Должностные обязанности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения. Профессия тифлопедагог

Тифлопедагог (греч. «typhlós» — слепой) — профессиональный педагог, обучающий слабовидящих или слепых детей.


Заработная плата

20.000–30.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Работа тифлопедагога востребована в специализированных образовательных учреждениях, школах-интернатах или специальных классах обычных средних школ.

Обязанности

Большую часть информации из окружающего мира люди принимают через зрение. Если ребёнок слепнет, или он слеп с рождения, то ему требуется особенная помощь в восприятии информации и процессе познания.

Тифлопедагог, применяя различные методики, учит ребёнка считать, читать и писать, прививает навыки самообслуживания, помогает ориентироваться в пространстве. Важную роль играет нравственное и этическое воспитание.

Главная задача педагога — полностью подготовить ребёнка к сознательной жизни, в которой ему придётся искать работу, создавать семью и заводить детей.

Важные качества

Для успешного выполнения обязанностей тифлопедагогу требуются любовь к детям, желание помочь слабому, ответственность и доброжелательность.

Отзывы о профессии

«Успехи в обучении и хорошие взаимоотношения со сверстниками помогут ребенку развить такие важные личностные качества как самоуважение, стремление к признанию среди соучеников и родных, потребность в самовыражении. Как помочь ребёнку достичь всего этого? Самое главное, что должен понимать слепой ребенок и его родители, — то, что малышу придется жить в мире, приспособленном для зрячих людей».

Владимир Устинов,
вице-президент Российского благотворительного фонда для слепых и слабовидящих детей.

Стереотипы, юмор

На должности чаще всего можно встретить женщин, как более склонных к помощи больным детям, а также более приемлемых с точки зрения самих детей и их родителей.

Обучение

Чтобы стать тифлопедагогом, необходимо получить высшее профильное образование в педагогическом вузе. Направление представлено в Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена.

Педагогические вузы Москвы: Московский социально-педагогический институт, Московский городской психолого-педагогический университет, Московский государственный областной университет, Московский педагогический государственный университет, Московский городской педагогический университет.

Должностные обязаности коррекционного педагога (тифлопедагога) в условиях ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения

Коррекционный педагог организует, возглавляет и непосредственно осуществляет проведение коррекционно-педагогической работы (коррекционно развивающей, коррекнионно-воспитательной и психокоррекционной) в грзтше детей с нарушениями зрения.

Участвует (по необходимости) в работе психолого-медико-педагогической консультации (в психолого-педагогическом исследовании зрительных особенностей ребенка и составлении заключения, отражающего педагогический аспект состояния ребенка с точки зрения имеющихся у него зрительных возможностей).

Проводит психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями зрения (в начале учебного года - исходного уровня развития, в конце - динамики развития) и на его основе составляет характеристику и индивидуальную программу коррекционно-развивающего обучения и воспитания для каждого ребенка группы, обеспечивающую адекватное взаимосвязанное развитие отдельных сторон познавательной деятельности , эмоционально-волевой сферы и личности в целом.

Комплектует группы и подгруппы детей для организации коррекционной работы. Планирует проводит подгрупловые, малогрулповые и индивидуальные занятия с детьми(с косоглазием и амблиопией, слабовидением. слепотой, сложной структурой дефекта) по развитию зрительного восприятия, развитию осязания мелкой моторики, ориентировке в пространстве и мобильности, социально-бытовой ориентировке, тифлографике, развитию невербальных средств обаяния. Осуществляет подбор и использование разнообразного наглядно-дидактического материала, специальных тифлотехннческих и вспомогательных оптических средств в соответствии с этапами лечения, рекомендациями врача-офтальмолога, индивидуальными возможностями у детей и программным содержанием занятий.

Обеспечивает взаимосвязь и преемственность в коррекционной работе с воспитателем группы, логопедом , психологом, музыкальным работником, инструктором по лечебной физкультуре и медицинским персоналом (врачом-офтальмологом, психиатром , медсестрами-ортоптистками). Учитывает рекомендации специалистов при индивидуально-дифференцированном подходе в процессе коррекционной работы с детьми.

Совместно с другими специалистами проводит работу с родителями (индивидуальные консультирования; индивидуальные практикумы по поучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящим коррекционную направленность; открытые индивидуальные и подгрупповые занятия, участия в родительских собраниях с докладами по актуальным вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями зрения).

Ведет документацию (карту обследования на каждого ребенка, индивидуальные планы работы, перспективный и календарный планы и др.); для обмена опытом и повышения квалификации принимает участие в работе педагогических советов и методического кабинета ДОУ, методических объединений округа и города.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ педагога-психолога

Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и
региональных органов управления образованием по вопро­сам образования;

Декларацию прав и свобод человека;

Конвенцию о правах ребенка;

Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда , здравоохранения, профориентации, занятости обу­чающихся (воспитанников) и их социальной защиты ;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты;

Основы доврачебной медицинской помощи.

