Род прилагательных во множественном. Склонение имен прилагательных во множественном числе

§ 1 Определение рода имён прилагательных

В этом уроке рассмотрим морфологические признаки имени прилагательного. Вспомним, что имя прилагательное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки предметов и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

В словосочетании и предложении имя прилагательное связано с именем существительным.

Имя существительное является главным словом, а прилагательное - зависимым. Вопрос к прилагательному задается от имени существительного, например:

Мне купили синий шар. Шар (какой?) синий.

Мы видели маленькую таксу. Таксу (какую?) маленькую.

При определении рода и числа существительного необходимо помнить, что род - постоянный признак имени существительного, а число - изменяемый.

Имя прилагательное всегда стоит в той же форме, что и имя существительное, иначе говоря, согласуется в роде и числе с именем прилагательным. Связь между этими частями речи так и называется - согласование.

Поучимся определять род имени прилагательного. Чтобы это сделать правильно, нужно выяснить к какому роду относится существительное, с которым связано прилагательное. У имени прилагательного будет такой же род.

Слово шар относится к мужскому роду, значит,

у прилагательных тоже мужской род.

Существительное незабудка относится к женскому роду, значит, у прилагательных тоже женский род.

Слово облако относится к среднему роду, и у прилагательных тоже средний род.

Обратите внимание на существительные и связанные с ними прилагательные. При замене существительного одного рода на существительное другого рода окончание прилагательных меняется. Значит, имена прилагательные изменяются по родам. Род - это изменяемый признак имени прилагательного.

§ 2 Определение числа имён прилагательных

Следующий морфологический признак, который мы будем рассматривать в этом уроке - это число. Возьмём существительные разных родов, изменим их по числам и посмотрим, как это отразится на окончаниях имён прилагательных.

нож (какой?) острый

ножи (какие?) острые

лопата (какая?) острая

лопаты (какие?) острые

лезвие (какое?) острое

лезвия (какие?) острые

Мы видим, что имена прилагательные, как и существительные изменяются по числам. А вот род у прилагательных во множественном числе определить нельзя. Окончание и вопрос прилагательного, стоящего во множественном числе, не меняются в зависимости от рода, связанного с ним существительного. Прилагательные во множественном числе отвечают на вопрос какие? и имеют окончания -ые, -ие.

Подведём итоги урока.

Имена прилагательные изменяются по числам и в единственном числе по родам. Прилагательные связаны с именем существительным и согласуются с ним в роде и числе.

Во множественном числе род у имени прилагательного определить нельзя.

Приветствуем всех любителей французского языка. Сегодня мы поговорим о множественном числе французских прилагательных.

Как вы помните, мы обсуждали женский род прилагательных во французском языке. Так вот, у французских прилагательных имеется и число. Обычно множественное число прилагательных формируется путем прибавления окончания s к форме единственного числа (petit - petits). Данное окончание не произносится, кроме тех случаев, когда происходит связывание (les grands amis).

Но есть и особые случаи образования множественного числа прилагательных, о которых мы сегодня и поговорим.

Итак, Le pluriel des adjectifs. Основное правило образования множественного числа прилагательных

Если прилагательное в единственном числе оканчивается на s, -x, то оно не изменяется при образовании множественного числа. В устной речи окончание не произносится, поэтому определителем множественного числа чаще всего выступает артикль. Например:

  • Un vieux plafond – des vieux amis – старый потолок – старые друзья
  • Un sourire faux – des billets faux – фальшивая улыбка – фальшивые билеты

Если прилагательные в единственном числе оканчиваются на -al , то во множественном числе они меняют это окончание на –aux:

  • Un geste amical - des gestes amicaux – дружеский жест – дружеские жесты
  • Un problème principal – des problemes principaux – главная проблема – главные проблемы

Исключения: banal , fatal, glacial, natal, naval, final, pascal – эти прилагательные приобретают окончание s во множественном числе:

  • Un conflict banal – des conflicts banals – банальный конфликт – банальные конфликты
  • Un concours final – des concours finals – финальный конкурс – финальные конкурсы

