Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков. Как исправить произношение во взрослом возрасте

Найти человека с хорошей дикцией становится все труднее, ведь мало кто осознанно стремится к совершенствованию речи. Речевые данные редко даются от природы, поэтому для улучшения произношения следует выполнять упражнения. Но нужно ли четкое произношение каждому человеку?

Поставленная дикция подразумевает отчетливое произношение слов и правильное расположение органов речи. Причина плохой дикции – врожденные дефекты речевого аппарата. Но причиной может являться и подражание речи других людей в детском возрасте. Но даже при плохом произношении улучшение возможно, если используются специальные упражнения для дикции.

Поставленная дикция помогает:

  • Достигнуть понимания. Если человек не занимался развитием речи, высказываемая им информация будет сложно восприниматься людьми, которые видят его впервые и не привыкли к особенностям произношения.
  • Произвести впечатление. Улучшение дикции помогает, когда необходимо показать себя с лучшей стороны. Пример – разговор с работодателем, который охотнее отдаст должность человеку с четким произношением.
  • Привлечь внимание. Если человек постоянно развивает свое произношение и голос, любая рассказываемая история будет восприниматься более охотно, чем при дефектах речи.

Развитие произношения у взрослых

Развитие дикции взрослого человека отличается тем, что постановка звуков происходит гораздо сложнее. Когда человек привык произносить слова определенным образом, ему приходится изменять не только произношение, но еще и восприятие своей речи. Перед тем как улучшить дикцию, стоит рассмотреть основные виды упражнений.

  • произношение скороговорок;
  • прослушивание своего голоса;
  • тренировка дыхания.

Чтобы научиться красивой речи при помощи скороговорок, стоит выбрать несколько таких фраз, предназначенных для развития произношения определенных звуков и выяснить, какие из них произносятся труднее. Именно на них и стоит сконцентрировать свое внимание. Важно проговаривать такие фразы регулярно, чтобы речевой аппарат привык к правильному произношению. Работа над собой подразумевает выполнение упражнений каждый день.

Средством, помогающим научиться правильно произносить звуки, являются диктофонные записи. Если послушать свою речь на записи, можно понять, что она звучит совсем не так, как при разговоре с собеседником. Определяя дефекты и исправляя их, нужно постоянно записывать речь до тех пор, пока они не исчезнут.

Распространенная проблема – нехватка дыхания во время произнесения длинных фраз. Это становится заметно во время публичного выступления. Для избавления от такой проблемы применяется метод тренировки диафрагмы. Одно из упражнений на дикцию заключается в том, чтобы тянуть гласный звук на выдохе как можно дольше. Сначала получается сделать это только на протяжении нескольких секунд, но впоследствии время увеличивается до 25. Тренировка дыхания подразумевает и изменение высоты голоса. Еще одним способом тренировки становится надувание воздушных шариков.

При регулярном выполнении упражнений результат проявляется уже через несколько дней. Но чтобы сохранить эффект, нужно делать все перечисленное постоянно. При этом стоит использовать и книги, которые предназначены для развития речи.

Текст для развития дикции

Для развития правильного произношения существуют тексты, которые составлены по тому же принципу, что и скороговорки. Обычно они объединяют несколько скороговорок для развития разных звуков. Это означает, что для коррекции дикции не нужно искать тексты. Для тренировки достаточно найти скороговорки для постановки всех звуков, и объединить их в единое целое.

Чтобы формирование правильного произношения происходило быстрее, в рот кладутся орехи разных размеров или зажимается между зубов карандаш. После удаления таких предметов можно ощутить, что произносить даже сложные словосочетания стало проще.

Развить дикцию помогает и выразительное чтение художественной литературы. Записав свое произношение на диктофон, легко определить, какие звуки произносятся неверно.

Самая длинная скороговорка

«В четверг 4-го числа, в 4 с четвертью часа, лигурийский регулировщик регулировал в Лигурии, но 33 корабля лавировали, лавировали, да так и не вылавировали, и потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто рапортовал, да так зарапортовался про размокропогодившуюся погоду, что дабы инцидент не стал претендентом на судебный прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардир из Брандебурга – бомбами забомбардирует за то, что некто чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара-краля в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары крал кораллы, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары 2 этих вора дрова воровали; но грех - не смех – не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, – вот и не до бомбардира ворам было, но и не до деготниковой вдовы, и не до деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, 2 дрова, 3 дрова – не вместились все дрова, и 2 дровосека, 2 дровокола-дроворуба для расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сама овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки – скок, Сеньку – в бок, Соньку – в лоб, все – в сугроб, а оттуда только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, саше на шоссе Саша нашел; Сонька же – Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и 3 ватрушки – аккурат в медовик, но ей не до медовика – Сонька и с ватрушками во рту пономаря перепономарит, – перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола – Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что – вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, у ужа – ужата, у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять 5 ребят съели 5 опят с полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, да 1666 пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, – о всем о том охало кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин – зальцбуржский бесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не перевыколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка – не пытка.»

