В каком году образовано русское географическое общество. История

С 29 октября по 8 ноября 2016 года в Антарктиде проходил Первый антарктический саммит предпринимателей . Его участники встретились и побеседовали с администратором полярной станции «Беллинсгаузен» Сергеем Михайловичем Никитиным.

Сергей Михайлович Никитин

Администратор полярной станции «Беллинсгаузен». В 1979 году окончил Ленинградский медицинский институт. Много лет работал анестезиологом-реаниматологом. За плечами 8 зимовок и 11 экспедиций в Антарктиду. Первая экспедиция состоялась в 1987 году.

Кто такие полярники?

Профессии полярник не существует. Согласно нашему законодательству, человек, работающий в полярных районах, не является полярником. Такие люди просто получают определённые льготы в связи с условиями работы.

Я не знаю, что такое полярник. На станции, согласно штатному расписанию, работают дизелисты, механики, электрики, повара.

Летом ещё будет много учёных. Они собирают информацию по различным направлениям: метеорологии, геологии, приёму спутниковой информации. Сейчас у нас здесь работают немецкие орнитологи. Большие педанты - строго контролируют районы размножения птиц.

Кто всем этим руководит?

Администрация. Точнее, администратор полярной станции. Официально должность называется именно администратор, а не начальник. Но обычно все говорят «начальник».

Не думаю, что это призвание. Администратор на станции - это необходимость.


Станция основана в 1968 году и названа в честь Фаддея Беллинсгаузена

Им может стать любой человек, который имеет определённый опыт работы в полярных районах, особенно на отдалённых станциях. Есть такое понятие, как труднодоступные станции. К таким относятся, например, наши станции в Антарктиде.

Где учат на полярников?

Есть Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, основанный ещё в 1920 году. Но там никого не учат. Институт просто подбирает людей определённой квалификации для работы на полярных станциях.

Человек с дипломом повара или механика приходит в отдел кадров института и говорит, что хочет работать на станции. Если есть потребность в данном специалисте, его зачисляют в резерв, а когда приходит время, отправляют в Антарктиду.

К новичкам на станции особое внимание. Смотрим, как человек обживается. После зимовки начальник станции пишет, годен ли он для работы в условиях полярных станций и последующих экспедиций.

С чего начался ваш путь в Антарктиду?

Я не лирик. Об Антарктиде не мечтал, но попасть сюда очень хотел, так как слышал много рассказов о ней от друзей и знакомых.

В советское время нельзя было побывать в Антарктиде в качестве туриста. Поэтому я поехал работать врачом (по образованию я анестезиолог-реаниматолог).

В 1985 году Арктический и антарктический научно-исследовательский институт рекомендовал меня для участия в экспедиции. Спустя два года я впервые оказался в Антарктиде.

Я попал на строящуюся советскую антарктическую станцию «Прогресс». Сейчас это самая технологичная российская база, а тогда её буквально сколотили из картонных ящиков. Просто дощатый домик три на четыре. Открываешь дверь, и ты уже в Антарктиде.

Это было жёстко. Нам сказали: «Мужики, будете зимовать или хотите домой?». Мы остались.

Я провёл на «Прогрессе» без выхода в мир 13 месяцев. Тогда всё для всех закончилось удачно - перезимовали нормально. Но это была настоящая школа Севера и Юга, где Юг оказался опаснее Севера.

Потом я вернулся, работал в медицине. Но в 1990-е годы проза жизни была такова, что на зарплату врача семью было не обеспечить. Да и скучно мне было на Большой земле. Спустя 11 лет я вернулся в Антарктиду. Единственный из прежнего состава.

Какая по счёту экспедиция у вас сейчас?

У меня восьмая зимовка и одиннадцатая экспедиция.

Экспедиции, как правило, сезонные. Длятся от четырёх до шести месяцев, в зависимости от объёма работ, которые планируется провести. Работы делятся на сезонные и зимовочные.

Отправляясь на станцию, люди подписывают контракт (даже штатные сотрудники), а по возвращении увольняются или уходят в продолжительный отпуск до следующей экспедиции.

Есть люди, которые прилетают на месяц для выполнения каких-то конкретных работ. Ведь в институт поступают заявки от самых разных организаций. Например, в начале февраля будущего года мы ожидаем аэрогеодезистов. Ещё ждём специалистов технического профиля, которые будут готовить оборудование станции к работе. К нам приедет палеобиолог и гляциолог (специалист по ледникам, изучающий подвижки льда).

Что входит в ваши каждодневные обязанности?

