Роль верхневолжской руси. Из сочинения историка В.О

Часть 3

Из сочинения историка В.О. Ключевского.

«С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает
куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья – Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

C1


C2


C3


C4


C5


C6


C7


Примечание.

Общее

    ………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по истории России

ЧАСТЬ 1

Задание с выбором ответа считается выполненным верно, если учащийся указал код правильного ответа. Во всех остальных случаях (выбран другой ответ; выбрано два или больше ответов, среди которых может быть и правильный; ответ на вопрос отсутствует) задание считается невыполненным.

№ задания

№ задания

№ задания

ЧАСТЬ 2

Задание с кратким открытым ответом считается выполненным верно, если верно указаны требуемые одно-два слова или последовательность символов – букв или цифр.

За полный правильный ответ на задания В2, В4, В7, В8 ставится 2 балла, за правильный неполный – 1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

За правильный ответ на задания В1, В3, В5, В6, В9, В10, В11 ставится
1 балл, за неверный ответ – 0 баллов.

Ответ

ВБАГ

Калита<или>ИванКалита

славянофилы

нэпа<или>нэп

оттепель

АГВБ

КРИТЕРИИ ПРОВЕРКИ И ОЦЕН к И ВЫПОЛНЕНИЯ

ЗАДАНИЙ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТ о М

Внимание! При выставлении баллов за выполнение задания в «Протокол проверки ответов на задания бланка № 2» следует иметь в виду, что если ответ отсутствует (нет никаких записей, свидетельствующих о том, что экзаменуемый приступал к выполнению задания), то в протокол проставляется «Х» , а не «0» .

ЧАСТЬ 3

За выполнение заданий С1 – С3 ставится от 0 до 2 баллов; за задание С5 ставится от 0 до 3 баллов, за задания С4, С6, С7 ставится от 0 до 4 баллов; задание С7 оценивается по двум частям: С7.1 (общие характеристики) – от 0 до 2 баллов, С7.2 (различия) – от 0 до 2 баллов.

Используя текст документа и знания по истории, укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

Ответ :

Баллы

Может быть указано, что:

    название периода – политическая раздробленность (или: феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная)

    хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) – первая половина XIV в.

Приведено название периода, его хронологические рамки

Приведен 1 любой элемент ответа

Максимальный балл

О каких явлениях, характерных для данного периода, и их причинах свидетельствует документ? Для ответа используйте текст документа и знания по истории. Укажите всего не менее трех положений.

Ответ :

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1. Могут быть названы такие явления, как:

    отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси

    колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель

2. Могут быть названы причины этих явлений:

потеря Киевом своей исторической роли вследствие :

    перемещения основных торговых путей, падения роли «пути из варяг в греки»

    постоянных междоусобиц, вызванных борьбой за «киевский стол»

Названы любые 3 положения

Названы 2 положения

Назван 1 любой элемент ответа

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Используя знания по истории и текст документа, укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории. Укажите всего не менее трех положений.

Ответ :

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

Могут быть приведены следующие положения:

    усиление и возвышение северо-восточной Руси

    политический и общественный быт северо-восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси

    роль верхневолжской Руси состояла в том, чтов дальнейшем она стала центром объединения всех русских земель

Названы 3 положения

Названы 1 – 2 любых положения

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Назовите основные задачи, которые решались во внешней политике России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг.). Укажите не менее двух задач.

Приведите примеры событий, относящихся к решению одной из названных задач (не менее трех примеров).

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы следующие задачи внешней политики России в царствование Александра I (1801 – 1825 гг .):

    решение Восточного вопроса

    укрепление позиций России в Европе

2. Могут быть приведены следующие примеры:

решение Восточного вопроса

    русско-иранская война 1804 – 1813 гг.

    русско-турецкая война 1806 – 1812 гг.

    заключение Бухарестского мирного договора России с Турцией (1812 г.)

    заключение Гюлистанского мирного договора России с Ираном (1813 г.)

    Кавказская война (возможен другой вариант ответа: военные действия на Кавказе)

укрепление позиций России в Европе

    военные действия, связанные с участием России в III и IV антинаполеоновских коалициях (1805 – 1807 гг.)

    русско-шведская война 1808 – 1809 гг.

    заграничный поход русской армии (1813 – 1814 гг.)

    участие в работе Венского конгресса (1814 – 1815 гг.)

    создание «Священного союза» (1815 г.)

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 задачи, которые решались во внешней политике России в 1801 – 1825 гг., и приведены 3 примера событий, относящихся к решению одной из названных задач

Названы 2 задачи и 2 примера

названы 1 задача и 3 примера

Названы 2 задачи и 1 пример

названы 1 задача и 2 примера

задачи не названы, приведены 3 примера

Названа 1 задача, приведен 1 пример

названы 2 задачи, примеры не приведены

задачи не названы, приведены 2 примера

Назван 1 любой элемент ответа

все элементы названы неверно

Максимальный балл

Ниже приведены две точки зрения на государственную деятельность Екатерины II:

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику «просвещенного абсолютизма».

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи «просвещенного абсолютизма», однако в своей реальной политике она нередко отступала от них.

Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную вами точку зрения.

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Ученик может выбрать одну из названных точек зрения, но при этом должен привести подтверждающие ее аргументы, например:

При выборе первой точки зрения:

    изложение программы царствования в Наказе Уложенной комиссии 1767 г. с целью создания нового законодательства

    унификация и совершенствование законодательства в целях «общественного блага»

    меры «экономического либерализма» (расширение свободы предпринимательства и т.п.)

