В какой семье вырос иван захарович суриков. Иван Захарович Суриков

СУРИКОВ Иван Захарович родился в семье крепостного крестьянина- поэт.

Отец Сурико­ва, служивший приказчиком в Москве, в 1849 сам открыл овощную торговлю и перевез к себе из деревни семью.

Не получив никакого образования, Иван Захарович, очень рано пристрастился к чтению, а во 2-й половине 50-х гг. начал писать стихи. Суриков служил в лавке своего отца, семья бед­ствовала.

В 1862 он познакомился с А. Н. Плещеевым , который сочувственно отозвался о стихах начинающего поэта, нашел в них «черты самобытности, а глав­ное, задушевность, глубокое чувство» и помог опубликовать их в журнале «Развле­чение». Иван Захарович печатается в эти годы в «Вос­кресном досуге», «Иллюстрированной газете».

После смерти матери (1865) Суриков ухо­дит от отца, работает сначала переплет­чиком деловых бумаг, потом наборщи­ком. Работая почти бесплатно, он живет в нищете, которая заставляет его вер­нуться к отцу и снова заняться торговлей.

С 1870 сотрудничает в журналами «Дело», «Семья и школа», «Воспитание и обуче­ние».

В 1871 издал первый сборник своих стихотворений, куда вошли такие значительные произведения поэта, как:

«Рябина» ,

«В зеленом саду соловушко» ,

«Ах, нужда ли ты, нужда...» ,

«Сиротой я росла...» ,

«В степи» и другие.

В 70-е гг. Иван Захарович начинает проявлять интерес к социаль­ным проблемам. Его кругозор значитель­но расширяется. Он знакомится с писате­лями-демократами В. А. Слепцовым, А. И. Левитовым , Л. Н. Трефолевым , Ф. Д. Нефедовым . Большое впечатление на поэта произвел «Нечаевский процесс» (1871). Познав все трудности пути поэта-самоучки, он решил помочь своим даро­витым собратьям из народа.

В 1872 издаётся сборник «Рассвет», в кото­ром представлены произведения А. М. Ко­зырева, И. Д. Родионова, А. Я. Бакулипа (деда В. Я. Брюсова), С. А. Дерунова, Д. Е. Жарова и его собственные стихи. Сборник вызвал ряд одобрительных отзы­вов, но зато цензура внесла его в список запрещенных книг. Общение с писате­лями-демократами благотворно сказалось на идейной направленности поэзии С., которая приобретает оптимистическое звучание и веру в светлое будущее наро­да.

В 1875 поэт был принят в члены Об­щества любителей российской словесно­сти, в том же году вышел второй сборник его стихотворений. Имя поэта-самоучки из крестьянской среды становится широко известным. Суриков пытается предпринять издание собственного журнала - орга­на для прогрессивных писателей из наро­да, но получает отказ.

В 1877, получив за третье издание своих стихотворений приличный гонорар, Иван Захарович, в связи с усили­вающейся чахоткой, уезжает в Самар­скую губернию на кумыс, затем в Ялту. В Москву он вернулся смертельно больным и вскоре умер.

Поэзия Сурикова И.З. демократична. Его худо­жественные воззрения близки принципам революционно-демократической эстетики Н. А. Некрасова . Тема народных стра­даний, нищеты и бесправия народных масс - основная тема стихотворений поэта. Излюбленным жанром его были песни, в которых он выступал продолжателем А. Кольцова , Н. Цыганова и др. Песни поэта органически связаны с устным народным творчеством, многие из них положены на музыку П. И. Чайковским, Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов и другими. композиторами:

«Я ли в поле да не травушка была» ,

«Солнце утоми­лось...» ,

«Занялась заря...» ,

«В городе возле броду...» .

Его стихотворения от­личаются реалистической направлен­ностью, в то же время социальный кругозор их ограничен. Лирический герой поэта нередко склонен к абстрактно-гуманистическому морализированию, и это сбли­жает лирику Ивана Захаровича с поэзией его предшест­венника И. С. Никитина.

Поэт занимался переводами, разрабатывал исторические сюжеты. На сюжет новгородской былины о Садко он написал поэму «Садко» , кото­рая послужила основой для одноименной оперы Н. А. Римского-Корсакова. Боль­шой известностью пользовалась его поэма «Казнь Степана Разина» . В ней создан образ народного заступника, вождя кресть­янских масс.

В произведениях на исторические темы Суриков Иван Захарович верно передал национальные характеры, колорит народного искусства. Видное место в творчестве поэта. занимали произве­дения, посвященные детям.