Как улучшить дикцию за короткий срок

Иногда выполнять упражнения для тренировки произношения не получается из-за нехватки времени. В таких ситуациях используется артикуляционную зарядку. Она состоит из нескольких простых упражнений:

  • Перемещение челюсти вперед и назад. При таких действиях рот находится в открытом положении.
  • Произнесение гласных о, у и ы. Делать это нужно в наклоненном положении, скрестив руки на груди. При этом голос понижается, а звук произносится протяжно. После очередного звука нужно подниматься в положение стоя, а затем выполнять наклон и повторять действие.
  • Движения языком. Хорошим упражнением для быстрого развития дикции является движение, при котором язык поочередно упирается в щеки. Делается это как с закрытым, так и с открытым ртом.
  • Прикосновения к зубам. Происходит выполнение этого упражнения с широко открытым ртом. Языком нужно поочередно прикасаться к каждому зубу, следуя по верхнему и нижнему ряду.

После выполнения таких упражнений на дикцию четкость произносимых фраз увеличивается, поэтому их часто используют люди, выступающие перед публикой.

Стоит ли посещать курсы по развитию речи

Существуют курсы развития речи, предназначенных для дикторов. Они включают в себя не только упражнения для правильного произношения, но еще и советы, помогающие справиться с проблемами, возникающими во время публичного выступления. Программы таких курсов состоят из нескольких уроков:

  • правила артикуляции;
  • изучение основ правильного дыхания;
  • развитие диапазона и силы голоса;
  • правила построения интонации;
  • изучение орфоэпии;
  • освоение основ жестикуляции.

Курсы помогают научиться правильной технике произношения и преодолеть страх выступления перед аудиторией. Работа над собой подразумевает длительные занятия, поэтому этим занимаются дикторы.

Дефекты речи возникают из-за неправильного строения речевого аппарата или вследствие неправильного формирования звуков в детском возрасте. Первый тип дефектов исправляется только при помощи логопедов или стоматологов, если речь идет о неправильном строении зубов.

Исправить свою речь можно при помощи нормального расположения органов артикуляции во время разговора. При отсутствии отклонений в развитии организма проявляются дефекты:

  • сонорных звуков;
  • шипящих;
  • свистящих.

Возникновение таких дефектов происходит в результате даже небольшого отклонения органов речи от их естественного расположения. Для правильного произношения нужно знать, как правильно расположить губы, язык, мягкое небо и нижняя челюсть. Добиться этого можно только путем тренировок, ведь работа над исправлением речи подразумевает постоянное совершенствование.

Как исправить невнятную речь

Распространенным дефектом речи, который проявляется у людей с нормально развитым артикуляционным аппаратом, является невнятность. Она проявляется в проглатывании целых слогов во время разговора. Такой дефект формируется в детстве из-за неосознанного подражания окружающим. Чтобы от него избавиться, необходимо выполнять следующие упражнения для улучшения дикции:

  • Скандировать стихотворения, следя за ритмом. Выбирать следует произведения, которые читаются более трудно. В пример можно привести стихотворения Маяковского. Такая работа над собой поможет быстро исправить недостатки речи.
  • Часто произносить слова, в которых рядом стоят согласные. Например – контрреволюция. После составления таких слов следует их произносить несколько раз в день.

Это поможет исправить произношение всего за несколько недель.

Как поставить голос

Существует 3 упражнения, которые помогают развить голос.
Чтобы появился слышимый эффект, необходимо выполнять упражнения на протяжении нескольких месяцев. К таким упражнениям относят:

  • Произнесение гласных букв. Чтобы выполнить первое упражнение для формирования дикции, нужно поочередно произносить гласные звуки до тех пор, пока хватит дыхания. Произнося «и», «э», «а», «о» и «у», можно сделать голос более звучным. Работа над постановкой голоса происходит постоянно, так как во время перерывов даже на несколько дней эффект становится менее заметным.
  • Активизация области живота и груди. Для активизации области живота и груди необходимо с закрытым ртом произносить «м». Первое произнесение звука должно быть тихим, второе более громким, а в третий раз нужно максимально напрячь голосовые связки. Если работа над произношением и голосом происходит без выполнения данных упражнений, эффект снижается.
  • Произнесение слов с буквой «р». Также для постановки голоса произносится и звук «р», что также улучшает произношение. Для этого сначала стоит прорычать звук «рррр», а затем подряд произнести более десятка слов, содержащих букву р. Во время произношения буква должна выделяться. Такое упражнение поможет поставить голос и улучшить дикцию. Развить дикцию помогают и книги, если читать вслух.

