Рабочая программа социология. условия реализации программы учебной дисциплины социология

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

УО «ГГУ им. Ф. Скорины»
________________ И.В. Семченко

(подпись)

____________________

(дата утверждения)

Регистрационный № УД-____________/р.
СОЦИОЛОГИЯ
Учебная программа для специальностей

1-21 05 01 Белорусская филология (по направлениям)

1-25 05 01-01 Белорусская филология(литературно-редакционная деятельность);

1-21 05 01-02 Белорусская филология (компьютерное обеспечение);

1-21 05 02 Русская филология (по направлениям)

1-21 05 02-01 Русская филология (литературно-редакционная деятельность);

1-12 05 02-02 Русская филология (компьютерное обеспечение);

1-53 01 02 Автоматизированные системы обработки информации;

1-02 05 04 Физика. Дополнительная специальность

1-02 05 04-04 Физика. Техническое творчество;

1-75 01 01 Лесное хозяйство;

1-51 01 01 Геология и разведка полезных ископаемых;

1-26 01 01 Государственное управление;

1-25 01 10 Коммерческая деятельность;

1-25 01 04 Финансы и кредит;

1-25 01 03 Мировая экономика;

1-25 01 07 Экономика и управление на предприятии;

1-25 01 08 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)

1-25 01 08-01 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в банках;

1-25 01 08 -03 Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих

и некоммерческих организациях;

1-03 04 02-02 Социальная педагогика. Практическая психология;

1-03 0201 Физическая культура


Факультет юридический

Кафедра политической социологии

Курс (курсы) 1,2,3,4

Семестр (семестры) 1,2,3,4,5,6,7

Лекции 14 часов Зачет 1,2,3,4,5,6,7 семестр

Практические (семинарские) занятия 16 часа

Самостоятельная управляемая работа студента (СУРС) 4 часа

Всего аудиторных

часов по дисциплине 34 часа

Всего часов Форма получения

по дисциплине 54 часа высшего образования дневная

Составил А.П. Касьяненко, к.ф.н., доцент, М.Я. Тишкевич, старший преподаватель

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы дисциплины «Социология» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 12 марта 2008 г. Регистрационный № ТД-СГ.008/тип.

М.Я. Тишкевич


Одобрена и рекомендована к утверждению
Методическим советом юридического факультета
___ __________ 2010 г., протокол № __

Председатель

____________ И.Н. Цыкунова

Пояснительная записка

Социология – дисциплина, которая помогает студентам понять социальные явления и процессы, происходящие в данный момент в мире и белорусском обществе, исследует острые социальные проблемы неравенства, бедности и богатства, межнациональных, экономических и политических конфликтов. Социология непосредственно воздействует на процесс формирования активной жизненной и гражданской позиции студентов, их ценностных ориентаций, в том числе и профессиональных.

Программа курса «Социология» направлена на усвоение комплекса социологических знаний, необходимых для практической деятельности, на овладение социологическими понятиями и категориями, которые отражают социальные процессы в обществе, на формирование навыков выбора эффективных управленческих решений.

Целью курса «Социология» является усвоение студентами научных представлений об обществе и социальном мире человека; развитие социологического мышления; раскрытие специфики социальных отношений и процессов в Республике Беларусь, формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социальной активности.

Задачами учебного курса являются:

Овладение студентами теоретическими основами социологической науки;

Создание у студентов теоретико-методологического фундамента для овладения необходимым минимумом знаний об обществе, его институтах, происходящих в нем социальных процессах, в контексте основных научных социологических направлений, школ и концепций;

Формирование умений и навыков практического применения полученных социологические знаний к анализу современных социальных процессов, включая процессы социального неравенства, конфликтов, социальной стратификации общества;


  • подготовка широко образованных, творческих и критически мыслящих специалистов, способных к анализу и прогнозированию сложных социальных проблем и имеющих научное представление о методах проведения социологических исследований.
Материал дисциплины основывается на ранее полученных студентами знаниях по таким курсам, как «Философия», «Политология».

Студент должен знать:

Основные социологические понятия и категории;

Задачи и функции социологии;

Основные социальные цели белорусского общества;

Тенденции развития современных социальных процессов;

Специфику функционирования социальных институтов в Республике Беларусь;

Социально-стратификационную модель белорусского социума;

Характеристики социальных общностей в Беларуси;

Особенности социальных и социокультурных процессов в Республике Беларусь;

Социальную политику в Республике Беларусь

Студент должен уметь:

Анализировать социальные и социокультурные процессы в Республике Беларусь и за рубежом;

Использовать социологические знания для принятия эффективных управленческих решений и осуществления предстоящих социальных и профессиональных ролей;

Осуществлять поиск и анализ необходимой социальной информации из различных источников;

Различать объективный и субъективный анализ социальной информации;

Аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения социальных проблем

Общее количество часов- 54, аудиторное количество часов- 34, из них: лекции – 14 часов, практические занятия – 16 часа, СУРС -4 часа.. Форма отчетности –зачет.






Раздел 1 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ

Тема 1 Социология как наука, ее объект, предмет, структура и функции

Общество как объект научного познания. Особенности познания явлений и процессов общественной жизни. Предмет социологии. Социология как наука о личности, социальных общностях, социальных институтах, социальных процессах, законах и механизмах становления, функционирования и развития общества как социальной системы. Методология социологии. Социология в современном мире, ее значение в познании и регулировании социальных явлений и процессов.


Тема 2 История становления и развития социологии

Социология как наука об обществе. Объективные социальные и научные предпосылки возникновения социологии. Становление научной социологии в ХIХ в. и основные вехи ее развития.

Классический этап развития социологии: основные концепции и подходы. Формирование основных парадигм (К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер). Теория и метод социологии. Позитивистская и психологическая ориентации.

Западная социология в ХХ столетии. Периодизация социологии ХХ столетия. Эмпиризация социологии в 20-е гг. Структурный функционализм и его критика социологами субъективистской ориентации в неклассической социологии. Постнеклассический этап: от модерна к концепциям постмодерна. Размывание предметного поля социологии и ее теоретико-методологический кризис. Попытки создания интеграционных теорий (Э. Гидденс, П. Бурдье, Ю. Хабермас).

Развитие отечественной социологии. Основные теоретические направления в конце XIX– начале XX вв. Советская социология, ее основные достижения. Развитие социологии в Беларуси, России, других постсоветских республиках.
Тема 3 Общество как социально-экономическая и социокультурная

система
Понятие об обществе как системном образовании. Основные понятия «система» и «общество» и их соотношение. Основные признаки общества. Важнейшие подсистемы общества. Общество как социокультурный организм и как социально-экономическая система. Модель устойчивого развития белорусского социума.

Культура как социальное явление. Проблемы социокультурных отношений современного общества. Объективные закономерности функционирования и развития общества как социокультурной системы.