    усовершенствование системы дворянского и городского самоуправления

    поддержка развития культуры и образования

При выборе второй точки зрения:

    несмотря на идею главенства законов в обществе, Екатерина II пришла к власти в результате переворота, посягнув на власть законного императора

    было сохранено крепостное право, несмотря на идеи просветителей о недопустимости рабства

    крепостное право было распространено на новые территории (Украина)

    неудачей завершилась деятельность Уложенной комиссии

    подверглись гонению российские просветители (Новиков, Радищев)

Указания к оцениванию

Баллы

Приведены 3 аргумента, подтверждающие выбранную точку зрения

Приведены 2 аргумента

Приведен 1 аргумент

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл

Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После окончания Великой Отечественной войны в СССР в общественном сознании существовало убеждение, что политический режим должен быть смягчен, страна должна развиваться по демократическому пути, без всеохватывающего давления государства, без репрессий.

Какие черты характеризовали общественно-политическую жизнь в СССР после окончания Великой Отечественной войны? (Укажите не менее двух черт). Почему был избран этот путь развития? (Назовите не менее двух причин).

Ответ :

Элементы ответа

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

1. Могут быть названы черты развития общественно-политической жизни в СССР после окончания Великой Отечественной войны:

    была избрана довоенная модель развития тоталитарного режима

    руководством СССР был поддержан курс довоенного развития экономики, со сверхцентрализацией управления, преимущественным развитием тяжелой промышленности

    для подавления демократических настроений в обществе наряду с проведением мер внешней демократизации возобновились массовые репрессии, которым подвергались представители различных слоев населения, разных народов СССР – система ГУЛАГа достигла апогея своего развития

    был усилен идеологический пресс в обществе, в том числе контроль в сфере культуры (гонения и критика многих деятелей культуры, запрет на издание и исполнение их произведений)

    проводилась борьба с «космополитами» в культуре, в других сферах жизни, был установлен «железный занавес»

    осуществлялся контроль за развитием научной мысли, проводились научные дискуссии с критикой и даже закрытием неугодных властям направлений науки


2. Могут быть названы причины выбора довоенной модели развития:

    избранный путь развития наиболее соответствовал сути созданной в СССР общественно-политической системы

    тяжелая послевоенная экономическая ситуация, решение задачи быстрого восстановления хозяйства требовало сверхцентрализации всех сил не только в сфере экономики, но и сплочения всего общества на основе господствующей официальной идеологии

    в создавшейся внешнеполитической ситуации, в условиях начавшейся «холодной войны» возрождался «железный занавес», не допускалось общение с внешним миром

Указания к оцениванию

Баллы

Названы 2 черты, характеризовавшие общественно-политическую жизнь в СССР после войны, и 2 причины выбора довоенного пути развития

Названы 2 черты и 1 причина

названа 1 черта и 2 причины

Названы 2 черты, причины не указаны

названа 1 черта и 1 причина

черты не названы, названы 2 причины

Назван 1 любой элемент ответа

Все элементы ответа названы неверно

Максимальный балл


Сравните основные идеологические установки, подходы к партийному строительству и к методам политической борьбы большевиков и меньшевиков в период 1907 – 1916 гг.

Укажите, что было общим (не менее трех общих характеристик), а что различным (не менее двух различий).

Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведенная таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Общее

    ………………………………………………………………….

    ………………………………………………………………….

Различия

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

    ……………………………

Ответ :

Элементы ответа об общих характеристиках (С7.1) и элементы ответа о различиях (С7.2) оцениваются раздельно – в 2 балла.

Элементы ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

С7.1 В качестве общего могут быть названы:

    основа идеологии – марксизм

    представление о будущем России и всего мира как о социалистическом будущем

    идея мировой революции

    признание промышленного пролетариата как главного революционного класса

    ликвидация самодержавия как ближайшая задача

    создание революционной партии и ведение революционной пропаганды

Приведены 3 общие характеристики

Приведены 1 – 2 общие характеристики

Все общие характеристики названы неверно

Максимальный балл

С7.2 Различия:

Большевики в 1907 – 1916 гг.

Меньшевики в 1907 – 1916 гг.

    представление о буржуазии как реакционном классе, пролетариат играет роль гегемона уже в период буржуазно-демократической революции

    на этапе буржуазно-демократической революции буржуазия продолжает играть революционную роль, как это было на Западе

    партия должна быть партией профессиональных революционеров, с обязательным активным участием рядовых партийцев в делах партии

    партия должна быть массовой, ее членами могут являться все сочувствующие ее программе

    в основе внутрипартийной жизни лежит принцип демократического центра-лизма – меньшинство беспрекословно подчиняется большинству

    демократическое устройство внутрипартийной жизни, плюрализм, учет мнения меньшинства

    большинство поддержало лозунг поражения своего правительства в начавшейся империалистической войне, лозунг ее превращения в войну гражданскую

    большинство заняло оборонческую позицию в 1914 г.

Названы 2 различия

Названо 1 различиесфере образования и науки служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (27)

    Инструкция

    службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... 6 В8 5 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (31)

    Инструкция

    Класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... балл 4 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (32)

    Инструкция

    Класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... балл 2 ~EndLATTest © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Службы по надзору в сфере образования и науки (53)

    Инструкция

    11 класс. «УТВЕРЖДАЮ» Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «СОГЛАСОВАНО» Председатель Научно-методического совета... его часть. © 2013 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации

  • Данная работа представляет собой тематическую подборку материалов для подготовки к ЕГЭ по истории. Работу можно использовать в 10 классе при изучении курса "История России" и при подготовке к ЕГЭ в 11 классе. Она выполнена в соответствии с требованиями ФИПИ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: История России с древнейших времен до конца XVI века» -

    тест в форме ЕГЭ

    Часть А.

    1. Какое из указанных событий произошло раньше других?

    1) Невская битва,

    2) разорение Рязани Батыем,

    3) основание Московского княжества,

    4) начало ордынского ига.

    1. Ярослав Мудрый являлся сыном

    1) Владимира Мономаха 2) Святослава

    3) Владимира Святого 4) Ярополка

    1. Что из названного относится к последствиям принятия христианства Русью?

