Какие экономические термины образованы от фамилии чаянов. Учение а.в

Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937, Алма-Ата) - российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина «моральная экономика».

Биография

Родился в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец - из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г. Вятки.

Окончив частное реальное училище К. П. Воскресенского, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра - известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.

Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы:

Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.

В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.

Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов - Льноцентра) России.

В 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.

Активный участник Февральской революции. На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда - высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель). В 1917 году кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.

С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.

В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.

В 1921-1923 годы - член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928-1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н. чаяновщина была объявлена «агентурой империализма», находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова».

В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева - Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я. С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А. С. Славатинский. 26 января 1932 г. Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 г. ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 г. А. В. Чаянов был вновь арестован НКВД, а 3 октября 1937 г. расстрелян в Алма-Ате.

Чаянов Александр Васильевич - российский экономист, социолог, социальный антрополог, международно-признанный основатель междисциплинарного крестьяноведения; писатель-фантаст и утопист. Автор термина моральная экономика.

28 сентября 1987 года в конференц-зале ВАСХНИЛ (Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени Ленина) английский профессор Теодор Шанин выступил с лекцией «А.В. Чаянов в мировой экономической науке». Многие из собравшихся впервые услышали имя Чаянова, за полтора месяца до этого прочитав в газете «Московские новости» материалы «круглого стола», собранного журналистом Львом Воскресенским с участием докторов наук Н.К. Фигуровской, В.Л. Данилова и М.О. Чудаковой, где рассказывалось о реабилитации 15 учёных-аграрников, репрессированных в самом начале тридцатых годов по обвинению в подготовке антисоветских заговоров и кулацких мятежей. По именам двух главных обвиняемых «преступная организация» получила тогда название «кулацко-эсеровской группы Кондратьева - Чаянова». Более чем через полвека, 16 июля 1987 года, по протесту Генерального прокурора СССР А.М.Рекунова, Верховный суд нашей страны прекратил уголовное дело за отсутствием состава преступления.

Александра Васильевича Чаянова нельзя оценить и понять без знания всего того, чем он интересовался и жил. Нельзя говорить о Чаянове только как экономисте-аграрнике, как нельзя говорить о профессоре химии Бородине, оставляя в стороне Бородина-композитора, или, постигая Леонардо да Винчи, сузить необозримый диапазон его дарования до скульптуры и живописи, не касаясь его занятий механикой, оптикой, анатомией. Как и всякий другой человек, Чаянов может быть понят, если к нему подойти как к целостной личности.

Он родился в Москве 17(29) января 1888 года. Его отец, Василий Иванович Чаянов, происходил из крестьян Владимирской губернии. В пореформенную пору мальчиком пришёл Василий Чаянов в Иваново-Вознесенск и начал работать на ткацкой фабрике. Со временем он стал пайщиком, затем компаньоном хозяина, а потом завёл и собственное дело.

Из Иваново-Вознесенска В.И. Чаянов переехал в Москву. Здесь он женился на Елене Константиновне Клепиковой, происходившей из мещан города Вятки. Мать будущего учёного окончила Петровскую земледельческую и лесную академию в первой группе женщин, туда принятых. То, что она была агрономом, не могло не сыграть роли в выборе жизненного пути её сына.

В 1899 году 11-летний Саша Чаянов поступает в лучшее реальное училище Москвы на Мясницкой улице 59. Реальные училища в отличие от гимназий давали естественно-математическое образование. В их старших классах преподавались прикладные предметы механико-технологического и химико-технологического циклов, а также основы коммерции. Ни латыни, ни древнегреческого языка в программе не было, но были языки немецкий и французский.

Жили тогда Чаяновы в Малом Харитоньевском переулке, где всё напоминало о далёкой старине. В домах, расположенных поблизости, бывали Пушкин, Гоголь, Щепкин, Веневитинов. По преданию в старом юсуповском саду, в одном из флигелей, в самом начале XIX века жили Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины. Именно сюда «к Харитонью в переулок» приезжала Татьяна Ларина и слышала звон колоколов. Звоны колоколов слышит и юный Чаянов. Эта музыка увлекает его, и он начинает её изучать.

В 1920 году Чаянов напишет книгу «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». В фантастической Москве 1984 года он предложит читателю «музыкальную программу, исполняемую на кремлёвских колоколах в сотрудничестве других московских церквей». Вот как опишет он начало этого концерта: «Через минуту густой удар полиелейного колокола загудел и пронёсся над Москвой. Ему в октаву отозвались Кадаши, Никола Большой крест, Зачатьевский монастырь - и ростовский перезвон охватил всю Москву. Медные звуки, падающие с высоты на головы стихшей толпы, были подобны взмахам крыл какой-то неведомой птицы. Стихия ростовских звонов, окончив свой круг, постепенно вознеслась куда-то к облакам, а кремлёвские колокола начали строгие гаммы рахманиновской литургии».) Именно в юности Чаянов на всю жизнь заболел историей Москвы и в конце концов стал одним из крупнейших её историков.

В 1906 году Чаянов окончит училище и поступит в Московский сельскохозяйственный институт, как с 1894 года станет официально называться бывшая Петровская земледельческая и лесная академия, открытая 21 ноября 1865 года.

В 1925 году директор Научно-исследовательского института сельскохозяйственной экономии при Тимирязевской сельскохозяйственной академии и её профессор А. В. Чаянов напишет книгу «Петровско-Разумовское в его прошлом и настоящем» - своеобразный путеводитель по ТСХА, где причудливо переплетаются история и современность.)

В институте его жизненной страстью становится наука. Но, человек в высшей степени общественный, он занимается ею как делом, преображающим жизнь людей. Такое понимание общественной роли науки проистекало у молодого Чаянова из представлений, почерпнутых прежде всего в студенческо-преподавательской среде.

