По указу екатерины великой.

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы - Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий. 25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).


Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности - до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. - 67, 1769 - 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу - развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» - 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма - около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом - овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы - Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий .

25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).

Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности - до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. - 21, в 1767 г. - 67, 1769 - 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу - развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» - 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма - около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом - овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.

Нахичевань-на-Дону, Нор-Нахичеван (ныне Пролетарский район Ростова-на-Дону) у многих ассоциируется с историческим Нахиджеваном, древнейшим армянским городом, возникает предположение, что новый город основали выходцы из старого с тем же названием. Но это не так. Страницы истории этого армянского поселения представлены в книге отца и сына Минаса и Георгия БАГДЫКОВЫХ "Наша вера", изданной в Ростове-на-Дону при содействии армянской общины и благотворителя Тиграна Манукяна.

ПРЕЖДЕ ЧЕМ РАССКАЗАТЬ ОБ УКАЗЕ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕКАТЕРИНЫ II (14 НОЯБРЯ 1779 г.), разрешившей армянам основать новый город и 5 селений, авторы книги возвращаются на несколько веков назад в Крым. Напоминают, что армяне жили там еще до нашей эры. В начале VIII века в Херсоне утвердился армянский князь Вардан, который с помощью крымских повстанцев сверг византийского императора Юстиниана II и занял византийский престол (Вардан Пилик, 711-713 гг.). Военная мощь армянских крымских княжеств возрастала. Недаром европейцы в средние века называли Крымский полуостров Морской Арменией. В XI-XII веках в результате нашествия турок-сельджуков в Армению немалая часть населения переселилась в Крым. Среди них были и выходцы из Ани. Только в XV веке Крым завоевали татары.

В 1774 году по договору между Россией и Турцией татарское ханство в Крыму было признано независимым от Турции. Екатерина II, стремясь экономически ослабить Крымское ханство, приступила к осуществлению плана по выселению из Крыма армян и греков (чьи подати составляли главную статью доходов хана). Так, 9 марта 1777 года появился указ о переселении греков и армян в Россию с предоставлением им различных привилегий.

Переселение началось в августе 1778 года под предводительством А.В.Суворова. После продолжительного и мучительного перехода караван армянских переселенцев достиг берегов Дона и только 9 декабря 1779 года остановился на "обетованной земле". Крымские армяне перешли в подчинение к Астраханской епархии, возглавляемой архиепископом Иосифом Аргунтинским-Долгоруким. Архиепископ сыграл огромную роль в основании нового поселения, сохранении многовековых культурных ценностей, вывезенных из 40 армянских церквей Крыма. Среди них был и хачкар VI века из Ани, в честь которого в Крыму были построены монастырь и церковь Сурб Хач. Он до сих пор хранится на донской земле.

Переход из Крыма был очень тяжелым. Многие погибли от лишений в дороге. Первую суровую зиму армяне провели в землянках. Руководству Нор-Нахичевана нужны были средства для строительства инфраструктуры города. Архиепископ Иосиф решил обратиться за помощью к армянской колонии Индии. Приехав с купцами туда, он после проповеди обратился к соотечественникам с просьбой помочь больным, немощным, сиротам. Армяне Мадраса и Калькутты собрали значительные средства (в книге приводятся имена и суммы). 21 апреля 1781 года, в день празднования возведения на престол Екатерины II, родился город Нор-Нахичеван.

АРХИЕПИСКОП ПРИСТУПИЛ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗАМЫСЛА О СТРОИТЕЛЬСТВЕ ГЛАВНОГО храма города, который решил назвать именем Григория Просветителя. Заложенный в 1783 году, возведенный на деньги паствы и индийских армян и освященный в 1800 году, храм долгие годы был центром духовной и культурной жизни. В период религиозных гонений в советские годы собор в усеченном виде (без купола, креста и звонницы) еще действовал до 1937г. Потом его отобрали у верующих. Древние рукописи после установления советской власти удалось вывезти в Ереван. Об этом пишет в книге "Из моей жизни" Мартирос Сарьян, отмечая роль Александра Мясникяна в перевозке манускриптов в 1921 году.

