Способен осуществлять деятельность преобразованию. Большая энциклопедия нефти и газа
Среда, 09 Января 2013 г. 16:25
+ в цитатник
Думаю, это единственная теория, с которой следует ознакомиться менеджеру по кадрам, хотя бы для расширения кругозора:)
Первый ярус классификации (типы профессий)
В соответствии с объектом труда выделяются пять типов:
Второй ярус классификации (классы профессий)
В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три класса по признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):
1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:
· в типе "человек - природа" - контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;
· в типе "человек - техника" - пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;
· в типе "человек - человек" - судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;
· в типе "человек - знаковая система" - корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;
· в типе "человек - художественный образ" - искусствовед, музыковед, театровед.
2. Преобразующие профессии (П). Примеры:
· в типе "человек - природа" - мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;
· в типе "человек - техника" - слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;
· в типе "человек - человек" - учитель, педагог-тренер, мастер производственного обучения, инженер-педагог, экскурсовод;
· в типе "человек - знаковая система" - чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;
· в типе "человек - художественный образ" - цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.
3. Изыскательские профессии (И). Примеры:
· в типе "человек - природа" - летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;
· в типе "человек - техника" - раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;
· в типе "человек - человек" - воспитатель, организатор производства, организатор торговли;
· в типе "человек - знаковая система" - программист, математик;
· в типе "человек - художественный образ" - художник по проектированию интерьера, композитор.
Третий ярус классификации (отделы профессий)
По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:
1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:
· в классе гностических профессий - лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;
· в классе преобразующих профессий - ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.
· В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.
2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).
Метки:Человек - техника и неживая природа Среда, 09 Января 2013 г. 16:34 ()
В профессиях данного типа мир видится работником и волнует его прежде всего со стороны того, насколько наша жизнь оснащена или не оснащена, может или должна быть оборудована техникой. Космос видится как то, освоение чего невозможно, например, без электроэнергии. Околоземная орбита может видеться как нечто, что неплохо бы оснастить вертикальным транспортом - лифтом. Планета Земля - как источник тепла, энергии. Более детальные представления здесь, например, такого рода: поверхность земли (леса, пустыни, горы, моря) - это места для прокладки кабелей, возведения сооружений, площади, занятые производственными и жилыми корпусами, где есть тепло и электросети, внутренний транспорт, оборудование.
Профессионалы выделяют и удерживают в сознании прежде всего такие целостности, как реализованные полезные вещественные придумки, усиливающие возможности человека в полезной деятельности, высвобождающие его от рабочих нагрузок и даже превосходящие человека в реализации многих его функций (в приложении физических усилий, в быстроте, точности, ловкости, неутомимости не только физических, но и умственных действий).
Цивилизация, культура, история человечества - это здесь прежде всего достижения научно-технической революции, создание придумок указанного рода. Например, электродвигателей, радио, персональных компьютеров. Страны и континенты, местности на Земле - это как бы недетализированные зоны, точки, между которыми пролегают линии связи, электропередачи, газопроводов, теплотрассы и т. п. Зато представления о самих технических объектах детализированы. Тут и жилы кабеля, и строгая логика работы механизмов, и грозоразрядники, и следы коррозии на контактах, и незначительные повреждения изоляции, которые важно замечать, и пр.
Международные отношения, если и имеются в виду, то прежде всего как создание и поддержание связей описанного выше рода.
Условия существования и развития человека (для профессионалов рассматриваемого типа) - это здания, сооружения, транспортные средства, технические средства связи, обеспеченность теплом и электроэнергией. Больницы, учебные заведения, жилые дома видятся как объекты, где нужно обеспечить тепло, свет, энерговооруженность, вертикальный транспорт и пр.
Деятельность человечества, людей видится следующим образом: это, прежде всего, научно-технические расчеты, автоматизация технологий производства, создание грандиозных сооружений и миниатюризация оборудования, ориентация на мирное применение новейших достижений техники.
Примеры типичных профессиональных «гештальтов»: физические процессы, химические процессы, могучая техника, микроминиатюрная техника, трассы; параметры; величины; перетоки мощности (в электрических цепях); большой цифровой материал; версии возможных причин неисправностей техники; места неисправностей; показания приборов; цвета в желто-оранжевом спектре, которые важно различать; звуки работающей машины; перегрев или подгорание изоляции электрических цепей; местоположение частей в машине; принципы действия технических устройств; незначительные на вид изменения в элементах линий электропередач (могут быть решающе важными); эксплуатационные режимы работы устройств, машин; логика электрических соединений; признаки возможной неисправности, а не только признаки уже происшедшей поломки устройства; то, что может произойти с техникой (надо знать); поведение каждого металла (например, в процессе напыления); качества припоев; узлы машины, которые постоянно выходят из строя (о них важно помнить); машины имеют каждая свой характер (и это важно учитывать).