Чтобы развить дикцию и добиться четкого произношения необходимо потрудиться. Только с помощью регулярных занятий и тренировок вы добьетесь ощутимых перемен.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Больбатова Людмила Евгеньевна
    Учебное заведение: ТОО"Элитный детский сад XXI ғасыр"
    Краткое описание работы:

    Дата публикации: 2018-01-09 Методические рекомендации на тему: исправление произношения звуков Больбатова Людмила Евгеньевна Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика.

    Просмотреть свитедельство о публикации

    тема: исправление произношения звуков ш,ж,ч,щ

    Расстройства звукопроизношения принято подразделять на функциональные и механические. Заболевание матери или ребенка могут вызвать те или иные аномалии в строении произносительного аппарата (расщелины губ, твердого и мягкого неба, аденоидные разрастания и т.д.). В ряде случаев здесь требуется хирургическое вмешательство. При функциональных расстройствах сам речевой аппарат нормален, болезнь здесь сказывается на течении нервных процессов в «речевых зонах» головного мозга, вызывая сенсорную (звуковоспринимающую) или моторную (звукодвигательную) недостаточность. При сенсорной недостаточности дети испытывают трудности в восприятии звуков на слух, при моторной — в произношении звуков, в переключении с одного звука на другой.

    Недостатки произношения могут быть и не связаны с какой – либо болезнью. Невнимание к ребенку в период развития речи, дефекты произношения у родителей или воспитателей, подражание сверстникам также могут привести к тому, что ребенок будет говорить неправильно.

    Различают три вида дефекта : отсутствие звуков, искажение звуков, смешение и замена звуков.

    Отсутствие звуков вызывается в основном анатомическими аномалиями речевого аппарата. Здесь необходим совет врача: он сможет определить, помогут ли делу логопедические занятия или необходима операция.

    Искажение звука вызвано тем, что звук в речевом аппарате формируется не на том месте, где ему положено. Звук при этом образуется с различными «призвуками», искажающими естественность звучания. Типичный пример таких нарушений – мягкое произношение шипящих звуков, межзубное произношение с и горловое (картавое) произношение р.

    Смешение звуков и замена одного звука другим – наиболее сложный дефект, который обуславливается слабым разграничением звуков. Дети как неточно воспринимают, так и неточно воспроизводят, близкие по звучанию, по месту и способу образования согласные звуки. Например, свистящие звуки с,з,ц могут смешиваться с шипящими ш,ж,ч,щ . И наоборот, шипящие могут заменяться свистящими звуками. Чаще всего смешиваются звуки, близкие по месту и способу образования, по фонетическому сходству с-ш, з-ж, ш-щ . У отдельных детей наблюдается и такой дефект: звук изолированно произносятся хорошо, а в слове или сочетании слов выпадает или смешивается с другими. Возможны выпадения звуков при стечении согласных (Стол-«сол», скамейка- «самейка») ,перестановки звуков и слогов (колодец-«локодец»,дверь- «древь»).

    Занятия с детьми лучше всего проводить в игровой форме, с применением игрушек, картинок, магнитофонных записей…

    Если неверно произносится несколько звуков, важно соблюдать принцип последовательности их исправления: в первую очередь преодолеваются дефекты произношения свистящих с,з,ц , затем шипящих ш,ж,ч,щ , сонорных р,л и, наконец заднеязычных к,г,х . Не рекомендуется работать одновременно над двумя звуками — ребенок будет слишком уставать.

    Исправить недостатки произношения – значит затормозить, разрушить дефектные и выработать новые, правильные навыки звукопроизношения. Этой цели и служит специальная методика. Работа над каждым звуком, предусматривает четыре этапа.

    Этап постановки звуков. Работа начинается с «постановки» того положения органов речи, которое необходимо для правильного произношения данного звука. В практике используются три способа постановки звуков. Первый основывается на подражании, дается образец звучания, показывают перед зеркалом, как располагается язык и губы, схематично изображают это на листке бумаги, поясняют, на что похоже звучание изучаемого звука, например на шипение гуся (шшш-шшш)-ш; на выход воздуха из велосипедной камеры (ссс-ссс)-с и т.д.

    Затем предлагают ребенку воспроизвести звук по подражанию. В ряде случаев это удается сразу.

    Второй способ – это механическое воздействие на органы произношения ребенка (пальцем, шпателем, ложечкой) с целью создания искусственной артикуляции (физиологической основы) для постановки звука. Например, чтобы удержать кончик языка у альвеол верхних зубов (при постановке звука р) , его приподнимают ручкой ложки или шпателем, и тем самым дают почувствовать, где должна происходить вибрация кончика языка. Третий способ — смешанный. Правильная артикуляция вырабатывается по подражанию и с помощью механического пособия. Например, воспроизведение звука с требует, чтобы кончик языка опускался за нижние зубы. Однако в ряде случаев он проскальзывает между ними, и, чтобы получить желаемое звучание, приходится прижимать его книзу.

