Гармоничное развитие личности ведущая цель. Проблема гармонизации развития личности в психолого-педагогической литературе

Было время, когда я считал, что физические качества гораздо важнее духовного развития. Тогда, должно быть это было наиболее верное решение. Да, я читал статьи и книги, смотрел фильмы, некоторые ребята на собственном примере пытались показать, что физическое развитие куда лучше духовного.
А ведь духовное развитие, тем не менее, по своей структуре ни чем таким особым не отличается от физического развития и в формировании человека играет немаловажную и значительную роль и в свою очередь является сложным многоступенчатым процессом чем-то напоминающим слоёный пирог.
Судя по всему, я не понимал, самого смысла понятия гармоничное развитие человека и спустя время совершенно спонтанно в моей голове промелькнула мысль, что же собой на самом деле представляет гармоничное развитие личности?
Пару дней я находился в раздумьях и вот, невзирая на повседневные дела, я всё же решился высказать своё мнение по тревожащему меня вопросу.
Что же всё-таки в себя включает гармоничное развитие человека? Для начала давайте определимся, что является первоосновой гармоничного развития? Фундамент, на котором зиждется гармоничное развитие личности, представляет собой процесс развития человека не только в интеллектуальном и физическом плане, но и в индивидуальном самопознании мира и совершенствовании себя как личности. Для того чтобы быть гармонично развитой личностью необходимо избавиться от всего негатива, от всего лишнего, отрицательного и плохого, что окружает в жизни.
Жизнь, наполненная яркими красками и положительными эмоциями – это попытка сублимации так сказать метод эффективной борьбы с собственным эгоизмом, грамотная и умелая работа над ошибками и успешный пошаговый способ стать более стойким, собранным, позволяющий распознать свои сильные и слабые стороны, раскрыть в себе скрытые таланты, обнаружить в себе творческую жилку. Только ежедневно побеждая себя можно понять, что тебе в конечном итоге нужно для обретения истинной гармонии. Для воспитания гармонии в себе желательно избавиться от запрограммированных стереотипов, шаблонов поведения, которые прочно засели в памяти. Лишь избавив разум от всего ненужного, отрицательного, плохого присутствующего в жизни, можно понять всю сущность бытия и определить всю значимость этой жизни. Для познания мировой гармонии вынужденным и неизбежным фактором является перерождение человека, как личности. И лишь кардинально изменив себя можно в полной мере познать тайный смысл бытия и стать по-настоящему свободным и счастливым. А счастье в свою очередь есть подлинное состояние души.
Когда мы вообще произносим фразу развитие личности, то перво-наперво имеем ввиду решение всех жизненноважных дел, задач и вопросов, с которыми приходится, сталкиваться человеку в течение всего своего земного бытия, ведь испокон веков повелось, что покуда жив человек, проблемы были, есть и будут. И ступивший на путь самопознания и самосовершенствования как мне кажется, испытывает тоже самое.
Лишь сумевший найти в себе силы и раскрыть свой внутренний потенциал способен справиться с преградами, встречающимися на своём жизненном пути, сможет достичь успеха в жизни и всецело может называть себя гармонично развитой личностью.

Коренная реформа образования и воспитания - важное направление государственной политики. Повышение уровня образования и воспитания является основной задачей педагогов, так как умственное развитие и развитие личности влияют на уровень культуры, мировоззрение и интеллект человека. С первых шагов по пути независимости придается большое значение возрождению и дальнейшему развитию духовности, совершенствованию системы национального образования, укреплению его национальной основы, повышению их до уровня мировых стандартов в гармонии с требованиями времени, т. к. по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе.

Главной целью и движущей силой реализуемых преобразований является человек, его гармоничное развитие и благосостояние, создание условий и действенных механизмов реализации интересов личности, изменение изживших себя стереотипов мышления и социального поведения. Важным условием развития является формирование совершенной системы подготовки кадров на основе богатого интеллектуального наследия народа и общечеловеческих ценностей, достижений современной культуры, экономики, науки, техники и технологий. Мы ставим перед собой цель - создать необходимые возможности и условия для того, чтобы наши дети росли не только физически и духовно здоровыми, но и всесторонне и гармонично развитыми людьми, обладающими самыми современными интеллектуальными знаниями, в полной мере отвечающими требованиям XXI века .

