Методологические основы психологии с д смирнов. Методологические основы психологии.docx к.р

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

Темы контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

по дисциплине «Методологические основы психологии»

Задание. Выберите из предложенных тем одну и напишите, по заинтересовавшей вас теме доклад. Работу необходимо оформить письменно в тетради (12 листов).

1.​ Соотношение школ и парадигм в психологии.

2.​ Понятие научного метода в философии науки и в психологии.

3.​ Деятельность как философская и общепсихологическая категория.

5.​ Принцип активности в современной психологии познания и психологии личности.

6.​ Дискуссия Г. Эббингаусса и В. Дильтея об описательной и объяснительной психологии.

7.​ Рефлексивный характер методологического знания. Виды рефлексии в науке.

8.​ Конструктивный метод и социальный конструкционизм.

9.​ Критерии прогресса психологической науки.

10.​ Культурно-историческая концепция: саморегуляция в противовес причинной детерминации.

11.​ Сравнение позиций В.Вундта, Л. С. Выготского и М. Коула в понимании становления высших психических функций.

12.​ Сознание и бытие в концепциях М.К. Мамардашвили и С.Л. Рубинштейна.

13.​ Экспериментальная и нарративная психология.

14.​ Неклассический идеал рациональности и неклассическая психология.

15.​ Принцип сетевой организации знаний в психологии.

16.​ Ценности в выделении предмета психологии и обосновании методов психологического исследования.

17.​ Три идеала рациональности и этапы развития психологии.

18.​ Дискуссия по проблеме, может ли психология быть монопарадигмальной наукой или полипарадигмальной.

19.​ Разные трактовки принципа системности в психологии.

20.​ Психологическая причинность и реализация трех основных условий причинного вывода в психологии.

21.​ Ложные дихотомии в психологии.

22.​ Понимание и объяснение в психологии.

23.​ Принцип единства интеллекта и аффекта в психологии (от Б. Спинозы до современных представлений).

24.​ Специфика качественных подходов в психологии.

1.​ Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – М.: Юрайт, 2010. (Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2006-2009).

2.​ Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. Т.1. М., 1982. С. 291-436.

3.​ Зинченко В.П., Мамардашвили М.К. Проблема объективного метода в психологии// Вопросы философии, 1977. №7. С. 109-125.

4.​ Асмолов А.Г. По ту сторону сознания: Методологические проблемы

неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.

5.​ Барр В. Социальный конструктивизм в психологии // Постнеклассическая психология. 2004. №1. С. 145 –151.

6.​ Брунер Дж. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский // Вопросы психологии, 2001. №1. С. 3-13.

7.​ Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: МГППУ, Смысл, 2003.

8.​ Гусельцева М.С. Культурно-историческая психология: от неклассической к постнеклассической картине мира // Вопросы психологии, 2003. №1. С. 99−115.

9.​ Ильенков Э.В. О роли противоречия в познании// Э.В. Ильенков: личность и творчество/ Ред.-составитель И.П.Фарман. – М.: Языки русской культуры, 1999. С. 245 –257.

10.​ Ильенков Э.В. Проблема идеального// Вопросы философии. 1979. № 7–8.

11.​ Каган М.С. Человек как проблема современной философии. 1971. // Электронный ресурсhttp://anthropology.ru/ru/texts/kagan/man.html .

12.​ Корнилова Т.В. Многоуровневые концепции познания в российской и грузинской психологии // Психологический журнал, 1995. №4. С. 61 –71.

13.​ Корнилова Т.В. К проблеме полипарадигмальности психологических объяснений (или о роли редукционизма и пристрастиях в методологии психологии) // Психологический журнал. 2006. №5. С. 92 –100.

14.​ Корнилова Т.В. Принцип толерантности к неопределенности: основания и проблемы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. №3 (11). URL: http:/ psystudy.ru/ index.php/num/2010n3−11/320−kornilova11.html.

15.​ Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

16.​ Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: Мецниереба, 1984.

17.​ Марцинковская Т.Д. Междисциплинарность как системообразующий фактор современной психологии/ Методологические проблемы современной психологии/ Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Смысл, 2004. с. 61-81.

18.​ Пиаже Ж. Экспериментальный метод / Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. I-II. М.: Прогресс, 1966. С. 99-194.

19.​ Полани М. Личностное знание. М., 1985.

20.​ Поппер К. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

21.​ Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Эдиториал УРСС, 2000.

