Структурная модель прагматики диалога на основе фрактальной модели "интеллект–окружающая среда". Объекты как опорные точки в среде

Многим в жизни приходилось сталкиваться с людьми, стремящимися только к получению выгоды. Моральные и иные аспекты жизни имеют для них второстепенное значение.

Взгляды, убеждения и поступки направлены исключительно на получение результатов, полезных в практическом смысле. Окружающие его часто за это осуждают.

Непосредственность и бесхитростность в глазах прагматика - глупость.
Илья Николаевич Шевелев

Стиль мышления прагматика

Прагматики стремятся достигнуть цели, используя все имеющиеся сейчас возможности. Они не станут искать дополнительную информацию, средства, ресурсы, ведь это – неоправданная потеря сил и времени. Проблемы решают по мере их возникновения, чтобы не отвлекаться на главную цель – получение конкретного результата, пусть даже небольшого.

Постоянный поиск новых методов, эксперименты и прочие действия не свидетельствуют об отклонении от выбранного курса. Это происходит не из стремления к новизне, а продиктовано желанием поскорее достичь результата. Ради этого они готовы выслушать чужое мнение, в надежде отыскать кратчайший путь к цели.

Подобный подход может казаться поверхностным. Он отличается от общепринятых норм, а прагматики производят впечатление непоследовательных, лишенных принципов людей. Они придерживаются мнения, что все происходящее вокруг мало зависит от способностей и желаний человека. Главное для прагматиков – не упустить благоприятный момент, когда всё удачно складывается. Их убеждение в непредсказуемости и неуправляемости мира, оправдывает стратегию «сегодня будет так, а дальше по обстоятельствам».

Эмоциями и проявлениями чувств на прагматика невозможно повлиять, если только они не становятся объективной преградой на пути или, наоборот, помогают в данной ситуации. Они отлично чувствуют конъюнктуру, быстро реагируя на ее изменения. Легко идут на сотрудничество, с энтузиазмом участвуя в обсуждениях важных вопросов и выработке коллективных решений.

Пессимизм, негативный настрой не свойственен этим людям. Возникающие проблемы не способны свернуть их с выбранного пути. К решению они подключаются с позитивным настроем, прагматик, простыми словами, – неисправимый оптимист, стремящийся сложные обстоятельства обернуть в свою пользу. Сложившее мировоззрение не позволяет излишне драматизировать и слишком серьезно относиться к возникающим сложностям.

Поведение и мышление гибкое. Навыки общения хорошо развиты, легко могут представить себя на месте другого человека и понять последствия своих действий. Им не безразлично чужое мнение ровно в той мере, насколько от него зависит их будущее.

Особенности поведения прагматика

Успехов в политике, управленческой деятельности часто достигают прагматичные люди. Это связано с их характером, жизненными установками, стилем мышления.

Для них характерно:

  • поиск кратчайших путей к получению прибыли;
  • быстрая адаптация к новым условиям;
  • интерес к новым методам, инновациям;
  • использование любых средств для достижения целей;
  • творческий подход.
Они интеллектуальны, быстро учатся новому, используя все возможности, чтобы приблизиться к намеченной цели.

Руководство ценит прагматиков за следующие качества:

  • концентрация на получение максимальной прибыли, скорейшей отдаче от вложенных средств;
  • заранее продумывание тактических и стратегических аспектов дела;
  • способность влиять на окружающих, убеждать их в правильности своих идей;
  • не теряется в сложных ситуациях, ищет нестандартные выходы из них;
  • любит смелые эксперименты, внедряет инновации.

Минусы прагматизма

Как и все остальные люди, прагматики имеют не только сильные, но и слабые стороны.

Они проявляются в виде:

  • безразличия к отдаленным перспективам дела, которые в ближайшем будущем не принесут дохода;
  • стремления любой ценой добиваться скорейших результатов, долгое ожидание не в их характере;
  • внимание сконцентрировано только на материальной стороне дела, все остальное не имеет значения;
  • со стороны кажется, что ради выгоды они готовы на любые компромиссы;
  • склонности к максимализму, из всех имеющихся ресурсов стараются получить наибольшую отдачу.