Воспитание должно быть не только всесторонним, но и гармоничным (от греч. harmonia - согласованность, стройность). Это означает, что все стороны личности должны формироваться одновременно и в тесной взаимосвязи между собой. Так как личностные качества формируются прижизненно, то вполне понятно, что у одних людей они могут быть выражены более ярко, у других - слабее. Встает вопрос: по каким же критериям можно судить о мере личностного развития человека? Психолог С. Л. Рубинштейн писал, что личность характеризуется таким уровнем психического развития, который позволяет ей сознательно управлять собственным поведением и деятельностью. Вот почему способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, способность к автономной деятельности есть существенный признак личности.

Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших характеристик личности относил 1) разумность, 2) ответственность, 3) свободу, 4) личное достоинство, 5) индивидуальность. Человек является непосредственно природным существом. В качестве природного существа он наделен природными силами, задатками и способностями, которые не могут не оказывать влияния на социальное развитие человека, на его формирование как личности. В чем же, однако, проявляется это влияние? Укажем на несколько положений .

Первое. Для формирования человека как общественного существа важнейшее значение имеет его природная способность к развитию. Проведенные опыты по одновременному воспитанию детенышей человека и обезьяны показали, что обезьяна развивается только по «биологической программе» и не в состоянии усваивать речь, навыки прямохождения, труда, нормы и правила поведения. Ее развитие ограничено биологическими возможностями, и за пределы этих возможностей она выйти не может.

Ребенок же, наряду с биологическим созреванием, оказывается в состоянии овладевать многим из того, что биологически в нем не «запрограммировано»: прямой походкой, речью, трудовыми навыками, правилами поведения, т. е. всем тем, что в конечном итоге делает его личностью. Второе. Биологическое сказывается в формировании человека также в том, что у людей имеется определенная природная предрасположенность к той или иной деятельности. Например, многие люди от природы имеют тонкий музыкальный слух, хорошие голосовые данные, способность к поэтическому творчеству, феноменальную память, математические задатки, особые физические свойства, выражающиеся в росте, мышечной силе и т. д. Третье. Не меньшее значение имеет также то, что биологически человек имеет весьма большие возможности к развитию, что свой потенциал в этом отношении он использует лишь на 10-12 %.

Наконец, четвертое. Нельзя не учитывать, что биологическое может проявляться в развитии личности самым неожиданным образом. Есть, однако, еще один фактор, оказывающий влияние на личностное развитие человека. Речь идет, естественно, о воспитании. В современных условиях уже трудно представить себе приобщение человека к жизни без продолжительного и специальным образом организованного обучения и воспитания .

Именно воспитание выступает в качестве важнейшего средства, с помощью которого реализуется социальная программа развития личности, ее задатков и способностей. Таким образом, наряду со средой и биологическими задатками воспитание выступает как существенный фактор развития и формирования личности. Однако, признавая роль этих трех факторов - среды, биологических задатков (наследственности) и воспитания - в развитии человека, существенно важно правильно уяснить то соотношение, в котором находятся между собой эти факторы.

Если, например, сопоставить формирующее влияние среды и воспитания на личность, то оказывается, что среда воздействует на ее развитие в известной мере стихийно и пассивно. В этом плане она выступает как возможность, как потенциальная предпосылка развития личности. Более того, внешние средовые влияния в современных условиях сами по себе не в состоянии обеспечить решение тех сложнейших задач, которые связаны с формированием личности и подготовкой ее к жизни.

Чтобы человек овладел наукой, способами профессиональной деятельности и сформировал в себе необходимые моральные и эстетические качества, требуется специальное и продолжительное воспитание. То же самое относится и к творческим задаткам человека. Для того чтобы эти задатки проявились, нужны не только соответствующие социальные условия и определенный уровень развития общества, но и соответствующее воспитание, специальная выучка в той или иной сфере общественной деятельности.