Если прилагательные в единственном числе заканчиваются на eau, во множественном числе они прибавляют окончание –x:

  • Un beau matin - des beaux jours – красивое утро – красивые дни

Прилагательные в форме женского рода образуют, соответственно, множественное число. При этом множественное число одних и тех же прилагательных в женском и мужском роде может не совпадать. Например:

  • Мужской род: Faux – множественное число faux
  • Женский род: Fausse – множественное число fausses

Если в контексте сказанного некоторые прилагательные относятся к мужскому и женскому роду одновременно, то во множественном числе они принимают форму мужского рода. Например:

  • Paul et sa soeur Anne sont blonds. – Поль и его сестра Анна — светловолосые.
  • Michel et Marie sont bons amis. – Мишель и Мари — хорошие друзья.

Если мы употребляем в речи местоимение on в значении «мы», «они», «вы», подразумевается множественное число. В этом случае мы используем соответствующую форму прилагательного множественного числа, которое по смыслу относится к этому местоимению. Например:

  • André et moi, on est jumeaux. – Мы с Андреем близнецы.
  • Nadine et moi, on est jumelles (moi – подразумевается женский род). – Мы с Надей близняшки.

Но если местоимение on используется в значении «все», «люди», то в этом случае прилагательное употребляется в мужском роде единственного числа:

  • On est satisfait de tout cela. – Люди (они) довольны всем этим.
  • On est bien aise de vous voir. Все рады вас видеть.

Если местоимение on употребляется в значении «мужчина» или «женщина», то мы используем соответственно форму мужского или женского рода, но в единственном числе.

  • Quand on est belle, on est capricieuse et coquette. – Когда ты красивая, то ты капризная и кокетливая.
  • Quand on est mère, on est heureuse. – Когда ты мама, то ты счастлива.

И еще несколько важных правил…

Некоторые прилагательные, обозначающие цвет, остаются неизменными. В большинстве случаев, это прилагательные, которые произошли от существительных. К примеру:

  • Un pullover marron — des pullovers marron — des chaussures marron – коричневый пуловер – коричневые пуловеры – коричневые туфли
  • Un pantalon orange — des bas orange — des blouses orange – оранжевые штаны – оранжевые носки – оранжевые блузки

Но есть и исключения:

  • Ecarlate-écarlates (багровый)
  • Rose-roses (розовый)
  • Fauve-fauves (палевый)
  • Mauve-mauves (фиолетовый)
  • Pourpre-pourpres (пурпурный)

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, оба согласуются в числе и роде с относящимся к ним существительным:

  • Sourd-muet – sourds-muets – глухонемой — глухонемые

Сложные прилагательные, которые состоят из двух, если первое заканчивается на –i или на –o, только второе согласуется в числе и роде с относящимся к ним существительным, а первое не изменяется:

  • Un cas tragi-comique – des cas tragi-comiques – трагикомический случай – трагикомические случаи

Сложные прилагательные, обозначающие цвета, оба прилагательных остаются неизменными.

  • Une blouse bleu foncé – des blouses bleu foncé – тёмно-синяя блузка – тёмно-синие блузки

Постарайтесь запомнить эти правила, они понадобятся в выполнении практических упражнений, а также в речи.

В разделе на вопрос У множественного числа есть род или нет? например: земные загадки - мн.ч., В.п., ж.р. можно так? заданный автором .*.*.*.*.*.*.*.? лучший ответ это Если это существительное во множественном числе, причём такое, которое имеет форму единственного числа, то род есть - его мы определяем по начальной форме (ед. ч. , им. пад) , например, в словосочетаниии земные загадки существительное загадки женского рода.
Если существительное употребляется только во множественном числе, то есть у него нет формы единственного числа, то категории рода оно не имеет, например, вне категории рода остаются существительные щипцы, чернила, дрожжи, сани, сутки, именины, каникулы и т. д.
У прилагательных во множественном числе мы род не определяем, так как к существительному какого бы рода ни относилось такое прилагательное, окончание его от рода существительного не зависит: во множественном числе прилагательные склоняются одинаково, независимо от того, к какого рода существительному оно относится. Значит, у прилагательного в словосочетании земные загадки указывать род мы не будем. Но если это прилагательное уротреблено с существительным в единственном числе, то род его, конечно, определяем: земной слой (мужской) , земную загадку (женский) , земное животное (средний). Сравните: земные слои, загадки, животные.

