Кто из киевских князей разгромил печенегов. Как выглядели и кто такие кочевые печенеги

Печенегам повезло не больше прочих гибридных родов суперэтноса. Их записали в «тюркские племена», не имея на то ни малейших оснований. Но при этом тут же оговорили, что в состав этих «тюрок» вошли сарматы («иранцы»), угро-финны и племена каких-то кавказских групп.
В конце IX в. они кочевали между Волгой и Аральским морем, сражались с половцами, огузами и хазарами. Потом перешли Волгу, вытеснили кочевавших между Доном и Днепром угров, захватили Северное Причерноморье вплоть до Дуная.
Печенеги занимались скотоводством и постоянно совершали набеги на Русь, Византию, Венгрию и прочие окрестные страны. При этом печенеги почему-то постоянно принимали участие в походах русов (уже русичей Киевской Руси и княжеств) в качестве союзников. И очень хорошо договаривались с князьями русов. Не исключением был и великий князь Святослав, использовавший конницу печенегов для решения своих страгических задач. Представить себе, чтобы дикие кочевники могли выступать в объединенном войске в качестве «регулярной конницы», очень трудно. Да и кто бы им доверил фланги? Однако союзничество русов и печенегов - факт.
Святослав отказал князю печенегов Куре в праве идти с ним вместе в Болгарию, а потом и на Византию. Печенеги были столь поражены «неуважительным» отношением к ним русичей, что после не совсем удачного Болгарского похода напали на дружину Святослава у Днепровских порогов и убили князя.
Почему князья Руси не признавали печенегов себе равными? Потому что они были Рюриковичами. А все иные властители окрестных родов суперэтноса Рюриковичами не были. Но это вовсе не означает, что они были «тюрками» или «монголами». В жилах печенегов могла течь какая-то часть тюркской крови - благоприобретённой во времена их «кочевий» на Волге и Южном Урале. Но считать их тюрками мы не имеем права, потому что тюрками они никогда не были.
Да, печенеги вели образ жизни, отличный от образа жизни северных русов и славян. Но они сохраняли традиции русов Северного Причерноморья, «казачий образ» жизни» - сегодня ты пашешь землю и выращиваешь скот, а назавтра ты уже в седле, в походе, в сражении или лихом набеге.
Мы должны помнить, что тюркские племена кочевников появляются в Причерноморье достаточно поздно. В III-XIII вв. их там нет. Северное Причерноморье плотно заселено русами-ариями , которые соперничают не только друг с другом. Любые иные, неродственные племена обречены на поголовное уничтожение. Законы того времени были достаточно суровы. И ни один русский князь ни при каких обстоятельствах не взял с собой в большой поход чуждых ему и его дружине «союзников». Обратного не бывает даже в сказках.
Да, Ярослав Мудрый нанёс печенегам сокрушительное поражение под Киевом в 1036 г. Но не потому, что они были «тюрками».
А потому что они совершали набеги и не желали полностью покориться Рюриковичам. Часть уцелевших родов печенегов ушла к Карпатам и Дунаю. На смену им пришли в южно-русские степи половцы. Такие же гибридные русы, как и печенеги.
*
Ю. Д. Петухов.

ПЕЧЕНЕГИ - древний тюркоязычный народ.

Сфор-ми-ро-вал-ся, ве-ро-ят-но, в VII-VIII веках в бас-сей-не реки Сыр-дарья и в При-ара-лье. Воз-мож-но, из-на-чаль-но печенеги яв-ля-лись под-раз-де-ле-ни-ем огу-зов. В трак-та-те ви-зантийского императора Кон-стан-ти-на VII Баг-ря-но-род-но-го «Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей» есть све-де-ния, что преж-нее на-име-но-ва-ние час-ти печенегов - кан-га-ры. Й. Мар-кварт со-пос-та-вил эт-но-ним «кан-гар» с названием ниж-не-го те-че-ния р. Сыр-дарья (Канг) и эт-но-ни-мом «кен-ге-рес» тюркских ру-нических ор-хо-но-ени-сей-ских над-пи-сей. Ги-по-те-за Мар-квар-та, под-дер-жан-ная В.В. Бар-толь-дом (с ого-вор-ка-ми лин-гвис-тического ха-рак-те-ра) и А.М. Щер-ба-ком, по-зво-ля-ет ло-ка-ли-зо-вать ме-сто из-на-чаль-но-го рас-се-ле-ния печенегов в ни-зовь-ях Сыр-да-рьи и на тер-ри-то-ри-ях, при-мы-каю-щих с се-ве-ра к Араль-ско-му мо-рю. С.Г. Кляш-тор-ный ото-жде-ст-в-ля-ет «ре-ку Канг» с зем-ля-ми оа-зи-сов средней Сыр-да-рьи, ко-то-рые на-хо-ди-лись под про-тек-то-ра-том по-лу-ко-че-вых огуз-ских и пе-че-неж-ских пле-мён. Со-глас-но его на-блю-де-ни-ям, в начале VIII века пе-че-неж-ские пле-ме-на (кен-ге-ре-сы/кан-га-ры) уже пред-став-ля-ли со-бой са-мо-сто-ятельный на-род, вхо-див-ший в по-ли-тическую кон-фе-де-ра-цию с осед-лым на-се-ле-ни-ем оа-зи-сов.