Подчеркивая это положение, выдающийся русский физиолог и психолог И. М. Сеченов писал: «В неизмеримом большинстве случаев характер психологического содержания 999/1000 дается воспитанием в обширном смысле этого слова, и только 1/1000 зависит от индивидуальности». Все это позволяет сделать важнейший вывод: определяющую роль в развитии и формировании личности играет воспитание. Только с помощью воспитания реализуется социальная программа развития человека, и формируются его личностные качества .

Важность данного понятия заключается в том, что воспитание обществом гармонично развитой личности, привитие ей общественных норм, правил, ценностей, обычаев и традиций является важным фактором развития гармоничного общества в целом. Гармонично развитая личность (в широком понимании этого термина) есть один из краеугольных камней мировоззрения человека. Он может послужить своеобразным базисом, над которым с течением времени надстраиваются прочие моральные принципы человека, определяющие его взаимоотношения с окружающими его людьми, и именно поэтому правильный выбор в данном случае чрезвычайно важен.

В психологии трактовка понятия «личность» неоднозначна. Так, Э. В. Ильенков считал, что для того, чтобы понять, что такое личность, надо исследовать организацию «совокупности человеческих отношений», их «социально-исторический, а не естественно-природный характер». О взаимоотношении общества и личности, о самостоятельности последней высказывался выдающийся русский педагог и мыслитель К. Д. Ушинский: «Правильно развитый человек и именно будет находиться в таком истинном отношении к обществу: он не утратит в нем своей самостоятельности, но и не оторвется от него своей самостоятельностью. Аристотель очень метко говорил, что человек, не нуждающийся в обществе людей, - не человек, он или животное, или бог. К этому, однако же, следовало бы прибавить, что человек, не выносящий в обществе своей самостоятельности, равняется нулю, стоящему с левой стороны цифр, а человек, не признающий в обществе ничего, кроме своей собственной мысли, желает один быть единицей, с тем, чтобы все другие оставались нулями, с правой стороны единицы. Дело же воспитания в этом отношении состоит именно в том, чтобы воспитать такого человека, который вошел бы самостоятельной единицей в цифру общества... Общество есть соединение самостоятельных личностей, в котором по принципу разделения труда сила общества увеличивается силой каждого и сила каждого силой общества» .

Воспитание современной молодежи должно быть ориентировано на формирование в их сознании стремления к самосовершенствованию, к определенной жизненной цели. В выборе жизненного пути ведущую роль играет мировоззрение. Под мировоззрением понимают систему взглядов человека на общество, природу и самого себя. Мировоззрение формируется в процессе практической деятельности и познания. Само собой разумеется, что при так называемых начетнических знаниях, то есть основанных на механическом, некритическом усвоении, у человека не вырабатывается научное мировоззрение, и знания остаются мертвым грузом. Когда же человек старается понять жизнь, осмыслить ее, тогда практический опыт и теоретические знания служат в качестве кирпичиков при построении научного мировоззрения.

Мировоззрение, представляет собой обобщенную систему взглядов, убеждений и идеалов, в которых человек выражает свое отношение к окружающей его природной и социальной среде. Мировоззрение личности, являясь обобщением знаний, опыта и эмоциональных оценок, определяет “идейную направленность всей ее жизни и деятельности. Известно, что индивид сначала чувственно познает мир, затем на основе приобретенных знаний формируется индивидуальное мировоззрение (сознание мира), на основе которого формируется сознание самого себя. Все приобретенные знания о мире объединяется и формируется целое мировоззрение.

Расширение научного мировоззрения студентов влияет на развитие личности, что дает положительные педагогические результаты, а усвоение будущими специалистами общечеловеческих ценностей в процессе формирования у них научного мировоззрения служат основой формирования духовности.

