Советы, как их прояснить. Как пережить критику и извлечь из нее

Нелепая критика начальника меня просто бесит! – в сердцах жалуется подруга. – Делаю работу "от и до", все в срок, а в ответ – сплошные упреки. Лучше бы зарплату вовремя платили!

Конечно, все люди разные и на критику реагирую тоже по-разному. Но, справедливости ради стоит сказать, что тех, кто относится к критике спокойно и, тем более, извлекает из нее хоть какие-то уроки, до обидного мало. Для большинства критика является большой проблемой, вызывающей самые негативные реакции – от злости и гнева до падения самооценки.

Психологи и коучи уверяют: есть множество способов, позволяющих научиться держать себя в руках и правильно реагировать на критику. "КП" в Украине" собрала всевозможные советы и систематизировала их в 7 основных правил.

Правило 1: успокойтесь!

Конечно, критика неприятна. Она означает, что работа не получила адекватную оценку, а компетентность ставится под сомнение. Огромная разница между собственными ожиданиями и мнением другого человека приводит к неприятному диссонансу. В результате обида и раздражение тут же выливаются на критикующего. Скажете, что так происходит только с недостаточно воспитанными людьми? А вот и нет! Психологи уверяют: так нас вынуждают действовать защитные психологические механизмы.

Проще говоря, мы резко реагируем на критику "автоматом". А там, где есть автоматизм, не остается места для здравого смысла. Человек если и думает, то только о том, как бы защититься от критики и найти в ней слабые стороны, а не о том, как она может ему помочь.

Отсюда главное правило – немедленно успокоиться. Способы известны всем, но мы их напомним еще раз:

  • сделать несколько глубоких медленных вдохов и выдохов,
  • медленно сосчитать в уме до десяти,
  • если критика прозвучала в письменном виде и есть время, можно выплеснуть свои мысли, чувства и эмоции на бумагу, а не на человека.

Постепенно вы научитесь не поддаваться эмоциям мгновенно, а это очень полезное качество!

Правило 2: оцените конструктивность

Спросите себя: кто вас критикует? Возможно, этот человек вас недолюбливает и всегда настроен против вас? Или, возможно, он относится к тем, кто чувствует собственную значимость только когда критикует других? Что движет человеком – зависть, злость, плохое настроение или искреннее желание вам помочь?

Словом, определитесь, от кого исходит критика и насколько она конструктивна.

Правило 3: поблагодарите

Прежде чем бросаться в яростный спор, мысленно поблагодарите своего оппонента. Ведь, во-первых, человек нашел время и проявил к вам и вашей работе интерес. Во-вторых, практически любая критика – мягкая и агрессивная, объективная и субъективная, правдивая и неадекватная – содержит крупицы истины и помогает вам избежать некоторых ошибок в дальнейшем.

Так что сделайте небольшую паузу и проанализируйте замечания, высказанные в ваш адрес.

Правило 4: попросите уточнить

Успокоившись и поблагодарив человека за внимание и критический комментарий, убедитесь, что вы его правильно поняли. А для этого уточните некоторые аспекты его замечания. Это поможет не только выиграть время, но и изменить вашу реакцию на критику.

Дело в том, что, скорее всего, до уточнения вам казалось, что сомнению подвергается качество вашей работы в целом. Однако на деле вполне может оказаться, что речь шла только об одном отдельном аспекте. А это уже, как говорят в Одессе, две большие разницы.

Правило 5: слушайте

Научитесь слушать. Не стоит с первого замечания "ставить блокировку" и только и думать о том, что сказать в свою защиту. Во-первых, так вы можете упустить суть критики. Во-вторых, ответить вы всегда успеете, а перебивать все же невежливо. В-третьих, если перед тем, как выпалить свой ответ, вы спокойно подумаете, то конфликт постепенно сойдет на нет. Ведь если вы отнеслись к критике уважительно, то и собеседник сбавит обороты.

Кроме того, помните, что впечатление не может быть ошибочным. И если на кого-то ваша работа произвела негативное впечатление, то так оно и есть. И глупо убеждать человека в том, что "впечатление хорошее, вы просто его не так почувствовали".

Правило 6: избавьтесь от уверенности, что вы должны быть идеальным

Учитесь спокойно относиться к своим промахам, оставьте себе право на ошибку. Тем более, что психологи уверяют: чем больше человек думает о том, что он идеален, тем дальше он отодвигается от совершенства. А то, чего человек боится, рано или поздно становится его реальностью.