Ответ от Наталья [гуру]
есть, конечно! поставьте в форму единственного числа, если так удобнее проверить.. но род и во множественном никуда не девается))


Ответ от Вася Петров [гуру]
Рода нет! Падеж имеется!


Ответ от Ёергей Есенин [новичек]
ты поч словосочетание то разбираешь


Ответ от Елена [новичек]
рода нет а падеш есть


Ответ от Гриша Шалагинов [активный]
Нельзя.


Ответ от Диана Хоткина [активный]
Нет


Ответ от Надежда Надежда [новичек]
Падеж есть. Прилагательные множественного числа в именительном и винительном падеже отвечают на вопрос какие? -ые, -ие:
Имена прилагательные множественного числа в родительном и предложном падежах отвечают на вопрос каких? -ых, -их:
Имена прилагательные множественного числа в дательном падеже отвечают на вопрос каким? -ым, -им:
Имена прилагательные множественного числа в творительном падеже отвечают на вопрос какими? -ыми, -ими:


Ответ от Елена Шабанова [активный]
Так можно определить род прилагательного во множественном числе в словосочетании-то??? Вроде как логика явно подсказывает, что можно (прилагательное характеризует данное существительное- ставим его в единственное число и по нему легко определяем род прилагательного).... иное дело, если это отдельное прилагательное во множественном числе (без словосочетания) - тут без вопросов: не определим, конечно...Иные правила в русском языке - просто какие-то закостенелые догмы...

Тема урока : Склонение имен прилагательных во множественном числе.

Цель : познакомить с особенностями склонения имён прилагательных во множественном числе.

Задачи:

    формировать умения склонять имена прилагательные во множественном числе,

    совершенствовать умение распознавать род и падеж имён прилагательных; правильно писать окончания.

Данный урок относится к разделу «Имя прилагательное», первый урок по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»

Планируемые результаты ,формируемые УУД:

Личностные: учебно- познавательный интерес к учебному материалу (понимать учебную задачу на уроке и стремиться ее выполнить); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных целей; оценивание своих достижений на уроке.

Регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя, проявлять инициативу в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные : оформлять свои мысли в устной речи;

Познавательные : самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам.

Методы обучения : проблемный; частично-поисковый.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня у нас на уроке гости. Повернитесь к гостям, поздоровайтесь. Я думаю, что каждый из вас сегодня порадует себя и меня своей работой на уроке. Итак, приступаем.

Сели красиво, открыли тетради, положили с наклоном, ручки взяли правильно.

И сегодняшний урок русского языка я бы хотела начать с прочтения высказывания К.Г.Паустовского о русском языке:

Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.

Какой вывод мы можем сделать, прочитав данное высказывание?

А какие слова дали самую точную характеристику русскому языку?

Какой частью речи они являются?

А теперь запишем в тетрадь дату.

Каким вы хотели видеть урок? Подберите эпитеты к существительному “урок”. (Познавательным, интересным, веселым, содержательным)

От кого это зависит? (От учителя и учащихся и их взаимопонимания)

2. Актуализация знаний.

Мы с Вами подбирали эпитеты к существительному «урок», скажите какой частью речи выражены эпитеты? (Именами прилагательными)

Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и падежам)

Групповая работа. (Приложение1)

На листах просклоняйте имена прилагательные.

I группа

II группа

III группа

И. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Р. п.

Интересного урока

Веселого урока

Содержательного урока

Д. п.

Интересному уроку

Веселому уроку

Содержательному уроку

В. п.

Интересный урок

Веселый урок

Содержательный урок

Т. п.

Интересным уроком

Веселым уроком

Содержательным уроком

П. п.

