Презентация электроскоп проводники и диэлектрики электрическое поле. Электроскоп

Цели урока: Познакомиться с устройством электроскопа. Познакомиться с устройством электроскопа. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля.


Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.




Нам известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, картона. Заряжается ли при этом шерсть? а) Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела, при котором оба электризуются. б) Нет, заряжаются только палочки.





















Домашнее задание Читать и отвечать на вопросы п Творческое задание: сделать самодельный электроскоп.


Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять?


В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?



Конспект урока «Электрическое поле. Электроскоп»

Цель урока: познакомить учащихся с устройством электроскопа. Сформировать представления об электрическом поле и его свойствах.

Оборудование: электроскоп, гильза на нити на подставке, эбонитовая, стеклянная палочка, воздушные шарики , кусок нейлоновой ткани, ножницы, скотч, шерстяная ткань, пластиковые стаканчики, скрепки, фольга.

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, учащихся

Для некоторых из вас сегодняшний урок начнётся с тестовых заданий. (5 человек), те, у кого лежат тесты, могут приступить к работе, время ограниченно, по истечению 3 минут, мы проверим правильность выполнения.

На демонстрационном столе находятся воздушные шарики. Двое учащихся вызываются к демонстрационному столу. Задача учащихся привести эксперимент и сделать вывод о взаимодействии наэлектризованных тел.

Пока два ученика читают инструкцию по выполнению эксперимента, вниманию остальных я предлагаю следующие вопросы:

1. Как передать электрический заряд от одного тела к другому?

2. Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют?

3. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды?

4. Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды?

5. Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел?

6. Правильно ли выражение: «При трении создаются заряды?» Почему?

7. Можно ли наэлектризовать латунный стержень, держа его в руке?

8. Можно ли на концах стеклянной палочки получить одновременно разноименные заряды?

9. Назовите вещества, которые являются проводниками.

10. Назовите вещества, которые являются диэлектриками.

Проверка выполнения тестовых заданий. Ключом к тесту является слово «Верно».

Демонстрируются учащимися опыты и делаются выводы. И результат сразу оценивается.

3. Изучение нового материала.

–Скажите, как определить наэлектризовано ли тело?

Есть ещё способ определить заряжено ли тело:с помощью такого прибора, как электроскоп?

Два воздушных шарика висят не касаясь друг друга, но однако же видно,

что они взаимодействуют, отталкиваются друг от друга. При буксировки

одного автомобиля другим взаимодействие автомобилей производится через трос. А взаимодействие между заряженными телами осуществляется с помощью электрического поля.

Название « электроскоп» произошло от греческих слов « электрон»- электричество и «скопео»- наблюдать, обнаруживать.(запись в тетрадь)

Из чего же он состоит? Через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листочка из тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом.

Посмотрите, какие изменения произойдут, когда я поднесу заряженную

Палочку. (Листочки отклонятся). Т. е. по отклонению листочков можно судить о том, заряжено ли тело. Для опытов используют и другой прибор

Электрометр. Здесь легкая металлическая стрелка заряжается от металлического стержня, отталкиваясь от него не тем больший угол, чем больше они заряжены.

Согласно учению английский физиков Фарадея и Максвеля, вокруг заряженных тел. Посредником в этом взаимодействии и является электрическое поле. Электрическое поле-форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел, оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

Опыт: Зарядить гильзу « отрицательно», палочку «положительно» и подносить палочки к гильзе. И наблюдать за тем, как гильза притягивается к палочке, по мере её приближения.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрический заряд с некоторой силой.

Силу, с которой электрическое поле действует на внесённый в него заряд, называется электрической силой.

Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а при удалении от них поле ослабевает.

Изготовление детьми электроскопа из подручных средств: пластиковый стаканчик, скрепка, фольга, пластилин.

4 Подведение итогов урока.

Для чего нужен электроскоп и из каких частей он состоит?

С каким понятием вы познакомились на уроке?

Какое свойство электрического поля вы узнали?

На любом ли расстоянии от заряженного тела электрическое поле одинаково действует?

5 Д/з §27,28.

Инструкция 1

1. Возьмите два шарика

2. Каждый шарик завяжи ниткой длиной 30 см.

3. с помощью скотча прикрепи один из шариков к штативу.

4. потри висящий шарик куском шерсти. Необходимо сделать по крайней мере 20 движений кусочком ткани туда и обратно. Отпусти шарик и он будет свободно висеть

5. потри второй шарик куском шерсти. Возьми его за конец нитки и поднеси к первому шарику. Что произойдет с шариками?

