Некрасов тема родины. Тема родины и ее художественное воплощение в поэзии некрасова и лермонтова

Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова

Имя Н. А. Некрасова неразрывно связано в нашем представлении с крестьянской Россией. Пожалуй, никто из поэтов не смог так постичь душу народа, его психологию, высокие нравственные качества. Стихи Некрасова наполнены могучим чувством сострадания к своему народу, его бесправной, подневольной судьбе, огромным желанием сделать его будущее светлым и прекрасным. Некрасова называют "певцом народного горя". Его "кнутом иссеченная муза" служила делу пробуждения многомиллионных масс трудящихся к борьбе за свои права. Творчество Некрасова охватывает значительный период русской истории. В его произведениях предстает и крепостническая, и пореформенная Россия, в которой неизменным оставалось нищенское и бесправное положение народа. Чем же была родина для Некрасова? Идиллическим "дворянским гнездом", с которым связаны светлые детские воспоминания?

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,
Отрадного душе воспоминанья нет...

К такому выводу приходит Некрасов в стихотворении "Родина" , вспоминая о своих детских годах, проведенных в отцовской усадьбе. На первый взгляд, это стихотворение воспроизводит картины биографии поэта. Но они настолько типичны, что представляют собой обобщенный образ крепостной России. И автор выносит ей свой беспощадный приговор. Атмосфера рабства влияла и на крестьян, и на их господ, обрекая одних на бесправие и нищету, других - на роскошь и праздность.

И вот они опять, знакомые места,
Где жизнь отцов моих, бесплодна и пуста,
Текла среди пиров, бессмысленного чванства,
Разврата грязного и мелкого тиранства;
Где рой подавленных и трепетных рабов
Завидовал житью последних барских псов.

На что же надеется задавленный нуждой русский мужик? Один из вариантов ответа на этот вопрос мы находим в стихотворении "Забытая деревня" (1855). В каждой из пяти строф этого стихотворения удивительно емко и лаконично дана отдельная законченная картина из жизни "забытой деревни". И в каждой из них - человеческие судьбы, заботы и проблемы: здесь и просьба "бабушки Ненилы" починить избенку, и произвол "лихоимца жадного", отрезавшего у крестьян "землицы косячок изрядный", и мечты Наташи и вольного хлебопашца о свадьбе и семейном счастье. Все надежды этих людей связаны с предполагаемым приездом барина. "Вот приедет барин - барин нас рассудит" - этот рефрен проходит через все некрасовское стихотворение. Но напрасно крестьяне надеются на справедливое и гуманное отношение к ним барина. Ему нет дела до крестьян. Прошли годы, прежде чем они дождались барина, привезенного в гробу.

Старого отпели, новый слезы вытер,
Сел в свою карету - и уехал в Питер.

Этими наполненными горькой иронией строчками заканчивается стихотворение, в котором явственно звучит мысль о бесполезности и безрезультатности просьб и жалоб крестьян к господам. Эта тема находит продолжение в стихотворении "Размышления у парадного подъезда" (1858), в котором автор с огромной обобщающей силой рисует угнетенное положение русского народа. Перед глазами лирического героя разыгрывается типичная сцена. Крестьяне-ходатаи приходят к парадному подъезду в поисках защиты от произвола мироедов у влиятельного петербургского сановника. "С выраженьем надежды и муки" обращаются они к швейцару, прося допустить их к вельможе и предлагая жалкие крестьянские гроши.

Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы...

Эта сцена, выразительно, реалистически нарисованная автором, вызывает естественное чувство сострадания к униженному, подневольному народу. В этом эпизоде явственно проступают такие черты русского крестьянства, как смирение, покорность, привычка безропотно подчиняться силе. Ведь мужики не делают никакой попытки добиться аудиенции у вельможи, чтобы выполнить возложенную на них миссию, а ведь "брели-то долгонько они из каких-нибудь дальних губерний". Прогнанные швейцаром, они "с непокрытыми шли головами". Эта выразительная деталь подчеркивает пассивность крестьянства, неумение отстаивать свои права.

Описанный эпизод заставил лирического героя задуматься над нынешним положением русского народа, судьба которого находится в руках вельмож, почивающих в "роскошных палатах". Обращаясь к этому влиятельному сановнику, автор тщетно пытается пробудить в его душе добро, воротить ушедших крестьян. Но "счастливые глухи к добру", - горестно констатирует герой. Вельможе и ему подобным безразлична судьба собственного народа, его страдания, тем более, что русский мужик привык терпеть. Автор обращается с риторическими вопросами к Волге, к родной земле, к народу. Смысл этих обращений - в стремлении вывести народ из состояния духовного сна, поднять его на борьбу за лучшее будущее, ибо он может освободиться только собственными силами. Но в вопросе, обращенном к народу, звучат боль и сомнение, напоминающие пушкинскую "Деревню". Эх, сердечный!
Что же значит твой сон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил, -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

В "Железной дороге" (1864) уже слышится уверенность поэта в светлом будущем русского народа, хотя он и отдает себе отчет в том, что эта прекрасная пора наступит нескоро. А в настоящем в "Железной дороге" предстает та же картина духовного сна, пассивности, забитости и смирения. Предпосланный стихотворению эпиграф помогает автору высказать свой взгляд на народ в полемике с генералом, который называет строителем железной дороги графа Клейнмихеля, а народ в его представлении - это "варвары, дикое скопище пьяниц". Некрасов в стихотворении опровергает это утверждение генерала, рисуя образы подлинных строителей дороги, рассказывая о тяжелейших условиях их жизни и труда. Но поэт стремится пробудить в юном Ване, олицетворяющем молодое поколение России, не только жалость и сострадание к угнетенному народу, но и глубокое уважение к нему, к его созидательному труду.

