Франческо петрарка интересные факты из жизни. Франческо петрарка интересные факты

Франческо Петрарка – итальянский поэт XIV века, ставший основателем раннего гуманизма. Считая наставником писателя-монаха Варлаама Калабрийского, он сыграл большую роль в итальянском Проторенессансе и стал культовым поэтом Средневековья.

Франческо Петрарка родился в Ареццо 20 июля 1304 года. Его отцом стал Пьетро ди сер Паренцо, флорентийский юрист, который был выдворен из Флоренции в то же время, что и Данте, за поддержку партии «белых». Паренцо имел прозвище «Петракко» - вероятно, из-за этого впоследствии образовался псевдоним поэта. Семейство Паренцо переезжало из одного города Тосканы в другой, а когда Франческо исполнилось девять лет, осело во французском Авиньоне. Впоследствии мать Петрарки переселилась в соседний город Карпантра.

В Авиньоне мальчик начал посещать школу, изучил латинский язык и начал интересоваться произведениями римской литературы. В 1319 году Франческо окончил школу, после чего отец посоветовал изучать право. Хотя юриспруденция не была близка Франческо, парень выполнил волю отца, поступив в Монпелье, а вскоре – и в Болонский университет. В 1326 году отец Петрарки скончался, а сам молодой человек окончательно понял, что классические писатели для него гораздо интереснее законодательных актов.

Единственным наследством, которое получил Франческо после смерти отца, стала рукопись сочинений Вергилия. Отчасти из-за тяжелого финансового положения, отчасти из-за стремления к духовному просвещению, после окончания университета Петрарка решил принять священство. Итальянец поселился при папском дворе в Авиньоне и сблизился с представителями авторитетного семейства Колонна (Джакомо Колонна - приятель еще со времен учебы в университете).

В 1327 году Франеско впервые увидел Лауру де Нов, безответная любовь к которой побудила его к написанию стихов, считающихся вершиной мастерства в сфере итальянских сонетов.

Творчество

Наибольшую популярность Петрарке принесли стихотворные произведения, написанные на итальянском языке. Подавляющая часть посвящена Лауре де Нов (хотя ее полное имя до сих пор остается загадкой, и Лаура де Нов – это лишь самая подходящая кандидатура на роль музы Петрарки). Сам поэт сообщает о возлюбленной только то, что ее зовут Лаурой, которую впервые увидел 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра, и что 6 апреля 1348 года эта женщина скончалась. После смерти Лауры Франческо воспевал эту любовь на протяжении десяти лет.


Сборник канцон и сонетов, посвященных Лауре, носит название «II Canzoniere» или «Rime Sparse». Сборник состоит из двух частей. Хотя большая часть произведений, вошедших в него, описывает любовь Петрарки к Лауре, в «Канцоньере» нашлось место и для нескольких стихов другого содержания: религиозного и политического. Еще до начала семнадцатого века этот сборник переиздали двести раз. Рецензии на сонеты, содержащиеся в «Канцоньере», писали поэты и ученые из разных стран, признав неоспоримое значение произведений Франческо для развития итальянской и мировой литературы.

Примечательно, что сам Петрарка не относился серьезно к своим итальянским стихотворным произведениям. Хотя именно стихи обеспечили успех у публики, а изначально Петрарка писал исключительно для себя и воспринимал как пустяки и безделицы, помогающие ему облегчить душу. Но их искренность и непосредственность пришлись по вкусу мировой общественности, и в результате эти произведения оказали влияние как на современников Петрарки, так и на литераторов последующих поколений.


Широко известна также итальяноязычная поэма Петрарки под названием «Триумфы», в которой нашла свое выражение его жизненная философия. В ней автор с помощью аллегорий рассказывает о цепочке побед: любовь побеждает человека, целомудрие - любовь, смерть - целомудрие, слава - смерть, время -славу, и, наконец, вечность побеждает время.

Итальянские сонеты, канцоны, мадригалы Франческо оказали влияние не только на поэзию, но и на музыку. Композиторы XIV (пока длилось Возрождение), а затем и XIX веков положили эти стихи в основу своих музыкальных произведений. К примеру, написал «Сонеты Петрарки» для фортепиано под глубоким впечатлением от стихов поэта, посвященных Лауре.

