Потребности – мотив – цель – задачи – действия – операции (способы) – действия контроля и оценки. Психологическое строение деятельности

Мотив и цель преступления являются факультативными признаками субъективной стороны преступления. Они становятся обязательными и поэтому учитываются при квалификации преступлений только в случаях, указанных в законе, т.е. в конкретной статье Особенной части УК. Например, злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК) влечет за собой уголовную ответственность при наличии корыстной или иной личной заинтересованности, которые и являются возможными мотивами злоупотребления. Их отсутствие исключает уголовную ответственность за злоупотребление должностными полномочиями даже при наличии всех остальных признаков данного состава преступления. В остальных случаях мотив и цель общественно опасного деяния имеют значение при индивидуализации наказания и характеристике личности преступника.

Мотив преступления - это обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, вызывающие у лица решимость совершить преступление. Цель преступления - это представление лица, совершающего преступление, о желаемом результате, к достижению которого он стремится, совершая преступление.

Мотив и цель, являясь психологическими категориями, тесно связаны между собою. Всякая человеческая деятельность обусловлена определенными мотивами и целями. Преступное поведение, как и любая человеческая деятельность, имеет определенные мотивы и направляется на достижение определенной цели. Между мотивом и целью существует внутренняя связь.

Формирование мотива предполагает и постановку определенной цели. Мотив является той движущей силой, которая ведет субъекта к достижению цели. Вместе с тем мотив и цель - понятия не совпадающие, поскольку по-разному характеризуют психическое отношение виновного к совершаемому деянию. Если в отношении мотива можно задать вопрос, почему человек совершил общественно опасное действие (бездействие), то в отношении цели - к чему стремился виновный. Следовательно, цель определяет направленность действий.

Так, В., совершивший заказное убийство, действовал с корыстными мотивами. Его целью было получение материальной выгоды. Мотив преступления и определяемая этими мотивами цель являются однопорядковыми понятиями. Однако при этом возможна постановка и иных целей, не совпадающих с мотивами, но необходимых для осуществления конечной цели.

Мотивы и цели всегда конкретны и указываются, как правило, в статьях Особенной части УК либо в качестве основного признака состава, либо в качестве квалифицирующего и привилегированного признака. При указании мотива как обязательного признака состава законодатель обычно использует термин "побуждения" или "заинтересованность". Например, ст. 153 УК предусматривает ответственность за подмен ребенка, совершенный из корыстных или иных низменных побуждений. В ст. 292 УК (служебный подлог) говорится о корыстной или иной личной заинтересованности.

Указание на мотив совершения преступления мы встречаем в Особенной части лишь в квалифицированных составах преступления в качестве квалифицирующих деяние признаков. Так, причинение тяжкого вреда здоровью признается более опасным, если оно совершено по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды (п. "е" ч. 2 ст. 111 УК).

Чаще в статьях Особенной части УК содержатся указания на цель преступления. Например, о цели как об основном признаке преступления говорится в ст. 187 УК, предусматривающей ответственность за изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами. Во многих статьях определенная цель выступает в качестве квалифицирующих деяние признаков. Так, торговля несовершеннолетними признается тяжким преступлением, если она осуществляется, например, в целях изъятия у несовершеннолетнего органов или тканей для трансплантации (п. "ж" ч. 2 ст. 152 УК). Указания на мотивы и цели преступления содержатся и в Общей части УК. В этих случаях они имеют определенное уголовно-правовое значение. Например, цель совершения тяжких или особо тяжких преступлений указана в ч. 4 ст. 35 УК при определении признаков преступного сообщества (преступной организации). В статье же Особенной части предусмотрена ответственность за организацию преступного сообщества (преступной организации) и (или) участия в нем (ней) (ст. 210 УК). При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков преступного сообщества необходимо обращаться к ч. 4 ст. 35 УК.

Одним из признаков обоснованного риска как обстоятельства, исключающего преступность деяния, законодатель называет определенную цель - достижение общественно полезной цели (ст. 41 УК).

Являясь факультативными признаками субъективной стороны, мотивы и цели расцениваются законодателем как смягчающие или отягчающие наказание обстоятельства. Например, мотив сострадания (п. "д" ст. 61 УК), цель сокрытия или облегчения совершения преступления (п. "е" ст. 63).

Устанавливая возможность при исключительных обстоятельствах назначения виновному более мягкого наказания, чем предусмотрено за совершенное им преступление, законодатель в первую очередь говорит о необходимости учета цели и мотивов преступления (ст. 64 УК).

В ряде случаев законодатель хотя и не называет, однако подразумевает наличие определенных мотивов и цели. Такие, например, преступления, как кража, мошенничество, грабеж и другие виды хищения (ст. 158-162 УК) предполагают наличие корыстной цели, о чем прямо говорится в примечании к ст. 158 УК, определяющей общее понятие хищения.

