Сценарий деловой игры по функциям управления. Деловые Игры (примеры)

Деловая игра - это имитация реальной производственной (управленческой или экономической) ситуации. Создание упрощенной модели рабочего процесса позволяет каждому участнику в реальной жизни, но в рамках определенных правил, сыграть какую-либо роль, принять решение, совершить действия.

Метод деловой игры

Деловые игры (ДИ) являются эффективным методом практического обучения и применяются довольно широко. Они используются как средство познания в менеджменте, экономике, экологии, медицине и других областях.

Активно применяться в мире для изучения науки управления ДИ стали с середины XX века. Весомый вклад в развитие игровых технологий привнесли С.П. Рубинштейн, З. Фрейд и другие ученые.

Данный метод позволяет смоделировать объект (организацию) или сымитировать процесс (принятие решений, цикл менеджмента). Производственно-хозяйственные ситуации связаны с подчинением вышестоящим, а организационно-управленческие с руководством отделом, группой, сотрудником.

Перед игроками можно поставить разные цели, для достижения которых они используют знания основ социологии, экономики, методов управления. Итоги игры будут связаны со степенью достижения целей и качеством управления.

Классификация деловых игр

ДИ можно классифицировать по многим признакам.

Отражение реальности

Реальные (практика)

Теоретические (абстрактные)

Уровень сложности

Небольшой (одна задача, небольшая команда игроков)

«Морской бой», «Аукцион», «Кроссворд», «Кто больше знает», «Презентация»

Имитационная игра

Имитация практики. Участники вместе или индивидуально решают задачу.

«Этика менеджера», «Сплетни на фирме», «Как удержать сотрудника от увольнения?», «Шантаж»

Инновационная

Направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации.

Тренинги по самоорганизации, мозговой штурм

Стратегическая

Коллективное создание картины будущего развития ситуации.

«Создание нового продукта», «Выход на новые рынки»

Все вышеперечисленные технологии и примеры деловых игр взаимосвязаны. Рекомендуется использовать их в комплексе для эффективной практической деятельности участников и достижения поставленных задач.

Как организовать игру?

Игры осуществляется по определенным правилам.

  1. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями.
  2. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение.
  3. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.
  4. Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

  1. Подготовительный этап. Выявление проблемы, выбор темы и определение задач. Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.
  2. Ввод участников в игровую ситуацию. Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.
  3. Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.
  4. Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

Проведение деловой игры может быть связано с большим количеством этапов. В ходе проведения игры участникам предстоит определить проблему, рассмотреть и проанализировать ситуацию, выработать предложения по решению проблемы. Завершают работу обсуждение хода игры и пожелания.

Деловая игра «Производственное совещание»

В управлении производством моделирует активная деловая игра по менеджменту. Пример включает в себя характеристику и сценарий деловой игры «Производственное совещание». Проводится в конце курса «Менеджмент», когда студенты уже имеют представление о принципах управления и роли процесса производства.

Участники игры:

  • сотрудники предприятия (7 человек). В совещании участвуют директор, заместитель по производству, начальник технического отдела, начальник цеха сборки, начальник токарного цеха, бригадир, секретарь;
  • группа экспертов (10 человек).

Паровозоремонтный или машиностроительный завод (организация любого профиля со средней или небольшой численностью персонала). Владельцами предприятия не так давно был поставлен новый директор. Он был представлен коллективу и менеджерам завода. Директору предстоит провести оперативное совещание впервые.

План игры «Производственное совещание»

Сценарий деловой игры

Вводная часть

Вступление. Цели и тема игры.

Игровая ситуация

Ознакомление с ситуацией на фирме.

План подготовки к совещанию

  • Рраспределение ролей (7 сотрудников и 10 экспертов)
  • ведущий организует информирование участников игры с на совещании.
  • удаление директора на время в другой кабинет «по производственной» необходимости.
  • далее ведущий доводит до участников информацию о поведении сотрудников на совещании (из характеристик). Присутствующие на совещании отнеслись к новому начальству со скептицизмом и недоверием.

Совещание

Выступление директора, реакция и вопросы от начальников.

