Либеральные преобразования александра 2. 4 Введение Судебных уставов

Александр II - один из самых знаменитых русских императоров, представитель династии Романовых, освободивший крестьян от крепостного права. Александр II воспитывался видными деятелями искусства, а за его обучение отвечал Жуковский, прививший будущему монарху либерально-демократические стандарты мышления.

В будущем Александру Николаевичу удалось воплотить все те реформы и проекты, которые не удались его предшественнику, отцу монарха Николаю I.

Характеристика реформы Результаты

Плюсы

Минусы

Земская реформа 1864г.

Реформа городского самоуправления 1870г.

  • земские органы становились всесословными.
  • в ведении земств находились вопросы местного хозяйства, торговли, промышленности, распределение государственных податей, назначение местных налоговых сборов, здравоохранение, народное образование, устройство благотворительных учреждений.
  • впоследствии земские учреждения стали центрами либеральной оппозиции правительству.
  • в соответствии с новым «Городовым положением» создавались всесословные органы общественного самоуправления – городские Думы.
  • реформа способствовала развитию городского хозяйства, промышленности и торговли.
  • запрещались межгубернские объединения земств.
  • для содержания земских учреждений, а также их служащих был введен специальный налог – земский сбор.

Стабилизация финансовой системы

  • 1860г. – основание Государственного банка.
  • В.А. Татаринов настоял на гласности бюджета, осуществил «единство кассы», что означало проведение всех государственных выплат и поступлений через одну структуру – Министерство финансов.
  • с 1863г. вместо откупной системы вводилась акцизная, что означало продажу вина при условии выплаты акцизного сбора.
  • централизация финансовой и бюджетной сферы, установление гласности бюджета и финансового контроля, прогрессивные изменения налоговой системы.

народные волнения – «трезвенное движение» 1858-1859 гг.

Судебная реформа 1864г.

  • бессословность суда, равенство всех подданных перед законом.
  • независимость суда от администрации.
  • создание суда присяжных заседателей и института присяжных поверенных (адвокатов).
  • создавался институт нотариусов.

Меры, направленные на ограничение судебной реформы:

  • следствие по делам о государственных преступлениях передается жандармским органам (1871г.).
  • учреждается особое присутствие Правительствующего сената (1872) для рассмотрения этой категории дел

Военные преобразования 1860-1870-х гг.

  • в 1862-1864гг. было образовано 15 военных округов.
  • была устранена излишняя централизация управления, военное министерство освобождалось от рассмотрения военно-административных вопросов местного уровня и характера → возросла оперативность в управлении войсками.
  • 1867г. – создание постоянных военно-судебных органов.
  • реформа военно-учебных заведений.
  • поступление на вооружение русской армии нарезного оружия.
  • введение с января 1874г. всеобщей воинской повинности, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20 лет, срок службы составлял 6 лет в сухопутных войсках, 7 лет на флоте.

Реформа системы народного образования

  • 16 июня 1863г. утвержден новый Университетский устав (университет образовывали 4 факультета).
  • среднее образование стало открытым для всех сословий.
  • Женщины могли получить высшее образование на частных курсах
  • открытие прогимназий.
  • устав лишал студентов права создавать различного рода объединения.
  • установленная за обучение в гимназиях плата делала недоступным обучение в них детей несостоятельных родителей.

Цензурная реформа

1865г.

  • отменялась предварительная цензура для изданий объемом более 10 печатных листов.
  • от цензуры были освобождены правительственные и научные издания.

Император Александр II вошёл в историю под именем Освободителя, что связано не только с освобождением крестьян от крепостного гнёта, но и с проведением ряда либеральных реформ, нацеленных на устранение внутриполитических проблем в стране.

Реформы Александра II не ограничивались отменой крепостного права. За 20 лет своего нахождения у власти, правитель смог провести довольно грамотную финансовую и военную реформу, изменить положение судебных инстанций. Работая над новыми реформами, Александр II использовал международный опыт, но не забывал и исторические особенности развития страны. Как и многие великие монархи, Александр II не был понят современниками, и в итоге был застрелен в 1881 году. Однако проведенные им либеральные реформы оказали существенное влияние на облик России в будущем.

ИСТОРИЯ

Наименование направления подготовки

080100 Экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ТЕМА № 14

Великие реформы 60-70-х годов 19 века в России

Группа ЭП – 12 ТД

Преподаватель: Коноплева Лариса Александровна

Исполнитель: Горбачева Ольга Сергеевна

План:

Введение

1. Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

2. Реформы в области общественных отношений.

3. Социально-политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Заключение

Список используемой литературы

ВВЕДЕНИЕ

К середине 19 века четко выразилось отставание России в экономической и социально-политической сферах, от передовых капиталистических стран. Ряд международных событий обнаружили существенное ослабление Российского государства во внешнеполитической области. В полной мере это обличила Крымская война (1853-1856), которая выявила всю внутреннюю несостоятельность нашего отечества, и нашего прежнего быта. И как следствие, проявилась необходимость провести полное преобразование многих сфер государственной жизни.

Данная потребность в реформах, с каждым днем становилась все более и более ощутимой и неотложной. Но на пути всякого улучшения непреодолимой преградой стояло - крепостное право. Поэтому главной целью внутренней политики правительства во второй половине 19 века было приведение экономической и социально-политической системы России в соответствие с потребностями времени. Одновременно не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства.

Царствование императора Александра 2 (1855-1881) ознаменовалось рядом «великих реформ», значительно продвинувших вперед русскую жизнь. Из этих преобразований важнейшими являются: освобождение крестьян, в 1861 году и издание «положения об устройстве крестьян», дарование подданным в 1864 году суда гласного, правого, скорого, милостивого и родного для всех, земское и городское самоуправление, издание в 1874 году устава о воинской повинности, обязательной для всех сословий государства, учреждение ряда университетов открытие женских гимназий и прогимназий, улучшение путей сообщения.

Деятельность Александра 2 прекратилась из-за его гибели, 1 марта 1881 года от руки убийц, но в истории за ним закрепилось имя «Освободитель».

ВЕЛИКИЕ РЕФОРМЫ 60-70-х годов 19 века в России

Предпосылки либеральных реформ Александра 2.

Восхождение Александра 2 на трон произошло при очень тяжких обстоятельствах, и первые годы правления нового государя были посвящены ликвидации Восточной войны и тяжелых порядков николаевского времени. Общество недовольное деспотическим и бюрократическим правлением Николая 1, искало причины провала его внешней политики. Участились крестьянские восстания. Активизировали свою деятельность радикалы. Все это не могло не вынудить нового собственника Зимнего дворца задуматься о курсе своей внутренней политики.

В общественном движении во второй половине 19 века началось размежевание трех идейных направления: радикального, либерального и консервативного. Для этих течений были характерны различные подходы к оценкам прошлого и прогнозам будущего России.

Вот такие проблемы получил в наследство Александр 2 от своего родителя, императора Всероссийского Николая 1. От нового самодержца требовалось проведения ряда преобразований.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 века стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств, крепостное право осталось только в нашем государстве, тормозя экономическое и социально-политическое развитие. Теперь уже нельзя сомневаться в том, что данный вопрос об отмене крепостного права к середине 19 в. достаточно назрел в общественном сознании, и владение душами было осуждено как в силу отвлеченно-моральных мотивов, так и по соображениям практического порядка. Вся Россия, можно сказать, постигла моральную и политическую необходимость выйти из ситуации крепостной системы и уничтожить злоупотребления крепостным правом, обращавшие это право в открытое рабство.

Самые разномыслящие круги интеллигенции совпадали в своих взглядах к крепостному порядку, если абстрактные размышления и моральные эмоции сплачивали русских людей в одинаковом утверждении крестьянской реформы и отмены крепостного строя, то, с другой стороны, практические, житейские условия свидетельствовали о естественном вырождении старого крепостного порядка.

Под влиянием государственного роста, завоеваний 18 веке и успехов внешней торговли Россия первой половины 19 века «разрывала с натуральным строем прежнего времени, в котором обмен и обрабатывающая промышленность играли незначительную роль, и быстро переходила к расширению обмена и к увеличению фабрично-заводского производства». В этой экономической эволюции землевладельческое дворянство приняло свое участие. Оно увеличило запашки в целях хлебного экспорта и испытывало разные виды фабричного производства. Вся тяжесть усиленного землепашества и новых форм труда пала на крепостное крестьянство и истощала его физические силы. Прирост крепостного населения в северной половине государства стал падать, а с 1835 г. вместо прироста уже наблюдалась убыль, объясняемая не только перемещением населения на юг, но также и истощением его на непосильной работе.

Вместе с тем становилось явным обеднение и оскудение крепостного крестьянства, и росло в его среде острое недовольство своим положением. Таким образом, рост торгово-промышленного оборота в стране ухудшил и обострил крепостные отношения и возбуждал в помещиках опасения за будущее.

