Я памятник себе воздвиг нерукотворный языковые средства. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Памятник А.С.Пушкину в Царском Селе (фото автора статьи, 2011)
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» написано в 1836 году, за полгода до гибели Пушкина. Не самые лучшие времена переживал тогда поэт. Критики не жаловали его, царём были запрещены в печати лучшие работы, в светском обществе распускались сплетни по поводу его персоны, в семейной жизни всё было далеко не безоблачно. Поэт был стеснён в денежных средствах. Да и друзья, даже самые близкие, с прохладцей относились ко всем его тяготам.
Вот в такой непростой обстановке Пушкин пишет поэтическую работу, которая со временем становится исторической.
Поэт как будто бы подводит итог своему творчеству, искренне и откровенно делится мыслями с читателем, оценивая свой вклад в русскую и мировую литературу. Верная оценка своих заслуг, понимание грядущей славы, признания и любви потомков – всё это способствовало тому, чтобы помочь поэту спокойно относиться к клевете, обидам, «не требовать от них венца», быть выше этого. Об этом Александр Сергеевич говорит в последней строфе произведения. Возможно, именно тягостные думы о непонимании и недооценке его современниками и подвигли поэта написать это важное стихотворение.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный» в какой то степени является подражанием известному стихотворению «Памятник» (в основе которого в свою очередь, лежит стих Горация). Пушкин следует за текстом Державина, однако вкладывает в свои строчки совершенно другой смысл. Александр Сергеевич вещает нам о своей «непокорности», о том, что его «памятник» выше памятника Александру I, «Александрийского столпа» (мнения литературных исследователей о каком памятнике идёт речь, расходятся). И о том, что народ будет постоянно приходить к его памятнику, и дорога к нему не зарастёт. И пока в мире будет существовать поэзия, «пока в подлунном мире жив будет хоть один пиит», слава поэта не померкнет.
Пушкин знает точно, что все многочисленные народы, входящие в состав «Руси великой», будут относиться к нему, как к своему поэту. Любовь народа и вечное признание Пушкин заслужил уже тем, что его поэзия пробуждает в людях «добрые чувства». А также и тем, что он «восславил свободу», боролся, как умел, создавая свои важные произведения. И никогда не переставал верить в лучшее, а для «падших» просил «милости».
Анализируя стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный», мы понимаем, что это произведение — философское размышление о жизни и творчестве, это выражение своего поэтического предназначения.
По жанру стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» – ода. В её основе лежат главные пушкинские принципы: свободолюбие, гуманность.
Размер стихотворения — шестистопный ямб. Он великолепно передаёт решительность и ясность мыслей поэта.
В произведении не только «фразеологические сочетания, но и отдельно взятое слово, влечет за собой целый круг ассоциаций и образов, теснейшим образом связанных с той стилистической традицией, которая была привычной для поэтов – лицеистов».
Количество строф в стихотворении – пять. Последняя строфа выдержана в торжественно-спокойном тоне.
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Функция полисиндетона — «побуждать читателя к обобщению, к восприятию ряда деталей, как цельного образа. Видовое складывается при восприятии в родовое, а именно — «народы Российской империи».
Идея стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» скорее всего, навеяна воспоминаниями Пушкина . Именно он, ближайший и преданный друг Александра Сергеевича, первым понял величие Пушкина и предсказал ему бессмертную славу. При жизни Дельвиг во многом помогал поэту, был утешителем, защитником, и в чём-то даже учителем Пушкина. Предчувствуя скорую кончину и прощаясь с творческой деятельностью, Пушкин как бы соглашался с словами Дельвига, утверждал, что его пророчества сбудутся, вопреки недалёким глупцам, которые губят поэта так, как погубили за пять лет до того его собрата «по музе и судьбам», самого Дельвига.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный… (А.С.Пушкин)
(полный текст стихотворения)
Exegi monumentum
*.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспоривай глупца.