6. прикрепи второй шарик достаточно близко к первому так, чтобы казалось, будто они разлетаются друг от друга

ИНСТРУКЦИЯ2

1.Возьми кусок нейлоновой ткани

2.Сложи полиэтиленовый пакет пополам и возьми в руку

3.помести между этими половинками кусок нейлоновой ткани и несколько раз проведи пакетом по нейлону

4.Что будет, когда ты уберешь пакет?

Т Е С Т

по теме « Взаимодействие заряженных тел »

1. Стекло при трении о шёлк заряжается

В – положительно Г – отрицательно

2. Если наэлектризованное тело отталкивается от эбонитовой палочки, натёртой о мех, то оно заряжено…

А – положительно Е – отрицательно

3. Три пары лёгких шаров подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков не заряжена?

С – первая У – вторая Р – третья

4. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков имеет одноимённые заряды?

Н – первая П – вторая Р – третья

5. Три пары лёгких шариков подвешены на нитях (см. рис.).

Какая пара шариков имеет различные заряды?

К – первая О – вторая Л – третья

§ 1 Электроскоп и электрометр, принцип работы

Существуют приборы, с помощью которых можно обнаружить электризацию тел, это электроскоп и электрометр.

Электроскоп (от греческих слов «электрон» и skopeo - наблюдать, обнаруживать) - прибор служащий для обнаружения электрических зарядов.

Назначение прибора:

Обнаружение заряда;

Определение знака заряда;

Оценивание величины заряда.

Электроскоп состоит из металлического стержня, к которому подвешены две легкоподвижные полоски бумаги или фольги. Стержень закреплен при помощи эбонитовой пробки внутри металлического корпуса цилиндрической формы, закрытого стеклянными крышками.

В основе принципа работы электроскопа заложено явление электризации. При соприкосновении натертой стеклянной палочкой (положительно заряженной) устройства (электроскопа) электрические заряды перетекут через стержень к листочкам. Имея одинаковый знак заряда, тела начнут отталкиваться, поэтому листочки электроскопа разойдутся на некоторый угол. Расход листочков на угол большего значения происходит при сообщении электроскопу большего по величине заряда, а значит, приводит к увеличению силы отталкивания между телами (рис.). Следовательно, по углу расхождения листочков можно узнать о величине заряда электроскопа. Если к устройству, заряженному положительно, поднести тело, заряд которого отрицательный, то заметим, что угол между листочками уменьшится. Вывод: электроскоп дает возможность узнать знак заряда исследуемого тела.

Помимо электроскопа можно выделить еще одно устройство - электрометр. Принцип работы приборов практически не различается. Электрометр имеет легкую алюминиевую стрелку, с помощью которой по углу отклонения можно узнать о величине заряда, который был сообщен стержню электрометра.

§ 2 Электрическое поле и его характеристики

Тела наэлектризовывают следующим образом: передают им положительный либо отрицательный заряд, увеличив или уменьшив величину заряда. Тела при этом приобретают разные свойства и способны притягивать или отталкивать другие тела. Как тело «понимает», что заряд другого необходимо притянуть или оттолкнуть? Для ответа на этот вопрос нужно выяснить особую форму материи - «электрическое поле».

Наэлектризуем одноимённо (одинакового знака) металлический шар на пластмассовой подставке и лёгкий пробковый шарик на нити (назовём его пробным шариком). Будем переносить его в различные точки пространства вокруг большого шара. Мы заметим, что в каждой точке пространства вокруг наэлектризованного тела обнаруживается сила, действующая на пробный шарик. О том, что она существует, наблюдаем по отклонению нити шарика. По мере удаления шара от пробного шарика, шарик на нити отклоняется слабее, следовательно, действующая на него сила становится всё меньше (по углу отклонения нити от положения равновесия).

Итак, в каждой точке пространства вокруг наэлектризованных или намагниченных тел существует так называемое силовое поле, способное воздействовать на другие тела.

Электрическое поле- особый вид материи, создаваемый электрически покоящимся зарядом и действующий с некоторой силой на помещенный в это поле свободный заряд.

Характеристики поля:

1. Оно материально, так как действует на материальные объекты (легкое свободное тело - гильза).

2. Оно реально, так как существует везде и даже в вакууме (безвоздушное пространство) и независимо от человека.

3. Невидимо и не действует на органы чувств человека.

