Эллинистическая культура. Античная наука в эпоху эллинизма и ее особенности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Александрийская библиотека

Эллинистическая филология

Эпикуреизм

Стоицизм

Заключение

Список литературы

Введение

В эпоху эллинизма произошел величайший переворот в познании человеком окружающего его мира -- впервые собственно научные знания, отделившись от философии, обрели самостоятельность. Было сделано немало великих открытий во всех областях естественных и гуманитарных знаний. Имена Архимеда, Эвклида, Эратосфена стоят в ряду с именами великих современных ученых, открывая историю многих научных дисциплин. Сосредоточение интеллектуалов в центрах власти не было новым явлением: при дворах тиранов Поликрата и Писистрата жили поэты и мыслители, в распоряжении которых находились библиотеки. Новыми в эллинистическую эпоху были масштаб интеллектуальной деятельности и уровень оказываемой ей государством поддержки. Библиотеки превращались в научные учреждения. С расширением книжной культуры стали возможны систематические исследования и интерпретация достижений прошлого. Поэты превращались в ученых. Вместе с тем политическая мысль и философия эпохи эллинизма носили отпечаток новой общественной и политической ситуации, сложившейся в результате крушения полиса и возникновения системы монархий.

Александрийская библиотека

Египет являлся центром древнейшей культуры ойкумены, носителями которой были египетские жрецы. К ним задолго до завоеваний Александра приезжали учиться выдающиеся люди Греции - Гекатей, Демокрит, Геродот, Платон. Необычайное богатство Египта золотом, зерном и природными ресурсами, эксплуатация трудолюбивого населения позволяли новым правителям Египта Птолемеям содержать ученых и писателей, закупать книги без какого-либо ущерба для роскоши своего двора, без сокращения трат на содержание армии. Да и внутреннее положение Египта, несмотря на прорывающееся порой недовольство населения, было неизмеримо более прочным, чем других эллинистических государств. Ученых селили в храме покровительниц муз Мусейоне. Тут же находилась основанная в 283 г. библиотека, превосходившая числом свитков все известные до того времени книжные собрания. Основатель этой библиотеки царь Птолемей II обложил всех посетающих Александрию небывалой данью -- каждый при вступлении в гавань должен был сдавать все имеющиеся у него книги. При отъезде ему вручали их копии. Кроме того, были скуплены целые книжные собрания.
Естественно, многие рукописи были повреждены, другие не имели названий, иные могли быть подложными, ибо литературной собственности в древности не существовало, и каждый мог переписать чужой труд и пустить его по свету под любым именем. Сначала Птолемей поручил приведение библиотеки в порядок трем ученым, распределившим между собою обязанности таким образом: один взялся описать произведения эпических поэтов, второй -- трагических, третий -- комических. Первым хранителем библиотеки был Зенодот, вторым - Каллимах, поэт и ученый, обладавший столь обширными знаниями, что ему была не чужда ни одна отрасль науки и искусства. При Каллимахе книжное собрание насчитывало 90 000 свитков (впоследствии их количество возросло до 700 000). Каллимаха как хранителя библиотеки и главу александрийской науки сменил Эратосфен, один из наиболее разносторонних ученых древности.

Эллинистическая филология

Первым детищем александрийской библиотеки стала филология. Хотя число сохранившихся материалов по александрийской филологии невелико, все же удается восстановить ее облик по свидетельствам о филологах (их также называли грамматиками) и по заметкам, сохранившимся на полях средневековых рукописей. Установлено главное правило эллинистической филологии: «понять Гомера из Гомера», то есть устранить неясности в тексте, привлекая параллельные произведения и места из того же автора. Другой принцип - всесторонний анализ литературного произведения, включавший выяснение его специфики, истолкование отдельных слов и исторических реалий, привлечение аналогий и эстетическую оценку.

Эллинизм и зарождение александрийской науки

Образование империи Александра Македонского знаменовало собой окончательное крушение греческой общественно-политической формы города-государства и явилось поворотным пунктом и началом новой эры не только в политической, но и культурной истории древнего мира. Эта эра -- эллинизм. Походы Александра далеко раздвинули пределы известного грекам мира и, расширив их кругозор, способствовали утверждению нового мироощущения, не свойственного жителям Эллады классической эпохи. Раньше греки тоже не оставались безвыездно в своих городах: они отправлялись в морские путешествия и основывали колонии на берегах Черного и Средиземного морей. Эти колонии были чисто греческими поселениями в варварском окружении и, за исключением отдельных случаев (Навкратис в Египте), нельзя было говорить о сколько-нибудь существенном влиянии этого окружения на обычаи, представления о мире и культурные интересы греческих поселенцев. Теперь же под властью Александра оказались великие древние цивилизации, во многих аспектах превосходившие греческую, и непосредственный контакт с ними не мог не привести к самым серьезным последствиям для греческой культуры, и в первую очередь для отношения греков к окружающему миру. Присущие грекам классической эпохи черты партикуляризма, национальной гордости и ощущения своей исключительности сменились космополитизмом, ставшим в дальнейшем характерной особенностью всей поздней античности; возникновение Римской мировой державы и победа христианства не погасили, а лишь усилили эти космополитические тенденции. Другой важный момент состоял в потере старой Грецией ее прежней культурной гегемонии. Если Афины еще продолжали оставаться местом пребывания важнейших философских школ, то оформившиеся к этому времени специальные науки нашли более благоприятную почву для своего развития в столицах новых государств, на которые распалась империя Александра после смерти ее создателя. Эти государства были своеобразными конгломератами греческих и местных элементов, причем культурная элита в них почти целиком состояла из греков, а греческий язык стал языком образованных слоев общества и одновременно международным языком новой эпохи. На первое место среди новых столиц быстро выдвинулась Александрия, где уже основатель династии -- Птолемей I Сотер (323--283 гг. до н. э.) -- приютил ученика Феофраста Деметрия Фалерского, который может считаться первым «переносчиком» в Александрию аристотелевских традиций. Несколько позднее в Александрию был приглашен Стратон Лампсакский для участия в воспитании наследника престола, будущего Птолемея II (подобно тому, как Аристотель участвовал в воспитании Александра Македонского). Стратон находился в Александрии вплоть до смерти Феофраста (в 287 г.), после чего вернулся в Афины, чтобы принять на себя руководство школой. При первых правителях династии Птолемеев была основана знаменитая александрийская Библиотека, начало которой положено Деметрием, а также учрежден Мусей (Моизешп) -- научное учреждение, при котором жили крупнейшие ученые и литераторы, получавшие государственное жалованье, достаточное для того, чтобы они могли целиком посвятить себя научным занятиям. Большого развития достигла там же книгоиздательская деятельность, чему в немалой степени способствовала монополия Египта на папирус -- единственный книжный материал, получивший в то время широкое распространение; в результате Александрия вскоре стала крупнейшим центром книжной торговли. Все это привело к тому, что уже в III в. до н. э. александрийская наука достигла расцвета почти во всех оформившихся к тому времени областях знания.

