Помпезный мадригал сканворд 3 буквы. Мадригал

Мадригал был основным светским жанром в музыке Возрождения. Мадри­гал (итал. mater, madre - мать) - песня на родном (материнском) языке - жанр музыкально-поэтический, его форма полностью определялась формой стихо-

творения, положенного на музыку. Мадригал - жанр аристократический, его содержанием были высокие идеи и возвышенные чувства.

Мадригал возник в искусстве ars nova - в творчестве Франческо Ландино как двух-трехголосная песня любовно-лирического характера. Тематика мадри­гала - свободная и очень разнообразная, но в основном это любовная лирика, лирика природы, пасторальные мотивы. Особенно любимы были настроения печали, элегической грусти, страдания неразделенной любви. Если латынь бы­ла языком богословия и науки, то итальянский язык в мадригале стал языком возвышенных чувств и любовных страстей. Не только текст - итальянская по­эзия, но и музыка мадригала ярко выделяла его как жанр принципиально свет­ский. Строгому, созерцательному характеру духовной музыки противопостав­лялась мелодическая рельефность, образная контрастность в мадригалах.

Кульминации в своем развитии мадригал достиг в XVI веке. «Итальянский мадригал в музыке, - пишет В.Д.Конен, - был по существу знаменем новой эсте­тической эпохи. Он являл собой единственную профессионально развитую и художественно значительную светскую «школу» в музыке эпохи Возрождения, сумевшую выразить в музыкальных звучаниях ренессансные идеи, уже давно воплотившиеся в изобразительных искусствах и литературе».

Мадригалы создавались на стихи Данте, Петрарки, Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини. Высокая, нередко рафинированная поэзия предопределила утон­ченно изысканный музыкальный строй мадригалов эпохи Возрождения. «Му­зыка - это очарование и как бы душа поэзии», - писал выдающийся итальян­ский поэт XVI века Торквато Тассо. Композиторы стремились передать в музы­ке не только общий смысл текста, его основное настроение, но и отдельные де­тали, оттенки поэтического образа. Мелодия становилась выразительной, эмо­ционально окрашенной, рельефной, ритмика - четко периодичной, с элемента­ми жанровости. Характер фактуры - гомофонно-полифонический, с выделени­ем наиболее выразительного верхнего мелодического голоса.

Мадригал - жанр хоровой (в основном пятиголосный), но камерный, рас­считанный на исполнение ансамблем в обстановке салона или небольшого кон­цертного зала. Авторы мадригалов-Якоб Аркадельт родом из Льежа, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо да Веноза (создатель «хроматического» мадрига­ла), Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Драматизация мадригала привела к созданию на его основе во второй поло­вине XVI века «мадригальной комедии», подготовившей рождение оперы. Мадригальные комедии писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро Стрид-жо, Клаудио Монтеверди.

9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

Ведущие музыкальные жанры эпохи Возрождения - вокально-хоровые. Ин­струментальная музыка еще не играла самостоятельной роли. Инструменты ис­пользовались как аккомпанирующие хору, удваивая вокальные партии, или в быту - в танцевальных жанрах.

В профессиональной музыке велика роль двух инструментов - лютни и ор­гана. Орган был ведущим церковным инструментом. Во Флоренции и Венеции сложились самостоятельные органные школы, связанные с именами Франческо Ландино, Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В период высокого Ренессанса (в XVI столетии) итальянские мастера, главным образом венецианцы, писали для этого инструмента уже довольно много произведений, стиль которых ока­зал большое влияние на развитие музыкальной культуры барокко.

Лютня стала излюбленным инструментом домашнего (салонного) быта- её нежный тихий звук идеально соответствовал камерному стилю музицирования. Появились многочисленные лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, прообразом сюиты стала пара танцевальных пьес - павана и гальяр-да. Возникла и оригинальная лютневая литература, крупнейшим представите­лем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Ми-лано(1493-ок. 1548).