Итак, формирование гармонично развитой, самостоятельно мыслящей свободной личности - это основная цель воспитания в современном демократическом обществе. Какими бы моральными нормами, правилами и установками государство и общество не влияло на индивидуум, т. е. на социальную единицу - личность, истина заложена лишь в внутри ее самой. Только от выбора самой личности зависит выбор ее пути, ее гармония с окружающим миром, ее созидательная роль и полезность обществу.

Итак, мы рассмотрели структуру личности, познакомились с эго-состояниями Взрослый, Родитель и Дитя, научились строить эгограмму, отражающую на какие Вашей части личности приходится больше энергии. Как позитивной, так и негативной. Теперь научимся энергизировать и развивать самостоятельно те эго-состояния, которые не развиты, тем самым, гармонизируем структуру своей личности.

Эгограмма Ваших эго-состояний

Допустим, Вы составили эгограмму эго-состояний Вашей личности и у Вас получилась, подобная той, которая изображена на рисунке.

Подобную работу мы недавно проделали совместно с участниками субботней группы по изменению Сценария Жизни. Каждый участник группы составил под руководством 2-х психологов собственную эгограмму.

Мы видим, что в этой структуре личности наибольшее количество энергии приходится на эго-состояния: Контролирующий (Критикующий) Родитель (КР), Адаптивное (Приспосабливающееся) Дитя (АД) и Воспитывающий (Заботливый) Родитель (ВР).

А такие эго-состояния структуры личности, как Свободное (Естественное) Дитя (СД) и Взрослый (В) энергезированны меньше.

Это означает, что в этой структуре личности наиболее развит Родитель, который часто зашумляет Взрослое начало (высокие требования к себе и людям, критика), Дитя подавлено и подчиняется правилам (неуверенность), творческая часть личности (СД).

Конечно, данная эгограмма не учитывает позитивные и негативные аспекты эго-состояний – тогда столбиков гистограммы было бы не 5 а 9. Такую работу я делаю, как правило, совместно с моими клиентами, если в этом есть необходимость.

У участников группы возник закономерный вопрос, как можно изменить структуру личности, не прибегая к глубинным психотерапевтическим техникам, основанным на терапии новых решений.

Развитие и гармонизация структуры личности.

Немалых изменений в жизни можно добиться самостоятельно , сознательно перераспределяя психическую энергию с избыточно развитых эго-состояний на «недоразвитые» части Вашей личности.

Стратегия гармонизации – это стратегия осознанного культивирования ранее игнорируемых эго-состояний, ориентированная на решение проблем.

Развиваем эго-состояния личности

Ниже приведу ряд упражнений, способствующих увеличению позитивной энергии развиваемого эго-состояния.

Включите воображение, чтобы применить их к Вашей личной ситуации.

Контролирующий Родитель

1. Практикуйте конструктивную критику.

Как можно чаще практикуйте «конструктивную критику», тщательно анализируя и оценивая свое собственное поведение и поступки окружающих.

Правила конструктивной критики:

  • всегда быть конкретным;
  • предлагать альтернативные варианты решений проблем и вопросов;
  • указывать на имеющиеся возможности и исследовать их;
  • не претендовать на то, что Вы истина в последней инстанции.

Благодаря этому Вы сможете избежать активизации негативной части своего Контролирующего Родителя, использующего осуждающую критику и реплики наподобие: «Ну я же Вам говорил…» или «Ты все делаешь неправильно…».

2. Устанавливайте границы.

Учитесь четко и сразу расставлять психологические границы для себя во взаимоотношениях с другими людьми: чего Вы НЕ хотите для себя и что для Вас неприемлемо . Тогда Вам не придется играть роль Преследователя и Обвинителя, защищающего свои границы, нападая уже тогда, когда они нарушены.

Воспитывающий Родитель

1. Давайте позитивные поглаживания.

Практикуйтесь в раздаче позитивных поглаживаний (поддержка, похвала) при любой возможности! И делайте это искренне!

2. Учитесь заботиться о других.

Дарите людям как можно больше подарков, уделяя больше времени поиску именно тех гостинцев, которые действительно будут с радостью приняты ими.

