Ироды цари иудеи. Царь ирод великий и ужасный

) – царь иудейский, был сыном Антипатра и родоначальником других одноименных ему царей, упоминаемых в Новом Завете. Он управлял Иудеей, тогда римской провинцией, в год рождества Господня в Вифлееме Иудейском. Впрочем, хотя Ирод и носил титул царя, но был подчинен римскому императору. Он отличался своей дикой свирепостью. Целый ряд жестокостей ознаменовал его 34летнее царствование – он убил даже собственную жену и двух сыновей. В тридцать третий год царствования Ирода, как мы уже заметили выше, в Вифлееме родился Спас мира, Господь . Узнав о новорожденном Царе Иудейском и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, Ирод избил 14 тысяч вифлеемских младенцев, думая в числе их погубить и Богомладенца Иисуса; впрочем, вскоре после того он сам погиб ужасной смертью в Иерихоне – именно был съеден живой червями. Перед смертью он разделил управление царством между тремя своими сыновьями. Над Иудеей, Самарией и Идумеей он поставил правителем Архелая; над Галилеей и Переей сделал тетрархом Ирода Антипу, дав Филиппа в правители трем верхним областям на в. от Иордана: Итурии, Авраните и Трахоните (). Хорошо известное изречение Августа, который, услыхав, что Ирод в числе вифлеемских младенцев убил своего собственного сына, воскликнул: лучше быть свиньею Ирода, чем его сыном! прямо доказывает, что слух об избиении вифлеемских младенцев, в том или другом виде, проникнул даже в самый Рим;

д) Ирод Агриппа I ( и др.) – сын Аристовула, внук Ирода Великого. Он омрачил свое правление преследованием христиан, в угодность иудеям; так, напр., убил мечом св. ап. Иакова, сына Зеведеева, и также хотел было поступить и с ап. Петром, но Промысл спас его. (). Вскоре затем и сам гонитель кончил жизнь свою, пораженный в Кесарии на общественных играх в честь императора внезапной внутренней болезнью, продолжавшейся только четыре дня; на пятый же день скончался во дворце своем, будучи изъеден червями ();

е) Ирод Филипп I () – сын Ирода Великого и Мариамны, дочери первосвященника Симона. Его не должно смешивать с четвертовластником Филиппом. Он был женат на Иродиаде, сестре Агриппы I, от которой имел дочь Саломею. Впрочем, Иродиада оставила Филиппа и вступила в кровосмесительный брак со сводным братом Филиппа, Иродом Антипой (, , ). Ирод лишил его наследства, и Филипп всю жизнь провел частным человеком;

ж) Ирод Филипп II – сын Ирода Великого и иерусалимлянки Клеопатры. Управлял Ватанеей, Трахонитой и Авранитой, с титулом четвертовластника (). Правление его отличалось умеренностью и правосудием. Им выстроен на месте древней Панеи новый город, наименованный Кесарией (); им возобновлен г. Вифсаида в Нижней Гавлоните, с переименованием оного Юлией, в котором он и умер в 34 г. по Р. X. Женат был на Саломии, дочери Филиппа I и Иродиады. Династия Иродов царствовала в Иудее 140 лет.

В один из жарких и душных дней 4-го года новой, едва начавшейся эры, территорию крепости Иродион, находившуюся в 15 км от Иерусалима, заполнили тысячи людей. Взоры всех были устремлены в сторону поднятого над землёй золотого ложа, на котором покоилось мёртвое тело того, кто в течение почти сорока лет правил Иудеей, вызывая в подданных ужас, смешанный с восхищением. Это был царь Ирод Великий, имя которого стало в наши дни неким фразеологизмом, означающим жестокого и безжалостного человека.

Предки будущего царя

По своему рождению Ирод Великий не принадлежал ни к одному царскому роду. Его отец, которого звали Антипатр, был лишь высокопоставленным чиновником, занимавшим пост римского наместника в Идумее - небольшой территории на юге Израильского нагорья. Когда-то в давние годы она была населена языческими племенами идумеев (от них и пошло название местности), к которым принадлежал дед будущего царя Ирода - отец Антипатра.

В конце I века до н. э. Идумея была завоёвана евреями, и, выразив лояльность к победителям, а главное, приняв их веру - иудаизм, благоразумный дед был поставлен править всеми своими соотечественниками. От него власть со всеми причитающимися привилегиями унаследовал его сын Антипатр - отец будущего царя Ирода.

Благоразумный Антипатр

Надо заметить, что этот самый Антипатр унаследовал от своего предка не только власть, но и обострённое политическое чутьё, сопряжённое с полнейшей беспринципностью. Как тот в своё время легко отрёкся от религии предков и, приняв веру иудеев, вступил с ними в сотрудничество, так и он не замедлил выразить поддержку римлянам, захватившим в 63 году д. н. эры Иерусалим. Заслужив, таким образом, милость у римского полководца Помпея, он был поставлен наместником всей Иудеи.

В 49-45 гг. д. н. эры Рим был охвачен гражданской войной, вспыхнувшей между двумя претендентами на пустовавший в то время императорский трон - видным военачальником Помпеем и его конкурентом Юлием Цезарем. Как высокопоставленный чиновник, Антипатр обязан был публично выразить поддержку одному из них. Это был выбор, от которого зависела вся последующая карьера, а возможно, и жизнь. Угадав внутренним чутьём будущего победителя - Юлия Цезаря, он поддержал именно его, предав, таким образом, своего прежнего благодетеля Помпея.

Придя к власти, новый император щедро отблагодарил всех своих сторонников, в числе которых был и Антипатр. Отныне он приобрёл титул прокуратора Иудеи, за спиной которого, мощными рядами стояли непобедимые римские легионы. Свою власть он делил лишь с одним человеком - тогдашним царём Гирконом II, исполнявшим одновременно и обязанности первосвященника.

Тетрарх Галилеи

В 73 году д. н. эры у Антипатра родился сын - будущий царь Ирод Великий. Когда тому исполнилось 25 лет, отец без труда выхлопотал ему у царя должность тетрарха (губернатора) Галилеи - северной и весьма крупной провинции Иудеи. Уже в самом начале своей карьеры молодой чиновник отличился, жестоко подавив восстание местных жителей, поднятое ими под предводительством своего вождя Хизкии.