Начальник станции отвечает за всё: от закупки необходимых для жизни вещей до научной деятельности.

Есть общая программа по всем специалистам, где описана миссия, задачи и объём работ, которые обязан выполнить каждый участник экспедиции.




Например, есть задача - наблюдение за уровнем моря. В случае образования льда мы должны выставить вешки, поставить приборы, снять информацию. Всё это расписано от и до.

Администратор отвечает за исполнение всех научных программ, и если какой-то процесс не идёт, спрос с меня.

Есть ли у полярников социальные льготы и привилегии?

Льготы для полярников как таковые сейчас отсутствуют. Есть просто нормы, регламентирующие работу в условиях Крайнего Севера.

Года три назад, когда учредили праздник День полярника, всех сотрудников полярных станций приравняли к работникам Крайнего Севера. Что это значит?


Сергей Никитин: «Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей»

Возьмём, к примеру, города за полярным кругом. Их жители тоже работают в тяжёлых условиях, но при этом пользуются всеми благами цивилизации, приходят домой, ложатся в тёплую ванну, спят с жёнами, видят своих детей.

Господа, которые разрабатывают законы, почему-то решили, что Антарктида, где высота четыре километра, где гипоксия и –80 градусов - это Мурманск. Я считаю, что это несправедливо.

Раньше у нас были небольшие привилегии: отпуск был длиннее, стаж шёл. Всё это было возможно с того момента, как мы пересекали на судне 50 градус южной широты.

Сейчас минимальная зарплата сотрудника полярной станции - 60 000 рублей. Максимальная - 150 000.

Я уже на пенсии. Пенсия у меня огромная - 15 000 рублей.

Если сравнивать вашу работу с офисной, в чём её особенности?

На полярной станции нельзя уволить человека. Это очень страшно.

В Антарктиде всё, что произошло на станции, - это проблема станции. А бывает всё. Это как подводная лодка. Но подводные лодки сейчас уходят в плавание всего на месяц (раньше на четыре), и там есть специальные изоляторы для матросов или офицеров. Потому что даже у крепких людей бывают отклонения.

«Беллинсгаузен» в этом плане удачная база, открытая для внешнего мира. На труднодоступных станциях страшно. Болезнь, межличностные разногласия могут стать огромной проблемой. Под угрозой может оказаться жизнь всей станции.

Самый главный принцип - не учить других. Если взрослый человек почувствует, что ты пытаешься переделать его, будет конфликт. О людях здесь лучше думать хорошо, чем плохо.

Атмосферу на станции видно сразу. Когда всё хорошо, администратор наладил отношения со всеми и между всеми, все ходят, улыбаются. Можно сидеть в компании с человеком и его не замечать, и это замечательно. Когда обстановка накалена, люди возбуждены, ходят настороженно, оглядываются.

Как устроен быт на станции?

По сравнению с той первой Антарктидой, куда я попал, быт сейчас на довольно высоком уровне. У нас есть интернет и телевидение - что тут говорить.




Конечно, мне бы хотелось, чтобы у нас были ультрасовременные станции. Если «Беллинсгаузен» будет выглядеть, как космический корабль, я буду гордиться нашей миссией в Антарктиде.

Ведь к нам приезжают туристы со всего мира. Мы как зеркало. Если люди, которые к нам приходят, будут видеть, что здесь всё хорошо, они будут считать, что и страна у нас хорошая.

У вас там очень холодно?

Критично низких температур на береговых станциях не бывает. Это раздел между морем и огромным антарктическим куполом, где миллиарды тонн льда. С одной стороны у тебя ледяная гора, а с другой - относительно тёплое море.

Как отдыхают полярники на станции?

Есть такая поговорка: «Полярники боятся холода, голода и работы». Но это больше шутка. Работы мы не боимся. Порой делаем её в авральном режиме и экстремальных условиях, потому что жить хочется всем.

Отдых - сугубо личное дело. Все люди разные. Кто-то любит читать, кто-то спортом занимается.

У нас есть теннисный стол, хороший тренажёрный зал, где любители бодибилдинга работают над собой. Иногда устраиваем турниры по теннису. Бывает очень весело.

Дни рождения и другие праздники тоже стараемся отмечать весело. Но без последствий.

Чего больше всего не хватает на станции?

Когда нормальный человек уезжает куда-то надолго, он скучает только по дому.

Нацисты в Антарктиде. Вокруг этой исторической темы столько легенд и домыслов, что в наше время очень сложно разделить правду и вымысел. Экспедиция в Антарктиду, Новая Швабия, база 211, конвой фюрера, бой с эскадрой адмирала Бёрда и много другое. Что же было на самом деле, а что придумано? Попробуем разобраться.