Готовьте близким еду и угощения, приглашайте в гости, спрашивайте у них в какой поддержке и заботе они нуждаются, тем самым энергезируя заботливое начало своей личности.

Взрослый

1. Стройте планы.

Напишите свои идеи и планы, прежде чем предпринимать любые действия, что, как правило, является функцией Взрослого. Нередко особенно ощутимый эффект удается получить, записывая свои мысли в перекидной блокнот, специальный Дневник или на доске.

2. Занимайтесь постоянным самообучением.

Приучите себя получать новую информацию и проверять факты – посещайте лекции и семинары, читайте книги и газеты. Регулярно обращайтесь к энциклопедиям и словарям.

Свободное Дитя

1. Развивайте воображение и творчество.

В свободное время мечтайте, фантазируйте и экспериментируйте со «свободными ассоциациями». Почаще шутите и смейтесь над юморными высказываниями людей.

Всякий раз, когда Вы почувствуете усталость, смущение или депрессию, можете дать волю «исподним фантазиям». Рисуйте перед своим взором формы, узоры, цветные пятна и дыры. Представляйте нелепости.

2. Играйте в настольные игры и больше двигайтесь.

Подойдут занятия и игры, которые задействуют Ваше воображение и требуют взаимодествия с другими «детьми». От прогулок на лошадях и настольного тенниса, до «Мафии», «Крокодила», «Угадай кто ты».

Пробуйте и осваивайте новые виды деятельности: танцы, гимнастику, цигун, йогу, пение, рисование и пластику.

Адаптивное Дитя

1. Принимайте заботу окружающих.

Возьмите за правило открыто принимать поглаживания со стороны других людей и благодарить их за это.

Говорите прямо и конкретно о том, чего Вы хотите. Просите о помощи и внимании со стороны близких Вам людей.

2. Ориентируйтесь на свои желания.

Учет желаний и требований других людей – это конечно же хорошо, однако учитесь открыто заявлять о своих «хочу» и «не хочу». Разрешите себе желать.

Научитесь выяснять, что хотят от Вас окружающие, и конструктивно реагируйте на них.

Отвергайте негативные поглаживания и неконструктивную критику.

Наша цель – гармонично развитая структура личности

В комментариях к статье приведите другие примеры развития и энергетизации эго-состояний личности. Давайте наберем банк идей гармонизации личности.

Баланс между внутренним и внешним – мир с самим собой – стремление каждого человека. Именно эти качества соответствуют определению «гармоничная личность», а также понятию «конгруэнтность».

Понятия «гармоничная личность» и «гармоничное развитие» не синонимичны. Личность, нашедшая гармонию, баланс, – это не обязательно гармонично развитая личность.

Второе понятие в каждой культуре и эпохе наполнено своим смыслом, но в общем можно сказать, что оно соответствует физической, нравственной, эстетической и интеллектуальной развитости индивида. Очевидно, что не каждый человек, обретший баланс, развит во всем одинаково. Создание условий гармоничного развития – цель воспитания.

История и значение

«Гармоничными» называют процессы или объекты, находящиеся в соответствии, согласии, создающие приятный эффект. Сам термин «гармония», происходящий от древнегреческих корней и имеющий дословный перевод «связь», «согласованность», сначала употреблялся только в музыке, а затем стал использоваться и в переносном значении – упорядоченности, согласованности в отношениях между любыми объектами.

Что такое гармония в жизни, как она проявляется в общении и в людях? В общем смысле, это согласованность внутреннего и внешнего. Гармоничная личность отличается равновесием в действиях и мыслях, их непротиворечивостью.

Обретение внутренней гармонии – процесс, сопряженный с раскрытием себя, с формированием особого взгляда на мир и людей. Следуя за А. Н. Леонтьевым, стоит признать существование противоречий, внутренней борьбы и у личностей, которых можно охарактеризовать как гармоничных, хотя здесь следует ремарка. А. Н. Леонтьев выделил два понятия:

  • Гармоническая личность.
  • Трагическая личность.