Тема 4 Культура как система ценностей и норм
Культура как система ценностей и норм, регулирующих взаимосвязи в обществе. Культурные парадигмы и их содержание. Способы организации общества и типы культур. Основные компоненты культуры как системы: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.

Специфика отдельных культур. Белорусская культура и ее компоненты. Функции культуры. Типы культур. Традиции белорусской культуры и их влияние на развитие современного белорусского общества.

Понятие культурного развития и культурной деградации. Теория культурного отставания. Социальная культура и культура социальной жизни. Социокультурные ориентации в современном белорусском обществе.
Тема 5 Личность как система
Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции. Парадигмы развития личности в социологии (парадигма «социального поведения», символического интеракционизма, конфликта).

Процесс формирования личности. Структура личности. Социальные типы личности. Понятие социального статуса и социальной роли. Деятельность и социальное действие личности.

Социальная среда, активность и социализация личности. Социализация как социокультурный процесс: его особенности и стадии. Формы социализации. Ценностные ориентации личности. Социализация белорусской молодежи. Социокультурные ориентации современной молодежи.

Общественные и личные интересы. Социологические концепции личности. Десоциализация и ресоциализация.


РАЗДЕЛ 2 СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ, ИНСТИТУТЫ И

ПРОЦЕССЫ
Тема 6 Социальная структура и стратификация
Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Теории социальной структуры и социальной стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П.Сорокин, Э.Гидденс и др.). Их основные различия.

Неравенство как критерий стратификации. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Исторические системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия, классы. Понятия «социальный класс», «социальная группа», «социальный слой» (страта), «социальный статус». Многообразие моделей стратификации.

Социальная структура современного белорусского общества. Принципы стратификации, основные социальные группы в динамике и роль каждой группы в развитии белорусского общества. Проблема среднего и «предпринимательского» класса в современном постсоветском обществе.

Процедура формирования многомерных слоев. Факторы и механизмы стратификационного деления. Теория элит как вариант стратификационного подхода: властный и меритократический подходы. Правящий класс и властвующая элита.


Тема 7 Социальные общности и социальные группы
Определение понятия «социальная группа». Виды социальных общностей. Факторы, влияющие на формирование социальных групп. Типология социальных групп. Большие и малые группы. Первичные и вторичные группы, референтные группы. Коммуникационные связи в группах. Определение и функции лидерства в группах. Группообразующие процессы в современном белорусском обществе.

Понятие социальной общности. Характерные черты социальной общности. Виды социальных общностей. Территориальная общность. Понятие урбанизации. Тенденция ослабления межличностных связей. Национально-этнические общности. Типы этносов (этнических групп): племя, народность, нация. Этническая стратификация.

Новые тенденции и формы национально-этнического, социально-территориального структурирования глобального общества. Причины обострения межнациональных отношений. Решение национально-этнических проблем в Республике Беларусь. Национальная политика Беларуси.
Тема 8 Социальные институты и социальные организации
Понятие «социальный институт». Институт как элемент социальной системы общества. Подходы к определению социального института (О.Конт, Ф.Теннис, М.Вебер, Т.Парсонс и др.) Общие показатели, отражающие основные компоненты социальных институтов. Структура социальных институтов, их типология. Функции, цели и задачи социальных институтов. Социальные роли в институтах. Закономерности функционирования институтов. Источники развития (или кризиса) социальных институтов.

Анализ условий эффективного функционирования социальных институтов. Признание и престиж социального института. Социологический анализ основных типологий социальных институтов. Основные институты: семья, производство, государство, образование и др. Сферы влияния каждого института. Значение институциональных признаков в функционировании социальных институтов.

Социальные институты в современном белорусском обществе, их классификация. Специфика функционирования социальных институтов и социальных организаций в Республике Беларусь.
Тема 9 Социальные конфликты
Возникновение теории социальных конфликтов. Теоретические проблемы социальных конфликтов у К.Маркса. Основные конфликтные теории в ХХ-м веке. Функции социального конфликта, их применение в анализе современных политических и экономических конфликтов. Управление конфликтом как новая парадигма мышления и действия, ее использование в белорусской практике.

Этапы возникновения и развития социального конфликта. Возникновение и причины конфликтной ситуации. Характеристика и острота конфликта. Факторы, влияющие на возникновение и длительность социального конфликта. Последствия социального конфликта. Возникновение новых социальных структур в период действия конфликтов. Национальные противоречия. Причины обострения и основные направления решений национального и территориального вопросов.


Тема 10 Социальный контроль и социальное управление
Понятие социальной нормы, социального порядка, социального контроля. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения людей. Элементы социального контроля: нормы и санкции. Классификация социальных норм. Типология социальных санкций. Внешний и внутренний контроль. Функции социального контроля. Способы осуществления социального контроля в обществе: социальный контроль через социализацию, через групповое давление, через принуждение и др.

Особенности социального управления и социальной политики в Республике Беларусь. Модель устойчивого развития белорусского общества. Социологическая экспертиза как способ выявления масштаба отклонений социально-экономических показателей развития объекта от нормативных показателей, заложенных в программы развития белорусского государства.

РАЗДЕЛ 3 ПРИКЛАДНАЯ СОЦИОЛОГИЯ
Тема 11 Специальные и отраслевые теории
Отраслевые социологические дисциплины (экономическая социология, социология образования, медицины, права, политики, религии и т.п.) и специальные социологические теории (молодежи, морали, семьи и др.) Их соотношение и взаимосвязь с общей социологией.

Место отраслевых социологий в структуре социологического знания. Объект, предмет, функции и методы исследования отраслевых социологий, их отличие от общей социологии. Классификация отраслевых социологий. Теории, объясняющие социальную жизнь общества в единстве с другими сферами жизни социума. Теории, анализирующие социокультурные явления и развитие личности.

Развитие отраслевых социологических дисциплин как рефлексия на потребности практической жизни.
Тема 12 Виды и типы социологического исследования
Социологические исследование как средство познания социальной реальности. Характерные особенности социологического исследования, его структура, функции и виды. Основные компоненты социологического исследования: методология, метод, методика, техника и процедура. Методы сбора первичной социологической информации: наблюдение, анализ документов, опрос, эксперимент. Количественные и качественные методы, их соотношение. Выборочный метод и его использование. Репрезентативность выборки. Методы анализа социологической информации. Теоретическая и эмпирическая модели объекта и их использование в процессе анализа.

Программа социологического исследования – основной научно-методический документ организации и проведения исследования. Структура программы: теоретико-методологическая и методико-процедурная части. Измерения социальных явлений. Подготовка отчета о результатах исследования и прогнозирование развития исследуемого объекта.

Социологическое моделирование как метод исследования социальных и экономических отношений и процессов.

Проведение социологических исследований в Республике Беларусь как выполнение социального заказа государства для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны.