Эт-но-ним «печенеги», ско-рее все-го, яв-ля-ет-ся де-ми-ну-ти-вом (умень-шительной фор-мой) от име-ни Бе-че (древнетюркское имя соб-ст-вен-ное Be ̌ce; ви-ди-мо ле-ген-дар-но-го ге-роя-эпо-ни-ма). Воз-мож-но так-же, что эт-но-ним вос-хо-дит к тюркскому сло-ву *ba ̌canak (умень-ши-тель-ное от badža - «сво-як; муж стар-шей се-ст-ры; стар-ший ро-дич»). О язы-ке печенегов све-де-ний не-мно-го. Воз-мож-но, он за-фик-си-ро-ван в ря-де эпи-гра-фических па-мят-ни-ков древ-не-тюрк-ско-го ру-ни-че-ско-го пись-ма. Из ви-зантийских и других письменных ис-точ-ни-ков из-вест-но несколько де-сят-ков пе-че-неж-ских слов (главным образом лич-ные име-на, то-по-ни-мы, эт-но-ни-мы). Точ-ное по-ло-же-ние пе-че-неж-ско-го языка внут-ри тюрк-ских язы-ков ос-та-ёт-ся не-яс-ным. По дан-ным «По-вес-ти вре-мен-ных лет» , язык печенегов был из-вес-тен жи-те-лям Кие-ва в X веке.

В конце IX века печенеги бы-ли вы-тес-не-ны из При-ара-лья огу-за-ми и пе-ре-ко-че-ва-ли к Вол-ге. В свою оче-редь печенеги вы-ну-ди-ли уй-ти на за-пад ко-че-вые пле-ме-на мадь-я-ров (венг-ров). Не-смот-ря на по-ра-же-ние от огу-зов и ха-зар, пле-ме-на печенегов рас-се-ли-лись в сте-пях, кон-тро-ли-ро-вав-ших-ся Ха-зар-ским ка-га-на-том, часть по-се-ле-ний ха-зар бы-ли раз-ру-ше-ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя-ви-лись в Северном При-чер-но-мо-рье (впер-вые об этом со-об-ща-ет латинская Хро-ни-ка Ре-ги-но-на Прюм-ско-го под 889 годом), в 990-е годы пол-но-стью вы-тес-ни-ли от-ту-да венг-ров. На ру-бе-же IX и X веков печенеги рас-се-ли-лись в Ниж-нем Поду-на-вье. В X веке печенеги ко-че-ва-ли ме-ж-ду Вол-гой и ни-зовь-я-ми Ду-ная. Сло-жи-лась круп-ная эт-но-по-ли-тическая общ-ность, по-лу-чив-шая в ис-то-рио-гра-фии названием «Пе-че-не-гия», ко-то-рая во мно-гом оп-ре-де-ля-ла гео-по-ли-тическую си-туа-цию в Восточной Ев-ро-пе. Она де-ли-лась на 2 боль-ших объ-е-ди-не-ния, гра-ни-ца ме-ж-ду ко-то-ры-ми про-ле-га-ла по Днеп-ру. Восточное (ле-во-бе-реж-ное) объ-е-ди-не-ние име-ло кон-так-ты с Хер-со-не-сом и Ха-зар-ским ка-га-на-том, за-пад-ное бы-ло свя-за-но с Пер-вым Бол-гар-ским цар-ст-вом и Ви-зан-ти-ей. В это вре-мя печенеги фак-ти-че-ски кон-тро-ли-ро-ва-ли са-мый слож-ный уча-сток пу-ти «из ва-ряг в гре-ки» - ни-зо-вья Днеп-ра и Днеп-ров-ские по-ро-ги. Пе-че-неж-ские во-ин-ские кон-тин-ген-ты не-од-но-крат-но при-вле-ка-лись как на-ём-ни-ки им-пе-ра-то-ра-ми Ви-зан-тии в борь-бе про-тив Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва и Древнерусского государства а так-же пра-ви-те-ля-ми Древнерусского государства про-тив Ви-зан-тии и Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва. Часть печенегов на-хо-ди-лась в за-ви-си-мо-сти от Ха-зар-ско-го ка-га-на-та, ещё од-на миг-ри-ро-ва-ла в За-вол-жье, где их при-сут-ст-вие в X веке от-ме-тил арабский пу-те-ше-ст-вен-ник Ибн Фад-лан.