У гармонической личности случаются и моменты противоречивости, борьбы, однако они не захватывают её полностью, не перетягивают акцент на себя. Между тем у трагической личности внутренняя борьба становится единственным компонентом, определяющим все поведение человека.

Гармонический склад обычно формируется еще в детстве, когда ребенок не испытывает сильных стрессов. Психологическая травма ведет к дисгармонии и нарушениям в будущем.

Условия и пути

Гармоничное развитие – оптимальный путь не только для обретения гармонии, но и для раскрытия своего потенциала в полной мере. Но в каких условиях происходит формирование гармонично развитой личности, сложно ответить однозначно.

Для гармоничного развития необходимо обогащение разума и чувства, формирование . Воспитание гармонично развитой личности не должно зацикливаться ни на одной способности индивида, а скорее, охватывать весь его внутренний мир.

Во-первых, у человека уже должна быть сформирована способность к самоконтролю. Иначе он просто не сможет соотносить социальные требования со своими желаниями. Эта способность развивается через подкрепляющие действия (похвалу, награды) значимых взрослых. Подчинение внешним требованиям, умение смирить свои сиюминутные желания – необходимое условие развития.

Относительно самоконтроля можно привести результаты исследований Мишела, а именно известные маршмеллоу-тесты, которые в некотором роде позволили продвинуться в нашем понимании успеха и его критериев. Суть эксперимента заключалась в следующем: ребенка оставляли одного в комнате вместе с зефиркой или конфетой, попросив не есть её определенное количество времени за награду – удвоенную порцию сладости.

Исследователи наблюдали за тем, как ребенок справляется со своим желанием и как долго он способен держаться. В результате тестов те дети, что справлялись с ожиданием, вырастая, имели лучшее качество жизни.

Во-вторых, гармонично развитая личность не может сформироваться без обогащенной среды. Стимулирующим фактором для активности мыслей и чувств выступает разнообразие.

В-третьих, важна самостоятельность и осмысленность. Чем больше вызовов решает человек сам, тем быстрее он развивается и с большей увлеченностью устанавливает связи с миром. В этом случае у него формируется убежденность в том, что он сам несет ответственность за свою судьбу.

Мир в уме

Ответить на вопрос, как стать гармоничной личностью, уже будучи взрослым, – и просто, и сложно одновременно. Единого рецепта нет, это индивидуальный путь каждого человека, но для обретения гармонии необходимо пять вещей:

1. Быть самим собой.

Большинство людей запирается в нормы, правила и догмы, никогда не показывая свои настоящие переживания и мысли даже самим себе. К чему же это ведет? Человек не представляет сам, какие у него желания, а значит, и исполнить их не может. Следует отказаться от навязанных стереотипов, от следования тому, что не соответствует истинным устремлениям.

2. Научиться легко относиться к изменениям.

Мы все планируем. Без плана невозможно поставить цель и идти к ней. Секрет гармоничных людей в том, что они не делают катастрофы из-за ошибок и препятствий. Мир не может работать так, как мы хотим, но в нашей власти извлечь пользу из событий мира, какими бы бесполезными и негативными они ни казались на первый взгляд.

3. Отпускать плохое.

То, что уже произошло, не должно беспокоить, главное – извлечь уроки. Прошлого не переменишь, а вот настоящее – в наших руках. То, что будет, не может быть однозначно плохим, так как исход заранее не известен никому. А относительно того, что есть, имеет смысл пользоваться известной формулой буддистов (мастеров в достижении гармонии):

«Проблема имеет решение? – Решайте. — Проблема решения не имеет? — Это не проблема, это факт, который можно только принять и жить с ним».

4. Находить в каждом моменте уникальное.

Все существование может быть описано через циклы: солнце встает и садится, человек рождается и умирает, идет на работу и возвращается, зима сменяет осень, а её прогоняет весна – и так бессчетное количество раз. Очень легко закружиться в водовороте обыденности и начать воспринимать мир серым, безжизненным механизмом, но это лишает человека возможности достичь счастья и гармонии.