Экспедиция в Антарктиду.

Принято считать, что эпоха великих географических открытий давно прошла. С одной стороны, это так. Но и ХХ век оказался не обделен географическими открытиями. Касались они в основном Арктики и Антарктики. К началу ХХ века они были единственными «белыми пятнами» на планете. После Первой мировой войны человечество создало целый комплекс технических средств, позволявших исследовать необъятные ледяные просторы на крайнем севере и крайнем юге. Арктику активно исследовали и осваивали Советский Союз, Норвегия, Италия, Германия и другие европейские страны. Об этом известно достаточно широко. О полетах дирижаблей «Норге» и «Италия», походах советских ледоколов и ледокольных судов знают все. А об исследовании Антарктиды в 30-х годах ХХ века знают немногие. После прихода в Германии к власти Гитлера нацистам были нужны пропагандистские акции мирового уровня. Например, такие как Олимпийские игры в Берлине 1936 года, где впервые в истории велась телевизионная трансляция церемонии открытия в прямом эфире. К событиям такого же масштаба относилась и немецкая экспедиция в Антарктиду.

Строго говоря, она была далеко не первой. Первая экспедиция состоялась в 1901-1903 годах, вторая в 1911-1912 годах. В 1937 году в южные моря впервые вышла германская китобойная флотилия, и после её успешного возвращения весной 1938 года началась подготовка третьей германской антарктической экспедиции. Формально это была гражданская экспедиция (в фашисткой Германии!) в сотрудничестве с немецкой авиакомпанией «Люфтганза». Главной задачей экспедиции было исследование определенного сектора Антарктиды с последующим закреплением его как территории Германии. Так как экспедиция планировалась многочисленной, было решено направить к берегам Антарктиды переоборудованное грузопассажирское судно.


Переоборудование касалось установки катапульты и крана для работы с тяжелым гидросамолетом. «Швабия» (MV “Schwabenland”) была грузопассажирским судном. С 1934 года она работала в Атлантике как пакетбот. После модернизации на борту «Швабии» базировались два тяжелых гидросамолета. Они могли стартовать с паровой катапульты на корме корабля, а после полета подниматься на борт с помощью крана. Переоборудование «Швабии» проводилась на одной из верфей Гамбурга. На борту «Швабии» находилось около 200 человек и 4 собаки. Руководил экспедицией полярный капитан Альфред Ричер , широко известный в 30-х годах ХХ века экспедициями на Северный полюс. Перед отправлением экспедиции произошел странный инцидент. В Гамбург приехал американский полярник Ричард Бёрд , который получил приглашение на участие в экспедиции. Но почему-то перед самым отплытием он отказался от участия в ней. Некоторые источники утверждают, что Бёрд принял такое решение, узнав, что на борту находятся офицеры СС. «Швабия» отправилась в Антарктиду из Гамбурга 17 декабря 1938 года.



Прибыв в Антарктиду 19 января 1939 года, экспедиция начала методическое подробное фотографирования континента. Был обследован огромный район южного континента от 13° з. д. до 22° в. д. (приблизительно 600 000 км²), через каждые 25-30 км сбрасывались вымпелы, каждый из которых был весом около 12 килограмм. Это было сделано для того, чтобы впоследствии их можно было найти с помощью магнитометров и доказать факт закрепления территории за Германией. Было сделано более 11000 фотоснимков, охватывающих примерно 360 000 км², что больше территории современной Германии. Экспедиция открыла свободный ото льда оазис Ширмахера. Место, где была произведена высадка на берег континента, назвали «Новой Швабией». В середине февраля 1939 года экспедиция покинула Антарктиду. Возвращение судна в Гамбург заняло два месяца. 12 апреля 1939 года «Швабия» вернулась в Гамбург, где капитан Ричер доложил Гитлеру о проведённых исследованиях. Полярник был так захвачен результатами «ледового похода», что сразу стал планировать вторую, полностью гражданскую, экспедицию с использованием большого количества самолётов. Однако началась Вторая мировая война, и эти планы пришлось отменить.


Эта часть нашего рассказа строго документальна. Нацистская Германия действительно организовала экспедицию в Антарктиду и сделала попытку «застолбить» часть её территории.

База 211

Всё то, о чем будет рассказано далее, вероятнее всего миф. Но, как всегда, есть нюансы, которые заставляют задуматься о том, что что-то из рассказанного, отдельные части, может оказаться правдой. Слухи и легенды говорят о том, что во время экспедиции на «Швабии» с помощью авиации были найдены два оазиса безо льдов.