Двадцатилетним студентом 3 курса Чаянов пишет свою первую научную работу. Его интересует кооперация в сельском хозяйстве Италии. Он говорит об экономическом возрождении Италии и связывает его прежде всего с кооперированием сельского хозяйства, когда тысячи бедных маленьких хозяйств сливались в различные союзы и на началах самодеятельности создали мощную экономическую организацию кредита, закупок, сбыта, организовали производственную кооперацию, поддержали дело агрономической помощи крестьянам. Чаянов призывал русских крестьян следовать примеру итальянцев, создавая у себя в деревнях различные кооперативы.

Вскоре появилась и вторая работа Чаянова «Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии», написанная после того, как он, студент выпускного курса, в течение двух месяцев работал в этой стране. В ней он снова поставил вопросы, тесно связанные с отечественной практикой, в частности о сохранении лучших пород животных.

В 1910 году Чаянов оканчивает институт, и его оставляют на два года при кафедре аспирантом . Он едет во Францию, Германию, Англию, Италию и Швейцарию. Возвратившись, он продолжает пропагандировать всё то полезное, о чём узнал, но прежде всего его занимают внутренние проблемы отечественного сельского хозяйства. Молодой учёный начинает изучать это хозяйство как большой и сложный механизм в его многообразных экономико-производственных связях с окружающей природной и народнохозяйственной средой, а также как некую клеточку социального организма.

В 1912 году в Москве вышла первая часть книги Чаянова «Очерки по теории трудового хозяйства» , где выдвигалось положение, впоследствии получившее развитие во многих трудах Чаянова, из-за которого его стали подвергать ожесточённой критике. Он написал тогда, что «всякое трудовое хозяйство имеет естественный предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи». Этот постулат, уже тогда подкреплённый цифровым и фактическим материалом, он сделал в дальнейшем одним из главных вопросов своей научной и общественной деятельности. Через год вышел и второй выпуск «Очерков», посвящённый основам сложения потребительского бюджета. Чаянов постоянно занимается и проблемами русского льна, который после ржи и пшеницы занимал в сельском хозяйстве страны едва ли не самое важное место, исследует экономическую и земледельческую стороны мелиорации.

Учёный совет Московского сельскохозяйственного института, отдавая должное необычайному трудолюбию и разносторонности Чаянова, присвоил ему в 1913 году звание доцента. Ему было тогда 25 лет.

К 1913 году три четверти России жило и работало в деревнях, в 20 миллионах дворах.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) Чаянов занимается работой по организации хлебозаготовок и продовольственного дела. История продовольственного вопроса в это время отражена в лекциях, прочитанных им в апреле 1917 года на курсах по подготовке культпросветчиков при Московском совете студенческих депутатов. Здесь высказан также ряд интересных соображений и принципиальных оценок. Так, Чаянов замечает: «В настоящее время мы стоим перед долгими годами тяжёлой и ответственной творческой работы строительства новой России. В области политического строительства и строительства гражданского почти всё находится в нашей власти, власти человеческих законов. Не то мы видим в области жизни экономической. Здесь, помимо наших человеческих законов, перед нами стоят законы экономической жизни, законы, которых изменить мы не в силах и к которым должны приспособить наши человеческие законы, чтобы равнодействующую экономической жизни приспособить к нашему идеалу».

В 1918 году, выступая на 3 Всероссийском съезде «Лиги аграрных реформ» с докладом «Природа крестьянского хозяйства и земельный режим» , Чаянов отмечает: «Кладя крестьянское хозяйство в основу будущего народнохозяйственного строя в России, мы должны учитывать, что оно по самой природе своей отлично от хозяйства, капиталистически организованного, в рамках которого мы привыкли обычно разрешать экономические проблемы. Хозяйство крестьянское есть прежде всего хозяйство семейное, весь строй которого определяется размером и составом хозяйствующей семьи, соотношением её потребительских запросов и её рабочих рук». Это положение, направленное на защиту некапиталистического крестьянского хозяйства, впоследствии объявили основной теоретической установкой так называемой «антимарксистской неонароднической школы», которая исходила из того, что, работая на своей земле и не эксплуатируя чужого труда, крестьянин оказывается в таком положении, когда категории заработной платы, прибавочной стоимости и рентных отношений как бы размываются и классическая политэкономия уже не может дать традиционные ответы на новые, не рассматривающиеся ею обстоятельства и ситуации.

Чаянов не был большевиком, но он был социалистом, демократом по убеждениям и аналитиком по складу ума. Самым значительным трудом, над которым он работал в годы гражданской войны (1918 - 1920), стала книга «Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации» . Здесь он обобщил всё, что писал и говорил ранее о кооперации.

Рассматривая сельское хозяйство как конгломерат самых разнообразных хозяйственных форм и образований, Чаянов признавал, что самыми распространёнными из них являются две формы: капиталистическая и противостоящая ей семейно-трудовая. Внешне капиталистическое хозяйство значительно более крупное, а семейно-трудовое более мелкое. Но если капиталистическое хозяйство строится на наёмном труде, то семейно-трудовое - на совершенно иной основе, ему «свойственны иные мотивы хозяйственной деятельности и даже иное понимание выгодности. Закономерным шагом развития последних должно стать объединение этих некапиталистических семейных трудовых коллективов в некапиталистические же кооперативы. (Социалистическую подоплёку кооперации Чаянов понимал в значительной мере в духе русских социалистов-утопистов. Он преклонялся перед одним из основателей утопического социализма Робертом Оуэном, о «возвышенном» учении которого писал так: «Он говорил, что люди дружными, общими усилиями должны помогать друг другу жить и, основывая особые общества, совместно устраивать свою хозяйственную жизнь». Эта идея казалась Чаянову пригодной для любого времени и для любого общества, ибо была общечеловеческой, а общечеловеческое он ставил выше классового.)