4. Не имеет определенного размера, границы, формы.

5. Занимает все пространство, окружающее данное заряженное тело.

6. По мере удаления от заряда поле ослабевает.

7. Обладает энергией.

8. Для электрических полей присущи два принципа: принцип независимости (если несколько полей, то каждое поле существует независимо от другого), принцип суперпозиции (наложение) - поля не искажают друг друга.

9. Существует около заряженного тела, частиц. Вокруг любого заряженного тела существует свое электрическое поле.

10. Обнаруживается поле по воздействию некоторой силы на свободно подвешенное заряженное тело, это сила называется электрической.

§ 3 Силовые линии электрического поля

Чтобы графически представить поле и выяснить его направление распространения, необходимо воспользоваться методом силовых линий.

Для этого проведём опыт.

Возьмём два металлических шара на пластмассовых подставках, а также иглу, тоже укреплённую на подставке. Расположим шары на расстоянии 40-50 см друг от друга, а между ними - подставку с иглой. Уравновесим на ней сухую деревянную щепку. Как видно, шары имеют разные знаки зарядов, увидим, что щепка развернется так, чтобы находиться на прямой, соединяющей шары (см. верхнюю часть рисунка).

Если располагать щепку в разные положения около шаров (см. рис.), заметим, что она займет положение на проведенных мысленно дугообразных линиях, соединяющих шары; именно так выглядят силовые линии электрического поля.

Продемонстрируем интересный случай: имеются заряженные тела. Поместим над ними стекло, а на поверхность стекла насыпаем мелко нарезанные волоски. Под действием поля они начинают ориентироваться интересным образом, возникает «картина», показывающая расположение тел. (см. рисунки ниже). Слева и справа они ориентированы вокруг положительно и отрицательно заряженных частиц, а в центральной части - вокруг разноимённо заряженных шаров.

Силовые линии изображают более «частыми» линиями там, где обнаруживается больший по величине электрический заряд, а значит, и большая электрическая сила при воздействия данного поля на тело. Модель силовых линий показывает величину силы и направление действия поля на помещенные в поле тела, частицы.

Существует прибор, с помощью которого можно выяснить величину и знак заряда, что является важным в электрических явлениях. Также электрическое поле «связано» с зарядом. Когда заряд перемещается в другую сторону, то поле мгновенно следует за ним.

Список использованной литературы:

  1. Физика. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин. – М.: Дрофа, 2010.
  2. Физика 7-9. Учебник. И.В. Кривченко.
  3. Физика. Справочник. О.Ф. Кабардин. - М.:АСТ-ПРЕСС, 2010.

Урок для учащихся 8-го класса.

Цель урока:

Познакомить детей с новым прибором и его назначением;

Дать понятие проводников и непроводников электричества;

Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.

Формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.

Развитие мышления и памяти;

Умение правильно говорить.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 класс.

Электроскоп. Проводники и непроводники электричества. Электрическое поле.

Цель урока:

Познакомить детей с новым прибором и его назначением;

Дать понятие проводников и непроводников электричества;

Воспитание дисциплинированности, аккуратности записи в тетради, внимательности.

Формирование научного мировоззрения: мир познаваем, явления природы подчиняются физическим законам.

Развитие мышления и памяти;

Умение правильно говорить.

Задачи:

Образовательная: раскрыть свойство веществ – электропроводность; ознакомить с применением проводников и диэлектриков на практике; раскрыть принцип работы электроскопа.

Воспитательная: создание ситуаций самостоятельного поиска решения поставленных задач; воспитание уважительного отношения к мнению другого человека.

Развивающая: развитие логического мышления; развитие познавательного интереса.

Форма урока: работа с текстом учебника, групповые формы: работа

(в парах), самостоятельная работа, экспериментальное исследование.

Метод обучения: системно-поисковый.

Местоположение урока : промежуточный: урок может быть проведен после изучения понятия «электрический заряд» и взаимодействия электрических зарядов.

Оборудование к уроку:

1 демонстрационный электрометр, стеклянная и эбонитовая палочки, набор минералов, компьютер, мультимедийный проектор.

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/ )

Видеоролик "Как установить знак заряда электроскопа"

Видеоролик "Отрицательный заряд электрометра"

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Исторический экскурс.
  4. Изучение нового материала.
  5. Закрепление знаний.
  6. Изучение нового материала.
  7. Закрепление и коррекция знаний.
  8. Итоги урока, домашнее задание.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Приветствие, готовность к уроку.