    Вызванный любым из указанных способов звук сразу же надо закрепить в слогах, словах и коротких фразах. Этот момент является началом этапа автоматизации звука. Материал для речевых упражнений подбирается по принципу: от легкого – к трудному, от простого – к сложному. Изучаемый звук, например, с вводится в начало (сом), в середину (коса), и в конец слова (ус). На смену односложным словам (суп) приходят многосложные (самокат) и слова со стечением согласных (скамейка). Устойчивое произношение звука в словах служит основанием для перехода к работе над его мягким вариантом (с- Сима) и автоматизации звука в предложениях, коротких текстах насыщенных этим звуком.

    Задача этапа дифференциации состоит в том, чтобы предупредить возможное смешение поставленного звука и звука, заменявшего его ранее. В первую очередь обращают внимание на их различение по месту образования и по звучанию, на их смыслоразличительную роль. Отрабатываемые звуки противопоставляются сначала в слогах (Са-ша, за-жа) , в словах-паронимах (отличающихся одним звуком – точка-дочка, коса — коза) , а в дальнейшем в предложениях и связанных текстах, содержащих оба звука.

    На последнем этапе поставленный звук вводится во все виды речи. Все этапы занятия непременно предусматривают упражнения, развивающие фонематическое восприятие. Ребенка учат узнавать изучаемый звук и находить его среди других. Приемы простые: называют ряд звуков, услышав нужный звук ребенок поднимает руку. Полезно отыскивать изучаемые звуки в текстах, отбирать соответствующие картинки. Большое место следует отводить изучению слогов. На их примере дети усваивают место звука, выделяют гласный. Дети часто пропускают гласные звуки, воспринимая их как единый с согласным звук. Здесь следует использовать прием затяжного произношения гласных.

    Для выработки произносительных навыков используют следующие приемы: повторение слогов, слов, предложений по заданной теме, заучивание стихотворений, сказок, пословиц и поговорок, ответы на вопросы по сюжетным картинкам, самостоятельный рассказ об увиденном.

    Крайне важное значение в преодолении дефекта имеет артикуляционная гимнастика. Она помогает снять напряженность и придать нужную подвижность органам произношения. Упражнение проводится в течение минуты и предшествует началу речевых упражнений.

    Занятие по исправлению дефектных звуков должны проводиться не более пятнадцати-двадцати минут.

    Звуки ш,ж,ч,щ

    При изолированном звучание ш органы речи принимают следующие положение: губы несколько округленны и выдвинуты в перед. Верхние и нижние зубы отстоят друг от друга на 1-2 миллиметра. Распластанный кончик языка «чашечкой» поднят в верх и образует с альвеолами щель для прохода воздуха. Края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мягкое небо приподнято и перекрывает доступ воздуха в нос. Голосовые связки разомкнуты и свободно пропускают воздух из легких в ротовую полость. Струя выдыхаемого воздуха, проходя через преграду, образованную «чашечкой» и альвеолами, вызывает звук ш .

    Звук ж образуется так же, как и звук ш разница состоит лишь в том, что при произношении звука ж голосовые связки смыкаются и вибрируют.

    Звук щ –мягкий, образуется так же, как и ш , но лишь с той разницей, что при произношении щ спинкой языка занимает более высокое положение и перемещается в перед, отчего шипение становится более мягким и более высоким.

    Звук ч — слитный, состоит из двух звуков: т мягкого и щелевого щ. При произнесении звука язык своим кончиком смыкается с небом за альвеолами, спинкой языка поднимается, края плотно примыкают к коренным зубам,как при звуке т мягком (первый момент). Мягкое небо приподнято, голосовые связки разомкнуты, воздушная струя взрывает смычку, и кончик языка отходит от альвеол, образуя полость между языком и передними зубами, как при звуке щ (второй момент).

    Наиболее частый дефект произношения шипящих ­–это замена их свистящими. Дети произносят «сапка» вместо шапка , «зук» вместо жук, «цай» вместо чай, «яссик» вместо ящик. Иногда звуками с и с мягкий заменяются все шипящие: чай – «сяй», щеки –«секи», жук –« сук»,шапка-«сапка». Возможны и другие замены, например, ш на т(шуба –«туба»),ж на д(жук-«дук»), ч и щ на т мягкое (чай- «тяй», щука-«тюка»), ш на х (шапка-«хапка»), ж на г (жук-«гук»). К дефектам произношения шипящих относится и так называемая нижнее произношение ш, ж, ч, щ. Язык при этом не поднимается вверх, а лежит плашмя в полости рта. Что касается причин,вызывающих неправильное произношение,то в первую очередь надо называть недостатки фонематического восприятия и аномалии в строение речевого аппарата: самое частое среди всех этих аномалий – укорочение подъязычной уздечки, мешающее подъему языка к верху, столь необходимому для формирования правильной артикуляции шипящих.

    Исправления дефекта начинают со звука ш , так как он содержит почти все элементы других шипящих звуков.