Книги на латинском

К значимым произведениям Франческо, написанным на латинском языке, относятся следующие книги:

  • Автобиография «Epistola ad posteros» в формате письма к будущим поколениям. В этом творении Петрарка излагает историю своей жизни с внешней стороны (рассказывает о ключевых событиях, произошедших на его жизненном пути).
  • Автобиография «De contempu mundi», что переводится как «О презрении к миру». Это произведение автор написал в формате диалога с блаженным Августином. Вторая автобиография поэта рассказывает не столько о внешних проявлениях истории его жизни, сколько о его внутреннем развитии, борьбе между личными желаниями и аскетической моралью, и так далее. Диалог с Августином превращается в своеобразный поединок между гуманистическим и религиозно-аскетическим мировоззрением, в котором побеждает все-таки гуманизм.

  • Инвективы (гневные обличительные речи) по отношению к представителям культурной, политической, религиозной сфер. Петрарка был одним и первых творческих деятелей, способных смотреть на высказывания, учения и убеждения современности с критической точки зрения. Так, широко известна его инвектива против врача, который считал науку важнее красноречия и поэзии. Также Франческо высказывался против ряда французских прелатов (представителей высшего католического духовенства), против аверроистов (последователей популярного философского учения XIII века), римских ученых прошлых лет, и так далее.
  • «Письма без адреса» - произведения, в которых автор смело критикует развратные нравы Рима XIV века. Петрарка на протяжении жизни был глубоко верующим католиком, но он не испытывал благоговения перед высшими духовными санами, чье поведение считал неприемлемым, и не стеснялся открыто их критиковать. «Письма без адреса» адресованы то придуманным персонажам, то реальным людям. Идеи написания произведений в таком формате Франческо позаимствовал в Цицерона и Сенеки.
  • «Африка» - эпическая поэма, посвященная подвигам Сципиона. В ней также содержатся молитвы и покаянные псалмы.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Петрарки была Лаура, личность которой до сих пор доподлинно не установлена. После встречи с этой девушкой поэт на протяжении трех лет, проведенных в Авиньоне, надеялся поймать ее случайный взгляд в церкви. В 1330 году поэт переехал в Ломбе, а через семь лет купил имение в Воклюзе, чтобы жить неподалеку от Лауры. Приняв духовный сан, Петрарка не имел права жениться, однако не чурался плотскими связями с другими женщинами. История гласит, что у Петрарки было два внебрачных ребенка.

Сама Лаура, по видимости, была замужней женщиной, верной супругой и матерью одиннадцати детей. В последний раз поэт увидел возлюбленную 27 сентября 1347 года, а в 1348 году женщина умерла.


Точная причина смерти неизвестна, но историки считают, что это могла быть чума, из-за которой в 1348 году полегла значительная часть населения Авиньона. Кроме того, Лаура могла умереть из-за истощения, обусловленного частыми родами, и туберкулеза. Неизвестно, говорил ли Петрарка о чувствах, и знала ли Лаура о его существовании.

Поэты отмечают, что в том случае, если бы Лаура стала законной супругой Франческо, он вряд ли бы написал столько проникновенных сонетов в ее честь. К примеру, об этом говорили Байрон, а также советский поэт Игорь Губерман. По их мнению, именно удаленность возлюбленной, невозможность быть с нею позволили Петрарке написать произведения, оказавшие огромное влияние на всю мировую литературу.

Смерть

Еще при жизни Петрарки его литературные произведения были оценены публикой по достоинству, и в результате он получил приглашения на коронацию лавровым венком из Неаполя, Парижа и Рима (практически одновременно). Поэт выбрал Рим, где был венчан лавровым венком на Капитолии в Пасху 1341 года. Вплоть до 1353 года он жил в своем имении в Воклюзе, периодически покидая его для путешествий или проповеднических миссий.

Навсегда покинув это место в начале 1350-ых годов, Франческо решил поселиться в Милане, хотя ему предлагали работу на кафедре во Флоренции. Обосновавшись при дворе Висконти, он занялся исполнением дипломатических миссий.


