Художественные особенности лирики. Основные черты и особенности поэтики А.А.Блока

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа. Он оказался последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершающим своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Ахматова писала: «Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха».
Блок в своем творчестве отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи, и отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.
Испепеляющие годы!
Бездумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы -
Кровавый отсвет в лицах есть.
Великая историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Он был как бы связующим звеном между литературой XIX и начала XX века. Поэтому-то в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые, казалось бы, черты и качества личности. Он и классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен, он же и наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений - символизма, в котором и видел выражение мятежных исканий своего времени В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая «тревоги своего времени», Блок на страстном, богатом и гибком, музыкальном и многомысленном языке своей поэзии гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося и неотвратимого перелома в мировой жизни.
И черная земная кровь
Сулит нам, раздувая вены,
Все разрушая рубежи,
Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи.
В мире Блока, который, как творец, настойчиво искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два «магических» слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры: «Прекрасная Дама», «Незнакомка», «Снежная маска», «Нечаянная радость». Причем особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.
Специфическая блоковская символика не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в «Незнакомке», - обычная блоковская символика: «шляпа с траурными перьями», «перья страуса склоненные», скрывающаяся «в туманном... окне», за «темной вуалью», «незнакомка», В позднем стихотворении «О доблестях, о подвигах, о славе...» образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с образом женского портрета - «твое лицо в простой оправе». Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки; лицо ее ослепительно сияет. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: «я бросил в ночь заветное кольцо», «синий плащ», «летели дни, крутясь проклятым роем». В стихотворении упоминается единственная деталь туалета - «синий плащ». Его не просто надевает любимая - в него «она печально завернулась». Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения - «... В сырую ночь ты из дому ушла», - уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутано романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.
Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
Завершая поэтические искания русского XIX века, Блок создал особый тип лирической поэзии, рассматривающей большие философские, общественно-моральные и культурно-исторические проблемы, проникнутые острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока - это не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей - от романсно-элегичес- кого до куплетно-частушечного. Блок наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто «цыганщины», а большого литературного стиля:
Вешний трепет, и лепет, и шелест,
Непробудные, дикие сны,
И твоя одичалая прелесть -
Как гитара, как бубен весны!
Излюбленным художественным принципом поэтики Блока является принцип контраста - антитезы. Так. пролог к поэме «Возмездие» целиком построен на противоположности антонимических слов:
Жизнь - без начала и конца,
Нас всех подстерегает случай...
Он, утверждая, отрицал
И утверждал он, отрицая...
В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:
Вагоны шли привычной линией,
Подрагивали и скрипели;
Молчали желтые и синие;
В зеленых плакали и пели.
Одновременно поэт использует цветовые метафоры: «желтые и синие» (вагоны I и II классов), «зеленые» (вагоны 111 класса). «Желтые и синие» олицетворяют высшее сословие и его равнодушное отношение к окружающему миру обездоленных.
Блок всегда считал, что поэту отведена особая, великая и ответственная роль: «Три дела возложены на него: во-первых - освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых - привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих - внести эту гармонию во внешний мир».
Громадная притягательная сила блоковского стиха, могучая внутренняя энергия его ритмов проверены временем. Эти тончайшие, разнообразные музыкальные ритмы волнуют, тревожат, радуют, печалят и воодушевляют. Эти ритмы заставляют снова и снова почувствовать гармонию, внесенную в мир великим поэтом. Через десятилетия мы слышим его пророческий голос:
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне;
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!

О, я хочу безумно жить:

Все сущее - увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся - воплотить! Александр Блок

Александр Блок был поэтом величайшего исторического рубежа, Это великий поэт старой, дооктябрьской России, завершивший своим творчеством поэтические искания всего XIX века. Анна Андреевна Ахматова писала: \"Блок не только величайший европейский поэт первой четверти XX века, но и человек-эпоха\".

В своем творчестве Александр Блок отразил существенные черты этой бурной, переломной эпохи. Отблеск русской революции лежит на его стихах и поэмах.

Испепеляющие годы!

Бездумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы

Кровавый отсвет в. лицах есть.

Можно сказать, что историческая миссия Блока как поэта, критика, публициста заключалась в том, чтобы привести культуру прошлого в непосредственное соприкосновение со своим временем. Поэт явился связующим звеном между литературой XIX и начала XX веков. Вероятно, поэтому в творчестве и облике Блока совмещаются несовместимые черты и качества личности.