Жители Галилеи пытались покончить с ненавистным им римским владычеством, но Ирод Великий (так его стали величать потомки) всегда помнил, из чьих рук он получил власть и золото. Разгромом и последующей казнью «галилейских мятежников» тетрарх ещё более возвысился в глазах своих римских хозяев, но в то же время заслужил ненависть иудеев.

Ключевым моментом, изменившим ход всей дальнейшей жизни Ирода, стало происшедшее в 40 году до н. э. нашествие на Галилею парфян - жителей Парфянского царства, древнего государства, располагавшегося к юго-востоку от Каспийского моря. Не в силах оказать им сопротивление, тетрарх бежал сначала в Иерусалим, а затем в Идумею. Оказавшись, таким образом, в безопасности, он тем не менее не успокоился, а решил воспользоваться сложившейся ситуацией и извлечь пользу даже из нашествия иноземцев.

Перед римским сенатом

С этой целью беглый тетрарх отправился в Рим. Поскольку его путь пролегал через Египет, он не упустил возможности получить аудиенцию у царицы Клеопатры, что впоследствии ему весьма пригодилось. Прибыв наконец в столицу величайшей в то время империи мира, Ирод Великий прежде всего заручился поддержкой консула Марка Антония. У него он снискал расположение, передав нежное послание от египетской царицы, с которой тот был в близких отношениях.

Далее, имея на своей стороне столь влиятельного союзника, Ирод без особого труда смог убедить сенат в том, что вина за оккупацию Галилеи целиком лежит на царе Гиркане II, своей пассивностью и бездействием позволившем врагу одержать столь лёгкую победу. Единственным же выходом из создавшейся ситуации он видит смещение нерадивого правителя и назначение его самого на вакантное место.

Сенаторы отнеслись благосклонно к его доводам, но, согласно их решению, прежде чем начать царствовать, он должен был (при их поддержке, разумеется) освободить Иудею от захватчиков. Войска ему в тот момент не дали, но щедро снабдили деньгами, на которые, прибыв в Птолемаиду (нынешний израильский город Акко), Ирод Великий собрал армию, состоявшую из наёмников, а также еврейских беженцев с оккупированных территорий.

Долгожданное воцарение

Освободив с их помощью большую часть территории страны, он подступил наконец к стенам Иерусалима, взять который имевшимися в его распоряжении силами было невозможно. Выручили Ирода римские сенаторы, издалека зорко следившие за ходом событий. В критический момент они выслали ему в помощь 11 легионов регулярной армии под командованием опытного военачальника Сосия.

Прибыв на место, они осадили Иерусалим по всем правилам военного искусства, и вскоре заставили его защитников сдаться. Среди прочих трофеев в руках победителей оказался правивший до той поры ставленник оккупантов царь Антигон и 45 его активных сторонников.

Так произошло воцарение в Иудее Ирода Великого, ставшего одним из самых известных исторических личностей древнего мира. Его имя неоднократно упоминается как в иудейском Священном Писании, так и на страницах Евангелия. О нём сообщают древние историки Иосиф Флавий, Аппиан и многие другие.

В их сочинениях нередко фигурирует также и жена Ирода Великого - Мариамна, приходившаяся внучкой бывшему царю и первосвященнику Гиркану II, смещённому в результате интриг её мужа. С ней он вступил в брак, чтобы обрести большую легитимность в глазах евреев, населявших страну.

Жестокий правитель Иудеи

Следует отметить, что правление Ирода Великого было отнюдь не безоблачным. Ему всё время приходилось лавировать между двумя полярными силами. С одной стороны, он должен был проявлять беспрекословное подчинение Риму, поскольку в тот период Иудея была, по существу, его дальней провинцией, а с другой - держать в беспрекословном повиновении местное население, подавляющее большинство которого ненавидело чужеземцев.

В результате покорный и подобострастный по отношению римским хозяевам царь Ирод Великий был жесток и беспощаден с собственным народом. Своё правление он начал с массовых казней защитников Иерусалима. По его приказу предали смерти даже царя Антигона, принадлежавшего к древнему и весьма уважаемому среди евреев роду Хасмонеев. Несмотря на множество петиций в его защиту, Ирод был непреклонен, и сверженный царь поднялся на эшафот вместе со своими приближёнными. Столь же бесчеловечными мерами укреплял он свой авторитет и в последующие годы.

Известно, что правитель Иудеи придавал большое значение внешним атрибутам своей власти. Одним из них стал воздвигнутый в 15 километрах от прежней границы Иерусалима дворец Ирода Великого - Иродион. Сейчас на месте искусственной горы, являвшейся его фундаментом, расположен национальный парк, а в те давние времена гигантское сооружение поражало взоры приезжих мраморными колоннами, роскошным амфитеатром и множеством всевозможных построек. Спроектировано оно было таким образом, что в случае войны могло использоваться как фортификационное сооружение. Для этого, кроме высоких стен, были предусмотрены различные тоннели и потайные ходы.

Превратности судьбы

Вскоре после воцарения Ирода Иудею ждала целая полоса тяжёлых испытаний. Началась она с землетрясения, происшедшего в 31 году д. н. эры, разрушившего многие иерусалимские здания и унесшего жизни 30 тыс. жителей страны. Не успели евреи пережить эту беду, как уже новая постучалась в их двери.

В тот же год Иудея подверглась нашествию с юга многочисленных арабских племён. Их неожиданное вторжение было следствием ослабления Рима, вызванного полыхавшей в нем гражданской войной и поражением, которое потерпел в морском сражении с Октавианом Августом главный покровитель Ирода - Марк Антоний. Арабы воспользовались этим и, предвидя возможность безнаказанных грабежей, вторглись в пределы недоступного им прежде государства. Спасти страну помогла лишь необыкновенная решительность и полководческий талант царя Ирода.

Приложив невероятные усилия и выдворив непрошенных гостей, он направил всю энергию на то, чтобы с наибольшей выгодой воспользоваться политическими переменами, происшедшими в Риме. Сразу после поражения своего недавнего патрона Марка Антония Ирод порвал с ним все отношения и начал засылать послов к Октавиану Августу. Его усилия не пропали даром: заняв вскоре императорский трон, новый покровитель обеспечил Ироду столь же прочное положение, как и его предшественник.

Царь - строитель Иерусалима

Ирод Великий, биография которого наполнена многими деяниями, оставившими след в памяти потомков, вошёл в историю и как выдающийся строитель. Толчок началу этой его деятельности дало землетрясение, о котором упоминалось выше. Чтобы ликвидировать его последствия и поднять из руин некогда цветущую страну потребовались самые энергичные меры.

