфликты, в том числе и в близи границы России, наглеет международный терроризм, растет активность сепаратистских, религиозно-экстремистских, других антироссийских организации. Все яснее и понятнее становится тщательно приглаживаемый нашими недругами простой тезис: «Мировому сообществу нужна послушная, предсказуемая, третьестепенная Россия. Великая, сильная, авторитетная нужна только самим Россиянам». За доброжелательными речами дипломатов и «партнеров» из многих государств о дружбе и сотрудничестве стоят попытки снизить роль России в международной экономике и политике, низвести ее до роли сырьевой базы для других развитых стран, заставить идти по пути, начертанном в кабинетах иностранных президентов и премьеров.

Наряду с этим вследствие развала СССР м самороспуска Организации Варшавского Договора у России стало меньше союзников, нарушена кооперация по производству вооружений. В мире нарастают процессы нового перераспределения геополитических пространств, но не в пользу России, о чем свидетельствует санкционная политика западных стран в отношении России, расширение НАТО на Восток.

В этих условиях руководство России целенаправленно и активно реализует комплекс эффективных мер по обеспечению национальной безопасности государства. В числе таких мер - придание качественно нового облика силовым структурам государства, должным адекватно реагировать на любые внешние и внутренние угрозы. Когда эти угрозы динамично меняются, противостоять им может только морально и духовно готовый к этому специалист- профессионал.

Для современного этапа развития Вооруженных Сил РФ проблема формирования профессионализма военнослужащих, проходящих военную службу по контракту на должностях солдат и сержантов, матросов и старшин, является одной из наиболее актуальных и сложных. Прежде всего, следует уяснить содержание понятий «профессионализм», «профессиональная компетентность», «военно-профессиональная компетентность», ибо, как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова, и вы освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях. В понятии «Профессионализм» отражается такая степень овладения структурной профессиональной деятельности , которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Актуальны и другие определения профессионализма, утверждающие, что профессионализм – это особое свойство людей систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях; высокое мастерство, глубокое овладение профессией ит. д.

Понятие профессионализм не ограничивается характеристиками высококвалифицированной служебной детальности; это и особое мировоззрение человека.

Необходимой составляющей профессионализма человека является профессиональная компетентность. Профессиональная компетентность – это интегральная характеристика, определяющая способность и готовность решать профессиональные проблемы и профессиональные задачи, возникающие в различных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

Под понятием «компетенция» подразумевается круг полномочий и прав, предоставленных законом, уставом или контрактом конкретному лицу в решении соответствующих вопросов, а также совокупность определенных знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлен и иметь практический опыт работы. Следовательно, компетентным можно назвать человека знающего, осведомленного в какой-либо области, а также облагающего соответствующей компетенцией.

Различают следующие виды профессиональной компетентности ;

Специальная компетентность – владение собственно профессиональной деятельностью на достойно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие;

Социальная компетентность - владение совместной профессиональной деятельностью, а также принятыми в данной профессии приемами профессионального общения; социальная ответственность за результаты своего профессионального труда;

Личная компетентность – владение приемами личностного самовыражения и саморазвития, средствами противостояния профессиональным деформациям личности;

Индивидуальная компетентность - владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному рост, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, осуществлять труд ненапряженно, без усталости.

Иногда выделяют еще один компонент, который можно назвать экстремальной профессиональной компетентностью, - готовность к работе во внезапно усложнившихся условиях. Люди, владеющие этим и близкими этому качествами, более чем другие готовы к смене профессии, к переучиванию.

Названные виды компетентности могут не сочетаться в одном человеке. Человек может быть хорошим узким специалистом, но не уметь общаться, не уметь осуществлять задачи своего развития. Соответственно у него можно констатировать высокую специальную компетентность и более низкую социальную, личностную.

Военно-профессиональная компетентность - это интегративное качество военнослужащих, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного военнослужащего или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

В военно-профессиональной компетентности выделяются следующие структурные элементы:

Военно-профессиональные знания;

Система профессионально важных навыков и умений;

Военно-профессиональные позиции;

Профессионально значимые качества;

Готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности.

Каждому военнослужащему, стремящемуся стать профессионалом, необходимо представлять м понимать сущность, содержание и структурные элементы их военно-профессиональной компетентности.

Военно-профессиональные знания – это совокупность усвоенных и востребованных общих и военно-профессиональных сведений, понятий и представлений о предметах, явлениях объективной действительности и военной деятельности.

Качественная характеристика знаний военнослужащих определяется: глубиной; гибкостью; прочностью.

Военно-профессиональные навыки и умения представляют собой действия военнослужащего, применяемые им для реализации обязанностей, и выступают исходными элементами целостной системы технологии ратного труда. Строго говоря: навык – это способ выполнения действий в результате упражнений, ставших автоматизированными; умение – это освоенный способ выполнения действий, основанный на знаниях и приобретенных навыках; привычки – действие, выполнение которого стало потребностью.

Профессионально значимые качества военнослужащего – это проявление психологических особенностей личности, необходимых для усвоения специальных знаний, способностей и навыков, а также необходимых для успешного осуществления воинской деятельности: 1. общие качества военного профессионала; 2. морально-боевые качества; 3. качества воинской специализации; 4. служебно-должностные качества.

Профессиональная позиция военнослужащего – это его устойчивые установки и ориентации, система отношений и оценок внутреннего и социального опыта, реальности и перспектива, а также собственные притязания, реализуемые в воинском труде. Они включают общесоциальный, военный и военно-профессиональный аспекты.

Готовность и способность решать разнообразные задачи – такие компоненты структуры военно-профессиональной компетентности, которые обуславливают его активность, инициативу и творчество в достижении более высоких результатов своего труда.

В динамике можно выделить следующие стадии развития профессионализма военнослужащего:

а) стадию допрофессионализма , когда военнослужащий уже выполняет должностные обязанности, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;

б) стадию собственного профессионализма , когда военнослужащий становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты: эта стадия включает в себя совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;

в) стадию профессионализма , или мастерства, соответствующую приближению к вершине профессиональных достижений;

г) стадию «после профессионализма », когда военнослужащий может оказаться «профессионалом в прошлом» «экс-профессионалом» а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специальностей.

Критерием оценки эффективности формирования профессионализма военнослужащих контрактной службы выступает уровень сформированности профессионализма: низкий, допустимый, стабильный, высокий .

Таким образом, следует отметить, что профессионализм военнослужащего- контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел обобщенными приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи не только в штатных, но и в экстремальных условиях, на высоком уровне овладел нормами профессионального общения, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, соблюдает воинскую этику, самостоятельно развивает свою личность, стремится вызвать интерес общества к результатам своей военной специальности, любит свою Родину, уважает конституцию РФ, верен воинской присяге и готов защищать интересы своего государства.

С юридической точки зрения принцип профессионализма обязывает военнослужащего контрактника: знать должностные обязанности и быть в постоянной готовности к их исполнению; хорошо знать предмет собственной служебной деятельности; знать свои права и обязанности, активно, в полной мере и качественно осуществлять функциональные обязанности, предусмотренные законодательством и должностными положениями и инструкциями; владеть правилами и процедурами деятельности в воинских частях и учреждениях.

Завершая изложение первого вопроса, следует отметить, что профессионализм:

Открывает путь к достижению успеха и жизненных благ;

Дает осознание собственных возможностей;

Дает возможности для самореализации, идущей во благо профессии;

Дает освобождение от неуверенности в себе;

Обеспечивает уважение со стороны сослуживцев командиров;

Дает силы для всех поставленных задач.