Об интересном уроке

О веселом уроке

О содержательном уроке

Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

А какие окончания? (Одинаковые)

Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе? (В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж множественного числа.

Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем затруднение?

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

3. Постановка учебной задачи.

Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются по падежам? (да-?, нет-?)

Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном числе)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные уроки

II вариант – Веселые перемены

И. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Р. п. (каких?)

Интересных уроков

Веселых перемен

Д. п. (каким?)

Интересным урокам

Веселым переменам

В. п. (какие?)

Интересные уроки

Веселые перемены

Т. п. (какими?)

Интересными уроками

Веселыми переменами

П. п. (о каких?)

Об интересных уроках

О веселых переменах

А теперь внимание. Работая в парах, сравните падежные окончания прилагательных. Что можно сказать об окончаниях имен прилагательных множественного числа? (Окончания совпадают)

В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые окончания?

И. п., В. п.
ые, ие

Р. п., П. п.
ых, их

Д. п.
ым, им

Т. п.
ыми, ими

Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе? (Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени существительного)

Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод. (Имена прилагательные во множественном числе изменяются по падежам или склоняются. Род у прилагательных множественного числа не определяется)

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Давайте проверим, согласны ли с нами авторы учебника. Откроем учебник на странице 34. Сравните свои выводы с данными в учебнике.

Прочитайте правила про себя и вслух.

Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

6. Физкультминутка.

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе родительного падежа, вы приседаете, если во множественном числе предложного падежа – прыжок на месте. Будьте внимательны.

Верных друзей (Р.п.), о лесных растениях (П.п.), в дремучих сугробах (П.п.), ярких звезд (Р.п.), у глубоких рек(Р.п.), в огромных городах (П.п.), из интересных книг (Р.п.), в темных пещерах (П.п.).

7. Работа в парах с самопроверкой по эталону.

Работа в парах. (Приложение2)

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить окончания, определить падеж)

За воздушными шарами – Т. п.
О летних каникулах – П. п.
К соседским мальчишкам – Д. п.
Из колючих кустов – Р.п.
С трескучими морозами – Т. п.
До первых заморозков – Р. п.
На музыкальных инструментах – П. п.
По речным волнам – Д. п

Достаточно. Проверим по эталону.

Какие пары выполнили точно так же?

Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Ребята! Посмотрите глазками вниз, наверх, влево, а теперь в окошко и на экран.

Зима не хочет уступать свои права весне. Доказательство тому – красивейшие зимние дни с морозом и солнцем!

Составьте предложение, используя слова на слайде.

Сверкает, искрами, снег, разноцветными, на, солнце, ярком.

Снег сверкает разноцветными искрами на ярком солнце.

Запишите предложение.

Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен прилагательных.

(Проверка у доски)

8. Дифференцированное домашнее задание (приложение3)

Перед вами текст.

Прочитайте его.

Какая часть речи пропущена?

Кто может самостоятельно подобрать подходящие по смыслу прилагательные, возьмите карточку зеленого цвета.

Кому нужны слова – помощники, берите карточку желтого цвета.

Кто не уверен в своих силах, возьмите синюю карточку.

Задания на этих карточках вы выполните дома.

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Желтая карточка

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны узоры … следов. Трещат … морозы.

Слова для справок: трескучие, лютые, шумные, зимний, звериные, глубокие.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж прилагательных множественного числа.

Пришла зима с трескуч… морозами, шумн… вьюгами, глубок… сугробами. В зимн… лесу на снегу видны узоры зверин… следов. Трещат лют… морозы.

9. Рефлексия учебной деятельности

Оценить результаты учебной деятельности.

Вспомните тему нашего урока.

Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по падежам)

Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не изменяются по родам).

Как определить падеж имени прилагательного во множественном числе? (Как и в ед. ч., падеж прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому оно относится)

Калинина О.П.

6 кл. Тема: Склонение имён прилагательных во мн. числе.

Цель:

Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных
во множественном числе.

Развивать речь, внимание, память, мелкую моторику, словарный запас.

Воспитывать положительную мотивацию к учению.

