Поэзия о севере.

Написал стихотворение «Родина» в 1896 г., когда был еще совсем молодым человеком и начинающим писателем. Но в нем уже прослеживаются мотивы, характерные для всего творчества будущего талантливого автора.

Жанр произведения - пейзажная лирика. Стихотворение представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере.

Основная тема

Основная тема - печальная картина безрадостной российской природы. Бунину, в отличие от многих русских поэтов и писателей, было свойственно критическое отношение к российской действительности. Это отношение можно назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной фальшивыми фразами.
Бунин не идеализирует русскую природу. Он выбирает самый неблагоприятный момент для ее созерцания: угрюмый зимний закат «под небом мертвенно-свинцовым». Тоскливая картина дополняется ощущением одиночества и оторванности от мира. Если большинство русских авторов восторгается необъятными просторами родной земли, то Бунин видит в этом только безнадежность и обреченность. Мрачные сосновые леса поглощают остатки света. До ближайшего жилья бесконечные русские версты. В памяти читателя невольно возникают картины заблудившихся и замерзших в лесах одиноких путников.

Вместе с тем беспощадный реализм Бунина всегда имеет нотки оптимизма. Успокоение приносит «туман молочно-синий», который дает надежду и веру в счастливый исход.

Бунин, несомненно, горячо любил Россию. Его творчество после вынужденной эмиграции целиком проникнуто воспоминаниями об оставленной Родине. Просто эту любовь поэт сдерживал своим рассудком, тщательно анализировал ее.

Сочетание безграничной любви и резкой критики - непростое качество для русского писателя. Очень просто все отрицать и поносить или, наоборот, идеализировать. Гармоничное восприятие неприглядной действительности - вот истинная заслуга Бунина. Стихотворение «Родина» показывает русский пейзаж в негативных красках. Тем не менее от него становится теплее на душе. Читатель понимает, что родная природа все равно очень близка и понятна сердцу. Даже смерть на родных просторах краше, чем на чужбине. Смягчение резких оценок в финале стихотворения еще больше утверждают эту мысль.

Композиция

Стихотворение построено из двух строф. Первая целиком посвящена мрачному пейзажу. Вторая более оптимистична, она сглаживает неприятное впечатление от первой.

Размер произведения - четырехстопный ямб, рифма перекрестная.

Выразительные средства

В миниатюре используются развернутые эпитеты: «мертвенно-свинцовым», «молочно-синий». Очень выразительны олицетворения: «угрюмо меркнет… день», «туман… смягчает». Туман в то же время сравнивается с печалью. Поэт удачно использует оксюморон «снежная пустыня».
Бесконечность родных просторов подчеркивается повторением союза: «и нет конца…», «и далеко…».


Основная мысль стихотворения

Даже признавая печальный и тоскливый характер российской природы, Бунин находит место для светлых мыслей. Печаль и тоску отчаявшегося человека способен скрасить простой туман. Он не избавляет от опасности, но вносит в душу умиротворение и покой. Возможно, в образе тумана писатель предвидел спасение России от грядущих бед революции и гражданской войны.

План анализ стихотворения Родина Бунина


  • История создания.
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция.
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

Природа родной страны вызывает у русских поэтов различные ассоциации, но ее многоликость и своеобразие побуждают лучших лириков России вновь и вновь обращаться к теме родины, родного края, создавать неповторимые художественные образы.
В небольшом лирическом стихотворении «Родина» Иван Алексеевич Бунин создает картину меркнущего зимнего дня. Поэтическая миниатюра поэта напоминает живописную зарисовку. И. А. Бунин мастерски использует цветовые эпитеты, которые помогают увидеть читателю изображаемую картину: небо мертвенно-свинцовое, туман молочно-синий, даль сумрачную, пустыню снежную. Изображаемые художественные образы наполнены полутонами, характерными для описания уходящего зимнего дня. В созданной поэтом лирической картине угадываются русские просторы, необъятность родимых ландшафтов:

И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

В этом лирическом произведении И. А. Бунин использует различные художественные средства, позволяющие сделать изображенную поэтическую картину выразительней. Например, олицетворение «угрюмо меркнет зимний день» передает спокойную негу, разлитую в природе зимним вечером. Туман ассоциируется в восприятии лирического героя с кроткой печалью:

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль…

Такое сравнение создает грустное настроение. Поэт одновременно и упоен открывшейся картиной, и грустит об уходящем дне. Стихотворение настраивает читателя не только на скрытое созерцание природы и упоение художественными образами, но и на различные мысли: о смысле жизни, безвозвратно уходящем времени.
Таким образом, благодаря небольшому поэтическому произведению И. А. Бунина «Родина» у читателя появляется возможность заглянуть к себе в душу, в свой внутренний мир.

2.Часто литературные произведения сравнивают с произведениями живописи. Впечатление, которое передает поэт, может быть подобно картине. Так, в стихотворении И. А. Бунина «Родина» небо над головой поэта «мертвенно-свинцово» , тяжелое, давящее, серое, какое-то безысходное. Приближается вечер, но это приближение зимой начинается довольно рано. Может быть, именно эта преждевременность заставляет день уходить «угрюмо» , и даже не уходить, а меркнуть, постепенно, нехотя сдавать свои позиции.
Скорее всего, поэт либо в дороге, либо в загородном имении: единственное, что он видит, – это леса, которые или пробегают перед ним, или он знает о том, что между его домом и соседними деревнями, городами – необъятные русские леса. Лесам «нет конца» , а до деревень «далеко» . Как просто сказано, но как много передано.
Россия огромна, она не ограничивается большими и малыми городами. Прежде всего, это русские деревни и необъятные просторы лесов, полей и дорог. Перед нами раскрывается картина деревенской Руси, русских просторов. И не только вширь раздвигается пространство, описываемое в стихотворении, но и ввысь: сосны, темные, высоченные, встают стеной перед нашим мысленным взором, как в русских народных сказках они вставали между героями и их преследователями.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Лес совсем не дает ощущения пустыни, но однообразие пейзажа может быть с нею сравнимо. Серость пейзажа: темное небо, белый снег, черные силуэты сосен – смягчается бело-синим туманом, который поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью. Создается ощущение, что кто-то осторожно укутывает землю теплым, душным, мягким покрывалом. Туман даже не бело-синий, а молочно-синий, напоминающий сказочные молочные реки, текущие в кисельных берегах мечты, сна.
Картина, описанная в стихотворении, невеселая, хмурая, неяркая, но своими полутонами она дает нам возможность раскрасить ее по-своему, в соответствии с нашей фантазией, со своими зимними впечатлениями. Родина здесь – леса, небо, туман, даль… сказка.

«Родина» Иван Бунин

Под небом мертвенно-свинцовым
Угрюмо меркнет зимний день,
И нет конца лесам сосновым,
И далеко до деревень.

Один туман молочно-синий,
Как чья-то кроткая печаль,
Над этой снежною пустыней
Смягчает сумрачную даль.

Анализ стихотворения Бунина «Родина»

Иван Бунин – один из немногих русских литераторов, который после Октябрьской революции решил покинуть Россию, считая, что та страна, в которой он родился и вырос, попросту перестала существовать. Отважиться на такой поступок автору многочисленных произведений, который к тому моменту уже был признанным поэтому, писателем и публицистом, было непросто. Однако год, проведенный в Одессе, где Бунин стал очевидцем постоянно меняющейся власти, что сопровождалось кровавыми бойнями, вынудил известного литератора пересмотреть свое отношение к эмиграции. В 1920 году Иван Бунин навсегда покинул Россию и перебрался во Францию, время от времени сожалея о своем решении, но не предприняв ни одной попытки вернуться домой. Россия в восприятии Бунина так и осталась мрачной, неухоженной страной, которой он еще в 1896 году посвятил стихотворение «Родина». Два коротких четверостишья, лишенные попыток приукрасить суровую русскую действительность, впоследствии стали для автора своего рода заклинанием . Ту, старую и лишенную цивилизации Россию, которая еще не погрязла в кровавых распрях, поэт запомнил именно такой – мрачной, унылой и безрадостной. Однако это была подлинная родина Бунина, не лишенная самобытности и некоего очарования.