Дискуссия и

коллективное обсуждение вопросов.

Каким будет поведение директора на совещании?

Что он может сказать или сделать для налаживания деловых контактов с сотрудниками?

Какие он может принять при подведении итогов первого оперативного совещания?

Подведение итогов

Выводы от экспертов, от участников игры. Самооценка. Решили ли поставленные задачи, достигли ли целей?

Ролевая игра

Вхождение в производственную ситуацию в определенной роли - это интересная деловая игра. Примеры для студентов могут быть самыми разнообразными. Стоит только подключить фантазию.

  1. Ролевая игра «Собеседование». проводит собеседование в виде интервью с соискателем. Вакантная должность - менеджер по продажам. Перед игрой участники читают биографию и характеристику своего героя. После изучения документов (10 минут) руководитель начинает собеседование. При подведении итогов оценивается, как начальник провел собеседование и интервью, проанализировал информацию в документах, какое решение принял. Соискатель оценивает работу руководителя.
  2. Ролевая игра «Конфликтный клиент». Игра проводится в парах. Начальник отдела отвечает на звонок разгневанного клиента по телефону. Клиент высказывает претензии по поводу качества товара. Оценивается, сможет ли менеджер справиться с конфликтной ситуацией и построить разговор должным образом.
  3. Ролевая игра «Оценка профессионализма сотрудника». Игрок с позиции руководителя оценивает деятельность работника, используя информацию об эффективности работы коллектива. На основе данных он заполняет аттестационную форму и готовится к интервью с работником. Обдумывает, как построить беседу, какие вопросы задать. В роли работника может быть молодой специалист, женщина с двумя детьми, передовой сотрудник и другие. В итоге оценивается то, как игрок формулировал вопросы, выделил главное.

Стратегическая деловая игра. Примеры для студентов

Стратегическая игра «Трикотажная фабрика «Стиль»». Руководство трикотажной фабрики планирует расширение рынков сбыта. Для этого требуется производить более качественную и востребованную продукцию. Кроме того, планируется запустить несколько новых технологических линий.

Уже давно планировалось заменить оборудование в нескольких цехах. Проблемой стал недостаток финансовых ресурсов, связанный с крупной дебиторской задолженностью. Какая стратегия является приемлемой в данной ситуации? Что может предпринять руководство завода? Прогноз на основе данных таблицы. Несколько показателей финансово-хозяйственной деятельности рекомендуется представить за три года.

Примерные темы игр по менеджменту

Примеры деловых игр

Групповая дискуссия

«Принятие управленческих решений. Выбор кандидатуры на должность директора»

«Организационная культура студентов колледжа»

«Цикл менеджмента в учебном заведении»

Ролевая игра

«Аттестация персонала»

«Как попросить прибавку к зарплате?»

«Переговоры по телефону»

«Заключение контракта»

Эмоционально-деятельностная игра

«Этика делового общения. Служебный роман»

«Конфликт между начальниками отделов»

«Деловое общение. Увольнение сотрудника»

«Справиться со стрессом»

Имитационная игра

«Эффективность контроля»

«Разработка бизнес-плана»

«Деловое письмо»

«Подготовка годового отчета»

Метод игр и метод кейсов

При планировании деловой игры рекомендуется сочетать разные ее формы. Игра может содержать кейсы (ситуации). Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков.

Таким образом, кейс - это модель определенной ситуации, а деловая игра - модель практической деятельности.

Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Как известно игра является неотъемлемой часть жизни ребенка. Играя и примеряя на себя различные роли и ситуации, он познает мир и учится с ним взаимодействовать. Однако игры полезны не только для детей. Им отводиться особая роль, как в становлении личности взрослого человека, так и развитии бизнеса и эффективности менеджмента.

Тренинги по менеджменту являются активной формой обучения, которая с помощью моделирования управленческих, экономических и психологических ситуаций позволяет приблизить игроков к реальным жизненным ситуациям и закрепляет их практические навыки. С помощью деловых игр развивается профессиональное творческое мышление, умение выделить проблему и решить ее в условиях значительно ограниченного времени. Также деловые игры по менеджменту позволяют сплотить коллектив и приобрести навыки работы в команде.

