Петр 1 был на троне. Урок истории «Пётр I – реформатор или революционер на троне? Медицинские реформы Петра I

Введение

Одним из наиболее значимых периодов в истории России, оказавшем наибольшее влияние на формирование дальнейшего пути развития российского государства, является время правления Петра 1, Великого.

Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Много исследований и художественных произведений посвящено преобразованиям, связанным с его именем. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра I и значение его реформ. Впоследствии противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников формирования и развития двух идейных течений русского национального самосознания – славянофильства и западничества. По разному оценивая результаты преобразований Петра I, русская творческая элита того времени, тем не менее, была единодушна во мнении о том, что действия и дело Петра по преимуществу имели целью изменение в России характера социальных отношений и политической формы ее государственной жизни

Предпосылками реформ Петра 1 являются два важных аспекта: объективное отставание России от стран Европы и личность Петра 1, сумевшего взять на себя ответственность принятия столь кардинальных решений.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных исследователей и мемуаристов С. В. Бушуева, Н. М. Карамзина, В. О. Ключевского, С. Ф. Платонова, С. М. Соловьева, Н. Г. Устрялова и других, литература учебного характера.

Историки-материалисты (Б. А. Рыбаков, Н. И. Павленко, В. И. Буганов, Е. В. Анисимов и др.), продолжая традицию «государственной школы», считают, что в результате Петровских преобразований Россия сделала крупный шаг по пути прогресса, превратилась в европейскую державу. Созданный Петром I абсолютистский режим ничем существенно не отличался от абсолютистских режимов Запада (неограниченная власть монарха, постоянная армия, развитый бюрократический аппарат, централизованная система налогов). Преобразования проведены за счет усиления эксплуатации трудящихся 1 .

Литература, представляющая локально-историческую теорию, к деятельности Петра I относится отрицательно. В середине XVIII века князь М.М. Щербатов (1733-1790) в памфлете «О повреждении нравов в России» положил начало негативной оценке Петра в публицистике. Славянофилы в 40-е гг. XIX века пришли к выводу, что Петр, «свернув» Россию с естественного пути развития, нанес русскому народу непоправимый ущерб, лишив его национального своеобразия и задушив последние ростки свободы.

В результате «слепого» заимствования, перенесения чужих идей с Запада (вестернизации) на русскую «почву» утвердился не абсолютизм, а азиатский деспотизм, лишь внешне похожий на западные абсолютистские монархии. Россия к концу царствования Петра представляла военно-полицейское государство с монополизированной крепостнической экономикой. В итоге реформ были на столетия законсервированы крепостнические отношения 2 .

Либеральная литература (И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.), признавая заслуги Петра в деле европеизации страны, превращения ее в передовую державу, акцентирует внимание на формах и методах его преобразовательской деятельности. По ее мнению, цель Петра – сделать «Восток Западом» – не может быть оправдана теми страданиями, которые вынесла Россия при «ломке» ее устоев. Города и села были обескровлены из-за перенапряжения народных сил. Пространство свободы сузилось, так как каждый человек был ограничен в своей деятельности рамками государственных интересов, простиравшихся на все сферы российского бытия 3 .

В. О. Ключевский думал, что Пётр делал историю, но не понимал её. Чтобы защитить Отечество от врагов, он опустошил его больше всякого врага… После него государство стало сильнее, а народ - беднее. «Вся преобразовательская его деятельность направлялась мыслью о необходимости и всемогуществе властного принуждения; он надеялся только силой навязать народу недостающие ему блага». Горе грозило тому, кто хоть тайно, хоть во хмелю задумался бы: «К добру ли ведёт нас царь, и не напрасны ли эти муки, не приведут ли они к мукам злейшим на многие сотни лет? Но думать, даже чувствовать что-либо, кроме покорности было воспрещено» 4 .

Отсутствие единой оценки деятельности Петра I, требование найти и определить их общезначимый характер как царя-преобразователя России – весьма актуальные задачи для современного состояния умов и просвещения в России, поскольку до конца она выполнена не была. Все это обуславливает актуальность изучаемой темы.

1. Реформы государственного управления

Петр подверг коренной перестройке все здание государственного управления, администрации. На смену Боярской думе с 1699 г. пришла Ближняя канцелярия из восьми доверенных лиц царя. Он называл их «конзилией министров», которая явилась предшественниц ей Сената, учрежденного в 1711 г. Сенат имел власть судебную, административно- управленческую, а иногда и законодательную. Сенаторы обсуждали дела и принимали решения коллегиально, на общем собрании, скрепляли свои решения подписями.

С 1711 г. были введены должности фискалов в центре (обер-фискал Сената, фискалы центральных учреждений) и на местах (губернские, городовые фискалы). Они осуществляли контроль за деятельностью всей администрации, выявляли факты несоблюдения, нарушения указов, казнокрадства, взяточничества, доносили о них Сенату и царю. Петр поощрял фискалов, освободил их от податей, подсудности местным властям, даже от ответственности за неправильные доносы.