1.5.Педагог-психолог подчиняется непосредственно руководителю учреждения.

1.6. Во время отсутствия педагога-психолога (отпуск, болезнь
и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное прика­зом руководителя учреждения. Данное лицо приобретает соот­ветствующие права и несет ответственность за качественное и
своевременное исполнение возложенных на него обязаннос­тей.

II . Должностные обязанности

Педагог-психолог:

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществле­ния своей деятельности, - в пределах, определенных админист­ративным, уголовным и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, опре­деленных трудовым и гражданским законодательством Россий­ской Федерации.

ВОСПИТАТЕЛЬ (ВКЛЮЧАЯ СТАРШЕГО)

7-14й разряды

Должностные обязанности. Планирует и организует жизнедеятельность обучающихся (воспитанников, детей) и осуществляет их воспитание. Проводит повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Использует разнообразные приемы, методы и средства обучения. На основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога планирует и проводит с обучающимися (воспитанниками, детьми) коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально). Совместно с медицинскими работниками обеспечивает сохранение и укрепление здоровья обучающихся (воспитанников, детей), проводит мероприятия, способствующие их психофизическому развитию, отвечает за их жизнь и здоровье. Организует выполнение обучающимися (воспитанниками, детьми) режима дня, приготовление ими домашних заданий, оказывает им помощь в учении, организации досуга и в получении дополнительного образования , вовлекая их в художественное и научно-техническое творчество, спортивные секции, кружки и другие объединения по интересам.

Организует с учетом возраста обучающихся (воспитанников, детей) работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, техники безопасности, участие в общественно полезном труде. Способствует проявлению интереса у обучающихся (воспитанников, детей) к определенному роду деятельности, к сознательному выбору профессии, содействует их трудоустройству и дальнейшему обучению. Проводит работу по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек. Оказывает помощь в организации самоуправленческих начал в деятельности коллектива обучающихся (воспитанников, детей). Изучает индивидуальные способности, интересы и склонности обучающихся (воспитанников, детей), их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия. Взаимодействует с родителями обучающихся (воспитанников, детей) или лицами, их заменяющими. Координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя и других работников в рамках единого образовательного процесса. При выполнении обязанностей старшего воспитателя руководит работой воспитателей. Организует и проводит реабилитационно-коррекционную и культурно-массовую работу с обучающимися (воспитанниками, детьми) в тесном контакте с советом образовательного учреждения и детскими организациями. Организует работу актива обучающихся (воспитанников, детей). Планирует внеклассную и внешкольную воспитательную работу , обеспечивает и контролирует ее выполнение. Оказывает методическую помощь воспитателям, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческой инициативы. Максимально использует возможности микрорайона для развития разносторонней общественно полезной деятельности обучающихся (воспитанников, детей). Привлекает к участию в работе с коллективом обучающихся (воспитанников. Детей) представителей общественных организаций, шефов, работников учреждений дополнительного образования. Принимает участие в разработке и составлении общего плана учебно-воспитательной работы.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования; Конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену; основы доврачебной медицинской помощи; теорию и методику воспитательной работы; основы государственной молодежной политики, гражданского и трудового законодательства; правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ)