Прак-ти-че-ски все средневековые ав-то-ры от-ме-ча-ли слож-ное по-ли-тическое уст-рой-ст-во пе-че-неж-ско-го эт-но-по-ли-тического объ-е-ди-не-ния в X-XI веках. Со-глас-но Кон-стан-ти-ну VII Баг-ря-но-род-но-му, Печенеги де-ли-лись на 8 «фем», со свои-ми пред-во-ди-те-ля-ми, а ка-ж-дая фе-ма - на пять мень-ших объ-е-ди-не-ний (ско-рее все-го, «кла-нов» или «ро-дов»). Власть у печенегов при-над-ле-жа-ла пред-ста-ви-те-лям од-но-го ро-да и пе-ре-да-ва-лась, по дан-ным трак-та-та «Об управ-ле-нии им-пе-рией», от пра-ви-те-ля к его двою-род-но-му бра-ту (ве-ро-ят-но, так ис-ка-зил-ся в ви-зантийском вос-при-ятии об-ще-тюрк-ский обы-чай пе-ре-да-вать власть не от от-ца к сы-ну, а сле-дую-ще-му по стар-шин-ст-ву по-сле пра-ви-те-ля муж-чи-не в ро-де). Ис-точ-ни-ки от-ме-ча-ют су-ще-ст-во-ва-ние у печенегов «на-род-но-го со-б-ра-ния» или «ари-сто-кра-ти-че-ско-го со-ве-та», а так-же рост вла-сти во-ж-дей-ха-нов и «ста-рей-шин». «Пе-че-не-гия», таким образом, пред-став-ля-ла со-бой слож-ное во-ж-де-ст-во (кон-фе-де-ра-цию пле-мён), ко-то-рое мог-ло пе-ре-рас-ти в ко-че-вую им-пе-рию, но бы-ло по-сте-пен-но унич-то-же-но в вой-нах (А.В. Ма-рей, П. Гол-ден).

В ис-точ-ни-ках за-фик-си-ро-ва-ны обы-чаи печенегов: бри-тьё бо-ро-ды, но-ше-ние уко-ро-чен-ной без-ру-кав-ной оде-ж-ды, со-жже-ние по-кой-ни-ков (этот обы-чай фик-си-ру-ет-ся толь-ко письменными ис-точ-ни-ка-ми и не под-твер-жда-ет-ся ар-хео-ло-ги-че-ски), ве-ра в кон-та-ги-оз-ную пе-ре-да-чу лич-ной уда-чи, воз-мож-но, ри-ту-аль-ный кан-ни-ба-лизм. Ар-хео-ло-гические дан-ные сви-де-тель-ст-ву-ют, что печенеги прак-ти-ко-ва-ли по-гре-бе-ния в ви-де тру-по-по-ло-же-ний с ко-нём, час-то - с ору-жи-ем (лу-ки, стре-лы, саб-ли) и ук-ра-ше-ния-ми. По-гре-бе-ния печенегов не име-ют прин-ци-пи-аль-ных от-ли-чий в об-ря-де сре-ди мас-сы син-хрон-ных ко-чев-ни-че-ских за-хо-ро-не-ний, вы-де-ля-ют-ся в основном хро-но-ло-ги-че-ски и тер-ри-то-ри-аль-но. Над мо-ги-ла-ми ли-бо на-сы-па-лись не-боль-шие кур-га-ны , ли-бо де-ла-лось впу-ск-ное по-гре-бе-ние в на-сы-пи бо-лее ран-не-го вре-ме-ни. Час-то в мо-гиль-ной яме со-ору-жа-лась де-ревянная ка-ме-ра или ящик (С.А.Плет-нёва, Е.В. Круг-лов). В 1108 году немецкий мис-сио-нер Бру-но Квер-фурт-ский ез-дил к печенегам с це-лью об-ра-тить их в хри-сти-ан-ст-во, но его ини-циа-ти-ва ока-за-лась ма-ло-ус-пеш-ной. Восточные ав-то-ры со-об-ща-ют о рас-про-стра-не-нии сре-ди печенегов ис-ла-ма, так-же к печенегам про-ни-ка-ли про-по-вед-ни-ки ма-ни-хей-ст-ва .