Не только Птолемей Сотер и его преемники, но и другие «диадохи» (так назывались бывшие полководцы Александра Македонского, разделившие между собой его империю) были меценатами наук и искусств. К этому их побуждали соображения престижа, а порой и личный интерес. Так, крупные библиотеки, а при них научные центры возникли в Пелле (Македония), Пергаме (западная Малая Азия), Антиохии (Сирия), а также в городах, не бывших столицами диадохов -- в Родосе (на острове того же названия), Смирне, Эфесе. Интерес к наукам проявляли также сицилийские тираны, с которыми еще в начале IV в. до н. э. неудачно пытался флиртовать Платон. Позднее один из них -- Гиерои,-- захвативший власть в Сиракузах в 269 г. до н. э., стал покровителем Архимеда.

Каковы же были отличительные черты наук, с большим или меньшим успехом развивавшихся в перечисленных научных центрах и пользовавшихся покровительством тамошних царственных властителей? Эти науки уже ничем не напоминали раннюю греческую науку «о природе». Для них были характерны, с одной стороны, резкое отграничение от философии, а с другой -- четкая дифференциация и специализация. Математика и астрономия, механика и оптика, физиология и эмбриология, география и история, наконец, целый ряд гуманитарных дисциплин -- все они развивались самостоятельно, обладая, каждая, специфической проблематикой и присущими данной науке методами исследования. Этому, разумеется, не противоречило то обстоятельство, что некоторые величайшие ученые эпохи эллинизма (Евклид, Архимед, Эрато-сфен) прославили себя достижениями не в одной, а в нескольких областях знания.

В отличие от специальных наук философия эллинистической эпохи не нашла благоприятной почвы в столицах новых государств и продолжала в основном оставаться афинской. Помимо платонизма и перипатетиков, в III в. до н. э. возникли новые философские школы, полемизировавшие друг с другом и боровшиеся за успех и влияние.

С точки зрения истории науки интерес представляют лишь две из этих школ -- эпикурейство и стоицизм.

Эпикурейство

эллинизм наука эпикурейство стоицизм

Основатель первой из них Эпикур (342--270 гг. до н. э.) был сыном афинянина Неокла, проживавшего на острове Самос. Восемнадцати лет от роду он стал учеником Навзифана, придерживавшегося атомистической доктрины Демокрита, и принял основные положения атомистики. Большое влияние на него (особенно в этической части) оказало также учение основателя скептической школы Пиррона, жившего примерно в это же время с немногими учениками в Элиде. Выработав собственную систему, Эпикур в течение нескольких лет учил в Лампсаке и Митилене (на острове Лесбос), а затем, в 306 г., перенес свою школу в Афины, где жил со своими учениками и друзьями в «саду», который и после его смерти продолжал служить местопребыванием эпикурейской школы. Приняв атомистику Демокрита в целом, Эпикур пытался усовершенствовать ее в тех вопросах, которые вызывали наиболее острую критику ее противников. Так, он признавал наличие абсолютной противоположности верха и низа; по его представлениям, в бесконечной бездне пространства бесчисленные множества атомов несутся сверху вниз, увлекаемые силой тяжести. Тяжесть атомов пропорциональна их величине, однако различия в тяжести не влияют на скорость их падения в пустоте; этот тезис выводился Эпикуром из представлений о дискретной структуре пространства (он считал, что из бесконечной делимости пространственных интервалов неизбежно вытекала бы -- в соответствии с аргументами Зенона Элейского -- невозможность всякого движения). Атомы в своем падении с одинаковой скоростью могут отклоняться от строго вертикального направления. Эти отклонения (позднее обозначенные Лукрецием латинским термином сИпатеп) невелики, но произвольны. Отклоняясь, атомы могут сталкиваться друг с другом, сцепляться и образовывать скопления и вихри, приводящие к возникновению миров.