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ) __________________________ УТВЕРЖДАЮ (наименование организации, предприятия, учреждения) ___________________________ (директор, иное должностное лицо, уполномоченное утверждать должностную инструкцию) ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ___________________________ (подпись) (расшифровка _________ N ___________ подписи) ___________________________ Место издания (дата) УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ТИФЛОПЕДАГОГА, СУРДОПЕДАГОГА, ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА И ДР.) (12 - 15-Й РАЗРЯДЫ) I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) относится к категории специалистов, принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя учреждения образования. 1.2. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) высшей квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории не менее 3 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) I квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олнгофренопедагога и др.) II квалификационной категории не менее 3 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) II квалификационной категории назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель-дефектолог", стаж работы в должности учителя- дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) не менее 2 лет. На должность учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) назначается лицо, имеющее высшее педагогическое (дефектологическое) образование либо высшее педагогическое образование и сертификат о переподготовке с присвоением квалификации "учитель- дефектолог" без предъявления требований к стажу работы. 1.3. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) подчиняется _________________ ____________________________________________________________________. 1.4. В своей деятельности учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) руководствуется: - законодательными и нормативными документами, регулирующими соответствующие вопросы; - методическими материалами, касающимися вопросов его деятельности; - уставом учреждения; - приказами руководителя учреждения (непосредственного руководителя); - правилами и нормами гигиены труда, правилами трудового распорядка; - настоящей должностной инструкцией. 1.5. Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) должен знать: - нормативные правовые акты и другие методические материалы в области образования и воспитания детей с особенностями психофизического развития, прав ребенка; - Концепцию реформирования специального образования; - возрастную и социальную педагогику и психологию; - анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; - методы и приемы предупреждения и исправления нарушений в развитии детей; - основы трудового законодательства; - правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности. 1.6. Во время отсутствия учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) его обязанности выполняет в установленном порядке назначаемый заместитель, несущий полную ответственность за их надлежащее исполнение. II. ФУНКЦИИ На учителя-дефектолога (учителя-логопеда, тифлопедагога, сурдопедагога, олигофренопедагога и др.) возлагаются следующие функции: 2.1. Выявление детей с отклонениями в развитии, проведение коррекции их развития. 2.2. Осуществление лечебно-восстановительной работы. 2.3. Вовлечение детей в социально-экономическую жизнь общества. 2.4. Проведение методической и консультационной работы. 2.5. Пропаганда гуманного отношения к детям с особенностями психофизического развития, дефектологических знаний. III. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Для выполнения возложенных на него функций учитель-дефектолог (учитель- логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) обязан: 3.1. Осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии детей. 3.2. Выявлять детей с нарушениями в развитии, проводить их углубленное обследование с целью определения структурно-функционального нарушения. 3.3. Рекомендовать оптимальные условия обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития, создавать банк данных, прослеживать динамику развития каждого ребенка. 3.4. Обеспечивать адекватное коррекционно-компенсаторное воздействие на развитие детей с особенностями психофизического развития. 3.5. Решать задачи обеспечения специальными средствами обучения и социальной реабилитации процесса обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития; осуществлять лечебно-восстановительную работу, которая направлена на укрепление физического и психического состояния ребенка; создавать условия для максимально возможного вовлечения детей в социально- экономическую жизнь общества. 3.6. Осуществлять профессиональную деятельность, связанную с восстановлением речи у лиц после перенесенных заболеваний или травм, применять современные методы, приемы диагностики и реабилитации. 3.7. Проводить методическую и консультативную работу. 3.8. Оказывать организационно-методическую помощь работникам образования по вопросам интегрированного обучения детей с особенностями психофизического развития. 3.9. Вести систематическую работу с родителями, вовлекая их в решение реабилитационных и коррекционно-педагогических задач обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития. 3.10. Пропагандировать дефектологические знания, милосердное и гуманное отношение общества к детям с особенностями психофизического развития средствами массовой информации и другими формами работы. IV. ПРАВА Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) имеет право: 4.1. Вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными данной должностной инструкцией обязанностями. 4.2. Знакомиться с соответствующими документами и информацией, необходимыми для качественного выполнения своих обязанностей. 4.3. Повышать свою квалификацию в установленном порядке. 4.4. Требовать от руководства оказания содействия в осуществлении своих обязанностей. V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Учитель-дефектолог (учитель-логопед, тифлопедагог, сурдопедагог, олигофренопедагог и др.) несет ответственность: 5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь. 5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь. 5.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь. Руководитель структурного _________ _______________________ подразделения (подпись) (расшифровка подписи) Визы _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) С Инструкцией ознакомлен: _________ _______________________ (подпись) (расшифровка подписи) _______________________ (дата)

Ольга Бурякова
Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

Зрение –

прекраснейший дар природы,

помогающий познавать окружающий мир.

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи. Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения. С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения. Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога .

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями, со мной, тифлопедагогом , с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов. Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии, когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз. Происходит процесс социальной депривации.

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром, которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.

Поэтому, в этот период моей основной целью коррекционной деятельности является целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми , т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг. Это является одним из условий успешности коррекционной работы . Для этого я широко использую игровые приёмы. К детям вместе со мной «приходят» сказочные герои, например, Колобок, Снеговик, Клоун Кеша, лесные жители – медвежонок, белочка.

В период адаптации, в период привыкания слабовидящих детей к окклюзии, тифлопедагог не проводит первичного диагностического обследования зрительного восприятия, так как я считаю, что это обследование будет необъективным. Поэтому, в первой младшей группе не три , а только два диагностических обследования (в декабре и в апреле) . Следующая, не менее важная особенность коррекционного обучения в первой младшей группе – это вид занятий. Тифлопедагог проводит только фронтальные занятия совместно с воспитателем, т. к. принцип отбора детей для коррекционной работы по остроте зрения , который используется всеми тифлопедагогами (специальная коррекционная работу проводится с детьми , у которых острота зрения ниже 0,4, здесь утрачивает свою силу. Очень сложно 2-х летнему ребёнку точно определить остроту зрения.

