Логопедические упражнения для дифференциации звуков ц ч. Дифференциация согласных звуков ц — ч

Согласно сложившейся на Руси благочестивой традиции при входе в монастырь женщины покрывают голову, мужчины снимают головной убор. Принята также закрытая скромная одежда - для женщин платье или юбка, брюки для мужчин. При входе в монастырь необходимо трижды осенить себя крестным знамением и поклониться святыне. Несмотря на теплую погоду, всем прихожанам рекомендуется надевать одежду с длинными рукавами. Иногда допускается, чтобы женщина вошла в монастырь в брюках, если ее решение зайти в церковь не было запланировано заранее, но при этом необходимо воспользоваться одеждой (платком и юбкой), выдаваемой при входе в храм.

Входить в храм

Входить в храм нужно спокойно, молча, с благоговением. При этом мужчина должен снять головной убор, а женщина, наоборот, надеть платок на предварительно собранные волосы. Когда вы вошли в храм, совершите три земных поклона (в праздники – три поясных поклона), после чего поклонитесь молящимся в правую и левую сторону. Такие правила иногда сложно соблюсти в полной прихожанами церкви, поэтому разрешается немного пройти в сторону и три раза осенить себя крестом, совершив при этом три поясных поклона. Также сотворить крестное знамение необходимо при входе в храм.

Для крестного знамения

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Затем нужно возложить крестное знамение на лоб, на живот, на правое плечо и затем на левое. И только опустив правую руку, делать поклон. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую. В некоторых церквях (и особенно в монастырях) до сих пор соблюдается древнее правило, по которому во время богослужения женщины стоят на левой стороне, а мужчины – на правой. Прохода от главных дверей к царским вратам никто не должен занимать. Креститься и преклонять голову нужно, когда священнослужители осеняют крестом, Евангелием, образом или святой чашей. Во время осенения свечами, крестным знамением и кадилом нужно только преклонять голову. Если службы нет, разрешается подойти к любой иконе, дважды осенить себя крестом, приложиться к нижней части образа и перекреститься в третий раз. Прикладываться к иконам следует перед началом богослужения и после него или в установленное время - например, на всенощной за елеопомазанием. В храмах запрещено проведение фото- и видеосъемок. Разрешаются они только после благословения священнослужителей.

Свечи во здравие

Свечи во здравие ставят в особенные подсвечники, которые располагаются под образами. Свечи за упокой ставятся на специальном канонике, узнать который легко по квадратной форме и наличию малого распятия. Ставить свечку допускается любой рукой. Очень хорошо поставить первую свечу перед главной святыней храма. Свечи зажигают одну от другой, горящей, и, оплавив низ ее, ставят в гнездо подсвечника. Свеча должна стоять строго прямо. Если в день большого праздника служитель угасит свечу, чтобы поставить свечу другого, не возмущайтесь духом: жертва уже принята Всевидящим и Всезнающим Господом. В православном храме во время богослужения принято стоять. Сидеть можно только во время чтения кафизм (Псалтири) и паремий (чтений из Ветхого и Нового Завета на великой вечерне в великие праздники и дни памяти особо чтимых святых). В остальное время разрешается сесть и отдохнуть в случаях нездоровья. Хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах».

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых

Как правильно прикладываться к иконам и мощам святых: Прикладываться к иконам, Кресту, Святому Евангелию, к мощам нужно так: Когда подходите к святыне сумки и пакеты лучше оставить под чьим - то присмотром. Нельзя спешить и толкаться. Кто подходит к святыне нетерпеливо, тот просто проходит, а кто с благоговеньем и терпеньем - получает Божью благодать. Недопустимо прикладываться к святыне с накрашенными устами. Перед прикладыванием необходимо сделать два поясных поклона, крестясь при этом, а после - крестясь, один поясной поклон. Если у святого находится священник, который помазует верующих, то третий поклон (с крестным знамением) выполнять не после целования святыни, а после принятия помазывания. Прикладываясь к мощам и иконам, нельзя целовать святых в лик. Если на иконе изображен Господь во весь рост, то нужно целовать ноги, во всех других случаях - руку; на иконах Божьей Матери и святых - руку. Если же изображена только голова - целовать волосы. На иконе может быть изображено несколько святых, но при большом количестве верующих целовать икону нужно один раз, чтобы не задерживать других и тем не нарушать благочестия в храме. Перед образом Спасителя можно произносить про себя Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (грешную)», или: «Без числа согреших, Господи, помилуй мя». Перед иконой Пресвятой Богородицы можно произносить следующую молитву: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Перед мощами святителя Тихона: «Святителю отче Тихоне моли Бога о рабе Божием (имя)» или другие молитвы святому. Перед Честным Животворящим Крестом Христовым читают молитву «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» с последующим поклоном.

Задание 1. Прослушайте слова. Определите наличие звука ч или ц словах. Запишите их.

а) в начале слова:

Цапля, цепь, чувство, челка, цвет, чулки, цукаты, чурка, царапать, чистый, чтение, цветок, чтит;

Слова для объяснения: чтит, цукаты.

б) в середине слова.

Пчелка, огурцы,печка, сверчок, разноцветный, стручок, пальцы, молодцы, строчка, курочка, борцы, платочек, отцве­тает, цикады;

Слово для объяснения: цикады.