В то же время попытки усовершенствования и усложнения помещичьего хозяйства не содействовали увеличению материального благополучия самих помещиков. Водворение новых форм хозяйства далеко не всегда удавалось; помещичьи фабрики обычно не выдерживали конкуренции с купеческими, более богатыми и технически совершенными. Подневольный барщинный труд оказывался непригодным для улучшенных способов производства. Поэтому среди крепостных владельцев к середине 19 века выросло разочарование в успехе их земельного и фабричного хозяйства и сознание того, что они попали в кризис.

Сознание хозяйственного кризиса угнетало помещиков; настроение недовольной крепостной массы их пугало; недостаток денежных средств приводил к мысли о несовершенствах и устарелости крепостного порядка. Даже и те помещики, которые не были захвачены высокой освободительной идеей, думали, что близок конец старого порядка, и не сомневались в том, что нужна его реформа; они только боялись, что реформа окончательно их разорит.

Необходимость ликвидации крепостного права обуславливалась и тем, что крестьяне открыто, протестовали против него. Произошло усиление крестьянского протеста против крепостничества, которое выражалось в увеличении волнений.

После 1856 года в общественном мнении окончательно сложилось понимание экономической и политической необходимости отмены крепостного права. Как уже говорилось выше, публицистические выступления представителей различных общественно-политических направлений во второй половине 50-х годов постепенно подготовили общественное мнение страны к осознанию назревшей потребности решения крестьянского вопроса.

Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. Правительство, опасаясь того, что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав, встало на путь социальных, экономических и политических реформ.

3 января 1857 года был образован секретный комитет «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян», но так как он состоял из ярых крепостников, то действовал нерешительно. Однако, через некоторое время, заметив, что крестьянское недовольство не утихает, а напротив, нарастает, комитет вплотную преступил к подготовке крестьянской реформы. С этого момента существование комитета перестало быть «секретом» и в феврале 1858 года он был переименован в Главный комитет «о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Происходит заметное оживление либерально-оппозиционного движения среди тех слоев дворянства, которые считали необходимым не только отменить крепостное право, но и создать общесословные выборные органы управления, учредить гласный суд, ввести гласность вообще, провести преобразования в сфере просвещения и т. д.

К концу августа 1859 года проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен. В конце января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции - Государственного совета. Здесь было сделано новое «дополнение» к проекту в пользу помещиков: по предложению одного из крупнейших землевладельцев П. П. Гагарина, был внесен пункт, о праве помещика предоставлять крестьянам, соответственно по соглашению с ними, немедленно в собственность и бесплатно, т.е. «в дар» четверть надела. Такой надел получил название «четвертного» или «дарственного», сами же крестьяне называли его «сиротским».

19 февраля «Положения», а они включали в себя 17 законодательных актов, были подписаны царем и получили силу. В тот же день царь подписал и Манифест об освобождении крестьян.

По Манифесту крестьянин получал полную личную свободу. Это особенно важный момент в крестьянской реформе, и я хотела бы обратить на него внимание. Веками крестьяне боролись за свою свободу.

Несмотря на грабительский для крестьян характер реформы 1861 года, ее значение для дальнейшего развития страны было очень велико. Эта реформа явилась переломным моментом при переходе из феодализма в капитализм. Освобождение крестьян способствовало интенсивному росту рабочей силы, а предоставление им некоторых гражданских прав способствовало развитию предпринимательства. Помещикам же реформа обеспечивала постепенный переход от феодальных форм хозяйства к капиталистическим.

Эту реформу назвали великой, так как она принесла свободу более чем 30 млн. крепостных крестьян, было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством», была расчищена дорога для становления буржуазных отношений, экономической модернизации страны.

Вместе с тем данная реформа имела половинчатый характер. Она была сложным компромиссом между государством и всем обществом, между двумя основными сословиями – помещиками и крестьянами, а также между различными общественно-политическими движениями. Процесс подготовки реформы и ее реализация позволили сохранить помещичье землевладение, но обрекли российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

Реформа 1861 года не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым еще долгое время.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А.Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.


Похожая информация.


(Великие реформы) – реформы, проведенные в 60-70-х годах 19 века в Российской Империи императором Александром 2 и затрагивающие практически все сферы жизни государства.

Предпосылки и причины реформ Александра 2

Россия дольше любых других государств оставалась страной с феодальным строем и крепостным правом. К середине 19 века такой тип государства окончательно изжил себя, а конфликт, назревавший еще с 18 века, достиг своего пика. Необходимо было срочно менять как государственное устройство, так и, главным образом, экономическую систему.

С развитием технологий и появлением промышленной техники, все больше отпадала необходимость в ручном труде, однако помещики все еще активно использовали труд крестьян, облагая их огромными налогами. В результате, крестьянство повсеместно разорялось, начались повсеместные забастовки и голодовки, что привело к значительному упадку крепостного хозяйства и доходов помещиков. Государство, в свою очередь, также получало меньше прибыли от разорившихся помещиков, и казна страдала. Такая ситуация не устраивала ни одну из сторон.

Страдала также и развивающаяся промышленность, так как из-за повсеместного закрепощения крестьян, не хватало свободной рабочей силы, которая могла бы обслуживать станки на заводах.

В 1859-1861 годах крестьянские бунты и революционные настроения достигли своего пика. Ситуацию также усугубляла проигранная Крымская война , которая окончательно подорвала доверие граждан к царю и правительству, которое показало свою полную несостоятельность, как экономическую, так и военную. В такой обстановке начались разговоры о необходимости отмены крепостного права и новых реформах, которые бы помогли стране выбраться из кризиса.

Император Александр 2, пришедший на престол в 1855 году, на одном из своих выступлений перед дворянством заявил о необходимости скорейшей ликвидации крепостничества сверху (указом государя), иначе это произойдет снизу (революция).

Началась эпоха великих реформ.

Основные реформы Александра 2

В числе основных политических реформ Александра 2 можно назвать:

  • Крестьянская реформа (1861 год);
  • Финансовая реформа (1863 год);
  • Реформа образования (1863 год);
  • Земская реформа (1864 год);
  • Судебная реформа (1864 год);
  • Реформа государственного самоуправления (1870 год);
  • Военная реформа (1874 год);

Суть всех реформ Александра 2 заключалась в перестройке общества и системы управления и формирование нового типа государства. Одной из самых главных реформ можно назвать отмену крепостного права в 1861 году. Реформа готовилась несколько лет и, несмотря на сопротивление дворянства и буржуазии, была все же проведена. В результате крестьянской реформы все крестьяне были освобождены от крепостной зависимости – вместе с личной свободой они также получали небольшой участок земли совершенно бесплатно, на котором могли жить и работать. Кроме того, крестьянин мог купить себе пахотный надел за небольшую сумму – это внесло в казну государства достаточно большие деньги. Кроме того, крестьяне получали ряд гражданских прав: они могли совершать сделки купли-продажи, могли открывать торговые и промышленные предприятия, претендовать на переход в другое сословие. Также они были освобождены от административной и юридической зависимости от своих бывших помещиков.

Еще одна реформа Александра 2 – реформа печати. В Империи появилось такое понятие, как гласность и свобода прессы (относительная), газеты могли обсуждать мероприятия, проводимые правительством и даже критиковать отдельных министров, однако, не затрагивая при этом императора. Также был снят «железный занавес», и люди могли свободнее выезжать из страны.

Изменилась и судебная система. Старый тип суда был заменен новым, который провозглашал принцип единства для всех сословий и принцип гласности, открытости. Появился суд присяжных, что позволило судопроизводству отделиться от исполнительной власти и выносить более независимые решения.

Земская и городская реформы сформировали открытые органы местного самоуправления, в городах появились суды, местные управы – это значительно упростило процесс городского самоуправления.

Военная реформа предполагала замены петровской системы рекрутов на всеобщую воинскую повинность. Это позволило создать более обширную армию, которую можно было мобилизовать в кратчайшие сроки при первой необходимости. Также возрос уровень военного образования благодаря росту военных училищ и академий.

Вместе с развитием военных академий, стали появляться и другие учебные заведения. Благодаря просветительской реформе общий уровень образованности общества начал стремительно расти.

Итоги и последствия реформ Александра 2

Политические и финансовые реформы, проведенные Александром 2 не зря называют великими. Благодаря им было положено начало формированию в Российской Империи нового типа общества – индустриального общества капиталистического типа. Государство стало более демократичным, граждане стали иметь более равные права, не зависящие от сословия, а также возможность на честный и открытый суд. Пресса стала более свободной, что позволило гражданам иметь возможность обсуждать и осуждать решения правительства.

Освобождение крестьян и реформы в экономике позволили стране выйти из кризиса и создать се условия для дальнейшего успешного роста с учетом новых экономических реалий.