Прагматики не станут долго переживать из-за неудачи. Они будут искать новые пути, если старые методы уже не работают. Сделав для себя выводы из допущенных ошибок, впредь не повторят их.
Они понимают, что необходимо много работать, чтобы прийти к своей цели.

Надеяться на постороннюю поддержку не станут, привыкли рассчитывать только на себя. Могут помочь, если их об этом попросить. Если в будущем есть возможность компенсировать затраты, то шансы просителя значительно увеличиваются.

Бездеятельность невозможна для них, прагматик – это человек, который своим оптимизмом способен подвигнуть окружающих на трудовые свершения. Развитая интуиция позволяет выбрать из множества вариантов один, но эффективный и быстро дающий отдачу.

Циник, романтик, лирик, прагматик – абсолютно все мечтают о том, что когда-нибудь и на их жизненном горизонте появятся «алые паруса».
Олег Рой

Прагматик и взаимоотношения с окружающими

В общении с окружающими прагматичный человек производит приятное впечатление. Он открыт к общению, любит пошутить, не спорит, легко находит контакт с любыми людьми. В разговоре часто использует примеры из жизни, стереотипные фразы. Тон высказываний часто бывает восторженный, увлеченный, что иногда производит впечатление лицемерности и неискренности.

Часто предлагает простые идеи, кратко поясняя их примерами из личной практики. Не чурается обмена мнениями, устраивает коллективное обсуждение важных вопросов. Серьезные дебаты считает скучными. Теоретическим и философским длительным рассуждениям предпочитает реальные, практически реализуемые предложения. Находясь в напряженном состоянии, производит впечатление скучающего человека, которому не интересны обсуждаемые вопросы.

Большинство успешных политиков и бизнесменов, артистов и певцов, менеджеров и продюсеров состоялись в профессии благодаря использованию трезвого расчета. Им не свойственно сбиваться с намеченного пути, отвлекаясь на сентиментальные раздумья и растрачивая сил на эмоциональные поступки. В жизни ими руководит только холодный расчет.

Общественное мнение

Нередко можно услышать негативные отзывы об успешных людях.

Возмущение вызывают следующие черты прагматиков:

  1. Цинизм . Убеждение, что все имеет цену в денежном выражении, можно совершать любые поступки для достижения положительных результатов вызывает неприятие. В результате окружающие считают их безнравственными.
  2. Отсутствие авторитетов . Для прагматиков, ищущих во всем выгоду, важны только свои интересы. Они могут выслушать чужое мнение, но примут его во внимание только, если оно соответствует их интересам. В иных случаях полагаться на чужие слова, авторитет и поступки они не станут.
  3. Эгоизм . Все усилия прикладываются только на достижение поставленной цели. По пути к ней его не остановят чужие эмоции, потери. Интересы окружающих не интересуют, поскольку главное в жизни – результат любой ценой.
Именно эти качества, вызывающие негативное отношение, необходимы для осуществления задуманного. Эти люди не останавливаются перед преградами, сложности лишь закаляют их характер. Все это позволяет довести начатое дело до конца.

Заключение

Развить в себе лучшие черты прагматизма может любой человек. Для этого нужно ставить конкретные цели, планировать будущее, доводить начатое до конца, не пасуя перед трудностями. Людей, которых можно назвать прагматиками в чистом виде, не так уж много. В большинстве случаев в одном человеке в разной мере присутствуют разные способности, склонности и желания.

Современные условия требуют от людей умения планировать, приспосабливаться к стремительному ритму жизни, быстро реагировать на меняющиеся обстоятельства. Практический подход позволяет добиться успеха, поэтому можно сказать, что прагматик – это человек, который целеустремлен, а чувства и эмоции для него не имеют особого значения.

Их часто недолюбливают, завидуя их напористости и энергии. Как правило, недоброжелатели – слабохарактерные, безвольные личности. А вы себя относите к прагматикам или их критикам?

Цикл Колба – одна из моделей обучения, основанная на поэтапном формировании умственных действий.

Ее автором является специалист по психологии обучения взрослых Дэвид Колб (David A. Kolb). По его мнению, процесс обучения представляет собой цикл или своеобразную спираль. Это своего рода цикл накопления личного опыта, в дальнейшем – обдумывания и размышления, и в итоге – действия.

Основные 4 этапа модели Колба таковы:

1) Непосредственный, конкретный опыт (concrete experience) – любой человек должен уже иметь некоторый опыт в той области или сфере, которой хочет обучиться.