«Многие полагают, - писал Чаянов, - что существующее частичное кооперирование хозяйств есть только переходная фаза и что со временем все процессы сельскохозяйственного производства будут кооперированы в «интегральную» земледельческую артель, своего рода земледельческую коммуну. Но крестьянское хозяйство должно кооперировать и коллективизировать те отрасли, в которых крупная форма производства имеет свои преимущества, и оставлять в индивидуальном семейном хозяйстве всё то, что лучше организуется в мелком предприятии. Трудовая коммуна всегда будет слабее трудового кооперированного хозяйства, так как по своей природе она принуждена организовывать в крупных формах не только те отрасли хозяйства, которые её выгодно так организовывать, но также и те, в которых мелкое производство технически всегда более совершенно».

С 1918 года Чаянов стал одним из самых молодых профессоров Московского сельскохозяйственного института и в этом качестве высказал немало ценных мыслей о задачах и методике работы высших учебных заведений.

До 1920 года Чаянов занимал руководящие посты в кооперации, а с 1920 года - в Народном комиссариате земледелия. В 1921 - 1923 гг., оставаясь членом коллегии наркомзема, был представителем наркомзема в Госплане. Занимая ответственные посты, Чаянов стал известен самым высоким должностным лицам СССР. Отдавая ему должное как высококвалифицированному специалисту, некоторые руководители в политическом отношении считали его честным буржуазным спецом или, в лучшем случае, сочувствующим попутчиком. Многогранный, неоднозначный человек не вписывался в схему, упрощённо делившую всех людей лишь на друзей и врагов.

В 1918 - 1921 гг. Чаянов занимается также литературой и историей. Он пишет «Историю Миюсской площади» , фантастическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии», романтические повести «История парикмахерской куклы, или последняя любовь московского архитектора М.», «Венедиктов, или достопамятные события жизни моей», трагедию «Обманщики», по которой был поставлен спектакль в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. Он становится активным членом общества «Старая Москва», где работает вместе с В.А. Гиляровским, братьями А.А. и Ю.А. Бахрушиными, П.В. Сытиным, а также одним из учредителей московского Русского общества друзей книги.

К 1925 г., в период новой экономической политики советского государства, группа Чаянова, тогда профессора экономического факультета Тимирязевской сельскохозяйственной академии, как с 1923 г. стал называться Московский сельскохозяйственный институт, провела работу по установлению оптимальных размеров сельскохозяйственных предприятий, определила количественный эффект землеустройства, разработала методы безденежного учёта хозяйства и нерыночных продуктов, а также таксацию вообще всех работ в сельском хозяйстве.

В.И. Ленин перед смертью (1924) написал две статьи, посвящённые кооперации (известно, что в его библиотеке были книги Чаянова). После этого слово «кооперация» стало самым популярным в обиходе. В связи с этим Чаянов в своей переизданной работе «Краткий курс кооперации» замечает: «Когда в наши дни говорят о будущем деревни, то чаще всего возлагают свои надежды на кооперации. Однако это вовсе не означает, что многие отчётливо понимают сущность кооперации, её основные идеи и организационные принципы». Чаянов разъясняет свою мысль на конкретных примерах и говорит о том, что будущее сельского хозяйства за кооперацией. «Это будущее заставляет нас видеть в нашей работе… будущий грандиозный социально-экономический переворот, превращающий распылённое стихийное крестьянское хозяйство в стройное хозяйственное целое, в новую систему организации земледелия, и вполне согласиться с мыслью предсмертной статьи Ленина о том, что развитие кооперации совпадает с развитием социализма».

Летом 1924 года Чаянов заканчивает работу над главным трудом своей жизни «Организация крестьянского хозяйства». (Автор считал эту работу итогом своих более чем десятилетних изысканий, впервые сведённых вместе в книге «Учение о крестьянском хозяйстве», изданной на немецком языке в Берлине в 1923 году.) Едва появившись, работа Чаянова сразу же вызвала целый шквал замечаний и критических обзоров. Теоретические положения этой работы привели в конце концов к гибели как идеи, высказанной в книге, так и физическому устранению самого автора. Однако в то время он ещё не ждал такого оборота событий и наряду с кабинетной академической деятельностью много времени проводил в поле, на фермах, во дворах и избах крестьян.

Чаянов открывает для себя ещё одну стезю. Вместе с известным журналистом А.Г. Баргиным пишет киносценарий, по которому на киностудии «Межрабпомфильм» молодой режиссёр Л.Л. Оболенский ставит фильм с остродетективным сюжетом «Альбидум 0604» - так назывался особый засухоустойчивый и необычайно плодоносный сорт пшеницы. Продолжаются и беллетристические увлечения Чаянова. В 1928 году выходит в свет его последняя романтическая повесть «Юлия, или встречи под Новодевичьем».

Состоявшийся в декабре 1927 года XV съезд ВКП(б) провозгласил курс на коллективизацию сельского хозяйства. Путь деревни был предопределён ¬- она должна была стать колхозной. Эта установка противоречила теории Чаянова. (Чаянов считал кооперацию основой социально-экономического развития деревни. Масштабы кооперации зависят от состояния технической базы и преобразования этой базы. В сферу кооперирования вовлекаются прежде всего те функции, которые становится невыгодно выполнять в отдельном крестьянском хозяйстве. Эти функции должна выполнять не «горизонтальная»: артели, коммуны, товарищества, - а «вертикальная» концентрация крестьянских хозяйств на кооперативной основе: выделение функции снабжения, сбыта и переработки продукции. Участие крестьян в кооперации выводит их на внешние рынки и, в конечном итоге, в орбиту мирового хозяйства.)