В целом, страна пережила значительные изменения, которые помогли ей встать на новый путь развития, более успешный и современный.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в Главный комитет о помещичьих крестьянах выходящих из крепостной зависимости а еще спустя год 4 марта 1859 года при комитете были учреждены Редакционные комиссии которые занимались рассмотрением материалов подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Введение …………………………………………………………………….…… 3

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II …………………….. 5

2. Необходимость реформ …………………………………………...………… 8

2.1. Отмена крепостного права………………………………………………… 10

2.2.Крестьянские реформы …...………………………………………………... 13

2.3. Земская реформа …………………………………………………………… 15

2.4. Городская реформа………………………………………………………… 16

2.5. Судебная реформа…………………………………………………………. 17

2.6. Военная реформа…………………………………………………………... 18

2.7. Финансовая реформа………………………………………………………. 20

2.8. Реформа в области народного образования и печати…………………... 21

2.9. Высшие государственные учреждения…………………………………... 24

………………………………………………..…… 25

Заключение …………………………………………………………………….. 29

Список литературы ……………………………………………………...……. 30

Введение

Разделяя российскую историю XIX века на первую и вторую его половины, в качестве рубежа часто избирают 1861 год — год крестьянской реформы. В связи с этим можно говорить также о России дореформенной и пореформенной.

Проведение широкомасштабных преобразований, сравнимых по своему значению с реформами Петра Великого, выпало на долю императора Александра II (1855-1881). Он не слыл человеком либеральных убеждений. Будучи наследником престола и действуя на государственном поприще в тени своего отца Николая I, он никогда не высказывал каких-либо идей, шедших вразрез с охранительной политикой. Но при этом Александр был прагматиком — человеком, который превыше своих убеждений ставил решение самых насущных задач в соответствии с духом времени.

Император понимал необходимость отказа от крепостнической экономики, осуществления модернизации страны, неизбежность которой стала очевидна после унизительного поражения России в Крымской войне. Кризис усугублялся расстройством финансовой системы.

Александр II и его окружение получали массу сообщений о росте народного недовольства, ощущали демократический подъем в «просвещенном обществе». Страна находилась на грани революционного взрыва. Стремясь не допустить его, император в начале царствования заявил представителям дворянства о своем нежелании «дать свободу крестьянам», но вынужден был признать необходимость приступить к подготовке их освобождения ввиду опасности дальнейшего сохранения крепостного права.

Таким образом правительство, стремясь разрешить острейшие общественные противоречия, пошло не по пути ужесточения режима, а избрало тактику «упреждающей реформы». Александр II при помощи преобразований стремился решить и внешнеполитические задачи — восстановить международный престиж Российской империи, создать боеспособную армию нового образца.

В постоянной борьбе с консерваторами императору удалось опереться на либерально мысливших представителей государственной бюрократии, способствовавших осуществлению курса реформ. Среди них на первых ролях оказались брат царя великий князь Константин Николаевич, один из руководителей Главного комитета по крестьянскому вопросу Я. И. Ростовцев, его коллега Н. А. Милютин, военный министр Д. А. Милютин.

1. Предпосылки либеральных реформ Александра II

В начале XIX века Россия оставалась единственной европейской державой, сохранившей феодально-крепостническую экономику и абсолютную монархию. Эффективность российской экономики была на порядок ниже, чем в развитых европейских странах. К середине XIX в. отставание России от стран Запада, сделавших огромный скачок в своем развитии, не уменьшилось, а возросло. В России практически не было к этому времени акционерных обществ и банков, без которых крупное капиталистическое хозяйство не могло развиваться. Но самым главным тормозом на пути буржуазного развития продолжало оставаться крепостное право. В полной мере это показала Крымская война (1853 – 1856), которая закончилась поражением царизма.

Поражение в Крымской войне обнаружило многие внутренние недостатки Российского государства. Прямым следствием экономической и военной самодержавно-крепостнической политики стали снижение жизненного уровня народа, застой в экономике. Недовольство народа росло, становилось очевидным, что дальше так жить нельзя. Усилились социальные конфликты. Крестьянство все активнее поднималось на борьбу за свое освобождение. Оно боролось за полное уничтожение крепостного права, за волю и землю. Тысячи крестьян устремились на юг, в Крым, «за волей», так как распространился слух, что там желающим раздают землю и освобождают от крепостной неволи.

Большинство помещиков было против освобождения крестьян, так как это означало конец безусловного господства дворянского класса. Но наиболее дальновидные представители этого класса понимали необходимость реформ. Передовая часть их, так называемые либералы, начали открыто критиковать отсталость России, засилье и злоупотребления чиновников. Особенно пугала их угроза революции. Чтобы предотвратить ее, сохранить господствующее положение помещиков в стране, они предлагали пойти на некоторые преобразования. Они высказывались за отмену крепостного права сверху. Освобождение крестьян, по их замыслу, должно произойти таким образом, чтобы меньше всего пострадали помещики, а крестьяне за свое личное освобождение должны были заплатить большой выкуп. После такого «освобождения» крестьяне оставались бы в полной экономической зависимости от помещика.

В этих условиях царское правительство было вынуждено приступить к подготовке отмены крепостного права – важнейшей реформы того времени.

В исторической литературе существуют два мнения о причинах отмены крепостного права. Согласно первого из них, к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав. Согласно второго – начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот. Такие меры приводили их к разорению, и соответственно, к усилению эксплуатации крестьян.

После смерти Николая I на царский престол вступил его старший сын Александр II (1855 – 1881), который был хорошо подготовлен к государственной деятельности. Несколько лет он участвовал в работе Крестьянского комитета и, будучи реалистом, вполне осознавал необходимость перемен.

Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с предоставлением крестьянам определенной хозяйственной самостоятельности, т.е. земли, пошел на неординарную меру. Вместо практиковавшихся ранее ведомственных комитетов, занимавшихся отстаиванием местнических интересов, был создан вневедомственный орган – Редакционные комиссии, непосредственно подчинявшиеся царю. В их состав входили радикально настроенные чиновники, а также независимые эксперты из помещиков.

Комиссии учитывали мнение губернских комитетов. Новшеством стала гласность в работе комиссий: об итогах их работы регулярно осведомлялись высшие чиновники государства и предводители дворянства. Кроме того, в своей работе комиссии опирались на научно обоснованные экономические расчеты. Итоги работы комиссий отразились в Манифесте царя от 19 февраля 1861 г., объявившем отмену крепостного права в России. Реформа явилась компромиссом, учитывавшим интересы крестьян, разных групп помещиков и власти.

По новому закону, крепостное право помещиков на крестьян было отменено навсегда, и крестьяне признаны свободными безо всякого выкупа в пользу помещиков. В то же время земля, на которой жили и работали крестьяне, была признана собственностью помещиков. Крестьяне освобождались с тем, что помещики предоставят им в пользование их усадебную оседлость и некоторое количество полевой земли и других угодий (полевой надел). Но крестьяне за усадьбу и полевые наделы должны были отбывать в пользу помещиков повинности деньгами или работой. Поэтому до заключения выкупных сделок крестьяне считались «временнообязанными» и должны были отбывать, как и прежде, барщину или платить оброк. Завершающим этапом освобождения крестьян от крепостной зависимости являлся выкуп земли. До 80 % суммы выкупа помещикам платило государство. Ссуда выдавалась помещику доходными процентными бумагами и засчитывалась за крестьянами как казенный долг. Крестьяне становились должниками государства, погашая в течение 49 лет с выплатой в размере 6% сумму выкупа. Таким образом, за это время крестьянин должен был выплатить до 300% предоставленной ему «ссуды».

Проведение государством выкупа крестьянских наделов в централизованном порядке решало ряд важнейших экономических и социальных задач. Правительственный кредит обеспечивал помещикам гарантированную уплату выкупа и избавлял их от непосредственного столкновения с крестьянами. Выкуп оказался, кроме того, операцией, выгодной также и государству. Помещикам удалось провести землеустройство таким образом, что у крестьян отрезали часть земли, которую они обрабатывали для себя до реформы. Все это закладывало базу для обнищания и обезземеливания крестьянства. Так было совершено великое дело отмены крепостного права.

Освобождение крестьян существенно изменило все основы русского государственного и общественного быта. Оно создало в центральных и южных областях России новый многолюдный общественный класс. И управлять им должно было государство. Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

2. Необходимость реформ.

По окончании Крымской войны обнаружились многие внутренние недостатки Российского государства. Нужны были перемены, и страна с нетерпением ожидала их. Тогда император произнес слова, ставшие на долгое время лозунгом России: "Да утверждается и совершенствуется ея внутреннее благоустройство; правда и милость да царствует в судах ея; да развивается повсюду и с новой силой стремление к просвещению и всякой полезной деятельности..."

На первом месте, конечно же, была идея освобождения крепостных. В своей речи перед представителями московского дворянства Александр II сказал: «лучше отменить его сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу». Другого выхода не было, так как крестьяне с каждым годом все сильнее выражали недовольство существующей системой. Расширялась барщинская форма эксплуатации крестьянина, что и вызывало кризисные ситуации. В первую очередь начала снижаться производительность труда крепостных, так как помещики хотели производить больше продукции и этим подрывали силы крестьянского хозяйства. Наиболее дальновидные помещики осознавали, что подневольный труд намного уступает по производительности наемному (Например, об этом писал крупный помещик А.И.Кошелев в своей статье «Охота пуще неволи» в 1847 году). Но наем работников требовал немалых затрат от помещика в то время, когда крепостной труд был даровым. Многие помещики пытались вводить новые системы ведения хозяйства, применять новейшую технику, закупать улучшенные сорта, породистый скот и т.д. К сожалению, такие меры приводили их к разорению и, соответственно, к усилению эксплуатации крестьян. Росли задолженности помещичьих имений перед кредитными учреждениями. Дальнейшее развитие хозяйства на крепостной системе было невозможным. К тому же оно, просуществовав в России значительно дольше, чем в европейских странах приняло очень жесткие формы.

