Сенегал где. Сенегал: карта и описание страны

La douleur passe, la beauté reste (с) Pierre-Auguste Renoir

В одном из самых привлекательных для туристов районе Таллинна по ночам происходит немало загадочного. Там находится Дом Палача и Позорный столб, а также множество домов с привидениями.
Рассказывают легенду про привидение дома фон Бревернов, который находится по адресу Тоомкооли, 13. Якобы после войны, в 1918 году, этот дом купил один весьма состоятельный господин, который через два года его продал. Дело в том, что по ночам к нему являлось привидение демонически хохочущей женщины. Сделка была аннулирована, так как выяснилось, что продавец не предупредил покупателя о привидении, и деньги пришлось вернуть. Сейчас там находится посольство Канады и ресторан.


Дом номер 13 на таллиннской улице Тоомкооли не выделяется своей архитектурой, не считается примечательным, однако с ним связаны таинственные явления... Если вы будете смотреть на крепость Тоомпеа со стороны Балтийского вокзала, то левее ее увидите дом над обрывом. А вот со стороны улицы Тоомкооли отыскать этот особняк, принадлежавший когда-то графу Мантейфелю, полагаю, будет несколько затруднительно. О нем и пойдет рассказ.
События, которые происходили в стародавние времена в этом доме, произвели неизгладимое впечатление на писателя Августа-Фридриха Фердинанда Коцебу, и он положил их в основу одного своего романа. На протяжении нескольких столетий люди, жившие в этом доме, утверждали, что их никогда не оставляло "ощущение присутствия" чего-то нехорошего. Несмотря на перепланировку здания, призраки, населявшие этот дом, упорно проходили сквозь стену в том месте, где прежде была дверь.
Недобрая слава утвердилась за одной комнатой на первом этаже. Считалась она нежилой. Рядом с ней при Мантейфеле находилась комната для гостей. В ней ночевали и приезжие друзья Мантейфеля, и задержавшиеся допоздна за картами графские гости. Там, как рассказывали, никому не удавалось избежать встреч с агрессивными призраками.
Многие видели, к своему изумлению, и двигавшуюся мебель. Как-то раз оставшийся на ночлег барон Таубе с удивлением заметил, что створки двери в соседнюю комнату начали сами собой открываться, а там... вальсирует кресло. Таубе, не задумываясь, выстрелил в него - и чуть было сам не погиб, так как пуля, отскочив от кресла, рикошетом направилась в сторону барона, но тот вовремя увернулся от нее, уклонившись в сторону.
По слухам, граф Мантейфель был большим греховодником. Не зря говорят: седина - в бороду, а бес - в ребро. На старости лет понравилась графу горничная, а она на него - ноль внимания. Он и так, и этак, и лаской, и угрозами - безрезультатно. Однажды девушка, не выдержав приставаний графа, попыталась даже его задушить. За это, поговаривали, Мантейфель приказал заживо замуровать служанку в стене. С той поры и стал являться в доме призрак - молодая женщина в сером платье, очень недоброжелательная к мужчинам.
Вот что рассказал один из визитеров, заночевавший у Мантейфеля. Едва гость вошел в опочивальню и только-только успел бросить на кресло возле старинного камина свое пальто, как услышал страшный шум. На стене появилось нечто прозрачное, очертаниями напоминавшее человеческую фигуру. Запахло духами, и призрак быстро принял реальную форму: в комнате оказалась молодая женщина в сером. Она стала приближаться к гостю. Глаза ее горели, как уголья, и метали молнии. Длинные руки с черными ногтями протянулись к мужчине и мертвой хваткой схватили за горло. Холодные, как лед, губы привидения впились в губы гостя, и он потерял сознание. Только через несколько дней гость пришел в себя...
Побывав в таких и подобных передрягах, даже самые близкие знакомые графа Мантейфеля потом обходили его дом стороной.
Не держались долго в этом доме и истопники. В "заколдованной" комнате "некто невидимый" толкал их и сбивал с ног... Но постепенно "призрачные" явления в этом доме стали "затухать" и, в конце концов, прекратились совсем.

Еще одно зловещее место находится по адресу Ратаскаэву, 16. Однажды, один горожанин промотал свое состояние. В эту минуту отчаянья к нему в дом явился незнакомец. Гость попросил позволения сыграть свадьбу на верхнем этаже. Незнакомец пообещал награду, но предупредил, что никто не должен подниматься наверх. Каждого, кто увидит тайную свадьбу, ждет скорая смерть. Горожанин, который из-за разорения был готов на самоубийство, сразу согласился. Всю ночь на верхнем этаже дома горели огни, играла музыка, слышался топот от танцев гостей.
Один слуга не смог побороть любопытства и поднялся по лестнице, чтобы посмотреть на тайный бал. Вскоре несчастный умер, но успел сказать, что той ночью видел свадьбу Дьявола.


Рядом с домом, где нечисть отгуляла свадьбу, находится «кошачий колодец». Сейчас это копия средневекового колодца 14 века.
По легенде в этом колодце жила русалка, ночью она выбиралась и шла на охоту. Горожане, чтобы задобрить русалку, бросали в колодец кошек. В средние века кошек считали посланниками нечисти, поэтому жалости к ним не испытывали. В 19 веке колодец снесли и засыпали, опасаясь эпидемии.
Копию колодца поставили в 1980 году накануне Олимпиады. Кошек туда больше не бросают.
В доме по адресу Вене, 12, давным-давно находилась типография, в которой по ночам происходили странные вещи. Люди работали фактически над могилами - пол был уложен из могильных плит, надписи на которых было уже не разобрать. Сейчас там находится ресторан.


В 16 веке жил полководец Понтус Делагарди, прославившийся своей жестокостью. Говорили, что он отдавал приказы сдирать с пленных кожу, из которой мастера изготавливали сапоги, сумки, седла. Пунца (так Понтуса называли славяне) наводил страх даже на Ивана Грозного.
Понтус - французский военный, он поступил на службу датскому королю, воевал против шведов. Попав в шведский плен, сразу переменил сторону. Был принят на службу шведского короля Эрика XIV. Понтус преуспел не только в сражениях, но и в придворных интригах. Он помог принцу Юхану свергнуть родного брата - короля Эрика. В благодарность Юхан назначил Понтуса распорядителем своей коронации в 1569 году.
В награду за службу в 1571 году Понтусу был пожалован баронский титул, а в 1580 году 60-летний полководец женился на Софии, внебрачной дочери короля (умерла через три года после свадьбы).
Полководец погиб в 1585 году в возрасте 65 лет, когда возвращался из очередного похода. Его лодка, следуя по реке Нарова, налетела на мель близ Нарвской крепости. По другой версии, в лодку попало ядро из пушки, которая салютовала в честь прибытия полководца.
«Чёрт прибрал!» - говорили в народе о гибели Понтуса.
Понтус Делагарди был похоронен в Ревеле, там его неприкаянный дух бродит ночами.
По легенде, когда полководец погиб и подошел к вратам загробного мира, Ангел Смерти не пустил его. Понтус сможет обрести покой, когда продаст все вещи, которые по его приказу были сделаны из человеческой кожи. Каждую ночь с полуночи до утра Понтус должен бродить по улицам Ревеля в поисках покупателей. С тех пор ночью на улицах старого города появляется человек в латах верхом на коне и просит загробным голосом: «Купите кожу! Купите кожу!»
А по адресу Рюйтли, 18 (по другим данным, во дворе домов 22,24,26), жил Палач. В обществе он был изгоем, ни он, ни его жена не могли посещать церковь. Дочь Палача могла выйти замуж только за другого палача. Если люди встречали Палача на улице, они переходили на другую сторону. Сейчас там находится сувенирный магазин.
Историк Юри Куускемаа говорит, что на месте нынешней конторы Swedbank’а на улице Лийвалайа раньше было Лобное место, где казнили людей. Причем, в книге "Таллинн в легендах" рассказывается, что казнь через отрубание головы была привилегией для высшего сословия. Людей колесовали, переламывали им все кости, а затем еще живых оставляли на съедение птицам. Женщин-детоубийц погребали живьем. Ведьм и скотоложцев сжигали на костре. Фальшивомонетчиков зажаривали в кипящем масле.
Крест Свободы. И 101 миллион крон в него вложили, и чехов подключили, потому что у нас, видимо, хороших специалистов нет, и гарантийный ремонт несколько раз делали - а все равно не светится. Панели стали покрываться какой-то зеленоватой плесенью, появились трещины, и, похоже, Минобороны вообще махнуло на него рукой. Потому что Крест построен на кладбище - а ворошить чужие могилы, как видим, чревато.