Практикум по менеджменту. Деловые игры

Деловая игра помогает решать экономические, управленческие и психологические задачи, путем моделирования ситуации и с помощью использования правил поведения участников. Как правило, деловая игра по менеджменту делится на четыре составляющих:

  1. Ознакомление участников с задачами и условиями и целями самой игры.
  2. Инструктаж участников на счет порядка проведения игрового сценария.
  3. Разделение участников на ролевые группы и непосредственно сам процесс игры.
  4. Анализ и оценка хода игры и ее результатов.

Деловые игры делятся на две составляющих по степени психологического влияния на игроков – по форме и по содержанию. В первом случае можно говорить что эффект от игры достигнут ожидаемых результатов, если игроки понимали суть происходящего процесса. Во втором случае цель игры считается достигнутой, если участников удалось убедить в том, что варианты развития организации реалистичны и их можно смело применять на практике. Также существует разделение игр по той сфере, в которой организации необходимо отработать проблемы и пути их решения. Существует две основных сферы, в которых проводятся тренинги – инновационная и финансовая.

Деловая игра по инновационному менеджменту позволяет решить многие задачи, связанные с инновационными проектами. Например:

  • составление себестоимости одного конкретного вида продукции;
  • формирование денежных потоков в операционной и инвестиционной деятельности;
  • расчет показателей эффективности инновационного проекта: индекс доходности, внутренняя норма доходности, чистый дисконтированный доход, а также срок окупаемости капиталовложений;
  • анализ результатов и выводы относительно эффективности инновационного проекта.

Деловые игры по финансовому менеджменту включают в себя все вопросы касающиеся финансов. Например, такие как управление капиталом и денежными потоками, зарплатная и дивидентная политика. Темы таких деловых игр могут иметь различные варианты, но все они, так или иначе, являются современными и актуальными. Например – интернет-технологии в экономике или финансовая психология.

Эффективность деловых игр в первую очередь зависит от их сценария. На Западе многие консалтинговые агентства предлагают свои услуги по развитию компании с помощью деловых игр по менеджменту. Основу всех сценариев составляет обыгрывание ситуаций, которые могут произойти в компании, и учет ошибок с последующим выбором вариантов развития компании. Наиболее часто деловые игры в своих коллективах используют крупные компании, которые стараются как можно быстрее адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям рынка и внешней среды. Значимость сценариев зависит от степени разработанности сценарной модели. Как правило, все сценарии берутся из реальных жизненных ситуаций.

Наиболее известными разработчиками деловых игр по менеджменту являются компании «Инфорт» г. Москва (игра «Бизнес курс» - моделирование управления предприятия в различных экономических условиях), «Ижица» г. Пенза (игры «Брокер», «Рынок»), «ИНРЭКО-ЛАН» совместно с Владимирским университетом («Управление супермаркетом»), и компания КОББИ г. Москва («Маркетинг», Экономический анализ» и другие).

Рынок деловых игр постоянно растет и пополняется новыми изобретениями. Ежегодно проводятся конференции, инициатором которых является международная ассоциация по имитационному моделированию и играм – ISAGA. В Росси такие конференции тоже уже стали традиционными. И если у руководителя компании появляется заинтересованность в деловых играх, провести их внутри коллектива на сегодняшний день не составляет никакого труда.

Что такое деловая игра? Специафика организации деловой игры на учебном занятии в вузе. Чем отличается деловая игра от тренинга? Пример трех деловых игр в курсе “Деловое общение/Деловые коммуникации”.

Деловая игра – это имитация рабочего процесса, его моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации. Это метод закрепление теоретического материала, полученного в курсе “Деловое общение”/Деловые коммуникации”.

Основные признаки качественной деловой игры как метода обучения:

Цели деловых игр:

  1. обучение через моделирование рабочего процесса;
  2. формирование профессионального менталитета;
  3. мотивация обучающихся;
  4. тренировка навыков принятие управленческих решений;
  5. оценка обучающихся.