Правило 7: используйте чужое мнение для расширения границ

Разные люди видят ситуацию по-разному. Именно поэтому командная работа дает хорошие результаты: разные точки зрения дополняют друг друга.

Помните, что благожелательное сотрудничество и готовность принять чужую точку зрения придают объем и глубину рассматриваемой проблеме, вне зависимости от того, чего она касается: отношений, работы или вас самих.

Психологи уверяют: критика, указывающая на ваши слабые стороны, вовсе не является поводом для расстройства. И приводят пример: вы ведь, вероятнее всего, поблагодарите человека, который вовремя сообщит вам, что у вашего авто неисправны тормоза? Так же и с критикой: принимайте ее с благодарностью и используйте для собственного блага, чтобы стать еще лучше.

Признаюсь: я отношусь к той несчастной категории людей, которые тяжело воспринимают критику. Незначительное замечание может выбить меня из колеи на несколько дней, особенно если это замечание по поводу моей книги. Это ранит меня гораздо сильнее, чем критика какой-либо другой моей деятельности, потому что в книгу я вложила слишком много сердца, слишком много себя.

Раньше я работала программистом. Когда критиковали мой код, это было неприятно, но не так лично: я – это не мой код.

Когда кому-то не нравится, как я выгляжу, это нестрашно: я – это не моя внешность.

Моя игра на пианино, спортивные неудачи, кулинарные эксперименты – это всё не я, это не страшно.

Но творчество – это, блин, страшно. Потому что творчество – это я . Это моя душа, заключённая в книгу.

Мне кажется, в этом я не одинока. Любая книга – отражение души писателя, а критикуют нас много. Собственно, все, кому не лень. И даже если критика конструктивна и может принести вам пользу, это всё равно боль.

Потому что – ну вот прочитал человек мою книгу. Ну, раскритиковал. И что – мне теперь всё переписывать? Impossible, знаете ли. Не говоря уж о том, что другому человеку может не понравится новый вариант. А третьему – третий. А четвёртый я сама Ctrl+Delну, потому что смотреть на него жутко.

Так что это – не вариант. Критику можно учитывать на будущее, если в этом есть хоть какой-то смысл. А замечание из серии «Ну, у тебя плохой стиль» — это вообще труба. Тут одно из двух: либо никогда больше ничего не писать, либо забить и учиться. Для нас это единственный способ стать лучше.

Писательство – мастерство, и научиться ему можно только в процессе . Писать же в стол до тех пор, пока вы не будете достаточно хороши (как измерить это «достаточно?») смысла не имеет, потому что и тогда найдётся что-нибудь, к чему можно придраться.

Раз книга – это отражение писателя, она не может и не должна быть идеальной. Идеальных людей не бывает, а писатели – люди.

Ну хорошо, сдаваться не надо, надо продолжать писать, несмотря ни на что. А что делать-то тогда? Как смириться с этой болью?

Знаю я один способ, но он для мазохистов. Нужно выкладывать своё произведение везде и всюду, чтобы собрать кучи язвительных комментариев и получить иммунитет к критике. Как в компьютерной игре, скилл такой: «Неуязвимость к критике: + 20. Повышает работоспособность: + 10». И я даже знаю людей, которые именно так и поступили. Передать не могу, как я их уважаю.

И ещё предполагаю, что в школе они вряд ли были отличниками. Теперь, годы спустя, я понимаю, как мне на самом деле не повезло быть отличницей. В жизни школьные пятёрки совершенно бесполезны, а вот комплекс перфекционизма – звук отнюдь не пустой . Именно из-за него любое критическое замечание может довести меня до слёз. И я даже осознаю, насколько это абсурдно, представляете? Вот только не легче. «Художника каждый может обидеть», ага. Писателя, как выясняется, тоже. Особенно, если он бывший отличник.

Поэтому в этой статье я делюсь своим рецептом.

Итак, если после очередного негативного отзыва у вас слёзы наворачиваются на глаза, хочется удалить все свои творения и никогда, никогда, никогда больше ничего не сочинять, попробуйте сделать следующее (только быстро!)

  1. Возьмите лист бумаги и ручки (откройте привычный редактор) и начинайте писать.

Да, вот так вот просто. Да, вот так очевидно. Да, никакой магии. Просто пишите. Всё, что придёт в голову. По опыту знаю: в голову придёт негатив. Вот его и пишите. Напишите, как вам больно. Какая вы бездарность. Какая плохая у вас книга – вот же, критикуют! Какой ужасный у вас язык/стиль/мир/герой/юмор. Пишите всё.

Рано или поздно поток негатива иссякнет, вы заметите, что пошли уже по третьему кругу, и станет скучновато. На этом этапе я обычно перестаю плакать (здесь должен быть эмо-смайлик). Если ещё чуть-чуть продолжить, может, вы поймёте, насколько это смешно. Но если нет, то можно перейти к пункту 2.

  1. Постарайтесь извлечь пользу из своего настроения.

Вам нужно было написать в книгу грустную сцену, но не было подходящего настроения? Аллилуйя! Вот он, ваш шанс! Вперёд, пока не остыло! Выплёскивая негатив, вы как раз расписались, подбирать слова для выражения мыслей стало легче, а настроение – ну, настроение что надо! В таком настроении как раз можно показать всю глубину переживания героев! Так что дерзайте. Потом сами удивитесь тому, что получилось.

Предыдущий совет может показаться довольно экстремальным и подойдёт только людям, у которых дела с самооценкой обстоят не так плохо, как, скажем, у меня. Как же – я только что писала о том, какая я бездарность, честно решила больше не оскорблять Вселенную своим неумелым слогом, и вот уже кроплю очередную сценку из книжки? Nooooo! Для вас, братья и сёстры по несчастью, у меня готов третий совет. Такой же избитый, как и первый, но зато реально работающий.

3. Взгляните на ситуацию со стороны.

Поставьте себя на место критика – как бы он отреагировал, знай он вашу боль? Вряд ли его суждения были ну настолько уж радикальны, чтобы заставить вас страдать. Он, скорее всего, не имел в виду и десятой доли того, что вы потом додумали. Поговорите с ним. Побудьте своим адвокатом. Вы достойны того, чтобы вас – а значит, и ваше творчество – любили. Защитите себя.

Самое главное – то, что для вас кажется проблемой вселенского масштаба, ни для кого на самом деле таковой не является.

Поставьте себя на место стороннего наблюдателя. Как бы он увидел эту сцену? Что бы он мог сказать? Уверена, он посоветовал бы не делать из мухи слона. Все делают ошибки. Ни у кого не получается идеально ни с первого раза, ни с десятого. А раз так, то критика – это неизбежный спутник тех, кто делает что-то и не боится это показать. Это – неизбежное зло, профессиональная вредность. За такое молоко положено давать.

  1. После всех этих ментальных упражнений вы гарантированно успокоитесь. Не исключено, что ещё и создадите что-нибудь полезное – как, например, я создала только что эту статью.

Удачи! Любите себя, любите своё творчество. Помните: вы знаете его гораздо лучше, чем кто-либо другой. Поэтому ваше, и только ваше мнение должно определять судьбу вашей книги. Не позволяйте другим людям решать что-то за вас.

Отношения подчиненного и начальника часто строятся так, что один постоянно переживает из-за недовольства второго. Как пережить предвзятое отношение начальника, не уволиться и сохранить нервы?

Довольно часто мы сами понимаем, что заслужили нареканий, ведь довольно часто на человеческий фактор влияет на физическое здоровье, эмоциональное состояние или на отсутствие времени. В результате вам приходится идти на ковер, где все зависит от вашего поведения.

Игнорирование

Вы можете стоять и делать вид, что вас не касается все происходящее, отключившись от реальности.

В результате ваши нервы останутся в порядке, но это никак не повлияет на ситуацию. Начальника вас отчитывает и надеется, что вы осознаете свою вину и исправите все недочеты. Он может подумать, что вы его не уважаете, так как равнодушно относитесь к разговору, который готовился заранее.

Вам надо внимательно смотреть на своего начальника и следить за движением его губ. Вы можете думать о чем-то своем, но выражение лица при этом должно быть не отсутствующим. Иногда кивайте головой и вставляйте фразы «все исправлю», «я согласен с Вами». Тогда босс поймет, что вы хотите работать и скорее исправлять свои ошибки, что вы уважаете его мнение.

Самоунижение

Вы должны уметь отвечать за свои поступки, ведь вы уже взрослый человек, поэтому избегайте фраз «простите меня, я так больше не буду». Начальнику не понравится такой ответ, который прозвучит как оправдание ничегонеделанию. Должного эффекта не принесут и отговорки, что вы не так поняли ситуацию.

В результате шеф только станет раздраженным из-за ваших невнятных фраз и оправданий, потому что вы унижаете себя такими словами.

Главное в такой ситуации не нести чепуху, а внятно и четко объяснить свою позицию, если считаете его претензии безосновательными. Если от вас требуют ответа, то надо его дать, а если же вас пригласили просто на профилактическую беседу, то можете отмолчаться.

Отрицание

Если начальник постоянно обвиняет вас во всех рабочих косяках, то не стоит обещать, что эта ситуация не повториться больше никогда. Вы объясняете свою неудачу чужими проблемами, поэтому и применяете оборонительную позицию.

В итоге вы демонстрируете больное самолюбие, когда отрицаете сам факт вины. В глазах босса вы будете выглядеть неуправляемым сотрудником. Кроме того, начальник имеет полное право критиковать своих подчиненных, если у него такую возможность отобрать, то он будет чувствовать себя некомфортно. В результате он от вас поспешит избавиться.

Вам надо научиться выслушивать критику, из нее тоже можно извлечь много интересного. Вы наладите контакт с начальником, сохраните свое рабочее место, если научитесь воспринимать все не так болезненно.

«Посмотри на себя»

Начальник пристально наблюдает за вами и замечает все: вы не закрываете двери, кладете не так документы, на столе постоянно бардак. Тогда вы просто не выдерживаете и высказываете ему все, что о нем думаете.

Ваша безрассудность и смелость может только удивить, ведь начальник вряд ли забудет это быстро. Скорее, ситуации повернется в другую сторону: он еще серьезнее станет относиться ко всем вашим промахам. В результате кому-то из вас придется покинуть организацию, и вы должны объективно понимать, что это будете вы, а не шеф. Держите себя в руках, тем более, что у него тоже есть свое начальство, которое его критикует. Лучше всего просто молчать, ведь вряд ли срывы начальника происходят безо всяких причин.

1. Какой смысл снова это переделывать?

2. Уговорили, скоро переделаю.

3. Ну сколько уже можно?

4. Если вам что-то не нравится, то делайте сами.

5. Ну если вы этого хотите…

6. Я все сделаю, но за последствия отвечать не буду.

Вместо этого делаем по-другому.

1. Не бойтесь конструктивной критики, а лучше извлеките из нее урок.

2. Не стоит соглашаться с критикой, которая построена на оскорблении. Переход на личности недопустим.

3. Если вы не виноваты в ситуации, то докажите это, при этом не сваливая вину на коллег.

4. Если вы не понимаете смысла претензии, то уточните ее во избежание новых проблем.

Начать, пожалуй, нужно с того, кто вас критикует, а потом уже – за что. Запомните, как аксиому, – счастливый человек не критикует. Если вы заметили за кем-то из знакомых склонность к негативной оценке окружающих, пожалейте человека. Что делать дальше, рассказываю.

К сожалению, часто бывает, что даже самые близкие люди могут систематически подвергать ваши поступки анализу. Оценивать их со своей точки зрения. «не так одет», «не то сказал», «не туда пошел». На таких клише растет не первое поколение детей, чьи родители тотально контролируют каждый шаг. Но самое страшное – это когда вы сами критикуете себя ловко и профессионально, как заклятый враг.

Самокритика разрушает самооценку

Если ваше хобби – выискивать собственные недостатки, поздравляю! Вы пошли по скользкой дорожке. Сравниваете себя с другими людьми в их пользу. Недооцениваете хорошие качества и утрируете плохие. Остро реагируете на мнение извне. Если узнали себя, вы – подходящий герой на роль жертвы критиканов. Неуверенный человек будет воспринимать всерьёз всё плохое, сказанное в свой адрес. Даже, если это необоснованно.

Почему люди критикуют

Три кита, на которых строятся наши поступки: еда, секс и доминирование. Если человек постоянно критикует, значит, у него не хватает для счастья еды, секса и чувства собственной значимости. Обратите внимание, с каким остервенением вас критикуют мужчины, которым вы отказали.

Как правило, люди, которые дают непрошеную оценку вашим качествам или действиям, аргументируют это добрыми побуждениями. «Хочу тебе добра, глупая». Не хочет. Критика таких людей ничего хорошего не принесет. Они делают это не для того, чтобы вам помочь, а чтобы закрыть свои потребности.

Смысл любой коммуникации в реакции, которую она вызывает. Например, вы общаетесь с мужчиной, потому что хотите построить с ним отношения. Или рассказываете другу анекдот, чтобы рассмешить.

Люди перестанут вас критиковать, когда вы перестанете реагировать. Есть отличный прием, который поможет вам контролировать свои эмоции во время «милой» беседы с критиканом. Как только кто-то вас критикует, представьте, что слова этого человека – темное облако. Оно проплывает мимо, не касаясь вас. Иногда «погода» вокруг становится очень «облачной». Просто будьте безразличны к критике других людей.

Но, есть одно «но»...

Важно понимать, почему критика нас цепляет. Ответ на этот вопрос дал один из основателей фильма «Секрет» на тренинге в США. Он подошел к девушке в зрительном зале и сказал: «У меня никогда не было такого глупого зрителя». На что девушка вскочила с места и начала возмущаться. Психолог извинился и продолжил тренинг. Спустя время, он вернулся со словами: «У меня никогда не было зрителя с синими волосами». Девушка улыбнулась и заметила, что у неё не синие волосы.

Мораль. Мы обижаемся только на ту критику, которую внутренне сами себе приписываем. Глубоко в душе девушка считает себя глупой. Это и вызвало бурную реакцию. Иначе, она бы не придала значения словам незнакомого человека. Если критика вас цепляет, поработайте над внутренними проблемами. Как только вы полюбите себя безусловно, чужое мнение перестанет вас задевать.

От критики до оскорбления – один шаг

Слова, на которые не стоит обижаться: «В прошлом месяце ты работал эффективнее». Как правило, их говорит начальник, который ценит ваш труд.

Как перестать переживать из-за критики, из-за того, что думают о тебе другие? Как относиться спокойно к чужим словам? Прислушиваться к дельным советам и не обращать внимания на откровенную чушь и троллинг? Мудрые советы дает Эллен Хендриксен, психолог и автор блога Savvy Psychologist.

Большинству из нас не все равно, что о нас подумают другие. И это нормально. Если бы это было не так и мы все жили бы без оглядки на окружающих, наше общество очень скоро погрузилось бы в хаос. Мы приучились существовать в группе давным-давно, поскольку лишь сообща могли выжить и прокормиться. Поэтому страх стать изгоем до сих пор силен в нас.

Сегодня у нас уже нет такой острой потребности в коллективе, чтобы получить еду и защиту, однако мы по-прежнему ищем поддержки и принятия у тех, кто нас окружает. Но спросите любого рок-певца или эксперта по самопомощи, стоит ли вам заботиться о том, что скажут другие. Вы почти гарантированно услышите одно и то же: пошлите всех к черту и слушайте себя. Но в этом вся проблема. Тон всех этих советов про то, как «послать всех подальше», звучит слишком категорично. Кроме того, если человек постоянно и настойчиво повторяет их, возникает мысль, что его как раз слишком беспокоит чужое мнение – иначе зачем бы он вообще стал сотрясать воздух. Мне – а скорее всего, и большинству из вас – больше по душе золотая середина. Я не прочь выслушать конструктивную критику от тех, кто мне небезразличен. Но я также предпочту игнорировать тех, кто распространяет обо мне сплетни, говорит гадости за спиной или занимается троллингом. Вот несколько советов, как отключить беспокойство и сказать себе: «пусть ненавистники ненавидят».

1. ОПРЕДЕЛИТЕ, ЧЬЕ МНЕНИЕ ВАС ПО-НАСТОЯЩЕМУ ВОЛНУЕТ

Наш мозг обожает делать широкие обобщения. Если он заставляет вас переживать, что люди вас осудят, все отвернутся от вас и кто-то на вас обидится, спросите себя – а кто именно? Составьте список, прямо по именам. Тогда это пугающее «все» сожмется до небольшой группы – ваша семья, партнер, начальник на работе, возможно, любопытная соседка. Но не «все».

2. ПОЙМИТЕ, ЧЕЙ ГОЛОС ЗВУЧИТ У ВАС В ГОЛОВЕ

Если вы боитесь, что вас осудят, хотя никто конкретно не собирается вам ничего говорить, подумайте: кто научил вас бояться? Может, в детстве кто-то изводил вас вопросами вроде «А что подумают соседи?» или говорил что-то вроде «Я бы не стал этого делать. Люди неправильно это поймут». Большинство из нас впитали с грудным молоком страх не понравиться другим людям. Но есть хорошие новости: даже если эти стереотипы прочно засели в нас, мы способны переучиться. Со временем, постоянно практикуясь, вы сможете заменить «А что подумают соседи?» на «Большинство людей слишком заняты собой, чтобы судить меня» или «Если я им не нравлюсь, это их проблемы».

3. НЕ ТОРОПИТЕСЬ ЗАЩИЩАТЬСЯ

Если в ответ на критику мы сразу выстраиваем перед собой железобетонную стену, от нее будет отскакивать все – не только упреки, но и полезные советы. Вместо того, чтобы затыкать уши и уходить в глухую оборону, попробуйте выслушать то, что вам говорят, и уже потом решить, стоит ли принять это к сведению или проигнорировать.

КОНСУЛЬТАЦИЯ

ПОМОГУ

4. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, КАК ПРЕПОДНОСИТСЯ КРИТИКА


Если человек потратил свое время на то, чтобы дать вам конструктивную обратную связь, – например, осторожно указал на то, что его смущает в вашем поведении (но не в вашей личности!) – к нему обязательно стоит прислушаться, даже если в конце концов вы решите не принимать его совет. Но если ваш собеседник переходит на личности, говорит расплывчато или делает двусмысленные комплименты вроде «Ну, ты хотя бы не бездельничаешь», вы можете со спокойной совестью не обращать на это внимания. В конце концов, если они не дают себе труда выразить свою критику тактично, это больше говорит о них, чем о вас.

5. ЕСЛИ КТО-ТО ВАС КРИТИКУЕТ, ЭТО ЕЩЕ НЕ ЗНАЧИТ, ЧТО ОН ПРАВ

Помните о том, что мнение других – не истина в последней инстанции. Вы можете не согласиться с вашими критиками. Но если все же вы чувствуете, что они правы, тогда…

6. ПРИМИТЕ УДАР С ДОСТОИНСТВОМ

Если вы чувствуете жгучую обиду, и уже готовы расплакаться, есть две причины не начать нападать в ответ. Оставаясь в рамках приличия и даже благодаря за критику, вы убьете сразу двух зайцев. Во-первых, вы покажите, что способны не терять самообладания даже под градом упреков, а это вызывает уважение. Во-вторых, вы будете горды тем, что способны реагировать конструктивно, а не огрызаться в ответ.

7. ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ДЕЛАТЬ С КРИТИКОЙ

Наш разум часто застревает в худшем из возможных сценариев – «Теперь все отвернутся от меня». «Все будут презирать меня, если я плохо выступлю», «все перестанут со мной общаться, если я не буду с ними соглашаться». Если вы постоянно боитесь катастрофы, подумайте, как вы поведете себя, если она действительно разразится. Что вы будете делать? К кому обратитесь за поддержкой? Если вы будете знать, что кто-то поддержит вас даже в самом худшем варианте развития событий, вы будете меньше его бояться.

8. ПОМНИТЕ, ЧТО ЛЮДИ МОГУТ ПОМЕНЯТЬ СВОЕ МНЕНИЕ


Общественное мнение переменчиво. Сегодня в вас кидают камни, а завтра будут носить на руках. Подумайте о великих ученых, изобретателях или писателях, которые поначалу подвергались насмешкам и гонениям, но затем были объявлены гениями. Если не свете и есть что-то стабильное, то это изменения. Поэтому, как поется в песне Стинга, «будь собой – что бы ни говорили вокруг».

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Cпециально для женщин, испытывающих трудности в отношениях.

ПОМОГУ

Закончить тяжелые отношения без разрушений себя - Пережить развод или вернуть мужа - Отремонтировать плохие отношения - Стать уверенной в себе и ценной - Найти мотивацию и силы, что бы сделать свою жизнь такой, как вы хотите.