Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению. Современные формы диагностики и контроля знаний по русскому языку и литературе

Лада Павловская
Справка по тематическому контролю «Приобщение дошкольников к чтению»

Справка по результатам тематического контроля на тему :

приобщению детей к чтению »

Цель контроля : Определить эффективность работы ДОУ по ознакомлению

дошкольников с художественной литературой.

Согласно годовому плану работы детского сада МБОУ «Катунинская СОШ» филиала «Детский сад д. Лахта» на 2015/2016 учебный год с 2.11.2015 – 11.11.2015 гг. был проведен тематический контроль «Эффективность используемых педагогами методов и приемов работы с детьми с целью решения проблемы по приобщению детей к чтению »

Тематический контроль включил в себя следующие вопросы :

1. Оценка профессионального мастерства педагогов.

2. Выявление уровня знаний детей.

3. Анализ предметно-развивающей среды, условий для организации детской деятельности, направленной на приобщение ребёнка к книге .

4. Анализ планирования работы по ознакомлению детей с художественной литературой.

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной теме.

По первому вопросу в ходе тематического контроля была просмотрена НОД во всех возрастных группах. Посещение занятий позволило сделать вывод о качественной подготовке воспитателей. Каждый педагог приготовил сюрпризный момент для привлечения внимания детей : в группах «Семицветик» и «Одуванчик» пришли в гости к детям любимые игрушки, в

группах «Ромашка» и «Незабудка» дети получили письма, в группе

«Колокольчик» для привлечения внимания в начале занятия использовались загадки. В группе «Василек» во время всего занятия использовались ИКТ, что, конечно, помогало организовать детей и удержать их внимание. Хочется отметить положительные моменты в занятиях. Удивили дети группы «Семицветик» . Отличное знание детей фруктов и овощей, знание цветов говорит о большой проделанной работе воспитателей. В группе «Одуванчик» занятие проходило в форме дидактических игр. Дети хорошо знают стихи А. Барто «Игрушки» . Украсила занятие физкультминутка под музыку. Четко была выдержана структура занятия по пересказу рассказов в группах «Ромашка» и «Колокольчик» . Очень понравилось, что Соболева И. А. задавала детям вопросы, заставляющие детей думать, отстаивать свою точку зрения. В группах «Незабудка» и «Василек» занятия были построено таким образом, что дети практически не сидели на стульях, что позволило педагогам решить все поставленные задачи, не отвлекаясь на дисциплину. Во всех группах были проведены физкультминутки, что также помогает отдохнуть детям и настроиться на следующую часть занятия. В конце занятия педагоги обобщили знания детей, проведя анализ.

Свои знания по разделу программы «Чтение художественной литературы» педагоги показали в деловой игре «С книгами знаться- ума набираться» .

Педагоги определяли жанр литературного творчества, подбирали программные задачи и произведения к возрастным группам. Определяли автора и название произведения по предложенному отрывку. Разгадывали зашифрованные названия произведений. Отгадывали портреты детских писателей и поэтов. Вспомнили пословицы и поговорки о книгах. Игра показала, что педагоги владеют знаниями по разделу программы ЧХЛ и применяют их на практике.

По второму вопросу в рамках тематического контроля было проведено анкетирование детей групп «Ромашка» и «Василек» в количестве 40 человек на тему «Мои любимые книжки» . Детям были заданы следующие вопросы :

1. Любишь ли ты смотреть книжки?

2. Любишь ли ты, когда тебе читают книжки?

3. Есть ли у тебя книги дома?

4. Кто тебе чаще читает книги?

5. Когда обычно читают книги?

6. Есть ли у тебя любимая книжка?

7. Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?

8. Можешь ли ты рассказать какой- нибудь рассказ или сказку?

9. А можешь ли ты рассказать стихотворение?

Анкетирование показало следующие результаты :

95% детей ответило, что любят смотреть книжки, 5% детей- нет. Также 95% детей ответило, что любят, когда им читают книги, 5% детей- нет. На вопрос

«Есть ли у тебя книги дома?» - 95% детей ответило, что есть, 5%- нет книг.

На вопрос «Кто тебе чаще читает книги?» - 60% детей ответило, что читает мама, 17%- папа, 14%- бабушки, сестры, братья, 7%-никто не читает и 2%- «я- сам» (Батманов Т.) На вопрос «Когда обычно читают книги?» -43% детей ответило, что читают на ночь, 20% детей- вечером, 25% детей- в выходные, 7%- не читают. Любимые книги наших детей : на первом месте рассказы Н. Носова («Живая шляпа» , «Три охотника» , «Незнайка» , на втором- К. И. Чуковский («Айболит» , «Федорино горе» , «Телефон» , на третьем- сказка «Красная Шапочка» , а также «Бременские музыканты» , «Как вести себя в самолете» , «Лягушка- путешественница» , «Почемучка» , «Приключения Буратино» , «Правила поведения» , «Про драконов» , «Про Бабку- Ежку» , «Про самолеты» , «Колобок» , «Три поросенка» , «Васька- микроб» , «Маша и медведь» , «Про воинов» , «Про львенка» и др. На вопрос «Запоминаешь ли ты сказки и рассказы, которые тебе читают?» , 55% детей ответило, что не запоминают рассказы и сказки, которые им читают, 45%- запоминают.

90% детей не смогли вспомнить и пересказать сказку или рассказ, но 10% детей рассказали (Новицкая В. - «Красная Шапочка» , Белякова У. - «Телефон» , Ванюков А. - «Красная Шапочка» , Булыгин В. - «Репка» , стихотворения вспомнили 20% детей, но в основном стихи с осеннего утренника, 80% детей не смогли вспомнить и рассказать стихотворение. И на вопрос «Что ты больше любишь : читать книгу или смотреть м/ф?» , 58% детей любят больше смотреть мультфильмы, 19% детей- любят и то и другое, как сказал Артем В. «я люблю по разному развлекаться» и 23% детей выбрали книгу, что очень порадовало! Можно сделать вывод, что дети любят, когда им читают книги. Практически всем детям дома читают книги. В основном дети предпочитают классические произведения. Думаю, что на выбор рассказов Н. Носова повлиял проект, который был реализован педагогами группы «Ромашка» , о котором будет рассказано чуть позже.