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.

Народ в представлении Некрасова - это "сеятель и хранитель" русской земли, создатель всех материальных ценностей, творец жизни на земле. В нем таятся скрытые могучие силы, которые рано или поздно вырвутся на простор. Поэтому Некрасов верит в то, что народ преодолеет все трудности и "широкую, ясную грудью дорогу проложит себе". Но, чтобы наступило это долгожданное время, нужно с колыбели внушать мысли о том, что счастье - не в холопском терпении и покорности, а в борьбе с угнетателями, в бескорыстном труде. В "Песне Еремушке" сталкиваются два мировоззрения, два возможных жизненных пути, которые ожидают пока еще несмышленого младенца. Одна судьба, которую пророчит ему в песне няня, - это путь рабской покорности, который приведет его к "привольной и праздной" жизни. Этой холопской, лакейской морали противопоставлено иное представление о счастье, которое раскрывается в песне "проезжего городского". Оно понимается как борьба за народные интересы, которая наполнит жизнь высоким смыслом, подчинит благородной цели.

С этой ненавистью правою,
С этой верою святой
Над неправдою лукавою
Грянешь божьею грозой...

"Песня Еремушке", написанная в 1858 году, осталась актуальной и после официального освобождения крестьян. В "Элегии" (1874) Некрасов вновь ставит вопрос о судьбе народа: "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Нет, ему еще предстоит отстаивать свое право на счастье, на достойную человека жизнь...

Некрасов Николай Алексеевич, (1821-1877) русский поэт.

Родился в местечке Немирово (Подольская губерния) в семье мелкопоместного дворянина. Детские годы прошли в селе Грешневе в родовом имении отца, человека крайне деспотичного. В возрасте 10 лет был отдан в Ярославскую гимназию.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским.

В 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник», основанный А.С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал.

В период работы над «Современником» Некрасов выпустил несколько сборников стихов, в том числе «Коробейники» (1856) и «Крестьянские дети» (1856), которые принесли ему известность и как поэту.

В 1869 Некрасов приобрёл право на издание журнала «Отечественные записки» и издавал его. В период работы в «Отечественных записках» создал поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (1866-1876), «Дедушка» (1870), «Русские женщины» (1871-1872), написал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма «Современники» (1875).

В начале 1875 Некрасов тяжело заболел, ни знаменитый хирург, ни операция не могли приостановить стремительно развивавшегося рака прямой кишки. В это время он начал работу над циклом «Последние песни» (1877), своеобразным поэтическим завещанием, посвященным Фекле Анисимовне Викторовой (в творчестве Некрасова Зинаида), последней любви поэта. Некрасов скончался в возрасте 56 лет.

Тема Родины в лирике Некрасова

Тема родины занимает одно из ведущих мест в творчестве Некрасова. В произведениях, посвященных этой теме, поэт затрагивает наиболее острые проблемы своего времени. Для Некрасова была актуальна проблема рабства. Однако он рассматривал ее несколько в другом аспекте. Поэта прежде всего волнует рабская покорность крестьян. Это объясняется тем, что поэт видел в крестьянстве подлинную силу, способную обновить и возродить современную ему Россию. В стихотворении «Железная дорога» автор показывает, что идеи рабского смирения очень силь­ны в народе, даже тяжелый труд и нищета не могут изменить его мировоззрение:

Грабили нас грамотеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда

Все претерпели мы, божий ратники,

Мирные дети труда!

Образ народа в стихотворении трагичен и масштабен. Автор искренним сочувствием рассказывает о тяжелой участи строителей. Иногда повествование приобретает характер документального свидетельства:

Видишь, стоит, изможден лихорадкою,

Великорослый, больной белорус;

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах.

Описание бедствий народа поэт заканчивает восклицанием:

Вынес и эту дорогу железную -

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все - и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе...

Однако эти оптимистические строки заканчиваются горьким приговором поэта:

Жаль только - жить в эту пору прекрасную

Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Поэт не надеется на то, что положение народа улучшится в ско­ром будущем прежде всего потому, что сам народ смирился со своей участью. Подчеркивая это, Некрасов заканчивает стихотворение безобразной сценой, которая еще раз доказывает, что психология крестьян-строителей - это психология холопов:

Выпряг народ лошадей - и купчину

С криком ура! по дороге помчал...

Образ России, «одержимой холопским недугом», возникает и в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Поэт идет от изображения городских сцен к описанию мужицкой России. Перед нами предстают образы крестьян-ходоков:

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах...