Источником всякого знания, согласно учению Эпикура, являются чувственные восприятия; в этом отношении Эпикур был представителем последовательного сенсуализма в греческой философии. Адекватность восприятий вызывающим их внешним объектам обосновывалась Эпикуром с помощью демокритовской теории истечений и образов. В соответствии с воззрениями творцов атомистики, Эпикур считал душу телесной, состоящей из наиболее легких и подвижных атомов; при этом он делил ее на несколько составных частей, обладающих разными функциями. Единство души обусловлено сдерживающей ее телесной оболочкой; в случае гибели последней душа улетучивается, распадаясь на отдельные атомы. В целом учение о душе было разработано Эпикуром весьма основательно, ибо оно служило фундаментом для его этики, составлявшей ядро и важнейшую часть всей его философской системы. Как и Демокрит, Эпикур признавал существование богов, но отрицал, что они как-либо влияют на ход мирового процесса: обитая в пространствах между мирами, боги пребывают в состоянии вечного блаженства, не нарушаемого никакими заботами или страстями.

От Эпикура дошли до нас лишь немногие тексты: три философских письма (к Пифоклу, Геродоту и Менекею), сборник важнейших эпикурейских максим и ряд фрагментов. Влияние эпикуреизма в позднейшие эпохи определялось не сочинениями самого Эпикура, а поэмой «О природе вещей», написанной последователем Эпикура римским поэтом Лукрецием.

Стоицизм

Если эпикурейство было еще во всех отношениях порождением эллинского духа, то наиболее могучая философская школа этой эпохи -- стоицизм -- вобрала в себя много восточных элементов. Характерно, что почти все ведущие деятели этой школы были так или иначе связаны с Востоком. Ее основатель Зенон (ок. 366--264 гг. до н. э.) был уроженцем финикийской колонии Китион на Кипре. Школа его получила наименование по месту, в котором происходили занятия (згоа -- крытая галлерея с колоннами). Большого влияния школа стоиков достигла в конце III в. до н. э., когда ее руководителем стал выдающийся ученый Хрисипп из Сол (Киликия). Преемником Хрисшша был Диоген из Вавилона, а последний большой мыслитель греческого стоицизма -- Посидоний Родосский (первая половина I в. до н. э.) -- происходил из Сирии.

Философия, по мнению стоиков, распадается на три главных отдела -- логику, физику и этику. В отличие от Аристотеля, признававшего за логикой значение лишь орудия всякого познания, стоики считали логику самостоятельной наукой. Эта наука, по их мнению, изучает и словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и обозначаемое ими (понятия, суждения, умозаключения) . Таким образом, стоики относили к логике и грамматику, и философию языка. В рассуждениях стоиков, относящихся к логике, имеется много очень интересных мыслей.

Физико-космологические воззрения стоиков обладают также значительным своеобразием. Стоики признавали элементами всего сущего четыре стихии, но из них они выделяли «высшие» стихии -- огонь и воздух, противопоставляя их низшим -- воде и земле. Сочетание огня и воздуха образует «пневму» -- нечто вроде души, проникающей все вещи и мир в целом; хотя эта душа материальна, она обладает активностью и формообразующей способностью; наоборот, вода и земля пассивны, инертны и получают форму от пневмы. Взаимопроникновение пневмы и материи имеет своеобразный характер; пневма непрерывна и заполняет все пространство, в том числе и те его точки, которые уже заняты материальными вещами. В этом смысле пневму можно сопоставить с эфиром (или полем) физики нового времени. Это сопоставление оказывается тем более уместным, что в силу внутренних движений, в ней происходящих, пневма всегда находится в состоянии известного натяжения (Ъопоз); степенью этого натяжения определяются различные градации форм пневмы. Величина и фигура тел, а также все их качества -- все это является результатом действия пневмы. В мире органической природы пневма обусловливает жизнедеятельность живых существ, причем от тонкости «пневматической» формы зависит степень организации данного класса животных или растений. Космос в целом объединяется пневмой, которая придает ему единство и охватывает все, что в нем содержится. Существует только один космос: он имеет сферическую форму и окружен беспредельным пустым пространством. Космос -- живое разумное существо, проходящее циклический путь развития. Он возникает из первичного огня, проходит стадии, когда в нем раскрывается все многообразие сущего, а затем вновь разрешается в стихию огня в результате всеобщего вспламенения (екругбз1з). Этот процесс необходим и причинно обусловлен -- так же, как причинно обусловлены и все единичные события мирового процесса, включая кажущиеся произвольными Действия живых существ. Эту единую и необходимую причинную связь всего совершающегося стоики называли термином «рок» или «судьба» (пегтагтепё).

Центральное место в философии стоиков занимала этика.

Подобно эпикурейцам (и в полном соответствии с общепринятой в античности точкой зрения), главной целью человеческой жизни стоики считали счастье (еийаипо-ша). Но если эпикурейцы понимали под счастьем наслаждение, то для стоиков высшим счастьем человека считалась жизнь, согласующаяся с его «природой». Это означало, что человек должен стремиться к максимальной степени совершенства, развивая свои естественные задатки и способности. Максимальная же степень совершенства человека тождественна с добродетелью; следовательно, жизнь, согласующаяся с «природой», есть по учению стоиков, не что иное, как добродетельная жизнь. В этом вопросе стоики кардинально отличались от другой современной им школы -- кинической, основателем которой был один из учеников Сократа Антисфен. По мнению киников, согласие с «природой» было эквивалентно отказу от всякого рода человеческих норм и установлений; поэтому киники проповедовали ничем не сдерживаемое следование «естественным» инстинктам и побуждениям (отметим, в связи с этим, что об ученике Аитисфена Диогене Синопском -- наиболее ярком представителе кинической школы -- имеются многочисленные анекдоты).