Можно назвать следующие основные пути и факторы достижения профессионализма:

1.Обучение. Профессионалу в любой области нужны специальные знания, которые можно получить только в процессе обучения.

2. Опыт работы. Профессионализм не рождается - в них вырастают. Желание отлично делать порученное дело, работоспособность и инициативность – ступени для приобретения профессионализма.

3. Общение. Общение с людьми более опытными, умудренными, внимательность к их советам и рекомендациям помогает выработке профессионализма.

4. Повышение квалификации. Не стоит пренебрегать возможностью повысить свою квалификацию – пределов к совершенству, в том числе и в профессиональной области, нет.

5. Ответственность. Профессионализм проявляется в чувстве ответственности за результаты служебной деятельности. Профессионализм не позволит себе относиться к делу халатно, с ленью, небрежностью.

6. Скромность – еще одно качество людей, ставших профессионалами. Такие сотрудники не хвастаются достижениями, потому что иного исхода даже не мыслят.

7. Мудрость. Профессионалу свойственна мудрость, которая приходит с годами. Именно благодаря этому качеству человек способен выбирать кратчайший путь к цели, экономить время, силы и ресурсы.

Профессионализм как система не может находиться в состоянии застоя, стагнация неизбежно приводит к деградации профессионализма, включая все ее проявления как на уровне характеристик личности профессионала, так и на уровне показателей его деятельности. Согласно известному из теории систем « Постулату развития» длительное существование невозможно без ее развития, она деградирует – разрушается. Этот вывод справедлив и для профессионализма военнослужащего.

Отметим, что дисциплинированность явяляется одним из профессионально значимых качеств личности военнослужащего, вспомним, что такое дисциплина.

Дисциплина – это либо обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку, либо выдержанность, привычка к строгому порядку.

Дисциплины – это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. Определяется господствующим общественными отношениями и служит для их поддержания.

Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами, приказами командиров.

Отметим, что существует две формы воинской дисциплины: негосударственная (общественная, профсоюзная, спортивная) и государственная (воинская, трудовая, служебная, учебная). В свою очередь воинская дисциплина подразделяется на подвиды: управления; пограничной службы; боевого дежурства; службы войск; внутренней и караульной службы; личностных и групповых взаимоотношений ; эксплуатации вооружения и военной техники; специальных действий; строя; приказа; уставного порядка

По отношению к другим видам государственной дисциплины воинская дисциплина имеет ряд существенных особенностей.

1. Воинская дисциплина включает в себя как нормативно-правовые, так и морально-нравственные требования к военнослужащим. В уставах и прямой поставке указана обязанность для военнослужащих таких неюридических, а чисто нравственных положений, как добросовестность, уважение, вежливость и других. Т. е. уставы обязывают военнослужащих быть вежливыми, уважать командиров и друг друга.

2. Требования воинской дисциплины распространяются и на военнослужащих, не выполняющих в данный момент служебные обязанности, например, находящихся в отпуске.

3. Требования воинской дисциплины значительно выше и жестче, чем требования других видов государственной дисциплины. Объем дисциплинарных прав у командиров больше, чем у руководителей предприятий, а юридическая ответственность за нарушение военнослужащими положений, законов и уставов очень серьезна - в исключительных случаях командир имеет право применить оружие.

4. В условиях военной службы необходимость неукоснительного выполнения требований воинской дисциплины обусловлена высочайшей ответственностью и исключительной значимостью решаемых служебно - боевых задач.

Воинскую дисциплину можно подразделить на три уровня:

- универсально воинская дисциплина – основывается на нормативных обязанностях военнослужащих, которые зафиксированы в уставах и в равной степени относятся ко всем военнослужащих;

- дисциплина управления – основывается на нормах управления подчиненными, опирается на обязанности командиров и начальников и на нормы, которые должны реализовываться в процессе командования и организаторской деятельности;

- дисциплина подчинения – относится ко всем военнослужащим и имеет межличностный характер. Это дисциплина нормы подчинения командиру. При этом на отношения подчинения всегда влияют личные качества начальника, его авторитет, управленческая компетентность, а также чувства, которые испытывает к нему подчиненный.

Следует обратить внимание на основные функции воинской дисциплины, к числу которых относятся: регулятивно-корректирующая, боевая и мобилизационная и воспитательная.

Наряду с этим важно уяснить социально-психологические черты воинской дисциплины: сознательность, обязательность для всех, правовое и моральное единство, коллективность эстетичность и этичность.

Военнослужащему контрактной службы важно понимать сущность и содержание индивидуальной дисциплинированности военнослужащих.

Дисциплинированность – качество личности военнослужащего, представляющее собой относительно устойчивую структуру, включающую мотивационные, познавательные, эмоциональные и другие компоненты.

Рассматривая психологическую характеристику дисциплинированности военнослужащего, важно уяснить ведущие мотивы поведения военнослужащих, имеющих различные уровни дисциплинированности:

- высокий – принимает и поддерживает требования командиров. Осознает необходимость выполнения своих обязанностей. Следует чувству долга и ответственности. Не попадает под влияние недисциплинированных сослуживцев;

- средний – необходимость уставного поведения осознает недостаточно. Не желает выделяться среди сослуживцев. Активности в соответствии своих взглядов не проявляет

- низкий – требования дисциплины не поддерживает, но соблюдает из-за боязни наказания или не получения льгот. Социальные мотивы ограничены интересами самоутверждения, развлечения.

Дисциплинированность проявляется: в отношении военнослужащего к выполнению служебных обязанностей, к военной службе в целом; отношении военнослужащего к старшим начальникам; отношении военнослужащего к сослуживцам; личном поведении и отношении к самому себе.

Сознательное повиновение командиру – это подчинение, которое мотивируется пониманием того, что это необходимо: всякая совместная деятельность предполагает управление, а значит, и подчинение.

Дисциплинарная мотивация – желание и стремление следовать социально одобренным нормам, воинскому уставу. Мотивы воинской дисциплины обращены непосредственно к нормам, к уставу, к конкретным общевоинским и должностным обязанностям. Зрелая дисциплинарная мотивация базируется на уважении законов, морали, органов власти и управления, на понимании значимости и существа социальной справедливости.

Дисциплинарное поведение военнослужащих может быть следствием ряда вспомогательных мотивов – межличностная идентификация и др.

Дисциплинированное поведение может быть вызвано ложным мотивом , когда нормативное действие военнослужащего является средством, своего рода жертвой, которая расчетливо приносится определенной эгоистической цели.

В повседневной службе с ее четкими ритмами дисциплинарные мотивы могут принять форму привычек. Распорядок дня, личная и общественная гигиена, дисциплина учебного процесса, пограничной, внутренней, караульной служб и многие другие дисциплинарные задачи наилучшим образом решаются благодаря дисциплинарным привычкам.

Дисциплинированность военнослужащего можно оценить по критерию личностной зрелости. Высокая личностная зрелость выражается в смелости и непринужденности общения, соединенных с тактом, в искренности и внутренней честности во свеем, что касается соблюдения требований службы.

Критериями определения уровня дисциплинированности военнослужащего могут выступать: усердие при выполнении служебных обязанностей; отсутствие проступков, характер совершаемых поступков; успехи в оперативно-боевой и профессиональной подготовке; участие в общественной жизни отделения; оказание помощи начальникам в укреплении уставного порядка.