Храм Григора Лусаворича, казалось бы, уцелел. Прошли 20-е, 30-е, 40-е, 50-е годы. Начались 60-е. До них 9 мая 1959 года над братской могилой на площади был сооружен мемориал и зажжен Вечный огонь. И газеты стали писать: "...у братской могилы ежедневно, а в революционные праздники особенно скапливается большое количество трудящихся города и области... и нахождение в этом месте армянского собора неуместно. Кроме того, надо иметь в виду, что это помещение расположено у памятника основоположнику научного коммунизма Карлу Марксу".

Против Маркса, конечно, не попрешь. Тем более когда собор принадлежит каким-то нетитульным "чучмекам". Правда, они основали этот город, и Екатерина Великая что-то им обещала. Но 18 июня 1966 года ночью храм был взорван саперами. В воздух взлетели ларцы с мощами армянских святых, средневековые хачкары, уложенные в стены. На месте собора построили Дом культуры. Интересно, взрывали ли в СССР в 1966 году русские церкви?

Пришлось уделить так много места истории храма в Пролетарском районе Ростова-на-Дону, потому что авторы книги - люди глубоко верующие и посвятили много страниц истории Армянской Апостольской Церкви, ее контактам с Русской Православной Церковью. Русскоязычный читатель узнает о том, как воцарилось христианство в Армении, как через брак сестры византийского императора Василия II Анны и киевского князя Владимира Святославовича христианская вера пришла в Киевскую Русь.

ОБ АРМЯНСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ МАКЕДОНСКОЙ ДИНАСТИИ императоров историкам хорошо известно. Авторы также подробно исследуют факт почитания Григория Армянского (Григора Лусаворича) Русской церковью. Ему посвящена 1 из 8 церквей храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Иван Грозный кроме нее построил также храм во имя Святого Григория Армянского в Казани. Его изображение имелось на многих иконах, в богословских книгах.

Книга "Наша вера" (с подзаголовком "Святой Григорий Армянский, моли Бога о нас") содержит также множество интересных сведений об армянах различного рода занятий, выросших на донской земле. Отсюда вышли Католикосы Нерсес V (годы правления - 1843-1854), Макар I (1885-1891), Геворг VI (1945-1954), видные государственные деятели Александр Мясникян и Саркис Лукашин, художники Мартирос Сарьян, Григорий Шилтян, поэты Рафаэл Патканян, Людвиг Дурян, писатели, публицисты Микаел Налбандян, Мариэтта Шагинян, архитекторы Марк Григорян, Ованес Халпахчян, артист Гайк Данзас, скрипач Авет Габриелян и многие другие армяне, потомки переселенцев XVIII века, сохранившие в своих жилах частицу крови Морской Армении и великого града Ани.

Сегодня на Дону действуют армянские храмы, воскресные школы. Армянская община прилагает усилия для сохранения национальной идентичности и надеется, что когда-нибудь в Пролетарском районе вновь появится храм во имя Григора Лусаворича, святого двух церквей: армянской и русской.

Александр ТОВМАСЯН

250 лет назад вышел именной указ Екатерины II о заселении малообжитых районов России иностранцами

[«Аргументы Недели », Сергей НЕХАМКИН ]

Именной указ - своего рода государственная «декларация о намерениях» - был подписан 25 октября 1762 года. Следом вышел основной документ - соответствующий манифест Екатерины II (частично мы цитируем его в справке). Ну а далее - череда решений «в развитие»: о создании Канцелярии опекунства иностранных, которой дело поручалось; о выделении средств; о размежевании земель и т.д.

Обширная и яркая история русских немцев не тогда началась и не этим ограничивается. Говорим сейчас скорее об одной её странице - появлении в России немецких сельскохозяйственных колоний. Поскольку подробности эксперимента XVIII века по привлечению иностранных трудовых мигрантов чем-то похожи на сегодняшние реалии.

Почему немцы?

Немецкое происхождение самой Екатерины II в данном случае особой роли не играло. Предложение зазвать в Россию жителей Германии обсуждалось ещё при русской-распрорусской императрице Елизавете . Так что идея витала в воздухе. А Екатерина только-только пришла к власти. Состояние «хозяйства» нашла ужасающим (что потом особо отмечала в мемуарах). И вот ситуация… С одной стороны - в России огромные нераспаханные просторы. С другой - в Европе полыхает Семилетняя война, и в той же Германии тысячи людей потеряли кров, голодают. При этом опыт приглашения иностранных подданных в России был: вспомнить те же сербские колонии на Украине (см. справку).