2.Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы с вами изучили тему: «Электризация тел при соприкосновении. Взаимодействие заряженных тел. Два рода зарядов. Дома вы должны были её повторить.

(слайд 1)

1. Что можно сказать про тело, если оно притягивает другие тела?

Про тело, которое может притягивать другие тела, говорят, что оно наэлектризовано

2. А что ещё говорят про тело, если оно наэлектризованное?

Что телу сообщён электрический заряд.

3. Сколько тел может участвовать в электризации?

В электризации может участвовать только два тела.

4. Можно ли передать электрический заряд от одного тела к другому, если да то каким образом?

Электрический заряд можно передать от одного тела к другому прикосновением заряженного тела к не заряженному.

5. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды одного рода?

Тела, имеющие заряды одного рода, отталкиваются.

6. Притягиваются или отталкиваются тела имеющие заряды разных родов?

Тела, имеющие заряды одного рода, притягиваются.

7. Сколько родов электрических зарядов вы знаете?

Существует только два рода зарядов.

8. Назовите их.

Положительный и отрицательный

9. Как означают заряды на схемах рисунках и чертежах?

Положительным знаком «+», а отрицательным знаком «–».

Проверочная работа.

Индивидуальная работа в форме теста. Выполняется письменно на листах малого формата.

3. Изучение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с электроскопом, его назначением и устройством, а также с проводниками и непроводниками электричества.

(слайд 2)

«Запишите число и тему урока» (написаны на доске).

Итак, мы с вами уже знаем, что наэлектризованные тела притягиваются или отталкиваются, по взаимодействию можно судить, сообщён ли телу электрический заряд. Поэтому и устройство прибора, при помощи которого выясняют, наэлектризовано ли тело, основано на взаимодействии заряженных тел. (На стол ставится электроскоп) Этот прибор называется электроскопом , от греческих слов э л е к т р о н , вы знаете как переводится это слово из пошлой лекции, и с к о п е о – наблюдать, обнаруживать.

(слайд 3)

Запишите это определение в тетрадь

У меня на столе стоит школьный электроскоп, посмотрите внимательно в нём через пластмассовую пробку, вставленную в металлическую оправу, пропущен металлический стержень, на конце которого укреплены два листочка из тонкой бумаги, оправа со всех сторон закрыта стёклами. Запишите в тетрадь, что электроскоп состоит из:

1. Пластмассовой пробки;

2. Металлической оправы;

3. Металлического стержня;

4. Двух листочков из тонкой бумаги;

5. Двух стёкл.

(Слабо натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа.)

1.Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на некоторый угол.

(Сильнее натираю эбонитовую палочку о мех и касаюсь ею металлического стержня электроскопа, не разряжая его.)

2. Посмотрите, лепестки электроскопа разошлись на больший угол.

Отсюда можно сделать вывод, что по изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

(слайд 4)

Мы рассмотрели с вами один из видов электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела являются листочки. Существует другой вид электроскопа, где индикатором наэлектризованности тела является, лёгкая металлическая стрелочка. В нем стрелочка отклоняется на некоторый угол от заряженного металлического стержня.

Cейчас я коснусь рукой электроскопа. Давайте посмотрим, что произойдёт с лепестками. (Касаюсь рукой стержня электроскопа.) Посмотрите, лепестки электроскопа опустились, значит он разрядился.

Так будет происходить с любым заряженным телом, которого мы прикоснёмся. Электрические заряды перейдут на наше тело и через него могут уйти в землю. Разрядится заряженное тело и в том случае, если соединить его с землёй металлическим предметом, например железной или медной проволокой.

Давайте убедимся в этом на опыте:

(слайд 5)

1.Берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их железным стержнем. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа перетекает на незаряженный.

(слайд 6)

2. Также берём два электроскопа. Один заряжен, а другой нет, соединяю их длинной стеклянной палочкой. Обратите внимание на то, что заряд с заряженного электроскопа не перетекает на незаряженный.

(слайд 7)

Вывод: итак, из нашего эксперимента можно сделать вывод, что по способности проводить электрические заряды вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества. Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде – хорошие проводники электричества.

К непроводникам электричества, или диэлектрикам, относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

Тела, изготовленные из диэлектриков, называются изоляторами , от греческого слова изоляро – уединять.

5. Первичное закрепление знаний.

Заполняем таблицу.