*) Я памятник воздвиг.. (начало стихотворения Горация)
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку
Обновлено: 2011-05-09
ПосмотритеВнимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Историко-биографический материал
История создания и дата написания стихотворения
Стихотворение было написано за несколько месяцев до смерти поэта в 1836 году. Оно было зачитано Пушкиным на новогоднем балу.
Место стихотворения в творчестве поэта
Поэт подводит итоги своему творчеству, пытаясь заглянуть и в будущее.
Главная тема стихотворения
Стихотворение «Памятник» посвящено размышлениям о назначении поэта и поэзии на земле. Мне кажется, данное стихотворение выражает твердые, уже сложившиеся взгляды поэта. По мнению Пушкина, поэта – божий посланник, который несет праведное слово народу. Автор уверен в том, что его творчество не померкнет с годами, и люди всегда будут интересоваться его творениями.
Тема творчества, поэта и поэзии.
Лирический сюжет
Сюжет стихотворения это осмысление судьбы поэта в историческом масштабе.
Проблема стихотворения
Проблема закрепления своей славы поэта во времени.
Композиция стихотворения
Пушкин верит, что его душа, заключенная в стихах, бессмертна:
Душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В последней строфе поэт призывает музу быть благосклонной, то есть просит о том, чтобы вдохновение не покидало его. Также просит «хвалу и клевету приемлить равнодушно», потому что толпа непостоянна: сегодня она хвалит, а завтра – стыдит и ненавидит твои стихи. Конечно, это введет в заблуждение или в растерянность кого угодно.
Последняя строка уговаривает музу «не оспоривать глупца». Если человек не понимает всего того, что хотел передать поэт в стихах, то и не нужно доказывать ему о значимости поэта и поэзии на нашей земле.
В первых четырех строфах лирический герой размышляет над своим поэтическим наследием, последняя строфа – обращение к музе.
Лирический герой
Преобладающее настроение, его изменение
Настроение торжественное и возвышенное на протяжении всего стихотворения.
По своей возвышенности произведение можно определить как оду. Оно воспевает поэта и его заслуги.
Пять строф, четверостишия.
Основные образы
Образ нерукотворного памятника создается в сравнении с реальной гранитной колонной, установленной в 1834 г. на Дворцовой площади Санкт-Петербурга в честь победителя Наполеона, одного из организаторов Священного Союза императора Александра I.
Образ музы чистый, не запятнанный гордыней. Она не принимает лести и не осуждает критиков.
Лексика стихотворения
Лексика высокого стиля, что характерно для данного жанра: «воздвиг», «главою», «велению».
Поэтический синтаксис
В стихотворении использовано много ярких средств языковой выразительности. Например, аллегория (под словом «памятник» подразумевается то, что поэт создал за свою жизнь), эпитеты (памятник нерукотворный, главою непокорной, в заветной лире, мир подлунный, по Руси великой, сущий язык, друг степей калмык, дикой тунгус), олицетворения (душа прах переживет и тленья убежит; муза, будь послушна, хвалу и клевету приемли равнодушно, не оспаривай глупца), антитезы (нерукотворный и непокорной, чувства добрые и жестокий век, хвалу и клевету), архаичные слова, которые придают стихотворению торжественность (пиит, доколь, в заветной лире, по Руси великой, воздвиг нерукотворный, приемли, сущий, не оспаривай).
Сложные предложения, использована инверсия.
Изобразительные средства иносказания
эпитеты: «памятник нерукотворный», «главою непокорной», «заветной лире».
Звукопись
Динамика развития лирического сюжета передана фоническими средствами. Повтор, превалирующий в первой строфе, акцентирует ключевую мысль (звуковые ассоциации):
Я памятник
себе воздвиг не
рукотворный
,
К не
му не
зарастет на
родная
тропа,
Возне
сся выше он
главою не
покорной
Алексан
дрийского столпа.