В уголовно-правовой литературе делались попытки классифицировать мотивы и цели по их характеру, содержанию, по признаку устойчивости мотивов и целей и др. Однако эти виды классификации не играют сколько-нибудь значительной уголовно-правовой роли. В уголовно-правовой литературе предлагалась также классификация, "базирующаяся на моральной и правовой оценке мотивов и целей". В соответствии с ней все мотивы и цели разделяются на две группы:

1) низменные;

2) лишенные низменного содержания.

К низменным относятся такие мотивы и цели, с которыми законодатель связывает установление или усиление уголовной ответственности. Так, захват заложника влечет более суровое наказание по ч. 2 ст. 206 УК, если он осуществлен из корыстных побуждений (п. "з").

Корыстный мотив и корыстная цель относятся к числу низменных побуждений. Об этом прямо говорит законодатель в некоторых статьях Особенной части. Так, разглашение тайны усыновления (удочерения) влечет уголовную ответственность в случаях, когда такое разглашение совершается "из корыстных или иных низменных побуждений" (ст. 155 УК).

Иными низменными побуждениями являются мотив национальной, расовой, религиозной ненависти, цель воспрепятствования законной деятельности лиц, осуществляющих правосудие (ст. 295 УК), цель искусственного создания доказательств совершения преступления (ст. 304 УК), хулиганские мотивы (ст. 213 УК) и др.

Второй вид мотивов и целей - такие, которые лишены низменного характера. Законодатель не связывает с этими мотивами и целями усиление уголовной ответственности. Это мотивы трусости, ложно понятые интересы дела и пр. Некоторые авторы предлагают такие мотивы назвать асоциальными в отличие от антисоциальных (низменных).

Однако и в том, и в другом случаях мотивы и цели, хотя и в разной степени, являются общественно опасными, так как обусловливают совершение преступления и свидетельствуют о стремлении лица причинить вред правоохраняемым интересам.

Как уже отмечалось, мотив и цель являются признаками любого умышленного преступления. В литературе высказывалось мнение, что в преступлениях с косвенным умыслом нельзя отыскать мотив, так как последствия этого преступления "не вытекают из мотива действия виновного, не определяются этими мотивами". Другие ученые полагают, что поведение лица, совершающего умышленное преступление, всегда мотивировано. И при косвенном умысле преступник не только ясно представляет себе каузальную взаимосвязь деяния и последствия, но и сознательно их принимает.

Вследствие этого, по их мнению, неосторожным преступлениям присущи определенные мотивы и цели.

Представляется, что обосновать теоретически наличие мотива и цели преступления, совершенного с косвенным умыслом, чрезвычайно трудно, так как последствия в этих случаях оказываются побочным результатом деяния, виновный не стремился к ним, относился к наступлению их безразлично. Следовательно, постановка цели в таких случаях отсутствовала, вместе с тем в соответствии с установившимся в теории и практике мнением указание законодателя в статье Особенной части на мотив и цель преступления означает, что это преступление может быть совершено только с прямым умыслом. Вместе с тем нельзя вовсе исключить значение мотива и цели при совершении преступления с косвенным умыслом. Однако это значение, по нашему мнению, должно быть ограничено рамками Общей части УК.

Более сложным представляется вопрос о том, можно ли говорить о мотиве и цели неосторожных преступлений.

Некоторые ученые полагают, что при совершении неосторожных преступлений действия субъекта носят сознательный волевой характер, а следовательно, являются мотивированными и целенаправленными.

Однако более правильным представляется мнение ученых, полагающих, что применительно к неосторожным преступлениям можно говорить лишь о мотиве и цели поведения, но не преступления. В пользу этой точки зрения свидетельствует то, что законодатель не включает мотив и цель в число ни обязательных, ни квалифицированных признаков неосторожных составов преступлений. К тому же цель, которая является представлением о желаемом результате, никак не вписывается в рамки неосторожной вины. Вместе с тем нельзя не признать, что поведение любого вменяемого человека является мотивированным и целенаправленным. Однако мотивы поведения в этих случаях не выступают в качестве мотивов совершения преступления, так как преступными являются по большей части не сами действия или бездействие, а наступившие в результате этого деяния общественно опасные последствия, к которым лицо не только не стремилось, но даже и не допускало возможности их наступления.

Так, И., посадив в машину знакомых девушек и желая показать им свое умение водить автомашину, значительно превысил скорость, не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и врезался в грузовую машину "Газель" Одна из девушек в результате этого столкновения погибла. И. совершил преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 264 УК, - нарушения правил дорожного движения, повлекшие смерть человека. Можно ли в данном случае говорить о желаемом результате, к достижению которого стремился И.? А вот желание продемонстрировать свои навыки вождения - налицо, что и предопределило определенное поведение субъекта, выразившееся в нарушении правил движения.

Эмоции представляют собой чувства и переживания, которые испытывает человек. Поэтому эмоции являются обязательным компонентом любой человеческой деятельности; в том числе и преступной. Однако уголовно-правовое значение, как обязательный признак определенных составов преступления, имеет только чрезвычайно сильное кратковременное эмоциональное возбуждение, бурно протекающее и характеризующееся значительным изменением сознания, нарушением волевого сознания за действиями - аффект.