Создавая образ России, поэт использует множество эпитетов. Так, небо в его восприятии выглядит «мертвенно-свонцовым», напоминая лицо покойника не только своим цветом, но и той безучастностью, которая характерна для абстрагированных или же неодушевленных предметов. Сам по себе зимний день, по определению автора «угрюмо меркнет», не добавляя радостных мироощущений. При этом «нет конца лесам сосновым, и далеко до деревень». Эта строчка свидетельствует о том, что перед нами – путеводные заметки автора в стихотворной форме. Вероятно, Бунину пришлось совершить путешествие по российской глубинке, которое настолько врезалось ему в память, что легло в основу стихотворения «Родина».

Вторая часть этого произведения уже лишена столь мрачной окраски и уныния, свойственных для первых строк . В частности, Иван Бунин обращает внимание на «молочно-синий» туман, который скрашивает неприглядность пасмурного пейзажа и добавляет ему некоторую таинственность. Его поэт сравнивает с чьей-то кроткой печалью, и в этом нет ничего удивительного. Ведь покорность – одна из национальных черт русского народа, жизнь которого Бунин воспринимает через призму общения с простыми крестьянами во время своих многочисленных путешествий по селам. При этом автор считает что печаль, которая таится в глазах не только взрослых, но и детей, связана с особым состоянием души славян, которые словно бы предвидят, какой будет их жизнь, поэтому заранее оплакивают многочисленные утраты и беды. Таким образом, Иван Бунин воспринимает русский народ и родную природу, как две части единого целого, которые находятся в гармонии и могут откладывать глубокий отпечаток друг на друге. Ведь туман, придающий русскому зимнему пейзажу особую красоту, который «смягчает сумрачную даль», имеет много общего с вековой русской печалью. Она разглаживает угрюмые лица людей, словно бы смывая с них выражение безысходности, делает их более одухотворенными и возвышенными. Но при этом в восприятии Бунина Россия остается весьма противоречивой страной, где великолепно уживаются совершенно несовместимые явления и понятия, которые при этом великолепно дополняют друг друга. Невежество соседствует с высокими моральными качествами, грязь российских дорог – с сумрачными и восхитительными в своей первозданной красоте пейзажами. И все это автор именует одним словом — Родина, к которой испытывает весьма противоречивые чувства.

Самобытность природы России всегда служила источником вдохновения для большинства отечественных писателей и поэтов. Не стал исключением и Иван Алексеевич Бунин, который в своем стихотворении «Родина» выразил всю гамму чувств по отношению к отчизне. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Родина» по плану, который будет полезен ученика 7 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

История создания - Стих написан в 1896 году, в тяжелый жизненный период писателя, который переживал финансовую неустроенность и разрыв с возлюбленной.

Тема стихотворения – Реалистическая картина российской природы.

Композиция – Композиция стихотворения условно делится на две части. В первой части автор описывает мрачный пейзаж бескрайних просторов России, во второй - описание природы значительно смягчается.

Жанр - Пейзажная лирика.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «Родина - снежная пустыня ».

Эпитеты – «сосновые», «мертвенно-свинцовые», «молочно-синий ».

Сравнения – «один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль…»

Олицетворения – «угрюмо меркнет зимний день ».

Гипербола – «нет конца лесам сосновым ».

История создания

В молодости Иван Алексеевич был страстно влюблен в Варвару Пащенко. Однако молодые люди не могли обвенчаться в силу того, что семья Бунина испытывала серьезные финансовые затруднения. Дела были настолько плохи, что родители молодого писателя были вынуждены распродать все свое имущество, чтобы как-то сводить концы с концами.

