Прямой и обратный период в русском языке. Период и периодические структуры

Период и его разновидности

Многочленное сложное предложение может быть особым образом организовано и представлять собой период (лат. periodos - круг; переносно - «закругленная», замыкающаяся речь). Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.

Предложения, построенные в виде периода, составляют речь периодическую, в отличие от речи обычной, отрывистой. Периодическая речь характеризуется плавностью, музыкальностью, ритмической стройностью. Со стороны содержания период отличается большой полнотой и законченностью выражения мысли, он развертывает и оформляет сложную аргументацию положения. Из-за этих качеств период особенно широко используется в художественной литературе и в ораторской речи (в публицистике).

Интонационное оформление периода определенно и неизменно: постепенное нарастание тона вначале, затем глубокая пауза и понижение тона. В соответствии с этим первая часть периода называется повышением, вторая - понижением. Части периода построены по принципу параллелизма: в них, как правило, повторяются союзы, союзные слова, повторяются и порядок слов и формы глаголов-сказуемых. В больших периодах повышение и понижение могут прерываться паузами меньшей длительности, образуя члены периода.

В виде периода может быть построено многочленное сложноподчиненное предложение с первой вводящей частью - протазисом (англ. protasis) и второй, заключающей, - аподозисом (англ. apodosis). Чаще всего перечисление однородных придаточных (с параллельной структурой) предшествует главной части (или главным).

Например: Если зашумела старая листва под ногой, если закраснелись веточки разные, если вербы развернулись, если заговорили деревья разных пород ароматом своей коры, - то, значит, есть в березах движение, и нечего портить березу (Пришв.);

Сложноподчиненное предложение в форме периода может иметь и несколько иную организацию : одна придаточная вначале, до паузы, и затем перечисление однотипно построенных главных:

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину, -

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своем веселии мрачнее,

Тем глуше звон заздравных чаш

И песни наши тем грустнее

Последовательность придаточных и главных в составе периода может быть и такой: придаточные (или одна придаточная часть) закрывают период, т.е. помещаются во второй части, в понижении :

До чтения ли, до письма ли было тут, когда душистые черемухи зацветают, когда пучок на березах лопается; когда черные кусты смородины опушаются беловатым пухом распускающихся сморщенных листочков; когда все скаты гор покрываются подснежными тюльпанами, называемыми «сон», лилового, голубого, желтоватого и белого цвета; когда ползут везде из земли свернутые в трубочки травы и завернутые в них головки цветов; когда жаворонки с утра до вечера висят в воздухе, над самым двором рассыпаются в своих журчащих, однообразных, замирающих в небе песнях, которые хватали меня за сердце, которых я заслушивался до слез; когда божьи коровки и все букашки выползают на божий свет, крапивные желтые бабочки замелькают, шмели и пчелы зажужжат; когда в воде движение, на земле шум, в воздухе трепет; когда и луч солнца дрожит, пробивается сквозь влажную атмосферу, полную жизненных начал (Акс.).

В форме периода может быть построено и сложносочиненное многочленное предложение . Как правило, однотипные по строению, перечисляющиеся части периода (с повторяющимися сочинительными союзами) предшествуют второй части периода, имеющей обобщающее значение или своеобразное значение итогового заключения:

То за две комнаты от меня быстро проговорит что-нибудь в бреду моя дочь Лида, то жена пройдет через залу со свечой и непременно уронит коробку со спичками, то скрипнет рассыхающийся шкап, или неожиданно загудит горелка в лампе - все эти звуки почему-то волнуют меня (Ч.);

Голова ли думает, сердце ли чувствует, звучит ли глубина души, работают ли ноги, или руки перевертывают стаканы - все покрывается равными плесками (Г.);

Нашедшая ли внезапно на него хандра дала ему возможность увидать все в таком виде, или внутреннее свежее чувство итальянца было тому причиною, то или другое, только Париж, со всем своим блеском и шумом, скоро сделался для него тягостной пустыней (Г.).

Наконец, в бессоюзном сложном предложении также возможно ритмичное объединение частей, т.е. оно может быть в виде периода:

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное -

Люби меня

Острые сучья царапают белое лицо и плечи; ветер треплет расплетенные косы; давние листья шумят под ногами ее - ни на что не глядит он (Г.).

В виде периода может быть организовано и сложное синтаксическое целое , т.е. единица, большая, чем предложение.

Так, например, однородные придаточные могут получить предельную синтаксическую самостоятельность (при парцелляции, т.е. расчленении речевой цепи):

Бог ты мой, как он обрадовался, когда без спроса и стука распахнулась настежь тяжелая дверь кабинета! Когда курносые кеды прыгнули с порога на ковер. Когда через ковер перескочили ноги в синих штанах с металлическими заклепками на карманах и с крупной красной строчкой по швам. Когда, наконец, невзирая на присутствие в кабинете нескольких подчиненных, две сильные и цепкие руки обхватили его за шею! (М. Красов).