Чаянов не был кабинетным затворником. Он знал жизнь и понимал, что его теории уже выходят из разряда научных дискуссий и трактуются как подрывная антисоветская деятельность. 12 декабря 1929 года в «Сельскохозяйственной газете» было опубликовано письмо Чаянова, где он признавал свои исторические прогнозы ошибочными, а теорию классовой кооперации и защиту индивидуального сектора сельского хозяйства «грубой и реакционной ошибкой». Однако это его покаяние не было принято во внимание. В стране царила атмосфера подозрительности, доносов и шпиономании. На открывшейся через неделю после публикации письма Чаянова конференции аграрников-марксистов «ошибкам» Чаянова и злокозненным заблуждениям его школы отводилось много места.

XVI съезд партии дал установку на «форсирование темпов создания материально-технической базы социализма, на ликвидацию всех капиталистических элементов в стране». 21 июля 1930 года Чаянова арестовали. Открытого суда над ним не было. Сначала он некоторое время сидел в тюрьме, где работал над двумя книгами: о внутрихозяйственном транспорте и об истории гравюры, а затем был сослан в Казахстан.

Чаянов приехал в Алма-Ату в первой половине 1932 года, а в 1933 - 1935 годах работал в Казахском сельскохозяйственном институте им. Л. И. Мирзояна. Как и в Москве, он не только преподавал, но и занимался приобщением студентов к искусству. Поставил на сцене институтского клуба 11 пьес и организовал издание «Ежегодника СХИ». Кроме занятий в институте, Чаянов работал старшим экономистом-аналитиком Наркомата земледелия в балансовой группе планово-финансового отдела. В 1935 - 1936 гг. работал в выставкоме по подготовке к Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 28 июня 1935 г. срок ссылки Чаянова был продлён ещё на три года. В конце 1936 г. он был арестован ещё раз, но вскоре выпущен. Е. Д. Эйгинсон, бывший студент Казахского сельскохозяйственного института, случайно встретил Александра Васильевича неподалёку от тюрьмы. Он оброс бородой, был одет в рваную телогрейку, подошвы его ботинок были обмотаны проволокой. 16 марта 1937 г. Чаянов был арестован в последний раз. 3 октября 1937 года Особое совещание при НКВД СССР вынесло ему смертный приговор. Он был расстрелян в тот же день.

Из книги А.В. Чаянова «Возможное будущее сельского хозяйства»:

«Усовершенствования в области путей сообщения, радиосвязи и, по крайней мере, удесятерение количества людского населения нашей планеты заставят просто-напросто превратить всю её площадь в сплошные города-сады, прерываемые обширными, в несколько десятков километров, полянами цветов и растений, преследующих цель быть освежителями атмосферы, или же плодовыми садами, приносящими те фрукты, ароматность которых и вкус, по всем вероятиям, никогда не могут быть воссозданы химическим способом производства. Эстетические же соображения заставят покрыть остальную площадь нашей земли садами, где место теперешних полей злаков и культур льна и подсолнуха займут роскошные клумбы фиалок, роз и не виданных нами до сих пор, но совершенно изумительных цветов будущего. Можно сказать, что из всех наших культурных растений наилучшей будущностью и вечностью обладает, несомненно, красная роза, с её одуряющим, свежим, сладостным запахом - ей, и именно ей, должны будут уступить место все теперешние наши культурные растения, вытесняемые стальной машиной, изготовляющей из воздуха хлеб и ткани будущего».

Организационно-производственная школа (А. В. Чаянов , Н. П. Макаров , А. Н. Минин , А. А. Рыбников и др.) возникла в дореволюционный период в связи с быстрым ростом крестьянских кооперативов. Лидером этой школы стал крупный русских экономист Александр Васильевич Чаянов (1888–1937). Основные труды : « Организация крестьянского хозяйства » (1925 г. ), « Краткий курс кооперации » (1925 г .).

Исследование аграрного вопроса стало одним из ключевых в российской экономической школе второй половины 19 в. После отмены крепостного права по этому поводу развернулись бурные дискуссии, в которые прямо или косвенно, были втянуты все ведущие экономисты страны.

В 1911 году на Московском областном агрономическом съезде встретились А. В. Чаянов , Н. П. Макаров , А. Н. Челинцев , А. А. Рыбников , А.Н. Минин , Г. А. Студенский , которые составили ядро организационно - производственного направления. Лидером этой школы стал крупный русский экономист Александр Васильевич Чаянов (1888 – 1937 г. г.).Основные его труды:«Организация крестьянского хозяйства» (1925 г.), «Краткий курс кооперации» (1925 г.) .

Предметом изучения нового направления стало крестьянское хозяйство , где затраты труда часто превышали расчетный выход продукции, а арендная плата за землю была выше выручки. Мотивация труда в таком хозяйстве - это не мотивация предпринимателя , получающего «в результате вложения своего капитала разницу между валовым доходом и издержками производства, а скорее мотивация рабочего , работающего на своеобразной сдельщине, позволяющей ему самому определять время и напряжение своей работы». А. В. Чаянов писал: «Изучая современное сельское хозяйство как оно есть, мы изучали, прежде всего, тот исходный материал, из которого, по нашему мнению, исторически должна в ближайшее десятилетие вырасти новая деревня, превратившая путем кооперации значительную часть своего хозяйства в формы общественно - организованного производства, деревня, …использовавшая все завоевания агрономии и техники».

Наибольший интерес для А. В. Чаянова представляло семейно - трудовое крестьянское хозяйство ,нацеленное на удовлетворение потребностей членов семьи. И в первую очередь - натурально - потребительские черты этого хозяйства, а уже во вторую - его товарно - рыночные черты . Здесь он сформировал такие основные понятия как:

1. Организационный план – субъективное отображение крестьянином системы целей и средств хозяйственной деятельности. Он включает выбор направления хозяйства, сочетание его отраслей, увязку трудовых ресурсов и объемов работ, разделение потребляемой и продаваемой на рынке продукции, баланс денежных поступлений и расходов.