Крест - это символ мученичества, которое суждено нести крес­тьянину. Но поэт не только говорит о тяжелой участи крестьянст­ва. Он стремится показать глубину страданий всей народной Рос­сии. Обобщенный образ страдающей Руси возникает в песне-стоне мужиков:

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал...

В этой части стихотворения Некрасов использует традиции рус­ской песни. Поэт часто употребляет повторы, характерные для на­родной поэзии:

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи,

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи...

Сочувствуя народному горю, Некрасов в то же время утвержда­ет, что только сами крестьяне могут избавить себя от страданий. В конце стихотворения поэт спрашивает русский народ:

Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил?..

Некрасов верит в пробуждение народа, недаром в поэме «Кому на Руси жить хорошо» он с большой выразительностью рисует об­разы крестьян-борцов. С искренней симпатией показаны в поэме Ермил Гирин, Яким Нагой, Савелий - богатырь святорусский.

Некрасов также широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Это, прежде всего, отразилось в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Уже первые строчки поэмы вводят нас в мир народной сказки:

В каком году - рассчитывай,

В какой земле - угадывай,

На столбовой дороженьке

Сошлись семь мужиков...

Поэт сумел передать живую речь народа, его песни, присказки и поговорки, вобравшие в себя вековую мудрость, лукавый юмор, печаль и радость.

Некрасов считает своей ро­диной именно народную Россию. Все свое творчество он посвятил служению народным интересам, так как видел в этом главную за­дачу поэзии. Некрасов в своем творчестве утверждает принцип гражданственности поэзии. В стихотворения «Поэт и гражданин» он говорит:

Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан!

Это вовсе не означает: не будь поэтом, а будь гражданином. Для Некрасова истинный поэт - это и есть «отечества достойный сын». Подводя итог своему творчеству, Некрасов признавался:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил - и сердцем я спокоен...

Таким образом, поэт видел смысл своего творчества имен­но в служении отечеству, поэтому тема родины занимает одно из ведущих мест в их поэзии.

Народ-труженник в творчестве Н.А. Некрасова …В нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль… заступника за безгласных и приниженных.

Н. А. Некрасов.

С детства знакомы каждому из нас проникновенные стихи и поэмы Николая Алексеевича Некрасова. Создавая свои бессмертные произведения, поэт смотрел на жизнь глазами народа, рассказывал о ней его языком. С любовью, сочувствием и пониманием, с глубоким проникновением в самую суть жизни рисовал Некрасов простого человека. Он подмечал в нем живой ум, сметку, талант, большое человеческое достоинство, стремление к труду.

В творчестве Н. А. Некрасова труд занял одно из почетнейших мест. Поэт в своих стихотворениях правдиво рассказал о том, как живет и работает русский народ, показал его как подлинного строителя и творца жизни, «сеятеля и хранителя» богатств страны, «чьи работают грубые руки».

Труд – основа жизни, и только тот может себя по праву считать человеком, кто трудится, лишь тому откроются в будущей жизни небесные блага, кто на земле проводит время не в праздности, а в праведных трудах. Поэтому всякий положительный персонаж некрасовской поэзии – прежде всего хороший и умелый работник.

Лирик Некрасов как бы всегда среди людей, их жизнь, их нужды, их судьба его глубоко волнуют. И поэзия его всегда социальна.

В шестидесятые годы поэтом написано одно из самых значительных его произведений – знаменитая «Железная дорога». Эта великая песня мертвецов, строителей железной дороги, вскрывает бессовестную эксплуатацию предпринимателями труда русских крестьян. Поэт сумел нарисовать живую картину тяжелой жизни и бесправия рабочих:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

На невыносимые и бесчеловечные условия строители ж/д указывают не для того, чтобы посетовать на тяготы, перенесенные ими. Эти тяготы усиливают сознание высокой значимости сделанной ими работы, ибо трудились мужики на пользу общую. Бескорыстным трудом они служили Богу, а не личным целям, поэтому в эту лунную ночь любуются делом рук своих и радуются, что во имя Божие вынесли великие муки и страдания.

Слышишь ты пение?.. «В ночь эту лунную

Любо нам видеть свой труд…

Всё претерпели мы, божии ратники,

Мирные дети труда!»

В заключительной части Некрасов от образов обездоленных, стонущих мужиков переходит к широкому, обобщенному образу – стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной.

Поэт верит, что русский народ добьется освобождения от эксплуататоров:

Да не робей за отчизну любезную…

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную –

Вынесет всё, что господь ни пошлёт!

Вынесет всё – и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Среди русских поэтов Некрасов наиболее глубоко почувствовал и нарисовал трагически прекрасные образы вечных тружеников и страдальцев – бурлаков. Их жизнь он видел с детства, ребенком слышал их песни-стоны, увиденное и услышанное неизгладимыми чертами врезалось в память поэта. Некрасов рано понял, что

В мире есть царь: этот царь беспощаден,

Голод названье ему.