Показателями индивидуальной дисциплинированности у военнослужащего могут быть внешние и внутренние:

- внешние: строгое соблюдение воинского порядка, точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров, добросовестное несение службы, общественная активность, бережное отношение к вооружению и военной технике, грамотное их использование при решении учебных и оперативно-служебных задач, образцовый внешний вид.

- внутренние : убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины, знание уставов, инструкций и наставлений, требований пограничной службы, умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины, навыки и привычки дисциплинированного поведения; самодисциплины.

Каждому военнослужащему важно знать индивидуально-психологические условия формирования и развития дисциплинированности . К ним относятся:

Понимание значимости воинской дисциплины и содержания дисциплинированности;

Наличие положительных мотивов выполнения служебных обязанностей;

Целеустремленная, познавательная и практическая деятельность;

Правильная оценка своей дисципилины;

Правильное восприятие осуждения коллективом неисполнительности;

Самовоспитание дисциплинированности;

Какова роль военнослужащих по контракту в укреплении воинской дисциплины? Что они реально могут и должны сделать непосредственно на своем месте – на службе, на объекте и в казарме?

1. Важнейшим направлением повышения уровня воинской дисциплины является всемерное укрепление единоначалия . Помощь командирам, их поддержка, личный пример исполнительности и дисциплинированности – это конкретный вклад военнослужащего по контракту в укреплении воинской дисциплины.

2. Приведение всего уклада жизни части, подразделения в соответствии с требованиями законов, уставов, приказов, других руководящих документов.

3. Используя свой опыт, знание своих товарищей, военнослужащий по контракту должен оказывать помощь командирам в подборе, расстановке, обучении младших командиров, активистов, способных обеспечить высокий уровень воинской дисциплины среди своих товарищей и подчиненных.

4. Предупреждение гибели и травматизма личного состава. Опыт и знание военнослужащих по контракту могут оказывать очень серьезное положительное воздействие на решение этой задачи, а также их личный пример в соблюдении правил и мер безопасности.

5. Серьезное ответственное отношение к вопросам воинской дисциплины, осознание того, что «уставы написаны кровью».

Таким образом, профессионализм военнослужащего-контрактника является интегральной личностной характеристикой человека, который на высоком уровне овладел приемами профессиональной деятельности, способен решать военно-профессиональные задачи как в экстремальных условиях, следует военно-профессиональным ценностным ориентациям, самостоятельно развивает свою личность и является патриотом своей Родины.

Одной из важнейших составляющих профкомпетентности является дисциплинированность как профессионально значимое качество личности военнослужащего, обеспечивающее его устойчивое поведение в строгом соответствии с нормами морали и требованиями общевоинских уставов, основанное на осознании их общественной и личной значимости, принятии и поддержке.

Алещенко Максим Валерьевич - адъюнкт адъюнктуры очного и заочного обучения, Новосибирского военного института внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, е-шаП: [email protected].

Алещенко М. В.

Дисциплинированность относится к волевым чертам характера и понимается как способность осознанно и качественно, несмотря на внешние и внутренние препятствия, выполнять необходимые требования деятельности, следовать ее целям, задачам и доводить дело до конца.

В психолого-педагогической литературе, несмотря на то, что в последние годы эта проблема мало обсуждается, существует ряд определений дисциплинированности:

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - черта характера личности, связанная с соблюдением правил и законов, установленных в обществе. Под дисциплинированностью зачастую подразумевают способность и мотивацию человека на точное выполнение правил, распоряжений и законов .

ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ - это готовность и умение человека выполнять поставленные задачи качественно и точно в срок .

В указанных определениях делается акцент на различные стороны этой черты характера: сознательность, исполнительность, чувство долга, ответственность, способность к выбору и принятию решения и т.д., что обусловливает необходимость разработки более четкого подхода к пониманию дисциплинированности.

На наш взгляд, основными критериями степени развития дисциплинированности являются уровень развития субъектности, имеющий отношение к сознательному самостоятельному выбору и принятию решений; сформированности волевых качеств, обусловливающих целеполагание, ответственное выполнение, настойчивость, самоконтроль и пр.; системы ценностей, на которые человек ориентируется при выборе типа и способа поведения, и мотивов как побудителей деятельности, т.е. в целом дисциплинированность определяется уровнем самоде-

терминации, обуславливающей осознанное и ответственное выполнение тех или иных требований деятельности.

Дисциплина и дисциплинированность является одной из важнейших показателей качества военного профессионализма, влияющая на успешное выполнение задач служебно-боевой деятельности .

Вся героическая история отечественных войск свидетельствует о том, что солдатский труд, великие ратные деяния невозможны без проявления дисциплинированности. Многочисленные воины совершали героические подвиги в ходе великих сражений, проявляя при этом высокую исполнительность и ответственность за выполнение воинского долга - все то, что, по сути, и является дисциплиной.

Интересно сопоставить представления о дисциплинированности русских философов. Многие рассматривали дисциплинированность как «общественную репутацию» личности, как сложную систему устойчивых умственных и нравственных качеств, через которую раскрывается сущность человека - члена общества. Воспитание является важнейшим, по их мнению, социальным фактором, обуславливающим развитие дисциплинированности. В современных социокультурных условиях на военную службу приходят призывники, у которых недостаточно развиты саморегуляция, целеполагание, волевые качества, что обусловливает необходимость специально организованной работы командиров над развитием дисциплинированности.

В то же время современные исследования воли, саморегуляции, целепола-гания и пр. позволяют расширить и уточнить эту категорию, требуют более основательного изучения этой черты, выявления условий и факторов, которые могут повлиять на формирование дисциплинированности как необходимого для военной службы качества характера.

В исследованиях педагогов и психологов советского периода дисциплинированность рассматривается как сложный и длительный процесс, который обусловлен взаимодействием как природных, так и средовых факторов. При этом наследственность лишь обеспечивает необходимые природные предпосылки в отношении направления развития дисциплинированности; а обстоятельства жизни (социальные, общественные, трудовые условия, семейная атмосфера, культура жизни и быта), воспитание являются основными условиями его развития. Главным же фактором, особенно начиная с подросткового и юношеского возрас-

та, становится собственная деятельность и жизненный опыт взаимодействия человека с миром.

Проблема дисциплинированности достаточно активно обсуждается в военной психологии. Однако ее определение и структура, как правило, носят описательный характер, что не позволяет разработать достаточно полноценную программу ее исследования и развития в условиях военной службы . Задачей настоящей статьи является разработка структуры дисциплинированности, как важнейшего качества характера военнослужащих.

Анализ дисциплинированности военнослужащего позволяет описать ее структуру в следующей схеме.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТИ

(схема в отдельном файле)

Данная схема позволяет разработать комплекс методик, посредством которого можно выявить уровень дисциплинированности воина и при необходимости осуществить психолого-педагогическую работу по ее развитию.

Понятие «дисциплина» рассматривалось как великая добродетель воина-гражданина, важное личностное качество. Так, Плутарх в дисциплине видел источник силы и мощи армии, государства. На обязательность следования требованиям норм общества и руководителей указывал и Платон.

Первыми отечественными документами, в которых затрагивались вопросы воинской дисциплины, были «Поучения» князя Владимира Мономаха . В них излагались требования к воеводам - быть примером для своих подчиненных в сражениях, а к дружинникам - беспрекословно исполнять приказы.