Домский собор


Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону - его могила. В году 1696.
Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе "голубь". За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное - слыл дамским угодником и великим покорителем сердец. Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви - герб рода Туве.
О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллиннском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

Могила старого Калева и основания Таллинна


Старый Таллин состоит из двух частей: Верхний город, расположенный на возвышенности Тоомпеа (от эстонского Toompea - что значит «соборный холм») с обрывистыми краями и Нижний город.
Удивительно, но эти два поселения всю свою многовековую историю жили совершенно разными жизнями. В замке Тоомпеа и в домах Вышгорода жили своей жизнью иноземные дворяне и властители, а в нижнем - торговцы, ремесленники и т.д.
Первым поселением на территории старого Таллина было деревянное укрепление на холме Тоомпеа, основанное, предположительно в XI веке
Согласно одной из легенд холм Тоомпеа - это могильный холм могущественного и славного богатыря Калева, первого предводителя свободолюбивых эстов, сложенный из громадных глыб его безутешной вдовой Линдой. И только один камень, самый большой, не смогла удержать Линда, выпал он из ее рук и Покатился вниз. Горько заплакала вдова, и так обильны были ее слезы, что из них образовалось озеро, получившее название Юлемисте - Верхнее (то самое, где живет Ярвевана). Чистое, как слеза, озеро поит Таллинн. «Камень Линды» сохранился до наших дней, он лежит в прозрачной воде у самого берега (сейчас видна только верхняя его часть). И даже легендарную Линду вы можете увидеть - вот она, горестно склонившись, сидит на камне. Такой вдову славного Калева изобразил скульптор Аугуст Вейценберг в 1920 г. Эта красивая скульптура находится здесь же, на склоне Вышгорода, в сквере, который теперь называется Линдамяги - горка Линды.
Около тысячи лет тому назад жил-был в Дании король, чьи сын и дочь воспылали друг к другу запретной любовью. Король, узнав об этом, решил изгнать дочь из своей страны, так как считал ее главной виновницей. Жестокое наказание придумал он - велел посадить принцессу на корабль без руля, а корабль этот направить в открытое море, чтобы дочь его никогда не вернулась домой.
Корабль долго блуждал по волнам, пока буря не прибила его к северному побережью Эстонии. Принцесса приказала отдать якорь и отправилась на лодке к берегу. Через какое-то время она приметила на побережье холм - могилу старого Калева. Место это пришлось принцессе настолько по душе, что она пожелала заложить здесь город. Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сперва роскошный замок, а вокруг него - город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
Вскоре до короля Дании дошли вести о прекрасном городе, который основала его дочь. И возникло у него непреодолимое желание подчинить себе этот город. Поборов свою гордость, отправился король на поклон к дочери. Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу.
Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе. Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллинн.


Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллинне и поныне можно видеть это надгробие Калева - холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой - шелестят родные леса.
Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу - от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллинне на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

История влюбленного монаха - францисканца


В Таллине, на улице Лай (Широкая) стоит дом - перед ним две старые липы, - которому без малого шестьсот лет. Люди до сих пор смутно помнят какую-то историю о юной девушке и влюбленном в нее монахе-францисканце, связанную с этим домом.
В старину его жильцам часто слышались чьи-то шаркающие шаги в большом и ветхом здании, скрип половиц, стук невидимой руки об ставни и двери. Однажды, когда служанка подметала пол, кто-то так огрел старуху по ногам, что та выронила из рук метелку. Иной раз ночью слышалось, будто кто-то хлестал веревкой по деревянной кровати. Жильцы не раз-де были свидетелями ужасной картины: со стены дома исчезают краска и штукатурка, отчетливо видна кладка из серого плитняка, а из какого-то проема смотрит бледное и скорбное лицо со смертельной тоской во взоре.
... 1464 год. В Таллинне появился монах Иоханн фон Хильтен из Нижней Саксонии, высокий, красивый человек лет сорока пяти. Он собирался построить здесь монастырь нищенствующего ордена францисканцев, но магистрат не дал на это своего согласия. Тогда Хильтен, нарушив устав католической церкви, начал проповедовать собственное учение, собрав вокруг себя тайный круг последователей. Человек сильной воли, он среди других состоятельных купцов, членов Большой гильдии, подчинил себе недавно овдовевшего ратмана Германа Греве.
Проповеди францисканца падали в то время на благодатную почву. В августе 1464 года в Таллинне вспыхнула чума, завезенная в Ливонию на кораблях из Любека. Многие бежали с домочадцами за город в поисках спасения от черной смерти. Друзья советовали и Греве покинуть город, но под влиянием монаха, уповавшего на бога и судьбу, он остался со всеми своими детьми в Таллинне. Первой заболела его падчерица, восемнадцатилетняя Маргарита, старшая в семье. По наущению Хильтена, отец разрешил остальным детям навещать больную. Всех двенадцать детей чума унесла одного за другим в могилу. Маргарита же постепенно поправилась и стала таким образом единственной наследницей своего богатого отчима - обстоятельство, имеющее немаловажное значение для нашего повествования.
Среди учеников монаха был молодой, но небогатый подмастерье из Бремена Дидерик Циренберг. Маргарита и Дидерик полюбили друг друга и решили соединить свои судьбы. Но в это время из Фландрии вернулся попечитель и родной дядя Маргариты, который искал там жениха для племянницы и заключил с неким молодым фламандцем брачный контракт, дав тому задаток деньгами. Он решительно воспротивился браку своей подопечной с подмастерьем из Бремена, боясь, вероятно, потерять задаток, данный фламандцу. Отчим же под давлением монаха благословил молодых, и в январе следующего года они сыграли свадьбу.
Но с того времени все изменилось. Счастливые молодые перестали слушаться Хильтена. Монах же безнадежно влюбился в Маргариту, писал ей нежные письма собственной кровью. Любовь монаха не встретила взаимности и была отвергнута Маргаритой. Теперь, в отличие от красивой легенды, сердце Хильтена воспылало жаждой мести, и он стал настраивать покорного ему Греве против падчерицы и зятя, стремясь лишить их наследства и крова над головой. Монах рассчитывал, кроме того, выручить деньги от продажи домов Греве, которые должны были достаться в наследство Маргарите, - на житье, а также на постройку монастыря в Таллинне.
Маргарита обратилась тогда за помощью к своему дяде, и началась длительная тридцатилетняя тяжба, которая продолжалась с переменным успехом и после смерти всех ее участников, уже между их далекими потомками.
Какова же была дальнейшая судьба монаха? Вскоре после описанных событий Иоханна фон Хильтена выслали из Ливонии и отправили в монастырь города Веймара, где он провел под надзором около четверти века. Перед смертью Хильтена перевели в монастырь Эйзенаха, где он и умер около 1500 года. Святая церковь сочла действия монаха - тайные сборища учеников, фанатичные проповеди и домашние мессы - опасными, она не простила ему неудачи с постройкой монастыря ордена францисканцев в Таллинне и его запретной любви к Маргарите Циренберг.
Старинный дом на улице Лай - немой свидетель драмы, разыгравшейся здесь в пятнадцатом столетии, жадности и хитрости, любви и ненависти живших в нем людей. С этим домом связана также легенда о замурованном в стене монахе, чей дух беспокойно бродит по ночам в вечных поисках и ожидании отвергшей его любимой.

Приключения мумии герцога


На наших страницах:
В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем - мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове - завитой парик.
Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.
Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллинн. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллинне, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллиннцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.
И вдруг - как гром среди ясного неба - новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллиннцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога - единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой "залог" в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.
Мумию герцога нашли… через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.
Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога - двести лет спустя после его смерти.