страница 1

Федеральное агентство по образованию

Читинский институт (филиал)

Байкальского государственного университета экономики и права

Кафедра Экономики и психологии труда

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

С О Ц И О Л О Г И Я

Для студентов 1 курса бакалавров

Очной формы обучения.

Чита 2012

Печатается по решению Учебно-методической комиссии

Читинского института БГУЭП

Протокол №________ от _________2012г.

Составитель: к.ф.н., доцент Янков А.Г.

Рецензенты: к. соц. наук, доц. Г.И. Зимирев

кафедры «Экономика и психология труда»

Протокол № ______ от_____________2012 г.


Программа по курсу «Социология»

Программа по учебному курсу «Социология» составлена для экономических, управленческих и юридических специальностей в соответствии с государственным стандартом образования.

Цель программы - ознакомить и ввести будущих специалистов в проблематику социологии как науки, изучающей закономерности развития и функционирования общественных систем, социальных институтов, социальных процессов. Социологические знания, накопленные человечеством, как в области теории, так и методологии ее практического применения в различных сферах общественной жизни, являются важным аспектом общей системы высшего образования и входят составной частью в профессиональную подготовку экономистов, юристов, менеджеров.

Программа курса «Социология» состоит из нескольких взаимосвязанных блоков. В первом блоке - «Социология как наука, история возникновения, становления и развитие социологии», рассматриваются проблемы, связанные с пониманием предмета социологии, ее функции в системе наук. Излагаются вопросы становления социологии как науки в историческом плане. Исторический экскурс позволит создать более объемную картину общей проблематики социологии, показать преемственность в изучении актуальных вопросов современного общественного развития.

Тема 1. Предмет, структура, функции социологии.

Объектом социологического познания является - вся совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Задачей социологической науки является типологизация социальных систем, исследование связей и отношений каждого объекта на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах их действия и формах проявления в различных социальных системах для целенаправленного управления ими. Поэтому, социология - это наука об общих и специфических социальных законах и закономерностях развития и функционирования исторически определенных социальных общностей, наука о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личности, социальных групп, народов. Социальное - это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процесс совместной деятельности. Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) касается отношения людей друг к другу и к обществу. Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под влиянием другого или их группы независимо от того, присутствуют ли физически этот индивид или группа. Социология подразделяется на прикладную и теоретическую, макросоциологию и микросоциологию.

Тема 2. История социологии.

Понимание социологии невозможно без обращения к прошлой социальной мысли. Человечество с древнейших времен интересовалось местом человека среди других, возможностью создания бесконфликтного общества. В древнее время, Платон, Аристотель, Лао-Цзы, Конфуций оставили интересные размышления об обществе, человеке. Основная черта социальной мыли данной эпохи - ее обращенность к практике. Восточная мысль более направлена на изменения человека, затем общества, западная наоборот.

Основатель социологии - О. Конт (1798 - 1857). Социология Конта позитивна. Социология должна отвечать не только на вопрос, что существует, но и на вопрос, как происходят явления, уметь предвидеть и решить возникающие проблемы. Одной из центральных мыслей социологии О. Конта является деление этой науки на две части: социальную статику и социальную динамику, которые являются главными понятиями его социологии.

Одним из наиболее важных направлений социологии второй половины 19 века является биолого-эволюционная школа, а ее главным представителем является социолог Г. Спенсер. Основное различие социальных структур, по Спенсеру, состоит в том, является ли сотрудничество людей добровольным или принудительным. По этому принципу выводятся два типа общества: «военное» и «промышленное». Социальные законы такие же, как и естественные, не подвластные воле и желанию людей.

Признанным классиком социологии является Э. Дюркгейм (1858- 1917). Социальная реальность, по Дюркгейму, включена в общий универсальный природный порядок, поэтому она развивается в соответствии с определенными законами. Центральная идея творчества Э. Дюркгейма - идея общественной солидарности. Её решение, прежде всего, связано с ответом на вопрос: «Каковы те связи, которые объединяют людей?». Существуют два типа общественной солидарности: механическая и органическая. Каждая имеет свои особенные черты. Фактором развития общества, т.е. переход от механической солидарности к органической, является общественное разделение труда.

Российская социология имеет большие традиции. В отличие от других стран социология в России была не просто научным явлением. Социология с первых шагов играла роль идейного оружия либерально-демократических кругов. Отличительная особенность социологической мысли (в отличие от философского идеализма, славянофильства) в том, что она была в большей степени ориентирована на западную социологическую мысль. Выделяют три этапа в истории русской социологии: позитивизм, антипозитивизм, неопозитивизм.

Ярким представителем русской социологии является П.А. Сорокин (1889 - 1968). Сорокин создает позитивистскую модель социологии основанную на бихевиоризме. Особая заслуга Сорокина в формулировании идей о социальной мобильности, стратификации, социо-культурной мобильности.

Другим крупнейшим русским социологом был М. Ковалевский (1851 - 1916). Заслугой Ковалевского является то, что во многих исследованиях он пытался объяснить многие социальные явления и процессы путем анализа их происхождения. Он был основателем сравнительно-исторического метода. Значительное место в социологии Ковалевского заняла проблема государства, в том числе его происхождение.

Современная зарубежная социология представлена рядом социальных теорий. Структурный функционализм - рассматривает и объясняет общество через детальный анализ иерархий структур и их функций. Основатель данного направления Т. Парсонс считал, что реальность имеет системный характер, из чего следует, что выделенные абстрактные положения должны быть логически организованы в единое тело отвлеченных концепций. Символический интеракционизм рассматривает общество как продукт социального взаимодействия между людьми. В процессе взаимодействия происходит поиск смыслов, понимание. Феноменология и этнометодология занимаются проблемами личного и социального «создания мира», поисков смысла в мире, создания ценностей.

Во втором блоке - «Предмет социологии» дается категориальный аппарат социологии. Раскрываются понятия: социальная роль и социальный статус, социальная мобильность, социальное воспроизводство и др. Определяются различные аспекты современного общественного устройства жизни людей, и в частности такие: «Социальная система», «Общество и личность», «Социальные институты» и другие.

Тема 3. Социальные группы, статусы, роли. Понятие социальной стратификации, социальной структуры и социального воспроизводства.

Социальная группа является одним из важных понятий в социологии. Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других. Для существования группы необходимы два условия: наличие взаимодействия между членами и появление разделяемых ожиданий. Существует несколько видов социальных групп, отличающихся количественно и качественно. Именно в социальных группах происходит первичное становление человека, формирование его мировоззрения и будущих социальных действий. Группам присуща групповая динамика - взаимодействие членов социальных групп между собой. К групповой динамике относятся следующие процессы: лидерство, групповое давление, конфликты, формирование группового мнения. В группах происходит межличностное общение, влияющее на восприятие и позицию человека. Позицию человека в группе определяют два понятия «социальная роль» и «социальный статус». Социальная стратификация описывает неравенство в обществе. Основное понятие соц. стратификации – классы. Соц. структура рассматривает общество как самоуправляющуюся систему, совокупность общественных элементов и связей между ними.