Несмотря на то что недавняя война с арабами изрядно опустошила казну, Ирод нашёл средства, чтобы привлечь в столицу, где развернулись главные работы, многих иностранных зодчих. В результате этого архитектура вновь возводимых зданий во многом приобрела римские и греческие черты.

Главной же стройкой всей его жизни стала реконструкция Второго Иерусалимского храма, весьма обветшавшего за долгие века. Выполнением этого амбициозного проекта царь рассчитывал поднять свой авторитет среди евреев, относившихся к храму как к колыбели их религии и нации в целом. Кроме того, честолюбивому по натуре, ему не давала покоя слава царя Соломона, построившего Первый храм, и остаться в памяти потомков продолжателем его дела было сокровенной мечтой, которую лелеял в себе Ирод Великий.

Избиение младенцев

Своей известностью в наши дни царь Ирод во многом обязан эпизоду, подробно описанному в Евангелии от Матфея. Речь идёт о том, как от спешивших в Вифлеем волхвов Ирод услышал о рождении Иисуса Христа - нового царя Израильского. Поняв в буквальном смысле их слова и испугавшись, что у него появился конкурент, он вознамерился погубить новорожденного.

Однако, не зная точно, о ком именно они говорили и где его искать, он отдал приказ, беспрецедентный по своей жестокости. Ирод повелел убить в Вифлееме всех младенцев мужского пола вплоть до двухлетнего возраста, полагая, что в их числе непременно окажется и тот, кого он так опасается. Евангелист Матфей умалчивает о количестве жертв, но Священное Предание говорит о 14 тыс. убитых.

Это злодеяние затмило в памяти потомков всё хорошее, что сделал в своей жизни Ирод Великий. Младенцы, безвинно загубленные им, навеки создали царю репутацию злого гения еврейского народа, сделав его символом произвола и бесчеловечности.

Конец жизни великого царя

В последние годы жизни Ирод являл собой пример патологической жестокости, мстительности и подозрительности, выходившей порой за рамки здравого смысла. Так, однажды, на основании лишь пустых домыслов, были казнены сыновья Ирода Великого - Александр и Аристобул. В те дни его великолепный дворец погрузился в атмосферу всеобщего страха, при которой никто из его обитателей не знал, доживёт ли он до следующего дня.

Смерть Ирода Великого, последовавшая в 4 году уже новой эры, стала результатом тяжёлой болезни, мучившей его в последние месяцы. Желая оставить по себе добрую память, он незадолго до кончины приказал выплатить жалование всем своим воинам и тем, кто исполнял различные обязанности на государственной службе.

Позаботился он и о преемнике, назначив им Архелая - одного из своих сыновей, чудом избежавших отцовского гнева и поэтому оставшихся в живых. Его брата Антипу Ирод назначил тетрархом Галилеи - той самой области, где сам когда-то начинал правление.

Похороны почившего царя были обставлены с необычайной пышностью. Архелай покрыл тело отца драгоценной порфирой и поместил на золотом ложе, о котором упоминалось в самом начале рассказа. Вокруг него, склонив головы, замер почётный караул, состоявший из нескольких сотен фракийских, германских и галльских воинов, ещё недавно верой и правдой служивших своему господину. Согласно своей последней воле, Ирод Великий был похоронен на территории собственного дворца-крепости Иродион, где его могила была обнаружена в 2007 году израильскими археологами.

Ирод - имя нескольких иудейский царей или царьков идумейского происхождения. Главный из них - 1) Ирод Великий, основатель идумейской династии на иудейском престоле. Сын идумейского князя Антипатра, он обладал выдающимися военными и политическими дарованиями, которые выдвинули его в глазах римского правительства, доверившего ему еще в молодости управление Галилеей. Он оказал римскому правительству важные услуги подавлением разбойничества и своими ловкими интригами настолько сумел зарекомендовать себя перед Антонием и Октавием, что по их указанию назначен был царем всей Иудеи (в 40 г. до Р. Хр.). Во время последовавшей между Антонием и Октавием войны он умел так искусно лавировать между соперниками, что хотя в общем держал сторону Антония, однако после поражения последнего при Акциуме сумел вовремя заявить свое верноподданничество Октавию, который расширил его владения, присоединив к ним сев.-вост. обл. Палестины - Трахонитиду, Ватанею и Авранитиду, и сделал его вообще главой Сирии. Почувствовав под собой твердую почву, И. начал разыгрывать роль великого восточного монарха. Отличаясь любовью к строительству и некоторым архитектурным вкусом, И. восстановил из развалин и украсил великолепными зданиями несколько городов своей страны, придав им новые имена в честь своего верховного покровителя-властелина, кесаря Августа (Самарию он переименовал в Севастию - от греч. слова σεβαστός = Augustus, Стратонову Башню - в Кесарию). В самом Иерусалиме он восстановил древний замок, названный им Антонией, а также построил великолепные дворцы, сделавшиеся лучшим украшением города. Несмотря на это великолепие, евреи не любили И., так как видели в нем иноземца, римского ставленника и похитителя престола Давидова. В народе, отягощенном двойными налогами - в пользу римлян и в пользу пышного, любящего роскошь царя, - начался глухой ропот. Чтобы примирить с собой подданных, И. задумал удовлетворить их религиозному чувству и порешил построить новый храм, который бы своим величием превосходил даже храм Соломонов. Постройка действительно началась в самых грандиозных размерах, и храм был великолепен. С той же целью И. женился на Мариамне, внуке первосвященника Гиркана II, чтобы тем самым придать своей династии санкцию кровного родства с домом Давидовым. Но все было напрасно. Еврейский народ был непреклонен в своей ненависти к узурпатору, чему способствовали многие его меры. Так, он в возобновленных им городах строил театры и амфитеатры, заводил римские и греческие игры, задавал пиры с чисто языческими увеселениями и вообще вводил такие обычаи, которые, отличаясь совершенно языческим характером, могли внушать евреям лишь чувство ужаса и отвращения. Дело дошло до того, что сильная партия ревнителей закона, именно фарисеи, в числе 6000 чел., отказались принести ему присягу в верноподданстве и устроили заговор, грозивший И. низвержением. Эти факты ясно показали И. настроение народа, и он, видя невозможность примирения, задумал сломить оппозицию крутыми и жестокими м-рами. Он превратился в жестокого и кровожадного деспота, который беспощадно истреблял всех и все, в чем только его подозрительный взгляд видел признак крамолы. Так, он истребил почти весь дом Асмонеев, как потомков законных правителей еврейского народа, и не остановился даже перед умерщвлением Мариамны, хотя она была самой любимой из его десяти жен. Конец его царствования ознаменовался невообразимыми ужасами, которые завершились умерщвлением его собственного сына Антипатра. При таком настроении И. вполне понятен тот ужас, с которым он выслушал, по свидетельству св. Матфея (гл. II), от восточных волхвов весть о том, что родился истинный царь иудейский, поклониться которому они и пришли с далекого Востока. Первой мыслью И., по этому свидетельству, было умертвить новорожденного царя, а когда ему не удалось найти его, то он не остановился перед поголовным избиением грудных младенцев в Вифлееме (см.). Пораженный тяжкой болезнью, заживо съедаемый червями, он неистовствовал даже на одре смерти и дал приказ в самый день его смерти истребить всю еврейскую знать, собранную для того в цирк; но распоряжение его не было исполнено. Он умер через несколько месяцев после рождения Христа. Главный источник сведений о его жизни - Иосиф Флавий, воспользовавшийся трудами его придворного историографа Николая Дамасского («Иуд. древн.» кн. XV-XVII). Подробное изложение истории его царствования см. у Гретца, «Geschichte der Juden» (т. 3-е); на русск. языке у Лопухина, «Библ. история» (т. II, гл. LXVII и LXVIII), a также в блестящем посмертном этюде Э. Ренана, перев. в «Восходе» (апр. и май 1894 г.). 2) Имя И. сделалось родовым в его династии и его носили ближайшие его преемники. Сыну его И. Антипе, или Антипатру, досталась по завещанию четвертая часть его владений, именно Галилея и Перея. Подобно своему отцу, это был страстный строитель, основавший, между прочим, новый город Тивериаду (в честь имп. Тиверия), куда перенес свою резиденцию. Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты. О связи его с женой своего брата Филиппа см.