Впоследствии поэт хотел вернуться в родной Авиньон, но напряженные отношения с авторитетными итальянскими семьями помешали ему это сделать. В результате он переехал в Венецию и поселился неподалеку от семейства своей незаконнорожденной дочери.

Но и здесь Петрарка не задержался надолго: он регулярно путешествовал по различным итальянским городам, а в последние месяцы своей жизни оказался в небольшой деревне Арква. Там поэт скончался в ночь с 18 на 19 июля 1374 года, когда до 70-летнего юбилея ему оставалось дожить всего один день. История гласит, что Франческо ушел в мир иной за столом, сидя над работой по жизнеописанию с пером в руке. Его похоронили на местном кладбище.

Библиография

  • Книга песен
  • Триумфы
  • О презрении к миру
  • Книга о знаменитых мужах
  • Письмо к потомкам
  • Письма без адреса
  • Буколические песни
  • Покаянные псалмы

Великий итальянский поэт.

Родился в 1304 г. в семье флорентийского нотариуса. Петрарка улился в университетах Болоньи и Монпелье, где изучал право. В 1309 г. принял духовных сан в Авиньоне, где тогда располагалась резиденция римских пап. В начале 1330-х гг. путешествовал по Европе. В 1337 г. постил Рим.

В 1337-1341 гг. жил в селении Воклюз, где создал немало своих произведений. В это время Петрарка написал «Африку», грандиозное произведение на латинском языке, повествующее о завоевании Римом Карфагена . Петрарка мечтал об объединении Италии, пытался убедить императора Карла IV соединить разрозненные итальянские земли под своей власть. Уповал Петрарка и на римских пап , и на короля Неаполя. Поскольку его политическая приверженность была неопределённа, ему не удалось добиться успеха в своих попытках приблизить воссоединение страны.

Петрарка был большим знатоком античной литературы и филологии. Античная культура питала мысль и творчество Петрарки. Петрарка написал не сколько морально-этических трактатов, в которых призывал к совершенно разному образу жизни: в одном о воспевал «обеспеченный досуг», посвящаемый занятиям науками и искусствами в другом — монашеский аскетизм.

В трактате «О средствах против всякой фортуны» он пишет о бренности земной жизни, но обнаруживает интерес к человеческой личности. В работе «Об истинной мудрости» Петрарка оспаривает утверждение, что философия — служанка теологии, утверждая, что истинная цель философии — самопознание. В трактате «Тайна» Петрарка пытается разрешить главный конфликт, присутствующий в его душе — конфликт мирских устремлений и гуманистического мировоззрения с аскетическим идеалом, олицетворяемым св. Августином.

Несмотря на богатое латинское наследие Петрарки, если всемирная слава основана на его итальянских поэтических произведениях, задачу которых Петрарка видит в воспевании прекрасной и жестокой дамы. Петрарка написал множество сонетов, посвященных его возлюбленной, Лауре, которую он встретил в 1327 г. Петрарка посвящал стихи Лауре до самой ее смерти в 1348 г., а также десять лет после ее кончины.

Таким образом, собрание сонетов разделяется на две части: «на жизнь» Лауры и «на смерть». В стихах Петрарки Лаура, не теряя реальных черт, становится аллегорией чистоты и добродетели. Петрарка пишет о очищающем и облагораживающем влиянии любви к Лауре на его душу. Последние годы жизни Петрарка провел в Италии, много путешествуя. Поэт умер в 1374 г.

Сочинения:

Петрарка Ф. Избранные сонеты и канцоны в переводах русских писателей, СПБ, 1898;

Петрарка Ф. Автобиография, Исповедь, Сонеты. М., 1915.

Иллюстрации:

Портрет Петрарки.

6 апреля в 1327 году состоялась первая встреча Франческо Петрарки с Лаурой . Замужняя женщина стала для великого поэта бессменной музой, возвышенной и недостижимой мечтой. При этом неизвестно, знала сама Лаура о его чувствах или нет.