Однако, существует и другая точка зрения относительно этой реформы, согласно которой к середине XIX века крепостное хозяйство еще далеко не исчерпало своих возможностей и выступления против правительства были очень слабы. Ни экономическая, ни социальная катастрофы России не грозили, но, сохраняя крепостное право, она могла выбыть из числа великих держав.

Крестьянская реформа повлекла за собой преобразование всех сторон государственной и общественной жизни. Был предусмотрен ряд мер по перестройке местного управления, судебной системы, образования и, позднее, армии.

2.1. Отмена крепостного права.

3 января 1857 года был принят первый значимый шаг, послуживший началом реформирования: создание Секретного комитета под непосредственным ведением и председательством самого императора. В него вошли: князь Орлов, граф Ланской, граф Блудов, министр финансов Брок, граф В.Ф. Адлерберг, князь В.А. Долгоруков, министр государственных имуществ М.Н. Муравьев, князь П.П. Гагарин, барон М.А. Корф и Я.И. Ростовцев. Цель комитета была обозначена как «обсуждение мер по устройству быта помещичьих крестьян». Таким образом, правительство пыталось добиться от дворянства инициативы в решении этого вопроса. Слово «освобождение» еще не произносилось. Но комитет действовал очень вяло. Более четкие действия начали осуществляться позднее.

В феврале 1858 года. Секретный комитет был переименован в «Главный комитет о помещичьих крестьянах, выходящих из крепостной зависимости», а еще спустя год (4 марта 1859 года) при комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов, подготовленных губернскими комитетами и составлением проекта закона об освобождении крестьян. Здесь сложилось два мнения: большинство помещиков предлагало освободить крестьян совсем без земли или с маленькими наделами, либеральное же меньшинство предлагало освободить с землей на выкуп. Поначалу Александр II разделял точку зрения большинства, но затем пришел к выводу о необходимости выделения крестьянам земли. Обычно такое решение историки связывают с усилением крестьянского движения: Царь боялся повторения «пугачевщины». Но не менее важную роль здесь сыграло наличие в правительстве влиятельной группировки, получившей название «либеральной бюракротии».

Проект «Положений о крестьянах» был практически подготовлен в конце августа 1859 года, но какое-то время подвергался небольшим исправлениям и уточнениям. В октябре 1860 года «Редакционные комиссии», завершив свою работу, передали проект в Главный комитет, где он снова обсуждался и претерпел еще изменения, но уже в пользу помещиков. 28 января 1861 года проект поступил на рассмотрение последней инстанции – Государственного совета, который принял их с некоторыми изменениями, в смысле уменьшения размеров крестьянского надела.

Наконец, 19 февраля 1861 г. «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости», включающие в себя 17 законодательных актов, были подписаны Александром II. В тот же день последовал манифест «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», в котором было провозглашено об освобождении 22,6 миллионов крестьян от крепостной зависимости.

«Положения» распространялись на 45 губерний Европейской России, в которых насчитывалось 112 000 помещичьих имений. Прежде всего была объявлена обязательность для помещика наделить бывших его крестьян, кроме усадебной земли, пахотной и сенокосной в определенных размерах. Во-вторых, объявлена обязательность для крестьян принять надел и держать в своем пользовании, за установленные в пользу помещика повинности, отведенную им мирскую землю в течение первых девяти лет (по 19 февраля 1870 г.). По прошествии же девяти лет отдельным членам общины предоставлено право как выхода из нее, так и отказа от пользования полевыми землями и угодьями, если выкупят свою усадьбу; само общество также получает право не принимать в свое пользование таких участков, от которых откажутся отдельные крестьяне. В-третьих что касается размера крестьянского надела и соединенных с ним платежей, по общим правилам принято основываться на добровольных между землевладельцами и крестьянами соглашениях, для чего заключать уставную грамоту при посредничестве учрежденных положением мировых посредников, съездов их и губернских по крестьянским делам присутствий, а в западных губерниях - и особых поверочных комиссий.

«Положение», однако, не ограничивалось одними правилами отведения крестьянам земли в постоянное пользование, но облегчало им возможность выкупа отведенных участков в собственность при помощи выкупной государственной операции, причем правительство дало крестьянам в ссуду под приобретаемые ими земли определенную сумму с рассрочкой уплаты на 49 лет и, выдавая эту сумму помещику государственными процентными бумагами, брало все дальнейшие расчеты с крестьянами на себя. По утверждении правительством выкупной сделки все обязательные отношения между крестьянами и помещиком прекращались и последние вступали в разряд крестьян-собственников.

«Положения» постепенно были распространены на крестьян дворцовых, удельных, приписных и государственных.

Но в результате этого крестьянство остались связанным рамками общины, а выделенной ему земли оказалось явно недостаточно для того, чтобы удовлетворить нужды постоянно растущего населения. Крестьянин остался в полной зависимости от сельской общины (прежнего “мира”), которая, в свою очередь, полностью контролировалась властями; личные наделы передавались в собственность крестьянским обществам, которые периодически “уравнительно” их перераспредели.

Так, размышляя о крестьянском вопросе до 17 октября 1905 г., С. Ю. Витте пишет: «Император Александр II выкупил душу и тело крестьян, он сделал их свободными от помещичьей власти, но не сделал их свободными сынами отечества, не устроил их быта на началах прочной закономерности»

Весной-летом 1861 года крестьяне, не получившие, как ожидали «полной воли», организовали множество восстаний. Возмущение вызывали такие факты, как, например: на два года крестьяне оставались в подчинении у помещика, были обязаны платить оброк и исполнять барщину, лишались значительной части земли, а те наделы, которые предоставляли им в собственность, должны были выкупать у помещика. В течение 1861 года произошло 1860 крестьянских восстаний. Одними из крупнейших считаются выступления крестьян в деревне Бездна Казанской губернии. В последующее время растет разочарование непоследовательностью реформы не только бывших крепостных: статьи А. Герцена и Н. Огарева в “Колоколе”, Н. Чернышевского в “Современнике”.

2.2. Крестьянская реформа.

Подготовку Крестьянской реформы правительство начало в 1857 году с создания Секретного комитета, во главе с А.Ф. Орловым, который впоследствии стал Главным комитетом по крестьянскому делу. Комитет, в который входили, в основном, убежденные крепостники, затягивал дело, а тем временем крестьянское движение нарастало. Проект реформы неоднократно менялся и редактировался. В марте 1858 года, для того чтобы ускорить подготовку реформы, был создан Земской отдел. 4 декабря 1858 года была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Несмотря на многочисленные разногласия, в августе 1859 года проект «Положений о крестьянах», был в основном подготовлен, но подписание его состоялось лишь 19 февраля 1861 года. Согласно «Положению», крестьяне перестали считаться крепостными и стали считаться «временнообязанными», земля являлась собственностью помещиков, которые предоставляли крестьянам в постоянное пользование усадебный участок и полевой надел. Это являлось прекрасной гарантией для обеспечения уплаты крестьянами государственных податей и выполнения повинностей по отношению к помещикам. "Положение" сохраняло общинное землепользование крестьян, лесные угодья оставались за помещиками, а у самих крестьян земли оказалось меньше, чем при крепостном праве. Условия и порядок выкупа наделов определял сам помещик. Крестьянам же пришлось платить не только за наделы, но и за свою свободу, а для контроля за этим было создано Главное выкупное учреждение. Согласно реформе устанавливались максимальные и минимальные размеры крестьянских наделов, при определении норм которых учитывались особенности местных природных и экономических условий. Земля предоставлялась не отдельному крестьянскому двору, а общине, что исключало возможность крестьянина продать свой надел. Перевод крестьян на выкуп означал окончательное отделение крестьянского хозяйства от помещичьего, способствовал интенсивному проникновению товарно-денежных отношений и давал помещику денежные средства для перевода своего хозяйства на капиталистические основы.

Определенные права получали дворовые крестьяне, которые освобождались бесплатно, но без наделов. Огромное количество крестьян оказалось практически без средств к существованию, но благодаря этому получил развитие рынок свободной рабочей силы. Крестьянское хозяйство стало отделяться от помещичьего, что способствовало развитию промышленности и сельского хозяйства. Ликвидация феодальных отношений растянулась на долгих два десятилетия, а тем временем сохранялись все условия для зависимости от помещиков и принудительной аренды земли, в непомерно тяжелых условиях.

