Кто такая Тень? (Архетипы по Юнгу).


Просматривала я недавно онлайн-галерею колоды ассоциативных карт «Архетипы и тени». Увидела я ее случайно и очень заинтересовалась — в ней автор изобразил основные наши роли, которые мы так или иначе отыгрываем в жизни. Или, если хотите, то, что может влиять на нас из коллективного бессознательного.

Первое, что мне бросилось в глаза — четкое разделение колоды на архетипы, и, как ни странно, тени. «Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха…»

У «теней» серая рамка, так что сразу возникает ассоциация, что там нарисовано что-то плохое. А разделение на «плохое» и «хорошее», особенно у консультанта и практика, попахивает дуализмом мышления и личной точкой зрения, которую тащить в кабинет, и, тем более, в массы, не всегда стоит.

Например, лично я не согласна, что Пуэр Вечный Юноша, не способный взять на себя ответственность — это хорошо, а та же Ведьма — плохо. Как по мне, так все наоборот, и это зависит исключительно от моих ценностей, а не мифической истины в последней инстанции.

Теневые проявления тоже часто ресурсные — изображенный автором «Вампир», к примеру, живет припеваючи, так как питается чужой кровью (энергией). И, вытащенная в качестве совета, карта вполне может посоветовать «подпитаться» — пожаловаться подруге, сходить в людное место или на концерт и так далее. Главное, не превращать это в стиль жизни. А в реальности — сегодня мы вампирим, завтра нас. Мы же так выживаем.

Или «Боец» («Competitor») который идет по головам… Морализм морализмом, но иногда это единственно правильная (хоть и вынужденная) стратегия выживания. И до чего прекрасен «Лентяй» =) Можно подумать, лениться плохо всегда. А как же пляж? Как же ?

Не люблю, в общем, когда делят на «плохое» и «хорошее» в отрыве от ситуации. Но статья не о том. Когда я пролистывала галерею, зацепилась взглядом за карту «Раненый целитель»

Тут, конечно, кто о чем, а вшивый о бане. Мы видим человека, который пытается оказать помощь, имея при этом не залеченную дыру в груди. Это для меня очень перекликается в последнее время.

В моем кабинете часто стали появляться на консультацию разного толка эзотерики. Биоэнергетики с огромным количеством физических болячек. Целители, страдающие от неустроенности личной жизни (вариант — ждущие того-самого-непонятно-чего). Экстрасенсы на грани нервного срыва («а у моего мужа кто-то есть?»). То есть люди, страдающие от временного физического и/или психического нездоровья и продолжающие оказывать услуги клиентам.

Ведь дело даже не в наличии или отсутствии денег, здоровья и личной жизни. Просто даже не практику невооруженным глазом видно, что человеку очень плохо. Ему ой как некомфорто с тем, что он имеет и это — результат не сиюминутного помутнения, а стиля жизни, мышления и карты мира.

Сможет ли такой практик помочь — вопрос. Скорее, поделится с Вами тараканчиками. Когда-то мы с Олей писали : если практик на вас срывается, обесценивает, разговаривает в тоне «так, а теперь слушай. пошел, сделал это, потом то. все понял? позвоню, узнаю», а тем более транслирует о том, что «все отношения должны быть тяжелые», «а откуда у тебя вообще могут быть деньги, ты же не простил избивающую тебя и пьющую мать», «пока не простишь — ничего не будет» или любой текст, который слишком похож на чужую картину мира — бегите. Не нужны Вам чужие тараканы.

Нормальный консультант всегда даст Вам право жить так, как Вам удобно в тех ситуациях, в которых Вам удобно, И личное мнение выдаст после слов «а теперь мое личное мнение, которое может быть не ваше». Он оставит Вам Вас.

А это сложно сделать, пока раны недолеченные. То, что беспокоит, всегда транслируется наружу.