В рамках выполнения годовой задачи по чтению художественной литературы учителем- логопедом была проведена литературная викторина по произведениям К. И. Чуковского «Мои любимые сказки» . Дети подготовительных групп «Ромашка» и «Василек» показали хорошие знания по произведениям К. И. Чуковского. Дети отгадывали названия сказок по предложенным отрывкам, заканчивали строчки произведений, находили «нужные» предметы тому или иному герою, отгадывали загадки, связывали героя сказки с определенным поступком, который он совершал и мн. другое.

Обе команды показали хорошие результаты, но все же 1 место заняла команда группы «Ромашка» .

Для анализа предметно- развивающей среды был проведен смотр книжных уголков в каждой возрастной группе. Во всех возрастных группах книжные уголки размещены целесообразно по отношению других игровых зон и пространства группы в целом (спокойная зона, рядом стол и стульчики и т. д.) . В некоторых группах уголки имеют свои названия : «Книголандия» - гр. «Ромашка» , «Книжкин дом» - группа «Колокольчик» . Подбор книг в уголках соответствует возрасту детей. В младшей группе «Семицветик» –книжки для маленьких с плотными страничками, книжки- малышки, есть дополнительные экземпляры книг одного произведения. Имеются картинки, наклеенные на картон, для рассматривания. В группах «Одуванчик» и «Незабудка» также соответствующее количество необходимых книг, есть книги, изучаемые в данный момент по программе. Имеются картинки, иллюстрации к произведениям. В группах «Одуванчик» , «Колокольчик» и «Василек» имеются портреты писателей. В старших и подготовительных группах имеются книги о природе, животных, стихи и рассказы, направленные на формирование гражданских черт. Имеются различные энциклопедии, книги о космосе. В группе «Колокольчик» организован «Музей любимой книги» , где представлены любимые книжки детей, имеется мастерская по починке книг «Книжкин доктор» . Организована выставка книг по произведениям С. Михалкова. В группе «Незабудка» организована С/Р игра «Библиотека» . В группе «Ромашка» организована выставка по произведениям Г. Х. Андерсена, в группе «Василек» - выставка по произведениям Н. Носова. К сожалению, кроме организованной выставки, в группе «Василек» в свободном доступе книги отсутствовали. Таким образом можно сделать вывод, что большинство педагогов ответственно подошли к организации предметно- развивающей среды и создали все условия для детской деятельности, направленной на приобщение ребенка к книге .

Анализ календарного и перспективного планирования по теме позволил сделать вывод, что воспитатели понимают значимость детской художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка. Организуется чтение разнообразных художественных произведений с последующей беседой, заучивание стихов и потешек, драматизации сказок. Систематически планируется работа по художественной литературе в группах «Василек» , «Ромашка» , «Незабудка» , «Колокольчик» . В группе «Семицветик» работа по ХЛ отражена в перспективном и календарном плане. Педагогам группы «Одуванчик» необходимо планировать ЧХЛ не от случая к случаю, а ежедневно, прописывая при этом цели и задачи. Педагогами используются разнообразные формы работы по приобщению детей к ХЛ . Так педагоги группы «Ромашка» организовали с детьми экскурсию в библиотеку. Педагогами группы «Василек» была проведена викторина по произведениям К. Чуковского. В группах «Незабудка» и «Одуванчик» в ноябре запланирован КВН по сказкам.

По пятому вопросу было проведено анкетирование с родителями «Семейное чтение » . В анкетировании приняло участие 66 семей. Анкетирование показало следующие результаты :

По первому вопросу «Читаете ли Вы ребенку книги? По чьей инициативе это происходит?» - 45% ответили, что чтение происходит по инициативе ребенка, 38%- по инициативе родителей, 15%- по обоюдной инициативе, не читают книги 2% родителей.

На вопрос «Проводите ли Вы беседы после чтения - 77% родителей ответили, что проводят, не всегда- 8%, не проводят- 15%.

На вопрос «О чем говорите после чтения - о содержании произведения- 59% родителей, о героях- 27%, «что хорошо, а что плохо» - 7%, пересказывают прочитанное -7 %. Были и следующие ответы : одни родители говорят «о вечном» , другие «о том, что книжка пошла спать» .

На вопрос «Стремится ли ребенок пересказать прочитанное, выделить, что ему понравилось?»- «да» , ответило 67% родителей, «нет» -24%, «иногда» -9%.

На вопрос «Повторяет ли ребенок эпитеты, образные выражения?» - «да» - ответило 65% родителей, «нет» - 29%, «иногда» - 6%.

На вопрос «Играете ли Вы с детьми в словесные литературные игры?» -«да» - ответило 61% родителей, «нет» -30%, один родитель написал, что «надо заняться» , «иногда» - ответило 9% родителей.

«Любимыми книжками детей оказались» : на первом месте- сказки Чуковского, на втором месте –русские народные сказки, на третьем месте- рассказы Н. Носова, на четвертом- стихи А. Барто. А также рассказы о животных, зарубежные сказки («Винни Пух» , «Чипполино» , «Русалочка» , детские энциклопедии и мн. другие.

На вопрос «Каких современных детских писателей Вы знаете?» - на первом месте самым «современным» оказался Н. Носов, на втором месте- А. Барто, на третьем- К. Чуковский, далее С. Маршак, В. Драгунский, С. Михалков, Н. Волков, К. Булычев, Ю. Энтин, Д. Родари, Э. Успенский, А. Лингред, Б. Заходер и мн. другие. Можно сделать вывод, что интерес к классикам очень большой и их произведения выступают на первое место в чтении детям .