Ирод - царь иудейский - был рождён в Иудее, расположенной в центре Палестины и захваченной во время гражданской войны сильными противниками, в 73 году до рождения нашей эры и рос там же. В это время произошёл раскол монархии Хасмонеев (Hasmonaean),управляющей Иудеей 70 лет на две части: Гиркана II и его брата Аристобула II. Сама Иудея участвовала тогда в более широких геополитических схватках римских легионов в северной и западной частях против перфян, исторических врагов Рима, в восточной части. Аристобул был изгнан римлянами из Иудеи, а Гиркана, являющийся отцом Ирода, верховным советником и очень умным и расчётливым военачальником, примкнувшим к ним, был назначен царём.

С раннего возраста Ирод придерживался своей позиции в отношении дружбы с правителями римской империи, считал выгонной дружбу с ними, что вызывало возмущение со стороны еврейской нации и расценивалось как предательство, и стал царём можно сказать благодаря этой дружбе. Во время правления он прислушивался и к запросам римлян, и к требованиям еврейского народа, придерживающихся политической и религиозной независимости, пытаясь наладить мир между ними.

Хрупкое равновесие из-за происхождения Ирода царя иудейского сохранялось с большим трудом. Отец его эдомит (Edomite),мать – этническая арабка, а сам Ирод считался евреем. Социальный статус фамилии, который в Иерусалиме доставался от влиятельных предков, имеющих право по традиции Хасмонеев на пост первосвященника, был недоступен для него, ему очень не хватало этого. Почти все подданные, как было написано в биографии, составленной еврейским воином благородного происхождения Иосифом Флавия, считали Ирода чужаком - «полуевреем», но это не мешало им воевать за теократию Хасмонеев. Отца Ирода примерно в 43 году до н. эры отравил шпион, посланный Хасмонеями. По прошествие трёх лет, во время вторжения перфян в Иудею фракция конкурентов Хасмонеев переметнулась к противникам, подвинув и изувечив Геркана и направившись к Ироду.

Кризис заставил Ирода просить римлян о помощи. Ночью он вынужден был бежать из родного Иерусалима, прихватив с собой семью. После победы над перфянами и евреями союзниками в сражении, которое проходило в месте, где позднее был построен Иродион и, которое изначально не давало никакой надежды на победу, направился в Рим. Сенат Рима назначил Ирода царём Иудейского государства, хорошо зная о его неизменной верности действующим законам. Два самых влиятельных человека вышли из сената плечом к плечу с Иродом царём иудейским: Марк Антоний (Mark Antony), великий воин и оратор, управляющий восточной частью, и Октавиан (Octavian),молодой патриций, управляющий западной частью и победивший спустя 10 лет Антония, захвативший власть над всем Римом и титулованный «Августом» ("Augustus"). На холме расположенном в Капитолии (Capitoline Hill) возле храма в честь Юпитера (Temple of Jove), который очень почитается римлянами, заранее зная о всех предстоящих уступках на дороге к управлению империей, Иродом был проведен обряд приношения жертвы языческим богам, которым поклоняется римский народ.

Ирод завладел царством, на завоевание которого было потрачено ещё около трёх лет тяжких сражений. Только около 37 года до н.эры он кое как добился политической принадлежности Иудеи и обладания Иерусалимом. Чтобы повысить религиозный и социальный авторитет, Ирод взял в жёны Мариамну (Mariamne),из рода Хасмонеев, разведясь перед этим с Дорис (Doris), которая была его первой супругой. Только вот добиться этим ослабления угрозы этого народа не удалось.

С Иродом Великим многие из нас познакомились на страницах бессмертного романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Вернее, не с самим Иродом, а только с его дворцом, в крытую колоннаду которого вышел когда-то пятый прокуратор Понтий Пилат. К этому историческому событию мы еще вернемся в следующих статьях, а пока что познакомимся с хозяином дворца, царем Иродом, одним из величайших правителей дохристианской эпохи.

Впрочем, это не совсем так. Ирод правил Иудеей в первые год-два после рождения Иисуса. Ведь пятый стих Евангелия от Луки начинается со слов «Во дни Ирода, царя Иудейского…» . Лука повествует нам о рождении Иоанна Крестителя, а другой евангелист, святой Матфей, – о том, как Ирод Великий, узнав от волхвов о «родившемся царе иудейском» , «весьма встревожился, и весь Иерусалим с ним» (Евангелие от Матфея 2:3). Та что же послужило причиной тревоги престарелого царя? Почему последовавшая за этим резня в Вифлееме, известная как «избиение младенцев» , не была описана ни в одном из исторических документов той эпохи?