Может, этот жесткий текст появился тоже от недолеченной обиды на такого целителя, кто знает=) не зря же ко мне приходят те, кто приходят — вполне возможно, что для этого осознания. Тем более, если со стороны послушать меня, высказывающую мнение о женских тренингах, очистке карме и прочих сомнительных практиках… Что-то в этом есть=)

Так что тем, кто работает с людьми, приходится в первую очередь много работать над собой, чтобы эти раны как минимум осознавать и не делиться болью с тем, кому сейчас и так не очень. Это, кстати, часть за . Самое опасное — когда человек решает, что он уже просветлился настолько, что в этом не нуждается. Это как раз первая проблема, которую нужно решать.

А колода хорошая, надо брать;)

Архетипы: Явные (ложные) и Теневые (репрессируемые) стороныДрянная
Девчонка
Божественно
е Дитя
Бродяга
Ронин
Трикстер
Мудрость
Черный Маг
Ведьма
Принцесса
Принц
Сила
Жрица
Людоед
Воин
Амазонка
Самость
Ужасная
Мать
Хозяин
Охотница
Хозяйка
Архетипы: Явные (ложные) и Теневые
(репрессируемые) стороны

Принц/принцесса

Базовая потребность: стремится к новым впечатлениям, развлечениям.

Качества: радость жизни, веселье, беззаботность, новые возможности,
спонтанность, интерес, любопытство. Оптимист, фантазер и выдумщик, он
открыт всему новому, готов постоянно экспериментировать.
Мотивация: новизна, игра, перспективы, обновление. Посещение новых
мест для него – праздник, быстро, переключается на очередную новинку.
Выбор профессии:
прикольно, за компанию
Отношения с противоположным полом: Легкие и ненавязчивые,
искренние.
Одежда и прическа:
Как бы ни был одет, во всем облике чувствуется
некоторая небрежность: расстегнутый ворот, слабо завязанный галстук и т.д.
Высоко оценивают себя во всем, любят хорошо одеваться и испытывают
удовольствие от этого. Внимательны к моде, но не идут у нее на поводу,
используют модные тенденции по своему. Зачастую опережают моду.
Тяготеют к удобной одежде.

Бродяга/дрянная девчонка

Бродяга/дрянная девчонка
Базовая потребность: Желание противостоять, Вызывать неодобрение у
окружающих.
Абсолютный возраст: Детство, юность.
Качества: Безответственность, нигилизм, отрицание любой иерархии,
показная грубость, демонстративное презрение к соц.
условностям, эпатаж, жалобы на жестокий мир, мечтательность,
отказ от любых границ, постоянные сомнения в том, любят ли
его, ценят (требования доказательств)
Выбор профессии: определяется внешними обстоятельствами
Отношения с противоположным полом: Несчастная любовь с
«заменителями», постоянный поиск «той
самой» половинки,
Характерное поведение: «Зависание» в гостях, квартирники, «отсидеться
дома»
Одежда и прическа: Одеты без разницы во что, не маркое, не привлекающее
внимание или протестное

Трикстер/жрица

Базовая потребность: Необходимость испытывать сильные эмоции,
показать себя.

Качества: Обаяние, Коммуникабельность, Сообразительность,
Креативность, Хитрость, Легкость, Смелость, Медиатор,
Посредник,
Выбор профессии: Творческая, дающая возможность творить и
выделиться, креативщик, спец по «безумным» планам, PRкомпаниям и прочей экзотике. Актеры, артисты, ведущие
Отношения с противоположным полом: Драматические
Характерное поведение: Душа компании, необязательность,
безалаберность, чувство юмора.
Одежда и прическа: Не столько стильное, сколько модное, бренды,
фейки, не дорогое, а понтовое, или явно дорогое с претензией на
высокий социальный статус. Губы, грудь, попа соответствующие
трендам.
Поведение демонстративное, вычурное, с фиксациями, постоянно
отслеживание реакции окружающих.
Фразы из интернета, афоризмы, расхожие выражения

10. Черный Маг/ Ведьма

Черный Маг/
Ведьма
Базовая потребность: Познание тайны
Абсолютный возраст: Молодость.
Качества: Расчетливость, сарказм, анализ. Многоходовые
комбинации, интриги ради интриг. Неразличение
добра и зла. Использование интересов других людей
в своих целях. Не понимает, зачем сообщать другим
о своих планах и действиях.
Выбор профессии: Профессии, связанные с информацией и
анализом или творчеством(бедные художники,
писатели, поэты)
Отношения с противоположным полом: не понимают сигналов и
бывают только по инициативе с другой
стороны
Характерное поведение: пребывание «в своем мире»
Одежда и прическа: не выразительная, чаще черная(водолазка),
прическа не опрятная

11.