Периодическая речь может и не быть связанной с явлением парцелляции. Структурный параллелизм здесь - композиционная основа всего сложного синтаксического целого, в пределах большого контекста. И здесь четко вырисовывается строгий интонационный, ритмичный рисунок обычного периода - с повышением, глубокой паузой и понижением, с единообразным началом конструкций, являющихся членами периода. Вот пример:

Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие чисто кровавого цвета, третьи - матово светятся изнутри, четвертые - молочно-голубые, пятые белые, как молоко, но просвеченные огненной искрой. Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розовостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют быть то синими, то желтыми. Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листьях травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными округлыми упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. Можно написать, какой яркий темный след остается, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое. Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идет по росистому цветущему лугу (Сол.).

В этом большом по объему отрывке, хотя он и не представляет собой единого цельного предложения, налицо все особенности периода: постепенное, все усиливающееся нарастание интонации от одной части периода к другой (можно выписать, можно написать, можно рассказать, можно написать), затем глубокая пауза и резкое понижение тона со слов но нельзя и до конца фразы.

Рассмотрение разных видов периода - в форме сложноподчиненного предложения, сложносочиненного, бессоюзного, в форме сложной синтаксической конструкции и даже сложного синтаксического целого - приводит к выводу, что период - это явление не столько структурно-синтаксическое, сколько композиционно-стилистическое , хотя некоторые специфические синтаксические качества , как особо организованной единицы, безусловно, ему присущи:

это параллелизм строения частей,

строгий порядок их расположения,

совпадение форм основных сказуемых и их видо-временных планов,

четкость и неизменность интонационного оформления.

И все же поскольку период может представлять собой разные типы предложений и с точки зрения их структурно-семантической характеристики не составляет особого явления, то наиболее существенны его стилистическое свойства. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью, гармоничностью и музыкальностью и потому свойствен обычно речи приподнятой и экспрессивной, независимо от того, прозаическая она или стихотворная. Более того, периодическая речь, в силу своих ритмико-мелодических свойств, вносит и в прозу поэтическое или публицистическое звучание. Вот почему она особенно широко используется в поэзии, в поэтизированной прозе и в произведениях ораторского публицистического стиля.

Период (греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - развёрнутое синтаксическое построение, в к-ром составляющие элементы содержательной, синтаксической и рит-мико-интонационной структур находятся в гармоническом соответствии между собой. П. характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Это цельное описание, цельное повествование (II. повествовательный), цельное логическое рассуждение (П. ораторский). П. не имеет элементов из предшествующего контекста (см.), внутренних анафорических связей. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. П. может быть простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов, сложносочинённым, в к-ром простые предложения воспроизводят одну и ту же предикативную (обычно глагольную) конструкцию; но чаще всего П.- это сложноподчинённое предложение, в к-ром главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида - условных, причинных, временных, уступительных и т. и. Гармоническое соответствие между содержательным и синтаксическим уровнями П. состоит в том, что разные составные части, из к-рых слагается содержание П., воплощаются в разных синтаксических составляющих, а сходным элементам изложения соответствуют однотипные синтаксические конструкции. Напр., П., представляющий логическое рассуждение, на содержательном уровне членится на две части: основное положение (посылка) с рядом аргументов или дополнений и вывод. На синтаксическом уровне это членение может быть воспроизведено разными способами: первая часть - ряд однотипных придаточных; главная, заключающая часть - вывод; первая часть - предложение с однородными членами, сопровождаемыми однородными придаточными, вторая часть - бессоюзно присоединённое простое предложение, выражающее обобщающую оценку, и т. д. Модели синтаксического строения II и их конкретные воплощения исключительно многообразны. Каждая модель характеризуется не только соответствием синтаксического и содержательного уровней, но и соразмерностью, уравновешенностью частей: если в П. есть цепь придаточных, они начинаются обычно с одинакового союза, имеют близкие размеры, сходное синтаксическое строение и т. д. Эти черты придают П. музыкальность и ритмичность. Интонационный контур П. характеризуется постепенно нарастающим повышением с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационная структура П. соответствует его содержательному и синтаксическому членению, подчёркивая средствами просодии его стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость. П. распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии,
публицистике, в ораторской речи. Формирование 333 П. как особой формы синтаксического художественного построения на рус. основе происходило в прозе Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» (1816-24) П как в наиболее сложных, так и в простых реализациях сохраняет верность не только главным, структурообразующим чертам (единство темы, внутренняя логичность, завершённость), но и вторичным характерным признакам: П. у Карамзина округлён, соразмерен, в какой-то степени монотонен и одновременно величав; напр., П., построенный Карамзиным на деепричастных оборотах: «Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,- величием, купленным столь дорогою ценою?*. П. использовали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, СТ. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Горький, К. А. Федин, А.Т.Твардовский. II. эволюционирует вместе с художественным методом лит-ры; это особенно заметно в художественной прозе, где отказ от нек-рых его вторичных, «внешних» признаков сопровождается, при верности главному, появлением новых признаков - разг. интонацией, «ломаной линией», передающей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста; напр., П. из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!*.

  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • А) Расходы, произведенные в настоящее время и подлежащие списанию в последующие периоды;
  • Адаптивные биологические ритмы. Циркадный и цирканный ритмы. Фотопериодизм.
  • Период в классическом понимании - это краткая одночастная форма, объединяющая в архитектоническое целое на основе симметрии (диссимметрии) несколько самостоятельных ритмо-синтаксических построений, находящихся в смысловой связи. Период носит выраженный экспозиционный характер, обнаруживает способность выступить в значении самостоятельной формы произведения. Важнейшее свойство периода – его полная или относительная завершённость. Для музыки тональной это означает окончание на тонике каденцией, совершенной либо несовершенной, а также очевидную согласованность конечной и срединной каденций. Со стороны структуры это выражается в стремлении к определённой нормативности, архитектонической упорядоченности. Период может быть однотональным и замкнутым (если оканчивается в основной тональности) либо модулирующим (если оканчивается в новой тональности).

    Наиболее распространённой формой изложения темы в произведении является период повторного строения , или период основного вида , в котором предложения тематически подобны, а окончания разнятся (по типу вопроса и ответа). Однако второе предложение может и не повторять первое, а продолжать его. В этом случае образуется период неповторного строения .

    В классицистских формах встречаются структуры типа периода, занимающие срединное или заключительное положение. Такие построения отличаются от экспозиционных периодов тем, что они чаще всего разомкнуты в продолжение (но бывают и замкнутые), синтаксис в них формируется более свободно. Поэтому в современной теории наряду с периодом используется понятие периодической структуры . Периодическая структура подчиняется метрическим принципам формообразования периода, но не несёт в себе акцента на экспозиционность. В отдельных случаях целые разделы (например, сонатные экспозиции) строятся на чередовании структур, стоящих ближе именно к периоду, чем к свободной периодической структуре. Подобная композиция всегда содержит следование разных типов периода, и это одно из важнейших технических условий формообразования. Так, экспозиция второй части Седьмой сонаты Бетховена (Largo e mesto) включает четыре периода, следующих друг за другом и соответствующих главной, связующей, побочной и заключительной партиям. Их границы такие: такты 1-9, 9-17, 17-26, 26-29. Во всех случаях действует принцип вторгающихся каденций, то есть все периоды сцеплены друг с другом. Каждый из периодов имеет свои особенности. В этой форме периодические структуры появляются лишь после экспозиции. Весь раздел, соответствующий разработке (такты 30-43), вмещается в периодическую структуру следующего строения: 5 (1 вст. + 4) + 2 (1 + 1) + 2 (1 + 10 + 5 (развитие). Симметрия очевидна, но форма соответствует понятию именно периодической структуры. В пользу этого говорят не свойственные собственно периоду уровень контраста, в том числе фактурного, модуляционная направленность формы из фа мажора в ре минор через зону активной неустойчивости, отклонения в соль минор и ля минор, структурная дробность (начиная с шестого такта). Второй раз в этой форме периодическая структура возникает уже в коде, так как реприза вновь опирается на период. Но природа построения (такты 65-75) здесь иная: 7 т. + 4 т. Асимметричные части соответствуют предложениям и прочно объединены, хотя и контрастны по материалу. Асимметрии целой структуры противостоит строжайшая симметрия мотивного секвенцирования.



    В качестве примера может быть представлено построение из первой части фортепианной сонаты Es-dur Й. Гайдна, расположенное сразу за экспозиционным периодом главной партии.



    Пример 16:

    В тактах 1-12 представлена главная тема. Затем появляется новый материал, в изложении которого ощущаются черты неустойчивости. Масштабно построение равняется первому периоду, однако в нём, помимо гармонических изменений, присутствует дробность структуры. Это периодическая структура, срединное положение которой обусловило и срединный тип изложения.

    К числу синтаксических элементов, составляющих период, относятся мотивы , фразы , предложения . Мотивы объединяются во фразы, фразы – в предложения, предложения – в период.

    Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи. В структуре мотива три компонента: икт – акцент, пред-икт – предварение акцента (арзис ), пост-икт – погашение энергии акцента (также арзис ). Иногда пред- и пост-икт отсутствуют.

    Существуют различные разновидности мотивов. Мотив È- принято называть ямбическим, -È - хореическим, È-È - амфибрахическим, ÈÈ- - анапестом, -ÈÈ - дактилем.

    В музыке существуют мотивы, совпадающие с понятием ямба, хорея, амфибрахия, а также анапеста и дактиля, которые являются производными от ямба и хорея. Это позволяет проводить параллели между поэтической стопой и музыкальным мотивом.

    При обращении к сонорике мотивная структура эмансипируется, мотив воспринимается как звукосмысловой «квант». В результате рождаются «квантовые формы», в которых используется техника комбинирования сонорными мотивами. Действие формулы i-m-t выражается в динамической пульсации звука или звукокомплекса кластерного типа. При этом путь к икту может быть организован не только с помощью динамики, но и через пространственное наполнение объёма сонора , то есть через звукоколичественный рост. Возможные схемы представлены ниже.

    Пример 17:

    Фраза – это законченная музыкальная мысль. Именно фраза является носительницей симметрии в классической теории. Стремление к метроритмической симметрии порождает стремление к квадратности. Вместе с тем квадратность нередко преодолевается путём расширения одного из предложений (чаще – второго), нередко она обогащается за счёт использования приёмов суммирования и дробления . Их выражение возможно на уровне структуры фразы (см. начало «Aveu» из «Карнавала» Р. Шумана, где структура выражается через следующее отношение: 0,5 т. + 0,5 т. + 1 т.), но чаще суммирование (сопоставление двух или нескольких построений со следующим за ним большим построением, часто равным их сумме) и дробление (сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, часто равными ему в сумме) даются на уровне предложения, то есть в системе соотношения фраз. Примером суммирования может служить начальное изложение темы во второй части «Большой сонаты» Й. Гайдна Es-dur.

    Пример 18:

    Предложения в этом простом периоде повторного строения имеют одинаковую синтаксическую структуру: 1+1+2.

    Период становится своеобразной строительной основой для форм, порождённых эпохой гомофонии и вошедших в классический фонд музыкальных форм. Период обычно выступает средством оформления тематизма в крупной композиции. Именно на базе периода путём сложения структур типа периода образуются так называемые малые формы с контрастом (простые двух- и трёхчастные формы, а также сложные двух- и трёхчастные).

    Условно нормативным считается квадратный период, он состоит из предложений по 4, 8 (16) тактов. В музыкальной практике встречается огромное многообразие видов периода и периодических структур. Среди них можно выделить следующие основные типы:

    Простой период – из 2 предложений, квадратный, симметричный;

    из 2 предложений, диссимметричный на основе квадратности;

    из 2 предложений, неквадратный, симметричный;

    из 2 предложений, неквадратный, с расширением второго предложения;

    из 3 (4) предложений, с симметрично-квадратным отношением частей;

    из 3 (4) предложений, с диссимметричным сдвигом структуры.

    Кроме того, период может быть с дополнением , а также со вступлением и заключением . По типу материала в предложениях период может быть классифицирован как период повторного строения с точным повтором, либо повторного строения с варьированным повтором и производным контрастом. Если же начала предложений разнятся, то перед нами может быть период неповторного строения с однородным материалом, либо неповторного строения с контрастным материалом. Начиная с музыки романтиков, в литературе встречается период со свободным развитием второго предложения (типа развёртывания).

    Помимо простого периода, можно встретить и сложный период, который состоит не из обычных предложений, а из более свободно складывающихся частей - двух или трёх.

    В связи с отношением периода к форме произведения его классифицируют как

    · самостоятельную форму,

    · период экспозиционного положения,

    · период срединного положения,

    · период заключительного положения.

    В форме периода часто излагаются темы произведений, то есть период в этом случае входит как обособленная часть в более крупное целое. Существуют короткие произведения в форме периода. Особенно характерно использование периода в жанре прелюдии. В вокальной музыке период употребляется в куплетной (строфической) песне.

    Задания:

    1. Найдите по одному примеру на периоды повторного и неповторного строения, периоды симметричные и диссимметричные, периоды квадратные и неквадратные, период сложного строения.

    2. Определите виды и особенности начального периода в менуэтах и медленных частях клавирных сонат Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена по выбору.

    Построение подготовки в годичном цикле

    Теоретико-методологические основы построения годичной подготовки

    Теоретико-методологической основой построения годичной подготовки является так называемая теория периодизации , обобщенная в фундаментальных работах Л.П.Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах других специалистов (Н.Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971; В.Н. Платонов, 1980, 1997, 2004 и др.).

    Современная теория периодизации ориентирована на формирование системы знаний и путей их практической реализации, обеспечивающих формирование такой структуры процесса подготовки (продолжительность и содержание макроциклов, периодов, этапов и более мелких структурных образований – мезо- и макроциклов), которая позволяла бы решить две относительно взаимосвязанные и одновременно достаточно независимые задачи:

    Непрерывное, планомерное и всестороннее повышение возможностей спортсменов во всех направлениях технико-тактической, физической и психологической подготовки, обусловленных спецификой вида спорта и требованиями высокоэффективной соревновательной деятельности;

    Достижение состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях макроцикла и демонстрация в этих соревнованиях наивысшего индивидуального результата.

    В настоящее время наиболее распространенными являются многоцикловые системы построения годичной подготовки. Однако в период формирования теории периодизации считалось, что подготовка спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и может быть обеспечена только в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л.П. Матвеев, 1977). Однако со временем, с учетом интенсификации соревновательной практики, теория периодизации годичной подготовки была существенно пересмотрена. Этому во многом способствовало осознание необходимости совершенствовать учебно-тренировочный процесс с позиций системного подхода, который стал широко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления. В конечном итоге это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены закономерности, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности (В.Н. Платонов, 1997).

    При рассмотрении новых подходов, развивающих теорию периодизации, следует учитывать, что формирование состояния подготовленности спортсмена и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого – относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого, как указывает В.Н. Платонов (2004), позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года и участия в большом количестве соревнований, что характерно для современного этапа развития спорта.

    В практическом плане это привело к формированию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и специальных компонентов подготовленности, ориентированного на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются специфические структурные образования, построенные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного макроцикла. При такой модели годичной подготовки включение «изолированных» макроциклов не нарушает общий процесс планомерного становления спортивного мастерства, реализуемый в системе традиционной периодизации на основе одно или двухциклового планирования. Как указывает В.Н. Платонов (2009), нарушение этих закономерностей, стремление к предельным специфическим нагрузкам в первых макроциклах года неизбежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших результатов в главных соревнованиях и создает впечатление о нецелесообразности многоциклового планирования.

    Многоцикловая периодизации годичной подготовки требует соблюдения ряда принципиальных положений, существенно отличающих эту модель от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. Применительно к системе подготовки спортсменов высокого класса выделяют следующие (В.Н. Платонов, 2009):

    Устранение из системы подготовки спортсменов высокой квалификации работы, носящей общеподготовительный (в традиционном понимании - не связанный со спецификой вида спорта) характер;

    Планирование в структурных элементах базового характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы, прямо или опосредовано способствующей развитию качеств и способностей, органично связанных со структурой соревновательной деятельности;

    Стратегической линией всего процесса годичной подготовки, за исключением отдельных мезоциклов базового характера, в которых создается фундамент для последующей специальной подготовки, является интеграция процесса совершенствования различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической, психологической) с совершенствованием основных компонентов соревновательной деятельности;

    Концентрация однонаправленных нагрузок в отдельных структурах макроцикла (периодах, этапах, мезоциклах) как стимула к обеспечению очередного адаптационного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности должна органически увязываться с эффективностью подготовки интегрального характера;

    Продолжительность и содержание структур восстановительно-рекреационного характера (восстановительные микроциклы, переходный период) не должны допускать существенного развития процессов деадаптации в отношении всей совокупности компонентов, обусловливающих достигнутый уровень подготовленности (явная деадаптация допустима лишь в отношении относительно быстро формируемых характеристик, определяющих готовность к высшим достижениям).

    Учет указанных положениями позволяет реализовать различные варианты построения годичной подготовки, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями календаря соревнований или избранной стратегией подготовки. Однако вне зависимости от того, какая система годичной подготовки используется (одноцикловая, двухцикловая или многоцикловая), должна быть обеспечена динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность и органическую взаимосвязь формирования долговременной адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности спортсмена во время его участия в главных соревнованиях года.

    Структура и особенности построения годичной подготовки

    Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей – достижения состояния наивысшей готовности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

    Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух – двухцикловым, трех – трехцикловым и т.д. (в последние годы апробированы и другие варианты вплоть до семициклового). В каждом макроцикле выделяют три периода – подготовительный (он в свою очередь делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный и переходный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто используются варианты, получившие названия «сдвоенного», «строенного» и т.д. циклов (Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1986, 1997). В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т.д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенной мере нивелироваться различия между содержанием тренировочного процесса в отдельных подготовительных и соревновательных периодах.

    Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством различных факторов. Они определяются спецификой соревновательной деятельности, этапом многолетней подготовки, закономерностями процесса совершенствования различных качеств и способностей, индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, особенностями тренировки в предшествующих макроциклах и т.п. (Л.П. Матвеев, 1977; Н.Г. Озолин, 1984; В.Н. Платонов, 1986). Эти факторы обусловливают как направленность тренировочного процесса, так и его структуру (деление макроциклов, периодов и этапов на мезо- и микроциклы). Подобное деление достаточно условно, но оно позволяет планировать и контролировать процесс подготовки более эффективно.

    Современная практика многих видов спорта характеризуется отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации годичной подготовки и переходом на многоцикловое. Во многих видах спортивных единоборств одним из наиболее распространенных вариантов является трехцикловое планирование. В этом случае первый макроцикл носит в основном базовый характер и предполагает в основном комплексную подготовку. Заканчивается макроцикл выступлением в соревнованиях, на которых решаются локальные задачи. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфичным и предусматривает целенаправленную подготовку к ответственным соревнованиям. В третьем макроцикле объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин, при этом предпринимаются все необходимые шаги для непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

    При использовании многоциклового планирования либо вариантов, предусматривающих интенсивную соревновательную практику в периоды, когда должна проводиться напряженная тренировочная деятельность, зачастую нарушаются принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Это объясняется тем, что в период выступления на соревнованиях (особенно серии соревнований) происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок, в результате вместо планомерно протекающей адаптации важнейших функциональных систем организма отмечаются признаки деадаптации.

    Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4-5 – цикловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80 – 90 –х годах прошедшего столетия в циклических видах спорта. Однако, как показала практика, у этой системы проявился один принципиальный недостаток: уже к концу третьего (реже второго и четвертого) макроцикла спортсмены зачастую достигали наивысшего уровня готовности, что не позволяло удерживать высокий уровень набранной спортивной формы до главных соревнований года (В.Н. Платонов, 2004).

    Более перспективной зарекомендовала себя система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, различающихся между собой как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Концепция этой системы заключается в том, что в течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Эта система была успешно апробирована в циклических видах спорта, а также в спортивных играх и единоборствах в 80-е годы прошлого столетия. Ее структура предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов и представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и описанным ранее пятицикловым вариантом планирования, со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями.

    Ряд специалистов находят противоречия в теории периодизации спортивной тренировки квалифицированных спортсменов (Ю.В. Верхошанский, 1985; А.Н. Воробьев, 1989; А.П. Бондарчук, 2005; В.Б. Иссурин, 2010). Наиболее полно альтернативная теория раскрыта в монографии Ю.В. Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса» (1985). Суть подхода Ю.В. Верхошанского (1985) состоит в том, что подготовку в течение года и макроцикла следует строить на основе последовательного применения блоков однонаправленной напряженной тренировочной работы («многонедельных (4 – 12 недель) однонаправленных нагрузок», объединенных в этапы и «блоки»), чередующихся с блоками тренировки с невысокой нагрузкой, обеспечивающей создание условий для проявления скачкообразного отставленного адаптационного эффекта. В частности для сложно-технических и скоростно-силовых видов спорта предлагается следующая преимущественная направленность этапов: 1 – общеразвивающая работа; 2 – концентрированная силовая нагрузка; 3 – совершенствование технического мастерства; 4 – дальнейшее совершенствование технического мастерства в условиях силовых нагрузок. Для видов спорта, предъявляющих высокие требования к скоростной выносливости, рекомендуется следующая направленность нагрузок в макроцикле: 1 – аэробные, 2 – смешанные, 3 – алактатные анаэробные, 4 - гликолитические. Блок специализированной силовой нагрузки сосредоточен на этапе 2, скоростной – на этапе 3, скоростной выносливости – на этапе 4. По мнению Ю.В. Верхошанского (2004) такая форма не только сохраняет преимущества комплексной организации тренировки, но и обеспечивает более выраженный специфический тренировочный эффект нагрузок той или иной направленности.

    Критически анализируя подобные подходы В.Н. Платонов (2009) указывает, что они, во-первых, отвергают запросы современной спортивной практики в отношении участия в большом количестве соревнований, распределенных в течение большей части года, а, во-вторых, связаны с грубым нарушением базовых положений теории и методики спортивной тренировки и теории адаптации организма к напряженной мышечной деятельности.

    В частности, одним из основных положений современной спортивной тренировки является параллельное сбалансированное совершенствование различных сторон подготовленности с планомерным увеличением доли средств специальной направленности по мере приближения к главным соревнованиям. Реализация этого положения исключает продолжительную однонаправленную тренировку даже в течение 2 – 3 недель, не говоря уже о 8 – 10 недельном концентрированном периоде концентрированной силовой нагрузки, как рекомендует Ю.В. Верхошанский (2004).

    Также, необходимо учитывать, что любое нарушающее сложившуюся структуру подготовленности спортсмена узконаправленное изменение, даже в положительную сторону, требует параллельной сбалансированной работы по увязке с этим изменением всех остальных составляющих подготовленности. Лишь в этом случае можно утверждать, что функциональная система, ориентированная на эффективную соревновательную деятельность, будет постоянно сбалансировано совершенствоваться, а не разрушаться. Поэтому, все современные подходы по чередованию и сочетанию работы различной направленности в течение тренировочного года (отдельного микроцикла) предполагают не последовательное планирование этапов однонаправленной нагрузки, а сложнейшее сочетание работы различной направленности при периодическом изменении соотношения в сторону увеличения объема работы определенной направленности в соответствии со спецификой вида спорта, периодом подготовки и индивидуальными особенностями спортсмена. Изменение соотношения должно определяться закономерностями протекания адаптационных реакций и формирования различных сторон подготовленности в интересах планомерного повышения готовности к соревнованиям в течение значительной части года и выхода на наивысший уровень готовности к моменту главных соревнований.

    Однонаправленные концентрированные нагрузки с большим объемом работы, характерной для современного спорта, таят в себе и другие опасности: 1) возможность функционального истощения (переадаптации) доминирующей системы; 2) снижение структурного и функционального резерва других систем (деадаптация), которые не вовлекаются в должной мере в выполнение работы.

    Многие специалисты логично полагают, что можно рационально построить однонаправленную работу в течение длительного периода, строго контролируя протекание процессов утомления и восстановления. В конечном итоге такая работа приведет к желаемому тренировочному эффекту соответствующих однонаправленных нагрузок. Однако в этом случае, в силу постоянной эксплуатации возможностей лишь одной функциональной системы, суммарный объем нагрузки будет в 1,5 – 1,7 раза меньше, чем в случае построения тренировки на основе рационального чередования разнонаправленных нагрузок (соответственно спортсмен понесет потери в отношении развития различных двигательных качеств, технического и тактического совершенствования в случае вынужденного уменьшения суммарного объема работы).

    Вторым негативным следствием длительных однонаправленных нагрузок является деадаптация систем, которые активно участвуют в выполнении работы. Например, показано, что после окончания этапа напряженной тренировки аэробного или анаэробного характера уже через 1 – 2 недели резко снижается активность оксидативных и гликолитических ферментов (Харгривс, 1995), а через несколько недель их уровень может не отличаться от дотренировочного эффекта (Н.И. Волков, 2000; Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф, 2001). После прекращения напряженной аэробной тренировки уже через 2 – 4 недели систолический объем и сердечный выброс снижаются на 10 – 15 %, что приводит к увеличению доли анаэробного энергообеспечения при выполнении стандартной работы (Уилмор, Костил, 2004). Примерно через такое же время снижается и локальная выносливость мышц, опирающаяся на их митохондриальную способность (Мохан, Глессон, Гринхафф, 2001). Чем быстрее достигается адаптация, что характерно для однонаправленной тренировки, тем быстрее протекают процессы деадаптации (А. Дж. Мак-Комас, 2001) и тем более объемные и интенсивные раздражители требуются для ее сохранения (Фокс, 1983), что является дополнительным свидетельством неэффективности такой тренировки.