На эти и другие вопросы, до сих пор стоящие перед историками и библеистами, мы и постараемся дать ответ в этой статье. Но это будут лишь гипотезы и предположения, ибо Храмовая Гора, приобретшая свой современный облик при царе Ироде Великом, до сих пор хранит свои страшные тайны…

Интересно, что при жизни Ирода никто «великим» не называл. Скорее всего, что в те времена к нему прилипло одно из прозвищ, похожих на знакомое нам выражение «ирод окаянный», ставшее в русском языке нарицательным. Но самое интересное, что его вообще звали не Иродом. Его имя на местном наречии произносилось как Хордос, и был он сыном крупного политика и царедворца Антипатра. Именно в честь своего отца он и назовет одного из своих сыновей Иродом Антипой. И этот второй Ирод станет еще более известным, чем его отец, потому что войдет в историю как убийца Иоанна Крестителя. Так что русское «ирод окаянный» можно с успехом адресовать как отцу, так сыну.

Но вернемся к тем временам, когда еще со времен великого восстания Иуды Маккавея за маленькой Иудеей пристально следил его заморский сосед – Римская республика.

У Республики были свои планы. Республике не нравилось господство Птолемеев в Египте и Селевкидов в Сирии. А маленькая независимая Иудея виделась ей будущим политическим и военным партнером. До той поры, пока Ркспублика не примет решение «разыграть» в Иудее другую политическую карту. Поэтому в 63 году до н.э. Гней Помпей, в недалеком прошлом консул, а теперь полководец, главнокомандующий всей армией Республики, вторгается в Иудею и устраивает страшную резню в Иерусалиме. Как и положено язычнику, он грабит и оскверняет иерусалимский Храм.

Помпей назначает правителем Иудеи сына Александре Янная, известного в истории как Гиркан-младший. Нет, Гиркан уже не был царем, как его отец. Это был марионеточный правитель, строго соблюдавший правила игры, установленные Республикой. Так Иудея попадает под власть Рима, которая продлится до конца седьмого века нашей эры. И тогда хитрый Антипатр, воспользовавшись ситуацией, выводит в свет своих четырех сыновей. И наш герой Хордос, тогда еще никому не известный, но подающий большие надежды военачальник женится на внучке Гиркана-младшего, красавице Мирьям. В русских переводах она известна под именем Мариамны. И вся дальнейшая история Иерусалима отныне будет неразрывно связана с именем этого человека, Ирода Великого.

Но Помпей пал жертвой заговора, во главе которого стоял его бывший друг и соратник Гай Юлий Цезарь. А потом и самого Цезаря предали и убили его сподвижники. Так в 36 году до н.э., при поддержке будущего императора Октавиана Августа и его соперника Марка Антония, Хордос-Ирод становится полновластным правителем Иудеи.

Его путь к власти, несмотря на поддержку римских патронов, был ознаменован местными междоусобицами. Штурм Иерусалима, кровь и грабежи, потом – гибель любимого брата Фацаэля и свержение Антигона, который был последним правителем из , затем казнь сорока виднейших граждан столицы – вот далеко не полный перечень бедствий и злодеяний, приведших к власти величайшего деспота и строителя Иудеи.

Следы строительства времен Ирода можно увидеть сегодня во многих местах Израиля, в том числе и в Иерусалиме. Первое, с чего начал Ирод – это реконструкция всей системы водоснабжения столицы.

В отрогах Хевронского нагорья к югу от Иерусалима был заложен гигантский по тем временам водовод длиной около 70 километров. Из него вода поступала к южной городской стене и собиралась в большой водосборный бассейн, расположенный в Гееномском овраге. Сегодня на этом месте, известном как «Султановы пруды», находится городской парк и открытая концертная площадка.

Далее, по системе акведуков, вода поднималась вверх и поступала по второй водосборник – Мигдалон («бассейн Хизкиягу»). Остатки этого бассейна можно увидеть со смотровой площадки . Он снабжал водой построенный в западной части города роскошный царский дворец. Сегодня в бассейне уже нет никакой воды, но еще в конце 19 века вода в нем была. Свидетельством тому – этюд известного русского художника Н.А.Ярошенко. Почему бассейн носил имя иудейского царя, жившего в 8 веке до нашей эры – этого мы не знаем.

Еще несколько бассейнов было построено Иродом во время реконструкции иерусалимского Храма и Храмовой горы. Самый крупный бассейн, известный как «Биркат Исраэль», располагался в северной части города, и в настоящее время скрыт под плитами мостовой и постройками в Арабском квартале. Но неподалеку раскопаны остатки бассейна, известного как «Овечьи пруды», или Вифезда (Бейт Хесда). Построенный рядом с овечьим рынком еще во времена правления Хасмонеев, он первоначально служил для мытья скота, приводимого в город на продажу и для . Впоследствии было обнаружено, что воды ручья, наполнявшего этот бассейн, обладают якобы целебными свойствами, и в римско-византийский период здесь были построены лечебные купальни.

В нескольких сотнях метров от Вифезды находятся остатки еще одного бассейна «Струтион». Во времена хасмонеев он снабжал водой крепость Бира, ту самую, где стражники по ошибке зарезали Антигона, брата жестокого царя Аристобула. Ирод приказал разрушить старую постройку, вместо которой неподалеку расположил крепость Антонию, в которой разместил гарнизон. Ирод всегда боялся покушений, а кроме того, присутствие в Иерусалиме крупного воинского подразделения внушало страх жителям города, и способствовало покою и порядку на Храмовой горе. В целях безопасности крепости он приказал вырыть глубокий ров в северной ее части, который пересек хасмонейский канал, подававший воду на Храмовую гору. Чтобы не дать воде заполнить ров и снабдить водой крепость Антонию, Ирод строит перед ним небольшой бассейн, который так и назвали «Струтион» по имени бывшей хасмонейской «Стратоновой башни».

Часть бассейна Срутион находится под постройками монастыря «Сестер Сиона». Арочные своды над бассейном были построены во 2 веке н.э. римским императором Адрианом, поскольку над этим местом проложили улицу. Кирпичную кладку построили уже после возведения монастыря, чтобы закрыть проход на его территории через подземелье бассейна. Вторая половина бассейна находится в конце тунеля Храмовой стены («Туннеля Хасмонеев»).