12. Воин/Охотница

Воин/Охотница
Базовая потребность: Великая идея. Достижение целей. Борьба с
несправедливостью

Качества: Чувство собственного достоинства, командность, сила,
решительность, смелость, справедливость, суровость,
мужественность, честь активность. Четкая иерархия с
непременной выслугой. Признание и защита закона (с
недоверием к начальству). Прямота. В преимуществе
простые эффективные ходы. Непритязательность в еде и
жизненных условиях.
Выбор профессии: профессия с карьерой и/или развитием
Отношения с противоположным полом: Уважение, забота,
партнерские отношения.
Характерное поведение:. Рубленые движения, резкость
Одежда и прическа: Опрятная стрижка. Функциональность и
высокое качество одежды. Деловой костюм очень высокого
качества, униформа. Цвета: серый, синий. Только
функциональные детали

13.

14. Убийца/Амазонка

Базовая потребность: Борьба за ресурсы
Абсолютный возраст: Зрелость.
Качества: Перфекционизм и ЧСВ. Не способность к
симметричным отношениям. Деление на «своих» и
«чужих». Не умеет делегировать, предпочитает
делать сам. Недоверие к окружающему миру и его
законам. Цели примитивны.
Выбор профессии: Работа ради ресурсов
Отношения с противоположным полом: Двойные стандарты.
Потребительское отношение.
Характерное поведение: Тело в тонусе, движения напряженные.
Одежда и прическа: Функциональная стрижка, спортивная
одежда, униформа, защитный костюм. Цвета в одежде:
коричневый, серый, синий.

15.

16. Хозяин/Хозяйка

Базовая потребность: Стабильность, спокойствие, забота о
ближнем.

Качества: Ответственность, порядочность, следование нормам,
гостеприимство, прагматичность, приземленность.
Преемственность рода, Чадолюбие. Аккуратность и
бережливость. Стремление накопить и приумножить
накопленное. Толерантность. Любовь к природе,
животным и детям.
Выбор профессии: Проверенные временем профессии,
желательно не командные. Связанные с
людьми, природой (лесник, врач, учитель)
Отношения с противоположным полом: Уважение, бережное
отношение, забота.
Характерное поведение: Хлебосольство, Следование
Осторожность к новому.
правилам,
Одежда и прическа: Добротность, натуральность, без лишних
деталей.

17.

18. Людоед/Ужасная мать

Людоед/Ужасная мать
Базовая потребность: Предусмотреть опасности
Абсолютный возраст: Старость.
Качества: Гиперопека и сверконтроль, сохранение порядка.
Подозрительность, тревожность. Ярко выраженная
внутренняя референция. Гнев и печаль в качестве
основных инструментов управления.
Выбор профессии: Куда родители послали, профессии
проверенные временем.
Отношения с противоположным полом: Удержание, отношение
как к неразумному ребенку
Характерное поведение: Тревога, множество микродвижений,
«бегающий» взгляд, эмоции страха и
гнева.
Одежда и прическа: Старомодная, очень опрятная одежда.
Прическа простая, проверенная временем.

Для начала выясним, что же такое архетип. Архетип – это изначальные врождённые психические структуры, составляющие содержание коллективного бессознательного, распознаваемые в нашем опыте и являемые, как правило, в образах и мотивах сновидений. Те же структуры лежат в основе общечеловеческой символики мифов, волшебных сказок. Набор архетипов ограничен. Существует несколько основных архетипов души по К. Г. Юнгу. Это такие архетипы: Маска (Персона), Тень, Анима и Анимус, Самость. Рассмотрим подробнее архетип Тени.