Печенеги не-од-но-крат-но фи-гу-ри-ру-ют на стра-ни-цах ран-не-го древнерусского ле-то-пи-са-ния. Пер-вое ис-то-рическое со-об-ще-ние о печенегах в нём ус-лов-но да-ти-ру-ет-ся 915 годом, ко-гда они за-клю-чи-ли мир с ки-ев-ским князем Иго-рем. В 920 году он вое-вал с печенегами, а в 944 году на-ни-мал их для по-хо-да на Ви-зан-тию. В 968 году печенеги оса-ж-да-ли Ки-ев, их на-па-де-ние, ви-ди-мо, бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но ви-зантийскими ди-пло-ма-та-ми для то-го, что-бы за-ста-вить вое-вав-ше-го на тер-ри-то-рии Пер-во-го Бол-гар-ско-го цар-ст-ва ки-ев-ско-го князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча вер-нуть-ся на ро-ди-ну. В «По-вес-ти вре-мен-ных лет» опи-са-ны пе-ре-го-во-ры древнерусские вое-во-ды Пре-ти-ча и «пе-че-неж-ско-го кня-зя», ко-то-рые в знак ми-ра об-ме-ня-лись ору-жи-ем. Вес-ной 972 года пе-че-неж-ский хан Ку-ря по нау-ще-нию ви-зан-тий-цев убил князя Свя-то-сла-ва Иго-ре-ви-ча; по пре-да-нию, из че-ре-па кня-зя бы-ла сде-ла-на ча-ша для ха-на. Во вре-мя прав-ле-ния его сы-на, ки-ев-ско-го князя Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча, печенеги не-од-но-крат-но на-па-да-ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы - все ле-то-пис-ные да-ты ус-лов-ны, ско-рее все-го, печенеги, как позд-нее по-лов-цы, осу-ще-ст-в-ля-ли на-бе-ги ка-ж-дый год). Для обо-ро-ны от них ки-ев-ский князь ор-га-ни-зо-вал строи-тель-ст-во обо-ро-нительных ли-ний на южных гра-ни-цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе-че-негъ»). Они строи-лись вдоль рек Дес-на, Ос-тёр, Тру-беж, Су-ла, Стуг-на. По-сто-ян-ные вой-ны с печенегами от-ра-зи-лись в древнерусской эпи-чес-кой тра-ди-ции, став-шей ис-точ-ни-ком для ле-то-пис-цев (по-еди-нок юно-ши-ко-же-мя-ки с пе-че-неж-ским бо-га-ты-рём; об-ман го-ро-жа-на-ми печенегов во вре-мя оса-ды Бел-го-ро-да; ис-то-рия как князь Вла-ди-мир Свя-то-сла-вич пря-тал-ся от них под мос-том). Печенеги уча-ст-во-ва-ли в меж-до-усоб-ной вой-не сы-но-вей Вла-ди-ми-ра Свя-то-сла-ви-ча на сто-ро-не Свя-то-пол-ка Ока-ян-но-го про-тив Яро-сла-ва Вла-ди-ми-ро-ви-ча Муд-ро-го.

В 1036 году ки-ев-ский князь Яро-слав Муд-рый на-нёс печенегам со-кру-шительное по-ра-же-ние, по-сле ко-то-ро-го основная часть печенегов под на-по-ром по-лов-цев (смотри в статье Кип-ча-ки) от-ко-че-ва-ла к гра-ни-цам Ви-зан-тии и Венг-рии. В XI веке печенеги соз-да-ва-ли по-сто-ян-ную уг-ро-зу Ви-зантии, в конце 1040-х годов (ско-рее все-го, в 1048 году) под пред-во-ди-тель-ст-вом ха-на Ти-ра-ха фор-си-ро-ва-ли по льду Ду-най, од-на-ко ви-зан-тий-цам уда-лось ос-та-но-вить их на-сту-п-ле-ние. В то же вре-мя чуть ра-нее со-пер-ник ха-на Ти-ра-ха Ке-ген пе-ре-шёл на служ-бу к ви-зантийскимим-пе-ра-то-рам, часть печенегов рас-се-ли-лась на тер-ри-то-рии Бол-га-рии. Император Алек-сей I Ком-нин по-сле шес-ти-лет-ней вой-ны с печенегами в 1091 году су-мел одер-жать над ни-ми по-бе-ду. Его ус-пех за-кре-пил император Ио-анн II Ком-нин, по-сле по-бе-ды ко-то-ро-го в 1122 году пе-че-неж-ская уг-ро-за бы-ла ли-к-ви-ди-ро-ва-на.