Беспощадный царь-голод сгоняет людей на волжские берега и заставляет тянуть непосильную бурлацкую лямку. В автобиографической поэме «На Волге» поэт описал то, что потом всю жизнь «забыть не мог»:

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой,

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки…

Труд бурлаков был настолько тяжел, что смерть им казалась желанной избавительницей. Некрасовский бурлак говорит:

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть –

Так лучше было бы ещё.

Всюду наряду с показом беспросветной тяжести крестьянской доли, Некрасов рисует могучие, сильные, светлые образы людей из народа, согретые авторской любовью. Это Иванушка – богатырского сложения, здоровенный детинушка, Саввушка – росту большого, рука, что железная, плечи – косая сажень.

«Трудничество»- характерная черта народных героев поэта. Мужика манит работа тяжелая, напоминающая богатырское деяние, в мечтах-думах он видит себя не иначе, как богатырем: пашет пески сыпучие, рубит леса дремучие. Прокл в поэме «Мороз, Красный нос» уподобляется почитаемому в крестьянстве труженику-богатырю:

Большие, с мозолями руки,

Подъявшие много труда,

Красивое, чуждое муки

Лицо – и до рук борода…

Вся жизнь Прокла проходит в тяжелой работе. На похоронах крестьянина «голосящие» родные вспоминают о его любви к труду как об одной из главных добродетелей кормильца:

Родителям был ты советник,

Работничек в поле ты был…

Эту же тему подхватывает в « Кому на Руси жить хорошо» Савелий, который, обращаясь к Матрене Тимофеевне, говорит:

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Нет ни одной стороны крестьянской жизни, которая была бы обойдена Некрасовым. Мысль о бесправии и страданиях народа неотделима в творчестве поэта от другой мысли – о его незаметном, но подлинном величии, о дремлющих а нем неиссякаемых силах.

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Николая Алексеевича. В поэме «Мороз, Красный нос» автор рисует образ «величавой славянки». Некрасов рассказывает о трагической судьбе Дарьи, которая взяла на себя всю мужскую работу и от этого погибает. Восхищение поэта красотой крестьянки неразрывно сливается с восхищением перед её ловкостью и силой в труде.

Н. Чернышевский писал, что для женщины, которая «много работает», признаком красоты будет «необыкновенная свежесть, румянец во всю щеку». Именно этот идеал описывает Некрасов, видя в крестьянке сочетание внешней привлекательности и внутреннего, нравственного богатства, душевной стойкости.

Красавица, мира на диво,

Румяна, стройна, высока,

Во всякой одежде красива,

Во всякой работе ловка.

Судьба Дарьи воспринимается как типическая участь русской женщины из народа. Поэт неоднократно томечает это в своих стихах:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Говоря о мучительной женской участи, Некрасов не перестает воспевать удивительные духовные качества своих героинь, их огромную силу воли, чувство собственного достоинства, гордость, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

С огромной поэтической силой поэт показывает горькую судьбу детей. Из дома их гнали «забота и нужда», на фабрике их ждал изнурительный, непосильный труд. Дети гибли, «высыхали» в фабричной неволе. Этим маленьким каторжникам, не знавшим отдыха и счастья, Некрасов посвятил стихотворение «Плач детей». Тяжесть труда, убивающего живую душу ребенка, однообразие его жизни поэт передает монотонным ритмом стихотворения, повторением слов:

Целый день на фабриках колеса

Мы вертим – вертим – вертим!

Бесполезно плакать и молиться,

Колесо не слышит, не щадит:

Хоть умри – проклятое вертится,

Хоть умри – гудит – гудит – гудит!

Жалобы детей, обреченных на медленное умирание у фабричного станка, остаются без ответа. Стихотворение «Плач детей» - это страстный голос в защиту маленьких тружеников, отданных голодом и нуждой в капиталистическое рабство.

Поэт мечтал о том времени, когда труд станет для человека радостным и свободным. В поэме «Дедушка» он показал, на какие чудеса способны люди, когда труд их свободен. «Горсточка русских», сосланных в «страшную глушь», бесплодную землю сделала плодородной, чудесно возделала нивы, вырастила тучные стада. Герой поэмы, старик-декабрист, рассказав об этом чуде, добавляет:

Воля и труд человека

Дивные дива творят!

Тема народа-страдальца и тема народа-труженика определяет лицо некрасовской поэзии, составляет её сущность. Через всё творчество поэта проходит мысль о физической и душевной красоте человека из народа, в которой Н. А. Некрасов видел залог светлого будущего.