Всё казалось логичным и целесообразным. Россия обретёт полезный пласт населения. Да - на войну пришлых иностранцев не пошлёшь (освобождение от рекрутской повинности оговаривалось в числе дававшихся им привилегий). Ну и ладно! Зато будут поднимать пустующие земли, приумножать благосостояние нового отечества. Переселенцы лояльны к власти (просто полностью зависят от неё), неагрессивны. Хотят жить и молиться по-своему? Да ради бога! Даже неплохо: живя наособицу, не смешаются с потенциальными бунтарями: казаками, старообрядцами, крестьянами.

Приглашались не только немцы - все, кто захочет (кроме евреев - это отдельная тема). И поехали в Россию соответственно также голландцы, французы, швейцарцы, австрийцы… Просто здесь всех звали немцами.

Расселять колонистов сначала предполагали в Тобольской, Оренбургской, Белгородской и Орловской губерниях . Но, подумав, остановились на территориях под Саратовом . Говоря сегодняшним языком - это был неразвитый, но экономически перспективный регион, где позарез требовались рабочие руки. Потому здесь дозволили селиться старообрядцам, помещики получали земли и привозили крестьян из других губерний. Ну и немцы в придачу. Тоже сгодятся.

Кадры решают всё!

Смелое начинание! Перспективный эксперимент! Который вскоре оглушительно провалился.

Точнее так. Немцы-то в Россию потянулись - из Рейнланда, Пфальца, Гессена … В Вормсе и Гамбурге они грузились на корабли, в Петербурге присягали на верность императрице и новой родине, оттуда обозами ехали на Волгу. Ещё в Германии будущим колонистам выдавались «подъёмные», на месте каждой семье полагался земельный надел в 30 десятин, две лошади, корова, семенное зерно, сельхозорудия. (30 десятин - это без малого 33 гектара; две лошади - считайте, что трактор; остальное в разъяснениях не нуждается.) Плюс возможность жить в своей среде - селить прибывающих предполагалось «oкругами» - на тысячу семей каждый, был разработан план типовых посёлков с кирхой, регулярной застройкой. Фактическое самоуправление, льготы (например, на первые 30 лет - освобождение от всех налогов), личные свободы… Условия почти идеальные для тех, кто хочет на новом месте жить и хозяйствовать.

Но оказалось, что приезжие на новом месте жить-то, может, и хотят - а вот хозяйствовать или не желают, или не умеют.

Эта проблема и сейчас нередко возникает - качество навербованных мигрантов. Нужны-то не просто люди, а люди, способные решать поставленные задачи! В екатерининскую Россию поначалу поехали не опытные земледельцы, на которых рассчитывали, а просто те, кто спасался от нищеты. За плугом до этого не ходили, как запрячь лошадь - не представляли. А ведь им, без навыков и опыта, приходилось всё начинать с нуля, жить поначалу в землянках. Возникали конфликты - прежде всего внутри самих общин. Злобу срывали на «зазывателях » - вербовщиках из немцев, которые привозили земляков, а здесь норовили стать начальниками.

Проблема оказалась настолько острой, что в 1766-м приём колонистов прекратили. Но раскрутившийся маховик враз не остановишь. Люди ехали, обязательства следовало выполнять. Первое поселение возникло в 1764-м, через пять лет их было уже 105. Общее население - более 22 тыс. человек.

Справедливости ради отметим: Россия для приезжих тоже оказалась краем недобрых сюрпризов. Всё было - воровство и произвол чиновников, местные катаклизмы. Одна только пугачёвщина, например, обернулась для поселенцев настоящим геноцидом.

Из Манифеста Екатерины II

«По вступлении Нашем на Престол, главным правилом Мы себе поставили, чтобы навсегда иметь Наше матернее попечение о (…) благоденствии всей Нам вверенной от Бога пространной Империи, и о умножении в оной обитателей. А как Нам многие иностранные подданные (…) бьют челом, чтобы им позволили в Империи Нашей поселиться, то Мы всемилостивейше сим объявляем, что (…) всем, приходящим к поселению в Россию, Наша монаршая милость и благоволение оказывана будет».