Были созданы новые органы для управления крестьянами, свобода действий которых была сильно ограничена, а участие в управлении являлось обязанностью, от которой можно было отказаться только при наличии уважительных причин. Первоначальной ячейкой являлось сельское общество, во главе которого стоял сельский староста, избиравшийся сельским сходом. Сельское общество объединяли общие хозяйственные интересы - общие угодья и общие обязательства перед помещиком. Существовало также волостное правление, во главе с волостным старостой, которое избиралось волостным сходом. Волостной суд рассматривал мелкие, крестьянские имущественные тяжбы и дела по маловажным проступкам. Основной задачей крестьянского управления являлось обеспечение своевременного поступления государственных податей и отбывания крестьянами повинностей для помещиков. Контроль же за управлением осуществляли мировые посредники из дворян, которые призваны, были проводить правительственную линию, и защищали, прежде всего, свои интересы.

Таким образом, крестьянская реформа негативно сказалась на низших слоях общества, но все же в ней были и положительные моменты. Она стала переломным моментом, создав необходимые условия для перехода от феодализма к утверждению капитализма в стране. Возросли темпы экономического развития, сформировался новый слой людей интеллектуального труда в различных областях науки и техники, литературы и искусства, появились новые социальные слои населения – пролетариат и промышленная буржуазия. Отмена крепостного права повлекла за собой перемены практически во всех сферах государственной и общественной жизни.

2.3. Земская реформа.

В связи с подготовкой крестьянской реформы, возник и вопрос о местном управлении. 27 марта 1859 года при Министерстве внутренних дел была создана комиссия во главе с Н.А. Милютиным, в которую вошли образованные и либерально настроенные чиновники министерств внутренних дел, юстиции и государственных имуществ. Подготовленный комиссией проект “Временных правил” о местном управлении встретил яростный протест со стороны дворянства и Н.А. Милютин был уволен. Новый министр внутренних дел, П.А. Валуев, изменил систему выборов в земские учреждения, которая давала преимущества дворянам и буржуазии и ограничивала крестьян и рабочих. В связи с реформой земских учреждений, Валуеву было поручено, также, подготовить проект нового учреждения Государственного совета. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" было издано 1 января 1864 года и, согласно ему, земские учреждения состояли из распорядительных (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ), которые избирались всеми сословиями на три года. Выборы в земства проводились по трем куриям: землевладельческой, городской и сельских крестьянских обществ. Вхождение в их состав во многом зависело от доходов и наличия недвижимости. Земства были лишены каких-либо политических функций, сфера их деятельности ограничивалась хозяйственными вопросами местного значения. Губернские и уездные земские управы состояли из 6 человек и работали на постоянной основе, но были лишены права, как учреждения общаться между собой, и не имели принудительной власти. Их деятельность контролировали губернатор и министр внутренних дел, которые могли приостановить исполнение любого постановления. Однако, несмотря на эти ограничения, земства сыграли огромную роль в решении местных, хозяйственных вопросов и культурных задач. Открывались земские школы, в которых могли получать образование крестьянские дети. Немногочисленные медицинские учреждения позволили предотвратить ряд эпидемических заболеваний и сократили смертность среди крестьян. Создавались фельдшерские курсы, подготавливались учителя, а земские школы считались лучшими. Земская реформа проводилась не повсеместно и в разные периоды времени, но оказала большое влияние на развитие местной инициативы, хозяйства и культуры.

2.4. Городская реформа.

20 июля 1862 года последовало указание Александра II приступить к разработке нового “Городового положения”. В 509 городах были созданы местные комиссии, которые занимались сбором сведений о состоянии городов и обсуждали вопросы об управлении городским хозяйством. На основании этих сведений был составлен проект “Городового положения”, который был принят только 16 июня 1870 года. Согласно реформе избирательные права давались всем сословиям, что не устраивало правительство и долгое время тормозило реформу. После ее принятия, были созданы:

Городские общественные управления, которые занимались хозяйственными вопросами;

Городские избирательные собрания, основной функцией которых являлось избрание в городскую думу;

Городская дума, которая выбиралась раз в четыре года и занималась делами общественного устройства, городскими сборами, налогами и многим другим.

Городской глава, находящийся во главе городской думы, избирался губернатором или министром внутренних дел. Расходы на содержание думы были в ведомстве губернатора. Избирательным правом в органы городского самоуправления пользовались мужчины с 25-летнего возраста, являвшиеся гражданами России, обладавшие имущественным цензом плательщики городских налогов. Избирательное право также получали ведомства, платившие сборы в городской бюджет. Малоимущие слои населения, освобожденные от уплаты налогов, устранялись от участия в самоуправлении. Так обеспечивалось преобладание в городской думе крупной буржуазии и дворян. Реформы городского самоуправления обязывали провинциальные города отдавать часть доходов на содержание правительственных учреждений, полиции и других государственных структур. А городское самоуправление было ограничено рамками чисто хозяйственных вопросов и, для исполнения своих постановлений, обязано было прибегать к помощи полиции, которая им не подчинялась. Тем не менее, Городская реформа послужила толчком к торгово-промышленному развитию городов, укрепила систему органов городского общественного управления и стала основой для новой политической культуры.

2.5. Судебная реформа.

Судебная реформа сыграла одну из важнейших ролей в развитии Российской империи и оказала влияние на ее государственную и общественную жизнь. Ее подготовка началась в конце 1861 года, а к разработке основных положений были привлечены видные юристы страны. В результате проведения реформы произошло полное отделение судебной власти от административной и обвинительной, появилась публичность и гласность суда, судьи стали независимы. Страну разделили на 108 судебных округов, вводились новые судебные учреждения: коронный и мировой суды. Коронный суд состоял из двух инстанций: окружного суда и судебной палаты, состоявшей из уголовного и гражданского департаментов. Для разбора гражданских исков и мелких правонарушений учреждался мировой суд в составе одного судьи. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями и утверждались Сенатом. Судебные уставы 1864 года вводили институт присяжных поверенных – адвокатуру, а также институт судебных следователей. Впервые в России вводился нотариат. Общий суд состоял из трех инстанций: окружной суд, судебная палата и Сенат, среди которых Сенат был высшей судебной инстанцией и мог отменять решения судов. Тем не менее, в новой судебной системе сохранялось немало черт сословного суда: духовный суд по делам духовным и военные суды для военных. Члены Государственного совета, сенаторы, министры, генералы – за совершенные преступления подлежали Верховному уголовному суду. В 1872 году было создано Особое Присутствие Правительствующего Сената для рассмотрения дел по политическим преступлениям. В целом, осуществление Судебной реформы растянулось на тридцать лет и кардинально изменило старый громоздкий аппарат Сената, неспособный быстро реагировать на растущее число преступлений.

2.6. Военная реформа.

Военно-техническая отсталость армии, дальнейший рост вооружений и развитие военной техники в Европе, усиление экспансии ведущих европейских держав требовали коренной реорганизации всей военной структуры в России. Но военные преобразования не могли быть осуществлены сразу, так как многое зависело от состояния промышленности и транспорта страны, от ее потенциала, поэтому реформирование армии происходило в несколько этапов. В 1861 году на пост военного министра был назначен Д.А. Милютин, обладавший выдающимися военными и личными качествами, придерживавшийся либеральных воззрений. 15 января 1862 года он представил программу военных преобразований. Она предусматривала сокращение вооруженных сил в мирное время и быстрое их развертывание в период войны, сокращение срока солдатской службы, реорганизацию подготовки офицерского состава и создание новой структуры управления армией. Вслед за этим был реформирован военный суд, смягчена система наказаний солдат, возникла военно-окружная система управления. Вся территория России была разделена на 15 военных округов, каждый со своим управлением, непосредственно подчиненным Военному министерству. Особый акцент делался на перевооружение армии и военное образование. В середине 60-х годов была проведена реформа военно-учебных заведений. В 1863 году были преобразованы военные гимназии, а в 1864 году - учреждены военные училища, выпускавшие ежегодно до 600 офицеров. Расширялась система высшего военного образования. В январе 1874г. ввели всесословную воинскую повинность, которая гарантировала наличие запаса обученных резервов в военное время. Согласно закону 1874 года, все воинские силы Российской империи делились на четыре разряда: регулярные армия и флот, иррегулярные войска, запасные войска и флот. Сроки действительной военной службы зависели от уровня образования, и чем выше образование, тем короче устанавливался срок службы. С 60-х годов началось перевооружение русской армии: гладкоствольное оружие заменялось нарезным, началось строительство военного парового флота. В 70-е годы, по настоянию военного министерства, появились железнодорожные войска, и в это же время завершилось техническое перевооружение армии. В период реформирования был создан Главный штаб, военная прокуратура, шла реконструкция казенных военных заводов. Процесс перевооружения армии затянулся на несколько десятилетий, однако результаты Военных реформ 1861-1874 гг. сыграли важную роль в повышении боеспособности русской армии.

2.7. Финансовая реформа.