Таким образом, если киники довели до крайних выводов развивавшуюся софистами доктрину о противоположности «природы» и «закона», то у сторонников понятие «природы» было радикально переосмыслено. Отождествляя «природу» со стремлением к добродетели, стоики по сути дела сняли указанную софистическую противоположность.

Заключение

Такова была античная наука, во многих своих положениях и выводах опровергнутая сегодня, но сыгравшая исключительно важную роль в становлении современной цивилизации. Выделение науки в самостоятельную сферу культуры, пусть еще практически не связанную с материальным производством, было важнейшим шагом в формировании активного, творчески-преобразующего отношения человека к миру.

Список литературы:

Бернал Дж. Наука в истории общества. - М.

Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. - М., 1991.

Карпинская Р.С., Лисев И.К., Огурцов А.П. Философия природы: коэволюционная стратегия. - М., 1995.

Куменецкий К. История культуры Древней Греции и Рима: Пер. с польск. - М., 1990.

Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. - М., 1982.
Размещено на www.allbest.

...

Подобные документы

    Культура древнегреческого Полиса, мир глазами древнегреческих философов. Человек в литературе и искусстве Древней Греции. В поисках неземного совершенства. Особенности эпохи эллинизма. Взлет и падение империи. Первые контакты между Востоком и Западом.

    реферат , добавлен 02.12.2009

    Понятие и общая характеристика эллинизма как одного из крупных периодов истории Восточного Средиземноморья, его значение и достижения. Эволюция государственного аппарата Македонской державы. Сравнительная характеристика государств Лагидов и Селевкидов.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2015

    Возрождение интереса к античной культуре. Наука и техника эпохи Возрождения. Новый виток литературы и художественного искусства. Утверждение в Европе веротерпимости, уважения к личности, принципов открытости научного поиска. Корни современной науки.

    реферат , добавлен 10.03.2014

    История завоеваний Александра Македонского. Вавилон - центр многонациональной державы. Суть эллинизма как насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира, его достижения. Государственные образования в составе эллинистического мира.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Причины развития в римском государстве прикладных наук. Система коллективного обучения. Возникновение латинских риторских школ. Практицизм римлян на фоне нынешнего образовательного процесса. Уровень образования рабов. Зарождение филологии, естествознания.

    реферат , добавлен 14.04.2016

    Эпоха Просвещения как одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. Развитие науки и техники. Основные достижения деятелей науки. Историческое значение развития науки и техники.

    реферат , добавлен 14.12.2014

    Начало советского периода развития науки. Условия развития науки в военное время. Особенности формирования науки в период первых довоенных и послевоенных пятилеток. Наука после Сталина: реформа Академии 1954-1961 гг. Советская наука в 70-х годах.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2011

    Падение крепостного права - начало капиталистического периода в истории России. Распространение просвещения, создание народных школ и изменение методов преподавания. Увеличение выпуска печатной продукции, общедоступность музеев. Деятели науки и культуры.

    презентация , добавлен 05.06.2011

    До зарождения науки о разработке нефтяных и газовых месторождений. Зарождение науки о разработке нефтяных и газовых месторождений. Развитие "подземной гидравлики" - главенствующей науки о разработке нефтяных и газовых месторождений.

    реферат , добавлен 18.04.2006

    Возрождение, или Ренессанс как эпоха в истории культуры Европы между Средними веками и Новым временем, примерно с начала XIV века до конца XVI, его общая характеристика и великие представители. Изобретение книгопечатанья и его роль в развитии науки.

Эпоха эллинизма стала периодом расцвета античной науки. Именно в это время наука стала отдельной сферой культуры, окончательно отделившись от философии. Ученых-энциклопедистов, подобных Аристотелю, теперь уже почти не было, но зато каждую научную дисциплину представляли имена крупных ученых. Немалую роль в развитии научных знаний сыграла всемерная поддержка науки эллинистическими правителями. В частности, Птолемеи способствовали превращению александрийского Мусея в главный научный центр цивилизованного мира того времени. В III-I вв. до н. э. большинство известных ученых либо активно работали в нем, либо получили в нем образование.

Античная наука имела ряд особенностей, отличающих ее от науки Нового времени, причем именно в эпоху эллинизма эти особенности проявились в полной мере. Так, в работе греческих ученых крайне малое место занимал эксперимент; главными методами научного исследования были наблюдение и логическое умозаключение. Представители эллинистической науки были скорее рационалистами, чем эмпириками. Еще важнее то, что во времена античности наука была почта совершенно оторвана от практики. В ней видели самоцель, не снисходящую до «низменных» практических потребностей. А потому в эллинистическом мире при очень большом прогрессе в теоретических науках весьма слабо была развита техника. С точки зрения теории античная наука была не только готова к изобретению паровой машины, но и совершила это техническое открытие. Механик Герон Александрийский (он жил на рубеже I в. до н. э. – I в. н. э.) изобрел механизм, в котором вырывавшийся из отверстия пар своей силой подталкивал и заставлял вращаться металлический шарик. Но ни к каким практическим результатам его изобретение не привело. Для ученого паровое устройство было не более чем оригинальным плодом игры ума, а те, кто наблюдал за действием механизма, видели в нем занятную игрушку. Тем не менее Герон продолжал изобретать. В его кукольном театре выступали куклы-автоматы, которые самостоятельно разыгрывали целые пьесы, т. е. действовали по заданной сложной программе. Но и это изобретение в то время никак не было использовано на практике. Техника развивалась лишь в сферах, связанных с военным делом (осадные орудия, фортификационные сооружения) и строительством монументальных сооружений. Что же касается основных отраслей экономики, будь то сельское хозяйство или ремесло, то их техническая оснащенность из века в век оставалась примерно на одном и том же уровне.