Отличие деловой игры от тренинга

Игра моделирует весь рабочий процесс от начала до конца (например, организация и проведение делового совещания), а тренинг затрагивает отдельный аспект процесса (например, психолингвистические аспекты деловой речи).

Игра имеет ограничение по времени (начало и конец), а тренинг не всегда имеет четкие границы.

В игре отрабатывается совокупность навыков, а тренинг направлен на отработку одного навыка.

В игре всегда есть победители и проигравшие, а тренинг нацелен только на личностные показатели.

В игре всегда есть конкретная цель, прийти к которой можно только с помощью эффективных решений, а тренинг не всегда имеет четкие цели.

Примеры деловых игр

Деловая игра «Поручение задания подчиненному».

Цель задания – провести деловую беседу с подчиненным по поводу поручения производственного задания:

  • задание традиционное, плановое;
  • задание экстремальное, внеплановое.

Подготовка к игре . В игре участвуют руководитель и подчиненный . Группа выступает в качестве наблюдателя. Исполняющему роль руководителя необходимо продумать возможное задание и выбрать должностное лицо (например, экономиста, специалиста по пожарной безопасности, инспектор по пожарному надзору и пр.), которому оно будет поручено.

Затем следует подготовиться по содержанию деловой беседы:

  • объяснить задание и проинструктировать подчиненного;
  • довести задачу до стадии понимания подчиненным ее сути;
  • мотивировать подчиненного к добросовестному и качественному выпол­нению задания.

При доведении задачи до сознания подчиненного руководитель должен до­биться, чтобы подчиненный четко себе представлял, что, когда, каким образом, в каких условиях, какими силами и какими средствами, к какому сроку, с каки­ми конечными результатами нужно сделать порученное задание.

В ходе деловой беседы руководитель должен получить ответы на следующие вопросы (чтобы принять правильное решение):

  1. Сможет ли данный подчиненный выполнить предлагаемое задание?
  2. Желает ли он выполнять данное задание?
  3. В каком инструктировании и в какой степени он нуждается?

Исполняющему роль подчиненного (из числа обучаемых) дается установка на отказ от выполнения задания. В качестве аргументов отказа используется недостаточная профессиональная компетентность. Такая установка позволит исполняющему роль руководителя применить психолого-педагогические и ком­муникативные приемы воздействия на подчиненного, формируя у него пси­хологическую готовность к выполнению задания. Кроме того, признание под­чиненного в некомпетентности, спровоцирует руководителя на инструктаж.

Организация игрового занятия

Исполняющий роль руководителя проводит деловую беседу с подчинен­ным в двух вариантах: сначала плановое задание, затем – экстремальное, т. е. внеплановое. Каждая беседа длится от 15 до 20 минут. Роли исполни­телей могут разыграть желающие из числа обучаемых.

Остальные участники выступают в роли компетентных судей. Их цель – анализ результатов проведения деловой беседы, инструктажа и использованных коммуникативных приемов. После разыгрывания прово­дится дискуссия, в которой задействованы все участники.

Предварительная подготовка к деловой беседе – поручение задания

  1. Придумайте и сформулируйте в виде управленческого решения задание, а также условия, необходимые для его реализации.
  2. Поставьте перед собой цели предстоящего разговора.
  3. Заранее составьте план беседы, продумайте время, место и организационные условия ее проведения.
  4. Продумайте начало беседы, ввод собеседника в разговор, условия создания атмосферы полного доверия.
  5. Подготовьте вопросы к подчиненному, выяснение которых поможет достичь поставленной цели.

Примечание: для выполнения этого задания исполняющему роль руководителя отводится 10 минут.

Ход: пригласите к себе подчиненного и объявите ему причину вызова.