22.​ Психология и новые идеалы научности (материалы "круглого стола")// Вопросы философии, 1993. № 5. С. 3-42.

23.​ Смирнов С.Д. Методологический плюрализм и предмет психологии// Вопросы психологии, 2005. №4. С. 3-8.

24.​ Степин В.С. Теоретическое знание: Структура, историческая эволюция. М., 2000.

25.​ Теория и методология психологии: Постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. – М.: Изд-во ИП РАН, 2007.

26.​ Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М.: Эдиториал УРСС, 1997.

27.​ Юревич А.В. Ценностные основания психологической науки / Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / Под ред. В.В. Знакова, Г.В. Залевского. М.: ИП РАН, 2008. С. 21-40.

Пример оформления титульного листа

Уральский институт экономики, управления и права

Кафедра психологии

Контрольная работа

по дисциплине « Методологические основы психологии»

Исполнитель:

студент 3 курса заочного отделения,

гр. П-301, Иванов Иван Иванович

Руководитель:

д.пс.н., профессор Н.В.Жукова

В учебнике психологическая наука представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. В книге учтены дискуссии последних лет о проблемах методологии психологии, а также отражены новые интересные публикации по данной теме в отечественных периодических изданиях и сборниках.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Методологические основы психологии 2-е изд., пер. и доп. Учебник для академического бакалавриата" Татьяна Васильевна Корнилова бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.



  1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Дополнительная литература:

        1. Bedny G.Z., Karwowski W. A A functional model of the human orienting activity // Theoretical Issues in Ergonomics Science. 2004. Vol. 5. Number 4. – pp. 255 – 274.
Семинары 8 и 9

Принцип системности в психологии

Вопросы:


  1. Понятия «система», «системный подход».

  2. Функциональный анализ.

  3. Структурный анализ.

  4. Системно-исторический подход.

  5. Подготовить краткое описание личности Вашего знакомого (учащегося) по следующей схеме:
а) перечислить надсистемы; б) функции (Петрова) в его надсистемах (только социальных); в) структура личности; г) генез личности; д) избыточная неадаптивность.

6. Подготовить краткое описание известной Вам семьи по следующей схеме:

а) перечислить надсистемы; б) подсистемы; в) функции в надсистемах (только социальных); г) структура семьи; д) генез; е) избыточная неадаптивность; ж) системообразующий фактор.

7. Анализ фирмы, организации. +функциональные подсистемы; + единицы анализа.

Доклады:

1. Понятие о единицах анализа системы.


        1. Избыточные неадаптивные элементы системы.

        2. Теория систем Л. фон Берталанфи.

        3. Синергетика.

        4. Автопоэзис (аутопоэзис).

        5. Теория диссипативных структур.
Основная литература:

1,2. базовые учебники.


3. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

Дополнительная литература:

1. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).

Основная литература:

1,2. Базовые учебники.

Дополнительная литература:


        1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.

        2. Большой энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, Санкт - Петербург: Фонд "Ленинградская галерея", 1993. - 1630с. (или более поздние издания).
Семинар 12

Дискуссия по проблеме соотнесения психологической науки и психологической практики

Группа будет разделена на две части по алфавиту (списку).


  1. Группа 1 (фамилии от «А») готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика опирается на разработки ученых-психологов».
Подготовить аргументацию, примеры. Подумать, какие Ваши оппоненты могут привести контрпримеры, контраргументацию. Какие вопросы Вы сможете задать к аргументации оппонентов? Каков базис Вашей аргументации и аргументации оппонентов? Как сможете показать, что примеры оппонентов скорее подтверждают Вашу позицию, чем их позицию?

  1. Группа 2 (вторая половина списка) готовит обоснование следующей позиции: «Психологическая практика НЕ опирается на разработки ученых-психологов».
Подготовить аргументацию, примеры по инструкции для группы 1.

Основная литература:

1. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – С. 125 – 131.

Дополнительная литература:


  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – Главы 5,6.
Семинары 13 и 14.

Вопросы:


        1. Пояснить смысл терминов, используемых в таблице 1 и в таблице 2 (см. ниже).

        2. Как проявляется принцип детерминизма в вертикальном сопряжении понятий таблицы 1 и таблицы 2.

        3. Как проявляется принцип развития в вертикальном сопряжении (снизу вверх) таблицы 1 и таблицы 2.

        4. Как проявляется принцип системности в вертикальном и горизонтальном сопряжении понятий таблицы 2.