Сенат руководил всеми учреждениями в стране. Но и за самим Сенатом Петр организовал контроль. С 1715 г. его осуществлял сенатский генерал-ревизор, или надзиратель указов, потом сенатский обер-секретарь; наконец, с 1722 г. – генерал-прокурор и обер-прокурор, его помощник. Имелись прокуроры и во всех других учреждениях, подчинялись они генерал- и обер-прокурору, которых назначал обычно сам император. Генерал-прокурор контролировал всю работу Сената, его канцелярии, аппарата – не только принятие решений, но и их исполнение. Незаконные, с его точки зрения, постановления Сената он мог приостановить, опротестовать. Он сам и его помощник подчинялись только Царю, подлежали его суду. Ему подчинялись все прокуроры (гласный надзор) и фискалы (тайный надзор) империи.

В 1720 г. опубликовали Генеральный регламент коллегий, согласно которому присутствие каждой из них состояло из президента, вице-президента,4-х советников и 4-х асессоров. Присутствие должно было заседать ежедневно. Коллегии подчинялись Сенату, а им – местные учреждения.

Вместо нескольких десятков старых приказов появились 11 коллегий со строгим разделением функций. Например, Посольский приказ заменила Иностранная коллегия. Были образованы коллегии: Военная, Адмиралтейская, Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Ревизион-коллегия, Коммерц-коллегия, Штатс-контор- коллегия, Берг-мануфактур-коллегия.

Помимо четырех коллегий, ведавших иностранными, военными (армией и флотом отдельно), судебными делами, группа коллегий занималась финансами (доходами – Камер-коллегия, расходами – Штатс-контор-коллегия, контролем за сбором и расходованием казенных средств-Ревизион-коллегия), торговлей (Коммерц-коллегия), металлургической и легкой промышленностью (Берг-мануфактур-коллегия, которую в 1722 г. разделили на две: Берг- и Мануфактур-коллегию). Позднее к ним прибавилась Вотчинная коллегия. Действовали коллегии по всей стране.

К коллегиям примыкало несколько учреждений, тоже по существу являвшихся таковыми. Таков, например, Синод-центральный орган управления церковными делами и имениями, учрежденный в 1721г. Его присутствие, как и в любой коллегии, составляли члены – церковные иерархи. Их, на манер чиновников, назначал царь, ему они присягали.

Особой коллегией стал и Главный магистрат – центральное учреждение для управления городами. Политическим сыском по-прежнему занимался Преображенский приказ 5 .

Перестройку местных учреждений Петр начал до того, как взялся за центральные. Восстания начала столетия выявили слабость, ненадежность власти в городах и уездах – воеводской администрации и городского самоуправления. По реформе 1708 гг. Петр разделил страну на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (позднее Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую и Сибирскую, потом к ним добавили Воронежскую. Каждую из них возглавлял губернатор, в руках которого находилась вся полнота власти – административной, полицейской, судебной, финансовой.

В 1719 г. число губерний увеличилось до 11. Кроме того, страну разделили на 50 более мелких территориальных единиц-провинций. Провинции делились на дистрикты.

Еще одним важным событием было провозглашение Петром 1 себя императором России в 1721 г. В то же время он установил право передачи имперского титула по завещанию, по выбору императора, а не по наследственной линии.

2. Социальные реформы

При Петре изменился состав дворянства. В его ряды вошли по служебным заслугам и царскому жалованию многие выходцы из других сословий, вплоть до «подлых». Важным приобретением для дворян стало окончательное слияние поместий, которыми они владели на условном праве (при условии несения службы на государя, его несоблюдение могло закончиться конфискацией поместья в казну),и вотчин, безусловных владений. Это оформил известный указ Петра о единонаследии от 23 марта1714 г.

На смену старому делению дворян на чины думные, столичные и провинциальные пришло новое чиновное деление, которое, по представлению Петра, должно было исходить из принципа служебной выслуги, годности. Петровская «Табель о рангах», обнародованная 24 января 1722 г., окончательно зафиксировала принцип чиновной, бюрократической выслуги. Новый закон Петра разделил службу на гражданскую и военную. Та и другая получили 14 классов, или рангов, в распределении чинов. Получив чин VIII класса, всякий становился дворянином вместе со своими потомками. Но дворянское достоинство можно было получить и по воле государя. Чины XIV классов тоже давали дворянство, но только личное, не потомственное.

Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х гг. имелось, например, 146 цехов с 6,8тысячи членов 6 .

3. Политика в области промышленности и торговли

Основа основ жизни всякого государства – труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовывал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы – Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и другие, в Карелии – Петровский (там, где сейчас Петрозаводск), Алексеевский, Повенецкий и Кончезерский. 11крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам, например Н. Демидову. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось – возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы. Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первый в России сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге – детище Петра Алексеевича – выросли Адмиралтейская верфь, арсенал для производства вооружений..