В течение многих десятилетий Российского государства подходы к понятию дисциплины в военных коллективах менялись. В основе воинской дисциплины изначально лежала идея строгости и жестокости. Но во времена великого полководца А.В. Суворова в русскую армию все более проникают прогрессивные военно-педагогические взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом, как с человеком, разуму и воле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою. А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости и героизма . М.И. Кутузов, называя дисциплину душой армии, дисциплинированным считал «того, кто повинуется и точно выполняет приказания» .

Особую сложность представляет определение дисциплины. Военнослужащий испытывает на себе влияние противоречивых факторов и условий: с одной стороны, требование высоких духовно-нравственных качеств офицера, с другой - необходимость применять при определенных условиях силу по отношению к другому; с одной стороны, необходимость продвижения по службе, связанная с выраженностью честолюбия, с другой - риск, самоотдача в экстремальных ситуациях. Выраженность выделенных противоречий может быть снижена при условии создания особых условий воспитания военнослужащих и установления позитивных социокультурных отношений в армейской среде в целом, способствующих актуализации мотивов саморазвития. Дальнейшее развитие военного дела, изменение средств и способов ведения боевых действий потребовали от воинов большей организованности, точности, исполнительности. В условиях современной войны, при выполнении различного рода служебно-боевых задач военнослужащим, предстоит столкнуться с огромными физическими и моральными нагрузками, осуществление которых невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Дисциплинированность как качество характера военнослужащего представляет собой отношение его индивидуального сознания к установленной в войсках дисциплине и способность строить свое поведение в соответствии с ее требованиями. Следовательно, дисциплинированность выражает единство двух сторон - особого свойства сознания и определенной формы поведения. Во-первых, трудно согласиться, что дисциплинированность выражает лишь отношение к дисциплине. Ведь отношение к дисциплине может считаться признаком как дисциплинированности, так и недисциплинированности. Поэтому дисциплинированность следует рассматривать как положительное отношение к воинской дисциплине, основанное на принятии (ответчивости ) системы духовно-нравственных ценностей (патриотизм, ценность человеческой жизни, достоинства и др.). Соответственно, способность строить свое поведение в соответствии с требованиями дисциплины (дисциплинированность) связана с духовной, нравственной составляющей личности. Значит, есть основания полагать, что дисциплинированность структурно включает в себя признаки, относящиеся к духовной сфере, представляя элемент сознания воина.

Тем не менее, и «дисциплина воина» (личная дисциплина) также обладает обоими этими компонентами. Поэтому-то и нельзя согласиться с утверждением, что, «употребляя понятие «дисциплина воина», (личная дисциплина), мы выде-

ляем лишь одну сторону дисциплинированности (соблюдение установленных норм, правил поведения), а именно, практическое поведение, выражающееся в соблюдении требований дисциплины».

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 2/ Под ред. А.А. Бо-далева и др. - М.: Педагогика, 1980. 288 с.

2. Бархударова С. Г., Протченко И. Ф., Скворцова Л. И. Большой орфографический словарь. 3 изд., испр. и доп. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование». 2010. 1152 с.

3. Большунова Н.Я. Проблема характера: традиции и современность: монография / Н.Я. Большунова. Новосибирск: изд. НГПУ. 2011. 235 с.

4. Военная психология: Методология, теория, практика Учебно-методическое пособие. Москва Военный университет 1996. 231 с.

5. Дисциплинарный устав В.С. Р.Ф. Утвержденный Указом Президента Р.Ф. от 10.11.2007г. №1495.

6. Кутузов М.И. Субординация и дисциплина - душа службы воинской. // На боевом посту. 2005. №5.

7. О долге и чести воинской в российской армии (Сборник). Москва. Военное издательство. 1991. 210 с.

8. Сидоров С.В. Психология от А до Я [Электронный ресурс] // Сайт педагога исследователя. - URL: http://si-sv.com/dir/.

9. Суворов А.В. Каждый солдат должен знать свой маневр.// На боевом посту. 2005. -

Дисциплинированность важнейшее качество личности воина

Дисциплина - это определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации. В соответствии со сферами проявления она может подразделяться на государственную, производственную, общественную, техническую, воинскую и т.п.

Сущность и содержание воинской дисциплины

Современный Военный энциклопедический словарь определяет воинскую дисциплину как «строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников)». Так записано и в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил _РФ. Это значит, что отправной точкой, как в понимании дисциплины, так и в ее обеспечении в повседневной практике являются правила поведения военнослужащего.

Дисциплина основывается на осознании каждым военнослужащим своего воинского долга и личной ответственности за защиту Отечества. Она не ущемляет права личности и не отвергает инициативу. Дисциплина обеспечивает сплоченность военнослужащих и их готовность к выполнению задач, стоящих перед войсками. Следовательно, воинская дисциплина есть:

во-первых, знание воинами законов и уставных требований, регламентирующих военную службу;

во-вторых, их точное, строгое и сознательное исполнение.

Высокая воинская дисциплина является одним из решающих условий боеспособности войск, важнейшим фактором, обеспечивающим победу на поле боя. История не знает ни одного полководца, крупного военачальника, который не заботился бы об укреплении в армии дисциплины, организованности, исполнительности и порядка. Так, например, А.В. Суворов в дисциплине видел основу воинской доблести, храбрости, героизма и называл ее матерью победы. Душой воинской службы величали дисциплину П.А. Румянцев и М.И. Кутузов. Военный теоретик М.И. Драгомиров подчеркивал, что «воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...». Многие высказывания о роли и значении воинской дисциплины содержатся и в трудах полководцев М.В. Фрунзе, Г.К. Жукова, A.M. Василевского, К.К. Рокоссовского и других.

Вся героическая история Вооруженных Сил России Убедительно свидетельствует о том, что подвиг начинается с дисциплины. Тысячи воинов совершали героические подвиги в ходе сражений, проявляя верность военной присяге, высокую исполнительность и ответственность за выполнение ратного долга.

Современная война предполагает применение невиданных ранее средств вооруженной борьбы. Боевые действия в такой войне будут сопряжены с огромными физическими и моральными нагрузками, быстрым изменением обстановки. Прямой обязанностью каждого военнослужащего в этих условиях является рациональное использование учебного времени, экономия средств и ресурсов, постоянный поиск и освоение таких форм и методов учебы, которые в наибольшей степени отвечали бы современным требованиям. Выполнение этих задач невозможно без крепкой воинской дисциплины.

Кроме этого, овладение современными приемами ведения боевых действий, новейшим оружием и боевой техникой, умение в полной мере использовать их боевую мощь требуют строгого соблюдения воинских уставов, согласованных действий большого количества воинов самых разных специальностей, организованности, технической грамотности, слаженности, четкости, внимательности, безупречной исполнительности. Являясь важным слагаемым боевой готовности подразделений, частей, кораблей, воинская дисциплина превращает армейские и флотские коллективы в единый, крепкий, сплоченный организм, способный действовать быстро и точно в любой обстановке. Войсковая и флотская жизнь подтверждает: там, где крепче воинская дисциплина, там выше эффективность и качество боевой учебы.

Именно поэтому каждый военнослужащий обязан быть не только честным и храбрым, но и дисциплинированным.

Сегодня быть дисциплинированным - значит добросовестно и честно выполнять требования воинских уставов, беспрекословно и точно выполнять приказы командиров и начальников.

Личная дисциплинированность каждого воина - это социально-психологическая и нравственная черта его личности, проявляющаяся в уважительном отношении к законам государства, нормам общества, правилам общежития и воинскому долгу. В ней выражается его готовность к самопожертвованию в вооруженной борьбе за безопасность Родины.