        5. Почему А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский считали задачу поиска единиц анализа психики бесперспективной?

        6. Сформулируйте теоретические проблемы современной психологии как проблемы объяснения сопряженности онтологической составляющей соседних по вертикали понятий. Сформулируйте понятия «теоретическая проблема психологии», «теоретическая психология».

        7. Какие известные Вам психологические феномены не охвачены системой категорий из таблицы 2?
Доклады к семинару 14.

1 – 12. Проблема сопряжения понятий и ее решение в современной психологии. Например: проблема соотношения : 4. Потребности и мотива. 5. Мотива и ценности. 6. Ценности и идеала.


Табл. 1. Структура пространства природы и социума

Ноосфера

Психосфера

Биосфера

Табл. 2. Структура психосферы


Экстрапсихологические категории:

Личность

Идеал

Активность

Логос

Соучаствование

Смысл

Метапсихологические категории:

Я

Ценность

Деятельность

Сознание

Общение

Чувство

Базисные психологические категории:

Индивид

Мотив

Действие

Образ

Отношение

Переживание

Протопсихологические категории:

Организм

Потребность

Реакция

Сигнал

Различение

Аффективность

Основная литература:

Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: Инфра-М, 1998. – Раздел: Категориальная система – ядро теоретической психологии (вместо заключения).

Дополнительная литература:

Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 3.

Семинар 15

Общение


        1. Понятие «общение».

        2. Категория «общение» в системе категорий психологии. Соотнесение категорий (см. Табл. 2 семинара 14).

        3. Функции общения.

        4. Структура общения.
Доклады: 1. «Язык животных» и язык человека. Функции, различия. 2. Совместная деятельность. 3. Совместное творчество как ресурс деятельности организации (понятия). 4. Групповая рефлексивность и корпоративная память.

Основная литература:

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – 444 с. (или более поздние издания). – Глава 5. Общение.

Дополнительная литература:


        1. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Совместное творчество как ресурс деятельности организации: состояние и перспективы исследований // Психологический журнал. 2011, № 3 (Т. 32), с. 3 – 21.

        2. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Обмен знаниями, групповая рефлексивность и корпоративная память как объекты социальной психологии // Психологический журнал. 2010, № 3 (Т. 31), с. 5 – 16.
Семинар 16

Сознание


  1. Онтологический аспект проблемы сознания .

  2. Теории сознания.

  3. Структура сознания.

  4. Функции сознания: когнитивная, регулятивная, коммуникативная, проектировочная.

  5. Проблемы разработки теории сознания.
Вопрос для обсуждения:

Зачем А.Н. Леонтьев, описавший структуру (образующие) сознания (значение, личностный смысл, чувственная ткань), ввел еще понятие «образ мира»?

Доклады:

Теории сознания.

Основная литература:


        1. Зинченко В.П. От потока к структуре сознания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2009, Т.6., № 2. – С. 3 – 36.

        2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – С. 173 - 189.

        3. Серкин В.П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. М.: Пчела, 2008. – С. 308 - 320.
Дополнительная литература:

1. Акопов Г.В. Психология сознания. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. – 272 с.

2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс. СПб: «Издательство ДНК», 2000. – 528 с.


  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. – Глава 4.

  2. Налимов В.В. Спонтанность сознания. Вероятностная архитектоника смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989. – 287 с.

  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. – Гл. 6.

  4. Akopov Garnik V. Consciosness as a central problem of modern psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 15 – 23.

  5. Yung R.M. Mental Space. London: Process Press, 1994.
Семинар 17

Актуальные проблемы современной психологии (1)

Вопросы:


  1. Психофизическая проблема.

  2. Психофизиологическая проблема.

  3. Психогенетическая проблема.

  4. Психогностическая проблема.

  5. Психосоциальная проблема.

  6. Проблема соотношения социального и биологического в психическом развитии.
Семинар 18

Актуальные проблемы современной психологии (2)
Вопросы:


  1. Критерии научности (повторить).

  2. Психопраксическая проблема.

  3. Психоэнергетическая проблема.

  4. Психотерапевтические мифы.

  5. Психология и парапсихология.

  6. Психология и религия.
Основная литература:

  1. Берулава Г.А. Методология современной психологии. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009. – С. 51 – 64, 161 – 180.

  2. Корнилова Т.В., Смирнов С.Д. Методологические основы психологии. СПб.: Питер, 2006. – Гл.2.