На вопрос «Назовите любимую книгу Вашего детства и будет ли она интересна Вашему ребенку?»: сказки Чуковского- «да, интересны» , русские народные сказки- «интересны» , «Золотой ключик» - «пыталась читать, не слушает» , «Приключения капитана Врунгеля» , «Винни Пух» - «возможно» , «Волшебник изумрудного города» , «Золушка» , «Дюймовочка» - «будут интересны» , «Трое из Простоквашино» -«да» , «Алиса в стране чудес» - «не будет интересна» , «Приключения Робинзона Крузо» - «да» , «Незнайка на луне» - «думаю, да» , Н. Носов «Фантазеры» , «Маугли» - «мал еще» , «Два капитана» - «когда подрастет» , «Малыш и Карлсон» - «да» , «В стране не выученных уроков» - «нет» , «Приключения Незнайки» - «да» , «Остров сокровищ» , «Малахитовая шкатулка» и др. Ответ одного папы : «настольный хоккей интереснее, уже играли» .

На вопрос «Рассказывает ли ребенок о прочитанных в детском саду книгах?» 51% родителей ответили, что рассказывают, 49%- «нет» . На вопрос «Имеются ли дома книги?» - 100% родителей сказали, что «да» .

У 81% семей в доме есть библиотека, у 19%- нет.

На вопрос «Как Вы сами относитесь к книгам? Помогают ли они в воспитании?» - 88% родителей положительно относятся к книгам, пользуются их советами, остальные 12% родителей «читают редко» , «не читают» , «не пользуются книгами» . И на последний вопрос «Считаете ли Вы, что книгу заменил интернет и она потеряла свою ценность?»-67% родителей сказали, что нет, не заменил, 33% -«да, заменил» . Вот интересные ответы, которые вселяют надежду, что наши дети будут воспитываться на книгах, а не на компьютерных играх : «Лучше книги нет ничего» , «Главное заинтересовать ребенка» , «Интернет не заменит ощущений о прочитанной книге» , «Частично заменил, но книга значения не потеряла» . Анкетирование показало, что родители являются активными читателями, в основном предпочитают классическую литературу, детям также предпочитают читать классику. Во всех семьях имеются книги, родители стараются воспитывать детей на примерах поступков героев книг. Если сравнить анкеты родителей и детей, то можно увидеть, что 5% родителей слукавили, сказав, что читают детям книги. Один ответ мамы совпал с ребенком, обе сказали, что книг не читают.

Анализ работы с родителями по данной теме показал, что педагоги используют разнообразные формы работы. В группе «Семицветик» для родителей представлена папка- передвижка с консультациями «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » , «Радость встречи с книгой» , «Как воспитать маленького читателя?» . В группе «Одуванчик» была организована «Неделя добрых дел» , во время которой родители вместе с детьми занимались ремонтом книг, приносили из дома книги для чтения . Для родителей представлены консультации «Зачем читать сказки?» , «Значение фольклора в развитии речи детей» , проведены индивидуальные беседы с родителями о пользе чтения . В группе «Незабудка» была организована выставка книг и рисунков, нарисованных детьми с родителями «Моя любимая книжка» . Для родителей также представлены консультации : , «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению » . В группе «Колокольчик» представлена консультация для родителей «Почему необходимо рассказывать, читать детям сказки?» . В группе «Василек» представлены консультации «Чтение- вот лучшее учение » , «Как учить запоминать стихотворение?» . Педагогами группы «Ромашка» был разработан литературный проект по ознакомлению детей с творчеством Н. Носова. В проекте активными участниками были родители. В результате была организована выставка поделок и рисунков по произведениям Н. Носова. Для родителей размещены консультации «Время читать!» , «Чтение художественной литературы детям» . Также в детском саду был организован конкурс «Книжка- самоделка» , в котором родители своими руками выполняли книжки из различных материалов. В конкурсе приняли участие родители детей всех возрастных групп.

Во всех возрастных группах работу по художественной литературе систематически отображать в уголке книги.

В рамках реализации годовой задачи по ознакомлению детей с художественной литературой запланировать и провести конкурс чтецов.

Планировать индивидуальную работу с детьми по данному направлению (постоянно) .

Продолжать использовать разнообразные формы работы с дошкольниками по приобщению их к чтению художественной литературы (викторины, вечера загадок, беседы по творчеству детских писателей и др.)