Представители профессий этого типа производят (участвуют в производстве) вещественные продукты труда, виды, формы энергии, создают (придумывают и строят) вещественные средства деятельности, многие условия и предметы искусственной среды обитания людей, средства их существования и развития. Они, в частности, создают, поддерживают в рабочем состоянии машины, механизмы, приборы, обрабатывают разнообразные материалы. Этот тип профессий самый многочисленный и по видимым эффектам деятельности, возможно, самый впечатляющий в том смысле, что нельзя не заметить огромных сооружений, машин, транспортных средств, а также и омертвевших рек, водоемов и целых регионов, где просто невозможно стало жить. Внешне эффектная сторона труда в профессиях данного типа легко заслоняет внутреннее содержание деятельности, сознания работающего человека, а это и есть предмет нашего рассмотрения.
Исполнительно-двигательная активность работника наиболее впечатляет в профессиях ручного труда, которые не следует обесценивать. Даже при самом высоком уровне развития техники ее нужно будет монтировать, собирать, налаживать, регулировать, ремонтировать, демонтировать, а это значит - «прилагать руки». Прежде чем появится замысловатое изделие, отштампованное из пластмассы, кто-то делает с помощью ручных и механизированных инструментов элементы пресс-формы и т.д. Так что нельзя себе представлять дело так, что благо состоит в изживании ручного труда и поголовном распространении «кнопконажимательства». Энергетические (силовые) нагрузки с человека постепенно снимаются за счет придумывания разного рода средств механизации, но ручное искусство как таковое - ценность вечная. Оно всегда отличало и отличает человека от животного.
Обратимся теперь к незримой, незаметной для стороннего наблюдателя познавательной составляющей в профессиях данного типа. Нелегко найти какую-либо воспринимающую систему у человека, которая бы не понадобилась в той или иной профессии данного типа. В одних случаях требуется тонкое зрительное различение свойств материала или обстановки труда (сборщики электронных приборов, ткачихи). В других - надо на слух оценивать работу оборудования (мастер-диагност сельскохозяйственной техники и др.). В третьих - обоняние и вкус ориентируют человека в самых главных обстоятельствах труда (технология приготовления продуктов питания). Тонкие мышечные ощущения и точная дозировка усилий, прилагаемых к инструменту, обусловливают успех во многих видах сборки, наладки точных приборов. Органы равновесия, о которых мало кто вспоминает, важную роль играют при работе на высоте при ограниченной площади опоры (монтажник стальных и железобетонных конструкций в строительстве и др.).
Распространено неверное представление о том, что некоторые виды труда являются «сенсомоторными» (человек-де чувствует нечто и в ответ на это самопроизвольно реагирует движением). Это не так. В любом, казалось бы, самом простом виде ручного, машинно-ручного или высокоавтоматизированного труда обязательно возникают варианты ситуаций, требующие анализа, усилия мысли, принятия решений.
Нужно уметь разбираться в чертежах и схемах. Хорошо, если человек читает их, что называется, «с листа»: быстро понимает и целое, и детали, и суть, и форму.
Важно ясно мысленно представлять не только устройство и статическое состояние механизма, прибора, машины, но и процессы рабочего взаимодействия, движения их составляющих. Важно уметь строить версии о возможных причинах разладок, неполадок технических систем и мысленно проигрывать варианты поиска, выделяя наиболее вероятный. Проектирование техники требует хорошо развитого пространственного воображения, памяти на числовые параметры разного рода.
Профессионал должен иметь широкий кругозор в области естественных науки, прежде всего в физике, химии, математике и сопряженных с ними областях научно-технического знания. Особенно изощренная осведомленность требуется в области свойств предметов труда, условий и средств их преобразования. Важно досконально знать устройство и функции применяемых приборов, машин, инструментов. Приходится помнить много строгих правил и количественных показателей, относящихся к режимам работы техники, ее эксплуатации, условиям безопасного труда.
Среди требований к качеству исполнительно-двигательных проявлений укажем точность и быстроту движений, хорошую координацию и обдуманность действий, наличие многообразных двигательных навыков, ручную умелость.
Самое главное в области познавательных процессов - это повышенные требования к вниманию, его сосредоточению, распределению, переключению. Как правило, высоки требования к зрению, линейному и объемному глазомеру, слуху, обонянию, осязанию, мышечной чувствительности. Разумеется, здесь сказывается известный эгоцентризм здорового человека - производственная среда в большинстве случаев спроектирована и построена так, что ориентирована на зрячего и слышащего, хотя, как известно, можно спроектировать, например, пульт управления и для незрячего оператора и т.д. Эти важные вопросы мы здесь оставляем в стороне - они требуют отдельного обсуждения.