В минуту унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.
Н. А. Некрасов
Долгим и удивительно насыщенным был творческий путь выдающегося русского поэта Н. А. Некрасова.
Стихотворением “В дороге” начался этот путь, поэмой о странствиях по Руси мужиков-правдоискателей – завершился. Й все это время, в течение всей своей творческой жизни, поэт исследовал “много шумную” и беспокойную народную Россию, пытался постичь ее удивительный, сложный и интересный мир:
У нас же дорога большая была:
Рабочего звания люди сновали
По ней без числа…
… … … … … … … … … … … … … … … …
Случалось, тут целые дни пролетали –
Что новый прохожий, то новый рассказ…
Лирика Н. А. Некрасова явилась совершенно новым этапом, – он вошел в историю литературы как действительно народный поэт.
“Зрелище бедствий народных” еще в ранние годы стало волновать будущего поэта. Он провел большую часть жизни в непосредственной близости к простому народу, поэтому во всех подробностях узнал все тяготы жизни крепостного крестьянина. “… Сердце, обливаясь кровью, чужою скорбию болит… ” – говорил он в своих стихах и называл свою Музу “печальной спутницей печальных бедняков, рожденных для труда, страданий и оков”.
“Глубокая любовь к почве звучит в произведениях Некрасова, и поэт сам искренно сознает эту любовь… – подтверждает А. Григорьев. – Одинаково любит он эту почву и тогда, когда говорит о ней с искренним лиризмом, и тогда, когда рисует мрачные или грустные картины”. Некрасов смотрел на мир глазами народа. В стихотворении “Родина” он скорбит о безрадостности и безотрадности крестьянской жизни, которая вся состоит из “глухого извечного гула подавленных страданий “:
И с отвращением кругом кидая взор,
С отрадой вижу я, что срублен темный бор
В томящий летний зной защита и прохлада.
Бесправное существование губит на корню свежие силы народные, и поэт с горечью понимает, что сам народ не может выбрать правильный путь борьбы и освобождения от оков. Потому в своих произведениях стремится указать на все тяготы, несправедливости быта и жизни русского мужика и направить развитие мысли народной в верное русло.
Герои стихотворений и поэм Некрасова живут неповторимой и насыщенной жизнью. Живут, работают, радуются, невзирая на тяготы и лишения, уготованные им жестокой судьбой. В поэзии Некрасова что ни мужик, то незаурядная личность, единственный в своем роде характер. Сблизившись душой с народом, поэт сумел не просто писать о народе, но и “говорить народом”. Жизнь рабочих и крестьян на страницах его произведений выступает невероятно яркой, многоцветной и разноликой. Крестьянский мир предстает перед нами открытым, во всей своей откровенности и непосредственности. Поэт даже говорит от имени самого народа и словами, языком самого народа. И в этой речи сливается все многообразие русских характеров:
Дорога стоголосая
Гудит! Что море синее,
Смолкает, подымается
Народная молва.
И все же в этом ярком многоголосом мире Некрасов сумел рассмотреть отдельные яркие образы крестьян, как в “Саше”, “Песни Еремушки”, “Железной дороге” и многих других произведениях. И в каждом произведении удивляет невероятная сила характеров изображенных им русских людей, их оптимизм, их жизненная энергия. Как легко герои Некрасова справляются с любыми трудностями, как упорно продолжают верить в светлое будущее!
Читая стихотворения Некрасова и проникаясь глубоким уважением к их героям – простым людям из народа, крестьянам-труженикам, мы понимаем, что духовная сила человека всегда основана на тесной связи с родиной. Чем глубже, крепче эта связь, тем значительнее человек. И силы жить и выживать в тяжелых условиях (голод, угнетение, страдания) людям дает именно любовь к родине и вера в ее светлое будущее. Некрасов уверен, что в душе каждого мужика живет стремление к освобождению “от оков”, но поэта волнует также вопрос о том, смогут ли люди подняться на эту нелегкую борьбу за свое счастье. И он верит, что смогут:
Когда над Русью безмятежной
Восстал немолчный скрип тележный.
Печальный, как народный стон!
Русь поднялась со всех сторон.
Все, что имела, отдавала
И на защиту высылала
Со всех проселочных путей
Своих покорных сыновей.
Поэт видит и открывает нам страдания родной земли, слезы матерей и жен, гибель тружеников-мужиков от голода, холода, болезней, смерть детей. Но при этом он видит Россию будущего – восставшую, освободившуюся от гнета, от векового рабства и унижения:
Прибитая к земле слезами
Рекрутских жен и матерей
Пыль не стоит уже столбами
Над бедной родиной моей.
Некрасов верит в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Поэтому ему представляется и даже отчетливо видится счастливая судьба русского народа и его родины – великой, могучей Руси.


(No Ratings Yet)



Ви зараз читаєте: Тема судьбы родины и народа в творчестве Н. А. Некрасова

ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

Не небесам чужой отчизны –

Я песни родине слагал…

Н. А. Некрасов

Поэзия Н. А. Некрасова составила целую эпоху в развитии русской литературы. Она началась со второй половины 1850-х годов и продолжалась до Серебряного века. Но эпохой творчество поэта можно назвать не только по продолжительности, а, в первую очередь, по обширности и разнообразию поэтических форм и жанров, по богатству и глубине раскрытия самых важных тем в жизни человека и человечества.

Путь Некрасова в поэзии и в жизни был нелегким. Его “первые университеты” оказались очень далеки от того, что могла дать жизнь молодому человеку из дворянской семьи. Ранние впечатления о жизни во многом определили тот факт, что, став великим русским поэтом, Н. А. Некрасов навсегда остался певцом родной земли и родного народа. Многое из того, что станет потом содержанием его стихов, прошло перед глазами молодого поэта. И это, прежде всего, людские страдания, муки, боль.