Умер - , Москве.

Иван Суриков – поэт из глубинки. Поистине уникальное дарование, крестьянского происхождения, что не умоляет его величия в стихосложении.

Светлое детство

Как много дарований вышли из глубинки нашей замечательной и такой огромной страны. К таким талантливым людям можно отнести и достаточно известного поэта – Ивана Сурикова. Многие задаются вопросом, как зарождается талант, и где рождаются талантливейшие люди??? Ответ прост и не подлежит обсуждению – везде, где есть земля и воздух. Не обошли стороной, эти два наиважнейших компонента и родившегося в деревне Ивана Захаровича Сурикова. Произошло, это событие в 1841 году, как раз на 25 марта.

Отцом и наставником в житейской мудрости, Ивана Сурикова, был обычный приказчик, служивший в Москве.

Все воспоминания, о том далеком времени, Суриков воспринимал и олицетворял, с чем – то воздушным и ярким по наполнению впечатлением детства.

В 1849 году, произошло немаловажное событие в биографии будущего стихотворца. Он со своей матерью и всеми пожитками переехал к отцу в столицу. Там и произошла его судьбоносная встреча с двумя пожилыми сестрами из одной разорившийся в пух и прах, купеческой семьи. Мальчик Иван, им отдан был в обучение. Одна из сестер, обучала отпрыска житию святых, а, вот вторая и приобщила Сурикова к известным произведениям поэтов – песенников. Так и сложилось, что мотивы, навеянные христианским началом, вплотную сплелись с его поэтическим талантом.

Жизненный и поэтический путь…

Занятия стихотворчеством вызвало бурное негодование его отца. Как только сын вступил во взрослую жизнь, отец привел его к себе на работу помощником. Невзирая на всю суровость, в свободные время от работы Иван не бросал свое творчество, также читал много книг. А во второй половине 1850-х годов Суриков написал свои первые стихи. Но Иван, по неизвестным причинам, не захотел оставить стихи собственного сочинения и, попросту, уничтожил их. Но, вскоре автор приступил к написанию широкого спектра пьес и стихов.

В 1862 году судьба свела Ивана Сурикова с известным поэтом А.Плещевым, который дал высокую оценку его творчеству, а также посодействовал становлению дара юноши, как поэта и, к тому же, оказал помощи в публикации его стихов в журнале «Развлечение». Вскоре творческих успех Сурикова пошел в гору, и его произведения начали публиковаться во многих издательствах.

Хотя триумф и воодушевил автора, при всем этом автор стал требовательнее смотреть на свой творческий талант. Большую часть времени вкладывал в сочинения. В середине 1860-х годов Иван принял серьезное решение покинуть лавку отца и стал жить, полагаясь только на собственные силы.

Он перебрал много профессий. Кем он только не работал. Торговал железом и углем, работал наборщиком в типографии, переписывал бумаги. Но жизнь не оставила ему выбора и вынудила вернуться обратно в отцовскую лавку.

Невзирая на препятствия на его жизненном пути, автор не бросал свою творческую карьеру и продолжал, также писать стихотворения. Его произведения начали издавать в таких популярных крупных журналах, как «Вестник Европы», «Дело». В 1871 году Иван выпустил свой первый поэтический сборник. Вскоре, у него вышли еще два сборника стихотворений. А в 1875 году Иван Суриков был избран членом «Общества любителей российской словесности» и, конечно, неимоверно был рад этому успеху, хотя никому этого и не показывал.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Суриков - русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «В степи» («Степь да степь кругом»), «Сиротой я росла...» и другие. На слова Сурикова писали музыку такие знаменитые композиторы, как А.Бородин, Н.Римский-Корсаков, А.Даргомыжский, П.Чайковский.


Иван Захарович Суриков родился (25 марта) 6 апреля 1841 года в деревне Новоселово Ярославской губернии в семье крестьянина, служившего приказчиком в Москве, а затем открывшего там собственную лавку. Детство Иван провел в деревне, о чем сохранил самые светлые воспоминания.

В 1849 году вместе с матерью Суриков переехал в Москву к отцу и вскоре был отдан для обучения грамоте к двум пожилым сестрам из разорившейся купеческой семьи. Одна из них ввела Ивана в область жития святых, а другая приобщила к стихам поэтов-песенников - И.Дмитриева, Н.Цыганова, А.Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта народное творчество прочно сплелось с христианскими мотивами, что стало началом его стихотворчества.