Аффект может быть физиологическим и патологическим. При физиологическом аффекте возникшее состояние сильного душевного волнения представляет собой интенсивную (резко напряженную) эмоцию, которая доминирует в сознании человека, снижает его контроль за своими поступками, характеризуется сужением сознания, определенным торможением интеллектуальной деятельности. Однако при этом не наступает глубокого помрачения сознания, сохраняется самообладание и поэтому физиологический аффект не исключает ответственности.

В действующем УК эмоциональное состояние лица учитывается законодателем в трех случаях: 1) убийство матерью новорожденного ребенка в психотравмирующей ситуации или в состоянии психического расстройства, не исключающего вменяемости (ст. 106); 2) убийство, совершенное в состоянии аффекта, вызванного противоправным или аморальным поведением потерпевшего (ст. 107 УК) и 3) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта, вызванного противоправными или аморальными действиями виновного (ст. 113 УК).

Подводя итог изложенному, можно отметить, что значение мотива, целей и эмоций определяется тем, что, во-первых, они могут выступать в качестве обязательных элементов конкретных составов преступлений. Во-вторых, мотив и цель могут быть включены законодателем в статьи Особенной части в качестве квалифицирующих преступление признаков (эмоции в качестве квалифицирующих деяние признаков не предусмотрены). И, наконец, в-третьих, мотив, цель и эмоции, являясь факультативными признаками субъективной стороны, могут быть учтены судом в качестве смягчающих обстоятельств при индивидуализации наказания.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н.Леонтьев. Те действия, кот. раньше служили для достижения целей, подчиненных какому-то опред. мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на кот. данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива. Формирование личности предполагает развитие действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате, как считал А.Н. Леонтьев, происходит сдвиг мотивов по цели, изменение их иерархии и рождение нов. мотивов – нов. видов Д.

В чем состоит психолог. механизм этого процесса?

Приведем пример . Ученика-первоклассника не удается усадить за уроки. Ребенку говорят: до тех пор, пока ты не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание действует и ребенок выполняет заданную ему на дом работу. В дан. случае мы наблюдаем след.: ребенок хочет получить хор. отметку, хочет выполнить и свой долг. Для его сознания эти мотивы, бесспорно, существуют. Однако они для него психологически не действенны, а подлинно действенным является для него другой мотив: получить возможность пойти играть. Ребенок начал готовить уроки под влиянием мотива, кот. специально для него создали. Но вот проходит неделя-другая и ребенок сам садится за занятия, уже по собственной инициативе. Он делает теперь уроки потому, что хочет получить хор. отметку. При некот. условиях рез. действия оказывается более значительным, чем мотив, реально побуждающий это действие. Ребенок начинает с того, что добросовестно готовит уроки, имея в виду скорее пойти играть. В результате это приводит к гораздо большему: не только к тому, что он получает возможность пойти играть, но и к хорошей отметке. Происходит новое <опредмечивание> его потребностей, а это значит, что они поднимаются на ступеньку выше.

28. Общая характеристика ощущений. Виды ощущений человека и их характеристика. Классификация ощущений, их физиологические механизмы. Пороги ощущений. Чувствительность.

Ощущения – отражение в сознании чел. отдельных св-в внеш. предметов и внутр. состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Наше сознание существует только благодаря наличию О. В условиях «сенсорной депривации» у чел. меньше через сутки отмечается резкое снижение внимания, уменьшение объема памяти, происходят серьезные изменения в псих. деятельности. Недаром это одно из самых сложных испытаний для полярников, космонавтов. В обычной жизни нас утомляет не столько недостаток ощущений, сколько их изобилие – сенсорная перегрузка.



Согласно концепции А. Н. Леонтьева, О является исторически первой формой псих.. Возникновение О связано с развитием раздражимости нерв. ткани.

Жизн. роль О состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до ЦНС, как глав. органа управления деятельностью, сведения о состоянии внеш. и внутр. среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Физиолог. основ. О является деятельность анализатора, состоящего из 3-х отделов:

1. Физический процесс:

Раздражитель – орган ощущения рецептора = периферический отдел анализатора.

2. Физиологический процесс:

Возбуждение = проводниковый отдел анализатора.

3. Псих. процесс:

Центр коры головного мозга = центральный отдел анализатора.

Возникший в рецепторе нервный импульс по центростремительным афферентным (приносящий) нерв. путям попадает в соответствующие участки коры голов. мозга.

Рецепторы, афферентные нерв. пути и соответствующие участки коры головного мозга – таковы три составляющие части анализаторов. Совокупная Д всех анализаторов называется сенсорной сферой психики чел .

Анализатор – это анатомофизиолог. аппарат, предназначенный и специализированный для приема воздействия из внеш. или внутр. среды и переработки их в ощущения.

Функции ощущений :

Являются основ. более сложных познават. процессов;

Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания;

Обеспечение чувственной основы психолог. деятельности.