    Неизбежная деадаптация важнейших компонентов подготовки, наступающая в условиях реализации блочной системы однонаправленных нагрузок (по Ю.В. Верхошанскому, 1985, 2004) требует включения дополнительных нагрузок, способствующих восстановлению утрачиваемых возможностей. Однако здесь следует учитывать, что процесс реадаптации требует больших временных затрат, а также крайне невыгоден в связи с бессмысленной многократной мобилизацией генетически детерминированного адаптационного ресурса. В многочиленных исследованиях показано, что сохранение достигнутого уровня адаптации для организма является значительно более экономичным и целесообразным с точки зрения профилактики локального изнашивания органов, входящих в систему, по сравнению со скачкообразным чередованием процессов деадаптации и реадаптации.

    Периодизация подготовки в отдельном макроцикле. При классическим планировании в каждом макроцикле подготовки выделяют три периода – подготовительный, соревновательный и переходный.

    Подготовительный период . В подготовительном периоде закладывается функциональная и технико-тактическая основа для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности.

    В специальной литературе (преимущественно датированной 1950 -1980 гг.) рекомендации по организации тренировочного процесса сводились к установке о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности и совершенствование базовой техники, а вторая – на специальную подготовку. Данное представление в настоящее время представляется ошибочным и не находит научно-практического подтверждения. Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. При этом применяемые упражнения по характеру и структуре могут отличаться от соревновательных (рекомендуется использовать разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной мере приближенные к общеподготовительным). В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

    Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение продолжительности указанных этапов в большей степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена.

    Общеподготовительный этап. Основными задачами этапа являются – повышение уровня общей и вспомогательной физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы относительно невелика. Более важной задачей специальной подготовки на этом этапе является способность спортсмена переносить большие нагрузки.

    Специально-подготовительный этап. На этом этапе планируется специальная целенаправленная подготовка, обеспечивающая высокий уровень готовности к эффективной соревновательной деятельности.

    Содержание тренировки должно быть направлено на развитие комплексных качеств (скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности. Параллельно с развитием физических качеств большое внимание должно уделяться совершенствованию соревновательной техники и тактической подготовке (В.Н.Платонов, 2004).

    Соревновательный период. Основными задачами соревновательного периодаявляются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. В процессе подготовки важно учитывать все особенности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников. Все остальные соревнования должны иметь тренировочную направленность и специальная подготовка к ним, как правило, не проводится, так как они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревнованиям.

    В последние 2-4 недели перед ответственными соревнованиями рекомендуется значительно снизить общий объем тренировочной работы. Особое внимание в соревновательном периоде уделяется построению подготовки в дни, непосредственно предшествующие наиболее ответственным соревнованиям (обычно 7-14 дни до старта). Тренировка в этот временной период строится с учетом уровня тренированности спортсмена и его индивидуальной реакцией на определенные тренировочные и соревновательные нагрузки.

    С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовке в некоторых видах спорта стали выделять относительно самостоятельное структурное образование – этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3-5 недельного мезоцикла, в других приобретает черты отдельного непродолжительного (5-8 недель) макроцикла.

    Переходный период. Основными задачами переходного периода являются: отдых и восстановление после соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3 - 4 до 6 - 8 недель и зависит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена.

    Тренировочный процесс в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузку постепенно увеличивают, уменьшают объем средств активного отдыха, увеличивают количество общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход к более высоким нагрузкам, которые спортсмену предстоит выполнять уже в первом макроцикле подготовительного периода.

    Литература к разделу 6.1

    1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 26–70; 103–108.

    2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.
    31–62; 140–172.

    3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. ‑ 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – С. 103–153.

    4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

    5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – С. 61–72; 89–94; 159–222.

    6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – С. 167‑203; 422–440; 576–590.

    7. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 174–194.

    Это простейшая музыкальная форма гомофонной музыки. Период – относительно законченная музыкальная мысль, завершенная каденцией в первоначальной или другой тональности.

    Периоды различны по структуре. Для классического стиля характерен нормальный период, в котором отчетливо выражен экспозиционный тип изложения (8-16т.). Основные крупные части периода – предложения. Предложения имеют как правило по две фразы, которые состоят из мотивов. Первое предложение – начальное, второе – ответное. Предложения расчленяются и связываются между собой серединной каденцией на Доминанте. В конце – каденция на Тонике. Возникает согласованность, перекличка кадансов – первому вопросительному отвечает второй утвердительный (T – D – D - T). Образуется автентический каданс, придающий ладогармоническую устойчивость, цельность.

    Пример: Моцарт, Соната №11, ч.1.

    Типичное строение периода сложилось в песенно-танцевальных жанрах гомофонной музыки и закрепилось благодаря четкости и запоминаемости музыкальной мысли.