    1) учреждение патриаршества

    2) появление письменности

    3) формирование общерусского самосознания

    4) подписание первых договоров с Византией

    1. Как в Древнерусском государстве назывался объезд князем с дружиной подвластных земель, плативших дань?

    1) полюдье, 2) оброк, 3) выход, 4) ясак

    1. Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь

    «Когда князь вырос и возмужал, начал он воев собирать многих и храбрых, ходя легко, как барс, вел он многие войны… [Перед началом похода] он посылал послов к странам, говоря: «Хочу идти на вас».

    1) Олег Вещий 2) Игорь

    3) Святослав 4) Владимир Святой

    1. Какое событие произошло в 941 году?

    1) поход Олега на Константинополь,

    2) поход Игоря на Византию,

    3) поход Святослава в Болгарию,

    4) поход Святослава против хазар.

    1. Первые усобицы на Руси начались после смерти

    1) Святослава 2) Владимира I

    3) Ярослава Мудрого 4) Владимира Мономаха

    1. Что из названного относится к последствиям раздробления Древнерусского государства?

    1) кризис в развитии культуры,

    2) усиление межкняжеских усобиц.

    3) застой в развитии экономики,

    4) укрепление обороноспособности Руси.

    1. В отрывке из сочинения современного историка: «Все русские дружины оказались между правым и левым крыльями монголо-татар, перед лицом железного строя главных лиц. Удар был крепок. Половцы бежали, Даниилова дружина была почти полностью уничтожена», - говорится о битве:

    1) Невской 2) на реке Калке

    3) Куликовской 4) на Чудском озере

    1. В каком году произошло событие, вызвавшее «радость великую», но и «печаль большую по убитым от Мамая на Дону»?

    1) 1068 2) 1380 3) 1242 4) 1471

    1. В чем значение восстания в Твери в 1327 году?

    1) введение баскачества на Руси,

    2) вхождение Твери в состав Московского княжества,

    3) закрепление за Москвой ярлыка на великое княжение,

    4) падение татаро-монгольского ига.

    1. В отрывке из документа: «С тех пор татары называют его город злой, потому что бились около него семь недель, и убили у татар под ним трех сыновей темниковых. Татары искали их и не могли найти их среди множества трупов…», - речь идет о городе:

    1) Владимире, 2) Галиче 3) Рязани, 4) Козельске

    1. Прочитайте отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.

    «Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие – древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

    Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержались приведенные сведения?

    1) Поучение детям 2) Апостол

    3) Русская правда 4) Повесть временных лет

    1. Древнерусское государство образовалось в результате объединения политических центров восточных славян

    1) Киева и Смоленска 2) Владимира и Киева

    3) Киева и Новгорода 4) Киева и Твери

    1. Крещение Руси привело к:

    1) усилению языческих обычаев,

    2) полному искоренению язычества,

    3) введению патриаршества,

    4) укреплению государственности.

    1. К кому из названных лиц относятся слова Н.М.Карамзина: «Сему князю приписывают древнейшее собрание наших гражданских устоев»?

    1) Олегу Вещему, 2) Юрию Долгорукому,

    3) Ярославу Мудрому, 4) Александру Невскому.

    1. Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос.

    «Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, все его воины покрыты от него тьмою. И сказал Игорь своей дружине: «Братья и дружина! Лучше ведь быть зарубленным, чем пленным, так сядем, братья, на своих коней и поглядим за синий Дон…

    … Что мне шумит, что мне звенит из далека рано перед зорями? Игорь полки оборачивает: жалко ему милого брата Всеволода. Бились день, бились другой, на третий день к полудню пали стяги Игоревы…»

    В каком веке происходил события, описанные в произведении?

    1) IX 2) XII 3) XV 4) X

    1. Кто из киевских князей впервые получил титул «Великий князь киевский»?

    1) Владимир I 2) Ярослав Мудрый

    3) Владимир Мономах 4) Мстислав Великий

    1. Что из названного относится к одной из причин возвышения в XIV веке Московского княжества?

    1) союз московских и тверских князей против Золотой Орды,

    2) союз Москвы с Великим Новгородом,

    3) союз Москвы с Великим княжеством Литовским,

    4) выгодное географическое положение.

    1. Какое событие произошло в княжение Юрия Долгорукого?

    1) перенос столицы княжества из Суздаля во Владимир,

    2) основание Москвы,

    3) битва на реке Калке,

    4) создание Повести временных лет.

    1. Позднее других произошло событие:

    1) первое упоминание о Москве в летописи

    2) съезд князей в Любече

    3) битва на Калке

    4) восстание древлян

    Часть В

    1. Расположите в хронологической последовательности следующие события:

    объединение Галицкого и Волынского княжеств,

    избрание Темучина Чингисханом,

    разорение Киева Андреем Боголюбским,

    княжение Мстислава Великого.

    1. Какие три понятия из перечисленных ниже относятся к процессу закрепощения крестьян в XV-XVI вв.? Обведите цифры, под которыми эти понятия указаны.

    1) урочные лета,

    2) выкупные платежи,

    3) Юрьев день,

    4) ярлык,

    5) заповедные лета,

    6) подушная подать.

    Запишите полученные цифры в порядке возрастания .

    1. Установите соответствие между именами князей и событиями:

    Владимир Мономах

    разгром половцев

    Владимир Святославович

    объединение Киева и Новгорода

    Ярослав Мудрый

    восстание древлян

    Игорь Старый

    крещение Руси

    принятие Русской Правды

    1. Ниже приведен ряд государственных деятелей. Все они кроме одного относятся кXVII веку. Филарет, царь Алексей Михайлович, царь Федор Иванович, Аввакум, Иосиф Волоцкий.

    Напишите имя, не относящееся к этому веку.

    Ответ: царь Федор Иванович.

    1. Напишите в именительном падеже пропущенное понятие (термин).

    Порядок назначения на должности в соответствии с заслугами рода , называется – местничество.

    1. Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списке данные. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите номер нужного элемента.

    1.Даниил Александрович

    2.Дмитрий Донской

    3.1380 г.