Нет
, весь я не
умру…
В следующих трех строфах-четверостишиях на первый план выходит такая фоническая система, как ономатопея. Благодаря повтору «д» с гласными слышен отзвук колокольного звона. Впечатление создается не только торжественное, но и тревожное, так как активизируется ассонансный звук «у». В последней строфе он преобладает, акцентируя в психологическом состоянии лирического героя трагические ноты.
Шестистопный ямб, стопа двухсложная с ударением на 2ом слоге.
Ритм и рифма. Способы рифмовки
Рифмовка перекрестная.
Эмоции вызванные при прочтении
На мой взгляд, стихотворение «Памятник» - одно из самых ярких и прекрасных стихотворений А.С. Пушкина, которое занимает значимое место в его творчестве.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушкиным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.
В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение - запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин - как величайший поэт.
Произведение написано в жанре греко-римской оды, это вольное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разрабатывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.
Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Гораций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Италию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Пророка». Он с гордостью говорит о народном признании его произведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.
В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть - это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть - это своеобразное доказательство тезиса. Аргументы - вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «милости к падшим». Третья часть - это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низменных, земных дел, от оценок общества.
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («памятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и многосоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой пробуждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения создается с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого стиля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».
Таким образом, «Памятник» - это своеобразный итог пушкинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
Это стихотворение часто называют поэтическим
завещанием А. С. Пушкина — оно воспринимается
так потому, что было написано за полгода до смерти
поэта, в августе 1836 года.
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» состоит из пяти торжественных
строф и является настоящим гимном поэзии. Главная
его тема — прославление истинной поэзии и утверж-
дение высокого назначения поэта. Пушкин раскрыл
эту тему, являясь прямым наследником поэтических
традиций М. В. Ломоносова и Г. Р. Державина.
По жанровым признакам пушкинское стихотворе-
ние представляет собой оду (ода — это торжественные
стихи, прославляющие какое-либо событие).
Эпиграфом Пушкин взял строки из оды древне-
римского поэта Горация «К Мельпомене э: Exegi
топитеплит. — «Я воздвиг памятник». Гораций
в этом произведении оценил свои поэтические за-
слуги. А в дальнейшем создание стихотворений в
жанре поэтического «памятника» стало литератур-
ной традицией.
В русскую литературу такую традицию ввёл
М. В. Ломоносов, который первым перевёл оду
Горация. В 1795 году вольный перевод этого же
стихотворения, но с оценкой уже своих заслуг в
Поэзии сделал Г. Р. Державин. Именно в произ-
ведении Державина определились основные жан-
РОвые особенности поэтических « памятников ». Но
окончательно жанр «памятника» сформировался в
пушкинском стихотворении.
По построению стихотворение Пушкина близко к
« Памятнику » Державина, но при этом он во многом
намеренно отступает от выдающегося образца и вы-
деляет особенности своего творчества.
Как и Державин, Пушкин делит своё стихотво-
рение на пять строф, использует похожие форму и
размер. В первых трёх строчках, как и Державин,
Пушкин использует традиционный размер оды —
шестистопный ямб (александрийский стих), но по-
следняя строка написана четырёхстопным ямбом,
что делает её ударной и ставит на ней смысловой
акцент.
В первой строфе Пушкин традиционно утверждает
значимость поэтического памятника. Но он также
вводит сюда и тему свободы, которую можно назвать
сквозной во всём его творчестве. Он акцентирует вни-
мание на том, что его «памятник» очень высок:
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Александрийский столп (Александровская колонна
на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге) — са-
мая высокая в мире колонна — являлась символом
царской власти в России. Пушкин был придворным
низшего чина и в то же время был гениальным по-
этом. Памятник самодержавию поэт победил силой
своего поэтического слова и высокой духовностью:
ему не знакомы страх и рабская покорность перед
властью.
60
Вторая строфа у всех поэтов, которые создавали
подобные стихотворения, утверждает бессмертие
поэзии. Утверждает это же и Пушкин:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживёт и тленья убежит.