Св-ва ощущений:

В ощущениях отражаются не только специфические св-ва предметов и явлений, но и их:

Качества (кажд. вид ощущений имеет свои особенности – слуховые: высота, тембр, громкость, зрительные: насыщенность, яркость);

Интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

Длительность определяется функциональным состоянием органа чувств, времени действия раздражителя и его интенсивностью;

Пространственная локализация – пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве.

Механизмы защиты.

1. Вытеснение – удаление из сознания чувств, мыслей и намерений к действию.

2. Отрицание – попытка не принимать за реальность события, нежелательные для Эго.

3. Проекция – приписывание собственных мыслей и чувств другим людям. Проекция позволяет возлагать вину на других.

4. Замещение – переадресовка от одного объекта к другому.

5. Рационализация – искажение реальности. После многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему.

6. Регрессия – переход на более примитивный уровень поведения или мышления, возврат к ребячеству, детским моделям поведения.

7. Сублимация – трансформация сексуальной и агрессивной энергии в различные виды деятельности.

8. Реактивные образования – поведения или чувства, противопоставляемые желанию.

Швейцарский психолог К. Юнг, помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., объективной психики, разные уровни которой идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Карл Юнг считал, что переживаемый человечеством психический опыт не исчезает бесследно, а фиксируется в структурах мозга отдельного человека и потом проявляется на инстинктивном уровне в виде так называемых архетипов коллективного бессознательного. Человеческая психика представляет собой совокупность бессознательных и сознательных процессов, в которой между элементами происходит постоянный обмен энергией.

Деятельность

Развитие психологической теории деятельности к. 20-х – начало 30-х гг. ХХ в.

1. Структура деятельности человека.

Деятельность является необходимым условием формирования личности. Деятельность – активность живого организма, направленная на удовлетворение потребностей и регулирующая осознанной целью. Деятельность – это активный и целенаправленный процесс. Изучение деятельности через анализ деятельности – главное направление научного познания.

Структурные элементы деятельности:

Деятельность – действия – операции – психофизиологические функции

Мотив – цели – условия

Действие – относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Каждое действие может быть выполнено по-разному. Способ выполнения действия называется операцией. Способ выполнения зависит от условий. В разных условиях для достижения одной и той же цели могут быть использованы различные операции. Операции выполняются на уровне автоматических действия или навыков. Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания. Навык – способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным. Выделяют моторные (двигательные), мыслительные и сенсорные (чувственные) действия. Их основные функции: исполнение, регулирование и контроль. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий. Психофизиологические функции – физиологические механизмы обеспечения психических процессов. С физиологической стороны навык означает образование в коре больших полушарий и функционирование устойчивой системы временных нервных связей, называемой динамическим стереотипом. Умения и навыки, приобретенные человеком, влияют на формирование новых умений и навыков. Это влияние может быть как положительным (перенос), так и отрицательным (интерференция).


Деятельность всегда подчинена мотиву. Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей обучаемого.

Цель делится на частные цели. Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм – акцептор действия.

Условия:

– субъективные (состояние человека, уровень подготовки, индивидуальные особенности);

– объективные (условия среды, организация деятельности, организация рабочего места, информация, контроль деятельности).

В зависимости от формы осуществления деятельности выделяют:

– внешнюю (предметно-практическую);

– внутреннюю (умственную). Но они существуют неразрывно.

Внутренняя деятельность формируется на основе внешней, в процессе ее интериоризации. Интериоризация – процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные. Экстериоризация – переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому с предметным миром.

Виды деятельности:

1. предметно-манипулятивная;

2. игровая;

3. учебная;

4. трудовая.

В каждом периоде человеческого развития выделяют определенный ведущий вид деятельности. Для младенчества – непосредственно-эмоциональное общения, для раннего детства – предметно-манипулятивная, для дошкольного возраста – игра, для младшего и среднего школьного – учение, для подросткового – имнтимно-личностное общение, для ранней юности – учебно-профессиональная деятельность.

Деятельность порождается потребностью, которая дает толчок, стимулирует ее. Потребностью часто называют состояние нужды человека, которое связано с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности или внутреннего напряжение. Состояние нужды должно переживаться или осознаваться человеком, тогда это потребность.

Этапы реализации потребности:

  1. Стадия напряжения . Возникает ощущение объективной недостаточности в чем-либо. Появление эмоционального возбуждения. Здесь особу. Роль играет значимость объекта, потребление которого привлекает человека.
  2. Стадия оценки. Соотнесение объективных и субъективных возможностей удовлетворения потребности.
  3. Стадия насыщения . Разрядка накопившего состояния и получения удовольствия или наслаждения.

Удовлетворение потребностей зависит от:

– способа, который человек выбирает;

– способности контролировать процесс удовлетворения;

– табу и моральных принципов общества в котором живет человек и его отношения к этим явлениям.

Потребности: физиологические, потребности в безопасности, потребности в

безопасности и любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации.