Тема 4. Личность, общество и культура.

Изучение общества невозможно без обращения к культуре. Культура понятие многогранное. Понятие культуры употребляется для характеристики исторических эпох, народностей, специфических сфер жизни или деятельности. В обществе рассматриваются культурные ценности, влияющие на групповое и индивидуальное поведение. Одна из главных функций культуры - регуляция поведения членов общества, через социализацию. Тесно с понятием культура связано понятие личности. Личность интегрирует социально значимые черты. Формирование личности происходит путем взаимодействия данного лица с другими людьми. Другими словами личность - совокупность социальных связей и отношений. Существуют несколько факторов развития личности.

Тема 5. Социальные отклонения.

Существуют разные уровни отклоняющегося поведения: культурные и психические отклонения, индивидуальные и групповые, первичные и вторичные. Существуют так же культурно одобряемые отклонения. Социальные отклонения (девиантное поведение) тесно связано с процессом взаимодействия членов общества, наличием эталона поведения. Девиантное поведение относительно – в одних группах поведение не осуждается, в других определяется как преступное. Существует целый ряд концепций описывающих и объясняющих социальные отклонения: теория физических типов, психоаналитические теории, социологические теории, теория «клейма» и др.

Девиантное поведение, прежде всего, связано с процессом взаимодействия между людьми, социализацией, формированием девиантных ценностей.

Тема 6. Социальные взаимосвязи, процессы и изменения.

Социальные явления, структуры, их элементы находятся в постоянном движении. Меняется характер взаимосвязей и отношений между ними, т.е. происходят изменения. Они проявляются в возникновении (исчезновении) определенных элементов, трансформации внешних (внутренних) связей. Факторами, определяющими социальные изменения, являются их объективные предпосылки и условия (экономические, географические, этнические и др.); особые жизненные обстоятельства; активность личности. В понятие взаимосвязи и отношения входят: контакты, социальные действия, социальные воздействия. Социальные отношения лежащие в основе взаимосвязи определяются разделяемыми ценностями. Общество постоянно изменяется в силу внутренних противоречий и новых условий среды. Существуют революционные и реформаторские изменения.

Тема 7. Социальный конфликт.

Социальные конфликты необходимый атрибут социальной жизни. Конфликты подразделяются на межличностные и межгрупповые. Конфликт как социальный процесс имеет свои закономерности. Конфликты можно классифицировать в зависимости от зон разногласий. Каждый конфликт проходит стадии конфликта, характеризующиеся определенными стратегиями поведения участников. По внутреннему содержанию социальные конфликты различаются на рациональные и эмоциональные. Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта, последствия конфликта.

Тема 8. Социальные институты.

Понятие «институт» одно из центральных в социологии. Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или социальной группы. Это, прежде всего, относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей. Существуют несколько основных социальных институтов: институт семьи, экономики, политики, религии, молодежи, образования.

Третий блок: «Социальная структура современного Российского общества». В этом блоке дается информация о социально-демографических характеристиках российского общества, раскрываются социальные процессы происходящие в нашем обществе.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ МИД РФ
МГИМО - УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра социологии
ПРОГРАММА КУРСА
СОЦИОЛОГИЯ

(36 часов)

доктор философских наук, профессор Кравченко С.А.

МГИМО – 2004 г.
Программа дисциплины «Социология» составлена в соответствии с требованиями (федерального компонента) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования второго поколения.

Программа ориентирована на студентов и слушателей факультетов МЖ, МП, МО, ФП МГИМО (У) МИД России. Её особенностями являются:

– изложение материала в полипарадигмальной интерпретации, что позволяет слушателям видеть сильные и слабые стороны основных социологических теорий, возможности их применения лишь в конкретных пространственных и временных координатах;

– учитывается культурное многообразие через осуществление сравнительного анализа российских реалий с их западными и восточными аналогами, что способствует формированию толерантного отношения к иным культурам;

– акцент сделан на развитие социологического воображения , что помогает видеть латентные аспекты социальных явлений, учит диагностировать аномальные отклонения от нормы в развитии общественных институтов и отношений вырабатывать методы «лечения» и превентивного предупреждения социальных «болезней» через развитие связей с общественностью.


Цель курса : ознакомить студентов с общепризнанным достоянием современного мирового социологического знания в соответствии с требованиями обязательного государственного образовательного стандарта.

Главный акцент сделан на том, чтобы в концентрированной форме изложить основные характеристики общества как социокультурной системы, показать взаимодействие и взаимовлияние его различных составных частей и процессов.

В 90-е годы социологическая наука сделала качественный шаг в своем развитии - появились принципиально новые социальные теории, которые составили так называемую постклассическую социологию . Автор курса стремится сделать их достоянием студентов, видя в этом предпосылки действительно деидеологизированного, научного анализа современного мирового сообщества .

Вместе с тем студенты получат и достаточно полное представление о классических общепризнанных теориях, каждая из которых, используя свой инструментарий, вносит свой вклад в общее представление об обществе и социальных действиях людей. Из многообразия социологических парадигм отобраны те, которые общепризнанны и широко представлены в лучших современных российских и зарубежных учебниках по социологии. При этом предполагается “гибкая” манера изложения социологических теорий: во всех случаях отмечаются как их сильные, так и слабые стороны.

Теоретический материал излагается прежде всего в контексте современного российского общества. При этом широко используются сравнения социокультурных реалий нашей страны с другими обществами и культурами.
Задачи курса:
– изучение основных этапов развития мировой социологической мысли, включая классические, современные социологические теории и ныне создаваемые социологические теории постмодерна;

– изучение общества как особой социальной реальности и целостной саморегулирующейся системы;

– рассмотрение основных социальных институтов, осуществляющих производство и воспроизводство общественных отношений;

– в контексте разных социологических парадигм изучение социо-культурных тенденций развития обществ, механизмов социальных изменений; объективная и субъективная социальная реальность;

– понимание сложной природы личности, процесса её социализации, роли основных агентов социализации; способов адаптации индивидов к социо-культурным реалиям, процессов десоциализации и ресоциализации;

– изучение личности и массы; коллективного сознательного и бессознательного;

– понимание межличностного взаимодействия, ролевых конфликтов, способов их урегулирования;

– исследование социо-культурной динамики на глобальном и локальном уровнях, вызовов мировому сообществу;

– изучение изменений в постсоциалистических обществах с акцентом на их особенности в России.

Место курса в системе общей профессиональной подготовки специалиста.

Социология является междисциплинарной наукой, содержащей основы знаний целого ряда естественных, социальных и гуманитарных дисциплин. Она тесно связана и находится под влиянием таких наук как математика, демография, экономика и социальная статистика, информатика, которые помогают ей в исследовании всех сфер жизни общества. Особо отметим связь социологии с социальными науками.

Социология и история. Социология как наука об обществе включает в себя существенные формы и функции исторического знания, использует методологию и теорию исторической науки, методы и источники их изучения, исследует отечественную историографию, всемирную историю, которая является фундаментальной базой истории социологии.

Социология и социальная философия. Социальная философия в социологии рассматривается как высший уровень теоретического обобщения социальных явлений и процессов, раскрывающий особенности философского взгляда на общество.

Социология и социальная психология. Социальная психология междисциплинарной областью знаний. В ней общество рассматривается как механическое множество индивидуальных актов, исследуемых в психике, поведении и деятельности.

Социология и политология. Политология, изучаемая социологами, раскрывает роль и место политики в жизни современных обществ, политические отношения и процессы, политические организации и движения , социокультурные аспекты политики, мировую политику и международные отношения, национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации и т.д.

Социология и культурология. В культурологии раскрываются основные понятия культуры, культурные ценности, традиции и нормы; дается типологизация культур, социальных институтов культуры.

Социология и социальная антропология. Социальная антропология – родственная социологии дисциплина, рассматривает культуру как образ жизни человека и общества.

Требования, методика, контроль за изучением курса: основная форма в преподавании курса - лекции . Каждой теме соответствует определенный “тезаурус” - набор базисных понятий, которые обогатят научный язык студентов и помогут развить у них основы социологического мышления. Для повышения эффективности лекций предполагается читать их в форме диалога с аудиторией. Студент должен научиться использовать теоретические знания для понимания и активного воздействия на поведение людей в различных сложных ситуациях . Форма контроля знаний : МЖ – письменный тест на знание теорий и социологической терминологии, информационная аналитическая справка, экзамен; МО – зачет; МП – зачет.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

ТЕМЫ

Лекции

Семинары

1

Многообразие социального мира. Социология как наука: её парадигмальная сущность, предмет.

2

2

2

Культура, её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.

2

-

3

Социальная структура и социальная стратификация.

2

-

4

Социальное взаимодействие. Самораскрытие личности. Социализация.

2

-

5

Социальные группы. Этнические группы.

2

-

6

Политика, экономика, труд.

2

-

7

Образование. Религия и церковь.

2

-

8

Организация и управление. Отклоняющееся поведение и социальный контроль.

2

-

9

Глобализация и социокультурная динамика. Изменения в мире и в России

2

-

10

СТРУКТУРНЫЕ ПАРАДИГМЫ Структурный функционализм

-

2

11

Конфликтные парадигмы

-

2

12

ИНТЕРПРЕТИВНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Понимающая” социология М.Вебера



-

2

13

Символический интеракционизм Дж.Мида, Ч.Кули и Г.Блумера

-

2

14

Феноменология и этнометодология.

-

2

15

Социальный психоанализ З.Фрейда, гуманистический психоанализ Э.Фромма

-

2

16

ИНТЕГРАЛЬНЫЕ И ОБЪЕДИНИТЕЛЬНЫЕ ПАРАДИГМЫ

Интегральная социология П.Сорокина


-

2

17

Объединительные парадигмы А.Гидденса и П.Бурдье

-

2

ИТОГО:

18

18

Тема 1. Многообразие социального мира. Социология как наука: зарождение и развитие, её парадигмальная сущность, предмет.
Многообразие и 6единство социального мира, его сложность. Социологическое вооброжение.

Здравый смысл и научное знание о человеке и обществе.

Научные методы (концепция, операционализация, переменные, корреляция, зависимые и независимые переменные, проверка и контроль. Проблема профессиональной этики. Права человека в процессе проведения социального исследования.

Возникновение в социологии ряда социологических школ и направлений. Уровни анализа социальных феноменов. Образование самостоятельных структурных, интерпретивных и интегральных парадигм.

Кризис объектно-предметных оснований социологии конца ХХ века. Современные синтетические трактовки предмета социологии. Переосмысление взглядов на общественные законы, методы познания общества . Синергетический подход в социологии. Современные подходы к определению предмета социологической науки. Функции социологии в современном российском обществе.
План семинара к теме 1.
1. Соотношении социологии и идеологии, социологии и здравого смысла. Вклад О.Конта в отделении социологии от идеологических пристрастий.

2. Социокультурные основания общества и их влияние на социальное познание: проблема ангажированности исследований общества, концепция партийности социального знания. Принцип “свободы от ценностных суждений”.

3. Специфика законов об обществе: взгляды первых и современных социологов.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Кравченко С.А., Социология. Учебное пособие для вузов./ С.А. Кравченко – М.: Издательство «Экзамен», 2003 г.

Мнацаканян М.О. Десять лекций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

Монсон Пер. Лодка на аллеях парка. Введение в социологию. М., 1995, разделы 1-4

Учебный социологический словарь. Издание 4-е, дополненное, переработанное. Общая редакция С.А. Кравченко. М., 2001

Фролов С.С. Социология. М., 1999. Главы 1 и 2

Мнацаканян М.О. Десять леций по общей социологии: Учебное пособие. – М.: МГИМО (У) МИД РФ, 2003

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бауман З. Мыслить социологически. М., 1996. Введение и гл.12

Бергер П.Л. Приглашение в социологию. М., 1996. Главы 1,2,8

Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., Гардарика, 1998. Рекомендуются темы 1 и 2.

Гидденс Э. Социология. – М., Эдиториал УРСС, 1999, глава 1.

Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. Учебник для высших учебных заведений. В главе I показывается становление социологии как самостоятельной науки, её отличие от истории, философии, психологии, политологии.

Новикова С.С. Социология. История, основы, институционализации в России. Москва – Воронеж, 2000

Общая социология: Учебное пособие/Под общ. Ред. А.Г. Эфендиева.– М.: ИНФРА-М, 2000, глава 1

Смелзер Н. Социология. М., 1994. Глава 1. Весьма неординарно излагаются социологические подходы к изучению общества.

Социология. Учебник для вузов. Под ред. Г.В.Осипова и др. М., 1996. Рекомендуются главы 1 и 2, в которых раскрывается вопросы становления социологии, её парадигм, объекта и предмета.

Социология. Основы общей теории. Учебник для вузов. Под ред. Г.В. Осипова. М., Аспект-Пресс, 1998. – Рекомендуются главы 1 и 2
Тема 2. Культура и её типы. Влияние культуры на социокультурные отношения.
Смысл культуры. Изучение культуры и соотнесенность с культурным контекстом. Символическая структура культуры. Соотношение биологического и социокультурного. Социобиология. Главные компоненты культуры (ценности, верования, нормы, материальные носители, язык). Типыв культуры (культурная гомогенность, культурные различия, культурный релятивизм, культурный универсализм, культурная интеграцияЮ субкультуры, контр-культуры).

Общество как социокультурная система. Влияние культуры на социокультурные отношения.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ИжГТУ

Б.А.Якимович


____________________20___ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Социология»

для всех специальностей и направлений бакалавриата

(с аудиторной нагрузкой 25 час.)

форма обучения – очная


Семестр _________________________________ по плану

Лекции, час. _____________________________ 17

Практические (семинарские) занятия, час. ____ 8

Лабораторные работы _____________________-

Контрольные работы (семестр, количество) ___-

Курсовая работа (семестр) _________________-

Курсовой проект (семестр) _________________-

Зачеты (семестр) _________________________ по плану

Экзамены (семестр) _______________________ -

Самостоятельная работа, час._______________ 87

Всего, час. ______________________________ 112

Кафедра «Политологии, социологии и права»

Составитель – Логунова Ольга Александровна, доцент, канд. филос. наук


Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры
Заведующий кафедрой

проф., д.ф.н. _____________________Г.М.Тихонов


__________________________20___ г.

СОГЛАСОВАНО


2. Возникновение и развитие социологии (2 часа)

Социально-философские предпосылки становления социологии как науки. Формирование научной социологии в 40-е годы ХIХ столетия. Позитивистская доктрина О. Конта. Классические социологические теории: социология Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Ф.Тенниса, М.Вебера, Г.Зиммеля, К.Маркса.

Русская социологическая мысль. Особенности развития социологии в России. Основные традиции и направления (Н. Кареев, М. Ковалевский, Н. Михайловский, П. Сорокин и др.).

Современные социологические теории. Основные направления социологии ХХ века. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П.Сорокина. Структурный функционализм Т.Парсонса и Р.Мертона. Теория социального конфликта (Р.Дарендорф, Л.Козер). Символический интеракционизм (Дж.Мид, Г.Блумер, А.Роуз, Т.Стоун). Феноменологическая социология (А.Шюц, П.Бергер, Г.Гарфинкель). Теории социального обмена (Дж.Хоманс, П.Блау).

Современные тенденции в развитии социологии. Неомарксизм. Концепция постиндустриального общества. Синтетические теории в социологии (Ю.Хабермас, П.Бурдье, Э.Гидденс). Теории общества потребления и экономический детерминизм. Теории модернизации и конвергенции.
3. Общество как социокультурная система (2 часа)

Понятие и признаки общества. Общество как система социальных связей, отношений, взаимодействий. Социальные и социетальные системы. Общие признаки социальных систем. Типология социальных систем. Концепция эволюционного, революционного и циклического изменения общества.

Культура в общественной системе. Ценностно-нормативное содержание культуры. Основные компоненты культуры и их роль в жизнедеятельности общества и человека. Функции культурных ценностей . Формы и разновидности культуры. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Формирование мировой системы. Процессы глобализации в современном мире. Социальный эффект глобализации. Место России в мировом сообществе .


4. Личность и общество (2 часа)

Особенности социологического изучения человека. Личность как деятельный субъект. Биологическое и социальное в личности. Социальное действие и поведение. Социальные статусы и роли. Идентификация с ролью и статусом.

Социализация и ее этапы. Агенты и институты социализации. Понятие социальной среды личности. Макро- и микроуровни социальной среды, их соотношение в процессе формировании личности. Социальные типы личности. Социальное взаимодействие и социальные отношения Типы социального взаимодействия.

Социальный контроль и его разновидности. Социальные нормы и санкции. Девиантное и делинквентное поведение.


5. Социальная структура (2 часа)

Социальная структура общества, её основные элементы. Природа социального неравенства. Понятие социальной стратификации . Теории социальной стратификации. Типы стратификационных систем. Понятие «класс». Теории классового строения общества. Понятие социальной мобильности и ее классификация. Факторы социальной мобильности. Возможности институционального регулирования процессов социальной мобильности.


6. Социальные общности, группы и организации (2 часа)

Понятие социальной общности. Виды социальных общностей: территориальные, этнические, демографические, культурные и иные.

Социальная группа как основная разновидность социальных общностей. Виды общностей. Понятие социальной группы и ее основные признаки. Классификация социальных групп. Малая группа, ее разновидности и структура. Малые группы и коллективы.

Социальные организации как вид социальных групп, ориентированных на выполнение определенных целей и задач. Формы и виды социальных организаций. Управление организациями.


7. Социальные институты (2 часа)

Понятие социального института. Основные социальные институты современного общества. Признаки и функции социальных институтов. Структура социальных институтов. Процесс взаимодействия социальных институтов. Проблемы функционирования социальных институтов в современном российском обществе.

Общественное мнение как социальный институт. Сущность и этапы развития общественного мнения, роль средств массовой информации в процессе формирования и функционирования общественного мнения, стереотипы массового сознания, модели массовой коммуникации.
8. Социальные изменения, процессы и движения (2 часа)

Виды социальных изменений: открытия, изобретения, инновации. Принятие социальных изменений и сопротивление им. Этапы социальных изменений. Культура как фактор социальных изменений.

Социальные процессы как совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий. Классификация основных социальных процессов. Социальные революции и реформы. Концепции социального прогресса.

Социальные движения как совокупность коллективных действий, направленных на поддержку социальных изменений или поддержку сопротивления им. Виды социальных движений (экспрессивные, утопические, революционные и др.). Жизненные циклы социальных движений.


9. Социальные конфликты (1 час)

Конфликт как столкновение противоположных целей, позиций, мнений, и взглядов субъектов взаимодействия. Природа социальных конфликтов: конфликт как норма социальной жизни или как временное состояние общества. Причины социальных конфликтов. Функции социальных конфликтов и их разновидности. Субъекты конфликтных отношений. Ресурсы участников конфликта. Механизм социального конфликта и его стадии. Пути разрешения социального конфликта.


10. Прикладная социология (1 час)

Виды социологического исследования. Программа социологического исследования. Описание процедур сбора и анализа первичного социологического материала. Анализ и обобщение полученных результатов конкретно-социологического исследования.

Методы социологических исследований. Анализ документов : проблема достоверности, правила отбора источников, методы анализа. Метод наблюдения: виды наблюдения, их особенности, недостатки. Метод опроса: разновидности опроса и их специфика, преимущества и недостатки. Социальный эксперимент и его виды.

2.3. Наименование тем практических (семинарских) занятий,



  1. Что такое социальное действие? Какие его типы выделяет Макс Вебер?

  2. Какова структура социологического знания?

  3. Каковы функции социологии?


  4. Какие социальные и научные факторы способствовали возникновению социологии?

  5. Охарактеризуйте основные направления социологии ХIХ-ХХ века.

  6. В чем суть социологических воззрений Эмиля Дюркгейма?