Меннониты и другие

Но время шло. Росли новые поколения, уже с детства знакомые с сельским трудом. И империя расширялась, прирастая Крымом, Кавказом … Так что к идее приглашать немцев Екатерина всё же вернулась. Практика продолжилась при Павле, Александре I. Из первоначальных ошибок сделали выводы. Введённые в 1804 г. правила прямо требовали: приглашать только семейных, с первоначальным капиталом, «примерного поведения и полезных стране » - то есть крестьян (причём с конкретной специализацией - хлебопашцев, виноградарей и т.д.) и ремесленников. С отбором стало строже, зато расширилась география приглашений: Пруссия, Швабия, Мекленбург, Вюртенберг

Массовый приём прекратили в 1819 г., но и потом конкретным категориям переселенцев разрешения давались. Именно Россия, например, приютила спасавшихся от религиозных гонений меннонитов (некий лютеранский аналог наших духоборов). Или прибывшие в 1860-е годы 200 тыс. немцев, заселившиеся на Волыни.

В ХIХ веке немецкие сельскохозяйственные колонии - это образцовые аграрные производства в Поволжье, в Крыму, на Украине, под Петербургом, на упомянутой Волыни, на Кавказе, в Воронежской губернии, в Сибири, в Туркестане, в Бессарабии… Зерновое хозяйство и выращивание картофеля, табаководство и виноградарство, животноводство и молочное производство… Если в русской классике вам встречалось, например, слово «сарпинка» - знайте, это особая ткань, которую в Сарепте выпускали меннониты.

Быт колоний? Откроем рассказ И. Бабеля «Иван-да-Марья». Действие происходит в немецком Поволжье в начале Гражданской войны, но вряд ли раньше жили иначе. «Гиганты в шерстяных фуфайках»; «дым трубок»; «деревянные башмаки»; «старухи в накрахмаленных чепцах»; «булыжники котлет, засыпанные скирдами жареного картофеля»; «божественной чистоты дворики с кустами роз». Трезвость, крепкие семьи, в среднем в каждой, по статистике, восемь детей.

И всё же во второй половине ХIХ столетия у немцев-колонистов начинаются проблемы. Причины - объективные и субъективные. Благотворные для страны в целом реформы Александра II по этой конкретной категории населения крепко ударили. Ведь колонисты «поднялись» не только потому, что не пили и умели вкалывать. Помните разговор о личных свободах, привилегиях? Немцы изначально были в лучшем положении, чем русские крестьяне. Но раз в России отменяется крепостное право - почему у вас должны быть преимущества?

И колонисты перестали быть «колонистами» - то есть слово и понятие остались, а особый статус отменили. Отныне - крестьяне, как все. Прошла военная реформа, армия из рекрутской стала призывной - их наравне с прочими гражданами империи стали призывать (и пацифисты-меннониты начали уезжать в США). Вы не смешиваетесь с местным населением, тщательно бережёте «национальную идентичность»? Это замечательно, заслуживает уважения, но… Сто лет назад сюда ехали жители мелких, раздробленных княжеств и герцогств - стран, которые никакой опасности для России не представляли. А сейчас Германия объединилась. Сегодня это мощная держава, интересы которой не всегда совпадают с нашими. Возникли подозрения в «двойной лояльности». При этом в России не был решён земельный вопрос - разорялись помещики, уходили в города крестьяне. Немецкие общины - спаянные, деловитые, зажиточные - несмотря на запреты («только принявшим православие»!) находили возможности скупать земли (особенно на Украине). Правые публицисты начали писать о «немецкой колонизации» целых губерний.

Глазами Александра Солженицына

«Среди всех отменно трудолюбивы были немцы. (…) Они стали устраиваться не до первой амнистии, не до первой царской милости, а - навсегда. Сосланные в 41-м году наголé, но рачительные и неутомимые, они не упали духом, а принялись и здесь так же методично, разумно трудиться. Где на земле такая пустыня, которую немцы не могли бы превратить в цветущий край? Не зря говорили в прежней России: немец что верба, куда ни ткни, тут и принялся. На шахтах ли, в МТС, в совхозах не могли начальники нахвалиться немцами - лучших работников у них не было. К 50-м годам у немцев были - среди остальных ссыльных, а часто и местных - самые прочные, просторные и чистые дома; самые крупные свиньи; самые молочные коровы. А дочери их росли завидными невестами не только по достатку родителей, но - среди распущенности прилагерного мира - по чистоте и строгости нравов».

«Архипелаг ГУЛАГ», глава «Ссылка народов» .

Политика тобой займётся

Между тем надвигался ХХ век - со всеми его потрясениями.

В общем-то, колонисты в российские разборки старались не лезть. Но, как известно, не хочешь заниматься политикой - политика займётся тобой . Помню, смотрел списочный состав экипажа знаменитого броненосца «Потёмкин ». Среди его матросов была уйма поволжских немцев! (Видимо, их - грамотных, крепких, непьющих - на флот брали охотно.) Часть приняла участие в мятеже, часть - нет.