366 сонетов

Благословляю день, минуту, доли
Минуты, время года, месяц, год,
И место, и придел чудесный тот,
Где светлый взгляд обрек меня неволе

Так вспоминал Петрарка о первой встрече со светловолосой красавицей Лаурой, которая раз и навсегда украла его покой. О том, что судьбоносная встреча произошла на пасхальной службе 6 апреля, мы знаем со слов самого поэта, который оставил об этом дне не только поэтические строки, но и подробные воспоминая: «Лаура, известная своими добродетелями и долго прославляемая моими песнями, впервые предстала моим глазам на заре моей юности, в лето Господне 1327, утром 6 апреля, в соборе святой Клары, в Авиньоне».

Ей было двадцать лет, ему — двадцать три. Их встреча не могла стать началом счастливой истории любви: Лаура уже была замужем, а на Петрарке лежал обет безбрачия. Влюблённому оставалось лишь бросать томные взгляды на Прекрасную Даму и воспевать её в своих сонетах, канцонах, секстинах, балладах, мадригалах...

366 сонетов, посвящённых Лауре, поэт объединил в «Книгу песен», которая прославила не только его чувства, но и саму поэзию — воспевая любовь мужчины к женщине, а не раба к Богу, Петрарка положил начало эпохе Проторенессанса (этапу в истории итальянской культуры, предшествующему Ренессансу).

Альтикьеро да Дзевио, портрет Петрарки. Источник: Public Domain

Ангел во плоти

Ещё три года после судьбоносной встречи, поэт, предпочитавший вести скитальческую жизнь, провёл в Авиньоне. Исследователи не знают ответ на вопрос: обменялись ли они за это время хоть одним словом? Знала ли Лаура о пылких чувствах великого итальянца? Но в том, что Муза Петрарки была достойной супругой, сомнений нет, а в глазах влюблённого она и вовсе — настоящий ангел:

Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла.

Историки склоняются к тому, что Музой Петрарки была Лаура Де Нов — златокудрая дочь синдика Авиньона Одибера де Нов , мать 11 детей. Однако любовь Петрарки во многом походит на историю Данте Алигьери и Беатриче — в обоих случаях скептики сомневаются в реальном существовании Муз. По их мнению, Прекрасные Дамы были всего лишь плодом воображения романтичных поэтов.

Лаура, рисунок XV века (?) Библиотека Лауренциана. Источник: Public Domain

Ни в одном письме Петрарки имя Лауры не упоминается (за исключением письма к потомкам, где он говорит о своей прошедшей любви, и письма, где опровергает обвинения в том, что она не реальна). Основную информацию о Лауре можно почерпнуть из собственноручных пометок Петрарки и его поэтических строк, где её имя обычно встречается в игре слов — золотой, лавр, воздух. Но достоверность образу Музы придаёт тот факт, что однажды поэт заказал камею с её портретом художнику из авиньонской курии:

Нам этот лик прекрасный говорит,
Что на Земле — небес она жилица,
Тех лучших мест, где плотью дух не скрыт,
И что такой портрет не мог родиться,
Когда Художник с неземных орбит
Сошел сюда — на смертных жён дивиться

Свою фанатичную платоническую любовь Петрарка оправдывал тем, что именно она помогала ему избавиться от земных слабостей, именно она возвышала его. Но даже это благородное чувство не помешало знаменитому поэту обзавестись двумя незаконнорожденными детьми от разных женщин (их имена история умалчивает).

Мэри Спартали Стилман. «Первая встреча Петрарки и Лауры».

Всему миру известны великие итальянские сонеты. Франческо Петрарка, их автор, прекрасный итальянский поэт-гуманист XIV века, прославился в веках своим творчеством. Именно о нем и пойдет речь в этой статье. Мы поговорим о жизни, творчестве и истории любви Петрарки.

Франческо Петрарка: биография

Родился великий поэт в Ареццо (Италия) в 1304 году, 20 июля. Его отец - Пьетро ди сер Паренцо по прозвищу Петракко, был флорентийским нотариусом. Однако из Флоренции он был изгнан еще до рождения сына за то, что поддерживал партию «белых». Тем же гонениям подвергался Данте. Однако Ареццо путешествие семьи Петрарки не закончилось. Родители поэта скитались по городам Тосканы, пока не решили отправиться в Авиньон. К тому времени Франческо исполнилось девять лет.