Классификация потребностей по С.Б. Каверину:

– биогенные потребности: потребность в безопасности и самосохранении, потребность в эмоциональном контакте, ориентировочная потребность, потребность в двигательной активности, в игре);

– психофизиологические (гедонистические, потребность в эмоциональном насыщении, потребность в свободе, потребность в восстановлении энергии);

– социальные потребности (потребность в самоутверждении, потребность в общении, потребность в познании, потребность в самовыражении);

– высшие (потребность быть личностью, нравственные и эстетические, потребность смысла жизни, потребность подготовленности и потребность преодоления, потребность в творчестве и творческом труде).

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.

Мотивация или совокупность всех мотивов, потребностей, намерений человека или как процесс формирования мотивов.

Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми, положительными и отрицательными. Выделяют социальные и познавательные учебные мотивы. Под внешними признают мотивы достижения, самоутверждения, престижности, ожидания материальных благ, долга, необходимости, избегания наказания, защиты и т.д. Они не связаны с учебной ситуацией, но многие из них оказывают положительное влияние на деятельность. Студенты, находясь под влиянием этих мотивов, стремятся поступить в высшее учебное заведение, так как со стороны общества сформирован положительный образ человека «с дипломом». Получение высшего образования позволяет им занять определенное место в социуме, сделать служебную карьеру, показать значимость своей личности. Самыми устойчивыми положительными мотивами являются познавательные, которые побуждают приобретать новые знания, расширять, углублять и систематизировать их. Эти мотивы осознаются студентами как удовлетворение своих потребностей в получении необходимой информации, как стремление к расширению кругозора и профессиональному становлению А.Н.Леонтьев выделяет две стороны функции мо­тивов: побудительную и смыслообразующую. Под второй стороной пони­мается «придание отдельным действиям, отдельным содержаниям этих действий личностного смысла». «И то, что определяет личностный смысл, есть мотивация человеческого поведения, есть действительные мотивы его деятельности».

В процессе взросления человека у него формируются устойчивые мотивы, доминирующие мотивы. Установлено, что у людей, ориентированных на успех, чаще преобладают реалистические, а у индивидов, ориентированных на избегание неудач – нереалистические, завышенные или заниженные самооценки.

Мотивы аффилиации (стремление к общению) или мотивы отвержения. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, открытостью, непринужденностью.

Людей ярко проявляется мотив власти. Признаком наличия у человека мотива власти является удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи, а также нежелание подчиняться другим. Им противостоят просоциальные мотивы (оказание помощи, заботы о других людях) и т.д.

Мотивы и цели деятельности

Мотивы деятельности человека связаны с ее целями. Цели и мотивы действий могут совпадать. Например, если студента побуждает к выполнению лабораторной работы стремление усвоить определенные знания или навыки, то здесь цель и мотив его действий совпадают. Если студент руководствуется в своих действиях не столько интересом к содержанию, сколько стремлением получить положительную оценку или избежать неприятностей за невыполнение задания, то мотив и непосредственная цель его деятельности явно нетождественны.

Взаимообусловленность целей и мотивов человека очевидна, поскольку цель деятельности всегда зависит от ее мотива. Дня того чтобы предмет или явление действительности стало целью нашей деятельности, необходимо предварительное осознание человеком, что данный предмет имеет отношение к удовлетворению имеющейся у него потребности, и потребность в нем побуждает ее к соответствующей действия. Мотив направляет силы человека в направлении удовлетворения ее потребностей.

В отличие от целей, далеко не все мотивы актуально осознаются человеком. Наряду с хорошо осознанными интересами, стремлениями, убеждениями в психической жизни человека имеют место и такие личностные тенденции и установки, которые недостаточно адекватно осознаются, что вызывает искажения в мировоззрении, в поведении.

Классификация мотивов поведения, деятельности личности

Итак, в основе любого действия лежит потребность, которая психологически оказывается как мотив, что может реализоваться в ряде психологических переменных: интересах, стремлениях, убеждениях и установках. Под интересами понимаются мотивы, в которых воплощаются эмоционально окрашенные познавательные потребности личности. Интерес есть не что иное, как эмоционально окрашенная интеллектуальная избирательность, интерес возникает тогда, когда его объект вызывает эмоциональный отклик. В интересе сочетаются эмоциональное и рациональное.

Соотношение указанных компонентов позволяет выделять непосредственные и опосредованные интересы. Непосредственные интересы связаны прежде всего с эмоциональной привлекательностью деятельности, направленной на соответствующий объект. Опосредованные интересы касаются результата деятельности. В них преобладает компонент ума. Непосредственные и опосредованные интересы тесно связаны между собой.

Количественными характеристиками интересов является их широта, глубина и устойчивость.

Широта интересов определяется количеством объектов, сфер действительности, которые имеют для личности устойчивую значимость. Разбросанность интересов в сочетании с этажностью выступает как отрицательная черта личности. Широта интересов является необходимым, но недостаточным условием гармоничного развития личности.