В Первую мировую немцев-колонистов начинают высылать на Урал и в Сибирь. Реальных подтверждений нелояльности не было, но царил «патриотический угар», даже царицу подозревали в шпионстве. Потому - просто на всякий случай. (Идею высылки особо поддерживал один из тогдашних председателей Совета министров империи с шибко русской фамилией Штюрмер .) Массовое выселение наметили на весну 1917 года - но случилась Февральская революция.

А за Февралём были Октябрь, Гражданская война. Тут уж немецкая судьба оказалась совсем сродни русской. В Поволжье зажиточные крестьяне, естественно, бунтовали против красных продразвёрсток (самое знаменитое выступление - «кулацкий мятеж» в селе Варенбург ). С другой стороны - именно здешние немцы сформировали для Красной армии пять национальных полков, два из них, кавалерийских, воевали в Первой конной. Страшная страница в истории потомков колонистов - поволжский голод 1921 года .

Чуть иначе было на Украине. В тогдашней буре немцы-крестьяне, естественно, искали защиты - и ею, конечно же, стали германские войска, пришедшие сюда после Брестского мира. Но с этого момента колонисты превращаются в заклятых врагов… нет, не красных, красные тогда вытеснены! - а махновцев. Две категории противников махновцы в плен не брали, рубили после боя сразу - белых офицеров и немецких колонистов из отрядов самообороны. Впрочем, им отвечали взаимностью. (Хотя вражда, пусть формально, была не национальной, а социальной. Один из лучших махновских командиров - отчаянно храбрый Клейн , из немцев-колонистов. Правда, какой-то нетипичный был колонист: бедняк и выпивоха.)

Сербы, болгары, греки, чехи

Наш материал посвящён немцам - но ведь на схожих условиях и для решения схожих задач в Российскую империю прибывали и другие народы.

Первый опыт - видимо, появление в 1752 г. переселенцев из Сербии. На территории теперешних Донецкой и Кировоградской областей тогда возникли военно-поселенческие образования - «Новая Сербия» и «Славяно-Сербия» . Гости (или уже не гости?) жили, сеяли-пахали и выставляли в Русскую армию два полка - конный и пеший.

В православную Россию время от времени просились на жительство представители народов, угнетавшихся турками, - прежде всего болгары и греки. Зона расселения - Кавказ, Крым, юг России.

Чехов-колонистов перед Первой мировой войной в России жило около 90 тысяч. Они крестьянствовали на Волыни, на Северном Кавказе, на Волге и в Крыму. Во второй половине XIX - начале ХХ века чешская молодёжь в поисках лучшей доли активно ехала за границу. Чаще всего - в США и Россию. Чешские национальные организации в 1906-м даже просили П. Столыпина (тогда министра внутренних дел империи) ввести особый «славянский паспорт», по сути, уравнивающий приезжающих чехов в правах с российскими гражданами, - тогда эмиграционный поток в Россию превысит «американский».

«Немреспублика»

В начале 1918 г. советская власть декретом Совнаркома создала «Комиссариат по делам Немцев Поволжья» . В октябре 1918-го в селе Зельман была провозглашена «Автономная Трудовая Коммуна области Немцев Поволжья» . А в 1924-м «Автономная Советская Социалистическая Республика Немцев Поволжья» (АССР НП) .

В 1928 г. в Москве проходила II сессия ВЦИК XIII созыва. Руководители АССР НП на ней выступали, а «Известия » рассказывали, - как республика была создана. Тоже своеобразная история.

«(...) Германская буржуазная общественность, а также сотни тысяч немецких эмигрантов в САСШ (США. - Прим. ред. ) проявляли (да и сейчас проявляют) очень большой интерес к государственному устройству немецких колонистов на Волге. 6 января 1924 г. II областной Съезд советов Коммуны Немцев Поволжья провозглашает область (…) Автономной Социалистической Советской Республикой. (...) Съезд обращает внимание борющегося германского пролетариата на нашу маленькую автономию и ещё раз подчёркивает различие между демократической «свободой» Германии, попираемой как собственным, так и европейским капиталами, и действительной свободой национальностей в СССР».