В конце XVI века в творчестве венецианских композиторов Андреа и Джо­ванни Габриели складываются жанры инструментальной ансамблевой музыки -канцоны и ричеркары.

Особенность инструментальной музыки эпохи Возрождения - непривычный, терпкий, словно бы нестройный колорит звучания. Он объясняется тембровой пестротой входящих в ансамбль инструментов: струнных, духовых, ударных.

МАДРИГАЛ - вокальное произведение светского характера, связанное преимущественно с лирико-поэтической тематикой и изложенное в относительно свободной форме. С этим жанром тесно связан почти 4-вековой период развития европейской музыкальной культуры: первые образцы мадригалов появились в конце XIII в., а с середины XVII в. - после возникновения оперы, оратории и кантаты - мадригал начинает исчезать. Родина его, Италия, дала миру лучшие образцы мадригального творчества, особенно в XVI и 1-й половине XVII в. (по примеру Италии мадригалы сочинялись также во Франции, в Англии, Нидерландах, Испании и других странах).

Интересно происхождение термина. По-итальянски madrigale - песня на родном (материнском), т. е. итальянском языке, что указывает, на светский характер текста, в отличие от духовных песен, исполнявшихся на латинском языке. Другое значение слова связывают с итальянским madriale (или mandriale) - пастух, что, очевидно, говорит об истоках мадригала, который был поначалу пасторалью, пастушеской песенкой (в таком виде он встречается в искусстве провансальских трубадуров).

Эволюция мадригала весьма показательна для развития светских вокальных жанров эпохи Возрождения. Возникший как одноголосная песня, мадригал уже в XIV в. представлял собой 2- - 3-голосную композицию, состоявшую из нескольких коротких куплетов с припевом. Круг образов, нашедших воплощение в раннем мадригале, был необычайно широк - от пасторали до политической сатиры, причем сюжет излагался главным образом в аллегорической форме. В отличие от мотетов того времени, все голоса мадригала были объединены текстом; верхний голос, постепенно приобретая ведущее значение, все более выявлял связь с народнопесенными истоками. Для содержания ранних мадригалов характерен интерес к внутреннему миру человека, его размышлениям и переживаниям; поэтическим фоном при этом нередко служили картины природы. Таковы, например, мадригалы известного итальянского композитора XIV в. Франческо Ландини, многие тексты которых принадлежат его выдающемуся современнику поэту Ф. Петрарке.

Подлинного расцвета мадригал достигает в XVI - начале XVII вв. Впитав опыт музыкального искусства раннего Возрождения (Ars nova), а также опираясь на открытия нидерландской школы и многие черты французской chanson, мадригал становится теперь основной областью профессиональной светской музыки, а главное - великолепным «опытным полем» для всевозможных поисков и экспериментов (как в области содержания, так и в сфере выразительных средств). Мадригал этого периода - вокальная поэма, в которой поэтически возвышенный, а нередко изысканно-рафинированный текст соединялся с музыкой психологически утонченного, иногда драматического склада. В мадригале нашли применение различные композиционные и стилевые признаки: техника имитационного письма и аккордово-гармонический склад, строгие контрапунктические схемы и сложные фактурные напластывания, прозрачная диатоника и тонкая игра хроматизмов. Мадригальный стиль развивался как типично хоровой и вместе с тем сугубо камерный (в наши дни мадригалы XVI-XVII вв. исполняются обычно небольшим хором или несколькими певцами-солистами). С конца XVI в. к певческим голосам присоединяется инструментальное сопровождение (иногда по сложившейся традиции, оно не фиксировалось, но подразумевалось).

Первый период развития мадригала (эпохи его расцвета) связан с именами композиторов, работавших в Италии в XVI в. Наиболее значительные из них - А. Вилларт (между 1480-1490-1562), Ф. Вердело (конец XV в. - ок. 1550) и Я. Аркадельт (1505-1568). Типичные черты их мадригалов - лирическая тематика, заметные влияния мотетного стиля, 4-го-лосный склад изложения.