    4.участие вместе с ордынским войском в военном походе против Твери.

    5. «стояние на реке Угре».

    6. 1382 год

    7. Симеон Гордый.

    8. Василий II Темный

    9. 1480 г.

    Ответ:

    7 .Прочитайте отрывок из летописи.

    «Заложил (князь) город великий, у того же града Золотые ворота, заложил и церковь Святой Софии, митрополию…

    И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы (монахи) стали умножаться и монастыри появляться… И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество; ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещение просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей…»

    Используя отрывок выберите в приведенном списке три верных суждения:

    1. Князь, о котором идет речь в тексте – Ярослав Мудрый
    2. В годы правления этого князя произошла битва при Калке
    3. Это князь написал поучение детям
    4. Этот князь составил «Русскую правду»
    5. Его современник - митрополит Илларион
    6. При этом князе окончательно были разбиты половцы.

    Ответ:

    Рассмотрите схему и выполните задания

    B8–B11.

    8 . Напишите имя князя, осуществившего походы, обозначенные на схеме стрелками.

    Ответ: Святослав Игоревич (Храбрый)

    9 . Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

    Ответ : Булгар.

    10 . Напишите цифру, которой обозначено государство, созданное кочевым народом, в политической зависимости от которого находилась часть восточнославянских племенных союзов, но в ходе предпринятых киевским князем походов был нанес сокрушительный удар: он захватил и разорил главные его города Итиль, Семендер, Самкерц (русс. Тмутаракань) и Саркел, основав на месте последнего крепость Белая Вежа .

    Ответ: 3 Хазарский каганат (Хазария)

    11 . Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1. на данной карте стрелками обозначены походы Ярослава Мудрого против половцев;
    2. о первых самостоятельных шагах князя «Повесть временных лет» сообщает с 964 года, когда «пошёл на Оку реку и на Волгу, и встретил вятичей»: в результате похода вятичи были временно подчинены Киевской Руси;
    3. во время походов князь «смирил» печенегов и заставил их платить дань Киеву»
    4. по сведениям древнерусской летописи, победоносный полководец вплотную подошёл к Царьграду, но отступил, лишь взяв большую дань и закончив войну против Византийской империи подписанием мира.
    5. в результате ратных походов (964-972) , обозначенных на схеме, князь с дружиной победил Хазарию и Волжскую Болгарию, ослабил и устрашил Византийскую Империю, открыл пути для торговли Руси с восточными странами
    6. балканские завоевания были утрачены, но победы на Волге, на Дону и в Приазовье были закреплены. Это дало возможность взять под контроль Великий Волжский путь, который соединяет Русь, Скандинавию и Каспий.
    7. в память о событиях успешных походов , обозначенных на схеме, были выстроены Золотые ворота в Киеве по аналогии с римскими Триумфальными арками.

    Ответ: верно 2, 4, 5,6.

    Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13

    12. Какие суждения об иконописном произведении, изображённом на фотографии, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных (в демоверсии ЕГЭ-2013 два из пяти). Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

    1) это произведение древнерусского искусства было создано в XIII веке;

    2) в настоящее время икона находится в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга;

    3) в настоящий момент «Троица» хранится в зале древнерусской живописи Третьяковки ;

    4) это икона Святой Троицы Симона Ушакова;

    6) в иконописном изображении , согласно богословским представлениям, три ангела являются образом единосущного и триипостасного Бога - Святой Троицы и символизируют единство, согласие.

    Ответ:

    13. Какой из памятников, представленных ниже, установлен мастеру иконописи, создавшему данный шедевр? В ответе запишите цифру, под которой оно указано.

    1. 2) 3) 4)

    Ответ: 3.

    Часть С.

    Прочитайте отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы С1-С3.Ответы предполагают использование информации из источника, а также применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.

    Текст.Из сочинения историка В.О. Ключевского .

    «С половины XII века становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днестру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. ...В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья - Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. ...Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. ...Она - источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси с половины XII века: из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

    С1. Как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе? Укажите его хронологические рамки.

    Политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная).

    Первая половина XII века – конец XV века.

    С2. О каких явлениях, характерных для данного периода, свидетельствует документ? Назовите не менее двух явлений. Используя текст документа и знания по истории, укажите причины этих явлений (не менее двух причин).

    Явления, характерные для данного периода:

    • упадок экономического благосостояния Киевской Руси,
    • массовое переселение населения.

    Причины этих явлений (причины раздробленности):

    • господство натурального хозяйства,
    • перемещение мировых торговых путей,
    • независимость местных князей династии Рюриковичей.

    С3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? В чем он видит роль верхневолжской Руси в дальнейшей российской истории?

    Колонизация северо-востока, междуречья Оки и Верхней Волги (верхневолжской Руси). Из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси.

    С4. Задание на представление обобщенной характеристики исторических событий и явлений.

    Назовите не менее трех последствий монгольского нашествия на Русь в XIII веке.

    Последствия монгольского нашествия:

    • опустошение Русских земель монгольскими погромами и систематическое ограбление русского народа ордынскими данями,
    • городское ремесло было подорвано разрушением городов и уводом в плен ремесленников, крестьянское хозяйство разорялось монгольскими «ратями» и тяжелыми выплатами в Орду,
    • экономические связи города с деревней оказались нарушенными, ухудшились условия внешней торговли,
    • господство Орды явилось тормозом для развития производительных сил Руси, находившиеся на более высоком уровне экономического и культурного развития,
    • господство Орды консервировало и усугубляло раздробленность страны.

    С5. Задание на рассмотрение исторических версий и оценок.

    Ряд историков резко негативно оценивают последствия политической раздробленности Руси в XII – начале XIII века. Какую другую точку зрения по вопросу о последствиях политической раздробленности Руси вы знаете? Какую точку зрения считаете более убедительной? Раскройте ее и приведите не менее трех фактов и положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими вашу точку зрения.