Величайшим ученым эпохи эллинизма был математик, механик и физик Архимед из Сиракуз (ок. 287-212 до н. э.). Он получил образование в александрийском Мусее и некоторое время работал там, а затем возвратился в родной город и стал придворным ученым тирана Гиерона II. В своих многочисленных трудах Архимед развил ряд принципиальных теоретических положений (суммирование геометрической прогрессии, весьма точное вычисление числа «пи» и др.), обосновал закон рычага, открыл основной закон гидростатики (с тех пор его называют законом Архимеда). Среди античных ученых Архимед выделялся стремлением сочетать научно-теоретическую и практическую деятельность. Ему принадлежит большое количество инженерных изобретений: «архимедов винт», применявшийся для полива полей, планетарий – модель небесной сферы, позволявшая проследить движение небесных тел, мощные рычаги и др. Когда римляне осадили Сиракузы, по проектам Архимеда были сооружены многочисленные оборонительные орудия и машины, с помощью которых жителям города удавалось в течение долгого времени сдерживать натиск врагов и наносить им значительный урон. Однако, даже работая над устройствами, рассчитанными на практическое применение, ученый постоянно выступает в защиту «чистой» науки, развивающейся по собственным законам, а не под влиянием запросов жизни.

Как и ранее в греческом мире, в эпоху эллинизма приоритетной сферой математики была геометрия. В школьных учебниках изложение основных геометрических аксиом и теорем и по сей день дается в основном в той же последовательности, которую предложил ученый из Александрии Евклид (II Iв. до н.э.).

В области астрономии уже в начале эпохи эллинизма было совершено выдающееся открытие, намного опередившее свое время. Почти за две тысячи лет до Николая Коперника Аристарх Самосский (ок. 310-230 до н. э.) выдвинул гипотезу, согласно которой не Солнце и планеты вращаются вокруг Земли, как полагали раньше, а Земля и планеты вращаются вокруг Солнца. Однако Аристарх не сумел должным образом обосновать свою идею, допустил серьезные ошибки в вычислениях и тем скомпрометировал свою гелиоцентрическую теорию. Она не была воспринята наукой, по-прежнему признававшей геоцентрическую систему, основывающуюся на том, что Земля являлась центром мироздания. Отказ от признания теории Аристарха не был связан с причинами религиозного характера. Просто ученые посчитали, что эта концепция неадекватно объясняет природные явления. Сторонником геоцентризма был и Гиштрх (ок. 180/190-125 до н. э.). Именно этот известный астроном составил лучший в античности каталог видимых звезд, разбив их на классы в зависимости от звездной величины (яркости). Классификация Гиппарха, несколько модифицированная, принята в астрономии и по сей день. Греческий ученый весьма точно вычислил расстояние от Земли до Луны, уточнил продолжительность солнечного года и лунного месяца.

В эпоху эллинизма бурно развивается география . После дальних походов Александра Македонского грекам стали известны многие новые земли, причем не только на Востоке, но и на Западе. Примерно в то же время путешественник Пифей (Питеас) из Массилии (IV в. до н. э.) совершил плавание в северную часть Атлантического океана. Он обогнул Британские острова и, возможно, достиг берегов Скандинавии. Накопление новых эмпирических данных требовало их теоретического осмысления. Этот процесс связан в первую очередь с именем великого ученого Эратосфена Киренского (ок. 276-194 до н. э.), работавшего в Александрии и в течение многих лет возглавлявшего библиотеку Мусея. Эратосфен был одним из последних античных энциклопедистов: астрономом, математиком, филологом. Но наибольший вклад он внес в развитие географии. Эратосфен первым предположил существование на Земле Мирового океана. С удивительной для того времени точностью он вычислил длину земной окружности по меридиану и нанес на карты сетку параллелей. При этом за основу была взята восточная шестидесятеричная система (окружность Земли делится на 360 градусов), сохраняющаяся и по сей день. Уже на исходе эпохи эллинизма Страбон (64/63 до н.э. – 23/24 н. э.) составил описание всего известного тогда мира – от Британии до Индии. Хотя он был не ученым-исследователем, делавшим оригинальные открытия, а скорее популяризатором науки, тем не менее его фундаментальный труд весьма ценен.

Естествоиспытатель и философ, ученик Аристотеля, руководивший после него Ликеем, Феофраст (Теофраст, 372-287 до н. э.) стал основоположникомботаники . В III в. до н. э. врачи Герофил (р. ок. 300 до н. э.) и Эрасистрат (ок. 300 – ок. 240 до н. э.), практиковавшие в Александрии, разработали научные основы анатомии . Прогрессу анатомических знаний во многом способствовали местные условия: вскрытие трупов в Египте не только не было запрещено, как в Греции, но, напротив, регулярно делалось при мумифицировании. В эпоху эллинизма была открыта нервная система, составлено правильное представление о системе кровообращения, установлена роль мозга в мышлении.

Из наук, которые ныне принято называть гуманитарными, в эпоху эллинизма наибольший приоритет получила филология. Ученые, работавшие в Александрийской библиотеке, составляли каталоги ее книжных богатств, исследовали и сопоставляли рукописи с целью определения наиболее аутентичных текстов древних авторов, писали комментарии к произведениям литературы. Крупными филологами были Аристофан Византийский (III в. до н. э.), Дидим (I в. до н. э.) и др.