Глубина интересов показывает степень проникновения личности в содержание познаваемого объекта. Иногда глубина интересов негативно коррелирует с их широтой, и тогда о человеке говорят, что она имеет представление обо всем понемногу. Поверхностные знания из многих областей действительности приводят к дилетантства.

Устойчивость интересов выражается в длительности сохранения относительно интенсивного интереса. Устойчивыми являются интересы, которые наиболее полно отвечают основным потребностям личности и поэтому становятся существенными чертами ее психологического склада.

Широта, устойчивость и глубина интересов определенной степени отражают направление развития способностей личности Так, устойчивый интерес ребенка к музыке, которое проявляется в постоянном внимании ко всему, что связано с музыкой, скорее всего, свидетельствует о наличие у ребенка музыкальных способностей.

Стремление - это мотивы, в которых проявляются потребности личности в условиях специально организованной деятельности. Причем эта деятельность может быть доминирующей в течение достаточно длительного времени жизни человека. Так, в деятельности студентов проявляется стремление закончить учебное заведение, приступить к работе по специальности. Иногда - в зависимости от содержания цели и степени ее осознанности - стремление может приобретать вид влечения или желаний.

Влечению свойственен невысокий уровень осознанности цели. Он переживается как смутное эмоциональный порыв, неудовлетворенность существующим положением вещей. Что-то не устраивает человека в жизни, но она еще не знает точно, что именно, потому что поезд не имеет четко выявленной направленности к цели. Поэтому сами по себе поезда не побуждают личность к целенаправленной активности. Они могут служить лишь основанием для орієнтуючої активности, которая заставляет субъекта хотя бы в общих чертах выявить "зону поиска" того, чего ему не хватает, опредметнити свой недифференцированный состояние, которое проявляется в поезде.

Желание составляет более или менее четкое осознание цели. В своих наивысших проявлениях, которые в психологии нередко называют хотелками, они побуждают к волевых действий, направленных на достижение значимых целей.

Фактором, имеющим мотивационное значение и обнаруживает постановку человеком определенных целей, является уровень притязаний личности - стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. В основе уровня притязаний лежит самооценка, поддержание которой стало для человека потребностью.

Проблема уровня притязаний личности впервые была поставлена в психологической К школе. Ленина. Методика его исследования заключается в том, пор исследуемый получает задание, например, ряд математических задач растущего степени сложности. Приступая к работе, он выбирает для себя одну из градуированных задач, то есть определяет уровень, после достижения (или недостижения) которого его просят сообщить, задачу которого степени трудности он выберет следующей. Этот выбор после предшествующего успеха (или неудачи) и дает возможность определить уровень притязаний.

Уровень притязаний личности может быть адекватным или неадекватным (заниженным, завышенным) возможностям индивида. Для человека со сниженным уровнем притязаний характерна коллизия так называемого гадкого утенка, которая проявляется в неуверенности в своих силах, возможностях, способностях. Завышенный уровень притязаний порождается противоречиями между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения и в процессе реализации сопровождается повышенной критичностью, максимализмом в оценках действительности и эмоциональным напряжением.

Решающим фактором в становлении уровня притязаний является не сам по себе объективный успех или неудача, а переживание субъектом своих достижений как достаточных или недостаточных. По данным американских психологов, уровень притязаний зависит от соотношения двух противоположных мотивационных тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи, которые входят в структуру мотивации достижения. Иначе говоря, поведение, ориентирована на достижение цели, определяется соотношением двух тенденций - стремления к успеху и избегания неудачи.

Тенденция стремления к успеху является мультиплікативною функцией трех переменных: мотива стремления к успеху, субъективной вероятности достижения успеха, его привлекательности в данной ситуации. Мотив стремления к успеху - это устойчивая диспозиция личности переживать гордость и удовольствие при достижении успеха.

Тенденция избегания неудачи является мультиплікативною функцией мотива избегания неудачи (стремление избежать неудачи и стыда) и Ги непривлекательности в определенной ситуации.

Привлекательность успеха тем сильнее, чем ниже субъективная вероятность успеха (т. е. чем труднее его достичь), и наоборот, привлекательность избегания неудачи тем слабее, чем выше субъективная вероятность успеха.

Преобладание той или иной мотивационной тенденции (мотива стремления к успеху или мотива избегания неудачи) всегда обусловлено выбором степени сложности задачи Люди с преобладанием мотива стремления к успеху выбирают задачи средней степени трудности. Если человек ориентирован на избегание неудачи, она предпочитает очень легким задачам (их выбор гарантирует успех) или очень тяжелым (если она не может решить задачи этого класса, это не вызывает у нее большого горя, потому что неудача с задачами, с которыми вряд ли кто справится, не дает повода для стыда и чувства унижения).

Ситуация, в которой актуализируется мотив достижения, характеризуется следующим образом:

в ней существуют определенные стандарты качества;

результат решения задач оценивается по этим стандартам;

результат решения может быть успешным или неуспешным;

человек понимает свою ответственность за последствия.