Обучение

Во Франции в те годы уже были школы, в одну из них и поступил Франческо Петрарка. Биография поэта подтверждает, что за время учебы он освоил и приобрел любовь к римской литературе. Петрарка окончил обучение в 1319 году и по настоянию отца принялся за изучение права. Для этого он отправился в Монпелье, а затем где пробыл до 1326 года - в это время умер его отец. Однако юриспруденция нисколько не интересовала Франческо. Его влекла совершенно другая область - классическая литература.

И окончив университет, будущий поэт вместо того, чтобы пойти в юристы, пошел в священники. Это было вызвано нехваткой средств - в наследство от отца он получил рукопись произведений Вергилия.

Папский двор

Франческо Петрарка (биография которого представлена здесь) селится в Авиньоне при дворе папы римского и принимает духовный сан. Здесь он сближается с могущественной семьей Колонна благодаря университетской дружбе с одним из ее членов Джакомо.

В 1327 году Петрарка впервые увидел свою будущую возлюбленную Лауру, которая останется его музой на всю жизнь. Чувства к девушке стали одной из ряда причин удаления поэта в Воклюз из Авиньона.

Петрарка считается первым, кто взошел на вершину Мон-Ванту. Восхождение состоялось 26 апреля 1336 года. Путешествие он проделал со своим братом.

Литературная известность и покровительство семейства Колонна помогли Петрарке обзавестись домиком в долине реки Сорги. Здесь поэт в общей сложности прожил 16 лет.

Лавровый венок

Между тем благодаря своим литературным произведениям (особо стоит отметить сонеты) Франческо Петрарка стал знаменитым. В связи с этим он получил приглашение принять (высшая награда для поэта) от Неаполя, Парижа и Рима. Поэт избрал Рим, и в 1341 году был коронован на Капитолии.

После этого Франческо прожил примерно год при дворе Пармского тирана Аццо Корреджио, а затем вернулся в Воклюз. Все это время поэт мечтал о возрождении былого римского величия, поэтому он начал проповедовать восстание Такие политические взгляды разрушили его дружбу с Колонна, что привело к переселению в Италию.

Новый папа Иннокентий VI

Жизнь Франческо Петрарки с момента рождения и практически до самой смерти была полна путешествий и переездов. Так, в 1344 и в 1347 гг. поэт совершил продолжительные путешествия по Италии, которые принесли ему множество знакомств, большинство из которых окончились дружбой. Среди этих итальянских друзей оказался и Боккаччо.

В 1353 году был вынужден покинуть Воклюз Франческо Петрарка. Книги поэта и увлечение Вергилием вызвали неблагосклонность нового папы Иннокентия VI.

Тем не менее Петрарке была предложена кафедра во Флоренции, от которой поэт, впрочем, отказался. Он предпочел отправиться в Милан, где занял место при дворе Висконти, исполняя дипломатические миссии. В это время он побывал даже у Карла IV в Праге.

Смерть поэта

1361 год ознаменовался для Петрарки попыткой вернуться в Авиньон, которая оказалась безуспешной. Тогда поэт покинул Милан и в 1362 году поселился в Венеции. Здесь жила его незаконнорожденная дочь со своей семьей.

Из Венеции Петрарка практически каждый год выезжал в Италию путешествовать. Последние годы своей жизни поэт обитал при дворе Франческо да Каррара. Умер Петрарка в деревеньке Арква в ночь с 18 на 19 июля 1374 года. Поэт не дожил до своего 70-го дня рождения всего один день. Его нашли только утром. Он сидел за столом, склонившись над рукописью, в которой описывал жизнь Цезаря.

Периодизация творчества

Прожил незаурядную и интересную жизнь Франческо Петрарка (биография поэта позволила нам в этом убедиться). Не все просто и с творчеством писателя. Так, в литературоведении принято разделять произведения Петрарки на две части: различные сочинения на латинском языке и итальянская поэзия. Латинские произведения имеют огромное историческое значение, тогда как стихи на итальянском сделали писателя всемирно знаменитым.