▫ В тои и загадка. Спасибо, Александр Леонидович. Всем своим друзьям я разослала Ваши советы и РР, но `воз и ныне там`.
▫ С удовольствием! Знаю, что не ходите по ссылкам, поэтому размещаю длинный комментарий. Хотя ЗДЕСЬ СУПЕР- информация, в том числе и о Каллиопе подробно http://elramd.com/muzy-drevnej-grecii/ 9 дочерей Зевса---- 9 муз Древней Греции Как считали греки, каждая из самых важных сфер жизни имеет свою покровительницу. А поскольку их матерью являлась Мнемосина, олицетворявшая память, муза переводится как мыслящая. А местом обитания девяти муз непременно были горы (Геликон или Парнас) с прозрачными источниками и тенистыми лесами. Здесь они танцевали под звуки лиры бога Аполлона. Именно такой сюжет можно часто рассмотреть и на античных фресках, и на полотнах европейских художников, которых вдохновляла греческая мифология. (1)Каллиопа (Καλλιόπη) покровительствовала эпической поэзии и риторике и считалась самой благородной из муз. Её довольно часто изображали в мечтательной позе со стилосом (палочкой для письма) и табличками или же со свитком. Каллиопа нередко воспринималась греками как главная из всех муз не зря её голову украшал лавровый или золотой венок. Эта муза символизировала любовь к своей земле, поэтому воины, уходившие в бой, брали с собой её изображения. Умеющая говорить пламенные речи и отличающаяся своим красноречием, Каллиопа мгновенно пробуждала в человеке героизм и чувство жертвенности. Согласно некоторым источникам, Каллиопа считалась девственницей, по другим версиям была матерью Орфея, Лина или Иолема от Аполлона. Некоторые даже утверждали, что её сыном был Гомер. В дальнейшем муз стали представлять в виде определённого символического образа.(в порядке фото, которое выше) Каллиопа - муза эпической поэзии и знания, с восковыми табличками, со свитком в руках и заострённой палочкой для письма; Талия--- муза комедии с комедийной маской и венком из плюща Полигимния - муза торжественных гимнов и пантомимы; Мельпомена - муза трагедии с трагической маской и венком из плюща (иногда венком из виноградных листьев); Эвтерпа сопровождала лирическую песню с флейтой в руках; Клио- муза истории со свитком из папируса; Эрато - муза лирической поэзии с кифарой в руках; Урания - муза астрономии с глобусом и циркулем. Терпсихора - муза танца с лирой и плектром в руках, обычно в позе танцовщицы; ===================== От поэта Авсония Клио (6) прошлых времен дела вещает потомству, Мельпомена (4) трагический вопль исторгает печали, Радует Талия (2) шуткой, веселым словцом и беседой, Сладкую песню поет с тростниковою флейтой Эвтерпа, (5) Терпсихора (9) кифарой влечет, бурей чувства владея, С плектром в руке Эрато(7) чарует и словом, и жестом, Песни времен героических в книге хранит Каллиопа, (1) Звезды небес изучает Урания (8) , неба вращенье, Жестами все выражая, Полигимния (3) славит героев. Авсоний На протяжении всей истории Древней Греции, Древнего Рима, в эпоху Средневековья и особенно Возрождения, в последующие века люди постоянно снова и снова обращались к силе и великим принципам девяти муз. Наталья Валентиновна! Спешу очень! Поэтому оформила не очень. Подредактирую уже вечером. (моим)
▫ Нина Николаевна, да чем же я-то помогу) Был сбой сегодня с работой портала. Страница предупреждения содержала техническое наименование ошибки соединения. Загуглил помощь при появлении такой ошибки, произвёл пару предложенных операций. Всего-то требовалось: почистить кэш; почистить сведения о сертификатах... Дольше читал, чем устранял. Всё работает. А создавать сложности пользователю в использовании Портала, да ещё и `маскируя` это под проблемы соединения... Зачем?! Просто не понимаю, кому такое может быть нужно, зачем, для чего и тем паче таким технически изощрённым путём, требующим просто программной эквилибристики...?!
▫ Наталья Валентиновна! Не принимайте ничьи стихи на свой счет, которыми я делюсь у Вас на страничках. Вы- это Вы, а я -это Я! А Поэты- это 3 лицо! Мироощущение у всех у нас разное. Доброго вечера, мой Друг! 6588220-a151550

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 План проведения тематического контроля по теме «Состояние работы в ДОУ по приобщению детей к чтению детской художественной литературы» «Утверждаю» Заведующий МБДОУ д/с 20 г. Дата проведения: с по. Цель: Определить состояние работы в детском саду по приобщению дошкольников к чтению детской художественной литературы Проверку проводили: Вопросы контроля Деятельность детей Планирование работы с детьми Создание условий Профессиональное мастерство воспитателей Взаимодействие с семьями воспитанников Методы контроля Наблюдение и анализ НОД по ознакомлению дошкольников с детской художественной литературой; педагогическая диагностика детей по образовательной области «Речевое развитие», раздел «Приобщение к художественной литературе» Анализ планов воспитательнообразовательной работы с детьми Изучение развивающей предметнопространственной среды Наблюдение, анализ деятельности воспитателя Анализ документации, наглядной информации и совместных мероприятий Анкетирование Содержание контроля Определение наличия знаний у детей: жанров литературных произведений, детских писателей, художников иллюстраторов; умений: внимательно и заинтересованно слушать художественное произведение, сопереживать героям, инсценировать и драматизировать литературные произведения, выразительно читать стихи, на основе наблюдений и оценки ответов дошкольников в ходе НОД и режимных моментах Заполнение диагностических карт Изучение планирования детской деятельности в течение режимных моментов, системность и последовательность, соответствие возрастным особенностям детей и программным требованиям Оценка развивающей предметнопространственной среды, условий для организации педпроцесса по ознакомлению детей с детской художественной литературой (книжные уголки) Анализ уровня эффективности используемых воспитателем методов и приемов работы с детьми, руководства самостоятельной и театрально-художественной деятельностью детей в ходе НОД и в режимных моментах Взаимодействие с семьями воспитанников по данной теме, наличие совместной деятельности, оформление наглядной информации

2 ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ п/п Оснащение Возрастные группы 1 Книжный уголок (эстетичность оформления, внешний вид книг) 1.1. Размещение и оборудование (хорошо освещенное место, стол и стулья для детей, полочка или стеллажи для книг) 1.2. Соответствие содержания возрасту детей и Программе 1.3. Грамотный подбор художественной литературы (разнообразие жанров, несколько книг одного наименования и автора, но разных издательств) 1.4. Иллюстрации, репродукции и открытки по детской художественной литературе 1.5. Материалы о художниках-иллюстраторах 1.6. Портреты детских писателей 1.7. Тематические книжные выставки 1.8. Сменяемость материала 1.9. Наличие книжной мастерской Наличие картотеки книг 2. Наличие атрибутов для с/р игры «Библиотека» (старшая, подготовительная группы) 3. Оборудование для театрализованной деятельности 3.1 Ширма 3.2 Фланелеграф 3.3 Соответствие возрасту видов театра 3.4 Соответствие возрасту содержания театров и театрализованных игр 4. Дидактические игры (наличие, разнообразие, соответствие возрасту) 5. Методическая литература 6. Набор материалов для диагностирования детей 7. Соответствие принципам организации РППС: - насыщенность - трансформируемость - полифункциональность - вариативность - доступность - безопасность 8. Наглядная информация для родителей (доступность, эстетичность оформления, сменяемость)