В такой ситуации актуализируются мотивы стремления к успеху и избегания неудачи. Людям с мотивом стремления к успеху присущи следующие особенности;

ситуация достижения как личный фактор;

уверенность в успешном последствии,

активный поиск информации для суждения о своих успехах;

готовность взять на себя ответственность и решительность в неопределенных ситуациях;

большая интенсивность стремления к цели;

получение повышенного удовольствие от интересных задач;

желание делать более или менее сложную работу, но такую, которую можно реально выполнить;

отсутствие энтузиазма к решению сложных или простых задач;

способность не растеряться в ситуации соревнования или проверки способностей;

стремление к разумному риску;

средний, реалистичный уровень притязаний;

большое упорство в случае возникновения препятствий;

повышение уровня притязаний после успеха и понижение после неудачи

Людям с мотивом избегания неудачи свойственен поиск информации о возможности неудачи в ситуации достижения. Они берутся за выполнение сверхсложных или простых задач. В противовес людям с мотивом стремления к успеху причиной неудачи считают недостаток собственных способностей, а успех объясняют внешними обстоятельствами.

X. Хекхаузен предложил модель механизма мотивации достижения (рис. 53). Как видим из этой схемы, мотивация достижения тесно связана с такой базовой характеристикой личности, как самооценка. Дж Аткинсон определял механизм мотивации достижения как "способность пережить гордость за достигнутое". Этот механизм актуализируется в ситуации, в которую попадает личность.

Надо отметить, что, хотя в жизни существует много ситуаций достижения (например, в учебной, профессиональной деятельности), отличие в мотивах обнаруживает себя в том, что одни люди ищут такие ситуации, другие избегают их.

Человек выбирает цель, которая соответствует уровню ее притязаний, стратегию ее реализации и выполняет соответствующие действия. Результат своих действий (успешных или неуспешных) человек оценивает путем сопоставления с уровнем притязаний. Результат может отрицательно или положительно влиять на самооценку.

Соответствующая атрибуция (объяснение причин результата) является компенсационным механизмом, что дает возможность ослаблять негативное или усиливать положительное влияние на самооценку.

Когда ситуация достижения не может реализоваться одномоментно, а требует значительных усилий в течение длительного

Рис. 53. в

времени (например, рост профессиональных достижений), каждый отдельный результат оценивается человеком с точки зрения приближения к окончательной цели.

Характеристика людей с мотивами стремления к успеху и избегания неудачи в связи с особенностями функционирования механизма мотивации достижения дается в табл. 9.

Убеждения составляют основу сегодняшних мотивов и воплощают осознанные потребности личности действовать согласно своей внутренней позиции, взглядов, теоретических принципов. Основой таких потребностей выступает совокупность знаний о природе, обществе и человеке, то есть мировоззрение. В психологической науке принято связывать мировоззрение с познавательной потребностью человека. Это действительно один из существенных связей. В то же время мировоззрение как главная "единица" взаимоотношений человека и мира шире системы знаний. Это, прежде всего, сознательное отношение к миру, которое охватывает и знание, и оценка, и действия в их единстве. Мировоззрение и связанные с ним убеждения имеют сложную психологическую структуру, которая содержит три главные компоненты:

когнитивный (знания); эмоциональный (оценка, отношение);

поведенческий (воля).

Иногда убеждение отождествляют со знаниями, возможно, потому, что знания обнаружить легче, чем убеждения. На самом деле только знаний недостаточно для формирования убеждений. В этом плане показательным является эксперимент, в котором создавалась "ситуация свободного выбора". Ученикам задавался вопрос: "нужно Ли выполнять домашнее задание?"

Таблица 9. в

Большинство детей ответили на этот вопрос положительно, объяснив, почему это необходимо делать. Далее детям сообщили, что на следующий день с одного предмета опрашивать не будут. Оказалось, что одни выполнили домашнее задание по всем учебным предметам, другие - историю, третьи - только физику. Были и такие, которые совсем ничего не выучили.

Значение эмоционального компонента в психологической структуре убеждения хорошо отражено в высказывании: "Идеи, которые стали убеждением, - это сети, которые ты не можешь разорвать, пока не разорвешь своего сердца".

И, наконец, недостаточно знаний, которые прошли через эмоциональную сферу, необходимо еще и научить человека их реализовывать.

Мировоззрение, так же как и убеждение, должна опираться на более общую потребность. Такой потребностью, на наш взгляд, является отношение к миру. В свою очередь, она выступает соціалізованою человеческой интерпретацией общей биологической потребности живых организмов в ориентировке в среде. Очевидно, что такая потребность обязательно включает в себя познавательную потребность в социальном контакте и в "смысле жизни".

Смислоутворювальні составляющие мировоззрения является его важнейшей особенностью. Мировоззрение структурно связан с интересами, стремлениями и установками. Это предопределяет опору мировоззрения на жизненный опыт личности и индивидуальные особенности отражения ею действительности. Установка играет важную роль в мотивационной сфере личности и представляет собой определенную организацию ее неосознанного опыта. Она является фактором, регулирующим целесообразную деятельность и поведение личности.