Реформы 60-х годов изменили организацию местных органов Министерства финансов, их структуру и функции. Возник ряд новых финансовых учреждений: губернские акцизные управления, ряд финансовых присутствий. Большую роль в этом сыграл видный финансист В.А. Татаринов, ранее изучавший финансовое дело в Европе. 31 мая 1860 года был учрежден Государственный банк, которому передавались вклады упраздняемых кредитных учреждений – Заемного и Коммерческого банков, Сохранной казны и приказов общественного призрения. Государственный банк получал преимущество при кредитовании торговых и промышленных заведений. Согласно закону, принятому в 1862 году, единственным распорядителем всех доходов и расходов стало Министерство финансов, а смета доходов и расходов государственного бюджета ежегодно проходила через Государственный совет. Деятельность Министерства финансов была подотчетна Государственному контролю, который с 21 декабря 1864 года был преобразован и стал более независимым. В 1865г. контрольные функции были переданы созданным на местах контрольным палатам, подчинявшимся только государственному контролеру. Они ежемесячно проверяли расходы всех местных учреждений. Еще с 1859 года работала Податная комиссия для упорядочения и уравнения прямых налогов, которая собрала огромное количество статистических данных по всем отраслям народного хозяйства. На основании собранных данных в 1870 году был введен налог на землю, который варьировался от 0,25 до 10 копеек с десятины. Была отменена система откупов, которая часто использовалась для вымогательства. В 1858-1860 годах по стране прокатилась волна протестов против винных откупов и, под влиянием этих событий правительство вынуждено было принять закон, по которому откупная система отменялась и заменялась акцизной системой. С 1 января 1863 года продажа вина объявлялась свободной, но облагалась особым акцизным сбором, который взимался государственными акцизными учреждениями. Были созданы губернские и уездные присутствия по питейным делам, дававшие разрешение на открытие питейных заведений и следившие за осуществлением винной монополии. С 1863 года происходит упразднение отделений удельных контор и преобразования их в управления удельными имениями. С 1865г. появляются контрольные палаты, осуществляющие ревизию Казначейств, касс и всех местных оборотов. Растет количество железных дорог, а вместе с ним и число торговых и промышленных предприятий, фабрик и заводов. Буржуазное влияние было оказано и на созданные в 1872г. губернские комитеты торговли и мануфактур. Происходит мощное развитие в угледобывающей, металлургической и нефтедобывающей промышленности, в результате чего создаются фабричные инспекции, а затем и Главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие. Несмотря на все меры, благоприятно повлиявшие на экономическое развитие государства, положение крестьян не сильно изменилось. Основная тяжесть налогов и сборов по-прежнему лежала на податном населении.

2.8. Реформы в области народного образования и печати.

Рост промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства и внедрение в эти отрасли машинной техники требовали расширения народного образования. Народное образование же всегда рассматривалось как важный инструмент воспитания и влияния на народные массы и находилось под контролем соответствующих правительственных учреждений. Большое влияние на разработку реформ в области образования оказал общедемократический подъем в стране после Крымской войны, в результате чего правительство пошло на смягчение цензурных правил. 28 июля 1861 года был учрежден Комитет для разработки школьной реформы, который разработал проекты реформы начальной и средней школы. “Положение о начальных народных училищах” было утверждено 14 июля 1864 года и предоставляло право открывать начальные школы, как общественным учреждениям, так и частным лицам, но только с разрешения властей. Учредители материально обеспечивали школы, а руководством учебной частью ведали уездные и губернские училищные советы. 19 ноября 1864 года был утвержден “Устав гимназий и прогимназий”, согласно которому вводилось формальное равенство в среднем образовании для людей всех сословий и вероисповеданий. Но из-за недостатка денежных средств и подготовленных преподавательских кадров гимназии и прогимназии вводились медленно, а из-за непомерно высокой платы за обучение в них могли обучаться в основном дети из привилегированных и состоятельных сословий. С 1858 года стали открываться также и гимназии для девочек из непривилегированных сословий, в которых устанавливался семилетний срок обучения и допускался восьмой класс для подготовки учительниц.

В 1862 году был подготовлен новый проект Университетского устава, а Министерством народного просвещения за границу был направлен профессор права К.Д. Кавелин, для ознакомления с состоянием высшего образования в иностранных университетах. После долгих обсуждений в различных правительственных инстанциях, Университетский устав был утвержден императором 16 июня 1863 года и вступил в силу. Устав 1863 года предоставлял университетам довольно широкую автономию, совет которых получал право самостоятельно решать административно-финансовые, научные и учебные вопросы. Университеты имели собственную цензуру, свободно выписывали из-за рубежа литературу, которая не подлежала проверке на таможне. Вводились новые дисциплины, открывались новые кафедры, в полтора раза увеличивалось число штатных профессоров. Вдвое увеличились денежные оклады профессорам и преподавателям, повышался их статус по Табели о рангах, после 25-летнего преподавательского стажа профессор мог уйти в отставку с пенсией в размере полного оклада и возможностью преподавать и получать за это жалованье еще пять лет.

Студенты, по-прежнему, делились на своекоштных и казеннокоштных. Своекоштные могли позволить себе оплату за обучение и содержание и, по окончании университета, сами выбирали место службы и род занятий. Казеннокоштные были на содержании университета и обязывались отслужить, по окончании обучения, 6 лет по назначению.

Одной из значительных перемен, которые произошли после принятия Устава – это возможность поступления в университеты, которая появилась у женщин. Женщины получили возможность изучать естественные науки и медицину благодаря Высшим женским курсам, которые, однако, существовали в основном за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Перемены коснулись и области печати, однако разработка нового цензурного устава затянулась, в связи с тем, что предлагавшиеся различными комиссиями проекты, не удовлетворяли правительство. В 1863 году была создана новая комиссия, которая разработала цензурный проект, неоднократно подвергавшийся изменениям и дополнениям. Закон был утвержден лишь 6 апреля 1865 года в виде “Временных правил о печати”, которые действовали еще в течение сорока лет. Согласно “Временным правилам” центральные периодические издания могли освобождаться от предварительной цензуры по усмотрению министерства внутренних дел, при этом издатель обязан был предоставить денежный залог. На постоянной основе, от цензуры освобождались лишь правительственные и научные издания, причем распространялось это только на столичные города. Действовала духовная цензура Святейшего Синода, которая следила не только за духовными, но и за светскими произведениями, если в них затрагивались вопросы веры. Покушение на царя, произошедшее в 1866 году, негативно отразилось на политике в области просвещения и печати. Был уволен министр народного просвещения А.В. Головнин, которого сменил граф Д.А. Толстой, отличавшийся консервативными взглядами. Повысилась плата за обучение, был разработан новый устав гимназий, окончившим реальные училища запрещался доступ в университеты, затруднялось поступление в высшие технические учебные заведения, была разработана серия законов и постановлений, ужесточавших меры административного воздействия на печать. Стали изыматься дела о печати из ведения окружных судов и передаваться в судебные палаты с более верным правительству составом судей. Министру внутренних дел предоставлялось право запрещать розничную продажу газет, в печати запрещалось касаться острых политических вопросов и любой информации неугодной правительству.

2.9. Высшие государственные учреждения.

Перемены, волной прокатившиеся по всей Российской империи, внесли изменения и в структуру высших государственных учреждений. Но были среди них и такие, функции и роль, которых остались практически неизменными: Государственный совет, Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий. Государственный совет сыграл большую роль в подготовке и проведении буржуазных реформ 60-70-х годов. Активное участие в этом также принимала и государственная канцелярия. Часто законопроекты поступали к царю, минуя Государственный совет, через Комитет и Совет министров, Военный совет, Синод. Право законодательной инициативы осуществлялось также через Комитет прошений. По характеру деятельности к Государственному совету наиболее близок был Главный комитет по крестьянскому делу, в состав которого входили А.Ф. Орлов, Я.И. Ростовцев и многие другие. Следует отметить также орган для проведения мероприятий по ликвидации последствий польского восстания - Западный комитет(1864-1865г.г). К 1880 году Государственный совет утрачивает лидирующую позицию и возрастает роль Комитета министров. В его введение передаются дела упраздненных комитетов, а на посту председателя находятся опытные чиновники (Д.Н. Блудов, П.П. Гагарин П.Н. Игнатьев и другие). В помощь Комитету министров, в 1861г. создается Совет министров, председателем которого является сам царь. Большинство буржуазных реформ обсуждалось именно на заседаниях Совета министров, но по мере их проведения, роль Совета министров начинает падать. Огромное значение в 60-70 гг. имело третье отделение Собственной его императорского величества канцелярия, которая занималась политическим сыском и следствием. Свое старое значение высшего органа суда и надзора сохранил и Правительствующий сенат, но и он претерпел серьезные изменения. Прежними остались функции и Святейшего Синода, который в период реформ пытался увеличить идеалогическое влияние церкви на народные массы. Возрастает роль Министерства внутренних дел, в 1864г. появляется особый департамент таможенных сборов, а в 1865г. было создано Министерство путей сообщения. Великие реформы повлекли за собой изменения и в аппарате Министерства финансов, в котором появился ряд новых департаментов. Возрастает роль Государственного контроля в разработке и утверждении бюджета. Таким образом, изменения, произошедшие в период проведения Великих реформ, проникли во все сферы деятельности и существенно изменили государственный аппарат Российской империи.