Помимо больших водосборных бассейнов в различных местах города найдены цистерны для хранения воды в богатых домах и общественных постройках. Эти цистерны имели, как правило, куполообразную или же прямоугольную форму с отверстием в потолке, через которое в цистерну на веревках опускали емкость и наполняли ее водой. Если цистерну строили достаточно глубокой, то вдоль ее стен вырубались ступени, по котором можно было спуститься за водой или же очистить цистерну от накопившейся грязи.

В наши дни, в связи со сложившейся ситуацией на территории Храмовой горы, невозможно проведение никаких археологические раскопок и исследований. Однако ученые с помощью дистанционного зондирования обнаружили там 37 водных цистерн, построенных во время реконструкционных работ, проводимых по приказу Ирода Великого. Самая большая из них емкостью 12 тысяч кубических метров наполнялась водой из акведука, который доставлял воду с Хевронского нагорья.

Остатки водной цистерны, найденные при раскопках в Еврейском квартале Старого города (вид сверху).

Кроме водопровода в городе действовала система стока и канализации. Во время раскопок в «городе Давида» под иродианской улицей были обнаружены подземные дренажные сооружения, ведущие от южной стены Храмовой горы к Геенномскому оврагу. Существует предположение, что сточные воды использовались для удобрения и орошения полей и плантаций. Во время разгрома Иерусалима римлянами в 70 году н.э. здесь прятались жители и защитники города, которых римские солдаты находили, выволакивали наружу и убивали. Многие из них, как пишет Иосиф Флавий в книге «Иудейская война», не желая сдаваться врагу, кончали жизнь самоубийством. Не так давно в одном из таких подземелий были найдены кожаный пояс и меч римского легионера. Среди находок обнаружены монеты, отчеканенные повстанцами, с надписью «Свобода Сиона», масляные лампы и черепки керамической посуды.

Древние подземные сооружения, найденные в «городе Давида», служили для стока канализационных вод во времена Второго Храма. Сейчас этот туннель открыт для посетителей и по нему можно пройти от самого нижнего участка археологического парка «города Давида» – Силоамского бассейна до Мусорных ворот Старого города.

Силоамский бассейн (Шилоах), во времена царствования Ирода Великого был расширен, и к нему добавлен еще один водный резервуар, остатки ступеней которого можно увидеть в парке «города Давида». Историки полагают, что этот бассейн предназначался для ритуальных омовений паломников, поднимающихся в иерусалимский Храм. Из него же священники брали воду для возлияний на храмовый жертвенник в праздник Суккот, моля Всевышнего, чтобы Он послал дождь на Землю Израиля.

Бассейн Шилоах («Силоамская купель») на макете иродианского Иерусалима в Музее Израиля. Автор проекта, профессор Михаэль Ави-Йона, работавший над созданием макета в 60-е годы, не мог знать, как выглядели ступени бассейна, найденного археологами лишь в 2004 году. Поэтому его реконструкция, сдаланная по описаниям, отличается от реального вида водоема.

Трудно даже представить, как изменился облик Иерусалима при Ироде. В городе появились новые дома и кварталы, были построены театр и ипподром, роскошные дома городской знати разместились в Верхнем городе, в то время как в Нижнем городе находились кварталы городской бедноты и проживавших в там язычников.

В северо-западной части города Ирод строит великолепный дворец, в северной части которого стояли три сторожевых башни, «Фацаэль», «Гиппикус» и «Мирьям», названные так в честь брата царя, его друга и любимой жены, казненной по его приказу.

Одной из отличительных особенностей построек Ирода является своеобразная обработка и отшлифовка каменных блоков, используемых для наружных стен. Сегодня археологи, да и не только они, безошибочно идентифицируют каменные блоки иродианских построек, а если эти блоки еще и очень плотно подогнаны друг к другу, то можно говорить об остатке оригинальных (не разрушенных и не перестроенных) стен времен Ирода. Интересно, что каменные блоки в иродианских постройках достигали поистине гигантских размеров, до 10-13 метров в длину, 4-5 метровой толщины и весом до 500 тонн! Как же удавалось рабочим в каменоломнях добывать и обрабатывать подобные глыбы?

Ученые наблюдали за способами добычи и обработки камней в наши дни в примитивных кустарных каменоломнях, и пришли к выводу, что технология иродианских каменотесов сводилась к следующему. со всех сторон, обтесывая ее металлическими орудиями. Оставалось отделить глыбу от подошвы и обтесать ее нижнюю грань. И здесь на помощь им приходила сама природа.

Дело в том, что в Иерусалиме и его окрестностях залегают осадочные породы, известняки и доломиты. Породы эти образуют слои, мощность которых, как правило, не превышает полутора метров. И в месте стыка таких слоев порода наиболее хрупкая и податливая. Если пропилить в блоке вертикальную щель толщиной 10-15 см, вбить в нее деревянные клинья, а потом залить их водой, то дерево, набухая, увеличивается в объеме и отрывает блок от подошвы. Вместо деревянных иногда использовали железные клинья, которые вгоняли молотом в щель. Чтобы не повредить поверхности блоков, их защищали металлическими пластинами.

Вторая задача, с которой успешно справлялись инженеры и архитекторы царя – это транспортировка гигантских блоков к месту строительства. Блоки укладывали на повозки, запряженные четверкой волов, или же волокли по выложенной круглыми бревнами дороге. Наиболее тяжелые и массивные камни устанавливали в качестве оси между двумя гигантскими деревянными колесами, и катили эту огромную колесницу к месту строительства. Там камни подымали на стену с помощью деревянных лебедок.

Нужно сказать, что архитекторы Ирода обладали немалой смекалкой и прекрасным знанием законов механики. Сам царь также участвовал в решении наиболее сложных инженерных задач.

Между царским дворцом и Храмовой горой простирались кварталы Верхнего города, где жили высшие слои общества. В ходе раскопок в Старом городе был обнаружен участок древнего Иерусалима с остатками построек, среди которых выделяется здание, в котором, по предположению ученых, мог жить Коэн а-Гадоль – храмовый. Неизменным атрибутом любого богатого дома считался микве – бассейн для ритуальных омовений. Большое количество микв различного размера можно увидеть и в остатках иродианского квартала Верхнего города. Интересно, что маленькие миквы устанавливались и в детских покоях богатых домов, полы которых были украшены мозаиками.