На первый план в коррекционной работе выходит специальный вид занятий, которые проводит тифлопедагог – предаппаратная подготовка. Предаппаратная подготовка включает в себя проведение специальных игр и упражнений, которые знакомят детей с картинками таблицы Орловой. В дополнение к этому разработаны специальные рекомендации для воспитателей групп по проведению предаппаратной подготовки.

Детей с нарушением зрения уже с 2-х лет обучаем различным упражнениям для глаз, превратив их в игру, используем игрушки, мячи, всевозможные яркие атрибуты и пособия (дети следят за движением игрушки в руках педагога или показывают Мишке, Ёжику, как умеют быстро моргать, закрывать глаза, широко открывать и т. д.). На первых порах малыши даже моргать по указанию не умеют, но, играя, быстро осваивают простейшие комплексы зрительных гимнастик. Обязательно в содержание занятия включаются комплексы зрительной гимнастики. Роль её велика для развития и активизации зрительных мышц, стимуляции различных зрительных функций и для снятия утомления, и напряжения глаз. Эффективно использовать сочетание физкультминутки со зрительной гимнастикой.

Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям, которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику. На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете, выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина) .

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи . Дети учатся :

Узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет» , «Найди круг» );

Соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться» , «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета» );

Различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки» , «Собери пирамидку» .

Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания, которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения, связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины). Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д. Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой. Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом. Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там, где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.) . Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты. Лабиринты могут быть разными : взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама, ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время. Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включаю упражнения для рук, знакомлю детей с названием пальцев, учу выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности, (например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой).

Особое внимание уделяю формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов. (Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное, - голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаю задания, в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером) ; подобрать изображения к контурам, фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах провожу с детьми игры и упражнения , которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например, «Чудесный мешочек» , «Угадай на ощупь» . Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп :

Воспитатели младших групп выполняют рекомендации и задания, которые еженедельно записываются тифлопедагогом в «Тетради взаимосвязи» .

Воспитатели средней группы совместную работу выполняют по общему со мной плану развития зрительного восприятия, ориентировки в пространстве и мелкой моторики.

Совместная с воспитателем НОД (лепка, аппликация, конструирование, рисование) .

Подходящие образовательные специальности: «Дефектологическое образование»
Ключевые предметы: Математика, Русский язык, Биология

Стоимость обучения (средняя по России): 300000 рублей


Описание профессии:


*стоимость обучения указана за 4 года на очном отделении.

Это педагог, работающий со слепыми или слабовидящими детьми.

Особенности профессии

Большую часть информации человек воспринимает через зрение.
Зоркие глаза - это один из факторов выживания не только в дикой природе, но и среди людей. Поэтому, если человек слепнет или слеп от рождения, ему нужно научиться восполнять недостаток зрительной информации другими способами.
Восприятие мира слепыми и зрячими очень разное. У слепых обычно развивается обостренный слух и особая чуткость пальцев. Но в процессе обучения человеку требуется специальная помощь.
Со слепыми детьми занимаются тифлопедагоги.

Тифлопедагог учит слепых и слабовидящих детей получать информацию о мире, читать (для этого существуют книги со шрифтом Брайля), прививает им навыки самообслуживания, умение ориентироваться в пространстве.
А также навыки, необходимые для работы на специализированном производстве (таком, где работают слепые и слабовидящие). Ведь очень важно, чтобы окончив школу, незрячий человек мог найти себе работу.
Однако задача педагога - не только научить, но и воспитать. Поэтому важную роль в работе занимает нравственное, эстетическое, физическое воспитание.

Многие слабовидящие и даже полностью слепые дети не останавливаются на достигнутом. Они получают высшее образование, осваивают творческие профессии, занимаются наукой. В этом засллуга и их педагогов.

Слепые и слабовидящие дети посещяют специализированные детсады, учатся в специализированных школах и школах-интернатах. В стенах этих заведений педагоги заменяют им родителей. Они полностью отвечают за их жизнь и самочувствие, потому что слепой ребёнок может по незнанию попасть в опасную для себя ситуацию.

Рабочее место

Тифлопедагоги работают учителями, методистами в специализированных общеобразовательных школах, в политехнических школах-интернатах, в специальных классах массовых школ.
А также в научно-исследовательских институтах.

Важные качества

Доброта, любовь к детям, ответственность, стремление помогать слабому.

Знания и навыки

Необходимо владеть методиками работы со слепыми и слабовидящими детьми, понимать особенности их восприятия и психологии.

Где учат

Стать тифлопедагогом можно, окончив факультет дефектологии или специальной педагогики педагогического вуза.