  • Объясните смысл работы, которую необходимо выполнить подчиненному, и спросите его, сможет ли он справиться с ней.
  • Ответьте на все вопросы подчиненного относительно предстоящей рабо­ты; если необходимо, покажите ему, как он это может сделать.
  • Объясните требования в отношении сроков выполнения данной работы и информирования вас о ходе ее выполнения.
  • Попросите подчиненного повторить задание или спросите, с чего он со­бирается начать.
  • Проявите доверие к способностям подчиненного, используйте прием «авансированная похвала».
  • Используйте коммуникативные приемы с учетом психотипа подчиненного. В случае отказа подчиненного от выполнения задания выясните причины отказа, попытайтесь их устранить, мотивируйте специалиста с учетом его личных ожиданий, доведите беседу до конца.
  • Завершите беседу конкретным решением и действиями.
Таблица “Качество беседы”

Деловая игра «Совещание»

Цель деловой игры - приобретение навыков в организации подготовки и проведения деловых совещаний с максимальной эффективностью.

Порядок проведения деловой игры:

  • При проведении деловой игры распределение ролей не производится, а участниками являются все присутствующие на занятии.
  • Руководитель игры напоминает участникам основные теоретические положения по подготовке деловых совещаний, включающие следующие основные группы действий: планирование совещания; формирование повестки дня; определение состава участников; подготовка участников к совещанию; подготовка к совещанию руководителя; подготовка помещения; непосредственное проведение совещания.

Задание

Вы – ведущая строительная компания города Н. В этом году участились пожары на ваших строительных объектах. Это наносит колоссальный ущерб бизнесу. Ваш бюджет позволяет выделить средства на решение этой проблемы в размере 30 тыс. долларов.

Таким образом, основная задача разработать план решения вопроса, который бы обеспечивал нормальные условия работы компании.

Порядок выполнения работы:

  1. Выделите из группы 4-х студентов с поручением оценить действия и поведение участников совещания. Одного из них назначьте руководителем группы экспертов.
  2. Сформируйте подгруппы участников подготовки совещания (те, кто готовят документы к совещанию, те, кто участвуют в совещании, те, кто готовят документы после совещания).
  3. Остальная часть группы студентов – участники совещания, которые должны задавать вопросы в ходе проведения совещания.

Если, по мнению ведущего, цель совещания достигнута, подводятся итоги работы. Если выработка решения не получается, можно попробо­вать упростить задачу, изменив предлагаемые обстоятельства. В заключение формулируется итоговое решение и записывается в форме резолюции.

Деловая игра «Проведение переговоров»

Цель деловой игры – приобретение навыков ведения деловых переговоров.

Инструкция для участника № 1. Вы - компания «Пожконтроль»,занимающаяся пожарным аудитом, то есть устанавливает степень соответствия предприятия всем нормам противопожарной безопасности.

Ваш клиент, ООО «Акваэксперт», просрочил оплату ваших услуг. За два дня до срока оплаты Вы напомнили директору этой компании (именно он занимается закупками и отдает распоряжения о перечислении денег) о приближении срока оплаты, он обещал оплатить счет. Пришел день оплаты, но деньги так и не поступили, поэтому на следующий день Вы решили лично встретиться с должником.

Компания «Акваэксперт» является крупным клиентом, который приносит хороший доход, и Вы не хотите испортить отношения с ним. Регулярно открывая новый филиал, эта компания обращаются к вам за услугами.

Ваша задача: добиться оплаты оказанных услуг, не испортив при этом отношения с клиентом.

Инструкция для участника № 2. Вы - директор ООО «Акваэксперт». Компания «Пожконтроль» предоставило вам услугу по пожарному аудиту с отсрочкой платежа, что для вашей компании очень выгодно. Как правило, Вы оплачиваете счета вовремя. Но в этот раз Вы просрочили дату платежа, хотя менеджер напоминал Вам об оплате за два дня до окончания срока, поскольку данная сумма нужна Вам для обучения персонала. Вы можете оплатить счет, но Вам это невыгодно. На следующий день после наступления даты директор приехал к вам на встречу.

Ваша задача : максимально оттянуть сроки оплаты услуги, не испортив при этом отношения.

Этапы игры : этапы проведения переговоров.

Распределение ролей : Условно разделяем аудиторию на две команды: компания «Пожконтроль» и компания ООО «Акваэксперт». Участники выбирают директоров, заместителей, инспекторов, экономистов и т.д. и продумывают аргументы в защиту своих позиций.