Дисциплинированность воина может быть сознательной, если она основана на мотивах патриотизма, долга, чести и высокой внутренней ответственности. Она не является сознательной, если диктуется страхом наказания, соображениями выгоды или другими подобными стимулами. В структуре дисциплинированности выделяют две важные составляющие: самодисциплину и исполнительность.

Если поведение военнослужащего обусловлено исключительно пониманием норм и правил, не требующих каких-либо напоминаний, - это самодисциплина.

Правильное поведение война, которое направляется замечаниями, командами, приказаниями командиров и реализуется на основе повиновения, - это исполнительность.

Дисциплинированность особенно важна в боевых условиях, когда малейшее нарушение может повлечь за собой невыполнение поставленной задачи.

Понятие «воинская дисциплина» включает:

Обязательность ее требований для всех категорий военнослужащих;

Совпадение целей законности и воинской дисциплины;

Детальную регламентацию правил поведения по всему спектру видов воинской деятельности

Повышенную правовую ответственность за нарушение порядка и правил воинской службы;

Обязательное соблюдение нравственных норм, подкрепленных уставными требованиями;

Дисциплинарную ответственность за нарушение правил, норм не только в служебной, но и во внеслужебной обстановке;

Единство безусловного выполнения установленных норм и проявления активности, самостоятельности, творчества и т.д.

Воинская дисциплина призвана регулировать воинский порядок, взаимоотношения между военнослужащими, отношения в подразделениях с целью обеспечения высокой организованности и боеспособности. Она создает в воинском коллективе здоровый морально-психологический климат, обеспечивает высокую управляемость подразделениями и дает возможность с наибольшей эффективностью использовать время, оружие, материальные ресурсы и человеческие силы для решения задач в мирное время и в бою.

Без дисциплины армия существовать не может. Ратный труд, специфика военной службы требуют жесткой регламентации деятельности и поведения военнослужащих.Воинская дисциплина - это основа боевой готовности Вооруженных Сил.

С помощью дисциплины достигается координация действий, обеспечиваются субординация, товарищеская взаимопомощь. Ее соблюдение дает возможность суммирования усилий многих людей, является эффективным средством социального управления.

Главным стержнем воинской дисциплины являются беспрекословное повиновение, точное и своевременное исполнение приказов и распоряжений. Ее сущность - знание правил поведения и установленного порядка, понимание их необходимости и устойчивая привычка их соблюдения. Условием соблюдения требований дисциплины и его результатом выступает личная дисциплинированность воина.

Основные направления формирования дисциплинированности у военнослужащих

Дисциплинированность - это требования воинской дисциплины, исполнение которых является для военнослужащего глубокой внутренней потребностью, устойчивой привычкой выполнять все нормы и уставные положения. Это - проявление ответственности военнослужащего за свои действия перед законом, сознательности, понимания необходимости подчинять свои действия воле командира, личные интересы - интересам боеготовности подразделения, части, корабля.

Таким образом, можно сделать вывод, что понятие «дисциплинированность» - специфическое качество воина, обеспечивающее устойчивое, сообразное правилам его поведение в условиях военной службы. Ее характеризуют внешние и внутренние показатели.

Внешние показатели дисциплинированности:

Строгое соблюдение воинского порядка;

Точное и инициативное выполнение приказов и распоряжений командиров и начальников;

Бережное отношение к боевой технике и оружию, грамотное их использование при решении учебно-боевых и служебных задач;

Образцовый внешний вид. Внутренние показатели дисциплинированности:

Убеждение в необходимости и целесообразности воинской дисциплины

Знание уставов и наставлений, требований военной службы;

Умение управлять собой в соответствии с требованиями воинской дисциплины;

Навыки и привычки дисциплинированного поведения;

Самодисциплина.

Такое качество, как дисциплинированность, не рождается вместе с человеком и тем более не дается воину с погонами. Оно формируется и развивается в процессе армейской жизни и деятельности.

В процессе всей службы военнослужащий должен заниматься самовоспитанием дисциплинированности. Оно представляет собой целенаправленную деятельность военнослужащего, способствующую не только усилению или ослаблению определенных качеств его личности, но и формированию тех из них, которые ранее у него отсутствовали.

С чего начать самовоспитание дисциплинированности? Прежде всего надо задать себе вопросы: «Много ли претензий предъявляют ко мне командиры? К чему в основном они сводятся? Почему это происходит?» Ответив на них, можно сделать для себя выводы о том, к чему приводят личная неорганизованность, неумение распределить свое время, поверхностное знание уставных требований, неумение заставить себя добросовестно выполнять служебные обязанности.

Важно, чтобы каждый военнослужащий понял, что выработка у него качеств, отвечающих интересам службы, требованиям присяги и уставов, не самоцель, а насущная потребность армейского уклада жизни.

Как развивать способность к самооценке? Многому можно научиться, следуя примерам командиров, сослуживцев, уважительно относясь к традициям, утвердившимся в подразделении. Хорошие результаты дают взаимооценки и взаимохарактеристики. Оценивая в ходе коллективных мероприятий своих товарищей, тот или иной солдат невольно сравнивает (идентифицирует) себя с другими людьми и соответственно дает оценку своим действиям, поступкам. Большую помощь в развитии самооценки оказывают произведения литературы, радио- и телепередачи, кино- и видеофильмы.

Более высокий уровень самосознания - самоанализ. Это мысленное разделение военнослужащим своей деятельности, поступков, поведения на отдельные составляющие и их принципиальная оценка. Простая констатация - «хорош я или плох» - военнослужащего не должна удовлетворять. Ему надо стремиться получить ответ, в чем он плох, почему так складывается, как исправить такое положение. Важно, чтобы самоанализ касался как отрицательных моментов служебной деятельности, так и положительных. В таком случае человек не замкнется в себе, не будет испытывать комплексов, а постарается самостоятельно бороться с недостатками. Важно учиться самому находить причины собственных неудач и уметь делать из этого практические выводы.

В работе над собой большое значение имеет самоконтроль - умение критически взглянуть на свои поступки через призму требований уставных норм, замечать недостатки и ошибки, находить пути их исправления. Замечено, чем выше в коллективе требовательность друг к другу, тем выше предъявляет ее к себе и каждый военнослужащий воинского коллектива. При самоконтроле важны выдержка и самообладание, умение подавлять побуждения и действия, которые противоречат установленным нормам поведения. Именно эти качества лежат в основе морально-волевой устойчивости военнослужащего. Твердый уставной порядок в подразделении, отлаженный процесс боевой подготовки, бдительное несение караульной и внутренней службы активно влияют на их развитие.

В качестве определяющих компонентов самосознания, способствующих самовоспитанию дисциплинированности, выступают идеал, мечта, жизненная цель, интересы, которые, как компас, помогают человеку ориентироваться в жизни, не дают ему сбиться с курса. Осознание военнослужащими их значимости становится мощным стимулом в работе над собой.
Какие же методы подходят для воспитания дисциплинированности?

Это самоупражнение, самоубеждение, самовнушение, самопринуждение (см. схему).

Самоупражнение есть сознательное многократное выполнение запланированных действий в целях выработки определенных качеств, черт характера, навыков и умений. Как правило, оно проявляется в следующей последовательности:

Анализ и оценка качеств, навыков своего поведения;

Выработка установки на действие;

Проигрыш действия про себя;

Выполнение его по частям или в целом;

Самоконтроль и оценка своих действий, самозадание на повторение, повышение их качества.