(слайд 8)

металлы, почва, фарфор, эбонит, стекло,

растворы солей, янтарь, резина, шёлк,

кислот в воде капрон, пластмассы

керосин, воздух (газы).

6. Этап получения новых знаний.

Изучение нового материала осуществляется с опорой на демонстрационный эксперимент с двумя электрометрами (электроскопами), на стержнях которых находятся одинаковые сферические кондукторы, и на анализ его результатов. Я заряжаю один из двух одинаковых электрометров и предлагает учащимся ответить на вопрос: «Что произойдет, если соединить эти электрометры стеклянной палочкой?». Ответы проверяются на опыте, который показывает, что никаких изменений не происходит. Это подтверждает, что стекло является диэлектриком.

Если для соединения электрометров использовать металлический стержень, держа его за непроводящую электричество ручку, то первоначальный заряд разделится на две равные части: половина заряда перейдет с первого кондуктора на второй.

Подвесим на нити заряженную гильзу и поднесем к ней наэлектризованную стеклянную палочку. Гильза отклонится от вертикального положения, притягиваясь к палочке. Следовательно, заряженные тела способны взаимодействовать друг с другом на расстоянии. Как при этом передается действие от одного из этих тел к другому? Может быть, все дело в воздухе, находящемся между ними? Выясним это на опыте. Поместим заряженный электроскоп (с вынутыми стеклами) под колокол воздушного насоса, после чего откачаем из-под него воздух. Мы видим, что и в безвоздушном пространстве листочки электроскопа по-прежнему отталкиваются друг от друга. Значит, в передаче электрического взаимодействия воздух не участвует. Тогда посредством чего все-таки осуществляется взаимодействие заряженных тел?

Ответ на этот вопрос дали в своих работах английские ученые М. Фарадей (1791 - 1867 гг.) и Дж. Максвелл (1831 -1879 гг.), которые доказали, что «агентом», передающим взаимодействие, является электрическое поле.

(слайд 9)

Электрическое поле – форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел. Оно окружает любое заряженное тело и проявляет себя по действию на заряженное тело.

После этого с опорой на простые опыты выясняются основные свойства электрического поля:

  1. Электрическое поле заряженного тела действует с некоторой силой на всякое другое заряженное тело, оказавшееся в этом поле. Об этом свидетельствуют все опыты по взаимодействию заряженных тел. Так, отрицательно заряженная гильза, оказавшаяся в электрическом поле положительно наэлектризованной палочки, подвергается действию силы притяжения к ней.
  2. Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее, а вдали- слабее.

Электрическое поле изображается графически с помощью силовых магнитных линий.

(слайд 10)

Изображение магнитного поля

  1. Этап обобщения и закрепления нового материала.

(слайд 11)

1. Ребята, скажите, пожалуйста, для чего предназначен электроскоп?

Электроскопом называется прибор, при помощи которого выясняют, наэлектризовано тело или нет.

2. Назовите основные части электроскопа?

Электроскоп состоит из: пластмассовой пробки; металлической оправы; металлического стержня; двух листочков из тонкой бумаги; двух стёкл.

3. Что можно сказать, глядя на изменение угла расхождения листочков электроскопа?

По изменению угла расхождения листочков электроскопа можно судить, увеличился или уменьшился его заряд.

4. На какие две группы делятся вещества по способности проводить электрический ток?

Все вещества условно делятся на проводники и непроводники электричества.

5. Как ещё называют непроводники электричества?

Диэлектрики.

6. Приведите примеры диэлектриков.

К непроводникам электричества относится фарфор, эбонит, стекло, янтарь, резина, шёлк, капрон, пластмассы, керосин, воздух (газы).

7. Назовите вещества, которые относятся к проводникам?

Все металлы, почва, растворы солей и кислот в воде.

ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ?

В нашей атмосфере действуют сильные электрические поля. Земля заряжена обычно отрицательно,
а низ облаков – положительно. Воздух, которым мы дышим, содержит заряженные частицы – ионы. Содержание ионов в воздухе меняется в зависимости от времени года, чистоты атмосферы и от метеорологических условий. Вся атмосфера пронизана этими частицами, находящимися в непрерывном движении, причем преобладают то положительные, то отрицательные ионы. Как правило, только положительные ионы отрицательно действуют на здоровье человека. Большое их преобладание в атмосфере вызывает неприятные ощущения.

Личинки мух двигаются в направлении силовых линий наведенного электрического поля. Это используют, удаляя их из съедобных продуктов.