Хотя сам поэт воспринимал свои стихи как пустяки и безделицы, которые писал не ради публикации, а лишь для того, чтобы облегчить сердце поэта. Вероятно, именно поэтому глубина, искренность и непосредственность сонетов итальянского автора оказали огромное влияние не только на современников, но и на последующие поколения.

Петрарка и Лаура

О любви всей жизни Петрарки и вдохновившей его на великие создания музе известно всем любителям поэзии. Однако сведений о ней не очень много.

Доподлинно известно, что он впервые увидел девушку 6 апреля 1327 года в церкви Санта-Кьяра. Лауре тогда было 20 лет, а поэту 23 года.

К сожалению, нет никаких исторических свидетельство о том, были ли они знакомы, отвечала ли девушка взаимностью писателю, который всю жизнь хранил в душе и мыслях светлый образ златокудрой возлюбленной. Тем не менее Петрарка и Лаура, даже если их чувства и были взаимны, не могли быть вместе, ведь поэт был связан церковным саном. А церковные служители не имели права жениться и заводить детей.

С момента первой встречи три года Франческо прожил в Авиньоне, воспевая свою любовь к Лауре. Одновременно с этим он пытался увидеть ее в церкви и в тех местах, куда она обычно ходила. Не стоит забывать о том, что у Лауры была своя семья, муж и дети. Однако эти обстоятельства нисколько не беспокоили поэта, ведь возлюбленная представлялась ему ангелом во плоти.

Последняя встреча и смерть Лауры

Согласно утверждениям литературоведов, Петрарка в последний раз видел свою возлюбленную 27 сентября 1347 года. А через полгода, в апреле 1348 г., женщина трагически скончалась. Причина ее смерти так и осталась неизвестной. Петрарка не желал смириться со смертью любимой, и во многих стихах, написанных уже после гибели Лауры, часто обращался к ней как к живой.

Сборник посвященных ей сонетов «Канцоньере» Петрарка разбил на две части: «на жизнь» и «на смерть Лауры».

Перед самой смертью поэт написал, что в своей жизни желал только двух вещей - лавра и Лауры, то есть славы и любви. И если слава пришла к нему еще при жизни, то обрести любовь он надеялся после смерти, где сможет соединиться с Лаурой навсегда.

Особенности творчества и духовная борьба

Именно сборник «Канцоньере» определил место и роль поэта в итальянской и всемирной литературе. Петрарка, стихи которого были настоящим открытием своего времени, впервые создал художественную форму для итальянских лирических произведений - поэзия писателя впервые стала историей внутреннего индивидуального чувства. Интерес именно к внутренней жизни стал основой всего творчества Петрарки и определил его огромную гуманистическую роль.

К таким произведениям относятся и две автобиографии Петрарки. Первая, неоконченная, имеет форму послания к потомкам и рассказывает внешнюю сторону жизни автора. Вторая, имеющая вид диалога между Петраркой и описывает внутреннюю жизнь и нравственную борьбу в душе поэта.

Основой этого противостояния является борьба между аскетической моралью церкви и личными желаниями Петрарки. На этом фоне понятен интерес поэта к этическим вопросам, размышлению над которыми он посвятил 4 работы: «О монашеском досуге», «Об уединенной жизни» и т. д. Тем не менее в споре с Августином, отстаивающим аскетически-религиозную философию, побеждает гуманистический взгляд на мир Петрарки.

Отношение к церкви

Пытается примирить церковную доктрину с классической литературой Петрарка. Стихи, разумеется, не имеют никакого отношения к религии или аскетизму, тем не менее поэту удавалось оставаться верующим католиком. Это подтверждают ряд трактатов, а также переписка с друзьями. Кроме того, Петрарка выступал резко против схоластов и современного ему духовенства.

Например, «Письма без адреса» наполнены сатирическими и крайне резкими выпадами в адрес развращенных нравов папской столицы. Это произведение состоит из 4 частей, адресованных различным лицам - как реальным, так и вымышленным.