Составление документации :

  1. Протокол о распределении должностей.
  2. Письмо – предложение (одна договаривающаяся сторона) и ответ на него (другая договаривающаяся сторона).
  3. Договор.
  4. Акты выполненных работ.

Все документы подшиваются в папке и передаются экспертной группе.

Оценка действий участников игры:

Баллы: за использование речевых этикетных формул, за использование профессиональных терминов, за использование речевых тактик.

Штрафные баллы: за несоблюдение речевого этикета, грамматические ошибки, речевые ошибки, некорректный вопрос, излишнюю эмоциональность, неправильное использование профессионального термина.

Таким образом, эффективным методом организации и проведения практических занятий является деловая игра, которая пробуждает познавательную активность студентов, содействует становлению самостоятельности мышления, формирует профессиональный менталитет, терминологическую культура будущих специалистов, помогает отработке коммуникативной составляющей любой профессиональной сферы.

– соучредитель портала сайт, доцент, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и культуры речи Академии государственной противопожарной службы МЧС России.

Материал из учебного пособия:

Ермолаева Ж.Е. Официально-деловой стиль речи: эффективная коммуникация М., 2014.

В игре может участвовать неограниченное число человек. Первоначально дается индивидуальная оценка, затем достигается общая оценка в группах по два человека, далее группы еще раз укрупняются и т.д. На завершающем этапе все участники должны договориться между собой и вынести общую групповую оценку.

Описание игровой ситуации. Участники должны поставить себя на место космонавтов, совершивших неудачную посадку на Луну. При этом рассматривается один вариант, в котором каждый из участников имитирует неудачно прилунившегося в одиночку космонавта, и другой вариант, когда космонавтов много. В одном случае участники принимают решение индивидуально, в другом – коллективно. Крушение космического корабля произошло на расстоянии 300 км от стационарной базы, давно работающей на Луне. После крушения от всего корабля остались лишь предметы, список которых приведен ниже. Космическому экипажу предстоит проделать путь от места крушения до базы за трое суток. Опаздывать нельзя, т.к. через трое суток база будет законсервирована и последний космический корабль улетает на Землю. Все космонавты в скафандрах с автономным обеспечением. Причем, первые 150 км надо идти в тени (абсолютной темноте), а последние 150 км – по стороне Луны, освещенной Солнцем. Для ускорения движения надо выбрасывать грузы по мере их предпочтительности, надобности и использования. Задача состоит в том, чтобы определить последовательность выбрасывания груза.

Порядок проведения игровой процедуры.

Игровая процедура проводится в два этапа. На первом этапе выявляется уровень аналитических способностей каждого участника.

Для этого каждому выдается игровая форма специального образца и предлагается заполнить соответствующую графу по следующим правилам:

1) Из 14 обозначенных в списке предметов надо последовательно выбрасывать менее нужные и обозначать их номерами от 14 до 1, т.е. предмет, брошенный первым, обозначается номером 14, последним – номером 1.

2) Сначала каждый игрок принимает решение самостоятельно, без каких-либо консультаций с остальными игроками.

3) Затем все игроки комплектуются в команды по 4–6 человек в зависимости от общего количества играющих, открывая тем самым второй этап, и в свободном обмене мнениями вырабатывают общее коллективное решение о порядке выбрасывания предметов.

4) Лидер команды докладывает решения и защищает его, при необходимости привлекая команду.

5) В качестве арбитра может выступать либо организатор игры, либо специальное жюри. В обоих случаях основная задача – выявлять лидера.

6) Очередность выбрасывания предметов записывается в определенную графу в соответствии с эталонной оценкой.

7) Половину предметов (7) следует выбросить на темной стороне Луны, а оставшуюся половину – на освещенной.

Заметили, что сотрудники не вовлечены в рабочий процесс, разрозненны, не инициативны? Деловая игра поможет решить эти и многие другие проблемы. Подробнее об этом методе воздействия на персонал, а также советы по проведению игр, читайте в статье. Бонус - 5 готовых сценариев игр.