Общее страдание народа и родных, в первую очередь, его любимой матери, воспринималось им как личное, рождая ненависть к источнику – крепостному праву и его представителям – крепостникам. Эта ненависть вызывала в душе будущего поэта страстное желание борьбы.

Да, творчество Некрасова было огромно и многообразно – он писал о природе, о любви, о жизни, о горе и радости, о силе человеческого духа. Но главной темой его лирики всегда оставалась тема родины и родного народа. Судьба русского крестьянина, будущее великой и многострадальной России занимали поэта каждый час, каждую минуту. И о чем бы он ни писал, в его стихотворениях всегда незримо присутствовал величавый образ Русской земли. Да и свои силы как поэта и как гражданина он черпает именно в ней, в родной стороне:

В минуты унынья,

О родина-мать!

Я мыслью вперед улетаю.

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Произведения Некрасова наполнены страстной мечтой о лучшем будущем народа. Многие писатели, такие как Толстой и Тургенев, Герцен и Салтыков-Щедрин, всегда видели в нем борца за народное дело. Боль за угнетенный народ, за его несчастную судьбу, полную лишений жизнь нашла отражение во всем творчестве поэта. Особенно ярко эти чувства выразились в стихотворениях “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда”, поэме “Кому на Руси жить хорошо” и многих других.

Произведения великого поэта наполнены довольно противоречивыми чувствами, которые еще более ярко отражают искреннюю любовь Некрасова к своей стране, своему народу, постоянную тревогу за судьбу “матушки Руси”, за ее будущее. В его поэтических строках часто звучит нескрываемое отчаяние:

Мать-отчизна! дойду до могилы,

Не дождавшись свободы твоей!

Но эти настроения все же нередко сменяются взлетом гражданских чувств, лиризма, надежд на революционное преобразование жизни. Некрасов видел зарождающиеся силы в русском народе и свято верил в них.

В конце 50-х годов XIX века в стране происходили значительные события, вызванные поражением в Крымской войне. Россия жила ожиданием перемен, надеждами на лучшее будущее. Хотя верить в лучшее становилось все труднее. Русский народ испытывал невероятные лишения, тяготы, страдания. И вместе со своим народом страдал Некрасов, остро, как свои собственные, ощущая беды и нужды простых русских людей, скорбя о печальной судьбе своей родной земли:

Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь!

Так обращался поэт к своей родине, видя и сознавая ее величие и ее силу и в то же время – ее нищету, страдания, бессилие. Бессилие, но не безысходность. Потому что поэт ни на минуту не сомневался в том, что наступят для России лучшие времена, времена, когда народ устанет склонять голову в рабском терпении и поднимется на решительную борьбу. Он уже видел грядущие великие события в стране:

Рать поднимается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

Сердце Некрасова было пронизано болью за свой униженный и обездоленный народ. Но поэт чувствовал и невероятную гордость за мужественных, отважных, сильных духом сынов России, в самые тяжелые минуты жизни страны не раздумывая встающих на защиту родных просторов:

Когда над Русью безмятежной

Восстал немолчный скрип тележный,

Печальный, как народный стон!

Русь поднялась со всех сторон,

Все, что имела, отдавала

И на защиту высылала

Со всех проселочных путей

Своих покорных сыновей.

Некрасов верил в народные силы, в способность русского мужика быть героем национальной истории. Но когда народ проснется к сознательной борьбе за свои интересы – он не знал. Отмечая в своих произведениях великое трудолюбие русского народа, восхваляя ежедневный подвиг крестьян, их мужество, волю, терпение и стойкость, поэт в то же время пытался пробудить в них жажду борьбы за улучшение собственной жизни. “Вы еще не в могиле, вы живы”, – обращался он к русским людям. “Суждены вам благие порывы”, – утверждал он. Но с отчаянием и грустью сознавал: “Но свершить ничего не дано…” В его стихотворениях все чаще начинают звучать призывы к активной борьбе за счастье и свободу:

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу народного горя

Всю расплещи!

И буря все-таки грянула. В 70-е годы в русской общественной жизни вновь поднялась волна революционных настроений. Чуткий к малейшим переменам в стране, Некрасов сразу же уловил первые признаки пробуждения. Он увидел, что русский народ уже готов к решительным действиям. Ярким свидетельством этому стала поэма “Дедушка”, в которой автор прославляет декабристов как зачинателей передового движения и в то же время подчеркивает преемственность революционных традиций для освободительного движения 60-70-х годов. Героическому подвигу декабристов посвящена песня дедушки, к которой внимательно и вдумчиво прислушивается внук:

Пел он о славном походе

И о великой борьбе;

Пел о свободном народе

И о народе-рабе…

И дед, и родители знают, чувствуют, что скоро парнишке суждено не понаслышке узнать об этой борьбе. Есть в его характере что-то от тех борцов за свободу:

Глупых и злых ненавидит,

Бедным желает добра,

Помнит, что слышит и видит…

Дед примечает: пора!

Скоро уж, скоро узнает

Саша печальную быль…

Некрасов никогда не сомневался в счастливом будущем своей страны. Эта вера в будущее определяет настрой всех его стихотворений. Описывает ли поэт пахоту, сенокос, жизнь “забытой деревни” или крестьянских детей, он неизменно призывает к борьбе за счастье родины.

Никто другой из русских поэтов не смог так глубоко прочувствовать и понять русский народ. Некрасов думает думами народа, говорит его языком, плачет его кровавыми слезами, живет его напряженной, полной страдания и боли жизнью. Главной целью для поэта всегда оставалась борьба за то, чтобы на Русской земле было “не слышно кипенья человеческой крови и слез”. И потому искренне преклонялся перед теми борцами за счастье своей страны, которые не боялись отдать свою жизнь за родной народ.

Жить для себя возможно только в мире,

Но умереть возможно для других! –

Писал он. И о чем бы ни были его стихи: о крестьянском ли труде, о русской ли природе, о жизни ли бедноты, о Волге или о русских просторах, вся его поэзия – это чудесный родник неиссякаемой любви к родине, неисчерпаемой заботы о ее будущем, о ее судьбе. Ведь любить родину – это не просто созерцать ее луга, поля и нивы. Это значит, в первую очередь, соизмерять свои поступки, мысли с интересами своей страны.

(No Ratings Yet)

  1. Свое творчество Алексей Николаевич Некрасов посвятил простому народу. В своих произведениях поэт раскрывает те проблемы, которые тяжелым бременем лежали на плечах труженика-народа. В стихотворении “Железная дорога” Н. А. Некрасов с...
  2. Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Сюжет был подсказан Пушкиным. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь” постепенно перерастает в...
  3. Николай Васильевич Гоголь начал писать поэму “Мертвые души” в 1835 году по настойчивому совету Пушкина. После долгих лет скитаний по Европе Гоголь обосновался в Риме, где целиком посвятил себя работе...
  4. Я люблю Родину! Я очень люблю Родину! С. Есенин План I. Любовь к Родине – основной мотив в творчестве С. Есенина. II. Изображение России и размышления о ее судьбе в...
  5. КЛАССИКА А. А. БЛОК ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА А. Блок жил и творил в эпоху исторических и социальных перемен, когда всю Россию лихорадило. Блок начал свой путь в...
  6. По словам Блока, теме Родины он посвятил жизнь. Поэт утверждал, что абсолютно все его стихотворения – о Родине. Стихи цикла “Родина” подтверждают это высказывание автора. В третьем томе лирических стихотворений...
  7. Тема родины в творчестве А. А. Блока I. “О Русь моя! Жена моя!..” 1. Обстановка замкнутой дворянской культуры и интеллигентности в семье и окружении – исток поэтического восприятия мира А....
  8. КЛАССИКА А. А. АХМАТОВА ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А....
  9. Тема родины в творчестве Сергея Есенина I. “О Русь, малиновое поле…” Природа как лейтмотив в есенинском образе Родины. II. “Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины...
  10. “Моя лирика – жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве”, говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в...
  11. Тема поэта и поэзии в произведениях, как и большая часть наследия Некрасова, имеет гражданское звучание. Гражданский идеал поэта – писатель-публицист, общественный деятель, который защищает права народа. У этого героя есть...
  12. Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
  13. Тема родины в творчестве писателей начала XX века занимает центральное место. Наиболее ярко это проявляется в произведениях поэтов и прозаиков, не принявших революцию и покинувших Россию, чтобы вдали от родного...
  14. “Кому на Руси жить хорошо” – поэма-эпопея. В центре ее – изображение пореформенной России. Некрасов писал поэму в течение двадцати лет, собирая материал для нее “по словечку”. Поэма необычайно широко...
  15. Гражданственность и народность в поэзии Некрасова “Я лиру посвятил народу своему…” I. Поэзия Некрасова – поэзия о народе и для народа. II. Соединение понятий гражданственности и народности как выражение новой...
  16. Красавица миру на диво Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала предметом размышлений для Некрасова и героиней многих его стихотворений...
  17. Поэт-трибун и тонкий лирик, прозаик и драматург, журналист и издатель, редактор и талантливый организатор – все это о Н. Некрасове говорил Ф. Достоевский. Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10...
  18. Великий русский поэт Федор Иванович Тютчев оставил потомкам богатое творческое наследие. Он жил в эпоху, когда творили Пушкин, Жуковский, Некрасов, Толстой. Современники считали Тютчева умнейшим, образованнейшим человеком своего времени, называли...
  19. ТЕМА ЖЕНСКОЙ ДОЛИ В ЛИРИКЕ Н. А. НЕКРАСОВА Н. А. Некрасова по праву можно назвать певцом женской доли. В своем творчестве он не раз обращался к судьбе русской женщины, в...
  20. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для...
  21. Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия...
  22. Некрасов – продолжил традиции своих великих предшественников – Пушкина и Лермонтова, Некрасов в то же время открыл новую страницу в истории нашей поэзии. Он прокладывал свои пути в литературе как...
  23. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов ищет ответ на вопрос, издавна волнующий человечество. В произведении представлено счастье попа, помещика, поместных людей. Но чаще всего Некрасов размышляет о счастье...
  24. Поэт Николай Алексеевич Некрасов был самым известным и популярным в России в середине XIX века. Его поэзия разнообразна, но имеет общий корень – идет от самого сердца и не может...
  25. На время жизни Анны Ахматовой пришлись величайшие войны в истории человечества. Когда началась Первая мировая война, ее муж, Н. Гумилев, добровольцем ушел на фронт. Ахматова понимала весь ужас войны, поэтому... Лучшая часть есенинского творчества связана с деревней. Родиной Сергея Есенина было село Константиново Рязанской губернии. Середина, сердце России дало миру прекрасного поэта. Вечно меняющаяся природа, колоритный местный говор крестьян, давние...
ТЕМА СУДЬБЫ РОДИНЫ И НАРОДА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. А. НЕКРАСОВА