Следующий период развития жанра охватывает 2-ю половину XVI в., точнее - большую ее часть. В это время достигает значительного многообразия содержание мадригалов, более развернутой (и вместе с тем более свободной) становится форма, окончательно утверждается характернейший признак мадригала той поры - 5-голосие. Выдающимися представителями этого этапа развития жанра явились ученики А. Вилларта - К. де Pope (1516-1565) и А. Габриели (около 1510-1586), а также величайшие мастера XVI в. - Палестрина (около 1525-1594) и Лассо (около 1532-1594).

Третий период (конец XVI - начало XVIII вв.) выдвигает таких выдающихся мастеров-мадригалистов, как Лука Маренцио (1553-1599), Джезуальдо ди Веноза (около 1560- 1613), Клаудио Монтеверди (1567- 1643). Их мадригалы оказали сильное влияние на развитие европейской музыки XVII в. Из композиторов конца XVI в., много и успешно работавших в жанре мадригала, следует также назвать К. Меруло (1533-1604), О. Векки (1550-1605), Л. Луцаски (около 1545-1607), Ф. де Монте (около 1521 - 1603), К. Порта (1530-1601), Дж. Кроче (около 1557-1609) и др. В эту же эпоху наметилась драматизация мадригального стиля: стали появляться мадригалы с определенной сюжетной канвой, напоминавшей порой либретто или миниатюрный сценарий (реплики различных действующих лиц, диалоги и т. п.). Весьма популярен, в частности, был мадригал А. Стриджо «Болтовня прачек», представлявший собою сочную жанровую сцену из народной жизни. Подобные опыты предпринимали в мадригальных композициях О. Векки, Л. Луцаски и даже К. Монтеверди. Такого рода драматические мадригалы, равно как и широко известная в свое время мадригальная комедия О. Векки «Амфипарнас» (1594) во многом подготовили появление первых оперных произведений.

Опыт мадригалистов Италии и Нидерландов был освоен и в других европейских странах (Англия, Франция, Польша, Чехия). Особенного расцвета этот жанр достиг в Англии, где эпоха Шекспира выдвинула плеяду выдающихся мастеров мадригала; Среди них - У. Бёрд (1543-1623), Т. Морли (1557-1603), Дж. Булл (1562-1628), О. Гиббоне (1583-1625), Т. Уилкс (около 1575-1623) и др. В целом мадригал XVI - начала XVII вв., будучи искусством придворных салонов, аристократических собраний и вместе с тем ареной неустанных поисков, смелых экспериментов, столкновений старого и нового, - вызвал к жизни выразительные средства, многие из которых оставались новаторскими и в XVIII в. Влияние мадригала сказалось не только на опере, оратории, кантате, но и на мотете, французской chanson, немецкой многоголосной песне; оно весьма ощутимо в церковных жанрах и даже во многих видах инструментальной музыки.

- (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

мадригал - а, м. madrigal m. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. в переводе пьесы Ж. Б. Мольера Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules ? Драгыя смеяныя, 1703 г. ЭС.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. хвала слагать мадригал... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мадригал хвала Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МАДРИГАЛ, мадригала, муж. (франц. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин. 2. Любезность, комплимент… … Толковый словарь Ушакова

- (madrigal или mandrial) музыка на стихотворенияпасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,произошло от провансальских слов mandre пастух и gal жалоба, помнению других от materialia, обозначающего светское пение и данного М.в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о… … Лермонтовская энциклопедия

- (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в… … Современная энциклопедия

- (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 нач. 17 в. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С… … Большой Энциклопедический словарь

Толковый словарь живого великорусского языка, Даль Владимир

мадригал

м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

мадригал

мадригала, м. (фр. madrigal).

    Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (истор. лит.). Бывало нежные поэты... точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты. Пушкин.