2. Концепция трудопотребительского баланса – предполагает крестьянина, который стремится не к максимуму чистой прибыли , но к росту общего дохода . А, соответственно, к равновесию производства и потребления, производственных и природных факторов, равномерному распределению труда и дохода в течение всего года.

И выделял шесть типов хозяйств :

1. Капиталистические.

2. Полутрудовые.

3. Зажиточные семейно – трудовые.

4. Бедняцкие семейно – трудовые.

5. Полупролетарские.

6. Пролетарские.

А. В. Чаянов выступал против огосударствления кооперативови считал , что:

1. Повысить эффективность аграрного сектора можно только в случае массового распространения кооперации, которая должна иметь антикапиталистическую и антибюрократическую направленность.

2. Выгодность кооперации заключаетсяв относительно низких ценах на продукцию и в дополнительном доходе ее членов.

3. Индивидуальные крестьянские хозяйства способны самостоятельно вести эффективную обработку почвы и животноводство, а остальные виды деятельности подлежат постепенному и добровольному кооперированию, так как их технический оптимум превосходит возможности отдельного крестьянского хозяйства.

А. В. Чаянов создал теорию дифференциальных оптимумов сельскохозяйственных предприятий :

- Оптимум имеется там, где при прочих равных условиях себестоимость получаемых продуктов будет наименьшей. Он зависит от природно – климатических и географических условий, а также биологических процессов.

Все элементы себестоимости в земледелии А. В. Чаянов разделил на три группы:

1. Уменьшающиеся при укрупнении хозяйств (административные расходы, издержки на использование машин, построек и др.).

2. Увеличивающиеся при укрупнении хозяйств (транспортные издержки, потери от ухудшения контроля за качеством труда).

3. Не зависящие от размеров хозяйств (стоимость семян, удобрений, погрузочно - разгрузочные работы и др.).

Оптимум сводится к нахождению точки, в которой сумма всех издержек на единицу продукции будет минимальной.

В 1919 г. А. В. Чаянов возглавил в Москве Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, на базе которого затем возник НИИ сельскохозяйственной экономии. В феврале 1921 г. он вошёл в коллегию Наркомата земледелия. А после, заведовал кафедрой организации сельского хозяйства экономического факультет Тимирязевской сельскохозяйственной академии.

Суть позиции представителей организационно – производственной школы заключается в том, что кооперативная концентрация производства в сельском хозяйстве оказывается тем более экономически выгодной, чем дальше отстоит подлежащая кооперированию сфера аграрной деятельности от непосредственной работы крестьянина с биологическими организмами .

Сформулировав свою социально - этическую позицию, экономисты школы уделили пристальное внимание также страновому и региональному своеобразию, заложив основы российской экономической географии . Одной из важнейших её задач здесь А. В. Чаянов считал поиск «…формулы, в которой происходит установление равновесия между местной плотностью населения, положением района в отношении рынка и его естественноисторическими особенностями ».

Научный путь организационно - производственной школы привел к созданию фундаментального направления в экономической теории - учения о некапиталистических системах хозяйствования , которое во многом объясняет экономическое поведение любых организаций , не ставящих целью своей деятельности получение прибыли.

Новому направлению удалось создать и развить семейно-трудовую теорию устойчивости крестьянского хозяйства , которая явилась значительным вкладом в мировую экономическую науку начала прошлого века. Правильность суждений русских (позже советских) учёных подтверждается практическим опытом развития сельского хозяйства в разных странах мира вплоть до настоящего времени.

130 лет назад родился Александр Васильевич Чаянов (17 января 1888, Москва - 3 октября 1937, Алма-Ата) - российский и советский экономист, социолог, социальный антрополог, основатель междисциплинарного крестьяноведения, писатель-фантаст и утопист, автор концепции трудового крестьянского хозяйства и моральной экономики. Он является ярким представителем поколения русской интеллигенции начала 20 века.


Александр Васильевич Чаянов родился в 1888 году в обеспеченной и культурной купеческой семье. Отец - из крестьян Владимирской губернии, мальчиком работал на ткацкой фабрике Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Как видим, социальные лифты в Российской Империи работали исправно. Мать происходила из мещан г. Вятки.
Окончив частное реальное училище К. П. Воскресенского, в 1906 году поступил в Московский сельскохозяйственный институт (скорее всего под влиянием родственников: его мать была одной из первых женщин, окончивших Петровскую академию, её выпускником был и двоюродный брат Александра - известный опытник Сократ Константинович Чаянов).

Свою первую научную работу, посвященную процессам кооперации в сельском хозяйстве Италии, Чаянов публикует во время учебы на третьем курсе. Вторая научная работа Чаянова "Общественные мероприятия по скотоводству в Бельгии" была написана на выпускном курсе после двух месяцев работы в этой стране. Дипломную работу выполнил под руководством А. Ф. Фортунатова.
Его однокурсником и другом был Николай Вавилов, который позже вспоминал о годах учёбы:
Это была пора, когда в академии было 300 студентов, знавших друг друга, когда вся академия от профессоров до студентов была большой дружной семьей. То была пора кружков любителей естествознания, общественной агрономии, дополнявших и без того прекрасную школу. Студент ловил идеи у профессуры и сам быстро превращался в исследователя.