    Постановку звука начинают с интенсивных артикуляционных упражнений, задача которых состоит в том, чтобы развить подвижность языка, сформировать «чашечку», растянуть подъязычную уздечку. Упражнения проводят в течении двух – трех минут. В начале дается общая артикуляционная гимнастика, а затем специальная: покусывание переднего края языка, максимальное высовывание его изо рта, свертывание языка в трубочку, доставание распластанным языком верхней губы и удержание его. Для растягивания уздечки язык присасывают к небу, как конфетку, попеременно открывают и закрывают рот, максимально высовывают язык наружу. Если ребенок не в состоянии удерживать распластанный язык у верхней губы, то прибегают к механической помощи- язык поднимают шпателем или чайной ложкой.

    Очень важно выработать правильное – «чашечкой» — положение языка. Вначале показывают ребенку, как делают «чашечку», где должен находится язык. Упражнение продлевают перед зеркалом. Ребенка также учат направляют в «чашечку» воздушную струю. Для контроля можно применять бумажную полоску которую удерживают вертикально. При верном направлении воздушной струи полоска отклоняется вверх.

    Одновременно идет работа над развитием фонематического слуха. Начинать надо с подражаний: шшш…шшш , из шарика уходит воздух-шшш…шшш , гусь шипит — шшш…шшш для различения звука на слух предложите ребенку несколько заданий. Отчетливо произнесите звуки м , н, ш, т,к: ребенок, услышав ш , должен поднять руку или хлопнуть в ладоши. Предложите ему из стопки картинок с изображением предметов отобрать те, название которых начинается со звука ш , а потом те, которые имеют этот звук в середине или конце слова.

    Выработка правильной артикуляции и способность различать изучаемый звук на слух- необходимое условие для перехода к постановки звука ш. Перед зеркалом ребенок придает органам произношения нужную артикуляцию: распластанный язык в виде «чашечки» поднят за верхние передние зубы и с силой подает воздушную струю. Возникает звук ш . Одну –две минуты его произносят изолированно и отрывисто, а затем включают в слоги: ша, шо,шу,шы; аш,ош,уш,ыш; аша,ошо,ушу, ышы.

    Если в слогах звук произносится хорошо, переходите к его автоматизации в словах.

    Звук ш в начале слова: шина, шайба, шум, шило, шелк, шуба, шепот, шея, шаль, шахматы.

    Звук ш в середине слова: уши, туша, каша, петушок, Миша, Пушек, мышонок, мишень, машина.

    Звук ш в конце слова: малыш,камыш, мышь, тушь, шалаш, ландыш.

    Звук ш в словах со стечением согласных звуков: пышка, шляпа, подушка, шлак, пышка, шкаф, школьник, шпалы, шпагат, штык, бабушка, шпилька.

    Упражнение: придумать слова со звуком ш . Провести звуковой анализ этих слов «какой первый звук, какой второй, где стоит звук ш – в начале, в середине, в конце слова». По следам звукового анализа поставьте слова из букв разрезной азбуки.

    У Маши шуба. У Наташи шаль. У Миши шапка. Паша надел шубу и шапку. Бабушка кушает кашу. Миша и Паша пошли гулять. У Миши машина на шинах.

    Упражнение: составить по картинкам предложение с изучаемыми звуками. Вставить пропущенные буквы в слова: ти(ш)ина, (ш)апка, кув(ш)ин, ду(ш).

    . «Наташе купили мишку. Мишка плюшевый и большой. Наташа любит мишку. Она надевает на него штанишки. Наташа и мишка любят гулять. Мишка в машине, а Наташа пешком.»

    Упражнение: подобрать слова со звуком ш и разобрать их на слоги.

    Автоматизация звука в стихотворениях и скороговорках:

    Плюшевому мишке

    Даша штопает штанишки.

    У Маше мошка в каше,

    Что делать нашей Маше?

    Шапка и шубка,

    Вот и наш Мишутка.

    Маша меньше, Миша выше,

    Миша Маше что-то пишет.

    После усвоения звука ш переходите к работе над звуком ж . Ребенку показывают образец звучания, объясняют, в чем состоит различие в произношении ж и ш . (ш — произносится без голоса, ж — с голосом). Прикладывают руку к гортани, чтобы ребенок ощутил, как вибрируют голосовые связки. Как правило, постановка звука ж не вызывает трудностей. Закрепление звука начинают со слогов: жа, жо, жу, жи; аж, ож, уж, иж; ажа, ожо, ужу, ижи.

    Автоматизация звука в словах: жук, Женя, жало, жиле, жаба, живот, жалоба; лыжи, ежик, ужин, лужок, вожатый, пижама, наживка, должник, ножик, лужа, кожа, ожог, этажи, ужин, флажок, лежанка .

    Упражнение: подобрать слова на звук ж , разбить их на слоги. Подобрать картинки, название которые содержит звук ж .