Вот что пишет, в частности, известный представитель неокантианства и историк фило­софии Ланге в своей знаменитой работе «История материализма и критика его значения в на­стоящем»(1865):

«Библиотеки и школы Александрии, щедрость её правителей, рвение учителей и уча­щихся пользуются всемирной известностью. Но не это определяет историческое значе­ние Александ­рии. Значение её заключается в том, что здесь впервые выступил жизненный порыв всей науки- м е т о д, выступил в форме, которая явилась решающей для всего последующего времени; притом эти успехи в методологии не ограничиваются пределами той или иной науки, даже не одной Александрией, - они являются общим отличительным признаком всего эллинского ис­следования после завершения умозри­тельной философии. Грамматика , обоснованная в первоначальных своих элементах софистами, в эту эпоху нашла своего представителя в Ари­стархе Самофракийском – прообраз всех критиков, человек, у которого кое-чему учились еще и филологи наших дней.

В истории Полибий начал устанавливать органическую связь между причинами и дей­ствиями. К хронологическим исследованиям Манефона в новейшее время стремился примкнуть великий Скалигер.

Эвклид создал метод геометрии и дал те элементы, которые еще и в наши дни лежат в основе этой науки.

Архимед нашел в теории рычага фундамент для всей статики : механические науки, начиная с него и вплоть до Галилея не подвинулись ни на шаг. (62)

Эллинистическая наука – это есть то, что может быть названо античной наукой. Именно то, что сохранилось от нее дошло до Нового времени, послужило фундамен­том для становления науки Нового времени и является фундаментом и сейчас. Именно в эпоху эллинизма произошло вычленение науки из метафизики, что, например, не произошло в Китае и Индии.

Научная деятельность имела локальный характер и велась в небольшом количестве культурных центров – в Александрии, Пергаме, на о. Родос и некоторых других. Это послужило многим причиной говорить о том, что в эпоху эллинизма развитие науки имело ха­рактер случайный, не определяя общий дух и ментальность эллинистического человека.

Но с другой стороны, можно и удивиться, что при столь немногочисленной «плотности» и ограниченности «пространства» средиземноморской «ойкумены» евро­пейской культуры еще смогли существовать какие-то центры, в которых велись какие-то научные изыскания. Тем бо­лее, кто может сказать, что новоевропейская культура могла похвастаться тем, что с её научными достижениями была знакома основная масса населения, которая в соответствии с этими научными достижениями корректи­ровала свой образ жизни? Этим может похвалиться европейская культура лишь со вто­рой половины XIX века, т.е. только полтора века европейская культура определяется менталитетом, в котором наука имеет лидирующее положение.

Тем не менее влияние эллинистической науки, как бы то не было, велико. В.С. Степин пишет в отношении философии следующее: «Многие выработанные философией идеи транслируются в культуре как своеобразные «дрейфующие гены», которые в определенных условиях социального развития получают свою мировоззренческую ак­туализацию» (Степин В.С. Теоре­тическое знание. 2000. с.284). Я думаю, что это поня­тие «дрейфующего гена» можно применить не только к философии, но и к любой форме вербализированной ментальности. В частности и к науке. В данном случае, можно считать достижения эллинистической науки (александрийской – как ведущей, в особенности) как этот «дрейфующий ген», вернее целое со­звездие «генов», которые, попадая далее в разные периоды истории, рождали ту или иную на­учную традицию: а затем, в XIX веке, окончательно сформировали вряд ли уже преодолимый какой-либо иной альтернативной традицией образ жизни современного человека.

На чем же были основаны причины, пусть и случайные для всей эллинистической культуры, которые обусловили эллинистическую науку?

Прежде всего, это внутренние причины, которые обусловлены самим развитие ментальности эллинистической культуры – пржде всего философией Аристотеля и традицией перипатетизма. Известно, что Аристотель и его друг и соратник Теофраст производили обширные естествен­нонаучные исследования, прежде всего исследования отноящиеся к дескриптивной науке: зоо­логия, ботаника, минералогия.

Бурное развитие как гуманитарных, так и естественных наук является характерной особенностью эллинистической эпохи. Правящие монархи для управления державами, для ведения продолжительных и многочисленных войн нуждались в применении новых эффективных методов и средств и могли их получить лишь используя результаты научного знания. При дворах эллинистических правителей создаются коллективы ученых, щедро субсидируемые правительством, занятые решением научных проблем.

Естественно, правителей интересовала не столько наука как таковая, сколько возможность ее практического применения в военном деле, строительстве, производстве, мореплавании и др. Поэтому одна из особенностей научной мысли эллинистической эпохи состояла в повышении практического применения результатов научного исследования в различных областях государственного управления и жизни. Бурное развитие науки и практическое применение ее результатов способствовало отделению науки от философии и выделению ее в самостоятельную сферу человеческой деятельности.

Если в классическое время каждый крупный мыслитель (Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Аристотель и др.) занимался собственно философией и многими конкретными науками, то в эллинистическое время наблюдается дифференциация и специализация научных дисциплин. Математика и механика, астрономия и география, медицина и ботаника, филология и история стали рассматриваться как особые научные специальности, имеющие свою специфическую проблематику, свои методы исследования, собственные перспективы развития.

Больших успехов достигли математика и астрономия. Эти науки развивались на основе, заложенной в классический период Пифагором и его школой, Анаксагором и Евдоксом. Вместе с тем богатый опыт математических исследований и астрономических наблюдений, проведенных представителями древневосточной науки, в частности вавилонскими и египетскими учеными, способствовал разработке эллинистической математики, астрономии и других научных дисциплин.