В 1911 году, получив диплом учёного-агронома 1-й степени, Чаянов был оставлен в институте для подготовки к занятию кафедры сельскохозяйственной экономии. В 1912 году был направлен в научную командировку: посетил Англию, Францию, Германию, Швейцарию, Италию.
Вернувшись, преподавал в родном институте и Народном университете Шанявского. Преподавательскую и исследовательскую деятельность сочетал с участием в кооперативных и общественных организациях. Являлся одним из организаторов и руководителей Центрального товарищества льноводов (Центрального союза льноводческих кооперативов - Льноцентра) России.
В 1912 году в Москве была опубликована первая часть его книги "Очерки по теории трудового хозяйства". В ней он выдвинул положение "всякое трудовое хозяйство имеет предел своей продукции, который определяется соразмерностью годового труда со степенью удовлетворения потребностей хозяйствующей семьи".
В 1913 году он стал доцентом, в 1915 году ему было присвоено звание адъюнкт-профессора. В научном плане одним из главных направлений деятельности Чаянова была разработка теории крестьянского хозяйства.

Чаянов был активным участником Февральской революции. Если бы он знал, чем это всё кончится... На Всероссийском кооперативном съезде (1917) был избран членом Совета Всероссийского кооперативного съезда - высшего органа управления кооперативным движением. Видный деятель кооперативного движения России после Февральской революции. Автор радикальной аграрной программы. Член Главного земского комитета, созданного для подготовки и осуществления земельных преобразований, член Временного Совета Российской Республики (Предпарламента), товарищ министра земледелия во Временном правительстве (пробыл на этом посту около двух недель). В 1917 году кандидат в члены Учредительного собрания по Владимирскому избирательному округу (список № 7 от кооперативов Владимирской губернии), но избран не был.

С 1918 года был профессором Петровской сельскохозяйственной академии.
В 1919 году возглавил Высший семинарий сельскохозяйственной экономии и политики, преобразованный в том же году в НИИ сельскохозяйственной экономии.
В 1921-1923 годы - член коллегии Наркомзема РСФСР и его представитель в Госплане РСФСР.

В 1926 году Чаянов был обвинён в мелкобуржуазности и антимарксистском толковании сущности крестьянского хозяйства. С началом коллективизации в 1928-1929 нарастала волна идеологической и политической критики в адрес Чаянова. Если раньше его критиковали за «неонародничество», то теперь обвинили в защите интересов кулачества и протаскивании буржуазных аграрных теорий. На Конференции аграрников-марксистов (20-29 дек. 1929) т. н. чаяновщина была объявлена «агентурой империализма» , находящейся в связи с правым уклоном в ВКП(б); выступивший на ней И. В. Сталин обрушился на «антинаучные теории "советских" экономистов типа Чаянова» .
Взгляды Чаянова и его школы были объявлены антимарксистскими; в вину учёному вменялись желание сохранения индивидуального крестьянского хозяйства, недооценка роли пролетариата и защита интересов кулачества.
А ведь Чаянов в политических партиях не состоял...

В июле 1930 года Чаянов вместе с другими крупнейшими экономистами был арестован по делу вымышленной «кулацко-эсэровской группы Кондратьева - Чаянова», входившую в опять-таки сфабрикованную «Трудовую крестьянскую партию», которую обвинили в намерении организовать кулацкие восстания. Чаянов о мифической «Трудовой крестьянской партии» не имел ни малейшего представления. Затевался новый громкий судебный процесс, который, однако, не состоялся.
Допросы Чаянова вели начальник секретного отдела ОГПУ Я.С. Агранов и начальник 3-го отделения СО ОГПУ А.С. Славатинский.
26 января 1932 г. Чаянов был осужден коллегией ОГПУ при Совнаркоме СССР на 5 лет тюремного заключения, четыре из которых провел в тюрьмах (следственном изоляторе ОГПУ, Бутырской и Ярославской). Последний год заключения был заменен ссылкой в Алма-Ату, где Чаянов работал в Сельскохозяйственном институте, НИИ сельскохозяйственной экономики и Наркомате земледелия Казахстана. В 1935 г. ссылка была продлена на 3 года. В марте 1937 г. А.В. Чаянов был вновь арестован НКВД. 3 октября 1937 года Особым совещанием при НКВД СССР он был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение в этот же день в Алма-Ате.

Парадокс в том, что Советская власть расстреляла ярого противника капиталистического пути развития сельского хозяйства. Во всех своих трудах А.В. Чаянов подчеркивал неприемлемость наемного труда в сельском хозяйстве, выступал против эксплуатации крестьянина со стороны крупного капитала. Путь к кардинальному повышению эффективности аграрного сек­тора Чаянов усматривал в массовом распространении кооперации, при которой от семейно-трудового хозяйства постепенно отпочковывались бы и переходили в ведение крупных кооперативных товариществ опе­рации по переработке, хранению, сбыту крестьянской продукции, за­купке и обслуживанию техники, заготовке минеральных удобрений, семян, племенная, селекционная работа, кредитное дело, словом, все те операции, где крупное хозяйство имеет явный перевес над мелким. По мнению ученого, это помогло бы сочетать преимущества самостоя­тельного хозяйства отдельной семьи с теми плюсами, которые несет с собой обобществленное производство и обмен. Но все эти идеи коммунистам оказались не нужны, Чаянова уничтожили по надуманному обвинению.

Жена, просидевшая в лагерях с небольшими перерывами 18 лет, умерла в 1983 году, так и не добившись реабилитации мужа. А.В. Чаянов был реабилитирован Верховным судом СССР 16 июля 1987 года. Военная коллегия Верховного суда СССР установила 16 июля 1987 г., что
«…Чаянов А.В и другие лица привлечены к уголовной ответственности, признаны виновными во внесудебном порядке и осуждены за особо опасные государственные преступления необоснованно. Участниками антисоветской организации они не были и вредительской деятельностью не занимались. Выводы о виновности Кондратьева Н. Д., Чаянова А. В., Макарова Н. П. и других основаны лишь на их показаниях на предварительном следствии. Между тем эти показания в силу их противоречивости и несоответствия иным фактическим обстоятельствам дела не могут быть положены в основу вывода о виновности осужденных в антисоветской вредительской деятельности. В протесте Генерального Прокурора СССР приведены убедительные данные, свидетельствующие о том, что признание осужденными своей вины получено в результате незаконных методов ведения следствия. Агранов, Радзивиловский, Славатинский и другие лица, причастные к рассмотрению данного дела, впоследствии сами были осуждены за незаконные методы ведения следствия по этому и другим уголовным делам».
и определила отменить Постановление Коллегии ОГПУ СССР от 26 января 1932 г. и прекратить уголовное дело за отсутствием в действиях состава преступления, тем самым юридически реабилитировав учёного.