    Автоматизация звука в предложениях: Жук жужжал- жжж..жжж. Мама готовит Жене на ужин жидкий кисель. У Жени болит живот. Он лежит и ждет маму .

    Упражнение: составить предложение из слов, данных вразбивку (зоопарк, живет, медвежонок). Вставить пропущенные буквы в слова: (ж)аба, ко(ж)а, эта(ж)и, фла(ж)ок.

    Автоматизация звука ж в стихотворениях и скороговорках:

    Я жук, я жук. Я тут живу.

    Жужжу, жужжу. Гляжу, гляжу.

    Жук упал и встать не может

    Ждет он, кто ему поможет.

    Дождик, дождик, не дожди,

    Не дожди ты, подожди .

    Дифференциация звуков ш и ж.

    Упражнение: положить картинки со звуком ш в одну стопку, а со звуком ж — в другую. Назвать предметы изображенные на картинках.

    Вставить пропущенные буквы в слова и предложения: у(ж)ин, кув(ш)ин, до(ж)дик, (ш)пион, лы(ж)и, малы(ш)и, (ж)иво, побе(ж)али к ма(ш)инее, деду(ш)ка ле(ж)ит на ку(ш)етке.

    Дифференциация звуков ш и ж в слогах: ша-жа, шо-жо, шу-жу, жа-ша, жо-шо, жу-шу; аша-ажа, ожо-ошо, ужу-ушу, ажа-аша, ошо-ожо, ушу-ужу.

    Дифференциация звуков ш и ж в словах: Луша, лужа, жаба, шапка, кожа, ноша, Леша, лежа, лужок, пушек, лыжи, мыши, Женя, шея, жутко, шутка.

    Дифференциация звуков ш и ж в предложениях: Женя и Миша бежали по пашне. Пушек нашел большого жука. Наташа положила ножи. Живут у Миши два ежа и два ужа.

    Дифференциация звука в тексте: «Подружились Пушек и ежик. Куда Пушек побежит туда и ежик. Пушек ушел на пашню. Ежик нашел его. Дома Пушек любит лежать на подушке, и ежик любит лежать на подушке »

    Постановка звука ч.

    Ребенку показывают положение губ и языка при произношении звука, дают образец звучания. Восприятие этого звука на слух проверяют по звуковому ряду: вы произносите звуки а, в, б, ч, к, т, ч ; ребенок услышав звук ч , поднимает руку. Далее ребенок придает (перед зеркалом) нужную артикуляцию языку и губам и воспроизводит звук ч

    ча, чо, чу; чу, чо, ча; ача, очо, учу; учу, очо, ача .

    ч в начале слова- чай, чайник, чугун, читальня; ч в середине слова – кочан, дача, удача, мячик, печенье пучок; ч в конце слова- плач, калач, мяч, меч; ч со стечением согласных – бочка, дочка, точка, голубчик, внучка, печка.

    Автоматизация звука в предложениях: У Вани мяч. У Тани галчата. Котенок пьет молочко. Клава поймала бабочку.

    Упражнение: составьте по картинкам предложение с изучаемым звуком.

    Составить предложение из слов данных в разбивку (печь, печник, кладет) .

    Автоматизация звука в тексте: «У волчихи был волчонок. Пошла волчиха на охоту. А волчонка поймали мальчики. Принесли мальчики волчонка домой. Дома они положили волчонка на печь и ушли. Волчонок вылез в окошко и побежал. Недалеко от дома его ждала волчиха. Вместе они убежали в чащу».

    Упражнение: вставить пропущенные буквы в слова: пти(ч)ка, бо(ч)ка, пла(ч), удо(ч)ка, (ч)еловек.

    Постановка звука щ.

    Покажите ребенку образец звучания. Восприятие на звук проверьте по звуковому ряду а, б, о, ш, т, щ – ребенок поднимает руку как только услышит звук щ . Затем перед зеркалом образует соответствующую артикуляцию (как при звуке ш , только спинка языка принимает более высокое положение и несколько сдвигается в перед) и воспроизводит звук щ.

    Автоматизация звука в слогах: ща, що, щу; щу, що, ща; ущу, ощо, ощо, аща; аща, ощо, ущу.

    Автоматизация звука в словах: щ в начале слова- щеки, щи, щука, щавель, щит, щебень, щегол; щ в середине слова- ящик, клещи, овощи, гуща, вещи, голенище; щ в конце слова – плащ, лещ, мощь, плющ, вещь, помощь; щ в сочетании согласных- гонщик, хищник, бетонщик, денщик, бунтовщик .

    Упражнение: вспомнить слова со звуком щ .

    Автоматизация звука в предложениях: У Вовы щенок. Щенок пищал. Вова дал щенку щей. В ящике клещи. На столе вещи. Витя поймал щуку и леща.