Самоубеждение помогает в обосновании совершаемых поступков и действий. При этом приводятся доводы и контрдоводы, они проверяются на практике. Самоубеждение зачастую проявляется в виде внутренней полемики, спора с самим собой. Оно также может осуществляться в виде саморазъяснения, самодоказательства, самоопровержения, самокритики, самоутешения, самоосуждения.

Самовнушение проявляется в воздействии на себя краткой словесной формулой в целях управления своим психическим и физическим состоянием. Например: «не болтай», «не крутись», «напрягись», «есть еще силы». Так преодолеваются состояния сильного нервного возбуждения, физической усталости, многие трудности, искореняются слабости и недостатки в поведении.

Самопринуждение состоит в проявлении волевых усилий для совершения действий и поступков, отвечающих требованиям уставов, устоявшимся нормам в воинском и общественном долге, а также личным правилам и обязательствам. Любой акт самопринуждения начинается с уяснения задачи, оценки своей готовности к ее выполнению, мотивированной самоустановки на волевые действия. Самопринуждение стимулируется требовательным самоконтролем, самоубеждением, самоодобрением или самоосуждением. При этом важно оценить свои действия и полученные результаты, нацелить себя на качественное выполнение новых, более сложных задач.

Возрастание роли воинской дисциплины и дисциплинированности военнослужащих в современных условиях очевидно. И постоянная работа над повышением их качественного уровня является объективной необходимостью, как для каждого военнослужащего, так и для Вооруженных Сил РФ в целом.

1. Гражданином быть обязан: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, морально-психологических и правовых основах военной службы. / Под ред. С.Н. Эрлика, В.Н. Иванова, ВВ. Марущенко.

2. На службе Отечеству: Об истории Российского государства и его вооруженных силах, традициях, правовых и морально-психологических основах военной службы. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ, ИВИ, ВУ МО РФ. -1998.

3. Общевоинские уставы ВС РФ. - М.: Воениздат. -1994.

4. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. - М.: МО РФ, ГУВР ВС РФ. -1993.

Подполковник
Алексей Никишов.
Майор
Олег Самосват

Дисциплина нынче не в почете. До сих пор не понимаю, почему люди с таким удовольствием рассказывают, как у них ни на что не хватает времени, куда они не успели, что не сделали и как поздно легли, как будто это их неким образом красит. Наверное, тем самым они хотят продемонстрировать свою занятость или напускную безалаберность, которая при этом не мешает им оставаться на плаву. Это лишь предположение, и если ты, чувак, принадлежишь к числу подобных хвастунов, пожалуйста, просвети меня в комментариях, зачем люди демонстрируют миру свою несобранность. Лично мне это кажется глупостью. Круто - это не когда ты чего-то не успеваешь и вспоминаешь о важных делах в последний момент. Круто - это когда ты обо всем помнишь и всё делаешь вовремя.

Дисциплина - главная составляющая успеха

Дисциплина - это самый эффективный способ достичь власти, это ключ к эффективной работе, это секрет свободы. Дисциплинированный человек может сделать что угодно и при этом в полной мере проявить свои таланты и способности. Недисциплинированный человек ни одно дело не доводит до конца.

Для начала надо настроиться. Серьезно, в любом начинании первый шаг - это принять решение: без этого невозможно развиваться. Решение быть дисциплинированным - необходимый первый шаг в любом прогрессе. Если ты принял решение, эффективными будут все способы достижения цели.

Когда ты принял решение, стать дисциплинированным - это уже дело техники, но и здесь не обойдется без труда.

Следующий шаг - это постановка цели и разработка своего пути к ней. Когда ты продумал свою стратегию, необходимо создать расписание, в соответствии с которым ты будешь действовать. Похоже на стандартную программу достижения цели, не так ли? Именно так и есть. В этом и состоит суть дисциплины. Надо просто ставить перед собой цель и достигать ее - снова и снова.

На самом деле всё очень просто

Почему же у нас постоянно возникают с этим сложности?
Нам сложно, потому что в любых планах могут обнаружиться недостатки, любые планы могут провалиться. На каждом углу нас подстерегают разочарования, не сдержанные другими обещания, непредвиденные обстоятельства, и всё это сбивает нас с толку. Обстоятельства и условия, неподвластные нашему контролю, губят наш хороший настрой и являются настоящими лежачими полицейскими на пути к успеху.

А кто сказал, что всё в жизни должно быть легко? Настоящему мужчине дела нет до простоты, хотя усложнять процесс тоже смысла нет. Будь мужиком, иди вперед и делай то, что должен делать нормальный мужик: посмотри, что тебе надо сделать, и сделай это .

Некоторым чувакам нужно, чтобы кто-то постоянно держал их за ручку и гладил по голове каждый раз, когда они что-то делают хорошо и правильно. Наслаждайся личным удовлетворением от каждого маленького успеха, однако ни от кого не жди похвалы и не гонись за трофеями ни в каком деле. Процесс усложняется, частично потому что люди постоянно ждут от кого-то награды, хотя награды никак не помогают развивать дисциплину. Если твоя единственная мотивация - это поощрение, какой из тебя свободный человек? Ты просто осел. Осла можно вести вперед, держа перед ним на веревочке морковку.

Быть ослом не почетно. Ты же знаешь, что морковка не приблизится к тебе. Научись получать удовольствия от самой работы. Сфокусируйся на моменте и сохраняй осмысленность действий. Пусть твоей целью будет делать работу в лучшем виде, на максимуме твоих возможностей - так, чтобы ты сам мог поставить себе за нее «отлично» не кривя душой. Совершенство - мать успеха.

Большинство людей куда более дисциплинированны, чем им кажется. Дело в том, что мы не даем себе труда проанализировать свою жизнь и свои достижения, а потому не можем дать себе справедливую оценку. Посмотри на себя: ты же многого достиг, в определенных сферах ты наверняка даже успешен. Просто присядь и подумай.

Дисциплина - ключ к успеху, который сам по себе является наградой

Дисциплина развивается, когда ты учишься быть удовлетворенным своими усилиями, полностью погружаться в процесс личностного роста и в этом видишь свою награду.
Значит ли это, что лентяям и ни к чему не стремящимся людям успеха не видать? Значит ли это, что отсутствие дисциплины автоматически обрекает тебя на неудачу?

В принципе, да, если только ты не хочешь предпринять первейший и важнейший шаг на пути к успеху и решить, что с этого момента ты будешь делать всё ради достижения своих целей и вести ту жизнь, какую считаешь нужной и правильной. Если тебе недостает желания или решимости сделать этот шаг, мне жаль, но кроме тебя никто тебе не поможет. Дисциплина - это не приучение к посредственности, это настрой на отличный результат. Если ты не хочешь воспринимать этот процесс в таком ключе, придумай себе занятие, для которого не требуется особых усилий, и довольствуйся им. В этом нет ничего неправильного, но если ты не чувствуешь удовлетворения и хочешь идти вперед, тебя тоже не в чем обвинить.

Дисциплина - это внутренняя личностная характеристика, а развитие дисциплины - личное дело каждого. Это процесс. Только посмотри во внешний мир - и уже не сможешь оторвать взгляд. Конечно, поощрение других людей, их помощь и содействие полезны, но к успеху ты идешь сам по себе, иначе при исчезновении всех внешних стимулов испарится и твоя мотивация. Мотивация - это не только и не столько дисциплина. Дисциплина - это то, что работает, даже если мотивация исчезает.

Выбор за тобой. Неудача - это результат страха, сомнений и спокойствия. Дисциплина - противоядие от неудачи.