2) Наблюдение и рефлексия или мыслительные наблюдения (observation and reflection) – данный этап предполагает обдумывание и анализирование человеком имеющегося у него опыта, знаний.

3) Формирование абстрактных концепций и моделей или абстрактная концептуализация (forming abstract concepts) – на этом этапе происходит выстраивание некой модели, описывающей полученную информацию, опыт. Генерируются идеи, выстраиваются взаимосвязи, добавляется новая информация относительного того, как все работает, устроено.

4) Активное экспериментирование (testing in new situations) – последний этап предполагает экспериментирование и проверку на применимость созданной модели, концепции. Результатом этого этапа является непосредственный новый опыт. Далее круг замыкается.

Название этапа

Сущность

Результат

Полученный опыт

Человек пробует сделать что-либо из того, чему учится, на практике, причем так, как умеет сейчас, вне зависимости от того, являются ли его навыки достаточными. Понимание необходимости дальнейшего обучения (не получилось или получилось не слишком хорошо) либо вывод о том, что и так все хорошо Очевидно, что в последнем случае дальнейшие шаги не нужны.

Рефлексия

Анализ плюсов и минусов приобретенного опыта, выводы о том, что было сделано удачно, а что можно было бы сделать лучше или по-другому. Подготовленность к необходимости изменений и обучению, в ряде случаев – полное или частичное знание того, как действовать правильно.

Теория

Получение теоретических знаний о том, как действовать правильно в связке с приобретенным опытом и его анализом. Получены правильные алгоритмы действий на будущее.

Закрепление на практике

Отработка теории, перевод знаний в умения и навыки, корректировка со стороны руководителя. Полностью или частично отработаны и закреплены необходимые навыки.

Основным опасным моментом цикла Колба может стать демотивация и снижение самооценки индивида в том случае, когда полученный опыт будет откровенно неудачным. Поэтому, если вы решили применять цикл Колба в работе с сотрудниками, запаситесь терпением и заранее продумайте, как будете действовать в подобной ситуации. При использовании этого метода вам потребуются все ваше искусство обратной связи, знание правил критики.

Колб (1984) заметил, что разные люди отдают явное предпочтение разному поведению – практическим действиям либо теоретизированию. Тогда он предположил, что большую часть времени мы обучаемся одним из четырех способов:

  • конкретный опыт (Concrete Experience);
  • рефлексивное наблюдение (Reflection);
  • абстрактное моделирование (Abstract Conceptualisation);
  • активное экспериментирование (Active Experimentation).

Английские психологи П. Хоней и А. Мамфорд (P. Honey, A. Mumford) описали различные стили обучения , а также разработали тест для выявления предпочитаемого стиля обучения (Honey Mumford Preferred Learning Style Test).

Выделили следующие четыре стиля обучения :

  • «активисты» – самостоятельные пробы и ошибки: активно делать новое и новое,
  • «мыслители» – придумать своё перед выполнением: размеренный отстраненный анализ множества информации,
  • «теоретики» – логически структурировать происходящее: создание последовательности целей и алгоритмов,
  • «прагматики» – пробовать новые идеи для решения реальных задач: быстрая практическая польза.

Активист обожает узнавать что-то новое, получать новый опыт, он хочет сам все испытать и во всем сам поучаствовать. Ему нравится быть в центре событий и внимания, и он предпочитает занимать активную позицию, а не оставаться сторонним наблюдателем. Задачи решает наскоком.

Мыслитель предпочитает сначала понаблюдать, поразмышлять, понять новое до конца, а уже потом действовать. Он склонен заново анализировать увиденное, испытанное и пройденное. Любит находить собственное решение, не любит, когда его торопят, и предпочитает иметь запас времени, чтобы найти решение в свой срок.

Теоретику присущи развитое логическое мышление и методичность, он предпочитает шаг за шагом продвигаться к решению проблемы, задает много вопросов. Для него характерна некоторая отстраненность и аналитический склад ума. Любит задачи, требующие интеллектуальных усилий, недоверчиво относится к интуиции и нестандартному мышлению, отдавая предпочтение построению моделей и систем. Шаг за шага приближается к решению задачи.

Прагматику не нужна теория, ему нужно только подходящее для текущей задачи решение. Прагматик стремится найти практические решения, быстро все попробовать и перейти к действию. Не склонен углубляться в теорию. Любит экспериментировать, искать новые идеи, которые можно сразу опробовать в реальных условиях. Действует быстро и уверенно, подходит ко всему по-деловому, приземленно и с азартом берется за решение возникающих проблем.

Необходимо отметить, что люди не выбирают на сознательном уровне, с какого этапа начинать. Они являются заложниками своего подхода (модели поведения).

Для того чтобы определить, к какому типу относится человек, Э. Кемерон и М.Грин предлагают ответить на следующий вопрос:

«Если бы вы писали книгу о переменах и хотели передать будущим читателям максимум знаний, вам бы понадобилось:

  • провести эксперимент (активист);
  • достаточное количество вопросов для размышления (мыслитель);
  • тщательно исследовать различные модели (теоретик);
  • иллюстрировать ваши мысли примерами и включить полезные инструменты, техники и приложения (прагматик)».

Ниже примерно приведена одна из самых распространенных структур интерактивного урока , построенного согласно принципам Колба:

1. Мотивация и объявление новой темы
2. Закрепление (повторение) пройденного – 20 % времени от общей длительности урока;
3. Изучение нового материала – 50 % времени от общей длительности урока;
4. Оценивание – 10 % времени от общей длительности урока;
5. Подведение итогов урока (дебрифинг, рефлексия) – 10 % времени от общей длительности урока.

Временное распределение в данной схеме можно рассматривать условным, учитель может по своему усмотрению и в зависимости от особенностей урока продлевать или укорачивать те или иные этапы урока, однако желательно, чтобы все перечисленные качественные этапы урока сохранялись.

Предпочитаемый учащимся стиль обучения определяется с помощью специальных опросников, но сориентироваться поможет и предварительное интервью (собеседование). При его проведении нужно обращать внимание на характер вопросов относительно предстоящего тренинга, которые задают его будущие участники (табл. 1 ).

Табл. 1. Типы обучающихся и их предпочтения

Процесс совершенствования навыков, повышения профессионального мастерства никогда не прекращается: его можно представить в виде бесконечной спирали развития компетентности (рис. 4).

Спираль развития компетентности

Специалист в сфере управленческого консультирования Рег Реванс сформулировал своего рода закон успешной бизнес-адаптации : «Компания (и сотрудники) будет процветать до тех пор, пока темп обучения в ней будет выше (или равен) темпу изменения внешней среды».

Есть мнение, что модель Д. Колба является перепевом классической теории поэтапного формирования умственных действий, разработанной отечественным психологом П.Я. Гальпериным с сотрудниками ещё в начале 1950-х гг. Впоследствии данная теория получила развитие работами специалистов по дидактике – в первую очередь, Н.Ф. Талызиной (Талызина Н.Ф., Теоретические проблемы программированного обучения. Изд-во МГУ, 1969).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Определение товарных знаков как обозначений, служащих для индивидуализации продукции юридических лиц или индивидуальных предпринимателей. Классификация товарных знаков: изобразительные, словесные, комбинированные, звуковые, голограммы и трехмерные.

    презентация , добавлен 20.03.2012

    Роль товарных знаков и их разновидности. Специфика реализации марочных товаров. Правовые аспекты использования товарных знаков. Практика имиджевой рекламы на российском рынке. Исключительное право на товарный знак. Товарный знак как элемент рекламы.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2010

    Сущность, назначение, виды товарных знаков. Обзор особенностей использования товарного знака. Организация международной лицензионной торговли. Торговля контрафактной продукцией. Меры, принимаемые при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2014

    Фирменный стиль: понятие, функции, основные элементы. История товарного знака. Значение культурных традиций в проектировании товарных знаков. Феномен стирания национальных и государственных границ. Поиск образно-смысловых идей в дизайнерском творчестве.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2018

    Виды и функции товарных знаков. Основные требования, предъявляемые к товарному знаку, а также правила использования. Правовая охрана товарных знаков в Республике Беларусь. Роль брэнда и брэндинга. Факторы, определяющие уровень и динамику мировых цен.

