Как развивать фантазию воображение рисования. Картотека по рисованию на тему: Творческие игры по рисованию на развитие воображения, фантазии у детей дошкольного возраста

В предыдущих уроках серии мы узнали, как «приручить» карандаш и освоили координацию рук и глаз. Надеюсь, у вас было достаточно времени, чтобы испробовать эти уроки на практике! Сегодня я представляю серию упражнений, которые, по сути, являются продолжением темы, и для некоторых из вас это может быть началом «настоящего рисования» - создания предметов вместо их срисовывания.

Я объяснила философию и механизм рисования из воображения в другом уроке, поэтому перейдем сразу к сути. Прежде чем начать выполнять этот урок, убедитесь, что вы прочитали статью и практиковали предыдущие упражнения достаточно долго!

Что изучать

Прежде чем начать упражнения, давайте определимся с нашей целью. Прочитайте, пожалуйста, комментарий, добавленный к одному из моих уроков, а именно к уроку со 2 стадией:

«Я не умею рисовать. Я, правда, не умею, но эти упражнения для меня легки. Я могу нарисовать 10 линий одной длины и точки на определенном расстоянии, и я не могу представить кого-либо, для кого это будет сложно».

Очень интересно, не так ли? Он не умеет рисовать, но на самом деле он умеет. Проблема здесь кроется в определении. Мы уже разделили умение рисовать на 4 стадии, представленные здесь в упрощенном виде:

  1. Рисование - создание границ.
  2. Рисование - контроль границ.
  3. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы.
  4. Рисование - создание границ, напоминающих реальные предметы нереальным образом.

Все эти стадии касаются умения рисовать, однако, каждая из них основана на совершенно разном наборе способностей. Два человека, которые говорят «Я не умею рисовать» думают о двух разных вещах, и, возможно, им понадобятся разные упражнения, чтобы справиться с проблемой.

Первые две стадии - технические. Они не касаются воображения или креативности, они касаются непосредственно действия - рисования. Другие две стадии включают в себя творческую часть - вы используете техническую способность рисовать, чтобы передать картинки, возникающие в вашем сознании. Люди передают свои идеи разными способами, например, при помощи музыки или поэзии, но если ваши идеи касаются зрительного восприятия, рисование кажется наиболее подходящим способом для их передачи.

Однако даже освоение технических способностей не гарантирует, что вы сможете рисовать то, что вы хотите. На этом месте техническая часть способности рисовать заканчивается, ибо рисование по воображению не касается исключительно технического умения что-то делать, а скорее относится к пониманию того, что вам следует делать.

Если вы можете срисовать что угодно с картинки или фотографии идеально и точно, но не можете рисовать по воображению, это не значит, что вы не умеете рисовать - на самом деле, вы очень хороши в рисовании! Проблема заключается в том, что вы пытаетесь нарисовать. В случае с картинкой вы точно знаете, что это, и все-все линии находятся прямо у вас перед глазами. Но с воображением так не выйдет! Вы можете «видеть» лицо своего друга очень четко в своей голове, но если я спрошу вас цвет его глаз - вы потеряетесь.

Исходя из этого, мы можем заключить, что рисование из воображения касается не столько рисования, сколько знания вещей, которые вы хотите нарисовать. Вы знаете, как готовить, но вам нужны рецепты, чтобы приготовить что-либо. Со временем вы сможете создавать свои собственные рецепты, но для начала вам необходимо узнать, как они выглядят!

И, последнее предупреждение: в этих упражнениях предполагается, что у вас нет проблем с точным копированием с источника. Если это не так, вернитесь к предыдущей части, или, если это слишком скучно, практикуйтесь в копировании с источника, пока это у вас не будет получаться с легкостью. Иначе, для вас это покажется слишком сложным, как, например, использовать рецепты, не зная, как включить духовку!

Как научиться

Этот урок будет отличаться от предыдущих. Вы больше не новичок, поэтому вы должны уметь работать более независимо. Также, эти упражнения имеют иную структуру, чем «делайте это, пока не станет скучным». Вот как долго вы должны делать данные упражнения:

  • 1: Пока вы не поймете концепцию
  • 2, 3, 4: Пока вы не сможете рисовать формы без больших усилий и очевидных ошибок (очевидные ошибки - это ошибки, которые вы видите сразу после того, как их сделаете)
  • 5: Пока вы не выработаете набор линий, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 6: Пока вы не будете укладываться во временные ограничения
  • 7 : Пока вы не найдете набор форм, который вы сможете воссоздать легко и без усилий
  • 8: Пока в уроке для вас не останется ничего удивительного (долгосрочное упражнение)
  • 9: Пока вы не разовьете навык до автоматизма (долгосрочное упражнение)
  • 10: Пока вы не сможете нарисовать предмет точно, не видя никаких источников долгое время (долгосрочное упражнение)

Я буду часто говорить вам вернуться к предыдущему упражнению, если что-то не получается так, как должно. Пусть вас это не расстраивает. Несомненно, было бы здорово, если бы все прошло гладко, но лучше видеть ошибки и исправлять их, чем не знать, почему рисунок выглядит плохо, и претворяться, что это не так. Структура этого урока иерархическая, а это значит, что неисправленная ошибка из одного упражнения будет преследовать вас в следующем. Не позвольте этому случиться!

1. Поймите концепцию глубины

Даже от одного слова «перспектива» по коже бегут мурашки. На ум приходит архитектура и куча аккуратно вымеренных линий. Однако, это не то, что значит перспектива. Перспектива позволяет нам представить , как объект, который мы наблюдаем, будет выглядеть, если его повернуть или переместить. Отсюда следует, что этого нельзя избежать, если вы хотите рисовать по воображению!

Когда вы срисовываете с картинки, вам не нужно думать о перспективе. Все, что вам нужно, уже есть на картинке. Но если вы попытаетесь рисовать из воображения, становится невыносимо трудно нарисовать какую-либо позу верно помимо изначальной позы. Талантливые люди обычно останавливаются здесь, и оттачивают умение рисовать эту единственную позу, потому что лишь ее одну они могут нарисовать. И они даже не представляют, что они могут научиться рисовать то, что они не умеют!

Рисование только одной позы похоже на добавление одного и того же соуса ко всем блюдам. Не важно, насколько соус универсальный и вкусный, со временем он станет обыденным, и даже самые интересные ингредиенты не сделают ваши блюда восхитительными. Также, существует разница между добавлением соуса потому, что он подходит к блюду, и добавлением его везде и всюду, потому, что вы не знаете, как использовать другие соусы.

Сейчас есть два пути, по которым вы можете пойти. Я написала две статьи о перспективе - теоретическая и практическая . Вам следует прочитать хотя бы первую, но если она покажется вам слишком запутанной, попробуйте другой путь. Сделайте свой собственный анализ - возьмите маленькую коробку и подвигайте ее перед глазами. Посмотрите, что произойдет, если вы подвинете ее вверх, вниз, в стороны, вперед и назад, и если вы ее повернете. Постарайтесь найти в этом некую закономерность, и сделайте пометки для дальнейшей работы.

2. Узнайте ингредиенты

В предыдущих частях вы практиковались с линиями, но проблема в том, что их очень легко использовать, но очень трудно запомнить . Это делает их бесполезными, когда приходит время рисовать по воображению - они имеют слишком много форм.