С середины XI века про-ис-хо-ди-ло мас-со-вое пере-се-ле-ние печенегов в Венг-рию (их пер-вые про-ник-но-ве-ния ту-да от-но-сят-ся к X веку). По-хо-ды и ми-гра-ция печенегов в эту стра-ну про-дол-жа-лись до 1-й четверти XII века. Упо-ми-на-ния «слу-жи-лых» печенегов в венгерских ис-точ-ни-ках встре-ча-ют-ся вплоть до 2-й половине XIII века.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста-но-вят-ся фе-де-ра-та-ми ки-ев-ских кня-зей, вой-дя в со-став чёр-ных кло-бу-ков. В 1116 году со-стоя-лось сра-же-ние печенегов и тор-ков с по-лов-ца-ми у реки Дон, в ко-то-ром со-юз-ни-ки по-тер-пе-ли по-ра-же-ние. Ве-ро-ят-но, печенеги и тор-ки по-пы-та-лись вос-поль-зо-вать-ся ос-лаб-ле-ни-ем по-лов-цев в ре-зуль-та-те по-ло-вец-ких по-хо-дов русских кня-зей 1100-1110-х годов. В русских ле-то-пи-сях печенеги в по-след-ний раз упо-ми-на-ют-ся в 1169 году в со-ста-ве чёр-ных кло-бу-ков. Из-вес-тия позд-них ле-то-пи-сей (XVI века) о по-бе-де над печенегами Ас-коль-да и Ди-ра в 867 году, кре-ще-нии пе-че-неж-ских кня-зей, по-бе-дах русских бо-га-ты-рей над печенегами и до-го-во-рах с различными пе-че-неж-ски-ми князь-я-ми, ско-рее все-го, не-дос-то-вер-ны и яв-ля-ют-ся пло-дом литературного твор-че-ст-ва позд-не-го Сред-не-ве-ко-вья.

Све-де-ния о печенегах ис-че-за-ют из ис-точ-ни-ков к концу XIII века.

Ис-точники:

Кон-стан-тин Баг-ря-но-род-ный. Об управ-ле-нии им-пе-ри-ей. Текст, пе-ре-вод, ком-мен-та-рий / Под ред. Г.Г. Ли-тав-ри-на, А.П. Но-во-сель-це-ва. М., 1991;

Древ-няя Русь в све-те за-ру-беж-ных ис-точ-ни-ков. Хре-сто-ма-тия. М., 2009. Т. 3: Вос-точ-ные ис-точ-ни-ки / Сост. Т.М. Ка-ли-ни-на. М., 2010. Т. 4:

За-пад-но-ев-ро-пей-ские ис-точ-ни-ки / Сост., пер. и ком-мент. А.В. На-за-рен-ко.

Дополнительная литература:

Го-лу-бов-ский П.В. Пе-че-не-ги, тор-ки и по-лов-цы до на-ше-ст-вия та-тар: ис-то-рия юж-но-рус-ских сте-пей IX-XIII вв. К., 1884;

Prit-sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975;

Плет-не-ва С.А. Пе-че-не-ги, тор-ки, по-лов-цы // Сте-пи Ев-ра-зии в эпо-ху Сред-не-ве-ковья. М., 1981;

Mo-ravcsik G. Byzantino-tur-cica. I. Die by-zan-ti-nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl-ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by-zan-tinischen Quellen. B., 1983;

Pá-lóczi-Hor-váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989;

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8;

Щер-бак А.М. Пе-че-неж-ский язык // Язы-ки ми-ра. Тюрк-ские язы-ки. М., 1997;

Ма-рей А.В. Осо-бен-но-сти со-ци-аль-но-по-ли-ти-че-ской ор-га-ни-за-ции пе-че-не-гов // Аль-тер-на-тив-ные пу-ти к ци-ви-ли-за-ции. М., 2000;

Га-ру-сто-вич Т.Н., Ива-нов В.А. Огу-зы и пе-че-не-ги в Ев-ра-зий-ских сте-пях. Уфа, 2001;

Круг-лов Е.В. Пе-че-не-ги и огу-зы: не-ко-то-рые про-бле-мы ар-хео-ло-ги-че-ских ис-точ-ни-ков // Сте-пи Ев-ро-пы в эпо-ху сред-не-ве-ко-вья. До-нецк, 2003. Т. 3

В последние годы появляются отдельные данные относительно тесных взаимоотношений печенежской знати и русской народности. Арабский путешественник Ахмед ибн Фадлан в начале Х века детально описал внешний вид печенегов. Они были европейдами невысокого роста, темнолицыми брюнетами и имели гладко выбритое зауженное лицо.