Первая жена - Елена Васильевна Чаянова, дочь статистика В. Н. Григорьева. Они обвенчались в 1912 году, название изданного Чаяновым в этом же году сборника стихов «Лёлина книжка» связано с ней. Елена в 1920 году ушла к художнику Алексею Александровичу Рыбникову (1887−1949), оставив фамилию Чаянова.
Вторая жена - Ольга Эммануиловна Чаянова (в девичестве Гуревич, 1897-1983), театровед, дочь публициста и редактора Э. Л. Гуревича (1866-1952), сестра физика Л. Э. Гуревича (1904-1990). Дважды необоснованно репрессирована в 1937 и 1948 гг. Сыновья: Никита Александрович Чаянов (1923-1942) и Василий Александрович Чаянов (1925-2005).

Ученый написал множество работ. Нужно отметить, что только за время обучения в институте он опубликовал 17 статей. Главной его работой считается книга «Очерки по теории трудового хозяйства». В 1989 году были опубликованы в одном томе избранные труды ученого.
Кроме научных статей и книг Чаянов писал также художественные произведения. Вышедшая из под пера Чаянова фантастика укладывается в недолгий промежуток 20-х годов и представлена разножанровыми произведениями, - от утопии до литературных стилизаций из богатой в русской литературе традиции «страшных» и мистических повестей. В 1920 году А.В. Чаянов написал первое прозаическое художественной произведение – утопическую повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». А в период с 1921 по 1928 год – ещё четыре фантастические повести, которым критика дала название «русской гофманиады». Первой из них стала повесть «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей», изданная в Москве в 1921 году под псевдонимом «Ботаник Х.», которым подписаны и все последующие повести. В заграничной командировке А.В. Чаянов написал новую фантастическую повесть «Венецианское зеркало, или Диковинные похождения стеклянного человека» и издал её в Берлине в 1923 году. В 1924 году вышла в свет его четвёртая повесть - «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина».
В повести «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии» дана привлекательная картина мечты советских «дезурбанистов», отстаивавших курс на преимущественное развитие в СССР системы малых населённых мест. Герой, современник автора, внезапно оказывается в утопическом будущем 1984 года, где реализована эта мечта. Согласно взглядам дезурбанистов, старые - исторически сложившиеся - города должны были стать музеями ушедшего бытового уклада. Такой и предстаёт в «аграрной утопии» Чаянова Москва. Впрочем, эта утопия способна эффективно защищаться, - в её распоряжении, ни много ни мало, - климатическое оружие.
В повести «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» опередил М. Булгакова в описании московской дьяволиады, где, по странному совпадению, один из героев именуется Булгаковым, а главный «злодей» свободно распоряжается людскими душами, выигранными в карты у демонов. Повесть «Венецианское зеркало» рассказывает о таинственном зеркальном двойнике, злобном отражении, попытавшемся заменить в реальной жизни своего хозяина. «Необычайные, но истинные приключения графа Фёдора Михайловича Бутурлина» - удивительная фантасмагория, в которой переплетаются реалистические и фантастические элементы: девушка постепенно превращается в рыбу под воздействием проклятия, но её спасает эликсир, хранившийся в могиле некоего святого; герой с трудом ускользает от таинственных иллюминатов, которые вовсе даже не люди, и отправляется на поиски давно потерянной фамильной драгоценности. Повесть «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» рассказывает о таинственно появляющейся и пропадающей на глазах у людей незнакомке, которую герой решает во что бы то ни стало отыскать...

Изданные книги А. В. Чаянова были запрещены цензурой и включены в списки и сводные каталоги Главлита СССР, они не подлежали распространению, их изымали из библиотек. Но уничтожены оказались не все, поскольку часть была выпущена под псевдонимами: «Иван Кремнев» и «Ботаник Х». Если первый псевдоним был раскрыт, то второй, под которым Чаянов выпустил в 1918-1928 годы пять «романтических» повестей, уберёг их от уничтожения.

Чаянов Александр Васильевич [ 17(29).1.1888, Москва - 3.10.1937, Алма-Ата] - прозаик.

Родился в московской разночинной семье. Отец - из крестьян Владимирской губ. Мальчиком он работал на одной из ткацких фабрик Иваново-Вознесенска, постепенно стал компаньоном хозяина, затем открыл собственное дело. Мать происходила из мещан г.Вятки, была в первой группе женщин, допущенных к учебе в Петровской земледельческой и лесной академии, окончила ее. Она оказала большое влияние на формирование вкусов, литературных и художественных пристрастий Чаянова.

Начальное образование Чаянова было домашним. С детства он владел основными европейскими языками. Продолжил образование в одном из лучших московских реальных училищ - частном училище К.П.Воскресенского. В 1906 поступил в Петровскую академию, как по традиции москвичи называли Московский сельскохозяйственный институт. По замечанию одного из студентов академии, она «не давала ни чиновной, ни денежной карьеры. Лучшим в ней элементом были те из окончивших среднюю школу, которые шли сюда или ради ее революционной репутации, или для изучения естественно-исторических и общественных наук...».