    Любезность, комплимент (устар.). Наклонясь, ей шепчет нежно какой-то пошлый мадригал. Пушкин.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

мадригал

А,м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания посвященное даме и восхваляющее ее.

прил. мадригальный, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

мадригал

    Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов.

    Особый вид старинного вокального сочинения (для трех и более голосов) на стихотворение пасторального любовного содержания (в музыке).

Энциклопедический словарь, 1998 г.

мадригал

МАДРИГАЛ (франц. madrigal)

    в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение любовнолирического содержания, первоначально 2-3-голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4-5-голосное без сопровождения. Зародился в Италии.

    С 16 в. небольшое стихотворение-комплимент.

Мадригал

[франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater ≈ мать) ≈ песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. ≈ 2≈3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4≈5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 ≈ начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

М. более позднего времени не связан с музыкой; это небольшое стихотворение-комплимент (посвященное обычно женщине). М. 18 ≈ начало 19 веков ≈ жанр салонной и альбомной поэзии; в России встречается у К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина. Классический образец М. принадлежит М. Ю. Лермонтову:

«Душа телесна!» ты всех уверяешь смело;

Я соглашусь, любовию дыша:

Твоё прекраснейшее тело

Не что иное, как душа!

Г. Н. Дубравская.

Википедия

Мадригал

Мадрига́л (, лат. madrigale, mandrigale; от - на родном - небольшое музыкально-поэтическое произведение, обычно любовно-лирического содержания. В истории западноевропейской музыки принято выделять мадригалы XIV века (написаны в твёрдой форме) и мадригалы XVI века (написаны в строфической форме).

Мадригал (значения)

Мадригал:

  • Мадригал - музыкальный жанр, получивший распространение в эпоху Возрождения
  • Мадригал - поэтический жанр
  • «Мадригал» - российский ансамбль старинной музыки.

Мадригал (литература)

Мадрига́л - в классической поэзии небольшое по объёму лирическое стихотворение-комплимент, стихотворение хвалебного содержания.

Первоначально музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. В XIV - XVI веках поэтические мадригалы создавались, как правило, для музыкального воплощения. Позднее литературный мадригал не связывался с музыкой и представлял собой жанр салонной и альбомной поэзии.

Образцы мадригалов в русской поэзии представлены произведениями А. П. Сумарокова, И. И. Дмитриева, В. Л. Пушкина, позднее - К. Н. Батюшкова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал. А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Глава 2. XXXVII.

Имена реальных адресатов, как правило, заменялись условно-поэтическими Алина , Лаиса , Селина , Лила и тому подобными. Пример мадригала В. И. Туманского:

Вы все имеете, чем нежный пол гордится

Приятности, красу и свежесть юных лет

Кто знает разум ваш - дивится,

Кто знает сердце - тот своё вам отдает.

Нередко форма мадригала пародийно переосмыслялась и таким жанровым определением обозначалась эпиграмма . Пример такого «мадригала» - «Мадригал полковой даме» Н. С. Гумилёва:

Как гурия в магометанском

Эдеме, в розах и шелку

Так Вы в лейб-гвардии уланском

Её величества полку.

Также мадригалом называют магистральный сонет венка сонетов - архитектонической формы поэмы, состоящей из 15 сонетов.

Мадригал (ансамбль старинной музыки)

Ансамбль солистов «Мадригал» - один из старейших и наиболее авторитетных российских ансамблей старинной музыки. Основан в 1965 году Андреем Волконским, после эмиграции Волконского в 1972 году ансамбль возглавляла Лидия Давыдова (с перерывом в 1983 - 1992 годов, когда ансамблем руководил Олег Янченко).