Из статьи вы узнаете:

Что значит деловая игра

Деловой учебной игрой называют имитацию рабочего процесса, моделирование и воспроизведение реальных ситуаций, с которыми сталкиваются сотрудники. Участники выполняют действия, которые приведут к достижению поставленной цели.

Во время игры сотрудники анализируют успешную модель поведения, перенимают ее, стараются избегать тех действий, которые привели других к провалу. Получается, что они приобретают опыт через деятельность, общение в деловой игре, а это считается самым успешным способом усвоения информации.

Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, как обучить менеджеров по продажам необычно. Проводите .

Справка : упоминания о деловых играх встречаются с 17-18 века. С помощью имитации действий обучали молодых военнослужащих. Постепенно такая форма обучения и мотивации распространилась по всем отраслям, появилось множество вариаций игр, разработанных для развития личностных и профессиональных качеств.

Цель деловой игры определяет руководитель. Их на сегодняшний день существует много:

  • образование команды;
  • знакомство сотрудников друг с другом;
  • оценка персонала;
  • развлечение коллектива;
  • соревнования;
  • обучение.

После проведения деловых игр с персоналом, улучшается психологический климат в коллективе, у работников появляется азарт, они становятся мотивированными, вовлеченными и инициативными.

Пример

В компании Дельта расширили количество предлагаемых услуг. Сотрудникам нужно было научиться работать с большим количеством разных клиентов. У сотрудников значительно возросла нагрузка. При этом часть менеджеров с ней справлялись, а часть нет. Руководитель Илья решил ежедневно проводить деловые игры, ограниченные по времени. Он разделил коллег таким образом, чтобы в каждой команде был 1 сильный игрок и несколько слабых. Во время выполнения заданий сотрудники обменивались опытом, брали пример с других, совместно обсуждали недочеты. Буквально через несколько недель Илья заметил, что проблема хоть и не решилась, но стала менее острой. Число ошибок сократилось, обстановка нормализовалась, а работники стали более уверенными в себе.

Возникла проблема? Старожилы выживают новичков? Журнал «Директор по персоналу» расскажет, .

Особенности деловых игр

Подбирать деловые игры нужно, опираясь на потребности, возможности и другие параметры. Эксперты-практики выделяют 4 основных направления:

  1. Обучающие игры.
  2. Поисковые игры.
  3. Констатирующие игры.
  4. Смешанные игры.

Все эти игры можно проводить как в пределах офиса, так и в специально отведенных местах. Задания могут быть ограниченными по времени, сжатыми.

Оценивать действия персонала может как группа экспертов, так и непосредственные организаторы мероприятия.

С помощью деловой игра вы можете не только «прокачать» действующий персонал, но и набрать отличных специалистов. Проведите с ним игру, а потом проанализируйте результаты . Сделать это правильно вы можете с помощью материала «Системы Кадры».

Отличия тренинга от деловой игры

Не путайте тренинги с деловыми играми - они имеют существенные отличия, поэтому не могут быть взаимозаменяемыми. Результат также разнится. Чтобы понять особенности того и другого метода развития сотрудников, можно сопоставить обязательные признаки деловой игры и тренинга.

Сравнительная характеристика

Тренинги

Признаки деловой игры

  • нет ограничений или они минимальны;
  • рассматривается отдельный аспект ситуации;
  • работа с конкретными качествами и умениями;
  • выступает эксперт, который изначально озвучивает теорию, а только затем дает практическое задание;
  • ученики чаще работают в одиночку, а не в командах.
  • регламентированы этапы и правила;
  • моделируемые ситуации включают множество факторов;
  • минимум теории, максимум практики;
  • возможность общаться с коллегами, совместно справляться с поставленной задачей;
  • в основе лежит проблема, над которой работают участники.

Некоторые работодатели организовывают для сотрудников выездные тренинги, например, в выходные дни за городом или недельные за границей. Эксперты журнала «Директор по персоналу» расскажут, есть ли смысл .

Примеры деловых игр

  1. Бюро расследований

Цель : образование команды, сплочение коллектива, обучение планированию и работе с информацией.

Время проведения : 3-4 часа.

Количество человек : от 5.