Кусты и деревья являются мощным экраном, который сдерживает проникновение электронаводок.

"ЖИВОЕ" ЭЛЕКТРИЧЕСТВО

Первое упоминание об электрических рыбах датируется более чем 5000 лет назад. На древних египетских нагробьях изображен африканский электрический сом.

(слайд 12)

Египтяне полагали, что этот сом является "защитником рыб" - рыбак, вытаскивающий сеть с рыбой, мог получить приличный электрический разряд и выпустить сеть из рук, отпустив весь пойманный улов назад в реку.

«Электрическое» зрение рыб.

Рыбы с помощью электрических органов обнаруживают в воде посторонние предметы. Некоторые рыбы все время генерируют электрические импульсы. Вокруг их тела в воде текут электрические токи. Если в воду поместить посторонний предмет, то электрическое поле искажается и электрические сигналы, поступающие на чувствительные электрорецепторы рыб меняются. Мозг сравнивает сигналы от многих рецепторов и формирует у рыбы представление о размерах, форме и скорости движения предмета.

Наиболее известные электрические охотники - это скаты . Скат наплывает на жертву сверху и парализует ее серией электрических разрядов. Однако его «батареи» разряжаются, и на подзарядку ему требуется некоторое время.

Самым сильным электрическим разрядом обладают пресноводные рыбы, называемые электрическими угрями . Молодые 2-сантиметровые рыбки вызывают легкое покалывание, а взрослые особи, достигающие двухметровой длины, способны более 150 раз в час генерировать разряды напряжением 550 вольт с силой тока в 2 ампера. У южноамериканского угря напряжение тока при разряде может достигать 800 В.

Древние греки и римляне (500 д.н.э.-500 н.е.) знали об электрическом скате. . Плиний в 113 н.э. описывал, как скат использует "магическую силу" для того, чтобы обездвижить свою добычу. Греки знали, что "магическая сила" может передаваться через металлические предметы, например, копья, которыми они охотились на рыб.

Ни в коем случае не берите скатов в руки. Если вы охотитесь на рыбу с гарпуном, смотрите не попадите в электроската - вынимая оружие из его тела, вы переживёте не самые приятые ощущения. Если электроскат попался в трал или сеть, брать его нужно руками в толстых резиновых перчатках либо специальным крючком с изолированной ручкой.

Живые часы.
Африканская рыба гимнархе посылает в окружающую среду электрические сигналы, продолжительность которых настолько точна и периодична, что может сравниться с кварцевым осциллятором. Француз ский инженер А. Флорион обработал сигналы, которые издает рыба, и получил оригинальные «рыбные» биоэлектрические часы. Они могут «ходить» 15 лет, надо лишь ежедневно кормить рыбку.

Рыбы, обладающие электрическими органами (акулы и скаты) способны обнаружить добычу по работе её сердца, в этом случае регистрируются электрическое поле, которое создает работающее сердце рыбы-добычи.

Рыбы-электроищейки.

Некоторые рыбы, пытаясь спастись, зарываются в песок и замирают там. Но и у них нет никаких шансов, поскольку пока они живы, их тела генерируют электрические поля, которые улавливает, например, своей необычной головой акула-молот, бросающаяся, как кажется, прямо на пустой грунт и вытаскивающая из него бьющуюся жертву.

Скаты могут обнаруживать лакомых для них крабов по их электрическим полям, а сомы могут обнаружить даже электрополя, создаваемые закопавшимися в грунт червями. Акула, реагируя на электрическое поле, тоже может очень точно напасть на камбалу, зарывшуюся в песок.

Электрические органы акул и скатов отличаются очень высокой чувствительностью: рыбы реагируют на эл. поля напряженностью 0,1 мкВ/см.

Электрические рыбы используют электрические сигналы для общения между собой. Они оповещают других особей, что данная территория занята или, что ими обнаружена пища. Есть электрические сигналы: «вызываю на бой « или «сдаюсь». Все эти сигнали хорошо принимаются рыбами на расстоянии порядка 10 метров.

  1. Подведение итогов. Домашнее задание.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с электроскопом, его назначением и устройством, с проводниками и непроводниками электричества, познакомились с понятием электрического поля, а также повторили ранее изученный материал и закрепили новый. Те, кто активно работал на уроке, отвечая на вопросы, получили соответствующие оценки. Всем спасибо! До свидания!»

  1. §§ 27,28
  2. Сделать электроскоп в домашних условиях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: