Самые большие в мире кладбища кораблей.

Человечество научилось строить корабли тогда же, когда возникли первые государства – в 3 тысячелетии до нашей эры. История судостроения насчитывает около 4000 лет, и столько же лет на дне морей и океанов находят последний причал затонувшие корабли. Историки утверждают, что с X века до н.э. и до середины ХХ века н.э. затонуло минимум 3 миллиона судов.

До изобретения парового двигателя более половины кораблей терпело крушение и тонуло в течение 1-2 лет после начала эксплуатации. Гибли гребные и парусные судна и в морских боях, и в штормах, причем чаще катастрофы происходили из-за сильного ветра и бурь. В ХIХ веке, когда во флотах морских держав парусники были заменены пароходами, а люди научились прогнозировать погоду, количество кораблекрушений уменьшилось.

Две мировых войны в ХХ столетии пополнили список тысячами затонувших кораблей - боевыми и вспомогательными судами, грузовыми и грузо-пассажирскими лайнерами и подводными лодками. Затонувшие судна в единичных случаях подымали на поверхность воды и буксировали в порт.

Большинство погибших кораблей навсегда остались под толщей воды. За 4 тысячи лет в мировом океане образовались кладбища затонувших кораблей – участки дна, где лежат сотни судов, потерпевших крушение в разные века.

На подводных кладбищах соседствуют древнеримские галеры, английские фрегаты, пиратские галеоны, американские пароходы и советские боевые корабли. Подобных мест на судоходных маршрутах не счесть, исследователи морских глубин регулярно находят новые затопленные корабли. Мы расскажем о 7 самых больших кладбищах затонувших кораблей из тех, о которых известно сегодня.

1. Карибское море, район Больших Антильских островов

Судоходные маршруты через Карибское море были проложены после открытия Америки, ведь через него лежит кратчайший путь с акватории Тихого океана к портам Атлантики. Мимо Больших Антильских островов на протяжении 500 лет регулярно проходят торговые, военные и пассажирские суда.


Но погода на Карибском море изменчива, здесь 8-12 раз в год бывают сильные шторма, способные унести на дно большие и средние парусные корабли. Да и пираты в XVI-XIX веках считали это море отличным местом, чтобы поживиться золотом и товарами из торговых судов.

В эпоху «золотой лихорадки» через Карибское море пролегал маршрут, по которому драгоценности из Новой Земли доставляли в Испанию и Португалию. И закономерно, что сотни фрегатов и галеонов, перевозивших золото, подвергались нападениям пиратов.


Точное количество кораблей, лежащих на дне Карибского моря, не установлено. Исследователи утверждают, что там затоплено от 1000 до 3000 судов, минимум 450 из которых – испанские парусники, погибшие в период с 1500 до 1800 года.

На сегодня исследовано максимум 20% затонувших в Карибском море кораблей. И наиболее известными из них являются:

  • Испанский парусник «Сан Антонио», перевозивший золото и драгоценности и погибший во время шторма осенью 1621 года.
  • Испанский галеон «Нуэстра сеньора де ла Консепсьон», затонувший в 1641 году с тоннами золота и драгоценностей на борту.
  • Английский фрегат «Винчестер» с 60 тяжелыми орудиями (пушками), потерпевший крушение в 1695 году.
  • 10 галеонов испанского «Серебряного флота», затопленные в 1715 г., во время сильного урагана.
  • Испанский галеон «Руи», погибший во время шторма в 1733 году.

По мнению кладоискателей, Карибское море – не только большое кладбище затонувших кораблей, но и сокровищница с несметными богатствами. В трюмах покоящихся на дне испанских и английских парусников лежат сотни тонн золота и драгоценностей.

2. Тихоокеанское побережье Микронезии, район островов штата Чуук

В акватории Тихого океана вблизи островов штата Чуук под водой скрыто кладбище военных кораблей. На нем покоятся суда, считавшиеся гордостью японского Тихоокеанского флота. По плану правительства Японии с помощью этих судов должен был осуществиться захват сначала Микронезии и Новой Гвинеи, а затем – Австралии. Но судьба распорядилась иначе.


В 1944 году в оккупированной Японией Микронезии располагалась крупная военно-морская база, где находилось более 100 кораблей 4 Императорского флота. В ходе операции «Хилстон», проведенной 17 февраля 1944 года военно-морскими силами США, база была разгромлена, а японские суда затоплены.


По подсчетам дайверов, в районе остров Чуук покоится 60 крупных и 100 мелких японских военных судов, потопленных американскими военными силами. Помимо кораблей, на этом кладбище лежат и самолеты японских ВВС – минимум 275 истребителей.

Это кладбище затонувших кораблей популярно у дайверов и исследователей Второй Мировой войны. Но и сегодня плавать там не безопасно – на погибших кораблях остались не взорвавшиеся бомбы.

3. Коралловое море, район Большого Барьерного рифа

Кладбище кораблей в Коралловом море вблизи берегов Австралии не меньшее, чем в Карибском море. Главной причиной гибели судов здесь выступали коралловые рифы, на которые корабли натыкались во время штормов и туманов.


Образовалось это кладбище в эпоху колонизации Австралии Британской империей – в XVIII-XIX веках. И 60% судов, лежащих на дне Кораллового моря, когда-то плавали под британским флагом и перевозили товары, драгоценные металлы и семьи колонизаторов.


Затопленные корабли возле Большого Барьерного Рифа обнаружили в конце XX века. На сегодня исследовано менее 10% судов, лежащих на подводных коралловых рифах Кораллового моря. И наибольшую известность получили следующие найденные корабли:

  • Английский военный фрегат «Пандора», затонувший вследствие столкновения с рифом в 1791 году.
  • Бриг «Swiftsure» (бывший «L‘Inconstant», на котором Наполеон Бонапарт в 1815 г. покинул остров Эльба), напоровшийся на риф и ушедший на дно в 1829 году.
  • 109-метровый пассажирский лайнер «Йонгала», погибший в шторме в 1911 году.

4. Побережье Атлантического океана у острова Сейбл

Плавучий остров Сейбл средневековые моряки называли «пожирателем кораблей». Возле него нашли последний причал 400 пассажирских и торговых судов. По наблюдениям канадских смотрителей маяка на острове в XIX веке здесь тонуло в среднем 2 судна в год. А в XVII-XVIII веках катастрофы случались чаще – парусные корабли не могли противостоять штормам, и их выносило на мель.


Причин массовой гибели парусников и пароходов возле Сейбла две: переменчивая погода и скрытые под водой сыпучие пески. Так как холодное Лабрадорское течение здесь сталкивается с теплым Гольфстиром, погода постоянно меняется, и легкий попутный ветер в считанные минуты превращается в ураган. А дно возле Сейбла неровное и покрытое песками, в которые за 2-3 дня полностью затягивало вынесенные ветром на мель корабли.


Из сотен судов, севших на мель возле Сейбла и погибших в сыпучих песках, самыми известными являются:

  • Английский корабль «Френсис», перевозивший вещи герцога Йоркского и погибший в конце XVIII века.
  • Английское судно «Принцесса Амалия», ушедшее на дно в 1801 году.
  • Пассажирский пароход «Штат Виргиния», затонувший в 1879 году.
  • Французский пароход «Ла Бургонь», затонувший летом 1898 года.
  • Пароход «Крафтон Холл», севший на мель и поглощенный песками весной 1898 года.

5. Бискайский залив, ближе к испанскому побережью

Живописный Бискайский залив, простирающийся между испанским и французским побережьем, моряки считают проклятым. Из-за бурных подводных течений и переменчивой погоды в заливе погибло более 200 испанских, турецких, французских и английских торговых судов. Также здесь покоятся и военные фрегаты, потопленные в период англо-французских войн.


Кладбище кораблей в Бискайском заливе собиралось веками, поэтому здесь под водами скрыты значительные сокровища и исторические памятки.


К примеру, из одного корабля удалось поднять на поверхность редкие вина, изготовленные в XVI веке. Стоимость бутылки вина, пробывшей под водой 400 лет, на аукционе достигла цены в 2000 английских фунтов.

6. Пролив Ла-Манш, в районе побережья города Дил

В проливе Ла-Манш в 10 км от британского города Дил находится печально известная всем морякам отмель Гудвина – место, где в период с 1600 по 1991 годы затонуло 2000 судов. Причиной гибели большинства из них выступили сыпучие пески, ломающие и затягивающие в себя корабли, которым «посчастливилось» сесть на мель.


Коварство этого участка Ла-Манша в том, что расположение мелей постоянно меняется и предсказать, какое место кораблям нужно обходить стороной, невозможно. Под действием приливов и отливов пески смещаются, и капитаны парусников, проходя мель Гудвина, полагались исключительно на удачу.

Удача улыбалась не всем, и груженные товарами, золотом и драгоценностями корабли регулярно уходили под воду. Командам и пассажирам гибнущих кораблей спастись удавалось не всегда – по мнению исследователей, здесь встретили смерть 50 000 человек.


Из 2 000 похороненных под водами Ла-Манша судов самыми известными являются:

  • Английский военный корабль «Стайлинг Кастл», погибший в шторме в 1703 году
  • 50-пушечный английский фрегат «Мари», затонувший в 1703 году
  • Пароход «Виолет», ушедший на дно вместе с командой в 1857 году
  • Пароход «Махатта», севший на мель и разломившийся на две части в 1909 году
  • Океанский лайнер «Монтроуз», потерпевший крушение в 1914 году
  • Грузовой корабль «Проспектор», погибший из-за столкновения с круизным лайнером «Чусан» в 1953 году.

7. Эгейское море, район греческого острова Фурни

Кладбище кораблей в Эгейском море археологи нашли в XXI веке. Их поразило количество и разнообразие судов, покоящихся здесь на дне. За 2015 и 2016 годы было исследовано 55 кораблей, и это только незначительная часть подводного кладбища. Самым древним из найденных здесь судов является гребная галера, построенная в VI веке до нашей эры, а самым новым – пароход, затонувший в начале XIX века.


Причина гибели кораблей в Эгейском море – скалистые берега бухт, в которых парусные суда прятались от северного ветра и становились на дрейф. Если направление ветра неожиданно менялось и начинался ураган, находившиеся в бухтах корабли разбивало о прибрежные скалы.

Если сломается фен или миксер, его, не задумываясь, выбросят в мусорку, если выйдет из строя стиральная машинка или холодильник, их отвезут на специальную свалку, а что происходит с кораблями, которые больше не могут служить людям? Если старый корабль относится к экземплярам, которые оставили после себя след в истории, его могут использовать для создания исторических памятников, некоторые судна приобретают для создания в них отелей и развлекательных центров, но бывает такое крайне редко. Что же происходит с остальными? Ведь их не единицы и даже не десятки.

Последняя пристань

Когда корабль впервые спускают на воду - это радостное событие не только для его создателей и членов экипажа. На пристани в такой день обычно собирается огромное количество людей, которые, не имея абсолютно никакого отношения к кораблестроению и мореходству, очень активно принимают участие в празднике и считают себя его частью. Люди радуются, пьют шампанское, желают всего наилучшего экипажу и самому судну. Пройдет совсем немного времени и на воду спустят новый корабль, потом следующий и следующий…. А куда же денется старый корабль? Что будет с ним? Ответ очевиден - как только стоимость обслуживания судна перестанет окупаться, его выведут из эксплуатации и он станет частью ближайшего кладбища кораблей.

Основная причина возникновения

Откуда берутся эти своеобразные свалки? Почему они возникают и так распространены по всему миру? Корабль - очень дорогое строение. Конечно, при соответствующем обслуживании срок его эксплуатации довольно долог, однако стоимость некоторых поломок такова, что иногда проще построить новый корабль, чем отремонтировать старый. Если действовать по правилам, то разборка негодного судна должна производится в определенных условиях труда и за довольно большую оплату, однако в реальности заниматься этим никто не хочет. Именно поэтому судовладельцы часто просто выводят негодный корабль в зону так называемых кладбищ и оставляют его там.

Немного истории

До 60-х годов 20 века утилизацией корабля, вышедшего из эксплуатации, должен был заниматься его владелец. То есть построившее его предприятие и разбирало в последствии непригодное судно на части. Однако это было настолько материально невыгодно, что официальные владельцы кораблей предпочитали за бесценок отдать их, чем тратить время на разборку и деньги на оплату труда рабочим. Объясняется это просто - кораблестроители имеют неплохой и стабильный доход, работая в нормальных условиях труда и не подвергая свою жизнь опасности, а разбор судна фактически ничего не стоит, хотя проводится в тяжелых условиях и иногда с риском для жизни.

Заработок для жителей Бангладеш

Если бы не кладбища кораблей, жители Бангладеш не имели вообще никаких способов к существованию. Официально разборки суден там не происходит. Их просто выводят на берег, но, по сути, всем известно, что как только корабль причалит, его в ближайшее же время разберут на мельчайшее части местные жители. Международная организация защиты труда пытается запретить заниматься им этим делом, ведь условия труда абсолютно не соответствуют общественно принятым требованиям, но сами работники выступили против. Ведь если они будут лишены возможности посещать кладбища кораблей, то их семьям просто будет нечем питаться.

Один из основных видов деятельности

Примерно так же ситуация обстоит во многих других странах, где есть дешевая рабочая сила. Военные корабли в такие страны, как Индия, Пакистан, Индонезия и прочие, на разборку привозят редко. Разве что если судно было серьезно повреждено и не имело ценности для своего государства, но это, скорее, исключение, чем правило. Чаще всего речь идет об отработавших свое рыболовецких и парусных судах. Именно они в итоге попадают на кладбище кораблей. Пакистан является одним из центров утилизации суден, и большинство проживающих в этой стране работают именно в данной отрасли.

А как в других странах?

Что происходит с 90% вышедших из эксплуатации суден у берегов стран Индии, Пакистана, Бангладеш и Индонезии мы выяснили, а куда же деваются оставшиеся 10%? В некоторых странах, например, в России, кладбища кораблей привлекают огромное количество туристов, путешественников и местных жителей и из поступивших на утилизацию суден лишь малая доля разбирается на части, а большинство специально поддерживают в относительно удовлетворительном состоянии, чтобы желающие могли полюбоваться этими величественными судами.

Известные кладбища кораблей России

Огромное количество списанных барж и небольших судов можно увидеть в районе Затон города Новосибирска. Это так называемое кладбище кораблей. Новосибирск имеет одну из крупных судостроительных компаний, которая расположена рядом с этим заброшенным портом, а пришвартованные корабли являются неиссякаемым материалом для работы. Конечно, повторно никто из этих плавательных суден моря не увидит, но вот часть деталей довольно активно используется в ремонте.

Было бы удивительно, если бы в списке городов, имеющих кладбище кораблей, Мурманск не нашел свое место. В этой столице рыболовства имеется сразу несколько таких пристаней. Одно из них находится возле рыболовного комбината. Здесь можно увидеть и небольшие суда и китобои.

В североморском округе Мурманска можно увидеть деревянные корабли, которые находятся здесь уже практически столетие. Останки двенадцати судов находятся в очень живописном заливе и в сочетании с красотой окружающей природы производят на путешественников просто незабываемые впечатления.

Известным из-за того, что в нем расположено кладбище кораблей, Краснодар является мало кому, однако если все-таки какие-то дела привели человека в этот город, посмотреть на бороздившие речные просторы суда не помешает. Это одно из самых чистых мест последней стоянки водных суден и одно из наиболее посещаемых туристами незапланированных экскурсоводами мест.

Судьба военных кораблей

Мало кому удается встретить военные корабли среди заброшенных судов. Это относится не только к России, но и к любой другой стране. Причина понятна. Секретные разработки даже прошлого времени раскрывать ни одна страна не захочет, поэтому такие суда разбираются на части в кораблестроительных компаниях с особым уровнем секретности. Кроме этого, военное судно всегда будет отличатся от других типов водного транспорта в плане качества, поэтому даже лишенное основного предназначения из-за возраста судно может использоваться еще довольно долго, например для патрулирования границ, а детали даже самого старого судна обязательно получат новую жизнь в современных моделях.

Мечта многих

Кладбище затонувших кораблей - это места для любителей острых ощущений. Чего только не надеются найти ныряльщики, и даже по прошествии большого количества времени им то и дело улыбается удача. Только по приблизительным подсчетам более трех миллионов судов покоится в водных глубинах. Затонувшие корабли привлекают путешественников не только завесой тайны. Многие действуют гораздо прагматичнее. Они просто ищут сокровища.

Однако если местность в районе не представляет опасности, к местам таких захоронений очень часто организовывают экскурсии. Увидев своими глазами затонувшее судно, человек испытывает просто незабываемые эмоции.

Самые большие места затонувших судов находятся в США (мыс Хаттерас), в районе блуждающего мыса Сейбл в Канаде, в Великобритании (мель Гудвина), в Балтийском море (Россия), в Карибском море возле Больших Антильских островов, возле Большого барьерного рифа в Австралии. Затонувшие суда хранят массу секретов, а водные глубины, скрывающие их, с каждым годом привлекают все большее количество туристов.

Проблема всего мира

Кладбища кораблей находятся по всему миру. Мы назвали только самые известные и крупные из них. Учитывая огромное количество заброшенных судов, которые часто имеют в своем составе токсичные вещества, поступающие со временем в почву и воду, проблема утилизации данного типа продукции стоит очень остро во всем мире.

С другой стороны, вызывают опасения условия труда рабочих, которые, находясь в безвыходном положении и не имея никаких средств к существованию, вынуждены идти на разборку кораблей, чтобы прокормить свою семью. Кроме изнурительного труда практически ежедневно на кладбищах кораблей травмируются и даже гибнут люди. На работу их, естественно, никто не оформляет, поэтому ни страховки, ни социальных выплат семья, лишившаяся единственного кормильца, не получает.

Всему миру известна эта проблема, однако решение ее пока не найдено.

Создания заводов для утилизации не предвидится, так же, как и обеспечения нормальных рабочих мест для жителей стран так называемого третьего мира.

Кладбища кораблей, даже несмотря на очень заброшенное состояние судов, имеют некую атмосферу, которая притягивает романтически настроенных людей. Возможность просто побыть рядом с ними, заглянуть в трюмы, пофантазировать на тему приключений оставляет незабываемый след в душе каждого.

Корабли и лодки - древнейшее изобретение. От античности до современности великие державы стремились иметь хорошие выходы к морям и океанам. Это значительно облегчало торговые отношения. Но рост количества авиаперевозок и снижение массового судостроения превратили берега, одинокие бухты и верфи в призраки былого величия морских судов. Сейчас, такие места - хорошая тема для статейки.

Хотя зачастую корабли разбирают на металлолом, многие остаются ржаветь в одиноких бухтах, отмелях и верфях. Между тем, ржавчина от кораблей загрязняет воды и становится явным признаком загнивающей индустриальной эпохи страны. (Ниже рождение, жизнь и смерть брата близнеца "Титаника" круизного лайнера "Британик").

Большой лайнер, как Титаник или Британик, а особенно их смерть романтизирована Голливудом, но жизнь и смерть торговых и военных судов не такая уж и романтичная. Части корабли, покрытые ржавчиной, стоят в доках и тихих бухтах. Некоторые наполовину погрузились под воду, некоторые ещё держатся.

Авианосцы и линкоры являются одними из самых впечатляющих кораблей, но и их жизнь не вечна. Например, советские крейсер Мурманск, пошел ко дну в 1994 году во время буксировки на слом в Индию, а немецкий крейсер Гинденбург, был сознательно затоплен в Скапа-Флоу, у Оркнейских островов. Авианосцы, по своим размерам, могут сравниться разве что с морскими танкерами, и вот поэтому их смерть не остается незамеченной общественностью. Французы например не отдали свой авианосец на слом в Индию

А вот авианосец Орискани успешно затопили недалеко от Австралии... Теперь это место считается лучшим местом для дайвинга.

Конечно, Орискани был подвергнут тщательной очистке до погружения, для защиты от будущих экологических проблем. А вот когда сухогруз New Flame столкнулся с танкером в Гибралтарском проливе, первой задаче стало спасение экосистемы. К сожалению, в какой-то момент корабль разломился пополам.

Корабельных кладбищ сегодня намного меньше, чем лет так 10 назад. Всё из-за ужесточения экологических норм. Корабельное кладбище на Staten Island на данный момент является самым популярным и посещаемым местом среди себе подобных. Вот так кладбище кораблей можно превратить в диснейленд для взрослых мальчиков

Сидим в гостинице в Хиве, через 15 минут мы отправляемся на ночные съемки машины для Сузуки, а потом до утра будем готовить пост про сегодняшний день. Уже пятый день мы не спим ночами, чтобы вы могли читать наши заметки, находить опечатки, замечать грязь на матрице, тыкать на фактические ошибки. Но мы не унываем. Еще 10 дней мы будем спать урывками в машине, ночами писать посты, делать в тексте опечатки и фактические ошибки, а еще нам нечем почистить матрицы (. Сегодня заключительная часть про Аральское море.

Проснулись в 5 утра от жуткого холода. Пошли снимать рассвет на море.

Местные метеорологи пытаюсь замереть, как изменяется уровень моря. Только уровни они поставили в ил и они двигаются.

У Аральского моря аномально высокая соленость - в некоторых частях она достигает 200 г/л (для сравнения, соленость Мертвого моря около 300 г/л). Такая вода не замерзает даже в сорока градусный мороз.

На Аральское море мы приехали вместе с учеными из Института океанологии имени П. П. Ширшова РАН, они приехали чтобы взять пробы воды. По плану рано утром они должны были выйти на лодках, чтобы взять пробы, но сильнейший ветер не позволил этого сделать, пришлось с помощью научного прибора "ведро" брать воду у берега. На фото заместитель директора ИО РАН, доктор географических наук Петр Завьялов делает замеры.

Океанологи ехали с большим комфортом на Тайота Лэнд Крузер, их машина постоянно чиркала задним мостом о колею.

Вот такие тут ползают змеи.

Пора отправляться обратно, на высохшее дно Аральского моря. Мы едем в Муйнак.

Историческая справка:
В 40−е годы XX века СССР начал реализацию амбициозного проекта по забору воды на орошаемое земледелие из рек Амударья и Сырдарья. Очень быстро экономика среднеазиатских республик взлетела на небывалые высоты. Но через 20 лет успех обратился в экологическую катастрофу.

В 60−е годы из-за чрезмерного забора воды из Амударьи и Сырдарьи уровень Аральского моря начал падать. За 40 лет площадь четвертого по величине озера в мире сократилась на три четверти, а соленость выросла в 15 раз.

В 1989 году озеро разделилось на две части - Большой и Малый Арал. Строительство в 2005 году Казахстаном Кокаральской дамбы окончательно отделило Малый Арал от Большого. Теперь все воды Сырдарьи поступают только в Малый Арал. Поэтому в Большом Арале ситуация сложилась печальная. Он постепенно высыхает. Сначала Большой Арал разделился на две части – восточную и западную. В 2008 году восточная часть Арала практически полностью высохла. Сейчас территория Восточного Арала – сухое дно, покрытое солью. Западный Арал еще жив.

Теперь это совершенно мертвое пространство, здесь нет даже птиц.

Для предотвращения пыльно-соляных бурь на дне бывшего моря высадили кусты саксаула. Несмотря на обилие кустов, мы попали именно в такую бурю. Воздух заволокло мелкой взвесью песка и соли. Те места, где саксаул прижился, стали образовываться фитобугры. Корневая система растения укрепляет почву, а вокруг ветер ее выдувает. В некоторых местах высота таких бугров достигает 2-х метров. В середине 90-х поселки на берегу засыпало песком до подоконников, сейчас ситуация улучшилась.

В этом месте глубина моря была 20 метров. До "старого" берега сейчас 50 км, а до "нового" 70.

Сначала мы ехали по дну бывшего моря, но вскоре дорога пошла по искусственной насыпи. Оказывается эти насыпи делают китайцы. Они разрабатывают здесь газ а, чтобы зимой дороги не заносило, делают насыпи.

В 2008 году компанией «Петро Альянс» были проведены разведочные работы по поиску нефти и газа на бывшем дне Аральского моря; результат оказался положительным. Газ здесь высокого качества, с минимальным содержанием сероводородов.

На вагончиках надписи на русском и китайских языках. Здесь работают китайцы.

Экологические катастрофы всегда связаны с катастрофами экономическими и социальными. Сейчас ситуация благополучна лишь на территории Казахстана, прилегающей к Малому Аралу. Здесь быстрыми темпами развивается рыболовство, работают рыбоперерабатывающие комбинаты.

Песчаные барханы уже вплотную подошли к деревне, дорогу засыпает.

Скоро эта деревня может погибнуть, бороться с песком невозможно.

Что касается Большого Арала, то людей там практически нет. Все населенные пункты, крупнейший из которых узбекский город Муйнак, оказались далеко от берега. Постоянный рост безработицы из-за того, что пришло в упадок сельское хозяйство и закрылись порты, высокие уровни заболеваемости населения и детской смертности – вот все, что осталось от некогда процветавших регионов.

На месте бывшего порта сейчас памятник Аральскому морю. Раньше здесь был памятник Великой Отечественной Войне, но его перенесли в центр деревни. Место было выбрано не случайно. Во время войны здесь был причал, откуда призывников отправляли на фронт. Их собирали по окрестным деревням и на баржах везли в Аральск, откуда после трехмесячной подготовки посылали на Сталинградский фронт. Матери солдат пытались сопровождать баржи на лодках, некоторые тонули в шторм.

Как рассказывают очевидцы, первый раз море отступило за ночь на 30 метров в 62 году. Люди были поражены, но они не представляли, что море может уйти на 180 км.

Первое время люди пытались рыть канал, чтобы соединить порт Муйнака с открытым морем. Длина канала составила 22 км, но бороться с природой было бесполезно, вода уходила слишком быстро, много кораблей так и осталось на берегах канала.

Большинство этих кораблей жители распилили на металлолом, часть удалось спасти, теперь они стоят на месте бывшего пирса.

Муйнак имел очень важно логистическое значение в системе снабжения средней азии. В Аральске был огромный контейнерный порт, оттуда контейнеры с железной дороги грузили на корабли и отправляли в Муйнак, а дальше по всей Средней Азии.

Сегодня от Муйнака до Аральского моря более 50 км.

В Муйнаке сейчас дивет 3-5 тысяч человек, из них всего 11 русских семей. На русском большинство населения не разговаривает или знает его крайне плохо, хотя многая реклама на русском. Сейчас русский язык очень востребован, в школах открывают русские классы, люди покупают спутниковые тарелки, чтобы смотреть российские каналы.

Но, пора возвращаться домой! Дорога от Муйнака до Нукуса - 200 км приличного асфальта, доезжаем за 3 часа.

Кхе, кхе... Я бы назвал эту фотографию "Первое свидание". "Жених", когда увидел, что я снимаю, показал средний палец и ушел.

Обязательно прочитайте пост


Кладбище старых кораблей.
Свой последний приют обретают не только люди и все остальные живые организмы, но и все то, что человек создал своими руками. Исключением здесь не является и многочисленная техника, разнообразные транспортные средства, которые рано или поздно приходят в негодность. Подобно людям, у машин есть свои собственные кладбища. Далеко не каждая из них сразу попадает на утилизацию, а некоторые ждут ее уже долгие десятилетия.

1. Кладбище якорей в Португалии



Якоря собрали и выставили в стройные ряды.
В Португалии, недалеко от Тавиры на острове была некогда большая и процветающая рыбацкая база. Тамошние рыбаки в лучшие времена промышляли тунцом и сардиной. Однако со временем, рыбные ресурсы были исчерпаны, и база пришла в упадок. Случилось это еще в 1968 году. Рыбаки бросили едва ли не все на месте: снасти, корабли и якоря. За десятилетие большая часть всего или сгнила или была утилизирована, кроме якорей. Со временем на Тавире расцвел туристический бизнес и якоря, разбросанные по всему побережью, были собраны и составлены в огромную композицию-кладбище, став, таким образом, местной достопримечательностью.

2. Кладбище такси в Поднебесной



Рост экономики спровоцировал упадок рынка такси.
Еще не так давно, самым популярным видом транспорта в Китае было такси. На их долю приходилось почти 80% всего городского транспортного трафика! Изменилась ситуация благодаря стремительному экономическому росту Поднебесной, который радикально увеличил число активных потребителей, каждый из которых уже мог позволить себе личный . Не сложно догадаться, что у многих китайских таксопарков тогда началось сокращение, а некоторые и вовсе закрылись. Часть машин была, конечно, продана, однако большая – просто выброшена на свалку. Никто не хотел брать на вторичном рынке вчерашнее такси, тем более китайского производство. Так и появилось еще одно кладбище машин. Расположено оно в городе Чунцин.

3. Кладбище кораблей в Нуадибу



Суда выбрасывали прямо в порту за взятки.
В Мавритании, во втором по величине городе страны Нуадибу находится одно из самых масштабных в мире кладбищ кораблей. Кладбище это, к слову, появилось неофициально и даже незаконно. Начиная с 80-х годов, руководство местного порта начало разрешать оставлять никому не нужные корабли на пляже или прямо в воде, около порта. Само собой, разрешение давалось за определенное «вознаграждение». Случилось это, к слову, сразу после национализации в стране рыбной промышленности. А так как город Нуадибу является еще и одним из самых бедных мест в мире, многие люди стали жить в брошенных и никому ненужных кораблях.

4. Кладбище поездов в Боливии



Поезда стояли со времен упадка горнодобывающей промышленности.
Если вы когда-нибудь решитесь отправиться в Боливию, то знайте, что в южной части страны, самой главной туристической достопримечательностью является тамошнее антикварное кладбище поездов. Расположено кладбище примерно в трех километрах от города Уюни. Как можно догадаться, в своем славном прошлом, город Уюни был центром распределения поездов. По этой причине он лежит на множество путей. Поезда занимались преимущественно доставкой полезных ископаемых к портам. Строились линии поездов британскими инженерами в конце XIX столетия. Но после того, как горнодобывающая промышленность в городе рухнула из-за исчерпания ресурсов, поезда оказались не нужны. Позднее власти превратили это кладбище техники в музей под открытым небом.

5. Кладбище танков в Афганистане



Мрачное наследие войны.
На окраине города Кабул, что в Афганистане можно найти огромное кладбище военной техники, преимущественно советской, которая была оставлена здесь еще в 80-е годы прошлого столетия. Из-за того, что в Афганистане на сегодняшний день очень слабо развит утилизирующий сектор промышленности, есть все основания полагать, что вся эта техника так и продолжит стоять никому не нужной. Впрочем, местные власти регулярно ищут на кладбище технику, которая может быть отреставрирована. Такие машины ремонтируют и возвращают на службу в правительственные войска, действующие против талибов.

6. Кладбище кораблей в Муйнак



Корабли увязли в песчаных ловушках.
В 70-х годах XX столетия, город Муйнак, что в Узбекистане был очень оживленным местом с процветающим рыболовным хозяйством. Был единственным портовым городом страны. Однако сегодня город в упадке из-за стремительно отступающей береговой линии Аральского моря. Именно из-за осушения моря, сегодня можно видеть старые борта кораблей, застаревшие в пущенных капканах. Большинство из них уже в 150 километрах от воды!

7. Кладбище самолетов в США



Пустыня прекрасный консерватор.
Пустыня – лучшее место, для надежного хранения чего-то, что может очень быстро испортится. Во всяком случае, если это «что-то» разнообразная техника. Именно так подумали американцы и организовали в пустыне Мохаве огромное кладбище самолетов. Расположено оно недалеко от одноименного пустыне аэропорта и в 100 км от Лос-Анджелеса. Жара пустыни прекрасно бережет останки самолетов от ржавчины. Часть самолетов здесь разобрана на запчасти, однако некоторые просто законсервированы и могут быть введены в эксплуатацию повторно. Свозить технику на это кладбище стали с 70-х годов XX века.

8. Кладбище кораблей Читтагонг



Ад для кораблей.
Это место стоило бы назвать не «кладбищем», а адом для кораблей. Сюда попадают ненужные суда со всего мира. Единственное отличие от перечисленных выше мест заключается в том, что в Читтагонге суда действительно активно утилизируют. Однако, место это очень страшное. Рабочие трудятся здесь за гроши, а техника безопасности так и вовсе не соблюдается.