3. Социально – политические последствия реформ и их оценки в исторической литературе

Реформы Александра II были действительно велики по глубине тех перемен, которые они провели в социальном, экономическом и политическом строе.Большинство ученых, которые изучали и анализировали реформы, как правило, были недовольны их половинчатостью и непоследовательностью. Такой взгляд присущ левому крылу российской интеллигенции, традиционно составлявшему ее большинство. Но реформа – это не революция. А потому, оценивая социально – экономические реформы, можно говорить лишь о том, что они открыли дорогу для постепенного и довольно медленного развития России по капиталистическому пути.

Реформы были неравнозначны по тому влиянию, которые они оказали на развитие российской государственности. В одних случаях, с точки зрения современников, они были недостаточно радикальны, другие реформы с точки зрения правительства, были слишком революционны и потребовалось принятие ряда нормативных актов, чтобы их несколько «поправить».

Крестьянская реформа 1861 года не стала отправной точкой для ускорения экономического развития России. Она не помогла российскому обществу и государству адекватно ответить на вызов времени – быстрыми темпами перейти от феодализма к капитализму. Врастание в капитализм оказалось для России очень мучительным и сопровождалось революционным потрясением. Однако переход к капитализму более быстрыми темпами был бы еще мучительнее для России.

Земская реформа не формировала стройной и централизованной системы, не создала орган, возглавляющий и координирующий работу всех земств. Правительство всячески противилось этому. Но, нужно заметить, что в пореформенные десятилетия положение крестьян явно улучшается. Во многом благодаря земствам, - хотя бы в области здравоохранения, образования. Впервые в истории России крестьянство получило квалифицированную медицинскую помощь. Результатом этого стало быстрое увеличение численности населения, в первую очередь сельского. Земства внесли свой вклад в образование, в его развитие, были открыты земские школы, налажены ветеринарная служба и как следствие улучшение положения животноводства, организация статистики.

Городская реформа была близка к земской. Поэтому создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогало торгово-промышленному развитию русских городов.

Судебная реформа в норме изменила судоустройство, процессуальное и отчасти материальное право Российской империи. Принципы, провозглашенные в судебных уставах, носили буржуазный характер: судебная власть отделялась от законодательной, исполнительной, административной, принцип независимости и несменяемости судей; принцип равенства всех перед законом; вводится всесословный суд; учреждена адвокатура; вводится институт присяжных заседателей; введены принципы устности, гласности, состязательность судопроизводства; провозглашалась презумпция невиновности.

Реформы 60-70-х годов затронули все области военного дела. Результатом реформы стала стройная и четкая организация как центрального, так и местного управления. Сократился аппарат, уменьшилась канцелярская переписка. Основным недостатком системы военного управления была чрезмерная централизация, которая лишала возможности на местах проявлять какую-либо самостоятельность и инициативу в решении даже мелких вопросов. Реформа военно-учебных заведений позволила ликвидировать некомплект офицеров и поднять уровень их подготовки. Однако, образование покупали главным образом выходцы из дворян. Для представителей других сословий доступ в военно-учебные заведения был затруднен. Однако доля не дворян в подобных заведениях постоянно росла.

Реформы 60-х годов все же не решили основного вопроса реорганизации армии, ее способности быстро развертываться в случае войны. В целом военные реформы имели прогрессивный характер и способствовали укреплению и повышению боеспособности армии.

После Крымской войны необходимо было искать пути ускорения темпов экономического роста и ликвидации технической отсталости России. Главным результатом выкупной операции стал переход основной массы бывших крепостных крестьян на положение крестьян-собственников.

Увеличение налогового бремени, которое падало на крестьянина, привело к ослаблению воспроизводственного потенциала земледелия в центральных областях России. Начиная с 80-х годов правительство было вынужденно радикально изменить подход к выкупной операции и признать необходимость соизмерения размера платежей не со стоимостью крестьянских повинностей помещику до отмены крепостного права, а с реальной платежной способностью крестьян.

Операция по понижению вкладных процентов была одним из неудачных экспериментов правительства. В финансовой сфере бюджетной реформы, проведенной в 60-е годы XIX столетия, впервые в законченной форме воплотились принципы рациональной организации бюджетного процесса и ведения бюджетного хозяйства. Бюджетная реформа была дополнена рядом нововведений в налогообложении. Главным из них стало введение акцизной системы обложения питей и отмены винных откупов.

Определяющую роль в промышленном подъеме второй половины 60-х начала 70-х годов сыграли относительно благоприятные внешнеэкономические условия и меры прямой государственной поддержки предприятий базовых отраслей промышленности и железнодорожного строительства. В итоге за годы правления Александра II в России была создана одна из крупнейших в мире по протяжению сетей железных дорог.

Также радикально была изменена таможенная политика в целях получения из западноевропейских стран товаров, необходимых для промышленности и транспорта, прежде всего продукции металлургии и машиностроения.

К середине 70-х годов было достигнуто относительное бюджетное равновесие. Глубже и радикальнее финансовых были реформы 60 – х годов в области народного образования и печати, которые приобрели неотвратимый характер. Промышленность, транспорт, сельское хозяйство, торговля нуждались в квалифицированных специалистах не меньше, чем государственный и административный аппарат.

Ведущее место в системе образования занимали университеты. Они являлись средоточием науки и одновременно, с середины XIX века, центром революционного движения. Благодаря тому, что обучение в университетах было платным, в нем учились те, кто гораздо больше интересовался революцией, чем учебой. Однако надо сказать, что роль платности не надо переоценивать, так как доля студентов из малообеспеченных слоев населения была в российских университетах выше, чем где бы то ни было в Европе.

Заключение

Реформы, проведённые Александром II, были серьёзным политическим шагом, позволившим значительно ускорить темпы экономического развития России и сделать первые шаги по пути демократизации политической жизни общества. Однако эти решения были половинчатыми как по объективным причинам (невозможность мгновенного внедрения развитых капиталистических форм в экономику и политику), так и по субъективным (боязнь ослабления самодержавной власти).

Буржуазные реформы 60-70-х годов не могли быть решительными и последовательными потому, что господствующим классом было феодальное дворянство, мало заинтересованное в буржуазных преобразованиях и своей замене.

Зависимость от иностранного капитала мешала экономической и политической самостоятельности России на международной арене, а феодальные пережитки в экономике не позволяли добиться современного уровня производительности труда и демократичных отношений между владельцами предприятий и рабочими. Главный социально-экономический вопрос – о земле – был решён не в пользу самого многочисленного слоя производителей – крестьян. Ограбленные и разорённые массы крестьянства хлынули в города, обостряя до крайности противоречия между трудом и капиталом. Возникла революционная ситуация. Лозунг ликвидации помещичьего землевладения стал лозунгом последовавших затем трёх русских революций.

Однако, как бы ни оценивали реформы 1860 – 1870-х годов, очевидно, что они стали значительным шагом на пути общественного развития. Вся их совокупность знаменовала переход российского общества в новое качество, и раз начатый этот процесс нельзя было повернуть вспять.

Список литературы:

  1. История России: Конец XVII – XIX век: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / В. И. Буганов, П. Н. Зырянов; Под ред.А. Н. Сахарова. – 9-ое изд. – М.: Просвещение, 2003. – 304 с
  2. Волобуев О. В., Клоков В. А., Пономарев М. В., Рогожкин В. А..
  3. Захаревич А.В. История отечества: Учебник. - М, Издательство «Дашков и Ко», 2005.
  4. Орлов А.С., Георгиев В.А., Сивохина Т.А. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. - М. «ПБОЮЛ Л.В. Рожников», 2000.
  5. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. - М. «Просвещение».
  6. Капегелер А. Россия - многонациональная империя. Возникновение. История. Распад. М., 2000.
  7. Энциклопедия: История России и её ближайших соседей. Глав. Ред. М.Д. Аксёнова. - М.: Аванта+, 2000.
  8. С.Ф.Платонов «Лекции по русской истории», Москва, издательство «Высшая школа», 2003 год.
  9. В.В.Гармиза «Подготовка земской реформы», Москва, 1957 год.
  10. А.А.Корнилов «Курс истории России 19 века», Москва, «Высшая школа», 2003 год.
  11. Н.П.Ерошкин «История государственных учреждений дореволюционной России», Москва, 2003 год.
  12. В.В.Каргалов, Ю.С.Савельев, В.А.Федоров «История России с древнейших времен до 1917 года», Москва, издательство «Русское слово», 2010 год.
  13. «История России 1861-1917» под редакцией В.В.Шелохаева, Москва, «ТЕРРА», 2008 год.
  14. «История России с древности до наших дней» под редакцией М.Н.Зуева, Москва, «Высшая школа», 2008 год.
  15. П.А.Зайончковский «Российское самодержавие в конце 19 столетия», Москва, 2007 год.
  16. Сайт www.edition.com
  17. Сайт www.nfurman.ru
  18. Сайт www . russiafederation . ru