Увлечение Ивана вызвало неудовольствие его отца, и как только сын подрос, он поставил его себе в помощники. Несмотря на строгости, в свободные от работы минуты Суриков продолжал много читать и уже во второй половине 1850-х годов начал писать собственные стихи. Однако они не сохранились - автор уничтожил их. Но затем последовал целый ряд стихов и пьес.

В 1862 году Суриков познакомился с поэтом А.Плещеевым, который весьма высоко оценил его произведения, способствовал формированию поэтического таланта юноши, а также помог ему опубликовать стихи в журнале «Развлечение», после чего последовали публикации в других изданиях.

Хотя успех и окрылил Сурикова, тем не менее, он стал строже относиться к своим произведениям и все более совершенствовался в форме, много времени посвящая сочинительству. В середине 1860-х годов он даже ушел из отцовской лавки, чтобы жить самостоятельно. Ему пришлось работать переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговать углем и железом. Однако вскоре он был вынужден вернуться к отцу, чтобы снова заняться торговлей.

Несмотря на житейские трудности, Суриков продолжал много писать, его стихи стали печататься в известных крупных журналах «Дело» и «Вестник Европы», в 1871 году вышел первый собственный поэтический сборник поэта. Затем он выпустил еще два сборника стихов (1875, 1877), в 1875 году его избрали членом «Общества любителей российской словесности».

Все поэтическое творчество Сурикова, неразрывно связанное с традициями русской литературы и фольклора, некоторыми сторонами перекликающееся с поэзией А.Кольцова, Т.Шевченко, Н.Некрасова, И.Никитина, ярко отражает собственную жизнь поэта, полную лишений и страданий. Все пережитое им он сумел выразить в простых, прочувствованных стихах, отличающихся лиричностью и мелодичностью. Основные темы его поэзии - жизнь крестьянства, городской бедноты, их изнурительный труд, картины природы…

Среди известных стихов поэта, в которых изображается жизнь простых людей, –-«Умирающая швейка», «Тихо тощая лошадка», «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «В могиле», «Косари», «Нужда», «В остроге» и многие другие. Особое место в его творчестве занимают стихи о детях и прекрасные картины русской природы («В воздухе смолкает», «От деревьев тени», «Сон и пробуждение», «У могилы матери», «Зима», «Ночью» и другие).

В произведениях Сурикова на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором. Он написал ряд былин, сказаний («Малороссийская песня», «Два образа», «Садко», «Богатырская жена») и поэм на сюжеты русской истории («Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина» и другие).

После выхода сборников стихов к Сурикову пришла известность, расширился круг его литературных знакомств, и вскоре вокруг него сложился кружок писателей-самоучек - литературных сил из народа. По инициативе Ивана Захаровича был подготовлен коллективный сборник их произведений – «Рассвет» (1872). Впоследствии группа этих писателей объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок» (существовавший до 1917 года).

Но годы житейских мытарств, полуголодного существования и крайне неблагоприятные условия работы весьма подорвали здоровье поэта и привели его к туберкулезу. Ему не помогло пребывание в лечебных курортах на востоке России в 1878-79 годах, болезнь прогрессировала.

Иван Захарович был женат на М.Ермаковой, с которой обвенчался в 1860 году и жил счастливо до конца жизни.

Умер поэт Иван Захарович Суриков (24 апреля) 6 мая 1880 года в Москве в бедности, был похоронен на Пятницком кладбище.

Иван Захарович Суриков

Суриков Иван Захарович (25.03.1841-24.04.1880), русский поэт. Родился в д. Новоселово Ярославской губ., в семье оброчного крепостного, работавшего приказчиком в Москве.

Весной 1849 Суриков вместе с матерью переехал к отцу. Мальчик много читал, но родители всячески препятствовали его книжным увлечениям. Во 2-й пол. 50-х Суриков уже писал стихи, которые не дошли до нас: поэт их уничтожил.

К н. 1860-х относится первое выступление Сурикова в печати. А. Н. Плещеев помог молодому поэту напечатать стихи в журнале “Развлечение”. В эти же годы произведения Сурикова появляются в “Воскресном досуге”, “Иллюстрированной газете”. В сер. 60-х Суриков уходит от отца и работает переписчиком бумаг, наборщиком. Безденежье и неудачи тяжело отразились на его здоровье и заставили вернуться к отцу и приняться за торговлю. В 1871 выходит первый сборник его стихотворений. В сер. 70-х Суриков избирается членом Общества любителей российской словесности.