Остатки ритуального бассейна-микве

Фрагмент детской комнаты с мозаичным полом и микве

Главным делом своей жизни Ирод считал перестройку всего , включая и само здание Храма. Построенный во времена Ездры и Неемии, Второй иерусалимский Храм был частично реконструирован во времена правления Хасмонеев, но к моменту прихода к власти Ирода Великого уже обветшал и не соответствовал замыслам и амбициям великого строителя. А амбиций у царя хватило бы на несколько столетий вперед. Он словно вызывал на соревнование самого Творца, и строил все наперекор Его воле. Так появился на пустынном морском берегу город-порт Кейсария, в неприступных горах на побережье Мертвого моря – цветущий город-крепость Масада, на искусственно насыпанном высоком холме к югу от Иерусалима – дворец Иродион. В Иерусалиме же Ирод решил превзойти самого царя Соломона и превратить Храмовую гору в архитектурный шедевр, равного которому не было ни в Риме, ни в других городах империи.

В 20 году до н.э. Ирод приступил к осуществлению своего замысла. Ему предстояло решить две главные задачи: превратить древний холм Мориа, называемый также Храмовой горой, в ровную площадку и перестроить здание Храма. Первая задача можно было решить чисто инженерными приемами, в то время как вторая требовала особого подхода. Мы уже говорили о том, что в самом Храме имелись помещения, доступ к которым имели только священники-коэны, а в Святая Святых мог входить только первосвященник, да и то раз в году. Зная все это, Ирод приказал обучить строительному мастерству тысячу коэнов. Их задачей было выстроить новые помещения на месте, где когда-то размещался Ковчег Завета. Эти работы проводились с особой предосторожностью и с соблюдением всех мер ритуальной чистоты. К тому же, служба в Храме не должна была прерываться даже на день!

Решением второй задачи явилось строительство опорной стены вокруг Храмовой горы. Для этой цели Ирод приказал выровнять прилегающую к Храму территорию и вымостить ее каменными плитами. Гора Мориа была срыта, и на ее месте образовалась площадь размером в 145 тысяч квадратных метров. Ее можно увидеть и сегодня со смотровой площадки на Масличной горе. Площадь Храмовой горы возвышалась над окружающей территорией на несколько десятков метров, по сути своей, это была искусственная насыпь, окруженная массивными опорными стенами.

Реконструкция «арки Робинсона» .Из экспозиции Музея истории Иерусалима.

Под плитами, покрывавшими площадь, Ирод приказал соорудить подземные помещения, которые использовались как водохранилища и служебные пространства.

Для сооружения опорных стен применялись самые массивные каменные блоки, которые укладывались не строго вертикально, а под некоторым углом. Считается, что это было сделано с целью усилить стены, выдерживавшие давление огромной внутренней насыпи, и, кроме того, люди, проходившие под ними с внешней стороны, должны были чувствовать себя в безопасности, не опасаясь, что в один прекрасный день вся эта конструкция может обрушиться на их головы. Это хорошо заметно в сохранившейся иродианской кладке в юго-восточном углу современной стены Старого города.

Римляне, разрушившие иерусалимский Храм в 70 году н.э., так и не смогли пробить эти стены в ряде мест. Этому способствовала и мощная насыпь, давившая на стену изнутри, которая препятствовала их разрушению. Сохранившуюся часть стен можно увидеть сегодня как снаружи, так и под землей.

На одном из участков западной стены Храма видны следы выступов каменной кладки. Они были обнаружены и описаны британским теологом Эдуардом Робинсоном в 1838 году. С тех пор этот участок храмового комплекса известен всему миру как «арка Робинсона». Но причем тут арка?

Дальнейшие археологические исследования показали, что найденные Робинсоном выступы кладки в действительности являются следами большого арочного моста, выстроенного у южного угла западной стены. Ученые полагают, что этот мост был построен для увеличения пропускной способности основных храмовых ворот в дни праздников. В это время в Иерусалим приходили сотни тысяч паломников со всей Земли Израиля.

До недавнего времени предполагалось, что арочный мост был разрушен во время осады Храмовой горы римскими легионерами. Однако видный израильский историк и археолог Меир Бен-Дов считает, что его разрушили группы иудейских фанатиков, под предводительством Шимоном Бар-Гиорой, засевших на Храмовой горе. Эти повстанцы еще до осады города римлянами вели внутренние войны с другой группой, возглавляемой Иохананом из Гуш-Халава (Иоанном Гисхальским), закрепившейся в Верхнем городе. Чтобы укрепить свои позиции, воины Шимона Бар-Гиоры и разрушили эти переходы. Так пришел конец этим удивительным постройкам, опередившим на много столетий все подобные им сооружения в мире.

На остатках южной стены храмового комплекса обнаружены замурованные ворота, так называемые «ворота Хульды», по имени древней пророчицы, по преданию жившей во времена Первого Храма. К воротам вели ступени, по которым паломники поднимались на Храмовую гору, предварительно совершив омовение в микве и переодевшись в праздничные одежды. Чтобы избежать давки и тесноты, паломники входили в восточные (тройные) ворота, а выходили в западные (двойные). Ступени эти имели различную ширину, 40 и 90 сантиметров. Еврейские мудрецы объясняли это тем, что люди, поднимавшиеся по ступеням к Храму, не должны думать о земных делах, поэтому ритм подъема, который постоянно то ускорялся, то замедлялся, должен был напоминать им о Боге.

При Ироде храмовая служба проходила с особой торжественностью. Иосиф Флавий писал, что на торжественное освящение вновь отстроенного Храма Ирод приказал привести триста волов! А какимипышными были и торжества в дни великих иудейских праздников! Количество паломников в эти дни достигало сотен тысяч человек. Они шли семьями, кто пешком, кто на повозках, запряженных ослами. У ворот Иерусалима они покупали жертвенных животных: коров, овец, коз. Те, кто победнее, покупали у входа в Храм голубей – самую дешевую жертву, доступную даже беднякам. Прираскопках древних поселкав Иудеи найдены колумбарии – специальные помещения для разведения голубей, Потом их продавали в торговых галереях и на рынках, расположенных к югу от храмового комплекса. Тут же сидели и менялы, которые обменивали римские монеты с изображением цезаря на иудейские. По традиции, заповеданной еще Моисеем, никакие изображения в Храме не допускались.

Замурованные «ворота Хульды» и ступени, ведущие на Храмовую гору в археологическом заповеднике «парк Давидсона» (Офель)

Во время многочисленных, непрекращающихся праздничных жертвоприношений внутренний двор Храма представлял собой жуткое зрелище. Он был весь забрызган кровью жертвенных животных, завален внутренностями, над которыми роились тысячи мух. Необходимо было периодически проводить уборку территории. Для этих целей на западной стене имелись ворота, называемые Водяными, рядом с которыми проходил акведук. Воду впускали через специальный водовод в храмовые дворы, и смывали все остатки жертвоприношений через Ворота Милосердия в Кедронский овраг. Часть иродианских камней можно увидеть и сегодня в кладке Ворот Милосердия, или, как их еще называют сегодня, «Золотых ворот». Во времена мусульманского правления ворота эти были замурованы, а перед ними расположилось мусульманское кладбище. Предание повествует, что мусульмане сделали это специально, чтобы преградить путь Машиаху, который должен пройти через эти ворота на Храмовую гору.

На противоположном Храму склоне Кедронского оврага расположено огромное еврейское кладбище. Внимательный взгляд сразу же может заметить, что среди древних полуразрушенных могил выделяются современные захоронения. Кладбище это действующее, и сегодня на нем хоронят либо за большие заслуги перед государством и народом Израиля, либо за большие деньги. Согласно древнему преданию, в один из дней, с первыми лучами солнца с вершины Масличной горы должен спуститься Машиах (мессия). Вот тогда-то и произойдет воскрешение из мертвых и Страшный суд над душами умерших. И первыми восстанут из могил, те, кто похоронен на склонах Масличной горы, вблизи могил благочестивого царя Иосафата, правившего Иудеей в 9 веке до н.э. и пророка Захарии, жившего в период Первого Храма. Поэтому и овраг под склонами горы называют «долиной Иосафата», имя которого переводится с иврита как «Господь-судья».

Территория эта за стенами города служила местом для погребения еще со времен правления царей из дома Давидова. Археологи обнаружили в этих местах очень древнюю могилу, которую мусульмане считают могилой «дочери фараона» – первой жены царя Соломона. Ученые опровергают это предание и датируют захоронение 8 веком до н.э. Так или иначе, но это одно из самых древних захоронений, найденных на территории «долины Иосафата».

Под фундаментами домов арабского поселения Силуам, расположенного на западном склоне Кедронского оврага, находятся многочисленные древние пещерные захоронения. Местные жители используют эти пещеры как погреба. Вокруг древних могил – кучи мусора, что вызывает гнев и боль в душах евреев, видящих в этом прямое надругательство над древними могилами.

К северу от Силуама на западном склоне Кедрона видны несколько древних некрополей, которые ученые датируют периодом Второго Храма. Самая крайняя с юга – по преданию, могила Захарии, жившего во времена царя Иехоаша. И это не так уж важно, что царь Иехоаш правил в конце 9 века до н.э., а мавзолей построен, как мы уже писали, в явно греческом стиле. Начиная с 15 века, богатые евреи, жившие в Европе, просили в своих завещаниях быть похороненными рядом с могилой Захарии.

Следующее захоронение, датированное 2 веком до н.э., принадлежит семье Хезира – потомственным храмовым священникам, впервые упоминаемым в Книге Неемии (10:21) и Книге Хроник (24:15). Идентифицировать захоронение археологам удалось в 1854 по сохранившейся надписи на иврите, где упоминаются имена шести братьев Хезир, похороненных в этом семейном склепе.

В нескольких десятков метров севернее высится склеп с конусообразной крышей, высеченный из цельной каменной глыбы. Это так называемая «могила Авессалома», мятежного сына царя Давида, погибшего от рук воинов, которых Давид послал подавить мятеж. Понятно, никакой Авессалом там похоронен не был, поскольку он жил и умер в 10 веке до н.э., а мавзолей, по свидетельству историков, построен на тысячу лет позже. Поводом же для народного предания послужил отрывок из Книги Царств.

Религиозные евреи, проходя мимо этого мавзолея, не преминут бросить в него камень в знак презрения к сыну, поднявшему руку на отца.

С задней стороны могилы Авессалома найдено еще одно захоронение периода Второго Храма, так называемая «могила Иосафата», которую народная традиция связывает с долиной, о которой пророк Иоиль говорит как о месте Страшного Суда.

Сохранившиеся памятники-мавзолеи периода Второго Храма – это семейные захоронения очень богатых и знатных граждан Иерусалима. Менее состоятельные горожане хоронили своих родственников в погребальных пещерах, которые вырубались в мягких породах в окрестностях города. Типичными во времена Ирода Великого были погребальные пещеры, состоящие из нескольких отсеков.

В центральной части пещеры находилась каменная плита, на которую укладывали тело умершего, обернув его погребальными лентами, обильно пропитанными бальзамом и благовониями для устранения неприятного запаха. Над телом читались поминальные молитвы, после чего покойника укладывали на полку в одном из небольших отсеков погребальной пещеры. Там тело лежало примерно в течение года и в жарком сухом климате успевало мумифицироваться. Через год родственники покойного заходили в гробницу, доставали тело умершего и укладывали кости в каменный ящик-оссуарий. Ящик замуровывали в небольшом отверстии, прорубленном внутри пещеры, а полка, на которой лежал покойник, освобождалась для нового захоронения. Этот способ просуществовал в Иудее вплоть до разрушения римлянами Храма и Иерусалима. В наши дни археологами найдено большое количество каменных гробов-оссуариев, украшенных богатой резьбой или же простых, гладких. Часто на них можно видеть высеченные имена покойников или же предостережение не вскрывать гроб, чтобы не беспокоить души умерших.

Вот в таком роскошном процветавшем Иерусалиме, во дворце, известном нам по великолепным описаниям Михаила Булгакова, и застало престарелого царя известие о пришедших в город волхвах. И что, по-вашему, должен был подумать этот больной, уже страдавший тяжелой формой паранойи человек, собственноручно отправивший на тот свет массы народа, в том числе и своих ближайших родственников, сыновей и любимую жену Мирьям?

«Какой еще такой царь иудейский родился в Вифлееме? Здесь иудейский царь – это я, Ирод Великий, и наследовать мне будет один из моих сыновей! А самозванца я прикажу истребить, даже если для этого потребуется уничтожить сотни невинных младенцев!».

Богословы считают, что подобные акции были весьма свойственны «великому» правителю, и несть им числа, а потому и не вошло в исторические документы такое «незначительное» для правления Ирода событие, как «избиение младенцев» в Вифлееме и его окрестностях.