Описание: около Норфолка на востоке Англии в отеле совершено странное преступление. Предложите участника сопоставить известные факты, улики, свидетельские показания, чтобы выйти на след преступников, решить детективную головоломку.

Примечания: заранее дополните сюжет деталями или импровизируйте.

  1. Sky Work

Цель: развить коммуникативные навыки, научить решать бизнес-задачи, вести деловые переговоры, планировать.

Время проведения: 3-4 часа.

Количество человек: от 12.

Описание: участники представляют себя в роли сотрудников международной компании. Они выполняют крупные проекты. Цель - увеличить прибыльность бизнеса, выполнив максимальное количество задач в сжатые сроки. Попросите сотрудников предложить идеи, составить план действий, защитить свои идеи.

Примечания: вы можете проводить деловую игру при выполнении текущих проектов, а итоги подвести в конце месяца или полугодия.

Эксперты «Системы кадры» расскажут о том, как нестандартно поощрить сотрудников .

  1. Главная мишень

Цель: увеличить эффективность продаж, научить общаться с клиентами, презентовать товары или услуги, устанавливать психологический контакт.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5.

Описание: сотрудники должны мотивировать клиента на покупку, выявить его личные предпочтения, увеличить число продаж. Разделите коллектив на группы, попросите каждую из них составить план и защитить его.

Примечание: вы можете устроить соревнование без отрыва от работы, но в этом случае сотрудники будут работать с реальными клиентами компании. Подводите итоги, опираясь на число привлеченных покупателей, размер прибыли или другие параметры.

Используйте готовый кейс « » от журнала «Директор по персоналу».

  1. Изо всех сил

Цель: развитие коммуникативных навыков, обучение планированию, принятию решений.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 5 человек.

Описание: в ходе деловой игры воссоздается рабочий день, наполненный заданиями разной сложности. Ставьте перед сотрудниками цели, следите, как они достигают их. Выигрывает тот, кто сделает больше всех дел, допустит минимум ошибок.

  1. Камни и монеты

Цель: обучение планированию, работе в команде , управлению рисками.

Время проведения: 1-3 часа.

Количество человек: от 15 до 50 человек.

Описание: участников разделяют на конкурирующие команды. Они должны добывать и продавать драгоценные камни. Предложите участникам составить план действий и обосновать его.

Используйте и другие деловые игры на коммуникацию или обучение. Разрабатывайте их самостоятельно или берите в качестве основы типовые задания. Главное, чтобы сотрудники не знали правильного решения заранее.

Совет №1. Четко определяйте цели, прежде чем выбрать игру

Чередуйте серьезные задания с развлекательными. Сотрудникам должно быть интересно.

Совет №2. Создавайте позитивную атмосферу

Не начинайте критиковать прилюдно, если сотрудник не справляется. Иначе у него пропадет мотивация , человек разубедится в своих способностях. Чтобы от игр была максимальная польза, эксперты рекомендуют делать акцент на недочетах в целом, но не указывать на ошибки конкретного игрока.

Совет №3. Не принуждайте сотрудников

Если заставить сотрудников участвовать в деловых играх на выходных, после работы или в обеденный перерыв - это не принесет никакой пользы, а вызовет волну недовольств.

Совет №4. Следите, чтобы игроки соблюдали правила

Контролируйте процесс. Если между участниками возникают конфликты - подавляйте их. В противном случае вместо положительного результата вы добьетесь прямо противоположного эффекта.

Совет №5. Не проводите игры в период повышенной нагрузки

Сотрудники не смогут сосредоточиться, сконцентрироваться, так как их мысли будут заняты другим.

Читайте о деловых играх в «Системе Кадры». В материале вы найдете разновидности игр, этапы их проведения и способы оценки результатов. Информация позволит избежать распространенных ошибок, которые приводят к непредсказуемым результатам.

Деловая игра - не только метод обучения, но и способ создать уютную дружескую атмосферу в организации. Будьте ближе к подчиненным, активно участвуйте в мероприятиях. Придумывайте новые и увлекательные задания, чтобы сотрудникам не было скучно и неинтересно их выполнять. При необходимости привлекайте экспертов.