Ивану Алексеевичу очень тяжело далось расставание с возлюбленной, и одно время родственники всерьез опасались за его жизнь. Именно в этот непростой для Бунина период житейских невзгод им и было написано стихотворение «Родина».

В двух небольших четверостишиях, созданных Иваном Алексеевичем в 1896 году, без лишних прикрас описана та Россия, которую навсегда сохранил в своем сердце писатель, эмигрировавший из страны в 1920 году.

Тема

В центре сюжета - унылая картина российской природы на фоне меркнущего зимнего дня. В отличие большинства отечественных поэтов и писателей, Бунин с большой долей критики относился к окружающей действительности. Подобный подход можно смело назвать суровой правдой жизни, не приукрашенной никакими фантазиями и фальшивыми фразами.

Поэт не склонен идеализировать русскую природу. Более того, он выбирает наименее подходящий момент для ее созерцания - последние минуты уходящего зимнего дня. Ощущение тоски усиливается при описании необъятности просторов, покрытых мрачными сосновыми лесами.

Однако стихотворение не подавляет депрессивным настроением. В реализме Бунина есть нотки оптимизма. Умиротворение приносит разлитый в пространстве « молочно-синий » туман, который дает надежду на счастливый исход.

Подобное описание российского пейзажа не служит доказательством того, что Бунин презирал Россию. Напротив, он горячо любил свою родину, и безмерно тосковал по ней во время вынужденной эмиграции. Он не закрывал глаза на недостатки и всю неприглядность действительности, однако это не мешало ему испытывать самые нежные чувства к своей родине.

Композиция

Произведение состоит всего из двух строф, однако им в полной мере удается передать настроение автора, его идею.

Композиционно стихотворение делится на две условные части. Первая часть полностью посвящена мрачному пейзажу России. Перед взором читателя открывается весьма тоскливая картина одного ничем не примечательного зимнего дня на закате.

При помощи выразительных художественных средств автору удается очень точно передать настроение этого дня, его цветовую палитру. Необъятные просторы России с его бескрайними лесами, описанные Буниным, поневоле навевают тоску и уныние. « Мертвенно-свинцовое небо », удаленность человеческого жилья и темный сосновый лес создают депрессивное настроение.

Второе четверостишие более оптимистично. Ему удается сгладить тяжелое чувство, вызванное после прочтения первой части. Описание природы становится более мягким и ненавязчивым, и навевает лишь светлую печаль.

Жанр

Произведение написано в жанре пейзажной лирики, и представляет собой небольшую миниатюру о хмуром зимнем вечере. Сквозь призму художественного описания природы чувствуется настроение лирического героя, его тяжелое душевное состояние.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Средства выразительности

В своем произведении Иван Алексеевич использует разнообразные художественные средства, призванные придать стиху глубину и выразительность, максимально точно передать те чувства, которые испытывал поэт при написании этих строчек.

Весьма красноречивы развернутые колористические эпитеты (« мертвенно-свинцовые», «молочно-синий »), передающие палитру красок унылого зимнего дня. Не менее выразительны сравнения (« один туман молочно-синий, как чья-то кроткая печаль …»), олицетворения (« угрюмо меркнет зимний день »), гиперболы (« нет конца лесам сосновым »), метафоры (« Родина - снежная пустыня »).

Не могу не выложить стихотворение, посвященное покорителям Северного полюса... Точнее об одном... это собака Фрам, друг и соратник Георгия Седова... Прочтите обязательно до конца!

ЛЕДЯНАЯ БАЛЛАДА

Льды все туже сжимает круг,
Весь экипаж по тревоге собран.
Словно от чьих-то гигантских рук
Трещат парохода седые ребра.

Воет пурга среди колких льдов,
Злая насмешка слышится в голосе:
- Ну что, капитан Георгий Седов,
Кончил отныне мечтать о полюсе?