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур- преимущественно купцы, меньше дворяне (Меншиков, князь А. М. Черкасский, Апраксин, Макаров, Толстой, Шафиров и др.), иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых правительством мер зависимость, России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. В 1724г. ввели покровительственный таможенный тариф – высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия. При Петре I значительного развития достигает торговля. При этом правительство проводит политику покровительства отечественному производителю и ограждает внутреннюю торговлю от иностранной конкуренции. Центром всероссийского рынка оставалась Москва, куда стекались товары со всей России и из-за рубежа. Большую роль в развитии торговли играли ярмарки. Общероссийское значение имели ярмарки: Тихвинская, Ирбитская, Свенская, Макарьевская и др.

Чтобы получать большие доходы от торговли, государство объявило производство и продажу определенных товаров казенной монополией. Частные лица не имели права торговать зерном, щетиной, мачтовым лесом, табаком, парусиной. Богатые купцы-откупщики за большие деньги получали у казны право торговли, такие же права покупали и иностранцы 7 .

Петр не только поддерживал купцов, но и облагал их высокими налогами. Царь приказал купцам торговать с заграницей только через Петербург, он насильно переселил в новую столицу 4 тысячи купцов с семьями. В конце Северной войны были отменены почти все монополии, но государство продолжало вмешиваться в торговлю с помощью таких рычагов, как система налогообложения.

Свою экономическую деятельность правительство Петра I основывало на политике меркантилизма, господствовавшей тогда в Европе. Она выражалась в том, что государство накапливает деньги за счет активного торгового баланса, превышения вывоза товаров над ввозом (стимулирование экспорта, ограничение импорта). Составной частью этой политики был протекционизм.

Боярин Артамон посоветовал обратиться к просвещенному монаху Симеону Полоцкому – воспитателю царских детей. И в этот момент открылась дверь и неожиданно перед царем предстал сам монах. «Вот легок на помине» – подумал Алексей.

Монах взволнованно поведал о чуде: ночью он увидел на звездном небе возле Марса новую яркую звезду. Это означает радостную весть: через девять месяцев 30 мая будущего года, 1672, царица Наталья родит царевича, станет он сильным, могучим, даст отпор всем врагам и который с честью займет отцовский престол.

Затем монах развернул свиток со своими вычислениями о приметах будущего ребенка: «он приобретет себе всемирную известность и заслужить такую славу, которая прославить фамилию Романовых на все времена. Он совершить много славных дел на море и суше. Искореняя злодеев, он будет любить и поощрять трудолюбивых и свято сохранять веру». Симеон предсказал, что родившегося младенца назовут Петром (греч. – камень).

Свершилось пророчество мудрого иеромонаха (сан священника): 30 мая 1672 в день Исаакия Долматского родился Петр (со временем в честь этого события был воздвигнут Исаакиевский собор).

Крещен был родившийся царевич 29 июня в Чудовом монастыре, в день апостолов Петра и Павла (отсюда название Петропавловской крепости) и был назван Петром (камень, гранит, скала).

Историки отметили, что реформы, исполненные Петром были его личным делом, беспримерным и необходимым.

Несчастья бояться – счастья не видеть.

«А Петр Великий, который один есть целая всемирная история».

А. С. Пушкин

На рубеже XVII века в России явился гениальный Царь, исполненный энергии необычайной, силы духа необъятной…. Он взглянул на Россию.

К. Аксаков

«Революционер на троне»

Петр I – первый российский император (1721 г). Своими деяниями создал могущественное абсолютистское государство, добился признания за Россией авторитета великой державы. О петровских преобразованиях В. Белинский писал: «Учись или умирай: вот что было написано кровью на знамени его борьбы с варварством». Петр объединил в себе безудержное самовластие с самопожертвованием, не жалел себя ради общего дела. Историк С. Соловьев называл Петра «революционером на троне », Ф. Энгельс: «подлинно великим человеком »

Петр Великий – уникальная личность во всей русской истории. Петр полностью разрушил сложившийся столетиями образ русского царя. Петр ввел множество изумлявших современников новшеств в придворный быт и повседневную жизнь дворян. Он и сам изумлял современников своей одеждой, поведением, манерой общения.

В отличие от всех предшествующих российских государей, он лично участвовал во всех своих начинаниях. Это он находился в пекле сражений, не жалея живота своего. Это он одерживал блистательные победы над сильным неприятелем. Это он странствовал по бездорожью России, а также по столицам западноевропейских дворов, чтобы возвести страну в ранг европейских государств, это он, наряду с другими кораблестроителями, работал топором, овладел в совершенстве кораблевождением и артиллерийским делом, фортификацией и градостроительством.

Многим современникам импонировала простота царя, его неприхотливость, умение, напрягая волю, физические и нравственные силы, преодолевать препятствия. Современников поражало то, что царь, как простой бомбардир участвовал в осаде Азова, а во время торжественного шествия в Москве по поводу взятия Азова, шагал в общей колоне с протазаном на плече. Его отец, Алексей Михайлович, никогда не покидал собственные покои без сопровождающей его свиты и охраны.