Блок классичен, сдержан, глубоко интеллектуален и интеллигентен. Он наиболее яркий представитель одного из самых модных модернистских течений - символизма, в котором видел выражение мятежных исканий своего времени. В содержании своего творчества Блок вышел далеко за пределы символистической доктрины, но он оставался верен эстетике и поэтике символизма до конца своих дней, остро ощущая \"тревоги своего времени\".

На страстном, музыкальном языке своей поэзии Блок гениально выразил владевшее им предчувствие приближающегося перелома в мировой жизни.

И черная земная кровь

Сулит нам, раздувая вены,

Все разрушая рубежи,

Неслыханные перемены,

Невиданные мятежи.

В поэтическом мире Блока, который, как творец, искал сжатые поэтические формы, конкретные образы превращались в емкие символы, говорящие о беспредельном. Одно-два \"магических\" слова могли означать для него бесконечно многое. Наиболее известные, классические тому примеры мы находим в стихотворениях \"Прекрасная Дама\", \"Незнакомка\", \"Нечаянная радость\". Причем, особую значимость приобретает многомерность и глубина подразумеваемых смыслов.

Символика Блока не остается неизменной, она по-новому переосмысляется, скрещивается с новыми символами. В ранних стихотворениях, например в \"Незнакомке\" перед нами один символический ряд: \"шляпа с траурными перьями\", \"перья страуса склоненные\", скрывающаяся \"в туманном... окне\", за \"темной вуалью\", \"незнакомка\". В позднем стихотворении \"О доблестях, о подвигах, о славе...\" образ трагической любви, воспоминание о былом счастье и молодости связан с другим изобразительным рядом.

Изображение любимой на портрете возникает перед нами без всякой дымки: \"твое лицо в простой оправе. Детали, связанные с миром повседневности, символически обобщены: \"и бросил в ночь заветное кольцо\", \"синий плащ\", \"летели дни, крутясь проклятым роем\". В стихотворении упоминается единственная деталь туалета - \"синий плащ\". Его не просто надевает любимая - в него \"она печалью завернулась\". Возникая повторно во сне, этот образ приобретает значение символа. В этом стихотворении мы не обнаруживаем ни звезд, ни тайны, ни таинственного исчезновения. \"... В сырую ночь ты из дому ушла\", - уход любимой осязаем и конкретен. Но это не делает восприятие стихотворения приземленным, оно, хоть и печально, но окутывает романтической дымкой, символика остается глубокой, со множеством подтекстов.

Подобное восприятие выражается и в блоковских метафорах. Ведь метафора есть, по Блоку, сестра символа.

Закат в крови!

Из сердца кровь струится!

Плачь, сердце, плачь...

Покоя нет! Степная кобылица

Несется вскачь.

(\"На поле Куликовом\")

Александр Блок создал особый тип лирической поэзии. Поэзия эта проникнута острым чувством истории и действительности. Лирический стиль Блока - не разрушение старых, традиционных форм, а свободное сочетание и перепланировка элементов самых различных стилей: от роман-сно-элегического до куплетно-частушечного. Поэт наполнил романс психологическим содержанием и создал его как явление не просто \"цыганщины\", а большого литературного стиля:

Вешний трепет, и лепет, и шелест,

Непробудные, дикие сны,

И твоя одичалая прелесть

Как гитара, как бубен весны!

(\"Ты - как отзвук забытого гимна...\")

Напевно-эмоциональная интонация романса соседствует с разговорной поэтической частушкой:

Отложила молодица Зимнюю кудель...

Поглядеть, как веселится В улице апрель!

Раскрутился над рекою Красный сарафан,

Счастьем, удалью, тоскою Задышал туман.

(Из цикла \"Ненужная весна\")

Принцип контраста, антитезы является излюбленным художественным принципом поэтики Блока. Так, пролог к поэме \"Возмездие\" целиком построен на противоположности антонимических слов: “Жизнь - без начала и конца. Нас всех подстерегает случай...” Или: “Он, утверждая, отрицал. И утверждал он, отрицая...”

В сюжетных стихотворениях Блок зачастую использует для того, чтобы возрастала напряженность повествования, параллелизм:

Вагоны шли привычной линией.

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

(\"На железной дороге\")

Мастерски поэт использует цветовые метафоры: \"желтые и синие1 (вагоны 1 и II классов), \"зеленые\" (вагоны }