    Историки дают раздробленности на Руси как негативную, так и позитивную оценку. Все они сходятся во мнении, что раздробленность была явлением неизбежным.

    Негативные последствия:

    • ослабла обороноспособность Руси перед внешними угрозами,
    • ослабление центральной власти,
    • утрачено единство русских земель,
    • усилились междоусобицы и княжеские распри,
    • русские князья не смогли договориться о совместных действиях даже в канун нашествия Батыя, что привело к установлению двухсотлетнего ордынского ига.

    Альтернативная точка зрения:

    • способствовала росту городов (каждый князь благоустраивает и укрепляет свою столицу),
    • быстро развивалась экономика отдельных княжеств и земель (развитие ремесла и торговли),
    • достигла расцвета культура русских княжеств и земель,
    • распад единого государства не означал полной утраты объединяющих русские земли начал: формально признавалось старшинство великого киевского князя; сохранялось церковное и языковое единство; в основе законодательства уделов лежали нормы Русской правды, в народном сознании вплоть до XIII-XIV веков жили представления о единстве земель, входивших в состав Древней Руси.

    С6. Ниже названы четыре исторических деятеля разных эпох. Выберите одного из них и выполните задания.

    1. Андрей Рублев
    2. Иван III
    3. А.Адашев
    4. Юстиниан

    Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите не менее двух направлений его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности по каждому из названных направлений.

    Иван III Васильевич - великий князь Московский (1462- 1505 гг.), старший сын Василия II Васильевича Темного.

    Основные направления и результаты деятельности:

    1) В княжение Ивана III начинает складываться централизованный аппарат власти: зарождается приказная система управления, был составлен Судебник 1497 года. Получило развитие поместное землевладение и возросло политическое значение дворянства.

    1. Иван III боролся с сепаратизмом удельных князей и значительно ограничил их права. К концу правления Ивана III многие уделы были ликвидированы.
    2. Важнейшим достижением стало свержение татаро-монгольского ига. При широкой поддержке всего русского населения Иван III организовал прочную оборону против нашествия хана Ахмата (стояние на р. Угре в 1480 г.).
    3. В княжение Ивана III вырос международный авторитет Русского государства, установились дипломатические связи с папской курией, Германской империей, Венгрией, Молдавией, Турцией, Ираном, Крымом.
    4. При Иване III началось оформление полного титула великого князя «всея Руси» (в некоторых документах он именуется уже царем). Вторично Иван III был женат на Зое (Софье) Палеолог, племяннице последнего византийского императора.
    5. В годы правления Ивана III развернулось большое строительство в Москве (Кремль, его соборы, Грановитая палата); построены каменные крепости в Коломне, Туле, Ивангороде.
    6. При Иване III сложилось территориальное ядро Русского централизованного государства: к Московскому княжеству были присоединены Ярославское (1463), Ростовское (1474) княжества, Новгородская республика (1478), Тверское княжество (1485), Вятская (1489), Пермская и большая часть Рязанской земель. Было усилено влияние на Псков и на Рязанское княжество.
    7. После войн 1487-1494 и 1500-1503 гг. с Литовским великим княжеством к Москве отошел ряд западных русских земель: Чернигов, Новгород-Северский, Гомель, Брянск. После войны 1501-1503 гг. Иван III вынудил Ливонский орден платить дань (за Юрьев).

    Таким образом, Ивана III можно назвать выдающимся государственным деятелем, который проявил незаурядные военные и дипломатические способности.


    Всероссийская олимпиада школьников по истории. Муниципальный этап. 8 класс.

    Задание 1. Выберите и занесите в таблицу по 1 верному ответу в каждом задании (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8):

    1.1. В честь своей победы над печенегами Ярослав Мудрый возвел этот храм.
    а) Церковь Покрова-на-Нерли б) Десятинная Церковь в) Церковь Софии Киевской г) Церковь Спас-на-Крови

    1.2. Согласно легенде, в 1511 г. литовский пушкарь Федя Литвич выстрелом из пушки угодил в шатер предводителя осаждающих некий город татар и ногайцев, и те отступили. На месте где стоял шатер возвели церковь во имя Ильи Пророка. Назовите город, спасенный этим метким выстрелом.
    а) Великий Новгород б) Суздаль в) Нижний Новгород г) Углич

    1.3. Какое море на Руси называли Хвалынским?
    а) Балтийское б) Каспийское в) Черное г) Средиземное

    1.4. Фельдмаршал Румянцев-Задунайский отзывался о НЁМ так: «Вот человек, который всех хочет уверить, что он глуп, и никто ему не верит».
    а) Г.А. Потемкин-Таврический б) Ф.Ф. Ушаков в) А.В. Суворов г) Г.А. Спиридов

    1.1 1.2 1.3 1.4

    Задание 2. Выберите несколько верных ответов в каждом задании и занесите выбранные ответы в таблицу (2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 6):

    2.1. Укажите, какие положения относятся к событиям Медного бунта:
    а) В Коломенское пришла большая толпа москвичей б) Убийство восставшими Б. Морозова в) Попытка вручить Алексею Михайловичу челобитную грамоту при его въезде в Москву с богомолья г) По делу о бунте установили 200 зачинщиков мятежа, всего наказанных было около 7 тысяч д) Царь Алексей щедро наградил стрельцов

    2 .2. Выберите из предложенного списка признаки, которые характерны для абсолютной монархии:
    а) неограниченный характер власти монарха б) регулярная армия
    в) разделение властей г) сильное влияние боярства д) централизация управления

    2.3. Укажите, какие положения характерны для западников:

    2.1 2.2 2.3

    Задание 3. По какому историческому критерию образованы ряды (2 балла за каждый ряд, всего за ответ 6 баллов).
    1. Исидор, Сидорка, Матюшка, Псковский вор______________________________
    2. 1676-1681 , 1735-1739, 1768-1774, 1787-1791______________________________________________________________
    3. Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев Рюмин, Петр Каховский____________________________________

    Задание 4. Соотнесите элементы правого и левого столбцов таблицы. В перечне справа есть лишняя характеристика (по 3 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 12).