С творчеством «Мадригала» связано открытие для широкого российского слушателя западноевропейской музыки добаховского периода. Монографические концерты и звукозаписи «Мадригал» посвящал музыке Франции, Англии, Италии, Испании, Германии, Нидерландов. В дальнейшем и хронологические, и культурные рамки деятельности ансамбля были расширены: «Мадригал» начал исполнять византийскую, южнославянскую и русскую музыку (вплоть до духовных концертов XVIII века), а в западноевропейской музыке дошёл до произведений IX-XII веков, хотя основой репертуара остаются сочинения XIV-XVIII столетий.

Ранний период истории «Мадригала» отмечен работой в составе коллектива ряда выдающихся музыкантов, в дальнейшем избравших сольную или иную карьеру: Марка Пекарского, Алексея Любимова, сестёр Лисициан. С 1972 по 1992 в «Мадригале» пел первый русский контратенор Е.В. Аргышев.

В 2008 году Московская государственная филармония реорганизовала ансамбль, сохранив прежнее название; новый коллектив возглавил лютнист Александр Суетин. Другие музыканты прежнего состава во главе с прежней руководительницей ансамбля Лидией Давыдовой также продолжили выступления под названием «Мадригал» и зарегистрировали в 2010 г. Автономную некоммерческую организацию «Мадригал». В 2011 году Лидия Давыдова скончалась.

За сравнительно небольшой срок «Мадригал» под руководством Суетина подготовил более пятнадцати оригинальных программ, стал участником фестиваля «Декабрьский ангажемент» в Калуге, «Дягилевские дни» в Перми, I Открытого фестиваля профессиональных оркестров в г. Чайковский, фестиваля «Классическая гитара в XXI веке» , культурных программ международного сотрудничества в Дании, на Мальте и в Швеции; а Александр Суетин и Анна Тончева приняли участие в постановке оперы К.Монтеверди «Орфей» в Пермском театре оперы и балета, ставшей обладательницей двух Национальных театральных премий «Золотая маска».

Примеры употребления слова мадригал в литературе.

Элегии, элегии без конца, мадригалы какие-то, рондо, чтоб их дьявол побрал, игрушки, безделки -- и все это тогда, когда деспотизм крепчает, крестьяне рабы, а Аракчеев и Меттерних шпицрутенами Европу хлещут.

ТРИ МАДРИГАЛА для сопрано, скрипки, альта, контрабаса, вибрафона, клавесина.

Уже ранние мадригалы Джезуальдо отличаются экспрессией, эмоциональностью и остротой музыкального языка.

Каждый голос, каждый звук должны найти для себя такую форму выражения, которая отвечала бы сути мадригала , а не была бы одним из механических воспроизведений, великое множество которых они слушали на пластинках, сравнивая, изучая, чтобы самим стать немного Джезуальдо, князем-убийцей, повелителем музыки.

Сандро подходит к Марио и Роберто, который безучастно молчит, что происходит, ты должен знать, а Марио: говорю тебе, не знаю, он бледен, смотрит в пространство, распорядитель что-то говорит Сандро и Лючо, беготня за кулисами, ее нет, сеньор, никто не видел, чтобы она приходила, Паола сжимает голову руками, ее корежит, будто сейчас вырвет, Карен поддерживает ее, и Лючо: ну пожалуйста, Паола, возьми себя в руки -- две минуты, Роберто смотрит на Марио, безмолвного и бледного, может быть, такой же безмолвный и бледный был Карло Джезуальдо, когда вышел из спальни, в программе пять его мадригалов , нетерпеливые аплодисменты, но занавес не поднимается, ее нет, сеньор, мы везде посмотрели, она не приходила в театр, Роберто вплотную подходит к Сандро и Марио: ты это сделал, где Франка?

Однажды нашел он на столе у него мадригалы Вольтера и поэмы Пирона, сперва удивился, зачитался, а там взял мадригалы себе и позабыл сделать Александру внушение.

Сегодня была тревога: у одного из воспитанников, Пушкина, Пилецкий нашел мадригалы Вольтера, поэта Пирона и прочие, как он выразился, пакостные книжки.