А Петр Алексеевич не гнушался ездить в двуколке без свиты и охраны. Удивление вызвал тот факт, что в 1697 году Петр не возглавил Великое посольство, а отправился в заграничный вояж одним из членов этого посольства, да еще и под чужим именем – Петр Михайлов. Но еще более обескуражило современников то, что за границей царь, приобретя экипировку простого плотника, сам усердно трудился над сооружением корабля, учился этому мастерству и даже получил диплом кораблестроителя

«Я есть ученик и ищу себе учителей »: печать Петра с девизом

9 марта 1697 г. Петр I тайно покинул Россию, впервые в отечественной истории царство осталось без царя. Под именем Петра Михайлова он вместе с Великим посольством отправился в Европу. Его участники были одеты в русские национальные одежды, и в сопровождении калмыков, башкир и татар выглядели крайне экзотически.

Но уже в ноябре русские сбрили бороды, пошили у лучших амстердамских портных модные костюмы, натянули перчатки, чулки, на головы надели парики, шляпы, начали курить запрещенный Церковью табак, «богомерзское зелье». Пройдена школа военной и морской выучки, усвоена чужая речь, военные термины. Русский царь вернулся в августе 1698 г. на Родину и начал борьбу с местничеством и боярской спесью…

Государь без стеснения поведал нам… больше всего любит труд… мы были чрезвычайно удивлены, увидев натруженные мозолистые руки монарха».

София – Шарлотта, супруга прусского правителя (1697 г.)

« Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра»

новгородский купец Иголкин (1700 г.)

Не страшась смерти, подвергая собственную жизнь опасности, Петр, проявляя чудеса личной храбрости нередко находился в самой гуще боя, а в ходе Полтавского сражения вообще только его личный пример воодушевил солдат, когда он повел войска в контратаку.

«Твердость духа»

В 1700 году по делам торговым в Стокгольме оказался новгородский купец Иголкин. Началась Северная война, и он был задержан как русский пленный. Находясь в тюрьме, арестант услышал разговор двух охранников, поносивших русских, дерзко ругавших государя Петра. Возмущенный Иголкин не вытерпел, набросился на обидчиков, вырвал у одного из них ружье и штыком заколол шведа.

На шум явилась охрана, Иголкин сдался без сопротивления. О его поступке донесли королю. Карл XII призвал пленного купца и спросил: «Как ты решился убить моих солдат?». Тот без робости, спокойно рассказал монарху подробно обо всем, что случилось в тюрьме. «Я без страха иду на смерть за моего Государя Петра» – безбоязненно заявил смелый пленник. Карл XII, пораженный твердостью духа русского купца, простил его и велел освободить из – под стражи». Передай царю Петру, что возвращаю ему его верного поданного» – сказал на прощанье шведский правитель.

Петр I со слезами на глазах обнял вернувшегося Иголкина, щедро наградил его и всегда оставался к нему ласковым и признательным.

Во время застолий, на вечерах и приемах рассказывал про подвиг простого русского человека, совсем ранее незнакомого ему:

Я предчувствую, что россияне когда – нибудь… пристыдят самые просвещенные народы успехами в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы

Петр I Великий.

Русский историк В. О. Ключевский о противоречивости действий Петра так писал:

«Совместное действие деспотизма и свободы, просвещения и рабства – это политическая квадратура круга, загадка, разрешавшаяся у нас со времени Петра и доселе неразрешённая».

Чем больше я наблюдаю дарования этого монарха, тем более сему удивляюсь.

Готфрид Вильгельм Лейбниц

Петр I – «мастеровой дел разных».

Петр торопился жить. Он быстро ходил, спутники практически бежали вприпрыжку. Был мастером на все руки, приобрел массу технических познаний, знал 15 ремесел, владел профессиями кузнеца, чеканщика, гравера, печатника, переплетчика, картографа, бухгалтера, штурмана, артиллериста, часовщика, переводчика (говорил по – голландски, по – немецки, хорошо понимал шведский, польский, немного татарский, английский, читал по – латыни), охотно работал топором, считался лучшим корабельным мастером в стране.

Каждый учитель стремится провести урок как можно лучше, эффективнее. Для этого ему необходимо выявить резервы по повышению профессиональных знаний и умений для реализации актуальных педагогических задач. Среди этих резервов может быть внедрение новых приемов и методов обучения, опора на педагогику сотрудничества.

Сегодня большое распространение получили три технологии обучения: моделирование или игровая деятельность,

  • коммуникативный диалог или дискуссионная деятельность,
  • изучение источников или исследовательская деятельность.

Урок истории в 10 классе

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся о петровской эпохе, показать значимость реформ Петра I для развития Российского государства.

2. Формировать умения учащихся вести дискуссию, анализировать и делать обобщающие выводы, отработать технологию метода КСО.

3. Пробуждать у учащихся интерес к отечественной истории, историческим деятелям, на их примерах воспитывать лучшие качества гражданина своей страны, формировать активную гражданскую позицию.

Оборудование: Историческая карта “Россия в XVIII веке. Европейская часть”, историческая литература, посвященная деятельности Петра I, раздаточный материал, листы ватмана, маркеры.

Метод: исследование, дискуссия с элементами метода КСО (статические пары, динамические пары), творческая мастерская учащихся.

Ход урока

Актуализация известных знаний (проводится в форме дискуссии с применением метода КСО).

Мотивационная заставка урока:

Великий Петр был первый большевик,
Задумавший Россию перестроить,
Склонениям и нравам вопреки,
За сотни лет к ее грядущим далям.
М.Волошин “Россия”

I. Самостоятельная работа.

В начале урока в качестве закрепления изученного материала применяется метод КСО (статические пары, динамические пары). Учащимся предлагаются 4 карточки:

1 карточка. Какие сферы общественной жизни начала 18 века в наименьшей мере были охвачены процессом модернизации? Объясните причины этого явления.

2 карточка. Какой тип личности формируется в эпоху Петра I?

3 карточка. Основные реформы Петра I.

4. Карамзин писал, что ПетрI очеловечил русский характер, сделал его универсальным, но называл его “подражателем”, “обезьяной и попугаем одновременно”. Что имел в виду Карамзин?

Обсуждение идет следующим маршрутным схемам:

На каждый вопрос отводится по 2 минуты, по команде учащиеся обмениваются вопросами – ответами.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Начало обсуждения деятельности Петра I проводится с помощью схемы абсолютизма (используется интерактивная доска).

III. Дискуссия.

Какие знаменательные события произошли в 1721 году?

Ответы:

а) окончание Северной войны;

б) заключение Ништадского мира;

в) провозглашение империи в России.

Что такое империя? Какая форма правления существовала на этом историческом промежутке времени?

Ответ: Империя – сильное, большое государство; форма правления – абсолютизм.

Работа со схемой “Абсолютизм и его черты”, по каждый пункт анализируется, даются оценки реформам Петра Великого, одновременно ведется дискуссия, т.к. каждая реформа Петра I противоречива, имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

Окончательный вывод делается в виде “защиты плаката”.

Учащиеся делятся на 3 группы, им предлагается нарисовать, а затем защитить свой плакат, используя эмпирический и иллюстративный методы.

Задания.

1. Представить эпоху Петра I в определённой цветовой гамме.

2. Изобразить дерево и цветок, которые являются, по мнению учащихся, символами петровской эпохи.

3. Озаглавить плакат формулой (формулы предлагаются учителем или самими учащимися)

Перечень формул:

  • “Реформатор” (Н.М.Карамзин)
  • “Революционер на троне” (Н.М.Карамзин)
  • “Человек среди варваров”
  • “Суперзверь” среди “зверей”
  • “Неординарная личность”
  • “Разрушитель”
  • “Созидатель”
  • “Дракон московский” (А.Бушков) и т.д.

(На творческую мастерскую дается 10-15 минут, на защиту – 3 минуты)

Учащиеся приходят к выводам:

Реформы Петра I затронули почти все сферы общественной жизни страны (перечисляются со знаками “-” или “+”)

Реформы Петра I формировали сложный тип личности:

а) несущую пользу Отечеству

б) за свою службу получающую награду

в) ощущающую себя личностью, обладающей честолюбием.

Выбранные формулы плаката комментируются, здесь же учитель обращает внимание учащихся:

На эпиграф урока. Выясняется, что имел в виду Волошин, называя Петра I “первым большевиком”;

“За сотни лет к ее грядущим далям” (именно петровские реформы заложили модель российского общества со всеми его противоречиями);

Выясняется, что же имел в виду Карамзин, когда писал, что Петр I – это “подражатель, обезьяна и попугай одновременно”, “Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России. Виною - Петр” (Петр подключил русских к мировой цивилизации, но подражание Западу привело их к обезьянничеству, а это, в свою очередь, к одичанию).

ВЫВОД.

Итак, кто же Петр I - “Реформатор” или “Революционер на троне”?

Учащиеся приходят к выводу, что он “Реформатор”, потому что понимал необходимость модернизации общества и проводил её.

Однако он и “Революционер”, потому что придал процессу модернизации ускорение. При этом используемые им методы модернизации были противоречивые, жестокие, а в некоторых случаях даже разрушительные.

Обязательно необходимо обратить внимание учащихся на актуальность обсуждаемой темы, т.к. на уроках истории мы формируем тип личности гражданина сегодняшнего дня.

Предисловие

“Петр I - одновременно Робеспьер и Наполеон на троне (воплощение революции)”.

А. С. Пушкин. О дворянстве.

Ни одно имя в русской истории не обросло таким огромным числом легенд и мифов, в основе которых таится историческая ложь, как имя Петра. Читаешь сочинения о Петре, и характеристики его, выдающихся русских историков, и поражаешься противоречию между сообщаемыми ими фактами о состоянии Московской Руси накануне восшествия Петра на престол, деятельностью Петра и выводами, которые они делают на основе этих фактов.

Первый биограф Петра Крекшин обращался к Петру:

“Отче наш, Петр Великий! Ты нас от небытия в небытие произвел”.

Денщик Петра Нартов называл Петра земным Богом.

Неплюев утверждал: “На что в России не взгляни, все его началом имеет”. Лесть придворных подхалимов Петру была почему - то положена историками в основу характеристики его деятельности.