  7. Дайте характеристику социологической теории Макса Вебера.

  8. Каковы особенности развития социологии в России?

  9. Каковы тенденции в развитии современной социологии ?

  10. Назовите типы взаимодействия культур.

  11. В чем разница между моно- и полистилистической культурой?

  12. Охарактеризуйте такие культурные формы как контркультура, официальная культура, массовая культура, элитарная культура.

  13. Что изучает социология личности? Раскройте суть социологических теорий личности.

  14. В чем заключается роль биологических и социальных факторов в развитии личности?

  15. Какие типы личности рассматривает социология?


  16. Что такое девиация? Назовите виды девиантного поведения.

  17. Каковы типы социальных отклонений?

  18. Дайте характеристику теорий девиации.

  19. Каковы функции и способы осуществления социального контроля?

  20. Назовите отличия современного общества от традиционного.

  21. Что такое социальная структура общества?

  22. Перечислите номинальные и ранговые параметры социальной структуры. Что они характеризуют?

  23. Перечислите разновидности социальных общностей.

  24. Дайте определение понятию «социальная группа».


  25. Что представляет собой социальный институт? Какова типология и ?

  26. Каковы этапы процесса институционализации общества?

  27. Какие существуют критерии выделения социальных классов?

  28. Охарактеризуйте особенности стратификационной системы в современном российском обществе.

  29. Что такое социальная мобильность? Назовите виды социальной мобильности.

  30. Какие существуют виды социальных изменений?

  31. Что такое глобализация? Охарактеризуйте современное положение России в мировом сообществе.

  32. Каковы функции и разновидности социальных конфликтов?


  33. В чем специфика пилотажного исследования?

  34. Назовите основные этапы социологического исследования.

  35. Раскройте содержание программы социологического исследования.

  36. В чем смысл процедуры операционализации понятий?

  37. Что означает требование репрезентативности выборки?


  38. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?




  1. Вопросы для проверки остаточных знаний .

  1. Что представляет собой объект и предмет социологии?

  2. Какова структура и уровни социологического знания?

  3. Каковы функции социологии?

  4. Охарактеризуйте методы социологической науки.

  5. В чем специфика социологии (в сравнении с другими общественными науками)?

  6. Каковы основные этапы развития социологии?

  7. Охарактеризуйте основные направления современной социологии.

  8. Дайте характеристику социологической мысли в России.

  9. Назовите основные компоненты культуры.

  10. Каковы функции культуры?

  11. Что представляют собой формы и разновидности культуры?

  12. Какова структура и типология личности?

  13. Как соотносятся социальный статус и социальная роль личности?

  14. Что представляет собой процесс социализации личности и его этапы?

  15. Назовите способы осуществления социального контроля.

  16. Каковы формы социальных отклонений?

  17. Что такое социальная стратификация?

  18. Каковы показатели социального неравенства?

  19. Что представляет собой “горизонтальная” и “вертикальная” мобильность?

  20. Что представляет собой социальная общность и каковы ее разновидности?

  21. Определите социальную группу и ее основные признаки.

  22. Произведите классификацию социальных групп.

  23. Каковы формы и виды социальных организаций?

  24. Что представляет собой социальный институт?

  25. Какова типология и функции социальных институтов?

  26. Дайте понятие и характеристику основных концепций социальных изменений.

  27. Какова природа и этапы социальных изменений в обществе?

  28. Дайте классификацию основных социальных процессов.

  29. Назовите виды и типы социальных движений.

  30. Какова природа социальных конфликтов и их функции?

  31. Каковы стадии социального конфликта и пути его разрешения?

  32. Назовите виды социологических исследований.

  33. В чем специфика пилотажного исследования?

  34. Каково содержание программы социологического исследования.

  35. Перечислите виды опросных методов и дайте их сравнительный анализ.

  36. Что представляет собой анализ и обобщение результатов социологического исследования?

  37. Дайте характеристику опроса как социологического метода. Перечислите виды опросов.

  38. В чем состоит сущность контент-анализа как метода анализа документов?

  39. Как применяется метод наблюдения и каковы его основные разновидности?

  40. Что представляет собой метод социометрии?

  41. Где и когда используется метод социального эксперимента?

  1. Литература.

6.1. Основная литература


  1. Большой толковый социологический словарь. Девид Джери, Джулия Джери. В 2-х томах. –М.: Вече АСТ, 1999.

  2. Бражник Г.В. и др. . Социология. Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2002.

  3. Волков Ю.Г. Социология. Лекции и задачи. Учебник – М.: Гардарин, 2003.

  4. Кравченко А.И., Анурин В.Ф. Социология: Учебник – СПб.: Питер, 2005.

  5. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2002.

  6. Кравченко А.И. Социология: Общий курс. Учебное пособие для ВУЗов. – М.: ПЕРСЭ, ЛОГОС, 2005.

  7. Маршак А.Л. Социология. Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2002.

  8. Социология. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Лавриненко В.Н, - 2-е изд. перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

  9. Социология. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. Лавриненко В.Н, - 3-е изд. перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

  10. Социология для технических ВУЗов. Учебное пособие Под ред. Яременко С.Н. Ростов н/Д: Феникс, 2001.

  11. Социология: Хрестоматия. Учебное пособие. Сост. Разин Р.А. Ижевск: Изд. Удм. Университета, 1995.

  12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 3-е изд. перер. и доп. - М.: Центр, 2000.

  13. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. Курс лекций. 4-е изд. перер. и доп. - М.: Центр, 2001.

  14. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология: Структурно-логические схемы с комментариями. – М.: Академический проект; Изд. Научно-образовательной литературы РЭА, 1999.

  15. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. 3-е изд. доп. - М.: 2001.

  16. Фролов С.С. Социология. Учебник для ВУЗов. 4-е изд. доп. - М.: 2003.

  17. Черняк Е.М. Социология семьи. Учебное пособие. 3-е изд. перер. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К 0 », 2004.

  18. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 6-е изд. - М.: ИКЦ «Академкнига»; «Добросвет», 2003.

  1. Власть.

  2. Мировая экономика и международные отношения. – «МЭ и МО».

  3. Общественные науки и современность.

  4. Политические исследования. – «Полис».

  5. Социально-гуманитарные знания.

  6. Социально-политическая жизнь.

  7. Социологические исследования. – «Социс».

6.3. РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА:
1. Сайт APSA – http :// www . apsanet . org /

2. Международный журнал политической философии – www . sage . pub . co . uk / jornals / details / j 0026. html






























МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ЕВДОКИМОВА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

СОЦИОЛОГИЯ
Направление подготовки

39. 03. 02 Социальная работа (бакалавр)

Профиль подготовки
медико-социальная работа с населением
Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

Москва 2014 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «Социология» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки "Социальная работа" (квалификация (степень) "бакалавр"), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 декабря 2009 года № 709 и в соответствии с рабочим учебным планом направления подготовки 39. 03. 02, утвержденным ректором МГМСУ. О.О.Янушевичем.