АССР НП, как известно, просуществовала до 28 августа 1941 года. Сталин упразднил её, сочтя, что поволжские немцы могут превратиться в «пятую колонну» гитлеровцев. История поволжских немцев перетекла в историю немцев казахстанских, сибирских, а уже в наше время для многих - в историю обратного исхода в Германию. Но это уже другой сюжет.

Узбеки, таджики, китайцы

Иностранные колонисты в дореволюционной России - так сказать, тогдашний опыт организованного набора рабочей силы за рубежом для решения местных проблем. Чем он интересен с нынешней точки зрения?

Те задачи, ради которых колонисты приглашались, удалось решить успешно. Но как показало время, задачи были тактическими. А стратегически… В спокойном XIX веке всё и шло, в общем, спокойно. Но пришёл суровый век ХХ. И в 1914-м, и в 1941-м тем же русским немцам власть заявила (несправедливо): вы - чужие. И очень много на протяжении всего столетия было сделано, чтобы вытолкнуть потомков переселенцев опять на «историческую родину».

Сегодня демографы настаивают: без мигрантов из других стран Россия не выживет. Есть регионы, жизненно заинтересованные в притоке рабочей силы - завтра там просто некому будет работать. Вопрос - кто придёт.

Когда речь идёт о Сибири и Дальнем Востоке, первая мысль - китайцы. Вспомним, однако, интервью, которое дал недавно нашей газете полпред Президента РФ в Дальневосточном округе Виктор Ишаев («АН», №39, 11.10.2012). Патриот своего края, опытный управленец, умный человек, он о «китаизации» Дальнего Востока говорил: пока - больше разговоров. По экспертным оценкам, в регионе работают порядка 160 тыс. иностранных граждан, из них китайцев - около 37%. Граждан Узбекистана больше. Да и учёные-китаеведы предупреждают: не волнуйтесь, не так уж китайцы рвутся в края с холодными зимами. У них, между прочим, собственных неосвоенных территорий хватает. Тогда - кто? Те же узбеки? Таджики? Киргизы? Какие экономические ниши займут приезжие?

Здесь ведь есть ещё один поворот темы: кто именно приходит. Екатерина и её преемники на русском престоле иностранцев приглашали «под задачу»: нам нужны именно земледельцы, а не, условно говоря, торговцы на рынках. Не всегда удавалось (о чём сказано), но ошибки быстро исправлялись.

Следующий вопрос - адаптация, врастание в новую землю. А то ведь можно привести ещё один исторический пример (см. «АН», №15, 17.08.2006) . Тех же китайцев в Россию начали активно завозить в Первую мировую в качестве неквалифицированной рабочей силы - свои мужики были на фронте, а кто-то должен был в тылу строить, прокладывать дороги, валить лес… Но произошла революция, рухнула прежняя система связей и отношений - и выяснилось, что в запылавшей стране болтается огромная масса мужчин, голодных, никому не нужных, без языка, без культурных или этнических связей с Россией, которые вдобавок обратно выбраться ну никак не могут! И стали эти бедолаги «красными китайцами», преторианской гвардией большевиков - потому что те погладили их по головке, сказали красивые слова, дали миску каши. Дрались с белыми, давили крестьянские восстания, расстреливали в ЧК…

На самом деле проблема мигрантов есть везде. Европа постепенно становится мусульманской, и стонет от наплыва африканских и азиатских нелегалов. США всерьёз боятся, что Техас и Калифорния завтра станут испаноязычными. Внятного решения никто пока не предложил. Похоже, все надеются на то, что с течением времени, если обойдётся без каких-то политических и экономических катаклизмов, всё само как-то утрясётся.

Дай-то бог! В конце концов, в современную историю Америки уже вписаны имена Барака Обамы, Кондолизы Райс, Колина Пауэлла - потомков чернокожих рабов, завезённых для работы на плантациях (организованное перемещение рабочей силы). А фамилия нынешнего президента Франции Франсуа Олланда на русский вообще-то переводится как «голландец ».

Тоже, видать, потомок мигрантов.

Понравилась публикация? Поддержите издание!

*Получай яркий, цветной оригинал газеты в формате PDF на свой электронный адрес

За время царствования Екатерины II в состав империи вошли обширные регионы — Северное Причерноморье, Приазовье, Крымский полуостров, Правобережная Украина, земли между Днестром и Бугом, Белоруссия, Курляндия и Литва. Частью внутренней политики российского правительства были меры по заселению малообжитых территорий. 25 октября 1762 года Екатерина Алексеевна издала манифест «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу». Продолжением этого документа стал манифест от 22 июля 1763 г. «О дозволении всем иностранцам, въезжающим в Россию, селиться в разных губерниях по их выбору, их правах и льготах».