Демократическое движение в России в середине XIX века породило и «третьего», после Пушкина и Лермонтова, великого русского поэта Н. А. Некрасова, который существенно обновил содержание и форму русской лирики и поэмы.

Многим Некрасов был обязан своим соратникам Белинскому, а позднее Чернышевскому, общение с которыми воспитывало его демократизм. Тяжелый жизненный путь обогатил Некрасова такими впечатлениями, которые помогли ему лучше, чем кому-либо из писателей, узнать жизнь народа, городской бедноты, разночинцев. Личность Некрасова крайне сложна. Мемуаристы отмечают, что он был «кающимся дворянином», то есть испытывавшим угрызения совести перед угнетенным народом. Он старался своей поэтической деятельностью как бы искупить грех своего привилегированного происхождения.

Некрасов писал, что самое главное - это любить народ и родину и «служить им сердцем и душой». Русский народ, в неограниченные возможности которого Некрасов свято верил, и родная земля с ее удивительно суровой, но бесконечно прекрасной природой - неиссякаемый источник вдохновения поэта. Образ матери-родины проходит через все его творчество. «Родина - мать! Я душою смирился, любящим сыном к тебе возвратился»; «О матушка-Русь! ты приветствуешь сына»; «Мать-отчизна! дойду до могилы, не дождавшись свободы твоей»; «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка-Русь!» - слова, с которыми обращался поэт к родине. На чужбине Некрасов тосковал, томился от бездействия, пребывал в творческом тупике. Но стоило ему вернуться, вдохнуть знакомые с детства запахи и увидеть родные пейзажи, он переживал творческий подъем:

Опять она, родная сторона,

С ее зеленым, благодатным летом,

И вновь душа поэзией полна…

Да, только здесь могу я быть поэтом!

Сравнивая полную своеобразной прелести красоту русского пейзажа с пейзажами Запада, Некрасов пишет о ее лечебной силе:

Все рожь кругом, как степь живая,

Ни замков, ни людей, ни гор…

Спасибо, сторона родная,

За твой врачующий простор!

Удивительные по проникновенности и красоте строки посвящал Некрасов родным лугам и полям, «гордым» русским рекам. Замечательное по выразительности описание русской весны мы читаем в стихотворении «Зеленый Шум»:

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой:

Качнет кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: все зелено,

И воздух, и вода!

Любуясь красотой природы, поэт никогда не забывал о том, как тяжело жилось народу под небесами родины. Тема «родины» в поэзии Некрасова приобретала особо демократический, крестьянский характер. Нищета убогой русской деревни, непосильный труд крестьянина, тяжелая доля русской женщины, каторжный труд бурлака, бесправие народа, произвол «власть имущих» - все эти трагические стороны печальной русской действительности волновали поэта.

Зрелище бедствий народных

Невыносимо, мой друг, -

С душевной болью восклицает поэт. Стихи его наполнялись ненавистью к обидчикам простых людей. Поэтому в творчестве Некрасова слова «любовь к родине» постоянно соединялись со словами «гнев» и «ненависть».

Кто живет без печали и гнева,

Тот не любит отчизны своей.

Его стихи - «свидетели живые за мир пролитых слез». В своей поэзии Некрасов полностью погружается в чисто русские заботы: «Несжатая полоса» (1854), «Забытая деревня» (1855), «На Волге» (1860), «В полном разгаре страда деревенская» (1864), «Размышления у парадного подъезда» (1858), «Железная дорога» (1864). Некрасову не нужно разъяснять свое понимание родины, искать пути к народу. Он везде встречается с народом: на охоте, на привале, на прогулке, в поле, в избе, в лесу. Он умеет почувствовать и понять настроения простого человека. Некрасов страстно верил в счастливое будущее своей матери-родины. Он писал о родной земле:

Еще суждено тебе много страдать,

Но ты не погибнешь, я знаю.

Поэт призывал «не робеть за отчизну любезную», так как верил, что народ завоюет себе счастье. «Я верую в народ», - говорил поэт. Эта великая вера Некрасова имеет особое значение в наше сложное, полное тяжких испытаний время. Без Некрасова нельзя понять ни прошлого русской поэзии, ни ее настоящего.