Архетип Тени – это всё то плохое, бессознательное, что существует в нас и легко может владеть нами, этот архетип не в силах побороть до конца даже воспитание, каким бы хорошим оно не было. Особенно же ярко этот архетип проявляется в детском возрасте, выражаясь в некоторой импульсивности. Данным архетипом могут являться все наши внутренние желания, но именно те, которые противоречат каким-либо общественным стандартам, устоям. Это та сущность, которая живёт в каждом из нас, хотим мы этого или нет, и хочет делать то, что мы себе не позволяем. Человек может отрицать или не признавать в себе какие-то плохие качества, но они всё равно будут преследовать его. Эти плохие качества также входят в сферу архетипа Тени, составляют его часть. Но, как ни парадоксально, у архетипа Тени существуют и положительные черты. Тень как бы уравновешивает то лучшее, что есть в людях и является толчком, опорой для человеческого развития и самосовершенствования.

К. Г. Юнг пришёл к выводу, что Тень нельзя пытаться подавлять в себе, её невозможно уничтожить. Разумный путь состоит в другом: необходимо научиться жить в гармонии со своей Тенью, извлекая из неё пользу. То есть, смысл нашей жизни заключается в постоянной борьбе, а человек, у которого не было бы Тени, не смог бы ни бороться, ни совершенствоваться. Таким образом, он не смог бы ничего делать и строить будущее.

Архетип Тени в мифологии. Элементом архетипа в мифологии может считаться лес, как проявление хаоса, беспорядочности в противовес различным поселениям и т.д. Также в пример можно привести мифологического дракона, змея, гидру или ящера. Но, конечно, самый яркий пример архетипа Тени – образ Дьявола. К тому же, К. Г. Юнг приводит в пример образ обманщика – трикстера, показывающим окружающим свои самые ужасные качества. Трикстер живёт на границе игры и реальности, трикстер – это любая непредвиденность, случайность, которая происходит в противовес логике вещей, предсказуемости ситуаций.

Примеры архетипа Тени в современности. Киноискусство. Архетип Тени можно заметить в основанном на реальных событиях фильме Рона Ховарда «Игры разума». Несмотря на свой огромный талант в области математики, главный герой фильма (Джон Нэш) страдает шизофренией и на протяжении всей жизни борется с самим собой, то есть борется с различными галлюцинациями (например, много лет видит человека, несуществующего в реальности, которого долгое время считал своим другом). Эти галлюцинации и являются тем самым звеном бессознательности, неподвластности глубинных проявлений мозга, именно с этими галлюцинациями, являющимися Тенью главного героя, иной стороной его личности, он смог ужиться и не сойти с ума.

Всем доброго времени суток! Хочу вкратце рассказать об архетипах Юнга, к которым появился интерес в сообществе на фоне "архетипов по цветотипу". Слово "архетип" ввел в науку К.Г.Юнг, поэтому начнем с него:

Карл Густав Юнг (1875-1961) — швейцарский психиатр, основоположник одного из направлений глубинной психологии, аналитической психологии.

Карл Густав Юнг закончил медицинский факультет университета в Базеле. С 1900 по 1906 год работал в психиатрической клинике в Цюрихе в качестве ассистента известного психиатра Э. Блейлера. В 1907—1912 годах сотрудничал с Зигмундом Фрейдом, играл ведущую роль в психоаналитическом движении. Несмотря на это, в 1911 году Юнг вышел из Международной психоаналитической ассоциации и отказался от техники психоанализа в своей практике. Он разработал собственную теорию и терапию, названную им «аналитической психологией». Своими идеями он оказал значительное влияние не только на психиатрию и психологию, но и на антропологию, этнологию, культурологию, сравнительную историю религии, педагогику, литературу.