Екатерина Алексеевна обосновала манифест своим материнским («матерним») попечением и трудами о мире и благоденствии вверенной ей богом Российской империи, А также заботами об умножении этой обители. Императрица также отмечала, что многие иностранцы, а также оказавшиеся за пределами России бывшие её подданные просят разрешить им поселиться в империи. Екатерина милостиво разрешала переселение иностранцев всех наций (кроме евреев), а также давала разрешение вернуться соотечественникам, по каким-либо причинам покинувшим Россию. Иностранцы должны были в первую очередь обживать малообжитые районы России, включая Причерноморье и Украину, которые сильно обезлюдели в предшествующие столетия (большую роль в этом сыграли хищнические набеги крымских татар).

Екатерина предприняла все меры, чтобы о манифесте узнали в Западной Европе. Манифест был напечатан на русском, французском, немецком и английском языках по сотне экземпляров, их разослали русским дипломатическим агентам, действующим за границей. Агенты должны были добиться опубликования документа в местных газетах. Понятно, что для того, чтобы привлечь людей (ведь приходилось бросать привычную жизнь и ехать неведомо куда в «варварские» и малонаселенные области Северной империи), нужны были дополнительные стимулы. Уже через год были разработаны и изданы документы: «Манифест о даруемых иностранным переселенцам авантажах и привилегиях» и «Указ об учреждении Канцелярии опекунства иностранных переселенцев». Таким образом, делами переселенцев должно было заниматься специальное учреждение. Переселенцы получали различные привилегии.

Президентом «Канцелярии опекунства иностранных» был назначен фаворит императрицы, генерал-адъютант и граф Григорий Орлов. Позднее в Саратове учредили Саратовскую контору иностранных поселенцев (действовала с 1766 по 1877 год). В своей деятельности Контора подчинялась непосредственно Канцелярии опекунства иностранных расположенной в Петербурге. Контора получила задачу управлять переселенцами до тех пор, пока они настолько освоятся в России, что на них можно будет распространить исторически сложившиеся в империи формы управления.

Будущие колонисты, в случае отсутствия у них средств на проезд, должны были обращаться к русским дипломатическим работникам и их представителям, которые были обязаны обеспечить переезд переселенцев и предоставить им деньги на путевые расходы. Переселенцы получали личную свободу, право выбора места поселения, освобождение от всех налогов на довольно приличное время (в городах на пять лет, в сельской местности — до тридцати лет), предоставлялись беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, для возмещения расходов на переезд, покупку продовольствия до получения первого урожая, скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников. Переселенцы, которые создавали своё производство, разрешалось вести торговлю и даже вывозить товары за границу беспошлинно. Новые подданные получали право свободы вероисповедания и возможность возводить свои культовые сооружения, а также право на собственные органы местного самоуправления в местах компактного проживания, создаваемые без вмешательства со стороны государственных чиновников. Они сохраняли возможность беспрепятственного выезда из Российской империи. Более того, переселенцев освобождали от воинской повинности (рекрутчины). В результате новые граждане России получали такие преимущества и льготы, каких не имели русские и другие коренные жители империи. Сплошные преимущества, при минимуме обязанностей. С учётом перенаселенности и серьёзных ограничений на территории германских государств, многие поселенцы значительно выигрывали, начиная новую жизнь.

После этого процесс заселения малообжитых областей России пошел довольно быстрыми темпами. Набор и отправку колонистов в Россию осуществляли как официальные комиссары, так и частные предприниматели («вызыватели»), которые заключали договор непосредственно с Канцелярией опекунства. В период с 1763 по 1766 гг. в Российскую империю было отправлено около 30 тыс. человек, примерно половину из них смогли сагитировать и направить в Россию вызыватели. Колонистов размещали в Петербурге и в пригороде столицы, в Ораниенбауме. Здесь они жили в среднем 1-2 месяца. Переселенцев знакомили с российскими традициями, законами. В частности, колонисты сохраняли свободу вероисповедания, но им запрещалось под страхом всей строгости закона вести миссионерскую деятельность. После ознакомления с российскими законами, колонисты принимали присягу на верность русскому государю и отправлялись на место поселения. Перевозка обычно осуществлялась речным транспортом. Большая часть немецких поселенцев была направлена осваивать Поволжье. В 1765 г. на Волге было 12 колоний, в 1766 г. — 21, в 1767 г. — 67, 1769 — 105.