  3. Ломов Б.Ф. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. – Гл.7.

  4. Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии . М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – Гл.5.
Дополнительная литература:

  1. К читателям // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 3 - 6.

  2. Серкин В.П. Влияние религиозных и эзотерических учений на развитие психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 75 – 79.

  3. Слободчиков В.И. Толерантность к нетерпимости // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2007. Т.4. № 4. С. 13 - 17.

  4. Выберите статью из этого номера журнала «Психология для обсуждения».

  5. Benner David G. Psycotherapy and the Spirits Quest. Grand Rapids, Michigan: Baker Books House, 1988.

  6. Anthony Freeman. A Daniel Come To Judgement? Dennett and the Revisioning of Transpersonal Theory // Journal of Consciousness Studies, 13, No. 3, 2006, pp. 95–109

  7. Panov V.I., Khisambabeyev Sh.R. Climate Chandge and the Ecological Psychology // Psychology in Russia: state of the Art. Scientific Yearbook / Ed by Yu.P. Zinchenko & V.F. Petrenko. – Moscow: Lomonosov Mocrow State University; Russian Psychology Society, 2011. – pp. 62 – 73.
Семинар 19

Культурно-историческая теория (КИТ)

Вопросы:


  1. Основания КИТ.

  2. Суть КИТ.

  3. Наиболее эвристичные понятия КИТ (единицы анализа, интериоризация-эксетриоризация, ЗБР, ССР и др.).

  4. Критика и развитие КИТ.

  5. Культурно-историческая психология.
Доклады

Темы

581

582

583

584

Суть КИТ (до 10 мин.).

ЗБР (до 5 мин.).

ССР (до 5 мин.).

Критика КИТ (до 7 мин.).

Развитие КИТ (до 10 мин.).

Культурно-историческая психология (до 7 мин.).

Основная литература:

  1. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994.С. 48 – 57.

  2. Марцинковская Т.Д., Юревич А.В. История психологии. М.: Академический проект; Трикста, 2011. – С. 499 – 500.

  3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-Еврознак, 2003. – С. 227 - 230.

  4. Роджер Смит. История психологии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. – С. 326 - 330.

  5. Шабельников В.К. История психологии. Психология души. М.: Академический проект: Мир, 2011. – С. 293 - 297.
Дополнительная литература (для обучавшихся по другому (непсихологическому) профилю):

  1. Константинов В.В. Методологические основы психологии. – СПб.: Питер, 2010. – 240 с.

  2. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2010. - С. 95 -98.

        1. Приложение 2
Темы прочитанных лекций

Лекция 1


  1. Понятие «методология».

  2. Научная рефлексия. Методология как форма рефлексии науки.

  3. Понятие «метод».
Лекция 2

  1. Понятие «наука».

  2. Формы существования науки.

  3. Научные революции.
Лекция 3

  1. Проблема демаркации.

  2. Различия: методология, мировоззрение, наука, философия.

  3. Проблема знания.

  4. Предмет и объект исследования, познавательная ситуация: предмет.
Лекция 4

  1. Предмет и объект исследования.

  2. Основные методы методологического исследования.

  3. Научные модели.
Лекция 5

  1. Проблемы современной психологии (внешние рамки развития).

  2. Рациональная, эмпирическая и практическая психология.
Лекция 6

  1. Теоретические и эмпирические методы психологии.

  2. Моделирование в психологии.

  3. Требования к модели.
Лекция 7

  1. Особый вид моделей – единицы анализа психического .

  2. Математическое моделирование и психология.
Лекция 8

  1. Теория как модель реальности в психологии.

  2. Характеристики теории.

  3. Компоненты теории (по В.Н. Дружинину).
Лекция 9

  1. Классификации научных теорий.

  2. Структура теорий.

  3. Теория и практика (психогностическая проблема).
Лекция 10

  1. Проблема закона в психологии.

  2. Классификация законов (по Б.Ф. Ломову).

  3. Виды детерминизма: причинный, целевой, множественный, синхронный, «вероятностный», опосредствованный.
Лекция 11

        1. Варианты решения проблемы детерминизма в отечественной психологии .

        2. Категории психологии.
Лекция 12

              1. Слово и его значение.

              2. Обобщающая, абстрагирующая и анализирующая функции слова .

              3. Понятия и категории. Функции категорий. Виды категорий.

              4. Выделение категорий: исторический аспект. Базовые категории диалектики.