Печенегами называли на Руси авангард половецкого войска. Учитывая занятия кочевников ремеслами (выделка и пошив одежды и обуви из кожи и меха, обработка художественного металла, изготовление масла и сыра, варка заслуга – пивного настоя) и торговлей, а также службой на русских князей, подобная культура одеваться становится понятной. В отдельных местностях печенегов и половцев отождествляли, в других – разводили, что объясняется определением родовой принадлежности к определенному родовому клану (родство) или отсутствием таковой с другими кошами (родовыми кланами) или шалашами (племенами).

Имеют признаки принадлежности к определенным кланам – держат колчан, рог, кинжал или меч, чашу. Средневековые половецкие аналоги разного пола изображались в сидячем или стоячем положении. Мужские статуи были в доспехах: с луками, колчанами, саблями, в шлемах или высоких головных уборах степняков (попутно вспомним еще одних их сородичей – черных клобуков – киевских князей; и ковуев – гвардия черниговских князей).

Культура Печенегов

Женские статуи имели свои аксессуары – зеркала, сумочки, прижатые до пояса, головные уборы, богато украшенная одежда. Вплоть до XVIII века на Украине они назывались «бабы» (от тюрк. вавы – предки, родители, попутно вспомним производное от этого бабай – дух предков), «мамаи», «болвани». Исследователи их связывают с идолами капищ. Высекались они из песчаника, известняка, гранита или мела.

Происхождение этнонима до конца не ясное. Печенеги и , как и соседи — аланы, были ответвлениями народа одного корня. Название этнонима половцы переводится как «степняк», калька от «язычник» (йазик – ники), печенеги – «свояк» (от паджанак), торки – «родственники жены» (торкин).

В начале X века «Повесть временных лет» сообщает: «…придоша Печенези первое на Рускую землю и створише миръ съ Игоремъ и доша къ Дунаю». Две сотни лет народы воевали, скрепляли отношения брачными союзами вместе с заключением мира. В дальнейшем судьбы печенегов и их сородичей берендеев, черных клобуков и русов переплелись. Святополк киевский женился на дочери половецкого хана Тугоркана.

Жизнедеятельность Печенегов

Жизнедеятельность печенежского этноса лучшее отслеживается по исследованию черных клобуков. Так, известно, что «военная и административная власть была неразрывной. Обе функции сосредотачивались в руках одного лица.

Фактически общественно-политическая организация у черных клобуков, как и у других кочевых народов, имела деление на десятки, сотни, тысячи, тумены во главе с вождями – военачальниками, которые занимали военную и гражданскую власть».

В дальнейшем «социальная структура черных клобуков соответствовала структуре общества Киевской Руси, потому что они были вассалами русских князей и «гражданами» государства.

Структура была следующей: верхушка кочевого общества – «лепшие мужи», князья, иначе беки, что были во главе рода.

Верховными собственниками черных клобуков были русские князья, которым они служили.

Сосредоточение черных клобуков находилось также вокруг Чернигова, Переяславля, Белой Башни.

Кочевые народы постепенно укоренялись, их занятиями среди состоятельных представителей становятся торговля и посредничество между Хазарией, Русью, Византией и греческими колониями, в том числе работорговля.

Менее состоятельные оседают на земле.

Родовой строй

Интересным был государственно-родовой строй печенегов. Известно, что власть в каждом племени передавалась в пределах одного рода по разным семьям. На равных с этим существовало народное вече, называемое «коментон». Все выше обозначенные этносы и племенные союзы находились в постматриархальном состоянии, главным фактором их дипломатических отношений между собой и окружением (соседями) были дипломатические браки. Ведь в тюркской среде было четкое понимание того, что наследник престола – сын и воспитанник матери. Поэтому политические династические союзы подчинялись далекоидущим целям.

Государственный строй

Древнерусские Князья, женившись на печенежках, получали титул каган (суверен). По «Слову о полке Игореве» известно, что Игорю досталась белая хоругвь на серебряном древку и красное знамя. А уж Святослав перенял и привычки одеваться, носить сельдь, вести «кочевой» образ жизни. Появляется эпитет «буйный», «буй» – от тюркского – знатный, славный, знаменитый, именитый, уважаемый, который попадает в употреблении верхушки, воспринимается как часть уважительного церемониала в этикете.

Древнерусские князья перенимали привычки, традиции, отношение к победам печенегов. Судя по многочисленным отрывкам летописей, степняки, кочевавшие между своими «летниками» и «зимовниками», понемногу оседали в глинобитных домах русичей.