    Для периода характерно мелодико-тематическое единство. Оно выражается в:

    1. Почти полном сходстве предложений, кроме их окончаний (при этом знак репризы не образует формы).

    2. В частичном повторе материала.

    Пример: Бетховен, Соната №1, ч.2

    Бетховен, Соната №7, ч.2.

    3. В повторе измененном посредством орнаментации.

    Бетховен, Соната №15, ч.1.

    Существенную роль играет местоположение кульминации. Если второе предложение повторяет большую часть первого, то нередко оба они имеют одинаковую кульминацию. Чаще повторяется меньшая часть первого предложения и это способствует наличию кульминации во втором предложении.

    Шуман. «Грезы».

    Метнер. Соната-воспоминание.

    Есть исключения: кульминация в начале предложения:

    Шопен. Мазурка, ор. 67 №4.

    По тематическому развитию периоды бывают – повторного и неповторного строения. Также периоды делятся на квадратные и неквадратные.

    Неквадратность бывает органическая (Глинка. Вальс-фантазия, 3+3т.), за счет расширения и дополнения.

    Период может быть однотональным и модулирующим (Бетховен. Тема радости, ч.1, 9 симфония). В периоде, которые в целом однотонален, возможны отклонения в другие тональности. Такой период называют модуляционным.

    Бетховен. Симфония №5, ч.2.

    Модулирующий период заканчивается в новой тональности: для мажора, как правило, в Доминантовой, для минора – в параллельной.

    Вагнер. «Тангейзер», марш пиллигримов.

    Период бывает:

    · Замкнутый – заканчивается на Тонике основной тональности;

    · Разомкнутый – заканчивается на Доминанте (Бетховен, соната №8, ч.1, гл.т.); заканчивается в новой тональности.

    Иногда встречаются периоды из 4-х предложений, как правило, в сложных размерах.

    Шуман. Новеллетта, ор.21 №1.

    Есть периоды из трех предложений.

    Григ. Норвежский танец.

    Наиболее распространены периоды с тематически сходными предложениями, из которых второе расширено по сравнению с первым.

    1. Расширение – повторное проведение какого-либо построения с увеличением его длины – внутреннее расширение, так как построение разрастается, приобретает большую длину, но остается все же одним построением с одной каденцией. Расширение связано с эмоциональным нарастанием кульминации.

    Приемы расширения:

    · Повтор какого-либо элемента – простое варьирование, секвенциобразное, имитационное (Чайковский, «Баркаролла», «Январь»).

    · Более сложные приемы развития с введением новых тональностей.

    · Растяжение каденционных гармоний (ария Лизы из «Пиковой дамы»).

    Внутреннее расширение возникает до появление Тоники.

    2. Дополнение – дополнительное построение, приводящее к той же гармонии, на которой завершилась основная каденция. Это ряд добавочных построений, утверждающий основную мысль. Дополнение возникает после Тоники. Это внешнее дополнение (Бетховен. Соната №1, Менуэт).

    СХЕМА АНАЛИЗА ПЕРИОДА:

    1. Тональность.

    2. границы периода.

    3. повторный или неповторный.

    4. квадратный или неквадратный.

    5. замкнутый или разомкнутый.

    6. однотональный, модулирующий, модуляционный.

    7. анализ кадансов.

    8. определить кульминацию.

    9. выяснить причину неквадратности.

    10. особенности стиля, фактуры.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПЕРИОДОВ:

    Бетховен. Соната №3,ч.2, 3, 4.

    Соната №4, ч.2 и 3.

    Соната №7, ч.2

    Соната №5, ч.1.

    Соната №27, ч.1 и 2.

    СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД .

    Состоит из двух мелодически сходных предложений с разными кадансами, каждое из которых по своему внутреннему строению само является типичным периодом.

    Чайковский. Ноктюрн до диез минор . Здесь два предложения (D - T), где каждое как явный период. Четыре одинаковых начала – отличительный признак сложного периода.

    В форме периода часто излагаются темы произведений и тем самым период входит, как обособленная часть, в более крупное целое.

    Существуют короткие произведения, представляющие собой период. Таким образом, период может быть самостоятельной формой (это, как правило, миниатюры, прелюдии – небольшие самостоятельные пьесы, в которых развивается одно настроение).

    Шопен широко развил эту форму.

    Самостоятельный период редко имеет четкую структуру. Но есть исключения: Шопен. Прелюдия №7.

    Более типичны для таких пьес структурные контрасты (наличие расширения во втором предложении, что создает движение и кульминацию, эмоциональное нарастание).

    Шопен. Прелюдии ми минор, си минор.

    Период из трех предложений: Шопен. Прелюдия №9.

    Сложный период: Шопен. Прелюдия №10.

    Такие формы характерны для прелюдий Скрябина, пьес Лядова, романсов Римского – Корсакова, Рахманинова. В вокальной музыке сложный период, как самостоятельная форма, употребляется в песенно-куплетной структуре.

    ПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА:

    Григ. «Люблю тебя».

    Бородин. «Фальшивая нота».

    Шопен. Прелюдия №6, Вальс №7, р.1.

    Чайковский. «Утреннее размышление».