а) в конце слова.

Огурец, плач, палец, грач, кузнец, силач, врач, богач, мат­рац, калач, мяч, молодец, ситец, колодец, скворец, птенец.

Задание 2. Прослушайте слова. Выпишите слоги с буквами ч, ц вспом­ните, как пишутся ча, чу:

Чудо, цены, ценит, часы, цукат, читай, цени, цари, чайка, цветок, чтение, цапля, чистый, челнок, очки;

б) из конца слова.

Грачи, огурцы, строчу, молчу, свеча, стручок, мельницы, кружевница, круча, телятница, туча, ударница, баловница;

в) из середины слова.

Кричали, оценивали, встречали, отсвечивали, отсрочка, оце­пили, ворчливый, остроконечная, отцветает, зацветает, отече­ство.

Задание 3. Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено. Запишите названия картинок. Подчеркните буквы ч, ц карандашами раз­ного цвета.



Заданно 5. Закончите слова, дописав слог чи или цы. Слове третьего столбика разделите на слоги.

Огур... паль... красави... кала... вра... москви... умель... уда... стрель... ту... щип... рукодельни... гра... от... сквор...

Задание 6. Измените слово так, чтобы появился звук ч. Запишите пары этих слов.

Образец: улица - уличный, овца - овечка.

рукавица-... луковица-... страница-... кольцо-... крыльцо-... птица-... огурец-... лицо-... синица-... пуговица-... водица-... теплица-... цветок - ... улица - ... щипцы - ... .

Задание 7. Измените слова по образцу.

Образец: лиса - ли-сич-ка, ли-си-ца.

сестра - ... - ... коса -... - ... вода-...-... . куры-...-... земля-...-... лук-...-... лик-...-... лиса-...-...

Задание 8. Прослушайте слова. Определите наличие и место звуков ч, ц в словах. Составьте схемы этих слов. Надпишите буквыч, ц над нужным слогом, под схемой запишите соответствующее слово. Раздели­те слова на слоги.



Цепочка, горчица, волчица, учительница, цветочница, уче­ница, учетчица, молочница, чулочки, чудесница, цыпляточ-ки, чесночница, чертежница, .летчица, пулеметчица.

Задание 9. Спишите слова, вста.аляя пропущенную букву ч илиц:

Ерта, ...епь, ...веты, ...ерешня, ...истый, сите..., сила..., молоде..., мя..., то..ка, ли...о, коне..., вра..., ка...ка, яй...о, бор...ы, тка...иха, ножни...ы, ветре...ный, но...ная, мечта­тель, по...тальон, гор...и...а, гор...и...ный, доще...ка, пере...ни...а, ...ирка..., ...ти...а, ...емодн...ик, за...епо...ка, ...е...еви...ная, пе...енр..„ный, ...ыплято...ки, вол…и...а, бу­фет...и...а, ...епо...ка,...вето...ек.

Дифференциация ч - ц в предложениях

Тренировочные упражнения

Задание 1. Составьте с данными словосочетаниями предложения.

Проточная водица; узорчатое полотенце;

черная курица; четырнадцатое число;

крошечная царапина; отличная оценка.

Задание 2. Составьте словосочетания со словами первого и второго столбиков. С каждым составленным словосочетанием придумайте и за­пишите предложение.

а)Горячая,разноцветные, чудесная, чужие, цветочный, чут­кое;

б), бабочки яичница, сердечко, горшочек, цыплята, сказочка.

Задание 3. Составьте словосочетания, используя слова первой и вто­рой строчек. Придумайте с этими словосочетаниями предложения. Запишите их:

а) Кузнечики, черешни, солнце, котеночек, пулеметчица, колокольчики;

б) печет, строчит, стрекочут, цветут, царапается, красуются.

Задание 4 . Закончите предложения, вставив подходящие по смыслу слова с буквой ч или ц. Подчеркните буквыч, ц разными карандашами.

Снесла курочка.... Летом целый день печет.... лисица охо­тилась на.... Куница утащила... .Среди колокольчиков стре­кочут... .... Аленушка печалится о... Иванушке. Вчера было тринадцатое число, а завтра будет..., а послезавтра будет...число. Из маленького цыпленка вырастет большая....



Задание 5. Составьте предложения из данных слов. Запишитеих Под­черкните буквы ч,ц

Волчица, играть, волчата, с; кусты, из, выскочили, зайцы; цап­ля, переходить, кочки, с, кочку, на; пчелы, полететь, гречишное, на, поле; пчелы, садиться, цветы, акация, на; ласточки, у, были, Птенцы, четыре; гнездо, ласточка, на, было, чердак.

Дифференциация ч - ц в связных текстах Тренировочные упражнения

Задание I. Спишите тексты, подчеркните буквы ч, ц разными каран­дашами.

На чердаке было гнездо ласточки. У ласточки было четыре птен­ца. Один птенчик выпал из гнезда. Ласточка не могла помочь птен­цу. Митя был на улице. Он увидел птенца. Мальчик поднял птен­чика и положил в гнездо. Ласточка весело защебетала.

Пчелы.

Вечером посадили рой пчел в улей. Всю ночь пчелы шумели. Утром пчелы летали с цветка на цветок. Они собирали цветоч­ный мед. К улью пчелы вернулись с добычей.

Задание 2. Спишите тексты, вставляя пропущенные буквы ч или ц. Подчеркнитеих разными карандашами.

Пти...ьи гнезда.

Гра...и вьют гнезда на деревьях. Весной выводят птен...ов. Гра...и приносят птен...ам...ервей. ...ервя..ки - это добы...-ей. Не разоряйте пти...ьих гнезд! Пти...ы - наши друзья. Они уничтожают...ервяков и гусени... . Берегите пти.,.1

Двад.. .ать один день сидела кури.. .а на яй.. .ах. Наконе... из яи... стали появляться...ыплята. Их было двенад...ать. ...етыре...ыпленка...ерненьих. Восемь...ыплят пестрых. Кури...а по­вела.. .ыплят на ули.. .у.Там она их у.. .ила искать.. .ервя.. .ков.

Весной первыми прилетают гра...и и сквор...ы. Гра...и соби­раются...елыми стаями и на...инают вить гнезда. Для сквор...ов готовы скворе.. .ники. Скоро гра.. .и и сквор.. .ы на.. .нут выво­дить птен...ов.

Поговорка-...вето...ек, послови...а-ягодка.

Не разбивши яй. ..а; не сделаешь яи.. .ни.. .у.

Задание 9. Зашифруйте слова.

Доброта, бледный, дряблый, блуждать, дудочка, добыча, бо­дает, будет, добавка, дубина, дождик, долбить, барабан, побе­да, дубрава, дублёр.

Задание 10. Зашифруйте самостоятельно десять слов с буквами б и д.

Задание 11. К данным словам добавьте приставку до. Напишите слова парами.

О б р а з е ц: брать - добрать,

Бежать, бывал, брёл, бросил, был, брил, дал, думал.

Задание 12, Спишите предложения, дописывая недостающие элемен­ты букв б и д.

Задание 13. Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквыб ид:

Бравыйсолоат. Соооная оулочка.

Елые ле.еди; ры.ное.лю.о; .о.рая.а.ушка; по..ерёзовый гри.ок; се.ая.оро.а; .о.рый моло.ец;

Рига.ный коман.ир; заве.и.у.дильник.

Задание 14. Спишите предложения, вставьте пропущенные буквыб и в.

Лю.а ела.улку. Лю.а.ыла на.аче. Вокруг.ома.линный за­бор. Все лю.и ра.овались по.е.е. У Лю.ы.рови.угой. По. окном растет.елая.ереза. Не за.у.ь, заве.и.у.ильник. Не.роеай.умагу на пол. Най.ешь.елую поганку, ищи.елые гри.ы.

Задание 15. Диктанты.

Зрительно-предупр едите л ь н ы и д и к т а н т I

Методические указания. Внимательно прочитайте предложение, об­ратите внимание на выделенные буквы.

Володя поймал бабочку. Бабочка билась в руках у Володи. Прибежала Лида. Она просила Володю отпустить бабочку.Володя отпустил бабочку. Бабочка села на дерево, а потом полетела дальше. Лидаи Володя долго любовались бабочкой.

Задание 16.

Письмо по памяти


Жили-были дед и баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Дед бил-бил - не разбил. Баба била-била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

Дифференциация букв п- т

Торопыжка.

Жила-была буква т. У нее было три ноги, поэтому она очень быстро бегала. Все называли ее Торопыжкой. Бегала-бегала буква т и сломала одну ножку. Прихромала она к Ца­рице Грамматике: «Что мне делать, у меня сломалась одна ножка», - жалуется она. «Теперь ничего сделать нельзя, у тебя было три ноги, ты называлась буквой то, а теперь у тебя осталась только пара ног и ты будешь называться буквой п», - ответила Царица Грамматика. Так буква т превратилась в букву п.

Тренировочные упражнения

Задание 1. а) Запишите названное логопедом количество палочек. Образец. Логопед: «Две... три... три... две... три» и т. д. (запись: III II III II II III)

б) По палочкам пропишите соответствующие буквы.

О б р а з е ц: п, т, п, п, т.

Задание 2. а) запишите цифры (под диктовку логопеда).

О бр аз е ц: Логопед: «Два...три;..три...два» и т.д.

(запись: 2, 3, 3, 2ит.д.)

б) Под цифрами запишите соответствующие буквы.

Задание 3. Игра «Шифровка». Расшифруйте слоги (вместо цифр ученики пишут буквы п или т).

2а-3а Зу-2у-3у и2-и3 о3-о2-о3

и -Зи 2е - Зе - 2е 3у – 2у – 3у

3а-2а-За За - 2а1-За аЗ - а2 а2 - аЗ-а2

2о-3о 2о-Зо - 2о о2 - оЗ о3-о2-о3 Зу-2у Зу-2у-3у у3-у2 у2-у3-у2 2и-3и 2и-3и-2и и2-и3 и3--и2-и3 Зе - 2е Зе - 2е - Зе еЗ - е2 е2 - еЗ - е2

Расшифруйте звуковые сочетания.

ЗиЗ 2е2 ЗуЗ 2у2 Зу2 2у3 ЗоЗ

За2 2а3 2и3 Зо2 Зе2 Зё2 Зю2

2е3 2я3 Зя2 Зи2

Расшифруйте слова.




Задание 4.



Задание 5. Спишите слова. Вместо точек вставьте пропущенные бук­вы п или т.




Задание 7. Зрительный диктант.

Спина, моток, спички, катушка, капля, материя, молот, перец, повар, тулуп, путник, тапочки, попугай, тетерев, степ­ная, хлопоты.

Слуховой диктант

Методические указания. Логопед называет сразу три или четыре слова. Слова произносит так, как они пишутся.

Стул, спал, артист, стальной, постель, вторник, плывут, за­путал, переплыл, потемнел, перепёлка, топот, пепел, прото­ренная, попутный, попутный.

Задание 9. Из данных слов составьте словосочетания

а) Тяжёлая, старая, пустая, танцевальная;

б) Тачка, пачка, тара, пара

Задание 10. Спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы п или т.

Мо...ок ни...ок …ус…ой...акет час...ь.. .оля...лохой … ос…у…ок...ачка ва...ы...равый бо...инок мес...о ку...ания...лохая...огода...ошёл...огуля...ь...омахала...ла..ком на...исал на лис...ке...янули се...и

Задание 11. Спишите словосочетания, затем предложения. В словосо­четаниях подчеркните букву п, в предложениях - букву т.

Отпустил погулять; плетёные лапти; топтал траву.

Улетают птицы. Лампа Коптила. Поезд отправился.

Задание 13. Спишите имена и фамилии, вставляя пропущенные бук­вы п и т.

Етрова...аня. ...онева... олина. ...ле...нёва...а…ьяна. ...ихонов...оля. ...имошенко...авел...етухова...амара...ихомиров...оля...ре...ьяков Вик...ор...о...ова...олина

Задание 14. Из данных слов составьте и напишите предложения, из­менив слова по смыслу.

Паучок, плести, паутина; пирожки, лежать, на, тарелка;

Катя, стелить, постель; листья, лететь по, ветер;

Толя, посылать, телеграмма; Петя, писать, на, листок.

Подчеркните букву т.

Задание 15. Спишите предложения, выбрав из скобок слова по смыслу. Методические указания. Объяснить слово полати.

Мало (толка, полка) от лентяев. Над столом висит (толка, полка). Дедушка (стал, спал) на полатях. Гадкий Утёнок (стал, спал) прекрасной белой птицей. Теплоход приходит в (торт, порт). Вите подарили (торт, порт).

Задание 16. Спишите предложения. Подчеркните букву т.

Темная туча повисла над полем. На поляну прилетела стая тетеревов. Ветер треплет на кустах последние листья. Терпе­ние и труд все перетрут. Пелена тумана окутала болото. Стая птиц пролетала над полем.

Задание 17. Спишите стихотворение, подчеркните букву т

На крапиве, как на плитке, ...Дайте осинке Вскипятили чай улитки. Пальто и ботинки. Заходи чайку напиться. Надо погреться Кто крапивы не боится. Тонкой осинке.

(В. Степанов) (И.Токмакова)

Задание 18. Спишите предложения, вставляя букву п или т.

Нас...у...ила...ра...цве...ения ли...ы. Де...и долго буду... вс...омина...ь своего...ервого учи...еля. Лас...очки -...ере-лё...ные...ицы. П...енец вс...орхнул и с...ря...ался за кус...ик. Над полями с...ели...ся гус...ой...уман.

Задание 19. Прочитайте стихотворение. Спишите, вставляя пропу­щенные буквы п или т.

Дерево...ряче... корни в земле,

Искры...ая.ся в...ё...лой золе.

В жёлуде с...елом с...ря...ан дубок.

В...онкой скорлу...ке с...ря...ан жел...ок.

(О.Дриз)

Ушки с...рис...ани...аля..., Кораблю.. .рис.. .а.. .ь веля.... ...рис...аю… к зас...аве го...и, Царь Сал...ан зове... их в гос.-.ти.

(А. Пушкин)

Задание 20. Прослушайте предложения. Назовите, а затем запишите слова с буквой п в одну строчку, с буквой т - в другую, с буквами п и т - в третью.

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пестрые попугаи. Прячутся в траве ядовитые пау­ки. Снуют по веткам потешные обезьяны.

Задание 21. Слуховой диктант. Методические указания. Логопед читает предложение один раз.

В парке растут старые тополя. Татьяна помогла Петру ре­шить трудную задачу. Потухло пламя костра. Потолок потем­нел от сырости. Летят перелетные птицы. Темные тучи плывут по небу. По тропинке протопал отряд малышей. Тетерева пада­ли в снег и прятались там от мороза.

Задание 22. Письмо по памяти.

Прочитайте предложения. Напишите его как запомнили. Методические указания. Предложение написано на доске. Ученики читают его один раз. Затем пишут, не глядя на доску. Аналогично рабо­тают с другими предложениями.

Труд кормит, а лень портит.

Не спеть ли нам про степь.

От топота копыт пыль по полю летит.

Потянул ветерок, воду морщит, рябит.

Задание 23. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы. Запишите текст как запомнили.Методические указания. Логопед пишет на доске слова приготовить­ся, пластмассовую с пропущенными буквами; пит. После того как дети прочтут текст и ответят на вопросы, логопед проситих списать с доски слова по слогам, вставляя пропущенные буквы. Далее ученики пишут текст по памяти.

Утром в класс пришел доктор и сказал, что завтра будут де­лать ребятам уколы под лопатку. Надо приготовиться.

На другой день Виталик принес с собой пластмассовую ло­патку.

Правильно ли Виталик понял доктора?

Почему вы думаете, что малыш не понял доктора?

Продолжаю печатать занятия по звукопроизношению. Сегодня это будет “Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях”

Недостаточно поставить ребенку только звуков. Очень часто дети вроде правильно произносят тот или иной звук, но в обыденной речи путают его с другим, близко стоящим.

Данное занятие как раз направлено на то, чтобы показать отличия произношения звуков и потренироваться в правильном произношении. Занятие прислала учитель – логопед КОУ ОО Петропавловской (специальной) коррекционной общеобразовательной школы – интерната VIII вида c. Муромцево Омской области Кухмистрова Галина Михайловна . Занятие для детей 5 класса коррекционной школы.Но если ваш ребенок уже умеет читать, то можете смело его использовать в домашних занятиях. К конспекту прилагается слайдовая презентация.

http://youtu.be/uRelu8PFGKI

Однако и дома, Вы можете использовать это занятие, чтобы по практиковать детей в правильном произношении звука “Ш”.

Тема: Дифференциация звуков [Ц] – [Ч] в словах, предложениях.

Цель : Вырабатывать четкую дифференциацию звуков Ч-Ц, опираясь на зрительные, слуховые, оральные ощущения.

Задачи:

  1. Добиваться правильного произношения звуков [Ц] и [Ч] в словах, предложениях;
  2. Формировать умение соотносить данные звуки с буквами Ч и Ц;
  3. Развивать слуховое и речевое внимание, фонематический анализ, речеслуховую память;
  4. Воспитывать у детей самоконтроль за речью; аккуратность при написании слов;
  5. Корригировать слуховое внимание путем выполнения заданий.
  6. Воспитывать положительную учебную мотивацию.

Оборудование : предметные картинки со звуками [Ц] – [Ч], мультимедийная презентация.

Речевой материал: Квочка – курица, жонглировать.

Ход занятия.

1. Организационный момент. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний. Дыхательная гимнастика.

– Здравствуйте, ребята и наши гости. В начале нашего логопедического занятия проведем дыхательную гимнастику. Сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! И еще раз – вдох и выдох. Молодцы. С хорошим настроением приступаем к нашему занятию

– Какие картинки вы видите на экране? (Слайд 3)

– Поднимите руки, те у кого – картинка цепь , поднимите руки у кого – картинка часы .

– Какой звук вы слышите в начале слова цепь ? Какой звук слышите в начале слова часы?

II . Основная часть.

1.Целевая установка.

– Сегодня на занятии мы будем различать звуки [Ц] – [Ч] в словах, предложениях. Повторим артикуляцию этих звуков. Будем добиваться правильного произношения этих звуков в словах, предложениях. И, в дальнейшем будем стараться правильно произносить эти звуки в словах. (Слайд 4)

2. Артикуляция звуков [Ц] – [Ч]

ü Сравнение звуков ] и [Ч ] по артикуляции с уточнением звукового состава: [ц] = [т] + [с], [ч] = [т’] + [ш’]; (Слайд 5)

По таблице рассказать различие в артикуляции звуков. (Слайд 6)

– Назвать буквами эти звуки: [Ц] – буква цэ , [Ч] – буква че . Звуки – согласные.

3. Отгадать загадки. (Слайд 7)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают

Медом угощают. (Цветы)

Вырос молодец на грядке

Зеленый, длинный, сладкий. (Огурец)

На дереве, в лукошке

Подрастают крошки. (Птенцы)

Желтые комочки

Ходят возле квочки.

Как вы понимаете слово – квочка?

(Цыплята)

Мы, когда идем, стоим

А стоять умеем лежа.

Даже, если убежим.

Мы не двигаемся тоже. (Часы)

Кто за печкой поет

Спать мне ночью не дает? (Сверчок)

Если я захочу,

В нем водичку вскипячу. (Чайник)

Круглый, гладкий, без углов

Целый день скакать готов. (Мяч)

3. Работа с зашифрованными скороговорками.

– В конвертах разрезанные карточки, нужно последовательно сложить скороговорку.

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол.

Рано утром пели птицы для царя и для царицы

Цыпленок и курица пьют воду на улице.

У царя и у царицы жили во дворце жар-птицы.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

У девочки было колечко, упало в речку колечко.

Есть у овечки колечки, колечки не падают в речку.

4. Веселые задания

– Каким словом жонглирует клоун?

– Как объясните значение слова жонглирует?

(Подбрасывать и ловить на лету одновременно несколько предметов).

– Какой шарик принадлежит цыпленку, а какой цапле?

(Слайд 9)

  • Зачеркни буквы, встречающиеся два раза. Из оставшихся составь слово. И тогда узнаешь, что пьет заяц.
  • Реши примеры.

(Слайд 10)

5. Работа со стихотворением. (Слайд 11)

Листьям – время опадать,

Пти-ам – время улетать.

Солн-у – стынуть,

Ту-ам – литься,

Нам с тобой – идти у-иться.

– О каком времени года говорится в этом стихотворении?

(Об осени)

– Списать, вставляя пропущенные буквы Ц или Ч в стихотворения, подчеркнуть Ц одной чертой, а Ч- двумя чертами.

- Проверь себя.

(Слайд 12)

6. Динамическая пауза. (Слайд 13)

Листочки (координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи)

Дует, дует ветер, дует, задувает.

Покачивание поднятыми вверх руками из стороны в стороны .

Желтые листочки с дерева срывает.

Дети кружатся на месте.

И летят листочки,

Кружат по дорожке.

На носочках бегут по кругу.

Падают листочки

Прямо нам под ножки.

Дети, повернувшись вокруг себя, приседают

7. Работа в парах. Чтение слов с буквами Ч и Ц.

Задание: учащиеся, сидящие за первой партой находят и подчеркивают слова с буквой Ч одной чертой, учащиеся, сидящие за второй партой – с буквой Ц, подчеркивают двумя чертами.

Бочка, печка, цапля, царевна, дочка, чайка, цветок, улица.

(Слайд 14)

8. Проверь себя.

(Слайд 15)

9. Зрительная гимнастика

(Слайды 16,17,18,19, 20,21)

9. Договаривание слов: (Слайд 22)

Классы: 1, 2

Цель: учить дифференцировать звуки [ч] - [ц] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях.

Задачи:

Коррекционноразвивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие
  • Развивать артикуляционную моторику
  • Развивать навык анализа и синтеза при чтении
  • Расширять словарный запас, совершенствовать навыки словоизменения.

Коррекционно-обучающие:

  • Учить дифференцировать звуки [ч] - [ц]
  • Закреплять понятия “твердый - мягкий звук”
  • Отрабатывать навык чёткого выполнения инструкции

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к родному языку
  • Совершенствовать навык самостоятельной работы

Демонстрационный материал: лента букв, предметные картинки, магнитная доска, магниты, мяч, жетоны.

Раздаточный материал: зеркала, буквы Ч и Ц на карточках, рабочие тетради с заготовленными кругами, распечатки с заданиями.

Ход занятия

1. Организационная часть, сообщение цели занятия

Учащимся предлагается послушать ряд слов и определить какой общий звук встречается во всех словах.

Ряд 1. Очки, чашка, удочка, мяч, черепаха - [ч]

Ряд 2. Цапля, огурец, яйцо, ножницы, пуговица - [ц]

После того как дети дадут правильный ответ, сообщается цель занятия:

Сегодня на занятии мы будем учиться различать звуки [ч] и [ц].

2. Основная часть

Актуализация знаний:

Детям предлагается дать характеристику звуков [ч] и [ц].

[ч] – согласный, мягкий, глухой

[ц] – согласный, твёрдый, глухой

Затем учащимся предлагается найти на ленте букв Ч и Ц и обратить внимание на цвет.

Ч написана на зелёном фоне, т.к. этот звук всегда мягкий, а Ц на синем, т.к. этот звук всегда твёрдый.

Артикуляционная гимнастика:

Предлагается рассмотреть артикуляцию звуков перед зеркалом и выполнить ряд упражнений, помогающих правильному произнесению этих звуков.

Для [ч]: “Улыбка – трубочка”, “Качели”, “Чашечка”, “Маляр”.

Для [ц]: “Заборчик”, “Почистим нижние зубки”, “Киска сердится”.

Дифференциация [ч] - [ц] в слогах:

Повторение на слух слоговых цепочек. Дети повторяют цепочки индивидуально, по очереди.

ЧА – ЧА – ЦА
ЦУ – ЦУ – ЧУ
ЧИ –ЧИ – ЦЫ
ЦЕ – ЦЕ – ЧЕ
ЦУ – ЧУ – ЦУ
ЧУ – ЦУ - ЧУ

Дифференциация [ч] - [ц] в словах:

Определение наличия звуков [ч], [ц] в словах.

1. У детей карточки с буквами Ч и Ц.

Инструкция: послушайте слово и поднимите букву Ч, если услышите в слове звук [ч] или букву Ц, если услышите звук [ц]. Если в слове есть оба звука, необходимо поднять обе буквы.

Слова: полотенце, песочек, причесал, цыган, пальчик, часовой, акация, черёмуха, прицеп, молодец, молодчина, горчица, целый, качели, цветочки.

2. Работа в тетради (на странице заранее нарисованы два кружка с буквами Ч и Ц).

Инструкция: послушайте слово и нарисуйте лучик тому солнышку, чей звук вы услышали. Если в слове два звука [ч] или [ц], нужно нарисовать сразу два лучика. Если есть и звук [ч], и звук [ц], нужно нарисовать по лучику каждому солнышку.

Слова: кирпичи, мечта, лужица, курица, песочница, перечница, горячий, цапля, отличница, ученица.

7 - [ч], 7 - [ц].

Упражнения на словоизменение. Игра в мяч.

Ученикам предлагается выйти из-за парт и встать в круг.

Инструкция: - Я буду бросать вам мяч и называть слово, в котором есть звук [ц]. Вы должны изменить слово так, чтобы вместо звука [ц] в нём появился звук [ч].

Слова: палец, заяц, лисица, кольцо, перец, водица, мизинец, курица, птица, огурец, конец, птенец, крыльцо, страница.

Затем предлагается “Игра наоборот”, когда называется слово со звуком [ч], а дети должны изменить его так, чтобы появился звук [ц]. Слова используются предыдущие.

Письменная работа.

Детям выдаются распечатки с заданиями.

Инструкция: прочитайте слова и вместо точек вставьте пропущенные буквы Ч или Ц. Затем вставьте пропущенные буквы в предложения. Не забывайте, что вставлять вам нужно только буквы Ч или Ц.

1. Прочитай слова. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.

По. та, ули. а, ру. ей, пти. а, ве. ер, при. еп, у. ени. а.

2. Прочитай предложения. Вставь пропущенные буквы Ч или Ц.

П. ёлы сидят на. ветах.

У маль. ика удо. ки.

Сестри. ы пили горя. ий.ай.

У ласто. ки было. етыре птен. а.

Проводится проверка. Затем детям предлагается записать одно из четырёх предложений, на выбор, в свою тетрадь.

Итог занятия

Учитель благодарит учащихся за хорошую работу, акцентирует внимание на том, что на занятии было названо очень много слов со звуками [ч] и [ц]. В заключении проводится небольшой конкурс. Детям предлагается придумать, как можно больше слов со звуком [ч], затем со звуком [ц]. За правильно названное слово ребёнок получает жетон. После подсчёта жетонов определяется победитель.

Список литературы

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов./ М. Владос, 2003 г.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников./ М. Владос, 1995 г.

Дифференциация ч – ц

1. Повторение чистоговорок .

Ча-ча-ча – на столе горит свеча.

Чу-чу-чу – погасили мы свечу.

Чи-чи-чи – больше нет у нас свечи.

ч .

Ца-ца-ца – варит мама три яйца.

Цо-цо-цо – папа съест одно яйцо.

Цу-цу-цу – нам с братишкой по яйцу.

Какой звук встречается чаще всего? Запишите букву ц .

2. Конструирование букв из элементов

Из элементов: этих букв сконструировать на магнитной доске буквы: У, Ч, Ц, ч, ц.

Буквы Ч и У введены для выявления сформированности устойчивой дифференциации этих букв.

Нахождение сходства и различия букв ч и ц .

Опорные картинки:

3. Уточнение артикуляции звуков

Инструкция. Произнесите перед зеркалом звук [ч]. Дайте ему характеристику (глухой, взрывной, сложный). Уточните артикуляцию с помощью артикуляционного профиля.

[ч"] - [т"ш"]. Дать обозначение буквы «ч» с помощью кисти руки.

Инструкция. Произнесите звук [ц]. Дайте его характеристику (глухой, взрывной, сложный - [ц] = [тс]). Уточнение артикуляции с помощью зеркала и артикуляционного профиля. Дать обозначение буквы «ц» кистью руки.

Инструкция. Сопоставьте звуки, которые обозначаются буквами «ч» и «ц» по артикуляции. (Глухие, взрывные, сложные).

Инструкция. Сравните эти звуки и найдите их различия.

Местообразование, направление струи воздуха: Ч - , Ц - ; [ч] - струя теплая, [ц] - струя холодная,

[ч] - произносится мягко, а [ц] - всегда твердо. При произнесении [ч] кончик языка всегда в верхнем положении, губы -окошком, а при звуке [ц] кончик языка в нижнем положении, и губы - в улыбке.

Дифференциация ч – ц в слогах

1. Чтение слогов по слоговой таблице

Инструкция. Прочитайте по слоговой таблице сначала все слоги с буквой «ч», а затем - с «ц».

Прочитайте слоги парами: ча-ца, ача-аца, ицы-ичи и т. д.

Придумайте слова со слогами: ча, чо, цо, чи, цы, че, це.

Прочитайте все слоги, содержащие «ч» и «ц»: чац, чоц, цоч и т.д.

Какие правила вы изучали на правописании ча, чу?

2. Работа по слоговой таблице.

Инструкция. Громко и четко читайте слоги:

по строкам: чач, цоч, чоц,... по столбикам: чеч, чоч, чич,...

только с твердым «дежурным» звуком, только с мягким, только те, которые я укажу. (Хором, индивидуально, тихо, громко).

3. Послушайте слоги, запишите букву ч или ц

Ча, ца, чи, чу, цо, цы, оц, оч, ич, ец, це, цу, уц, уч, ёч, ёц.

Дифференциация ч – ц в словах

1. Выделение букв из слов

Инструкция. Прослушайте слова и зашифруйте их с помощью букв «ч» и «ц»: полотенце, цыган, чуточку, часовой, песочек, причесать, целый, качели, цепочка, четверка.

Фронтальная проверка ц, ц, чч, ч, ч, ч, ц, ч, цч, чч.

2. Работа с предметными картинками

Инструкция. Под каждой картинкой на карточке записать с помощью фломастера буквы «ч» и «ц» и цифрой указать их местонахождение. Пример: «девочка» - ч-5.

Самопроверка. Учащиеся сверяют записи с образцом.

Инструкция. Логопед раздает учащимся по одной картинке.

Догадайтесь, у кого та картинка, в названии которой:

а) «дежурный звук» - мягкий и находится на 2-м месте (очки,

б) при произнесении этого звука кончик языка находится в нижнем положении и на 6-м месте в слове (огурец);

в) мягкий «дежурный звук» находится в ударном слоге (чдйка, кадёли,дайник);

г) твердый «дежурный звук» находится в безударном слоге (яйца, кольца).

Набор картинок, в названии которых ч или ц находится в различных позициях: мяч, грач, чайник, кирпич, печка, почтальон, качели, улица, яйцо, кольцо, лицо, птицы; овцы, палец, скворец.

3. Вставить пропущенные буквы

Инструкция. С помощью фломастера заполни пропуски буквами «ч» или «ц»:

води...а - води...ка,

ли...о -ли...ико,

зая... - зай...ик,

зубе... -зуб...ик,\

огуре... - огур...ик.

Какие буквы вставили в первый столбик? Во второй?

Как при этом изменился лексический смысл слова?

Какие суффиксы изменили смысловую окраску слова?

Учащиеся, получив карточки-перфокарты с недописанными словами, дают инструкцию самостоятельно.

Встре..., ули..., да..., зада..., умни..., столи..., лиси..., калан..., грани..., све…, больни..., кори....

4. Составление слов из слогов

Инструкция. Перед каждым учащимся лежит конверт, в котором находятся слоги и слова, содержащие буквы «ч» и «ц».

Выньте из конвертов содержимое. Подумайте, что надо делать?

Правильно, необходимо составить слова, записать их в тетради, а потом вертикальными чертами поделить на слоги.

а) чаб| - ре - ц е) ца| - ре| - ви - ч

б) ча с| - ти| - ца ж) ц - ве| - то| - че -к

в) ч - те| - цы з) че| - ре| - пи| - ца

г) че| - пе - ц и) ци - р| - ка - ч

д) це| - по -ч| - ка

Подчеркните, твердую «дежурную» букву «ц» одной чертой, а мягкую «ч» двумя.

5. Профессии

Инструкция. Какой одинаковый звук присутствует в словах «отличник», «летчик», «ученик», «учитель»?

Измените слова так, чтобы появился звук [ц] (отличница, летчица, ученица, учительница).

Чем же отличаются эти слова по смыслу? Какая часть слова изменилась?

Запишите любую пару слов и разберите их по составу например, (летчик - летчица).

6. Образование притяжательных прилагательных

Инструкция. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь :

Овца - овечья, птица - птичья, заяц - заячья…

7. Работа по карточке

Дифференциация ч – ц в предложениях и текстах

1. Составление словосочетаний

Инструкция. Прочитайте слова и ответьте на вопросы.

Кто? Что? Какой? Какая? (Чей? Чья?)

Овца Овечий, овечья

заяц заячий, заячья

курица …

леденец …

Со словами из второго столбика составь словосочетания. Запиши их в тетрадь. Подчеркни букву ч двумя чертами, а ц – одной.

Например: овечья шерсть, заячий след.

2. Составление предложений

Инструкция. Составьте предложения со словосочетаниями «лучистое солнце», «проточная водица», «узорчатое полотенце». Запишите предложения на доске, втетрадях. Комментированное письмо. Взаимопроверка.

Инструкция. Прочитайте скороговорку: «На кочке квочка, под кочкой цветочек», запомните и запишите по памяти.

3. Графический диктант

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нём слов. Начертите графическую схему предложения – столько чёрточек, сколько слов в предложении. Первую чёрточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть ли в этом слове буква ч иди ц ? Надпишите над соответствующей чёрточкой букву.

Целый день кричат грачи.

Скворец поймал червяка.

Летом очень печёт солнце.

У ручья цвела черёмуха.

Ученики ходили в цирк.

На чехле коричневые пуговицы.

Волчица с волчатами погнались за зайцем.

Сестрица Алёнушка печалится о братце Иванушке.

Чужой чёрный цыплёнок спрятался под крыльцо.

Возле качелей мальчики посадили деревца.

4. Слуховые диктанты

В зоопарке

Ученики и ученицы часто ходят в зоопарк. Там много зверей. Они видели льва, львицу, зайца, зайчиху, волчицу с волчатами. Там много птиц. Целый щебечут чижи и скворцы. В зоопарке живут цапли, грачи и ласточки.

Зиме конец. Бегут ручьи. Прилетели грачи. Они хлопочут у своих гнёзд. Скоро грачи выведут птенцов. Птицы – наши друзья. Берегите птиц! Они уничтожают червяков и гусениц.

Двадцать один день сидела курица на яйцах. Наконец из яиц стали появляться цыплята. Их было двенадцать. Четыре цыплёнка чёрненьких, а восемь цыплят пёстрых. Курица повела цыплят на улицу. Там она их учила искать червяков.

5. Работа по карточкам

Плакат к занятию