Выдающимися математиками (и вместе с тем представителями ряда отраслей физики) были три гиганта эллинистической науки: Эвклид из Александрии (конец IV - начало III вв. до н. э.), Архимед из Сиракуз (287-212 гг. до н. э.) и Аполлоний из Перги в Памфилии (вторая половина III в. до н. э.). Наиболее известным произведением Эвклида стали его знаменитые «Начала», подлинная математическая энциклопедия своего времени, в которой автор систематизировал и придал формальную законченность многим идеям своих предшественников. Изложенные Эвклидом математические знания легли в основу элементарной математики Нового времени и, как таковые, используются в средней школе до сих пор.

Архимед был разносторонним ученым и внес огромный вклад в развитие античной математики и физики: он вычислил значение числа тс (пи) (отношение длины окружности к диаметру), заложил основы исчисления бесконечно малых и больших величин, решил отношение объема шара к объему описывающего его цилиндра, стал основателем гидростатики. Архимед, может быть, больше, чем любой другой ученый эллинизма, сделал для практического применения научных выводов.

Он стал изобретателем планетария, приводившегося в движение водой и изображавшего движение небесных тел, сложного блока (так называемая «барулка») для передвижения тяжестей, бесконечного (так называемого архимедова) винта для откачивания воды из шахт, трюмов кораблей. Ряд его выводов применялся для улучшения конструкции осадных приспособлений и метательных машин.

Крупнейшим вкладом Аполлония из Перги стала разработанная им теория конических сечений, основы геометрической алгебры и классификация иррациональных величин, которые предвосхитили открытия европейских математиков Нового времени.

Замечательны достижения эллинистических ученых в области астрономии. Самыми крупными из них были Аристарх Самосский (310-230 гг. до н. э.), Эратосфен Киренский (275-200 гг. до н. э.) и Гиппарх Никейский (ок. 190 - ок. 126 гг. до н. э). Величайшим достижением эллинистической астрономии была разработка Аристархом гелиоцентрической системы мира, поиск научных доказательств такого устройства Вселенной, которое предполагало огромные размеры Солнца.

Вокруг него вращаются все планеты, в том числе и Земля, а звезды - это аналогичные Солнцу тела, находящиеся на громадных расстояниях от Земли и потому кажущиеся неподвижными. Энциклопедически образованным ученым был Эратосфен, которого по разносторонности и глубине знаний можно сравнить с великим Аристотелем. Известны его труды по исторической критике и хронологии, по математике и филологии, но наибольший вклад Эратосфен внес в астрономию и тесно связанную с изучением небесных светил теоретическую географию.

Страницы: 1 2

Начиная с Аристотеля разделение наук, стихийно начатое еще ранее, получило свое теоретическое обоснование. Великих философских систем в Греции уже не рождалось, зато в отдельных науках и, прежде всего естественных, наблюдался значительный прогресс. Этот период связан с Александрией Египетской, с городом, где благодаря династии Птолемеев был создан центр наук – Мусейон и где ученые поддерживались государством. Там же находилась знаменитая Александрийская библиотека.

Астрономия. На первом этапе становления греческой астрономии этот процесс шел в двух направлениях: I) выдвижение астрономических гипотез, 2)развитие систематических и все более точных и регулярных наблюдений. И лишь в эллинистическую, даже римскую эпоху произошло соединение победившей гипотезы с накопленными наблюдениями, вернее гипотеза побеждает потому, что объясняет наблюдаемое. В первом направлении развивали астрономию в основном философы: Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Анаксагор, Филолай; во втором – те, кто занимался календарной астрономией: Клеостат с Тенедоса (конец 6-го в. до н.э.), Эпонид Хиосский (ок.450 г.до н.э.), Метон и Евктемон из Афин (ок. 430 г. до н.э.).

По-видимому, пифагорейцам принадлежит идея о шарообразности Земли, очевидно, из идей симметрии и геометрической идеальности. Эта идея стала общепризнанной в античной астрономии.

Еще Анаксимандр выдвинул идею о центральном положении Земли, свободно висящей в пространстве (правда ее форма ему виделась цилиндрической). Парадоксальная идея, но также принятая практически без доказательств.

Одним из первых, задолго до Коперника, Аристарх Самосский (кон. 4 в. – 1-я пол. 3 в. до н. э.), географ и астроном, высказывает идею гелиоцентрического устройства мира: Земля вращается вокруг неподвижного Солнца, находящегося в центре сферы неподвижных звёзд. Система Аристарха Самосского, однако, не была принята современниками. Почему? Из нее вытекали два следствия, не гармонирующие с античным представлением о космосе: практическая его бесконечность и разноприродность планет и звезд. Птолемей оценивает расстояние от Земли до Солнца в 1200 радиусов Земли, что в 10 000 раз меньше действительного. По-видимому, большинство греческих ученых не могло согласиться с тем, что звезды находятся невообразимо далеко от Земли.

“Генеральной линией” развития греческой космологии стала геоцентрическая система Платона – Аристотеля – Птолемея.

Тогда же появляются первые попытки измерить размер Земли. Самое раннее описание метода измерения размера Земли относится к Эратосфену Киренскому (276 – 194 гг. до н. э.). Он же заложил математической географии. Оригинальное описание процедуры, как и большинство трудов Эратосфена, утеряно, но благодаря астроному Клеомеду нам известны и сам метод, и полученный результат – примерно 25000 миль (отличие от подлинной длины – 200-300 миль). Автор географических карт Мира. Труды по математике (теории чисел), астрономии, филологии, философии.