В каждом моменте жизни есть как привычное, стандартное, так и новое, отличное от прежнего опыта. Именно это отличное и нужно искать. Мы можем радоваться и развиваться, когда воспринимаем окружающий мир максимально открыто и увлеченно. И это достижимо, если сделать маленькое усилие, чтобы видеть реальность как будто в первый раз, усматривая те самые уникальные черточки происходящего.

5. Смеяться.

Смех уменьшает количество стрессовых гормонов и разряжает обстановку. Радость, восторг и удовольствие, которые часто сопряжены со смехом, делают человека открытым миру и привлекательным. А в 2014 году исследователи доказали, что смехотерапия снижает уровень тревоги, положительно сказывается на общем состоянии здоровья и помогает в борьбе с бессонницей.

Замечательна техника работы над собой для приближения к античному образцу гармоничного человека, обладающего благородством и совершенством. Её суть можно свести к трем основным практикам, которым следует уделять время каждому человеку:

  • Самоограничения, которые позволяют обрести власть над своими страстями.
  • Анализ своих поступков и дел, их тщательный разбор, что приближает к раскрытию своих желаний, росту ответственности и осознанию вклада, который человек вносит в мир.
  • Рефлексия – анализ собственных мыслей.

Жить в согласии с собой, уравновешивая противоборствующие в нас силы, становиться лучше каждый день – вот идеал античности, который затем перешел в Средневековье, Возрождение и Новое время. Именно этот идеал – максимального развития личности – лег в основу многих течений в психологии и педагогике.

Мыслители прошлого положили начало гуманистической модели, преобладающей теперь во всех развитых странах. Гармоничное развитие личности, включающее обретение внутренней свободы, стремление к самосовершенствованию и самореализации, является тем состоянием, к которому стоит стремиться для наиболее полной и счастливой жизни. Автор: Екатерина Волкова

Формирование гармонично развитой личности.

В современных условиях творческая личность становится востребованной обществом на всех ступенях ее развития. Количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым изменениям. Для того, чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал.

Неизменный факт в нашем изменяющемся обществе то, что музыкальное развитие детей в системе дополнительного образования является центром, ядром созидания и воспитания личности будущего, она служила и будет служить для того, чтобы все усилия педагогов были направлены на развитие и воспитание личности.

Среди исследователей феномена творчества существуют две точки зрения: одни полагают, что обучить творчеству невозможно, другие утверждают, что творчеству можно научиться. Профессор В.Г.Максимов придерживается взгляда, что обучить творчеству невозможно, но это вовсе не значит, что не нужно содействовать его формированию и развитию. Он утверждает, что без определенных задатков педагога невозможно ожидать от него творческого подхода к профессии. Должны присутствовать такие качества, как любовь к детям и к своему делу, высокая нравственная и эстетическая культура, искусство владения словом, особая чуткость и внимание к миру детских переживаний чувств. Эти качества составляют ядро личности педагога-мастера, которое делает человека личностью и профессионалом.
Современная педагогика опирается на тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Задача педагогов - раскрыть эти способности, развить их. Однако "разбудить" способности ребенка - не значит открыть какой-то клапан и дать простор природе человека. Способности формируются постепенно в процессе активной деятельности на занятиях музыкального воспитания. В ее обеспечении велико значение целенаправленной системы педагогических воздействий, достаточно гибких, тонко учитывающих особенности детей. Творческие задатки обучающегося проявляются в его инициативности, активности и самостоятельности.

Творчество предполагает стойкий познавательный интерес к музыке. Развивать это качество необходимо в рамках занятий, используя систему специальных заданий, причем особое внимание должно уделяться умению обучающегося высказывать свою точку зрения, находить объяснения к прослушиваемым музыкальным произведениям и формировать таким образом личностное отношение к содержанию музыки. Такой процесс сугубо индивидуален, как и само творчество.

Творческий процесс в широком смысле слова - это создание новых общественно значимых материальных и духовных ценностей.