    реферат , добавлен 21.07.2013

    Вовлечение и виды игр в рекламе. Реклама как средство общения. Носители спортивной рекламы и поддержка продаж: критерии выбора объектов и лиц. Значение рекламы для развития товарных знаков в спортивном бизнесе. Процессы преобразования в российском спорте.

    реферат , добавлен 23.03.2014

    Товарный знак как элемент, участвующий в торговых отношениях. Разновидности и особенности товарного знака, его психологическое воздействие на предпочтение и выбор потребителя. История торгового знака фирмы Apple. Принципы создания товарных брендов.

    реферат , добавлен 24.11.2011

    Планирование маркетинга как составная часть бизнес-плана в России. Основные цели маркетинговой программы, направления оценки ее эффективности. Проблема разработки, формирования и продвижения товарных марок. Преимущества и функции товарных знаков.

    контрольная работа , добавлен 28.02.2012

Информатика в качестве техникологической науки должна по определению включать прагматику. Это обстоятельство в известной степени недопонимается, в связи с чем о прагматической стороне информатики говорят значительно реже, чем о ее синтактике и семантике. В действительности же информатика насквозь пронизана прагматикой.

Максиму прагматизма Чарльз Пирс так определял: "Следует рассмотреть все диктуемые некоторым понятием следствия, которые будет иметь предмет этого понятия. Причем те, что согласно этому же понятию, способны иметь практический смысл. Понятие об этих следствиях и будет составлять полное понятие о предмете".

Сформулировано неплохо, но не выделены основополагающие концепты прагматики, каковыми являются ценности. В техникологических науках вместо ценностей часто говорят о критериях или нормах. Но в любом случае речь идет о концептах, выражающих предпочтения людей. В соответствии с ними люди ставят перед собой некоторые цели, совершенствуя их. В прагматических науках центральное место занимает ценностно-целевое объяснение, а практика понимается как целеполагающая деятельность. Напомним, что количественной мерой любой ценности выступает оценка. Она является результатом соответствующего процесса измерения. В этой связи уместно выделить основные положения теории измерения оценок.

  • 2. Измерение оценок предполагает приписывание им некоторых численных или лингвистических переменных2.
  • 3. Оценка всегда имеет некоторую размерность, которая определяется природой ценности. Безымянные баллы не обладают научным смыслом. Существуют баллы знаний, умений, красоты, честности и т.д.
  • 4. Шкалы оценок не являются универсальными, о чем свидетельствует широкое использование шкал порядка, прямых и пропорциональных оценок, равных и половинных интервалов, соотносительных попарных оценок и др.
  • 5. Виды измерений также варьируются. Различают прямые, косвенные, совокупные и совместные измерения. При косвенных измерениях значение величины определяют на основании известной зависимости между искомой величиной и величинами, значения которых находят прямыми измерениями. Совокупные измерения предполагают сочетание результатов повторных измерений. Совместные измерения разноименных величин призваны обеспечить нахождение функциональной зависимости между ними, т.е. определенных законов.
  • 6. Понимание процесса измерения оценок не является независимым от содержания теории, более того, оно всецело определяется ею.

Как в науке, так и в философии науки весьма сильны позиции объективистов, которые думают, что измерение является простым актом фиксации того, что есть. Избирается определенный эталон, с которым затем соотносится измеряемый признак, - вот и вся теория. Нет никакой необходимости обращаться к тонкостям устройства теорий. Это мнение неоднократно опровергалось, но объективисты не унимаются. Чтобы не быть голословными, сошлемся на показательный пример. Далеко не каждый экономист понимает, что цена определенного товара не является фиксированной величиной, а существенно зависит от избранного параметра оптимизации. Если таковым является объем продаж, то цена будет другой, чем при максимизации прибыли, приходящейся на авансированный капитал. Общий вывод таков: что именно следует измерять и каким образом, определяется исходя из содержания теории.

7. Ценности, которые не генерируют цели, безжизненны. С учетом этого обстоятельства становится понятно, что оценка является одновременной характеристикой как ценности, так и генерируемой ею цели. Оценки не автономны от целей, они непременно замыкаются на них, а следовательно, должны формулироваться с учетом определенности целей.