В своих трудах Юнг охватил широкий спектр философско-психологической проблематики: от традиционных для психоанализа вопросов терапии нервно-психических расстройств до глобальных проблем существования человека в обществе, которые рассматривались им сквозь призму собственных представлений об индивидуальной и коллективной психике и учения об архетипах.
Юнг высказал мысль о существовании более глубокого слоя в структуре личности, который он назвал коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Как говорил сам Юнг, “в коллективном бессознательном содержится все духовное наследие человеческой эволюции, возродившееся в структуре мозга каждого индивидуума”. Таким образом, содержание коллективного бессознательного складывается благодаря наследственности и одинаково для всего человечества. Важно отметить, что концепция коллективного бессознательного была основной причиной расхождения между Юнгом и Фрейдом.
Юнг высказал гипотезу о том, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, “первичных моделей”). Архетип - стереотип, штамп в человеческом мышлении, освященный культурно-исторической традицией, устойчивое, часто образное, символическое, представление о чем-либо. В юнгианской философии А. понимаются как присущие коллективному сознанию каждого народа, этноса своеобразные представления о явлениях жизни, напр., А. воды, А. старика и т. д. Это своего рода "подпорки" сознания, находящиеся у индивидуумов в сфере бессознательного, в наследственном генетическом материале, доставшемся от предков. А. участвуют в формировании фундаментальных представлений о мире. Далее, Юнг предполагал, что архетипические образы и идеи часто отражаются в сновидениях, а также нередко встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе, религии. В особенности он подчеркивал, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, потому что они восходят к общим для всего человечества архетипам. Например, во многих культурах ему встречались изображения мандалы, которую он считал воплощениями единства и целостности “Я”:


К архетипам можно отнести устойчивые представления людей о "домашнем очаге", "мужчине - добытчике и воине", "женщине - матери". Еще к А. относят мифологические и легендарно-сказочные сюжеты и образы, характерные для каждой из национальных культур, с учетом влияния наследия Древней Греции и Рима: мифы о Елене Прекрасной, Прометее, Геракле, русские Иванушка-дурачок, Емеля или Илья Муромец и др. Таких А. культурного сознания великое множество. Это Дон Кихот у испанцев, Мальчик-с-пальчик или Кот-в-сапогах у французов, легенды о короле Артуре у англичан. Художественная литература часто возрождает и переосмысливает А. в новых исторических условиях, новых образах.
В ряду множества архетипов, описанных Юнгом, стоят мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог и смерть.
Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченным. Могу сказать что архетипов у Юнга действительно много, например Младенец и Дева, Мать и Возрождение, Дух и Трикстер и т.д., их характеристики представляют собой очень глубокие философские и психологические аспекты, поэтому они будут больше интересны и понятны сугубо специалистам, изучающим Юнга.

Особое внимание в теоретической системе Юнга уделяется персоне, аниме и анимусу, тени и самости как основным архетипах в жизни каждого человека:

Персона

Персона (от латинского слова “persona”, обозначающего “маска”) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы проявляем себя в отношениях с другими людьми. Персона обозначает множество ролей, которые мы проигрываем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, персона служит цели производить впечатление на других или утаивать от других свою истинную сущность. Персона как архетип необходима нам, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупреждал о том, что если этот архетип приобретает большое значение, то человек может стать не глубоким, поверхностным, сведенным до одной только роли и отчужденным от истинного эмоционального опыта.

Тень

В противоположность той роли, которую играет в нашем приспособлении к окружающему миру персона, архетип тень представляет подавленную темную, дурную и животную сторону личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени имеются и положительные стороны. Юнг рассматривал тень как источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в жизни индивидуума. Согласно Юнгу, функция этого состоит в том, чтобы направлять в нужное русло энергию тени, обуздывать пагубную сторону нашей натуры до такой степени, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в тоже время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

Анима и Анимус

В архетипах анимы и анимуса проявляется врожденная андрогинная природа людей. Анима представляет собой внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону; в то время как анимус — внутренний образ мужчины в женщине, её бессознательная мужская сторона. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на том биологическом факте, что в организме мужчины и женщины, вырабатываются и мужские, и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, эволюционировал на протяжении многих веков в коллективном бессознательном как результат опыта взаимодействия с противоположным полом. Многие мужчины, до некоторой степени, “феминизировались” в результате многолетней совместной жизни с женщинами, а для женщин является верным обратное. Юнг настаивал на том, что анима и анимус, как и все другие архетипы, должны быть выражены гармонично, не нарушая общего баланса, чтобы не тормозилось развитие личности в направлении самореализации. Иными словами, мужчина должен выражать свои феминные качества наряду с маскулинными, а женщина должна проявлять свои маскулинные качества, так же, как и феминные. Если же эти необходимые атрибуты остаются неразвитыми, результатом явится односторонний рост и функционирование личности.