Роза вручила подарки прекрасной рыбнице, без запинки продекламировав мадригал кабатчика: - Господин Лебигр просит вас выпить это за его здоровье, которое очень пошатнулось по известной вам причине.

Дамбис пользуется здесь приемом стилизации старинных жанров - сарабанды, паваны, фроттолы, мадригала , - которые соединяются с современными звучаниями.

Солоновича Избранные канцоны, секстины, баллады и мадригалы Перевод Е.

Однако она в Этом не признавалась и в течение четверти столетия разыгрывала комедию помолвки с большим удовольствием, потому что ей нравилось волокитство, сопровождавшееся сочинением мадригалов и поднесением подарков.

К кому обращен этот любовный мадригал с петрарковскими реминисценциями - неизвестно.

Этот мадригал еще последовательнее, чем сонет 60, проводит параллель между работой скульптора над камнем и донны над любящим человеком.

Иоганн Бах писал: "Музыка - это нож для открытия души". То же самое можно сказать о лирике. Музыкально-поэтическое произведение, называющееся мадригалом, как раз служит для выражения самых сокровенных чувств. В нём содержится игра слов, красочные комплименты. Мадригал - это (в музыке) небольшое произведение, написанное на стихотворение с пасторальным любовным содержанием. Чаще всего оно посвящается женщине, воспевает её прелести. Что означает слово мадригал в литературе? Это небольшое лирическое стихотворение, в котором рифмы переплетаются подобно сонету. Может иметь шутливое или сентенциозное содержание.

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал - это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова "мадригал" имеет провансальские корни. Если mandre - это "пастух", а gal - "жалоба", то получается "пастушья жалобная песня". Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает "мать", мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.

Эволюция жанра

Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.

К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.

Итальянское и французское направление

Постепенно мадригал стал приобретать значение большой песни любви с торжественным, величественным характером. Позже он имел исключительно эротическое направление. Многие великие композиторы Италии и Франции того времени писали мадригалы. Среди них Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки, Орландо Лассо.

Мадригал постоянно поддавался изменениям, для этого стали вводиться частые и глубокие диссонансы. Упомянутая особенность характерна для таких составителей текстов, как Торкватто Тассо и Бернардо. Особо отличились в создании песен такого жанра Клаудио Момтеверди и Джезуальдо де Веноза. Мастера итальянского мадригала добились изумительного баланса между стихами и музыкой. Их творения стали удивительно мелодичными, наполненными лёгким гармоничным развитием.

За особенность исполнения мадригалов Луки Маренцио стали называть "сладкоголосым итальянским лебедем". Особую знаменитость приобрели его квинтеты, которых он сочинил целых девять книг.

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное - нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал - это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.

Мадригал в русской поэзии

Как вид "интимного" жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его, посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу "Опыт русской антологии". В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.

Любовные мадригалы Лермонтова

М. Ю. Лермонтов прожил всего 28 лет. Он не был женат, но имел тонкую романтичную душу, которая часто влюблялась. Среди его возлюбленных были такие красавицы, ка: К. С. Сабурова, Э. К. Мусина-Пушкина, А. О. Смирнова, В. Бухарина и др. Стоит отметить его мадригалы: "Как дух отчаянья и зла...", "Силуэт", "Душа телесна!". Многие из этих стихов были прочитаны поэтом на одном из маскарадов.

Современное воплощение жанра

Период современного мадригала в русской культуре начался после выхода фильма "Ирония судьбы", где прекрасно легли на музыку стихи Цветаевой, Ахмадулиной. Замечательный композитор Микаэл Таривердиев для музыкальных шедевров в других картинах взял стихи следующих поэтов: А. Вознесенского, В. Коростылёва, Н. Добронравова, П. Неруды. Современный мадригал - это устремлённость к идеальному, возвышенному, гармоничному!