Чтобы легче запомнить, нам нужно разделить все эти формы на несколько простых блоков. Это как писать: неграмотный человек может скопировать все строки вместе со стилем букв, в то время как грамотный человек будет копировать буквы - не строки, а, скорее, их идею.

В этом упражнении вы научитесь буквам рисования. Понять это очень и очень важно. На самом деле, существует шанс того, что если вы поймете его, остальные упражнения будут для вас практически очевидными. Будьте крайне внимательны при выполнении упражнения и помните: если вы в любой момент заметите, что вы недостаточно контролируете ситуацию (например, овал не выглядит так, как вам хотелось бы), отвлекитесь от упражнения и ненадолго займитесь практикой точности.

Используя правила создания глубины, практикуйтесь в рисовании форм. Они не должны быть на 100% точными в отношении перспективы; все, что вам нужно - это верно определенные стороны. Вы должны суметь определить, где перед, зад, верх, низ и боковые стороны, какие из них видимы, а какие нет.

Вам не нужно быть излишне точным при рисовании фигуры, но постарайтесь держать линии чистыми, насколько это возможно, без использования ластика. Рисование слишком большого количества линий указывает на неуверенность, и, возможно, на недостаток способностей. Если вы заметите, что ваши линии перекрываются слишком сильно, вернитесь к предыдущим упражнениям.

Шаг 1. Эллипсоид

Эта форма похожа на сферу, но вместо круга в поперечном сечении у нее эллипс. Фигура хорошо подходит для основы тела живых существ.

Шаг 2. Цилиндр

Цилиндр похож на 3D форму линии - линии с добавлением объема. Он идеален для построения конечностей.

Шаг 3. Коробка

Несмотря на то, что коробки не кажутся такими уж органичными, для них найдется место среди частей тела, например, в бедрах животных.

3. Модифицируйте буквы

Было бы здорово, если бы все, что было бы нам необходимо для построения чего угодно, ограничивалось этими тремя буквами, не правда ли? Плохая новость - этого не достаточно; хорошая новость - остальные нужные нам «буквы» могут быть созданы на основе этих трех.

В этом упражнении позвольте себе повеселиться с тремя основными буквами. Представляйте их, как материальные формы, добавляйте к ним что-то. Сжимайте, растягивайте, сгибайте…Суть в том, чтобы понимать их перспективу, что бы вы с ними не делали. Скажу вновь, если это слишком сложно, вернитесь к практике перспективы. Не ругайте себя, будьте спокойны - торопиться некуда!

4. Рисуйте простые структуры по воображению

Пришло время рисовать по воображению! Не драконов, еще нет. Посмотрите, сможете ли вы представить простую структуру, построенную из всех форм, которые вы отрабатывали ранее. Затем нарисуйте их, но не единожды. Поверните их в своем воображении и нарисуйте снова. Убедитесь, что ваши формы не меняются, что это не просто удачное совпадение. Вам не следует основывать свои способности на удаче!

Начните с простых конструкций, затем стройте более и более сложные.

5. Найдите ритм объекта

Начиная с этой минуты, мы будем более специфичны. Выберите тему, которая вам интересна. Помните: вы не научитесь рисовать, скажем, животных, сделав одно упражнение. Орел похож на скорпиона не более, чем на стул - название «животное», которое делят орел и скорпион не делают их одним и тем же. Некоторые группы животных, несомненно, похожи, но это может быть обманчиво. Львы и волки идентичны, но если их можно было бы нарисовать одним и тем же способом, они бы не были разными животными!

Поэтому, будьте специфичны. Если вы хотите рисовать животных, вы можете выбрать льва. Его анатомию легко понять, есть много фотографий львов в интернете, а еще они разделяют несколько качеств с большинством животных, которых вы можете захотеть нарисовать, как, например, волки или даже лошади. И если вы хотите рисовать драконов, львы - все еще хороший выбор, если вы, конечно, представляете драконов более похожих на динозавров, чем на ящериц.

Шаг 1

Соберите несколько источников (картинок, фото) с выбранным животным в разных позах. В случае со львом лучше выбрать львицу или молодого льва, так как грива зачастую скрывает важные анатомические детали.

Мой любимый способ сбора источников - использование Google Картинки. Чтобы получить точный результат, постарайтесь быть специфичны в своем запросе:«львица идет/бежит/охотится/играет» лучше, чем просто «львица». Предупреждение: будьте внимательны, Google не всегда прав насчет того, что пометили «лев».

Шаг 2

Посмотрите на все картинки, и постарайтесь найти некий общий ритм. Например, эти позы сильно различаются между собой, находятся в разных перспективах, но у них у всех есть что-то общее. Найдите эти элементы и набросайте их, используя настолько мало линий, насколько возможно. Рисовать эти линии нужно просто - никаких деталей, никаких корректив. Вы должны нарисовать их быстро, по крайней мере, когда вы их уже отработаете. Эти рисунки делайте небольшими - так будет легче сохранить правильные пропорции.

Если это вам кажется слишком сложным, возможно вам будет полезно взглянуть на скелет животного и попытаться представить его в живом теле. Помните: ваши наброски не должны выглядеть, как мои. Они должны быть результатом вашего анализа и понимания, а попытки копирования меня только усложнят для вас задачу в будущем.

Вам не обязательно рисовать прямо на картинках, это лишь иллюстрация того, что вы должны видеть, смотря на них

6. Практикуйте ритм

Шаг 1

Время протестировать ваши «линии ритма». Нарисовать их должно быть легко, и они должны построить целый силуэт очень минималистично. Чтобы проверить, так ли это, воспользуйтесь этим онлайн-создателем слайд-шоу . Используйте тот же запрос, что и ранее, отрегулируйте опции поиска, если необходимо (если вы не хотите сюрпризов, вам лучше выбрать Strict SafeSearch (Безопасный поиск)), и когда слайд-шоу начнется, нажмите «very slow» (очень медленно).

Вы также можете использовать любую галерею на deviantArt для этой цели, если вы предпочитаете особую подборку картинок.

Шаг 2

На старт, внимание, марш! Рисуйте линии с текущего слайда так быстро, как можете. Не волнуйтесь, если сначала вы не успеваете, ваша цель в данном случае - подстроить линии ритма, разработанные вами под нужную скорость. По ходу дела упрощайте их, и воспринимайте это, как вызов, а не как соревнование.

Однако если вы чувствуете, что вы действительно не можете сделать это, замедлитесь. Остановите картинку, нарисуйте ее так быстро, как можете, а затем переключитесь на следующую картинку вручную. Нарисуйте несколько картинок таким образом, затем попробуйте продолжить с таймером. Если времени для вас все еще недостаточно, вернитесь к предыдущему упражнению - может, есть ритм, который вам нравится больше?

Пропускайте неточные слайды, и если какая-то картинка приковывает ваше внимание (если это интересная поза), вы также можете поставить презентацию на паузу, чтобы поработать над ней подольше. Однако не злоупотребляйте этой функцией!

Шаг 3

Когда у вас уже полностью получается, и вы набрасываете каждую картинку за секунды, вы можете приступить к рисованию по воображению. Лучше всего выполнять это упражнение сразу после предыдущего - ваша рука и ваш разум будут достаточно разогреты и сфокусированы на нужной теме.

Нарисуйте несколько поз по памяти и несколько по воображению. Не ограничивайте себя простыми позами, доходите до безумств! Это просто для вас? Отлично! Вы можете продолжить. Если нет - вернитесь к Шагу 1. На этот раз вы можете выбрать другой запрос, например, если вы использовали «львица бежит», на этот раз введите «львица сидит». Чем больше разных поз вы нарисуете, тем сильнее они отпечатаются у вас в голове.