Особенно много коллизий связано с пониманием содержания данного положения. Оно, как правило, вообще не принимается во внимание. Считается, что постановка цели, варьирующаяся от одного человека к другому, несовместима с основательностью науки, обусловливаемой неизменным на все времена фундаментом. Но такое мнение невозможно согласовать с действительным статусом прагматических наук. В каждой из них дело не ограничивается незыблемыми принципами, а реализуется не иначе, как в постановке целей, от которых зависит величина измеряемых параметров. Именно цель оказывается той системой отсчета, относительно которой параметры обладают определенными величинами. Чем выше значимость параметра, тем больше его величина.

Качество программного обеспечения как ценность.

До сих пор прагматика характеризовалась в самых общих чертах. Обратимся теперь непосредственно к информатике, рассматривая качество программного обеспечения (ПО). Сама постановка вопроса о качестве ПО свидетельствует о его прагматическом содержании.

Строго говоря, программное обеспечение тем или иным образом стало оцениваться уже с момента его возникновения, но лишь с конца 1960-х гг. этот процесс начал приобретать систематические формы. Во второй половине 1970-х гг. появляются первые монографии1, число которых затем устойчиво возрастает в экспоненциальной прогрессии. Ведется многоплановый и упорный поиск количественных мер признаков ПО, чему посвящены многочисленные работы в области метрики программного обеспечения. Среди таких мер быстро выдвигаются два лидера: во-первых, количество строк кода и, во-вторых, число ошибок на тысячу строк кода. Разумеется, к ним не сводится оценка программного обеспечения. В табл. 4.4 приводятся факторы качества ПО согласно ГОСТ 28195-892.

Таблица 4.4. Качество программного обеспечения

Фактор качества ПО

Характеризуемое свойство

Надежность

Характеризует способность ПО в конкретных областях применения выполнять заданные функции в соответствии с программными документами в условиях возникновения отклонений в среде функционирования, вызванных сбоями технических средств, ошибками во входных данных, ошибками обслуживания и другими дестабилизирующими воздействиями

Сопровождаемость

Характеризует технологические аспекты, обеспечивающие простоту устранения ошибок в ПО и программных документах и поддержания ПО в актуальном состоянии

Удобство применения

Характеризует свойства ПО, способствующие быстрому освоению, применению и эксплуатации ПО с минимальными трудозатратами с учетом характера решаемых задач и требований к квалификации обслуживающего персонала

Эффективность

Характеризует степень удовлетворения потребности пользователя в обработке данных с учетом экономических, вычислительных и людских ресурсов

Универсальность

Характеризует адаптируемость ПО к новым функциональным требованиям, возникающим вследствие изменения области применения или других условий функционирования

Корректность

Характеризует степень соответствия ПО требованиям, установленным в техническом задании, требованиям к обработке данных и общесистемным требованиям

Метрики программного обеспечения. Особенно популярны метрики Холстеда, Мак-Кейба и Чепина. Их показатели, равно как и многие другие, позволяют не только произвести оценку трудоемкости реализации отдельных элементов программного проекта, скорректировать общие показатели оценки длительности и стоимости проекта, но и оценить связанные с проектом риски и принять необходимые управленческие решения. В то же время приходится констатировать, что вся программа качества ПО изобилует многочисленными проблемными аспектами. О них очень ярко написали английские исследователи Н. Фэнтен и М. Ниэл в статье "Метрики программного обеспечения: достижения, неудачи и новые направления".

К достижениям авторы отнесли разработку разнообразных метрик и их хотя бы частичное использование не только крупными, но и средними компаниями. Однако этот отрадный процесс встречается со значительными трудностями. Академическая активность в области создания метрик программного обеспечения не находит своего продолжения в промышленности, в частности из-за того, что многие научные разработки не учитывают ее потребности. Применяемые в промышленности метрики слабо мотивированы и используются недостаточно эффективно. В ходу в основном простые показатели, которые легко запоминаются. Более сложные показатели относятся скорее к сфере экзотики.

H. Фэнтен и М. Ниэл пришли к выводу, что следует крайне внимательно относиться к запросам практиков, уделяющих первостепенное внимание дефектам программного обеспечения. При характеристике того или иного модуля ПО необходимо указывать число дефектов, соответствующих трем его уровням - низшему, среднему и высшему, определяя вероятность возможного отказа.