Монастырь св. Биргитты


Однажды Таллинн был осажден отрядами литовцев-язычников. Некоему богатому таллиннскому жителю приснился вещий сон: город будет спасен, если смиренные девы из Цистерцианского монастыря св. Михаила проследуют в торжественной процессии вдоль морского берега, пока не встретят белую корову, кормящую своим молоком трех белых козлят. На этом месте и следует построить новый монастырь.
На следующий день монахини отправились в путь и нашли все, что было предсказано. Когда же процессия возвращалась в город, литовцы напали на монахинь и увезли столь соблазнительную добычу в военный лагерь.
Там Удо, сын языческого князя, увидел среди послушниц прекрасную Мехтгильду, дочь того самого человека, которому приснился сон. Мехтгильда, верная католической церкви, отвергла сватовство красивого княжича, но по ее просьбе литовцы отпустили всех монахинь.
Вскоре дружеские датские войска освободили измученный город. Все забыли о побежденном неприятеле, только послушница Мехтгильда часто вспоминала княжича.
Через некоторое время Удо проник вместе с верными товарищами в Таллинн и попытался похитить благородную деву из монастыря, но смельчаков поймали. Часть из них перебили, часть бросили в глубокое подземелье. Почти год уже томился там Удо, когда до него дошла весть: Мехтгильда фон Юнгинген по желанию отца одной из первых вступила в монастырь св. Биргитты. Однажды ночью, когда ему опять не спалось и он совсем уже было отчаялся, пленник заметил крота, который высунул свою мордочку между каменными плитами пола. И вот Удо вместе с товарищами проделал непосильную работу, прорыв под землей и морем ход до монастыря протяженностью в целую милю. В этом ему помогали надежда, вера и любовь.
Наконец летним вечером Удо оказался у боковых ворот монастыря, где Мехтгильда как раз раздавала милостыню бедным. Когда все удалились, взгляд ее упал на незнакомца. Девушка с радостью узнала литовского княжича, который стал горячо уговаривать ее бежать вместе с ним. Но и на этот раз Мехтгильда не изменила святой вере, и Удо в отчаянии и гневе вернулся на свою языческую родину, где он искал забвения в бесконечных военных походах. Однако и это не помогло княжичу - образ красавицы Мехтгильды днем и ночью стоял у него перед глазами.
Ему посоветовали отвести душу и отомстить бессердечным христианам. Удо, круша все на своем пути, вместе с войском приближался к Таллинну. Но судьба настигла его на подступах к городу. В кровопролитной битве литовцы были разбиты, и Удо остался лежать на поле брани израненный, почти бездыханный. Его подобрали проезжавшие мимо рижские купцы и привезли в таллиннский Доминиканский монастырь.
Мехтгильда узнала об этом и стала посещать Удо каждую ночь, чтобы выходить его. Все считали эту монахиню ангелом, прилетавшим спасать незнакомца. Год спустя Удо принял крещение, постригся под именем Деодатуса в монахи, а через несколько лет стал настоятелем Доминиканского монастыря. Он прославился своей набожностью, и ему покровительствовало, как говорили, само небо.


Проходили годы. Однажды вечером Деодатус напрасно ожидал обычного полуночного посещения. На следующее утро через море донеслись звуки колокола монастыря св. Биргитты - там отпевали настоятельницу Мехтгильду. Недолго прожил после печального события Удо, разбилось его осиротевшее сердце. Согласно его последней воле, он был погребен в церкви св. Николая, рядом с той, которую любил.
Пишет :
Монастырь Святой Бригитты и Старое кладбище Пириты, Таллинн

Святая Бригитта (Биргитта Гундмарссон из Вадстены) (1303-1373) основала новый монашеский орден, впоследствии названный ее именем, в 1370 году, а 1391 году ее канонизировали. В 1405 году трое таллиннских купцов решили основать около города новый монастырь и назвать его в честь Бригитты. Разрешение на строительство было получено в 1407 году, строителем и архитектором стал Генрих Свальберг . Иностранное имя Бригитта трансформировалось в Пириту - так назвали реку, на берегу которой стоит комплекс, и прилегающие земли. Закат монастыря начался лишь во время Ливонской войны (1558-1583), когда шведские воины, да и сами горожане неоднократно грабили его. Значительный ущерб монастырским постройкам нанес пожар 1564 года. Пострадал монастырь и при первой осаде Таллинна русскими войсками в 1570 году. Окончательно он был разрушен в 1577 году войсками Ивана Грозного (отсюда - тут же можно почитать подробности про раскопки).
Сестры-бригиттки снова живут на этой земле в новом монастырском здании, построенном совсем рядом с развалинами старых, с 2001 года. Официальный сайт .


Огородик

На стенах - видимо, надгробия, которые нашли при раскопках.

Крестьянское кладбище перед церковью датируется 17 веком. Те надписи, которые еще можно разобрать, относятся к 19 веку.

Кладбище Копли


Кладбище Копли (нем. Friedhof von Ziegelskoppel или нем. Kirchhof von Ziegelskoppel; эст. Kopli kalmistu) было крупнейшим в Эстонии лютеранским кладбищем балтийских немцев, расположенным на окраине района Копли в Таллине. В настоящее время территория бывшего кладбища является парком.
Основание в 1771-1774 и использование.
Между 1771 и 1772 годами Екатерина II, императрица Российской империи, издала указ, которым постановила, что с этого момента никто из умерших (независимо от их социального положения и происхождения) не должны быть похоронены в склепе церкви или на церковном кладбище. Все захоронения должны происходить на новых кладбищах, которые планировалось построить по всей Российской империи, расположенных за пределами городской черты.
Эти меры были направлены на преодоление перегрузки городских склепов и церковных кладбищ и были вызваны несколькими вспышками заразных болезней, связанных с недостатком практики захоронения в городских районах, особенно черной смерти, которая привела к чумному бунту в Москве 1771 году. В связи с этим в 1774 году в Копли было основано кладбище на окраине Таллина. Кладбище было разделено на 2 части: западная часть использовалась для захоронения прихожан церкви Святого Николая, а восточная часть предназначалась для прихожан церкви Святого Олафа.
Кладбище выполняло свои функции на протяжении 170 лет почти для всех балтийских немцев, умерших в городе между 1774 и 1944 годами. В 1939 году на кладбище были тысячи хорошо сохранившихся могил многих известных жителей Таллина.
Последние захоронения в 1939-1944
Погребения на кладбище резко сократились после принудительного переселения Гитлером десятков тысяч балтийских немцев из Эстонии и Латвии в конце 1939 года в районы западной Польши в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа. Погребения на кладбище продолжались, но в гораздо меньших масштабах, до 1944 года главным образом среди тех балтийских немцев, которые отказались покинуть регион.
Уничтожение после 1945
Вскоре после Второй мировой войны окраина Каламая (вследствие своего стратегического расположения в качестве базы Красной армии на Финском заливе) была превращена в запретную зону для советских войск и была закрыта для общественности. Около 1950-1951 годов кладбище было полностью уничтожено советскими властями. Могильные камни были использованы для строительства стен вдоль портов и побережий в других частях города. Советскими войсками также были уничтожены кладбища XVII и XVIII веков на окраинах Каламая и Мыйгу, которые принадлежали сообществам коренных эстонцев и балтийских немцев. В то же время осталось нетронутым Русское православное кладбище на юге Старого города Таллина, также основанное в XVIII веке, на юге Старого города Таллина.
Текущий статус
На текущий момент территория бывшего кладбища является общественным парком без каких бы то ни было видимых следов своего прошлого статуса. Единственные сохранившиеся свидетельства о тех, кто был похоронен там, состоят из записей в метрических книгах захоронений и некоторых старых карт этой местности в архиве Таллина. Википедия
"Парк-кладбище находится между школой, в которой я училась, и недалеко от дома, в котором жила, между трамвайными остановками "Малева" и "Беккери".
Приехав в Таллин в 1952 году, мы застали там красивые нагробия-памятники из белого мрамора и гранита. Само кладбище уже носило следы разрушения: многие нагробия были разбиты, склепы засыпаны. Мы, дети, любили гулять там среди вековых деревьев, высокой травы и полевых цветов, пытаясь прочесть непонятные нам надписи на памятниках, но по вечерам даже проходить по нему боялись. Через какое-то время на кладбище построили танцплощадку, потом стали строить летнюю эстраду со скамейками. Это было ужасное зрелище: вывороченные могилы, валяющиеся то там, то здесь черепа, кости, гробовые доски, а мальчишки всё это ещё в диком озорстве разбрасывали по парку. Затем была построена пивная.
Парк получил в народе прозвище "парка живых и мёртвых". Приехав в Таллин в 2001 году, я поехала в свой район. Передо мной был парк с подстриженными газонами, где ничего уже не напоминало ни о бывшем здесь когда-то кладбище, ни о пивной с эстрадой и танцплощадкой".

Кладбище Каламая (нем. Fischermay Kirchhof или Fischermay Friedhof, эст. Kalamaja kalmistu) - кладбище в Таллине, Эстония. Было одним из старейших существовавших кладбищ, располагалось на окраине района Каламая на севере города. На кладбище находились тысячи могил коренных эстонских и шведских жителей Таллина. Кладбище существовало по крайней мере 400 лет, с XV или XVI века до 1964 года, когда было полностью разрушено. Территория бывшего кладбища в текущий момент является общественным парком «Kalamaja kalmistupark».
Период образования кладбища в точности неизвестно, но историки относят его к XV-XVI векам. Это было место захоронения коренных шведцев и эстонцев, живших в районе Таллина.

Кладбище Александра Невского площадью 13,01 гектара. Это самое старое из до сих пор действующих кладбищ Таллинна, ровесниками которого были кладбища Копли и Мыйгу. За 200 лет на этом кладбище свое последнее пристанище нашли десятки тысяч человек, в их числе множество известных исторических и культурных деятелей.
Кладбище было основано в то время, когда после окончания победоносной для русского государства Северной войны прошло более пятидесяти лет, а после капитуляции Таллинна - 65 лет. Вероятно эта победа, имевшая большое значение для всей Прибалтики, дала имя и кладбищу. В 1856 г. на средства таллиннских купцов Александра Ермакова и Ивана Германова на кладбище была построена маленькая каменная церковь, посвященная Александру Невскому. Она была разрушена 9 марта 1944 г. вследствие советской бомбардировки. Недалеко от места, где находилась церковь, сохранилось здание часовни из красного кирпича. Сначала кладбищу принадлежала возвышенность, уходящая вдаль за церковью. Основная её часть выполняла функции армейского кладбища, поэтому там сохранились старинные надгробные знаки на могилах военных, многие из которых взяты под государственную охрану как исторические памятники.