В поэзии Сурикова, наследовавшей традиции Кольцова, Никитина и Некрасова, отразились чувства и настроения городской бедноты и крестьян-тружеников. Многие стихотворения его по-настоящему лиричны и музыкальны. На его стихи писали музыку П. И. Чайковский, Ц. Кюи, А. Т. Гречанинов. Суриков по праву занимает заметное место среди поэтов некрасовской школы.

Суриков, Иван Захарович – русский поэт. В 1849 году был привезен родителями в Москву, где помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи. В 1862 году познакомился с А.Н.Плещеевым, который способствовал формированию поэтического таланта С. Начал печататься в 1864 году. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875, 1877). Основные темы поэзии С. – жизнь крестьянства, городской бедноты, изнурительный труд, тяжелое положение женщины (стих. «Доля бедняка», «Что не жгучая крапивушка», «Два образа», «На мосту», «В могиле», «Умирающая швейка» и др.). С любовью С. рисовал крестьянский труд (стих. «Утро», «Косари» и др.), русскую природу («Весна», «Летом», «Осенью», «Зима»). Особое место занимают в его творчестве стихи о детях: «Детство» («Вот моя деревня…»), «В ночном», «На реке», «Клад». В произведениях на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором (поэмы «Канут Великий», «Богатырская жена», «Василько»). Глубокое сочувствие человеку из народа, стойко переносящему невзгоды, не желающему мириться с тяжкой долей, звучит в поэмах «Казнь Стеньки Разина», «Садко» (на ее основе создана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова) и др. Бунтарскими настроениями отмечена поэзия С. периода революционного подъема 70-х годов (стих. «Дубинушка», «Трудящемуся брату»).
Творчество С. впитало демократические традиции русской литературы и некоторыми сторонами перекликается с поэзией А.В.Кольцова, Т.Г.Шевченко, Н.А.Некрасова. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «В степи» (в народной обработке – «Степь да степь кругом») и др. С. основал объединение писателей из народа (см. Суриковский литературно-музыкальный кружок»).

Краткая литературная энциклопедия в 9-ти томах. Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», т.7, М., 1972.

Суриков Иван Захарович (25.03.1841-24.03. 1880), поэт. Родился в д. Новосёлово Угличского у. Ярославской губ. в семье оброчных крестьян гр. Шереметева. До 8 лет жил в деревне под опекой заботливой бабушки и матери. О деревенском детстве Суриков сохранил самые светлые воспоминания.

Весной 1849 вместе с матерью уехал в Москву к отцу, который завел на Ордынке собственную овощную лавку. Здесь Суриков выучился грамоте у двух сестер-богомолок из разорившейся купеческой семьи. Старшая из них ввела Сурикова в жизнь святых по книге «Четьи Минеи» Димитрия Ростовского и «Прологам» - церковно-учительным сборникам, включавшим в свой состав поучения отцов Православной церкви, повести, рассказы и духовные стихи, прославляющие жизнь и подвиги родоначальников восточного монашества. Влияние этих книг было столь велико, что уже 10-летним мальчиком Суриков стал мечтать о «тихой матери-пустыне», об иноческом подвиге. Младшая сестра, напротив, приобщила Сурикова к стихам русских поэтов-песенников: «Стонет сизый голубочек» И. И. Дмитриева, «Что ты рано травушка», «Не кукуй, кукушечка, во сыром бору» Н. Г. Цыганова, «Чернобровый, черноглазый», «Среди долины ровныя» А. Ф. Мерзлякова. Так в мироощущении будущего поэта устное народное творчество в бытовании и литературной обработке слилось с христианскими мотивами в единый и нерасторжимый сплав, явившись первотолчком к сочинению собственных стихов.

Увлечение Сурикова вызвало неудовольствие отца, мечтавшего воспитать себе помощника по торговому делу: «Книжки нам не рука, в попы, в писаря тебе не идти, наши дела не такие! Купцу лишняя книжность дохода не даст, а в мотовство того и гляди введет». Суриков терпеливо выслушивал нарекания отца, но в свободные от службы минуты продолжал читать А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, И. С. Никитина, Н. А. Некрасова, Ап. Майкова, А. А. Фета и по-прежнему сочинял стихи.

Во 2-й пол. 1850-х отец Сурикова разорился и для поправления дел вернулся в деревню, оставив жену и сына на попечение старшего брата. Суриков определился на должность младшего приказчика в лавке дяди, который попрекал родственников «каждым куском» и держал их в нужде и постоянном унижении.