    Упражнение: составить по картинкам предложения со звуком щ.(Волки ищут пищу. Щуку я тащу, тащу…) Всавить пропущенные буквы в сова (щ)егол, пу(щ)а, клее(щ)и, хи(щ)ник, плюю(щ).

    Автоматизация звука в тексте: « Пошли мальчики ловить щук. Налетели щеглы. Щенок залаял на щеглов. Они улетели. Мальчики стали ловить рыбу. Вова потянул удочку и вытащил щуку. Была настоящая уха».

    Автоматизация звука в стихотворениях:

    Два щенка щекой к щеке,

    Щиплют щетку в уголке.

    Ты нас, мама, не ищи-

    Щиплем мы щавель на щи.

    Последний этап работы над шипящими звуками – это их дифференциация. Как вы знаете, она проводится для того, чтобы избежать смешения близких звуков в разговорной речи и при написании.

    Дифференциация звуков ш и ч .

    В слогах: ша-ча, шо-чо, шу-чу; ша-ча-ша, шо-чо-шо, шу-чу-шу; ача-аша, очо-ошо, учу-ушу; аша-ача, ошо-очо, ушу-учу.

    В словах: чашка, чайка, шейка, шашка, шапочка, мальчишки, удача, бабушка, бабочка, кошечка, чушка, тишина, чулан .

    В предложениях: Миша и Наташа купили чашку. Наташа одела очки и учит мишку читать. Тише, мальчишки, шумят наши мышки .

    Дифференциация звуков ш и щ.

    В слогах: ша-ща, шо-що, шу-щу, ши-щи; ща-ша, що-шо, щу-шу, щи-ши; ша-ща-ша, шо-що-шо, уш-ущ-уш, иш-ищ-иш, аша-аща, ошо-ощо, ушу-ущу.

    В словах: шалунище, плащ, малыш, лещ, пешка, чашка, клещи, щетка, шапка, овощи, уши, вещи.

    В предложениях: Маша кушает овощи и щи. Яша надел плащ и пошел ловить лещей. Миша нашел в ящике новые клещи. Щи да каша- пища наша.

    Упражнение: подобрать слова со звуками ш и щ . Составить с ними предложения.

    Как вы заметили, при подборе материала я стремилась избегать слов насыщенных свистящими звуками, с которыми часто смешиваются шипящие. Иначе даже звуки, хорошо поставленные и отдельно отчетливо произносимые, в разговорной речи неизбежно будут смешиваться друг с другом или заменяться.

    . .

    Дефекты речи бывают органического и неорганического характера. Обычно при органических дефектах наблюдается чрезмерно выдвинутая вперед верхняя челюсть или слишком выдвинутая нижняя, неправильная расстановка зубов, щели между зубами, открытый передний и боковой прикус, короткая уздечка языка, мешающая правильной артикуляции шипящих звуков и звука Р. Мы не будем подробно останавливаться на органических недостатках, это не входит в нашу задачу. В этих случаях рекомендуем обращаться к врачам-стоматологам и к логопедам. Когда же при нормальном строении артикуляционного аппарата (далее артик. аппарата) имеют место дефекты произнесения отдельных звуков, свистящих, шипящих, сонорных, то это недостатки неорганического характера, которые обычно поддаются исправлению.

    Каждый звук имеет свою, ему свойственную, нормальную установку артик. аппарата (языка, губ, мягкого нёба, нижней челюсти), и малейшее отклонение от этой нормальной установки искажает правильное произнесение. В этом и заключается главная причина дефектов отдельных звуков при наличии нормального артик. аппарата. Для исправления неправильно произносимого звука прежде всего необходимо усвоить правильную установку частей артик. аппарата, и не только усвоить, но и перестроиться, овладеть ею, органически к ней привыкнуть.

    Этот процесс трудный. Человек уже в течении своей жизни привык к неправильному оформлению звука, и отвыкнуть от него не так просто, нужно работать очень терпеливо, последовательно, чтобы путем сознательной упорной тренировки исправить свою речь. Необходимым условием для исправления недостатков является наличие хорошего слуха и систематическая тренировка.

    Дефекты речи при произнесении С, З, СЬ, ЗЬ, Ц

    Во время произнесения согласных звуков С, З межзубное расстояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующего за С или З гласного. Положение язык: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края прижаты к верхним зубам, посередине языка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воздух идет к передним зубам. При мягких СЬ, ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сильно упирается в резцы. Звук Ц образуется от сочетания Т и С, произносится слитно.

    Дефекты свистящих звуков имеют такие разновидности:

    1. Шепелявость . Когда кончик языка находится между зубами. Для исправлении этого дефекта надо кончик языка опустить за нижние резцы и прижать к ним. Зубы при этом сблизить. Следите, чтобы гласные после С, З, Ц не произносились сквозь зубы. Также, для исправления шепелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на кончик языка. Задвиньте язык за нижние резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для прохода воздуха.