Критицизм

Франческо Петрарка, творчество которого было весьма разнообразно, критически относился как к современной ему церкви, так и к древней литературе. Такое положение дел говорит о том, что у поэта было высоко развито самосозерцание. Примерами тех произведений, где проявилось подобное отношения к миру, могут служить следующие: выступление против медика, который ставил науку превыше красноречия и поэзии; выступление против прелата, который предсказывал возвращение Урбана V в Рим; выступление против другого прелата, который нападал на сочинения самого Петрарки.

Критицизм поэта, связанный с этическими проблемами, также обнаруживается и в его исторических сочинениях. Например, в De rebus memorandis libri IV - сборнике анекдотов (историй) и высказываний, которые были заимствованы у латинских и современных авторов. Расположены эти изречения согласно этическим рубрикам, которые носили, например, такие названия: «О мудрости», «Об уединении», «О вере» и пр.

Основное значение для биографов Петрарки имеет огромная переписка поэта. Многие из этих писем являются, по сути, трактатами о политике и морали, другие похожи на публицистические статьи. Намного меньшее значение имеют речи писателя, которые он произносил на различных торжествах.

«Канцоньере» («Книга песен»)

Как поэт Франческо Петрарка прославился благодаря своему сборнику «Канцоньере», о котором мы уже упоминали выше. Книга была посвящена любви поэта к Лауре. В сборник вошло всего 350 сонетов, из которых 317 относились к части «На жизнь и смерть Мадонны Лауры». В течение сорока лет Петрарка посвящал своей возлюбленной сонеты.

В своих лирических произведениях Франческо любуется небесной чистотой и ангельским обликом Лауры. Она является для поэта величественным и недоступным идеалом. Ее душа сравнивается с яркой звездой. При всем этом Петрарка умудряется описывать Лауру как реальную женщину, а не только как идеальный образ.

Для своей эпохи Франческо Петрарка был первым, кто начал воспевать величие и красоту человека, обращая внимание не только на внешность, но и на личностные качества. Кроме того, поэт является одним из основоположников гуманизма как содержания творчества и образа мыслей. До Петрарки искусство Средневековья воспевало только черты духовного, божественного и неземного, а человек представлялся несовершенным и недостойным рабом божьим.

Франческо Петрарка (итал. Francesco Petrarca). Родился 20 июля 1304 года в Ареццо - умер 19 июля 1374 года. Итальянский поэт, глава старшего поколения гуманистов, один из величайших деятелей итальянского Проторенессанса, ученик Варлаама Калабрийского.

Петрарка родился 20 июля 1304 года в Ареццо, где нашёл себе убежище его отец, флорентийский юрист Пьетро ди сер Паренцо (прозвище Петракко), изгнанный из Флоренции - одновременно с - за принадлежность к партии «белых». После долгих скитаний по небольшим городам Тосканы родители девятилетнего Франческо переселились в Авиньон, а затем его мать - в соседний Карпантра.

Во Франции Петрарка поступил в школу, научился латинскому языку и проявил интерес к римской литературе. Окончив обучение (1319), Петрарка по желанию отца начал изучать право, сначала в Монпелье, а потом в Болонском университете, где оставался до смерти отца (1326). Но юриспруденция совсем не интересовала Петрарку, который всё более и более увлекался классическими писателями.

По выходу из университета он не стал юристом, а был посвящён в священники, чтобы найти средства к жизни, так как по наследству от отца он получил только рукопись сочинений Вергилия. Поселившись в Авиньоне при папском дворе, Петрарка вступил в духовное звание и сблизился с могущественной фамилией Колонна, один из членов которой, Джакомо, был его университетским товарищем, а в следующем году (1327) впервые увидел Лауру, неразделённая любовь к которой составила главный источник его поэзии и послужила одной из причин его удаления из Авиньона в уединённый Воклюз.

Петрарка также известен первым официально зарегистрированным восхождением (со своим братом) на вершину Мон-Ванту, состоявшимся 26 апреля 1336 года, хотя известно, что до него вершину посещали Жан Буридан и древние жители этой местности.