Высоки требования к самым разным формам и видам памяти, мышления. Особенно часто требуется хорошее мысленное оперирование предметами в пространстве. Важно хорошее понимание принципов работы, функционирования машин, механизмов, электрических, электронных схем, устройств. Ценится способность принимать оптимальные решения в короткие сроки.
Требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях, повышенное чувство (а не просто понимание) ответственности, поскольку человек на рабочем месте часто располагает очень могучими техническими «джиннами-исполнителями, в результате цена ошибки или безответственности очень возрастает.
Важны деловитость, способность самостоятельно работать при ограниченных контактах с коллегами, аккуратность и добросовестность.
Работники любят технику, в частности, за то, что она несет какое-то добро людям - свет, тепло, облегчает жизнеобеспечение и т.д. Некоторые имеют склонность именно к кропотливой ручной работе, некоторые - к управлению могучей техникой, некоторых влечет работа в необычных условиях - на высоте, под водой и т.д. Иному очень интересно разбираться в строгой логике работы механизмов, машин, другой находит удовольствие в интеллектуальных усилиях при мысленном поиске неисправностей оборудования.
Техника - дело рукотворное. Здесь есть много возможностей проявить находчивость, интеллектуальную инициативу, новаторский подход к делу, изобретательский талант.
При работе с техникой требуется дисциплинированность, предельная собранность, осторожность, решительность в сложных ситуациях, стремление к постоянному совершенствованию своих знании, умений.
Техника не прощает легкомысленного обращения с собой: либо она выходит из строя, либо может пострадать и сам человек (это наиболее очевидно, например, при работе с электрическим током, на высоте, при управлении транспортными средствами, работе на металлорежущем оборудовании и др.). В некоторых видах труда не найдут удовлетворения люди подвижные, живые, нетерпеливые, очень нуждающиеся в постоянном общении (например, в таких кропотливых работах фактически в одиночку, хотя и рядом с другими, как монтаж электровакуумных приборов, сборка электронных приборов, микросхем).
Во многих профессиях рассматриваемого типа противопоказаниями являются нарушения опорно-мышечного аппарата (рук, ног, позвоночника, мышц), не говоря уже о нарушениях органов чувств. Иногда требуется немалая физическая выносливость, и соответствующие профессии противопоказаны для женщин. В каждом случае надо справляться об этом (у врача, в отделе кадров предприятия).
Cтраница 1
Преобразующая деятельность человека сегодня распространяется на дно океана и космическое пространство. Все возрастающее влияние человека на окружающую среду порождает сложные проблемы во взаимоотношения человека с природой.
Преобразующая деятельность человека является необходимым моментом движения не только процесса труда.
Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число антропогенных опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.
Чем выше преобразующая деятельность человека, тем выше уровень и число опасностей - вредных и травмирующих факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.
Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Экологические риски обычно не включаются в объем ответственности страховщика.
Экологические риски связаны с загрязнением окружающей среды и обусловлены преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Экологические риски обычно не включаются в объем ответственности страховщика. Вместе с тем определенные страховые интересы, обусловленные экологическими рисками, привели к созданию самостоятельного вида страхования, отвечающего этим интересам.
В связи с этим все более возрастает роль учета последствий преобразующей деятельности человека, сказывающихся на развитии природы.
Особую группу в этой международной классификации составляют риски, связанные с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Они имеют внутреннюю группировку на политические и военные.
Особую группу в этой международной классификации составляют риски, которые связаны с преобразующей деятельностью человека в процессе присвоения материальных благ. Они имеют внутреннюю группировку на политические и военные.
Потоки веществ, энергии и информации имеют естественную и антропогенную природу, они во многом зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды обитания.
Эксцентрическое экологическое сознание - это особая форма отражения природных объектов и явлений действительности и их взаимосвязей, обусловливающая целеполагающую и преобразующую деятельность человека, для которого характерно наделение природы субъектными свойствами, в результате чего сама природа признается как ценность, отношения с ней строятся на принципах равноправия в силу доминирования непрагматической мотивации и распространения на мир природы этических норм и правил.
Марксистско-ленинская теория рассматривает процесс познания как отражение в сознании человека предметов и явлений окружающей его действительности, в том числе и творческой, преобразующей деятельности человека.
Человек s отличие от остальных живых организмов не просто приспосабливается к природе, а в процессе своей жизнедеятельности сознательно преобразует ее, В результате преобразующей деятельности человека происходят значительные изменения природных экосистем. Преобразованные человеческой деятельностью экосистемы в конечном счете представляют собой социально-эколого-экономв-ческие структуры. Такие структуры не являются чем-то стабильным и неизменным, они развиваются под влиянием развивающейся взаимосвязи природных и социальных явлений, а также под воздействием бурного развития науки, в том числе и экологии.
