«Высоко полный месяц стоит…» И. Бунин

Произведение относится к раннему творчеству Бунина. В стихотворении он описывает деревенский пейзаж и порождаемые им впечатления.

Автор говорит о селе при свете луны, но описанию природы у него уделено больше места, чем изображению того, что создано человеком. Картина получается почти статичной. Деревня спит и почти ничего не нарушает природного ритма, если не считать шума, издаваемого мельницей, но это не преобразование природы, а встраивание в нее. Построенное человеком сооружение становится, в некотором роде, частью естественного ландшафта.

Сочетание месяца, растений и воды дополняется расположенным среди этого всего селом. Однако в данном случае автор рисует картину гармоничного сосуществования. Человек здесь не является врагом природы. Он, как ракита и камыши, погрузился в сон, подчиняясь заведенному природой порядку.

Месяц, видимо, должен указывать на это. Он является символом и ночи, то есть сна и покоя. Одновременно, луна над головой может олицетворять вечность, так как, в отличие всего живущего на земле, она неизменно появляется в установленное время все в том же виде.

В стихотворении отсутствуют мистические мотивы. Поэт изображает село и окружающую его природу в период полнолуния, но не рисует ни одной зловещей детали.

Цвета, использованные для описания пейзажа, подчеркнуто блеклые, невыразительные. Вероятно, с помощью такой цветовой гаммы Бунин хотел подчеркнуть отсутствие движения и царящую тишину.

Само изложение построено, чтобы создать состояние покоя. В стихотворении отсутствуют резкие переходы, используемые метафоры, также не цепляют внимание читателя. Одно плавно перетекает в другое.

Автор часто заканчивает описание многоточием. Этим он усиливает ощущение полусна, которое он желает создать. Он не ведет читателя дальше, как бы, зовет его остановиться и ощутить царящий в нарисованной им картине покой, стать ее частью.

Бунин не вводит в произведение лирического героя, чтобы не разрушить созданную им картину безмятежности. Человек, непременно, сломает нарисованную им идиллию. Поэт пытается поймать момент, почти отсутствующий в реальности, когда мир погружен в ничем не нарушенный покой и гармонию.

Литературный анализ

Произведение относится к раннему творчеству поэта, написанное в юношеском возрасте в лирико-романтическом жанре. Основной темой стихотворения является описание деревенского пейзажа в ночь при полной луне, выражающего гармоничность взаимоотношений природы и человека.

Композиционная структура произведения, являющаяся кольцевой, выстроена из трех строф, заканчивающийся той же строкой, что и начиналось. Ключевым лейтмотивом стихотворения поэт выбирает умиротворение, передавая цикличность природного состояния, выраженного в описании размеренности мирной, безмятежной сельской картины. При этом поэт применяется различную рифмовку строф в виде перекрестной и парной с использованием мужских рифм, ставящих ударение на последнем слоге.

Отличительной особенностью стихотворения являются использованные в нем художественные средства выразительности в форме многочисленных эпитетов, описывая напевность природы, олицетворений, выражающих тишину и ночную бледность, а также метонимии, обладающих поэтической сдержанностью с короткими фразами и полунамеками, переводящих сельский сон в место описания.

Поэт отказывается использовать в стихотворении образ лирического героя, предпочитая лично быть словесным живописцем в качестве стороннего наблюдателя, стремящегося не нарушить идиллическую природную картину тихой ночи, взвешенно подбирая каждое слово в стихах.

Стихотворение не имеет мистического содержания, связанного с периодом полнолуния, описывая лишь в черных и белых красочных оттенках вид туманной белесости, серебристость лунного света и бледность ночи, при этом использование звукописи позволяет ощутить размерный жизненный и природный круговорот, находящийся в красоте и покое.

Звучание успокаивающих, плавных, музыкальных и задумчивых звуков выражает нарисованный ночной образ, передающий природный шорох и умиротворенность. Описание спящего села включается в общую картину полнолунной ночи как гармоничное окружение очаровательного пейзажа.

Анализ стихотворения Высоко полный месяц стоит по плану

  • Анализ стихотворения На розвальнях, уложенных соломой Мандельштама

    Произведение представляет собой пример соединения в один образ реального события в жизни автора и исторических ассоциаций, которое они у него вызвали. В результате получилась яркая картина, приоткрывающая внутренний мир поэта.

  • Высоко полный месяц стоит
    В небесах над туманной землей,
    Бледным светом луга серебрит,
    Напоенные белою мглой.

    В белой мгле, на широких лугах,
    На пустынных речных берегах
    Только черный засохший камыш
    Да верхушки ракит различишь.

    И река в берегах чуть видна…
    Где-то мельница глухо шумит…
    Спит село… Ночь тиха и бледна,
    Высоко полный месяц стоит.

    Анализ стихотворения «Высоко полный месяц стоит» Бунина

    Для своего дебюта в творческой среде Иван Алексеевич Бунин избрал не прозу, а поэзию. В первую подборку стихотворений вошло и произведение «Высоко полный месяц стоит», созданное в классической традиции.

    Стихотворение написано в 1887 году. Его автору 17 лет, он, не доучившись, оставил гимназию. Родители И. Бунина отнеслись к такому решению спокойно, а его брат Юлий стал его домашним учителем. По жанру — пейзажная лирика, по размеру — трехстопный анапест с перекрестной и смежной (во 2 строфе) рифмовкой, 3 строфы. Рифмы открытые, закрытые. Лирический герой явно не обозначен, это просто некий наблюдатель, который чуть ли не единственный в селе не спит в эту ночь. Композиция кольцевая, с возвратом к первой строфе.

    В ту пору юный поэт жил в отцовской усадьбе Озерки. Спустя 4 года с домом пришлось распрощаться, он был продан. Семья больше не собиралась вместе. Впечатления тех лет — неизменные спутники творчества И. Бунина на протяжении всей его жизни. Отсюда он отправил в редакцию свои первые стихи, здесь впервые полюбил. Последний раз И. Бунин видел дом уже в год революции. Спустя еще 25 лет он был полностью уничтожен, разобран на дрова.

    «Ночь тиха», туман, лунный свет, одиночество — эти образы словно перекликаются с произведением «Выхожу один я на дорогу» М. Лермонтова, однако И. Бунин ставит перед собой другую задачу: не высказать себя, а представить отрешенную картину ночной природы. Он боится спугнуть тишину, разбудить спящее село. Без восклицаний и вопросов он рисует неяркий пейзаж. Многоточия 3 строфы наводят сон на читателя: и река в берегах чуть видна… Поэт использует повторы: бледным, бледна, белою мглою, в белой мгле, река в берегах, речных берегах. Наконец, идентичны первая и заключительная строки. Пейзаж не разноцветный, только «белый» и «черный». Молчание почти полное, лишь «где-то мельница глухо шумит». Поэт хочет запечатлеть в своем сердце эту простую, но таинственную картину русской природы: луга, река, ракиты и камыш, мельница и дома сельчан. Кажется, лирический герой сам становится деталью пейзажа. Он не выдает своих чувств. Эпитеты: бледным светом серебрит. Олицетворения: спит село, напоенные мглой, месяц стоит. Синекдоха: камыш (частное употребляется в значении целого).

    Детство и юность И. Бунина прошли в сельской местности. Природа и крестьянская жизнь становятся основными образами поэзии семнадцатилетнего поэта.

    «Высоко полный месяц стоит…» Иван Бунин

    Высоко полный месяц стоит
    В небесах над туманной землей,
    Бледным светом луга серебрит,
    Напоенные белою мглой.

    В белой мгле, на широких лугах,
    На пустынных речных берегах
    Только черный засохший камыш
    Да верхушки ракит различишь.

    И река в берегах чуть видна…
    Где-то мельница глухо шумит…
    Спит село… Ночь тиха и бледна,
    Высоко полный месяц стоит.

    Анализ стихотворения Бунина «Высоко полный месяц стоит…»

    Далеко не все знают о том, что свой путь в литературу Иван Бунин начал не с прозы, а с поэзии. Впоследствии он нередко возвращался к стихам, считая их наиболее точной и емкой формой выражения своих мыслей и ощущений.

    Первый цикл его поэтических произведений был написан в ранней юности, и уже в 1887 году автор опубликовал стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», посвященное родовому имению Озерки. Именно здесь прошли детские годы Ивана Бунина, и он навсегда сохранил в своем сердце память об этом счастливом отрезке своей жизни.

    Стихотворение «Высоко полный месяц стоит…», как и многие произведения этого периода, выдержано в лирическом и романтическом ключе. Автор рассказывает о том, как безмятежна лунная ночь в селе, которое погружено в сон. Лишь серебристый свет месяца падает на широкие луга и пустой речной берег, где в этот полночный час только «черный засохший камыш да верхушки ракит различишь». Сам 17-летний Бунин является сторонним наблюдателем и пробует себя в роли словесного живописца. Он словно бы опасается нарушить ночную идиллию, поэтому очень взвешенно подбирает слова. Возможно, по этой причине это и многие последующие стихи Бунина отличаются особой сдержанностью, а о чувствах автора можно лишь догадываться по отдельным фразам и намекам.

    Умиротворение – вот основной лейтмотив этого стихотворения, и Бунин при минимуме образных выражений мастерски передает это состояние окружающего мира. «Спит село… Ночь тиха и бледна», - отмечает поэт, и в каждом слове ощущается размеренность сельской жизни, которая подчинена своим законам. В понимании юного Бунина это и является гармонией, и ее разрушение представляется начинающему поэту вселенской катастрофой . И это – еще одна причина, по которой он с волнением вслушивается, как «где-то мельница глухо шумит», понимая, что подобные мгновения жизни – бесценный дар.

    Примечательно, что это стихотворение имеет кольцевую структуру, то есть, начинается и заканчивается одной и той же фразой. Возможно, подсознательно автор хотел этим подчеркнуть цикличность того, что происходит в окружающем мире. Однако парадокс заключается в том, что люди рано или поздно все равно выпадают из этого цикла. И не потому, что уходят из жизни, а из-за неумения вслушиваться в тишину и постигать ее сокровенные тайны. Именно в те редкие минуты, когда это понимание им доступно, и было написано стихотворение «Высоко полный месяц стоит…».