Покровительство Колонна и литературная известность доставили ему несколько церковных синекур; он приобрёл домик в долине речки Сорги, где с перерывами прожил 16 лет (1337-1353). Между тем письма Петрарки и его литературные произведения сделали его знаменитостью, и он почти одновременно получил приглашение из Парижа, Неаполя и Рима принять коронование лавровым венком. Петрарка выбрал Рим и был торжественно венчан на Капитолии лавровым венком в Пасху 1341 года - этот день некоторые исследователи считают началом эпохи Возрождения .

Если латинские произведения Петрарки имеют больше историческое значение, то мировая слава его как поэта основана исключительно на его итальянских стихах. Сам Петрарка относился к ним с пренебрежением, как к «пустякам», «безделкам», которые он писал не для публики, а для себя, стремясь «как-нибудь, не ради славы, облегчить скорбное сердце». Непосредственность, глубокая искренность итальянских стихов Петрарки обусловила их громадное влияние на современников и позднейшие поколения.

Свою возлюбленную он называет Лаурой и сообщает о ней только то, что впервые увидел её в церкви Санта-Кьяра 6 апреля 1327 года и что ровно через 21 год она скончалась, после чего он воспевал её ещё 10 лет. Двухчастный сборник посвящённых ей сонетов и канцон («на жизнь» и «на смерть мадонны Лауры»), традиционно называемый Il Canzoniere (ит. букв. «Песенник»), или Rime Sparse, или (по-латыни) Rerum vulgarium fragmenta - центральное по значению сочинение Петрарки на итальянском языке. Кроме изображения любви к Лауре в «Канцоньере» содержится несколько стихотворений разного содержания, преимущественно политического и религиозного. «Канцоньере» , выдержавшее уже до начала XVII века около 200 изданий и комментированное целой массой учёных и поэтов от Л. Марсильи в XIV веке до Леопарди в XIX веке, определяет значение Петрарки в истории итальянской и всеобщей литературы.

В другом сочинении на итальянском языке, поэме «Триумфы» («Trionfi») поэт аллегорически изображает победу любви над человеком, целомудрия над любовью, смерти над целомудрием, славы над смертью, времени над славой и вечности над временем.

Петрарка создал истинно художественную форму для итальянской лирики: поэзия впервые является у него внутренней историей индивидуального чувства. Этот интерес к внутренней жизни человека проходит красной нитью и через латинские произведения Петрарки, которые определяют его значение как гуманиста.

Прожив около года при дворе пармского тирана Аццо ди Корреджио, он снова вернулся в Воклюз. Мечтая о возрождении величия древнего Рима, он стал проповедовать восстановление римской республики, поддерживая авантюру «трибуна» Кола ди Риенци (1347), что испортило его отношения с Колонна и побудило переселиться в Италию. После двух продолжительных путешествий по Италии (1344-1345 и 1347-1351), где он завязал многочисленные дружеские связи (в том числе с ), Петрарка навсегда покинул Воклюз в 1353 году, когда на папский престол вступил Иннокентий VI, считавший Петрарку волшебником, ввиду его занятий .

Отклонив предложенную ему кафедру во Флоренции, Петрарка поселился в Милане при дворе Висконти; исполнял разные дипломатические миссии и, между прочим, был в Праге у Карла IV, которого посещал по его приглашению ещё во время его пребывания в Мантуе. В 1361 году Петрарка оставил Милан и после неудачных попыток вернуться в Авиньон и переселиться в Прагу поселился в Венеции (1362-1367), где жила его незаконнорождённая дочь с мужем.

Отсюда он почти ежегодно предпринимал продолжительные путешествия по Италии. Последние годы жизни Петрарка провёл при дворе Франческо да Kappapa, отчасти в Падуе, отчасти в загородной деревеньке Арква, где и умер в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., не дожив одного дня до своего 70-летия. Его нашли утром за столом с пером в руке над жизнеописанием Цезаря. На местном кладбище красуется памятник из красного мрамора, поставленный поэту его зятем Броссано, бюст же воздвигнут в 1667 году.