Математика. На Древнем Востоке математика возникла, по-видимому, задолго до греков. Но особенностью древнеегипетской и вавилонской математики было отсутствие в ней (за исключением отдельных элементов) единой системы доказательств, которая впервые появляется именно у греков. В Греции мы наблюдаем появление того, что можно назвать теоретической системой математики: греки впервые стали строго выводить одни математические положения из других, т.е. ввели в математику доказательство. Таким образом, в Греции имела место как практически-прикладная математика (искусство счисления), сходная с египетской и вавилонской, так и теоретическая математика, предполагавшая систематическую связь математических высказываний, строгий переход от одного предложения к другому с помощью доказательства. Возникает аксиоматический подход построения теории. Математика базировалась на наследии пифагорейской, элейской, милетской школ. Здесь следует акцентировать роль Зенона, способствовавшего оформлению теории доказательства, а также Аристотеля, осуществившего глобальный синтез известных приёмов логического доказательства и обобщившего их в регулятивный канон исследования, на который сознательно ориентировалось всякое научное познание. Именно математика как систематическая теория была впервые создана в Греции.

В 3 веке до н. э. появляется один из основных трудов античной математики – «Начала» Евклида, в которой он систематически изложил принципы элементарной геометрии (названной впоследствии евклидовой геометрией), элементы теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов. Разработкой методов нахождения площадей, поверхностей и объемов фигур и тел, (предвосхитивших интегральные методы), также занимался Архимед. Именно в античной геометрии были отработаны две основные процедуры теоретического рассуждения: прямая – доказательство геометрических положений, и обратная – решение проблем. Эти две процедуры являются историческим эквивалентом современной теоретической постановки и решения в технических науках задач "синтеза – анализа".

«Физика». Греческое слово «физика» в современных исследованиях по истории науки не случайно берётся в кавычки, ибо физика греков – нечто совсем иное, нежели современная естественно-научная дисциплина. Наука физика была такой наукой о природе, которая включало познание не путём «испытания», а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. По сути своей это была созерцательная наука. Хотя грекам были известны многочисленные опытные данные, составившие предмет изучения последующего естествознания. Греки обнаружили «притягательные» особенности натертого янтаря, магнитных камней, явления преломления в жидких средах и т.п. Тем не менее, опытного естествознания в Греции не возникло. Почему? Грекам был чужд опытный, экспериментальный тип познания в силу безраздельного господства созерцательности.

Усилия античных физиков нацеливались на поиск первоосновы (субстанции) сущего – архэ – и его элементов, стихий – стоихенон.

Однако в поздний эллинистический период закладываются основы естественных и технических наук.

Техника. Механика. Античное "технэ" – это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками (и военная техника, и игрушки, и модели, и изделия ремесленников и даже произведения художников).

Для античного мышления характерно противопоставление естественного с одной стороны и искусственного, созданного человеком, с другой. Для античности именно здесь разделялись наука и техника. Механика для греков это вовсе не часть физики, а особое искусство построения машин, оно не может добавить ничего существенного к познанию природы, ибо представляет собой не познание того, что есть в природе, а изобретение того, чего в природе нет. Таким образом, механика есть средство перехитрить природу и получить пользу. Тем не менее, талант греков и относительная простота механики привели к большим успехам механики в эллинистический период.

Пожалуй, одним из самых известных ученых-механиков Греции был Архимед из Сиракуз (ок. 287 – 212 гг. до н.э.). Он был очень разносторонним учеником-естественником, но не философом. Архимед занимался математикой, оптикой (его труд «Катоптрика» не сохранился), астрономией (построил первый «планетарий» (астрономическая сфера) и прибора для измерения видимого диаметра Солнца), физикой (труды по статике и гидростатике).

В гидростатике Архимед формулирует известный закон. При этом он исходит из одного предположения, задающего модель идеальной жидкости, и из него формулирует и доказывает ряд других положений. То есть использовался подход аналогичный методу, применявшемуся при построении конструктивно-доказательной математики античности. С гидростатическими исследованиями, связан и метод определения удельного веса, разработанный Архимедом.

В теоретической механике Архимед – основатель статики, одного из трех разделов механики. Именно он разработал учение о равновесии твердых тел: установил понятие центра тяжести, разработал методы его нахождения, дал первую теорию рычага.

В области практической механики Архимед изобрел “архимедов винт” - винт для подъема воды, который затем широко использовался в Египте для подъема воды из Нила на высоту до 4-х метров. Также Архимеду приписывают создание и усовершенствование оборонительных и осадных машин.

Другим известным механиком античности был Герон Александрийский (около 120 г н.э.). Это практик-механик и практик-математик. В математике он разрабатывал методы приближенных вычислений, задачи на измерение Земли. Его многочисленные механические изобретения, впрочем, носили характер игрушек. Например, автомат для открывания дверей в храм с одновременным зажиганием жертвенного огня. В своих автоматах Герон впервые использовал силу пара. Герон дал систематическое изложение основных достижений античного мира по прикладной механике и математике.

В нетехнических науках можно упомянуть Теофраста (Феофраста) (372-287 до н.э.) – естествоиспытателя и философа, одного из первых ботаников древности. Ученик и друг Аристотеля. Автор свыше 200 трудов по естествознанию (физике, минералогии, физиологии), философии и психологии. Создал классификацию растений, систематизировал накопленные наблюдения по морфологии, географии и медицинскому использованию растений.

Плутарх – греческий философ, биограф и моралист. Автор исторического труда «Сравнительные жизнеописания», в котором он изложил биографии героев и правителей Древнего Рима и Древней Греции.