Актуальность: Одним из основных условий организации любой деятельности является обязательное достижение успеха в ее осуществлении обучающимися. Нужно следить за тем, чтобы обучающийся выполнял задание в срок и до конца, приучать к тому, чтобы он сам учился планировать и контролировать свою деятельность. При этом следует обращать внимание на воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, настойчивости в выполнении поручений, в подготовке домашнего задания. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучающиеся переживали чувство ответственности за результаты своей работы перед взрослыми и друг другом.

Проблема дисциплины и ответственности в течение долгих столетий являлась предметом особой заботы отечественных педагогов. В современный период данная проблема не потеряла свою актуальность, а лишь обострилась. Демократизация школьной среды существенно повлияла на поведение обучающихся. Ученики стали более активны, самостоятельны и инициативны, свободны в выражении своего мнения, в поступках и отнюдь не склонны к безусловному следованию дисциплинарным правилам. Данные обстоятельства вызвали серьезную озабоченность преподавателей, которые понимали, что данные позитивные изменения, тем не менее, могут вызвать существенные трудности в учебном процессе, снизить его результативность и негативно повлиять на уровень образованности обучающихся. В этих условиях большую значимость приобретает изучение и переосмысление проблемы дисциплины и ответственности в отечественной педагогической науке и практике, что может стать эффективным средством решения актуальных проблем современного образования.

Цель: способствовать развитию у студентов чувства ответственности и дисциплинированности;

Задачи:

— содействовать формированию умения анализировать свои поступки и черты характера, прогнозировать последствия своих действий; — помочь учащимся осмыслить и значительно расширить понятие об ответственности и соблюдения учебной дисциплины

— формировать способность к коллективному рассуждению, культуру общения и речи;

— развивать умение вести диалог, умение отстаивать свою точку зрения.

Ход мероприятия

Доброе день! Начиная наше занятие, давайте обратимся к латинской поговорке «Perasperaadastra» («Через тернии к звездам»). Как вы понимаете это высказывание? Как вы понимаете слова «звезды», «тернии»? (Звезды – это цель, к которой стремится человек: семья, карьера, уважение в обществе, хорошие условия жизни и т. д.).

— Наша жизнь – это лестница, которую необходимо пройти, чтобы добиться чего-либо, дойти до своей звезды. Пройти каждую ступеньку. А к какой звезде мы с вами идем сейчас? (знания, образование, диплом)

Все мы хотим добиться в жизни успеха. Но для этого вам необходимо быть успешным человеком. Давайте вместе составим портрет успешного человека. Перечислите, пожалуйста, качества, которыми должен обладать успешный человек:

— организованность,

— исполнительность,

— ответственность,

— коммуникабельность,

— честность,

— искренность,

— трудолюбие и пр.

— целеустремлённость,

— самостоятельность,

— пунктуальность,

— толерантность,

— аккуратность,

— инициативность

А может ли человек быть ответственным, не соблюдая при этом дисциплину? Почему?

Да, действительно понятия «ответственность» и «дисциплина» неразрывны между собой.

Сформулируйте тему нашего классного часа.

Тема «Ответственность и дисциплинированность»

В условиях рынка не только каждый отдельный человек, но и предприятие в целом, не сможет достичь успехов в конкуренции, если в трудовом коллективе не будет установлена дисциплина, которая основывается на коллективной и личной заинтересованности работников в высоких конечных результатах деятельности.

— Что такое дисциплина? (Обсуждения учащихся).

Дисциплина – это определенный порядок поведения людей, который отвечает нормам и правилам морали.

— Вы нарушаете дисциплину?

— Дисциплина должна стать необходимым условием нормальной жизни коллектива, внутренней потребностью каждого, создаваться и поддерживаться всеми учениками.

Вы понимаете, что необходимо соблюдать дисциплину, но нарушаете правила поведения на уроках, переменах, на общественных мероприятиях.

— Ребята еще есть такое понятие как самодисциплина. Это не только соблюдать правила поведения, но и большая, трудная работа над собой.

Самодисциплина подобна мышцам. Чем больше вы тренируетесь, тем сильнее становитесь. Чем меньше вы развиваете её, тем слабее становитесь. Основной метод развития самодисциплины состоит в решении задач, которые вы можете успешно выполнить.

I. Групповая работа: Каждая группа получает задание. Поставьте перед собой и запишите задачу и план ваших действий, чтобы успешно решить эту задачу.

1. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на подготовку домашнего задания по всем предметам нужно затрачивать 3 часа.

Задача.

Действия

2. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно самим без помощи других вставать утром в нужное время.

Задача.

Действия

3. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам нужно по математике за полугодие получить пять.

Задача.

Действия

4. Представьте, чего бы вы смогли достичь, если бы могли просто заставить себя выполнить любое благое намерение. Вообразите, что вам на каждом уроке соблюдать дисциплину.

Задача.

Действия

Обсуждение результатов работы в группах.

Известный педагог В.А.Сухомлинский советовал обучающимся, как научиться властвовать собой, воспитывать самодисциплину: «Тебе не хочется подниматься в семь часов, разгневайся на себя, заведи будильник на шесть, поднимись с постели мгновенно, как только услышишь звонок. Сделай зарядку, умойся, оботри тело влажным полотенцем, пойди в сад, полей цветы, посмотри, как поднимается солнце, присмотрись, как пробуждается природа, потом сядь за книгу, почитай, потом рисуй… Ты убедишься, как это радостно – заставлять себя, повелевать собой, быть хозяином своих влечений. Пусть не хочется отступит – ты почувствуешь себя хозяином своей воли…».

Наша основная задача сегодня, понять, как дисциплинированность помогает в работе, какие меры ответственности предусмотрены за её нарушение или виды поощрения, за её неукоснительное выполнение.

Предлагаю обратиться к тексту ст.189 Трудового Кодекса РФ (стр. 103 — 104) и узнать, что такое трудовая дисциплина и кто её устанавливает.

Трудовая дисциплина – это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным администрацией предприятия в соответствии с ТК РФ.

Как вы думаете, почему в современных условиях значение трудовой дисциплины возрастает?

Обобщая ответы, педагог подчеркивает, что чем глубже разделение труда на производстве и сложнее оборудование, тем важнее слаженность в работе и соблюдение трудовой дисциплины.

Значение трудовой дисциплины в том, что она:

— способствует работе без брака,

— позволяет работнику проявлять инициативу,

— повышает производительность труда,

— обеспечивает охрану здоровья работников,

— способствует рациональному использованию рабочего времени каждого работника и всего трудового коллектива.

За образцовое выполнение трудовых обязанностей, и безупречную работу применяются поощрения.

Виды мер поощрения:

— объявление благодарности,

— выдача премии,

— награждение ценным подарком,

— награждение почетной грамотой,

— представление к званию лучшего по профессии и др.

— награждение орденами и медалями, почетными грамотами различных вышестоящих органов, нагрудными значками,

— присвоение почетных званий и званий лучшего работника по данной профессии.

За нарушение трудовой дисциплины администрация предприятия, применяет дисциплинарные взыскания.

Виды дисциплинарных взысканий:

— замечание,

— осуждение,

— выговор или строгий выговор,

— снятие с должности,

— увольнение.

Вывод: Недисциплинированные люди относятся к выполнению своих обязанностей безответственно.

Давайте сначала разберемся с понятием «ответственность».