Ход урока

1. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности

Цель:

Актуализировать учебные знания и умения необходимые для восприятия
нового материала

– Что вы знаете об именах прилагательных? (Имена прилагательные – это
часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, какое?, какие? Имена прилагательные изменяются по числам, родам и
падежам)

1.Добавь к сущ. Прилаг. Яблоко- огурец- небо- мама- дружба- стол- волосы-

Добавь к прил. Сущ. Ровный- мягкий- круглый- жёсткий- сладкий- сочный

2.На доске просклоняйте имена прилагательные.: вкусный помидор.весёлый малыш,

– Что общего у данных прилагательных? (Единственное число, мужской род)

– А какие окончания? (Одинаковые)

– Так как же изменяются имена прилагательные в единственном числе?
единственном числе имена прилагательные изменяются по родам и падежам)

– Как определить падеж имени прилагательного в единственном числе? (Падеж
имени прилагательного определяется по падежу имени существительного, к которому
оно относится)

– Поставьте словосочетания интересный урок в именительный падеж
множественного числа.

– Можно ли определить род прилагательных во множественном числе. В чем
затруднение? (Род не определяется)

Значит, и у прилагательных множественного числа род определить нельзя.

2.Новый материал

Согласовать цель и тему урока.

– Можно ли сказать, что имена прилагательные множественного числа изменяются
по падежам? (да-?, нет-?)

– Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня на уроке? Кто
сформулирует тему урока? (Склонение имен прилагательных во множественном
числе)

Просклоняем теперь

I вариант – Интересные книги

II вариант – Веселые дни

Желающие попробовать свои силы самостоятельно проходят к доске.

– В каких падежах имена прилагательные множественного числа имеют одинаковые
окончания?

– Как можно определить падеж прилагательного во множественном числе?
(Падеж имени прилагательного во множественном числе можно узнать по падежу имени
существительного)

– Что нового узнали о прилагательном множественного числа? Сделайте вывод.

3. Первичное закрепление Работа с учебником (упражнения)

– Прочитайте правила про себя и вслух.

– Что узнали об изменении прилагательных во множественном числе?

4. Физкультминутка

Я буду называть словосочетания, в состав которых входят существительные и
прилагательные. Если я называю имена прилагательные во множественном числе
то вы приседаете.если в ед. числе то руки поднимаете

Верных друзей, о лесных растениях,в глухих степях,в дремучих
лесах, теплый апрель, ярких звезд, у глубоких рек, синий карандаш,
в огромных городах, ароматный цветок, в темных
пещерах, маленькое село, добрые сердца, яркое солнце.

5.Работа в группах

У вас на столе лежат карточки. Прочитайте
задание и объясните своими словами, что нужно сделать. (Вставить и выделить
окончания, определить падеж)

На синем диване

К старому дому

С красным мячом

У высокого дерева

На широких просторах

По просёлочной дороге

– Как определить падеж прилагательных во множественном числе?

Составьте предложение из данных слов.

Юга, с, прилетели, с, птицы, весны, наступлением.

– Подчеркните главные члены предложения. Определите род и падеж имен
прилагательных.

6. Дифференцированное задание

Зеленая карточка.

Спиши текст, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж

Пришла весна с …птицами, …ручьями, …цветами. В …лесу на снегу видны узоры …следов.

Бегут … ручьи.

КРАСНАЯ КАРТОЧКА

Спиши текст, добавляя подходящие по смыслу слова. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла зима с … морозами, … вьюгами, … сугробами. В … лесу на снегу видны
узоры … следов. Бегут… ручьи.

Синяя карточка.

Спиши текст, вставляя пропущенные окончания прилагательных. Определите падеж
прилагательных множественного числа.

Пришла весна с певч..…птицами, со звонк… ручьями,с ярк…цветами. В весенн…
лесу на снегу видны узоры зверин… следов.Бегут звонк.. ручьи.

7. Рефлексия учебной деятельности

– Как изменяются имена прилагательные во множественном числе? (Только по
падежам)

– Как не изменяются имена прилагательные множественного числа? (Не
изменяются по родам).