Правительство довольно жестко установило для немецких колонистов в Поволжье главную задачу — развитие земледелия. Немецкие переселенцы с этой задачей в целом справились. Они производили главным образом рожь, а также выращивали картофель, увеличили посевы льна, конопли, табака и других культур. Уже в XIX веке получила развитие колонистская промышленность. В Поволжье развивалось мучное производство, маслобойная промышленность, изготовление сельскохозяйственных орудий труда, производство шерсти и полотна. Появилось и кожевенное производство, развивалось ткачество.

Правительство Екатерины II занималось проблемами заселения и других частей империи. Так, аграрно-колонизационная политика Петербурга в отношении Сибири приобрела структурный, системный характер. Екатерина II с помощью указа «зазывала» беглых староверов в Сибирь. На Алтае легализовали общину бухтарминских беловодцев-«каменщиков», беглецов, которые скрывались в горных ущельях Алтая. При этом продолжалась практика увеличения сибирского населения за счёт административных и уголовных ссыльных («посельщиков»).

Одновременно правительство предпринимало меры по заселению территорий Причерноморья. В ходе русско-турецкой войны 1768—1774 гг. Екатерина издала указ с призывом к христианам, находившимся под игом Османской империи, поступать на русскую службу, обещая вознаграждение. На призыв откликнулись жители островов Эгейского моря, Греции, Македонии, Сербии, частично Крыма. Из них сформировали т. н. «Греческое войско» — 8 батальонов (около 5 тыс. человек). В 1774 году добровольцы решили не возвращаться на родину и попросили императрицу, через графа А. Орлова, под началом которого служили, права поселения в России. 28 марта 1775 года был издан рескрипт, разрешавший солдатам, служившим России и их семьям поселиться в империи. Местом для их проживания стала Азовская губерния с Таганрогом, города Керчь и Еникале.

Этот указ оказал определяющее влияние на решение об исходе греков из Крыма. Христиане в Крыму подвергались сильным гонениям со стороны татар. На греков смотрели как на неблагонадежных подданных, самых стойких христиан уничтожали, слабых обращали в ислам. Христиане были ограничены в правах, не могли быть на государственной службе, их держали почти на положении невольников. Крымские греки, осведомленные о переселении на юг России своих соплеменников и представителей других народностей, о привилегиях которые получали переселенцы, о том каких высот достигали некоторые иностранцы в экономике и на государственной службе, также стремились переехать в империю. Митрополит Готский и Кафский Игнатий провел серию тайных переговоров с князем Потемкиным и командующим русскими войсками в Крыму князем Прозоровским. В результате митрополит подал императрице прошение о переводе христиан в русское подданство и об отводе им достаточного количества земли для их поселений.

Переговоры прошли успешно, так как Петербург был заинтересован в заселении Новороссии и дальнейшем ослаблении Крымского ханства. Христиане Крыма — около 8% населения полуострова, в основном это были греки и армяне, давали основную часть доходов казны хана. С уходом христиан хан попадал в большую материальную зависимость от русского правительства. 21 апреля 1778 года митрополит Игнатий заявил о переселении в Россию. Хан Шагин-Гирей пришел в бешенство, но помешать этому решению не мог. К тому же татарских сановников подкупили, передав им дорогие подарки и значительные денежные суммы. Всего переселилось более 18 тыс. человек. Переселенцы были расселены в Мариупольском уезде Азовской губернии. Они получили уникальные льготы и привилегии. Им выделили 1,2 млн. десятин земли. Каждый мужчина получил около 33 гектаров (30 десятин), то есть средняя семья получила до 100 гектаров чернозема. Первые годы переселенцам, несмотря на льготы, было тяжело осваиваться на новых местах. Ситуацию усугубила засуха, истребившая весь урожай. Но к концу столетия они хорошо обустроились. Община значительно выросла в числе. Источником их благосостояния было земледелие и скотоводство (главным образом — овцеводство).

В 1783 году Крымский полуостров полностью вошел в Российскую империю и туда стали приглашать колонистов: русских, немцев, болгар, армян, греков и др. Каждая семья получала землю и на определенный срок освобождалась от налогов. Греческие переселенцы в основном не выказывали желания вернуться в Крым.