На самом деле был открыт оазис Ширмахера. Это район в центральной части Берега Принцессы Астрид и Земли Королевы Мод, представляет собой свободный ото льда участок площадью приблизительно 35 квадратных километров. Он отделен от океана ледником Никлисена шириной 80 км. В оазисе есть холмы высотой 220 м., ложбины, многочисленные озера. Вдоль северной части оазиса расположены водоёмы, соединённые под шельфовым ледником с морем, о чём свидетельствуют отчётливо выраженные приливные колебания уровня воды. Этот оазис был назван в честь немецкого летчика, принимавшего участие в экспедиции - пилота Р. Ширмахера . Сейчас на территории оазиса Ширмахера располагается антарктическая станция Новолазаревская, а также вторая постоянная антарктическая станция Индии Майтри.

Слухи же утверждают, что в найденных двух оазисах были открыты входы в пещеры. В этих пещерах была вполне комфортная температура. В некоторых из них были озера с морской водой – они явно соединялись с океаном, некоторые были «сухие». В 1943 году к Антарктиде прибыли немецкие подводные лодки, которые, якобы по следам языков теплой воды, нашли подводные входы в эти пещеры, и в них была создана база 211 – «Новый Берлин». Связь с «Новым Берлином» на постоянной основе осуществляли подводные лодки из так называемого «конвоя фюрера».

Читается на одном дыхании, и воспринимается как фантастика, не правда ли? Но есть свидетельства о фразе Карла Дёница , командующего сначала подводным флотом Германии, а потом и всего Кригсмарине. В 1943 году немецкий адмирал заявил: «Немецкие подводники впишут себя в историю хотя бы тем, что в другой части земного шара создали для фюрера величайшую и неприступную крепость» .

Как относиться к этим словам? Какая - то субмарина действительно дошла до шестого континента? Если была у немцев на русском Севере база «Норд» (смотри статью «Свастика над Арктикой»), по ней есть трофейные документы. По базе 211, кроме названия, нет ничего.


Конвой фюрера

В этой теме так же причудливо соединились правда и вымысел. Существовало ли такое подразделение в Кригсмарине, как «конвой фюрера»? Да, с большой долей вероятности. Возможно, что официально эти лодки назывались как то по-другому. Занимался ли конвой фюрера транспортными перевозками в Антарктиду? Нет. Реально задачей этих подводных лодок была тайная транспортировка «особых» пассажиров и грузов в другие страны. Об одной из сторон деятельности конвоя фюрера увлекательно написано в приключенческой повести Леонида Платова «Секретный фарватер». С 1943 года немецкое руководство занялось разработкой и реализацией плана «Шлюз» - тайной перевозкой людей и грузов в другие страны. Лодки, входившие в конвой, делились на три группы.

Первая группа состояла из боевых подводных лодок океанского класса -модернизированные лодки семейств тип VII и IX. Модернизация заключалась в том, что уменьшалось количество торпедных аппаратов и торпед, а за счет освободившегося пространства лодки могли взять на борт несколько пассажиров и небольшие партии груза.

Командирам и экипажам этих субмарин были поставлены особые и специальные задачи, подробности которых до сих пор не известны. Эти лодки имели ограниченное количество торпед на борту только для самообороны. Все остальное торпедное оружие на них было снято.

Вторая группа состояла из специально спроектированных транспортных подводных лодок тип XIV. Одна такая лодка-танкер обеспечивала десяти боевым подводным лодкам увеличение срока патрулирования на месяц. Были и специализированные лодки - торпедовозы. На немецком флоте лодки типа XIV называли «дойными коровами». По некоторым данным, такие «дойные коровы» входили и в конвой фюрера.

Третья группа – полумифическая. Якобы есть документальный фильм, где они сняты. Есть свидетельства полковника американской разведки Уиндела Стивенса о том, что во время войны немцы построили 8 больших субмарин. По размерам они сопоставимы с самыми большими в мире дизель-электрическими подводными лодками – японскими подводными крейсерами типа I-400. Как пишут исследователи, разработка проекта началась в 1938 году, к 1939 году проект был готов. Эти лодки обозначались как тип UF. Базировались они в бетонных убежищах для подводных лодок на острове Гельголанд. Называлось эта подразделение – эскадра «А». Никакой информации о лодках тип UF ни один из справочников по Кригсмарине не дает. Реальное количество подводных лодок, задействованных в конвое фюрера порядка 30 единиц. Это немного, по сравнению с общим количеством субмарин в Германии.