И. Солоневич проявляет совершенно законное удивление, что “Все историки, приводя “частности”, перечисляют вопиющие примеры безалаберности, бесхозяйственности, беспощадности, великого разорения и весьма скромных успехов и в результате сложения бесконечных минусов, грязи и крови получается портрет этакого “национального гения”. Думаю, что столь странного арифметического действия во всей мировой литературе не было еще никогда”.

Да, другой столь пристрастный исторический вывод найти очень трудно.

Спрашивается - стоит ли нам, свидетелям ужаснейшего периода в истории России - большевизма, заниматься выяснением вопроса, является или нет Петр Первый гениальным преобразователем русского государства? Неужели для современного мыслителя и историка нет других - более важных и значительных тем в период, когда русские нуждаются в установлении верного исторического взгляда на то, каким образом они докатились до большевизма.

На этот вопрос надо ответить со всей решительностью, что вопрос об исторической роли Петра I, - самый важный вопрос. Миф о Петре как гениальном реформаторе, “спасшем” русское государство от неизбежной гибели связан с мифом о том, что Московская Русь находилась на краю бездны. Эти лживые мифы историков, принадлежавших к лагерю русской интеллигенции, совершенно искажают историческую перспективу. В свете этих мифов история допетровской Руси, так же как и история так называемого Петербургского периода, выглядит как нелепое сплетение нелепых событий. Придерживаясь этих двух мифов совершенно невозможно обнаружить историческую закономерность в развитии русской истории после Петра I. Но эта историческая законность причины уродливого развития русской жизни после Петра I, легко обнаруживается, стоит только понять, что Петр был не реформатором, а революционером (“Робеспьером на троне”, - по меткой оценке Пушкина). Тогда легко устанавливается причинная связь между антинациональной деятельностью “гениального” Петра, разрушительной деятельностью масонства и духовного детища последнего - русской интеллигенции в течение так называемого Петербургского периода русской истории, и появлением в конце этого периода “гениальных” Ленина и Сталина. Это все звенья одной и той же цепи, первые звенья которой были скованы Петром Первым.

Тот, кто не понимает, что Петр I - это “Альфа”, а Ленин - “Омега” одного и того закономерного исторического процесса - тот никогда не будет иметь верного представления о действительных причинах появления большевизма в стране, которая всегда мечтала стать Святой Русью.

I. Как воспитывался Петр I

Сумбурность всех начинаний Петра в значительной степени объясняется тем, что Петр не имел систематического образования, что он до двадцати с лишним лет, в силу сложившихся обстоятельств вращался, главным образом, среди невежественных людей, которые не сумели привить будущему царю ни православного миросозерцания, ни русских исторических традиций, соблюдая которые Русь сумела выйти невредимой из всех препятствий, стоявших у нее на пути.

Петр не имел ни традиционного русского образования, ни настоящего европейского. Это был самоучка, не желавший считаться ни с какими национальными традициями. Это в зрелую пору сознавал и сам Петр. Императрица Елизавета сказала раз Петру III: “Я помню, как отец, увидев меня с сестрой за уроками, сказал со вздохом: “Ах, если бы меня в молодости учили, как следует”. Перед тем, как попасть в чуждую среду Кокуя, Петр не получил обычного воспитания в духе православия и национальных традиций, которые обычно получали Московские царевичи. А это было очень неплохое для своего времени воспитание.

Московские цари воспитывались в Кремле, который давал и “правила одухотворяющие и оправдывающие власть”, и некоторые “политические понятия”, на которых строилось Московское государство, и некоторое представление о “физиологии народной жизни”. И по степени образования, и по нравственным качествам, и по воспитанию Петр I был несравненно ниже не только своего отца, но и других Московских царей. Вспомним характеристику, которую давал С. Платонов отцу Петра, последнему Московскому царю, воспитанному в духе русских национальных традиций.<1“Алексея Михайловича приучили к книге и разбудили в нем умственные запросы. Склонность к чтению и размышлению развила светлые стороны натуры Алексея Михайловича и создала из него чрезвычайно светлую личность. Он был одним из самых образованных людей Московского общества: следы его разносторонней начитанности, библейской, церковной и светской, разбросаны во всех его произведениях”.

“...в сознании Алексея Михайловича был такой отчетливый моральный строй и порядок, что всякий частный случай ему легко было подвести под общие понятия и дать ему категорическую оценку”.

“Чтение и образованность, - пишет С. Платонов, - образовали в Алексее Михайловиче очень глубокую и сознательную религиозность. Религиозным чувством он был проникнут весь”. “Царь Алексей был замечательный эстетик - в том смысле, что он понимал любую красоту”.

Отец Петра “без сомнения был одним из православнейших москвичей, - пишет С. Платонов, - только его ум и начитанность позволяли ему гораздо шире понимать православие, чем понимало его большинство его современников. Его религиозное сознание шло несомненно дальше обряда: он был философ-моралист; и его философское мировоззрение было строго-религиозным. Ко всему окружающему он относился с высоты своей религиозной морали и эта мораль, исходя из светлой, мягкой и доброй души царя, была не сухим кодексом отвлеченных нравственных правил, а звучала мягким, прочувствованным, любящим словом, сказывалась полным ясного житейского смысла теплым отношением к людям. Тишайший царь в духовном отношении был вполне на уровне своего высокого звания.