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2978. Либеральные и консервативные идеи А. де Токвиля 9.13 KB
Политическая концепция Алексиса де Токвилль 1805 – 1859 гг. Возможность гипертрофированного усиления центральной власти Токвилль связывает с конкретными историческими условиями: характером демократической революции остротой классовой борьбы поляризацией политических сил революционными традициями масс ит. Токвилль различает два вида централизации: правительственную и административную. Токвилль признается что не всегда может подобрать достаточно точное определение для характеристики режима возникающего в его воображении.
17376. Либеральные реформы во Франции XVIII века 25.9 KB
При таком порядке работы штатов буржуазии была бы обеспечена победа так как среди депутатов дворянства и духовенства были люди разделявшие взгляды третьего сословия. Как только данная партия продвинула революцию настолько далеко что уже не в состоянии ни следовать за ней ни тем более возглавлять ее эту партию отстраняет и отправляет на гильотину стоящий за ней более смелый союзникâ€. Свобода определяется в декларации как возможность делать все что не приносит вреда другому. Закон определяется как “выражение общей воли†ст.
21747. Денежная система России накануне реформ Петра I 35.01 KB
От уплаты дани и выполнения различных повинностей была освобождена Русская православная церковь. эти сборы были консолидированы объединены большая часть их была отменена а вместо них установлена единая торговая рублевая пошлина. в Новоторговом уставе начавшем реализацию идей меркантилизма была установлена упорядоченная система внешних таможенных пошлин. В царствование Алексея Михайловича была даже предпринята попытка заменить главные прямые налоги новым косвенным налогом.
3441. Внутренняя политика Ивана IV: цель, содержание, итоги реформ. Преобразования «Избранной Рады» 27.14 KB
Способствовали укреплению процесса централизации Российского государства были направлены на усиление власти царя. Избранной радой назвал позже ближайших советников молодого царя один из ее участников князь Андрей Курбский. Большую роль в окружении царя играл Алексей Адашев талантливый государственный деятель выходец из незнатного но богатого рода костромских вотчинников.
2997. КОНТРЕФОРМЫ АЛЕКСАНДРА III 5.93 KB
Постановления Дума санкционируются городским начальником ограничение числа заседаний. Изменения в судебной реформе Повышение имущественного и образовательного ценза для присяжных заседателей 1887 Из ведения суда присяжных изымаются дела о сопротивлении властям 1889 Ограничение публичности и гласности заседаний 1887 Печать и образование Ужесточение административного контроля за высшими учебными заведениями. Культура идеология национальные отношения Упор на национальную самобытность Ужесточение отношения к...
21169. Реформы Александра II 695.29 KB
Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу разве что с реформами Петра I. Известно что рождение Александра привлекло к себе особое внимание всего русского общества. Но вместе с тем признавали что цесаревичу недостает настойчивости в достижении цели что он легко пасует перед трудностями не имеет характера и воли. Но император считал что военные науки должны стать основой воспитания сына и с этим приходилось считаться.
3134. Реформы Александра II и их историческое значение 23.54 KB
После поражения России в Крымской войне, которое показало значительное отставание страны от уровня развития передовых европейских государств, стала еще очевиднее необходимость реформ для приведения экономической и социально-политической системы в соответствие с потребностями времени.
21832. Реформы Александра II и их оценка, последствия 27.23 KB
Необходимо отметить что реформирование Александром II коснулось практически всех сторон общественной жизни российского общества: политической экономической и социальной. Александр Николаевич чтобы ознакомиться с государственными делами с 1834 г. Поражение в Крымской войне показало что крепостное право - главная причина военно-технической отсталости страны. Опасаясь того что Россия будет отброшена в ряды второстепенных держав к которым наше Отечество в своем труде Теория военного искусства и отнес идеолог марксистского движения...
20245. Музей Университета Путей Сообщения Императора Александра I 634.42 KB
Логистический центр Октябрьской железной дороги Введение Во время учебной практики в 2015 году я посетил музей Государственного Университета Путей Сообщения Императора Александра I логистический центр и присутствовал на лекции по государственным торгам Музей ПГУПС – один из немногих университетских музеев имеющих многолетнюю историю. Музей Университета Путей Сообщения Императора Александра I Музей ПГУПС –...
21817. Жизнь-творчество Александра Исаевича Солженицына и его диссидентство в рассказах и романах 174.2 KB
И Россия может бесстрашно смотреть в Господне лицо потому что в этом своём сыне не изменила своему лучшему – так писал о писателе Александре Исаевиче Солженицыне литературный критик Валентин Курбатов. Но вот другая сторона его деятельности - разоблачительная политическая связанная с отчаянной попыткой разрушить империю зла подорвать ее символы и образы сделать так чтобы советские люди стыдились своей страны и своих руководителей - это уже другое дело. В Архипелаге ГУЛАГ в Раковом корпусе своих пьесах он нарисовал социальный ад...

) - это реформы, проведенные в 60-70-х гг. 19-го в. и затрагивающие практически все стороны жизни Российской империи.

Предпосылки и причины проведения реформ

Россия оставалась феодальной страной дольше любых других развитых государств, кроме того, крепостное право сильно тормозило экономику страны и к началу 19-го в. уже окончательно изжило себя, так как приносило стране только убытки. Еще с 18-го в. в стране назревал конфликт между крестьянами и властью, а к середине 19-го в. он достиг своего пика и грозил перейти в революцию. Для того чтобы этого избежать, необходимо было срочно менять государственную систему.

С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. Помещики тоже были недовольны, так как крепостное хозяйство теряло свою экономическую привлекательность. Государство с каждым годом получало все меньше денег, а экономика скатывалась в кризис.

В 1859-1861 гг. крестьянские бунты возникали уже по всей стране и достигли своего пика. Проигранная , которая показала полную несостоятельность военной и экономической систем, усугубляла ситуацию - доверие народа к императору и правительству сильно упало. Именно в такой обстановке начались разговоры о необходимости срочно и реформировать страну.

В 1855 г. на престол взошел император Александр 2-й, который на одном из своих открытых выступлений перед дворянством заявил о том, что необходимо срочно упразднить крепостничество указом сверху, пока это не сделали крестьяне снизу путем революции.

«Великие реформы» начались.

Основные реформы Александра 2-го

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861).
  • Финансовые реформы (с 1863 г.).
  • Реформа образования (1863).
  • Реформа государственного управления (1870).

Суть реформ Александра 2-го заключалась в перестройке государства на новый тип, который мог бы эффективнее вести экономику по пути индустриализации и капитализма.

Основной реформой этого периода можно назвать крестьянскую реформу, которая провозгласила отмену крепостного права в 1861 г. Реформа готовилась на протяжении нескольких лет, и, хотя правящие классы не хотели свободы для крестьян, император понимал, что с крепостным правом дальше двигаться невозможно, поэтому изменения все же были осуществлены. В результате реформы крепостное право было упразднено, крестьяне получили независимость и могли выкупиться от своего помещика, получив при этом надел для ведения домашнего хозяйства. Для осуществления выкупа крестьянин мог взять ссуду в банке на 49 лет. Выкупившиеся крестьяне освобождались от административной и юридической зависимости от помещиков. Кроме того, свободные крестьяне получили ряд гражданских прав, могли вести торговлю и осуществлять сделки с недвижимостью.

Еще одна важная реформа - реформа судебной системы. Суд перестал ориентироваться на сословный принцип, и все граждане страны теперь имели равные права перед законом. Появился также суд присяжных, а судебная система полностью отделилась от административной и сформировалась в самостоятельный институт.

Земская реформа и городская реформа призваны были упростить управление государством и сделать его более эффективным. Согласно новым законам, деревни и города теперь могли сформировать собственные органы самоуправления и заниматься решением хозяйственных вопросов, не ожидая приказа сверху. Это позволило развить экономику регионов, так как управление стало ориентироваться на реальную ситуацию в той или иной губернии.

Военная реформа должна была сделать армию более эффективной, чтобы не повторилась ситуация с Крымской войной. Была введена всеобщая воинская повинность, армия получила новое вооружение, сменился принцип воспитания солдат. Открылось множество учебных заведений для военных.

Вместе с военными училищами стали открываться новые обычные школы и вузы. Ректора университетов получили больше прав и могли самостоятельно принимать решения, это помогло стране сделать скачок в просвещении общества.

Немаловажной была и реформа печати. Был провозглашен принцип гласности, пресса получила право обсуждать и даже критиковать решения правительства.

Итоги и последствия «великих реформ» Александра 2-го

Политические и финансовые реформы Александра 2-го названы великими благодаря тому, что они в относительно короткие сроки смогли полностью перестроить государственную систему на новый лад. Кризис в экономике был преодолен, государство получило новую армию, которая могла противостоять захватчикам, выросло число образованных граждан. В целом реформы помогли стране встать на путь капитализации и индустриализации, а также провозгласили зачатки демократии.