Самость


Самость — наиболее важный архетип в теории Юнга. Самость представляет собой сердцевину личности, вокруг которой организованны все другие элементы.
Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга развитие самости — это главная цель человеческой жизни. Основным символом архетипа самости является мандала и её многочисленные разновидности (абстрактный круг, нимб святого, окно-розетка). По Юнгу, целостность и единство “Я”, символически выраженные в завершенности фигур, вроде мандалы, можно обнаружить в снах, фантазиях, мифах, в религиозном и мистическом опыте. Юнг полагал, что религия является великой силой, содействующей стремлению человека к целостности и полноте. В то же время, гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинной уравновешенности личностных структур, как считал он, достичь невозможно, по меньшей мере, к этому можно прийти не ранее среднего возраста. Более того, архетип Самости не реализуется до тех пор, пока не наступит интеграция и гармония всех аспектов души, сознательных и бессознательных. Поэтому достижение зрелого “Я” требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Помимо перечисленных архетипов, Юнг в своих работах уделял большое внимание архетипу Матери. Архетип матери имеет множество проявлений. Это может быть мать, бабушка или мать в переносном смысле слова - богиня. По Юнгу, символ матери, так же, присутствует в вещах, «выражающих цель страстного стремления к спасению: рай, царство божье». Вещи, вызывающие у человека «благоговение»: церковь, университет, страна, небо, земля, леса, моря, луна. Архетип матери символизирует, так же изобилие и плодородие. «Он может быть связан со скалой, пещерой, деревом, весной, родником». Благодаря своей защитной функции символом матери может являться мандала. «С ним ассоциируются полые предметы», сосуды, некоторые животные: «корова, заяц, полезные животные в целом».

Архетип матери, как и многие другие, характеризуется двойственностью проявлений. «Злыми символами являются ведьма, змея, могила, саркофаг, глубокие воды, смерть, привидения, домовые и другие».

Положительное проявление архетипа: «забота, сочувствие, магическая власть женщины; мудрость и духовное возвышение, превосходящее пределы разума; любой полезный инстинкт или порыв; все, что отличается добротой, заботливостью или поддержкой или способствует росту и плодородию». Архетип матери связан с воскрешением и магическими превращениями. В отрицательном смысле может означать «нечто тайное, загадочное, темное: бездну, мир мертвых, все поглощающее, искушающее, т.е. то, что вселяет ужас и что неизбежно как судьба».

Также Юнг считал что каждая женщина проходит в своем развитии архетип Девы. Буквально Дева, Кора,— это Персефона из греческой мифологии, дочь Деметры, насильственно выданная замуж за Гадеса. Женщина-ребенок. Мать и девушка. Ее чистота, непорочность, гибкость, зависимость, податливость остается в каждой из нас на протяжении всей жизни. Архетип Девы воплощает в себе женскую покорность.

Существет также огромное число архетипов, которые используются в НЛП-методиках, именно их описание часто-густо встречается в Сети. В таких архетипах идея Юнга взята за основу, пререработана, переосмысленна,упрощена для более широкого круга людей(что тоже хорошо), они более развернуто описывают психотипы и характеры реальных людей. Они могут перекликаться с юнгианскими, но часть исследователей такие архетипы не считают проявлениями коллективного безсознательного, а скорее результатом приобретенного опыта.

Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» - К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни - не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.


Юнг считал этот архетип животным наследием человека - собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо - но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной - скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.

Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.

Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания - а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую . Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.

Как рождается Тень?

На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы - они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться - для этого и нужна Тень.

Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и . Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».

Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это - у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)

Как ведёт себя Тень?

Тень терпеливо ждёт своего часа - и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».

И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих - ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго - но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?

Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны - так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже - незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих - а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».

Но что же мы всё о плохом? Тень - это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.

Сильная и слабая тень

Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки - ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает - а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».

Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», - продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования - прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», - советует Юнг.