Составитель: Е.Н.ПОДДУБНАЯ, доцент кафедры социальной медицины и социальной работы, кандидат социологических наук, доцент.
Рецензенты: И.Е. ЛУКЬЯНОВА, профессор кафедры социальной медицины и социальной работы, доктор медицинских наук.
О.Н. КРАСНОВА, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, кандидат политических наук Российского государственного университета туризма и сервиса.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры социальной медицины и социальной работы

« 24 » 01 2014 года Протокол № _6_

Зав. кафедрой, член-корр. РАО, профессор ______________ А.В.Мартыненко

Рабочая программа рассмотрена на заседании методической комиссии по направлению подготовки «Социальная работа»

« 30 » ______01_______ 2014 года Протокол № _1_

Председатель методической комиссии, член-корр. РАО, профессор

А.В. Мартыненко

Рабочая программа одобрена на заседании Центрального методического совета МГМСУ

« » __ ____2014 года Протокол № __

Председатель ЦМС, член-корр. РАМН, профессор

Э.В. Луцевич


  1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями учебной дисциплины «Социология» являются:

– формирование у студентов системы знаний об основных закономерностях и формах регуляции социального поведения, о социальных общностях и группах, видах и результатах социальных процессов, фактах формирования личности в процессе ее социализации;

– развитие способности теоретического анализа наиболее значимых социальных проблем, определяющих характер развития современного общества;

– формирование способности выявлять социальные проблемы современного общества, анализировать их, обсуждать, а также, сопоставлять пути разрешения основных проблем, определяющих стратегическую перспективу социального развития.
Задачами учебной дисциплины «Социология» являются:

– овладение знаниями теоретических положений, обеспечивающих понимание основных социально-технологических методов социальной работы, социальной защиты и социального развития различных групп населения;

– овладение методами проведения социальных исследований, социальной диагностики, прогнозирования и моделирования процессов в социальной сфере;

– овладение практическими навыками по разработке программы и других документов социологических исследований, использованию наиболее важных методов сбора социальной информации, ее обобщению и анализу, формулированию на этой основе выводов и практических рекомендаций;

– ознакомление с технологиями прикладного социологического исследования, его видами, этапами, методологией, методикой и техникой.


  1. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Социология» входит в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин, изучаемых по направлению подготовки «Социальная работа». Изучение социологии требует понимания основной социально-философской терминологии, знания философских течений и школ, понимания места и роли своей профессии в социально-профессиональной структуре общества. Изучение курса социологии дает возможность студентам компетентно и целенаправленно подходить к изучению дисциплин профессионального цикла.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:


ЗНАТЬ

основные этапы развития социальной культуры России, специфику социокультурного развития страны;

Основные понятия социологии, структуру социологического знания, этапы развития социологии;

Основные социологические школы стран запада и России;

Основные концепции социальной структуры, стратификации, социальной мобильности, социализации личности;

Основы теории аномии, девиантного поведения и социального контроля;

Основные положения теории социальных институтов;

Основные методы проведения социологических исследований, правила составления программы исследования, разработки инструментария, представления результатов исследования;

Основы теории социальных изменений, развития культуры и цивилизации, типы обществ;

Основы теории и практические аспекты процессов глобализации.


УМЕТЬ

давать объективную оценку различным социальным явлениям и процессам, происходящим в обществе;

Понимать потребности общества, личности и возможности социокультурного знания в решении возникающих индивидуально-личностных и социальных проблем;

Выделять различные социальные проблемы, возникающие у клиентов;

Принимать участие в проведении эмпирических социальных исследований, представлять их результаты;

Анализировать, структурировать, оценивать социальную информацию, выделять в ней главное;

Выявлять разные способы решения исследовательских задач;

Систематически использовать результаты научных исследований для повышения эффективности деятельности социальных служб.


ВЛАДЕТЬ

методами анализа социальных явлений и процессов;

Понятийным аппаратом современной социологии, способами самостоятельного анализа социологической литературы;

Навыками проведения эмпирических социальных исследований, представления их результатов.


БЫТЬ

КОМПЕТЕНТНЫМ


в определении научной и практической ценности решаемых задач в области социальной работы, составлении практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований;

В определении особенностей различных социальных групп в вопросах социального обслуживания населения;

В оценке эффективности работы социальных институтов и организаций, от которых зависит социальное благополучие населения России;

В осуществлении прогнозирования, проектирования, моделирования и экспертной оценки социальных процессов и явлений в области психосоциальной, структурной и комплексно ориентированной социальной работы;

При анализе специфики социокультурного пространства, инфраструктуры обеспечения социального благополучия представителей различных общественных групп.


  1. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы - 144 часа.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения)
Всего – 144 часа.

Аудиторные занятия – 38 часов, в том числе лекционных занятий – 19 часов, групповых занятий – 19 часов. Интерактивных занятий 10 часов.

Самостоятельная работа 79 часа.



Тема

Виды учебной работы,

трудоемкость (в часах)


Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

всего

Самост-ная работа

Аудиторные занятия

всего

Лекцион.

Групповые (семинары, практич.)

Лабораторные

Контр. раб.

Реферат/ доклад

Курс. Раб./проект

Расчетно-графич.

зачет

экзамен

Контр.точки по мод.-рейтинг

1

Раздел 1. Предмет и история социологии

Социология как наука об обществе


9

6

3

1

2

+

2

Тема 1.2. Основные этапы становления и развития социологии

9

6

3

2

1

+

3

Тема 1.3. История отечественной социологии

8

6

2

1

1

+

+

4

Раздел 2. Прикладное социологическое исследование

Тема 2.1. Организация и методы социологического исследования


9

6

3

1

2

+

Тема 2.2. Программа социологического исследования

9

6

3

1

2

+



6

Тема 2.3. Обработка, обобщение и анализ социологической информации

9

6

3

1

2

+

7

Раздел 3.Общество как система

Тема 3.1. Социальные группы и общности


+

8

Тема 3.2. Социальная структура, социальная стратификация общества

8

6

2

1

1

+

9

Тема 3.3. Личность и общество

10

Тема 3.4. Социальные институты и организации

11

Тема 3.5. Социальные конфликты и социальная напряженность

9

6

3

2

1

+

12

Тема 3.6. Девиантное поведение и социальный контроль

7

4

3

2

1

+

13

Раздел 4. Развитие общества и мировая система

Тема 4.1. Социальные изменения. Глобализация и современные концепции общественного развития


14

Тема 4.2. Концепция социальной устойчивости и перспективы развития теоретической

социологии


6

3

3

2

1

+

ИТОГО

117

79

38

19

19

27