7. Найдите рецепт

Как только вы сможете рисовать любую позу из воображения за секунды, чисто и без использования ластика, вы готовы к созданию рецепта тела.

Шаг 1

Вновь займитесь поиском источников для вашей темы, но на этот раз будьте более избирательны. Выберите только несколько из них, но каждая их этих картинок должна показывать позу так, как другие не могут. Постарайтесь найти одну для вида сбоку, одну для вида спереди, и, по желанию, по одной для вида сзади и сверху.

Шаг 2

Распечатайте картинки с пониженной непрозрачностью. Вы можете сделать это при помощи Photoshop или любого другого приложения для работы с графикой, или же отрегулировать непрозрачность в настройках принтера. Можете использовать черно-белые картинки.

Шаг 3

Посмотрите на эти картинки, и сравните их с диаграммой мышц льва . Представьте тело, заполненное простыми формами, которые мы отрабатывали ранее. Как бы вы могли построить что-то, напоминающее тело из наименьшего возможного количества таких форм?

Используйте ваш карандаш или шариковую ручку, чтобы рисовать формы прямо на картинках. Сделайте их одинаковыми для всех картинок - это 3D формы, и они должны быть построены согласно перспективе поз. Сделайте эти рисунки настолько точными, насколько возможно, не используя слишком большого количества форм.

Если ваши наброски стали грязными, распечатайте лист с картинками еще раз. Не торопитесь, так как это очень важный шаг!

Подсказка: если у вас получится очень реалистичная фигура животного, включите ее в свой анализ. Нет ничего лучше 3D-модели, когда дело доходит до понимания формы чего-либо!

Помните, это должен быть ваш анализ - не копируйте меня!

Это упражнение поможет вам понять, что даже конечности не плоские, и они могут выглядеть не так, как вы ожидаете в некоторых видах.

Шаг 4

Вернитесь к своим наброскам из упражнения 6. Используйте ваши «схемы тела» в качестве источника, и положите 3D-формы на «скелеты». Когда вы приступите к этому заданию, не бойтесь модифицировать и упрощать структуру. Ваша схема должна позволять вам быстро создать ощущение реалистичного животного, не оставляя много воображению, но также и без излишней детализации.

Шаг 5

Вновь воспользуйтесь слайд-шоу по собственному выбору и начните набрасывать, на этот раз используя и ритм, и тело. На этом этапе это должно быть легко для вас! Если это не так, убедитесь, что в ваших телах есть все необходимые линии, но не линией больше. Ищите пути сокращения количества линий, посмотрите, какие линии могут быть соединены в одну, и какие вы можете пропустить.

8. Добавьте специи

Это упражнение самое медленное, без четкой конечной точки. Ваша цель здесь - показать тщательный анализ деталей. Нарисуйте глаза, нос, уши, бакенбарды, рот, зубы; проанализируйте складки шерсти, части костей, видимые через кожу, направление роста шерсти на всем теле. Используйте картинки хорошего качества для этого упражнения, и никогда не останавливайтесь на одной.

У деталей тоже есть свои способы сокращения, но в этот раз вам нужно быть более осторожными при их создании. Любая ошибка в пропорциях будет сильно заметна, поэтому иногда лучше оставить набросок незаконченным, чем дополнять его неверно понятыми деталями.

9. Практикуйтесь, практикуйтесь, практикуйтесь!

После того, как все эти упражнения станут предсказуемыми и скучными, вы можете начать упражнение, которое должно отпечатать эти знания в вашей голове надолго. На этом этапе это должно быть достаточно легко сделать, а если это не так, что ж, вы знаете, что делать.

Включите хорошую музыку или аудиокнигу, или что угодно, что вам нравится слушать, когда вы делаете что-либо, особо не задумываясь. Используйте огромный набор источников и набрасывайте их все, один за другим, быстро и эффективно. Ваша работа на день будет завершена, когда вы поймете, что думаете о чем-то другом, и делаете наброски автоматически, что наброски начинают получаться без каких-либо осознанных усилий с вашей стороны.

10. Протестируйте знания

Проблема с памятью заключается в том, что информация, которая не используется, быстро забывается. Рисовать невероятные вещи после целого дня практики, а через несколько дней вернуться к уровню дошкольника в порядке вещей.

Чтобы убедиться, что информация сохранится у вас в голове, вам нужно убедить свое сознание, что она вам действительно необходима. А чтобы сделать это, использовать информацию необходимо регулярно. Каждая осознанная попытка вспомнить работу освежает информацию. Представьте, будто между вашей памятью и вашим сознанием есть дорога, и чем чаще вы по ней ходите, тем больше она подходит для прогулок. Но как только вы перестанете ходить по этой дороге, она исчезнет под травой и сорняками.

Эти упражнения полностью о рисовании по воображению. Если вы практиковались с рисованием львов, теперь рисуйте их без каких-либо картинок. Используйте все позы, которые приходят вам в голову: как львы охотятся, прыгают, крадутся, лежат лапами кверху…Убедитесь, что вы не угадываете, что вы берете всю необходимую информацию из своей памяти. Чем чаще вы будете это делать, тем легче будет получить доступ к этой информации в будущем.

И если вы вдруг поймете, что вам приходится угадать что-либо, потому что вы это забыли, или не научились этому вовсе, пожалуйста, воспользуйтесь картинкой, чтобы этому научиться. Это не будет мошенничеством - обучение есть постоянный процесс, и умение рисовать льва по воображению вовсе не означает, что ни одна из поз никогда не будет для вас проблемой. Хотя, со временем, таких проблем будет меньше, если вы действительно будете фокусироваться на теме.

Что теперь?

Я часто вижу, как люди жалуются, что они не могут рисовать по воображению. Я уверена, что после того, как вы выполните эти требующие времени упражнения, вы поймете всю абсурдность, скрытую в этих словах. Рисование по воображению - это не способность, которую вы имеете или нет. Это навык, многопространственный навык. Вы можете научиться рисовать львов по воображению, а волки все так же могут остаться для вас загадкой.

Вам необходимо решить, что вы хотите уметь рисовать по воображению. Каждая тема займет немало вашего времени и сил, и все, чему вы научитесь, потребует от вас практики, дабы сохранить навыки в хорошем виде, поэтому, выбирайте мудро. Научиться всему совершенно не обязательно!

И у меня для вас есть еще одно задание. Когда вы услышите, как кто-то говорит «Я не могу рисовать по воображению; я знаю, как выглядит лев, но когда я пытаюсь его нарисовать, он выглядит ужасно», объясните им, почему так выходит. Если вы знаете, каково блюдо на вкус, это вовсе не значит, что вы сможете приготовить его без рецепта! Если вы действительно хотите научиться, покажите им, как. Вместе мы сможем избавиться от опасного мифа!

Что вы будете создавать

Вот так все начинается. Вы представляете могучего дракона, его устрашающую голову, блестящую чешую, его необыкновенные крылья, длинный хвост с шипами…он такой реальный, что вы почти можете дотронуться до него!

Вы берете карандаш, или ручку графического планшета, вы чувствуете, как творческая энергия наполняет вас до кончиков пальцев и…все выглядит неправильно. Просто не выходит. И вы бы все поняли, будь вы просто плохим художником, но нет, у вас здорово выходит рисовать реалистичные вещи, пока у вас есть образец, верно? Ваши линии аккуратны, вы можете контролировать карандаш, пропорции тоже выходят верно - но только когда у вас есть на что смотреть в реальности.

Рисование по воображению выглядит более сложной способностью, чем простое воссоздание реальности. В конце концов, вы действительно создаете что-то - вы оживляете то, чего никто и никогда не видел прежде! Все эти удивительные существа и фантастические истории в вашей голове только и ждут, когда вы их освободите. Вы хотите наблюдать, как они рождаются на листке бумаги, увидеть, как они становятся настоящими, чтобы все восхищались ими, как восхищаетесь вы сами. Почему же это так сложно? Как получить правильное соединение между картинкой в вашей голове и линиями, создаваемыми вашей рукой?

Как вы Рисуете?

Это вопрос, на который вам необходимо ответить в первую очередь. Рисование не так просто, как вам кажется - оно состоит из множества различных аспектов (таким образом, создаются разные стили, несмотря на то, что реальность существует только одна). Отсюда следует, что метод, который вы используете для рисования с картинки может быть (и даже, пожалуй, так и есть) совершенно отличным от того, что вы используете для рисования по воображению. Если так, то неудивительно, что один из них дается вам легко, а второй кажется невозможным, даже несмотря на то, что они оба есть «рисование».

Аналогичный эффект может быть достигнут различными методами. Например, вы можете получить реалистичное изображение лошади следующими способами:

  • сфотографировать настоящую лошадь
  • сделать реалистичную скульптуру лошади и сфотографировать ее в подходящем освещении
  • использовать капли пигментов, чтобы создать рисунок лошади
  • использовать точки света, чтобы создать электронный рисунок лошади

Все эти методы при корректном использовании дадут вам идентичное реалистичное изображение лошади. То же самое касается ваших рисунков - даже если рисунок с картинки и рисунок по воображению оба нарисованы одинаковыми линиями, одной и той же рукой и с теми же мыслями - они созданы разными способами. Иначе говоря, в вашем сознании происходят два разных процесса при создании и воссоздании.

Рисование с картинки: Копирование

Возьмите источник, попытайтесь рисовать, и проследите за тем, как вы это делаете. Как это происходит? Что вы делаете на самом деле , не считая «рисования»? Наблюдайте за процессом в вашей голове, анализируйте его. Какие вопросы вы задаете себе о картинке-источнике, и как вы на них отвечаете?

Самый популярный способ использования картинки-источника - это скопировать линии. Чтобы сделать это верно, художнику нужно освоить копирование пропорций - нужно видеть расстояния и копировать их в другом масштабе. В этом относительно легко практиковаться, и это дает быстрые результаты вместе с впечатлением, что вы хороши в рисовании.

Однако это делает вас мастером только в копировании линий и пропорций. Если вы обладаете хорошей памятью, вы можете запомнить линии и нарисовать тот же самый объект и без источника позднее, но это все еще не имеет ничего общего с навыками, необходимыми для рисования по воображению. Не буду и говорить о том, сколько существует линий и как легко они забываются!

Источник (1) зрительно конвертируется в линии (2), а затем линии копируются (3)

Такой точный набор линий очень легко передать неверно - со временем он буквально распадается на части в вашей памяти, и вам придется заполнять пропуски догадками

Рисование по воображению: Видение

А сейчас попробуйте нарисовать что-то по воображению. Какие появляются вопросы? Как вы на них отвечаете?

Типичный процесс рисования по воображению выглядит следующим образом: вы видите изображение чего-то в своей голове, вы можете его почувствовать, и вы приступаете к его рисованию. Идея в вашей голове немного размыта - вы не видите ее так же четко, как реальное изображение, но у вас есть сильное ощущение, что если бы вы только взяли карандаш, он бы автоматически заполнил все пробелы в вашем видении. Но этого не случается, и вы чувствуете себя безнадежно.

Идея в вашей голове не может быть конвертирована в линии, как типичная картинка-источник

Поэтому рисование по воображению не может быть таким же, как рисование с картинки. Вы не можете скопировать линии и пропорции чего-то, что вы еще не видите - только после того, как вы это нарисуете, вы поймете, то ли это, что вы хотели или же нет. Но… почему? Почему вам столь сильно кажется, что вы видите это в своей голове, когда на деле это не так?

Изображения воображения

Воображение - это особенность вашего сознания, которая позволяет вам смешивать элементы реальности, дабы создать ее новую версию.

Креативность представляет ваши навыки в данном случае. Чем более вы креативны, тем больше оригинальных вещей вы можете создать из вещей старых и одинаковых.

Воображение делает возможным создание новой реальности из кусочков реальности настоящей

Все мы творческие люди в какой-то степени, но некоторые из нас в этом смысле лучше, чем другие. Что интересно, так это то, что большинство детей очень креативны, потому, что они не могут понять концепцию абсурда. Они просто создают идеи, не пытаясь их судить и исключать самые сумасшедшие из них. По мере того, как мы взрослеем, мы больше узнаем, и зачастую наша креативность от этого страдает, потому что мы слишком боимся неудачи и того, что выставим себя на посмешище.

Подсказка: если вы хотите потренировать свою креативность, найдите партнера и задавайте друг другу вопросы, на которые нельзя отвечать «Я не знаю». Чем более безумны будут вопросы и ответы, тем лучше!

Быть креативным достаточно, чтобы создавать что-то в своем воображении, но недостаточно, чтобы воплотить это в жизнь. Вам необходимо знать элементы реальности, которые вы использовали для создания этого нового видения, чтобы это что-то изобразить.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а драконы не существуют, потому что существует концепция дракона (например, в Западной культуре: большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живых существ, когтей, челюстей хищных животных, существует конструкция ног, необходимая для эффективного передвижения, конструкция крыльев, необходимая для полета и так далее. Это огромное количество информации, которым вы думаете, что обладаете - но так ли это?

Память

Мы знаем, что есть два вида памяти - активная и пассивная. Пассивная память предназначена «только для чтения» - вы используете ее, чтобы что-то узнать. Например, объект 1 сохранен в пассивной памяти со свойствами А, В и С, поэтому, когда вы видите объект со свойствами А, В и С, вы распознаете его, как объект 1 . Хранить что-то в пассивной памяти не составляет труда, а информация, занесенная туда, остается там надолго, но в то же время у вас нет к ней прямого доступа - вам необходимо увидеть объект, с которым она связана, чтобы ее использовать. Без объекта информация для вас просто не существует.

Пассивная память собирает всю информацию вокруг вас, и просить ее об этом не нужно. Она очень детальна, но не имеет прямого доступа. Вы можете лишь получить информацию снаружи, а затем дело за простым вопросом - содержат ли какие-либо из этих объектов в памяти в себе черты А, В и С?

Активная память - это кое-что большее. Она содержит копию информации, которую вы когда-то получили и осознанно решили оставить. Когда вы пытаетесь что-то запомнить, на деле вы лепите копию этого чего-то. Однако это скульптура тает со временем, и вам нужно возвращаться к ней, чтобы ее починить, делая ее тверже с каждым разом. Это и есть механизм запоминания и повторения.

Пассивная память

Давайте рассмотрим поподробнее процесс запоминания. Пассивная память полностью подсознательна - вы смотрите на объект (1), а затем его черты сохраняются в вашу память (2). Вы даже не замечаете этого! Таким образом, вы «помните» прически и лица ваших друзей, даже не думая об этом.

Пассивное запоминание

Пассивная память пробуждает в вас чувство чего-то знакомого, когда вы видите объект, который уже был сохранен - это потому, что подсознание проверяет, есть ли он в базе данных, на случай, если его нужно сохранить. Поэтому ребенка захватывает все, что он видит (его пассивная память почти пуста), а взрослый даже не замечает этих вещей. Когда мы видим что-то, что мы прежде никогда не видели, это притягивает наше внимание, чтобы объект верно сохранился в пассивной памяти. А затем этот объект больше не интересен.

Пассивное узнавание

Пассивная память, хоть она и «ленивая», на деле очень полезная и быстрая. Она заставляет вас вспоминать все вещи вокруг вас без использования сознания. Вы просто смотрите на что-либо, ваши глаза передают информацию вашему мозгу, и внезапно вы знаете, на что вы смотрите - вы даже не знаете, что на мгновение это было не так. Вы даже не подозревали, что у вас есть вопрос - на него уже ответили!

Можете ли вы достать информацию, записанную в пассивной памяти, используя механизм сравнения? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах - в некоторых из них, особенно в ярких, вы можете увидеть невероятное количество деталей, и они, в большинстве своем, правдивы. Весь мир снов основан на ваших пассивных воспоминаниях, хоть они и могут перемешаться. Поэтому, кстати, вы можете вспомнить что-то, если вы долго об этом не думали - ваше подсознание пытается ответить на вопрос, даже если сознательно вы уже решили сдаться.

Активная память

Активная память более сложная. Она требует от вас осознанных усилий запомнить что-то. Она срабатывает каждый раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер - когда вы решаете что-то запомнить.

Активное запоминание

Это усилие стоит того - активная память позволяет вам воссоздать что-то из своего сознания, используя тот же «рецепт», что вы создали, запоминая это.

Активное узнавание

Активная память, как говорит нам название, требует вашей осознанности, следовательно, она медленнее. Вы знаете о наличии и вопроса, и ответа (или его отсутствии). Вам необходимо сделать усилие, чтобы вытащить информацию из вашего сознания.

Давайте представим, что у вашего друга новая стрижка. Ваша пассивная память говорит, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел раньше, используя вашу активную память. Если ранее вы никогда не задавали этот вопрос, вполне вероятно, что у вас в голове нет копии этой информации - только шаблон, созданный вашим подсознанием, недоступный для вашего сознания. Так, пассивная память говорит вам, что вы это знаете, но в то же время, вы не можете сказать, что именно вы знаете.

Я Не Знаю, Что Я Знаю

На деле, оба вида памяти - активная и пассивная - есть одно и то же. Их различает процесс запоминания и узнавания.

Давайте представим, что воспоминания могут храниться в контейнере из живой мембраны. У нее нет никаких отверстий, и если вам нужно поместить воспоминания внутрь, вам придется ее проколоть. Если вы делаете это неосознанно - все получается достаточно легко. Однако вы не можете осознанно вызвать воспоминания из «неосознанного» отверстия. Единственное, что может воспользоваться этим каналом - это небольшой кусочек информации - «да» или «нет», как ответ на вопрос «хранится ли информация Х внутри?» Это наша пассивная память.

Записывать воспоминания неосознанно очень просто - вам даже не нужно думать об этом!

«Что такое Х?», спрашиваете вы. «Ты знаешь, что это», отвечает пассивная память. И у вас не остается выбора, кроме как верить этому!

Если вы хотите сохранить какую-то информацию осознанно, это потребует больше времени и усилий. Каждый ее кусочек должен проделать в мембране собственное отверстие, но если у вас получится-таки это сделать, вы также сможете вызвать эту информацию. Это наша активная память.

Вам необходимо осознавать процесс запоминания, чтобы запомнить информацию намеренно. Если это легко, то все идет не так!

Теперь вы можете получить вашу информацию обратно в такой же форме, в какой вы ее записали

Проблема состоит в том, что каждое отверстие со временем зарастает, усложняя процесс получения информации обратно. Из-за того, что «да» или «нет» очень малы, они могут проделать путь через отверстие и через много времени после того, как вы что-то запомнили. Осознанные отверстия зарастают с той же скоростью, но они очень быстро становятся слишком маленькими для воспоминаний, которые хранятся внутри, из-за чего эти воспоминания почти невозможно достать. Единственный способ держать отверстия незаросшими - это доставать воспоминания до того, как отверстие станет слишком маленьким. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастает отверстие!

Чем больше времени проходит с момента запоминания, тем меньшее количество записанной информации может пройти сквозь канал, до тех пор, пока вы не будете получать в ответ ничего, кроме ощущения, что эта информация там есть

Конечно, это только один из множества вариантов упрощения процесса, который на самом деле происходит в нашей голове. Человеческая память так и не понята до конца, и, конечно, она на деле более сложная, чем как ее объяснила я. Тем не менее, метафора пассивной и активной памяти - это все, что нам необходимо, чтобы понимать и решать проблемы с рисованием по воображению.

Воображение = Смесь воспоминаний

Теперь мы знаем, почему иногда мы столь уверены, что знаем, как что-то выглядит, но совершенно не может это нарисовать. Но есть кое-что еще.

Маловероятно, что существо, которое вы представляете, имеет зрительный облик. Наши воспоминания очень сложны - например, когда я говорю «ключи», вы можете автоматически представить форму ключа, но также и почувствовать запах/вкус железа, услышать звук звенящих ключей, почувствовать холодный металл в своей ладони или вес нескольких ключей, в зависимости от того, какое из ваших чувств наиболее развито.

Еще раз, хорошенько рассмотрите создание в своей голове. Вы действительно его видите? Или, может, вы чувствуете вес его тела, тепло его дыхания, звук хвоста, скользящего по камням?

Может, вы чувствуете что-то странное, что мы обычно не называем чувством, ощущение движения, когда когти растопырены и готовы вцепиться и рвать, или даже вибрацию в горле существа, когда оно рычит?

Вся эта информация заставляет вас думать, что у вас в голове есть полное изображение существа, когда на самом деле визуальной информации - единственной информации, необходимой, чтобы что-либо нарисовать, - на деле очень мало. Как это происходит? Когда вы чувствуете когти, вам не нужно их видеть, так как они являются частью изображения в любом случае. Однако, вы не можете нарисовать ощущение!

Как же узнать, что изображение, которое вы видите - полное, и готово к воплощению в реальность?

Протестируйте Свое Воображение

Есть один простой способ. Считайте, что все части изображения являются частью активной памяти, и тогда вы поймете, так это или нет. Как? Просто спросите себя о них, и отвечайте словами, а не набросками. Чем больше детализированной будет информация, тем больше шансов, что у вас все получится верно при рисовании.

Но есть одна ловушка. Скорее всего, вы с легкостью ответите на следующие вопросы:

  • Сколько у него ног?
  • Насколько большие его глаза?
  • Насколько длинный его хвост?
  • Насколько длинные его лапы?
  • Какого оно цвета?
  • Какая у него текстура?
  • Оно большое или маленькое?
  • Оно мужского или женского пола?
  • Оно мускулистое или худое?
  • Какие у него лапы - когти, копыта, лапы?

Проблема в том, что все эти ответы все еще вопросы! Что значит «мускулистое»? Что значит «большой» или «маленький»? В чем разница между «когтями» и «лапами», между «мужским полом» и «женским»? Более того, что такое «ноги», «хвост», «глаза»…? Все эти определения записаны в вашей пассивной памяти, поэтому вас посещает обманчивое чувство, что вы их знаете, но это не значит, что вы сможете получить к ним доступ активно, при рисовании!

Какая из них та «лапа», о которой вы говорите? Подсказка: они не одинаковые!

Поэтому вас не покидает сильный соблазн нарисовать существо, вместо того, чтобы отвечать на вопросы словами. Вы думаете: «Я не могу это описать, но вот если это набросать…» Вашей пассивной памяти необходимо что-то для сравнения, поэтому она просит вас это что-то предоставить, а затем она сможет ответить на ваш вопрос: «Ты знаешь, что такое Х? Покажи мне что-нибудь, и я скажу тебе, Х это или нет». Вы радостно начинаете рисовать когти, и получаете ответ: «Не-а, это не когти». Неудивительно, что это так портит вам настроение!

Вы можете использовать еще один трюк, чтобы протестировать свои знания. Если вы думаете, что знаете, как выглядит правильное крыло, тогда вы сможете описать крыло, которое не выглядит правильно. Скорее всего, на деле вы ничего не знаете о крыльях, и все, чем вы обладаете, это неуловимый призрак этой структуры в вашей голове.

Лепите вашу память

Теперь мы знаем, какой процесс лежит в основе наших проблем. Как мы можем их преодолеть? Что мы может сделать, чтобы с легкостью рисовать из воображения? Ну, на самом деле ответ простой: нам нужно заместить пассивную память активной. Я дам вам небольшой совет, который поможет вам достичь этой цели.

Сконцентрируйтесь на одном материале

Для начала, не усложняйте процесс обучения. Сконцентрируйтесь на одном материале, одной технике. Если у вас проблемы с рисованием по воображению, не смешивайте его с другими проблемами, как, например, затенение или смешивание. Лучше сражаться с одним врагом, а не с целой армией!

Используйте обычный карандаш, даже не графический планшет - потому что даже он может стать источником других проблем. Также, если вы действительно хороши в затенении, раскрашивании и других подобных вещах, у вас может появиться соблазн использовать их, дабы скрыть ту, что не развита. Однако это не поможет вам ее развить!

Трудно сказать, что не так, потому что есть так много вещей, с которыми что-то может быть не так!

Это связано с другим советом:

Найдите свои неумения

«Я не умею рисовать» - это самая опасная вещь, которую может сказать любой развивающийся художник. Рисование содержит в себе множество аспектов, и я уверена, вам удалось освоить хотя бы несколько из них, как, например, удерживание карандаша и нажатие им на бумагу. Если вы хороши в копировании (я не имею в виду через кальку), вам стоит более оптимистично относиться к своим художественным способностям!

Проблемы с рисованием по воображению в этой ситуации абсолютно естественны!

Возможно, вас это пугает, так как вы относитесь к этим двум видам рисования, как к одному и тому же, и вы не можете понять, почему одно дается вам так легко, а второе выходит просто ужасно. В данный момент вы разделяете эти две способности - рисование, как механическую способность, и понимание объекта, как способность ментальную - вы можете расслабиться и сконцентрироваться на втором, не переживая о том, что с вами что-то не так.

Попробуйте нарисовать что-то по воображению. Что-то появилось на бумаге? Прекрасно, вы это нарисовали! Теперь взгляните на это. Что не так? Я имею в виду что именно: «Выглядит ужасно» это не ответ. «Конечности выглядят неправильно» - уже намного лучше. Вы не можете научиться как «сделать не ужасным» рисунок в целом, но вы можете понять, как выглядят «правильные» конечности. Намного проще решить проблему «я не могу рисовать конечности по воображению», чем «я совсем не могу рисовать по воображению».

Проще учиться шаг за шагом, чем пытаться усвоить всю концепцию сразу. А еще маленькие успехи заставят вас двигаться дальше!

Возможно, есть много «неумений», над которыми вам нужно поработать, но не позволяйте этому демотивировать вас. Сделайте список, и осваивайте их шаг за шагом, работая над каждым в отдельности.

Наблюдайте, спрашивайте, отвечайте

Я повторю еще раз, дабы это было абсолютно ясно: если вы можете срисовывать с картинки, но не из воображения, у вас проблемы не с рисованием. Когда вы хотите записать ваш номер телефона, но забываете его, проблема не в том, что вы «не можете это написать», потому что вы можете - вы просто плохо его записали в свою активную память.

Так что это не верно: «Я не могу нарисовать лошадь по воображению», верно это: «Я не помню, как выглядит лошадь ». Чтобы нарисовать что-то по воображению, вам всего лишь нужно это запомнить как что-то, что вы хотели бы хранить у себя в памяти.

Однако, живые существа намного более сложные, чем слово или номер. Чтобы нарисовать их верно, вы не можете запомнить картинку - они выглядят по-разному с разных точек зрения, и это касается не только того, как они выглядят,- у них также есть особый способ передвижения и поведения, который влияет на финальное изображение.

Всему этому нужно научиться, и, очевидно, тут вы не сможете воспользоваться своей технологией копирования линий. Теоретически, животное, которое вы хотите запомнить, может быть сконвертировано в линии, и таким образом сохранено в памяти, но это было бы невероятно трудно. А вот другой метод:

Шаг 1

Научитесь рисовать простые блоки, такие как шары, кубы, цилиндры и так далее. Это потребует понимания основных правил перспективы, и эту часть просто никак нельзя пропустить. Не волнуйтесь, вам не нужно знать все о сходящихся линиях и их точках схода - всего лишь понять, откуда берется перспектива, и как она влияет на мир, который мы видим.

На этом уровне вы должны уметь рисовать любые блоки, которые вам только захочется по воображени ю, придавая им задуманный вид. Это может показаться скучным, но помните - вы не можете прекрасно уметь рисовать фантастических существ, если у вас не выходит нарисовать простой цилиндр. Пусть это займет столько времени, сколько нужно - иначе, это будет сродни попыткам нарисовать картинку из тысячи линии, не зная, как нарисовать и одну! В конце концов, не лгите себе. Даже самые лучшие уроки не помогут вам, если вы обманываете себя.

Для начала попытайтесь понять правила создания форм…

…а затем используйте/изменяйте их, чтобы рисовать блоки быстро и без усилий и тщательного вымещения каждой линии

Шаг 2

Научитесь строить более сложные фигуры, используя простые блоки, которые вы освоили ранее. Эти структуры не должны напоминать что-то реальное, поэтому просто позабавьтесь с ними. Сейчас вам просто необходимо убедиться, что вам комфортно с этими блоками, и что вы можете построить любую структуру по воображению.

Повторюсь, если вы не можете представить и нарисовать фигуры, основанные на блоках, как же вы сумеете представить и нарисовать невероятно сложные живые существа? Не дурачьте себя, это ни к чему не приведет! Я знаю, что вы хотите поскорее перейти к следующим шагам, но поверьте мне, это то , что вас так долго останавливало. Останьтесь на этом этапе, расслабьтесь и не пугайтесь, если это займет больше времени, чем вы ожидали - в конце концов, это 80% того, что вам нужно, чтобы рисовать по воображению. Если вы это преодолеете, больше вы не скажите «Я не умею рисовать»!

Если это требует от вас огромных усилий, вернитесь к предыдущему шагу. Продолжите, когда будете готовы с легкостью строить любые фигуры, которые вы вообразите из блоков

Шаг 3

Сейчас пришло время наблюдать. Фокусируйтесь на одной теме единовременно. Если вы хотите рисовать лошадей по воображению, понаблюдайте за настоящей лошадью, найдите ее реалистичную модель, или просто большой набор картинок одной и той же лошади с разных углов обзора. Исследуйте их внимательно, и представляйте, что вы заполняете все ее тело простыми формами, над которыми вы работали ранее. Отвечайте на все вопросы, которые вы только можете задать касательно ее. Выучите лошадь, уделяйте внимание каждой детали, поймите, что делает ее лошадью. Измеряйте своими глазами, поймите пропорции, и представьте, как бы выглядела лошадь, если бы пропорции изменились.

Шаг 4

Создайте лист картинок-источников, где каждая сторона тела будет показана при помощи упрощенных форм. Отмечайте все наблюдения и измерения, каждую деталь, которая, как вам кажется, важна. Что важно - не рисуйте лошадь, используя в качестве источника ту, на которую вы смотрите. Ваша работа заключается в том, чтобы описать ее детально, включая всю информацию, которая может понадобиться вам при воссоздании любой перспективы, какой вам хочется, а не в том, чтобы заучить одну единственную позу, на которую вы смотрите.

Опишите внешний вид, движение, поведение и набросайте несколько характерных поз. Если вы когда-либо подумаете «Это очевидно, я запомню это» - отметьте это в любом случае - сейчас это может быть очевидно, но позже вам, возможно, будет нелегко это вспомнить. Этот лист источников есть письмо будущему себе, сидящему за столом и пытающемуся нарисовать лошадь, не глядя на нее. Сделайте себе одолжение, и ответьте на все вопросы, которые могут появиться у будущего вас.

Представьте, что вы пытаетесь описать предмет для кого-то, кто никогда его не видел и не слышал о нем

Что важно: нашему мозгу не нравятся простые ответы, вроде «красный», «длинный», «острый». Намного лучше, когда они составные, связанные с чем-то, что мы уже знаем. Вместо того, чтоб спрашивать (и отвечать) «какие у лошади зубы?», спросите «что есть лошадь?». Попробуйте записывать свои ответы в следующей форме: «у них есть [черта Х], потому что [функция Y]». Наша память - это сеть связанной информации, и таким образом она работает лучше всего!

Шаг 5

На следующий день после создания листка источников, перерисуйте его, делая его чище. Убедитесь в том, что все очевидно, даже для того, кто не обладает вашей свежей памятью после наблюдения за лошадью. Нарисуйте лошадь, используя лист источников, и убедитесь, есть ли там все, что вам необходимо. Если нет, найдите информацию где-то еще и обновите листок.

Достаньте себе портфолио или папку, где вы предпочитаете хранить бумаги, и положите листок туда. Поздравляю, вы завершили первую фазу!

Шаг 6

Дайте себе два или три дня перерыва, но не более. Попытайтесь нарисовать лошадь, используя информацию с листка источников, но по факту не открывая его. Это может быть очень трудно, но вы увидите, что вы уже кое-что из этого запомнили. Когда вы закончите, достаньте лист источников и исправьте ошибки, уделяя им особое внимание и отмечая у себя в голове, почему вы их совершили. Еще раз проверьте, остались ли какие-то неотвеченные вопросы, и обновите лист с источниками, если это необходимо.

Шаг 7

Повторяйте предыдущий шаг время от времени. Начните с коротких интервалов и затем делайте перерыв подольше. Каждый раз вы будете делать все меньше ошибок, и однажды вам больше не понадобится лист с источниками, потому что ваше активное воспоминание лошади будет полностью вылеплено! Делайте то же самое с каждым объектом/предметом, который вы хотите освоить. По мере заполнения вашего портфолио будет заполняться и ваша активная память!

Заметьте, что создать полный лист с источниками было бы очень трудно и долго - например, вам нужно было бы запоминать кости, сухожилия, мышцы и вены лошади, чтобы нарисовать ее реалистично по воображению. К счастью, до тех пор, пока вы не хотите рисовать в стиле гиперреализма (которого никто не ожидает от рисования по воображению), это и не нужно. С другой стороны, упрощения, которые вы делаете, анализируя предмет, создадут ваш собственный стиль!

Практикуйтесь (Или Вы Это Упустите)

Сейчас ваш мозг ненавидит тратить место и энергию на информацию, которая вам не нужна, и, видимо, вам не нужно что-то, что вы не используете. Сейчас вы можете быть великолепны в рисовании лошади по воображению, но ненадолго перестаньте использовать вашу активную память, к примеру, на месяц, или год, и воспоминания исчезнут. К счастью, если вы следовали процессу обучения, вы должны с легкостью смочь освежить воспоминания при помощи листка с источниками. Тем не менее, помните, что вы не можете научиться «рисовать по воображению» раз и навсегда - постоянная практика есть неотъемлемый элемент!

Заключение

Из этой статьи следует неожиданное заключение - вы всегда рисуете с источника, пусть это будет источник в виде фото или воспоминания.

Сейчас вы понимаете, что романтичное изображение талантливого художника, рисующего удивительных созданий по воображению, вовсе не правдиво - этот художник наверняка потратил много времени, рисуя с источника, прежде чем достичь того уровня, на котором вы его застали.

Так вот, дело не в том, что вы не можете рисовать что-то по воображению - у вас просто нет источника, сохраненного в памяти. И, на самом деле, для вас это хорошая новость - не важно, насколько вы талантливы (или нет), вы можете научиться своему способу свободного и креативного рисования. Это занимает время, требует усилия, но результат того стоит!

Фантазия – неотъемлемая часть детства любого человека. Она помогает придумывать очень необычные вещи, а с помощью воображения визуализировать их в голове. Пользуются ею не только дети, но и взрослые. Причем зачастую вторым она очень помогает в повседневной жизни, а также позволяет поддерживать психическое здоровье. Рассмотрим, как развить воображение у взрослых.

Игры

Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.

Развивать фантазию можно следующими играми:

  1. Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей. Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
  2. Рисование фигур. Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
  3. Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
  4. Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
  5. Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
  6. Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
  7. Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.

Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.

Утренняя гимнастика для ума по методу Толстого тоже может оказаться очень эффективной игрой. Ее суть в том, чтобы описать любой предмет так, словно никогда не приходилось его видеть.

Упражнения

Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

Основные упражнения:

  1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
  2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
  3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
  4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
  5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

Девушка Рада спрашивает у меня, как узнать, есть ли у тебя фантазия, можно ли её как-то развить и если да, то как.

Здравстуйте, Натали!
... Я учусь рисовать, хочу стать художником, и в связи с этим у меня возник вопрос, который я плохо представляю, как можно решить.

Как можно понять, есть ли у тебя фантазия, воображение? Можно ли её развить, и если да, то как?
Я неплохо умею рисовать с натуры (для своего уровня), делать разные штуки, но, мне кажется, чисто по технике. Мне сложно даются более фантазийные задания, в основном, связанные с декоративно-прикладным искусством.

У вас были когда-нибудь подобные проблемы, или у кого-нибудь из ваших знакомых?
Заранее спасибо. Рада.

Один из моих любимых вопросов:-) Мне кажется, что проблемы с фантазией живут только у нас в голове. Я люблю её, фантазию, сравнивать с мышцами. Мы все знаем, что они у нас есть, но начинаем их "чувствовать" только тогда, когда получаем серьёзную или непривычную для нас физическую нагрузку. А заметными (визуально) они становятся и вовсе только тогда, когда ежедневная тренировка становится нормой жизни. Другими словами, фантазия, как и мышцы, есть абсолютно у всех.





Фантазия - это не что-то абстрактное и неосязаемое. Напротив. Ей нужно задать направление, заставить струиться по какому-то одному пути. Т.е. нужны просто комплексные упражнения, направленные на развитие конкретных "мышц".

1. Лица вокруг нас.
Это самое увлекательное и простое упражнение. Ищите лица вокруг себя! Привычку ассоциативно мыслить можно выработать, довести до уровня рефлекса. Тогда фантазия будет бить ключом! Не задумывались, что у каждого фасада дома есть своё лицо? Смотрели уже на свой USB-кабель, какое у него несчастное лицо? А лицо скрепкосшивателя замечали?



2. Сделайте пачку фотографий облаков и обведите в фотошопе или на настоящей, распечатанной фотографии все фигуры, которые можете распознать. Последуйте призыву Леонардо да Винчи видеть образы даже в трещинах на стене. Проделайте то же самое, что с облаками, с фотографиями:
- теней
- трещин
- кожи рук
- структуры дерева
- структуры мрамора или камня





3. Создавайте монотипии и дорисовывайте их до готовых фигур!

http://www.monotypy.ru/

4. Сделайте пачку листов с кляксами: дорисовывайте их до каких-то фигур или обводите те, что можете вычленить из общей массы.



Работы португальской художницы L Filipe dos Santos: http://www.corcoise.blogspot.com/

5. Собирайте разные предметы: по цвету или форме, и складывайте их в группы, композиции, инсталляции: http://art-expiration.livejournal.com/1 11953.html



Copyright Camilla Engman



Copyright Pam Garrison

6. Берите любой предмет из домашней утвари и придумывайте с ним что-то новое: одушевлённое или механическое. На эту тему я писала целый урок: http://art-expiration.livejournal.com/1 24853.html






7. Возьмите в руки любой простой предмет и подумайте, как его можно приспособить для каких-то других целей. (Погуглите слово bionik - тоже полезно посмотреть, что человек уже успел подсмотреть у природы.)

Фото отсюда http://www.technik-welten.de

8. Представьте, как привычная сцена (улица, метро, квартира) будет выглядеть под другим углом зрения: глазами животного, насекомого, птицы в небе, соседа, вилки на столе - возлелейте в себе Андерсена!

Фотография отсюда http://www.dobersberger.com/fotos-bixip ic/2010/fotomarathon-wien/

9. Возьмите любой предмет в руки и попытайтесь описать его как минимум 5-ю способами: геометрическими, по ассоциации с живой природой или любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.h tml


10. Рисуйте с натуры и пририсовывайте людям или предметам части тела животных: лапы жуков, крылья стрекоз или бабочек, тело пчёл, щупальца осьминога.

Boris Vallejo

11. Делайте коллажи или просто заклеивайте пространство бумаги вырезками по цвету или содержанию






12. Рисуйте в артбуках

Девушка Рада спрашивает у меня, как узнать, есть ли у тебя фантазия, можно ли её как-то развить и если да, то как.

Здравстуйте, Натали!
... Я учусь рисовать, хочу стать художником, и в связи с этим у меня возник вопрос, который я плохо представляю, как можно решить.

Как можно понять, есть ли у тебя фантазия, воображение? Можно ли её развить, и если да, то как?
Я неплохо умею рисовать с натуры (для своего уровня), делать разные штуки, но, мне кажется, чисто по технике. Мне сложно даются более фантазийные задания, в основном, связанные с декоративно-прикладным искусством.

У вас были когда-нибудь подобные проблемы, или у кого-нибудь из ваших знакомых?
Заранее спасибо. Рада.

Один из моих любимых вопросов:-) Мне кажется, что проблемы с фантазией живут только у нас в голове. Я люблю её, фантазию, сравнивать с мышцами. Мы все знаем, что они у нас есть, но начинаем их "чувствовать" только тогда, когда получаем серьёзную или непривычную для нас физическую нагрузку. А заметными (визуально) они становятся и вовсе только тогда, когда ежедневная тренировка становится нормой жизни. Другими словами, фантазия, как и мышцы, есть абсолютно у всех.


Фантазия - это не что-то абстрактное и неосязаемое. Напротив. Ей нужно задать направление, заставить струиться по какому-то одному пути. Т.е. нужны просто комплексные упражнения, направленные на развитие конкретных "мышц".

1. Лица вокруг нас.
Это самое увлекательное и простое упражнение. Ищите лица вокруг себя! Привычку ассоциативно мыслить можно выработать, довести до уровня рефлекса. Тогда фантазия будет бить ключом! Не задумывались, что у каждого фасада дома есть своё лицо? Смотрели уже на свой USB-кабель, какое у него несчастное лицо? А лицо скрепкосшивателя замечали?

2. Сделайте пачку фотографий облаков и обведите в фотошопе или на настоящей, распечатанной фотографии все фигуры, которые можете распознать. Последуйте призыву Леонардо да Винчи видеть образы даже в трещинах на стене. Проделайте то же самое, что с облаками, с фотографиями:
- теней
- трещин
- кожи рук
- структуры дерева
- структуры мрамора или камня

3. Создавайте монотипии и дорисовывайте их до готовых фигур!

Автор: Арина Даур, изображение с сайта http://www.monotypy.ru/

4. Сделайте пачку листов с кляксами: дорисовывайте их до каких-то фигур или обводите те, что можете вычленить из общей массы.

Работы португальской художницы L Filipe dos Santos: http://www.corcoise.blogspot.com/

5. Собирайте разные предметы: по цвету или форме, и складывайте их в группы, композиции, инсталляции: http://art-expiration.livejournal.com/111953.html


Copyright Camilla Engman


Copyright Pam Garrison

6. Берите любой предмет из домашней утвари и придумывайте с ним что-то новое: одушевлённое или механическое. На эту тему я писала целый урок: http://art-expiration.livejournal.com/124853.html

7. Возьмите в руки любой простой предмет и подумайте, как его можно приспособить для каких-то других целей. (Погуглите слово bionik - тоже полезно посмотреть, что человек уже успел подсмотреть у природы.)

Фото отсюда http://www.technik-welten.de

8. Представьте, как привычная сцена (улица, метро, квартира) будет выглядеть под другим углом зрения: глазами животного, насекомого, птицы в небе, соседа, вилки на столе - возлелейте в себе Андерсена!

Фотография отсюда http://www.dobersberger.com/fotos-bixipic/2010/fotomarathon-wien/

9. Возьмите любой предмет в руки и попытайтесь описать его как минимум 5-ю способами: геометрическими, по ассоциации с живой природой или любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь:

10. Рисуйте с натуры и пририсовывайте людям или предметам части тела животных: лапы жуков, крылья стрекоз или бабочек, тело пчёл, щупальца осьминога.

Boris Vallejo

11. Делайте коллажи или просто заклеивайте пространство бумаги вырезками по цвету или содержанию

12. Рисуйте в артбуках

13. Делайте зирсовки в кафе

14. Листайте книги по истории искусства, иллюстрации, детские книги с картинками, альманах фотографий и художественные журнары