В 1859 отец Сурикова вернулся в Москву и приобрел новую лавку для торговли железом и углем, опираясь на помощь сына во всех деловых предприятиях. К этому времени у Сурикова собралась целая тетрадь оригинальных стихов, которые в 1860 высоко оценил А. Н. Плещеев, заметивший в них «черты самобытности, а главное задушевность и глубокое чувство». Отзыв маститого поэта окрылил Сурикова, но занятия творчеством по-прежнему осложнялись бытовой неустроенностью.

В 1860 Суриков женился на бедной девушке-сироте М. Н. Ермаковой, чуткой и самоотверженной, ставшей верным его другом. После смерти матери в 1864 и вторичной женитьбы отца положение Сурикова в родительском доме стало невыносимым. Он вынужден был перебраться на казенную квартиру и содержать семью случайными заработками: перепиской бумаг, трудом наборщика в типографии. Позже Суриков вернулся в семейную лавку.

На исходе 1860-х Суриков знакомится с писателями- А. И. Левитовым, Ф. Д. Нефедовым, его стихи появляются в журналах «Дело», «Отечественные записки», «Семья и школа», «Воспитание и обучение». В 1871 выходит первое собрание стихотворений Сурикова, затем издание повторяется в 1875 и 1877. В н. 1870-х Суриков становится организатором литературных сил, заводит переписку с «поэтами русских окраин» и в 1872 собирает и публикует сборник писателей-самоучек «Рассвет».

В 1875, после выхода в свет второго издания собственных стихотворений, по предложению Ф. И. Буслаева, поддержанному Ф. Б. Миллером и Л. Н. Толстым, Сурикова принимают в Общество любителей российской словесности. Расширяется круг литературных знакомств, возникает замысел журнала, призванного объединить писателей из народа. Однако Суриков получает категорический запрет на это издание в полицейском управлении.

Годы житейских мытарств, неудач, полуголодного существования подрывают здоровье поэта: он заболевает туберкулезом. Предпринятые в 1878-79 попытки лечения не дают желаемых результатов. Суриков умирает в расцвете творческого дарования в 40-летнем возрасте.

Творческий путь Сурикова начинается с непосредственной обработки народных песен («В зеленом саду соловушка», 1863; «Могила», 1864) и с оригинальных стихов, написанных в подражание песням А. В. Кольцова («Песня», 1864; «Что ты жизнь мне дала?», «Эх, брат Ваня, Ваня...», оба - 1865). Но вскоре фольклорная и литературная стихии сливаются в органическое единство собственно суриковских песен («Доля бедняка», «Песня», обе - 1866). От стихов Кольцова их отличает тяготение к сюжетной картине, к жанрово-сценическим элементам, к более детализированным и конкретным образам. Появляются новации и в ритмике: наряду с кольцовским пятисложником с ударением на 3-м слоге («Песня-быль», 1879), многие песни Сурикова написаны хореем с ударением на 3, 7, 11-м слогах.

В стихах, где лирическое начало подчинено повествовательному, Суриков близок И. С. Никитину. Это рассказы о социальных драмах, житейские истории, пейзажные зарисовки («Горе», 1872; «Покойник», 1875; «Утро», «Нужда», оба - 1864; «Осень... Дождик ведром...», 1866; «Безработный», 1871). Но у Сурикова отсутствует детальная аналитическая разработка сюжета, сохраняется тяготение к песенной обобщенности.

У Некрасова Суриков подхватывает тему подневольного, тяжелого труда («В поле», 1873), мажорные ноты в обращении к привольному деревенскому детству, изображение драматической судьбы каторжника («В остроге», 1875).

Поэтические мотивы лирики Сурикова, в сравнении с его предшественниками Кольцовым и Никитиным, исполнены внутреннего драматизма. Источник его и в тяжелых жизненных обстоятельствах, и в сложных процессах развития народно-крестьянской культуры, являвшейся основой поэзии Сурикова. Кольцов и Никитин формировались на почве классического фольклора, Суриков жил в эпоху, когда устное народное творчество претерпевало необратимые изменения. Суриков не случайно явился создателем литературной формы «городского романса», который зародился в сер. XIX в. в среде крестьян-отходников, мелких торговцев, мещан, ремесленников. В лирике Сурикова изображается жизнь портных, швеек, сапожников, рабочих, бездомных бродяг, наполненная драматической борьбой за существование в «душных городах» («У могилы матери», 1865; «Умирающая швейка», 1875; «Тихо тощая лошадка», 1864). Для этих стихов характерна грустная напевность, психологический надрыв, но Суриков не отдается изображению оттенков душевных переживаний. В центре его романсов - сильные и цельные душевные состояния, передающие коллективные настроения городских бедняков. Тот же песенный, обобщенно-эстетический подход наблюдается и в стихах, посвященных крестьянской жизни. Голос поэта в них не индивидуализирован, это голос многих, голос масс, лишь слегка окрашенный индивидуальным лирическим чувством. Фольклоризм Сурикова не сводится к имитации, стилизации, к воспроизведению внешних форм устной народной поэзии. Он органичен, т. к. является частью художественного сознания поэта. Не случайно многие стихи Сурикова стали народными песнями («Рябина», 1864; «В степи», 1865; «Сиротой я росла...», 1867).