Это был правитель с твердыми и ясными взглядами, одухотворяющими и оправдывающими власть, которою он обладал, с твердыми политическими понятиями, с высокой устойчивой моралью, с широко развитой способностью логически рассуждать, глубоко понимавший логику исторического развития и традиционные особенности русского быта.

Он любил размышлять, детально обдумывал задуманные государственные мероприятия, не увязал в мелочах государственного строительства отчетливо представлял себе, что выйдет из намеченного преобразования.

Опираясь на православие отец Петра имел ясное и твердое понятие о происхождении и значении царской власти в Московской Руси, как о власти богоустановленной и назначенной для того, чтобы Бог по Его словам даровал ему и боярам “с ними единодушны люди его, световы, разсудити вправду, всем ровно”.

Таков был этот Московский царь, воспитанный в духе религиозных и национальных традиций Московской Руси. Так эти традиции отшлифовали богатую, глубокую натуру отца Петра.

Большинство недостатков Петра, как государственного деятеля объясняется именно тем, что он не получил воспитания в национальном духе, какое получил его отец.

“При полной противоположности интересов, родня царя (Милославские и Нарышкины. - Б. Б.), - пишет С. Платонов, - расходились и взглядами и воспитанием. Старшие дети царя (особенно Федор и четвертая дочь Софья) получили блестящее по тому времени воспитание под руководством С. Полоцкого”. <2Каковы были характерные черты этого воспитания? Это было религиозное воспитание. “В этом воспитании, - подчеркивает С. Платонов, - силен был элемент церковный”. Правда в этом религиозном воспитании было заметно польское влияние, проникавшее через живших в Москве монахов из Малороссии. Любимцы вступившего на престол после смерти Алексея Михайловича, царя Федора, - по словам С. Платонова, - “постельничий Языков и стольник Лихачев, люди образованные, способные и добросовестные. Близость их к царю и влияние на дела были очень велики. Немногим меньше значение князя В. В. Голицына. В наиболее важных внутренних делах времени Федора Алексеевича непременно нужно искать почина этих именно лиц, как руководивших тогда всем в Москве”. <3Мать же Петра I, вторая жена Алексея Михайловича, по сообщению Платонова, “вышла из такой среди (Матвеевы), которая, при отсутствии богословского воспитания, впитала в себя влияние западно-европейской культуры”. Ее воспитал А. Матвеев.

Вот это то обстоятельство, надо думать, и послужило причиной сначала равнодушия, а зачем и презрения Петра I к русской культуре, религиозной в своей основе, а вовсе не тяжелые сцены, виденные им во время распри между Милославскими и Нарышкиными.

Артамон Матвеев был женат на англичанке Гамильтон. У него было много друзей среди населявших немецкую слободу иностранцев и от них он, также как, наверное, и его воспитанница, усвоил если не презрение, то во всяком случае пренебрежительное отношение к традициям родной страны.

“Нарышкины из дома Матвеева вынесли знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, - пишет С. Платонов, - близкий к Петру, был образован на европейский лад. У него был немец доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатии к западу. Эта привычка и симпатии перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой”.

«Он Бог твой был, Россия!», - восклицал восторженный Ломоносов. «Антихрист!», - кричали старообрядцы, осеняя себя двуперстным знамением. «Первый большевик», - уверял поэт Максимилиан Волошин. И всё это о нем, Пётре I - одном из самых великих и противоречивых правителей в русской истории. На обломках старой, патриархальной Руси венценосный революционер создал новую Россию.

30 мая1672 г. пушечные залпы и колокольные перезвоны возвестили народу о рождении царевича Петра. На радость родителям - царю Алексею Михайловичу и Наталье Нарышкиной - Пётр оказался здоровым и очень деятельным ребёнком, в отличие от своих слабых, болезненных братьев. Сызмальства он тянулся к оружию: комнату мальчика заполнили игрушечные сабли, луки, пушки и барабаны. Позже, в селе Преображенском появится знаменитое «потешное войско» Петра - прообраз новой русской армии, обустроенной по европейскому образцу. А найденный в селе Измайлово английский бот станет «дедушкой русского флота».

С образованием Петру не повезло: учил царевича дьяк Никита Зотов, преподаватель никудышный, судя по обилию грамматических ошибок в письмах Петра.

Но государь учился всю жизнь, его пытливый, любознательный ум впитывал знания, словно губка. В роли учителей выступали голландские корабелы, русские плотники и даже… шведские генералы. Празднуя полтавскую викторию, царь поднял тост за пленных военачальников Карла XII: ведь именно благодаря им Пётр и его армия овладели наукой побеждать. «Хорошо же вы отблагодарили своих учителей», - со вздохом ответил один из незадачливых шведских генералов.

Формально Петра вместе с больным и неспособным к правлению братом Иваном провозгласили царями 27 апреля1682 г. Но фактически власть в стране захватила старшая сестра Софья. Приверженцы царевны спровоцировали стрелецкий бунт, мятежники ворвались в царские покои и на глазах Петра растерзали приближенных бояр.