    1 2 3 4

    Задание 5. Определите хронологический порядок событий. Занесите буквенные обозначения событий в хронологическом порядке в приведенную таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 15).

    5.1. а) Введение военных поселений б) Создание Государственного Совета в) Отмена крепостного права в Прибалтике г) Дарования конституции Царству Польскому д)Учреждение министерств

    5.2. а) Зимний дворец в Санкт-Петербурге б) Успенский собор во Владимире в)
    Церковь Вознесения в Коломенском г) Софийский собор в Киеве д) храм Василия Блаженного в Москве

    5.3. а) Полтавская битва б) Великое посольство в) Сражение у деревни Лесной г) Сражение у мыса Гангут д) Нарвское сражение

    1 2 3 4 5
    5.1
    5.2
    5.3

    Задание 6. Заполните пронумерованные пропуски в тексте. Вставляемые понятия (имена, даты, термины) занесите под соответствующими порядковыми номерами в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14).

    Вскоре после Мартынова дня на помощь путивльскому воеводе Истоме Пашкову пришел через Комарицкую волость на Калугу и затем дальше к Москве на Котлы очень опытный воин 1(фамилия) . Всю местность, по которой он проходил, он снова привел к присяге собирающемуся прибыть Димитрию и тем изрядно укрепил свое войско.

    Этот 1 по рождению был московит, в юности был захвачен в Диком поле татарами, с которыми московитам ежегодно приходится воевать, и продан в 2(страна) , где он был прикован на галерах и несколько лет был принужден выполнять тяжелую и грубую работу, пока, наконец, его не освободили немецкие корабли, одолевшие турок на море, и не отвезли в Венецию, откуда он направился через Германию в 3(страна) , чтобы разузнать там про удивительные перемены, которые произошли на его родине в его отсутствие.

    Как только он услыхал там, что его государь, царь 4(имя), спасся от рук московских убийц, прибыл в 3 и сейчас, как говорят, находится у Сандомирского воеводы, он отправился к нему. После того как тот, кто выдавал себя за 4 , тщательно проверил и расспросил его, кто он, откуда он приехал и каковы его дальнейшие намерения, и по его ответам прекрасно понял, что 1 - опытный воин, он спросил его, хочет ли он ему служить против своих преступных соотечественников, этих вероломных злодеев. Когда тот ответил, что в любое 2 время готов отдать жизнь за своего наследного государя, мнимый 4 сказал ему: «Я не могу сейчас много дать тебе, вот тебе 30 дукатов, сабля и бурка. Довольствуйся на этот раз малым. Поезжай с этим письмом в Путивль к князю 5(фамилия) . Он выдаст тебе из моей казны достаточно денег и поставит тебя воеводой и начальником над несколькими тысячами воинов. Ты вместо меня пойдешь с ними дальше и, если бог будет милостив к тебе, попытаешь счастья против моих клятвопреступных подданных. Скажи, что ты меня видел и со мной говорил здесь в 3 , что я таков, каким ты меня сейчас видишь воочию, и что это письмо ты получил из моих собственных рук».

    С письмом и с этими вестями Болотников немедля отправился в Путивль <..>

    На основании этого письма и этих вестей 1 был назначен большим воеводой и послан с 12000 ратников через Комарицкую волость к Истоме Пашкову под 6 , которую он вскоре осадил и даже добился бы сдачи города, если бы этому не помешало несогласие, начавшееся между обоими воеводами. Произошло это потому, что, придя под 6 , 1 , как старший военачальник, вместо 4, захотел занять для своего лагеря самое удобное место и потребовал, чтобы он почитался большим начальником, чем Пашков, поскольку этот был поставлен воеводой одним только князем 5 , а его, 1 , в 3 назначил и поставил в старшие военачальники сам мнимый царь. Поэтому Пашкову пришлось уйти с занятого им места и уступить его 1 и его ратным людям. <…>

    В 18 милях от 6 есть городок по названию 8 . <…> Так как, однако, этот город и острог не были укреплены 1 приказал вокруг города и острога вдоль тына или частокола, который уже стоял там, вырыть с обеих сторон, снаружи и изнутри, большие рвы, а землю с обеих сторон перекидать на частокол, чтобы можно было использовать его как 10(термин) . Но враг безостановочно шел сюда из 6 и осадил 1 20 декабря 11(год) в этом городе 9. Эта осада длилась до 26 мая 12(год) г.

    Узнав от полевых казаков, что благочестивый, немудрый государь 13 , женой которого была 14 (кем приходилась) Бориса Федоровича Годунова, оставил сына Петра Федоровича (на жизнь которого, когда он был еще ребенком, Борис Годунов тоже посягал), и что этот князь, Петр Федорович, жил в Диком поле и уже собрался было идти к своему родичу 4 просить, чтобы он дал ему возможность жить по-княжески.

    Задание 7. Прочитайте отрывок из сочинения и выполните задания. (4 балла за каждый ответ, максимальный балл – 12).

    Из сочинения историка В.О. Ключевского.
    «С [этого времени] становятся заметны признаки запустения Киевской Руси. Речная полоса по среднему Днепру с притоками, издавна так хорошо заселенная, с этого времени пустеет, население ее исчезает куда-то. …В числе семи запустелых городов Черниговской земли мы встречаем один из самых старинных и богатых городов Поднепровья –Любеч. Одновременно с признаками отлива населения из Киевской Руси замечаем и следы упадка ее экономического благосостояния: Русь, пустея, вместе с тем и беднела. …Отлив населения из Поднепровья шел в двух направлениях, двумя противоположными струями. Одна струя направлялась на запад, на Западный Буг, в область верхнего Днестра и верхней Вислы, в глубь Галиции и Польши. Так южнорусское население из Поднепровья возвращалось на давно забытые места, покинутые его предками. …Другая струя колонизации из Приднепровья направляется в противоположный угол Русской земли, на северо-восток, за реку Угру, в междуречье Оки и Верхней Волги. …Она – источник всех основных явлений, обнаружившихся в жизни верхневолжской Руси …; из последствий этой колонизации сложился весь политический и общественный быт этой Руси».