С другой стороны имело место сосуществование на паритетных началах, где добрососедские отношения поддерживались встречами печенежских, половецких, торкских, чорноклобукских и других военачальников и русской княжеской верхушки. По традиции преподносились подарки – ткани, мех, ювелирные изделия, оружие.
Военные делегации печенегов (поклонялись языческому богу неба) с царской роскошью принимал византийский император-христианин Алексей Комнин и пытался закрепить союзнические отношения ценными подарками. Уже в 1091 году с помощью половцев он разгромил их собратьев печенегов.

Важной частью отношений были контрибуция и выкуп (при жизни на войне, от плена, за испорченное чужое имущество или жизнь). Ценностными в таких случаях считались золото, серебро, лошади, домашние животные. Мир кочевников покупался, то есть всему была своя цена, за которую можно было всегда договориться о результате. Важную роль «разменной валюты» в двусторонних отношениях составляли женщины (половцы могли иметь по несколько жен и наложниц), невольники, «кощеи» – взятые в плен предводители других кошей (семей кочевников).

Законодательство

На основе обычного права русичей, значительно дополненного обычным правом народов Степи, до начала XII века был сформирован кодекс законов «Русская правда». Главный правовой свод древнерусского сообщества объединял нормы гражданского, процессуального, уголовного, семейного, брачного, опекунского и других отраслей права. На то время большая часть этого кодекса разрабатывалась с традициями обычного права племенного союза, закрепленного кровью потомков.

Правящие элиты

Итак, недолгое соседство древних русичей и кочевников, в первую очередь с печенегами и половцами, положило начало многим династическим союзам. Отдельные русские правители рождались в половецких и печенежских станах. Они переняли уклад жизни и культурные традиции того края с детства. Большую роль в отношениях играли половецкие и печенежские женщины, которые воспитывали будущих глав государства.

Смешивание между народностями сопровождались сочетанием титулов верхушки (печенежских ханов на Руси называли «князьями», в обратных взаимоотношениях фигурировала приставка «кагау»). Встречая посольства печенегов их одаривали богатой княжеской одеждой во время заключения мирных договоров. Почтительными эпитетами народы обменивались и в обращениях, что подкреплялось дружественными культурными отношениями.

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени - с 7 столетия - о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок - совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом - на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города - громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ - хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» - «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории - это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии - православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки - как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины - как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед - пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно - увод людей в рабство, пошлины на

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая - это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая - художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья - псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица - каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема - легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая - более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.



Добавить свою цену в базу

Комментарий

Печене́ги (ст.-слав. пєчєнѣзи, др.-греч. Πατζινάκοι) - союз тюркоязычных кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII-IX веках. Печенежский язык относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.

Упоминаются в византийских, арабских, древнерусских и западноевропейских источниках.

Исход из Азии (хазарский период)

По мнению многих учёных, печенеги представляли собой часть народа канглы . Часть печенегов называла себя кангарами. В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племён кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали угры . При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. Πατζινακία).

Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с князьями Киева Аскольдом (875 год - это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920). После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, территорией современной Мордовии и населявшими Западный Казахстан огузами. Гегемония печенегов привела к упадку оседлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

Характер взаимоотношений между Русью и кочевниками

С самого начала печенеги и Русь стали соперниками и врагами. Они относились к разным цивилизациям, между ними была пропасть религиозных отличий. Кроме того, и те и другие отличались воинственным нравом. И если Русь со временем обретала черты настоящего государства, которое обеспечивает себя само, а значит, может не нападать на соседей с целью наживы, то ее южные соседи так и остались по своей натуре кочевниками, ведущими полудикий образ жизни.

Печенеги — это очередная волна, выплеснутая азиатскими степями. На территории Восточной Европы данный сценарий разыгрывался циклично уже несколько сот лет. Сначала это были гунны , которые своей миграцией положили начало Великому переселению народов. Придя в Европу, они навели ужас на более цивилизованные народы, но со временем исчезли. По их пути в дальнейшем пошли славяне и мадьяры . Однако они сумели выжить, и даже осесть и обжить определенную территорию.

Славяне, кроме всего прочего, стали своеобразным «живым щитом» Европы. Именно они постоянно принимали на себя удар новых орд. Печенеги в этом смысле — лишь одни из многих. В дальнейшем на их место придут половцы, а в XIII веке — монголы.

Взаимоотношения со степняками определялись не только собственно двумя сторонами, но и в Константинополе. Византийские императоры иногда пытались столкнуть соседей. В ход шли разные методы: золото, угрозы, заверения в дружбе.

История печенегов, связанная с Россией


К XI веку, теснимые половцами, печенеги кочевали 13 племенами между Дунаем и Днепром. Часть их исповедовала так называемое несторианство. Католическую веру среди них с помощью Владимира проповедовал Бруно Кверфуртский. Ал-Бакри сообщает, что около 1009 года печенеги приняли ислам.