Но в отличие от Державина Пушкин, Испытавший
в жизни непонимание и неприятие, говорит о том, что
его поэзия найдёт более широкий отклик в сердцах
людей, близких ему по духовному складу, и речь
идёт не только об отечественной литературе, но и о
поэтах всего мира:
и славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Всю третью строфу, как и Державин, Пушкин
посвящает теме широкой посмертной славы. Он
предугадывает развитие интереса к его поэзии у са-
мых широких слоёв народа:
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне Дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Четвёртой строфе дана самая главная смысловая
нагрузка — Пушкин определяет сущность своего
ТВорчества. Он объясняет, почему вправе надеяться
на своё поэтическое бессмертие — потому, ЧТО он
ГОРДИТСЯ гуманизмом своих произведений:
и долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Ч то в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
С точки зрения Пушкина, «чувства добрые», кото-
рые пробуждает в читателях искусство, важнее всех
иных его достоинств. Эта проблема станет для литера-
туры второй половины XIX века предметом жарких
споров между представителями демократической
критики и так называемого чистого искусства.
Важно, что в черновиках Пушкина вместо слов «В
МОЙ жестокий век восславил я свободу» было написа-
но: «вслед Радищеву восславил я свободу» — прямое
указание на политический смысл стихотворения.
В последней, пятой строфе, как это было принято
традиционно, поэт обращается к Музе:
Веленью Божию, о Муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Эти строки возвращают читателя к идее, уже вы-
сказанной Пушкиным в стихотворении «Пророк е.
Она заключается в том, что у настоящего поэта —
высокое предназначение, он избран Богом, а потому
несёт ответственность за своё искусство не перед
людьми, которые зачастую не способны его понять,
а перед Создателем.
Значимость темы, высокий пафос, торжественное
звучание — это основные черты стихотворения.
62
Медленный, величественный ритм создаётся за счёт
одического размера (ямб с пиррихием). С этой же це-
лью автор широко использует анафору (Н славен буду
я; И назовёт меня; Н гордый внук славян; Н долго
буду тем любезен; Н милость к падшим.. ») и инвер-
сию: «Вознёсся выше он главою непокорноЙ … ».
Следует такжь отметить введение в текст синтак-
сического параллелизма и рядов ОДНОРОДных членов:
«И гордый внук славян, и финн, и ныне ДИКОй тунгус,
и друг степей калмык».
Поэт выбирает ВОЗВышенные ЭПитеты (памятник
нерукотворный; глава неnокорная; заветная лира;
подлунный мир; гордый внук славян). В стихотворе_
нии используется большое количество славянизмов
(воздвиг, глава, пиит, доколь, всяк сущий).
В текста нет настоящего времени _ только про-
шлое и будущее. Поэт утверждает веЛИчие поэзии
и ставит её выше славы царей и полководцев. А
главная ценность поэзии для Пушкина _ нести
людям добро.
Данное про изведение великого поэта наполнено
безграничной любовью к России, к читателям, несо-
КРУШИМОЙ верой в МОгущество поэтического слова и
СОзнанием выполненного долга.
Какие темы раскрываются в этом стихотворении?
Стихотворение содержит размышления по нескольким проблемам, главная из которых — поэт и поэзия, судьба художника, поэт и общество, заслуги творца перед народом. Он утверждает высокую ценность искусства, свободу творчества. Другие темы и мотивы: сущность, философия славы и памяти, бессмертия, свободолюбивые мотивы, милосердие и др.
В чем видит Пушкин свою заслугу как поэта перед обществом? Найдите в тексте слова и выражения, в которых он определил значение своего творчества.
Пушкин сказал немногие, но очень точные слова, почему он долго будет «любезен народу», и тем самым точно определил значение своего творчества для всех народов, населявших Россию.
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я
Свободу И милость к падшим призывал.