    7. 1. Укажите, как назывался период в истории России, о котором идет речь в документе. Каковы его хронологические рамки?

    7.2. О каких явлениях, характерных для данного периода свидетельствует документ?

    7.3. Как оценивает историк последствия отмеченных в документе явлений? Укажите, какую роль сыграла верхневолжская Русь в дальнейшей российской истории.

    Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, внеся ответы в таблицу (1 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

    1. Какой период отечественной истории характеризует данная карта.
    2. Какой русский город был первым захвачен в ходе данных событий (цифра 1)
    3. Какой географический объект расположен под цифрой 2.
    4. Назовите имя князя, назовите имя князя, принимавшего участие в битве при объекте под цифрой 2.
    5. Назовите город под цифрой 3.
    6. Этот город под цифрой 4 получил название у завоевателей «злой город»
    7. Назовите город под цифрой 5 – столицу завоевателей.
    8. Какой религиозно-политический орден находился на территориях под цифрой 6?
    9. Назовите имя деда того хана-завоевателя, который участвовал в событиях,
    обозначенных на карте.

    1 4 7
    2 5 8
    3 6 9

    Задание 9. Даны иллюстрации по теме: «Портрет начала XIX века». Ряд
    изображений не подходит к теме. Отберите верные иллюстрации. Ответ внесите в таблицу, выписав порядковые номера нужных иллюстраций и назвав персоналии под данными номерами
    (за каждый правильный ответ – 3 балла. Назовите «лишние персоналии» – дополнительно 3 балла. Максимальный балл – 18).

    1.2
    3.4.
    5.6.
    7.8.

    Лишние персоналии: _____________________________________

    Всероссийская олимпиада школьников по истории. Школьный этап. 8 класс. Ключи.

    Задание 1. 2 балла за каждый правильный ответ, максимальный балл – 8

    Задание 3. 2 балла за каждый ряд, максимальный балл – 6

    1. Прозвища Лжедмитрия III
    2. Русско-турецкие войны
    3. Казненные декабристы

    Задание 4. 3 балла за каждое соответствие, максимальный балл – 12

    1 2 3 4
    в а д б

    Задание 5. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 15

    1 2 3 4 5
    5.1. д б г а в
    5.2. г б в д а
    5.3. б д в а г

    Задание 6. 1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 14

    Задание 7. 4 балла за каждый ответ, максимальный балл – 12

    1. Название периода – политическая раздробленность (феодальная раздробленность, государственная раздробленность, Русь удельная); хронологические рамки: середина XII в. (или 30-е гг. XII в.) – первая половина XIV в.
    2. Отлив населения из Киевской Руси, запустение городов Киевской Руси; колонизация северо-западных и северо-восточных русских земель.
    3. Усиление и возвышение северо-восточной Руси; политический и общественный быт северо-восточной Руси во многом был обусловлен притоком населения из Киевской Руси; роль верхневолжской Руси состояла в том, что в дальнейшем она стала центром объединения всех русских земель.

    Задание 8. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 9).

    1. Карта характеризует период монголо-татарского нашествия (может быть назван и более широкий, но верный по хронологии период феодлаьной раздробленности)
    2. Рязань (Старая Рязань)
    3. Чудское озеро
    4. Александр Ярославич (Невский) – принимать любые сочетания
    5. Козельск
    6. Сарай
    7. Тевтонский орден
    8. Чингисхан (Темучин)

    Задание 9. За каждый правильный ответ – 3 балла. Назовите «лишние персоналии» – дополнительно 3 балла. Максимальный балл – 18

    Лишние персоналии: 1– М.В. Ломоносов, 5 – Петр III, 8 – Григорий Потемкин-Таврический

    Вконтакте

    Ступим еще шаг вперед и опять встретим новый факт - решительное преобладание Суздальской области над остальными областями Русской земли. Восторжествовав над племянником в 1176 г., Всеволод III княжил в Суздальской земле до 1212 г. Княжение его во многом было продолжением внешней и внутренней деятельности Андрея Боголюбского. Подобно старшему брату, Всеволод заставил признать себя великим князем всей Русской земли и подобно ему же не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. Он правил южной Русью с берегов далекой Клязьмы; в Киеве великие князья садились из его руки. Великий князь киевский чувствовал себя непрочно на этом столе, если не ходил в воле Всеволода, не был его подручником. Являлось два великих князя, киевский и владимиро-клязьминский, старший и старейший, номинальный и действительный. Таким подручным великим князем, севшим в Киеве по воле Всеволода, был его смоленский племянник Рюрик Ростиславович. Этот Рюрик раз сказал своему зятю Роману волынскому: «Сам ты знаешь, что нельзя было не сделать по воле Всеволода, нам без него быть нельзя: вся братия положила на нем старшинство во Владимировом племени». Политическое давление Всеволода было ощутительно на самой отдаленной юго-западной окраине Русской земли. Галицкий князь Владимир, сын Ярослава Осмомысла, воротивши отцовский стол с польской помощью, спешил укрепиться на нем, став под защиту отдаленного дяди Всеволода суздальского. Он послал сказать ему: «Отец и господин! удержи Галич подо мною, а я божий и твой со всем Галичем и в воле твоей всегда». И соседи Всеволода князья рязанские чувствовали на себе его тяжелую руку, ходили в его воле, по его указу посылали свои полки в походы вместе с его полками. В 1207 г. Всеволод, удостоверившись в умысле некоторых рязанских князей обмануть его, схватил их и отослал во Владимир, посажал по рязанским городам своих посадников и потребовал у рязанцев выдачи остальных князей их и с княгинями, продержал их у себя в плену до самой своей смерти, а в Рязани посадил своего сына на княжение. Когда же буйные, непокорные рязанцы, как их характеризует суздальский летописец, вышли из повиновения Всеволоду и изменили его сыну, тогда суздальский князь велел перехватать всех горожан с семействами и с епископом и расточил их по разным городам, а город Рязань сжег. Рязанская земля была как бы покорена Всеволодом и присоединена к великому княжеству Владимирскому. И другим соседям тяжело приходилось от Всеволода. Князь смоленский просил у него прощения за неугодный ему поступок. Всеволод самовластно хозяйничал в Новгороде Великом, давал ему князей на всей своей воле, нарушал его старину, казнил его «мужей» без объявления вины. Одного имени его, по выражению северного летописца, трепетали все страны, по всей земле пронеслась слава его. И певец Слова о полку Игореве, южнорусский поэт и публицист конца XII в., знает политическое могущество суздальского князя. Изображая бедствия, какие постигли Русскую землю после поражения его северских героев в степи, он обращается к Всеволоду с такими словами: «Великий князь Всеволод! прилететь бы тебе издалека отчего золотого стола постеречь: ведь ты можешь Волгу разбрызгать веслами. Дон шлемами вычерпать. В таких поэтически преувеличенных размерах представлялись черниговскому певцу волжский флот Всеволода и его сухопутная рать. Таким образом. Суздальская область, еще в начале XII в. захолустный северо-восточный угол Русской земли, в начале XIII в. является княжеством, решительно господствующим над остальной Русью. Политический центр тяжести явственно передвигается с берегов среднего Днепра на берега Клязьмы. Это передвижение было следствием отлива русских сил из среднего Поднепровья в область Верхней Волги.

    Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] Ключевский Василий Осипович

    Часть вторая. Верхневолжская Русь XIII–XV века

    Из книги История России в рассказах для детей автора

    Русь удельно-вечевая *XII–XIII века* Олеговичи и Мономаховичи от 1125 до 1147 года Олеговичами называют в нашей истории потомков Олега, Мономаховичами - потомков Мономаха, двух знаменитых князей, ссоры которых причинили столько несчастий Русской земле. Несчастия еще более

    Из книги История России в рассказах для детей автора Ишимова Александра Осиповна

    Русь покоренная *XIII–XIV века*

    Из книги История Российского государства в стихах автора Куковякин Юрий Алексеевич

    Глава XXIII На пороге XIII века Русь рассыпалась на многочисленные уделы За Александром вскоре ушел и князь Андрей. Князь Ярослав их клана занял престол скорей. Признав своим, новгородчане прислали князю уговор, Где все условия назвали (его правленья - договор.) Князь дал

    Из книги Повседневная жизнь Парижа в Средние века автора Ру Симона

    ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ПАРИЖ И ЕГО ОБИТАТЕЛИ. XIII–XV ВЕКА Вначале рассмотрим пространство, определенное сооружением городской стены, и людей, преобразовавших это пространство в большой город. Благоустройство средневековой столицы в основном завершилось в XIII веке, в первой

    Из книги Интеллектуалы в средние века автора Ле Гофф Жак

    ЧАСТЬ II. XIII век. ЗРЕЛОСТЬ И ЕЕ ПРОБЛЕМЫ Очертания XIII века XIII столетие - это век университетов, поскольку он является веком корпораций. В каждом городе, где имеется какое-нибудь ремесло, объединяющее значительное число занятых им, ремесленники организуются для защиты

    автора Коллектив авторов

    РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV ВЕКА РУСЬ ДО И ПОСЛЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ К началу XIII столетия на Руси существовало двенадцать фактически самостоятельных крупных политических образований, именовавшихся «землями». В большинстве из них - Волынской и Галицкой,

    Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

    РУСЬ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIV века Веселовский С.Б. Очерки по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969.Горский А.А. Русские земли в XIII–XIV веках: пути политического развития. М., 1996.Горский А.А. Москва и Орда. М., 2000.Горский А.А. Русь: От славянского Расселения до

    автора

    Часть первая. Днепровская Русь IX–XIII века

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Ключевский Василий Осипович

    Часть третья. Московская Русь XV–XVII века

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

    Часть первая: Киевская Русь (XI–XII века)

    Из книги Полный курс русской истории: в одной книге [в современном изложении] автора Соловьев Сергей Михайлович

    Часть вторая: Московская Русь (XIII–XVII века)

    Из книги Русь: от славянского расселения до Московского царства автора Горский Антон Анатольевич

    Часть III РУСЬ В СЕРЕДИНЕ XII - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XIII В. О светло светлая и украсно украшена земля Руськая! И многими красотами удивлена еси… Из «Слова о погибели Русской земли» Почто губим Русьскую землю, сами на ся котору деюще? Из речей князей на Любечском съезде 1097 г. (по

    автора Андреев Александр Радьевич

    Часть III Духовно-рыцарские ордена XII-XIII века. К концу XII века вся Европа была покрыта замками. Эту эпоху смело можно было назвать эпохой рыцарства, средневекового военного дворянства, самого привилегированного социального слоя в Европе в середине века. Рыцари стали

    Из книги Монашеские ордена автора Андреев Александр Радьевич

    Часть IV Нищенствующие ордена. XIII – XVI века. В начале XIII столетия католическая церковь оказалась в очень сложном положении, лицом к лицу встав с угрозой не меньшей, с какой она столкнулась во время реформации XVI века. Массовый религиозный подъем XII – XIII веков породил и

    Из книги История России: конец или новое начало? автора Ахиезер Александр Самойлович

    Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

    ЧАСТЬ ВТОРАЯ. УКРАИНА И РУСЬ Мифы современной украинской истории Увы и ах, но современная украинская история в значительной мере построена на мифах, домыслах и весьма вольных трактовках. Несмотря на то, что многие современные украинские историки были живыми свидетелями