Лесное кладбище (эст. Metsakalmistu - Метсакальмисту) - кладбище в городе Таллине, где захоронены крупнейшие писатели, художники, скульпторы, архитекторы и политические деятели республики. Расположено в Клоостриметса (Kloostrimetsa tee, 36). Общая площадь 48,3 га.
Лесное кладбище было основано по решению городских властей в 1933 году в Клоостриметса, а церемония открытия состоялась в 1939 году.
Первоначально площадь кладбища составляла 24,2 га, но позднее было расширено и в настоящее время занимает 48,3 га.


Метсакальмисту - кладбище естественного вида, и требования к его оформлению предполагают запрет на установку мемориалов и могильных оград. Первоначально требования к мемориальной плите был размер 80 на 60 см, но позднее стандарт длины камня увеличили до 1,5 м.
В 1936 году на кладбище была возведена часовня по проекту архитектора Герберта Йохансонаю. Сгоревшая от поджога, часовня была восстановлена в 1996 году при поддержке городских властей.
В 2006 году на кладбище появился колумбарий.

Кладбища :
Метсакальмисту (Лесное кладбище)
Военное кладбище Таллина
Кладбище Лийва
Кладбище Рахумяэ (включая Еврейское кладбище Таллина)
Кладбище Сиселинна: Александро-Невское кладбище
Кладбище Вана-Каарли
Кладбище Пярнамяэ
Кладбище Пирита
Кладбище Хийу-Раху
Кладбище Копли

Переулок Катарины


Проулок Катарины соединяет улицы Vene и Muurivahe и входом в него с этих улиц являются малозаметные арочки, пройти мимо которых очень легко, если не идти туда целенаправленно.
Имя этому переулку дала церковь Св.Катарины Александрийской, построенная в XIII веке в монастыре Доминиканцев, основанном на этом месте в 1246 году. Правда, первые доминиканцы появились в Таллине в 1229 году и основали обитель на холме Тоомпеа, они же заложили первые камни Домского собора, но в ходе конфликта с рыцарями Ордена меченосцев в 1233 году, монахи погибли, а первый монастырь их был уничтожен.
Орден Доминиканцев был основан Св.Домиником, родившимся в 1170 г., а название ордена состояло из двух латинских слов «Domini» и «canes», что значит «псы Божьи». Орден Доминиканцев играл важную роль в жизни Европы того времени и занимался просвещением. В школу при монастыре отбирались способные дети, и после 13 лет обучения при монастыре самым успешным предстояло трехлетнее обучение в одном из университетов Европы. К доминиканцам принадлежали многие философы и деятели образования средневековой Европы.
В свое время церковь Св.Катарины была самой большой из церквей Таллина – длина здания составляла 67,7 метров. Это была трехнефная зальная церковь с высоким фасадом и двускатной крышей. Архитектура храма перекликалась с церковью в монастыре св. Бригитты в Пирита.
Начавшаяся в 1517 году реформация быстро распространилась на страны Балтии, и верность монахов Риму сделала невозможной их жизнь во враждебном окружении.
Монастырь прекратил свое существование в 1525 году, после реформации, и, вскоре, в 1571 году, пострадал от пожара. Церковь Катарины также была почти разрушена. Сейчас от церкви, бывшей когда-то огромной базиликой, остались стены в 4 метра высотой и порталы с западной стороны. Из монастырских же сооружений сохранились дворик и окружающие его крестовые ходы. Эта небольшая площадка, окруженная древними строениями, как бы переносит вас на семь веков назад, во времена, когда Орден доминиканцев был еще силен.
Переулок Катарины проходит вдоль южной стены церкви Св.Катарины, на которой были в середине XIX века установлены надгробья похороненных в храме влиятельных деятелей, принадлежащих к Братству Черноголовых, большой гильдии и членам Таллинского магистрата.

@настроение: В посте употребляются два варианта написания названия города. Посчитал, что исправлять орфографию авторов не стоит

Таллиннские Легенды - увлекательное путешествие в прошлое

Таллинн с его длинной и увлекательной историей известен многими завораживающими легендами. Старинные истории пришли из далёких времён средневековья в наши дни, неся в себе как человеческое величие, так и дьявольскую низость. Однако впервые как горожане, так и гости города сами получат возможность попасть в средневековье, ощутить дыхание времени, пережить радости и печали людей тех незапамятных лет, почувствовать любовь и ненависть, как это чувствовали средневековые горожане.

Таллиннские Легенды объединяют городскую историю, оставшуюся за тенью столетий, живое мастерство актёров и спецэффекты, создаваемые по последнему слову техники - все это создает подлинную иллюзию путешествия во времени и каждый, кто войдёт в игровую действительность Таллиннских Легенд, окажется среди увлекательных событий, забыв обо всем прочем и став частью ожившей истории.

Таллиннские Легенды - это приключение, которое невозможно пересказать словами. Чувство, которое возникает при гонке в прошлое на машине времени, надо ощутить самому. Лишь в волшебном мире Таллиннских Легенд можно подняться на высокую башню только что выстроенной церкви Олевисте, пройти по улицам, разоренным эпидемией чумы, спуститься в глубокие подвалы суда инквизиции, послушать удивительную песню, доносящуюся из русалочьего колодца, вместе с девушкой, замурованной в Девичьей башне, всплакнуть о бренности ускользающей молодой жизни, поприсутствовать на казни высокомерного барона Йоханна фон Юкскюлля, обнаружить в мастерской мрачного алхимика сладострастного вкуса марципан, и вместе с наёмными солдатами спеть удалую боевую песню. Путешествие во времени делает особенным то обстоятельство, что в качестве гида гостей к мрачным тайнам древнего Таллинна будет сопровождать лично сам господин Сатана. Присутствие столь высокого и могущественного лица гарантирует незабываемое впечатление.

МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Таллиннские Легенды расположены прямо в сердце старого города, рядом со старейшей ратушей Европы, по адресу Кулласепа 7.

ЛЕГЕНДЫ

Строительство Олевисте и проклятие, наложенное на церковь

В свое время церковь Олевисте была самым высоким строением Европы. Этот удивительный, возносившийся к небу Божий храм начали строить в 1267 году и строительство продолжалось целых сто лет.

Современникам казалось, что работам как будто мешает Сам Нечистый. Возлагавший надежды на церковь и установивший краеугольный камень зодчий упал с высоких лесов и разбился насмерть. Не лучше обстояли дела и у следующих шестерых мастеров, которые связали свою судьбу с возведением величественного здания. Лишь восьмой строительных дел мастер, которого звали Олев, смог довести работу до конца. Но его век тоже оказался недолгим. Украшая церковную башню венком по случаю окончания строительства, Олев услышал, как кто-то окликает его снизу, наклонился, чтобы посмотреть, но упал и разбился, как и его предшественники.

29 июня 1625 в церковную башню ударила молния и гигантское здание загорелось. После этого стрелы молнии поражали Дом Господень ещё тринадцать раз.

Вы побываете в башне Олевисте, бросите оттуда взгляд на город и вместе со стрелами молний спуститесь вниз, попав в глубокое средневековье.

Страшная тайна Девичьей башни

В средневековой Европе существовало незыблемое представление, что если в крепостную башню или стену замка замуровать живую девушку, строение будет стоять незыблемо до конца времён. Не был в этом отношении исключением и Таллинн. Когда в 1360 году крепостную стену Таллинна стали дополнять новой четырёхугольной сторожевой башней, для ее усиления решили замуровать непорочную девушку в стену первого этажа башни. Несчастная дева должна была ценой своей жизни придать башне невиданную доселе прочность.

Жребий выпал на красавицу Грете, которая, несмотря на все старания родителей спасти дочь, была тайно уведена из дома и замурована в маленькую каменную нишу. Ещё несколько ночей проходящие мимо башни слышали тихий плач, но потом он прекратился, и людская молва стала называть новую сторожевую башню Девичьей башней. Башня и в самом деле выстояла во всех войнах и испытаниях, выпавших на долю города и по сей день украшает силуэт Таллинна.

Вы сочувствуете сомнениям и страху смерти молодой девушки и провожаете взглядом хрупкую фигуру красавицы, пока холодные камни не поглотят ее.

Чума

Как и большинство городов, Таллинн неоднократно посещала страшная эпидемия чумы, которая тысячами уничтожала людей. Ужасную болезнь считали карой господней, помощи от которой искали в постах и молитвах, запирая свои дома и убегая из города, очищая помещения дымом можжевельника и омывая себя травяными настоями, но ничто не помогало - от дома к дому, от улицы к улице двигалась Чёрная Смерть своим жутким путём, не оставляя нетронутым ни одного замка, ни одной хижины. Смерть уравняла людей. Но в то же самое время, когда улицы заполнялись трупами, между которыми лавировали облачённые в странные костюмы врачи, лечащие от чумы, в одном из домов собрались развратники и пьяницы, которые проводили дни в непристойностях и обильных возлияниях, однако чума не коснулась их. Очевидно, эти прожигатели жизни были слишком грешными даже для самой смерти.

Художник Берндт Нотке увековечил чудовищную чуму 14 века на картине, которую назвал «Пляской смерти». Эта известная картина находится в Таллинне в церкви Нигулисте и напоминает времена, когда вымерла половина жителей города, начиная с грудных детей и кончая высокородными господами.

Вы видите разорённые чумой улицы, покидающие город обозы с беженцами. И внезапно появляется сама Смерть, которая затягивает вас в смертельный танец, в конце которого зияет небытие.

Возмездие

Средневековые люди испытывали страх перед возмездием, которое ожидало всех грешных. Несчастные попадали в адский огонь, однако туда можно было попасть уже на земле, если ретивые слуги божьи считали, что ты нарушил церковные каноны.

На гербе доминиканцев изображена собака, несущая факел. Монахи считали себя псами господними, задачей которых было осветить путь для праведников и подвергнуть страданиям грешников. Попасть в опалу к святым отцам было несложно - стоило лишь какому-нибудь соседу отправить в монастырь донос - и отступника хватали, чтобы представить перед суровым судом святых отцов. Для тех же, кто хоть раз представал перед церковным судом, путь спасения был отрезан. Ведьмы горели на кострах, невест сатаны топили зимой в прорубях, вступившие в сговор с нечистыми силами горожане пропадали в полночь и больше никогда не возвращались домой.

Вы пройдёте через высокие монастырские ворота и предстанете перед святым судебным надзором, где всевидящий глаз взвесит и ваши грехи. К счастью, есть возможность сбежать из этого страшного места, и вы это совершите, слыша за спиной угрожающий лай собак и звон тюремных кандалов. На этот раз вы останетесь невредимыми - какая удача!

Алхимик

Когда вокруг свирепствует смерть и жизнь не стоит ни гроша, возникает желание найти формулу бессмертия. В 1420 году, когда население Европы уменьшилось наполовину в результате войн и эпидемий чумы и будущее казалось безрадостным, сотни алхимиков начали поиски формулы бессмертия.Один из таких учёных оказался и в Таллинне и истребовал у Таллиннской ратуши помещение, где можно было бы завершить научные изыскания и подарить горожанам вечную жизнь. Целую ночь, возился он со странными опытами и время от времени из окна виднелись языки пламени и из трубы валили облака дыма, но на утро алхимик исчез. На столе был обнаружен рецепт и по нему городской аптекарь изготовил невиданно вкусное вещество, которое начали продавать как средство, возбуждающее мужские способности. Вещество получило название марципан и действительно - в Таллинне стало рождаться множество детей и горожане унаследовали вечную жизнь.

Суеверные же до сих пор утверждают, что в помещении, где алхимик составлял свой невероятно полезный рецепт, справлял свадьбу сам Сатана. Властелин Зла, якобы оставил рецепт для того, чтобы заманить людей на путь греха. Ну что ж, каждый смотрит на мир со своей колокольни.

Вы поприсутствуете вместе с алхимиком при опасных опытах, в результате которых родится марципан. Если вам повезёт, вас тоже коснётся чудодейственная сила марципана, и ваша семейная жизнь станет небывало единодушной и плодотворной. Это бонус, который вы получите, посетив Таллиннские Легенды.

Русалка

До сего дня на улице Ратаскаэву можно увидеть старый колодец, с которым связана легенда о прекрасной девушке, найденной на морском берегу. Девушку привезли в город, нарядили, как принцессу и решили выдать замуж за богатого молодого человека, однако уже в первый вечер она исчезла из дома. Всю ночь звучало над городом неземное пение и утром, когда пошли посмотреть, что же случилось, девушку нашли в колодце. Вода призвала ее к себе. И на следующую ночь произошло то же самое, только теперь пение доносилось из города в сторону моря и звало на заре в пучину волн. Ибо тот, кто подарил себя водам, не избавится вовеки от тоски по тихим морским глубинам.

Больше в городе девушку никогда не видели. Но в сердце тех, кто слышал ее пение, осталась непонятная жажда любви, которую унаследовали все таллиннцы. И сегодня с любовью приходят на морской берег полюбоваться лунным светом, и одинокие души, превозмогая морские ветра, находят на берегу утешение и надежду на то, что встреча с любимым не за горами. Однако есть и те, кто выйдя на берег, никогда больше не возвращается назад, как это случилось с прекрасной русалкой.

Вы услышите восхитительную незабываемую песню и почувствуете дурманящий зов вод. С вами будет волшебная история о тоске и любви и вы сразу поймёте, что, несмотря на суровые времена, войны и болезни, были и в средние века такие моменты, когда люди чувствовали себя по-настоящему счастливыми.

Казнь Йоханна фон Юкскюлля

Время средневековья заканчивалось, и ценность человеческой жизни стала возрастать. Установление Любекского городского права значительно повысило самосознание жителей Таллинна. Здесь жили свободные ремесленники и торговцы, и крестьянин, которому удавалось спрятаться в город на один год и один день, освобождался от крепостного ига. Город рос и становился сильнее. Рыцарство более не подчинялось верховной власти, а было самостоятельным.

Тайно пробравшийся в 1535 году в Таллинн вместе с отрядом головорезов барон из Рийзипере Йоханн фон Юкскюлль нашёл здесь своего беглого крестьянина, силой увёз его прочь и убил. Горожане, возмущённые самоуправством, потребовали у ратуши справедливости, тогда городские власти арестовали барона и приговорили к смерти за убийство.

7 мая, когда судебный приговор хотели привести в исполнение на загородном холме с виселицей, на место прибыли приспешники барона с намерением освободить своего господина. Для того, чтобы предотвратить кровопролитное противостояние, Юкскюлль был казнён между опущенными городскими воротами. Палач отсек голову дворянина, и тем самым закон одержал верх над предубеждениями, а время средневековья в Таллинне закончилось.

Вы увидите гордого барона, насмехающегося на городским правом и то, как высокомерный человек будет сломлен перед лицом смерти. Вместе с жителями древнего Таллинна вы будете праздновать победу справедливости и переживёте момент, когда голова преступника будет воздета на кол.

Путешествие пройдёт по 9-ти векам, с самого начала средневековья, заканчивая первым судом, в результате которого был казнён Барон фон Юкскюлль. Что знаменует окончание средневековья в Эстонии. Эти 9 легенд, которые мы выбрали в Таллиннские Легенды, связаны с такими реальными местами как, например церкви Олевисте и Нигулисте. Также Марципановый домик и ведьмин колодец. Мы также поговорим о Понтусе Делагарди, который был наместником правителя Эстонии в средние века и победил в 7-летней северной войне.

Продолжительность представления - 40 минут

Представление может идти на одном из четырёх языков - русском, эстонском, английском или финском.

Количество человек в группе - до 15 человек.

Проходимость - новая группа каждые 15 минут.

Время работы - ежедневно, с 11:00 до 19:00 (последняя группа в 21:00)

Возрастные ограничения - детям до 10 лет не рекомендуется.

Стоимость билета - 15 евро / взрослый, 10 евро / ребёнок, 35 евро / семейный (2 взрослых и 1 ребёнок до 16 лет)






Легенды старого Таллина

Наверное многие из нас любят попутешествовать. Прикольно бывает попасть в какой-нибудь хорошо сохранившийся средневековый город, походить по его древним улочкам и послушать байки от экскурсовода о его истории, легендах и поверьях. Особенно увлекательно звучат истории, в которых местами присутствует мистика. Вот и я решил нагнать немного страха и юмора на вас, и начать небольшую серию о таинственном, но родном моём городе Таллине. А именно, перескажу вам несколько городских легенд, страшилок и баек.

Как был основан Таллин.

Легенда гласит:
Около тысячи лет тому назад жил-был в Дании король, чьи сын и дочь воспылали друг к другу запретной любовью. Король, узнав об этом, решил изгнать дочь из своей страны, так как считал ее главной виновницей. Жестокое наказание придумал он — велел посадить принцессу на корабль без руля, а корабль этот направить в открытое море, чтобы дочь его никогда не вернулась домой.

Один из датских королей того времени Свен Вилобородый

Корабль долго блуждал по волнам, пока буря не прибила его к северному побережью Эстонии. Принцесса приказала отдать якорь и отправилась на лодке к берегу. Через какое-то время она приметила на побережье холм — могилу старого Калева (прим. герой финно-угорского эпоса Калевала) . Место это пришлось принцессе настолько по душе, что она пожелала заложить здесь город. Изгнанница привезла с собой из родной страны много золота и серебра, и добро это перенесли с корабля в ее шатер на холме. Принцесса созвала народ и велела за золото и серебро свое построить сперва роскошный замок, а вокруг него — город. Тем же, кто проявлял отвагу и усердие, она жаловала дома. Так со временем собралось вокруг замка немало людей, и город заметно вырос, стал красивым и богатым, и люди в нем жили спокойно и счастливо.
Вскоре до короля Дании дошли вести о прекрасном городе, который основала его дочь. И возникло у него непреодолимое желание подчинить себе этот город. Поборов свою гордость, отправился король на поклон к дочери. Принцесса, не подозревая о коварных планах отца, простила его и устроила пышную встречу.
Однако жители быстро смекнули, что было на уме у чужестранцев. Они тотчас прогнали их и остались хозяевами в своем городе. Народ стал называть его Танлином, Датским градом, из которого и получилось со временем нынешнее название Таллин (Tallinn).
Комментарий: Из легенды следует, что Таллин основали датчане, однако уже в I тысячелетии н. э. Таллин был известной гаванью и местом торговли, являясь центром древнеэстонской земли Ревала.
В форме Рифаррика город упоминается в одной ирландской рукописи около 750 года, придворный географ сицилийского короля Рожера II араб аль-Идриси называет его в комментариях к карте мира, составленной им в 1154 году. Датчане завоевали город в 1219 году, при короле Вальдемаре II.

Камень Линды. Легенда о происхождении озера Юлемисте.

Бедная вдова долгие месяцы оплакивала своего любимого мужа Калева, давая волю жалобам и горьким слезам. И стала она приносить на его могилу каменные глыбы, дабы воздвигнуть Калеву достойный памятник и сохранить память о нем для потомков. В Таллине и поныне можно видеть это надгробие Калева — холм Тоомпеа. Под ним спит вечным сном король древних эстов, с одной стороны холма шумят морские волны, с другой — шелестят родные леса.

Скульптура Линды.

Однажды Линда несла на могилу большую глыбу. Она торопливо ступала по холму Ласнамяги, неся на спине в праще, сплетенной из своих волос, целую скалу.
Тут вдова споткнулась, и тяжелый камень скатился с ее плеч. Не поднять было Линде эту скалу — от горя бедняжка высохла, потеряла былую силу рук. Женщина села на камень и заплакала горючими слезами, жалуясь на свою вдовью долю.
Добрая фея ветров ласково гладила шелк ее волос и осушала ее слезы, но они все струились и струились из очей Линды, словно ручейки по горному склону, собираясь в озерцо. Озерцо это становилось все больше и больше, пока не превратилось в озеро. Оно и поныне находится в Таллине на холме Ласнамяги и называется Юлемисте (Верхнее). Там можно увидеть и камень, на котором сидела плачущая Линда.
И если тебе, путник, доведется идти мимо озера Юлемисте, остановись и вспомни о славном Калеве и его неутешной Линде.

Озеро Юлемисте. Посередине озера можно как раз узреть тот самый злополучный камень. Прямо за озером находится аэропорт

Коментарий: Прозаический пересказ Ю. Кундера (1852-1888) из песни второй эпоса «Калевипоэг».

Слуги Вана — Вигалаского барона.

Когда-то в усадьбе Вана-Вигала жил барон, в чьем услужении было множество духов.

Усадьба Вана-Вигала

Поехал он однажды в Таллин через озеро Юлемисте. Барон строго-настрого запретил кучеру оглядываться во время езды по воде.
Карета мчалась как по зеркалу. Когда она приблизилась к берегу, где было мелко, кучер все-же посмотрел назад. К своему великому изумлению он увидел, что вокруг кареты суетились духи: они переносили доски из-за колес кареты и ставили их впереди нее — так они строили мост, по которому ехала карета.
Как только кучер оглянулся, карета с упряжкой лошадей провалилась в воду. Но так как берег был сов-сем близко, кони вытащили карету на сушу и никто не утонул.
Барон и говорит кучеру: «Ежели бы ты оглянулся посередине озера, мы бы утонули. Духи перестают работать, если хоть кто-либо из людей видит их. Не смей больше нарушать мой приказ!»

Почему Таллин никогда не будет достроен.

Раз в году, в темную осеннюю полночь из озера Юлемисте выходит седой старичок, Ярвевана; спускается с холма к городским воротам и спрашивает у стражи:
— Ну как, готов город, или все еще строится?
В больших городах работы строителям всегда хватает: если не строятся новые здания, то и со старыми домами хлопот немало. То тут, то там надо подправить, подкрасить или перестроить, работа идет непрерывно, и не бывает дня, чтобы все мастера отдыхали одновременно. Но если вдруг случится небольшой перерыв, то об этом озерному старичку нельзя говорить и пол-слова. Страже у городских ворот дан наказ отвечать, ему всегда одинаково:
— Город еще далеко не готов. Пройдет много лет, прежде чем все работы будут закончены.
Тогда чудной старичок сердито качает головой, бормочет что-то невнятное, резко поворачивается и уходит обратно в озеро — его вечное жилище.
Но если озерному старичку ответят, что город готов и строить там больше нечего, воды Юлемисте устремятся с холма Ласнамяги на прибрежную низменность и затопят Таллин.

Недостроенный город Таллин

Коментарий: Легенда пересказана Ф. Р. Крейцвальдом в 1866 году в его «Старинных эстонских народных сказках». Мотив этот встречается и в «чистом» фольклоре (см. «Слуга Калева» в настоящем издании). Озеро Юлемисте находится высоко над Нижним городом и не раз его затапливало (в 1718, 1761, 1867 гг.).

Приключения мумии герцога.

В первой половине девятнадцатого столетия в церкви св. Николая (Нигулисте) был выставлен удивительный экспонат. В одной из часовен на катафалке стоял гроб со стеклянной крышкой, а в нем — мумия, одетая в черный бархатный камзол с белоснежными кружевами, ноги обтянуты шелковыми чулками, на голове — завитой парик.

Мумия герцога.

Церковный сторож, который получал немалые доходы за показ мумии, трогательно заботился о ее сохранности. Когда мумию стали одолевать мыши, он завел в церкви кошку. Однажды в дождливый и сумрачный осенний вечер органист играл хоралы и вдруг услышал шаркающие шаги. Из тьмы в свете качающегося фонаря появилась мумия. Охваченный ужасом органист заметил, однако, что мумия движется не сама, а ее несут. Оказывается, крыша в часовне протекла, мумия промокла, и простодушный сторож решил посушить ее у печки.
Чья же была эта мумия? Герцог Карл Евгений де Круа родился в Нидерландах, и в его жилах текла королевская кровь. Он служил сперва в датской армии, потом в австрийских войсках, а затем в Польше. Когда началась Северная война, де Круа перешел на службу в русскую армию. Петр I произвел его в генерал-фельдмаршалы и назначил главнокомандующим русскими войсками под Нарвой. Проиграв битву, герцог попал в плен и был привезен шведами в Таллин. Здесь его освободили под честное слово. Де Круа быстро освоился в Таллине, завел обширный круг знакомств среди местной знати и богатых купцов. Перед ним открылись не только двери, но и кошельки таллинцев, а жить в долг герцог был истинный мастер. Он много пил, играл в кости, долги его росли и росли. Все шло великолепно.
И вдруг — как гром среди ясного неба — новость: герцог приказал долго жить. Огорченные заимодавцы собрались на совещание. Кто-то вспомнил, что согласно Любекскому праву ганзейских городов таллинцы могут запретить похороны должника, пока не получат свои денежки сполна. Совещание постановило не отдавать городским властям тело мертвого герцога — единственный залог его больших долгов. Власти же проявили неожиданную уступчивость, боясь, видимо, крупных расходов на похороны, подобающие титулу герцога. Договорившись с ними, заимодавцы положили свой «залог» в гроб и отнесли в подвал церкви св. Николая на хранение. Было это в 1702 году.
Мумию герцога нашли. . . через сто двадцать лет, да и то случайно. В народе считали, что тело герцога сохранилось благодаря крепким напиткам, которые покойный весьма ценил. Ученые мужья объясняли мумификацию тем, что скрепляющий кладку фундамента раствор содержал каменную соль.
Так мумия герцога де Круа превратилась в достопримечательность церкви Нигулисте, соперничавшую со знаменитой алтарной картиной «Пляска смерти» Бернта Нотке. В середине прошлого века власти распорядились прекратить показ вельможного чучела, но похоронили его лишь в 1897 году. Так закончились приключения мумии герцога — двести лет спустя после его смерти.

Как хозяин поместья Палмсе спас Таллин от неприятностей.

Однажды Таллинн, который называли девой, ибо еще никто не сумел овладеть им, целое лето осаждало неприятельское войско. И хотя крепостные стены и башни надежно защищали таллинцев, голод становился день ото дня все более лютым, и сердцами горожан овладели отчаяние и малодушие.
Спасителем города в этот трудный час оказался барон Пален, хозяин поместья Палмсе. Он сделал вид, будто хочет послать голодным горожанам провизию. Когда повозки со съестным и пивными бочками приблизились к лагерю неприятеля на Ласнамяги, они были тотчас захвачены врагами. Голод измучил осаждавших солдат не меньше, чем таллинцев, поэтому они набросились как волки на провизию, забыв про осаду. Хозяин Палмсе воспользовался этой короткой передышкой, чтобы спасти город. Он велел доставить морем к стенам города откормленного быка, а также немного солода, и передал их горожанам.

Мыза Палмсе.

Горожане сварили свежего пива и отнесли его на передние земляные валы. На днища перевернутых бочек они налили пива — так, чтобы пена потекла через края. Затем выпустили на валы быка, который выбежал, взрывая рогами землю.
Когда враги увидели бочки с пенящимся пивом и откормленного быка, у них душа ушла в пятки. «Пропади все пропадом», — сказали солдаты, — «того не возьмешь измором, кто может еще столько пива наварить и прогуливает жирных быков на валах. Скорее сами умрем от голода».
На следующее утро горожане увидели, что неприятель уходит восвояси. Таллин был опять спасен.

Потомок смекалистого барона Матве́й Ива́нович Па́лен (1779-1863), генерал от кавалерии.

Коментарий: Предание, пересказанное Ф. Р. Крейцвальдом в «Старинных эстонских народных сказках», относится, вероятно, к событиям Ливонской войны (1558-1583). Именно в XVI веке за городской каменной стеной было начато сооружение земляных укреплений.

Понтус, торговец дубленой кожей.

Понтус Делагарди

Давным-давно лунными ночами на Ласнамяги люди видели всадника в железных латах на белом коне. Он предлагал прохожим купить дубленые кожи. Но желающих приобрести товар не находилось — покупателей отпугивал отвратительный запах кожи.
Однажды повстречался всаднику старичок с козлиной бородкой и спросил:
— Какую цену ты, братец, просишь за свою дубленую кожу?
Всадник ему в ответ:
— Хочу лишь спокойно уснуть в сырой земле.
Старичок просил рыцаря рассказать, кто же его заставляет бродить по ночам и не дает уснуть вечным сном. Вот что поведал ему всадник:
— Был я когда-то знаменитым полководцем, и звали меня Понтусом. Я велел сдирать кожу с мертвых солдат, отдавал ее дубильщику, а потом заказывал из этой кожи сапоги, кафтан и штаны, седло, ремни и уздечки. Все, что сейчас на мне, сделано из человеческой кожи. После моей смерти осталось много дубленой кожи. Когда я прибыл на тот свет и хотел войти в ворота, страж задержал меня: «Велено пустить тебя только после того, как ты продашь всю оставшуюся кожу. Будешь выходить из могилы по ночам и ездить около дорог на Ласнамяги от полуночи до первых петухов, пока не найдешь покупателя». Вот так уже в течение двух поколений я предлагаю дубленую кожу, но покупателей все нет.
— Я не побрезгую твоим товаром, — сказал старичок. — Если ты просишь только освободиться от ночных бдений, то цена мне подходит, по рукам. Сойди с коня и следуй за мной.
Понтус обрадовался покупателю, взял свои кожи и зашагал за старичком. Тот же привел его прямо в преисподнюю. У подземных врат старичок принял свой подлинный облик — превратился в черта с рогами и хвостом, и закричал страшным голосом:
— А ну-ка, выходите все те, с кого Понтус содрал кожу!
Тут выступило вперед множество его жертв, захотевших вернуть свою кожу и прикрыть нагую кровоточащую плоть. Черт, скаля зубы, учил их:
— Снимите с него кожу и растягивайте до тех пор, пока не хватит на всех, чтобы прикрыть косточки.

А. Дюрер. Всадник, смерть и черт. 1513. Резцовая гравюра

Коментарий: Предание содержится в «Старинных эстонских народных сказках» Ф. Р. Крейцвальда, по его мотивам написана баллада поэтессы М. Ундер (1883-1980) «Торговец кожами Понтус». Под торговцем подразумевается, вероятно, шведский полководец Понтус Делагарди (1520-1585). Надгробие его в алтарной части Домского собора — шедевр ренессансного искусства. Шведы, захватив под командованием Делагарди 6 сентября 1581 года Нарву, устроили там резню, в которой погибло около 7 тысяч человек.

О таллиннском Дон Жуане.

Все, кто посещают Домский собор, невольно топчут могилу грешника, о котором рассказывают множество историй. Войдя в собор через главный портал и попадая в южный неф храма, посетитель оказывается на большой плите, по краям которой высечено: «ОТТО ИОХАНН ТУВЕ помещик Эдизе, Вяэна и Коону — его могила. В году 1696″.

Домский собор

Предание гласит, что покоящийся под плитой Туве был по происхождению эстонцем, ведь его фамилия означает в переводе «голубь». За заслуги ему было пожаловано дворянство. Человек он был нрава чрезвычайно веселого и легкого, любил много и вкусно поесть, крепко выпить, и главное — слыл дамским угодником и великим покорителем сердец.
Перед смертью он раскаялся в своих грехах и завещал похоронить себя у входа в Домский собор. Туве надеялся на всепрощение, если он проявит смирение и покорность, а прах его будут топтать прихожане.
Действительно, пять веков назад в замке Эдизе на севере Эстонии обосновался род Туве. Им же принадлежало соседнее поместье Йыхви, где в конце пятнадцатого столетия была воздвигнута церковь. На колокольне церкви — герб рода Туве. О характере мужчин этого рода говорит легенда о церкви в Йыхви, очень похожая на предание о таллинском Дон Жуане:
Некогда жили два брата. Старший брат ушел на войну, а младший должен был построить укрепленный замок. Старший брат вернулся с войны, между братьями вспыхнула ссора, и в поединке младший был убит. Старшего брата охватили печаль и глубокое сожаление о случившемся, он велел во искупление своих грехов построить на месте поединка церковь и похоронить себя перед входом, дабы все верующие топтали его грешный прах.

Путевые заметки. День 7

Седьмой день нашей экспедиции мы решили провести в Дакаре, столице Сенегала. Причин для остановки много. Во-первых, прошла неделя со дня старта и пора бы отдохнуть. В последние дни мы вставали с рассветом и приезжали к месту назначения ближе к полуночи. Долго такой темп держать нельзя. Во-вторых, у участников пробега начала заканчиваться чистая одежда и надо было постираться. В-третьих, нам надо было наконец поменять стекло, которое разбилось а Западной Сахаре, а также наклеить на стекла бронированную пленку.

Утром группа разделилась. Колесников поехал искать стекло, механик Николай начал бронировать окна экспедиционных автомобилей, человек-пароход Реснянский остался в отеле монтировать видео, а мы с Ловыгиным отправились гулять по городу!

Живут в Сенегале достаточно бедно. Зарплата в 160 долларов считается очень неплохой. Конечно, на эти деньги особо не разгуляешься, но местным хватает. Основу рациона местного населения составляют рыба и рис, стоят они копейки и ночью на улице можно увидеть бездомных, готовящих на костре огромную морскую рыбину. Лучшие рестораны Москвы позавидуют. За 20 долларов в месяц тебе буду каждый день мыть машину и убирать салон. В супермаркете за доллар за тобой будет ходить негритенок и таскать все твои сумки. Труд местных, если уметь договариваться, стоит копейки. Эти пользуются европейцы, коих здесь очень много.

Около половины населения страны - ниже черты бедности. Безработица в 2007 году - 48 %.

Сенегальцы очень добрые и отзывчивые люди. Они с удовольствием тебе помогут решить любые проблемы, конечно за небольшой подарок. Вполне нормально здесь официанта позвать за сигаретами в соседний ларек. Если вам что-то нужно достать, сенегалец сделает все, чтобы помочь. Говорят, тут даже Айфоны появляются на день раньше официальных продаж.

При этом сенегальцы достаточно ленивы. День их начинается в 10 утра, а уже после обеда они идут отдыхать. Сенегальцы готовы делать все, что угодно, лишь бы не работать. Наверное поэтому здесь одинаково весело и шумно отмечаются все известные миру праздники и события. Главное, чтобы повод был.

01. С утра начинаем бронировать окна в машинах специальной пленкой. Разбить такое стекло гораздо сложнее, это должно защитить экспедиционные автомобили от злодеев.