Установка - это устойчивая предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Установка побуждает человека ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно в отношении всех объектов и ситуаций, с которыми она связана.

Установка отражает состояние личности, возникающее на основе взаимодействия его потребностей и соответствующей ситуации их удовлетворения, обеспечивает легкость, почти автоматичность, и целенаправленность поведения. Как модус активности установка проявляется на всех уровнях психической деятельности - от сенсорно-перцептивного до социально-психологического.

Установка может выступать как основополагающий фактор, который опосредует активное взаимодействие личности и среды, прежде всего социального. Благодаря повторюванню так называемых учредительных ситуаций постепенно формируются "фиксированные установки личности", которые незаметно для него самого влияют на его жизненные позиции.

Примеров форм поведения, в которых проявляются фиксированные установки относительно различных фактов общественной жизни, достаточно много. Эти установки могут быть как положительными (поведение младшего школьника, который выполняет указания учителя, связана с усвоением знаний и норм поведения, детерминированная позитивным отношением его к учителю), так и отрицательными, имеют характер предубеждения. В качестве примера последних можно привести так называемые этнические стереотипы, которые опосредствуют отношение к представителям кавказских национальностей как к воинственным, сексуально агрессивных, ловких и тому подобное. Эти установки являются результатом поспешных и недостаточно обоснованных выводов, сделанных на основе некоторых фактов личного опыта, а чаще - следствием некритического усвоения стереотипов мышления (стандартизированных соображений принятых в определенной общественной группе).

Какие факторы мотивируют социальное поведение личности?

Во-первых, это усвоенные традиции и обычаи.

Во-вторых, воспринятая и усвоенная личностью система жизненных ценностей - того, к чему человек стремится, на что ориентирует свою жизнь. Ориентация человека на определенные ценности производится на основе предварительной положительной оценки, если субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ими. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и на возможности Путь формирования ценностных ориентаций может начинаться не от реальных потребностей, а опосредованно. Перенимая от окружающих людей систему ценностей и жизненных ориентиров, человек тем самым закладывает в себе основы новой потребности, которой у нее раньше не было.

Отдельно следует остановиться на рассмотрении явления, на которое обратили внимание американские психологи, изучая социальные воздействия, возникающие в пределах малых социальных групп и сказываются на психологии отдельного человека. Согласно теории когнитивного диссонанса А Фестінгера, особенностью психической жизни человека является стремление к тому, чтобы во всей системе поведения, взглядах, мнениях, спонуках - существовало определенное соответствие между всеми компонентами. Фестінгер подчеркивал наличие соответствия между тем, что человек знает, во что она верит, и тем, что она делает. Индивид имеет определенные мнения, взгляды, эмоциональное отношение к явлениям жизни и стремится к их внутренней соответствия

Если в совокупности наших знаний о действительности возникает несоответствие между отдельными их элементами, то это вызывает психологический процесс, направленный на ослабление или снятие этого диссонанса. Диссонанс создает состояние дискомфорта человека и направляет ее поведение на то, чтобы его уменьшить. Диссонанс может быть вызван новой информации, которую человек или принимает и меняет свое поведение в соответствии с новыми данными, либо не принимает (предотвращает ей), или изменяет сами объективные условия.

Диссонанс и сила его давления на личность определяется, какие именно элементы не соотносятся между собой. Если противоречивые элементы нашего знания являются очень значимыми для нас, - например, мы узнаем о таких поступках симпатичного нам человека, которые противоречат нашим ожиданиям, - то влияние диссонанса на наше поведение будет интенсивным, в других случаях - слабым.

Выяснив важнейшие стороны личности, которые влияют на мотивацию ее поведения, мы показали, как четко осознанные, так и менее осознанные мотивы могут стать элементом мотивации поведения. Они выступают то как осознанный интерес, желание, убеждение, то как неосознанные установки и тенденции, которые отражаются в поведении, в особенностях рассуждений и мыслей, в действиях человека.

Обратившись к вопросу об источниках активности личности, мы рассматривали сущность потребностей, которые отражают состояние нужды в чем-то, что приводит к активности. Чтобы определить характер этой активности, надо проанализировать ее направленность.

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как нужда, а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая социальное поведение. Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Сдвиг мотива на цель – процесс, характеризующийся тем, что изначальный мотив изменяется в ходе выполнения действия. Такое происходит, например, тогда, когда деятельность, которая нам не нравится вначале, постепенно начинает наполняться особым (иным) смыслом и в результате мы хотим заниматься этой деятельностью.

Сдвиг мотива на цель - механизм формирования новых мотивов, автор А.Н. Леонтьев - . Те действия, которые раньше служили для достижения целей, подчиненных какому - то определенному мотиву, приобретают самостоятельное значение и отщепляются от первоначальной мотивации. При этом вспомогательные цели, на которые данные действия были направлены, приобретают статус самостоятельного полноценного мотива.