3 Чтение и знакомство с разными жанрами литературы Воспитание любви и интереса к художественному слову Знакомство с авторами книг и художниками иллюстраторами Работа с материалами книжного уголка (рассматривание и обсуждение книг) Рассматривание иллюстраций, картинок Загадывание загадок, придумывание загадок, рассказов и сказок Индивидуальная и подгрупповая работа с детьми Починка книг Организация выставок Дидактические игры и с/р игра «Библиотека» Дежурство и поручения в книжном уголке Участие детей в разборе и систематизации книг и картинок Самостоятельная художественно-речевая деятельность Досуг, развлечения Взаимодействие с семьей КАРТА ПРОВЕРКИ ПЛАНА организация работы по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» Возрастные группы Организация работы с детьми в ходе НОД и в режимных моментах Режимные моменты Выводы и рекомендации:

4 Критерии оценки содержания книжных уголков в ходе тематического контроля Цель: Проверить оформление и содержание книжных уголков во всех возрастных группах, стимулировать педагогов к обновлению и пополнению книжных уголков, адаптируя их содержание к новообразованиям определенного возраста. Оснащение Баллы Примечание Младший дошкольный возраст Количество книг 4-5 (одинаковые по содержанию, но разные по оформлению) Наличие 2-3 экземпляров одинаковых книг Наличие 3-4 тематических книг, книг разных литературных жанров Издания яркие, с крупными иллюстрациями, знакомые детям Наличие нетрадиционных книг(книги-ширмы, книгиигрушки, музыкальные книги, книги с разным тактильным материалом) Наличие набора сюжетных картинок Наличие тематических альбомов «Игрушки», «Животные», «Сказочные герои» и т. д. Наличие набора предметных картинок Наличие постоянного персонажа - «жителя» книжного уголка Использование детских работ в оформлении книжного уголка Средний дошкольный возраст Наличие книг разных жанров художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворения) Подборка книг в соответствии с сезоном, темой недели, хронологической датой 3-4 книги с одним и тем же произведением, но с разными иллюстрациями Наличие наборов предметных, сюжетных картинок Наличие наборов предметных, сюжетных картинок Наличие открыток для рассматривания по знакомым произведениям Наличие «Аптечки для книг» Использование детских работ в оформлении книжного уголка Старший дошкольный возраст Наличие книг разных жанров художественной

5 литературы Оформление библиотеки Тематическая выставка книг Наличие книг, соответствующих программным требованиям Наличие книг, с которыми дети знакомятся в ходе НОД Портрет детского писателя. Книги с его произведениями (сборники, отдельные книги разного формата и оформления) Наличие книг-самоделок Наличие журнала интересных дат Наличие альбома детского художественного творчества по мотивам художественных произведений Наличие наборов открыток Журналы с учетом тендерной принадлежности детей Наличие сюжетных картинок, картотеки речевых игр Наличие «Аптечки для книг» Критерии оценки оформления книжных уголков с учетом соответствия требованиям к РППС Рациональное размещение Безопасность Доступность Насыщенность Вариативность (сменяемость) Учет возрастных особенностей Эстетичность ВСЕГО баллов Оценка в баллах: 5 соответствует полностью (отлично) 4 небольшое несоответствие (хорошо) 3 соответствует частично (удовлетворительно) 2 большое несоответствие (требует улучшения) 1 не соответствует (плохо)

6 АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ» Уважаемые родители, ваши ответы помогут определить, является ли чтение ячейкой семейного литературного общения. Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто? Проводите ли Вы беседы после чтения? О чем говорите с детьми после чтения? Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось? Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чтения с другими? Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные стилистические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, начатого взрослым, придумывание рифмованных слов? Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг? Имеется ли у ребенка дома место для книг? Имеется ли в доме библиотека? Последняя книга, которую вы купили и когда еѐ купили? Какие газеты и журналы выписываете или покупаете для детей? Какие книги вызывают наибольший интерес у Вашего ребенка? Как Вы прививаете своим детям интерес к книгам? Рассказывает ли Вам ребенок о прочитанных в детском саду книгах? С вашей точки зрения, семейное чтение - это: - обсуждения прочитанного всей семьей или некоторыми ее членами; - чтение вслух для всех членов семьи; - книги для каждого члена семьи отдельно; - когда все члены семьи заняты чтением. Как Вы считаете, является ли сегодня библиотека центром диалога поколений, ячейкой семейного литературного общения? Если нет, то, что для исправления такого состояния необходимо сделать? Спасибо за ваши искренние ответы!

7 Умеет слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения, сказки, стихи, доступные по содержанию. Эмоционально и заинтересованно следит за развитием действия в играхдраматизациях и кукольных спектаклях. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах. При повторном чтении проговаривает слова, небольшие фразы. Узнает знакомые потешки, стихи, считалки, эмоционально реагирует на них. Проявляет эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту литературнохудожественные произведения. Любит слушать новые стихи, потешки, считалки. Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (второй группы раннего возраста) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

8 Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Узнает знакомые произведения, прослушав отрывки из них. Рассматривает иллюстрации в знакомых книгах. Пытается с выражением читать наизусть потешки, небольшие стихи. Узнает знакомые стихи, потешки, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (младшей группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

9 Может назвать любимую сказку. Может прочесть наизусть любимое стихотворение, считалку. Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, на вопросы воспитателя. Продолжает знакомое произведение, прослушав отрывок из него. С интересом рассматривает иллюстрированные издания детских книг. Пытается с выражением читать наизусть небольшие стихи, считалки. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (средней группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

10 Знает 2-3 программных стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет жанр литературного произведения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, участвует в обсуждении. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов п/п КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (старшей группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

11 Знает наизусть 2-3 любимых стихотворения, 2-3 считалки, 2-3 загадки; называет 2-3 авторов и 2-3 иллюстраторов книг. Выразительно читает стихотворение по ролям, пересказывает отрывок из сказки, рассказа. Различает жанры литературных произведений. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы. Узнает знакомые стихи, сказки, рассказы, эмоционально реагирует на них. Проявляет интерес к книгам и эмоциональную отзывчивость на доступные возрасту произведения художественной литературы Любит слушать новые сказки, рассказы, стихи, участвует в обсуждении, высказывает свою точку зрения. Проявляет бережное отношение к книгам Всего баллов КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ (подготовительной группы) в рамках реализации ООП по образовательной области «Речевое развитие» раздел «Приобщение к художественной литературе» п/п Ф.И. ребенка Показатели Выводы:

12 Знание программы, целей и задач своей возрастной группы, Использование методов формирования новых знаний и способов действий Использование методов организации деятельности воспитанников Использование методов контроля и самоконтроля Использование методов формирования личностных результатов (воспитание любви и бережного отношения к книге) Точность и ясность выражения мыслей Образность речи Эмоциональность и интонационная выразительность речи Доступность речи для детей по форме и содержанию Умение точно и доступно формулировать вопросы к детям, использовать их как один из активизирующих приемов Умение построить индивидуальную работу с детьми в разные режимные моменты Умение проводить диагностическое обследование детей по данному направлению Оборудование книжного уголка в соответствии с принципами организации РППС Подбор иллюстративного материала Подбор детской худ. лит-ры Грамотное устройство и сменяемость выставок Умение привлечь детей и родителей к созданию библиотеки в группе Умение привлечь детей к работе по ремонту и оказанию помощи любимым книгам Методически грамотное проведение досугов и развлечений Наглядная информация для родителей (эстетика оформления, оправданность содержания) Проведение индивидуальных бесед и консультаций с родителями. Ведение тетради, отражающей данные формы работы Проведение тематических родительских собраний Методическая работа: подготовка консультаций, открытых показов для педагогов, выступления на педсоветах. Карта проверки профессионального мастерства воспитателя по приобщению детей к художественной литературе Ф.И.О. воспитателей ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО ВОСПИТАТЕЛЕЙ Культура речи Умение правильно организовать воспитателя развивающую предметнопространственную среду Взаимодействие с семьями воспитанников Выводы:


ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ «Для чего нужны нам сказки?» Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ МБДОУ д/с 87 «Рассвет» г. Брянска Сообщение подготовила: воспитатель Яцкова Лариса Васильевна 1. Чтение художественной литературы

ПЛАН ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В МБДОУ Д/С «УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по художественно-эстетическому

Методика ознакомления старших дошкольников с художественной литературой для развития речи (консультация для педагогов) Разработчик: Лазарева А.С., старший воспитатель МБДОУ детский сад 462 Дата проведения:

Проект «Сказка в жизни ребёнка» Воспитатель МДОУ «Детский сад 4» Комарова Н.А. Михайлов 2013 Детская сказка необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит,

Педагогический проект «Писатели и поэты - детям!» Руководители: Деткова В.Ю., Участники: дети 3-7 лет воспитатели специалисты родители воспитанников Выдрина Е.А. студенты Архангельского педколледжа Территория:

Развитие творческой и речевой активности детей Консультация к педагогическому совету Старший воспитатель Кожина Р.И. Речь это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 5КВ» города Богородицка Краткосрочный творческий проект в подготовительной к школе группе Подготовила воспитатель: Грищенко Валентина Сергеевна

Проект «Книжная страна» Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение

Положение о проекте «Книжная страна» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка детский сад 179» 1. Общее положение 1.1. Положение о проекте «Книжная страна»

Тематический контроль Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях ДОУ» Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию речи; средствами всестороннего обследования

Паспорт описание книжного центра Наименование МБДОУ Место расположения уголка в пространстве МБДОУ Авторы дизайн проекта центра Перечень зон, входящих состав центра Перечень оборудования Муниципальное

Неделя книги «МУДРАЯ ЦАРИЦА КНИГА» План тематической недели с 25 января по 29 января 2016 г. ДО 1-2 Цель: Привлечение внимания педагогов и родителей к проблеме использования детских книг и литературных

ПОДГОРНЫХ НИНА ГЕННАДЬЕВНА, ВОСПИТАТЕЛЬ ГБДОУ ДЕТСКИЙ САД 26, КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА КРАСНОСЕЛЬСКОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Участники проекта: педагоги, родители и дети младшей группы ГБДОУ д/с 26

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 95» 2015 2016 учебный год Справка по результатам тематического контроля. Тема: «Состояние с детьми по вопросам речевого развития»

Анализ работы экспериментальной площадки МБДОУ 56 за 2015-2016учебный год. В текущем году была выдвинута тема года: Обобщение результатов работы по проблеме развития речи детей в процессе ознакомления

Проект «Любимая сказка» «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» В. Сухомлинский Актуальность темы. Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребѐнка. Входя

Особенности ознакомления дошкольников с художественной литературой в соответствии с ФГОС ДО Балаева Лариса Юрьевна старший воспитатель I кв. категории МАДОУ 25 «Рябинка» Художественная литература ФГТ ФГОС

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Краткосрочный проект «Знакомство с творчеством С. Я. Маршака детей дошкольного возраста» Составила воспитатель Шардакова

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Месяц сентябрь октябрь ноябрь Непосредственно-образовательная

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 28 комбинированного вида Проект «Мой Пушкин». Знакомство детей 6-7 лет с творчеством Александра Сергеевича Пушкина Воспитатель:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Венгеровский детский сад 4 Методы и приемы развития речи детей раннего возраста Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории Ольга

1. Наборы картинок для группировки. 2. Наглядные пособия (книги, иллюстрации), отражающие разнообразные занятия детей и взрослых. 3. Дидактические игры. 4. Картинно-графические схемы для составления рассказов

Тематический контроль в ДОУ П О Д Г О Т О В И Л А С Т А Р Ш И Й В О С П И Т А Т Е Л Ь М Б Д О У Д Е Т С К И Й С А Д 4 1 М И Т И Н А Т. А. Содержание тематического контроля Содержанием тематического контроля

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА «НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КНИГ» Актуальность темы: Чтение это главное умение человека в жизни, без которого он не может постичь окружающий мир. Детское чтение это ключ к жизни

Проект средней группы в рамках «Недели книги». Воспитатели: Андрианова В. А. Можарина Н. Ф. Длительность проекта: 1 неделя Цель и задачи проекта: - введение в практику разнообразных форм и методов работы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звёздочка» Педагогический проект Проект подготовила: Земскова Евгения Николаевна Воспитатель МАДОУ

МБДОУ «Детский сад «Земляничка» п. Саган Нур» Презентация Мини музей проекта «В гости к сказке». «В гости к сказке» Воспитатель Карпова Лариса Валерьевна Проектная деятельность Воспитатель: Карпова Л.В.