В русскую поэзию 2-й пол. XIX в. пришел своеобразный тип поэта, сформировавшегося в магнитном поле взаимопритяжений литературы и фольклора. Суриков уже не удовлетворен эстетическими ценностями народной песни, он тянется к «литературной» поэзии, он более, чем Кольцов, открыт ее влияниям, духовно от них не защищен. Но фольклорный тип мышления распространяется у Сурикова и на литературные образцы. Почти все его стихи ориентированы на какой-то текст-прототип в русской или украинской народной песне, в лирике Кольцова, Никитина, Ап. Майкова, Фета, Тараса Шевченко. Но многочисленные перепевы Шевченко, напр., лишь условно можно назвать переводами: скорее это вариации на темы известных, полюбившихся ему стихов.

Столь же свободно и раскованно относится Суриков к творчеству русских поэтов. Наивная неизбирательность и прямота его поэтических заимствований часто ставили в тупик критическую мысль, упрекавшую его в слепом подражании, эпигонстве. Но «подражательность» Сурикова - в природе его художественного дарования: он творит еще по законам коллективного искусства, распространяя их и на литературную почву. Синтезируя некрасовские и кольцовские традиции, Суриков вслед за Никитиным не чуждается поэтических открытий Майкова и Фета, соединяя различные традиции в пределах одного стихотворения.

При этом в 1870-х творчество Сурикова откликалось на живой художественный запрос. В русской поэзии этого периода разные эстетические «школы», достигнув предельной глубины своего обособленного развития, уже устремляются к синтезу, результаты которого дадут свои плоды в поэзии н. XX в. Сохраняя свойственный фольклору общенациональный масштаб, Суриков с непостижимой для его «вышколенных» современников свободой схватывает в спорящих между собою поэтических направлениях связующее их звено. В стихах Сурикова «От деревьев тени» (1868), ориентирующихся на стихотворение Фета «Облаком волнистым», происходит органическое слияние некрасовских и фетовских начал. Если у Фета образ «далекого друга» не конкретизирован, то у Сурикова он по-некрасовски заземлен: это нищий, бедняк, человек из народа. Но в духе народного мироощущения Суриков не связывает нищету лишь с материальной бедностью или богатством. Бедность у Сурикова - разновидность универсального нищенства каждого человека, вчера рожденного, а сегодня обреченного на смерть. А потому в его стихах ощутимо и сугубо христианское «нищелюбие», и отголосок христианских заповедей блаженства («блаженны нищие духом...»).

В мироощущении Сурикова вообще преобладает аскетический колорит. Даже драматические обстоятельства личной жизни, каторжный труд в пыльной угольной лавке он воспринимает как тяжкий, но и сладостный крест. И в личной жизни, и в поэтическом творчестве Суриков подчеркивает аскетическую суть человеческой жизни, говорит о страдании без гнева, но с чувством скорбного умиления. В стихотворении «Из бедной жизни» (1862 или 1863) изображается жилище бедняков, нищета и нужда. Но и сама убогость обстановки, и страдания больной жены сапожника излучают кроткое сияние христианской святости.

Критика часто упрекала Сурикова в однообразии и скудости его тематических мотивов: «Бедность крестьянина, выдача девушки замуж за немилого, притеснение мачехи или мужниной родни, тоскливое недовольство своей долей...» («Дело». 1875. № 8). Муза Сурикова «почти всегда печальна, погружена в тоску». Тема смерти действительно устойчива в лирике Сурикова. Но все стихи, ей посвященные, далеки от безнадежности, пессимизма и уныния. Всякий раз перед ужасом смертного испытания герои Сурикова проявляют завидную стойкость, духовное торжество над смертью, как, напр., в лирической миниатюре «В степи», ставшей популярной народной песней: «Вижу, смерть меня / Здесь в степи сразит, - / Не попомни, друг, / Злых моих обид». Тургенев говорил, что русские люди умирают удивительно, ибо в час последнего испытания думают не о себе и жалеют других. Теплая волна такой самозабвенной любви - обращение ямщика к молодой жене: «Пусть о мне она / Не печалится; / С тем, кто по сердцу, / Обвенчается!».