Зря она, старая, глотку рвет,
Неужто и вправду ей непонятно,

Чем лейтенант повернет обратно!

Команда - к Таймыру, назад, гуськом!
А он оставит лишь компас, карты,
Двух добровольцев, веревку, нарты
И к полюсу дальше пойдет пешком!

Фрам - капитанский косматый пес
Идти с командой назад не согласен.
Где быть ему? Это смешной вопрос!
Он даже с презреньем наморщил нос,
Ему-то вопрос абсолютно ясен!

Встал впереди на привычном месте
И на хозяина так взглянул,
Что тот лишь с улыбкой рукой махнул:
- Ладно, чего уж... Вместе так вместе!

Одежда твердеет, как жесть, под ветром,
А мгла не шутит, а холод жжет,
И надо не девять взять километров,
Не девяносто, а - девятьсот!

Но если на трудной стоишь дороге
И светит мечта тебе, как звезда,
То ты ни трусости, ни тревоги
Не выберешь в спутники никогда!

Вперед, вперед, по торосистым льдам!
От стужи хрипит глуховатый голос.
Седов еще шутит: - Ну что, брат Фрам,
Отыщешь по нюху Северный полюс?

Черную шерсть опушил мороз,
Но Фрам ничего - моряк нескулящий.
И пусть он всего лишь навсего пес -
Он путешественник настоящий!

Снова медведем ревет пурга,
Пища - худое подобье рыбы.
Седов бы любого сломил врага:
И холод, и голод. Но вот цинга...
И ноги, распухшие, точно глыбы...

Матрос расстроенно-озабочен,
Сказал: - Не стряслось бы какой беды.
Путь еще дальний, а вы не очень...
А полюс... Да бог с ним! Ведь там, между прочим,
Все то же: ни крыши и ни еды...

Добрый, но, право, смешной народ!

Что раньше растает полярный лед,
Чем капитан повернет обратно!

И, лежа на нартах, он все в метель,
Сверяясь с картой, смотрел упрямо,
Смотрел и щурился, как в прицел,
Как будто бы видел во мраке цель,
Там, впереди, меж ушами Фрама.

Солнце все ниже... Мигнуло - и прочь...
Пожалуй, шансов уже никаких.
Над головой - полярная ночь,
И в сутки - по рыбине на двоих...

Полюс по-прежнему впереди.
Седов приподнялся над изголовьем:
- Кажется, баста! Конец пути...
Эх, я бы добрался, сумел дойти,
Когда б на недельку еще здоровья...

Месяц желтым горел огнем,
Будто маяк во мгле океана.
Боцман лоб осенил крестом:
- Ну вот и нет у нас капитана!..

Последний и вечный его покой:
Холм изо льда под салют прощальный,
При свете месяца как хрустальный,
Зеленоватый и голубой...

Молча в обратный путь собрались.
Горько, да надо спешить, однако.
Боцман, льдинку смахнув с ресниц,
Сказал чуть слышно: - Пошли, собака!

Их дома дела и семейства ждут,
У Фрама же нет ничего дороже,
Чем друг, что навеки остался тут,
И люди напрасно его зовут:
Фрам уйти от него не может!

Снова кричат ему, странный народ,
Неужто и вправду им непонятно,
Что раньше растает полярный лед,
Чем Фрам хоть на шаг повернет обратно!

Взобрался на холм, заскользив отчаянно,
Улегся и замер там недвижим,
Как будто бы телом хотел своим
Еще отогреть своего хозяина.

Шаги умолкли. И лишь мороз
Да ветер, в смятенье притихший рядом,
Видели, как костенеющий пес
Свою последнюю службу нес,
Уставясь в сумрак стеклянным взглядом.

Льдина кружится, кружат года,
Кружатся звезды над облаками...
И внукам бессоннейшими ночами,
Быть может, увидится иногда,

Как медленно к солнцу плывут из мрака
Герой, чье имя хранит народ,
И Фрам - замечательная собака,
Как черный памятник вросшая в лед.