Преобразующая деятельность человека в биосфере неизбежна, так как с ней связано благосостояние населения.
В диафильме рассматриваются основные химические и биологические процессы, лежащие в основе круговорота азота в природе. Особая роль уделена преобразующей деятельности человека, который, вмешиваясь в естественный процесс круговорота азота в природе, повышает урожайность сельскохозяйственных культур путем внесения в почву удобрений. Показана роль азотофиксиру-ющих, нитрифицирующих и денитрифицирующих бактерий в круговороте азота в природе. По ходу демонстрации кадров учащиеся записывают уравнения реакций, лежащих в основе связывания атмосферного азота.
Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.
Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».
Любая деятельность строится на четырех главных элементах:
- объекте (предмет, который подвергается изменениям);
- субъекте (тот, кто совершает деятельность);
- цели (предполагаемый результат того или иного действия);
- мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).
Основные виды деятельности человека
К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).
В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.
Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.
Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.
- ценностную (мировоззренческую);
- прогностическую (планирование будущего);
- познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.
Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.
На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.
Практическая деятельность
Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.
Социально-преобразовательная деятельность
Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.
Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.
Духовная деятельность
- воздействие на творческую мысль и научное познание;
- формирование, изменение взглядов на жизнь;
- планирование будущих событий.
Духовная жизнь человека основывается на:
- научной;
- творческой;
- религиозной деятельности.
Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.
Общественная деятельность
Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.
На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.
Прогностическая деятельность
Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.
Результатами проектирования становятся:
- планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
- идеальные модели для общественных изменений;
- идеи новых форм государственного и политического устройства.
Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд
Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.
Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.
Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.
Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.
Виды профессиональной деятельности человека
Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.
Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.
В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:
- Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
- Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
- Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
- Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
- Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.
Пример прогрессивной деятельности
В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.
В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.
Реакционная деятельность
В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:
- введение опричнины;
- указ о создании Военных поселений;
- введение продуктового эмбарго и т. д.
Материальная деятельность
Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.
Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.
Коллективная деятельность и ее примеры
Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.
Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.
Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.
Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.
Заключение
Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.
Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.
В историиотечественной философии человек рассматривается как единственный субъект культуры, создающий жизненную среду для себя и формирующийся под ее воздействием. Это значит, что становление мира культуры является результатом длительного процесса взаимовлияния биологической и социальной эволюции. Здесь можно выделить следующие принципиальные моменты:
1) способность общественного человека продуцировать культуру является итогом взаимодействия биологической и социальной эволюции, включающей в себя эволюцию орудия труда, вследствие чего человек не только творец культуры, но и сам формируется на основе труда и культуры;
2) переход от до человеческой стадии к человеческой происходил постепенно и прогрессирующим образом в течение длительного времени.
Сегодня мы являемся живыми свидетелями того, как современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, быт миллионов людей. при этом культура выступает как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник нововведений в обществе. Вот почему сегодня растет стремление выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, найти возможности ее дальнейшей активизации.
Культура - это явления, свойства, элементы человеческой жизни, которые качественно отличают человека от природы. Это качественное отличие связано с сознательной преобразующей деятельностью человека.
Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает воспроизводство личности, всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. Культура, взятая как необходимый элемент общественного воспроизводства и одновременно как важнейшая характеристика субъекта деятельности, развивается в единстве с воспроизводственным процессом в целом во всей его исторической конкретности.
Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанцией реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. И если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура - способ деятельности человека, технология этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни.
Преобразование мира . В предыдущих рассуждениях уже говорилось о том, что с появлением в мире человека появляется и особый фактор изменения и преобразования мира. Ведь этот процесс невозможен без появления материализованных результатов человеческой деятельности, скажем, изобретения колеса или книгопечатания. Хотя эти изобретения не выходят и не могут выйти за пределы законов природы, радикально изменить мир, эти изменения не могли произойти сами собой, на основе соответствующих законов природы. Точно так же, когда человек ставит перед собой цели, выходящие за пределы чисто материальных потребностей, в мир приходит нечто, что не могло появиться "само по себе". Одновременно создаются и предпосылки для более полного удовлетворения материальных потребностей. Заметим в связи с этим, что история человечества свидетельствует, что ни одна культура, ставившая перед собой в качестве главной цели материальное благосостояние, в итоге этого материального благосостояния так и не добивалась. Напротив, культуры, ставившие перед собой цели духовного совершенствования, цели, в сущности, "запредельные" для материального мира, добивались и прогресса личностных качеств человека, и материального благополучия.