Поэтический пафос лирики Сурикова не в социальном протесте, не в упреках миру, а во внутренней силе человеческого духа, достойно принимающего неизбывное страдание, неотвратимый исход. Беды и несчастья, посещающие мир, лишь оттеняют красоту подвижнического терпения в суриковской «Рябине»: «Нет, нельзя рябинке / К дубу перебраться! / Знать, мне, сиротинке, / Век одной качаться». Не потому ли «Рябина» Сурикова стала общенародной песней в трагические годы Великой Отечественной войны.

Хотя поэзия Сурикова развивается в некрасовском русле, его отношение к Некрасову далеко от ученического: в музе Некрасова, по словам Сурикова, «нет ничего поэтического. Это сухая проза, притом односторонняя и ординарная. Он не уносит нас в обширный мир поэзии и не дает силы, окрыляющей человека». Сурикову-песеннику было чуждо социально-аналитическое начало в лирике Некрасова. Для его христиански настроенной души были неприемлемы некрасовские мотивы «печали и гнева».

Идиллический колорит детской темы в лирике Сурикова связан отнюдь не с ностальгией городского человека по утраченной сельской жизни. За темой социальной и здесь просвечивает евангельское представление о безгрешной душе. Воспоминания детства - это и мечты о святости: не случайно детство соседствует у Сурикова с мудрой старостью, уходящей от грехов мирских в мир духовный. Его старики - или рыбаки, или пчеловоды, они живут в лесном, отшельническом уединении («Дед Клим», 1879; «В тихом сумраке лампада», 1878-80).

Органичность освоения фольклорных элементов в поэзии Сурикова достигается там, где формулы фольклорной поэтики начинают определять художественную мысль произведения. Иногда все стихотворение строится как цикл взаимосвязанных образов-символов, восходящих к фольклору. Такова «Малороссийская песня» (1870), где судьба крестьянки последовательно соотносится со скошенной травой, срезанной пшеницей, сломанной калиной. Лирическая разработка фольклорных формул встречается в стихах «Жизнь» (1875), «Во тьме» (1875), «Где вы, песни светлой доли...» (1876), «Два образа» (1875) и мн. др.

Особое место в поэтическом творчестве Сурикова занимает исторический эпос: переложение былинных мотивов («Садко в Новегороде», 1871; «Садко у морского царя», 1872; «Богатырская жена», 1875), поэмы и баллады на сюжеты русской истории («Василько», 1876; «Казнь Стеньки Разина», 1877).

Стихи Сурикова неоднократно привлекали внимание русских композиторов: романсы А. Г. Гречанинова («В зареве огнистом»), Ц. А. Кюи («Засветилась вдали, загорелась заря»), А. П. Бородина («Не грусти, что листья с дерева валятся»), Н. А. Римского-Корсакова и А. С. Даргомыжского («Лихорадушка»), П. И. Чайковского («Я ли в поле да не травушка была», «Солнце утомилось», «Ласточка», «Рассвет», «В огороде, возле броду»). Многие песни Сурикова стали народными, и среди них особенно популярны «Рябина», впервые записанная О. В. Ковалевой в 1938 от ивановских ткачих и музыкально обработанная А. В. Свешниковым, а также народная песня «Степь да степь кругом».

Лебедев Ю.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Сочинения:

Стихотворения. М., 1881;

Стихотворения, М., 1884;

Песни. Былины. Лирика. Письма, М., 1927;

Собрание стихотворений, Л., 1951.

И. 3. Суриков и поэты-суриковцы. М.; Л., 1966.

Литература:

Брусянин В. Поэты-крестьяне: Суриков и Дрожжин. Пг., 1915;

«Друг народа», 1916, № 1 [статьи о И.З.Сурикове];

Ерзинкян Е.В., Художественное мастерство И.З.Сурикова, «Труды Кутаисского педагогического института», 1957,т. 17;

Лосев П., Песни поэта. И.З.Суриков, Ярославль, 1966;

Щуров И., Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4;

История русской литературы XIX века. Библиографический указатель, под. ред. К.Д.Муратовой, М.-Л., 1962.