Тем самым он утверждал высокую гуманистическую ценность своей поэзии.
В каком значении употреблены слова «лира», «язык»?
Слово «язык» обозначает не только средство общения, которое использует тот или иной народ, но и сам народ с его культурой и традициями. Надеясь, что его имя назовет «всяк сущий в ней язык» и перечисляя славянина, финна, тунгуса, калмыка, он высказывает уверенность, что его творчество будет должным образом оценено этими и многими другими народами России. Под словом «лира» подразумевается поэзия.
Как вы понимаете выражение «нерукотворный памятник»? В чем смысл противопоставления его Александрийскому столпу?
Имеется в виду противопоставление памятника материального (рукотворного) тому высокому духовному наследию, которое оказывается прочнее и долговечнее в народной памяти, нежели то, что сотворено из железа или гранита. «Нерукотворным» памятником выступает в рассуждениях Пушкина художественное творчество, которое близко и дорого многим народам разных времен.
Найдите в тексте архаизмы, объясните их роль в стихотворении. Почему Пушкин активно вводит их в свои поэтические рассуждения?
Архаизмы воздвигнуть, доколь, всяк сущий в ней язык, вознесся, восславить, глава, пиит, веленью божию, заветный, падшим придают стихотворению торжественное звучание, усиливают высоту заложенных в нем размышлений о роли поэта в обществе, о значении высоких идей, которые приносит людям поэт.
Обратите внимание на эпитеты к словам «памятник», «тропа», «глава», «лира», «чувства», «век». Способствуют ли они раскрытию чувств и мыслей автора?
Памятник — нерукотворный, тропа — народная, лира — заветная, чувства — добрые, век — жестокий. Эпитеты превращают определяемые слова из нейтральных понятий в эмоционально окрашенные. Эпитет нерукотворный создает противопоставление традиционным материальным сооружениям, увековечивающим известных лиц или значительные события. И хотя памятник рукотворный важен и прочен, может привлекать своей красотой и уважением к памяти достойных людей, духовные ценности (нерукотворный) значительно прочнее в памяти народной. Народная тропа звучит торжественно (не тропинка, не тропка, не дорога), символизирует постоянное движение к осмыслению, углубленному постижению наследия великого поэта, приобщению к его чувствам добрым. Заветная лира может иметь два значения: завещанная лучшими поэтами прошлого или особая, тайная, сокровенная, чарующая, свято хранимая. С одной стороны, чувства добрые противопоставлены жестокому веку, с другой — они и притягательны, способствуют уменьшению жестокости и утверждению милосердия.
Вспомните, что среди поэтов разных эпох была традиция лирического изображения «нерукотворного» памятника, как бы подводящего итог творческой деятельности. Вы уже знакомились с «Памятником» Державина. Сопоставьте державинский и пушкинский тексты. Как развивается тема поэта и поэзии в этих произведениях? Чем разнится позиция авторов в понимании этой темы? Сравните художественные средства, с помощью которых выражена точка зрения поэтов.
И Державин, и Пушкин говорят о нематериальном памятнике. Он не подвержен разрушению временем и природными силами, он выше и тверже рукотворных сооружений. Но именно Пушкин определил его как нерукотворный и обладающий непокорной главой. Такой оппозиции Державин не выстраивает. Девятнадцатый век поставил перед национальным поэтом иные задачи. Если Державин видит будущую славу свою в культуре славянских народов, то Пушкин — шире: среди своих читателей он называет и славянина, и финна, и калмыка, и тунгуса, пока еще дикого, но в перспективе приобщившегося к высокому культурному достоянию страны. Ценность своего творчества и доступность его разным народам России и многим поколениям осознает поэт. И, наконец, Державин свои заслуги перед русской литературой и русским языком формулирует конкретно как реформу оды, более свободный разговор с властью, достаточно критичный и открытый, чем ранее. Пушкин свою заслугу видит широко, в общечеловеческом масштабе.