Ужас, пережитый в детстве, преследовал Петра всю жизнь: его мучили нервные припадки, а лицо часто искажала судорога.

Ненависть к стрельцам нашла выход после подавления их очередного мятежа в1698 г., когда Пётр лично рубил головы бунтовщикам. Жестоко? Но без жестокости в те суровые времена было нельзя. Об этом говорил и сам царь: «Если бы я не употреблял строгости, то давно бы уже не владел русским государством и никогда бы не сделал его таковым, каково оно теперь».

Как известно, мысль о переустройстве России на европейский манер зародилась у юного Петра после визитов в Немецкую слободу, где жили иностранцы, состоящие на службе у русских царей. Всё здесь было необычно для впечатлительного юноши – быт, нравы, одежда, обычаи. Наставником молодого Петра в усвоении своеобразной культуры «московской Европы» стал швейцарский офицер Франц Лефорт. Следующим шагом стало заграничное турне царя в составе Великого посольства. Скрываясь под именем Петра Михайлова, государь работал на голландских кораблестроительных верфях, с интересом слушал прения в английском парламенте, посещал музеи, анатомические театры, обсерватории, монетные дворы. Всё ему было интересно, он хотел себя попробовать едва ли не в каждом ремесле.

По мнению историка Василия Ключевского, за границей Пётр овладел 14 различными специальностями. Воистину, «на троне вечный был работник»!

Пётр не чурался общения с самыми разными людьми: от рабочего на верфи до коронованных особ. Бог весть, что думал о русском царе простой люд (им было не до мемуаров), но вот мнение принцессы Софьи Ганноверской: «У него прекрасные черты лица и благородная осанка. Он обладает большой живостью ума, ответы его быстры и верны. Но при всех достоинствах, которыми одарила его природа, желательно видеть в нём меньше грубости. Это государь очень хороший и вместе с тем очень дурной… Если бы он получил хорошее воспитание, то из него вышел бы человек совершенный».

Ох уж это воспитание! Ненавистники Петра припоминают ему «всешутейшие и всепьянейшие соборы», ставят на вид повальное пьянство на царских пирах и «ассамблеях», где даже дамы напивались «в дым». А эта фразочка из указа от 29 августа1698 г. насчёт ношения немецкого платья и бритья бород: «Я желаю преобразить светских козлов, то есть граждан… чтобы они без бород походили в добре на европейцев». За граждан, конечно, обидно. Но попытаемся понять и Петра: он инстинктивно чувствовал, что реформы необходимо начинать с ломки старых обычаев. Поэтому и ломал их, как умел - жестоко, «через колено», зачастую наставляя подданных на путь истинный кулаком или своей знаменитой дубинкой. «Перегибов», конечно, было немало, но Россия, как известно, страна крайностей. Пётр в этом смысле не первый и, увы, не последний.

В быту царь избегал роскоши и пышных церемоний, столь любимых его предшественниками. Предпочитал простую одежду, не гнушался ездить в обыкновенной двуколке без свиты. На войне пулям не кланялся: во время Полтавской баталии лично повёл солдат в контратаку и опрокинул наступающих шведов. О мужестве царя во время Прутского похода (1711) писал французский бригадир Моро-де-Бразе: «Могу засвидетельствовать, что царь не более себя берёг, как и храбрейший из его воинов».

Пётр не жалел ни себя, ни других. Всем известна судьба царевича Алексея, рождённого Евдокией Лопухиной, первой женой Петра. Ненавидя отца и его реформы, Алексей бежал в Австрию, просил австрийского императора помочь овладеть русским престолом. Измена родного сына потрясла Петра, он лично принимал участие в допросах и даже пытках Алексея: «Я за моё отечество и людей, и живота своего не жалею, то како тебя, непотребного жалеть». Царевич умер в Петропавловской крепости летом1718 г., а через год скончался другой наследник – 4-летний Пётр Петрович, рождённый второй женой государя Екатериной Алексеевной. Пётр был безутешен. Незадолго до смерти царя постигла ещё одна личная драма: он уличил Екатерину в неверности. Кто же наследует трон, кто продолжит дело всей его жизни? До самой смерти царь не смог ответить на этот вопрос, так и не назначив себе преемника.

В октябре 1724 г. Пётр плыл на корабле в Петербург. Недалеко от Лахты заметили севший на мель военный бот. Государь лично участвовал в спасении солдат и матросов, стоя по пояс в ледяной воде. После этого «купания» обострилась болезнь почек, которой царь страдал уже долгое время. Превозмогая боль, Пётр продолжал заниматься государственными делами, но в январе1725 г. окончательно слёг. 28 января коронованный революционер скончался.

Лучшей эпитафией Петру I стали слова епископа Феофана Прокоповича: «Какову он Россию сделал – такова и будет. Сделал добрым любимую – любимая и будет. Сделал врагам страшную – страшная и будет. Сделал её на весь мир славною – славной и быть не перестанет!».

Дмитрий Казённов