Яцимирский А. И. Первый кружок писателей «из народа» // Исторический вестник. 1910, кн. 4;

Прямков А. Встречи моего современника // Писатели из народа. Ярославль, 1958;

Скатов Н. Н. Поэты некрасовской школы. Л., 1968;

Корепова К. Е. Крестьянские писатели // Русская литература и фольклор. Вторая половина XIX века. Л., 1982;

Неженец Н. И. Поэзия И. 3. Сурикова. М., 1979.

Далее читайте:

И.З. Суриков. Казнь Стельки Разина (стихотворение).

Иван Захарович Суриков (1841-1880) - русский поэт-самоучка, яркий представитель «крестьянской» поэзии, родился в деревне Новоселово Ярославской губернии. До достижения девятилетнего возраста мальчик рос практически без отца, и только в 1849 году Иван с матерью переезжают в Москву к главе семейства.

Иван рос тихим и болезненным мальчиком, спокойствие деревенского уклада жизни, чистый воздух и красота окрестных пейзажей шли на пользу душевному и телесному здоровью мальчика. Переезд в Москву неблагоприятно подействовал на состояние ребенка, он стал больше болеть и еще более замкнулся в себе. По приезду в столицу, родители отдали Ивана учиться грамоте к сестрам Финогеновым. Помимо обычного чтения и письма они давали мальчику уроки Закона Божьего и церковнославянского языка. Благодаря полученным навыкам, Иван быстро пристрастился к чтению, он запоем читал всю литературу, предлагаемую ему учителями и соседями. Когда мальчик впервые взял в руки сборник стихов (это были басни Дмитриева), он ощутил интерес и влечение к поэзии. К сожалению, отец не разделял увлечений будущего поэта и сделал его торговцем в своей овощной лавке.

Несмотря на отсутствие поддержки, непреодолимая любовь к чтению и стихосложению дала свои плоды - Иван написал свое первое стихотворение, и к 1857 году в его тетради появилось целое собрание любительских, но при этом очень талантливых стихотворных опусов. Не все поэты, ознакомившиеся с творчеством Сурикова, давали ему хвалебные рецензии, но критика отнюдь не угнетала юношу, он с упоением продолжал совершенствоваться в своем поэтическом мастерстве.

Вскоре в семью Суриковых пришла беда - глава семейства разорился и запил. Иван вынужден был устроиться на тяжелую работу к своему дяде. Времени на творчество не оставалось совсем. Не выдержав тягот наемного труда, Иван с матерью продают оставшееся имущество, снимают крохотную квартиру и начинают заниматься покупкой и продажей лома и угля.

Поправив свое материальное положение, Суриков возвращается к своим любимым занятиям - чтению и поэтическому творчеству. Знакомство с известным поэтом Плещеевым дало толчок к дальнейшему саморазвитию молодого человека. В 1863 году одно из стихотворений Сурикова было опубликовано в известном журнале Миллера «Развлечения».

Годы лишений

После скоропостижной смерти матери к Сурикову возвращается сильно пьющий отец со сварливой мачехой, и Иван, не выдержав жуткой обстановки в собственном доме, становится скитальцем, постоянно прозябающим в поисках хоть какой-нибудь работы. Вскоре пьесы Сурикова начали печатать в журналах «Иллюстрированная газета», «Семья и школа», «Развлечения», «Воскресный досуг» - известность поэта начала расти наряду с его поэтическим мастерством. В 1871 году выходит его первый поэтический сборник, включающий 54 произведения. Через несколько лет поэт становится членом Общества любителей российской словесности.

Будучи сам самоучкой, Иван решает поддержать своих собратьев на поприще поэзии - поэтов-любителей, выходцев их простого народа. Общими усилиями они создали литературно-музыкальный кружок и издали альманах «Рассвет». Несколько гениальных стихотворений были положены на музыку («Степь, да степь кругом», «Дубинушка»), а к одному из них обратился сам Чайковский (« Я ли в поле да не травушка была»).

1875 год ознаменовался для Сурикова выходом 2-го сборника его сочинений. Это был апофеоз поэтической карьеры талантливого литератора. Тяжелый труд и полная тягостных лишений жизнь подорвали и без того хрупкое здоровье Ивана Захаровича. Несмотря на лечение, организованное на деньги, которые были выручены от издания 3-го сборника стихотворений, 24 апреля 1884 года Иван Суриков умирает от чахотки.