Реально есть два подтверждения существования конвоя фюрера.

Во-первых, две лодки из конвоя при непонятных обстоятельствах после окончания войны интернировались в аргентинском порту Мар-дель-Плате. Это U-530 (тип IX) и U-977 (тип VII). Американцы долго допрашивали экипаж, но ничего путного не узнали и отпустили его в Германию. Лодки перевели в США, где их сначала показывали, как образец вражеской техники, а потом потопили в качестве мишеней. Интересно другое. Впоследствии, один из командиров решил издать свои мемуары. В печать просочилось письмо, которое целесообразно процитировать. Письмо датировано 1 июня 1983 года: «Дорогой Вилли, я размышлял о том, стоит ли издавать твою рукопись, касающуюся «U-530». Все три лодки («U-977», «U-530» и «U-465»), участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики. Может быть, лучше не будить их? Подумай об этом, старый товарищ! Подумай также о том, в каком свете предстанет моя книга после рассказанного тобой? Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию. За ее выживание. Поэтому подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все, как выдумку? Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия? И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом! Конечно, ты не намереваешься сделать это просто из-за денег. Я повторяю еще раз: пусть правда спит с нашими подлодками на дне океана. Таково мое мнение… На этом я заканчиваю письмо, старый товарищ Вилли. Пусть Господь хранит нашу Германию. Искренне, Хайнц».


Подводная лодка U-534. Подводная лодка вышла из Киля 5 мая 1945 года. На ее борту были часть золотого запаса Третьего рейха, секретные германские архивы и несколько пассажиров. Лодка шла в надводном положении, когда ее атаковали английские самолеты близ острова Анхольт, где она и затонула на глубине 60 метров. Но 47 членам экипажа удалось спастись. Они-то впоследствии и рассказали о грузе U-534.

Во-вторых, 11 июня 1945 года сотрудниками контрразведки СМЕРШ 79 стрелкового корпуса в здании штаба ВМФ Германии, расположенного по адресу Берлин-Тиргартен, Тирпитцзуфер 38-42, в служебном помещении обнаружены "карты прохождения морских глубин" с грифом "только для капитанов подводных лодок А-класса зондер-конвоя фюрера" в количестве 38 штук под номерами с серией "44" № с 0188 по 0199 и с № 0446 по 0456".

Экспедиция адмирала Бёрда

Такая экспедиция действительно была в 1947 году. Операция «Highjump» («Высокий прыжок»). США послали в Антарктиду мощную эскадру военных кораблей. Это была очень странная научная экспедиция. Формально нужно было основать научную станцию и провести гидрографические исследования. Её основу составляла оперативное соединение 68 в составе 13 военных кораблей с 33 самолетами на борту и 4 700 членов экипажа. Если речь шла о создание американской научной станции, то военный флот был явно лишним. Или всё-таки американцы что-то знали о базе 211? В состав соединения 68 входил авианосец «Филиппин Си» USS «Philippine Sea» (CV-47), 3 плавбазы гидроавиации, 2 эсминца, 2 танкера, 2 судна снабжения, подводная лодка и 2 вооруженных ледокола.


Руководителем экспедиции был контр-адмирал в отставке Ричард Бёрд – тот самый, что отказался в последний момент от участия в нацисткой экспедиции в Антарктиду. Командование Оперативным соединением 68 осуществлял контр-адмирал Ричард Крузен .

Несколько человек из экспедиции – летчики и матросы погибли от несчастных случаев. Из-за резкого ухудшения погодных условий, экспедиция вернулась в США. Это факты. Но почти сразу после возвращения и до сих пор по медийному пространству циркулирует другая версия возвращения. Якобы 68 оперативное соединение приняло бой с дисколетами с немецкими крестами. Эскадра потеряла эсминец и несколько самолетов. Таковы версии, но они явно не соответствуют действительности.

Заключение

И сегодня территорию бывшей Новой Швабии продолжают исследовать немцы - там работает германская антарктическая станция Нормайер III. Формального отказа от земель Новой Швабии германским правительством так и не было дано. Однако сегодня эта территория называется Земля Королевы Мод, и права на нее заявлены Норвегией. Нацистская антарктическая военная база 211 «Новый Берлин» - не более чем миф Несколько лет назад ученые стали замечать рядом со станцией странные явления - неопознанные летающие объекты. Что это такое, пока никто объяснить не может. Но точно не привет с несуществующей нацистской базы.