1 Пояснительная записка Программа учебного предмета "Литературное чтение" индивидуального обучения на дому составлена для ученика 1 В класса, имеющего НОДА. У учащегося наблюдается слабое развитие моторики,

Презентация проекта «Первые стихи» по произведениям А.Л. Барто 1-2 младшая группа «Кроха» Руководитель проекта Методист: Кудрявцева А.П. Участники проекта: воспитатели группы: Истепанова Ж.А., Алхасова

КРАТКОСРОЧНЫЙ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ» ВЫПОЛНИЛА ВОСПИТАТЕЛЬ ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ МЕДВЕДЕВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует

Педагогический проект «Знакомство детей с творчеством С.Я.Маршака» Старше-подготовительная группа 3 ГБОУ Лицей 1451 Дошкольное отделение 2 Воспитатель Козлова Н.И. Актуальность проблемы: Современные родители

Информационная карта проекта. Полное название педагогического проекта: «Сказка в гости к нам пришла». Автор проекта: Ларина Юлия Николаевна, воспитатель МБДОУ детский сад 69 комбинированного вида. Продолжительность

Структурное подразделение «Северный детский сад «Василёк» МБОУ «Северная СОШ» Проект «Мудрые сказки» для детей второй младшей группы.

Информационная справка по результатам тематической проверки на тему: «Развитие связной речи детей в разных формах и видах детской деятельности». от 30.03.16 года В период 1 по 14 марта 2016 г. на основании

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципальное образование «город Бугуруслан» «Детский сад комбинированного вида 22» ПРОЕКТ на тему «В гостях у сказки» Подготовила: Гусева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида детский сад 122 «Лучистый». Комплексно-целевая программа. «Развитие детского художественного творчества через различные

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 21 «Звёздочка» Педагогический проект «Формирование образности и выразительности речи посредством ознакомления

Муниципальное образование Ханты-Мансийского автономного округа Югра муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 20 «Сказка» (МБДОУ ЦРР «Детский сад

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка- детский сад 75» г.о.самара Россия, 443091 г.самара, проспект Кирова, 295 Тел 956-47-48 (факс) 956-48-73 Протокол заседания

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Улыбка» с. Вавож Проект в подготовительной к школе группе «Книга лучший друг» Воспитатель: Ворончихина Н.В 2016 год Актуальность проекта:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад 33» г. Находка ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО» 2015 Г. ВОСПИТАТЕЛЬ Т.П. ПОЛИЕНКО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «ДС 10 «Золотая рыбка» Нормативный проект «Книголюб» Выполнила: воспитатель Мухаметшина Г. Р. Вид проекта: нормативный Продолжительность проекта:

Проект «Театр для всех» Подготовила: Воспитатель МКДОУ д/сад 12 «Аленушка» Музафарова Т.Е. Актуальность: Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная

Цели и задачи художественноэстетического развития дошкольников (по ФГОС ДО) Содержание художественноэстетического развития Художественно-эстетическое развитие предполагает: - развитие предпосылок ценностно-смыслового

Проект «Что за прелесть эти сказки!» Разработали: воспитатели старшей группы 10 «Затейники» Яркова В.И. Варванская Е.В. Проект разработан на основе годового учебного плана, в рамках тематической недели

Проект «Моя любимая сказка» Оглавление 1. Пояснительная записка 2. Паспорт проекта 3. Актуальность 4. Постановка проблемы 5. Цель, задачи проекта 6. Участники проекта 7. Стратегия достижения поставленных

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа 2 п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение

Воспитатель: Средней группы 3: Озерец Мария Владимировна В настоящее время на смену книгам все чаще приходят электронные устройства. Даже маленькие дети предпочитают проводить время за компьютерами, планшетами,

Цель контроля:

· выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;

· формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

· оценка профессиональных умений педагогов;

· разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;

· анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;

· анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аналитическая справка оп итогам тематической проверки о состоянии работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»

Согласно годовому плану МДОУ «Майский детский сад «Солнышко» на 2015-2016 учебный год, проведена тематическая проверка с 09.12.2015 года по 30.12.2015 года по определению состояния работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы». Проверку проводил: заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.. старший воспитатель Попкова И.П.

Цель контроля:

  • выявить особенности работы по реализации образовательной области «Чтение художественной литературы»;
  • формы и методы работы по освоению детьми ОО «Чтение художественной литературы»;

Структура тематического контроля:

  • оценка профессиональных умений педагогов;
  • разнообразие методов и приемов, используемых педагогами при работе с детьми по теме контроля;
  • анализ предметно-пространственной среды по ОО «Чтение художественной литературы»;
  • анализ работы с родителями и социумом по данному направлению.

В соответствии с Федеральным государственный образовательным стандартом в дошкольных образовательных учреждениях идет модернизация дошкольного образования. В связи с этим определяются новые цели, задачи и направления в работе ДОУ. Одной из образовательных областей является «Чтение художественной литературы». В современном обществе уделяется серьезное внимание проблеме приобщения детей к чтению художественной литературы.

Задача формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, как одна из первоочередных ставится в действующей федеральный государственный образовательный стандарт для реализации содержания ОО «Чтение художественной литературы». Потребность в ежедневном общении с книгой формирует у детей привычку к постоянному интеллектуальному труду, способствует развитию речи, мышления. Основная задача педагогов ДОУ – привить детям любовь к художественному слову, уважению книге

Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Для реализации вышеперечисленного педагогами ДОУ были проведены следующие занятия:

  • чтение сказки К.Поустовского «Теплый хлеб» - подготовительная группа, воспитатель Матвеева Л.О.
  • чтение художественных произведений Л.Огурцова «Счастливый народ детвора» - старшая группа, воспитатель Вавринюк О.Н.
  • заучивания наизусть стихотворения Н.Найденова «Новый год» - средняя группа, воспитатель Дорман О.П.
  • заучивание отрывка из стихотворения А.Барто «Машенька» - вторая младшая, воспитатель Филина С.Д.
  • чтение произведения Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца, длинные уши, косые глаза, короткий хвост» - вторая младшая группа, воспитатель Брудер А.И.