              5. Группы категорий психологии, выделяемые разными авторами.
Лекция 13

1. Определения понятия «психика».

2. Критерии психического.

3. Стадии развития психики.

Лекция 14

1. Вопрос о субстанции психического.

2. Материалистический подход.

5. Стадии развития психики.

Лекция 15

1. Стадии развития психики.

2. Подходы к пониманию психического в отечественной психологии.

4. Субъективный характер психического.

5. Поиски механизмов психического отражения.

6. Уровни психического отражения.

Лекция 16. Сознание


        1. Взгляды на природу сознания.

        2. Определения понятия «сознание».

        3. Сознание как качественно новая форма психического отражения.

        4. Структура сознания.

        5. Свойства сознания.
Лекция 17. Теория деятельности

2. Решаемые теоретические проблемы.

3. Характеристика деятельности.

4. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма.

15. Приложение 3

Дополнительное задание 1

(необязательное)

Дополнительное задании студент не обязан выполнять. Студент может выполнить дополнительное задание при желании набрать один или два дополнительных балла.

Суть задания состоит в самостоятельном составлении теста по предмету. Тест должен состоять из закрытых вопросов следующего типа:


        1. Выбрать правильный ответ из нескольких вариантов ответа.

        2. Правильно совместить понятия, расположенные в случайном порядке .

        3. Вставить правильный ответ соответственно контексту (предложению, фразе).
За десять зачтенных преподавателем вопросов студентов получает один балл. Более двух баллов набрать с помощью дополнительного задания нельзя.

        1. При составлении вопросов постарайтесь быть оригинальными (подумайте, какие вопросы, прежде всего, составят Ваши однокурсники и постарайтесь не повторить их).

        2. Тематика не менее половины Ваших вопросов должна быть шире , чем тематика первых трех глав базовых учебников.
Сроки: д ополнительные задания, сданные после 22.12.11 до зачета преподавателем не рассматриваются, баллы не учитываются.

16. Приложение 4

Дополнительное задание 2

(необязательное)

Студентам, желающим получить по итогам текущей работы до 2 (двух) дополнительных баллов, необходимо составить до 10 (десяти) обучающих упражнений по предмету «Теория и методология современной психологии», аналогичных выполняемым на семинарских занятиях. Каждое зачтенное преподавателем упражнение оценивается в среднем на 0,2 балла. Более двух баллов набрать с помощью этого задания нельзя (не нужно присылать по 100 упражнений).

Описание каждого упражнения должно включать с себя следующие четыре составляющие : 1) текст задания – не более 800 знаков с пробелами; 2) правильный ответ (варианты правильного ответа); 3) инструкция (задание) студентам; 4) объяснение получаемого в результате упражнения учебного результата.

Учебными результатами могут быть следующие: навыки рефлексивной работы; навыки выделения оснований; выделения принципа; объединения данных в систему (не просто перечисление); получение знаний по предмету как результат выполнения учебных действий; получение знаний по предмету для выполнения учебных действий; получение знаний по предмету как результат решения предложенной проблемы; навыки переформатирования текста с сохранением смысла и информации; навыки обобщение, нахождения закономерности, аналогии; опровержения и пр.

Просто запоминание знаний по предмету в результате выполнения упражнения не
2012 -> Программа дисциплины Международные стратегии развития организации для направления 080500. 62 «Менеджмент»
2012 -> 5 Аминокислоты
2012 -> -
2012 -> Элементы теории случайных процессов

Год выпуска: 2006

Жанр: Психология

Формат: PDF

Качество: OCR

Описание: Несмотря на то что курс «Методологические основы психологии» является обязательным для специалиста-психолога, а интерес к данной области психологии усиливается, соответствующих университетских учебников до сих пор не существует. Этот пробел во многом восполняется настоящим изданием, в котором много внимания уделяется анализу методологии науки как особому типу знания, а также сущности научною знания в психологии. Изменение критериев научности, смена парадигм в психологии и связи психологического объяснения с используемыми методами - эти проблемы предваряют анализ основных принципов психологическою исследования. Cooтношение теории, закона и методов психологии раскрывается па фоне обсуждения одной из центральных проблем - проблемы кризиса (в разных вариантах ее осмысления и понимания возможностей ее разрешения).
Книга «Методологические основы психологии» рекомендуется студентам и аспирантам, а также преподавателям и исследователям в различных областях психологии и методологии научного знания.