    2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С, З, Ц произносятся при подтягивании нижней губы к верхним зубам. Для исправления надо оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив нижние зубы и произносить звук в этом положении.

    3. Сигматизм призубной - звуки С, З, Ц произносятся тупо, без характерного свиста. В этом положении кончик языка находится между нижними и верхними зубами, спинка не образует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправления этого дефекта надо, при помощи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опустить кончик языка за нижние передние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по желобку, производя характерный свист.

    4. Сигматизм шипящий - когда кончик языка либо оттянут от нижних зубов, а спинка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка поднят к альвеолам и поэтому вместо свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой дефект надо не напрягать язык и оттянуть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С, З, Ц, при этом прижимайте кончик языка к нижним зубам. Также для исправления упомянутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С, З, Ц и пословицами, поговорками.

    Дефекты речи при произнесении Ш, Ж, Ч, Щ

    При произнесении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. Зубы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: приподнят за альвеолами верхних передних зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Боковые края языка прижимаются к верхним зубам. Иногда у дикторов наблюдаются отклонения от нормальной установки артик. аппарата. Это случается, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут назад. В некоторых же случаях диктор либо очень сильно выдвигает губы вперед (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает губы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, язык хоть и поднят, но прижимается или к альвеолам, или к твердому нёбу, чего быть не должно.

    Для исправления дефекта при произнесении Ш, Ж надо постараться добиться абсолютно правильной установки этих звуков и тренироваться на скороговорках и пословицах для звуков Ш, Ж. Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З. Надо выдвинуть губы вперед, кончик языка поднять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. предлагается положение нормальной установки Ш и Ж. Но при этом произносить СА, ЗА. В результате получатся правильные звуки.

    Звук Ч – сложный, аффрикат. Он образуется путем слитного произношения смягченных ТЬ и ШЬ. При произнесении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, чем при Ш. Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижимается к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не сразу удается добиться правильного звучания Ч, предлагается, прижимая кончик языка к началу твёрдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получится правильный Ч. Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч.

    Щ – аффрикат. Этот звук произносится как мягкое протяжное ШЬ: шь-шь-шь. Кончик языка находится ниже, чем при Ш, ближе к альвеолам, но не касается их. Для исправления этого звука надо произносить СЯ, держа язык на весу у начала твердого нёба ближе к альвеолам. В результате получится правильный звук Щ. Также тренируйте скороговорки и поговорки на Щ.



    Инструкция

    Подготовительный этап готовит речевой аппарат к правильной артикуляции. Начните с артикуляционной гимнастики. Этих упражнений существует довольно много, и делать их следует обязательно перед зеркалом. «Часики»: приоткрыть рот, губы растянуть в улыбку, кончиком узкого тянуться сначала к одному уголку рта, а потом - другому. «Змейка»: широко открыть рот, узкий язык выдвинуть , как можно сильнее, а потом убрать вглубь рта. «Качели»: открыть рот, языком тянуться попеременно к носу и подбородку. «Маляр»: открыть рот, широким кончиком языка, проводить от верхних резцов до неба. Артикуляционную гимнастику следует делать 3-4 раза в день по 5 минут. После того, как вы сможете выполнять быстро и безошибочно, можно переходить к следующему этапу.

    Постановка звука осуществляется разными способами, в зависимости от его артикуляции. Конечная цель этого этапа – изолированное правильное произнесение звука. Для этого нужно объединить отработанные движения и положения органов артикуляции, добавив воздушную струю и голос. Один из способов сделать это – в игре. Предложите ребенку поиграть. Выберите какое-нибудь действие и попросите озвучить его. Например: пошуршать, как , пожужжать, как пчела, и т.д. Второй способ – подражание. Ребенка необходимо фиксировать на движениях и положениях органов артикуляции, используя слуховой и зрительный контроль. Используйте тактильные и вибрационные ощущения. Например, ладонью, поднесенной ко рту, можно ощутить, как при произнесении звука выходит струйка воздуха. А если приложить ладонь к горлу, можно почувствовать, как вибрируют голосовые связки при произнесении звонких звуков. Последний способ постановки звуков – с механической помощью. Он требуется в случае, когда ребенку недостаточно тактильного, вибрационного, зрительного и слухового контроля. В этом случае органам артикуляционного аппарата надо помочь принять нужное положение и выполнить требуемое движение. Для удержания языка в положении можно использовать чайную ложку или палец.

    Следующий этап - автоматизация звука. Ее начинают с произнесения прямых (ра, ре, ру) и обратных (ар, ер, ур) слогов. Сначала это делают в медленном режиме, растягивая и пропевая звуки. Постепенно скорость произнесения слогов нужно ускорять, приближая к нормальному темпу речи. Потом отрабатывают слова, у которых в начале, середине или конце содержится нужный звук. За одно занятие отрабатывается 10-15 слов, каждое из них проговаривается несколько раз, выделяя автоматизируемый звук.