На 2-м курсе определились научные интересы Чаянова. Он занялся земельными науками. В кружке общественной агрономии (КОА), одним из активных членов которого он был, вырабатывались его «взгляды и мировоззрение, вылившиеся в построение кооперативного идеала и новой теории крестьянского хозяйства, организационно-производственной». О значимости идей Чаянова для нашего времени написано многими специалистами. В своей теории развития крестьянского хозяйства Чаянова, как заметил его первый биограф Вл.Муравьев, «исходил из тщательного изучения и глубокого уважения объективных внутренних законов существования и деятельности крестьянского хозяйства... отрицал сам принцип попыток насилия над объективными законами...».

В предреволюционные годы Чаянов был крупнейшим ученым в области организации сельского хозяйства. Он читал курсы лекций в Петровской академии, Московском университете, университете Шанявского. Его привлекали для консультаций и работы общественные и государственные организации, связанные с сельским хозяйством. Он выдвигался на должность товарища министра во Временном правительстве. После Октябрьской революции Чаянов создал Научно-исследовательский институт сельскохозяйственной экономии, был его директором, занимал различные руководящие посты в Центросоюзе, ездил советником на Генуэзскую конференцию. Некоторые работы Чаянова использовались Лениным, когда он писал статью «О кооперации».

Во второй половине 1920-х взгляды Чаянова и его школы объявили антимарксистскими. В 1929 на конференции аграрников-марксистов в Москве Чаянова обвинили в стремлении реставрировать капитализм в СССР. 21 июля 1930 Чаянов был арестован в президиуме ВАСХНИЛ. Одновременно арестовали и многих его друзей - видных экономистов Н.Д.Кондратьева, А.Н.Минина и др. Чаянову предъявили обвинение в принадлежности к мифической «Трудовой крестьянской партии». Вел дело Агранов, который, используя различные способы психологического давления, вынудил Чаянова оговорить себя. В марте 1931 после судебного процесса по делу «контрреволюционной организации "Союзного бюро ЦК РСДРП (меньшевиков)"», на котором «кулацко-эсеровская группа Кондратьева-Чаянова» обвинялась в намерении организовать кулацкие восстания, Чаянов был приговорен к 5 годам тюремного заключения и отправлен в Суздальскую тюрьму.

После 4-летнего заключения Чаянов был сослан в Алма-Ату, где работал в сельскохозяйственном институте. Осенью 1937 он снова был арестован, приговорен к расстрелу и расстрелян в тот же день.

Как незаконно репрессированный Чаянов был реабилитирован в 1956. Обвинения по делу ТКП «за отсутствием события или состава преступления» - т.е. после признания их полностью ложными - были сняты с Чаянова постановлением Верховного Суда СССР 16 июля 1987.

Круг интересов Чаянов не замыкался рамками профессиональной и связанной с ней общественной деятельности. В юности увлекшись коллекционированием икон и гравюр, он изучал историю искусства и коллекционирования, написал несколько работ на эту тему: «Московские собрания картин сто лет назад» (1917), «Старая западная гравюра» (1926) и др. Чаянов и сам занимался гравированием по дереву.

Постоянно входила в его круг интересов история Москвы. В обществе «Старая Москва», членом которого он был, Чаянов сделал ряд докладов о топографии Москвы. По истории и топографии Москвы Чаянов читал лекции в университете Шанявского и Московском университете, опубликовал работы «История Миусской площади» (1918) и «Петровско-Разумовское в прошлом и настоящем» (1925).

Литературное творчество наравне с другими занятиями было частью образа жизни Чаянова. Писать он начал рано, вероятно, еще в реальном училище. В годы учебы в Петровской академии входил в один из московских литературных кружков, но в какой - неизвестно. В 1912 был издан сборник стихов Чаянова «Лелина книжка». Сборник Чаянов послал В.Брюсову.

В дальнейшем Чаянов писал прозу. В 1918-28, во время его наиболее напряженной профессиональной и общественной деятельности, он под псевдонимом «ботаник X» опубликовал 5 повестей: «История парикмахерской куклы, или Последняя любовь московского архитектора М.» (1918), «Венедиктов, или Достопамятные события жизни моей» (1922), «Венецианское зеркало, или Удивительные похождения стеклянного человека» (1923), «Необычайные, но истинные приключения графа Федора Михайловича Бутурлина, описанные по семейным преданиям» (1924), «Юлия, или Встречи под Новодевичьим» (1928). Все они вышли в издании автора, за его счет.

В 1920 Чаянов опубликовал под именем И.Кремнева повесть «Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии». Эта книга была опубликована Госиздатом и, по некоторым воспоминаниям, вышла по указанию Ленина. Ее открывало предисловие В.В.Воровского, который замечал: «...эта утопия - явление естественное, неизбежное и интересное... Она имеет те преимущества, что написана образованным вдумчивым человеком... Он пишет искренно то, во что верит и чего желает; это придает его утопии бесспорный интерес». «Путешествие...» - не столько утопия в привычном понимании, сколько изложение взглядов Чаянова на будущее России, на устройство процветающей крестьянской страны. Это взгляды человека, убежденного в том, что крестьянское дело должно быть «действительно мощным социальным движением, а не предприятием только!».

Остальные свои повести сам Чаянов относил к жанру романтических. При этом они не являются просто подражанием сочинениям XIX в.

Они также не стилизации и уже тем более не пародии. В повестях Чаянова, независимо от времени их действия, разворачивается характерный романтический конфликт - схватка героя с судьбой, попытка человека освободиться от власти неведомых и чуждых ему сил, не подчинить свою жизнь их вмешательству. В десятилетие, когда создавались повести Чаянова, этот «романтический» конфликт приобрел новую и опасную оптимистическую актуальность.

О.И.Козлова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 634-636.