Как же научить ребенка мыслить творчески? Давайте прислушаемся к советам В.А.Сухомлинского. "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на занятиях о предмете изучения все, что вы знаете, под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". "...Никогда умственные усилия не должны направляться только на закрепление в памяти, на заучивание. Прекращается осмысливание, прекращается и умственный труд, начинается отупляющая зубрежка".

В настоящее время творчество и творческая деятельность определяют ценность человека, поэтому формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл. В связи с этим повышается роль музыкального воспитания как условие для формирования творческой, гармонически развитой личности.

Особая роль в формировании творческой личности ребёнка отводится семье. Дети и родители находятся в постоянном поиске, современная семья имеет огромный интеллектуальный потенциал, а задача педагога – привлечь и умело использовать его при организации свободного времени детей, заполняя досуг полезными делами. Какую сторону развития ребёнка мы бы не взяли, всегда решающую роль играет семья. Это посещение театров концертов, коллективный просмотр музыкальных телепередач, празднование «Дней рождений» и других семейных праздников, на которых звучала бы музыка. Это позволит развить интерес к музыке, ее лучшее понимание и восприятие. Многие дети переживают информационную ненасыщенность. Им хочется много знать, всё интересно, они желают активно участвовать во всем. Это значит – желают проявить себя. Такая позиция формирует трудоспособность. А для этого следует педагогу и родителям создавать условия, констатировать результаты, стимулировать участие.

Главное в воспитании гармонически развитой личности – создание условий для саморазвития человека.

1. Интерес к самому себе.

Ребенок должен научиться ставить себе вопросы и отвечать на них. Он должен научиться любить себя в хорошем смысле слова: кто я? Какой я? Чего хочу? Что могу? Что для этого я умею? Что необходимо для того, чтобы этого достичь? Пробудить интерес к постановке этих вопросов к самому себе, не испытывая при этом вины и страха, боязни и неуверенности, могут и должны воспитательные мероприятия.

2. Самопризнание себя как личности.

Задача педагога – помочь ребенку в формировании адекватной самооценки, самоуважении, уверенности в своих силах, собственной успешности. Ему, как и взрослому, необходимо почувствовать свою значимость и необходимость. Это приведет любого ребенка к эмоциональному равновесию и желанию самореализации.

3. Управление самим собой.

Управлять собой осознанно, а не бездумно подчиняться приказам. Управлять самим собой – это еще и умение самостоятельно, без посторонней помощи решать свои проблемы. Это способствует воспитанию воли, характера.

4. Уважение чужого мнения.

Через воспитательные мероприятия формировать культуру общения, развивать коммуникативные умения. Учиться формировать и высказывать свое мнение, не боясь быть одиноким в своем мнении, учиться отстаивать его, признавать свою неправоту и ошибочность своих суждений. Каждый имеет право на ошибку. Воспитывать терпимое отношение к разным людям, вещам и взглядам. Помочь детям преодолевать трудности общения.

5. Эмоциональная устойчивость.

Развивать положительные эмоции и управлять отрицательными эмоциями. Учить вызывать одни и избавляться от других.

Вызывать:

Умение прощать;

Не таить в себе обиду;

Не растить в себе желание отомстить, наказать.

Важное умение – это умение управлять своим страхом. Научиться создавать вокруг себя ситуации, способствующие возникновению определенных эмоций.

6. Мотивация действий и поступков.

Отношение ребенка к учению и ко всякого рода деятельности зависит от мотивации этой деятельности. Стимулом проявления положительной мотивации являются индивидуальные мотивы:

Заинтересованность;

Далеко идущие перспективы;

Вера в собственные силы;

Положительные эмоции.

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является музыка. Возможности его заложены в специфике музыки, которая отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, и, обладая исключительной эмоциональной насыщенностью, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка. В психологии выделяют две формы творчества детей - воспроизводящее творчество и творчество изобретательное. Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие. Поэтому важно понимание творчества как неотъемлемой части любой музыкальной деятельности учащихся на занятии.

Для развития творческого потенциала учащихся в процессе музыкального воспитания и формирования гармонически развитой личности, необходимо поддерживать стойкий, познавательный интерес к музыке.