Ответственность — что это такое? Перед кем, чем и за что можно быть ответственным, почему, и куда эту ответственность надо нести? Ответственность – понятие с одной стороны, эфемерное, призрачное и нематериальное. С другой стороны, ответственность – очень даже материальная, тяжёлая штука, всем хорошо знакомая.

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил.

Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

В словаре русского языка: «ответственность – обязанность, необходимость давать отчёт в своих действиях, поступках и т.п. и отвечать за их возможные последствия, за результат чего либо». Ответственность: это определённость, надёжность, честность; это осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; это готовность действовать рационально для блага людей. Ответственность - это не вина, это уверенность.

Подберите однокоренные слова к слову ответственность(ответственность – ответ – отвечать).

Слово отвечать употребляется с предлогами: ЗА и ПЕРЕД

Теперь хотелось бы узнать, за что и перед кем (чем) вы сами отвечаете в своей жизни. Возьмите листочки бумаги и,пока играет музыка, напишите, за

что и перед кем в своей жизни вы несёте личную ответственность. (Я лично отвечаю за…, я отвечаю перед …)

Все мнения фиксируются на доске в виде кластера. Идёт обсуждение. Хором прочитываются все ответы.

Вывод: человек отвечает в первую очередь сам за себя: за своё здоровье. За свои поступки. За свою судьбу..

Перед кем нам приходится отвечать в своей жизни? (Перед родителями, перед педагогами, перед законом, перед Родиной, перед своей совестью)

А теперь новое задание. Подберите всевозможные прилагательные-определения к слову «ответственность» (Ответственность налоговая, административная, уголовная, юридическая, нравственная)

Какой вид ответственности стоит для человека на первом месте? Нравственная ответственность — самая важная. Если человек живёт в ладу с своей совестью, ему не придётся нести ни административную, ни уголовную ответственность.

Работа в группах:

А как безответственность может повлиять на вашу работу?

1. Вы работаете водителем автобуса. Вам приходится каждое утро рано вставать и идти на работу. Иногда так хочется поспать, но вы прекрасно понимаете, что если вы не выйдете на работу или опоздаете, то … Как вы думаете, что тогда будет?

2. Вы отвечаете за подготовку сельскохозяйственной техники к посевному сезону. Что будет, если вы безответственно отнеслись к проверке техники?

3. Вы работаете трактористом на крестьянско-фермерском хозяйстве. Чтобы вовремя закончить посевной сезон вам приходится работать не только днем, но и ночью. Вы знаете, что надо торопиться, пока не начались ливневые дожди. А как вы думаете, что было бы, если бы вы сказали, что не хотите сейчас работать?

Безответственность, как раковая опухоль, разъедает общество, несет гибель людям. Причем на всем пространстве нашего бытия: от полетов космических кораблей, воздушных лайнеров и работы гигантских производств до …. увеселительных заведений и падающих с крыш домов на головы прохожим сосулек, что так же приводит к гибели людей и увечьям. Таково, к сожалению, наше нынешнее общество с его тотальной безответственностью. И мрачный ряд катастроф, виной которых

«человеческий фактор», не заканчивается. На лицо бесстыдное игнорирование государственной, технологической и личной дисциплины, полное отсутствие ответственности за сотворение греха.

Создание благосостояния невозможно до тех пор, пока мы не осознаем, что только мы сами за все в ответе. Мы сами, а не государство, не обстоятельства, не партнер, не наше воспитание, не наше здоровье, не наша финансовая ситуация - ответственность всегда лежит на нас самих.

Представьте себе апельсин, что получится из него, если я аккуратно его выжму? «Глупый вопрос, - скажете вы, - естественно, апельсиновый сок». Правильно. А что будет из того же апельсина, если я его раздавлю? апельсиновый сок. А если я ударю им о стену? снова апельсиновый сок.

Апельсин не отвечает за то, что с ним происходит, но он отвечает за то, что из него выходит. Он отвечает всегда тем, что в нем есть.

Так же и мы ответственны за то, что в нас происходит,- за нашу позицию и за то, как мы реагируем на случившееся.

Быть ответственным - значит быть в состоянии дать ответ.

Степень самостоятельности, ответственности в выборе профессии, жизненного пути – свидетельство моральной и гражданской зрелости молодого человека. Каждый человек ответствен. Каждый человек должен. Есть ответственность за труд, за поведение, за любовь и ненависть, за слово, которое ты произносишь, за друга.

Главное — человек должен взять ответственность на себя за все, что происходит с ним в жизни и перестать быть жертвой обстоятельства в своих представлениях и ощущениях действительности. А в профессиональной деятельности взять ответственность за результат своей деятельности на себя, не перекладывая ответственность на другого человека.

Ответственность - это когда человек отдает себе отчет, что все, что происходит в его жизни, его состояниях, его эмоциях, его событиях на работе и в личной жизни - это все результат, это все следствие его поступков, его действий, его способа смотреть на мир.

Тест

СПОСОБНЫ ЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ВЕСТИ ДЕЛА?

Выберите в каждом из семи пунктов по одному определению ваших качеств более всего вам подходит.

Поставьте очки

а) — 4

б) — 3

в) — 2

г) — 1

1.ИНИЦИАТИВА

а) ищете дополнительные задания

б) находчивы, смекалисты при выполнении задания

в) выполняете необходимый объём без указания руководства

г) безынициативны, ждёте указаний

2.ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ

а) позитивное начало, дружелюбное отношение к людям

б) приятны в обхождении, вежливы

в) иногда с вами трудно работать

г) сварливы и некоммуникабельны

3.ЛИДЕРСТВО

а)сильны, внушаете уверенность и доверие

б) умело отдаёте эффективные приказы

в) ведущий

г) ведомый

4.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

а) проявляете ответственность при выполнении поручений

б) соглашаетесь с поручениями (хотя и не без протеста)

в) неохотно соглашаетесь с поручениями

г) уклоняетесь от любых поручений

5.ОРГАНИЗАТОРСКИЕ СПОСОБНОСТИ

а) обладаете даром убеждения, умением выстраивать факты в логическом порядке

б) способный организатор

в) средние организаторские способности

г) плохой организатор

6.РЕШИТЕЛЬНОСТЬ

а) быстры и точны

б) основательны и осторожны, осмотрительны

г) быстры, но часто делаете ошибки

г) сомневаетесь и боязливы

7.УПОРСТВО

а) целеустремлены, не пасуете перед трудностями

б) предпринимаете постоянные усилия

в) средний уровень упорства и решимости

г) почти никакого упорства

После суммирования баллов определите оценку потенциальных возможностей.

Отличные – 25-28

Очень хорошие – 21-24

Хорошие – 17-20

Средние – 13-16

Плохие – 12 и меньше

Так каждый человек, сделав свой выбор, сам определяет свою судьбу.

Рефлексия.

— В основе каждого поступка лежит ответственное или безответственное отношение к сложившейся ситуации. От наших поступков зависит наше

самочувствие, отношения с окружающими, а иногда даже человеческая жизнь.

— Перед вами лежат разноцветные звездочки. Выберите ту звездочку, которая соответствует вашему мнению.

1. Я считаю, что тема важна для меня. Есть о чем подумать.

2. Я подумаю об этом, но не сегодня…когда-нибудь…может быть…

3. Все, о чем мы говорили, всего лишь пустые слова. Они не имеют никакого значения. Я просто зря потратил время.

— Подумайте дома, как бы вы назвали остальные ступеньки и сколько ступенек отделяет вас от заветной цели, от вашей звезды. Спасибо за работу!

Презентация Через тернии к звёздам pdf 4 MB