Проведенная непосредственная образовательная деятельность с детьми по ОО «Чтение художественной литературы» носит эмоциональный, психологический настрой, оригинальность, продолжительность соответствует программным требованиям. Педагоги использовали разнообразные методы, приемы и средства такие как:

  • вопросы к детям по содержанию произведения;
  • словесный метод;
  • практически-наглядный;
  • наглядный показ иллюстраций;
  • показ схем.

Методика проведения занятия по художественному чтению и рассказыванию, его построение зависит от типа занятия, содержания литературного материала и возраста детей. Для усиления воздействия на эмоциональную сферу детей педагоги использовали прием объединения произведений, принадлежащим к разным видам искусства. Это было чтение в сочетании с музыкой, а так же чтение сопровождаемое изобразительной наглядностью: картинами известных художников, иллюстрациями, фотографиями, рисунками. Работа с рисунками известных иллюстраторов детских книг, рассматривание картин разных художников на одну темы с обсуждением, как по-своему каждый из них передал тот или иной образ - имеет мощный потенциал для понимания смысла литературного произведения, возможности передачи вариативности образа. Этот прием развивает у детей способность всматриваться и вслушиваться, замечать мелки, но характерные детали, что так же поможет им выразить свои впечатления в изобразительной деятельности.

Для реализации ОО «Чтение художественной литературы», педагогами ДОУ выбраны темы по самообразованию:

  • «Воспитание у детей любви к литературе через драматизацию» - Филина С.Д.
  • «Приобщение детей к художественной литературе» - Дорман О.П.
  • «Использование фольклора с целью развития и понимания крымскотатарского языка детьми дошкольного возраста» - Бекироа М.Н.

Для реализации темы проведены следующие мероприятия:

  • сюжетно-ролевая игра «Поход в театр» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • сюжетно-ролевая игра «Театр» - средняя группа, Дорман О.П.
  • театрализованное развлечение «Курочка ряба» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • театрализованное музыкальное развлечение «В доброй сказке жили-были» - средняя группа, Дорман О.П.
  • тематическая беседа «Традиции моей семьи» , драматизация сказки «Не ичюн тавукъ ве хораз бир куместе яшайлар?» - старшая разновозрастная с крымскотатарским языком обучения, Бекирова М.Н.
  • выставка «Что любят читать наши дети?» - средняя группа, Дорман О.П.
  • конкурс чтецов «Мои любимые стихи» - вторая младшая группа, Филина С.Д.
  • проектная деятельность с детьми: «Книга», «Какие блюда любят в нашей семье» - ДорманО.П., Бекирова М.Н.

Таким образом, помогая детям овладеть языком художественных произведений, педагоги выполняют следующее задачи воспитания:

  • формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
  • поддерживание интереса к книгам, литературным и фольклорным произведениям различной тематики;
  • закрепление представлений о жанровых особенностях художественных произведений, развитие умений анализировать тексты;
  • поощрение творческих проявлений в ролевых играх по сюжетам литературных произведений, инсценировках и драматизациях, выразительном чтении стихотворений, рисовании и других видах деятельности;
  • развитие литературной речи;
  • приобщение к словесному творчеству, в том числе развития художественного восприятия и эстетического вкуса.

Анализируя предметно-пространственную среду по ОО «Чтение художественной литературы», во всех возрастных группах ДОУ, можно сделать выводы, что одним из средств ознакомления детей с художественной литературой является книжный уголок. Педагоги выполнили все требования к оформлению книжного уголка это:

  • рациональное размещение в группе;
  • соответствие возрасту, индивидуальным особенностям детей в группе;
  • соответствие интересам детей;
  • востребованность.

Огромной популярностью у детей уединенный уголок в группе для прослушивания литературных произведений в аудиозаписи. Им доставляет большое удовольствие художественное чтение с музыкальным сопровождением. А с педагогической точки зрения, это прекрасная возможность для развития слухового восприятия, обогащения детского опыты образными словами и выражениями, красивой литературной речью.

В группах имеются творческие мастерские (разнообразная творческая деятельность детей на основе художественных текстов и книг: рисование иллюстраций, лепка литературных персонажей, сочинение сказок и историй, издание книжек-самоделок, журналов, изготовление кукольного, пальчикового, теневого театра и разыгрывание знакомых художественных произведений.

Анализ работы с родителями и социумом по данной теме показал следующие

  • экскурсия детей старшей и подготовительной группы воспитатели: Вавринюк О.Н., Бекирова М.Н., Матвеева Л.О. в библиотеку с.Майское;
  • Воспитатели ДОУ провели консультации для родителей.

Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса детей играет художественная литература. Ведь чем совершеннее речь ребенка, тем успешнее будет его обучение в школе.

  1. Педагоги систематически отображать в уголке книги тематику занятий по художественной литературе (срок – постоянно).
  2. Ежедневно проводить индивидуальную работу с детьми по данному направлению (срок – постоянно)
  3. Разработать перспективный план по ознакомлению детей с писателями в каждой возрастной группе (на 2016 учебный год).
  4. В родительском уголке поместить памятки по организации просмотра: телепередач, мультфильмов, по работе с компьютером.
  5. Планировать и проводить мероприятия (праздники, литературные досуги) посвящению рождения писателей, поэтов, иллюстраторов книг.
  6. Продолжать углублять интерес детей к литературе, воспитывать желание постоянному общению с книгой в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности.
  7. Воспитывать ценностные качества через художественное слово.

Справку составил

старший воспитатель ДОУ Попкова И.П.

Заведующий МДОУ Рыбак Л.Г.