02. Дакар - самая западная точка Африки.

03. Ночью в Дакаре бывает довольно холодно. Никакого центрального отопления в домах нет, так и печки и обогреватели ставить не принято. Чтобы хоть как-то нагреть дом, стену по солнечной стороне красят в черный цвет.

04. Последний писк дакарской моды - стереопостеры, которые вешают на окна автомобилей.

05. Сенегал - бывшая французская колония.

06. Недавно в Сенегале произошла маленькая неприятность, по обвинению в педофилии посадили в тюрьму местного духовного лидера. Верующие возмутились, сказали, что он "ставленник Аллаха и ему можно" и начали бунтовать. Теперь весь город расписан лозунгами с требованиями освободить лидера.

07. Наверное, самая некрасивая мечеть в мире.

Теперь про городской транспорт. Самый популярный вид транспорта в Дакаре - такси. Максимальная поездка стоит 6 долларов, таксисты стоят на каждом перекрестке и проблем с ними нет никаких. Конечно, местное такси не для слабаков. Машины разваливаются, водят очень опасно и часто попадают в ДТП.

08. Еще есть маршрутки, которые тут называют "Рэпид карс", это такой аналог нашим Газелям. Они развалены, в них нет окон, загрузка осуществляется через заднюю дверь. Вообще, не очень понятно, как эти машинки вообще ездят по дорогам. Сзади обязательно прибита деревянная площадка, чтобы можно было прицепиться и ехать стоя. С зацеперов денег за проезд не берут.

09. Маршруточки.

10. У некоторых нет лобового стекла. Ничего страшного.

11.

12. Салон.

13. Вот так они носятся по городу.

14. Еще есть старые белые Мерседесы, которые тут называют "Ндяга Ндяй". 100 таких микроавтобусов в 60-е годы подарил городу один мужик, в честь которого их и назвали. Они побольше Рэпидкаров и там можно ехать еще и на крыше.

15. Бесплатный проезд на подножке.

Недавно в городе появились еще и автобусы, их подарили китайцы. В автобусе за решеткой сидит кондуктор. Решетка нужна, чтобы его не убили недовольные необходимостью оплаты пассажиры.

Китайцев в Сенегале вообще очень много, как и во всей Африке. Они строят дороги, фабрики, солнечные электростанции и постепенно захватывают мир. Еще китайцы подарили правительству Сенегала свои представительские автомобили, очень похожие на Мерседес S-класса.

Весь бизнес контролируют ливанцы. Россия никак не представлена, даже культурный центр недавно закрыли.

16. Перемещаться по городу очень сложно.

17. В Дакаре сейчас активно строят дороги, появились даже платные скоростные дороги.

18. Обычная городская улица.

19. Площадь на окраине.

20. Решетка ливнестока. Сюда не только колесо велосипеда провалится, но и нога ребенка.

21. Центр города.

22. Прачки.

23. Современное искусство.

24. На набережной стоит какой-то памятник. Люди присаживаются около него, чтобы справить нужду.

25. Уличный окулист.

26. 94% сенегальцев мусульмане, но государство относительно светское. Здесь свободно продается алкоголь, женщины ходят в открытой одежде,а в ресторане можно заказать свинину. Зато у каждого сенегальца по 2-3 жены. В отличие от арабского мира, где ты должен построить каждой жене отдельный дом и обеспечивать всех, в Сенегале это не обязательно. Так что можно спокойно разводить себе жен и детей, которые будут жить в коробках на улице.

27. Стиляги.

28. В Сенегале есть закон, разрешающий менять дату своего рождения. У некоторых вообще нет даты рождения в паспорте, просто стоит xx.xx.xxxx

29. На набережной ко мне подходит парень и рассказывает трогательную историю про то, что он гей, его родители узнали об этом и выгнали его, ему пришлось бежать из родной деревни и теперь его хотят убить. Видимо на некоторых сердобольных европейцев такой развод хорошо действует, так как парень очень удивился, что я не дал ему денег. В Сенегале, кстати, очень терпимо относятся к геям, есть даже официальные гей-бары. А вот в соседней Гамбии однополые отношения не одобряют и жестоко наказывают.

30. Уличная мода.

31.

32.

33. Дакар - один из крупнейших портов Западной Африки. Сюда привозят товары со всего мира, отсюда они расходятся по Африке. Город, также стал важной точкой наркотрафика. Говорят, в Мавритании есть секретная взлетно-посадочная полоса, которую используют для доставки наркотиков по воздуху. Она находится в пустыне и засыпана песком, чтобы спутники ее не заметили. По ночам полосу очищают, принимают наркотики, а к утру все скрывает песок. Не знаю, на самом деле это так, или красивая байка.

34. В Сенегале очень сильны позиции американского Корпуса мира, здесь работает 260 волонтеров, которые день и ночь прививают местному населению американские ценности. Получается очень неплохо. Стандартное сенегальское приветствие "Бонжур" вытеснило простое и понятное "Хай". В Дакаре открываются кафе и рестораны фастфуда, появляются службы доставки и т.д.

35. Ловыгин в кафе. Наверное, это последнее европейское кафе на нашем маршруте.

36. К вечеру едем на знаменитое розовое озеро, где добывают соль и где был финиш ралли Париж-Дакар.

37. Озеро действительно розовое.

38. Здесь добывают соль.

39.

40.

41.

Родное посольство. Кстати, в Сенегале пока одно из лучших посольств в Западной Африке. Надо будет рейтинг посольств наших составить;)

Немного классики:

"Я знаю такие поездки, – говорил он, – сам ездил. Ваше будущее мне известно. Здесь вас человек сто. Ездить вы будете в общей сложности целый месяц. Двое из вас отстанут от поезда на маленькой глухой станции без денег и документов и догонят вас только через неделю, голодные и оборванные. У кого-нибудь обязательно украдут чемодан. Может быть, у Паламидова, или у Лавуазьяна, или у Навроцкого. И потерпевший будет ныть всю дорогу, выпрашивать у соседей кисточку для бритья. Кисточку он будет возвращать невымытой, а тазик потеряет. Один путешественник, конечно, умрет, и друзья покойного, вместо того, чтобы ехать на смычку, вынуждены будут везти дорогой прах в Москву. Это очень скучно и противно – возить прах. Кроме того, в дороге начнется склока. Поверьте мне! Кто-нибудь, хотя бы тот же Паламидов или Ухудшанский, совершит антиобщественный поступок. И вы будете долго и тоскливо его судить, а он будет с визгом и стонами отмежевываться. Все мне известно. Едете вы сейчас в шляпах и кепках, а назад вернетесь в тюбетейках. Самый глупый из вас купит полный доспех бухарского еврея: бархатную шапку, отороченную шакалом, и толстое ватное одеяло, сшитое в виде халата. И, конечно же, все вы по вечерам будете петь в вагоне «Стеньку Разина», будете глупо реветь: «И за борт ее бросает в набежавшую волну». Мало того, даже иностранцы будут петь: «Вниз по матушке, по Вольге, сюр нотр мер Вольга», по нашей матери Волге."

Сенегал -это государство в западной Африки. Ещё совсем недавно, оно было центром французской колонизации. История колонизации этих мест, уходит в седую древность, где ещё на острове Карабан, находился крупнейший центр работорговли. Там одни негры продавали других по сходной цене. Впоследствии туда пришли арабы, что продолжили это прибыльное занятие.

Затем в Сенегал пришли португальцы. Не стали противиться местным обычаям – работорговле, мигом переняли, усилили, внесли коммерцию, банковские услуги и очень быстро вытеснили с рабовладельческого рынка арабов. Местные же сенегальские вожди просто смотрели этим ушлым делягам в рот, ловя каждое слово, как откровение. Португальцы стали налегать на чернокожих мужчин, в смысле повышать спрос. Они привлекали их коммерческие души, толстыми мускулами, выносливостью в жарких местах, не требовательностью к пище (по крайней мере предположительно), спокойным нравом и привычке к рабству (последнее вывели из того, что дескать испокон веков это здесь происходило, наверное привыкли).

И, наконец пришли французы. Принесли новую колонизацию, освободили рабов и рассказали им, что брать в рабство очень плохо. Местные вожди поначалу не верили, но в конечном итоге, косность была побеждена, с помощью убеждения разных степеней воздействия.

__________________________________________________________________________

Вместе с новыми понятиями о рабовладении, французы принесли в Сенегал новые методы эксплуатации. Рабочий работал лучше чем раб, да к тому же сам себя кормил. Начали строить шахты и железные дороги и вскоре словосочетание резьбонарезной станок перестало быть диковинкой. От чернокожего Сенегала, избирался депутат во французский парламент и постепенно из местного населения начали формировать отряды «сенегальских стрелков», активно помогавших французам контролировать Африку.