Американские исследователи С. Канер и У. Бонд подвергают тщательному прагматическому анализу каждый из предлагаемых показателей, в том числе и тот, который так широко пропагандировал Т. Демарко, утверждая: "Я знаю лишь один показатель, который заслуживает собирания воедино раз и навсегда: подсчет дефектов". В этой связи необходимо дать вполне уверенный ответ на 10 вопросов:

  • 1. Какова цель данного измерения?
  • 2. Каковы границы данного измерения?
  • 3. Какой признак мы пытаемся измерить?
  • 4. Какова естественная шкала измерения данного признака?
  • 5. Какова естественная изменчивость признака?
  • 6. Какова метрика (функция, определяющая ценность признака)? Какой инструмент используется для осуществления процесса измерения?
  • 7. Какова естественная шкала для рассматриваемой метрики?
  • 8. Какова естественная шкала инструмента, с которого снимаются показания?
  • 9. Как соотносятся ценности признака и метрики?
  • 10. Каковы естественные и предсказуемые побочные эффекты используемого инструмента?

Все эти вопросы направлены на выяснение действительного, а не иллюзорного прагматического содержания того или иного признака. Но поскольку вопреки Демарко дело никогда не заканчивается выделением всего лишь одного показателя, то необходимо найти сбалансированный показатель. Соответствующая концепция, а именно теория сбалансированной системы показателей эффективности, впервые была разработана в области менеджмента Р. Капланом и Д. Нортоном. Из менеджмента, т.е. теории управления организациями, она правомерно была перенесена в информатику А. Абраном и Л. Бульоне. С. Канер и У. Бонд стали соавторами этого переноса.

  • 1. Ценности всегда входят в состав теоретических построений. Их оценка в значительной степени определяется задаваемой целью.
  • 2. Окончательным критерием эффективности выступает успешность функционирования теории. В случае неудачи теория пересматривается. Таков механизм роста научного знания в информатике.

Всем приходилось сталкиваться с людьми, которые очень ясно представляют, чего именно хотят, к чему стремятся, и что нужно для того, чтобы получить или добиться желаемого. То есть, они всегда и во всём действуют по чёткому плану, идя к намеченной цели, которую ясно представляют. Такие люди не говорят: я сам не знаю, чего я хочу! Они всегда очень хорошо это знают! И обычно достигают целей, не останавливаясь и не сворачивая. Таких людей называют прагматиками . Таким образом прагматики – успешные люди, получающие всё, что им нужно.

Глядя на них со стороны порой кажется, что это обычные везунчики: ну как им всё удаётся? Ну почему обстоятельства складываются в их пользу? Как они ухитряются всегда оказываться там, где нужно? Почему они не знают, ну, или почти не знают поражений и не терпят неудач? Что в них особенного?!

Так кто же такой этот самый прагматик? И что такое есть прагматизм?

Прагматики – люди немного не такие, как все, хотя, по сути, ничего необычного в них нет. Они не наделены даром ясновидения, гипнотическими способностями, не умеют читать мысли других людей. Но, тем не менее, прагматики – успешные люди. Почему? А потому, что обладают особым складом ума. Аналитическим.

Это очень сильные люди, добивающиеся поставленных целей. Действия прагматиков осмысленны, логичны. В любом начинании прагматик имеет чёткую стратегию. Он не признаёт ничьих авторитетов, имеет собственную точку зрения, основанную на трезвом рассуждении. Прагматик не разменивается на ненужные и бесполезные мелочи, безжалостно отбрасывая их в сторону. Прагматик рассчитывает на себя, никогда не перекладывая на других ответственность, самостоятельно добивается всего, к чему стремится. Не спрячется за чьей-то спиной.

Стоит непременно отметить: выгода нужна прагматику не обязательно материальная. Моральное удовлетворение вполне может стать целью такого человека, которое он непременно испытает. Прагматики ценят такой важный ресурс, как время, обращаясь с ним уважительно. Дела чётко планируют, придерживаясь потом намеченных планов, никогда не бросая начатого на половине. И в этом одна из составляющих успеха людей прагматического склада.

Прагматичные люди – не мечтатели, наоборот. Скорее, материалисты, далёкие от сентиментальности. Прагматики требовательны к себе, и окружающим, обязательны, ответственны. Благодаря трезвому взгляду на мир, без розовых очков, прагматики обычно не бывают разочарованы.