«Методологические основы психологии»


Общие представления о методологии науки

  1. Понятие метода в узком и широком смысле
  2. Соотношение понятий «наука», «философия» и «мировоззрение»
  3. Виды и формы рефлексии научного знания
  4. Структура методологического знания (уровни и подходы)
  5. Дескриптивная и нормативная функции методологического знания
  6. Понятия объекта и предмета научного исследования (познавательная ситуация)
  7. Соотношение методологии и психологии. Значение психологического знания для методологии науки
История развития и современные представления о научном познании
  1. Историческая относительность форм, средств, идеалов и норм научного познания
  2. Субъективное и объективное знание в теориях познания
  3. Научная революция XX в.: возникновение неклассического естествознания
  4. Позитивизм и его роль как методологического базиса наук на определенной ступени развития научного познания
  5. Понятия парадигмы и научной революции по Т. Куну
  6. Принцип фальсифицируемости гипотез в теории критического реализма К. Поппера
  7. И. Лакатос и концепция внутреннего единства логики доказательства и опровержения
  8. Старые дихотомии в современных методологических подходах
    1. Новые критерии научного знания
    2. Фаллнбилизм
    3. Релятивизм и операционализм
    4. Номинализм, реализм, рационализм
    5. Интуитивизм
    6. Теоретическое - эмпирическое
  9. Постнеклассическая стадия развития науки
  10. Постпозитивистская трактовка развития науки
Специфика методологии психологии
  1. Особенности психологического знания
  2. Ненаучное психологическое знание и возможность психологического знания как научного
  3. Рациональная и эмпирическая психология (в истории становления психологии как науки)
  4. Ассоцианизм как первое направление психологии
  5. Современное представление о теоретических и эмпирических методах в психологии
  6. Моделирующий подход в теории познания и психологические гипотезы
Причинность и детерминизм в методологии науки
  1. Причинность как принцип научного объяснения
    1. Принцип детерминизма: от античного к механистическому и вероятностному
    2. Биологический детерминизм и классическая картина мира
  2. Зарождение представлений о психологической причинности
    1. Возникновение представлений о психологической причинности
    2. Каузальность в классической и неклассических парадигмах
    3. Причинность и закон
  3. Формирование новых подходов к пониманию причинности в естествознании
Психология как самостоятельная наука
  1. Первые научные парадигмы в психологии и признаки кризиса
  2. Структура и специфика психологических теорий
    1. Множественность подходов к выделению структуры
    2. Теории разной степени общности
  3. Психологические теории и пограничные области знания
  4. Практика в противопоставлении психологической теории
Кризис в психологии и поиск общей методологии
  1. Постановка проблемы кризиса в психологии
    1. От понятия кризиса к пониманию психологии как мультипарадигмальной науки
    2. Основные признаки кризиса
    3. Кризисная или мультипарадигмальная наука? (Резюме)
  2. Теоретическая психология как оппозиция общей психологии
  3. Классификация общепсихологических теорий на основе закрытой типологии
  4. Методологический плюрализм в психологии
  5. Методология без общепсихологической теории и в контексте логики науки
Теория деятельности как методологический подход в психологии
  1. Деятельностное опосредствование
  2. Соотношение понятий «взаимодействие», «отражение» «активность», «деятельность»
    1. Категории «взаимодействие» и «отражение»
    2. Категория «активность»
    3. Деятельность как философская категория
  3. Теория деятельности как общепсихологическая парадигма
  4. Возвращение категории образа в подходе А. Н. Леонтьева (как аспект преодоления постулата непосредственности)
  5. Перспективы деятельностного подхода
Психологическая причинность
  1. Различия в понимании психологической причинности и сути психологического экспериментирования
    1. Множественность представлений о психологической причинности

Настоящее издание является учебником к обязательному курсу «Методологические основы психологии». Психологическая наука в нем представлена в контекстах основных методологических подходов, специфики психологического знания и принципов психологии, изменения критериев научности и связи психологического объяснения с представлениями о ее предмете и методах исследования. Соотношение теории, закона и методов в психологии раскрывается на фоне динамики представленных в ней парадигм и обсуждения таких центральных проблем, как проблема кризиса (в разных вариантах ее осмысления), особенности психологического понимания и объяснения, стадиальность развития научного знания. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения. Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности 030301 (020400) «Психология» и 030302 (022700) «Клиническая психология», а также преподавателей и исследователей в различных областях психологии и методологии научного знания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.