Около 1010 года в среде печенегов возникла распря. Печенеги князя Тираха приняли ислам, тогда как два западных племени князя Кегена (Белемарниды и Пагуманиды общей численностью 20 000 человек) перешли Дунай на византийскую территорию под скипетр Константина Мономаха в Добрудже и приняли христианство византийского образца.

Византийский император планировал сделать из них пограничную стражу. Однако в 1048 году огромные массы печенегов (до 80 000 человек) под предводительством Тираха пересекли Дунай по льду и вторглись в балканские владения Византии.

Печенеги приняли участие в междоусобной войне между Ярославом Мудрым и Святополком Окаянным на стороне последнего. В 1016 они участвовали в битве под Любечем, в 1019 в битве на Альте (оба раза неудачно).

Последним документально зафиксированным русско-печенежским конфликтом является осада Киева в 1036 году, когда осаждавших город кочевников окончательно разбил подоспевший с войском великий князь Ярослав Мудрый. Ярослав использовал расчлененённое по фронту построение, поставив на флангах киевлян и новгородцев. После этого печенеги перестали играть самостоятельную роль, а выступали как значительная по численности часть нового племенного союза берендеев, называемого также чёрными клобуками. Память о печенегах была жива и значительно позже: например, в литературном произведении тюркский богатырь Челубей, начавший поединком Куликовскую битву, назван «печенегом».

Битва под Киевом в 1036 году была завершающей в истории русско-печенежских войн.

В дальнейшем основная часть печенегов ушла в степи Северо-Западного Причерноморья, а в 1046―1047 годах под руководством хана Тираха перешла по льду Дунай и обрушилась на Болгарию, являвшейся в то время византийской провинцией. Византия периодически то вела с ними ожесточённую войну, то задаривала их подарками. Далее печенеги, не выдержав натиска торков, половцев и гузов, а также войны с Византией, частью на правах федератов поступили на византийскую службу, частью были приняты венгерским королём для несения пограничной службы, и с той же целью частью были приняты русскими князьями.

Другая часть сразу после своего поражения под Киевом ушла на юго-восток, где ассимилировались среди других кочевых народов.

В 1048 западные печенеги осели в Мёзии. В 1071 печенеги сыграли неясную роль при разгроме византийского войска под Манцикертом. В 1091 византийско-половецкое войско нанесло сокрушительное поражение печенегам у стен Константинополя.

Арабо-сицилийский географ XII века Абу Хамид аль Гарнати в своём сочинении пишет о большом количестве печенегов к югу от Киева и в самом городе («а в ней тысячи магрибинцев»).

Потомки печенегов

В 1036 году князь Ярослав Мудрый (сын крестителя Руси князя Владимира Святославича (из рода Рюриковичей) и полоцкой княжны Рогнеды Рогволодовны) нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Великую Венгрию. В соответствии с научной гипотезой одна часть печенегов составила основу народности гагаузы и каракалпаки. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), генеалогически ведущий свое происхождение от печенегов.

Тем не менее, память о степняках была жива в народе еще долго. Так, уже в 1380 году, в битве на Куликовом поле, богатырь Челубей, который начал сражение с собственной дуэли, был назван летописцем «печенегом».

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI - тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Внешний вид

По свидетельствам доступных древних источников, на момент появления печенегов в Причерноморье в их внешнем облике преобладали европеоидные черты. Они характеризуются как брюнеты, которые брили свои бороды (согласно описанию в путевых заметках арабcкого автора Ахмада ибн Фадлана), имели невысокий рост, узкие лица, маленькие глаза.

Образ жизни

Степняки, как того и следовало ожидать, в основном занимались скотоводством и кочевали вместе со своими животными. Благо для этого были все условия, так как племенной союз располагался на огромном пространстве. Внутреннее устройство было такое. Существовало две большие группы. Первая поселилась между Днепром и Волгой, тогда как вторая кочевала между Русью и Болгарией. В каждой из них насчитывалось по сорок родов. Приблизительным центром владений племени был Днепр, который делил степняков на западных и восточных.

Глава племени выбирался на общем собрании. Несмотря на традицию подсчета голосов, отцам наследовали в основном дети.

Печенеги в искусстве

Осада печенегами Киева отражена в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила»:

Вдали подъемля чёрный прах;

Идут походные телеги,

Костры пылают на холмах.

Беда: восстали печенеги!

В поэме Сергея Есенина «Гуляй-поле» есть строки:

Ужель я сплю и вижу сон,

Что с копьями со всех сторон,

Нас окружают печенеги?