Что касается отношения прагматика к материальным благам, такие люди очень ценят финансовую свободу. Обычно хорошо зарабатывают. Прагматики нередко становятся успешными бизнесменами. В этом им очень помогает способность к холодному, трезвому расчёту. Прагматики готовы вкладывать усилия или финансы лишь будучи уверены, что получат в разы больше вложенного.

Звучит цинично, но это не совсем так. Прагматики часто готовы искренне заботиться о близких людях, помогая материально и духовно, но лишь если получат такое же отношение к себе в ответ. И обычно, чувствуя это на подсознательном уровне, не ошибаются.

Такие люди обычно не меркантильны. Они не мелочны, нет в них мелкого торгашества, скряжничества, жлобства. Прагматик глава семьи не станет изводить домашних, упрекая в неуёмном расточительстве. Но в их действиях присутствует определённая, и немалая доля эгоизма: ни один прагматик никогда не станет помогать тем, кто не оценит помощи и не будет благодарен. Хорошо это, или плохо? Однозначно ответить сложно. К тому же они недоверчивы и сомневаются в словах, поступках других людей. Окружающие часто считают их циниками и это тоже в определённой степени верно.

Когда появился прагматизм? Прагматизм в философии.

Прагматизмом называется раздел философии, основа которого представляет собой практический подход к некоторым догмам истины, смыслу событий и явлений. Основоположником считается (XIX в.).

Именно он впервые дал чёткое определение прагматизму. Также ему посвящены труды таких учёных, как Уильям Джеймс , Джордж Сатаяна , Джон Дьюи . К основным направлениям относятся фаллибилизм, верификационизм, радикальный эмпиризм, антиреализм, инструментализм, но есть и другие.

Толкование термина «прагматизм» заключается в отвергании объективности законов философии, признавая аспекты, явления, которые способны принести пользу при проведении исследований.

В 60-х годах двадцатого века образовалась новая самостоятельная школа философии. Её учение основывалось на толковании прагматизма согласно представлениям мыслителей, являющихся основателями. Последователи этой школы отвергли фундаментальные постулаты логического эмпиризма и неопозитивизма. Представители — Уилфрид Селларс , Уиллард Куайн . Их точку зрения в дальнейшем чётко сформулировал и развил Ричард Рорти . Учение прагматизма приняло два направления: аналитика и релятивизм . Существует ещё третье неоклассическое направление, в качестве его представителя следует упомянуть Сьюзен Хаак .

Несмотря на то, что окружающие чаще относятся к прагматикам настороженно, считая их холодными и бездушными, многие люди хотят обладать прагматическим складом характера в лучшем смысле слова. Но не все осознают возможность воспитать прагматические черты в себе самостоятельно. Каким же образом?

  1. Определиться с целью . Разумеется, она должна быть реальной, а не фантастической. Затем решить для себя, что и как нужно предпринять, осуществляя поставленную задачу. И идти к её достижению, не думая о возможной неудаче и не отвлекаться на всё то, что не имеет непосредственного отношения и способно помешать.
  2. Планировать жизненные перспективы не только на ближайшее, но и отдалённое будущее. Прагматики не мечтают, они стараются найти возможность осуществить желания, и обычно находят. Почти все мечты так или иначе можно воплотить в нечто вполне реальное, а значит, достижимое.
  3. Начав какое-то дело ни в коем случае не бросать на половине, непременно довести до конца. Любая сложная задача решаема. И после выполнения появится чувство удовлетворения и уверенности.
  4. Разработать стратегию действий и всегда её придерживаться . У всех были и есть неосуществлённые желания. Чётко поняв для себя, что именно хочется больше всего, можно начать составлять примерную схему действий, чтобы осуществить собственные чаяния. Если для этого потребуются финансовые расходы, прикинуть, как и сколько придётся затратить. Может потребоваться помощь близких, знакомых. И тут тоже важно представлять, к кому когда можно будет обращаться, чтобы получить её наверняка. Нужно чётко знать, какие навыки или способности нужны для достижения цели, и что может оказаться препятствием для этого.
  5. и не тратить его попусту.
  6. Постоянно чему то новому, читать больше книг для личного роста .

Подобной модели поведения надо придерживаться всегда и во всём, таким образом можно будет стать организованным и прагматичным человеком.